Способы увеличения и уменьшения давления примеры. Моу сош с.красная горка муниципальногорайона. VII. Домашнее задание

Работа в классе


1.Ответьте на вопросы письменно.
а) Давлением называют величину, равную отношению силы к площади поверхности
б) Давление зависит от силы и площади поверхности
в) Давление вычисляют P=F/S
г) Давление обозначают P
д) Физический смысл давления: сила на единицу площади
е) Как действует сила давления? Перпендикулярно опоре

2. Решите задачи.

Задача 1. Электрические розетки прессуют из специальной изоляционной массы, действуя на нее силой 37,5 кН. Площадь розетки 0,0075 м2. Под каким давлением прессуются розетки?

Задача 2. Четырехколесный прицеп с грузом имеет массу 2,5 т. Определите давление, оказываемое прицепом на дорогу, если площадь соприкосновения каждого колеса с дорогой равна 125 см2.

Задача 3. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2.

Задача 4. Лед выдерживает давление 90 кПа. Пройдет ли по этому льду трактор весом 30 000 Н, если он опирается на гусеницы общей площадью 1,5 м2?

Задача 5. Для испытания бетона на прочность из него изготавливают кубики размером 10 см х 10 см х 10 см. При сжатии под прессом кубики начали разрушаться при действии на них силы 480 000 Н. определите минимальное давление, при котором этот бетон начинает разрушаться.

Задача 6. Трактор производит гусеницами немного большее давление, чем человек подошвами обуви. Почему же трактор разрушает кирпич, попавший под гусеницу, а человек, вставший на кирпич, не в состоянии раздавить его?
т.к. у трактора больше сила

Работа дома

1.Прочитайте параграф 36. Ответьте на вопросы к нему.

2.Допишите предложение.
Чем меньше площадь опоры, тем больше давление, оказываемое на опору.

3. Решите задачи

Задача 1. (Упр. 15, № 1). Рассмотрите устройство плоскогубцев и клещей. При помощи какого инструмента можно произвести большее давление на зажатое тело, действую одинаковой силой?

При помощи плоскогубцев, т.к. площадь давления меньше.

Задача 2. Зачем при боронировании (рыхлении) плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы?
Чтобы увеличилось давление зубцов бороны на почву, а следовательно, эффективность боронования.

Задача 3. На чем основан способ спасения человека, провалившегося под лед?

Данный способ спасения человека основан на уменьшении давления на лед путем увеличения площади опоры.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации и способов её получения средствами проблемно-исследовательского метода, практико-ориентированного обучения.

Тип учебного занятия : усвоения новых знаний.

Метод обучения : проблемный, частично-поисковый, исследовательский с применением ИК технологии.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать умение находить давление в разных случаях;
  • сравнивать давление в разных практических ситуациях;
  • обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности учащихся, их критического мышления, умения самостоятельно формулировать выводы,
  • расширение кругозора учащихся,
  • развитие речи,
  • закрепление умения правильно оформлять и решать задачи,
  • умение выдвигать гипотезу и обосновывать логику доказательства своего предположения.

Воспитательные:

  • воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи при решении задач и выполнении экспериментального задания;
  • воспитание ответственного отношения к учебе, трудолюбия.

Задачи урока

  • Научить решать расчётные задачи по формулам p = F/S , F = pS, S = F/p и качественные задачи;
  • Уметь пользоваться формулами;
  • Отрабатывать навыки перевода значения давления, силы, площади из дополнительных единиц измерения в СИ;
  • Отрабатывать практические навыки в работе с физическим оборудованием;
  • Проанализировать реальные ситуации способов уменьшения и увеличения давления на опору
  • Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления. Найти практическое применение уменьшению и увеличению давления.

Формируемые умения : работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Предполагаемый результат : учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.

Место урока в учебном плане . Тема “Способы уменьшения и увеличения давления” рассматривается в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе вторая после "Давление. Единицы давления" и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.

Оборудование: деревянные бруски, динамометры, линейки, компьютер, проектор, экран, презентация с фотографиями, тесты для контроля знаний в 4-х вариантах.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация, актуализация, целеполагание.

III. Изучение нового материала (первичное усвоение материала).

IV. Осознание и осмысление учебного материала.

V. Первичное закрепление учебного материала. Тест.

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание

VIII. Рефлексия.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. (Античный афоризм)

I. Организационный момент

II. Мотивация. Актуализация. Целеполагание

Как помочь человеку, провалившемуся под лёд? Почему боксёры ведут бой в перчатках? Как правильно уложить вещи в рюкзаке, собираясь в турпоход? (Показать боксёрские перчатки, напёрсток, рюкзак). Сегодня мы с вами научимся находить ответы на эти и многие другие вопросы.

