Сущность экзистенциализма

Гуманистическая педагогика (неопедоцентризм)

Трудно подобрать один термин, название педагогической концепции, которая объединяет усилия многих педагогов и, в сущности, не представляет цельной теории, но является едва ли не самой привлекательной для специалистов на протяжении века. Главное, что характеризует данный подход к воспитанию, - это акцент на деятельности ребенка и создании условий для его развития. В первой половинœе 20 века эта концепция, обоснованная Дж.Дьюи (1859-1952), получила название педоцентризма, а также прагматизма в педагогике. Она представлена также в "свободном воспитании" периода педагогических поисков начала 20 века, в педагогике М.Монтессори и Вальдорфской школе Р.Штайнера. Во второй половинœе 20 века концепция получила развитие в работах А.Маслоу, К.Роджерса и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ создали направление в психологии - гуманистическая психология, принципы которой были распространены на образование. В педагогических работах это получило название гуманистическая педагогика , неопедоцентризм. Дж. Дьюи в создании своей теории воспитания основывался на философии прагматизма, главное понятие которой - опыт, дело. Это значит, что человек в своей деятельности опирается на собственный опыт. Объективное научное знание, нравственные нормы не имеют всœеобщего значения законов и правил. Οʜᴎ только инструменты для анализа человеком ситуации и принятия решений, ведущих к успеху. Личный успех - вот критерий науки, роли знаний и нравственности. Истинно и нравственно то, что ведет к успеху. Понятия: опыт, природные "инстинкты" и интересы ребенка, развитие способностей в деятельности, обучение через деятельность - это главные категории педагогики Дж.Дьюи. Он критиковал традиционную школу за догматическую, авторитарную позицию учителя, объяснительно-репродуктивные, словесные методы обучения, рассчитанные на память и воспроизведение, невнимание к личности ученика. Д.Дьюи положил начало педоцентризму: педагогика всœе свои категории (цели, содержание, методы обучения) должна определять, исходя из интересов, потребностей ребенка. Ребенок - центр учебного процесса, а не учитель и школьный предмет. Это было действительно новым шагом в педагогике, суть которой в том, что взрослые помогают детям в их спонтанной деятельности получать знания и развиваться. В серединœе 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повысить уровень знаний, интеллектуального и нравственного развития. Представители гуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, технологии обучения за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистическая психология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации - реализации своих возможностей (А.Маслоу). Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью. "Полноценно функционирующий человек", по К.Роджерсу, осознает свои чувства, потребности, открыт для всœех источников знания, способен выбирать из возможных вариантов поведения то, что отвечает его природе, обладает ответственностью. Он открыт для изменения и готов к личностному росту, саморазвитию. Здесь и далее нетрудно увидеть "следы" прагматизма и педоцентризма Дьюи: опора на опыт, следование природе, своим интересам, неприятие нивелирующего влияния общества, школы. В психолого-педагогической работе с учениками, в психотерапевтической помощи родителям и учителям К.Роджерс определяет ряд принципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один из главных принципов - безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, по К.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией и конгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью. Конгруэтность - это искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и открытым к сотрудничеству. Эмпатия - способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. Эти два свойства, личность учителя-актуализатора обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи. В технике эмпатического общения разработаны такие приемы: Я-высказывание, активное слушание, контакт глаз и другие выражения поддержки ребенка. С их помощью устанавливается контакт с ребенком, они стимулируют его самоосознавание и саморазвитие. Принципы и приемы психотерапии К.Роджерс распространил на школу, обучение, воспитание. Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении: 1. Демонстрировать доверие детям. 2. Помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом. 3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению. 4. Выступать для учащихся как источник опыта по всœем вопросам. 5. Обладать эмпатией - способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его. 6. Быть активным участников группового взаимодействия. 7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию. 8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками. 9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителœей, учителœей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителœей - в центрах помощи родителям. К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всœего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. При этом гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность. Опыт США показывает, что выросло целое поколение с ослабленным чувством нормы в морали, ответственности в поведении. "Можно считать иронией, что сосредоточение внимания на личности способствовало усилению процесса дегуманизации, фактическому обособлению людей друг от друга", - пишет один из лидеров этого направления (Буржуазная педагогика на современном этапе /Под ред. З.А.Мальковой, Б.Л.Вульфсона, М.,1984, с. 90). Конечно, этому есть целый комплекс социальных причин, но отсутствие самоограничения, самодисциплины отчасти объясняется широким влиянием гуманистической педагогики. Анализируя это, ученые решают вопрос о том, что предпочтительнее: жесткое управление развитием личности или свободное воспитание. В первом случае есть опасность подавить личность, во втором - не обучить и не воспитать. Стремление науки найти оптимальные подходы к воспитанию заставляет искать пути сближения обеих ориентаций. Еще в 70 годы состоялся симпозиум по этой проблеме, выдвинувший тезис "социального развития человека как активного организатора своей собственной окружающей среды" (из предисловия Е.И.Исениной к книге К.Роджерса "Взгляд на психотерапию. Становление человека". М., 1994, с. 19). Оба течения признали такие качества личности, как эмпатия, стремление к самоактуализации и др.
Размещено на реф.рф
Бихевиоризм, наряду с подкреплением, использует методы гуманистической психологии: рефлексию чувств, теплое принятие ребенка психологом. Гуманистическая психология стремится к более четкой операциональности методов взаимодействия с клиентом, что в педагогике значит более направленное воздействие на ученика. В практике школ в воспитании учащихся сочетаются нередко оба подхода. Яркий пример тому - служба "Гайденс" в американской школе. Это коллектив специалистов, осуществляющий помощь ученикам в решении учебных, социальных, профессиональных проблем. Сотрудники службы изучают учеников, консультируют, проводят групповые занятия по обучению взаимодействию, решению жизненных проблем, конфликтов и пр.
Размещено на реф.рф
Занятия эти отчасти напоминают работу наших классных руководителœей в недалеком прошлом. Службой "Гайденс" руководит каунслер - специалист, психолог, консультант. Школьный каунслер, проводя психотерапевтическую (воспитательную) работу, может использовать разные подходы: директивный и недирективный. Согласно первому (с опорой на бихевиоризм), каунслер изучает факты и наблюдаемые результаты, "предлагает варианты поступков, ориентирует на перемены в поведении", то есть ведет себя императивно. (Веселова В.В. Билет в будущее.-М., 1990, с.31). Второй, "недирективный" подход базируется на гуманистической психологии: каунслер выслушивает, создает атмосферу доверия, будит активность ребенка, стимулирует его собственную деятельность по выбору поведения и решению проблем. Нередко каунслер использует оба подхода исходя из обстоятельств.

