Сверхсознание и пути его достижения. Седьмая планетная оболочка - сверхсознание - трансфизика - самопознание - каталог статей - любовь безусловная. Сверхсознание и структура души

В подсознании хранятся знания, которые не требуют объяснений. Они восприняты мозгом как нечто "само собой разумеющееся" и лежат там "до востребования". Это - инстинкты, рефлексы, хорошо автоматизированные навыки, наследственная предрасположенность к чему-то (ремеслу, искусству, науке, каким-то автоматизированным действиям, привычкам).

В сознании собираются знания, которые мы получаем от всякой новой информации. Их можно получить от кого-то или чего-то (газеты, радио, телевидение, учебный процесс, опыт) и даже передать кому-то. Это как бы совокупные, совместные знания (вдумайтесь в слово - "СО-знание" и сравните его со словами "СО-чувствие", "СО-переживание", "СО-действие"). Однако сознание по своей природе очень консервативно, оно впускает в мозг человека лишь ту информацию, которая для него привычна, апробирована и закреплена уже существующими нормами. Сознание никогда не, рискует принять что-то совершенно новое сразу и поверить ему. Оно работает как исправный чиновник ("не пускать!", "не разрешать!"). В этом его охранительная функция для организма. Оно оберегает организм от "лишней" информации - той, что в данный момент человеку не требуется.

При всей своей безусловной необходимости сознание обладает многими недостатками чиновничества: оно ограничено в способности воспринять новое; оно угодливо перед хозяином. Не надейтесь, что ваше сознание когда-нибудь может быть абсолютно объективным и справедливым в оценке ваших поступков (увы!), оно станет оправдывать любые неблаговидные ваши решения, умозаключения или, что еще хуже, умолчит о ваших промахах. Оно даже оправдает вас и взвалит вину на другого. Если все же вы искренне ищете Истину, пусть ориентиром для вас станет мера Нравственности и Добра по отношению к другим, а иск себе, тогда и сознание, угождая вам станет совестливым, добрым и мудрым советчиком.

Для совершенствования существа, каким должен быть человек, одного сознания мало, и Жизни потребовалось существо, которое обладало бы сверхсознанием.

А что же такое сверхсознание?

Сверхсознание - то великая сила человеческого разума. Это то, -что резко отделило человека от животного. Это знания, которых у человека нет и никогда не было ни в подсознании, ни в сознании, которые при необходимости он должен создать сам.

Возникают эти знания, когда человеку очень важно выйти из безвыходного положения, когда ему крайне необходимо получить (узнать или создать) что-то. Например, человек болен, как говорят ему специалисты, неизлечимой болезнью. Если он смиряется с таким приговором, значит, он решил жить на животном (и даже на растительном) уровне (поел, поспал, выполнил посильную работу> позаботился о продолжении рода, о близких и умер). Природе такое существо не нужно, у нее уже есть цветы, куропатки, львы, крокодилы. От человека требуется большее - он должен уметь думать, размышлять, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Для этого ему и дан особый мозг. Для этого он и награжден особым - ассоциативным мышлением, эмоциональной памятью, целенаправленной волей, а не просто "свободой выбора", чувствами, вниманием, воображением.


В любых ситуациях, самых крайних, человек обязан искать выход, пробовать, размышлять, делать выбор, только тогда ему будет сопутствовать удача в жизни. Если человек сосредоточен на цели, если он не маньяк и не идиот, он неизбежно этой целью овладеет.

Как это происходит? Допустим, человеку надо во что бы то ни стало выздороветь. Он начинает собирать информацию, пробовать, размышлять, искать и находить новое, находить и пробовать, пробовать и добиваться, то есть он проявляет волю, чтобы овладеть своей информацией до автоматизма. А в это время по капельке в мозгу человека идет потрясающая работа: отбираются, всплывают в памяти, сортируются и "собираются в кучку" все знания, которые хранились "до востребования" в подсознании, все знания и весь опыт человека с момента его рождения по настоящий день, - и вдруг!.. Всегда это происходит вдруг! В какой-то совершенно неожиданный момент в мозгу человека совершается взрыв, словно удар молнии, будто озарение, и все разрозненное приобретает целостность, открывается новое знание. Новое! Создание нового! Вот зачем понадобилось существо, наделенное сверхсознанием. Сверхсознание - это способность к работе, которую мы называем творчеством.

Мне иногда представляется, что Создатель Жизни в своем беспредельном творчестве устал от одиночества и задумал однажды создать существо, с которым можно было бы порассуждать, подумать, создать что-то вместе, например, музыку из шума ветра, шепота листвы, шорохов трав и плеска волн, или поэзию, или творение из камня, стекла, дерева, глины, или философию, религию, разные ремесла, искусство, науки. И вот тогда он наградил свое создание - человека - аппаратом, который должен был помочь ему выполнять возложенные на него функции. Этот аппарат и есть сверхсознание.

Можно догадаться, что если в доме плохо работает телевизор или пылесос, если эти приборы невозможно исправить, то их выбрасывают и приобретают новые, более совершенные. Точно так же Жизнь поступает с человеком. Зачем ей человек, которого легко можно заменить любым растением или животным? Жизни необходимо от человека другое: он обязан думать, размышлять, создавать новое, более совершенное, совершенствовать себя и все, что его окружает и, главное, созидая, укреплять, а не разрушать Жизнь.

Каждый человек обязан реализовать свои способности, обогатить себя знаниями, умениями, новыми навыками, передать свой опыт человечеству, раздвинув границы его знаний о мире и Жизни, глубже постичь уже достигнутое. Человек ответствен перед самим собой* перед своим потомством, перед человечеством в целом и перед самой Жизнью и ее Создателем.

Он сам должен делать выбор между Добром и Злом. Он может выбрать путь созидания, труда, совести, нравственности, ответственности, долга, путь знаний, поиска мудрости и смысла жизни или другой путь - путь невежества, варварства, омраченности, путь животного существования, путь потери своей человеческой сути.

"Наука и жизнь" № 12, 1975 г., С. 45-51.

Люди давно обратили внимание на тот факт, что многие проявления жизнедеятельности их организма, многие разновидности деятельности мозга проходят без вмешательства сознания. Мы не осознаем процессы, ежеминутно протекающие в наших внутренних органах, мы не замечаем слабых или неясных, "замаскированных" воздействий на зрение и слух, хотя они воспринимаются, мозгом, об этом свидетельствуют регистрируемые прибором биоэлектрические реакции. Более того, зачастую мы не можем объяснить себе и другим, каким образом у нас возникла интересна научная идея, остроумное решение технической проблемы, над которой мы бились много дней.

