Тем кто будет читать чтобы строить. Око планеты информационно-аналитический портал

Первому полету человека в космос предшествовала напряженная работа пионеров космонавтики - мечтателей и теоретиков, которые пропагандировали необходимость космических полетов и теоретически обосновывали их возможность. Одним из пионеров космонавтики был Александр Игнатьевич Шаргей, более известный как Юрий Васильевич Кондратюк, 115 лет со дня рождения которого исполнилось 21 июня. Почти все предложения, обоснованные Ю.В. Кондратюком в книгах, которые он издал за свой счет в 1919 и 1927 гг. были реализованы на практике.

В частности, именно его расчеты легли в основу разработки траектории полета человека на Луну. Александр Игнатьевич Шаргей родился 9 июня (21 июня по новому стилю) 1897 года в Полтаве в семье Людмилы Львовны Шлипенбах и Гната (Игнатия) Бенедиктович Шаргея. Мать Александра принадлежала к старинному шведскому баронскому роду. Именно ее предка в поэме "Полтава" вспоминал Александр Сергеевич
Пушкин:

"Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины,
Сдаётся пылких Шлипенбах... "

В 1910 г.., в 13 летнем возрасте Александр остался круглой сиротой и воспитывался в семье деда со стороны отца - врача Акима Никитича Даценка. В том же году он стал учеником Второй полтавской мужской гимназии, которую окончил с серебряной медалью 1916 года и поступил на механическое отделение Петроградского политехнического института. Проучившись всего два месяца, был призван в армию и зачислен в школу прапорщиков. Потом попал на фронт и до марта 1918 года воевал на Кавказском фронте.

Когда после Октябрьской революции царская армия распалась, Александр Игнатьевич отправился в родную Полтаву. Но на одной из кубанских станций его задержал белогвардейский патруль и как офицера мобилизовал в Белую армию. Не желая участвовать в братоубийственной войне, Шаргей при первой же возможности дезертировал и добрался до Киева, находившегося в руках деникинских войск. Здесь его снова мобилизовали в Белую армию, но, дезертировав повторно, он поселился в городке Смела Черкасской области.

После гражданской войны жизнь была трудная. Шаргей часто переезжал с места на место и брался за любую работу, которая могла бы прокормить: работал грузчиком и смазчиком на железной дороге, механиком на мельнице и масленичной, механиком кочегарки на сахарном заводе и элеваторе...

В любой момент Александра Игнатьевича как бывшего белогвардейского офицера могли арестовать. Чтобы избавиться от ощущения постоянного страха перед неопределенным будущим, он пошел на отчаянный поступок.

В Киеве на улице Саксаганского проживали мачеха Александра Игнатьевича - Елена Петровна Кареева (Гоберман) с дочерью. Когда умер их знакомый студент Георгий (Юрий) Васильевич Кондратюк, мачеха передала его документы Александру Игнатьевичу. После долгих размышлений О.Г.Шаргей стал в Малой Виске на военный учет как Юрий Васильевич Кондратюк, 1900 году рождения, сын преподавателя гимназии с Волыни.

Долгое время Шаргей Кондратюк работал на юге Украины, Кубани, Северном Кавказе. В частности, в 1925 году он переехал на станцию Крыловская Краснодарского края и стал работать механиком на хлебном элеваторе, а через два года получил приглашение в Новосибирск для работы в "Хлебопродукте", где принимал участие в строительстве и совершенствовании элеваторов. Именно тогда он построил в Камени на Оби свой знаменитый элеватор "Мастодонт" - огромное зернохранилище на 13000 тонн, настоящее техническое чудо.

30 июля 1930 г. его вместе с несколькими другими сотрудниками "Хлебопродукта" было арестовано по обвинению во вредительстве. Одним из пунктов обвинения было то, что он строил "Мастодонт" не только без чертежей, но и даже без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит огромного количества зерна и развалится.

10 мая 1931 г. Кондратюка был осужден на три года лагерей (хотя "Мастодонт" простоял более шестидесяти лет и сгорел в середине 1990-х годов). Вместо лагерей Юрий Васильевич был привлечен к работе в Новосибирском специализированном Бюро № 14 для узников инженеров по проектированию угольных предприятий. Во время работы в Бюро № 14 Ю.В.Кондратюк случайно ознакомился с условиями конкурса, объявленного Наркоматом тяжелой промышленности, на проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС). Юрий Васильевич сделал эскизы, привел расчеты и отправил их специалистам. Благодаря его новаторским предложениям и при содействии инициатора этих работ народного комиссара (по современному - министра) тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе Кондратюка привлекают к реализации необычного проекта. В мае 1933 года он попал в филиал Института промышленной энергетики в Харькове, в то время столице Украины.

