Система эвристических приёмов решения задач

В переводе с греческого «эвристика» буквально означает «открывать», «отыскивать». Существует несколько эвристических способов решения задач и получения новых идей. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее известен эвристический метод - это который состоит в том, что выдвигаются и рассматриваются различные варианты решения (пробы) какой-либо задачи. Каждая альтернатива подробно рассматривается, анализируется мысленно или решается на практике. Если признаётся, что данный вариант неудачный, его определяют ошибочным и выдвигается новая идея.

Другой эвристический метод - это метод контрольных вопросов, заключающийся в том, что используется список вопросов, например, таких:

Как можно упростить предмет, объект или процесс?

Что можно перегруппировать или перевернуть?

Что можно увеличить, уменьшить?

Таких вопросов может быть достаточно много. Но с одной стороны этот список должен быть длинным, чтобы с большей долей вероятности найти нужное решение, а с другой - он должен быть коротким, чтобы в более сжатые сроки найти ответ и не запутаться в огромном количестве вопросов.

Следующий эвристический метод - это такназываемый «брейнсторминг» или «метод мозгового штурма». Он состоит в следующем. Для решения какой-либо проблемы создается группа людей от нескольких человек до нескольких сотен. Я сам проводил «брейнсторминг» с участием примерно 300 человек. На первом этапе генерируются всевозможные варианты решения проблемы, включая самые необычные и даже фантастические. Главное правило на первом этапе - запрет на критику и создание благоприятной атмосферы для притока новых, оригинальных идей. Второй этап - критика и всесторонний анализ высказанных предложений, которые, естественно, должны записываться на первом этапе. После подробного анализа с выяснением положительных и отрицательных сторон решения всех альтернатив, остается, как правило, несколько наиболее оптимальных, которые можно

Ещё один эвристический метод- синектика (буквальный перевод с английского - «совмещение разнородных элементов»). Этот метод является продолжением и развитием «метода мозгового штурма» с той лишь разницей, что имеется, как правило, постоянная группа участников и критика возможна уже на первом этапе выдвижения предложений по решению задач. Считается, что постоянный состав участников сближает их, они перестают бояться критики и более плодотворно работают.

Эвристическийметодобученияхарактеризуется тем, чтоосновная его задача - создание воспитанниками, обучаемыми новых образовательных продуктов: сочинений, различных поделок, художественных произведений - рисунков, песен, танцев, школьных спектаклей, различных викторин, конкурсов, олимпиад и др.

К таким формам занятий относят: эвристические уроки, деловые игры, различные тренинги, защиты и другие.

Применяется эвристический метод и в экономической, деловой сфере. В организации часто необходимо для нетипичных, В менеджерской практике таких задач достаточно много и здесь на помощь приходит эвристика.

Эвристическиеметодыпринятиярешений используются тогда, когда невозможно решить проблему обычным, стандартным методом. Существует множество приемов, входящих в состав эвристических методов: обобщение; конкретизация задачи; переформулирование в обратную задачу; концентрация идей; критика традиционных решений; движение от конца к началу; переструктурирование текста в модель; использование подобных задач; рассмотрение с разных сторон; использование метода аналогий, создание новой структуры и другие.

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) - это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения - это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:


Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа - это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.

Практически каждый из нас слышал или непосредственно сам употреблял фразу «методом проб и ошибок», не задумываясь, что под этим тривиальным выражением, плотно вошедшим в обиход, подразумевается научный эвристический метод. Психологи (например, Д. Халперн) уверены, что благодаря эвристическому познанию люди научились эффективно разбираться с проблемами и быстро принимать решения. Это не значит, что человек учится избегать ошибочных решений. Напротив, эвристический метод как раз и призван помочь в выборе стратегии действий в ситуации, когда исходных данных недостаточно для выработки единого правильного ответа, что в свою очередь не гарантирует абсолютной правильности. Особенность эвристической деятельности в том, что она характерна только для человека, что отличает его от искусственного интеллекта. Следовательно, многие гениальные и творческие решения – это, по сути, сумасбродные идеи, своеобразные «сбои», которые и приводят к оригинальности.

Эвристика: история и современность

Эвристика (от древнегреческого ευρίσκω – «отыскиваю», «открываю» ) – совокупность логических приемов, методов и правил, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристика – это момент открытия нового, а также методы, которые используются в процессе этого открытия. Эвристикой еще называют науку, которая имеет дело с изучением творческой деятельности. В педагогике под этой категорией подразумевается метод обучения.

