С именем какого писателя связано имение тарханы. Особенности русской литературной усадьбы. Презентация по литературе " родовые усадьбы писателей"

Александр Ефимович Измайлов (14 (25) апреля 1779, Владимирская губерния, - 16 (28) января 1831, Петербург) - русский чиновник, баснописец, издатель и публицист. В 1822-1824 годах председатель Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов (4 января 1795 , Москва - 30 января 1829, Тегеран) - русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник (1828) .

Алексе́й Фёдорович Мерзляко́в (17 марта 1778, Далматово, Казанская губерния - 26 июля 1830, Москва) - русский поэт, литературный критик, переводчик, профессор Московского университета.

Дени́с Васи́льевич Давы́дов (16 (27) июля 1784, Москва - 22 апреля (4 мая) 1839, село Верхняя Маза, Сызранский уезд, Симбирская губерния) - русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», генерал-лейтенант. Один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года.

Александр Николаевич Струговщиков (31 декабря 1808 - 26 декабря 1878) - русский поэт, переводчик


Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января 1783, село Мишенское, Белёвский уезд, Тульская губерния - 12 апреля 1852, Баден-Баден, Германский союз) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Дми́трий Дми́триевич Мина́ев (21 октября 1835, Симбирск - 10 июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния - 15 июля 1873, Царское Село) - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Евге́ний Абра́мович Бараты́нский (Бораты́нский [* 1] ; 7 марта 1800 [* 2] , село Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии - 29 июня 1844, Неаполь) - русский поэт, переводчик . Одна из самых ярких и в то же время загадочных и недооценённых фигур русской литературы .

Аполло́н Никола́евич Ма́йков (23 мая (4 июня) 1821, Москва - 8 (20) марта 1897, Санкт-Петербург) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853). Тайный советник (с 1888 года).

Константи́н Никола́евич Ба́тюшков (18 мая 1787, Вологда - 7 июля 1855, Вологда) - русский поэт.

Алекса́ндр Ива́нович Одо́евский (26 ноября (8 декабря) 1802, Санкт-Петербург - 15 (27) августа 1839, форт Лазаревский, (ныне Лазаревский район в городе Сочи)) - князь, поэт-декабрист, корнет, писатель.

Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й (24 августа 1817, Санкт-Петербург - 28 сентября 1875, село Красный Рог, Черниговская губерния) - русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых.

Я́ков Петро́вич Поло́нский (6 декабря 1819, Рязань - 18 октября 1898, Санкт-Петербург) - русский литератор, известный главным образом как поэт.

.

Алексе́й Никола́евич Плеще́ев (22 ноября 1825, Кострома - 26 сентября 1893, Париж) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.

Ива́н Ива́нович Дми́триев (10 сентября 1760, село Богородское, Казанская губерния - 3 октября 1837, Москва) - русский поэт, баснописец, государственный деятель; представитель сентиментализма. Член Российской академии (1797).

Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 июля 1743, село Сокуры, Казанская губерния - 8 июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния) - русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Князь Ива́н Миха́йлович Долгору́ков (Долгорукий ; 7 (18) апреля 1764, Москва - 4 (16) декабря 1823) - русский поэт, драматург, мемуарист из рода Долгоруковых. Тайный советник, в 1802-12 гг. владимирский губернатор. Отец П. И. Долгорукова, А. И. Долгорукова и Д. И. Долгорукова.

Михаи́л Ники́тич Муравьёв (1757-1807) - деятель Русского Просвещения, попечитель Московского университета, сенатор. Основоположник жанра лёгкой поэзии в России.

Князь Антио́х Дми́триевич Кантеми́р (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir ; 10 сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы - 31 марта 1744, Париж) - русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского - Ломоносова).

Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (14 ноября 1717, Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта) - 1 октября 1777, Москва) - поэт, драматург и литературный критик; один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором .

Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (также Тредьяковский ; 22 февраля (5 марта) 1703 - 6 (17) августа 1769) - русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров.

Имения русских писателей

Овстуг - усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу реки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 году здесь родился Фёдор Иванович Тютчев.

Тарханы (ныне село Лермонтово) - бывшее имение Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича - дедушки и бабушки М. Ю. Лермонтова. Привезенный в Тарханы в шестимесячном возрасте М. Ю. Лермонтов провел здесь все свое детство и отрочество (с марта 1815 года по август 1827 года и лето 1828 года), жил с 31.12.1835 по март 1836 года. Здесь же 23 апреля 1842 года возле церкви Михаила Архистратига состоялось погребение в склепе останков поэта, перевезенных с Кавказа в свинцовом саркофаге.

Спасское-Лутовиново - усадьба матери писателя И. С. Тургенева в Мценском районе Орловской области. Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения.

Усадьба Ясная Поляна неотделима от имени Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 сентября 1828 года, здесь расцветал его талант от первых детских впечатлений до глубочайшего философского осмысления действительности. Именно отсюда Толстой ушёл в конце октября 1910 года навстречу своей гибели. Всю свою долгую жизнь Толстой всегда стремился сюда, в родовое гнездо.

Орел и лежащие вокруг земли имеют немалое значение в истории русской литературы, здесь жили и работали над произведениями многие писатели и поэты (Федор Тютчев, Иван Тургенев, Леонид Андреев и другие). Пожалуй, наиболее известным, главным символом этого города можно назвать Николая Лескова, автора таких произведений как «Левша», «Островитяне», «Обойдённые» и других. У писателя в Орле есть живописная усадьба из дерева в центре улицы Октябрьской (в те времена – Верхней Дворянской). Ныне усадьба является музеем и ее могут посетить все желающие.

В Устюженском районе, в селе Даниловское расположена бывшая дворянская усадьба Батюшковых. С этим домом связано множество различных историй и легенд.

Известным жителем города Екатеринбург был советский писатель Аркадий Гайдар (Аркадий Голиков), перу которого принадлежат известные всем «Совесть», «Тимур и его команда», «Бумбараш». Что удивительно, дом его никак не напоминает загородное имение: тот самый дом теснится меж стеклянных высоток, пешеходной зоной и рекой.

Павел Петрович Бажов – один из известнейших уральских авторов, которому принадлежат известные Уральские сказы. Большинство его произведений были созданы им в этом самом доме на улице Чапаева (ранее Архиерейская). Выстроил Павел Петрович дом сам около сотни лет назад. Теперь в доме организован музей имени Бажова, где сохранены все вещи так, как они были при жизни Павла Петровича.

