Спиральная динамика. Спиральная Динамика Грейвза. Принципы Спиральной Динамики. Фиолетовый уровень – создание команды

Модель Спиральной Динамики построена на оригинальных идеях доктора Грейвз (Dr. Clare W. Graves). Вкратце, его идеи сводятся к следующему:

Человеческая природа поступательно развивается от одного сбалансированного состояния к другому. Эти состояния могут быть названы стадиями развития, при том, что каждая последующая стадия добавляет к предыдущей новые элементы. Каждая предыдущая, в свою очередь, является основой для последующей, которая может произойти, а может и не произойти.

Каждый такой уровень существования определяет определенный способ восприятия мира, так как создает определенные фильтры в человеческом сознании, влияющие на процесс восприятия. Отсюда - особенности в процессе принятия решений, принципы организации и управления бизнесом и политическими структурами, идеи и способы приспособления к реальности.

После многолетних исследований доктор Грейвз создал "растущую, цикличную двух-спиральную модель развития био-психо-социальных систем взрослых людей" [1 ]. Он использовал пары букв латинского алфавита для того, чтобы обозначить взаимодействие внешних условий и внутренних систем. Он назвали их vMemes и они выглядят следующим образом: A-N, B-O, C-P, D-Q, E-R, F-S, A"-N", B"-O", и т.д. Но между каждой парой также существуют два переходных состояния. Система довольно-таки сложна, особенно пока вы не привыкли к буквенным обозначениям.

Надо заметить, что модель не имеет никакого отношения к оценочным суждениям и сравнениям одного уровня с другим по типу "лучше-хуже". Она просто определяет, какая система мышления преобладает.

По мере того, как Спираль развивается, каждое предыдущее состояние реальности переходит в последующее, со всеми сопутствующими изменениями в приоритетах, ценностях и взглядах. Поскольку последующая реальность может оказаться где угодно на Спирали, вопрос, который важно задать, может звучать так: "Каково будущее этого человека или группы людей (компании), если в данный момент он(а) ощущает мир таким образом и проходит через такой процесс изменений?". Согласно подходу Грейвза, вопрос "Что это за человек?" лучше заменить вопросом "Как он думает об определенных вещах в определенных обстоятельствах?" Таким образом, модель не является типологией, а описывает процесс развития систем, вырастающих одна из другой.

Еще одним "родственным" для Спиральной Динамики подходом является меметика, наука о мемах - пакетах идей или информации, которые подобно вирусам передаются от одного ума к другому, от одного сообщества к другому. Спиральная Динамика связывает мемы с более глубинными силами человеческой природы, которые "притягивают" или "распыляют" мемы [2 ]. Более привычные термины, описывающие то же явление - "системы ценностей", "уровни психологического существования". Связь с меметикой возникла в книге "Спиральная Динамика" 1966 года и не была частью первоначальных работ доктора Грейвза.

Состояния и движения по Спирали возникают как результат взаимодействия между Условиями Жизни (исторические условия, физическое расположение, психо-социальные проблемы, социально-экономические обстоятельства) и Наборами Мемов, доступными индивидуальному или коллективному уму (внутренние системы).

Как правило, эволюционное движение происходит в направлении к более сложным, включающим в себя, "высшим" уровням, хотя в жизни нет никаких гарантий, и иногда наблюдаются регрессии к более низким и менее комплексным структурам [3 ].

Для простоты, в конце 1970-х годов были введены цветовые коды. У этих цветов нет какого-либо особого скрытого смысла, кроме попытки облегчить запоминание разных уровней.


Восемь систем ценностей, которые уже возникли и сосуществуют друг с другом на Земле

  1. БЕЖЕВЫЙ (A) состояние природных и биологических нужд; физические ощущения диктуют состояние бытия
  2. ФИОЛЕТОВЫЙ (B) угрожающий мир, полный мистических сил и духов, которым нужно поклоняться и угождать или усмирять.
  3. КРАСНЫЙ (C) как в джунглях, где сильный побеждает слабого; природа это нечто, что должно быть завоевано
  4. СИНИЙ (D) все контролируется Высшей Силой, которая наказывает зло и в конце концов награждает добро и добродетельную жизнь.
  5. ОРАНЖЕВЫЙ (E) мир, полный ресурсов и возможностей сделать все лучше и достичь процветания.
  6. ЗЕЛЕНЫЙ (F) окружение, в котором человечество может найти любовь и исполнить свои цели взаимодействуя и делясь.
  7. ЖЕЛТЫЙ (G) хаотический организм, где изменение является нормой, а неопределенность - приемлемым состоянием бытия.
  8. ГОЛУБОЙ (H) тонко сбалансированная система взаимосвязанных сил, где управление рисками находится в руках человечества
  9. КОРАЛЛОВЫЙ (I) слишком рано говорить, но тенденция должна быть по направлению к я-ориентированности, управлению, консолидации, если принцип развития сохранится


Что представители каждого мира ищут в жизни (цели "успешного" существования)

  1. БЕЖЕВЫЙ (A-N) выживание; удовлетворение биогенетических нужд; продолжение рода; удовлетворение инстинктивных желаний
  2. ФИОЛЕТОВЫЙ (B-O) область природных духов; почитание предков; защита от вреда; семейные связи
  3. КРАСНЫЙ (C-P) сила/власть/действие; желание доминировать над другими; контроль; чувственные удовольствия
  4. СИНИЙ (D-Q) стабильность/порядок; послушание во имя будущей награды; значение; цель; определенность
  5. ОРАНЖЕВЫЙ (E-R) возможность/успех; соревнование ради результата; влияние; независимость
  6. ЗЕЛЕНЫЙ (F-S) гармония/любовь; союз ради взаимного развития; сознание; чувство принадлежности
  7. ЖЕЛТЫЙ (G-T) независимость/достоинство; быть частью живой системы; знание; хорошие вопросы
  8. ГОЛУБОЙ (H-U) мировое сообщество/жизненная сила; сохранение жизни на Земле; приспособление к реальности


