Расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Расчет рассеивания в атмосфере выбросов вредных веществ

Представленные расчеты рассеивания загрязняющих веществ выполнены в соответствии с устаревшей «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий», ОНД-86. Необходимо выполнить расчеты в соответствии с действующими методическими указаниями, введенными приказом МПР России №273 от 06.06.2017 года «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».

а) «Расчеты рассеивания проведены для расчетной площадки с габаритами 20000х15000м, шаг сетки – 1000м.»

Замечание:

Для проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу были приняты исходные данные не в полном объеме, отсутствует необходимая информация о фактическом и планируемом загрязнении атмосферного воздуха в нормируемых объектах (жилых домах, школе и др.). Согласно нормативным документам, размеры расчетного прямоугольника выбираются таким образом, чтобы изолиния концентраций 0,05 ПДК, характеризующая зону влияния выбросов предприятия не выходила за границу этого прямоугольника, что соответствует ОНД-86. Следует учитывать, что шаг расчетной сетки не должен быть больше нормативного размера СЗЗ и ЭЗЗ или расстояния до ближайшей жилой застройки (в случаях, когда жилые дома расположены внутри этих зон). Таким образом, принятый в расчете шаг сетки 1000м не корректен. Раздел необходимо пересчитать с учетом расположения жилой застройки.

б) «Расчеты рассеивания загрязняющих веществ показали, что для всех веществ, выделяемых в атмосферный воздух при проведении строительных работ и при эксплуатации объектов перспективного развития территории превышения ПДК не наблюдается ни по одному из веществ. Расчет целесообразен для диоксида азота, оксида азота, серы диоксид, оксида углерода и взвешенных веществ только с учетом фона»

Замечание:

в представленных проектных материалах отсутствует информация о расстоянии от источников выбросов загрязняющих веществ на период строительства и эксплуатации до нормируемых объектов (жилых домов, школы и проч.). Не выбраны расчетные точки в жилых домах, расположенных на минимальном расстоянии от источников выбросов. Не проведена оценка воздействия планируемых строительных работ и периода эксплуатации железной дороги с рельсовым транспортом на жилые дома (информация о рельсовом транспорте присутствует том 1 стр. 157, карта ЗсОУИТ сп Верейское).

Следовательно, весь раздел разработан не корректно, представленные сведения не могут рассматриваться, как обоснование размещения железнодорожной ветки рельсового транспорта, и не позволяют сделать выводы о допустимости проведения строительных работ и допустимости воздействия объекта на период эксплуатации в части загрязнения атмосферного воздуха с/п Верейское.



Глава 2

Мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов

Стр. 27-33

Перечень образующихся отходов

Замечание:

Наименования и коды отходов определены согласно устаревшему Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014г. №445. Необходимо использовать Приказ МПР России от 22 мая 2017 года N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Стр. 34-35

Обоснование объемов временного накопления отходов на территории предприятия и периодичности их вывоза

Замечание:

В проектных материалах отражены не все проектные решения федерального, регионального и местного значения. Не определены размеры и места размещения площадок временного хранения и отвалов грунта, щебня и других строительных материалов, не определены пути подъезда строительной техники, учитывая планируемое проведение работ в зоне густой жилой застройки, а так же в непосредственной близости от школы.

Учитывая перепад высот и наличие водного объекта р.Быковка в зоне проектируемого строительства железной дороги, объемы перемещаемого грунта будут значительными, потребуется организация насыпи и строительство железнодорожного моста через реку. (информация о рельсовом транспорте присутствует том1 стр. 157, карта ЗсОУИТ СП Верейское)

10. Глава 3

Уважаемые подписчики, изменения в экологическом законодательстве снова будоражат воображение специалистов-экологов!

Минприроды России всё-таки утвердил новую методику расчёта рассеивания вредных веществ в атмосферном воздухе!!!

Cответствующий приказ «Об утверждении методов расчёта рассеивания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» от 26.12.2016 Г. № 674 направлен в Минюст России во второй раз! На этот раз же должны попасть в яблочко?!

Приказ разработан взамен Методики расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утверждённой Госкомгидрометом СССР ещё 4 августа 1986 года.

Для чего нужны расчёты рассеивания вредных веществ в атмосферном воздухе?

Утверждённые Методы расчёта рассеивания вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе позволят производить расчёты, в том числе среднегодовых концентраций загрязняющих веществ, которые могут быть использованы для оценки долгосрочного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду, а также для оценки и минимизации рисков для здоровья населения от загрязнения воздуха.

В документе также даны рекомендации по проведению расчётов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для источников загрязнения атмосферного воздуха, характеризующихся высокими опасными скоростями, скоростями выброса в атмосферу ЗВ, которые превышают скорость звука, источников факельного горения и движущихся источников загрязнения атмосферного воздуха.

Проект предназначен для применения физическими и юридическими лицами, выполняющими расчёты рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе при:

  • определении нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • проведении сводных расчётов рассеивания выбросов ЗВ от совокупности ИЗАВ для территории городских и иных поселений и их частей с учётом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, обеспечивающих деятельность транспортной инфраструктуры, а также несанкционированных источников выбросов;
  • краткосрочном и долгосрочном прогнозировании и оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • расчётной оценке и прогнозе краткосрочных и долгосрочных уровней загрязнения атмосферного воздуха и соответствующих фоновых концентраций ЗВ;
  • расчётном обосновании размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ);
  • расчёте показателей загрязнения воздуха, используемых при численной оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду;
  • при проведении работ по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, эксплуатации зданий, сооружений, а также при проведении необходимых для этих целей инженерных изысканий и др.

Методы расчётов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе подлежат применению с 1 января 2018 г.

При этом согласно приказу документация, разработанная и утверждённая до 1 января 2018 г. на основании расчётов, произведенных в соответствии с ОНД-86, будет действовать в течение установленного для неё срока.

На этом у нас всё, подписывайтесь, следите за новостями на сайт!

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность » Ксения Ралдугина.

Продолжение следует...

Практическая работа № 1

Расчет рассеивания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах предприятий

Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем.

Загрязнение атмосферы может быть:

Естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

Загрязнение атмосферы происходит в результате природных процессов – естественные источники загрязнений (извержения вулканов, пыльные бури, пожарах и т.д.) и хозяйственной деятельности человека – антропогенных источников – выбросы промышленных предприятий и автотранспорта, сгорание топлива для различных целей, сжигание отходов и другие выбросы от хозяйственной деятельности.

Данные источники загрязнения характеризуются неоднородностью по составу, большой сосредоточенностью, неравномерностью распределения. Выбросы содержат много веществ, отрицательно влияющих как на здоровье человека, так и на ОС, растительность, животных и водную среду.

От качества воздушной среды, в которой пребывает человек, зависит его здоровье, самочувствие и работоспособность. Здоровье человека и продолжительность его жизни – основной индикатор качества окружающей среды и устойчивого развития городской среды.

Атмосферный воздух контактирует со всеми элементами природы, и ухудшение его качества ведет к гибели зеленых насаждений, загрязнению почв, водоемов и водотоков, к повреждению конструкций зданий и сооружений, памятников культуры.

Загрязнители атмосферы – это чужеродные для атмосферы вещества (ксенобиотики), которые нарушают качество воздушной среды. Под нарушением подразумевается воздействие, приводящее к накоплению в воздухе химических соединений и веществ в концентрациях, превышающих установленные нормативы. В результате этих превышений и следует ожидать возникновение необратимых нарушений в функционировании организмов, экосистем и биосферы в целом.