Проект станции был выполнен в соавторстве с П.К.Горчаковым, а позднее к проекту привлекли инженера М.В.Никитина, будущего создателя здания Московского государственного университета и Останкинской телебашни в Москве и других выдающихся сооружений. 1937 года на горе АйПетри в Крыму началось строительство фундамента станции, однако уже 1938 года была принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций, среди которых был и общий с М.В.Никитиним проект ВЭС мощностью 12 МВт, с башней высотой 160 м и трёхлопастным пропеллером диаметром 80 м. В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось заниматься проектированием малых исследовательских ветровых электростанций в Проектно-экспериментальной конторе ветроэлектростанций.

Во время одного из приездов в Москву Кондратюк встретился с С.П.Королевым и получил от него приглашение на работу, однако ответил отказом. Работа над военными проектами предусматривала жесткий контроль со стороны "органов", и Юрий Васильевич опасался, что тщательная проверка его биографии могла раскрыть факт подделки документов и белогвардейское прошлое...

21 июня 1941г. Ю. В. Кондратюку исполнилось 44 года, а уже через несколько дней он ушел добровольцем на фронт. Был зачислен рядовым телефонистом в роту связи 2-го стрелкового полка 21-й Московской дивизии народного ополчения Киевского района 33-й Армии Резервного фронта. Впоследствии стал командиром отделения, а затем и помощником командира взвода связи. 23 февраля 1942 г. Юрий Васильевич Кондратюк погиб в бою с германско-фашистскими захватчиками в окрестностях села Кривцово Болховскго района Орловской области...

Мысль о полетах к Луне и планетам Солнечной системы захватила Александра Шаргея еще во время учебы в гимназии. Он завел тетрадь, в которой начал записывать свои первые расчеты и мысли, касающиеся полетов в просторы Вселенной.

В своей первой книге "Тем, кто будет читать, чтобы строить", изданной в 1919 году, он написал: "Прежде всего, чтобы вопрос этой работы сам по себе не пугал вас и не отвлекал от мысли о возможности осуществления, все время твердо помните, что с теоретической стороны полет на ракете в мировое пространство ничего невероятного собой не представляет ".

В этой работе он вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания ракетного двигателя с различными комбинациями расположения форсунок окислителя и горючего, параболоидного сопла и многое другое. Здесь также было предложено использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при ее спуске с целью экономии топлива, во время полетов к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить компактный взлетно-посадочный модуль (это и было реализовано американским агентством NASA в программе "Apollo"), использовать гравитационное поле небесных тел для дополнительного разгона или торможения космического аппарата для полетов в солнечной системе ("пертурбационный маневр"), рассмотрена возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов и размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли.

Только в 1920-х годах ему на глаза попался старый номер журнала "Вестник воздухоплавания" со статьей К.Э. Циолковского о полетах в космос. Как же жалел Юрий Васильевич о том, что это произошло так поздно! "В то же время, - писал Кондратюк, - я с удовольствием увидел, что не только повторил предыдущее исследование, хотя и другими методами, но сделал также и новые важные вклады в теорию полета".

Впоследствии Кондратюк подготовил к печати еще одну книгу под названием "Завоевание межпланетных пространств". "Головнауки" длительное время "тянуло резину" с вопросом издание этой книги, пока Кондратюк в 1929 году не напечатал ее за собственные средства в Новосибирске. В ней всего 73 страницы, 6 листов схем и чертежей, но именно эта тоненькая брошюрка принесла автору мировую славу.

В этой книге предложена последовательность первых этапов освоения космического пространства и развито некоторые идеи, сформулированные в первой книге.

Юрий Кондратюк предложил оптимальный путь ракеты после ее старта (так называемую "кривую улет"), а именно: вертикальный подъем сквозь плотные слои атмосферы, а затем на орбиту с определенной траекторией. Он рассмотрел вопрос тепловой защиты космических аппаратов при их движения в атмосфере. Но главным его предложением стали промежуточные межпланетные базы с запасами всего необходимого для длительного полета. Он подчеркивал необходимость создания постоянной космической базы на орбите вокруг Луны, на которую грузы доставлять будут автоматические грузовые ракеты, а межпланетные корабли смогут пополнить свои запасы и продолжить путь к Марсу, Венере или Меркурию.

