После реформ александра 2. Реформы Александра II (кратко)

В девятнадцатом столетии Российская империя находилась в состоянии еще неявного, но глубокого кризиса. Причины заключались в том, что страна сильно отставала от более развитых соседей в социальном и административном плане. Существовали серьезные проблемы в управлении и в использовании ресурсов, росло народное недовольство, даже дворянство начинало требовать перемен.

Александр II предпринял попытку решить все эти проблемы. Его реформы не предотвратили революцию, все-таки случившуюся позднее, но улучшили жизнь страны на несколько десятилетий.

Что именно изменил Александр II за время своего правления?

Изучить реформы императора во всех деталях невозможно в кратком обзоре. Но даже простое их перечисление позволяет хорошо представить, насколько прогрессивными и своевременными были действия правителя.

Александр II провел:

  • . Абсолютно все крестьяне империи переставали быть крепостными и обретали статус полноправных граждан - причем для этого им не нужно было «выкупать» себя у помещика.
  • Военную реформу. Прежде всего, была отменена система физических наказаний, вызывавшая колоссальное недовольство во время правления Николая I. Кроме того, теперь воинская повинность распространялась на все сословия, и люди из любых слоев общества могли добровольно поступать на обучение в военные училища.
  • Финансовую реформу. Император навел порядок в расходах и доходах государства - отныне бюджет проходил обязательное утверждение у государственного совета и лично у царя, министерства были обязаны отчитываться о своих тратах. За исполнением правил следили специальные комиссии, кроме того, установленный бюджет публиковался в прессе.
  • . Деятельность судов была полностью выведена из-под контроля других ответвлений власти - иными словами, суды стали независимыми и беспристрастными. Также Александр II впервые ввел так называемый принцип состязательности - отныне человек не мог быть осужден без адвоката, любому подсудимому обязательно назначался защитник.
  • . Их суть примерно одинакова - в городах, губерниях и уездах создавались новые органы управления, состоящие главным образом из местных жителей. Отныне все вопросы, связанные с жизнью и развитием города, уезда или губернии, решали не чиновники из отдаленных краев, а местные комиссии, хорошо знакомые с нуждами населения и реалиями географической области.
  • . Университетам была дарована большая свобода самоуправления. Кроме того, поступить на обучение стало проще выходцам из небогатых семей, а еще появились самые первые училища для женщин.

Реформы Александра II часто называют либеральными. И с этим термином нельзя не согласиться. На фоне своих предшественников император стал настоящим «освободителем» для народа, позволил развиваться гражданскому обществу, улучшил жизнь нижних слоев населения.

Реформы Александра II

1 Земельная реформа

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был манифест и положение о даровании свободы крестьянам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности.

2 Отмена телесных наказаний

Указом 17 апреля 1863 г. (в день рождения государя) они были отменены. Новый закон отменил шпицрутены, плети кошки, наложение клейм, но временно сохранил розги. Совершенно освобождены были от телесного наказания: а) женщины; б) духовные лица и их дети; в) учителя народных школ; г) окончившие курс в уездных и земледельческих и, тем более, в средних и высших учебных заведениях; д) крестьяне, занимающие общественные должности по выборам.

3 Земская и городская реформы

Принцип проведенной в 1864 г. Земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Правом выбора в уездные собрания пользуются: а) местные землевладельцы не из крестьян; б) местные крестьяне; в) жители данного уездного города. Собрание отдает распоряжения, контролирует, управа приводит в действие постановления собраний. «Городовое положение» (16 июня 1870г) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах.

4 Судебная реформа

После того как акт 19 февраля возвратил многомиллионному населению их гражданские права, прежний помещичий (вотчинный) суд утратил свой смысл, и его надлежало заменить судом государственным, справедливым, общим и одинаковым для всех. Предварительно были выработаны «Основные Начала» предстоящей судебной реформы и опубликованы во всеобщее сведение, чтобы вызвать всестороннее и свободное обсуждение их. Судебные уставы были обнародованы 20 ноября 1864 г. и положили начало новому суду в России. Главнейшие особенности нового суда:

1. Судебная власть была отделена от административной и законодательной.

2. В уголовных делах власть судебная отделена от обвинительной (прокурорского надзора).

3. Суд происходил гласно, при открытых дверях, доступно для всякого желающего.

4. Суд происходил устно, путем непосредственного расспроса и обмена мнений.

5. Введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью был учрежден прокурорский надзор (обвинительная власть) и институт присяжных поверенных (защита; официальная адвокатура). Создана защита (адвокатура), которой не существовало в старых судах.

6. Введение присяжных заседателей. Они могли судить по совести, по убеждению.