Как наука, изучающая творческое, неосознанное мышление человека, эвристика еще полностью не сформировалась. Ее предмет, методы тесно связаны с психологией, философией, физиологией высшей нервной деятельности и другими. Мы не будем сосредотачиваться на применении этого термина в конкретных отраслях науки, а предпримем попытку выяснить какие суждения, явления, смыслы исторически пребывали в центре понятия «эвристика».

По легенде, Архимед, принимая ванную, открыл один из главных законов гидростатики – закон вытеснения (названный позже в его честь). Следуя общепринятому мнению, после своего открытия он выкрикнул: «Эврика», что стало причиной привязки этого слова к открытию. Не будем судить о правдивости этой истории, достоверно известно другое. Именно в Древней Греции зародилась система обучения, называемая эвристикой. Ее автором был Сократ, а сводилась она к сократическим беседам (диалогу, в педагогике – сократический метод) – разговор учителя с учеником, в результате которого путем постановки наводящих вопросов, обучающийся самостоятельно приходит к нужному результату, находит решение задачи, что позволяет также развивать критическое мышление. В то же время, понятие «эвристика» употреблялось и в трактатах древнегреческих математиков (в особенности, Паппа Александрийского, которому многие приписывают первое упоминание этого термина), исходя из чего, можно судить о довольно широкой основе предмета этой отрасли.

В средние века значительный вклад в развитие эвристики внес Раймонд Луллий, который известен благодаря своей идее создания машины для решения самых разных задач на основе всеобщей классификации понятий.

Примерно до середины XIX века представления об эвристике как методе творчества и познания в целом сводились к уже упомянутому методу проб и ошибок. В Википедии приводится любопытная статистика: Томас Эдисон, работая над устройством щелочного аккумулятора, провел около 50 тыс. экспериментов!

Выделение эвристики из системы логического знания началось в 1850-1860-х гг. До этого попытки выделить эвристику в отдельную науку предпринимались Эвклидом, Р. Декартом, Г. Лейбницем. Но лишь в обозначенный период в науке начал формироваться подход к эвристике как своеобразному междисциплинарному методу со своими правилами, уверены канадские ученые М. Романисия и Ф. Пелатье, разрабатывающие данную проблематику.

Дальнейшее развитие эвристики связано с развитием в области других наук, в первую очередь психологии творчества и физиологии мозга. Современная психология и эвристика тесно связаны: они сосредотачиваются на задаче определения механизма принятия человеком решения в условиях недостаточности информации. Несовершенство эвристических методов приводит к ошибкам познания, которые в психологии принято называть когнитивными искажениями.

В ХХ веке основные успехи в развитии эвристики как науки были сопряжены с успехами ученых-психологов. Так, роль эвристики в принятии решений одними из первых изучили израильские психологи А. Тверски и Д. Канеман в 1973 г., но наибольшие достижения области связаны с именем нобелевского лауреата Г. Саймона. Он ввел понятие ограниченной реальности, которая отображает природу эвристической деятельности человеческого мозга. Суть идеи в том, что на выработку человеком решения влияют такие факторы как ограниченность имеющейся информации, познавательные границы разума и время.

Учение настолько прогрессивно, что в процессе его развития в современной психологии утвердилось такое понятие как «эвристика доступности», которым объясняются модели человеческого поведения. Если опустить научное определение этого термина и сформулировать его простыми словами, то эвристика доступности – это оценка реальности возникновения ситуации или явления на основе легкости приведения примеров для подтверждения. Важную роль в этом процессе играют СМИ. Например, увидев новости о кризисе и утрате рабочих мест, человек может начать думать, что тенденция глобальная и станет больше переживать по этому поводу, плохо спать, хуже справляться со своими обязанностями и в результате будет уволен. Прочитав в газете статью о победителе лотереи, может сложиться превратное мнение о том, что такое случается гораздо чаще, чем все привыкли думать, после чего последует желание потратить больше, чем обычно, денег на лотерейные билеты. Эвристика доступности – двустороннее явление, которое может быть как полезным (в плане быстродействия и реакции на проблему), так и негативным (в силу того, что может возникнуть заблуждение, которое приведет к недостаточной информированности или наоборот – значительной гиперболизации).

Эвристические методы

По сути, сама эвристика является методом, инструментом познания и поиска решения. Научное определение следующее: эвристические методы – логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задач.