Псевдонимы

Псевдоним Настоящее имя
Айни (тадж. писатель и ученый) Садриддин Саид-Мурадзода
Андерсен-Нексе Мартин (дат. писатель) Мартин Андерсен
Аполлинер Гийом (франц. писатель) Вильгельм Аполлинарий Костровицкий
Аспазия (латыш. поэтесса) Эльза Розенберг
Ахматова Анна (рус. поэтесса) Анна Андреевна Горенко
Ахо Юхани (фин. писатель) Йоханнес Бруфельдт
Багрицкий Эдуард (рус. поэт) Эдуард Георгиевич Дзюбин
Барбарус Йоханнес (эст. гос. деятель и писатель) Йоханнес Варес
Бедный Демьян (рус. писатель) Ефим Алексеевич Придворов
Белый Андрей (рус. писатель) Борис Николаевич Бугаев
Вовчок Марко (укр. и рус. писательница) Мария Александровна Вилинская-Маркович
Вольтер (франц. писатель и философ) Мари Франсуа Аруэ
Гайдар Аркадий (рус. писатель) Аркадий Петрович Голиков
Гамсун Кнут (норв. писатель) Кнут Педерсен
Горький Максим (рус. писатель) Алексей Максимович Пешков
Грин Александр Степанович (рус. писатель) Александр Степанович Гриневский
Д"Аннунцио Габриеле (итал. писатель) Габриеле Рапаньетта
Жан-Поль (нем. писатель) Иоган Пауль Фридрих Рихтер
Зегерс Анна (нем. писательница) Нетти Радвани
Ильф Илья и Петров Евгений (рус. писатели и соавторы) Илья Арнольдович Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев
Каверин Вениамин (рус. писатель) Вениамин Александрович Зильбер
Киви Алексис (франц. писатель) Алексис Стенвалл
Клер Рене (франц. кинорежиссер) Рене Шометт
Койдула Лидия (эст. писательница) Лидия Эмиле Флорентине Яннсен
Колас Якуб (белорус. писатель) Константин Михайлович Мицкевич
Кольцов Михаил (рус. писатель) Михаил Ефимович Фридлянд
Конрад Джозеф (англ. писатель польск. происхождения) Юзеф Теодор Конрад Коженевский
Купала Янка (белорус. поэт) Иван Доминикович Луцевич
Лакснесс Хадльдоур Кильян (исп. писатель) Хадльдоур Кильян Гудьонссон
Лассила Майю (фин. писатель) Алгот Унтола Тиетявяйнен
Линнанкоски Еханнес (фин. писатель) Вихтори Пелтонен
Лондон Джек (амер. писатель) Джон Гриффит Лондон
Лоти Пьер (франц. писатель) Жюльен Вио
Мирный Панас (укр. писатель) Афанасий Яковлевич Рудченко
Мистраль Габриела (чил. дипломат и поэтесса) Годой Алькаяга
Мольер (франц. драматург) Жан Батист Поклен
Моравиа Альберто (итал. писатель) Альберто Пинкерле
Моруа Андре (франц. писатель) Эмиль Эрзог
Мультатули (нидерл.писатель) Эдуард Дауэс Деккер
Нерис Саломея (лит. писательница) Саломея Бачинскайте-Бучене
Неруда Пабло (чил. поэт) Нафтали Рикардо Рейес Басуальто
Новалис (нем. писатель) Фридрих фон Харденберг
О. Генри (амер. писатель) Уильям Синди Портер
Полевой Борис (рус. писатель) Борис Николаевич Кампов
Прус Болеслав (польск. писатель) Александр Гловацкий
Прутков Козьма (коллективный псевдоним четырех рус. писателей) Алексей Константинович Толстой Алексей Михайлович Жемчужников Владимир Михайлович Жемчужников Александр Михайлович Жемчужников
Райнис Янис (латыш. поэт) Янис Плиекшанс
Ренн Людвиг (нем. писатель) Арнольд Фит фон Гольсенау
Ромен Жюль (франц. писатель) Луи Фаригуль
Санд Жорж (франц. писательница) Аврора Дюпен
Свево Итало (итал. писатель) Этторе Шмиц
Светлов Михаил (рус. писатель) Михаил Аркадьевич Шейнкман
Северянин Игорь (рус. поэт) Игорь Васильевич Лотарев
Серафимович Александр (рус. писатель) Александр Серафимович Попов
Сетон-Томпсон Эрнест (канад.писатель) Эрнест Томпсон Сетон
Стендаль (франц. писатель) Анри Мари Бейль
Таммсааре А.Х.(эст. писатель) Антон Ханзен
Танк Максим (белорус. писатель) Евгений Иванович Скурко
Твен Марк (амер. писатель) Сэмюэль Ленгхорн Клеменс
Травен Б.(руно) (скандинав. писатель) Травен Торсван
Украинка Леся (укр. писательница) Лариса Петровна Косач-Квитка
Фаллада Ханс (нем. писатель) Рудольф Дитцен
Франс Анатоль (франц. писатель) Анатоль Франсуа Тибо
Черный Саша (рус. поэт) Александр Михайлович Гликберг
Шолом-Алейхем (евр. писатель) Шолом Нахумович Рабинович
Щедрин Н. (рус. писатель) Михаил Евграфович Салтыков
Элиот Джордж (англ. писательница) Мэри Анн Эванс
Элюар Поль (франц. поэт) Эжен Грендель
Ээссааре Ааду (эст. революционер и писатель) Яан Анвельт

И.С.Тургенев говорил: «Пишется хорошо, только, живя, в русской деревне». Именно за вдохновением стремились многие русские писатели в свои загородные усадьбы. Теперь поездки в эти имения стали отличным вариантом . Много групп школьников и людей, неравнодушных к творчеству писателей, приезжают, чтобы приобщиться к истории и жизни этих великих людей. Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по имениям М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.

Тарханы . Находится село Тарханы в Пензенской области. Это место уникально тем, что в нем провел половину своей жизни великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Имение принадлежало его бабушке – Е.А. Арсеньевой. Когда поэту исполнилось тринадцать лет, он переехал в Москву, где поступил в Благородный пансион при Московском университете. Но все время душой стремился в свои любимые Тарханы. Похоронен Лермонтов был тут же, в семейном склепе. Позже на этом месте была возведена часовня. Реставрация и ремонт усадьбы начались только в 1936 году, и уже спустя три года, был открыт доступ всем поклонникам творчества поэта, к его гробу. В этом же году первых посетителей принял и дом-музей великого классика. В 1969 году усадьбу переименовали в музей-заповедник «Тарханы». На сегодняшний день в Тарханах собрана уникальная коллекция вещей, которые принадлежали Лермонтову: его рисунки, альбом, портсигар, фамильная икона, мебель из барского дома и множество изданий его великих произведений, как прижизненные, так и посмертные. Память о поэте хранит даже старинный парк, который он некогда так любил. Тут широкие живописные аллеи, дубовые рощи, каскады великолепных прудов. В музее-заповеднике постоянно проводятся разнообразные театрализованные экскурсии, литературно-музыкальные вечера и фольклорные праздники.

Спасское-Лутовиново . В этой усадьбе, расположенном в селе Мценском, Орловской области, в родовом имении матери, прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева. Позже вся семья перебралась в . Но великий русский писатель не раз приезжал сюда. Особенно любил отдыхать в Спасском-Лутовинове летом, наслаждаясь спокойной и величавой красотой русской природы, черпая тут вдохновение. В жизни писателя был такой период, когда он путешествовал по Европе, но после этого у него неизменно следовал «русский летний сезон отдыха» в имении. Сегодня усадьбы Спасское-Лутовиново – является бесценным памятников культуры, тут сохранилось все в таком же виде, как было и при жизни Тургенева. Даже дом восстановлен в первоначальном виде: тут все та же внушительная по размерам и содержанию библиотека, ампирная мебель, старинные английские часы, по прежнему тикающие в столовой, большой дубовый стол, за которым собирались многочисленные гости писателя и «самсон» - широкий диван в турецком стиле, который Иван Сергеевич очень любил. Посетив музей, обязательно идите прогуляться по парку. Это один из самых красивых приусадебных парков России. Тут есть даже двухвековые ели, ясени и клены, и это не предел, встречаются и более древние деревья. Именно после прогулки под кронами этой зелени, Тургенев написал: «Эти деревья…заслоняют, укрывают нас от всего остального мира; никто не знает, где мы, что мы – а с нами поэзия». Кстати, девятого ноября, здесь обязательно празднуют день рождения писателя.

Карабиха . Первые владельцы этой усадьбы в Ярославской области, были князья Голицыны, которые и начали в сороковые годы восемнадцатого века ее возведение. Стройка велась на Карабитовой горе, от чего, собственно, и пошло название усадьбы - «Карабиха». Говорят, планировка усадьбы имела тайный смысл: все постройки образуют ярусы, которые символически обозначают «Древо жизни», а оно, в свою очередь, - духовный рост личности. Н.А. Некрасов вдохнул вторую жизнь в это имение, проведя тут десять летних сезонов. Работники музея-усадьбы, постарались по максимуму сохранить «дух поэта» в поместье. Тут вам предложат увлекательнейшие экскурсии, например, «В гости к дедушке Мазаю» или «Легенды старого дома». Если первая понравится детям, то вторую оценят взрослые посетители. Про свою жизнь в Карабихе, Некрасов писал: «Деревня согнала с души давнишний сплин и сердцу весело…».

Мелихово . Усадьбы великого писателя Антона Павловича Чехова «Мелихово» находится в Московской области, всего в каких-то полсотне километрах от МКАДа. С самого утра сюда, один за одним, подъезжают экскурсионные автобусы, подвозя шумных школьников. Но так как территория усадьбы большая, то для любителей созерцания в одиночестве, найдется тихое место. Тут расположены: дом, музей, амбулатория, парк, огород. Вокруг построек тянуться красивые аллеи, яркие цветники, изумрудные лужайки и огородик, где так же, как и при жизни Антона Павловича высаживается капуста, пузатые тыквы и баклажаны. Вообще, Чехов был талантливым садоводом, он даже говорил, что, если бы не стал писателем, то выбрал бы профессию садовника. Сам домик русского писателя невелик, да и обстановка в нем очень скромная: низкие потолки, со временем потертые полы, грубые домотканые дорожки. Но сколько тут было написано великих произведений, сколько сюда приезжали великих людей! Совсем недавно в Мелихово восстановили скотный двор, ригу, людскую. В усадьбе постоянно проводятся праздники, которые устраиваются местным музейным театральным коллективом. По субботам они даю представления по рассказам Чехова. А еще тут проводится уикенд, под названием «Дачная лихорадка или двадцать два невинных удовольствия». Гостям усадьбы предлагают пожить самой настоящей дореволюционной жизнью дачников, их научат, как нужно играть в серсо, крокет, предложат поучаствовать в театральных постановках, покатают на лошадях. Переночевать предложат в соседней усадьбе - Веретенникова. На такие праздники, как Новый год, Троица, Яблочный Спас, придумываются специальные тематические программы.