Антропогенные выбросы в атмосферу подразделяются на первичные и вторичные:

Первичные – это выбросы, поступающие в атмосферу непосредственно от различных источников загрязнения;

Вторичные являются продуктом образования вследствие взаимодействия в атмосфере первичных выбросов с различными веществами (кислородом, аммиаком, водой и др.) они могут быть более опасными и токсичными, чем первичные.

Вещества, загрязняющие атмосферу, могут быть твердыми, жидкими и газообразными.

В качестве наиболее распространенных и опасных можно выделить восемь категорий загрязнителей:

пыль и взвеси, представляющие собой мельчайшие частицы и аэрозоли, находящиеся в воздухе в дисперсном состоянии;

углеводороды и другие летучие органические соединения;

угарный газ (СО);

оксиды азота (NO и NO 2) ;

оксиды серы, в основном диоксид серы (SO 2)

свинец и другие тяжелые металлы;

озон и другие фотохимические окислители;

кислоты, в основном серная и азотная, присутствующие в виде капель жидкости, образующих кислотные дожди и туманы.

Уровень загрязнений в атмосфере определяется тремя факторами:

Источником поступлением загрязнителей в атмосферу;

Объемом пространства, в котором они рассеиваются;

Механизмами удаления загрязнителей из воздуха.

С целью регламентации загрязнений атмосферного воздуха в 1951 г. в России, а затем и в других странах мира были приняты предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ. В основу определения положены исследования влияния токсичных веществ на животных людей, а также на растительность, климат, прозрачность атмосферы и бытовые условия жизни населения.

Предельно-допустимая концентрация (ПДК) – нормируемая санитарно-гигиеническая характеристика вещества, это максимальная концентрация примеси в атмосферном воздухе, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает ни на него, ни на окружающую среду в целом вредного воздействия.

Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, в настоящее время установлено два норматива:

    максимально-разовая предельно-допустимая концентрация за 20-минутный период измерения (осреднения) – ПДК м.р, мг/м 3 ;

    среднесуточная предельно-допустимая концентрация, под которой понимается концентрация, осредненная за длительный промежуток времени (вплоть до года) – ПДК с.с, мг/м 3 .

Предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе регламентированы санитарными нормами - ГН 2.1.6.1338-03. «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Гигиеническими нормами установлено следующее:

Класс опасности;

Предельно-допустимая максимально разовая концентрация;

Предельно допустимая среднесуточная концентрация.

По степени воздействия на человека вредные вещества делятся на 4 класса опасности:

    чрезвычайно опасные;

    высокоопасные;

    умеренно опасные;

    малоопасные.

Класс опасности устанавливается в зависимости от средней концентрации CL 50 в воздухе, приводящей к смертельному исходу с вероятностью 0,5.

Таблица 1

Предельно-допустимые концентрации некоторых вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест

Наименование загрязняющего вещества

Предельно-допустимая максимально разовая концентрация, ПДК м.р, мг/м 3

Класс опасности

Азот II оксид

Пыль мелкодисперсная с содержанием кремния до 20%

Пыль мелкодисперсная с содержанием кремния до 50%

Диоксид серы (ангидрид сернистый)

Водород хлористый

Сероводород

Углерод оксид

Сажа (углерод)

Бенз/а/пирен

(ПДК с.с - 0,1мкг/100м 3)

Железо окись

(ПДК с.с – 0,04 мг/м 3)

Железо хлорид

(ПДК с.с – 0,04 мг/м 3)

(ПДК с.с – 0,0017 мг/м 3)

Для веществ, обладающих суммацией вредного воздействия, сумма их относительных концентраций не должна превышать единицу:

где С 1 , С 2 ,…С n – фактические концентрации веществ в атмосферном воздухе;

ПДК 1 , ПДК 2 ,…ПДК n – предельно-допустимые концентрации тех же веществ.

Чтобы концентрация загрязняющих веществ не превышала ПДК м.р, пылегазовые выбросы рассеиваются в атмосфере через высокие трубы.

Если при расчете данное условие не выполняется, то пылегазовые выбросы подлежат очистке в обязательном порядке.

Рассеивание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе

Газообразные загрязнители и аэрозоли выбрасываются в атмосферу через дымовые трубы, аэрационные фонари и вентиляционные устройства. В зависимости от их высоты различают следующие виды источников выброса:

Высокие (Н>50 м);

Средней высоты (Н=10…50 м);

Низкие (Н=2…10 м);

Наземные (Н<2 м).

Распространение выбрасываемой от источника загрязнения газовой смеси в атмосфере определяется в самой нижней ее части.

После выхода загрязняющего вещества из источника выбросов, они не остаются в атмосфере в неизменном виде. Происходит изменение структуры атмосферного воздуха в процессе динамических явлений, таких как перемещение и распространение в пространстве, турбулентная диффузия, разбавление и т.д. Загрязняющие вещества вступают в химическое взаимодействие с другими компонентами атмосферного воздуха, изменяя во времени и в пространстве свой количественный и качественный состав.

Выбросы загрязняющих веществ, содержащиеся в отводящих газах предприятий, осуществляются через домовые трубы, назначение которых отводить выбросные газы за пределы приземного слоя и рассеивать их. Рассеивание является одним из путей достижения установленных нормативов качества воздуха в приземном слое атмосферы в районе расположения предприятия.

Эффективность рассеивания зависит от следующих факторов:

Высоты трубы Н , м (300 м и более);

Высоты подъема дымовых (выбросных) газов над устьем трубы. Высота подъема газов обеспечивается направлением движения со скоростью w 0 , м/с;

Процесс всплывания теплых газов, выпускаемых в более холодный окружающий воздух;

Горизонтальное движение ветра, уменьшающее действие вертикальной скорости и эффекта всплывания.

Струя газа, выходя из дымовой трубы, разбавляется незагрязненным воздухом, поэтому имеет место снижение концентрации загрязняющего вещества, что и составляет суть рассеивания. Степень разбавления выбросов находится в прямой зависимости от расстояния, которое прошел этот выброс до данной точки. Вредные вещества, содержащиеся в выбросе, распространяются по направлению ветра в пределах сектора, ограниченного довольно малым углом раскрытия факела вблизи выхода из трубы в 10 0 – 20 0 .

При построении картины рассеивания вредных веществ дымовых газов практический интерес представляет не вертикальное распределение концентрации в пространстве (в частности, по высоте факела), а изменение концентрации в приземном слое атмосферы, т.е в 2 –х метровом слое над поверхностью земли, где в основном пребывают люди (рисунок 1).

Рисунок 1. Аксонометрическая схема изменения приземной концентрации загрязняющих веществ

Факторы, влияющие на приземное распределение загрязняющих веществ: метеорологические, климатические, рельеф местности и характер расположения на ней объектов предприятия, высота дымовых труб и гидродинамические параметры истечения выбросных газов.

К метеорологическим факторам относят:

Скорость ветра, температурную стратификацию (распределение температур окружающего воздуха в вертикальном направлении вблизи дымовых труб);

Температуру окружающего воздуха.

Особая их роль проявляется в нижнем слое атмосферы – до высоты 50 -250 м над поверхностью земли.

Каждому источнику выбросов в зависимости от высоты его, объема и температуры газов соответствует своя так называемая опасная скорость ветра u м , когда имеет место наибольшая приземная концентрация вредных веществ C м.