К сожалению, термином "подсознание" принято обозначать почти все, что не осознается. В результате подсознание превратилось в хранилище явлений, чрезвычайно далеких друг от друга При таком положении вещей возникает иллюзия внутреннего родства этих явлений, и высочайшие проявления человеческого духа начинают рассматривать в качестве прямого следствия элементарных биологических побуждений, - ошибка, которой не избежал выдающийся австрийский психолог Зигмунд Фрейд.

Очевидно, что продуктивность анализа "бессознательного" большей мере зависит от того, сколь четко мы сможем определить природу самого сознания, не только в философском аспекте, то есть как отражение мозгом объективной, первично существующей действительности, но и в естественном плане, с позиций объяснения высшей нервной деятельности человека.

Сознание - обобществленное знание, которое можно передать.

Важным условием успешного анализа физиологических основ того или иного психического феномена является уточнение сущности этого феномена. Мы полагаем, что ключ к уяснению природы интересующего нас свойства человеческого мозга содержится в его названии: "сознание". Прежде всего это знание о чем-то, истинность которого можно проверить практикой. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это-"знание",- заметил К. Маркс (Маркс К., Энгельс Ф.- Соч.-2-е изд.- Т. 3). Впрочем, сам термин "Знание" нуждается в уточнении. Знание не есть след события (объекта), пассивно запечатленный структурами мозга. Знание является знанием лишь в мере, в какой оно может служить средством удовлетворения потребностей, средством достижения целей.

Скажем, во сне или при кратковременном показе мой мозг запомнил сигнал, который я способен опознать среди других в случае их предъявления. До этого момента, то есть до напоминанн след сигнала хранится в моей памяти, но не стал еще знанием, поскольку я не могу им воспользоваться в своем целенаправленном поведении для удовлетворения существующих у меня потребностей.

Впрочем, качество знаний как средства достижения целей-это только одна, важная, но не единственная характеристика знания. В конце концов масса неосознаваемых оборонительны рефлексов, процессов регуляции деятельности внутренних органов является средством удовлетворения потребностей организма в сохранении постоянства его внутренней среды, в защите от нежелательных воздействий окружающего мира. Сознание предполагает именно со-знание (сравни с сочувствием, состраданием, сопереживанием, со-трудничеством и т. п.), то есть такое знание, которое может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Осознать - значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свое знание другому. Сознание носит изначально социальный характер, причем социальность этой формы отражательной деятельности мозга включена в ее внутреннюю структуру.

Итак, сознание есть такое знание о мире, закрепленное в "нервных моделях" мозга, которое: 1) может быть использовано человеком для организации действий, направленных на удовлетворение имеющихся у него потребностей; 2) может быть передано другим членам сообщества посредством второй (речевой) сигнальной системы.

Под- и сверхсознание

Вне сферы сознания оказываются две категории, два класса явлений. Прежде всего это приспособительные реакции, имеющие сугубо личное, индивидуальное назначение: процессы регуляции внутренних органов, неосознаваемые детали движений (в том числе вторично неосознаваемые, автоматизированные навыки), оттенки эмоций и их внешнего выражения. Природа разгрузила мозг, освободила сознание от черновой работы, протекающей тем эффективнее, чем более она саморегулируема.

Наш мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и "социальной наследственности" (последнее выражение принадлежит академику Н. П. Дубинину). Далеко не все атрибуты этого "багажа" представляют социальную ценность для современного человека, заслуживают передачи современникам. Вот почему они тоже не подлежат осознанию, не включаются в организацию общественного поведения, обнаруживаясь чаще всего лишь в случаях патологии, болезненных расстройств деятельности мозга. Все перечисленные и подобные им явления целесообразно отнести к "подсознанию".

Вторую группу неосознаваемых форм деятельности мозга составляют механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений. "Творческая личность,- утверждает американский психолог Л. С. Кьюби,- это такая, которая некоторым, сегодня еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными". Проницательно уловив недопустимость объединения термином "подсознание" всего, что не осознается - от деятельности внутренних органов до творческих озарений, - великий и глубокий мыслитель К. С. Станиславский ощутил настоятельную нужду в каком-то другом понятии, которое обозначало бы только высшие и наиболее сложные механизмы творчества. Последнюю категорию неосознаваемых процессов он назвал "сверхсознанием".

Он начал с "мужественного отказа от попыток прямого волевого вмешательства в те стороны творческого процесса, которые протекают в сфере под- или сверхсознания и принципиально не подлежат какой-либо формализации. Вместе с тем Станиславский настаивал на существовании косвенных путей сознательного влияния на механизмы творчества. Инструментом подобного влияния служит профессиональная психотехника артиста, призванная решать две задачи, готовить почву для деятельности под - и сверхсознания, но не мешать им. "Предоставим же все подсознательное волшебнице природе,- призывал К- С. Станиславский,- а сами обратимся к тому, что нам доступно,- к сознательным подходам к творчеству и к сознательным приемам психотехники. Они прежде всего учат нас, что, когда в работу вступает подсознание, надо уметь не мешать ему" (Собр. соч.- Т. 2.- С. 24).

Признание объективной невозможности прямого волевого вмешательства в механизмы подсознания и сверхсознания, признание дополнительности осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности мозга имеет для психологии не меньшее значение, чем принципы неопределенности и дополнительности для современной физики. Девиз Станиславского утверждает объективную возможность косвенного влияния на механизмы творчества, возможность содействия этим механизмам. Одним из примеров такого содействия и служит творческий метод К. С. Станиславского, применительный к профессии актера.

Сейчас мы подходим к вопросу, .пожалуй, наиболее интригующему исследователя мозга: почему все-таки чуть ли не самое главное в творчестве (и не только художественном!) относится к под- и сверхсознанию, не контролируется сознанием, неподвластно прямому волевому усилию?

О пользе психологических барьеров: защита сознания и защита от него

Определенный запас знаний совершенно необходим для открытия в области науки: трижды гений не смог бы открыть периодический закон Менделеева, не обладая обширнейшими познаниями свойств химических элементов. Однако знания сами по себе не гарантируют возникновения принципиально новой идеи, догадки, творческого озарения. Первоначальным зародышем будущего открытия служат гипотезы, предположения, справедливость которых еще только предстоит установить. Создание гипотез капризно и не терпит насилия: бессмысленно сесть к столу с твердым намерением открыть нечто новое. Скорее наоборот, иногда необходимо временно оставить трудную задачу с тем, чтобы ее решение позднее возникло непроизвольно, как бы само собой. В чем же секрет под- (или лучше: сверх-) сознательного рождения гипотез?