Ясная Поляна . Усадьба великого Льва Толстого находится в двухстах километрах южнее Москвы, в Тульской области. Тут все сохранено в первозданном виде: и многотысячная библиотека Льва Николаевича, насчитывающая примерно двадцать две тысячи экземпляров, и рабочий кабинет писателя со старинным столом из персидского ореха под зеленым сукном. Огромный парк «Ясной Поляны» поражает своими размерами – сто восемьдесят гектаров, а еще тут довольно причудливое сочетание дикой природной растительности с культурными растениями. Предпочтительное время для экскурсий сюда – поздняя весна либо ранняя осень: когда цветут или плодоносят яблони.

Как уже сказано выше, осень – лучшее время для путешествий по старинным усадьбам русских писателей, когда все вокруг обретает неповторимый ореол романтики. Прогуливаясь по золотым аллеям поместий, невольно чувствуешь себя немножко поэтом, особенно, когда осознаешь, что тут несколько десятков лет назад ходили гении русского слова, а чудесные окрестные пейзажи дарили им вдохновение. Дворянских гнезд русских писателей в России осталось несколько десятков, поэтому обязательно нужно посетить, хотя бы некоторые.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Музей- заповедник Михайловское Легендарное дворянское имение величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Михайловское", которое было пожаловано прадеду поэта - Абраму Ганнибалу в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной. Свое нынешнее название усадьба получила при деде Пушкина - Осипе Абрамовиче, который переименовал деревню "Устье" в "Михайловское". 1824-1826 годы Александр Сергеевич отбывал здесь ссылку, которая по мнению пушкинистов благоприятно сказалось на поэте в творческом плане. Именно здесь были созданы лучшие произведения "Солнца русской поэзии". В 1836 году, после смерти матери, усадьба перешла в собственность А. С. Пушкина, а в 1922 году была объявлена музеем-заповедником.

2 слайд

Описание слайда:

Село Большое Болдино (как и сам район) неразрывно связано с именем Пушкиных, в частности с именем Александра Сергеевича Пушкина – великого русского писателя и поэта. Безусловно, главной достопримечательностью является Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина

3 слайд

Описание слайда:

Усадьба расположена в Белинском районе Пензенской области, селе Лермонтово (Тарханы).

4 слайд

Описание слайда:

Село Константиново, Рыбновский район Рязанской области расположено на живописном высоком правом берегу Оки в 43 километрах к северо-западу от Рязани. Здесь 3 октября 1895 родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин. В Константинове прошли детство и юность поэта. В центральной части села расположен Государственный музей-заповедник С. А. Есенина.

5 слайд

Описание слайда:

Усадьба А.П.Чехова - Мелихово находится рядом с трассой М2, в окрестностях города Чехов Московской области. Здесь с 1892 по 1899 гг. А.П.Чехов жил со своими родителями и ближайшими родственниками - один из главных чеховских музеев в России.

6 слайд

Описание слайда:

Усадьба Л.Н.Толстого Ясная Поляна. Усадьба расположена в Щёкинском районе Тульской области (в 14 км к юго-западу от Тулы), основана в XVII веке и принадлежала сначала роду Карцевых, затем Волконским и Толстым.

7 слайд

Описание слайда:

Если продолжить движение в сторону Орловской области то через 130 км, не доезжая Мценска есть еще одна усадьба Спасское-Лутовиново. Это государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева.

8 слайд

Описание слайда:

«Карабиха» это Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова, созданный в 1946 году В XVII веке недалеко от Ярославля располагалось село Богородицкое, в начале XVIII- го владельцем села и окрестностей стал князь Николай Голицын и по его приказу на Карабитовой горе недалеко от села построили усадьбу «Карабиха». Сын Николая Голицына Михаил, будучи ярославским губернатором, делает «Карабиху» своей парадной резиденцией и реконструирует родовую усадьбу. Его сын Валериан принимал участие в восстании декабристов, был сослан в Сибирь, а затем на Кавказ. «Карабиха» была продана. В 1861 году ее приобрел поэт Николай Некрасов для летнего отдыха.

Среди необозримых полей, лесов и перелесков, по берегам извилистых речушек на северо-западе Пензенской области раскинулось старинное село Тарханы. Здесь, в имении Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича - деда и бабки поэта, провел детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Здесь он познавал жизнь, людей, себя. Здесь он впервые взял в руки карандаш, впервые коснулся клавиш рояля, начал познавать точные науки. Сюда он не раз возвращался, и здесь мечтал быть похоронен.
Сейчас в бывших Тарханах, ныне Лермонтово, находится Государственный музей-заповедник великого русского поэта. Это уникальный историко-культурный памятник федерального значения.

Тарханы, памятник Лермонтову

Главная и самая значительная часть заповедника - это живописная барская усадьба с комплексом мемориальных памятников начала 19 века. Основание усадьбы было положено в излучине оврага, образуемого небольшой речушкой Милорайкой. В ее русле и в овраге Арсеньевы устроили каскад прудов, окружавших усадьбу с трех сторон. На восточном берегу Милорайки были разбиты два сада - Средний и Дальний. На западном берегу разместился Круглый сад, который липовой аллеей соединился с дубовой рощей.

Барский дом - это дом с мезонином, окрашенный в модный в те времена желтый цвет. Этот дом реставрирован с максимальным приближением к виду дома лермонтовского времени. Огромная зала сохранила обстановку дворянского быта первой четверти 19 века. Фамильные портреты доносят до посетителей черты характера его обитателей. Центральная фигура среди этих портретов - трехлетний Миша Лермонтов. В мезонине две комнаты Лермонтова. В первой комнате собраны личные вещи, характеризующие поэта в те времена, когда, будучи офицером, он приезжал к бабушке в отпуск. Вторая комната обставлена как рабочий кабинет поэта.

Рядом с домом с мезонином на месте прежнего барского дома находится небольшая однокупольная церковь Марии Египетской, построенная Елизаветой Алексеевной в память о своей дочери Марии, матери Лермонтова. В экспозицию так же входит еще одна церковь - церковь Михаила Архистратига, построенная в центре села, и фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых. Всего сто шагов отделяет барский дом от дома ключника и людской избы. Сейчас в восстановленном доме ключника размещена выставка "Русский народ, этот сторукий исполин…", рассказывающая о крестьянском окружении поэта.

А вы знаете чем еще славен Тарханский заповедник? Здесь находятся музей-усадьба В.Г. Белинского и музей А.И. Куприна, Поимский историко-архитектурный музей и Троице-Сканов монастырь. А еще по сложившейся традиции ежегодно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели литературы и искусства.

У вас есть замечательная возможность не только окунуться в мир лермонтовской эпохи, но и насладиться фольклорными праздниками и театрализованными представлениями. Вы увидите традиционную тарханскую свадьбу, получите удовольствие от катания на лодочках и лошадях, поучаствуете в мастер-классах, обучающих старинным тарханским ремеслам.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тарха́ны — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России, где поэт провёл детские годы. Усадьба расположена в селе Лермонтово (ранее это село называлось «Тарханы») Белинского района Пензенской области.
Официальное название — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».
В 17 км на юго-запад от с. Лермонтова в г. Белинском находится музей-усадьба В. Г. Белинского.

В первый комплекс входят:
Барский дом
Церковь Марии Египетской
Людская изба (восстановлена)
Дом ключника (восстановлен)
Во второй комплекс входят:
Склеп Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним
Сельская церковь Михаила Архангела
Сторожка

На территории усадьбы действует Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», образованный в 1939 году. Его площадь составляет 196 га. В фондах музея числится около 29 тысяч единиц хранения, из них основного фонда — 14,5 тысяч единиц. В Доме Ключника представлены экспозиции посвященные атмосфере, в которой Лермонтов жил в детстве (сцены из русского народного быта). В Людской избе организованы видеоэкскурсии, посвященные двум его произведениям — стихотворению «Бородино» и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (посвященной нравам времен Ивана Грозного).

