Распутин — самая известная секс-бестия в истории. Свои похождения в баню вместе с дамами распутин оправдывал тем, что испытывал свою добродетель, глядя на обнаженных женщин

Книга Эдварда Радзинского «Распутин: жизнь и смерть», которая вышла в декабре 2000 года, произвела настоящий фурор. Материалы следственного дела Распутина, которые писатель использовал в своем произведении, раскрыли многие тайны, окутывающие загадочного «старца». Радзинский приводит в этой книге выдержки из допросов поклонниц и поклонников Распутина, государственных чиновников, духовных сановников. В последних номерах ушедшего года «ФАКТЫ» опубликовали некоторые главы из книги Эдварда Радзинского. В сегодняшнем номере мы предлагаем вниманию читателей заключительную часть подборки о мужике, без которого сама царица не мыслила своей жизни.

Императрица болезненно реагировала на любое замечание, касающееся Распутина

Феофан, до которого кто-то донес эти слухи, пересказал их монахам в Лавре:

«Обсудив все это, мы решили, что мы монахи, а он человек женатый, и потому только его поведение отличается большей свободой и кажется нам странным… Однако слухи о Распутине стали нарастать, и о нем начали говорить, что он ходит в баню с женщинами… Подозревать в дурном… очень тяжело… »

В петербургских банях были «семейные номера», и, разумеется, посещали их не только законные супруги. Аскету Феофану было очень трудно обратиться к Григорию, которого он считал человеком святой жизни, с вопросом о банях! Но Распутин, видно, знал о слухах, распространившихся в Лавре, и начал разговор сам.

Из показаний Феофана: «Помог случай… Распутин проговорился, что бывает в бане с женщинами. Мы на это объявили ему прямо, что с точки зрения святых отцов это недопустимо, и он пообещал нам избегать делать этого. Осудить его за разврат мы не решились, ибо знали, что он простой мужик, и читали, что в Олонецкой и Новгородской губернии мужчины моются в бане вместе с женщинами. Причем это свидетельствует не о падении нравов, а о патриархальности уклада… и особой его чистоте, ибо… ничего не допускают. Кроме того, из жития святых Симеона и Иоанна юродивых видно, что оба они ходили в баню намеренно вместе с женщинами, и что за это их поносили и оскорбляли, а они тем не менее были великими святыми».

Вероятно, о святых Симеоне и Иоанне -- юродивых, ходивших в баню с женщинами, -- заговорил сам Распутин, ибо он и потом часто будет пользоваться этим примером. Ссылаясь на великих святых, которые испытывали свою добродетель, глядя на обнаженное женское тело, «в свое оправдание Распутин объявил, что он хочет испытать себя, не убил ли он в себе страсти».

Но Феофан предупредил Распутина: «На это способны только великие святые, а он, поступая так, находится в самообольщении и стоит на опасном пути».

Однако слухи о подозрительном хождении мужика в баню со светскими дамами продолжались. И вскоре звучали воистину «со всех сторон».

С изумлением услышал об этом друг Царской Семьи Саблин. «До меня начали доходить слухи, что он цинично относится к дамам, например, водит их в баню… Сначала слухам я не верил. Казалось невозможным, чтобы какая-то светская дама, кроме, пожалуй, психопатки, могла отдаться такому неопрятному мужику», -- показал Саблин в «Том Деле».

Но поговорить с Государыней об этих слухах он не решился. «Малейшее недоверие, тем более насмешка над ним, болезненно на нее действовали… Эту слепую веру ее, как и Государя, я объясняю их безграничной любовью к наследнику.. Они ухватились за веру… если наследник жив, то благодаря молитвам Распутина… Государю я докладывал: чтобы не дразнить общество, не лучше ли отправить Распутина обратно в Тобольск? Но Государь в силу своего характера давал уклончивые ответы или говорил: «Поговорите об этом с Императрицей». Саблин не знал, что Николай в то время уже имел особое оправдание для Распутина и оттого не придавал значения никаким слухам.

Между тем те же слухи дошли и до друга Распутина -- Сазонова. Процитируем и его показания: «Ввиду дошедших до нас слухов, что Распутин ходит с дамами в баню, я как-то спросил у него… Распутин ответил утвердительно и прибавил, что и Государю известно… я не вдвоем хожу, а… компанией… и объяснил, что величайшим грехом он считает гордыню. Светские барыни, несомненно, преисполнены этой гордыни… и для того, чтобы сбить эту гордыню, нужно их унизить, заставить их с грязным мужиком пойти в баню… Мне, человеку, глубоко знающему народную душу, это показалось понятным, но я попросил Распутина этого более не делать. Он дал мне слово».

Через два года полиция зафиксирует посещение Распутиным семейных бань с женой Сазонова! И придут они туда вдвоем -- без «компании»…

К слухам о банях прибавились слухи о Тобольском расследовании. При дворе рассказывали, как Распутин в Сибири основал хлыстовскую секту и тоже водил своих поклонниц в пресловутую баню.

Видимо, поэтому Николай, к негодованию жены, решил пока прервать посещения Распутина. Аликс попросила мужика не гневаться и молиться за них. Он молился, но гневался. Саблин в «Том Деле» рассказывает, как он был у Вырубовой, когда к ней позвонил Распутин, тщетно добиваясь приема: «И с сердцем сказал: «Молиться просят, а принимать боятся».