Сильное влияние на уровень приземной концентрации вредных веществ оказывает температурная стратификация, которая определяется способностью поверхности Земли поглощать или излучать тепло. В дневное время земная поверхность нагревается и отдает тепло, нагревая приземный слой воздуха, но по мере подъема вверх температура падает. Ночью земная поверхность отдает в окружающее пространство большое количество лучистого тепла. При этом земная поверхность остывает, охлаждаясь, снижается температура приземного слоя воздуха, в отличие от верхних слоев. В результате происходит процесс инверсии (поворот) распределения температур в воздушной оболочке Земли – температура воздуха с высотой повышается.

Расчет приземных концентраций вредных веществ выполняется в соответствии с требованиями нормативных документов:

    ОНД- 86. Методик расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, утвержденного Госкомгидрометом в 1986 г.

    РД. 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы.

Расчет рассеяния в атмосфере вредных веществ от одиночного точечного источника с круглым устьем выброса с нагретой газовоздушной смесью (холодной, газовоздушной смесью)

      Определение максимального значения приземной концентрации загрязняющего вещества С м

Для выполнения расчета применяется нормативный метод, который позволяет рассчитать поля концентраций вредных веществ (выбросов), создаваемых дымовыми трубами, вентиляционными фонарями, а также скоплениями многочисленных мелких источников.

Основой нормативного метода является определение максимального значения приземной концентрации C м .

Максимальное значение приземной концентрации вредного вещества С м (мг/м 3) при выбросе газовоздушной смеси из одиночного точечного источника с круглым устьем достигается при неблагоприятных метеорологических условиях на расстоянии x м (м) от источника и определяется по формуле

(1)

где А - коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы; М (г/с) - масса вредного вещества, выбрасываемого в атмосферу в единицу времени; F - безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредных веществ в атмосферном воздухе; т и n - коэффициенты. учитывающие условия выхода газо-воздушной смеси из устья источника выброса; H (м) - высота источника выброса над уровнем земли (для наземных источников при расчетах принимается Н = 2 м); η- безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности, в случае ровной или слабопересеченной местности с перепадом высот, не превышающим 50 м на 1 км, η = 1; ΔТ (°С) - разность между температурой выбрасываемой газо-воздушной смеси Т г и температурой окружающего атмосферного воздуха Т в ; V 1 (м 3 /с) - расход газо-воздушной смеси, определяемый по формуле

(2)

где D (м) - диаметр устья источника выброса; ω 0 (м/с) - средняя скорость выхода газовоздушной смеси из устья источника выброса, ω 0 = V /(π d 2 /4).

Значение коэффициента А, соответствующее неблагоприятным метеорологическим условиям, при которых концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе максимальна, принимается равным:

а) 250-для районов Средней Азии южнее 40° с. ш., Бурятской АССР и Читинской области;

б) 200-для Европейской территории СССР: для районов РСФСР южнее 50° с. ш., для остальных районов Нижнего Поволжья, Кавказа, Молдавии; для Азиатской территории СССР: для Казахстана. Дальнего Востока и остальной территории Сибири и Средней Азии;

в) 180 - для Европейской территории СССР и Урала от 50 до 52° с. ш. за исключением попадающих в эту зону перечисленных выше районов и Украины;

г) 160 - для Европейской территории СССР и Урала севернее 52° с. ш. (за исключением Центра ЕТС), а также для Украины (для расположенных на Украине источников высотой менее 200 м в зоне от 50 до 52° с. ш. - 180, а южнее 50° с. ш. - 200);

д) 140 - для Московской, Тульской, Рязанской, Владимирской, Калужской, Ивановской областей.

Значение безразмерного коэффициента F принимается:

а) для газообразных вредных веществ и мелкодисперсных аэрозолей (пыли, золы и т. п., скорость упорядоченного оседания которых практически равна нулю) - 1;

б) для мелкодисперсных аэрозолей (кроме указанных в п.а ) при среднем эксплуатационном коэффициенте очистки выбросов не менее 90 % - 2; от 75 до 90 % - 2,5; менее 75 % и при отсутствии очистки - 3.

Значения коэффициентов m и n определяются в зависимости от параметров f , , и f e .

(3)

(4)

(5)

(6)

И f e . – параметры для холодного выброса газовоздушной смеси.

Коэффициент m определяется в зависимости от f по формулам:

(7б)

Коэффициент n при f < 100 определяется в зависимости от по формулам

Для f ≥ 100 (или ΔТ = 0) и (холодные выбросы) при расчете C м вместо формулы (1 ) используется формула

(9)

(10)

Аналогично при f < 100 и или f ≥ 100 и (случаи предельно малых опасных скоростей ветра) расчет C м вместо (1 ) производится по формуле

(11)

Причем n определяется по формулам () - () при

1.2. Определение расстояния x м (м) от источника, на котором достигается максимальная величина приземной концентрации вредного вещества C м

Рисунок 2. Изменение концентрации загрязняющего вещества с расстоянием от источника выбросов

Расстояние x м (м) от источника выбросов, на котором приземная концентрация C (мг/м 3) при неблагоприятных метеорологических условиях достигает максимального значения C м , определяется по формуле

(13)

где безразмерный коэффициент d при f < 100 находится по формулам:

При f > 100 или ΔT = 0 значение d находится по формулам:

(15в)

Концентрация вредных веществ С (мг/м 3) в атмосфере по оси факела выброса на различных расстояниях х (м) от источника выброса определяется по формуле:

С = s 1 C м (16)

где s 1 – безразмерная величина, которая определяется в зависимости от соотношения х/х м.

Принимая во внимание, что значение концентрации вредного вещества не должно превышать значения ПДК, подставляем в формулу (16) вместо значения концентрации С значение величины ПДК рассматриваемого вредного вещества и получаем преобразованную формулу следующего вида:

ПДК = s 1 C м , (17)

s 1 = ПДК / С м (18)

На графиках, приведенных на рисунке 3, откладывая по линии s 1 величину, равную соотношению ПДК/С м по линии х/х м, находим соответствующую ей величину А .

Рисунок 3

Из равенства х/х м = А , определяем расстояние х = А х м , на котором достигается приземная концентрация вредного вещества, не превышающая значения ПДК.

      Распределение концентраций вредного вещества по оси выброса

Для построения графического изображения распределения концентраций вредного вещества по оси выброса необходимо выбрать шаг координатной сетки и провести заполнение таблицы. При заполнении таблицы 2 целесообразно разбить наибольшее из расстояний х m , на 10-20 частей и выбрать полученные значения в качестве шага координатной сетки.

Таблица 2

Расстояние х, м

Наименование вредного вещества

∑ С i /ПДК i

С i , мг/м 3

С i , мг/м 3

С i , мг/м 3

Приземная концентрация вредных веществ C (мг/м 3) в атмосфере по оси факела выброса на различных расстояниях х (м) от источника выброса определяется по формуле (16), в которой s 1 - безразмерный коэффициент, определяемый в зависимости от отношения x /x м и коэффициента F по формулам:

(19б)

Для низких и наземных источников (высотой Н не более 10 м) при значениях х /х м < 1 величина s 1 в (16) заменяется на величину , определяемую в зависимости от х /х м и Н или по формуле

Следует учесть, что значения х и х м для каждого рассматриваемого вредного вещества известны, следовательно, возможно определить соотношение х/х м .