Кондратюк писал также о возможности спуска корабля на крыльях и разработал схему "космического челнока". Он предположил, что во время первого полета на Луну экипаж космического корабля будет состоять из трех человек, двое из которых с помощью специального модуля достанутся лунной поверхности, а третий останется в корабле на окололунной орбите (что и произошло именно так почти через сорок лет).

Сейчас память Ю.В.Кондратюка уважают во всем мире. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны и малая планета Солнечной системы, а также трасса, двигаясь по которой, ракета с человеком впервые достигла Луны. В Киеве его именем названа улица, в Полтаве открыт памятник, а его имя присвоено Полтавскому национальному техническому университету. Есть медаль имени Ю.В. Кондратюка, выпущено юбилейную монету и две почтовые марки. В Российской Федерации его именем названа улица в Москве и площадь в Новосибирске, в станице Октябрьской Крыловского района Краснодарского края открыто "Мемориальный музей Ю. Кондратюка". Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. А в день его юбилея - 21 июня 2012 - главная страница популярной поисковой системы в Интернете Google была посвящена Ю.В.Кондратюку.

Вековая мечта разрешится технически просто,
И взлетят корабли, засигналят в космической мгле...
Но не будет тебе ни звезды, ни креста, ни погоста,
Даже имя чужое ты оставишь родимой земле.

А. Кухно. Памяти Ю. В. Кондратюка

А вы знаете, что американцы долетели до Луны благодаря советскому человеку товарищу Кондратюку?

Он придумал в СССР как слетать на Луну и вернуться домой уже в далёкие 20-е годы. Американцы откопали его книжицу, которую он издал на свои деньги в количестве 2000 экземпляров, в библиотеке Конгресса США и осознали, что теперь им понятно как лететь на Луну. И назвали путь на Луну «трассой Кондратюка».

Американский астронавт Нил Армстронг - первый человек на Луне - специально побывал в Новосибирске, где набрал пригоршню земли у стен того дома, где жил и работал Юрий Кондратюк. Впоследствии Армстронг заявил: «Эта земля для меня имеет не меньшую ценность, чем лунный грунт». Запомните эту фразу.

Вот эта трасса или «улитка Кондратюка» на мемориальной доске, которую я заснял на 14-й линии Васильевского острова, дом 31:

И покрупнее:

Здесь есть интрига. Весь мир считает, что своё открытие Кондратюк сделал в Новосибирске, но доска гласит - в Питере! Он в 1916 году поступил в родной Политех, а уже через 3 месяца был призван в армию и поступил в школу прапорщиков. В начале 1917 года его уже послали на турецкий фронт. Сколько же он здесь прожил? Недолго…

Меня удивляет насколько была неповоротливая советская пропаганда: когда весь мир восхищался американцами, слетавшими на Луну, отдел пропаганды ЦК КПСС должен был громко кричать - они слетали по трассе Кондратюка, советского инженера! Не кричали и не говорили. Отчего же? Интересную версию я приведу в конце статьи.

Итак, высшего образования у него не было, даже фамилия не настоящая! Он Шаргей Александр Игнатьевич, 1897 года рождения, всю жизнь жил по чужим документам, опасаясь за своё белогвардейское прошлое… Однако он стал настолько разносторонним конструктором, что строил и проектировал мосты и шахты, ветрогенераторы и механизмы, даже построил крупнейший деревянный элеватор в мире! Без гвоздей. Под названием «Мастодонт». За что и был посажен - ведь может развалиться… Посадили на три года, работал в шарашке. А элеватор простоял 60 лет, потом сгорел в 1992 году.

Он даже набрасывал эскиз сверхглубокой скважины для геотермальной электростанции.

В 1932 году он выиграл всесоюзный конкурс на строительство мощной Крымской ветроэлектростанции на горе Ай-Петри. Высотой 165 метров. Только достроить не удалось. Но его заместитель Никитин, который и рассчитывал бетонную колонну, много лет спустя построил Останкинскую телебашню, опираясь на тот проект.