Аликс решает обелить «Нашего Друга». И придумывает блестящий ход.

В 1917 году в скиту неподалеку от Верхотурского монастыря, где жил отшельником некий старец Макарий, появились следователи Чрезвычайной комиссии. Макарий, известный святой жизнью, с детских лет был пастухом при монастыре. Месяцами он постился, пас свиней и в густом лесу часами простаивал на молитве. Неграмотный, он знал о Христе только по церковным службам, а молитвы выучил с голоса. Но Макарий считался духовником Распутина, оттого в полуразвалившейся келье и состоялся его допрос. Допрашивать было нелегко -- Макарий был косноязычен (впрочем, возможно, он пытался таким образом уклониться отвечать на вопросы).

«Старец» утверждал, что его Бог разрешает ему отвергать церковные каноны

Шестидесятилетний монах показал: «Старца Г. Е. Распутина я узнал лет 12 тому назад, когда я был еще монастырским пастухом. Тогда Распутин приходил в наш монастырь молиться и познакомился со мной… Я рассказал ему о скорбях и невзгодах моей жизни, и он мне велел молиться Богу». После чего Макарий постригся в монахи и стал жить отшельником.

«Видимо, Распутин рассказывал обо мне бывшему царю, ибо в монастырь пришли от царя деньги на устройство для меня кельи… Кроме того, были присланы деньги для моей поездки в Петербург… и я приезжал тогда в Царское Село, разговаривал с царем и его семейством о нашем монастыре и своей жизни в нем. Каких-либо дурных поступков за Распутиным и приезжавшими к нам с ним… не заметил».

Вот и все, что смогли выпытать у него о Распутине.

Но Макарий не рассказал следователям, что его вызвали в Царское Село совсем не для того, чтобы рассказывать царям о своей монастырской жизни.

«23 июня 1909 года… После чая к нам приехали Феофан, Григорий и Макарий», -- записал в дневнике Николай.

Именно тогда Аликс рассказала всем троим о своей идее. Зная «о сомнении по поводу Распутина», которое появилось у Феофана, она задумала познакомить епископа с Макарием, так почитавшим Распутина, и предложить всем троим вместе съездить на родину «Нашего Друга». Она верила, что эта поездка снова сдружит Феофана с «отцом Григорием», рассеет все его сомнения, и тогда Феофан своим авторитетом сможет прекратить нараставшие (и уже пугавшие царицу) слухи.

В то время Феофан был болен. Но просьба царицы -- закон. «Я пересилил себя и во второй половине июня 1909 года отправился в путь вместе с Распутиным и монахом Верхотурского монастыря Макарием, которого Распутин называл и признавал своим «старцем», -- показал Феофан в «Том Деле».

Так началось это путешествие, которое будет иметь для Феофана самые драматические последствия.

Сначала они отправились в любимый монастырь Распутина -- Верхотурский. Уже в дороге мужик изумил епископа. «Распутин стал вести себя не стесняясь… Я раньше думал, что он стал носить дорогие рубашки ради царского двора, но в такой же рубашке он ехал в вагоне, заливая ее едой, и снова надевал такую же дорогую рубашку… » Скорее всего, Григорий попросту решил продемонстрировать Феофану милости Аликс -- царицыны рубашки. Но, видимо, кто-то очень настроил епископа против Распутина, и теперь он все воспринимал подозрительно.

Дальше -- больше. Аскет Феофан был изумлен, когда «подъезжая к Верхотурскому монастырю, мы по обычаю паломников постились, чтобы натощак приложиться к святыням. Распутин же заказывал себе пищу и щелкал орехи». Мужик, осознавший свою силу, позволил себе не притворяться. Его Бог -- радостный, он разрешает отвергать унылые каноны церковных установлении.

Все оскорбляло Феофана. «Распутин уверял нас, что он почитает Симеона Верхотурского. Однако когда началась служба в монастыре, он ушел куда-то в город». Покоробил епископа и двухэтажный дом Распутина -- как он отличался от жилища самого Феофана, превращенного им в монашескую келью. Нет, не таким должно быть жилище того, кого столь недавно он почитал…

Обстановку дома Распутина мы можем представить совершенно точно по описи его имущества, сделанной после смерти. Первый этаж, где жил он с семьей, обычная крестьянская изба. Но зато второй… Тут мужик устроил все по-городскому. Второй этаж предназначался для «дамочек» и гостей, приезжавших из Петербурга. Там он и поселил Феофана. Епископ с негодованием отмечал «мирское»: пианино, граммофон, под который Распутин любил плясать, мягкие обитые плюшем бордовые кресла, диван, письменный стол… С потолка свисали люстры, по комнатам стояли «венские» стулья, широкие кровати с пружинными матрацами, кушетка -- так вчерашний полунищий крестьянин осуществил свое представление о городской роскоши. Величественно били двое часов с гирями, в черных деревянных футлярах, и на стене -- еще часы… Особенно же возмутил Феофана «большой мягкий ковер на весь пол»,

Показал Распутин епископу и своих последователей -- Арсенова, Распопова и Николая Распутина, «братьев по духовной жизни». Но, как отметил Феофан, «пели они стройно… но в общем произвели неприятное впечатление». Широко образованный мистик, хорошо знакомый с ересями, видимо, почувствовал нечто хлыстовское в этих песнопениях…

Вероятно, он попытался беседовать об этом с Макарием, но…

«Монах Макарий… является для меня загадкой. Большей частью он говорит что-то непонятное, но иной раз скажет такое слово, что всю жизнь осветит».