Традиционно в первые выходные июля в Тарханах проводится всероссийский Лермонтовский праздник, в котором принимают участие деятели культуры и искусства. В эти дни организуются специальные автобусные маршруты из Пензы, чтобы все почитатели творчества М. Ю. Лермонтова могли посетить этот праздник.


ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЯ
Основателем и первым владельцем села Тарханы стал поручик Преображенского полка Я. П. Долгоруков (1701). Следующими владельцами имения стали супруги Арсеньевы - дед и бабушка всемирно известного поэта.
Свое название село получило благодаря деятельности местных крестьян. «Тархан» - это скупщик, ездящий по деревням в поисках льна, холста, пеньки и т. д. На протяжении долгих лет село носило официальное наименование - Яковлевское, в обиходе же его частенько называли Тарханы. В феврале 1975 года Арсеньева обратилась с прошением о признании ее прав на владение поместьем. Она владела усадьбой более пятидесяти лет и была предприимчивой и умелой хозяйкой. Во времена ее правления поместье стало давать солидный доход. За всю многолетнюю историю этого села бабушка Лермонтова была единственной помещицей, жившей здесь постоянно и выезжавшей лишь на время, оставляя вместо себя управляющего Ф. Соколова или приказчика С. Матвеева.
В канун столетнего юбилея поэта (1914 г.) в селе была построена школа. В 1918 году нарком просвещения А. П. Луначарский вызвал к себе председателя Чембарского комитета РКП(б) Барышева и приказал навести порядок и взять под свою охрану «Тарханы» (Саратовская область). Усадьба Лермонтова стала с этого момента достоянием Страны Советов. Несмотря на это, владельцем поместья оставался сельсовет. Позднее (1925 г.) усадьба вместе со всем имуществом была передана в аренду товариществу «Лермонтовский рысак». За короткий промежуток времени были уничтожены практически все хозпостройки.
В доме Арсеньевой разместили контору. До 1930 года здесь функционировала школа колхозной молодежи, на первом этаже стали хранить зерно, а в мезонине содержали птицу. В 1934 году Президиум Средневолжского крайисполкома встал на защиту села «Тарханы». Усадьба Лермонтова была признана заповедником.
Но реставрационные и восстановительные работы начались лишь в 1936 году, когда имение было почти разрушено.
Все строившиеся на территории России усадьбы отличались одна от другой. Неподалеку от Москвы и Петербурга располагались поместья увеселительные. Это высокохудожественные сооружения, имеющие сложную планировку, богатую отделку и единство стилевого замысла. В глубине страны располагались «экономические» поместья. Их архитектура и оформление были гораздо проще. Как правило, такие усадьбы сочетали в себе несколько различных функций: они служили увеселительной резиденцией, местом, где можно уединиться, хозяйственным предприятием. Летом в них устраивали балы, здесь веселилась молодежь, отдыхали старики. Таким, довольно типичным, средним поместьем были и «Тарханы».
Усадьба Лермонтова, которую обустраивала бабушка поэта, имела большой барский дом, стоявший на крутом берегу. В нем насчитывалось более 30 комнат с террасами и колоннами. Выстроенная по всем правилам архитектуры и паркового искусства - с садами, парками с обязательной беседкой, с акацией и сиренью, розарием и липовыми аллеями - «Тарханы» полностью соответствовала понятию «русская усадьба».


Как обустроено поместье
На месте первого огромного барского дома владелица имения построила небольшую церквушку в память о безвременно скончавшейся дочери Марии, а новое здание, гораздо более скромных размеров, было возведено почти рядом с церковью.
С западной стороны от него находилась парадная часть усадьбы с парком и розарием, с восточной - хозяйственный двор. Здесь же находился небольшой флигель, в котором жили ключник и конторщик. На одной линии с домом ключника располагалась хозяйская кухня. К юго-востоку от барского дома находились все необходимые помещения: людская изба, сарай для фуража, конюшня. У пруда располагались амбары и овин.


Усадьба после смерти Лермонтова
После трагической кончины поэта и смерти Арсеньевой по ее завещанию к А. А. Столыпину перешло поместье «Тарханы». Усадьба Лермонтова фактически перешла в управление И. А. Соколова, так как Афанасий Алексеевич постоянно проживал в Саратовской губернии. В 1867 году управляющего Горчакова на его посту сменил П. Н. Журавлев - образованный человек, хорошо понимающий значение усадьбы.
Он полностью реставрировал барский дом. Кроме того, он оказывал неоценимую помощь в собрании материалов о бабушке поэта, его юношеских и отроческих годах в «Тарханах». Этот человек управлял имением 35 лет, скончался в 1902 году и был похоронен у церкви Михаила Архистратига. Идея создания музея в «Тарханах» впервые была озвучена в 1905 году в «Пензенских ведомостях».
Неизвестный автор призывал к увековечиванию памяти поэта. Исследователи творчества Михаила Юрьевича и энтузиасты начали собирать экспонаты для лермонтовского музея. Создателями первой экспозиции стали: М. Д. Беляев - хранитель фондов Гослитмузея, консультанты Н. П. Пахомов и Т. А. Иванова, художник-оформитель Е. К. Рылова.

Реставрация была закончена в 1938 году. Весной 1939-го открыли доступ посетителей к могиле поэта, а 30 мая состоялось торжественное открытие музея Лермонтова. На митинг, посвященный этому событию, было созвано около 2000 человек. В самые первые годы своей деятельности музей имел единственное экспозиционное здание - барский дом. В нем все рассказывало о жизни и творчестве великого поэта.
В 1944 году музей Лермонтова переименовали в музей-усадьбу. В 1948 году Совет Министров СССР выделил для этой цели 9,6 га земли. В 1960 году «Тарханы» (усадьба Лермонтова) включили в список культуры и истории России.
С 1969 года бывшее имение является Государственным музеем-заповедником. Усадьба сегодня В настоящее время в состав музея входит барская усадьба с комплексом памятников конца XVII и начала XIX века, родовой некрополь Арсеньевых-Лермонтовых, а также поместье «Апалиха», находящаяся недалеко от «Тарханов».
Здесь юный поэт часто бывал в гостях у своей любимой тетушки - М. А. Шан-Гирей. Первый капитальный этап реставрации заповедных объектов был проведен в 80-х годах прошлого века.


Экспозиционные комплексы
В музее таковых три. В состав первого входят: церковь Марии Египетской, дом ключника, людская изба, барский дом, парк, пруды, дубовая роща, три фруктовых сада. Второй комплекс составляют кладбище Арсеньевых-Лермонтовых, где покоится прах великого поэта, часовня, церковь Архангела Михаила и сторожка. Имение тетушки Михаила Юрьевича («Апалиха»), которое находится в трех километрах от «Тархан», является третьим комплексом. Сегодня площадь, которую занимает усадьба-заповедник, равняется 140 га. В коллекции музея 28 тысяч ценных экспонатов.
Золотым фондом по праву считаются вещи, принадлежавшие поэту. Прижизненные и посмертные издания Михаила Юрьевича и иллюстрации к ним великих художников (К. Коровин, М. Врубель, И. Репин и др.) также хранятся в музее «Тарханы». Усадьба Лермонтова (фото вы видите в нашей статье) - это ценнейшее хранилище усадебного помещичьего быта XVII-XIX веков: посуды, мебели, живописи, скульптур, собраний книг.
И, безусловно, каждому русскому человеку хоть раз в жизни следовало бы посетить данное заведение. «Тарханы» (усадьба Лермонтова):
где находится музей?
Надеемся, после прочтения этой статьи вам захочется побывать в этих местах. Музей-усадьба «Тарханы» находится в Пензенской области, Белинском районе, в селе Лермонтово.
С мая по сентябрь заповедник работает ежедневно (кроме вторника и последнего четверга месяца), с 9.00 до 18.00 часов. В выходные дни усадьба открыта до 20.00. С автовокзала Пензы к месту назначения можно проехать транзитными автобусами, которые следуют по трассе Пенза - Тамбов. На машине - по Новорязанскому шоссе до Пензы, затем по трассе Пенза - Тамбов до Лермонтово. Многих очень интересует жизнь и творчества великого русского поэта. Поэтому туристы ежегодно приезжают в «Тарханы» (усадьба Лермонтова).

Мельница

ЭКСПОЗИЦИИ

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.