При этом стоит помнить, что эвристика – молодая наука, поэтому не все понятия и правила в ней четко сформированные. В первую очередь это касается определения эвристического метода. Мы не будем глубоко вдаваться в общенаучную терминологию, а рассмотрим лишь те методы, которые пригодятся многим людям (в первую очередь менеджерам, управленцам, всем, чья деятельность связана с творчеством, принятием решений) в практической сфере.

Мозговой штурм – метод решения задачи путем внедрения процедуры группового . Разработан и описан психологом из США А. Осборном. Он вывел правило, что в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом наблюдении и зиждется метод мозгового штурма – для решения поставленной задачи придумывается огромное количество возможных вариантов, без отбора хороших и плохих. Позже, на основе критического подхода, разработанные решения тщательно анализируются и оцениваются, после чего наиболее оригинальные и жизнеспособные воплощаются жизнь. Схематически работу метода можно описать так: отбор участников – постановка проблемы – штурм (выработка решения) – анализ полученного материала . Казалось бы, что может быть проще, но именно эта простота является и плюсом, и минусом данного метода. Помимо призыва быть оригинальным и выйти за рамки привычного образа мышления, точных методологических указаний в практике мозгового штурма нет.

Метод синектики родился из исследований практического применения метода мозгового штурма. Его автор, Дж. Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы (синекторы) проходят тщательный процесс отбора: 1 этап – оценка знаний, потенциала, опыта, 2 – потенциал творчества (эмоциональный фон, система ценностей), 3 – коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон – падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу.

Метод многомерных матриц (метод «морфологического ящика»). В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. неким Бернсом. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. американским физиком швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Идея метода в том, что новое – это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения – не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача – тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта.

Метод инверсии – эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач.

8 практических эвристических правил

Эти правила пригодятся каждому, чья работа или увлечения связаны с творчеством. Их автор – Пол Плшек – консультант, тренер, автор с международным опытом. В поле зрения его интересов пребывают вопросы развития , творчества, внедрения инноваций.

Исследования показывают, что эвристика – это ключ к развитию мышления. Нижеприведенные правила могут быть полезными практически для всех, кто хочет выйти за привычные рамки суждений.

Правило 1. Сделайте привычкой целенаправленно замечать то, что происходит вокруг.

Автоматические процессы восприятия работают так, что многое из происходящего остается незамеченным. Важно научиться воспринимать мир свежим взглядом и без деталей здесь не обойтись. Это утверждение является частью общепринятой теории творческого мышления.

Правило 2. Сосредоточьте свои творческие силы на нескольких областях.

Целенаправленно исследуйте наследие великих творцов (скульпторов, живописцев, изобретателей – что вам интереснее и ближе, но не одну область). Хорошие идеи редко приходят внезапно, нужно усердно работать.

Правило 3. Избегайте слишком узких рамок.

Говоря журналистскими штампами – оставляйте простор для творческого маневра. Широкое определение темы не только даст возможность позже выделить более конкретную цель, но и собрать больше разной информации.

Правило 4. Ассоциации.

Попробуйте найти необычное применение окружающим вещам, придумывайте в теории оригинальные и полезные идеи, переносите их с одной области в другую.

Правило 5. Психическая механика: внимание, нестандартность, движение.

Для того, чтоб быть креативным нужно уметь сосредотачивать внимание на проблеме, избегать стандартных представлений о ее решении, продвигаться в процессе мышления с целью избежать преждевременных выводов.

Правило 6. Изучайте идеи, которые заставляют смеяться.

Смех – физиологическая реакция, вызывающая положительные эмоции. Работа с идеями, которые заставляют улыбаться – одна из самых продуктивных.

Правило 7. Идеи не абсолютны.

Ваши мысли и суждения не являются по сути правильными или неправильными. В творчестве важно проявлять гибкость, быть открытым для нового.

Правило 8. Воплощайте некоторые из своих идей.

Настоящие новаторы не просто генерируют идею, но и практически воплощают ее. Это дает возможность осознать разницу между креативностью и практической инновацией.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Метод эвристических приемов
Рубрика (тематическая категория) Программирование

Лекция №2

Мозговая атака с оценкой идей.

Обратная и прямая атаки (прогнозирование развития техники).

Двойная прямая атака.

Комбинированное использование методов мозговой атаки.

После проведения первой атаки делается перерыв от 2-х часов до 2-3 дней и еще раз проводится атака. Практика показывает, что при проведении второго мозгового штурма по той же задаче часто выявляются наиболее ценные, практически полезные идеи или имеют место удачное развитие идей первой атаки.