Но Макарий, могущий «всю жизнь осветить», в тот раз явно говорил «что-то непонятное»…

Григорий Распутин уверовал в свою безнаказанность, поскольку знал: царица без него зачахнет

Обдумав все увиденное, Феофан заключил, что Распутин «находится не на высоком уровне духовной жизни». На обратном пути он «остановился в Саровском монастыре и просил у Бога и святого Серафима (покровителя Царской Семьи. -- Авт.) помощи для верного решения вопроса: что из себя представляет Распутин». В Петроград епископ вернулся «с убеждением, что Распутин… находится на ложном пути».

В столице он держал последний совет со своим другом архимандритом Вениамином. После чего они позвали Распутина в Лавру.

«Когда затем Распутин пришел к нам, мы неожиданно для него обличили его в самонадеянной гордости, в том, что он возомнил о себе больше, чем следует, что он находится в состоянии духовной прелести».

Это было страшное обвинение.

«Нужна особая духовная высота, чтобы пророчествовать и исцелять… Когда этого нет, дар становится опасным, человек становится колдуном, впадает в состояние духовной прелести. Теперь он прельщен дьяволом, теперь уже силой Антихриста он творит свои чудеса», -- сказал мне монах в Троице-Сергиевой Лавре.

«Мы объявили ему, что в последний раз требуем от него переменить образ жизни, и что если он сам не сделает этого, то отношения с ним прервем и открыто все объявим и доведем до сведения императора».

Распутин никак не ожидал услышать такое от Феофана. «Он растерялся, расплакался, не стал оправдываться, признал что делал ошибки… и согласился по нашему требованию удалиться от мира и подчиняться моим указаниям».

Но это было ни к чему не обязывающее обещание. Мужик знал, что царица никогда не позволит ему «удалиться». И дело не только в исцелении наследника -- она сама зачахнет без него. Мог он предвидеть и дальнейшую судьбу простодушного Феофана, который так и не понял царицу -- он жил в ином… Епископ попросил Распутина «никому не говорить о нашем с ним разговоре». Тот обещал. «Радуясь успеху, мы отслужили молебен… Но, как оказалось, потом он поехал в Царское Село и все рассказал там в благоприятном для себя и неблагоприятном для нас освещении», -- вспоминал Феофан.

Мужику не надо было ничего придумывать. Достаточно сказать царице правду -- Феофан не верит в его духовную высоту и не хочет, чтобы он был рядом с «царями». И вчерашнему исповеднику Государыни навсегда закрыт путь в Царское Село.

В этом было какое-то пророчество: «Пока я жив, будет жить и династия». Под этим подразумевались Романовы, которые правили страной на протяжении более 300 лет. Но автор этих строк — не кто-то из них, а сибирский крестьянин и мелкий преступник, ставший странствующим святым — Григорий Распутин. С 1907 по конец 1916 года он был священником, врачом, психиатром и духовным учителем последнего императора Николая II и его жены Александры. И он был прав. Спустя два месяца после его убийства 30 декабря 1916 года революция положила конец царскому режиму.

Как неотесанный крестьянин попал в круг русской аристократии — один из центральных вопросов, который исследует британский историк и автор бестселлеров Саймон Себаг Монтефиоре (Simon Sebag Montefiore) в своей новой книге «Романовы. Блеск и закат царской династии». Монтефиоре своими книгами о Сталине и Екатерине Великой зарекомендовал себя как знаток человеческих душ и падения русских властителей. Ему удались и фрагменты, которые посвящены катастрофе Романовых, в которых ключевую роль сыграл Распутин.

Сын крестьян родился в 1869 году в селе Покровском, расположенном в 400 километрах к востоку от Урала, обучился чтению и худо-бедно жил. В 1895 году он женился и отправился в первое паломничество, после которого его жизнь кардинально изменилась. Будучи странником, в 1903 году он оказался в Петербурге и стремительно приобрел известность.

В столице царской империи было полно мистиков, целителей и обычных обманщиков, которые зарабатывали на растущем отрицании православной иерархии. Официальная церковь считалась только духовной рукой государства, что превратило ее — в зависимости от перспективы рассмотрения — в предательницу достопочтенных традиций. Простое происхождение считалось еще и положительным противовесом декадентской реальности, демонстрация ее отвержения считалась хорошим тоном. То, что Распутин вскоре сделал себе хорошее имя в лучших кругах, связано, прежде всего, с другой гранью его личности — анималистичной харизмой и сексуальностью.