В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба, дом ключника, мельница и дом мельника, заповедный парк, три фруктовых сада, Дубовая роща, пруды, теплица, конюшня, беседки, место детских игр М.Ю. Лермонтова (флора и фауна "Тархан").

Второй комплекс — фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых с часовней, где покоится прах М.Ю. Лермонтова; находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан.

Усадьба живет по традициям XIX в.: пасека дает мед (в среднем в год 1200 кг.), сады дают урожай яблок, вишни, сливы, малины; пруды зарыблены; выращиваются все виды овощей (чеснок, капуста, лук, огурцы, помидоры и др.), действующая ветряная мельница перемалывает тарханское зерно, в теплице выращивают цветочные 19 столетия. С 2006 г. организован небольшой лекарственный огород, на котором культивируется более 10 видов лекарственных растений и специй: мята, мелиса, лаванда, ревень, шалфей, анис, чабер, валериана и др. На современной конюшне содержатся: две лошади башкирской породы («Сольда» и «Солист»), русская рысистая, терская, траксненская, арабская и две маленькие верховые лошадки пони шетлендской породы.

БАРСКИЙ ДОМ
"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." - таким запомнился Лермонтову, дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился.

Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома с учетом всех известных документов по тарханскому дому и анализа аналогичных строений первой четверти XIX века. Сейчас в доме размещена экспозиция "Лермонтов и Тарханы в контексте эпохи", которая раскрывает тему биографических и творческих связей поэта с Тарханами.

Среди меморий тарханского дома парадные носовые платки матери поэта и его бабушки, икона XVII века "Спас нерукотворный", туалетный стол, принадлежавший М.М. Лермонтовой, рисунки поэта карандашом, одна из самых больших живописных работ Лермонтова-художника "Кавказский вид близ селения Сиони", а также личные вещи поэта: трубка, портсигар, дорожная шкатулка, фарфоровая чернильница, дорожный альбом, экземпляр 3 главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", изданный в 1827 году.

Бытовая обстановка, воссозданная в барском доме, позволяет оценить роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Именно жизнь в Тарханах дала будущему великому поэту ощущение свободы, единения с природой, ощущение причастности к традициям предков.

Научные статьи разных лет в "Тарханских вестниках":

ЦЕРКОВЬ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Время пощадило памятник: он сохранил свою архитектуру. Небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой в память о дочери. Церковь строилась с 1819 по 1820 г. С 1826 по 1840 г. она выполняла функции приходской. Здесь ребенком бывал Лермонтов. А 31 декабря 1836 г. в церкви служили благодарственный молебен в честь приезда поэта в Тарханы. Действующей церковь была до 1925 года.

Сейчас она вновь освящена, в ней размещена экспозиция "Но чувство есть у нас святое...". При разработке и создании экспозиции использовались исторические документы, фотографии. В церкви находятся мемориальные иконы из тарханских церквей (конца XVIII - начала XIX вв.). Предметы церковной утвари со всеми элементами церковного убранства воссоздают образ храма лермонтовского времени. По сохранившимся документам, описи церковного имущества и фотографии иконостаса 1923 года, восстановлен первоначальный интерьер церкви: дубовый, с позолоченными элементами иконостас, иконы (в большинстве местные, тарханские), часть из них - мемориальные.

Особый интерес представляют книги. Произведение русской церковной литературы "Четьи-Минеи" на сентябрь 1754 года, метрические книги. В рукописной книге церкви Николая Чудотворца весной 1815 года среди прихожан впервые упомянут Лермонтов в возрасте «полугоду», а в 1821 г. семилетний Лермонтов несколько раз записан восприемником (крестным отцом) в семьях крепостных бабушки. В книге за 1845 год сохранилась запись о смерти бабушки поэта Е.А. Арсеньевой.

ДОМ КЛЮЧНИКА И ЛЮДСКАЯ ИЗБА

В непосредственной близости от барского дома расположены две усадебные постройки, в которых жили дворовые крестьяне: дом ключника и конторщика, а также людская изба. Здания восстановлены на фундаментах лермонтовского времени, в них размещена единая экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин...". Ее материалы: домашняя утварь, повседневная и праздничная крестьянская одежда, орудия труда, домотканые вышитые полотенца, ткацкие станы, изобразительные материалы лермонтовского времени рассказывают о повседневном крестьянском быте и народных праздниках.
В экспозиции представлены документы XVIII - XIX веков, гравюры и литографии, изображающие сцены крестьянской жизни, материалы археологических раскопок. Они рассказывают об истории заселения и освоения земель, вошедших в состав имения Е.А. Арсеньевой, о его экономической культуре.

Крестьянский быт Тархан дал богатый материал для М.Ю. Лермонтова. Его произведениям, истоки которых поэт черпал в повседневной жизни села, посвящена литературная часть экспозиции в людской избе. Роман "Вадим", стихотворения "Родина" и "Бородино", поэма "Песня про царя Ивана Васильевича..." - произведения, которые, по словам В.Г. Белинского, свидетельствуют о кровном родстве их автора с народом: "Поэт... подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи".

Жизнь крестьян была хорошо знакома поэту с детства. Он играл с крестьянскими детьми, бывал в селе у "мамушки" - так Лермонтов называл свою кормилицу тарханскую крестьянку Лукерью Шубенину. Поэт посещал народные праздники, которые в Тарханах "встречались с большими приготовлениями, по старинному обычаю". Он хорошо знал и высоко ценил народное творчество, особую роль отводил песне: "Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях".
Народных песен в Тарханах Лермонтов слышал много. Как вспоминал С.А. Раевский, Святками ряженые приходили каждый вечер в барские покои, пели и плясали, потешая маленького барина. "На Троицу и Семик ходили в лес со всею дворней, и Михаил Юрьевич впереди всех. Поварам работы было страсть - на всех закуску готовили, всем угощение было", рассказывали тарханские "старушки" первому научному биографу поэта П.А. Висковатову. На поляне ставили березку, украшали ее лентами, цветами, водили хороводы, пели песни.
Исследователь тарханской поры поэта С.А. Андреев-Кривич отмечает: "Достаточно в современном селе Лермонтово послушать старинные песни, особенно когда они излагаются "сказкой", а не поются "на голос", чтобы понять, откуда лермонтовский "калашниковский" язык и стих: прямо от народа, от хранимого из веков национального стиха".

Сценический мир бессмертных произведений поэта проиллюстрирован экспонируемыми в людской избе предметами быта, декоративно-прикладного искусства, изобразительными материалами с использованием современных технических средств визуализации. Это костюмы времен царствования Ивана Грозного, орудия восставших крестьян Пугачевского бунта, оружие и офицерские мундиры образца 1812 года, портреты героев войны с Наполеоном, русских государей Екатерины II и Александра I, издания произведений, иллюстрации к ним русских и советских художников.

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три мемориальных здания XIX века: церковь Михаила Архистратига, часовня и сторожка - обнесены кирпичной оградой, которая восстановлена в 1967 г., реконструирована в 2004 г.
Строительство церкви Михаила Архистратига началось в 1826 году. М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск. Строительство церкви было завершено в 1839 году, а освящение состоялось в 1840 г.
Как культовое здание церковь функционировала до 1930-х годов, а после закрытия использовалась сначала как складское помещение, затем ее приспособили под сельский клуб и библиотеку.
В 1947 году по просьбе верующих церковь была открыта для богослужений, но ненадолго. В 1963 году здание церкви и сторожка перешли в собственность музея, и в 1980-х годах была проведена серьезная реставрация памятника. С 1992 года сельская церковь была вновь открыта для прихожан.

Вероятно, в церкви Михаила Архистратига 21 апреля 1842 года на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с телом М.Ю. Лермонтова для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:
Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшися с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

ЧАСОВНЯ
Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814-1841". Слева от него памятник матери поэта, со сломанным якорем на кресте. На памятнике надпись: "Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней".
Справа - памятник деду, М.В. Арсеньеву.
После перезахоронения внука над дорогими ей могилами Е.А. Арсеньева выстроила часовню. Здесь же, в фамильной усыпальнице, она и сама была захоронена через четыре года после гибели внука.
В 1974 году вблизи часовни захоронили отца поэта, Юрия Петровича Лермонтова, останки которого были перевезены из Липецкой области.

В часовне сохранились старые иконы, которые находились здесь еще при жизни Е.А. Арсеньевой.
У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: "Старая барыня, как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть в лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один... " Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин заметил: "Осуществилось отчасти и заветное желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном стихотворении-молитве "Выхожу один я на дорогу..."