Выполнив необходимые расчеты в таблице, затем построить график зависимости приведенных концентраций ∑ С i /ПДК i от расстояния х . Затем на правом склоне построенной кривой найти точку, для которой выполняется условие ∑ С i /ПДК i =1 и определить ее координату.

      Определение границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

        Определение розы ветров, где С –север, СВ – северо-восток, В – восток, ЮВ – юго-восток, Ю – юг, ЮЗ – юго-запад, З – запад, СЗ – северо-запад.

Румб, р

Комментарий от разработчика проектной документации.

Свершилось то, чего мы так ждали и боялись многие годы. После нескольких неудачных попыток и многолетних «угроз» разработать и внедрить вместо старого доброго ОНД-86 новый отраслевой нормативный документ он, наконец, разработан и даже внедрен. Если быть более точными, теперь он называется не ОНД, а просто Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе .

ОНД-86 долгое время оставался единственным документом, разработанным и утвержденным Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова Госкомгидромета СССР в установленном порядке, и именно на этой методике основывается расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ от источников выбросов в проектной документации (проекты предельно допустимых выбросов , санитарно-защитной зоны , перечня мероприятий по охране окружающей среды и др.) и работают компьютерные программы расчета рассеивания. Методика предназначена для расчета приземных концентраций в двухметровом слое над поверхностью земли, а также вертикального распределения концентраций.

Приказ об утверждении Методов подписан в конце 2016 г. Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации и направлен на регистрацию в Минюст России .

Методы подлежат обязательному применению с 01.01.2018, однако все документы, разработанные на основании старой методики, будут действовать до конца установленного для них срока действия.

Официальная причина появления нового документа — устранение правового пробела в связи с отсутствием утвержденных в установленном порядке методов расчетов рассеивания, поскольку ОНД-86 не прошел государственную регистрацию и не был опубликован в установленном порядке. Кроме того, после введения в действие ОНД-86 были получены новые научные результаты, и возникла необходимость в уточнении и дополнении положений ОНД-86. Обратите внимание на эту формулировку — «новые научные результаты». Звучит многообещающе, однако неясно, каким образом это реализовано в Методах.

Приведем краткий обзор нового нормативного правового акта в том виде, в котором он принят.

РАСЧЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Основная формула расчета из ОНД-86 — расчет загрязнения атмосферы выбросами одиночного источника — в новом документе существенных изменений не претерпела.

Максимальная приземная разовая концентрация загрязняющего вещества с м (мг/м 3) при выбросе газовоздушной (пылегазовоздушной) смеси из одиночного точечного источника выброса с круглым устьем достигается при опасной скорости ветра u м на расстоянии x м от источника и определяется по формуле:

Формулы разд. 5 ОНД-86 перекочевали в разд. 8 Методов тоже без существенных изменений.

Рельеф местности по-прежнему учитывается очень просто — с помощью одного коэффициента . Однако аппарат расчета данного коэффициента несколько расширен. Теперь, если на территории воздействия объекта наблюдается перепад высот более 50 м на 1 км, то коэффициент устанавливается на основе анализа картографического материала, характеризующего рельеф местности.

Картографический материал должен представлять собой топографические карты масштабом 1:25 000 или 1:10 000 с линиями равных высот местности (изогипсами) и отметками высот, а также с указанием расположения промплощадки предприятия и источников выбросов. При этом допускается использование топографических карт как на бумажных, так и на электронных носителях, в т.ч. полученных из открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Это может снизить расходы на приобретение таких карт.

Введены поправочные коэффициенты к при наличии отдельно выделенных форм рельефа (холм, гряда), а также при размещении источника в долине.

В Методах вводится новое понятие — виртуальный источник выброса . Группа точечных источников выбросов может объединяться в виртуальный точечный источник с мощностью выброса, равной суммарной мощности этих источников.

В ОНД-86 метод расчета рассеивания выбросов с учетом застройки был вынесен в Приложение 2, сейчас же этот метод включен в основной текст документа, однако изменений не претерпел.

Раздел 10 Методов включает формулы для расчета долгопериодных средних, в частности среднегодовых, концентраций ЗВ, которые могут быть использованы для оценки долгосрочного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду, а также для оценки и минимизации рисков для здоровья населения от загрязнения воздуха. Это принципиально новая функция в предлагаемом аппарате расчета, в ОНД-86 ее не было. Расчет поля долгопериодных средних концентраций может быть осуществлен от одиночного точечного источника и также от группы источников.

Для источников выбросов с постоянными в течение рассматриваемого периода параметрами выброса долгопериодные средние приземные концентрации C ЗВ определяются по формуле:

В соответствии с разд. 11 «Метод учета фоновых концентраций загрязняющих веществ при расчетах загрязнения атмосферного воздуха и определение фона расчетным путем» при расчетах загрязнения атмосферного воздуха необходимо учитывать все источники выброса, в т.ч. и те, что не вошли в инвентаризацию по тем или иным причинам. При этом, очевидно, имеются в виду источники выбросов, принадлежащие не конкретному хозяйствующему субъекту, а иным субъектам.

Методы предлагают в таком случае для обеспечения учета фоновых концентраций провести по предложенным формулам сводный расчет рассеивания с совместным использованием информации как о рассматриваемых (уже учитываемых в расчете), так и о фоновых источниках выброса. При этом неясно, как предприятие должно получить информацию об источниках выбросов на других предприятиях — искать самостоятельно либо делать запрос в государственные органы. На данный момент нет такой государственной функции и соответствующего уполномоченного органа. В тексте документа не указано, кто делает такой сводный расчет.

Схожие вопросы вызывает п. 11.3 Методов:

Извлечение
из Методов

[…]
11.3. Для ЗВ, по которым данные регулярных наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют либо по объему и/или качеству не удовлетворяют установленным требованиям, предъявляемым к наблюдениям за фоновым загрязнением атмосферы, и при наличии данных инвентаризации выбросов, фоновые концентрации ЗВ с фр и с фг могут быть определены на основе сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с использованием формул настоящих Методов при условии, что в расчете учитывается не менее 95 % суммарных выбросов от источников, которые расположены на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией. Соблюдение этого условия проверяется по данным государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду […].
[…]

Снова не указано, кто проводит расчет фоновых концентраций — сам хозяйствующий субъект, Росгидромет либо другая организация.

В разделе 12 «Методы расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферном воздухе от источников выбросов различного типа» можно найти методы расчета для сверхгорячих источников (температура более 3000 о С), для которых расчет проводится как для виртуальных источников; для точечного источника выброса, оборудованного зонтом или крышкой; для точечных источников с отклонением угла устья; для источников с опасными скоростями (например, для выбросов от газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций магистральных газопроводов), а также даны пояснения для расчетов рассеивания от воздушных судов и кораблей, от взрывных работ в карьерах с учетом глубины карьера.

В конце раздела приводятся еще два пункта, вызывающих вопросы.

Извлечение
из Методов

[…]
12.13. Для ЗВ, по которому законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены максимальные разовые, среднесуточные и среднегодовые ПДК, среднесуточные концентрации c cc ЗВ определяются по формуле:

Где c мр и C сг — максимальная разовая и среднегодовая концентрации этого ЗВ, рассчитанные по формулам настоящих Методов.
[…]

Вызывает недоумение требование расчета среднесуточных предельно допустимых концентраций по формулам данной методики вместо того, чтобы пользоваться утвержденными на основании санитарно-эпидемиологического законодательства ПДК для тех или иных веществ. Правом установления ПДК обладает государство, но никак не разработчики проектной документации или природопользователи.