Контекст

Убит Распутин, загадочный «безумный старец»

La Vanguardia 31.12.2011

Распутин - любовник, которого не было

El Pais 06.08.2004

Распутин и Гюлен - темные силы

Cumhuriyet 20.08.2016
Он был без притязаний, остроумным, шутил, давал всем клички, дразнил грубыми историями о блудных лошадях и с простой открытостью расспрашивал о сексуальной жизни. Монтефиоре цитирует высокопоставленную особу, которая рассказывала о том, что Распутин доставил ей такой оргазм, что она потеряла сознание. Его пенис был размером с лошадиный. «В действительности частота смены половых партнеров была преувеличена», — пишет автор. «А проститутки, которых он позднее принимал у себя практически ежедневно, рассказывали, что он часто их лишь рассматривал и разговаривал с ними. Искушение и отклонение сформировало ядро его веры… Вполне возможно, что известная секс-бестия истории была неспособна на акт любви».

После того как царская семья через его сторонников узнала о существовании Распутина, в октябре 1907 года он просит аудиенции, чтобы передать ей «икону праведного Симеона Верхотурского, чудотворца». Когда монах вошел во дворец, он столкнулся с тайной, которую хранили строже всего в России. Трехлетний наследник престола Алексей был болен гемофилией, заболеванием крови. То, что для автократичного режима было экзистенциальной проблемой, вызывало истерию императрицы. Распутину удалось остановить кровотечение одним лишь прикосновением рук. С этого момента он стал для Николая и его жены «человеком Божьим».

С этого момента Распутин был вхож во дворцы Романовых и считался влиятельнейшим человеком, за его протекцию боролись и даже платили. «Лучше Распутин, чем ежедневные истеричные припадки (его жены)», — говорил Николай о своей привязанности к страннику. «Я выжил только благодаря его молитвам», — признавал он. Его жена его в этом убедила. Когда ты в поездках, Григорий молится об этой поездке, и все хорошо. Она писала Распутину: «Я желаю только одного. Примкнуть к вашему плечу во сне… Вы наше все».

Выставленная напоказ близость, которая после публикации писем с пикантными деталями императрицы, воодушевила критиков и завистников. К тому же Распутин нажил себе своим тщеславием, стремлением к победе и своей капризной и мстительной природой много врагов. Но прежде всего его практичные советы противоречили целям императора и расчетам многочисленных политиков и предводителей общественного мнения. Эти мысли вырвались на свободу в 1914 году, когда на мир обрушилась большая война. Распутин предостерегал от триумфа безумия. Возможно, мы победим Германию, но что тогда будет с Россией? Россия утонет в собственной крови, последуют бесконечные страдания и горе, писал он из Сибири императору.

Император же, как известно, принял другое решение и ввязался в войну, однако оставил Распутина в своем окружении, прежде всего, оттого, что этого желала императрица, к которой из-за ее немецкого происхождения при дворе относились недоброжелательно, видя в ней сторонницу стран Центральной Европы. Эта позиция укреплялась с каждым поражением царских войск против немецких армий, которые вскоре заняли значительные территории Польши и Балтики. Поскольку из-под контроля начали выходить и внутриполитические конфликты, прежде всего протесты против Николая, Распутин вскоре начал рассматриваться как олицетворение черта — как со стороны противников, так и защитников режима.

В конце 1916 года князь Феликс Юсупов вместе с великим князем Дмитрием Павловичем решили положить этому конец. Получивший образование на Западе, бисексуальный Юсупов ненавидел Распутина еще и потому, потому что тот хотел его соблазнить. Владимир Пуришкевич и его товарищ, санитарный врач Станислав Лазоверт, присоединились к операции, которую, как пишет британский историк, ждали во всем Петербурге.

Хотя его предостерегали, Распутин принял предложение Юсупова на ужин 30 декабря. Там его ждал отравленный цианистым калием торт и отравленное вино. «У меня раскалывается голова, и в животе все горит», — сказал он после трапезы. «Дайте мне еще бокал вина», — сказал он Юсупову. Затем взгляд упал на распятие на сундуке из черного дерева. Ответ вошел в учебники истории: «Вы, Григорий Ефимыч, лучше на распятие посмотрите и Богу помолитесь». Затем хозяин достал Браунинг и выстрелил монаху в грудь.

Когда заговорщики хотели вывезти бездыханное тело, Распутин открыл «зеленый, словно у змеи», глаз и выбрался во двор. Там его настиг великий князь, который между делом был уже пьян, и неоднократно выстрелил в него. Смертельным был выстрел прямо в лоб, автором которого, что допускает и Монтефиоре, мог быть британский агент Освальд Райнер. Павлович сказал: «Я убил Гришку Распутина, врага России и царя». Тело скинули в Малую Невы.

Убийство было любительской операцией, «исполненной в форме сценария для людей с плохим вкусом», — язвил затем Троцкий. Поскольку после вскрытия не было обнаружено ни следов цианистого калия, ни выстрела в лоб, вероятно, имел место заговор. Однако Монтефиоре полагает, что «британцы в какой-то форме были в этом замешаны».

Под давлением семьи Николай II отказался от уголовного преследования. В любом случае это ничего бы не принесло. «Убийство не спасло монархию, и лишь ускорило ее падение», — пишет Монтефиоре. Как и предрекал Распутин: «Если я умру или если вы покинете меня, то потеряете сына и корону в течение шести месяцев». 23 февраля 1917 года по юлианскому календарю (8 марта по григорианскому) в России началась революция.