Мы полагаем, что неосознаваемость определенных этапов творческой деятельности мозга возникла в процессе эволюции как необходимость противостоять консерватизму сознания. Диалектика развития психики такова, что коллективный опыт человечества, сконцентрированный в сознании, должен быть защищен от случайного, сомнительного, не подтвержденного практикой. Мозг бережет фонд знаний от причудливого смешения следов полученных ранее впечатлений, подобно тому, как природа оберегает генетический фонд наследственности от превратностей внешних влияний. Это достоинство сознания диалектически оборачивается его недостатком - препятствием для формирования гипотез, для возникновения совершенно новых, зачастую парадоксальных точек зрения. В первый момент сознание, как правило, отказывается примириться с тем, что противоречит ранее накопленному опыту, например с предложением о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вращается вокруг Земли. Вот почему процесс формирования гипотез освобожден эволюцией от контроля сознания, готового отвергнуть гипотезу в самом ее зародыше. Сознанию представлена другая важнейшая роль: функция отбора только тех гипотез, которые правильно отражают объективную действительность.

Подобно творчеству природы

Выдающийся дарвинист К. А. Тимирязев одним из первых указал на сходство механизмов творческого мышления с механизмами возникновения новых видов в процессе эволюции живых существ. Именно неопределенность приспособительного значения новых признаков, возникающих благодаря изменчивости наследственных задатков (мутаций), делает возможным отбор наиболее ценных из них. Изменчивость - это активный поиск процесса саморазвития и самодвижения живой природы, лимитируемый условиями окружающей среды.

Нечто подобное мы наблюдаем при формировании и отборе гипотез. Первоначальным толчком для открытия Д. И. Менделеевым периодического закона явилась совершенно утилитарная задача: необходимость решить вопрос о последовательности изложения материала в "Основах химии". Требования задачи, еще никоим образом не содержавшие и не предполагавшие финального "искомого", привели к мысли использовать атомный вес элементов как отправной принцип построения материалов.

Вес возник как один из возможных вариантов, продиктованных и ранее накопленными знаниями выдающегося химика. Момент озарения оказался связан с подсказкой, аналогией в виде пасьянса, причем первоначально Менделеев разложил элементы в порядке убывания атомного веса. Затем во сне он увидел все наоборот, то есть элементы, разложенные в порядке нарастания их атомного веса.

Совершенно очевидно, что открытие не могло быть прямым непосредственным отражением действительности, потому что где в природе химические элементы не располагаются в порядке возрастания их атомного веса, а связь между карточной игро пасьянс и химией способна поставить в тупик самое смелое воображение. Значит, творческое мышление работает не по принципу воспроизведения связей и отношений, очевидных для сознания наблюдателя, но по принципу отбора нервных связей между следами ранее накопленных впечатлений, первично уже замкнувшихся в мозгу.

Какой механизм, по каким законам создает "психические мутации" в качестве исходного материала для построения гипотез подлежащих дальнейшему отбору? Невозможно поверить, что "психический мутагенез" представляет калейдоскоп чисто случайных комбинаций ранее накопленных нервных следов. Математический анализ игры в шахматы показал нереальность последовательного перебора вариантов. Ясно, что здесь существуют закомерности, неведомые ученым сегодняшнего дня. Впрочем, один из механизмов творческой деятельности мозга нам известен, идет о принципе доминанты, открытом академиком А. А. Ухтомским.

Продемонстрируем этот принцип на примере ситуации, которую мы нередко видим в приключенческих фильмах.

Человек, преследующий врага, попадает в огромное полутемное помещение: подземный гараж, тоннель, катакомбы. Там слышатся какие-то шорохи, мелькают тени, что-то хрустнуло, упало. Что делает мозг? Благодаря возникновению "оборонительной доминанты" (терминология А. А. Ухтомского) мозг реагирует на эти стимулы как на сигналы опасности: человек замирает, направляет оружие, даже стреляет. Обратите внимание: подавляющее большинство стимулов (шорохов, теней и т. д.) объективно не связано с врагом, не имеет к нему отношения. Это мозг делает их предположительными сигналами опасности. А преследующий, продвигаясь к цели, уточняет значение раздражителей, отбирает действительные признаки притаившегося врага среди множества ложных сигналов. Мы видим, что в конце концов в мозгу формируется модель, отражающая объективную реальность, но путь к этому отражению шел через отсев связей "сигнал - враг", в действительности не существовавших, замкнувшихся в мозгу влиянием чисто внутреннего механизма.

Другой пример. И. П. Павлов установил, что при определенных состояниях мозга, связанных с его торможением, со сном возникают причудливые нарушения реакций на внешние раздражители - так называемые парадоксальная и ультрапарадоксальная фазы. На слабый раздражитель мозг реагирует как на сильный и, наоборот, на сигнал, сопровождавшийся подкреплением (пищей, электрическим током и т. п.), не отвечает, а на стимул который давно перестали подкреплять, дает пищевую, оборотельную и т. п. реакцию. Иными словами, мозг искажает peaльную картину мира, но именно эта способность к искажению иногда приближает к правильному решению задачи. Вспомните Д. И. Менделеева, который увидел во сне "перевернутую" картину составленной им таблицы элементов, причем только последний вариант лег в основу периодического закона.

Доминанта - господствующий очаг возбуждения в мозгу - властно преобразует следы получаемых впечатлений, формирует из них самые невероятные комбинации. Следы других воздействий внешней среды оказываются в "тени" торможения, окружающего доминантный очаг, и подвергаются обработке механизмами парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз. Такое манипулирование образами реального мира иногда приводит к его ложному отражению - к мифам, предрассудкам, заблуждениям. Но оно же совершенно необходимо для творчества, для прорыва сквозь рутину здравого смысла. От очевидного к невероятному, которое в случае его подтверждения практикой станет новым очевидным, - такова диалектика творчества.

"В высшей психической жизни инертность господствующего возбуждения, то есть доминанта переживаемого момента, может служить источником "предубеждения", "навязчивых образов", "галлюцинаций"; но она же дает ученому то маховое колесо, "руководящую идею", "основную гипотезу", которые избавляют мысль от толчков и пестроты и содействуют сцеплению фактов в единый опыт" (А. А. Ухтомский).

Принцип радара

Психика есть отражение мозгом окружающей его действитель-ности, которая, как это много раз подчеркивали Маркс, Энгельс и Ленин, объективно существует вне и помимо живых существ. Материалистическая психология нашла естественнонаучное подт-верждение философской теории отражения в рефлекторной дея-тельности мозга - деятельности чрезвычайно многообразной: от элементарных защитных рефлексов типа мигания до сложнейших рефлекторных систем речевого общения.

На протяжении всей своей истории физиология мозга опиралась на аналогии, которые она заимствовала у современной ей техники. Достаточно вспомнить "мысль о машинности мозга" И. М. Сеченова, "коммутаторную телефонную станцию" И. П. Павлова, кибернетические "кольца" с положительными и отрицательными обратными связями, предложенные в наше время Н. А. Бернштейном, П. К. Анохиным и другими.