Уровни способов приспособления, активизируемые определенной реальностью

БЕЖЕВЫЙ (N) инстинктивный: управляется природными инстинктами и рефлексами; автоматическое существование

ФИОЛЕТОВЫЙ (O) анимистический: согласно традициям или ритуалам группы; племенной; анимистичный

КРАСНЫЙ (P) эгоцентричный: самоутверждение, доминирование, захват, власть; эксплуатация; эгоцентризм

СИНИЙ (Q) абсолютистский: послушный верховному руководству; конформизм; чувство вины

ОРАНЖЕВЫЙ (E) многогранный: прагматично добивающийся результатов и двигающийся вперед; проверяет возможности; способность к маневру

ЗЕЛЕНЫЙ (S) реалистичный: отвечающий на человеческие нужды; готовый к сотрудничеству; спонтанный; ищущий согласия; текучий

ЖЕЛТЫЙ (T) системный: функциональный; интегральный; независимый; экзистенциальный; гибкий; вопрошающий; принимающий

ГОЛУБОЙ (U) целостный: опирающийся на опыт; трансперсональный; коллективное сознание; способный к сотрудничеству; взаимосвязанный

Модель доктора Грейвза является открытой, что означает, что новые буквы, цифры и цвета могут быть добавлены по мере того, как будут возникать и становиться очевидными новые уровни психологического существования человеческой природы. Его использование серий из шести букв предполагает, что развитие циклично и седьмой уровень перекликается с первым, восьмой со вторым и так далее. В связи с этим появились понятия Первого Слоя, Второго Слоя и т.д., каждый из которых состоит из шести уровней систем мышления.

_____________________________________________

Когда на одной из конференции его спросили, почему он дал своей модели такое громкое и пафосное название, он ответил: "Потому что, черт его побери, это оно и есть!".

Мы думаем, что здесь очень большой простор для исследований условий, когда новые идеи распространяются, словно лесной пожар, захватывая даже вполне "здравомыслящих" людей, что действительно делает процесс похожим на эпидемию. Достаточно вспомнить распространение большевистских идей в России или фашизма в Европе. Похожим, хоть и гораздо более безобидным процессом является мода - в какой-то момент все начинают думать, что в этом сезоне нужно носить розовое или читать Акунина (при всем уважении к Б. Акунину).

Хорошим, хотя и печальным примером может служить Россия. В начале ХХ века страна, по всей видимости, представляла из себя очень пеструю картину с точки зрения Спиральной Динамики - в промышленных центрах совершался переход от иерархической системы (синий) к системе свободного предпринимательства (оранжевый), тогда как на основном пространстве страны большей частью присутствовали системы, связанные с уровнем выживания (бежевый), полуязыческим сознанием (фиолетовый), борьбой за власть и доминирование (красный) и стремлением к строгой иерархии, поддерживаемым монархией и церковью (синий). И когда, под возникшим давлением, структура начала рассыпаться, движения "вверх" не произошло, вместо оранжевого страна упала на красный уровень, что послужило причиной гибели огромного количества людей. И единственным способом продолжать развитие оказалось построение очень жесткой иерархической системы, что и произошло.
Еще один похожий процесс произошел совсем недавно и получил название "перестройка". Иерархическая система начала разрушаться и страна снова, до определенной степени, погрузилась в красный уровень с жесткой борьбой за власть, бандитскими войнами, переделами собственности и т.д. Попытки лидеров того времени применить модели капиталистических стран естественным образом окончились провалом по той простой причине, что это были попытки искусственно привить структуре с определенным типом мышления систему совершенно другого уровня. Нечего и говорить, что в настоящее время мы видим очень сложное переплетение тенденций, которые кого хочешь могут ввести в заблуждение - война и передел собственности (красный) продолжается, происходит попытка воссоздать иерархическую структуру достаточной жесткости (синий), при этом существует серьезная тенденция к движению в сторону демократических свобод и предпринимательства (оранжевый).
Дополнительным доказательством бессмысленности и вредности насильственного внешнего изменения структур может быть как феномен бывших республик Советского Союза, многие из которых немедленно вернулись к доминирующим системам мышления, как только исчезло давление извне, так и хаос, возникающий при попытке Соединенных Штатов сменить жестко-иерархичные системы (синий) на демократические (оранжевый) чисто силовыми методами (красный).

Спиральная динамика очень удобна для понимания уровня проблем человека. На ней очень удобно размещать различные виды психотерапии, которые наиболее эффективны на тех или иных уровнях. Безусловно, необходимо помнить, что это всего лишь модель, и она абсолютно полностью не описывает всю сложность и многообразие взаимоотношений, многие из которых сложно сразу отнести к тому или иному

Спиральная динамика - это очень удобная модель, позволяющая описать развитие индивидуума, организации, страны. Она была предложена американским профессором психологии Грейвзом. Он давал тесты студентам на определение нахождения по шкале альтруизм-эгоизм. Спустя пару лет студенты снова прошли тестирование, и выяснилось, что группы не были однородными. Часть студентов мигрировало из группы в группу. Тогда Грейвз сделал вывод, что за время, которое прошло между тестированиями, изменились жизненные ценности студентов, они перешли на новый уровень.