16 (29) декабря 1916 года был убит Григорий Распутин. И столетие спустя эта неоднозначная личность не дает покоя не только историкам, но и обывателям. Его жизнь окружена легендами, уже не разобрать, что правда, а что небылицы. Сам "старец" любил морочить голову современникам, новые истории были придуманы немецкой и революционной, а позже советской пропагандой. "РГ" собрала самые известные слухи о Григории Распутине и попыталась опровергнуть их. Не исключаем, что наши опровержения только сильнее запутают читателя.

Распутин был неуязвимым и заговоренным от смерти

Первый слух как раз связан со смертью легендарного "старца". Для того чтобы убить Распутина, заговорщикам пришлось его отравить, застрелить, избить и утопить. Правда, убийство Распутина с самого начала было покрыто тайной. Заговорщики запутывали следствие, как могли. Каждый рассказывал свою версию. Один только Юсупов менял свои показания по 5 раз: в полиции Санкт-Петербурга 16 декабря 1916 года, в ссылке в Крыму в 1917 году, в книге 1927 года, данные под присягой в 1934 и в 1965 годах. Но со временем у заговорщиков появилась определенная версия произошедшего.

По легенде Григория пригласили в гости и угостили пирожным или пирогом, в которых был цианистый калий. Но яд не сработал. Объясняется это тем, что и сахар, и высокие температуры нейтрализуют яд. То, что ему грозит смерть, Распутин даже не понял, он продолжал застолье, чем лишь вселил в заговорщиков отчаянный ужас. Пока Распутин сидел за столом, убийцы подошли к нему со спины и выстрелили. Констатировав смерть, они отправились отмечать успех на верхний этаж усадьбы. Через некоторое время Юсупов пошел проверить тело еще раз. Распутин очнулся и бросился на него, пока убийца убегал от "убитого", Распутин выбежал в сад. Там в него снова начали стрелять обезумевшие от страха убийцы, а после, видимо уже мертвого, избивать. Потом его тело выбросили в воду. Однако судмедэксперты выявили у Распутина три ранения, каждое из которых смертельно: в печень, почки и голову. С такими травмами он не прожил бы и 20 минут.

Кстати, даже после похорон россияне считали Распутина живым. Так, в январе 1917 года из Царицына пришла бумага со многими подписями, где сообщалось, что Распутин бывает у обер-прокурора Святейшего Синода Владимира Саблера, и что скоро Григорий вернется в Петербург.

Распутин был агентом немецкой разведки

Этот слух связан с предположениями английской разведки. В документальном фильме, снятом Великобританией несколько лет назад, рассказывается о том, что отдел МИ-6 узнал, что Григорий Распутин и Александра Федоровна Романова собираются заключить сепаратный мир с Германией (что позже окажется заблуждением). Повлиял на решение якобы немецкий шпион Распутин. Англичане решили убить Распутина. По версии создателей фильма, именно британский разведчик Освальд Рейнер руководил заговорщиками. В доме у Юсупова они собрались не для убийства Распутина, а для его пыток. Однако мужик ничего не рассказал, а потому его застрелили. Контрольный выстрел в голову сделал из револьвера "уэббли", находящегося на вооружении в МИ-6, сам Рейнер.

Распутин имел любовную связь с императрицей

Этот слух был особо распространен. Во время первой мировой войны их распространяли среди офицеров русской армии сотрудники оппозиционного Земско-городского союза. "Адюльтер" обсуждали не только представители дворянства и простой люд, но даже священнослужители. Особенно опасным стало положение, когда священнослужитель Илидор опубликовал письмо императрицы Распутину, которое он выкрал у "старца".

"Возлюбленный мой и незабвенный учитель, спаситель и наставник, как томительно мне без тебя. Я только тогда душой покойна, отдыхаю, когда ты, учитель, сидишь около меня, а я целую твои руки и голову свою склоняю на твои блаженные плечи. О, как легко мне тогда бывает! "…" Прошу твоего святого благословения и целую твои блаженные руки. Вовеки любящая тебя М.". М. - это мама, так сам Распутин называл царицу.

После этого письма расправу над Распутиным пытались совершить Илидор, епископ Гермоген и юродивый Митя. Вот как это описывает Илидор: "Митя с диким криком: "А-а-а! Ты - безбожник, ты много мамок обидел! Ты много нянек обидел! Ты с царицею живешь! Подлец ты!" - начал хватать "старца". Распутин попятился назад к дверям. а Митя, тыкая ему пальцем в грудь, еще громче, еще неистовее кричал: "Ты с царицею живешь! Ты - антихрист!". Гермоген, схватив "старца" кистью левой руки за череп, правою начал бить его крестом по голове, и страшным голосом кричать: "Дьявол! Именем Божьим запрещаю тебе прикасаться к женскому полу. Запрещаю тебе входить в царский дом и иметь дело с царицей, разбойник!".

В царской же семье Распутин появлялся только тогда, когда нужна была помощь младшему наследнику престола. Об этом на допросах говорила вся прислуга царского дома.