На предыдущем занятии мы с вами изучали теорию на тему давление твёрдых тел. Настало время теорию применить на практике. Запишите тему урока. “Способы уменьшения и увеличения давления”. Сформулируем цели (постараться самим):

  • научиться решать задачи по теме “Давление твёрдых тел”;
  • рассмотреть и выяснить способы изменения давления в быту, технике, природе.

Обратите внимание, ребята, на эпиграф к нашему уроку: Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз. Вот и мы сначала повторим основные понятия прошлой темы.

Фронтальный опрос (актуализация)

  1. Что называется давлением (с места отвечает ученик)?
  2. Написать формулу для определения давления и сделать ее анализ (назвать физические величины, входящие в формулу, их единицы; вывести формулы для физических величин, стоящих справа от знака равенства). (У доски работает ученик по желанию.)

III. Изучение нового материала

Сейчас ребята, у которых на столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с заданием), выполнят экспериментальное задание согласно указаниям в карточке.

Учащиеся используют карточки с указаниями к выполнению задания, деревянные бруски, динамометры и линейки, лежащие на столах.

Карточка:

Остальным учащимся предлагается устная работа с таблицей (заранее приготовлена на доске), заполним пустые ячейки (в таблице они отмечены красным цветом). (Фронтальная работа на применение написанных на доске формул, заполняет таблицу учитель).

давление

Заполнив таблицу, анализируем её:

  1. Какие особенности в данной таблице можно заметить? (Ответ. В первых 4-х строках сила одинакова, а нижних строках площадь одинаковая).
  2. Рассмотрим первые 4 строки. Вы правильно заметили, что сила, действующая на опору одинакова. А что можно сказать о давлении? (Ответ. Давление разное).
  3. Почему? (Ответ. Площадь опоры разная).
  4. Какую зависимость можно выявить? (Ответ. Если сила не меняется, то чем меньше площадь опоры, тем больше давление).
  5. Как в математике называют такую зависимость? (Ответ. Обратно пропорциональная).
  6. Проанализируем нижнюю часть таблицы. (Ответ. Если площадь не меняется, то чем больше сила, тем больше давление. Такая зависимость называется прямо пропорциональной).

А сейчас послушаем сообщения учащихся, выполняющих экспериментальное задание. (Учащиеся сообщают о том, что давление, производимое бруском на стол, зависит от площади грани, на которую он опирается).

Итак, ребята, мы с вами разными путями (экспериментальным и аналитическим) пришли к одному и тому же выводу. Запишем его в тетрадь: для того, чтобы уменьшить давление тела, необходимо увеличить площадь опоры, для того, чтобы увеличить давление - необходимо уменьшить площадь опоры. (Сделаем схематические рисунки):

  • Чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору. (под рисунками делают записи в тетрадях)

Динамическая пауза. А сейчас мы проведем еще одно наблюдение. Встаньте прямо, расправили плечи, повторим изученные нами ранее физические величины: длина (руки в стороны), время (посмотрели на часы), скорость (как будто бежим), сила (согнули бицепсы), масса (поднимаем штангу), опустили руки. Прикрыли глаза и подушечками указательных пальцев слегка надавите на глаза. Открыли глаза и посмотрели в даль. Повторить еще раз. Опять выпрямились. Встали на правую ногу. На левую. Сели.

IV. Осознание и осмысление учебного материала

Решение качественных задач.

  1. Вы только что стояли на двух ногах и на одной. Одинаковое ли вы производили давление на пол?
  2. Изменилось ли ваше давление на пол после поднятия рук?
  3. А зачем мы нажимали на глазные яблоки? (Ответ. Надавливанием на веко мы стимулировали кровообращение в глазной мышце и активизировали ее деятельность).

Стоя в классе, вы были способны менять давление, производимое вашим телом на пол. А приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда специально увеличивали или уменьшали давление подобным образом в технике и быту? (Учащиеся приводят примеры, наблюдаемые ими в жизни).

Качественные задачи

  1. Почему у тракторов, вездеходов делают широкие гусеницы? А почему на гусеницах есть острые выступы? Почему не разрешено ездить по асфальту на гусеничных тракторах?
  2. Почему собирая крыжовник, очень легко уколоться или поцарапаться?
  3. Почему острым ножом резать легче, чем тупым?

Сейчас, ребята мы посмотрим, как природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием (После ответов учащихся осуществляется просмотр презентации "Способы уменьшения и увеличения давления").