7. Для устранения давления со стороны административных органов полиция при расследовании уголовных дел от участия была устранена; следствие велось судебными следователями.

8. Чтобы лучше обеспечить беспристрастие судебного следствия, должность судебных следователей была объявлена несменяемой; за свои действия они отвечали перед одним лишь сенатом.

9. Для мелких дел учреждены мировые суды (без участия присяжных заседателей).

Судебные учреждения согласно судебным уставам 1864 г.:

1. Низшая инстанция: Мировой суд (для всех сословий) и волостной суд (отдельно для крестьян).

2. Высшая инстанция: Съезд мировых судей (один на уезд): сюда переносились дела по жалобам на решения мировых и волостных судов.

1. Низшая: Окружной суд (один на губернию); состоит из двух отделений: уголовного и гражданского.

2. Высшая: Судебная палата (одна на несколько губерний): сюда переносились дела по жалобам на решения окружных судов.

III. Венцом судебных учреждений являлся сенат, разбиравший жалобы на решения мировых съездов и судебных палат.

5 Военная реформа

Главное событие всей военной реформы – Манифест 1874 года 1 января о всеобщей воинской повинности. Это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Отменена была рекрутская система, каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии.

Срок службы в большинстве войск составлял 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим методом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства и передать их в ведание округов. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику.

6 Финансовая реформа

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

7 Реформы просвещения

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату. Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. В России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

8 Реформа цензуры

В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов; редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

9 Последствия реформ

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855-1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя »

Предпосылки и причины реформ Александра 2

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война, которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

  • Крестьянская реформа (1861 год);
  • Финансовая реформа (1863 год);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Сильно отличались от всех предыдущих российских реформ XIX века (и уж тем более от реформ XVIII века ).

  1. Крестьянская реформа Александра . 19 февраля 1861 года произошла отмена крепостного права . Реформ, конечно, была спонтанна и недоработана. Однако все крестьяне стали свободными. Не все из них были к этому готовы, и многие просто не могли найти себя после освобождения. Единственным серьезным минусом реформы было ее проведение в период экономического кризиса. Все остальные недочеты были делом времени. Главным «плюсом» было то, что крестьяне не просто выгонялись на улицу, а получили в пользование наделы земли с правом выкупа в кредит.
  2. В 1857 году были ликвидированы Военные поселения , основанные еще Александром I .
  3. В 1863 году прошла финансовая реформа с целью модернизации финансовой структуры государства под капиталистический промышленный тип государственной экономики (по европейской модели). Был создан Государственный Банк .
  4. В этом же году прошла реформа образования (Университетский устав ). Результатом стали глобальные преобразования в структуре высшего образования. Вузы стали более самостоятельными и похожими на нынешние высшие учебные заведения.
  5. В 1864 году была проведена Земская реформа (реформа местного самоуправления, давшая больше полномочий органам на местах).
  6. Судебная реформа того же года также приблизила структуру судебных учреждений к современному виду.
  7. 1870 год - год реформы городского самоуправления (дала толчок к промышленному развитию городов).
  8. В 1871 году была, наконец, завершена реформа образования. В этот раз Александр взялся за среднее образование не без помощи Министра просвещения Дмитрия Толстого.
  9. В 1874 году была проведена военная реформа. Реформа была многоструктурной и затрагивала военное образование, технологические моменты, организационные моменты, обмундирование и многие другие нюансы, как например, отмена телесных наказаний или введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутирования и воинских поселений.

Реформы Александра II в 60х-70х годах XIX века стали действительно «Великими реформами », хотя и не все были доведены до конца. Тем не менее, Российская империя стала на самом деле правовым государством. Кроме того, эти перемены разрешили многие социальные и экономические проблемы в обществе и дали возможность нормального развития промышленности в стране.

В 1880 году Александр II начал разрабатывать Конституцию Российской империи , но доделать ее не успел по причине смерти.

Смерть Александра II.

Многие историки советской эпохи описывают всеобщее недовольство народа внутренней политикой Александра II . На самом деле эти сведения многократно преувеличены. Факт заключается в том, что в нескольких многонациональных городах Российской империи (в первую очередь - в Москве и в Санкт-Петербурге) радикально настроенная «интеллигенция» решила продолжить деятельность несостоявшихся революционеров (декабристов ).

По всей стране стали образовываться тайные организации. Некоторые из них даже имели по несколько ячеек в разных городах. Большинство таких террористических организаций спонсировались из-за рубежа сторонниками разложения Российской империи, а таких в Европе хватало.