В пункте 12.14 приведены требования для расчетного обоснования расчетного размера СЗЗ, что тоже вызывает сомнения, т.к. все, что касается СЗЗ и обоснования их размеров, прописывается в санитарно-эпидемиологическом законодательстве.

Таким образом, расчетный механизм в Методах почти не отличается от того, что действовал ранее в ОНД-86. Однако принятие нового документа вызвало большой резонанс. На этапе разработки и согласования были проведены дополнительные публичные слушания с 22.12.2015 до 11.01.2016, по результатам которых экспертами коммерческих организаций и государственных органов выдвинуто 79 пунктов замечаний как по математической части (указания на множество ошибок, погрешностей, неточностей), так и по части терминологии. Кроме того, было много нареканий к проекту Методов с точки зрения экономической целесообразности, коррупциогенности и финансовой нагрузки на бизнес.

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ МЕТОДОВ

Рассмотрим некоторые из замечаний, приведенных в Заключении Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на проект Методов (далее — Заключение):

Замечание 1

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В представленном разработчиком сводном отчете расчеты затрат субъектов предпринимательской деятельности, которые могут возникнуть в связи с вступлением в силу проекта акта, не приведены.

Анализ возможности дальнейшего применения программных продуктов, обеспечивающих в настоящее время расчеты приземных концентраций на основе ОНД-86, также отсутствует.

Разработчик проекта акта не приводит экономических или юридических причин для изменения в настоящее время методов расчета рассеивания ЗВ в атмосферном воздухе. Вместе с тем ссылка разработчика на новые научные результаты (пункты 1.4 и 3.1 сводного отчета), которые обуславливают необходимость принятия проекта акта, в отсутствие их детализации не может служить достаточным обоснованием для принятия проекта акта.

В то же время отмена ОНД-86 и предлагаемое усложнение методов расчета приведет к ряду негативных результатов для хозяйствующих субъектов:

Возникнет необходимость замены унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы (далее — УПРЗА), что приведет к дополнительным расходам 4 субъектов предпринимательской деятельности на приобретение переработанных программ УПРЗА;

Возрастет стоимость услуг по проведению расчетов в связи с усложнением расчетных методов;

Изменение методов расчета на практике может привести к ужесточению нормативов выбросов ЗВ;

Появления риска несвоевременной разработки разрешительной документации (далее — проекты ПДВ) и несвоевременного получения разрешений на выброс ЗВ в связи с отсутствием оценок достаточности переходного периода, предлагаемого разработчиком, до 1 января 2017 г.

Кроме того, если новая методика просто повторяет старую с некоторыми дополнениями, то налицо следующая ситуация. Методика утверждена, и именно на ее основе будут разработаны унифицированные программы расчета загрязнения атмосферы — УПРЗА .

На сегодняшний день существует несколько УПРЗА, разработанных различными фирмами и утвержденных ГГО им. А.И. Воейкова. Данные программы далеко не дешевые, и после принятия новой методики и небольшой модификации УПРЗА разработчикам проектной документации и всем заинтересованным лицам придется купить новые версии программ, т.к. уже через год проекты с расчетами рассеивания, выполненные в старых версиях программ, не будут приниматься к согласованию.

После данного замечания срок вступления Методов в силу был разработчиками продлен — с 01.01.2017 перенесен на 01.01.2018, однако по другим пунктам замечание не учтено. За оставшееся время фирмам — разработчикам программ нужно успеть разработать и утвердить новые УПРЗА, а пользователям купить их и освоить.

Замечание 2

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

2. В пункте 5.11 проекта акта следует принимать значения максимальной расчетной скорости ветра для рассматриваемой территории по данным климатических справочников либо согласно разъяснениям территориальных органов Росгидромета.

С целью снижения временных и финансовых затрат субъектов предпринимательской деятельности необходимо включить данные по максимальным расчетным скоростям ветра для территории Российской Федерации в качестве приложения к проекту акта.

Рекомендации обращаться за дополнительными данными в Росгидромет встречаются не только в этом пункте. И кому, как не природопользователям, знать, что получение любых сведений в этой организации стоит значительных затрат, вследствие чего цены проектов возрастают. Поэтому замечание считаем объективным.

Тем не менее в последней редакции Методов указанные данные о значениях максимальной расчетной скорости ветра, как и другие, в приложениях не приводятся, кроме значений коэффициента А и вспомогательных функций, используемых для расчета коэффициента рельефа. Стоит отметить, что требование «Значение максимальной расчетной скорости ветра для рассматриваемой территории устанавливается по данным опубликованных в климатических справочниках функций распределения скоростей ветра либо согласно разъяснениям территориальных органов Росгидромета» из текста Методов убрано.

Замечание 3

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

3. В соответствии с пунктом 7.1 проекта акта для учета рельефа местности необходимо использовать картографический материал, состоящий из полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии топографических карт масштабом 1:25 000 или 1:10 000 с линиями равных высот местности (изогипсами) и отметками высот, а также с указанием расположения промплощадки предприятия источников выбросов. […] услуга получения необходимых картографических материалов является возмездной, что потребует определенных финансовых затрат субъектов предпринимательской деятельности.

С целью исключения данного вида затрат разработчикам проекта акта предлагается исключить указанное требование из проекта акта, заменив картографический материал на общедоступные сведения по рельефу местности.

Этот пункт был рассмотрен разработчиком Методов, и тем не менее в их последней редакции требования по картам остались. Значит, это тоже придется включать в стоимость разработки проектов.

Замечание 4

Аналогичное по смыслу предыдущему замечанию содержится в п. 4 Заключения, где говорится о том, что за некоторыми данными нужно обращаться в Росгидромет, а также о том, что УПРЗА на основе данной методики должны согласовываться только в ГГО им. А.И. Воейкова. Данный пункт Заключения практически не учтен в итоговой версии Методов. УПРЗА по-прежнему согласовываются в ГГО им. А.И. Воейкова, а Росгидромет выдает необходимые климатические характеристики.

Замечание 5

ФРАГМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

5. Пунктом 11.1 проекта акта на хозяйствующих субъектов возлагается обязанность по определению фоновых концентраций ЗВ в случае, если данные регулярных наблюдений Росгидромета за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха либо вообще отсутствуют, либо по объему и/или качеству не соответствуют требованиям утвержденных этим ведомством нормативных документов. Для этого предлагается использовать данные об источниках выбросов, из которых выбрасывается не менее 95 % всех суммарных выбросов на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией.

Очевидно, что получение необходимых данных по всем источникам выбросов ЗВ на определенной территории недоступно для хозяйствующих субъектов. Государственная функция по предоставлению таких данных от государственных органов не осуществляется, самостоятельный сбор этих данных хозяйствующими субъектами практически невозможен. Организации — владельцы источников выбросов могут просто отказать в предоставлении сведений, поскольку указанные сведения могут составлять государственную или коммерческую тайну.

Таким образом, обязанность по определению фоновых концентраций ЗВ для хозяйствующих субъектов является невыполнимой. Предлагается возложить обязанность по предоставлению данных о фоновых концентрациях ЗВ в атмосферном воздухе на органы Росгидромета для любых случаев — есть ли данные регулярных наблюдений Росгидромета за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, или фоновые концентрации необходимо определять расчетными способами.