К презентации(дополнительный текст, проговаривается учителем во время показа презентации):

  • Здание имеет большой вес. При широком основании оно будет производить меньшее давление на грунт (слайд-фотография фундамента здания)
  • Останкинская башня опирается на фундамент десятью «ножками», оказывая давление ≈7 МПа. Такое же давление оказывают 20 спортсменов-конькобежцев, массой 80 кг каждый. При сильном ветре давление на основание башни становится больше на 2700 кПа (слайд – фотография Останкинская башня).
  • Железнодорожные рельсы укладывают на шпалы. Нижнюю часть рельса делают более широкой (слайд – фотография железная дорога, рельсы на шпалах).
  • Тяжёлые машины – трактор, танк, болотоход – имея большую опорную площадь гусениц, проходят по болотистой местности, по которой не пройдёт человек, а также грузовые автомобили с широкими шинами легко передвигаются по пустыне (слайд – фотография колёса грузовика, гусеницы танка).
  • При скреплении различных деталей винтами, болтами под гайки подкладывают широкое металлическое кольцо – шайбу, тем самым уменьшается давление на скреплённые детали (слайд – фотография гайки, шайбы).
  • У массивных животных – слона, бегемота – площадь опоры большая (слайд – фотография бегемота, слона, их ног).
  • Заяц-беляк передвигается даже по очень рыхлому снегу (слайд – фотография заяц-беляк)
  • У парнокопытных животных копыта раздвоены, а у лося между половинками есть перепонка, раздвигая копыта, лось увеличивает площадь опоры и глубоко не проваливается, и может сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие большие животные вязнут. У верблюда на ногах не копыта, а пальцы, покрытые мозолями. Они не скользят и не проваливаются в песок (слайд – фотография верблюда, копыта, верблюда).
  • Беркут – самый крупный из орлов (размах крыльев около 2 м). Крупный, загнутый крючком клюв с острыми режущими краями может вспарывать самую крепкую шкуру животных, рвать добычу на части. Но всё же главное оружие беркута – лапы с крупными, острыми, чуть ли не стальными когтями, которыми царь птиц хватает, удерживает и умерщвляет свою добычу (слайд – фотография клюв беркута, медицинский шприц с иглой, иглы)
  • Рыси и медведи хорошо лазают по деревьям, благодаря цепким когтям (слайд – фотография медведя, рыси, когти медведя).
  • Иглы дикобраза – опасное оружие. Попадая в тело жертвы, они за счёт зазубрин могут в сутки на дюйм продвинуться внутрь организма, если их вовремя не удалить (слайд – фотография иглы дикобраза, зубы крокодила, зубы пираньи)
  • Маленькая пчёлка способна прокусить своим острым жалом толстую шкуру животных. Зазубринки на жале препятствуют его вытаскиванию и, потеряв жало, пчела погибает, спасая семью (слайд – фотография жало осы).
  • Шипы, иглы, пилы, ножи, ножницы и др. даже при помощи малой силы создают большое давление (слайд – фотография шипы и колючки растений).

Можем ли мы теперь ответить на вопросы, прозвучавшие в начале урока?

Дополнительные задачи к уроку: (если позволяет время)

  1. Алёша ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжёлой, и её ручки больно врезались в ладонь. Тогда Алёша подложил под ручки сложенный лист бумаги, и нести покупки сразу стало удобнее. Как объяснить это явление? (Алёша уменьшил давление ручек на ладонь, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения).
  2. При варке сосиска лопается вдоль, а не поперёк. Почему? (Площадь сечения сосиски вдоль S 1 больше, чем поперёк S 2 . А сила давления F = P S. Так как S 1 >S 2 , то F 1 >F 2 . Сила давления на продольное сечение F 1 больше, чем на поперечное сечение F2. Поэтому сосиска треснет вдоль, а не поперёк.
  3. Почему буря, которая валит живые деревья летом, часто не может свалить рядом стоящее сухое дерево, если оно не подгнило? (Сила, с которой ветер действует на крону дерева при одинаковом давлении, зависит от площади её поверхности. У живого дерева она больше. Поэтому буря свалит живое дерево раньше, чем сухое).
  4. Почему боксёры ведут бой в перчатках?
  5. Когда вы производите большее давление – босиком или в обуви? А что произойдёт, если вы наступите на камень, стекло? Почему давление так возрастает, что можно проткнуть подошву?
  6. Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, изогнут?
  7. Какое простейшее приспособление можно соорудить из веток, чтобы безопаснее перейти болото?
  8. Какими должны быть ботинки путешественника и почему? Что поможет путешественнику в горах? (Подошвы ботинок должны быть резиновыми и рельефными (больше коэффициент трения). Ботинки должны быть свободными, чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть шерстяной носок, что, во-первых, уменьшает давление на стопу в отдельных ее точках при ходьбе по острым камням, т.к. при этом деформируется сначала подошва, потом стелька и носок, а уже затем стопа, а во-вторых, способствует удержанию тепла, т.к. войлок и шерсть обладают плохой теплопроводностью. Кроме того, у ботинок должна быть широкая подошва, тогда площадь опоры, а, следовательно, и устойчивость человека увеличивается. Ведь обувь должна быть не только удобной, но и обеспечивать безопасность в трудных переходах. В горах путешественнику поможет палка с острым концом – альпеншток).
  9. Почему у рюкзака широкие лямки? Как надо укладывать рюкзак и почему? (Широкие лямки обеспечивают большую площадь опоры груза, при этом давление становится меньше. Это соответствует формуле давления p = F/S. Рюкзак надо укладывать так, чтобы на спину приходились мягкие, гладкие, ровные поверхности. Выступы имеют малую площадь опоры, и давление в местах выступов возрастает).