Теория спиральной динамики

Он стал исследовать этот феномен. Что в конце концов вылилось в модель под названием “Спиральная динамика”. Она описывает развитие личности и систем, которое идет по спирали, чередуются витки эгоистичный-альтруистичный. Те из них, которые находятся выше, - вбирают в себя опыт предыдущих, хотя, расположенные друг над другом они зачастую чем-то и похожи, но имеют иное по качеству измерение.

Грейвз присвоил уровням номера, а ученики Крис Кован и Дона Бек для удобства добавили цвета, которые также степенью теплоты-холодности отражают соотношение альтруизма-эгоизма.

1 Уровень Бежевый

Девиз: “Выжить любой ценой”

Тип мышления: инстинктивный

Охотник-одиночка

В современном обществе: бомжи

Младенец

Когда человек появляется на свет, его основной задачей стоит выживание. Он еще ничего не понимает в этом мире, он руководствуется только инстинктами. Кроме выживания его больше ничего не интересует. Он пока еще не научился выделять себя в этом мире. Личность не сформирована. Есть только биологическая основа, инстинкты. Его цели сугубо эгоистичны - выжить.

2 Уровень Фиолетовый

Девиз: “Жертвую собой ради рода”

Тип мышления: мистический, магический

Уровень социального развития: первобытнообщинный строй

В современном обществе: культуры, придерживающиеся клановости

Уровень личностного развития: ребенок

Когда ребенок начинает себя немного осознавать в этом мире, и он уже выделяет себя среди других, ему жизненно необходимо становится получить одобрение от ближайшего окружения. Для этого ему необходимо понять и придерживаться правил, которые существуют в этом сообществе. В данном случае ребенок будет находится в альтруистическом полюсе, поскольку ему необходимо жертвовать своими интересами ради одобрения со стороны взрослых. Ребенок имеет магическое мышление. (Он загадал желание, написал на бумажке, и на Новый год волшебный Дед Мороз принес ему подарок.) Он верит в волшебство и сказки.

В сообществах, находящихся на Фиолетовом уровне, самыми важными являются кровные связи. Например, в условиях приема на работу, будет отдаваться предпочтение родне или людям той же национальности. В основе культуры лежат ритуалы, или магические обряды. Главенствующими являются мифы, приметы. Человек, находящийся на этом, уровне жертвует собой ради того, чтобы быть частью “племени”.

3 Уровень Красный

Девиз: “Делаю, что хочу, плевать на правила”

Тип мышления: эгоцентрический

Уровень социального развития: феодализм

В современном обществе: криминал

Уровень личностного развития: бунтующий подросток

После того, как правила усвоены ребенок начинает пробовать на прочность границы дозволенного: ” А если я так сделаю, что будет?” Пика такое поведение достигает в подростковом возрасте.

Главенствующими становятся собственные интересы и желания, без оглядки на желания других. Многие поступки совершаются с учетом сиюминутной выгоды, без взгляда на перспективы.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Один из наиболее известных бизнес-экспертов в мире. Более 40 лет разрабатывает и совершенствует методологию, призванную усилить эффективность компаний. Автор более 20 книг, переведенных на 26 языков.

С уважением,

Доктор Ицхак Калдерон Адизес,

основатель и СЕО Института Адизеса

Доктор Адизес из Института Адизеса и доктор Бек из «Спиральной динамики» впервые встретились более 20-ти лет назад на мероприятии Организации молодых президентов (Young Presidents Organization - YPO) в Аризоне.

С тех пор Институт Адизеса и группа компаний «Спиральная динамика» сотрудничали и внесли свой вклад в разработку методологий друг друга. По случаю выхода последней книги доктора Бека «Спиральная динамика в действии: Мастер-код человечества» («Spiral Dynamics in Action, Humanity’s Master Code») маг спирали Даррелл Гудден взял интервью у обоих лидеров и идейных мыслителей, чтобы помочь пролить свет на то, как возникло это сотрудничество. Ниже вы можете прочитать отрывки из этой беседы.

Доктор Гудден: Доктор Адизес, каким было ваше первое впечатление от спиральной динамики, как вы пришли к пониманию ее ценности?

Доктор Адизес: Когда я слушал доклад доктора Бека о спиральной динамике и узнал о типологии систем ценностей Клэра Грейвза, я увидел всю силу, которая за этим стоит, и это произвело на меня большое впечатление. Я не знал, как эти знания применить до тех пор, пока в процессе работы с одной компанией у меня не возникли сложности, и я не знал, по какой причине это произошло. Потом меня осенило, что я хотел внести немного красной культуры, красной системы ценностей, потому что компания застряла на месте, и ей необходимо было продвинуться вперед. Но компания и ее основатели имели «зеленую» систему ценностей, по этой причине у меня с ними возникло много противоречий.

Именно тогда я решил, что каждый сотрудник Института Адизеса должен пройти обучение по спиральной динамике. Без спиральной динамики у нас, в самом деле, нет инструментов для полного понимания компании с точки зрения ценностей. И если вы хотите по-настоящему понять компанию и сделать так, чтобы она перешла с одного этапа на другой, т.е. на самом деле изменить ценности, необходимо лучше разбираться в спиральной динамике. Таким образом, это – именно тот момент, когда я начал осознавать, что нам это действительно нужно. Сегодня все сотрудники Института Адизеса оперируют понятиями цветов в спиральной динамике, и мы адаптируемся к тому, как мы ведем себя с нашими клиентами, исходя из их ценностей.