Сделал он много чего, однако, самый главный его вклад в мировую науку - «улитка». Придумать он смог в тонкостях хитрый путь на Луну, используя притяжение Земли и Луны, придумать спускаемый модуль для посадки на спутник, тормозить об атмосферу при возвращении на Землю, схему четырёхступенчатой ракеты, даже форму дюз!

Вот книжка размером 73 страницы, которую и нашли американцы:

Рассчитал траектории экономичного взлета с Земли, предложил впервые использовать в качестве горючего для ракетных двигателей некоторые металлы, например, магний, литий, алюминий и другие, доказал, что ракета, не сбрасывающая своих баков, вылететь за пределы земного тяготения не может; разработал первым вариант экспедиции на Луну через окололунную орбиту.

Предложил размещение космонавтов в ложементах, облегающих тело; рассчитал температурный режим при трении об атмосферу, считал возможным использовать гравитационные силы небесных тел для разгона и торможения космических аппаратов, предложил способы стабилизации вращения "снаряда" с помощью плавающих поплавковых гироскопов, предложил использовать при возвращении на Землю ракеты с крыльями, подробно доказав выигрыш в соотношении весов горючего и самой ракеты; рекомендовал космонавтам выходить в открытый космос в больших или меньших подобиях водолазных костюмов, используя при этом шлюз и имея запас воздуха.

Он даже придумал защиту для будущих шатлов - покрывать переднюю часть фарфоровой черепицей!

Американцы, которые считают Кондратюка родоначальником космической эры, на мысе Канаверал установили ему памятник. А в день его юбилея - 21 июня 2012 - главная страница популярной поисковой системы в Интернете Google была посвящена Ю.В.Кондратюку.

На обратной стороне Луны есть кратер Кондратюка. Только назвали его не мы, американцы.

Отчего же мы его не помним? Только в 1987 году на Украине впервые громко произносят его имя, космонавт Севастьянов снимает о нём фильм «Что в имени тебе моём?» Отчего старенькая брошюрка внезапно находится в библиотеке именно тем, кому поручен проект пилотируемого полёта на Луну? Джон Хуболт его звали. Потом он же сказал, что Кондратюк умер в 1952 году. Ошибся? И практически всё придуманное Кондратюком применяется американцами. Отчего Армстронг берёт горсть земли от дома Кондратюка в Новосибирске и увозит её в Америку. Кому?!

Конспирология, ага!

Есть такая версия.

Официально он погиб в феврале 1942. Википедия пишет:
Согласно «Книге памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне. Том 7», Кондратюк Юрий Васильевич проходил службу в 110 стрелковой дивизии 33 армии, в должности помощника командира взвода 1291 стрелкового полка, погиб 25.02.1942 года, похоронен у деревни Кривцово Калужской области.

Однако, некоторые его сослуживцы, написавшие воспоминания об учёном, считают 3 октября 1941 года датой гибели Кондратюка. И не погиб, а пропал без вести. Однако более тщательные исследования, предпринятые в последние годы, показали, что это мнение было основано на косвенных данных и предположениях бывших фронтовиков. Всё запутанно очень…

Однако твёрдо бытует мнение, что он не погиб ни в октябре, ни в феврале. Он ушёл к немцам! Пропали и все его бумаги, коих был целый чемодан. И говорят, что потом он работал над ракетами у Вернера фон Брауна, тем более в списке сотрудников барона действительно есть фамилия Кондратюк.

А есть ещё одна невероятная версия - Кондратюк и есть сам фон Браун!!!

Посмотрев на фотографии, точно сказать могу - у них разные лица. Это бредовая версия.

А вот то, что он работал на немцев, вполне вероятно.

В 1922 году он пытался пешком дойти до Германии, но попался на границе. Ещё перед войной он говорил гражданской жене, что в нашей стране он не сможет построить ракету. А это цель всей его жизни. Потянут эти бешеные затраты только США, надо туда пробираться. Он ушёл от жены за несколько дней до начала войны с чемоданом бумаг… Только куда?

Гэбня всё это знала, оттого его имя и было скрыто от нас. Такова моя версия! И такова была необычная жизнь неизвестного гения…

Юрий Кондратюк (Александр Игнатьевич Шаргей), один из выдающихся теоретиков полетов в космос.

В 60-е годы он стал всемирно известным благодаря научному обоснованию способу полетов космических кораблей к Луне.