Решение расчётной задачи . (Один ученик решает у доски, остальные на местах)

Задача. Известно, что индийские йоги могут спать на утыканной гвоздями острием вверх доске. Человеческая кожа может выдержать давление 3 МПа. Площадь острия каждого гвоздя 0,1 мм2. Оцените, из скольких гвоздей должно быть ложе, чтобы ваш одноклассник, массой 45 кг, мог проделать такой же трюк.

p = 3000000 Па

S = N 0,0000001 м 2


Ответ: 1500 штук.

V. Контроль знаний

Учащиеся выполняют тест.

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание

§ 34, ответить на вопросы,

Б. Привести примеры животных и растений, реализующих способы увеличения и уменьшения давления для обеспечения своей жизнедеятельности.

П. Составить свою задачу по теме «Давление».

У. Домашние экспериментальные задания (по выбору):

  1. Задание 6 (1) на стр. 82. Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью клетчатой бумаги.
  2. Определите давление табурета на пол. Массу табурета измерьте с помощью бытовых весов, а площадь ножки табурета – с помощью миллиметровой бумаги.
  3. На столе лежат два деревянных кубика с длинами ребер 2 см и 4 см. Одинаковое ли давление оказывают кубики на поверхность стола? А если отличается, то во сколько раз? (Больший кубик оказывает вдвое большее давление).
  4. Известно, что по тонкому льду можно быстро перебежать неширокую речку. Однако, если это делать медленно, то лед провалится. Означает ли это, что давление, оказываемое человеком на поверхность льда, в каждом из случаев разное? (Нет, давление в обоих случаях одинаковое).

VIII. Рефлексия

Наш урок подходит к завершению. В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Перед вами рисунок, где вы должны нарисовать тот уровень, который соответствовал вашему настроению:

(карточки на столах у каждого учащегося)

(Рисуют в тетрадях ответы на рефлексивный механизм.)

Решать задачки можно вечно,
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем вам за урок,
А главное, чтоб был он впрок.

Всем спасибо за урок!

Данный урок относится к комбинированному типу урока и проведен в виде ответов на поставленные проблемные вопросы, так же использовался объяснительно-иллюстративный метод-при объяснении нового материала заполняли таблицу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Способы уменьшения и увеличения давления..

Тип урока : урок изучения нового материала и первичного закрепления .

Дидактическая цель урока : создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Цели урока:

Образовательная – осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений и применять к наблюдаемым явлениям изученный закон;

Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать мотивацию изучения физики. Воспитательная – способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Задачи урока:

Знать:

способы увеличения и уменьшения давления;

выяснить, пути получения малого и большого давления;

формулы:

давления твердого тела;

силы давления;

площади поверхности, на которую производится давление.

Уметь:

решать расчетные задачи, используя формулы давления, силы давления;

рассчитывать площади поверхности, на которую производится давление.

переводить единицы измерения давления;

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Методы и приемы обучения:

используется словесно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, практический метод, проблемный метод, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля; проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации,постановка цели занятия перед учащимися; обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов, рисунки, картинки, презентация.

Учебно-методический комплект:

А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.

А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.

Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.

Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.

В.И. Лукашик. Сборник задач по физике 7-9 класс.

Ход урока

1.Повторение и анализ основных фактов, явлений.

1. Фронтальный опрос.

– Оказывают ли твердые тела давление?

– Какой буквой обозначается давление?

– Формула, по которой можно найти давление?

– В каких единицах измеряется эта величина?

Выразите в паскалях давления: 3 МПа; 4 Н/см 2 ; 250 Н/мм 2 ;1,5 МПа; 1,5 кН/см 2 ; 40 Н/дм 2 .

2.Постановка цели урока

Учитель: На практике давление иногда надо уменьшить. А иногда увеличить. Как это можно сделать?

Рассмотрим первый случай. Слайд1 Когда мы лежим на кровати мягко не правда ли, если на ровной поверхности- не очень. Почему? Казалось в обоих случаях на опору действует одна и та же сила.- вес тела. Лежа в постели человек при весе 60 Н опирается на 0,5м 2 поверхности тела, а на ровной площади- 0,01м 2

Задание классу: Определите давление при весе 60 Н в обоих случаях. Сделайте вывод.

Ученики: решают пример и делают вывод-сила одинакова, но давление различно. Уменьшая или увеличивая площадь опоры на которую действует сила, тем самым увеличиваем или уменьшаем давление. В первом случае давление 1200 Па, во втором- 60 000 Па. Это различие в давлении и ощущается как мягко и жестко.