6.5. Неопозитивизм ("новый гуманизм")

Эта философско-педагогическая концепция имеет своей основой классический позитивизм и его современные направления и школы. Стоит сказать, что для неопозитивизма характерно отрицание спекулятивных философских теорий об общих вопросах бытия и ориентация на конкретные научные (эмпирические) знания. Социальные науки, к которым относится и педагогика, должны использовать те же научные методы, предполагающие опытную проверку, что и науки о природе. Особая сфера интересов неопозитивизма - это специфика научного знания, его логика, структура, развитие. Воспитание анализируется с этих позиций. Оно должно быть освобождено от мировоззрения, идеологии и основано на рационалистическом мышлении, научно-эмпирических данных, проверяемых и объективных. Педагогика неопозитивизма отрицательно относится к социально-политической индоктринации молодежи, идеологизации воспитания, выступает против манипулирования человеком, давления на личность. Задачей школы считается интеллектуальное развитие, формирование в сознании "познавательных конструкций", с помощью которых развивается рационально мыслящий человек, сам избирающий характер поведения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, впрочем, не должно вести к конфронтации с миром и в то же время должно быть свободным. Стоит сказать, что для неопозитивизма характерен культ знания, рациональной интерпретации мира, интеллектуального развития личности. Это является философской основой для разработок процесса обучения как исследования (Дж.Брунер), это объясняет тягу к наукоемким информационным технологиям обучения. Неслучайно одно из его направлений и названий - сциентизм (science - наука). Сциентистский подход сказывается и на анализе процесса воспитания. По мнению ученых, нравственное развитие зависит от способности личности к моральным суждениям. Одни из теоретиков "нового гуманизма" Л.Кольберг создал учение о моральном развитии личности, согласно которому личность проходит в своем нравственном развитии три этапа. На доморальном уровне ребенок исполняет требования из страха наказания. На конвенциональном уровне соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения, получения признания и блаᴦ. Третий уровень нравственного развития автономный: человек добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить нужно в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро, справедливость, основываясь на своей совести. Движение человека к высшей стадии (ее, по данным Л.Кольберга, большинство людей не достигает), развитие способности к моральному суждению определяется сформированностью познавательных структур, конструкций в области моральных принципов, содержания морали, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ автор считает вечным для всœех времен и обществ. Иначе говоря, в формировании нравственности акцент делается на моральных рассуждениях и упускаются из виду нравственные чувства, поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ детерминируется социальными институтами, обществом. Известны так называемые моральные дилеммы Л.Кольберга, с помощью которых он исследовал моральный уровень и знания детей. Решение моральных дилемм, их ролевое разыгрывание стало одним из методов обучения морали в педагогике неопозитивизма, наряду с дискуссиями, анализом и усвоением "языка морали", то есть системы понятий, принципов, содержания и структуры знаний о морали. Можно видеть, что в формировании нравственного сознания используются в основном вербальные методы, что ведет к отрыву сознания от поведения, носит излишне рациональный, логический характер (в духе сциентизма). В этой концепции как положительные моменты нужно отметить стремление формировать свободную, самостоятельную личность, которая определяет свое нравственное поведение на базе моральных знаний, сознания, совести (на высшей стадии развития); также ориентация на интеллектуальное развитие, высокий научный уровень обучения и исследовательские методы в обучении. При этом воспитание в значительной мере сводится к языковым, умозрительным рассуждениям, часто далеким от социальных, по-настоящему жизненных проблем.

Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики. Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта͵ знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма. Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. По этой причине школа не должна формировать личность с определœенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определœения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всœего того, что он делает в традиционной школе. Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки. Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всœегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника. Немецкий экзистенциалист О.Ф.Больнов в 50-ые годы предложил "позитивный экзистенциализм" - более, так сказать, оптимистический вариант этики личности. Он считает, что в кризисной ситуации человек идет не через страдание, вину, отчаяние, как в классическом экзистенциализме Ясперса, Сартра и др.
Размещено на реф.рф
Человек (и этому нужно учить в школе) должен обладать спокойным сознанием настоящего, готовностью ко всœему, мужеством, доверием к миру и терпимостью; надеждой - сознанием того, что его судьбу определяют высшие силы; благодарностью - чувством признательности к жизни, к окружению, к судьбе, признательности и их принятия. Доверие, надежда, благодарность - вот три нравственные добродетели, которые утверждает Больнов, желая снять трагический, загоняющий в тупик взгляд на жизнь в классическом экзистенциализме. Он не отвергает главного: экзистенциальное воспитание формирует человека, индивидуалистически ориентированного, противостоящего толпе, нивелирующему обществу, человека, обретающего себя и смыслы своего существования. Этому очень близка логотерапия В.Франкла, австрийского психолога-экзистенциалиста. Он считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. По этой причине суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения" (Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 295). В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, "новым гуманизмом" и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.

Экзистенциализм в педагогике - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экзистенциализм в педагогике" 2017, 2018.

Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики.

Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма.

Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. Поэтому школа не должна формировать личность с определенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе.

Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки.

Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника.

Немецкий экзистенциалист О.Ф.Больнов в 50-ые годы предложил "позитивный экзистенциализм" - более, так сказать, оптимистический вариант этики личности. Он считает, что в кризисной ситуации человек идет не через страдание, вину, отчаяние, как в классическом экзистенциализме Ясперса, Сартра и др. Человек (и этому надо учить в школе) должен обладать спокойным сознанием настоящего, готовностью ко всему, мужеством, доверием к миру и терпимостью; надеждой - сознанием того, что его судьбу определяют высшие силы; благодарностью - чувством признательности к жизни, к окружению, к судьбе, признательности и их принятия. Доверие, надежда, благодарность - вот три нравственные добродетели, которые утверждает Больнов, желая снять трагический, загоняющий в тупик взгляд на жизнь в классическом экзистенциализме. Он не отвергает главного: экзистенциальное воспитание формирует человека, индивидуалистически ориентированного, противостоящего толпе, нивелирующему обществу, человека, обретающего себя и смыслы своего существования.

Этому очень близка логотерапия В.Франкла, австрийского психолога-экзистенциалиста. Он считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. Поэтому суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения" (Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 295).

В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, "новым гуманизмом" и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.

6.7. Теория социализации как педагогическая концепция

Известно, что воспитание не только организованный процесс в рамках учебно-воспитательного учреждения. Воспитание - это и социальная функция, то есть подготовка молодежи к жизни в обществе. В последние полвека проблемами социализации занимаются, кроме социологов, философов, и специалисты по педагогическим теориям. За рубежом возникает ряд концепций социализации личности. Основные проблемы, которые в них разрабатываются, таковы: в чем состоит сущность, специфика социализации, каковы ее научно-методологические основы, как она соотносится с образованием, воспитанием в школе, каковы институты и факторы социализации, как влияют теории социализации на практику школы, собственно педагогические процессы.

Проблема социализации личности стала особенно актуальной во второй половине 20 века, так как выросло число факторов, оказывающих влияние на формирование молодого поколения, и это влияние стало многосторонним и противоречивым: НТР, урбанизация, кризис семьи, молодежная субкультура, общая дегуманизация общества потребления, агрессивность СМИ и т.д. - все это делает процесс воспитания весьма драматичным. Социализация в самом широком толковании - это "комплексный процесс интеграции индивида в общественные структуры", это процесс усвоения личностью норм, правил, ценностей, принятых в обществе , а также социальных ролей, выполняемых каждым в жизни. В ходе социализации личность приспосабливается, адаптируется к выполнению своих социальных функций, поэтому социализацию называют "вторым, социокультурным рождением человека".

Перед педагогами возникает проблема, как скоординировать разнонаправленные факторы и институты общества, чтобы создать оптимальные условия формирования подростков. В западной социологии и педагогике есть попытки создать общую, междисциплинарную теорию социализации, которая означала бы важный поворот в теории воспитания. Единой теории социализации, однако, нет. Имеются три концепции, которые отличаются преимущественно трактовкой процесса социализации, пониманием ее целей: это адаптивная модель социализации, гуманистическая модель и комплексная социализации, совмещающая обе позиции.

Адаптивная, а также функциональная, жесткая" социализация разрабатывалась в рамках социологии структурного функционализма Т.Парсонса и др. Общество представляет систему, со структурой социальных слоев, институтов, норм взаимодействия и т.д., где каждый элемент социальной системы выполняет свои функции. Система стремится к равновесию и стабильности. Одним из механизмов, обеспечивающих стабильность, является социализация. Ее суть в воспроизводстве людей, удовлетворяющих требованиям общества. Поэтому целью социализации является выработка требуемого поведения, личность, усвоившая нормы и выполняющая свои обязанности, функции. Сторонники этого подхода считают одним из главных свойств адаптированной личности конформность, относительно некритическое принятие социальных установлений, следование стандартам. Одни считают, что такая адаптация происходит в основном стихийно, неуправляемо; другие полагают, что ее следует организовывать, координировать и контролировать действие всех субъектов и институтов социализации: школы, семьи, СМИ, сверстников, общин по месту жительства и пр. В этом проявляется сциентистски-позитивистская ориентация, вера в решение всех проблем на основе науки, вера в возможность построения системы, управляющей и контролирующей развитие человека в обществе.

В 70-е годы функциональная социализация подвергается критике и в качестве альтернативы обосновывается "мягкая", личностная социализация, суть которой ближе всего выражена в гуманистической педагогике (см. выше). Социализация понимается как процесс саморазвития человека, поиск им своих возможностей, их реализация. Предполагается, что подросток в процессе социализации проявляет активность, выражающуюся в "педагогическом самоуправлении", самореализации. Задача социализации - формировать не "послушного" функционера, а критическую, автономную личность. Однако такая позиция ведет к другой крайности: от конформизма в первой модели - к личности, уважающей только свое Я, согласно второй модели.

В связи с этими крайними подходами появляется необходимость разработать нечто объединяющее обе позиции, так возникает "комплексная социализация". Цель такой социализации ученые полагают в формировании "позитивно-критической" личности. От человека требуется выполнение норм общества, ролевого функционирования в нем , и вместе с тем признается стремление к индивидуальному росту, внутренней свободе. Необходим человек, способный активно и сознательно взаимодействовать с другими и с окружающей реальностью в целом. Надо признать, что эта дилемма общего и личного в поведении человека всегда была актуальной, но особенно остро стоит сейчас в сложных социокультурных, нравственных, экологических условиях постиндустриального общества в разных странах.