Распутин имел много любовниц

Вероятно, такие предположения появились из-за странного воздействия сибирского мужика на петербуржских барышень. Не одна дама в своих дневниках вспоминала его гипнотических взгляд. Многие современники говорили о его клубе поклонниц, которых он называл "мои дуры". Имеются сведения и о том, что Распутин ходил с благородными дамами и невинными девушками в баню. Да и его дочь Матрена упоминала в своих мемуарах, что у людей были некоторые основания для этих слухов.

Специальное расследование провел командированный в Чрезвычайную Следственную Комиссию по расследованию злоупотреблений Министров, Главноуправляющих и других должностных лиц, с правом производства следственных действий товарищ прокурора Екатеринаславского окружного суда Владимир Руднев. В своем докладе он говорит "Выяснилось, что амурные похождения Распутина не выходили из рамок ночных оргий с девицами легкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц. Что же касается его близости к дамам высшего общества, то в этом отношении никаких положительных материалов наблюдением и следствием добыто не было". Интересно, что "главная развратница" и фаворитка Распутина по мнению высшего света Анна Вырубова в ходе следствия попросила провести медицинское освидетельствование, которое показало, что она еще девица.

Распутин сам назначал и снимал министров, настолько велико было его влияние

Слава о сером кардинале также была сильно преувеличена. Современники говорили, что императрица и Распутин совершили "государственный переворот", либо что он сам руководит страной, либо, что он влияет на царицу, а она на Николая II, либо, что Россией руководят императрица, Распутин и его фаворитка Анна Вырубова.

Многие знавшие Распутина люди говорили, что в политике он абсолютно не разбирался и не стремился к ней. Владимир Руднев допросил множество свидетелей и написал в отчете: "При осмотре бумаг Протопопова было найдено несколько типичных писем Распутина, начинающихся словами "милай, дарагой", но всегда говоривших только о каких-либо интересах частных лиц, за которых Распутин хлопотал. Среди бумаг Протопопова, так же как и среди бумаг всех остальных высокопоставленных лиц, не было найдено ни одного документа, указывающего на влияние Распутина на внешнюю и внутреннюю политику".

Распутин пил очень много и почти всегда был пьян

Его знакомые рассказывали, что до 1913 года Григорий не употреблял спиртное и осуждал пьющих. Из показаний Лохтиной: "Отец Григорий раньше совсем не пил". И Сазонов подтверждает: "В этот период... он ничего не пил". Если на столе и появлялось спиртное, то совсем немного, и это были сладкие вина, те, к которым он привык в монастырях во время странствий.

Распутин был святым

Когда Распутин впервые появился в Петербурге, он прославился среди горожан как "старец", "юродивый", "божий человек". Архимандрит Феофан активно помогал сибирскому мужику осваиваться в столице, Григорий встречался со многими священнослужителями. И враги, и сторонники Распутина признавали за ним сверхъестественные способности к врачеванию самых страшных болезней. Поклонницы Распутина были уверены в его святости.

Интересно, что о святости исторической личности активно заговорили в 1990-ых годах. Тогда инициативная группа из числа сотрудников православных газет и православных писателей предлагали канонизировать Распутина как святого мученика. Есть даже песня "Странник одухотворенный", которая превозносит "старца". Однако Синод отверг предложение канонизировать Григория Распутина, а патриарх Алексий II сказал: "Нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина, сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство". Тем не менее, существуют иконы с изображением "чудотворца" и даже акафисты Распутину, придуманные почитателями "старца".

95 лет назад был зверски уничтожен фаворит царской семьи, предупреждавший Николая II: «Пока я жив, жива и династия»

Изменить размер текста: A A

В ночь с 29 на 30 декабря 1916 года был убит Григорий Распутин , простой неграмотный русский мужик, сумевший стать близким другом царской семьи. Как ему это удалось? В чем был главный талант Распутина? Были ли у него близкие отношения с императрицей Александрой Федоровной, на чем строили компромат против трона большевики?Мы беседуем с руководителем Центра истории и религии Церкви Института российской истории РАН, академиком РАЕН, доктором исторических наук Владимиром ЛАВРОВЫМ .

МОДА НА МАГИЮ

- Владимир Михайлович, известна ли сегодня историкам вся правда о Григории Распутине?

Далеко не вся. Больше домыслов, чем достоверных сведений. Подлинники многих документов не сохранились или специально уничтожены. Скажем, донесения филеров. Есть только копии, общие сводки и выписки, которым нельзя доверять в полной мере. Имеется полицейское донесение подполковника Семенова из Москвы . Но откуда он что узнал - не указано.

Описывается пребывание Распутина в ресторане «Яр» и якобы его оргия в марте 1915 года. При этом не опрошены ни посетители ресторана, ни артисты, ни люди, пришедшие с Распутиным. Или в донесении филера сказано, что неизвестная женщина непродолжительное время находилась на Гороховой, 64, где Распутин жил в Петербурге . Больше ничего филер не видел. Зачем приходила - никто не знает. Возможно, за помощью в болезни. Но иные писатели и режиссеры берутся смаковать, что там происходило, будто они под кроватью находились. Еще замечательный царский врач Боткин заметил: «Если бы не было Распутина, то противники Царской Семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из [фрейлины] Вырубовой , не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь».