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Лермонтовские чтения

АПАЛИХА
От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение М.А. Шан-Гирей, племянницы Е.А. Арсеньевой. М.Ю. Лермонтов часто бывал в Апалихе в 1826-1828, 1836 годах. Со всеми членами семьи Шан-Гиреев у Лермонтова складывались теплые дружеские отношения. Первые из дошедших до нас писем поэта адресованы в Апалиху "милой тетиньке" Марии Акимовне.

Благодаря апалихинским родственникам до нас дошли рукописи Лермонтова, среди которых "Панорама Москвы", драма "Люди и страсти", поэмы "Черкесы" и "Боярин Орша", а также учебники, тетради, записи лекций, рисунки и картины поэта, платки матери и бабушки, "Маскарадная книга", в которую М.Ю. Лермонтов вписывал посвящения своим московским знакомым.

Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы, по-новому прочитываются баллады "Тростник", "Русалка"...

В 2007 г. большие капиталовложения освоены в парке усадьбы «Апалиха»: восстановлен фруктовый сад, граничный вал и канава, проведена ландшафтная рубка, лечение мемориальных деревьев.

ПАСЕКА
В 1993 г. была восстановлена пасека примерно на том же месте, где она когда-то находилась у Е.А. Арсеньевой (юго-восточная часть усадьбы). С севера пасека граничит с Дальним садом и дичками, на западе — с небольшим прудом и «Зеленым театром», на юге — с балкой реки Марарайки, на востоке — с фруктовым садом.

В настоящее время численность пасеки составляет 55 пчелосемей серой горной кавказской породы. Пчелы заселены в ульи разных конструкций: многокорпусные, Дадана-Бладта, ульи системы КУМ. Валовый сбор меда в среднем на одну пчелосемью составляет примерно 52,5 кг. Для благоприятной зимовки на пасеке в 1994 году построен зимовник.

Усадьба живет по традициям XIX в.: пасека дает мед (от 55 улей в среднем в год 1200 кг. меда, сады дают урожай яблок, вишни, сливы, малины; пруды зарыблены; на бахче выращиваются все виды овощей (чеснок, капуста, лук, огурцы, помидоры и др.). С 2006 г. организован небольшой лекарственный огород, на котором культивируется более 10 видов лекарственных растений и специй: мята, мелиса, лаванда, ревень, шалфей, анис, чабер, валериана и др.

Тарханский мед можно приобрести в Центре приема посетилей музея-заповедника.

МЕЛЬНИЦА И ДОМ МЕЛЬНИКА

В северной части усадьбы, на большой поляне при въезде в музей-заповедник "Тарханы", возвышается ветряная мельница, рядом с ней находится дом мельника. Усадебный ветряк производил муку для потребностей господ и дворовых крестьян, существование свое прекратил в последней четверти XIX века. Восстановленная в 2007 году, мельница в Тарханах представляет собой действующий, функционально живой памятник деревянного зодчества и сельского быта прошлого; возраст ее - более 100 лет.

Во все времена работа мельника уважалась и почиталась, сельский мельник был, как правило, человеком состоятельным. По роду занятий его дом служил постоялым двором и харчевней для приезжающих на мельницу крестьян. Экспозиция мельницы и дома мельника "Крестьянский мир Тархан" раскрывает экономический уклад жизни села, быт зажиточного крестьянина-мельника, реконструирует обычаи, трудовую этику и эстетику предков.
Ветряные мельницы в Тарханах ставились за околицей, на выгоне, на возвышенном месте, открытом для свободного потока воздуха. В разное время их количество, по рассказам старожилов, было разным: две, три, пять и более. К 1935 году осталась одна высотой 17 метров. Ее воздвигли во второй половине XIX века, а сломали в 1960-х. Одним из последних мельников был правнук кормилицы М.Ю. Лермонтова Лукерьи Шубениной Степан Иванович Чичанин (по-уличному Кормилицын). С его уходом в 1950-х жернова приводились в движение уже дизельным двигателем.

На территории барской усадьбы тоже стояла ветряная мельница. Существует легенда, будто однажды мельник-богатырь Анисим Медведев один, без посторонней помощи, втащил наверх мельницы скатанный канат весом в двадцать пудов, и хозяйка имения Е.А. Арсеньева наградила его пятью выходными днями. На месте, где стояла эта мельница, современница М.Ю. Лермонтова, в 2007 году и была поставлена ветряная, до этого служившая жителям села Дубенки в Мордовии в течение ста десяти лет. Первые ее жернова износились, а из существующих один сохраняет клеймо: "1918". Мельница шатрового типа, распространенного в средней полосе России. По производительности и способу обмолота является двухпоставной. Представляет собой двухъярусную срубовую постройку, соединенную внутри деревянными лестницами. Основной объем - "восьмерик" - диаметром у основания 6,7 м, сужающийся кверху, срубленный "в лапу" из бревен хвойных пород диаметром 280 - 300 мм. С двух сторон к основному объему примыкают два одноэтажных пристроя амбарного типа. Высота сооружения - 14,3 м без флюгеля, с крыльями - 19,4 м. Общий строительный объем - 96 куб.м.

Экспозиция строится на демонстрации интерьера и рассказе-комментарии об истории ветряных мельниц вообще, их устройстве, функциях и, далее, на объяснении назначения узлов и деталей механизма данной мельницы. При наличии ветра, достаточного для вращения главного вала, производится помол муки. Эта «живая экспозиция» представляет собой включение экскурсантов в рабочий процесс на мельнице.

Небольшим, но существенным дополнением к экспонированию механизма мельницы, ее интерьера, являются ручные жернова на деревянной подставке с регулирующимся зазором между «лежаком» и «бегунком». Экскурсанты могут воочию убедиться, насколько сила ветра производительнее и эффективнее, чем мускульные усилия человека. Каждому желающему можно попробовать сделать несколько оборотов на ручной мельнице.

К другим деталям, дополняющим экспозиционный интерьер мельницы, относятся весы «коромыслового» типа (вторая половина XIX - начало XX вв.), расположенные над ларем. Они дают представление о способах взвешивания зерна и муки в начале XIX в. Интерьер рабочего крыла мельницы дополняется тремя скамьями и двумя полавочниками на восточной стене, где в настоящее время из экспонатов находятся бутыль стеклянная (четверть); корзина и глиняный горшок.

САДОВО-ПАРКОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ

В 1794 году молодые супруги Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы — дед и бабка М.Ю. Лермонтова — купили имение в Чембарском уезде и начали обустраивать усадьбу. Эстетической стороной обустройства занимался Михаил Васильевич.

Новая усадьба была разделена на две части: парадную (c домом и парком) и хозяйственную (с подсобными постройками).
От барского дома открывались три основные видовые перспективы. Западная представляла широкую панораму Большого пруда и села с церковью. Южная открывала взору широкую липовую аллею через Круглый сад в Дубовую рощу. На восток просматривалась аллея Дальнего сада. На западной стороне усадьбы не было никаких построек, а сразу за домом начинался «роскошный сад, расположенный на полугоре» и парк.

В 1969-1971 гг. Московское предприятие «Леспроект» (автор В.А. Агальцов) подготовило проект реставрации зеленых насаждений в музее, после осуществления которого восстановлены главные особенности усадьбы: парк стал «открытым», светлым, он состоит теперь, как в лермонтовское время, из декоративных кустарников и нескольких аллей, обсаженных соснами, липами, ветлами. Живописная группа деревьев между домом ключника и церковью Марии Египетской и старый вяз у барского дома украшают парк. Восстановлены фруктовые сады, цветники, дерновая скамья, элементы парковой архитектуры (беседки, мостики …), Дубовая роща, пасека.

Пруды в Тарханах образованы путем устройства плотин в русле речки Марарайки в оврагах. В воспоминаниях А.П. Шан-Гирея, жившего в Тарханах в 1825 году и позже часто их навещавшего, упомянут “большой пруд перед домом”.
Уровень Большого пруда не всегда был одинаков. При восстановлении плотины (ее часто сносило) никто не стремился точно соблюдать прежний уровень. Плотина могла быть и ниже, и выше прежней, отчего пруд мог уменьшаться, отступать от барской усадьбы, и, наоборот, увеличиваться, подступая к ней.