За последние 15 лет правления Александра II на него было совершено шесть покушений. Как минимум три последних покушения были организованны радикальной террористической группировкой «Народная воля », идеи которой, на самом деле, были далеки от народной воли.

  1. 1866 год - пуля просвистела над головой Александра в Санкт-Петербурге.
  2. 1867 год - в Париже польский террорист выстрелил, но попал в лошадь.
  3. 1879 год - в Петербурге террорист четырежды выстрелил в императора, но со стрельбой у него были серьезные проблемы, потому как ни одна пуля не достигла цели.
  4. 1879 год - «Народная воля» взорвала вагон поезда, но император, по счастливой случайности, пересел на другой поезд перед этим.
  5. 1880 год - те же личности подложили взрывное устройство в Зимнем дворце, но Александр до взрыва не успел, так как задержался из-за встречи с принцем Гессенским.
  6. 1 марта 1881 года народоволец Рысаков бросил бомбу в императорскую карету на Малой Садовой Санкт-Петербурга. Александр Николаевич не пострадал, но был тяжело ранен казак его лейб-гвардии. Несмотря на просьбы гвардейцев, император выскочил из кареты и склонился над раненым, пытаясь ему помочь. В этот момент другой народоволец Гриневицкий подкрался к императору и бросил бомбу ему под ноги. Через час всероссийский император скончался от ран, не совместимых с жизнью, в Зимнем дворце. Гриневицкий был убит сразу своей же собственной бомбой. Кроме того, в результате покушения погиб тот самый раненый лейб-гвардеец и случайный прохожий - 14-летний мальчик из мясной лавки. Еще 17 человек было ранено.

Все участники преступления были схвачены (всего 6 человек) и приговорены к смертной казни. Как раз в этот день Александр II собирался одобрить проект конституции, но не сложилось.

К сожалению, всю «Народную волю» выявить и ликвидировать не удалось. Чуть позже от этой организации откололась «Террористическая фракция », одним из членов которой был старший брат В.И. Ленина .

После смерти Александра II на престол взошел его второй сын Александр Александрович (

Краткое описание

1. Образовательная: Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы; Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

Описание

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.
Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).
План урока:
1. Организационное начало урока, актуализация знаний.
Вызов (метод «Корзина») ………
- Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).
Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)
- Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).
Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?
Сообщение о личности Александра II
- Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).
Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.
- Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?
- Как проходила подготовка и отмена крепостного права?
Слайд презентация .
Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).
1. Поражение в Крымской войне
2. Кризис феодальной крепостной системы.
3.Крестьянские выступления.
Подготовка отмены крепостного права.
1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева…
19 февраля 1861 год царь подписал Манифест об освобождении крестьян.
- Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?
- Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .
Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).
Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути
.
Физкульт. минутка.

2. Осмысление.
Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.
Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:
Прочитать текст (параграф 31 стр.383-384), выделить проблему «голова рыбы», найти пути решения « скелет рыбы», сделать вывод «хвост рыбы» (оформить в таблицу).

1группа – Земская реформа
2 группа – Военная реформа
3 группа – Городская реформа
4 группа – Судебная реформа
5 группа – реформа в области образования
Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)
содержание
значение
Земская реформа (1864год)
Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.
Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.
Городская реформа (1870 год)
Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).
Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.
Военная реформа (1874 год)
Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам
Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.
Судебная реформа (1864 год)
Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)
Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.
Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)
1863г.Принят Университетский устав, предоставляющий широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления решались на советах, избирали ректора. 1864 году принят школьный устав. Вводились гимназии и реальные училища. В гимназиях преподавались гуманитарные науки и иностранные языки, готовили к поступлению в университет. В реальных училищах предпочтение отдавалось точным наукам, для поступления в высшие технические заведения. Широко развивалось начальное школьное образование для крестьян.
Уровень образованности населения значительно возрос, но дети дворян имели больше возможности закончить высшие учебные заведения.

3.Рефлексия . Выступление по группам, заполнение таблицы.
Вывод: Реформы 60-70-х годов носили прогрессивный характер, но сохранились феодальные пережитки. Россия вступила на путь индустриального общества.
Синквейн (синтезирование информации).
1. Реформы.
2. прогрессивные, половинчатые.
3. готовились, проводились, обсуждались.
4. Россия вступила на путь капитализма.
5. Прогресс.
Домашнее задание. Параграф 31, ответить на вопрос « В чьих интересах больше проведены были реформы, крестьян или помещиков и почему?».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 8100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Открытый урок 10 кл..doc

Урок истории 10 класс (профильный).

Тема: « Реформы Александра II ».

Учитель истории: Щербинина Елена Владимировна.