- Почему?

Во время смены эпох и сопутствующей этому смуты в умах всегда появляются разного рода Кашпировские . И в начале ХХ века был запрос на такие фигуры. Черногорская принцесса, великая княгиня Милица Николаевна принимала у себя различных магов, экстрасенсов, как сейчас мы говорим, в числе которых оказался такой неординарный самородок – Григорий Распутин. И через Милицу он попал к императрице.

Но таких чародеев наверняка тогда было огромное количество, почему именно Распутин стал самым приближенным? В чем его уникальность?

Распутин в юности был больным человеком. Его каждую весну мучали бессонницы по 40 дней подряд. Он страдал ночным недержанием мочи. Над ним смеялись, а он тяжело переживал. Молился в Верхотурском Никольском монастыре. И ему пришло исцеление. Лично соприкоснувшись с чудом, он стал глубоко верующим человеком, перестал пить, курить и есть мясо, стал ходить пешком тысячи верст по святым местам. Побывал в Иерусалиме , у Гроба Господня, на Афоне . Он был принят известными иерархами Церкви, в том числе будущим патриархом Сергием. О богословски сложных вещах он мог говорить по-крестьянски просто, образно и убедительно. Это подкупало. По воспоминаниям самых разных людей, Распутин производил впечатление умного человека. И первые годы в Петербурге он держался очень скромно. Император Николай II впервые увидел Распутина 1 ноября 1905 года и записал в дневнике о нем: «Человек Божий».

О ЧУДЕСАХ

- Благодаря чему Распутин умел так сильно воздействовать на людей? Был ли он гипнотизером?

Он обладал подобными способностями. Все, кому довелось встречаться с Распутиным, обращали внимание на его пронзительные, очень внимательные глаза, которые будто прощупывали человека. После Февральской революции Временным правительством была создана Чрезвычайная следственная комиссия, которая допрашивала о Распутине многих людей. И следователи были настроены очень негативно по отношению к этому царскому фавориту. Однако допрошенные свидетельствовали: действительно исцелял, и далеко не только царевича Алексея. Григорий Ефимович молился о здравии. В январе 1915-го Вырубова попала в железнодорожную катастрофу, у нее были многочисленные переломы и тяжелая травма черепа. Вызвали ее родителей, чтобы они могли проститься. А по просьбе царицы к умирающей позвали Распутина. Он подошел и сказал: «Аннушка, открой глаза». И она открыла!

А была без сознания. Что это? Кстати, когда в 1907 году царица собралась выдать Вырубову (урожденную Танееву ) замуж за одного лейтенанта, то спросила у Распутина о будущем этого союза. Он ответил: замуж выйдет, счастлива не будет. Брак вскоре распался.

- Но было много разговоров, что у Распутина с Вырубовой роман.

Не только разговоров, но и статеек о ней как «подстилке Распутина». А после Февральского переворота Вырубову арестовали, революционный караул глумился над ней. И она в заключении потребовала медицинского освидетельствования. И к удивлению общества, оно показало, что Вырубова девственница.

- Несмотря на то, что брак у нее был.

Муж оказался импотентом с неуравновешенным характером.

ИМПЕРАТРИЦА И ФАВОРИТ

Но ведь ходили слухи о связи самой императрицы с Распутиным. Он и сам в разговорах вроде как называл ее «Сашкой». Что это?

Конечно, никаких любовных отношений между ними не было. Почитайте письма Николая II и Александры Федоровны друг к другу. Им Господь даровал удивительную и глубокую любовь. У обычных смертных она с годами зачастую угасает, а они нежно, до последнего вздоха любили и берегли друг друга. А Распутин помогал больному гемофилией царевичу Алексею. Ребенку становилось плохо - посылали за Распутиным. Был случай, когда царевич ударился и началось сильное внутренне кровотечение. Врачи приготовили царицу к худшему… Да и Распутин уехал в Сибирь . Но царица шлет ему телеграмму. Приходит ответ: «Я молился, все будет хорошо».

Прочитав его, царица вышла к консилиуму врачей в улучшившемся доброжелательном настроении. И врачи подумали, что она, мягко говоря, не адекватна. Но на следующий день мальчику стало значительно лучше. Именно такой помощью объясняется влияние Распутина на царицу. Другое дело, что почти неграмотный мужик, оказавшись вхож в царские покои, не выдержал такого жизненного испытания. Он стал рассказывать о своем влиянии на императрицу, причем и сам преувеличивал, и в пересказах все значительно утрировалось. У искренне верующего царя было много недоброжелателей, но их сдерживали карьеристские устремления. Легче было плохо отзываться о царице. Еще легче - о мужике Распутине. Клеймили мужика, а целились в царицу с царем. Причем много выдумок публиковали как в либеральных, так и в монархических, православных газетах. Образованное общество жаждало сенсаций, невероятных и эротических.

- А почему царская семья не могла рассказать правду, что старец помогает больному ребенку?

Это была государственная тайна – страшная болезнь наследника. Даже от бабушки, матери Николая II, от Марии Федоровны пытались скрыть. Об этом знали очень немногие. И князья возмущались, что им не просто попасть в царский дворец, а какого-то мужика там привечают. Аристократическая элита была очень недоброжелательной даже по отношению к таким выдающимся государственным деятелям, как премьер-министры Витте и Столыпин . Как их смешивали с грязью! А тут какой-то крестьянин.