Я вам могу сказать, что это без всяких сомнений повлияло на нашу работу. Я даже добавил концепцию ценностей в некоторые из наших инструментов с тем, чтобы мы могли напрямую обратиться к спирали в нашей работе. Таким образом, мы гарантируем, что мы не пренебрегаем ценностями. Так, спиральная динамика оказала непосредственное влияние на методологию Адизеса.

И когда я понял, что эта была та область, в которой мы были слабыми, я внес изменения, чтобы мы могли лучше понимать потребности клиентов. Мы добавили систему ценностей в процесс диагностики. Теперь, понимая, где находится клиент на спирали, мы можем адаптироваться и изменить свое поведение по отношению к нему. Это был очень важный вклад, и сегодня, всякий раз, когда возникает такая необходимость, наши консультанты могут общаться с точки зрения ценностей благодаря обучению спиральной динамики у доктора Бека.

Доктор Гудден: Доктор Бек, что из методологии Адизеса вы находите полезным в своей практике?

Доктор Бек: (что расшифровывается как объединенные полномочия, власть и влияние) и является чрезвычайно важным аспектом нашей системы, и, конечно, CAPI – это целая система, которая дает представление развития системы в течение жизненного цикла до . Так, благодаря тому, что доктор Адизес много-много лет назад собрал воедино огромное количество литературы, мы подошли к началу процесса, это позволило нам понять направление и траекторию, поэтому я был настолько потрясен. У Адизеса есть конкретный практический подход «без воды». Он дает понимание изменений. И это то, что мне нравится в методологии.

В течение семи лет я вел спортивную колонку Далласских Утренних Новостей, и я написал около семи разных статей об этапах жизненного цикла по Адизесу. Поскольку Национальная футбольная лига переживала период забастовки и не понимала, почему это происходит, мне довелось объяснить модель жизненного цикла футбольным тренерам. Так, мои спортивные поклонники были полны инсайтов доктора Адизеса.

Доктор Гудден: Доктор Бек, не могли бы вы рассказать нам о своей новой книге «Спиральная динамика в действии: Мастер-код человечества», что побудило вас ее написать?

Доктор Бек: Издатель моей первоначальной книги по спиральной динамике позвонил мне и сказал: «Мы хотим продолжение книги». Несмотря на то, что я не хотел возиться с первой книгой, я и правда думал, что мне есть о чем написать: написать практическое руководство с реальными историями и реальными примерами людей. Издатель одобрил эту идею, и я нашел для нее источник финансирования. Так я мог позволить себе написать ее. Когда вышла эта книга, я действительно осмыслил сочетание спиралей и этапов жизненного цикла. И по этой причине я назвал ее «Мастер-код человечества».

Доктор Гудден: Насколько мне известно, вы включили в эту книгу главу о методологии Адизеса. Можете рассказать нам больше о том, почему вы сделали это?

Доктор Бек: Я стал использовать термин «мастер-код», в «Спиральной динамике в действии», мастер-код человеческого общества, потому что я хотел изложить полную картину того, как решать проблемы в больших масштабах, и методология Адизеса является частью этой большой картины. Адизес является частью мастер-кода, потому что он обеспечивает процесс изменений в ходе циклов и уровней зрелости. Это – часть мастер-кода.

Доктор Гудден: Доктор Адизес, что-нибудь скажите напоследок.

Доктор Адизес: Я очень рад тому, что у нас состоялась эта беседа, потому что доктор Бек и я знакомы как минимум 20 лет, и оба сделали карьеру, которая охватывает более 40 лет. Мы знакомы довольно давно. Я всегда весьма ценил его работу, его целеустремленность. Я очень счастлив.

Доктор Гудден: Доктор Бек, ваше заключительное слово.

Доктор Бек: Существует множество примеров того, что мы называем понятием "natural design" (прим. ред.: Под понятием "natural design" Эдвард Бек подразумевает, что переделывать людей под свою компанию и под свой стиль руководства - бессмысленная задача. Изначально необходимо понимать, какие именно люди будут справляться с поставленной задачей естественным для себя образом. Естественность является ключевым моментом. Люди эффективно делают только то, что не противоречит их образу восприятия действительности). Распределение власти и уважение к другим - я думаю, что миллениалы будут этого требовать. Нам придется заново переосмыслить многие наши процессы, поэтому одной из моих целей всегда была цель представить методологию Адизеса более широкой американской аудитории. Потому что я думаю, что пришло время сделать это. И одна из моих не таких уж и тайных целей - сыграть в этом роль. Мне приятно видеть, что происходит в Институте Адизеса, и я думаю, что наша совместная работа отразится на этом.

По материалам Д.Бека и К.Кована

Принципы спиральной динамики Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мемы

Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований.

В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами:

    Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые

    Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы

    Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие – относительно пассивны

Принцип 2: Мемы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать.

Мемы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мемов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.

Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Задачи и Контекст.

    Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.

Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего

В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мемов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего Мира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.

Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мемы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мемов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.

    Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.

Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.

Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения, отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.

Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения – комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».

    Человеческие Задачи : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.

Ключевые понятия : Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.

Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мем Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мемов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мемов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.

    Социальный Контекст (Окружение) : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.

Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.

Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.

Контекст определяет для нас границы – открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Контекст также диктует, какие мемы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания – связаны с различными Контекстами.

Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):

ЕСЛИ условия жизни очень...

ТО «нормальные» люди будут...