Учитель: Рассмотрим второй случай. Слайд 2. Давление на грунт тяжелого трактора и человека примерно одинакова. Почему если трактор проедет по кирпичу он его раздавит,а человек наступает на кирпич- нет.

Ученики: Действия тела на опору зависит от величины силы давления;

Практическое задание: Слайд 3 У вас на столах две дощечки с вбитыми гвоздями шляпками вниз и вверх, набор грузов.Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями в песок, в зависимости от массы груза в двух случаях. Сделайте вывод.

Ученик: Гвозди установили сначала острием вниз. Измерили глубину погружения. Затем гвозди повернули острием вверх и снова измерили глубину погружения. В первом случае гвозди погрузились в песок на большую глубину, чем во втором. Анализ результатов опытов приводит к следующим заключениям: глубина погружения зависит от величины действующей силы – чем больше сила, тем погружение больше при неизменной площади и от площади опоры. Чем больше площадь, тем меньше давление при одной и той же силе.

Учитель: Обобщим результаты исследований. Действия тела на опору зависят:

– от величины силы давления;

– от площади опоры.

Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена.

В нашей жизни мы имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки

Любая поверхность выдерживает только определенное давление. Если это давление будет выше, то опора разрушается. Человеческая кожа выдерживает давление 3000000Па.

Поэтому, в зависимости от того, какой результат хотят получить, давление можно увеличивать или уменьшать.

Каковы способы изменения давления?

Заполнение таблицы: Слайд 4

3. Закрепление изученного материала Слайд 5

Учитель: Решаем качественные задачи и заполняем 3 строку нашей таблицы.

Группа1

1.Известен случай: Во время Великой Отечественной войны наши солдаты чтобы перейти через топкое болото использовали лыжи сделанные из веток. Почему?

2.Каково назначение широких копыт у верблюда – жителя пустыни?

3.Вам даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было минимальным?

4.Зачем нужны животным острые клыки, рога, когти, зубы, иглы?

5. Шины машин-вездеходов делают значительно шире, чем у легковых машин. Почему?

Группа 2

1.При соединении деревянных деталей болтами под гайку подкладывают шайбы.Почему?

2.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тела очень большое давление?

3. Даны три кирпича. Как их следует расположить их, чтобы давление, оказываемое ими на пол было максимальным?

4.Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье?

5.Для чего перед строительством дома обязательно возводят его фундамент?

Ученики отвечают на вопросы и заполняют таблицу.

На экране Слайд 6

4. Решение задач с выборочными ответами Слайд 7

1.Толщина льда на реке такова, что он выдерживает давление 40 кПа. Пройдет ли по льду трактор массой 5,4 т, если он опирается на гусеницы общей площадью 1.5 м 2 .

2.Лыжник массой 80 кг идет на лыжах. Длина каждой лыжи1,5 м, а ширина-12 см.Какое давление оказывает спортсмен на снег?

3. Кирпичная стена производит на фундамент давление 80 кПа. Какова её высота?

1. а) пройдет б) не пройдет

2. а) 1111 Па б) 2222 Па в) 3333 Па

3. а) б) в)

5. Физическая пауза Слайд 8

Это интересно! Использование краеведческого материала:

Стрелы,топоры,иголки,наконечники

(Пазырыкский курган)

6. Самопроверка знаний Слайд 9

Тест

1. В каких единицах измеряется давление?

А) Н.

Б) Па.

В) м 2 .

2. Чем…площадь опоры, тем… давление, производимое одной и той же силой на эту опору?

А) больше; меньше.

Б) больше; больше.

В) меньше; меньше.

3. Давление тела на поверхность зависит …

А) от модуля силы и площади поверхности, перпендикулярно которой он действует;

Б) от модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила;

В) площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

4. Выразите в Па давление 10 кПа?

А) 10000Па.

Б) 100Па.

В) 1000Па.

5. Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности называется…

А) силой давления.

Б) давлением.

В) весом тела.

6. Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м 2 . Определите давление станка на фундамент?

А) 48 Па.

Б) 25000 Па.

В) 4800 Па.

7. Как изменится давление книги на стол, если поставить ее на ребро?

А) не изменится.

Б) уменьшится.

В) увеличится.

8. Ящик весом 960 Н оказывает на опору давление 5 кПа. Какую площадь опоры имеет ящик?

А) 0,192 м 2

Б) 19,2 м 2 .

В) 1,92 м 2

Проверка Слайд 10 1. Б 2. А 3. А 4. А 5. Б 6. В 7. В 8. А

Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу:

0 ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

5-6 ошибок – 2

9. Итог урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали как можно увеличить и уменьшить давление. Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?