Развитите технических объектов представляют из себяповторяющийся цикл: существующие изделия, выявление недостатков, устранение недостатков в новом изделии.

Эту закономерность можно использовать для моделировании и прогнозирования развития интересующего класса изделий. Для этого сначала с помощью обратной атаки выявляются недостатки существующего изделия и выделяют среди них главные. Далее проводят прямую атаку для устранения выявленных главных недостатков. Далее разрабатывают эскиз нового технического решения с учетом устраненных недостатков исходного решения.

Прямая и обратная атаки (прогнозирование недостатков технического объекта).

Сначала проводят прямую атаку и делают эскизы наиболее перспективных решений, а затем – обратную атаку с выявлением возможных недостатков этих решений. Иногда данный цикл повторяют.

Предназначена для решения сложных задач, выполняется в три этапа:

1. Проводят прямую атаку. Составленный общий список идей передается каждому участнику. Каждый участник должен индивидуально выбрать из списка 3-5 идей с указанием их преимуществ. Разрешается добавлять свои новые идеи.

2. Каждый участник сообщает об отобранных им идеях с указанием их достоинства. По каждой идее проводится короткая атака в течении 5-10 минут. Цели: выдвижении идеи по улучшению предложенного варианта͵ выявление недостатков, выдвижение идей по устранению недостатков. В результате обсуждения составляют сводную таблицу положительно-отрицательной оценки всœех идей. Каждому участнику дается задание выбрать из таблицы 1-2 наилучших варианта и представить по ним эскизы технических решений.

3. Представленные эскизы обсуждаются и ранжируются от лучших к худшим.

Этот метод является простым и естественным в применении. Многие опытные специалисты сознательно или бессознательно пользуются своим набором эвристических приемов, сформированным в процессе их работы. Эвристическими приемами называют такие способы или правила решения творческих инженерных задач, в которых содержится краткое предписание или указание как преобразовать имеющийся прототип, или в каком направлении нужно искать, чтобы получить искомое решение.

Эвристический прием обычно не содержит прямого однозначного указания как преобразовать прототип, он содержит лишь подсказку, которая облегчает получение искомого решения, не гарантирующего его нахождение. Многие эвристические приемы бывают успешно использованы в разных областях техники. Со временем они морально не устаревают и оказываются полезными для других инженеров. Метод эвристических приемов был разработан и нашел широкое распространение в нашей стране. Известно около десяти его модификаций. Метод основывается на межотраслевом фонде эвристических приемов. В рассматриваемой нами методике, данный фонд содержит описание 180-и отдельных приемов, которые разделœены на двенадцать групп. Сокращенный вариант фонда приведен в книге автора Половинкина ʼʼОсновы инженерного творчестваʼʼ. Межотраслевой фонд имеет универсальный характер, он ориентирован на самые разные области техники, в связи с этим эвристические приемы имеют обобщенное описание.

Пример 1. Решение задачи для эвристического приема 8.1.

Восьмая группа приемов имеет заголовок ʼʼКоличественные измеренияʼʼ.

8.1 Резко изменить (в несколько раз – десятки и сотни) параметры или показатели объекта (его элементов, окружающей среды).

(Пр) Струей воды размывали грунт, увеличение давления в 10 раз позволило струей воды резать камень и металл.

Пример 2. Для 10.8.

Десятая группа – использование резервов.

10.8 Использовать вредные факторы (в частности, вредные воздействия среды) для получения положительного эффекта.

(Пр) Этот прием был сформулирован инженерами Лазаренко, которые много времени затратили на поиск средств борьбы с разрушением электрических контактов от воздействия электрической искры. Работая над этой проблемой они сделали два попутных изобретения – искровую мельницу для измельчения распыленного металла и искровую обработку металлов.

При знакомстве опытного инженера с межотраслевым фондом эвристических приемов может создаться впечатление, что большинство приемов известно, и они ничего нового не дают, однако здесь важно, что вся Сида фонда эвристических приемов состоит в системном, всœестороннем охвате проблемы или задачи. Выделяют шесть последовательных этапов постановки и решений задачи рассматриваемым методом.

1) При использовании метода можно ограничиться предварительной формулировкой задачи. Более глубокий поиск решения часто осуществляется на базе уточненной постановки задач.