Бежевые – природные

Вести себя подобно животным

Фиолетовые – мистические и непонятные

Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности

Красные – жесткие и опасные, как в джунглях

Бороться за выживание, не думая о других

Синие – направляемые высшей силой

Оранжевые – полны практических возможностей

Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть

Зеленые – подчеркивают общее во всех людях

Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе

Желтые – сложные, чреватые распадом к хаосу

Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами

Бирюзовые – подобны единому организму

Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле

Теорий эволюции человеческого общества было создано немало, однако до сих пор ни одна из них не претендует на то, чтобы стать общепринятой. Причина в том, что ни одна из них исчерпывающим образом (или хотя бы близко к тому) так и не смогла объяснить природу социальных процессов. В этом заключается их сходство, а что касается различий, то здесь мы сталкиваемся с исключительно богатым выбором — теорий и идей на этот счет так много, что в этом они могут конкурировать лишь с философскими теориями обоснования смысла человеческого бытия.

Значит ли все это, что все теории социальной эволюции, по причине исключительного многообразия социальных процессов и наличия множества разных и неожиданных факторов на них влияющих, априори обречены на провал? Может и так, но более очевидно здесь другое: пока человеческое общество развивается и существует, будут продолжаться и попытки найти общие для всех законы развития.

В этой статье мы расскажем вам об одной из таких теорий, которая на фоне других отличается изрядной оригинальностью, а также претендует на то, чтобы на самом деле объять необъятное и довольно простым способом объяснить то, что никому не удавалось.

Итак, встречайте — Теория Спиральной Динамики развития человеческих обществ.

Теория спиральной динамики довольно исчерпывающим образом изложена в одноименной книге 1996 года Дона Бека и Криса Кована (уже переведена на русский язык), которую мы настоятельно рекомендуем к прочтению, и представляет из себя творческое осмысление другой оригинальной теории, известной под названием «теория эмерджентных циклических уровней существования» профессора психологии из США Клера Уильяма Грейвза.

Уильям Грейвз

Теория увидела свет еще в 60-е годы прошлого века, и основная ее идея заключалась в том, что развитие систем мировоззрения в общественных системах идет по двойной спирали, где одна представляет из себя совокупность всех внешних условий существования — как отдельных людей, так и социума в целом, тогда как другая определяется психологическим состоянием индивидов в конкретном обществе, их представлениями об окружающем их мире и последующим видением этого мира.

Дон Бек

Из взаимодействия этих двух основных факторов происходили устойчивые во времени условия существования и способы мышления, которые и формировали текущую модель общества и условия для его дальнейшего развития.

Теория Спиральной Динамики.

Теория спиральной динамики базируется на следующих положениях:

— природа сознания человека не является чем-то незыблемым и определенным раз и навсегда, люди находятся в постоянно меняющихся условиях существования, к которым вынуждены приспосабливаться, и этот процесс обязательно проходит через создание новых идей — концепций, описывающих окружающий мир, при этом новые представления о мире всегда превосходят предыдущие.

— эти концептуальные модели мира, присущие отдельным членам общества всегда организованы вокруг общих для многих членов социума систем ценностей, которые были названы авторами теории V-Мемами.

V-Мем — это своего рода коллективный разум, который основан на комбинации основополагающих для данного сообщества ценностей и присущ и отдельным индивидам, и обществу в целом.

— в системе спиральной динамики V-Мемы представляют из себя социальные идеи, общие для всех обычаи и традиции, привычки, общепринятыемодели поведения, культурные проявления данного социума и т.п.

Интересная отличительное свойство V-Мемов — это их способность к самоорганизации и саморазвитию. Это свойство означает, что они способны изменяться во времени сами по себе, хотя и в тесной связи с меняющимися социальными тенденциями.

— V-Мемы — это доминирующие тенденция сознания как отдельных членов общества, так и самого общества в целом. Этих тенденций в системе спиральной динамики полагается две — сознание типа «Я» и сознание типа «МЫ».

*Буква V, которая находится в начале слова происходит от английского слова «value», что означает «ценность».

При варианте сознания типа «Я» большинство членов общества воспринимают себя как индивидуальность, интересы которой всегда выше общественных.

В варианте сознания типа «МЫ» доминирующим является осознание себя как члена группы или социума, и в этом случае интересы группы в общественном сознании являются превалирующими.

Разумеется, здесь необходимо четко понимать, что речь идет именно о доминирующих общественных установках или тенденциях, по отдельности же в любом обществе всегда представлены индивиды и даже группы, придерживающиеся разных тенденций поведения.

Этапы развития обществ — уровни спирали.

В системе спиральной динамики различные уровни развития обществ традиционно представлены разными цветами, а в основе такого разделения, как говорят нам авторы теории, лежит простая случайность. Читая лекции, Бек и Кован для собственного удобства помечали слайды о доминирующих уровнях общественного сознания разными цветами, которые впоследствии и были выбраны для обозначения этих уровней.

1 Уровень — Бежевый.

Человеческое общество существует очень давно, и в первобытные времена (примерно 100 000 лет назад) человек практически ничем не отличался от животного. Условия жизни были таковы, что главным и естественным жизненным ориентиром было физическое выживание.

Это уровень общественного сознания по типу «Я», и личное выживание здесь стоит на первом месте.

Психология индивида полностью зависима от трудных условий существования, это удовлетворение неотложных физиологических нужд посредством инстинктов. Психология уровня базируется на противопоставлении человека и враждебного окружающего мира, в котором следует выживать любой ценой. Убийство себе подобных ради выживания в таком мире обычная вещь, иногда это убийство совершается только для того, чтобы просто съесть другого.

По мере изменения внешних условий существования ориентация сознания постепенно меняется и переходит на следующий уровень.

2 Уровень — Фиолетовый.

Это уровень с коллективным V-Мемом сознания по типу «МЫ».

Окружающий мир в общественном сознании все еще крайне опасен и, помимо естественных врагов — других племен, болезней, диких животных, он населен различными духами и существами, большинство из которых также не несут человеку ничего хорошего.