Рассчитанная им траектория получила название «трассы Кондратюка». Ею пользовались американские космические аппараты «Аполлон» для высадки человека на лунную поверхность.

Детство и юность

Этот один из выдающихся основоположников космонавтики родился в Полтаве 9 (21) июня 1897 года. Свое детство он провел в бабушкином доме. Она была акушеркой, а ее муж земским врачом и государственным чиновником.

Некоторое время с отцом жил в Санкт-Петербурге, где с 1903 учился в гимназии на Васильевском острове. Когда в 1910 году отец умер, мальчик снова вернулся к бабушке.

Окончил полтавскую гимназию с серебряной медалью в 1916г. Стал студентом столичного политехнического института, где учится на механическом отделении.


Родители Юрия Кондратюка

Родители познакомились в Киеве. Мать Людмила Львовна Шлипенбах из обрусевших немцев. У нее было аристократическое происхождение. Работала учительницей географии и французского языка в женской гимназии.

Отец Игнатий Бенедиктович Шаргей был студентом физико-математического факультета Киевского университета Святого Владимира. Оба участвовали в студенческом движении и преследовались полицией. Когда Кондратюку (Александру Шаргею) был год, мать серьезно заболела и до конца дней находилась в больнице для душевнобольных.

Оставив сына на попечение бабушки, И. Шаргей отправился в Германию, где продолжал образование. После возвращения на родину в 1903 году вместе с сыном переехал в Санкт-Петербург. Там мальчик жил в новой семье отца до его смерти.

Научная деятельность

Идеи Юрия Кондратюка относительно космических полетов разработаны им независимо от К. Э. Циолковского. Он изложил их в изданной в 1919 году брошюре. В ней содержались опередившие свое время революционные положения, которые спустя много лет оказали огромное влияние на развитие космонавтики. Основными из них являются:

  • концепция космической ракеты, использующей кислородно-водородноетопливо
  • варианты конструкции сопла, топливных и окислительных форсунок двигателя ракеты
  • оригинальная методика расчета основополагающего уравнения перемещения космического корабля
  • обоснование в целях экономии топлива использования атмосферы планеты для замедления движения ракеты
  • вывод космических кораблей на орбиты искусственных спутников исследуемых планет с последующей посадкой на их поверхность
  • применение компактного взлетно-посадочного аппарата при посадке на планету и возвращении с ее поверхности
  • использование при межпланетных полетах для ускорения и торможения за счет гравитационных полей планет
  • применение энергии Солнца для энергоснабжения космических аппаратов
  • выведение огромных зеркал на орбиту Земли для освещения ее поверхности.

Свои идеи он развил в изданной в 1929 году за собственный счет работе, посвященной завоеванию космоса. В брошюре обоснованы последовательность этой деятельности, условия осуществления межпланетного полета, использования транспортных грузовых аппаратов для снабжения орбитальных спутников, необходимость предупреждения перегрева космических объектов при перемещении в атмосфере.

Кроме того, в 30-е годы он разрабатывал проект огромной ветроэлектростанции в Крыму, который не был реализован, другие проекты объектов ветроэнергетики в Советском Союзе. В этот же период запатентовал несколько изобретений в сфере горношахтного оборудования.

Биография

После призыва в армию в 1916 году получил звание прапорщика и воевал на турецком фронте Первой мировой войны. Мобилизованный в 1918 году в Белую армию, из нее дезертировал. Во время «красного террора», когда офицера могли расстрелять, при помощи мачехи сумел получить документы на уроженца Луцка Юрия Васильевича Кондратюка.

В 20-е годы в разных регионах европейской части страны работал смазчиком, прицепщиком вагонов, механиком элеватора. В 1927 году, боясь разоблачения, перебрался в Новосибирск, где работал на предприятии, которое строило элеваторы. Работая в Сибири, он сумел построить без использования гвоздей огромное зернохранилище на 13 тыс. тонн. Его называли мастодонтом, и оно позволило обеспечить хранение зерна в одном из сибирских городов. Этот элеватор прослужил более шести десятков лет и был уничтожен пожаром в 90-х годах.

