В каком году родился барто п н. Журнальный мир. Соболезнования о смерти Агнии Барто

Агния Барто всем сердцем любила детей. Как иначе можно объяснить, что именно её детские стихи так запали в сердце тем из нас, кто читал их в своём детстве? К тому же Барто показала себя не только как талантливая поэтесса, но и как замечательная радиоведущая и киносценарист.

  • Биографы Барто до сих пор не сошлись во мнении, когда родилась будущая детская писательница – в 1905 или 1906 году.
  • Возможно, интерес к поэзии возник у маленькой Агнии благодаря дяде Григорию Блоху, известному врачу, который также писал детские стихи.
  • Агния Волова (именно такой была фамилия Барто до замужества) окончила хореографическое училище и примерно год была балериной в театральной труппе.
  • В юности Агния успела поработать в магазине одежды, чтобы финансово поддержать своих родителей. Ей пришлось соврать о своем возрасте, так как девушке было всего 15 лет, а на работу принимали шестнадцатилетних.
  • Начать карьеру поэтессы Воловой посоветовал нарком просвещения Анатолий Луначарский, случайно услышавший, как она читает свои стихи.
  • Первым мужем будущей поэтессы был литератор Павел Барто. В результате их шестилетнего брака на свет появился сын Эдгар и три совместных стихотворения.
  • Годы войны Барто с семьей провела в Свердловске, где поэтессе пришлось работать токарем – она говорила, что пошла на эту работу, чтобы больше общаться с подростками и черпать вдохновение для стихов.
  • Во время ВОВ Барто получила государственную премию и отдала все деньги на строительство танка.
  • Победа в войне для Барто была омрачена личной трагедией – 5 мая грузовик насмерть сбил ее 18-летнего сына, катавшегося на велосипеде.
  • Вторым мужем писательницы стал академик Андрей Щегляев, занимавшийся вопросами теплоэнергетики. Вскоре у супругов родилась дочь Татьяна, ставшая кандидатом технических наук.
  • Агния Барто горячо осуждала публикацию народных сказок, так как они, по ее мнению, мешали воспитанию детей в духе социализма. Она также выступала против творчества Корнея Чуковского и его дочери Лидии.
  • Барто в качестве приглашенного эксперта принимала участие в судебном процессе против писателей Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Именно она в своем заключении подчеркивала антисоветский характер их сочинений. В итоге писатели были отправлены в лагеря на срок от 5 до 7 лет за антисоветскую пропаганду.
  • Поэтесса более 10 лет вела радиопрограмму «Найти человека», которая помогала семьям найти детей, потерянных в годы войны. Передача помогла воссоединить почти 1000 семей. Ее формат лег в основу современного телешоу «Жди меня».
  • Агния Барто писала не только стихи, но и киносценарии – в частности, благодаря ее соавторству с Риной Зеленой появился популярный фильм «Подкидыш».
  • Именем Барто названы малая планета и кратер на Венере (см. ).
  • Во время встречи советских писателей с космонавтами Юрий Гагарин оставил Барто автограф, написав на листке бумаги строчку из ее стихотворения про мишку. Этот листок сейчас выставлен в музее поэтессы. Гагарин говорил, что это стихотворение дало ему первое представление о добре и зле (см. ).

Ну-ка, угадайте, кто она - самая известная?

Долго гадать не придется: поэтесс в наших литературах - раз-два, и обчелся: Ахматова с Цветаевой в русской классической, Ахмадулина и Друнина в оттепельной, несчастная Цётка , которой обязательно пририсовывали усы или платочек в хрестоматии по беллиту, опальная Арсеньева и забытая Гениюш . И - она.

Об этой поэтессе Расул Гамзатов однажды сказал: у нее читателей - побольше, чем населения некоторых континентов. И это точно: ее книги читают, перечитывают, переиздают, без раздумий покупают сотнями миллионов экземпляров. Издательства, не сомневаясь, печатают ее стихи самыми большими тиражами. До сих пор. И даже когда бумажная книга почти умрет - ее книги останутся. Потому что ее аудитория без бумажной книги попросту не сможет.

Да, я - об Агнии Барто , самой замечательной из всех известных мне детских поэтов, прожившей удивительную, но не слишком известную жизнь...