Ученики:

– выяснили способы изменения давления в быту т технике;

– изучили способы увеличения и уменьшения давления;

– обобщили знания о давлении, закрепили изученный материал;

– проверили и закрепили полученные знания

Учитель: Ответьте на вопрос: “Для чего же нам нужно знать, что такое давление, способы уменьшения и увеличения давления”

Ученики: Без знания о давлении, мы не сможем построить дом, даже режущие и колющие предметы: иглы, ножи, ножницы не сможем использовать в быту и др.

Учитель: Да, действительно, человеку необходимы знания о давлении и еще много интересного и полезного мы узнаем при изучении законов физики.

Домашнее задание

§ 34 Упр 13. задание 6


7 класс

Тема урока «Способы уменьшения и увеличения давления»

Урок изучения нового материала с использованием рабочей карты ученика.

Цели:

учебные :

    закрепить понятие «давление»;

    закрепить умение применения формулы вычисления давления;

    выявить способы уменьшения и увеличения давления;

    показать практическую значимость изученного материала;

    решить качественные и количественные задачи;

    изложить материал, расширяющего кругозор учащихся.

развивающие :

    развивать умения выделять главное, анализировать, делать выводы;

    развивать внимание, память, творческие способности учащихся;

    развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции;

    формирование мировоззрения в процессе изучения физики;

    развитие вычислительных навыков при решении физических задач.

воспитательные :

    формировать интерес учащихся к изучению физики;

    побуждать к творческой деятельности.

Технические средства:

Персональный компьютер;

Калькулятор

Раздаточный материал:

Рабочая карта урока;

Карточки с индивидуальными заданиями

Учебник «Физика. 7 класс» под ред. А.В. Перышкина

Информационные технологии : Презентация учителя

Оборудование:

3 деревянных бруска (у каждого закрашены другим цветом разные грани), линейки, динамометры, болт, гвозди, 2 кнопки, плоскогубцы, клещи.

Формы и методы обучения: практическая работа учащихся, работа с учебником, решение задач, самооценка.

Ход урока:

п/п

Этапы

Время

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организация работы

1-2 минуты

Подготовка к работе на уроке

Объявление темы урока, формы работы на уроке

Краткое повторение изученного Актуализация знаний, целеполагание

Ответы на вопросы, запись формулы на доске.

Формулировка целей урока

Формулирование вопросов

Практическая работа

Измерение площади грани бруска, измерение силы, вычисление давления, занесение данных в таблицу. Оценивание своей деятельности.

Коментарии, наблюдение

Приобретение новых знаний

Читают материал учебника.

Подготовка к следующему этапу.

Заполнение таблицы

Приводят примеры, заполняют таблицу. Оценивание своей деятельности.

Наблюдение

Аукцион знаний

Отвечают на вопросы. Оценивание своей деятельности.

Формулировка вопросов

Решение качественных задач

Отвечают на вопросы. Оценивание своей деятельности.

Заслушивание ответов. При необходимости – уточнение.

Решение задачи

Решают задачу, проверят ответ, оценивают себя.

Наблюдение. Оказание индивидуальной помощи (при необходимости)

Рефлексия, подведение итога урока, выставление оценок

2-3 минуты

Оценивают деятельность на уроке

Организация рефлексии, выставление оценок

Задание на дом

Записывают в дневник

Задание на дом. Коментарии

    Организационный этап.

Здравствуйте, дети.

Сегодня на уроке мы будем работать с рабочей картой урока. Возьмите карту, рассмотрите. У нас будет на уроке несколько этапов. С этапа на этап будем переходить все вместе, одновременно. Свою деятельность на каждом этапе вы будите оценивать самостоятельно оценкой. Критерии оценивания имеются в рабочей карте. Кроме этого можно получить дополнительные баллы за правильно сформулированные выводы. В конце урока выставляем общую оценку как среднее арифметическое оценок, полученных на каждом этапе. Вопросы?

    Повторение изученного. Актуализация знаний.

А)Кратко вспомним материал предыдущего урока. Вопросы:

Какую тему начали изучать на предыдущем уроке?

- (Один человек у доски) Напиши формулу для нахождения давления на поверхность, которую оказывает сила, действующая перпендикулярно этой поверхности.

Сформулируйте определение давления.

Какой буквой обозначается давление?

В каких единицах измеряется давление?

По какой формуле вычисляем давление?

СЛАЙД 1. (Формула)

В) Тема нашего урока «Способы уменьшения и увеличения давления». Запишите тему в тетради. СЛАЙД 2. (Тема урока)

Сформулируйте цели урока.

(выявить способы уменьшения и увеличения давления, показать практическую значимость изученного материала в быту, в природе, решение задач)

Запишите цели в рабочую карту урока.

    Изучение нового материала.

1)Практическая работа.

Класс разделен на 3 группы. Ваша задача: найти давление, какое оказывает брусок на парту, если его поставить на грань, выделенную другим цветом. Сделайте необходимые измерения, данные занесите в таблицу. Сначала в рабочей карте, затем один человек от группы результаты переносит на доску.