В этот период племя (как группа) несет в себе главный потенциал для выживания и в соответствии с этим является превалирующей ценностью. Племя имеет большее значение, чем каждый из его членов сам по себе.

Такого рода сообщества до сих пор существуют в труднодоступных местах нашей планеты, например, в джунглях Амазонки и Индонезии, а ученые имеют возможность их изучения. Известно, что одно из самых ужасных наказаний в таком сообществе — изгнание из племени.

Главный мотив подобной культуры — физическое выживание, но на более высоком уровне, чем предыдущий. Более высокий уровень означает, что шансы на выживание здесь куда выше, чем у одиночки. Вместе людям удобнее охотиться, отражать натиск врагов, на этом же уровне возникают первые социальные отношения, социальные правила и коллективные воззрения на окружающий мир.

При рассмотрении уровней необходимо четко понимать, что их психология присуща не только тем сообществам, к которым они изначально отнесены. Элементы психологии примитивных сообществ могут встречаться на любых уровнях развития. Это очень свойственно примитивным группам — подростки, уголовники. Вспомните, как подростки часто воспринимают человека, переходящего в другую школу — о нем говорят как об изгнаннике или даже как о предателе.

3 Уровень — Красный.

Примерно 7 000 лет назад с появлением земледелия постепенно возникают и новые условия для существования — люди переходят на оседлый уровень жизни. Это поистине революционная перемена, поскольку она резко повышает шансы сообществ на выживание.

В соответствии с этими переменами меняется и общественное сознание, которое вновь, но уже на другом уровне, трансформируется в сознание типа «Я».

С развитием земледелия появляется такое явление, как эксплуатация человека человеком, возникает рабство, а вместе с ним повышается материальное благосостояние многих членов общества. Появляются большие классы эксплуататоров, которые привносят в общество эгоцентрическую систему ценностей. В полном соответствии с обстоятельствами меняются и социальные представления о мире, появляется религия, где вместо духов природы появляются фигуры сильных божеств — хозяев определенных стихий.

Это время характеризуется захватом новых территорий, поскольку именно они обеспечивают больше возможностей для земледелия, а оно, в свою очередь, служит основным источником материальных ценностей. Ценностные проявления красного уровня — сила, агрессия. Девиз — хочу всего, немедленно и любой ценой.

Этот уровень общественного сознания и в наше время нередко проявляется в мире, особенно в условиях развивающихся стран и стран с авторитарным типом правления.

4 Уровень — Синий.

В соответствии с внешними переменами общественное сознание снова меняет свой знак на противоположный. Примитивная жажда ресурсов и наслаждений сменяется на стремление к закону и порядку, основанных на повиновении власти абсолютного правителя — монарха. В обществах появляется четкое иерархическое деление.

Отныне закон и порядок — это гарантия выживания и успешного существования для многих, и это становится высшей ценностью общества. Многобожие с культом сильных богов, воплощающих природные стихии или отдельные человеческие качества, меняется на единобожие, а единый Бог становится источником порядка, закона и справедливости, своеобразным аналогом справедливого правителя, но только на небесах.

Это уровень, когда ценностью становится не грубая сила, а труд и возможности, которые он дает.

Синий — это уровень религиозного мировоззрения, хотя роль религии здесь вполне может выполнить любая консолидирующая социальная идея (коммунизм, национализм, фашизм).

Наиболее понятная иллюстрация социальных ценностей этого уровня — протестантская этика.

Характерным свойством уровней социального развития является их целесообразность. Они полностью отвечают текущим потребностям общества, а когда меняются обстоятельства, то и уровни начинают трансформироваться в соответствии с переменами. Это означает, что при определенных условиях возможно движение не только вверх, но и вниз. Например, если на синем уровне развития общества появляется некая угроза его существованию или же концепции его существования, то социальные ценности очень быстро могут вернуться на предыдущий уровень развития.

Так, в определенные периоды истории «синее» общество легко скатывается на красный уровень — возникают войны, захватываются территории, происходит геноцид и т.п. Причиной такого регресса не всегда является необходимость в виде отражения внешней угрозы, социальное сознание такого типа вполне способно создать мнимого врага, который в соответствии с принятой системой ценностей может появится в любой момент и выполнить свою роль для консолидации такого общества или удовлетворения его агрессивных амбиций. Примеры лежат в совсем недавней истории —это создание образа врага в лице евреев и других народов (нацистская Германия), враги в лице пятой колонны и мирового империализма (сталинская Россия), враг в лице всего мира (Северная Корея) и т.п.

5 Уровень — Оранжевый.

В средние века общество вновь трансформирует свою основную парадигму, и на первый план выходит индивидуальное сознание. В этот период совершаются великие географические открытия, развивается наука, искусства.

Оранжевый уровень для человечества — это время великих свершений, когда люди начинают понимать, что именно в их руках находится их судьба, а вовсе не в руках Господа или Монарха.

Личные качества ценятся очень высоко, оранжевый период истории — это время торжества лидерства, частной инициативы и бизнеса. Например, в наше время подавляющее большинство книг по бизнесу написаны так называемыми «оранжевыми авторами».

Но есть проблема в том, что оранжевый уровень — это тот же красный, просто перешедший на более высокую ступень развития и, тем не менее, остающийся уровнем крайнего индивидуализма, со всеми вытекающими последствиями в плане потребительского отношения к другим людям и к окружающей среде.