Цель урока: 1. Образовательная : - Применить знания по истории о личности Александра II и выяснить, как повлияли особенности его развития на проводимые реформы,

Используя полученные знания и привлекая дополнительный материал, охарактеризовать либеральные реформы 60-70 х гг.

2. Развивающаяся : Способствовать повышению уровня развития личности, через информационные (работа с таблицей, умение отбирать материал, резюмировать, составлять сообщения, таблицы) и коммуникативные компетенции (отвечать на проблемные вопросы).

3. Воспитательная : Содействовать развитию ценностного отношения к Отечественной истории, формированию чувства патриотизма.

Тип урока : Изучения нового материала с использованием методов РКМЧП.

Основные понятия : временнообязанные, отрезки, выкупные платежи, круговая порука, уставная грамота, мировой посредник.

Оборудование: Учебное пособие, дополнительная литература, интерактивная доска.

Проблемный вопрос: Можно ли Россию после проведенных реформ, считать индустриально развитым государством? (ответ обоснуйте).

План урока:

1. Организационное начало урока, актуализация знаний.

Вызов (метод «Корзина») ………

Что мы знаем о личности Александра II (учащиеся называют идеи, понятия, имена, связанные с личность Александра Николаевича).

Ответы: (царь освободитель, отменил крепостное право, провел либеральные реформы, был убит народовольцами и т.д.)

Что мы хотели бы узнать о Александре II ? (ответы учащихся).

Ответы: Кто повлиял на формирование личности царя? Как проходила подготовка к реформам? Какими качествами обладал АлександрII ?

Сообщение о личности Александра II

Что мы узнали нового о Александре II ? (учащиеся отвечают на вопрос).

Ответы: На формирование Александра оказали влияние воспитатели и учителя: Жуковский, Сперанский, Канкрин и др. Подготовка к реформам носила открытый, гласный характер, приняли участие в разработке документа 46 уездов России. Александр второй выполнил завещание своего отца.

Что мы знаем из изученного материала об отмене крепостного права?

Как проходила подготовка и отмена крепостного права?

Слайд презентация .

Причины отмены крепостного права (учебник стр. 377).

1. Поражение в Крымской войне

2. Кризис феодальной крепостной системы.

3.Крестьянские выступления.

Подготовка отмены крепостного права.

1859 г. Создание редакционной комиссии, под руководством Ростовцева..

Что получили, и чего не удалось получить крестьянам?

Крестьяне получили свободу и гражданские права, земля оставалась за помещиками. Крестьяне выкупали земельный надел, государство помогало им выкупать земли, но пока они обязаны были нести повинности в пользу помещика, такое положение называлось– временнообязанными .

Плата за землю называлась – выкупными платежами . Земля, отрезаемая в пользу помещика, называлась – отрезками . В некоторых краях возникали беспорядки (село Бездна Казанской губернии, село Кандеевка Пензенская губерния).

Историческое значение отмены крепостного права: Ликвидация унизительного крепостного права, открыт путь к капиталистическому пути

Физкульт. минутка.

2. Осмысление.

Работа в группах по либеральным реформам 60 – 70-х годов.

Задание группам. «Фишбоун» Класс делится на группы и получают задания:

1группа – Земская реформа

2 группа – Военная реформа

3 группа – Городская реформа

4 группа – Судебная реформа

5 группа – реформа в области образования

Таблица « Либеральные реформы 60 – 70-х годов».

Название реформы (год)

значение

Земская реформа (1864год)

Создание земских собраний, для повседневной жизни избирались уездные и губернские земские управы. Земства решали местные вопросы: образования, здравоохранения, строительство дорог и т.д.

Становление гражданского общества, развитие самоуправления на местах, Но! Деятельность земств находилась под контролем губернатора. Выборы были неравные.

Городская реформа (1870 год)

Образование из выборных гласных городские управы, ведали теми же делами, которыми занимались земства, вводились городские сборы (налоги).

Широкое самоуправление на местах, участие в выборах предоставлялось тем, кто обладал имуществом, или занимался торговым делом.

Военная реформа (1874 год)

Вводилась всеобщая воинская повинность. Возраст 20 лет мужчины, срок службы: пехота 6 лет, в морском флоте 7 лет, перевооружение армии. Освобождались от службы по семейным обстоятельствам

Армия стала современной, постоянной, срок службы зависел от уровня образованности. Дело защиты Отечества есть общее дело народа.

Судебная реформа (1864 год)

Утвержден новый устав, суд создавался скорый, правый, равный, открытый, состязательный. Вводился суд присяжных и институт поверенных (адвокатов)

Судебная реформа была самой передовой и прогрессивной. Сохранялись волостные суды.

Реформа в области образования. (1863 – 1864 год)