Если продолжить эту традицию, то технической схемой, наиболее соответствующей современным представлениям о деятельности мозга, пожалуй, может служить принцип радара (радиолокатора). Ведь радар тоже содержит в себе рефлекс, но отражению внешнего объекта предшествует "прощупывание" пространства лучом активного поиска.

В условиях лабораторного эксперимента исследователь дает животному сигнал (свет, звонок и т. д.), а затем подкрепляет пищей, водой и т. п. В естественной среде обитания поведение животного, и человека начинается с поиска объектов, способ удовлетворить потребность в пище, воде и т. д., с поиска сигналов - предвестников будущего удовлетворения. Животное становится голодным, жаждущим, стремящимся к особи другого пола, не потому, что на него подействовал внешний стимул, а потому что в организме развертывается циклический процесс, сформированный длительной эволюцией мира живых существ.

Этот поиск только в редчайших случаях носит характер слепых, наудачу, двигательных проб и ошибок. В мозгу хранятся следы (модели) тех сигналов, которые могут направить поиск жизненно необходимым объектам. Одни из этих следов заложен в мозг от рождения, например модель запаха, исходящего от соска матери-кошки. Другие следы приобретаются в процессе личного опыта, путем выработки условных рефлексов. Следуе только не забывать, что все эти внешние сигналы начнут направлять поведение только в том случае, когда возникшая потребность инициирует поиск средств ее удовлетворения, сделает воспринимающие внешний мир приборы чувствительными к действию именно этих, а не других стимулов. Пища, лежащая перед животньм, ее вид, вкус, запах всегда имеет одно и то же значение средства удовлетворения голода. Но влияние этой пищи на поведение будет совершенно различным в зависимости от наличия или от сутствия пищевой потребности: у сытого животного попытка кормления вызовет реакцию избегания.

Поиск (доминанта) и ответ на сигнал (рефлекс) не только сосуществуют, дополняют друг друга, но вступают в сложные диалектические отношения. Например, в поисках пищи новорожденный котенок первый раз находит один из сосков. Когда он снова станет голодным, он поползет уже не к любому, а к знакомому соску. Здесь действует механизм "обратной условной связи", существование которого предположил И. П. Павлов, а систематически исследовал ученик Павлова - Э. А. Асратян.

Взаимодействие доминанты с условными рефлексами мы встречаем и на высших уровнях деятельности человеческого мозга, где это взаимодействие, разумеется, приобретает неизмеримо более сложный характер, чем в примере с поиском соска. На предыдущих страницах мы пытались показать, что психика есть динамическое сосуществование механизмов творчества (высшие доминанты) с обучением (сложнейшие условные рефлексы). Принцип радарного отражения действительности, включающий в себя рефлекс в качестве необходимого, но не единственного элемента, представляет структурное оформление идеи о потребностях как движущей силе поведения. В науке о высшей нервной (психической) деятельности человека проблема потребностей занимает ключевое положение. Вместе с тем она относится к числу наименее разработанных.

Вопрос Сократа

Иногда мы слишком прямолинейно понимаем привычные выражения, образность которых не вполне соответствует их реальному содержанию. "Разум возобладал над чувствами", "рассудок управляет желаниями", "сознательность есть умение владеть своими потребностями" - в таких заявлениях разум предстает в виде некоего сверхрегулятора, водруженного над потребностями, стремлениями и желаниями. На самом деле, говоря о победе разумного начала, мы говорим о победе одних потребностей над другими. Если я, оценив недостаточность своих навыков вождения автомобиля, отказался от намерения поехать без инструктора, то это к означает, что потребность сохранить других людей, себя и машину возобладала над желанием немедленно овладеть рулем. Если я сознательно ухожу от конфликта с неприятным мне сотрудником, то дело тут не в разуме самом по себе, а в победе более важных для меня целей (выполнить план, закончить работу, сохранить деловую атмосферу) над потребностью вступить в борьбу по личьным мотивам.

Ясное понимание этой закономерности очень важно для педагогической практики.

Апелляция к "рассудку" часто приобретает форму нравоучений, бесплодных объяснений, что такое хорошо и что такое плохо. Для того чтобы устранить нежелательные тенденции в поведении воспитуемого, следует противопоставить дурным побуждениям иную систему потребностей, переключить воспитуемого на иные, общественно ценные мотивы. Под влиянием воспитания, жизненного опыта, текущих событий у человека складывается определенная система его потребностей, составляющая "ядро" личности. Хорошей пробой на обнаружение главенствующей потребности является предоставление свободы выбора поступка. В момент выбора становится очевидным, какой мотив, какая потребность занимает ведущее положение в структуре личности. Отдавая распоряжение другому, я тем самым за него определяю главенствующую для него потребность. Жизнь показала, что опора на мотивы, долговременно господствующие в структуре данной личности, более продуктивна и надежна, чем экстренная перестройка существующих потребностей в пользу побуждений, общественно необходимых в данный момент. Вот почему в наиболее ответственных ситуациях мы прибегаем к принципу добровольности.Таким образом, представление о потребностях как движущих силах человеческого поведения и ядре личности диалектически снимает тысячелетний спор о "свободе воли" и "свободе выбора", и в свете этих новых концепций устраняются две крайние точки зрения: как идеалистический миф о недетерминированной свободе воли", так и вульгаризаторская трактовка человека в виде марионетки, целиком подчиненной внешней ситуации и потому ни за что не отвечающей перед собой и обществом. Последний взгляд недавно был воскрешен в книге известного американского pефлексолога Б. Ф. Скиннера "По ту сторону свободы и достоинства".

Мыслители и великие художники слова заметили, что человек легче осознает средства удовлетворения потребностей, чем сами потребности, формирующие цели его действий. "Люди только по той причине считают себя свободными, что свои действия они сознают, а причины, которыми они определяются, не знают..."-писал Спиноза (Этика,- М., 1932). Действительно, выяснить подлинные мотивы поступков бывает исключительно трудно. При изучении потребностей одновременно отказали оба испытанных метода классической психологии: наблюдение за поведением другого человека и анализ собственного духовного мира. В сфере исследования потребностей действие перестает быть объективным критерием, поскольку один и тот же поступок может быть продиктован самыми разными побуждениями. С другой стороны, мы далеко не в полной мере осознаем истинные мотивы наших собственных поступков и принимаемых нами решений. <...>

Перед комплексом наук о человеке, включающим психологик и физиологию мозга, эта историческая цель ставит задачу углуб ленного изучения сферы человеческих потребностей. Повседневная практика, будь то научная организация труда, педагогика или профилактика правонарушений, крайне нуждается в такого рода исследованиях.

"Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо", - этот вопрос Сократа во многом сохраняет значение для наших дней. Как часто мы слышим, например, о так называемой "немотивированной" агрессивности подростков, хулиганские действия которых не связаны ни с корыстью, ни с материальными трудностями, ни с лишениями, неведомыми для молодых людей.

Поиск ответа на эти вопросы уходит за пределы науки о выв шей нервной деятельности человека, в сферу социологии, педагогики, исторического материализма. Но определенные аспекты проблемы нуждаются и в естественнонаучном анализе. Здесь мы снова сталкиваемся с тончайшей и противоречивой диалектикой осознаваемого и неосознаваемого. Если человек будет полностью осознавать все мотивы, все движущие силы своего поведения, превратится в идеально "правильный" автомат, неспособный к саморазвитию, потому что развитие - это поиск, а поиск невозмо жен без ошибок. Что же это: мы выступаем против сознательности поведения, провозглашаем неискоренимое (и даже необходимое - вот ужас-то!) несовершенство человеческой природы? Разумеется, нет. Такой вывод был бы пародией на суть проблемы. важно подчеркнуть сложность, неоднозначность, противоречивост человеческой личности. <...>. Руководитель, педагог, врач, кри миналист должны помнить, что наряду с сознанием в психике человека существует неосознаваемое. Впрочем, оптимистический лозунг К. С. Станиславского: "Через сознательную психотехнику к влиянию на подсознание" - справедлив не только для театральной педагогики. Вот почему я хочу ответить на вопрос Сократа прекрасными словами Маркса - из тезисов о Фейербахе: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и измененного воспитания,- это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан" (Соч.-Изд. 2-е.- Т. 3.- С. 2).

Глава 18. Сознание, Подсознание, Сверхсознание, Ясновидение

Сознание

То, что мы называем обычным сознанием бодрствования, на самом деле глубоко спит. Ординарное сознание Бодрствования связано с пятью чувствами и мозгом. Люди думают, что их сознание пробуждено, но это абсолютно ложно. Люди ежедневно живут в самом глубоком сне.

Сверхсознание

Сверхсознание - это атрибут Интима (Дух). Способность Сверхсознания - это Интуиция.

Необходимо заставить работать Сверхсознание, чтобы Интуиция стала могущественной. Вспомним, что тот орган, который не используется - атрофируется. У тех, кто не работает со Сверхсознанием, атрофирована интуиция. Поливидение - это интуитивное Ясновидение. Это Божественное Всевидение. Этот Глаз находится в Пинеальной Железе. Там находится лотос тысячи лепестков. Там находится Сверхсознание. Пинеальная Железа находится в высшей части мозга. Тот, кто хочет развить Сверхсознание должен практиковать Внутреннюю Медитацию. Сосредоточьтесь на Божественной Матери, которая находится в глубинах вашего Существа. Медитируйте над ней. Войдите в состояние дремоты, умоляя её, чтобы они привела в действие Сверхсознание. Медитируйте ежедневно. Медитация - это Ежедневный Хлеб мудреца. С Медитацией вы разовьёте Сверхсознание.

Тебе необходима память, чтобы помнить внутренние события. Не проливай семя. Знай, что в семени есть миллионы микроскопических клеток мозга. Ты не должен терять эти клетки.

Особое питание для развития способности памяти

Приготовь себе завтрак из кислых фруктов и размолотого миндаля с пчелиным мёдом. Так ты снабдишь твой мозг необходимыми атомами для памяти.

Внутренние события

Пока тело спит, Эго живёт во внутренних мирах и перемещается в разные места. Во внутренних мирах нам часто ставят испытания. Во внутренних Храмах мы получаем Инициацию. Необходимо помнить то, что мы делаем вне тела. С инструкциями, указанными в этой книге, всякое человеческое существо сможет пробудить сознание и помнить свои Внутренние События. Больно знать, что существуют много Инициатов, которые работают в Великих Храмах Белой Ложи пока их физическое тело спит, и тем не менее они не помнят ничего, потому что их Память атрофирована.

Ясновидение и Псевдо-Ясновидение

Существует Ясновидение и Псевдо-Ясновидение. Гностический ученик должен четко различать две эти формы Сверхчувствительного Восприятия.

Ясновидение основано на Объективности. ПсевдоЯсновидение основано на Субъективности. Поймите под Объективностью Духовную Реальность, Духовный Мир. Под Субъективностью понимайте Физический Мир, Мир Иллюзии, то, что не обладает реальностью. Также существует промежуточный регион, Астральный Мир, который может быть Объективным или Субъективным, в зависимости от степени духовного развития каждого человека.

Называйте Псевдо-Ясновидением воображаемое восприятие, фантазию, искусственно вызванные галлюцинации, абсурдные сны, астральные видения, которые не совпадают с конкретными фактами, чтение личных мыслей, бессознательно спроецированных в Астральном свете, бессознательное создание астральных видений, далее интерпретированных, как подлинные реальности и т.д. и т.п.

Также входит в область Псевдо-Ясновидения Субъективный Мистицизм, ложный Мистицизм, псевдомистические состояния, которые не имеют никакой связи с интенсивным и ясным чувством, а которые приближаются к Истории и к Псевдо-Магии, другими словами, ложные религиозные проекции, бессознательно спроецированные в астральном свете; и в общем, всё то, что в ортодоксальной литературе получает название «Красоты» (Соблазн).

Объективное ясновидение

Четыре ментальных состояния ведут неофита до невыразимых высот Объективного Ясновидения. Первое -Глубокий сон. Второе - Спать со снами. Третье - Состояние бодрствования. Четвёртое - Турийя или состояние совершенной иллюминации.

В действительности только Турийя является настоящим ясновидцем. Невозможно дойти до этих высот, не родившись в Каузальном Мире. Тот, кто хочет достичь Состояние Турийи, должен глубоко изучать полу-бессознательные психические процессы, которые фактически составляют многие формы СамоОбмана, Само-Внушения и Гипноза.

Гностик должен достичь сначала способности останавливать течение своих мыслей, способности Не Думать. Только тот, кто достигнет этой способности сможет Реально Слышать? Голос Безмолвия. Когда Гностический ученик достигает способности Не Думать, тогда он должен научиться Сосредоточивать Мысль только на одной вещи. Третий шаг - это правильная Медитация. Она приносит в ум первые молнии Нового Сознания. Четвёртый шаг - это Созерцание, Экстаз или Самадхи. Это состояние Турийи (Совершенное Ясновидение).

Уточнение

В Гностическом Движении лишь немногие являются Турийями. Мы делаем это пояснение. Необходимо знать, что в основном, за очень редким исключением, существуют только Псевдо-Ясновидцы и Субъективные Мистики.