(На откидной доске таблица.)

F

b , м

S , м

р , Па

Заполняется учащимися после получения результатов. Проверяю.

Оцениваем свою работу согласно предложенных критериев.

Давайте проанализируем полученные результаты (в таблице на доске).

Должны сказать, что сила, с которой брусок действует на поверхность парты одинаковая, а давление при этом оказывается разное из-за того, что разные площади соприкосновения бруска и парты. (Тому, кто правильно сформулирует вывод, можно добавить балл.)

Итак, делаем вывод по нашим результатам, продолжите предложение: чтобы уменьшить давление надо площадь соприкосновения …, чтобы увеличить давление, площадь надо …

2)Чтение материала учебника.

Правильный ли мы сделали вывод, как ещё можно изменить давление и зачем нужно изменять давление? За этими вопросами обращаемся к учебнику. Читаем §34.

3)Проверка восприятия учащимися материала.

Ответим на вопросы второго этапа урока (из рабочей карты).

4) Практическая значимость изучаемого материала (Заполнение таблицы).

Чертим таблицу в тетради (5 строчек)

Уменьшение давления

Увеличение давления

А сейчас вы приведете примеры увеличения и уменьшения давления (из жизни, живой и неживой природы) и запишите в таблицу. Примеры, приведенные в учебнике не записывать.

(если испытывают трудности, то показать образец заполнения)

Уменьшение давления

Увеличение давления

Фундамент здания

Проверка. Учащиеся по очереди читают свои примеры, оценивают свою деятельность.

Подводим общий итог. Сформулируйте, какими способами можно увеличить давление, оказываемое телом на поверхность? (…уменьшить площадь соприкосновения, увеличить силу).

Вернемся к формуле нахождения давления. Давление и сила прямопропорциональны между собой, т.е. при увеличении одной – другая увеличивается. Давление и площадь обратнопропорциональны, значит, при уменьшении площади давление увеличивается. Вы сделали правильный вывод.

И по аналогии, какими способами можно уменьшить давление, оказываемое телом на поверхность? (Дополнительный балл за правильные формулировки).

    Первичная проверка знаний учащихся.

    Переходим к следующему этапу: «Аукцион знаний».

Я на продажу выставляю лот и формулирую вопрос. Кто правильно ответит на вопрос, тому и достанутся эти предметы.

Лот 1. Одинаковые по массе болт и гвоздь. Действуем на предметы с одинаковой силой. Какой предмет оказывает большее давление на брусок? Почему? Какой из предметов глубже войдет в брусок?

Лот 2. Два одинаковых гвоздя. На первый будем действовать с большей силой. Какой предмет оказывает большее давление на брусок? Почему? Какой из предметов глубже войдет в брусок?

Лот 3. Две одинаковые кнопки. Действуем на них с одинаковой силой, но одну будем втыкать в дерево, а другую в пластилин. Какая кнопка будет оказывать большее давление на поверхность? Почему? Какая глубже войдет в поверхность?

Лот 4. Плоскогубцы и клещи. При помощи какого инструмента можно произвести большее давление? Почему? Для чего служат эти предметы?

Но я вам отдала очень нужные вещи. Они мне пригодятся самой. Давайте меняться. Вы мне вернете вещи, а я вам конфеты. (Производится обмен).

    Решение качественных задач.

(У каждого обучающегося на парте карточка с задачей: слабым - 1 уровня сложности, сильным – 2 уровня сложности. Читают, отвечают устно по очереди, оценивают себя.

1 уровень:

Почему не разрешено ездить на гусеничных тракторах по асфальту?

Многие животные и растения покрыты колючками. Не трогайте их, иначе…

Как передвигаться по хрупкому льду?

Почему Останкинская телебашня не проваливается в землю? Ведь давление, наверное, чудовищное?

Что произойдет, если шарики в шариковой ручке будут делать меньшего размера?

2 уровень:

Зачем железнодорожные рельсы укладывают на шпалы? С какой целью нижнюю часть рельса делают более широкой?

Аист сначала стоял на двух ногах, а затем одну ногу поджал. Как изменилось давление и во сколько раз? Изменилась ли глубина следа? Изменилась ли сила с какой аист действует на почву? Зависит ли глубина следа от того, на какой почве стоит аист – болотистой или сухой и твердой? Одинаковое ли давление оказывает аист на болотистую и на твердую почву?)

    Решение задачи

Задачи на карточках 2 уровней. Решают самостоятельно.

1 уровень (1 вариант)

Рассчитайте давление, производимое на снег человеком, если его сила тяжести 400 Па, а площадь двух лыж равна 0,4 м 2 .

2 уровень (2 вариант)

На опору какой площади надо поставить груз массой 20 кг, чтобы произвести давление 400 кПа?