Факт первый: о Маяковском

Агния родилась в 1907 году, начала очень рано писать, в 1925 уже была замечена наркомпросом Луначарским - ее юность прошла на расстоянии вытянутой руки от гениев. Кумиром девушки, ее первой пылкой читательской любовью и героем поэтической мечты был Владимир Маяковский: зачитанные до дыр книжки стихов, затверженные наизусть строки, отчаянное желание встретиться…

Однажды, играя с приятельницей в теннис на писательских дачах, Агния побежала за мячиком и… за забором увидела Маяковского! Это был забор той самой дачи, о которой он написал свое «Необычайное приключение…».

Сколько раз потом Агния прибегала сюда, высматривая Поэта! А он давал повод: ходил, сложив за спиной руки, погруженный в поэтическую задумчивость… Агния придумала целую речь: что именно она скажет, когда Маяковский поднимет на нее глаза. Он не поднял ни разу - и этим спас девушку от позора. Речь, вспоминала позже Барто, была ужасная.

Факт второй: о фронте

В годы войны Агнию Барто отправили в эвакуацию. Но она просилась и просилась на фронт. Ей, разумеется, отказывали: возраст, бронь - писателей берегли. Барто оказалась очень настойчивой, и в конце концов ее отправили на месяц в окопы в составе агитбригады. И она читала стихи - в госпиталях, в окопах передовой. Детские стихи: про девочку чумазую, про китайчонка Ван Ли, про мишку и его лапу… Солдаты плакали: стихи напоминали им о детях.

Факт третий: о кино
Агния Барто - не только замечательная детская поэтесса. Она - успешный киносценарист. «Подкидыш» с Раневской и знаменитым «Ходят тут всякие, а потом пианино пропадает» - фильм, снятый по сценарию Агнии Барто (в соавторах, между прочим, Рина Зеленая, кто не в курсе - актриса, известная всем по роли Черепахи Толтиллы). А еще есть замечательное детское кино «Алеша Птицын вырабатывает характер» и чудная картина «10 000 мальчиков» - ее вклад в советское кино.

Факт четвертый: о деле жизни

Весной 1945 Агния пережила страшную трагедию. Они вернулись из эвакуации - и в московском дворе ее старший сын, восемнадцатилетний студент Эдгар Барто, был сбит автомашиной. Смерть первенца подкосила писательницу, она замкнулась в себе, перестала писать.

Страшная тоска толкнула ее к тем, кому - еще хуже: она начала ездить по детским домам, расспрашивать детей о родителях и помогать им в поисках родни. Скоро на адрес Барто стали приходить письма от самых разных людей с просьбой помочь в поисках.

Потом писем стало так много, что в коридоре поставили два чемодана: туда почтальон сгружал корреспонденцию, а Агния Львовна ночами читала ее и писала сама - в инстанции, в детские дома, в военкоматы… Из этой работы родилась радиопередача «Найти человека» - прообраз современного «Жди меня». Агния Барто вела ее больше десяти лет.

Факт пятый: о стихах

Но почему - именно ее стихи? Чем они лучше стихов сотен других поэтов и поэтесс, каждый день штурмующих высоты такой, казалось бы, нетребовательной литературы - литературы для детей?

Литературоведы объясняют: секрет в понятных, простых словах, четком ритме, легких, отточенных рифмах, совпадающих с детским видением мира цветовых и предметных решениях стиха, их конкретности (заметьте: ее герои всегда имеют имя и характер, даже если это - малюсенькое четверостишие про Таню и мячик) и отсутствии бьющей в лоб морали.

А еще - в удивительной современности: нынешним детям Агния Барто так же близка, как и первым читателям ее первых стихов в далеком 1920 году.

Хотя и мир уже совсем-совсем другой, и дети совсем-совсем другие, и родители…

Меняются времена, педагогические концепции и правила - а ее мишки с лапами, зайцы на скамейках, бычки на досточках все так же интересны и понятны всем.

) - детский поэт, орнитолог, первый муж Агнии Барто .

Семья

Агния Барто была его первой женой. Брак продлился 6 лет. Их сын Эдгар (Гарик) погиб в результате несчастного случая (катался на велосипеде и попал под грузовик) в 1945 году . Павел Барто был соавтором трёх её стихотворений (в том числе «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая»).