В действительности все Мистические Школы и все Духовные Движения наполнены Псевдо-Ясновидцами, мечтателями, которые наносят больше вреда, чем пользы. Это те, которые сами присваивают себе титул Учителей. Посреди них полно известных Перевоплощённых. Мы были знакомы более чем с дюжиной Иоаннов Крестителей, Марий Магдален и т.д. и т.п. Такого рода люди думают, что Инициация - это всё равно, что делать бутылки одним дуновением, и, основываясь на так называемом мастерстве в своих абсурдных видениях, созданных своим нездоровым менталитетом, пророчествуют, предают анафеме других, по-своему, как хотят, клевеща на персон, что они Чёрные Маги, или, утверждая, что определённые персоны падшие и т.д. и т.п.

Гностическое Движение должно очиститься от этой злой болезни и поэтому мы начали с исключением сеньоры «Икс Икс».

Мы не намерены продолжать терпеть зловредную болезнь всех этих фантазёров псевдо-ясновидцев и всех этих субъективных мистиков. Мы распространяем духовную интеллектуальную культуру, порядочность, благородство, логический анализ, Концептуальный Синтетизм, академическую культуру, высшую математику, философию, науку, искусство, религию. Мы ни в коем случае не предрасположены продолжать принимать сплетни тех, кто подвержен галлюцинациям, ни сумасшествий тех, кто спит. В действительности Субъективный Ясновидец перемещает своё сознание из сна в состояние бодрствования, чтобы видеть спроецированные в окружающих свои личные сны. Они меняются согласно настроению фантазёра.

В прошлом, мы смогли проверить, что когда какой-то псевдоясновидец был в согласии со всеми нашими идеями и концепциями, то видел нас в виде ангелов или богов, и тогда восхвалял нас и даже обожал. Но когда менялось мнение, когда псевдо-ясновидец вдохновлялся какой-нибудь новой школой, когда прочитывал какую-нибудь книгу, которая казалась ему великолепной, когда слушал какого-нибудь лектора, приехавшего в город, когда решал сменить организацию, школу, тогда обвинял нас, говоря, что мы Чёрные Маги, видел нас как демонов. Таким образом доказано, что эти псевдо-ясновидцы являются совершенно спящими, которые видят свои личные сны, спроецированные в астральном свете.

Те, кто реально хочет достичь невыразимых вершин настоящего и подлинного Ясновидения, должны остерегаться опасностей само-обманутых, и подчиниться настоящей Эзотерической дисциплине.

Реальность

Настоящий и подлинный Ясновидец, тот, кто достиг Сверхсознания, никогда не кичится Ясновидением, никогда это не говорит. Когда он советует, то делает это, не давая понять другим, что он основывается на своём ясновидении.

Все Гностические Святилища должны беречься от тех персон, которые расхваливают себя и называют себя ясновидящими.

Все Гностические Святилища должны развить настороженность до максимума, чтобы защититься от показных ясновидцев, которые иногда появляются на сцене, чтобы клеветать и дискредитировать других, утверждая, что кто-то Колдун, другой Чёрный Маг, что иной упал и т.д. Надо срочно понять, что никакой настоящий Турийя не имеет гордости. В действительности все те, кто говорит «Я есть перевоплощение Марии Магдалены, Иоанна Крестителя, Наполеона» и т.д. - это глупые горделивые фантазёры псевдо-ясновидцы, упрямые дураки.

Мы не есть более, чем жалкие частицы пыли, ужасные черви грязи перед Страшным и Славным Величием Отца. То, что я говорю - это не аллегорически, ни символично, я говорю буквально, прямо, это страшная реальность.

В действительности, это Я, кто говорит: «Я есть Учитель такой-то», перевоплощение такого-то Пророка и тому подобные вещи.

В действительности Животное Я - это Сатана. Это Я - Эго, Дьявол, кто чувствует себя Учителем, Махатмой, Иереем, Пророком и так далее.

Сознание, Подсознание, Сверхсознание

Сознание, Подсознание, Сверхсознание обобщаются в одном - в Человеческом Сознании. Необходимо пробудить сознание. Тот, кто пробуждает Сознание, становится Сверхсознательным, достигает высот Сверхсознания, становится настоящим освещённым Ясновидцем - Турийей. Необходимо срочно превратить подсознание в сознание и полностью пробудить Сознание.

Необходимо чтобы всё сознание в целом абсолютно пробудилось. Только тот, у кого сознание в целом пробудилось, является настоящим Ясновидцем, освещённым, Турийей.

Так называемые Инфрасознание, Бессознание, Подсознание и т.д. являются только лишь формами или зонами спящего Сознания. Надо срочно пробудить сознание, чтобы быть Освещенным, Ясновидцем, Сверхсознательным.

Шесть основных измерений

За пределами трёх известных измерений, длины, ширины и высоты, существует четвёртое измерение - Это Время; а за пределами времени есть пятое измерение - Это Вечность. Но мы утверждаем, что за Вечностью существует шестое измерение, которое находится за пределами Вечности и Времени. В этом основном Шестом Измерении начинается Полное Освобождение. Только тот, кто пробуждается во всех шести основных измерениях Пространства, есть настоящий Ясновидец, Турийя, подлинный освещённый.

Из книги Искусство доминировать. автора Шлахтер Вадим Вадимович

Из книги Мистерии Евразии автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Азбука Шамболоидов. Мулдашев и все-все-все автора Образцов Петр Алексеевич

Из книги Путь Воина Духа.Том II. Человек автора

Сознание и подсознание Сознание и подсознание станут единым целым, когда трансформируются эгоизм и личность. Эгоизм отсекает сознание от подсознания, а внимание человека замыкает на себя и управляет образовавшимся биороботом.Сознание и подсознание содержат историю

Из книги Тоннель в подсознание, или уроки Силы автора Хольнов Сергей Юрьевич

Из книги Деньги - это любовь, или То, во что стоит верить. Том 1-3 автора Джоул Клаус Дж

Глава 10 Подсознание Давайте теперь поговорим о подсознании. Говорят, что нашими поступками лишь на 10 % руководит сознание, а на оставшиеся 90 % - подсознание. Это вполне вероятно, потому что подсознание постоянно влияет на нашу жизнь. Оно определяет наши мысли, определяет,

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

2. «И ВОЗНИКАЕТ СВЕРХСОЗНАНИЕ…» «Эволюционирующей частью органической жизни является человечество. И в нем есть своя эволюционирующая часть», - говорил Гурджиев. Это сверхчеловечество каким-то образом связано с Луной. В книге «Все и вся» он рассказывает о мифических