Об этом мы упоминали ранее в статье. Фоновое загрязнение, конечно, нужно учитывать, и в случае отсутствия наблюдений приводить фоновые концентрации, определенные расчетным методом, а не заставлять предприятие собирать информацию по соседним предприятиям об их выбросах для сводного тома ПДВ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Разработка общих (совместных) томов ПДВ для нескольких субъектов не прописана ни в Федеральном законе от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015), ни в Постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (в ред. от 05.06.2013).

Это замечание относилось к первой редакции Методов, однако даже после редактирования данного пункта его смысл не особо изменился:

Извлечение
из Методов

[…]
11.1. Если при расчетах загрязнения атмосферного воздуха учтены (т.е. заданы своими высотами, значениями мощности выброса и другими характеристиками) не все источники выброса ЗВ, то результаты расчета должны быть откорректированы, чтобы обеспечить учет вклада фоновых, т.е. неучтенных, источников. При наличии требуемых данных о всех источниках выброса, количественный вклад не включенной непосредственно в расчеты части источников выбросов может быть учтен путем проведения сводного расчета загрязнения атмосферного воздуха с совместным использованием информации как о рассматриваемых (уже учитываемых в расчете), так и о фоновых источниках выброса. Учет вклада фоновых источников может быть также обеспечен путем добавления значений фоновой концентрации к результатам расчета загрязнения атмосферного воздуха выбросами от учтенных источников. […]
[…]

Упоминания о таких расчетах содержатся в Приказе Госкомэкологии РФ от 16.02.1999 № 66 «О применении системы сводных расчетов при нормировании выбросов», где государственным органам на местах предписано проводить такие расчеты, и в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (СПб.: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012; далее — Методическое пособие). Исходя из этих документов (которые можно трактовать двояко, а Методическое пособие и вовсе носит рекомендательный характер), неясно, кто именно проводит сводные расчеты рассеивания — госорганы или природопользователи.

К сожалению, в Методах ясность по вопросу тоже не внесена, хотя все-таки прямое указание, что такие расчеты проводятся самими хозяйствующими субъектами, из текста убрано.

«Соблюдение условия учета в сводном расчете не менее 95 % суммарных выбросов от источников, которые расположены на рассматриваемой территории или зона влияния которых пересекается с рассматриваемой территорией, проверяется по данным государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» — это говорит в пользу того, что сводные расчеты все же будет делать Росприроднадзор или местные органы исполнительной власти как имеющие доступ к Государственной информационной системе по учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Замечание 6

Пункт 6 Заключения относится к уже рассмотренному расчету ПДК среднесуточного на основе приведенной формулы. Несмотря на указание разработчикам на незаконность самостоятельного расчета ПДК для веществ, данное требование осталось в Методах.

Замечание 7

В пункте 7 Заключения обращается внимание на то, что Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень), в связи с чем нужно конкретно указать, проводятся расчеты рассеивания только для нормируемых веществ или для всех выбрасываемых. Однако в последней редакции Методов Перечень упоминается, но конкретики так и нет:

Извлечение
из Методов

[…]
1.1. Настоящие Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе […] предназначены для расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных (загрязняющих) веществ […], в том числе включенных в Перечень ЗВ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р […].
[…]

Судя по формулировке, придется проводить расчеты рассеивания по всем веществам, как и раньше.

Замечание 8

В проекте Методов ничего не было сказано о количестве замеров концентраций веществ, их периодичности и расположении точек. Кроме того, указывалось, что в проекте Методов не было контрольных примеров, на основании которых можно проверить алгоритм расчета и тестирования программ. После последней редакции примеры расчета в Методах так и не появились (помимо примера расчета долгопериодных концентраций, который был и в ранних версиях).

В итоге после всех баталий мы имеем новые методы расчета рассеивания выбросов, которые по сути — старая методика в новой обложке.

Вывод

Новый нормативный правовой документ внес лишь несущественные изменения в методы расчета рассеивания, при этом сохраняя весь бюрократический аппарат согласований, выдачи нужных сведений и пр. УПРЗА изменятся в минимальной степени, однако заплатить за них все равно придется, чтобы получать согласование проектов в будущем. И одна из официальных причин к введению нового документа, а именно туманное обещание разработчиков об учете в нем «новых научных результатов», в новых Методах так и осталось обещанием.

Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86), утверждена Госкомгидрометом СССР 04.12.1986 № 192.

На момент подписания номера в печать Приказ Минприроды России от 26.12.2016 № 674 «Об утверждении Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе» находится на регистрации в Минюсте России.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Лабораторная работа 1 Расчет рассеивания в атмосфере выбросов вредны веществ Рассеивание выбросов промышленны предприятий, выделяемы различными источниками, происодит под действием потоков воздуа атмосферы, взаимодействующи с выбросами. Турбулизация воздушного потока возникает как в результате его взаимодействия с поверностью земли и наземны сооружений, так под влиянием теплового взаимодействия в слоя воздуа, имеющи различную температуру. Расчет рассеивания выброса состоит в определении концентрации вредны веществ в приземном слое воздуа (С, мг/м). Величина максимальной концентрации каждого i-го вредного вещества С,i, в приземном слое атмосферы не должна превышать величины его предельно допустимой концентрации в атмосферном воздуе, т.е. С,i ПДК i. Результаты расчетов рассеивания выбросов должны содержать наряду с текстовым графический материал: 1 сему распространения выбросов от печи (или группы печей) согласно примеру (см. рис) (X 1,Х n расстояние от источника выброса по длине факела выброса; У 1,...,У n расстояние по нормали к оси факела выброса); зависимость концентрации пыли С x от протяженности X "факела"; зависимость концентрации Су от ширины У факела выброса. Рис. Сема распределения концентраций примесей в приземном слое

2 Описание задачи Рассматривается газопылевой выброс от точечного источника (дымовой трубы, например) с круглым устьем при заданны метеорологически условия. Количество пыли, выбрасываемой в атмосферу, г/с М ZV 1, где Z концентрация пыли в газе, г/м; V 1 расод выбрасываемого газа, м /с. Величина предельной максимальной приземной концентрации вредны веществ С при выбросе нагретой газовоздушной запыленной смеси на расстоянии Х от источника выброса определяется из выражения С A M F n /(H V t), (1.1) где А коэффициент теплового рассеивания (для центральной зоны РФ А = 10); F безразмерный коэффициент, учитывающий скорость оседания вредны выбросов в атмосферном воздуе (для вредны и мелкодисперсны аэрозолей F = 1, для пыли и золы F = (ŋ 90%), F =,5 (ŋ = %), F = (ŋ < 75%); ŋ коэффициент эффективности газоочистной установки; V 1 объем газовоздушной смеси, м /с, выбрасываемой в атмосферу при средней скорости в устье ω О, м/с, и при диаметре устья дымовой трубы D, м, т.е. V=(πD 1 /4) ω o; безразмерный коэффициент, учитывающий условия выода выброса из устья источника; 1 (0,670,1 f 0,4 f), D o 10 где f ; H t n коэффициент, учитывающий условия выода из устья источника данного выброса, определяемый в зависимости от параметра 1 V V t 0,65 ; n = при V H 0, n (V 0,)(4,6V) при 0, < V, n=1 при V > ; Н высота источника выброса над уровнем земли, м; t разность между температурой выбрасываемого газа t r и температурой окружающего воздуа t в в наиболее жаркий месяц года в данном районе, С. Максимальная приземная концентрация выброса вредны веществ при неблагоприятны метеорологически условия (С) достигается на оси факела выброса но направлению "среднего" ветра за рассматриваемый период на расстоянии Х от источника, которое равно, м, при F < Х H d, (1.) а при F 1