Все свое свободное время он посвящал книгам и разработкам. Приехал в Москву в 1925г с целью публикации своей научной книги. Только на следующий год он получил положительный отзыв инженера В.П. Ветчинкина, который призывал опубликовать труд и взять на работу автора в Москву. Шло время, пока проверяли трактат, потеряли интерес к Юрию Кондратюку. Не забыл про него только Ветчинкин. Они встретились, долго и увлеченно говорили о изобретениях. Ветчинкин обещал опубликовать тру, предварительно написав предисловие.

Книга, доработанная Кондратюком была опубликована за свой счет в 1929г в Новосибирске, а называлась она "Завоевание межпланетных пространств". Редактором был Ветчинкин. Тираж небольшой, всего 2 000 экземпляров, количество страниц не больше 100. Автор был очень рад такому событию.

В 1930 году был арестован как вредитель, поскольку местные руководители полагали, что элеватор развалится. Его осудили на три года лишения свободы. Наказание отбывал в специальном учреждении для осужденных. Спас Юрия Васильевича проект ветряной электростанции, он оказался лучшим их всех представленных. Ученого возвращают в Москву. Спустя сорок лет Ю. Кондратюка полностью реабилитировали.

С началом Великой Отечественной войны 44 - летним добровольно ушел на фронт. Зимой 1942 года погиб. Однако место его захоронения доподлинно не известно. Имеются и другие версии смерти Кондратюка. Согласно одной из них он попал в плен и погиб в концлагере. Согласно другой версии, работал в немецком ракетном центре. В качестве аргумента приводится найденная у немцев его рукописная тетрадь с расчетами по ракетам. По одной из версий ученый умер в 1952 году.

Когда в 1969 году в NASA дискутировались способы полета на Луну, возобладала идея Юрия Кондратюка о выводе корабля «Аполлон» на окололунную орбиту, отделения от него и спуска на поверхность отдельной кабины. Мечту ученого реализовал американский астронавт Нил Армстронг.

Шаргей Александр Игнатьевич (Кондратюк Юрий Васильевич)
21 июня 1897

Жизнь этого человека с поливариантной биографией достойна монументальных книги и фильма.
Александр Игнатьевич Шаргей родился в Полтаве 21 июня 1897 года. Его отцом был еврей-католик, а матерью баронесса немка Людмила Шлиппенбах. В 1916 году он поступил в Петроградский политехнический институт. Но закончить не удалось. В том же году Шаргей был призван в армию. В чине прапорщика честно воевал на турецком фронте.
В 1918 году вернулся в Полтаву. И написал давно обдумываемую книжечку, которую издал за свой счет в Киеве, «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В ней он описал и инженерно точно рассчитал полет управляемого корабля на Луну. С выводом ракетой аппарата на лунную орбиту, посадкой челнока с человеком на поверхность спутника, с возвращением космонавтов на Землю, используя для доразгона и торможения силы гравитации Земли и Луны. Время для публикации оказалось не самым подходящим.
Потом судьба сделала неожиданный кульбит. В ходе Гражданской войны Шаргей был призван в Добровольческую армию. Однако воевать не хотел и дезертировал. Полтаву заняли красные. Шаргею грозил визит чекистов и арест. Но ему по-соседски перешли документы умершего от туберкулеза ровесника, простого украинца. И оставшуюся жизнь Шаргей прожил под именем Юрия Васильевича Кондратюка.
Он принялся кочевать по всей стране, трудясь рабочим и зарабатывая себе известность, как талантливый инженер. В 1927 году Кондратюк оказался в Новосибирске. В городке Камень-на-Оби требовалось спасать урожай зерна в условиях отсутствия элеватора и строительных материалов. Кондратюк по своему проекту без единого гвоздя построил деревянный элеватор «Мастодонт», прослуживший более 60 лет.
В 1929 году он издал вторую книжку «Завоевание межпланетных пространств». Был арестован, как вредитель, но работал в томской шарашке. Затем трудился в Крыму, где по его проекту началось строительство мощной ветряной электростанции, но не было закончено.
В начале Великой отечественной Кондратюк добровольцем пошел на фронт и погиб в 1942 году.
Когда в 1969 году американцы высадились на Луне, то сами признались - расчет их полета в точности совпал с расчетом, сделанным Шаргеем-Кондратюком за полвека до этого. Во время своего визита в Новосибирск первый человек на Луне Нейл Армстронг с почтением собрал в кулечек землю возле дома, где жил Кондратюк.
Существует версия, что во время войны Кондратюк не погиб, а попал в плен. Кто-то из немцев оказался знаком с его трудами. В результате Кондратюк начал работать в КБ Вернера фон Брауна, где думали не только над ракетами «Фау», но и замышляли замахнуться на космос. После войны засекреченный Кондратюк вместе с шефом фон Брауном работал в США. И лунный проект Америки во многом его детище.