2) Решение задачи начинается с выбора подходящих приемов. Исходной информацией для этого является конкретный прототип, который требуется улучшить, главный недостаток, который крайне важно устранить, главное противоречие развития прототипа, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ требуется ликвидировать.

3) Преобразование прототипа начинается с помощью выбранных приемов с учетом главного недостатка. Идеи улучшенных решений фиксируются в виде краткого описания или упрощенной схемы. Говоря об этом этапе, следует отметить, что у фонда эвристических приемов есть очень сильное свойство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ называют эвристической избыточностью. Можно ответить или выделить две разновидности этого свойства.

А) Многие задачи бывают решены независимо, разными приемами.

Б) Одновременное использование двух и более приемов приводит к их взаимному усилению.

Нередки случаи, когда два и более приемов по отношению к конкретной задаче по отдельности имеют слабую эвристическую подсказку, но когда они используются совместно, то происходит взаимное усиление.

Результатом третьего этапа является получение улучшенных допустимых технических решений, в случае если при этом не удается получить удовлетворительное улучшенное решение, то рекомендуется наиболее перспективный из найденных вариантов принять за прототип и повторить снова его обработку с помощью подходящих приемов.

4) Результатом третьего этапа является получение допустимых решений с учетом только главного недостатка или главного противоречия развития. Эти решения используются как прототипы для поиска новых решений уже исключенных других недостатков и противоречий развитий.

5) Стоит сказать, что для найденных в предыдущем пункте решений, проводят анализ их совместимости со смежными или вышестоящими по иерархии техническими объектами. При этом составляется таблица из двух столбцов, в одном перечисляются ответы на вопрос, какие отрицательные последствия приносят новые технические решения для вышестоящего по иерархии и смежных технических объектов. Во втором столбце перечисляются ответы на вопрос, какие положительные последствия будем иметь.

Такие таблицы составляются для всœех полученных на 4-ом этапе улучшенных технических решений. Далее проводят сопоставительный анализ таких таблиц. Для особо перспективных вариантов делаются попытки устранения нетерпимых отрицательных последствий.

6) Работа по пунктам 2-5 выполняется для всœех прототипов. Следует отметить, что межотраслевой фонд эвристических приемов для отдельных пользователœей является чужим инструментом малоудобным и малоприспособленным для конкретной личности. В связи с этим каждому начинающему специалисту рекомендуется работать над созданием своего фонда.

1) Выбор из фонда наиболее подходящих приемов с учетом специфики решаемых задач и своих симпатий к определœенным приемам. При этом возможно и желательно изменить форму изложения приема, сделать ее более понятной и образной.

Пример для 10.8 Обратить вред в пользу.

2) Для каждого приема в индивидуальном фонде иметь подборку примеров решения задач из своей области.

3) Разбор и анализ последних решенных задач и запатентованных технических решений в своей области. При этом рекомендуется тщательно просматривать, изучать моменты перехода от прототипов к улучшенным техническим решениям и при этом формулировать выявленные новые обобщенные эвристические приемы.

4) Изучение конструктивной эволюции технического объекта для выявления и формулировки эффективных приемов.

5) Применять существующий интересный и эффективный способ оперативной формулировки приема для решения конкретной задачи.

Суть способов следующая: для имеющегося прототипа Pn по патентным описаниям строят ретроспективную цепочку конструктивной эволюции Pn-3, Pn-2, Pn-1, Pn, где Pn-1 – прототип решения Pn и т.д. Далее проводят анализ переходов и формулируют обобщенные приемы, обеспечивающие такие переходы. Полученные приемы пытаются использовать для получения нового решения Pn+1 от прототипа Pn. Обобщение опыта – после каждого удачного решения следует обобщать опыт, ᴛ.ᴇ. пытаться сформулировать новый прием или новые приемы.

Наряду с созданием индивидуального фонда приемов часто полезным оказывается формирование фонда прототипов по своему классу задач.

Метод эвристических приемов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Метод эвристических приемов" 2017, 2018.

Частично-поисковый (эвристический метод обучения) - это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

Деятельность педагога

Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

Эвристический метод обучения - это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

Методы и формы

Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:


Преимущества

Эвристическое обучение эффективно, так как:

  • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
  • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
  • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
  • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
  • повышается самооценка детей;
  • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
  • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

Недостатки

Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

Эвристический анализ

Эвристические методы анализа - это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.

При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.

Эвристическое прогнозирование

Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.

Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.

Эвристические методы управленческих решений

Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.

Метод эвристических приемов

Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.