На литографии по рисунку Рудкевича (1842 г.) четко обозначена береговая полоса, которая тянется между прудом и парком; эта же береговая полоса видна на фотографии В. Чудинова (1937 г.). Протока речки Марарайки и колодцы, которые обслуживали питьевой водой усадьбу, были затоплены водой, когда в 1938 г., а потом и в 1950 г., подняли плотину Большого пруда. А.П. Шан-Гирей упоминает один пруд, но на усадьбе был и другой пруд, Барский или Верхний, который находился в овраге возле входа в усадьбу. Основной подпиткой Барского пруда были талые и грунтовые воды, а также родник, который находился в восточной части пруда. Е.Ф. Сорокина (1873-1962) рассказывала, что в той части пруда нельзя было купаться: не подпускала ледяная вода, поступавшая постоянно снизу. Старожилы отмечали, что Барский пруд отличался чистотой и свежестью воды, и жители села пили ее еще в 1930-е. Дно пруда илистое и только в одном месте, рядом с амбаром, песчаное. Вероятно, здесь могла быть купальня. Барский пруд в настоящее время занимает площадь гораздо большую, чем раньше. Старожилы рассказывали, что отрог в северную, левую от плотины, сторону был меньше в два раза. В овраге за домом ключника расположен Средний пруд. По-видимому, восстановил его в 1882 году П.Н. Журавлев, управлявший в то время имением.
Все три пруда соединены между собой естественным водостоком и представляют собой каскад, что отразилось в вариантах названий: Верхний, Средний, Нижний.
Восточнее Барского пруда на территории усадьбы расположен пруд-садок, предназначенный для разведения малька.
В центре улицы Овсянка находится Кормилицын пруд, названный так потому, что на его берегу была усадьба семьи Л.А. Шубениной, кормилицы М.Ю. Лермонтова.
Небольшой прудок - Ильинский - находится на улице Ильинка.

РОЩА "ДВЕНАДЦАТЬ ДУБКОВ"

Роща “Двенадцать дубков”, находится в 16 км от Тархан, в окрестностях г. Чембар (ныне г. Белинский). Это живописное место знаменито величественными экземплярами старых дубов. Существует легенда, будто четырнадцатилетний М.Ю. Лермонтов написал здесь свою раннюю поэму “Черкесы” (1828). Опирается легенда на запись, сделанную рукою поэта на оборотной стороне копии автографа поэмы. Эта запись в литературе о М.Ю. Лермонтове долгое время воспроизводилась неверно: “В Чембаре за дубом”. На самом деле Михаил Юрьевич написал так: “Въ Чембаръ за дубомъ”. Как видим, добавление буквы “е” совершенно не оправдано. Оно ведет к искажению смысла лермонтовской записи, фактический смысл которой пока не установлен. Легенда бытовала в Чембаре еще в XIX в., ее включил в свои записки о Лермонтове П.К. Шугаев, но при публикации их в “Живописном обозрении” в 1898 году издатель легенду снял. В рукописи она выглядит так: “200-летняя дубовая роща, которая видна от бывшей школы, где учился В.Г. Белинский, ныне поредевшая, ...сохранилась и поныне. Здесь “в Чембаре за дубом” - М.Ю. Лермонтов 14-летним мальчиком написал поэму “Черкесы” в 1828. Отсюда открывается прекрасный вид на Чембар и долину рек Большого и Малого Чембара. Здесь было место, которое любил Михаил Юрьевич во время приездов в Чембар”.
В 1930-х роща была объявлена местными властями Лермонтовским заповедником. На камне, установленном посреди рощи на поляне, укрепили плиту с надписью:

У большой и великой страны должно быть большое и великое литературное наследие, причем не только книжное. Мы выбрали двадцать самых интересных памятных мест в жизни русских писателей.

Усадьба Тургенева в Спасском-Лутовиновом

У тургеневской усадьбы непростая судьба - после смерти писателя большинство ценных вещей было разобрано наследниками, а сам дом сгорел. Что-то удалось сохранить благодаря новым хозяевам Галаховым - они заранее вывезли старинную библиотеку и некоторые личные вещи Тургенева. Но в целом усадьба вместе с красивейшим парком пришла в запустение. Предотвратить ее дальнейшее разрушение помог юбилей писателя, которому в 1918 году исполнилось бы 100 лет. Новая советская власть взяла под охрану это место и сделала из него музей. Но сам дом был восстановлен лишь в 1976 году. Именно здесь Иван Тургенев написал своих «Отцов и детей», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудина», «Постоялый двор» и еще несколько произведений. К писателю в имение наведывались известные современники - Фет, Некрасов, Аксаков и другие.

Музей Пастернака в Чистополе

Чистополь - небольшой город в Татарстане, в 130 километрах от Казани. Во время Великой Отечественной войны он стал прибежищем для Союза советских писателей - в эвакуации здесь жили многие известные литературные деятели. В их числе Ахматова, Асеев, Цветаева и Пастернак. У последнего здесь есть свой мемориальный музей - небольшой особнячок конца XIX века, где Пастернак жил и работал во время войны. На втором этаже дома находится экспозиция «Чистопольские страницы». Она рассказывает о чистопольском периоде Пастернака и его взаимоотношениях с эвакуированными коллегами. В музее представлены также предметы быта писателя, включая его рабочий стол. Интерьер сохранен настолько хорошо, что кажется, будто вот-вот в комнату зайдет сам знаменитый хозяин.

Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова в Архангельской области

Имя Ломоносова в первую очередь вызывает ассоциации с наукой, но не стоит забывать, что Михаил Васильевич был еще и прекрасным литератором. Белинский называл его основателем и отцом русской поэзии. Поэтому музей в селе Ломоносово, расположенный на месте усадьбы семьи знаменитого ученого и поэта, имеет особое значение, в том числе для тех, кто испытывает интерес к русской литературе. Самого дома семьи Ломоносовых уже давно нет, однако сохранился пруд, который выкопал отец Михаила Ломоносова Василий Дорофеевич. В самом музее представлено шесть экспозиций, рассказывающих о разных направлениях работы великого человека, в том числе и поэтическом.

Елецкий музей Бунина

Если вдруг судьба однажды занесет вас в город Елец, обязательно побывайте в музее Бунина. Ориентир - длинная изба с резными белыми наличниками. Музей был открыт в конце 80-х, его появлению предшествовала серьезная исследовательская работа. Дело в том, что Бунин жил в Ельце в разных местах, в итоге был выбран дом, где он провел три года жизни, будучи учеником Елецкой мужской гимназии. В пространстве музея очень достоверно воссоздана атмосфера конца XIX века. Демонстрируют личные вещи Бунина, книги с его автографами и другие важные раритеты.

Михайловское - настоящая духовная родина главного русского поэта.

Усадьба Пушкина в Михайловском

Михайловское - настоящая духовная родина главного русского поэта. Это дворянское имение было подарено императрицей Елизаветой Петровной прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу. С 1818 года усадьба принадлежала матери поэта Надежде Осиповне, ее знаменитый сын провел здесь два своих ссыльных года и по-настоящему достиг творческой зрелости. В Михайловском было написано несколько глав «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» и десятки разных стихотворений. В усадьбе Пушкиных сегодня располагается музей с экспозицией, воссоздающей интерьеры времен поэта. И именно тут следует искать домик няни Пушкина Арины Родионовны.

Музей Тютчева в Овстуге

Овстуг - малая родина Федорова Тютчева, здесь он родился и провел детство. В Овстуге в Тютчеве оформился тот самый романтический поэт-лирик, которым мы все его знаем со школы. Увы, та усадьба, которая сегодня выполняет функцию музея, это не подлинное родовое имение Тютчевых. Дом семьи поэта постигла та же участь, что и многие другие дворянские гнезда прошлого - запустение и затем полное исчезновение. Дом Тютчева был воссоздан в 1985 году по проекту архитектора Городкова. В нем три зала, рассказывающих о разных периодах жизни поэта, две мемориальные комнаты, а также комнаты, посвященные его близким и потомкам.

Музей Лескова в Орле

Для русской литературы Орел и его окрестности имеют особое значение - здесь жили и работали многие известные писатели и поэты. Но Николай Лесков - это, пожалуй, главный литературный символ города. В Орле у писателя есть свой собственный музей - живописная деревянная усадьба на улице Октябрьской, во времена Лескова именовавшейся Верхней Дворянской. Надо сказать, что сам Лесков в этом доме никогда не жил, - особняк был построен лишь в 1874 году, когда писатель уже был в зрелом возрасте и проживал в Петербурге. Однако дом был выстроен именно на том месте, где ранее находилось родовое имение семьи Лесковых. Выяснил историческое расположение сын Лескова Андрей Николаевич.