Из книги Практическая магия современной ведьмы. Обряды, ритуалы, пророчества автора Миронова Дарья

Составление индивидуальных сонников Ясновидение через подсознание Наши сны непосредственно связаны с нашим подсознанием, с нашей внутренней, духовной силой. Уметь читать свои сны так же важно, как уметь жить, дышать, любить. Никто не подскажет и не поможет вам так, как

Из книги Перекресток, или История Капли автора Образцов Анатолий

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации. Книга 4. За семью печатями автора Сидоров Георгий Алексеевич

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Сущность интуиции. Сверхсознание] § 597. «Ур. знает, как беспрерывно совершается работа в глубинах сознания и как редко люди ощущают ее. Чуткий человек улавливает эти внутренние зовы, которые помогают ему в некоторых событиях. Ученые пытаются назвать это интуицией или

Из книги Концепция развития и совершенствования человеческого существа автора Баранова Светлана Васильевна

3.6. Осознавание, сознание, самосознание и подсознание Через восприятие энергии знания в виде осознавания поступают в более низкочастотные энергетические структуры, в первую очередь в сознание.Сознание содержит конкретизированное знание о Законах Космоса и Вселенной,

Из книги Полный учебный курс Школы навыков ДЭИР. III и IV ступень автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Из книги Люди-зомби. Они среди нас автора Бубличенко Михаил Михайлович

Глава 2. Направление удара - подсознание Имеющая место на сегодняшний день недооценка биоинформационных методов воздействия и психотехнологий должна закончиться как можно скорее. Если наука будет и дальше игнорировать реальную опасность таких явлений как внушение,

Из книги Человек видимый и невидимый автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Глава III ЯСНОВИДЕНИЕ Всё это подводит нас к другой, важной для изучения теме. Каждый тип этой тонкой материи существует не только во внешнем мире, но и в самом человеке. Любой человек обладает не только физическим телом, которое мы видим, но и телами, названия которых и

Сознание, подсознание и сверхсознание - Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание).

Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать свое знание другому. К сфере подсознания относится все то, что когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это - хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок. К подсознанию относятся и проявления интуиции, не связанные с порождением новой информации, а основанные лишь на использовании ранее накопленного опыта. Подсознание формируется также на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверстников, непосредственно воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) проявляется в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Только затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логического анализа. Важнейшим средством тренировки и развития,сверхсознания является детская игра. Будучи свободна от достижения утилитарных и социально престижных целей (до определенного возраста), игра обладает той самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач. Детская игра мотивируется только потребностями познания и приобретения знаний, умений и навыков (вооруженности), которое понадобится в дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазером, первооткрывателем и творцом. Недаром подлинно великие умы характеризуются сохранением отдельных черт детскости.

Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминированностью поведения человека наследственными задатками, условиями воспитания, окружающей средой и субъективно ощущаемой им свободой выбора. Эта иллюзия свободы является чрезвычайно важной, поскольку обеспечивает чувство личной ответственности, побуждающее всесторонне анализировать и прогнозировать возможные последствия того или иного поступка.

С точки зрения внешнего наблюдателя человек несвободен, ибо все его поступки могут быть объяснены его характером, обстоятельствами и т. д. В то же время с позиции внутреннего наблюдателя - его рефлексирующего сознания - он свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный поступок.

В последнее время психологи говорят о том, что все, что бы человек ни делал, продиктовано его благими намерениями. Специалисты интернет-журнала сайт связывают это со сверхсознанием человека, о понятии и развитии которого пойдет речь в статье.

Обычно люди делят поступки на хорошие и плохие. Первые приносят пользу всем, кто с ними столкнулся (человеку и окружающим, на которых они были направлены), а вторые, наоборот, причиняют вред. Человек, совершивший поступки, тоже может говорить о том, что поступил плохо, неправильно, после чего испытывать угрызение совести или чувство вины. Однако мудрецы говорят о том, что ничего не было сделано случайно, у всего есть мотив для свершения. Если человек что-то неправильное или плохое сделал, у этого поступка были предрасполагающие факторы, которые были в первую очередь трансформированы и направлены на благое дело.

О том, как плохие поступки, даже самые ужасные и неправильные, являются благими, расскажет рассмотрение темы о сверхсознании, которым обладает каждый человек.

Что такое сверхсознание?

Что такое сверхсознание? Чтобы определиться с понятием, следует разобраться с тем, что такое . Термин состоит из двух дефиниций: «со» и «знание». «Со» означается «совместное», а «знание» предполагает информацию. Таким образом, человек получает информацию вместе с кем-то или от кого-то. Осознать – значит осмыслить ту информацию, которую человек получил из внешнего мира.

Однако сознание является лишь частью психической деятельности человека. Здесь еще выделяют подсознание и сверхсознание.

Подсознание примечательно тем, что является багажом того опыта, через который прошел человек. Здесь есть все, с чем человек сталкивался, что когда-либо изучал, что когда-либо испытывал, какие несознаваемые выводы делал, привычки, которые были сформированы по или без его воли, а также все то, что человеком было не замечено, не воспринято осознанно, однако он это пережил, увидел или испытал.

В подсознании хранится вся память человеческой жизни. Его главной функцией является разработка автоматических действий, решений и эмоциональных реакций, чтобы освободить сознание от мыслительных нагрузок. Другими словами, если человек многократно сталкивается со злыми собаками, то уже после первых встреч он разрабатывает такую модель поведения, которую потом начинает использовать, и она вскоре становится его привычной, если дает более или менее желаемый результат.

При достижении целей многие люди сталкиваются с тем, что у них ничего не получается сделать. Часто цели так и остаются нереализованными мечтами, о которых человек грезит и не может понять, почему он их не достигает. Причиной тому является его подсознание, которое уже имеет определенный набор автоматических действий, которые должен совершать человек, не задумываясь, чтобы разгрузить сознание перед новой информацией, которую нужно обдумывать.

Приведем очевидный пример: человек хочет бросить курить. В первый день он может приложить все усилия, чтобы не притрагиваться к сигаретам. Но тут на работе происходит форс-мажор: какие-то рабочие проблемы непредвиденного характера захватывают весь ум человека, который начинает думать над ними. Сознание занято обдумыванием проблем и их решением, при этом оно не контролирует те подсознательные посылы, которые диктуют человеку, как себя успокоить, стабилизировать в с . И здесь человек не замечает, как снова закуривает. Он не может остановить свою привычку, которая уже закреплена в , пока находится в стрессе и сознание занято обдумыванием проблемы.

Но когда все рабочие вопросы решатся, человек снова сможет посвятить свое сознание тому, чтобы контролировать посылы подсознания, пока вновь не будет охвачено какими-то проблемами или новой информацией.