Самопроверка. СЛАЙД 5 – ответы 1 вариант – 1000 Па, 2 вариант - 0,0005 м 2

5.Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте подведем итог урока:

Вернемся к целям урока. Выполнены? (да)

Этапы урока все выполнены? (кроме итоговой оценки и д/з)

Выставляем итоговую оценку.

6.Домашнее задание. (Записано в рабочей карте)

«3» - §34. Ответить на вопросы, заполнить таблицу (этап 3 до конца)

«4» - §34. На страничку «Я» в конце тетради внести данные о давлении, которое вы оказываете на пол при ходьбе и когда стоите. В чем разница? При вычислении давления используйте данные этой странички – силу тяжести, с которой вы действуете на пол и площадь подошв обуви вы уже вычисляли

«5» - (творческое задание) Задание 6 (2) стр. 82.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Каждый слайд появляется на экране ИД по щелчку.

Каждый элемент слайда тоже появляется по щелчку по мере необходимости.

С 5 и 17 слайдами работают учащиеся у доски (каждая картинка появляется по ходу объяснения и ответа учащегося по щелчку)

Задание «подготовить историческую справку о Блезе Паскале» было задано учащимся заранее.

Использование презентации позволяет улучшить наглядность изучаемого материала, что способствует развитию познавательного интереса к предмету.

Цель урока:

  • Образовательные: Сформировать общие представления о давлении, силе давления, его единицах и способах изменения давления;
  • Развивающие : развитие экспериментальных умений, навыков, логического мышления, обоснование своих высказываний, развитие навыков работы в группе, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления;
  • Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент .

(слайд 1, 2)

II. Повторение изученного материала.

1. Учитель:

«Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью он на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
«Можешь и ты наступить на мою». (слайд 3)

Вопросы учащимся:

  1. «Одинаковый ли результат получится в итоге?».
  2. От чего же зависит действие одного тела на другое? (слайд 4)
    Ответ: от силы.
  3. От чего зависит сила, приложенная к телу?
    Ответ: от модуля, направления и точки приложения.
  4. Что происходит с телом, если на него действует сила?
    Ответ: тело может изменить свою скорость или деформироваться.

Учащийся выходит к интерактивной доске (ИД) и показывает, что результат действия силы (деформация тела) зависит от величины силы. (слайд 5)

  1. Скажите, результат действия силы зависит только от её величины, точки приложения и направления?

(учащиеся обсуждают рисунки слайда 6, 7 и делают вывод)

Вывод учащихся:

Еще и от площади поверхности, перпендикулярно которой она действует.

III. Изучение нового материала.

(слайд 8)

Учитель:

1. Физическая величина, характеризующая действие силы, приложенной перпендикулярно к поверхности, на которую она действует, называется давлением.

Вопрос: Что необходимо знать, чтобы найти давление?

Ответ: силу и площадь.

(Учитель вводит обозначение «давления» и вместе с учащимися записывает формулу для вычисления давления и единицу измерения давления)

2. Учащийся сообщает историческую справку о Блезе Паскале (слайд 9)

3. Единицы измерения давления, используемые на практике (слайд 10):

(самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой)

  • 1 кПа=….
  • 1 мкПа=…
  • 1 мПа=…
  • 1 гПа=….
  • 1 МПа=

4. Вывод формул для расчета силы и площади поверхности (слайд 11)

(горизонтальная черта – деление, вертикальная – умножение)

5. Физкультминутка (слайд 12)

Учитель: Пожалуйста, встаньте.

- Вы сейчас оказываете давление на пол?

- Изменится ли давление, если мы: поднимем руки, разведем их в стороны?

- А можно ли увеличить это давление?

- А как уменьшить давление?

6. Итак, физкультминутка нам показала, что давление не является постоянной величиной и его можно изменить (слайд 13)

IV. Закрепление изученного материала

1. Посмотрите на рисунки. Сформулируйте задачу и объясните (слайд 14)

(учащиеся самостоятельно составляют задачи по рисункам и решают их)

2. Ответьте на вопросы (слайд 15)

3. Работа по ИД (слайд 17)

Посмотрите на тела на рисунках. Подумайте, какие из них увеличивают давление, производимое на опору, а какие уменьшают, и поставьте на соответствующее место.

V. Итог урока.

(слайд 18)

Вопросы:

  1. Какая физическая величина называется давлением?
  2. Что необходимо знать, чтобы найти давление; как обозначается; формула для расчета; единицы измерения давления?
  3. Какими способами можно увеличить или уменьшить давление?
  4. В каких случаях давление необходимо увеличить; уменьшить?
  5. Сопоставьте:

Домашнее задание: § 33, 34

Список используемой литературы. Электронные издания.

  1. Учебное электронное издание «Интерактивный курс физики для 7-11 классов», «Физикон», 2004.
  2. «Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
  3. «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс», ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003.
  4. «Физика 7 класс», издательство «Дрофа», 2001.