Как же влияют теории социализации на реальный процесс школьного воспитания в западных странах? Следствием теоретических исследований социализации являются новые программы образования, реформирование школы, модернизация содержания образования, методов и форм воспитания в школе, а также организация системы внешкольного воздействия на молодежь. В частности, в школах вводятся специальные предметы , задача которых - формировать знания и поведение, позволяющие школьникам легче вступать в жизнь, например: знание политической и социальной системы страны, мира труда и занятости. Школьники узнают о психологии личности, науке самопознания и саморазвития. На специальных уроках их знакомят также с культурой семейных и межличностных отношений, формируют навыки взаимодействия с людьми. Все эти учебные дисциплины в рамках программ по аффективному воспитанию отличаются от традиционных "академических" предметов своей направленностью на адаптацию личности к жизни в обществе, ее социализацию.

На таких уроках в основном применяются "активные" методы обучения: анализ ситуаций, ролевые игры, тренинги поведения, чувств. Применение этих методов в небольших группах позволяет учащимся осознать личные и общественные проблемы, свои чувства и поведение и вырабатывать желаемые навыки.

Этим же целям служит внеурочная и внешкольная работа с учащимися. Школьники организуют праздники, концерты, спортивные соревнования, встречи с интересными людьми; учащиеся входят в органы школьного самоуправления ; практикуется (особенно в США) игра "Демократия", в ходе которой ученики избирают органы школьного самоуправления, комиссии, составляют планы их работы и таким образом усваивают нормы и правила "большой" жизни, готовятся к выполнению своих ролей в ней.

Целям социализации служит также сеть молодежных центров, обществ, движений, клубов, консультаций, которые имеют разные статусы, режимы работы и используют разнообразные формы и методы занятий. В них школьники, подростки тоже получают знания и навыки отношений с людьми, консультации по учебе, работе, решению конфликтов и пр.

Таким образом, хотя понятие социализация и близко к понятию воспитание, общие теории социализации молодежи все же позволяют учителям шире взглянуть на проблемы формирования детей. Учителя в массе "школоцентричны", а взгляд на школу как на часть социальной системы, институт социализации позволяет им осознать границы ее возможностей, что в свою очередь помогает лучше реализовать образовательные и воспитательные цели во взаимодействии со всеми социализирующими факторами.

6.8. Перспективы воспитания в России

Несмотря на обилие названий и подходов к воспитанию за рубежом, можно видеть две главные позиции: одна - консервативно-охранительная, отстаивающая управляемое формирование дисциплинированной личности, усвоившей социальные стандарты в поведении, другая - гуманистическо-либеральная, с приоритетом развития автономной личности в процессе воспитания и социализации. Анализ подходов и систем конкретных зарубежных школ 20 века показывает тенденцию к усилению гуманистической ориентации, хотя на массовой школе это сказывается только частично . Идеи педоцентризма, свободного воспитания, гуманизации и индивидуализации воспитания особенно глубоко реализовались в некоторых школах, называемых альтернативными или экспериментальными, что не одно и то же.

Наиболее известной из таких школ является Вальдорфская школа. Она основана Р.Штайнером в 10-е годы 20-го столетия. Ее философскую основу образует антропософия - учение о человеке и духовном познании мира. Воспитание, по Р.Штайнеру, - средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке скрытых духовных сил. Антропософское воспитание исходит из природы ребенка, как оно ее понимает. Развитие человека проходит три семилетних цикла: 7, 14, 21 год. Каждой фазе свойственны особенности. Во время первой фазы ребенок учится с помощью подражания, во второй - с помощью предметно-образной деятельности, в третьей формируется абстрактное мышление. Главная задача школы - развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель находит реализацию во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством , художественным ремеслом, особой вальдорфской гимнастикой - эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения. Важную роль играет душевное и духовное общение детей друг с другом и учителями. Предполагается, что учитель разделяет антропософские взгляды и работает по призванию. Однако антропософия ученикам не преподается, не внедряется как мировоззрение. Результатом такого воспитания являются ученики, ориентированные на глубокое отношение к жизни, к миру, к окружающим, у них сильно развиты художественные способности и эстетические чувства. Однако отмечается, что это может затруднять адаптацию учащихся в обществе.

Приведем примеры других альтернативных школ. В Германии, Франции и других европейских странах работают школы, в основе которых лежат системы П.Петерсена, С.Френе и других реформаторов педагогики начала века. Для них характерна ориентация на гармоническое развитие всех способностей и сил ученика: эмоций, воли, ума, практических умений, коммуникативных свойств, нравственных качеств. Организацию учебно-воспитательного процесса и методы воздействия на учащихся можно охарактеризовать как ненавязчивые, мягкие, щадящие. Ученики объединяются в разновозрастные группы. Содержание и темп занятий индивидуализированы и часто определяются детьми по свободному выбору: игры, чтение, беседы с учителями, индивидуальная работа, технические и художественные занятия. В течение дня органично сочетаются игра, учеба, общение, отдых, труд. Оценок в баллах как правило нет , что снимает стресс. Одна из главных идей школы П.Петерсена (1884-1952) состоит в формировании ребенка в "школьной общине": в совместной деятельности и общении детей разного возраста.

Подобные черты характерны и для Ecole Moderne, современной школы и педагогического движения, основанного Селестеном Френе (1896-1966). Целью воспитания является развитие у учеников способности к взаимодействию, самоуправлению, кооперации, развитие индивидуальности, социальной компетенции, ответственности. Главное, что отличает такую школу, - это организация учебной деятельности по типу производственной, с разделением труда и взаимодействием. Учебный процесс организуется вокруг школьной типографии, которая выпускает журнал, его делают все и на всех стадиях, от создания текстов до распространения. Это не может состояться без самоуправления, ученических коллективных органов управления, собраний, поручений, обсуждений дел и принятия решений. Во всей этой деятельности сближается учебная и внеурочная работа детей и формируются названные выше качества учеников.