Подсознание хорошо тем, что оно сохраняет весь опыт и наработанные навыки, знания, выводы. Под его влиянием человек действует автоматически, не задумываясь, что позволяет ему быстро реагировать на привычные и ранее знакомые внешние раздражители. Сознание освобождено, отсутствует психическое напряжение, человек действует на автомате, даже если это не дает ему возможности достичь целей, он по крайней мере сохраняет спокойствие.

Подсознание позволяет человеку сохранять спокойствие, поскольку всегда ведет его в те места, где он привык быть, и совершать те поступки, которые дают предсказуемый результат. Это может быть минусом, поскольку привычные поступки не позволяют человеку достичь целей (это то, чего человек еще не имеет, поскольку его привычные действия его к этому не приводят). Подсознание консервативное – оно хранит все то, что человеку понятно и привычно, полностью отвергая все новое. А ведь для достижения целей человек должен совершать непривычные и новые для себя действия.

Еще одной формой психики является сверхсознание. Под ним понимается творческое начало, нераскрытый потенциал человека. Сверхсознание можно назвать генератором новых идей, которые включают в себя необычную информацию, эмоциональные переживания, желание удовлетворить свои потребности.

Сверхсознание является таким же неосознаваемым, как и подсознание. Его задачей является поиск новых решений, идей, выходов из трудных ситуаций. Это так называемые инсайт, интуиция, озарение и прочее, что предполагает осознание человеком новой какой-то идеи, которой он ранее не знал либо не придерживался.

Сверхсознание можно назвать источником эволюции человека, который начинает становиться лучше, универсальнее, совершеннее. Сверхсознание предполагает выход человека за пределы привычной обстановки. Если, к примеру, человек не знает, что находится за дверьми его квартиры, тогда подсознанием можно назвать жизнь в пределах квартиры, где спокойно и все знакомо, а сверхсознанием – выход за пределы квартиры, когда человек начинает сталкиваться с новой информацией, осознавать ее, делать частью своего опыта.

Сверхсознание – это творческая интуиция, когда человек в трудной и даже обычной ситуации находит такой выход, которым никогда не пользовался. Это новое видение мира, это желание совершить необычные для себя действия, это создание, творение.

Минусом сверхсознания является то, что оно способствует разрушению привычного, в том числе традиций, ценностей, былых взглядов на мир и пр. Это то, что так не любит общество, которое подчиняется одним принципам и законам жизни, а теперь должно принимать новые идеи. Это можно сравнить с тем, как люди привычно верили в плоскость планеты Земля и не могли поверить в то, что она круглая.

Сверхсознание – это гипотеза. Человек выдает некую идею в конечном результате, но не может проследить пути ее зарождения и корректировки. Психологи не могут ее до конца изучить из-за неосознаваемости процессов формирования новых идей, которые человек выдает.

Известно, что сверхсознание базируется на эмоциональной сфере человека. Эмоции являются реакциями человека, которые говорят лишь об одном, удовлетворены его основные потребности или нет. Если потребности удовлетворены, тогда человек испытывает радость или счастье. Обычно в такой ситуации сверхсознание не работает. Однако оно становится активным под действием негативных эмоций, когда человек недоволен теми результатами, которые получил. Он начинает естественным образом искать способы удовлетворения своих желаний, чтобы дать себе желаемое спокойствие и счастье. Именно здесь включается сверхсознание, которое направлено на поиск новых путей решения ситуации, в которой человек пока не видит выгодного для себя выхода.

Понятие сверхсознания

Сверхсознание и подсознание являются частями несознаваемой деятельности психики. Сознание является сознательной ее частью. Интерес неосознаваемая часть представляет, поскольку она значительным образом влияет на жизнь человека.

Подсознание является хранилищем опыта, информации, автоматических действий и пр. Так, человек разгружает свой мозг от того, чтобы постоянно обдумывать одну и ту же информацию. Единожды ее познав или сделав вывод, приучив себя к определенной модели поведения, он уже не должен задумываться над этим.

Подсознание хранит все, что человек вобрал в себя: страхи, положительные и отрицательные модели поведения, конфликты, противоречивые понятия и пр. Подсознанию все равно, как человек относится к своим негативным выводам или привычкам. Если он продолжает ими пользоваться, не меняет их, не программирует себя на новые убеждения или модели поведения, значит, эти негативные паттерны являются ему выгодными.

Подсознание хорошо еще и тем, что человек быстро ориентируется в знакомом пространстве. Он не думает, а быстро анализирует, кто и что его окружает и как себя в такой обстановке вести.

Если рассматривать понятие сверхсознания, то оно не контролируется человеком, как и подсознание, и еще менее изучено психологами. Дело в том, что человек сталкивается с конечным результатом деятельности своего сверхсознания – инсайт, гипотеза, новая идея.

Сверхсознание является ситуационным явлением, которое выдает лишь некую идею, корректирующую или незначительно внедряющую что-то необычное. Значительным образом сверхсознание не работает. Оно направлено лишь на выявление нового варианта, модели поведения или идеи, которое можно использовать в ситуации либо отказаться.

Сверхсознание основывается на желании человека удовлетворять свои доминирующие потребности. Вот почему в начале статьи говорилось о том, что человек всегда действует из благих намерений:

  1. Он движим своими базовыми потребностями достичь равновесия, спокойствия и счастья.
  2. При этом он использует те модели поведения, которые обычно привык совершать в конкретной ситуации и при достижении определенной цели (подсознание).
  3. Если человек разовьет свое сверхсознание, тогда он сможет распознать иные способы достижения своих целей с учетом желаний и интересов окружающих, которым он своими поступками не навредит и себе принесет пользу.

Развитие сверхсознания

Самым интересным остается вопрос, как развить в себе сверхсознание. Достаточно трудно на него ответить, если нет четкого понимания того, как протекает процесс формирования новых идей. Однако можно дать рекомендации по созданию способствующих ситуаций, которые могут вызвать инсайты:

  • Игра. Попробуйте поиграть, смоделировав возникшую ситуацию. Побудьте собой, другим человеком, своим оппонентом и т. д. Увидьте ситуацию с разных сторон, чтобы быть способными что-то новое для себя понять.
  • Избавьтесь от убеждений, принципов, установок и пр. Не делите мир на плохое и хорошее, черное и белое, правильное и неправильное. Воспринимайте все в целом, не давая оценок.

Выйдите за ограничения и «заборы» своего сознания. Поставьте цель, которую хотите достичь, и увидьте, что для этого нужно сделать, чтобы прямо к ней прийти.

Итог

Сверхсознание лишь корректирует человеческое поведение. Оно помогает найти новые решения и идеи, которые окажутся более эффективными при удовлетворении своих желаний. Не следует его игнорировать, а лучше развивать.