Затем был женат ещё 3 раза (в последний раз на собственной кузине) и имел нескольких детей от этих союзов. Второй женой Павла Николаевича была Любовь Васильевна Севей. У них родились три дочери: Марина ( г., мать прот. Артемия Владимирова), Сюзанна ( г.) и Анна ( г.). Третьей женой Павла Барто была Евдокия Ивановна (прожили вместе 20 лет). Четвёртой женой - Рената Николаевна Виллер, его кузина . С последней супругой прожил 25 лет. Похоронен на Введенском кладбище .

Книги

  • «Толстуха куцая» ()
  • «Посол»
  • «Про кота Федьку, ежа Хавроську и белую мышку» ()
  • «Озорные»
  • Барто Павел. Гришкины игрушки: [Рассказ для детей] / Рисунки А. Могилевского . - М .: Государственное издательство , 1927. - 16 с.
  • «Ёлка»
  • «Поход за змеями» ()
  • «О чём поют птицы» (М. Детская литература, 1981)

Напишите отзыв о статье "Барто, Павел Николаевич"

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков

Отрывок, характеризующий Барто, Павел Николаевич

Пройдя версты три по большой Можайской дороге, Пьер сел на краю ее.
Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих. Пьер, облокотившись на руку, лег и лежал так долго, глядя на продвигавшиеся мимо него в темноте тени. Беспрестанно ему казалось, что с страшным свистом налетало на него ядро; он вздрагивал и приподнимался. Он не помнил, сколько времени он пробыл тут. В середине ночи трое солдат, притащив сучьев, поместились подле него и стали разводить огонь.
Солдаты, покосившись на Пьера, развели огонь, поставили на него котелок, накрошили в него сухарей и положили сала. Приятный запах съестного и жирного яства слился с запахом дыма. Пьер приподнялся и вздохнул. Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера, и разговаривали между собой.
– Да ты из каких будешь? – вдруг обратился к Пьеру один из солдат, очевидно, под этим вопросом подразумевая то, что и думал Пьер, именно: ежели ты есть хочешь, мы дадим, только скажи, честный ли ты человек?
– Я? я?.. – сказал Пьер, чувствуя необходимость умалить как возможно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат. – Я по настоящему ополченный офицер, только моей дружины тут нет; я приезжал на сраженье и потерял своих.
– Вишь ты! – сказал один из солдат.
Другой солдат покачал головой.
– Что ж, поешь, коли хочешь, кавардачку! – сказал первый и подал Пьеру, облизав ее, деревянную ложку.
Пьер подсел к огню и стал есть кавардачок, то кушанье, которое было в котелке и которое ему казалось самым вкусным из всех кушаний, которые он когда либо ел. В то время как он жадно, нагнувшись над котелком, забирая большие ложки, пережевывал одну за другой и лицо его было видно в свете огня, солдаты молча смотрели на него.
– Тебе куды надо то? Ты скажи! – спросил опять один из них.
– Мне в Можайск.
– Ты, стало, барин?
– Да.
– А как звать?
– Петр Кириллович.
– Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску.

Агния Львовна Барто родилась 4 (17) февраля 1906 года в Москве в образованной еврейской семье. Отец, Лев Николаевич (Абрам-Лев Нахманович) Волов, был ветеринарным врачом, в молодости ездил в Сибирь на борьбу с оспой. Знал литературу, любовь к русской классике привил дочери. Мать, Мария Ильинична (Эльяшевна) Волова (урождённая Блох), занималась домашним хозяйством.

Агния Барто училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 - в балетную труппу, где работала около года.

Первым мужем Воловой был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения - «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 у них родился сын Эдгар (Гарик), а через 6 лет супруги развелись.

Печататься начала в 1925 - сборник стихов «Китайчонок Ван Ли», «Мишка-воришка». Затем вышли книги «Братишки» (1928 ), «Мальчик наоборот» (1934 ), «Снегирь» (1939 ). Уже в первых книгах автор следует собственной заповеди: «Сила лучших детских поэтов именно в том, что они в своем творчестве нашли сочетание детскости и взрослости, умеют со своим читателем говорить занимательно о серьезном и важном» (Записки детского поэта. С. 50).