Одним из характерных признаков американских альтернативных школ является развитие самостоятельной деятельности учеников. Она проявляется в двух сферах: учебной и экспрессивной. Первая предполагает возможность самим выбирать себе учебный курс, планировать, определять свои возможности, цели, интересы, оценивать себя. Школа дает право на участие в заседаниях комитета по разработке и критике программ.

Экспрессивная область охватывает социально-нравственные вопросы жизни учащихся . Предоставляются условия для решения проблем в деловых и личных отношениях, спортивной жизни, в формах досуга, для обсуждения норм поведения. Это касается всей внеурочной деятельности, дается возможность разрабатывать общую школьную политику и стратегию, а также участвовать во внешкольных ассоциациях и мероприятиях. От учителя в этих условиях требуется быть демократичным: устанавливать отношения доверия, уважения, взаимопонимания, уметь выслушивать учащихся, сотрудничать с ними, прогнозировать их развитие и многое другое. Нетрудно видеть, что учебно-воспитательный процесс в таких школах строится на принципах, близких гуманистической психологии.


Анализ теоретических подходов и конкретных учебно-воспитательных систем школ западных стран позволяет провести параллель с развитием советской школы и поисками современной российской педагогики. Можно видеть элементы, сближающие систему А.С.Макаренко со школой С.Френе, П.Петерсена, Я.Корчака и других педагогов-реформаторов 20 столетия. Недирективный стиль формирования детей за рубежом сопоставим с "мягкой" педагогикой В.Сухомлинского и с последующим опытом педагогов-новаторов. Это свидетельствует о высоком уровне педагогической науки в России и большом мировом значении отечественных педагогов. Поиски современных педагогов частично осуществляются на путях, проложенных великими педагогами первой половины 20 века. Вместе с тем в педагогике есть стремление найти гармонию между принуждением и свободой в воспитании, обосновать подходы, сочетающие интересы ребенка и образовательные стандарты.

В настоящее время большинству отечественных теоретиков педагогов, философов, социологов, психологов кажется очень привлекательной гуманистическая педоцентристская модель с идеалом самостоятельной, критически мыслящей, творческой и вместе с тем высоко нравственной, адаптированной личности. И в этом с учеными можно согласиться. Однако в литературе можно видеть небезопасное стремление перенести в русскую школу западные модели. Более того в реальный процесс некоторых школ попадают западные программы или их отечественные аналоги, от которых за рубежом отказались или во всяком случае оценивают весьма критично их результаты("Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии", "Твое здоровье").

Следует знать, что на западе (в США, Канаде) с 80 годов наметился поворот от "свободного воспитания" к традиционному, систематическому, классическому образованию, к более направленному и активному влиянию на нравственность и поведение учеников. Возможно, что наше стремление уйти от авторитарной системы к гуманистической педагогике оправдано, но путь в мировое педагогическое пространство, сближение с западом, поиск новых концепций должен быть тщательно взвешенным. Важно не повторить ошибок зарубежной школы и сохранить все лучшее в нашей науке и школе, сохранить национальное и культурное своеобразие отечественного образования и выработать концепции, адекватные русской действительности. Для будущих учителей размышления над путями развития педагогики 20 века актуально при определении своих взглядов на воспитание в российской школе 21 века.

6.9. Задания на усвоение и проверку.

1. Отнесите данные утверждения к названию соответствующей концепции: бихевиоризм, экзистенциализм, гуманистическая педагогика, неопозитивизм.

Воспитание состоит в том, чтобы обеспечить ученику его собственный поиск знаний, нравственных норм, ценностей, смысла жизни.

В воспитании играют определяющую роль когнитивные структуры, рационально организованное знание и поведение, основанное на научном анализе.

Целью воспитания является формирование самоактуализирующейся личности на основе методики развивающей помощи, которая предполагает проявление безусловного принятия и понимания ребенка, поддержки его.

Воспитание понимается как модификация поведения, выработка одобряемого поведения с помощью системы подкреплений.

2. Проанализируйте свой опыт учения и/или работы в школе, ответьте на вопросы. Каких учителей больше в отечественной школе: авторитарной или гуманистической ориентации? Почему? Как вы это оцениваете? К какой из этих ориентаций склоняетесь вы как учитель? Почему?

3. Многие утверждают, что отечественные школьники понимают только авторитарную систему воспитания. Как думаете вы? Почему? Обсудите этот и следующий вопрос с коллегами.

4. Какая модель воспитания, по-вашему, будет наиболее адекватной российским условиям в ближайшем будущем?

7.1. Понятие о содержании воспитания

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначе говоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки, поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания . Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестник образования, 1991/8).

Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за действия, умения по самовоспитанию.

Программа формирования базовой культуры школьника во многом совпадает с содержанием воспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процесс воспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим и организационным. Неверно было бы также отбросить ценное в опыте классической советской педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не во всем, совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть с тем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические и другие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.

Например, Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержании элективных курсов для учеников, которые носят прежде всего формирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы: нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание, воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное и антиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучение домоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и технике безопасности.

Ниже описывается содержание и формы воспитания, выработанные отечественной школой и наукой, но с учетом новых тенденций в развитии. Так, в российских школах в настоящее время имеются курсы "Основы безопасности жизни", "Граждановедение", ориентированные на выработку знаний и норм поведения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.

7.2. Умственное воспитание

Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов. Умственные силы (ум) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических структурах, обеспечивающих восприятие и переработку информации. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляются (гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже).

Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность - обучение (Л.С.Выготский). В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачи которой: формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями, формирование научного мировоззрения. Основные мыслительные операции - это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения - читать, писать, считать, излагать свои мысли - и специальные умения: читать карты, чертежи и т.п. К общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда.

Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали у нас Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин и др. (см. их книги). Опорой служили выводы Л.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на "зону ближайшего развития": предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. В 60-е годы прошедшего века Л.В.Занков с сотрудниками обосновал развивающую дидактику для начальной школы. В настоящее время довольно широкое распространение получила концепция и методика развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина

Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Учитель и исследователь И.П.Волков для развития ума и других способностей создал комнату творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях.