Оранжевый уровень построен на принципе потребления, возведенном в абсолют, а его девиз — хочу все и желательно прямо сейчас. Такой подход не считается с последствиями, особенно тогда, когда они касаются других людей и окружающей природы. В итоге из-за решений продиктованных жадностью «оранжевых» лидеров страдают множество людей и значительные природные территории, из которых беспощадно извлекаются полезные ресурсы.

6 Уровень — Зеленый.

В ответ на ситуацию, которая разворачивается на оранжевом уровне, общественной сознание вновь переживает трансформацию и переходит на следующий уровень, а чаша весов в очередной раз склоняется к коллективному сознанию. По классификации Бека и Кована это зеленый уровень.

V-Мем под номером шесть характеризуется появлением общественных движений за свободу, равенство, экологию, духовность. Важной особенностью этого уровня, в отличие от родственных уровней коллективно ориентированного сознания синего и фиолетового, является то, что зеленое сознание куда шире и гибче, на этом уровне люди объединяются не под знаком правил или ограничений, а на более добровольной и часто идейной основе.

В таком сознании намного меньше подозрительности к чужой психологии и образу жизни и намного больше приятия к незнакомому и непонятному. Это означает, что люди изначально настроены более позитивно к окружающему миру, чем на предыдущих уровнях, где большую роль играет недоверие и подозрительность.

Человек, живущий в зеленой парадигме, частенько покупает вещи сделанные из переработанного вторсырья, несмотря на их заоблачную стоимость, ездит на работу на велосипеде, чтобы не навредить экологии, часто это вегетарианец и борец за права животных, он заряжает свои гаджеты от солнечных батарей, а работу находит не ради денег, а ради возможности сделать что-то для мира вместе с себе подобными «зелеными» коллегами.

Сегодня культура «зеленого»сознания характерна больше для западной культуры. Даже в «оранжевой» области бизнеса, который, как обычно считается, работает только на прибыль, часто появляются «зеленые» элементы в виде стремления помимо заработка сделать что-то важное для мира или высокой идеи.

Однако и здесь есть свои нюансы. Зеленый тип сознания нередко страдает от столкновения среалиями несовершенного мира, представленного более примитивными социальными парадигмами, в рамках которых люди зачастую вообще не воспринимают зеленое сознание всерьез, ведь для них на первом месте всегда стоит безопасное потребление.

С другой стороны, в самой ориентированности зеленой парадигмы на доверие к миру, который далеко не всегда такого доверия заслуживает, заложена опасность, что эти идеи будут трансформированы под нужды других типов сознания и низведены до уровня, когда их изначальный смысл будет утерян.

Примером тому является пресловутая западная толерантность, проявления которой так любят ругать представители более примитивных уровней. К сожалению, это замечательное стремление к терпимости к проявлениям инакомыслия и инакодействия в значительной степени профанировало именно столкновение с более ранними видами сознания.

Давайте посмотрим, что может стать с толерантностью, которую взяли на вооружение представители других уровней сознания.

Во многих случаях она превращается в свою противоположность, ведь правила толерантного поведения, внедренные не на государственном уровне, очень быстро сводятся к набору жестких правил и зачастую бессмысленных социальных ограничений.

Вообще история знает немало примеров, когда насильственная попытка перевести общество на более высокий уровень развития приводила к краху самой идеи, а то и к трагедии, ведь естественная смена социальных парадигм развития всегда совершается под влиянием насущной необходимости, то есть является целесообразной. Что же касается искусственных попыток сделать это, то они в лучшем случае могут привести к тому, что находящееся на более низкой ступени развития общество просто трансформирует прекрасную идею под свои интересы таким образом, что эта идея совершенно утратит свой изначальный смысл.

Такое часто происходит с демократией и либерализмом, когда они, попав в условия архаичной социальной модели, преобразуются из реально работающих и полезных для общества методов в простую имитацию, а часто и в пугало, используемое для манипулирования широкими массами (яркий пример — современная Россия).

В наше время условия для тотального перехода на зеленую парадигму сознания еще не сформировались полностью, и потому ее проявления носят фрагментарный характер даже в западных либеральных сообществах, не говоря уж о тех странах, где правит бал традиционализм и насилие. Интересно, что в подобных обществах редкие проявления зеленого сознания частенько вызывают куда большее неприятие и ненависть, чем откровенная агрессия, убийства и несправедливость.

7 Уровень — Желтый.

Согласно теории, начиная именно с этого уровня, начинается переход на следующий этап эволюции спирали, ведь «желтый» этап— первый этап, на котором в обществе появляется осознание предыдущих уровней как необходимых и нужных этапов развития человечества.

Каждый тип сознания признается целесообразным и необходимым при определенных внешних условиях. В «желтом» сознании отсутствует идея об искоренении предыдущих уровней для дальнейшего развития и прогресса.

Гармоничные проявления всех типов сознания часто является необходимым условием для выживания. Как быть «зеленому» человеку, когда ему необходимо заработать себе на пропитание и одежду? Ответ очевиден — временно «вернуться» на оранжевый уровень.

Что делать, если на человека-носителя желтого уровня сознания будет совершено нападение? Естественно, для того, чтобы эффективно защитить себя, ему придется временно перейти на красный уровень или воспользоваться помощью людей, которые являются специалистами по такому переходу (полиция).

Каковы же проявления «желтого» сознания в нашей жизни? Эти проявления в первую очередь связаны с органичной интеграцией ранее несовместимого. Так, носители различных типов сознания чаще всего находятся в явном или скрытом противоречии друг с другом, однако именно «желтые» способны увязать эти противоречия, примирить их и добиться того, что люди разных уровней смогут работать в единой команде.