  • Социальные явления
  • Финансы и кризис
  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    В 1969 году после удачной высадки астронавтов Нила Армстронга и Эдвина Олдрина на Луну американский ученый доктор Джордж Лоу признался в одном из интервью: «Мы разыскали маленькую неприметную книжечку, изданную в России сразу же после революции. Автор ее - Юрий Кондратюк - обосновал и рассчитал энергетическую выгодность посадки на Луну по схеме: полет на орбиту Луны - старт на Луну с орбиты - возвращение на орбиту и стыковка с основным кораблем - полет на Землю». Украинская фамилия российского ученого заинтересовала тогдашнего Первого секретаря ЦК Компартии Украины Петра Шелеста. Он дал команду срочно выяснить подробности биографии Юрия Кондратюка и разыскать его труды.

    Сенсация времен застоя

    Спасибо товарищу Шелесту за интерес к имени «советского специалиста в области космонавтики» Юрия Кондратюка. Вряд ли тогда хоть кто-то полностью одолел изданный в 1969 году «Украинский энциклопедический словарь-, где затерялась следующая справка: "Кондратюк Юрий Васильевич (июль 1900, Луцк - 1942), украинский советский ученый-изобретатель, один из первых творцов и испытателей ракетной техники. Разработал ряд схем ракет для межпланетных пространств, уоловия полета, ракетное топливо".

    Шелест распорядился создать комиссию по изучению биографии «украинского Циолковского-. И тут открылось нечто сенсационное. Оказывается, Юрий Васильевич Кондратюк умер...в 1921 году. А под фамилией Кондратюка скрывался механик-самоучка, теоретик космонавтики Александр Игнатьевич Шаргей. После многих исследований комиссия это установила точно - вплоть до сличения почерков Кондратюка и Шаргея.

    Если бы Сергей Павлович Королев к тому времени оказался жив, установить личность гениального ученого было бы намного проще, поскольку в 1947 году, не без усилий главного ракетного конструктора, переиздавалась книга Юрия Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств», а через три года Королев запросил из архива рукописи... Александра Шаргея! То есть Сергей Павлович доподлинно знал, кто взял себе этот псевдоним. Да и стиль научных работ Шаргея и Кондратюка говорит о том, что писал их один человек.

    Шаргей-Кондратюк

    На самом деле Александр Игнатьевич Шаргей родился в Полтаве в 1897 году. Космосом «заболел» довольно рано - в 16 лет. Впоследствии он писал Циолковскому: -...с тех пор, как я определил осуществимость вылета с Земли, "достижение этого стало целью моей жизни". В 1916 году Шаргей с серебряной медалью окончил Полтавскую мужскую гимназию. В том же году он приезжаете Петроград и поступает в Политехнический институт. Учиться пришлось недолго - шла Первая мировая война. Студента призывают на военную службу. Но все же в марте 1917 года он заканчивает свою первую рукопись, посвященную космосу.

    Однако время было совсем неподходящее для научной деятельности. Началась Гражданская война. Александра Шаргея мобилизуют в белую армию. Он дважды оказывается в ее рядах и дважды сбегает оттуда. Таким образом, создалась тупиковая ситуация: для белогвардейцев Шаргей был дезертиром, для советской власти - врагом, воевавшим на стороне белых. Опасаясь за свою жизнь, Александр Игнатьевич раздобывает при случае документы умершего от туберкулеза студента Киевского университета Юрия Васильевича Кондратюка. Под этим именем он и проживет до конца своих дней.

    Судьба новоиспеченного Кондратюка (будем теперь и мы называть его так) особо легкой все равно не стала. Он работал на маслобойке, на мельнице, был сцепщиком вагонов, затем утвердился в организации «Хлебопродукт», строил элеваторы и хлебохранилища. Именно тогда он возвел без единого гвоздя знаменитый элеватор «Мастодонт» в Камне-на-Оби - зернохранилище на 13 тысяч тонн. В условиях тотального дефицита это было невероятным.