ПЬЯНЫЕ ОРГИИ

В кинематографе, в поп-музыке педалируется тема невероятных оргий Распутина. Группа «Бони М» даже прославилась знаменитой песнью про «секс-машину Распутин». Были ли эти оргии на самом деле?

Распутин не был безгрешен, в столице и выпивать стал, и женщины у него были. Но больше было полета фантазий на тему распутинского распутства. Была публикация, что в Сибири, в родном селе Покровском, Распутин ходил в баню с семью родовитыми дворянками, которые его там сами мыли. В статье все живописалось. Однако журналист Манасевич-Мануйлов, сочинивший это сидя в Петербурге, не знал, что бань, где могло уместиться столько людей, в Покровском не было. Столыпин очень негативно относился к Распутину и давал задание собирать на него компромат. И что удалось найти по поручению самого премьера? Практически ничего. Когда Столыпин сообщил царю, что в Сибири Распутин как-то ходил в общую баню, Николай II заметил, что у простых людей это принято. Об оргии в ресторане «Яр», о чем мы с вами уже говорили, упомянутый подполковник донес: приехал Распутин в ресторан и прошел в кабинет, куда пригласил певиц, цыганок, которые танцевали, подсаживались к нему, ели и выпивали, и якобы Распутин произнес: «Воображаю, как на меня злилась бы [царица], если бы увидела меня сейчас». Разумеется, воспитанные люди тогда так не говорили о царице. Однако что эта фраза доказывает?

- Но ведь Распутин вмешивался в политику, советовал царю, кого назначать на высокие должности.

По совету Распутина было произведено более 10 назначений на уровне министров, включая министра внутренних дел Протопопова , не удержавшего власть в феврале 1917 года. Однако назначенные не были случайными людьми. И окончательные решения царь принимал сам, за все отвечал сам.

Ведь был воспитан как самодержец. Он и супруге ответил в 1916 году: «Только прошу, не вмешивай Нашего Друга. Ответственность несу я и поэтому я желаю быть свободным в своем выборе». А Александра Федоровна очень доверяла Распутину. В 1915 году даже писала, что «страна, государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть» и советовала царю: «Слушайся нашего Друга: верь ему, его сердцу дороги интересы России и твои. Бог не даром его нам послал…» При этом влияние Распутина на Николая II было значительно меньшим, чем на его супругу. И следует отдавать отчет, что у глав государств всегда есть советчики.

КАК УБИВАЛИ

Неужели нельзя было отстранить Распутина от семьи как-то иначе, сослать на каторгу, может, скомпрометировать, но не убивать таким страшным мучительным образом - стрелять, резать, травить, топить?

Жизненная миссия Распутина состояла в спасении русского наследника. Он помогал ему выживать и во многом благодаря Распутину царевич Алексей дожил до 1918 года. Конечно, царская семья за такого помощника держалась. Как его можно было удалить от этой семьи? Только убить. Однако обратим внимание на то, какой была реакция императора Николая II на убийство Распутина. Он никого не наказал. Ну, выдворили убийц из столицы. Преступника князя Юсупова отправили в имение. И многие поняли, что можно делать все, что угодно, даже устраивать заговор с целью государственного переворота - ничего за это не будет. И грянул 1917 год!

- Распутина ведь вначале пробовали отравить, почему не вышло?

Цианистый калий не подействовал. Однако Юсупову этот якобы яд дал известный адвокат и конституционный демократ Маклаков. Он впоследствии в воспоминаниях признался, что обещал цианистый калий, а дал обычный аспирин. Похоже, так и было.

- Есть сведения, что последнюю смертельную пулю в лоб Распутина всадил английский шпион.

В легких Распутина было обнаружено много воды. Так обычно бывает, если человек еще дышит. Значит, в прорубь его сбросили еще живым. Впрочем, много противоречий, нестыковок в деле об убийстве Распутина, не хватает надежных исторических источников, нет даже подлинника медицинского заключения при вскрытии. И получается, что по различным сведениям в него стреляли от 5 до 11 раз. Так поди разбери, кто тут сделал решающий выстрел, хотя похоже на крайне правого националиста Пуришкевича , если верить его воспоминаниям. Сибирский мужик, обладавший удивительными способностями, оказался весьма жизнестойким. Ни выстрелы его не брали, ни колющие предметы (у него была рана в боку).

Распутин говорил: «Меня не будет – царей не будет, России не будет». Так и произошло: династия пережила его всего лишь на пару месяцев - и царь отрекся.

Почему Распутин так сказал? Дар ли это предвидения или хитрость ушлого крестьянина, пытавшегося таким образом обеспечить себе выживание при царе? Но слова сбылись.

- Не раз поднимался вопрос о канонизации Распутина. Что вы об этом думаете?

К Распутину еще при жизни одни относились как к святому, другие - как к антихристу. Таков русский максимализм: или - или. Но, думаю, наиболее объективную оценку дал сам император Николай II: Человек Божий. Уж во всяком случае не дьявол, но и не святой.