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика - системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направленности личности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения - это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания, общественный и личный жизненный опыт.

Закон РФ об образовании говорит, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст.14, п.2). Там же сказано, что содержание образования должно "...учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений" (ст.14, п.4).

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм и мировоззренческих позиций.

Показателями умственной воспитанности являются наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

Экзистенциализм (фр. existentialisme ; от лат. exsistentia – существование) – философско-психологическое течение, которое легло в основу одноименной педагогической концепции.

Экзистенциализм считает, что в современном, полном опасностей и тревог мире человеческое существование ("экзистенция") и переживание своего бытия находится под постоянной угрозой (Хайдеггер, Бубер, Камю и др.). Под влиянием социальных условий человек "ломает" или "теряет" свое Я и, как следствие, не может творить мир таким, каким он хочет его видеть. Такое видение мира, характерное для философии экзистенциализма, отражается на положениях педагогической концепции.

Экзистенциализм отличает общее недоверие к педагогической теории, так как воспитание и обучение претендуют на знание объективных закономерностей ребенка, а таких не существует (К. Гоулд, З. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), А. Фаллико (Италия), М. Марсель (Франция), Т. Морита (Япония) и др.). Они считают, что программы, методы и приемы воспитания и обучения не нужны, так как разрушают детскую личность. Единственной альтернативой является так называемый ситуативный подход. Воспитанию детей должны способствовать реальные жизненные ситуации – спонтанные или созданные самим педагогом. Планирование воспитательно-образовательной работы становится "открытым", т.е. педагогу предоставляется возможность отклоняться от плана занятий, учитывая настроение и интересы детей. При этом собственное творчество воспитанников поощряется так же, как и у нас, однако взрослые должны как можно меньше помогать малышам, потому что они не могут понять их замыслов и помешают их воплощению в жизнь. Кроме того, привычные для нас структурированные занятия со всей группой по отдельным разделам – развитие речи, ручной труд и т.д. – не характерны для детского сада. Предпочтение отдается индивидуальной работе и работе в малых группах.

Отметим нюанс. Одним из серьезных положений, которые отличают экзистенциализм как педагогическую концепцию от других, является представление о том, что самобытности личности особенно вредит коллектив, так как в нем дети учатся "уподоблять себя" друг другу. Межу тем, для ситуативного подхода более, чем для других подходов, для воспитателей характерна работа в разновозрастных группах – от 4-6 месяцев до 10-12 лет. Это еще один повод для того, чтобы выступать против использования коллективных методов и приемов обучения.

В экзистенциальной педагогике, как нигде, требуется гибкость воспитательных воздействий.

Воспитателю отводится своеобразная роль в педагогическом процессе. Он обязан прежде всего заботиться о создании своеобразной атмосферы, не ограничивающей процесс самовыражения детской личности. Взрослый просто не имеет права кричать на ребенка. Никогда и ни при каких обстоятельствах. С ними разговаривают как со взрослыми, не меняя лексики. Называют детей полными именами (дети зовут воспитательницу тоже по имени). Уважение к имени ребенка – это признание его права на индивидуальность.

Согласно экзистенциальной педагогике личность является высшей ценностью мира. Между тем, сохранить свою самобытность, обрести возможность выразить свое Я в ситуации общения с другими людьми, существования в обществе практически невозможно: все социальные институты направлены на унификацию поведения личности. Поэтому от воспитателя требуется помочь ребенку обрести устойчивую "внутреннюю нравственность", обучая искусству, говоря языком экзистенциальной педагогики, "смотреть в самого себя".

Правила педагогической деятельности просты.

1. Меньше наставлений , больше дружеского участия. Этот принцип предполагает изъятие из арсенала средств педагогического общения с ребенком фраз-саботажников общения: угроз, приказов, негативной критики, слов-"должников", похвалы с подвохом, диагнозов мотивов поведения детей, несвоевременных советов, убеждения логикой, успокоения отрицанием и т.д. (табл. 12).

Таблица 12

Примеры высказываний-саботажников общения детей и взрослых

Пример саботажника общения

Пример высказывания взрослого по отношению к ребенку или детям

Если вы не сделаете так, как я сказала, то я вас накажу!

Перестаньте бегать! Иначе я всех посажу за столы и заставлю писать буквы!

Не спрашивайте, почему – делайте так, как вам сказано!

Негативная критика

Вечно у тебя все из рук валится!

У тебя всегда какие-нибудь проблемы!

Оскорбительные

прозвища

Такое мог придумать только идиот.

Что можно еще было ожидать от такого неряхи, как ты?

Слова-"должники"

Ты должен вести себя хорошо! Вы не должны злиться!

Похвала с подвохом

Ты такая славная и добрая девочка! Уберись, пожалуйста, в игровом уголке вместо мальчиков!

Диагноз мотивов поведения

Ты специально это сделал!

Ты сделала это нарочно, чтобы позлить меня!

Несвоевременные

Почему ты не сделал это вот так? Просто не обращай на них внимания! Если бы ты..., то...!

"Убеждение" логикой

Нечего тут расстраиваться: вырастешь – все поймешь!

Не плачь! Ты сама виновата!

Давай, я помогу! У тебя не получится!

Отказ от обсуждения темы

Отстань! Мне некогда!

Перестаньте жаловаться друг на друга! Я не вижу тут никакой проблемы!

Соревнование "Я" ребенка и взрослого

  • – Я вчера с мамой и папой была в зоопарке...
  • – А я вчера ездила на дачу. Мы сажали огурцы...

Успокоение отрицанием

Не бойся! Это ничуть не страшно!

Не ругайся! Хорошие мальчики не ругаются плохими словами!

Не обижайся! Это нехорошо!