    В 1929 году Кондратюку наконец-то удается издать свой труд «Завоевание межпланетных пространств», основой которого стали расчеты, сделанные еще в 1916-1917 годах. Экземпляр книги автор послал Циолковскому. Получил от Константина Эдуардовича письмо и три книги. В это же время Кондратюк переписывается с другими видными учеными в области теории космонавтики. Казалось бы, жизнь кое-как наладилась. Но Юрия Васильевича ждало новое испытание. По ложному навету его арестовывают. Осуждают на три года. Однако лагерь заменяют ссылкой. Там Кондратюк трудится в закрытом конструкторском бюро НКВД, так называемой шарашке.

    Через некоторое время ему предлагают работать у Сергея Павловича Королева, который возглавлял тогда Группу изучения реактивного движения. Но Кондратюк отказался. Прочитав вопросы анкеты, которую необходимо было заполнить для поступления в ГИРД, бывший белогвардеец понял, что ему грозит разоблачение. Последствия этого понятны. В первые дни Великой Отечественной войны Кондратюк уходит добровольцем на фронт. И через несколько месяцев пропадает без вести. С тех пор о судьбе ученого ничего неизвестно. Предположительно, он погиб у деревни Кривцово Калужской области, будучи помощником командира взвода стрелкового полка.

    Главное дело жизни

    Несмотря на всю необустроенность жизни, Юрий Васильевич никогда не прекращал заниматься космосом. Еще в 1915 году он делал расчеты космического полета. На полу его маленькой комнаты лежали огромные листы с аккуратно выполненными чертежами. Восемнадцатилетний юноша работал над своей первой рукописью, которая, кстати, до сих пор не опубликована. Замечательно, что в том, первом, исследовании Кондратюк прошел тем же путем, каким практически прошло человечество, осваивая безвоздушное пространство. Вот план Кондратюка: испробовать действие приспособления для подъема в атмосферу; полет не особенно далеко от земной поверхности - на несколько тысяч верст; полет на Луну без остановки; полет вокруг Луны; полет на Луну с остановкой.

    Много лет спустя Юрий Васильевич писал профессору Рынину: «Достигнув в 1917 году в своей работе первых положительных результатов и не подозревая в то время, что я являюсь первым и единственным исследователем в этой области, я на некоторое время как бы "почил на лаврах" в ожидании возможности приступить к экспериментам, которую рассчитывал получить реализацией изобретений, держа в то же время свою работу в строжайшей тайне, так как, учитывая с самого начала огромность и неопределенность возможных последствий от выхода человека в межпланетное пространство, я в то же время наивно полагал, что достаточно опубликовать найденные основные принципы, как немедленно кто-нибудь, обладая достаточными материальными средствами, осуществит межпланетный полет*.

    Гениальный космический конструктор

    Как известно, такие средства нашлись у США спустя полвека. И межпланетный полет был осуществлен. А вот Юрий Кондратюк до практических экспериментов, увы, не дожил. Его уделом стала теория. Но какая! Тут без перечня работ нам не обойтись. Итак, Юрию Васильевичу Кондратюку принадлежат следующие открытия.

    1. Расчет скорости ракеты для преодоления земного притяжения. Вычисления выполнены независимо от Циолковского и совершенно иным, оригинальным способом.

    2. Идея создания многоступенчатой ракеты - также без знакомства с работами Циолковского и Цандера.

    3. Обоснование важности сжигания в космосе отработанных конструкций.

    4. Расчет оптимальной траектории запуска ракеты с использованием вращения Земли и движения Луны, что дает огромную экономию средств.

    5. Вывод о необходимости использования в атмосфере крыльев для торможения ракеты. Расчет оптимальных вариантов торможения.

    6. Указание на важность создания и использования промежуточных космических баз, включая лунные.

    7. Расчет траектории полета космических кораблей к Луне и обратно. До сих пор эта трасса называется «петлей Кондратюка».

    В своих работах Юрий Васильевич также пришел к выводу, что для посадки на Луну надо использовать отдельный посадочный модуль. Правильность расчетов и проектов ученого всецело подтверждены полетом «Аполлона-11» и высадкой на Луну астронавтов Армстронга и Олдрина. И даже этот список далеко не полный! Прав один из наших современных ученых: доживи Юрий Васильевич до наших дней, «мы имели бы гениального космического конструктора».

    Михаил ЕРШОВ

    https://www.youtube.com/embed/R6NMUN0D83o