В 1939 с актрисой Р. Зеленой написан сценарий кинофильма «Подкидыш», фильм получил большую популярность. Во время Гражданской войны в Испании участвовала в работе II Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в 1937 под бомбежками в Барселоне, Валенсии и Мадриде.

Во время Великой Отечественной войны много выступала по радио, печатала военные стихи, статьи в газетах. Как корреспондент «Комсомольской правды» работала на фронте. Росла творческая потребность написать о подростках, работающих у станков на оборонных заводах. В статье Барто «Немного о себе» читаем: «Павел Петрович Бажов посоветовал мне, чтобы глубже узнать интересы ремесленников и, главное, их психологию, приобрести вместе с ними специальность, - например, токаря. Через шесть месяцев я получила разряд...» (Жизнь и творчество Агнии Барто. С. 13). Так появилась книга «Идет ученик» (1944 ). В 1944 семья вернулась в Москву. Сын Гарик погиб 5 мая 1945 года в возрасте 18 лет – был сбит грузовиком во время катания на велосипеде.

Вторым мужем Барто был теплоэнергетик, член-корреспондент АН СССР Андрей Владимирович Щегляев; дочь - кандидат технических наук Татьяна Андреевна Щегляева.

В конце 1940-х - 1950-е были написаны сценарии детских фильмов «Слон и веревочка» (1946 ), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953 ); фильмы получили широкую известность. Вышло много новых книг: «Стихи детям» (1956 ), «Веселые стихи» (1957 ), «Про больших и маленьких. Стихи и рассказы» (1958 ), «Твои стихи» (1960) . Стихи Барто чужды бескрылому бытовизму, автор даже в незначительных событиях умеет увидеть и показать нечто необыкновенно важное в детском восприятии мира. В послевоенные годы Барто критиковали с позиций т.н. «теории бесконфликтности», в 1949 в журнале «Октябрь» (№ 7) была опубликована статья, в которой сатира Барто квалифицировалась как клевета на детей, а ее стихи назывались порочными. Утверждая свою правоту, Барто продолжала пестовать детскую тему в литературе, воспитывая у своих читателей гражданское чувство, доброту, творческое отношение к труду.

В 1947 была написана поэма «Звенигород», которая вскоре вышла отдельной книгой, этой книге была суждено удивительная судьба. Автор вспоминал: «Случилось так, что в 1954 г. книжка попала в руки к женщине, у которой восьмилетняя дочь Нина, так же как дети в поэме, потерялась в годы войны. Мать считала ее погибшей, написала мне: «Читала "Звенигород" и думала: а может, и моя Ниночка все-таки жива...» Письмо матери я передала в специальную организацию... Через восемь месяцев Нина нашлась...» (Жизнь и творчество Агнии Барто. С. 17). Чтобы помочь разлученным войной найти друг друга, поэтесса неоднократно выступала по радио, в результате тысячи детей нашли своих родных. Об этих поисках позднее была написана книга «Найти человека» (1969 ), она была переиздана с предисловием К. Симонова.

Постоянными были выступления в школах, пионерских лагерях, на международных конференциях. Барто выполняла обязанности президента Ассоциации деятелей литературы и искусства при Союзе советских обществ дружбы с зарубежными странами, члена международного жюри по присуждению медали им. Г.Х. Андерсена.

Полтораста миллионов книг почти на 100 языков - таковы тиражи произведений Барто. В конце 1970-х появилось оригинальное издание, подготовленное Барто, - «Переводы с детского»: переложение стихов детей разных стран. Иллюстрирована эта книга была также своеобразно - рисунками самих детей (2-е изд. 1979 ).

По произведениям Барто, помимо упомянутых, поставлены фильмы и спектакли: «10 000 мальчиков», «У нас экзамены», «Ищу человека», «Отчего улетели птицы», «Дима и Вова», «Дочь-невеста». Именем Барто названа одна из малых планет. Расул Гамзатов сказал о поэтессе: «Она всегда идет навстречу новому поколению...» (Жизнь и творчество Агнии Барто. С. 168). Эти слова подтвердило начало нового, XXI в.: книги Барто издаются и переиздаются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Смоленске.