Музей Блока в Шахматово

Официальное название этого места очень длинное - Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока. Расположена усадьба в Солнечногорском районе Московской области. Блок проводил здесь каждое свое лето, и можно смело сказать, что именно Шахматово стало духовной родиной поэта. Тут он написал не менее 300 произведений. Упоминание окрестностей усадьбы можно встретить в блоковских «На железной дороге» и «Все это было, было, было». Ну и, конечно, с Шахматово связаны дела сердечные Блока - здесь он встретил свою Любовь с большой буквы - дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну Менделееву. Неудивительно, что впоследствии поэт назовет Шахматово «родными местами», в которых он «провел лучшие времена жизни».

Усадьба Некрасова в Карабихе

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Николай Некрасов приобрел усадьбу для летнего отдыха в деревне Карабихе - большую резиденцию в стиле классицизма, которой когда-то владел князь Михаил Голицын. Именно здесь Некрасов впоследствии напишет поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», а также будет работать над главным своим произведением «Кому на Руси жить хорошо». После Гражданской войны в усадьбе разместилось правление совхоза, и только в сороковые была проведена реставрация и открыт мемориальный музей. Среди экспонатов - первые издания Некрасова, семь книг из его личной библиотеки и журналы, в которых он печатался.

Музей-заповедник Островского в Щелыково

«Что за реки, что за горы, что за леса!» - описывал в своем дневнике Александр Островский местечко Щелыково в Костромской области. Здесь начиная с 1867 года великий русский драматург проводил по 4-5 месяцев, после того как выкупил вместе с братом отцовскую усадьбу у своей мачехи. Считается, что именно Щелыково более всего вдохновляло Островского, однако оно же и сильно подорвало его дух. Это случилось после того, как местные крестьяне попытались поджечь его дом. Это настолько потрясло Островского, что у него до самой смерти тряслись руки и голова, прожил он после этого недолго. В сохранившемся Доме-музее Островского есть немало подлинных предметов драматурга, включая старинное фортепиано, под аккомпанемент которого часто пела его супруга Мария Васильевна.

Музей-усадьба «Красный Рог» А.К. Толстого

Род Толстых, как известно, был богат на литературные дарования. Один из отпрысков - Алексей Константинович Толстой, писатель, поэт и драматург - знаком нам по роману «Упырь», «Князь Серебряный», трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», а также по лирической поэзии вроде стихотворений «Средь шумного бала случайно». С 1861 года Алексей Толстой переехал на постоянное проживание в свое родовое имение в Красном Роге - небольшой уютный «охотничий замок». Здесь он прожил до самой своей смерти и был похоронен в усыпальнице часовни XVIII века по соседству. К сожалению, дом во время войны сгорел, и его пришлось воссоздавать заново.

Музей-заповедник Есенина в Константиново

На высоком берегу Оки в 43 километрах от Рязани расположено село Константиново. Здесь родился поэт Есенин, и здесь же сегодня находится его музей. Это целый комплекс строений, но его сердце - небольшая, самая обычная бревенчатая русская изба, родительский дом, куда в 20-е годы поэт приезжал на отдых. Вот стоит печь-голландка, возле которой в холодное время года спал Есенин, а вот ведерный самовар, который использовался для семейных чаепитий, - интерьер дома очень живой, максимально достоверно передающий семейную атмосферу Есениных. За домом стоит амбар, построенный еще в 1913 году. На лето Есенин устраивал здесь себе спальню и рабочий кабинет.

Даровое и усадьба Достоевского

Даровое - это усадьба в Московской области (ранее Тульской губернии), где провел детство Федор Достоевский. Имение купил отец писателя, оно состояло из 260 десятин земли. Позже им было выкуплено еще и соседнее село Черемошня - вместо с Даровым они и превратились в родовое поместье Достоевских. По соседству с усадьбой рос очень живописный березовый лес, который настолько полюбился юному Достоевскому, что был прозван его родными Фединой рощей. Сегодня на этом месте вместо берез растут осины, но говорят, что руководство музея хочет восстановить рощу. Для Достоевского Даровое и Черемошня оказались местом трагическим - здесь при загадочных обстоятельствах умер отец писателя, причем поговаривали, что он был убит крестьянами. Этот печальный факт писатель впоследствии отразит в своих «Братьях Карамазовых».

Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Это место в специальных рекомендациях не нуждается - о том, что здесь жил и работал Лев Толстой, знают, пожалуй, даже далекие от русской литературы люди. В Ясной Поляне Толстой родился, тут же творил, тут же и был похоронен. Главное строение на территории усадьбы - собственно сам дом Толстого, где все так, как было при жизни писателя, его личные вещи и библиотека из 22 тысяч книг. Имение сильно пострадало во время войны и, говорят, чуть не сгорело, но все же дом удалось спасти.

Дом Анны Ахматовой и Николая Гумилева

В Тверской области, недалеко от села Градницы, когда-то находилось село Слепнево. Там стоял деревянный дом, в котором жили поэты Анна Ахматова и Николай Гумилев. В тридцатые годы в Градницах сгорела школа, поэтому дом в Слепнево аккуратно разобрали и перевезли в Градницы. Долгое время в нем учились сельские дети, и только в 1989 году, к столетию со дня рождения Анна Ахматовой, из дома сделали музей. В этой простой русской усадьбе Гумилев и Ахматова прожили с 1911 по 1917 год, о чем сообщает памятная табличка. В доме два этажа и несколько комнат, где сохранились личные вещи поэтов.

Музей-заповедник Лермонтова «Тарханы»

Тарханы, пожалуй, самое известное лермонтовское место в России. Здесь, в небольшой усадьбе XIX века, расположен музей Лермонтова, открытый в 1939 году. В этом имении прошли детские и юношеские годы поэта, тут он встретил свою первую любовь, перенес смерть матери и разлуку с отцом, начал познавать науку и искусство (у юного Лермонтова была очень хорошая библиотека). Наконец, в Тарханах покоится его прах. В числе раритетов, которые хранит музей, личные вещи поэта (трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана). Кроме того, здесь представлена главная работа Лермонтова-художника - картина «Кавказский вид близ селения Сиони».

Дом Цветаевой в Елабуге

Елабуга - небольшой, очень уютный и аккуратный городок в Татарстане. Одна из его главных достопримечательностей - дом Марины Цветаевой, куда ее поселили в 1941 году и где она провела последние годы своей жизни. Музейную экспозицию здесь открыли сравнительно недавно - в 2005 году. В доме воспроизведена атмосфера тех лет и представлены личные вещи Цветаевой. Самый ценный экспонат - сафьяновая записная книжка, которую вынули из кармана Цветаевой уже после ее смерти. Есть также прядь волос поэта и пудреница ее дочери.

Музей Чехова в Мелихове

Это один из главных чеховских музеев России. Писатель прожил здесь семь лет своей жизни - с 1892 по 1899 год. Здесь находится дом Чехова и тот самый флигель, где была написана знаменитая «Чайка». Рядом - так называемая Аллея любви, по которой частенько прохаживался Антон Павлович. Музей в Мелихове насчитывает ни много ни мало 29 тысяч экспонатов, в том числе и картины художников-друзей Чехова - Левитана, Поленова, Серегина и других.

Музей-усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева

Эта старинная дворянская усадьба XIX века находится в 50 километрах от Москвы. Здесь в разное время проживали два знаменитых поэта - сначала Евгений Баратынский, по чертежам которого и было построено имение, а затем Федор Тютчев, чьи семейные реликвии и рукописи хранятся сегодня именно в Муранове. Комплекс объединяет в себе сразу несколько построек: главный усадебный дом, домовую церковь Спаса Нерукотворного и еще несколько зданий. Все это окружает очень живописный парк с частично сохранившейся системой прудов.

Переделкино, Дом писателей

Подмосковное Переделкино - это, конечно, прежде всего Писательский городок, знаменитые литературные дачи, где в прошлом веке жили все главные действующие лица русскоязычной литературы XX века. Список и правда получается очень длинный - от Исаака Бабеля до Андрея Вознесенского. Писательский городок был создан по совету Максима Горького - в тридцатые Литфонд выделил средства на строительство 50 дач по немецким проектам. Про литературную жизнь Переделкино можно рассказывать очень долго - литературой здесь пропитан каждый квадратный сантиметр. К слову, именно в Переделкино Корней Чуковский устраивал чтения своих произведений всей окрестной детворе.