В связи с этим в некоторых странах, например во Франции, способность воспитателя к эмпатии считается одним из важных профессиональных качеств. Поэтому особенно ценятся такие качества воспитателя, как умение чувствовать себя на месте другого, сопереживать и способность к вступлению в конфликт и его позитивному разрешению.

2. "Протяни руку помощи тем , кто ищет духовную опору в жизни". Этот принцип требует избегания ситуаций, связанных с отказом от обсуждения вопроса, со сменой темы разговора, интересующего или волнующего ребенка, с использованием соревновательных ситуаций, которые часто применяются в ситуациях педагогического общения с ребенком. Напротив, экзистенциальный педагог должен создать такую ситуацию общения, когда проблема ребенка будет осознана "здесь и теперь". В этом педагогу помогает концентрация внимания на способах выражения чувств ребенком, на согласованности его вербального и невербального поведения, на свою интуицию. Часто в экзистенциальной педагогике используются техники и упражнения из гештальт-терапии: когда внимание ребенка обращается на осознание того, что он ощущает (уровень тела), чувствует и думает. Например, ребенку предлагается закончить фразу: "Я должен..." – и заменить ее первую часть на словосочетание "я предпочитаю". Затем новая фраза проговаривается полностью, а ребенок, выражая свое отношение к новому смыслу фразы, начинает по-другому воспринимать себя, свои чувства и мысли в данной проблемной ситуации. Аналогично проводится работа с фразами, начинающимися со слов "Я не могу...", "Я боюсь, что...", и заменяющимися на "Я не хочу" и "Я хотел бы".

Таким образом, в экзистенциальной педагогике большое значение уделяется внутреннему миру ребенка, созданию условий для осознания им единства переживаний, интересов и действий в каждой конкретной ситуации своей жизни – восприятие этой жизни как уникального, неповторимого бытия-в-мире. Особенное значение при этом имеет "погружение" ребенка в это бытие-в-мире и предоставление ему свободы – как писала известный психолог и педагог Ф. Дольто – свободы "быть и стать", права быть понятым и принятым другими, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами но жизни.

От взрослого здесь требуется не просто мастерство, а искусство воспитания. Дж. Аллан, например, рекомендует комментировать только изобразительные действия ребенка: "Ты рисуешь волнистую линию. Теперь она поднимается вверх". Когда ребенок переходит к изображению людей и животных, взрослый может взять на себя функцию антиципации – предвосхищение результата действия ребенка: "Интересно, что будет сейчас делать медвежонок? Что он хочет сделать сейчас посмотрим (ребенок рисует). О чем же он думает? (ребенок объясняет). Что он чувствует? (ребенок поясняет)..." Особое внимание при этом уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей и чувств ("И он подумал... И сказал... И сделал... И что из этого вышло"). Важно, чтобы комментированное рисование сочеталось с другими формами выражения эмоций и мыслей ребенка по поводу создания картины мира: нужно, чтобы в процессе комментированного рисования активно использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации и рассказывание на эту же тему.

3. "Не упускай случая вызвать очищающий бунт против самого себя".

Это сложный момент в работе с дошкольниками, однако приемы общения с ними все-таки разработаны. Например, игра "Работа с чувствами", в основу которой положена идея "инвентаризации чувств" Л. Сибли:

Постройтесь в шеренгу. Если вы согласны с моей характеристикой речки (после чтения рассказа), то перейдите на другую сторону группы.

"Если речка стала злая, то перейдите на другую сторону"

Если она...

Встревоженная

Счастливая

Оживленная – объясните, почему вы остались стоять на месте или перешли?

Возбужденная. Какое слово лучше характеризует образ речки на данный момент – возбужденная или оживленная?

Полна энергии

Испуганная

Оптимистичная

Недовольная

Восторженная

Встревоженная.

Такое ранжирование чувств и состояний другого вызывает у ребенка "инвентаризацию" собственных чувств и зачастую – изменение отношения к проблемной ситуации, потому что в экзистенциальной педагогике считается, что если мы не можем изменить ситуацию, то мы должны изменить свое отношение к ней – и она изменится сама. Взрослые своим примером и метафорами должны показать это своим воспитанникам – могут быть использованы приемы гештальт-терапии и психодрамы.

В гештальт-терапии для осознания борьбы противоречивых мыслей и чувств внутри себя используется прием "двух стульев", когда один и тот же человек, ребенок представляет себя то в роли нападающего, то в роли защищающегося, пересаживаясь с одного стула на другой и рассказывая проблемную ситуацию, которая его волнует. Воображаемый диалог позволяет в этом случае не только стать на чужую точку зрения и понять ее, но и постепенно интегрировать контрастирующие части своего Я.

По похожему принципу построена методика драматической психоэлевации И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой (разработана на основе психодрамы Якоба Морено). Ее основной смысл заключается в том, что, работая с детьми и помогая им справиться с трудностями, взрослый не пытается искоренить их недостатки, сломать ребенка. В процессе индивидуальных и подгрупповых занятий происходит выделение патологической доминанты, характерной для ребенка, и разыгрывание этюдов, связанных с ней. При этом и положительную, и отрицательную роль берет на себя сам ребенок. Основной целью данной работы в соответствии со вторым принципом экзистенциальной педагогики становится повышение самооценки ребенка, создание максимально благоприятного психологического климата вокруг него, чтобы ребенок захотел измениться, стать таким, каким его увидел взрослый.

Как вы считаете, с чем связывалось появление данного стремления в экзистенциальной педагогике? Действительно, согласно экзистенциальной педагогике, целью воспитательных воздействий может выступать только подсознание (настроения, чувства, импульсы, интуиция) – сознание, интеллект и логика имеют второстепенное значение. В основу педагогической концепции ложится принцип: "Посрамляй этикой логику". Предполагается, что при этом удачно сочетаются цели этического воспитания, или воспитания "простых добродетелей" – "веры, надежды, благодарности" (О. Больнов, Германия), с индивидуальными формами обучения и воспитания детей.

Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики.

Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма.

Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. Поэтому школа не должна формировать личность с определенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе.

Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки.

Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника.

Немецкий экзистенциалист О.Ф. Больнов в 50-ые годы предложил "позитивный экзистенциализм" - более, так сказать, оптимистический вариант этики личности. Он считает, что в кризисной ситуации человек идет не через страдание, вину, отчаяние, как в классическом экзистенциализме Ясперса, Сартра и др. Человек (и этому надо учить в школе) должен обладать спокойным сознанием настоящего, готовностью ко всему, мужеством, доверием к миру и терпимостью; надеждой - сознанием того, что его судьбу определяют высшие силы; благодарностью - чувством признательности к жизни, к окружению, к судьбе, признательности и их принятия. Доверие, надежда, благодарность - вот три нравственные добродетели, которые утверждает Больнов, желая снять трагический, загоняющий в тупик взгляд на жизнь в классическом экзистенциализме. Он не отвергает главного: экзистенциальное воспитание формирует человека, индивидуалистически ориентированного, противостоящего толпе, нивелирующему обществу, человека, обретающего себя и смыслы своего существования.

Этому очень близка логотерапия В. Франкла, австрийского психолога-экзистенциалиста. Он считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. Поэтому суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения" (Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 295).

В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, "новым гуманизмом" и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.

Классический экзистенциализм - трагическая философия европейской интеллигенции. Хотя ее главные положения, казалось бы, мало совместимы с воспитанием и его теориями, тем не менее она является методологической основой экзистенциальной педагогики.

Согласно экзистенциализму, бытие человека определяется как экзистенция - способ личного существования человека, процесс внутреннего преодоления косности бытия и обретения собственного Я. Познание бытия, экзистенции возможно только через познание себя, через выбор поступка, страдание и ответственность за свою жизнь. Мир познается не разумом, а интуицией, с помощью чувств; мир иррационален, его объективных законов нет. Личность уникальна, и истина для каждого своя. Человек черпает из внутреннего Я, это источник опыта, знания, творчества. Общество, тем более коллектив унифицируют, лишают свободы и подлинного существования. Отсюда следуют педагогические положения экзистенциализма .

Научной теории воспитания быть не может, ибо личность и ее поведение исключительно индивидуальны. Поэтому школа не должна формировать личность с определенными свойствами. Задача школы - создать условия чтобы ученик нашел самого себя, обнаружил бы смысл и способ своего существования в сложном мире, свойства своей неповторимой личности. Задача учителя - разъяснять этику человека, сущность бытия-экзистенции, важность морального выбора, поиска и определения себя и своей жизни. Учитель не должен давать ответы, говорить свое мнение, оказывать влияние на выбор взглядов, ценностей учеников - всего того, что он делает в традиционной школе. Основной метод воспитания - диалог, сократическая, эвристическая беседа, в результате которой развивается потребность в самопроникновении, самоанализе и способность смотреть критически, стоически жизни в лицо. То же касается процесса обучения: он строится как обсуждение проблем, ситуаций, в которых ученики устанавливают "свою" истину и формируют "свое" знание. Рекомендуется организовывать познание через интуицию, озарение, искусство, а не путем логики, науки.



Экзистенциалистская педагогика не признает и активно отрицает воспитание в коллективе и коллективизма, так как подлинный человек в мире одинок и отважен перед лицом судьбы и совести. Масса всегда безлика и заурядна, в личности же должно быть своеобразие и творческое начало. Задача школы - поддержать, развить творческое начало индивидуальности, стимулировать креативность школьника.

Немецкий экзистенциалист Отто Фридрих Больнов (1903-1991) в 50-ые годы предложил "позитивный экзистенциализм" - более, так сказать, оптимистический вариант этики личности. Он считает, что в кризисной ситуации человек идет не через страдание, вину, отчаяние, как в классическом экзистенциализме Ясперса, Сартра и др. Человек (и этому надо учить в школе) должен обладать спокойным сознанием настоящего, готовностью ко всему, мужеством, доверием к миру и терпимостью; надеждой - сознанием того, что его судьбу определяют высшие силы; благодарностью - чувством признательности к жизни, к окружению, к судьбе, признательности и их принятия. Доверие, надежда, благодарность - вот три нравственные добродетели, которые утверждает Больнов, желая снять трагический, загоняющий в тупик взгляд на жизнь в классическом экзистенциализме. Он не отвергает главного: экзистенциальное воспитание формирует человека, индивидуалистически ориентированного, противостоящего толпе, нивелирующему обществу, человека, обретающего себя и смыслы своего существования.

Этому очень близка логотерапия Виктора Франкла (1905-1997) , австрийского психолога-экзистенциалиста. Он считал, что существование (экзистенция) человека зависит от того, нашел ли человек смысл своего бытия. Поэтому суть его психотерапии - помочь пациенту найти смысл жизни. Это же, по его мнению, является главным в образовании: "...основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, которая дает человеку возможность находить уникальные смыслы". Он утверждает, что во времена экзистенциального вакуума образование "должно развивать способность принимать независимые аутентичные решения" (Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990, с. 295).

В таком подходе к воспитанию много привлекательного, особенно для утонченной европейской интеллигенции: формирование глубокой, самостоятельной личности, противостоящей конформизму и тоталитаризму. С другой стороны, круг интересов и деятельности "экзистенциальной" личности ограничен саморефлексией, направлен внутрь Я, отрывает человека от активной преобразующей работы в реальной жизни. Это делает педагогику экзистенциализма педагогикой избранных. Тем не менее она имеет много общего с педоцентризмом, "новым гуманизмом" и отчасти влияет на ценности в образовании и его практику за рубежом.