3 Х где d 4,95V (1 0,8 f) при V т, d 7 V (1 0,8 f) Hd 5F 4, (1.) при V т >. Максимум приземной концентрации вредны выбросов при неблагоприятны метеорологически условия и скорости ветра, отличающейся от скорости ветра на оси факела, равен, мг/м, где C, v r C, (1.4) r 0,67() 1,67() 1,4() при 1, (1.5) (/) (/) r при >1, (1.6) (/) где υ действительная "средняя" скорость ветра, м/с; υ опасная скорость ветра у устья источника выброса, м/с. Величина υ на уровне устья трубы, при которой приземные концентрации достигают максимума, зависит от величины V, т.е. υ = V (1+0,1 f) при V > ; υ = V при 0,5 < V ; υ =0,5 V при V 0,5. Расстояние Х,υ, на котором при скорости ветра υ и неблагоприятны метеорологически условия приземная концентрация вредны выбросов С,υ достигает максимального значения, равно Х, р Х, (1.7) где р = при υ/υ 0,5; р = 8,4 {1- υ/υ) при 0,5 υ/υ 1; р = 0, (υ/υ) + 0,68 при υ/υ > 1. Величина приземной концентрации вредны выбросов в зависимости от расстояния X по оси факела выброса от источника равна C x S1 C, (1.8) 4 x x где S 1 = () 8() 6() при 1; x 1,1/ x 8; при > 8. Величина приземной концентрации на расстоянии y в направлении нормали к оси факела С S C, (1.9) y

4 у у 4 1 где S { }. Исодные данные для расчета и задачи лабораторного эксперимента В качестве исодны данны вводятся (в скобка даны значения для контрольного примера): - высота источника выброса над уровнем земли Н(80), м; - диаметр устья источника выброса D (6,4), м; - температура выброса на уровне устья t r (100), С; - средняя температура атмосферного воздуа в наиболее жаркий месяц в данном районе t в (0), С; - концентрация вредного вещества в выбросе Z o (100), мг/м; - объем выброса V 1 (I98800), м /ч; - коэффициент температурной стратификации атмосферы А (160), (с / мг.град 1/)/год; - коэффициент эффективности очистки выброса от вредны веществ ŋ (75), %; - расстояние от источника выброса по оси факела X (i) (1000, 000, 5000, 10000,15000), м; - признак вида вредного выброса Е (0); Е=0 для пыли, Е=1 для аэрозоля; - скорость ветра υ (j) (1,4,6), м/с; Результаты расчета контрольного примера приведены ниже. Промежуточные данные расчетов: F =,5; V 1 = м /с; ω 0 = 10,56 м/с; М =, г/с. Определяющие параметры Расстояние по оси факела Х, м Максимальная приземная концентрация С, г/м Опасная скорость ветра υ, м/с 768,68 0,07 4,94 Максимальная приземная концентрация выброса на оси факела Заданная скорость ветра υ, м/с Расстояние по оси факела Хυ, м Приземная концентрация Cтυ, мг/м 1 06,6 0,9 0,5 0,1 0,07 4

5 В лабораторной работе студентам могут быть предложены следующие задачи (в зависимости от объема лабораторного практикума): 1. Оценка влияния скорости ветра на концентрацию примесей в приземном слое и определение опасной скорости ветра. Построение и анализ графика распределения концентраций загрязняющи веществ в направлении оси распространения ветра.. Расчет поля концентрации примесей в приземном слое в направлении оси, перпендикулярной направлению ветра (оси Y) на различны расстояния от источника. Построение и анализ полученны графически зависимостей.. Расчет норматива предельного допустимого выброса вредны веществ. 4. Построение поля приземны концентраций загрязняющи веществ на заданном элементе площади земной поверности. 5. Исследование влияния различны параметров источника выбросов на приземные концентрации. Результаты расчета контрольного примера По результатам расчета пользователем программного продукта может быть сформирован отчет и экспортирован в форматы.xls либо.pdf. Пример расчета контрольного примера приведен ниже: Расчет рассеивания выбросов в атмосферу мг/м³ Исодные данные Высота источника выброса, м 10 Диаметр устья источника выброса, м Температура выброса, С 160 Средняя температура в самый жаркий месяц, С 0 Концентрация вредного выброса на уровне выброса, 5000 Объем выброса, м³/c 40 Коэффициент эффективноcти очистки, % 9 Расстояние от источника выброса по оси факела, м Расстояние от источника выброса по нормали к 0 выбросу, м 100 5

6 Скорость ветра, м/с Результаты расчета Расстояние от источника по оси факела, м 1050,97 Максимальная предельная концентрация, мг/м³ 0,1 Опасная скорость ветра, м/с,45 Расстояние по оси факела в зависимости от скорости 1601 ветра, м Приземная концентрация в зависимости от ветра, мг/м 0,15 0,99 0,6 0,19 0,19 Исодные варианты для расчета: Вариант H, м D,м t г, 0 C t в, 0 C V 1, м /с η, % U 1, м/с U, м/с, ,6 60 0,5 75 6, 95 8,

7 , ,


Практическая работа 9 Расчет загрязнения атмосферы выбросами одиночного точечного источника Область загрязнения земного слоя атмосферы определяется типом источника и характером утечки, свойствами ингредиента,

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Р.Е. Алексеева Кафедра "Теплофизика,

РАСЧЕТ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ (ПДВ) ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ПЛАТЫ ЗА НИХ Цель работы освоить методику расчета величины предельно допустимых выбросов(пдв) для производственных объектов

Выделение химических веществ при производстве строительных конструкций Митриковская Ю.А., Полещук И.Н., Пимнева Л.А. Тюменский государственный архитектурно-строительный университет Тюмень, Россия Allocation

Практическая работа 4 РАСЧЕТ КОНЦЕНТРАЦИИ ГАЗОВ В ВОЗДУХЕ Для определения концентрации газов в воздухе используются различные модели газоанализаторов. Прибор газоанализатор УГ- состоит из воздухозаборного

Инистерство образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет»

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ высоты и диаметра металлической дымовой трубы для замены сборной железобетонной дымовой трубы Н=45,0м Ду=2,1м (инв. ******) котельной по адресу: г. ******************** с проверкой

Федеральное агенство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Кафедра «Инженерная экология и химия» РАСЧЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ФГОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра технологии хранения и переработки растениеводческой продукции МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим занятиям по дисциплине «Экология пищевых

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра

Министерство образования и науки РФ Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р.Е.Алексеева Кафедра Производственная безопасность, экология и химия Расчет загрязнения атмосферного воздуха

ЭКОЛОГИЯ 70 ЭК ОЛ ОГ И Я УДК 628.511 М.Ф. Богатырев ВКГТУ им. Д. Серикбаева, г. Усть-Каменогорск А.М. Богатырев ДГП «ВНИИцветмет», г. Усть-Каменогорск ПРОБЛЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ ВЫБРОСА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Разработка проекта нормативов ПДВ с помощью ЭПК «РОСА» С.В. Володин ООО «Предприятие ЛиДа инж» Применение экологического программного комплекса «РОСА» позволяет превратить разработку проектов нормативов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра химии и инженерной экологии в строительстве ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ Методические