Зачастую такой подход означает трансформацию уровней сознания всех участников процесса. Это та самая эмерджентность, о которой мы упомянули в самом начале статьи и которая подразумевает, что качества правильно созданной системы в определенный момент начинают превосходить сумму своих составных частей, а сами эти составляющие под влиянием системы начинают эволюционировать.

Принципы на которых работает «желтое» сознание весьма прагматичны и целесообразны. И они куда более целесообразны по причине того, что одна из основных парадигм «желтого» уровня — сотрудничество и гармоничное взаимодействие. Есть надежда, что именно с помощью психологии, построенной на подобных принципах, удастся, наконец, решить самые трудные проблемы современного общества, особенно те, которые основаны на противодействии различных типов сознания.

«Желтый» V-Мем представляет из себя очередной виток сознания, когда на первые роли выходит тип «Я», но именно в этой его особенности заложено и ограничение его возможностей. В больших и сложных системах социальных отношений, к которым неумолимо движется мир, намного большую необходимость приобретает совместная деятельность, которая становится эффективнее индивидуализма.

Уровень 8 — Бирюзовый.

Бирюзовый уровень, по предположению авторов теории, не является однозначно уровнем «Я» или «МЫ», хотя в большей степени он и сориентирован на коллективную деятельность. Этот уровень называют холистическим, или уровнем целостности, когда разница между коллективными и индивидуальными особенностями сознания размывается, а в пределе между ними и вовсе нет разницы. Именно об этом говорит нам тысячелетняя буддийская доктрина, а также и исследования современной квантовой физики.

Большая ошибка современных способов мышления видеть все по отдельности, в то время как на самом деле окружающий нас мир един, а все отдельные вещи в нем связаны и на самом деле неразделимы. Понимание этого единства и деятельность, основанная на этом понимании, является неотъемлемой особенностью «бирюзового» способа мышления.

Конечно, на сегодняшний день бирюзовый уровень выглядит далекой и эфемерной утопией. Ведь на самом деле это уровень религиозного сознания, но не того, к которому мы привыкли и который является выражением социального стереотипа «религия». Речь идет о религии, которая построена на внутреннем опыте человека и последующей трансформации его сознания.

На бирюзовом уровне, как характеризуют его авторы теории, находится множество параллелей с тем типом сознания, о котором в религиях опыта говорят как о просветленном. Возможно, Бек и Кован именно это и имеют в виду.

Тем не менее, несмотря на то, что о бирюзовом сознании мало что известно, авторы идут немного дальше и, заглядывая в будущее, упоминают и о следующем уровне, который по их терминологии получает название «кораллового».

Идея следующего уровня пока никак не оформлена, ибо о нем не известно ничего, кроме предположения, что он должен существовать, ведь развитие человеческого сознания, по мнению авторов теории, должно продолжаться.

Пожалуй, на этом краткое изложение теории спиральной динамики следует завершить, а если вас заинтересовала эта теория, вы можете продолжить свое знакомство с ней, прочитав книгу Дона Бека и Криса Кована, которая на данный момент является единственной книгой на данную тему. Книга так и называется «Спиральная Динамика», и она доступна в многочисленных книжных интернет-магазинах.

Многие люди, наверняка, захотят узнать, к какому же типу сознания принадлежит наше общество, а также и они сами. Как вы вероятно поняли из статьи, это совсем не одно и то же.

Ответ здесь не может быть однозначным, поскольку и общество, и индивид могут оперировать различными типами сознания. При этом какой-то один тип будет доминирующим.

Как легко догадаться, большая часть современного мира, согласно изложенной теории, живет в рамках оранжевой парадигмы сознания. Общество, которое построено во многих странах, как демократических, так и не очень, базируется на похожих принципах — везде провозглашается принцип материального и духовного потребления и крайнего индивидуализма.

И эти условия иногда становятся тенденцией не только к прогрессу (переходу на зеленый уровень), но и к стремлению вернуться на предыдущий уровень, что многие ревнителитрадиционализма и духовных скреп склонны считать прогрессом. Но, конечно же, возврат к синему уровню, когда доминировало коллективное сознание, таковым не является.

И хотя такой временный возврат при определенных условиях вполне возможен, он никоим образом не приведет к отказу от принципа потребления, но лишь переведет его в несколько иную плоскость.

Для того, чтобы убедится в этом, достаточно посмотреть на страны, где отчетливо выражена тенденция«синего сознания», таких стран в мире немало, а счастливых и гармоничных обществ в них что-то не наблюдается.

Это может быть применимо и к индивидуальному сознанию, которое способно меняться куда быстрее, чем сознание общества. Конечно, ни одно индивидуальное сознание не может считаться полностью оранжевым, зеленым или синим, это всегда сводится к одному доминирующему уровню. Но здесь есть одна важная особенность: чем выше уровень, тем меньше вероятность регресса и выше прогресса.

И еще одно: в контексте развития личности большее значение имеет не то, чем ее сознание является сегодня, а ее стремление к прогрессу, регрессу или стабильности.

Резюме.

В теории спиральной динамики авторам удалось увязать психологические тенденции индивидуального сознания, события внешнего мира и результат их взаимодействия— общественное сознание (V-Мем). Возможно, на сегодняшний день это единственная в своем роде идея, претендующая на то, что с ее помощью удастся объяснить многие из тенденций развития современного общества. Важным вопросом остается область ее практического применения, которая в наше время лежит в основном в сфере планирования развития бизнеса в контексте отношений между его участниками, то есть в плоскости оранжевой парадигмы сознания. Найдет ли эта теория применение в области политики, практической психологии, принесет ли она пользу в области развития общества по-прежнему большой вопрос.