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ухтинский государственный технический университет Кафедра промышленной безопасности

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Структура доклада Цели составления раздела «Охрана окружающей среды» Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании газа (ссылка на нормативные документы) Исходные

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦЫ ЗОНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ РАЗЛИВОМ НЕФТИ ИЛИ НЕФТЕПРОДУКТОВ Т.А. Волкова С.В. Маценко канд. техн. наук В соответствии с требованиями Правил разработки и согласования

ЛЕКЦИЯ 1. РАЗДЕЛ 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Содержание разделов дисциплины: Раздел 1 Проблемы взаимодействия энергетики с окружающей средой. Структура теплоэнергетической

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Тема 11 Расчет ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников Цель: сформировать практические навыки проведения технических расчетов для оценки загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу

УДК 504.054; 504.3.054 РЯБЧИКОВА И. А., БАЛДАНОВА Д. Р. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСОВ АТМОСФЕРЫ ОТ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ к.б.н, доцент; студент,

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОГЛАСОВАНО:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ленинградской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «Сосновоборский политехнический

Лабораторная работа 3 Расчет полого форсуночного скруббера Полые форсуночные скрубберы используются для очистки от пыли и растворимых в воде веществ выбросов различных металлургических переделов. Улавливание

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ, ЭКОЛОГИИ, КЛИМАТА СИБИРИ (к 40-летию образования СибНИГМИ) 19-20 апреля 2011 г. Новосибирск Особенности нормирования выбросов

УДК 66 3.42 ББК 65.290.2 + 65.304.25 У 51 Ульянов Н.Б., Сергиенко О.И. Определение условий выпуска загрязняющих веществ в окружающую среду: Учеб. пособие. СПб.: Университет ИТМО, 2016. 182 с. В учебном

Кафедра трубопроводного транспорта, водоснабжения и гидравлики Задание к самостоятельной практической работе по дисциплине «Основы экологии» для студентов спец. 36-04-0 «Промышленная электроника» Практическое

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И КОНТРОЛЮ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ (ГОСКОМГИДРОМЕТ) МЕТОДИКА РАСЧЕТА КОНЦЕНТРАЦИЙ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ВЫБРОСАХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОНД86

УДК 551.510 АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДА ДОНЕЦКА ФОРМАЛЬДЕГИДОМ И.В. Беляева, С.А. Орлова, Н.А. Боробова Донецкий национальный технический университет, Донецкий областной центр

Министерство образования Российской Федерации Сибирская государственная геодезическая академия кафедра безопасности жизнедеятельности Расчет и построение схемы ореола разноса газовоздушного выброса Выполнил

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА В. Е. Бекетов, Г. П. Евтухова, Ю. Л. Коваленко Конспект лекций «Рассеивание загрязняющих

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный архитектурно-строительный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО "Сибирская государственная геодезическая академия" Кафедра экологии и природопользования Николаева О.Н Описание практических работ Дисциплина

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Экология и безопасность жизнедеятельности» РАСЧЕТ ПОЛЕЙ ПРИЗЕМНЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНОМ

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» Кафедра инженерной экологии и химии ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева Ю.А. Тунакова, С.В. Новикова Прикладная экология

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании отходов на установке по утилизации отходов ЭКО Ф2 Москва, 2004 г. 2 Установка ЭКО Ф2 («Форсаж-2») предназначена для утилизации методом сжигания

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТОМОСФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БИЙСКА) Ким Ж. В., Мироненко В. Ф., Михайлов А. В. Важнейшими проблемами общества в настоящее

Оглавление Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».7 1.1. Введение... 7 1.2. Предмет, цель и задачи дисциплины... 9 1.3. Взаимодействие в системе

ЗАНЯТИЕ 8 МЕТОДЫ ОВОС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА (экономическая оценка экологического ущерба от загрязнения атмосферы) Цель занятия: освоить методику оценки экономического ущерба от загрязнения

Практические аспекты анализа рисков Редина М.М. 1. Моделирование и оценка загрязнений окружающей среды 2. Моделирование и оценка последствий загрязнения и нарушений природных систем 3. Выбор методов риск-менеджмента

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет»

В.Н. Старжинский А.В. Зинин М.Н. Гамрекели РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ Екатеринбург 2015 МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ

УДК 665.63: 51.001.57 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ В УСЛОВИЯХ НЕЧЕТКОСТИ ЗАДАНИЯ Ф.Т.Сериков Атырауский институт нефти и газа, г.атырау, Республика Казахстан В настоящее

Министерство образования и науки Российской Федерации Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Ю. И. Толстова, Р. Н. Шумилов, Л. Г. Пастухова охрана воздушного бассейна

Типовая форма ПОД-1 предприятие (организация) ЖУРНАЛ УЧЕТА СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИК за 200_ г. Цех (участок) 1 / 34 Образец четных страниц формы ПОД-1 наименование источника

Описание Автоматизированная система расчета рассеивания ЭОЛ(ГАЗ) 2000 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЭОЛ(ГАЗ) 2000 2 КЛЮЧЕВЫЕ ЧЕРТЫ ЭОЛ(ГАЗ) 2000 3 ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ ЭОЛ(ГАЗ) 2000 4 РЕЗУЛЬТАТЫ

Л.М.Фетисова, Н.В. Короткова, Н.А.Фетисова МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА Учебное пособие УДК 55.50.4 Аннотация В учебном пособии рассматривается состояние и перспективы мониторинга загрязнения

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПРИКАЗ от ^ ^ ^ г. Краснодар О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от 12 мая 2014 года 688 «О порядке согласования

Предельно допустимые нормативы и источники загрязнения ПДК, ВДК, ПДН, ЛПК, ЛПВ Правовые основы Основы экологического нормирования заложены в: Федеральный закон 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002г.

Бултеков Н.У. Состояние загрязнения атмосферного воздуха г. Балхаш / Н.У.Бултеков. Вестник КазНУ. Сер. географ. 2002. 2(15). С.180-184. КазНУ им. аль-фараби В статье представлены результаты оценки состояния

1 УДК 674.047:551.588.74 ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФУРФУРОЛА И ФОРМАЛЬДЕГИДА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ СУШКЕ ДРЕВЕСИНЫ БУКА И ДУБА Михайлова Юлия Сергеевна аспирант Платонов Алексей Дмитриевич д. т. н., доцент

РАЗДЕЛ 2 НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Основным критерием качества окружающей среды является предельно допустимая концентрация вредного вещества в биосфере.

УДК 54.64.2.1.18 Н. В. Сломчинская, О.В. Сломчинский Моделирование влияния вредных выбросов, поступающих в атмосферу при плазменной переработке медицинских отходов, на окружающую среду Национальный аэрокосмический

УДК 504.3.054 Климат и прогноз загрязнения атмосферного воздуха в городе Михаил Абрамович Креймер Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат

53 УДК 614.72-519.2 МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОРРЕКТИРОВКИ ДОПУСТИМОГО СОДЕРЖАНИЯ СУММЫ ВЗВЕШЕННЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ В.М. Прусаков, Э.А. Вержбицкая, О.Г. Зуева В статье на примере г. Шелехова

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

О внесении изменений в Постановление Правительства Ярославской области от 12.08.2009 838- п В целях приведения нормативно-правовых актов области в соответствие с действующим законодательством ПРАВИТЕЛЬСТВО

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования