В каком государстве были патриции. Патриции и плебеи древнего рима. Римские патриции: происхождение

Патрициями в древнем Риме называлась родовая аристократия. Первоначально патрициями называлась, по-видимому, коренное население Рима, входившее в родовую организацию и противостоявшее плебеям. Согласно традиции патриции составляли сначала 100 , затем уже 300 отцовских родов и образовывали римский народ (populus). Родовую аристократию патриции составили после выделения из рода знатных патриархальных семей, члены которых стали претендовать на лучшую часть военной добычи, которой являлись земля и рабы, а так же на монополию вступать в сенат и становиться военноначальниками. Уже в царскую эпоху они противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам.

Сначала VI века до н.э. в период формирования классового общества и государства, патриции превращаются в господствующий класс - сословие Римской республики, обладающим всеми гражданскими и политическими правами, главным из которых являлось замещение высших магистратур.

Проблема же происхождения патрициев принадлежит к числу спорных, что прежде всего объясняется противоречивостью источников. Так, ученый В.И. Кузищин видел в патрициях коренное население, составлявшее искусственно образованную гентильную организацию . Поддерживая идею родовой патрицианской общины, ученый О.Л. Крюков впервые разработал вопрос о социальных и религиозных различиях между патрициями и плебеями . С появлением патриархального рабства и частичного владения землей внутри родовых коллективов ускорилось расслоение между родами и внутри родов. В них стали выделяться более знатные и богатые семьи. Свойственной первобытности принципы авторитета по старшинству, мудрости и опытности, заменялись принципом знатности, родовитости.

Только члены этих семей, с течением времени, стали называться патрициями, противопоставляя себя незнатным родственникам, основной массе народа (populus). Незнатные обедневшие родичи оказывались в зависимости от них, искали у них помощи и защиты. Они становились клиентами патрициев, а те их лабронами, т.е. покровителями. Узы патроната - клиентелы - считались священными, и нарушение их каралось смертью.

Картина социальной жизни усложнялась еще и тем, что растущий город пополнялся еще за счет завоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов. Сначала пришлое население включалось в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее был прекращен, и новые поселенцы оказались на положении неполноправных, поскольку лишены были участия в куриатных комициях и в сенате. Число же их быстро увеличивалось, пополнялось, почему их и стали называть плебсом (от plere - наполнять) .

По вопросу о происхождении плебеев существуют различные теории. Первая попытка научного объяснения происхождения плебеев принадлежит Нибуру, утверждавшему, что римский плебс образовался из жителей ближайших к Риму селений, которые были покорены первыми царями и приведены в Рим. Они были свободными, но не имели ни каких прав и не могли вступать в брак с патрициями. Со времени Анка Марция плебеи составляли многочисленное свободное население, не имевшее своей организации вплоть до реформ Сервия Туллия .

Теорию Нибура оспаривал Инэ, видевший в плебеях бывших клиентов, которые принадлежали к туземному населению и после завоевания находились в крепостной зависимости от патрициев, а потом получили освобождение. К теории Инэ примыкает и Моммзен в своей работе «История Рима». По его мнению плебс возник из клиентов и переселившихся в Рим чужестранцев . Первоначально клиенты получали защиту только через своих патронов, но по мере укрепления и развития государства клиента защищал непосредственно царь; грань между гражданами и не гражданами постепенно стиралась. Плебс противостоял полноправным гражданам вплоть до реформы Сервия Туллия, завершившей процесс двух слоев населения. К. Куманецкий, считавший культ предков главной особенностью античного города, полагал, что в ту пору, когда община состояла из семей или фамилий, основой которых был домашний культ предков, в силу разных причин появился новый общественный слой, который лишен был культа и очага . Это чуждое основным группам населения, которое встречается не только в Риме, но и в других античных городах и составило плебс, включенный в конце концов в римскую общину. Несколько особняком стоит теория К.Н. Ельницкого, по мнению которого разделение римского населения на патрициев и плебеев было результатом экономической дифференциации населения, которая наблюдалась во всех античных городах .

Вопрос о происхождении плебеев затрагивался неоднократно и в специальной исторической литературе, появившейся в конце XIX и в начале XX века. Высказывались предположения о том, что патриции и плебеи принадлежали к различным этническим группам. Одни историки видели в патрициях сабинских завоевателей, в плебеях же - исконное латинское население. Другие считали, что патрицианские роды были потомками этрусских завоевателей, плебеи же - завоеванными латинскими жителями, постепенно добившимися своего освобождения. У В.И. Кузищина следующая точка зрения по данному вопросу: «Оценивая различные теории происхождения плебса, нужно во-первых, сказать, что завоевания, несомненно, сыграло большую роль в образовании плебса. Римский хозяйственный строй не был еще на столько развит, чтобы образование плебса могло быть результатом экономического расслоения» . Инэ и Моммзен считают, что в традиции не осталось ни каких следов, что плебеи это потомки крепостных клиентов .

Таким образом, мнения ученых по вопросу о происхождении социальных институтов как плебеи и патриции; очень разнообразны. Но благодаря дошедшим и сохранившимся до нас источникам, и разнообразии предположений в современной исторической науке, более или менее создается целостное представление о социальных процессах в римском обществе в VIII - III веках до н.э.

Так, принимая за достоверность данные Т. Ливия, можно констатировать увеличение численности населения за период от Ромула до Сервия Туллия, а точнее до времени окончательного утверждения центуриантного порядка на несколько десятков тысяч человек, но эти расчеты приблизительны. Новые поселенцы, как правило, прибывали в Рим либо целыми родами, либо частью их, но в любом случае пополняли число римских родов, включаясь в существующие трибы и курии. По сообщениям Т. Ливия - «уже при Тулле Гостилии, число граждан удвоилось за счет альбанцев. Анк Марций после взятия Гелен и Фиканы переселил много тысяч латинян в Рим в качестве граждан» . Хотя эти переселенцы расцениваются обычно исследователями не как полноценные граждане, а как плебеи, они все-таки увеличивали реальное население Рима, но если даже полагать, что из «многих тысяч» в гражданство была включена лишь часть, то и она повлияла на количественные показатели римского народа.

Таким образом, в условиях развития в Риме рабовладельческих отношений, наряду с местным населением, когда-то принадлежавшем к родовым организациям, и уже в царский период все еще сохранившем родовые формы общежития, стало появляться и быстро увеличиваться пришлое население. Оно было лично свободным, но т.к. не происходило из старых римских родовых общин, не могло пользоваться общей землей и не имело права принимать участие в решении общих дел. В результате уже в этот период в Риме создается сложная картина социального расслоения. Наряду с зарождением в обществе двух основных групп - рабов и рабовладельцев, среди свободных уже в царский период обособляются - римский народ (populus), т.е. потомки старых родовых организаций и плебеи - жители покоренных Римом областей, и новые поселенцы, причем надо учитывать, что каждая из двух последних групп - римский народ и плебеи - не была однородна по своему социальному составу. В ожесточенной борьбе этих групп и происходит крушение родового строя в Риме. Уже в конце царского периода эта борьба привела к тому, что были заложены основы будущего римского государства. Об этом свидетельствует деятельность шестого римского царя Сервия Туллия, который провел реформы, напоминающие реформы Солона и Клисфена.

Так, Тит Ливий в своей «Римской истории от основания города» говорит о Сервии Туллии - как об основателе сословного деления государства, которое определило различия в правах и положении. Он установил ценз, учреждения в высшей степени благотворное для государства, которому было суждено достичь такого величия: на основании его, военные и гражданские обязанности были распределены на поголовно, как прежде, а по имущественному положению; тогда установлены были классы и центурии и на основании ценза было сделано ряд распределения, удобное для мирного и военного времени .

Таким образом, по реформе Сервия Туллия свободное население Рима было разделено на классы по имущественному цензу и соответственно этому делению пользовалась политическими правами. Вместе с этим было введено территориальное деление. «Так и в Риме - пишет Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», - еще до упразднения так называемой «царской власти» был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него было создано новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях» . Хотя эти реформы Солона и Клисфена и были вызваны теми же причинами, действие которых известно в Аттике, но вместе с тем, они имели и значительные отличия. Одной из причин этих отличий было то, что римская родовая знать - патриции, располагавшая земельными угодьями, была более сильной, чем в Аттике, где на ряду с земледелием развивалось ремесло и торговля, служившие материальной базой для демократической партии. Поэтому патриции сумели захватить командные позиции в молодом римском государстве. Об этом свидетельствует то, что плебеи после реформы оставались политически бесправными, т.е. не могли принимать участие в работе органов римского государства и становились экономически угнетенными.

По своему составу плебс делился на городской и сельский. Последний был значительно более однородным, различались в основном лишь по размерам принадлежащему тому или иному крестьянину участка, хотя, как отмечает Е.М. Штаерман, несомненно и в его среде выделялись более богатые люди, выступавшие в качестве ростовщиков, закабалявших бедноту, и неимущие, наживавшиеся батраками, попадавшие в кабалу, уходившие в город и в армию .

Городской плебс был гораздо более многосложен, включая как богатых торговцев и владельцев ремесленных предприятий, так и мелких ремесленников и торговцев, наемных работников, людей без определенных занятий, живших за счет государства и патронов. Несмотря на разнообразие этого сословия, права которыми они располагали распространялись на всех. Так, плебеи, например, не имели права пользоваться общественной землей, т.к. реформа Сервия Туллия даже в народном собрании представляла преимущественное положение римской знати.

Таким образом в эпоху существования Рима, быстрый процесс разложения родового строя, развитие рабовладения в Средиземноморье, завоевание Рима этруссками создали здесь сложную и своеобразную социальную дифференциацию.

Говоря о раннем периоде римской истории, что ещё хотелось бы сказать. Надо заметить, что она вся проходит под знаком борьбы между патрициями и плебеями , об этом я уже говорил. Итак, патриции -аристократы – это представители знатных римских родов, те, кто вместе с Ромулом основал город на семи холмах, а плебеи – это люди пришедшие, незнатные, хотя, конечно, со временем и среди них образовались свои кланы, свои фамилии, свои богатые семейства, которые тоже стремились к власти. И плебеев стало со временем много, больше, чем патрициев. И вот возникает конфликт. Рим – это патрицианская республика, но плебеи требуют свою долю власти. Они говорят: если вы хотите, чтобы мы участвовали в жизни города, чтобы мы служили в войске, нам нужны и права. Как я уже говорил, реформа Сербия Туллия допустила плебеев до участия в войске и до участия в народных собраниях.

Впоследствии на протяжении нескольких столетий (примерно 200 лет) плебеи шаг за шагом выбивали себе права. Как они их выбивали? В частности, они прибегали к такому приёму, как сецессия. Сецессия значит «Уход». В момент опасности, когда Риму угрожали враги, плебеи этим пользовались и говорили: ах вы нам не даёте права, патриции, ну тогда давайте защищайте Рим без нас. И уходили из Рима на Священную гору. Это знаменитая сецессия плебеев, то есть уход их на Священную гору под Римом. И патрициям, хочешь не хочешь, приходилось идти на поклон, они ехали к плебеям, говорили им: плебеи, вернитесь, мы вернём вам ваши права. Представитель патрициев даже однажды рассказал плебеям басню о том, как в организме человека желудок и другие части тела поспорили, и рот сказал: вот я ем, а всё достаётся желудку, не буду есть, потому что все права, все привилегии достаются желудку. И рот отказался подчиняться желудку. В результате плохо пришлось и тому, и другому: рот объявил забастовку, но умер-то не только желудок, но и сам рот тоже. Эта басня, она показывала, что плебеи – тоже часть римского государства, и если они будут его губить, то они подрубают сук, на котором сидят. В результате ожесточённой борьбы (иногда вооружённой), в результате сецессий (уходов) плебеи добились себе огромных прав.

Фактически нельзя сказать, что они стали равноправными, всё равно основная власть в Риме принадлежала патрициям и должностные лица были в основном патриции, но плебеи добились издания первых в истории Рима законов Двенадцати таблиц. Когда право записывается, это всегда выгодно для, как ни странно, низших слоёв общества, потому что до этого права толкуют знатные, аристократы, толкуют так, как им выгодно. А запись права – это некая кодификация, записывание его, это ограничение произвола власть имущих. Поэтому законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед («двенадцати таблиц», потому что они писались на таблицах). Так вот законы Двенадцати таблиц были одной из первых побед плебеев в этой борьбе.

Важнейшим завоеванием плебеев было то, что они получили такое должностное лицо как народный трибун. Народный трибун избирался плебеями, был плебеем, и он был, во-первых, неприкосновенен, с ним ничего не могли сделать, независим. И кроме того он имел право вето. Вето значит «запрещаю». Он мог ветировать, то есть запрещать любые законодательные инициативы патрициев. Итак, народный трибун как представитель плебеев, как неприкосновенная фигура – очень важное должностное лицо в Риме, имеющее право вето. Впоследствии плебеи получили доступ и к основным должностям, в частности, консулов, и к греческим должностям, и к другим магистратурам, то есть должностям в Риме.

Но наряду с патрициями, которых ещё называли нобили («благородные»), наряду с плебеями и бедняками, были ещё всадники. Само это название этого сословия говорит о том, что это были люди среднего достатка, которые когда-то могли выставить лошадь, доспехи. Они в основном занимались финансами в Риме. То есть это было такое среднее сословие между нобилями, патрицианской верхушкой и между плебейскими низами. Самыми низами общества были вольноотпущенники (бывшие рабы, которых хозяева отправили на свободу, отпустили на свободу), и у них даже не было собственных имён, а они назывались по имени своего патрона, того, кто был их хозяином, потом благодетелем, а потом отпустил их на волю.

Вот кратко итоги борьбы патрициев и плебеев к этому примерно сводятся, и сословная структура римского общества в ранний период римской республики состояла из этих основных категорий населения: вольноотпущенники, ещё ниже, конечно, рабы, потом плебеи, потом всадники и, наконец, нобили или патриции.

Культурология. Словарь-справочник

Патриции

(лат. patricii, pater – отец) – в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составляющее римский народ и противостоявшее плебеям; потом – родовая аристократия.

Античный мир. Словарь-справочник

Патриции

(от лат. pater - отец)

родовая аристократия в Риме. Изначально п. назывались коренные жители, входящие в родовую организацию и противостоящие плебеям. Согласно античной традиции, п. составляли сначала 100, потом 300 родов. В царскую эпоху п. противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам, в конце VI в. до н.э. превратились в господствующий класс-сословие Римской рабовладельческой республики.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Энциклопедический словарь

Патриции

(лат. patricii, от pater - отец), в Др. Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем - родовая аристократия.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Патриции

(Patricii) - В Риме слово П. имело в разные эпохи различное значение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшие отца , т. e. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которыми обладал pater familias; а так как patres familiae могли быть только cives optimo jure, т. e. не клиенты и не плебеи, то под П. подразумевались полноправные, свободнорожденные (ingenui) дети коренных римских граждан, принадлежавших к трем исконным трибам (Ramnes, Tities и Luceres) и разделенных на роды (gentes). Как члены рода и сыновья представителей семейств, патриции относятся к patres точно так же, как dediticii, т. e. дети (потомки) покоренных, относятся к dediti, т. e. к самим покоренным. Таков взгляд Моммзена. По мнению Беккера, Чивеглера, Ланге, Клазона, patricii - то же самое, что patres. Виллемс в П. видит свободнорожденных (ingenue, потомков ста сенаторов Ромула, и предполагает, что в ту эпоху представителей родов было сто. Несомненно, во всяком случае, что П. в эпоху царей обладали полным комплексом прав, как частных (jus connubii, commercii, gentilitatis, patronatus), так и общих (jus suffragi, honorum, sacrorum, auspiciorum, sacerdotiorum, occupandi agrum publicum), и исполняли все функции общественной жизни, религиозные и гражданские. Органом их власти были куриатные комиции. Некоторые ученые (Беккер, Нибур, Ланге) утверждают, что эти комиции были исключительно патрицийские; Моммзен, Зольтау и Виллемс доказывают, что в них участвовали и плебеи, хотя последним принадлежало одно лишь право - jus suffragii. Сенат состоял из одних П. Магистратуры, с которыми были тесно связаны религиозные права, также принадлежали одним П. Звание П. приобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. e. дарования неримским (альбанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Отсюда различие между чисто римскими патрицийскими родами - Ramnes, Tities, Luceres primi - и натурализованными - Ramnes, Tities, Lucer es secundi ; первые назывались gentes majores, вторые - gentes minores (Ланге, согласно древнему преданию, считает gentes minores за плебейские роды, присоединенные при Тарквинии Приске к числу патрицийских). К числу majores gentes принадлежали, между прочим, Эмилии, Корнелии, Фабии, Манлии, Валерии и др. Образование новых патрицийских родов имело место лишь в период родовой общины, т. e. в дореспубликанскую эпоху; во время республики не было создано ни одного нового патрицийского рода. В период республики, с размножением бесправной массы плебеев, государственно-правовой монополии патрициев был положен конец: путем долгой и упорной борьбы плебеи добились равноправности с П. и низвели их сословие на степень родовой аристократии, сохранившей за собой лишь некоторые магистратуры (Rex sacrorum, Flamines majores, Salii, Arvales, Titii, Fetiales, Interrex) и право избирать из своей среды princeps senatus. Созданные за этот период новые государственные органы, несмотря на стремление П. управлять ходом государственной жизни, стали доступны после долгой борьбы и плебеям. Полное уравнение в гражданских и административных правах произошло около 300 г. Поражение патрициата объясняется, между прочим, вымиранием многих патрицийских родов и замкнутостью сословия. До 300 г. не было ни одного случая усыновления патрицием плебея; затем до эпохи Суллы хотя такие факты и встречались, но очень редко. В результате число патрицианских родов к концу республики свелось к 14, с тридцатью фамилиями (имена приведены у Моммзена в его "R ömis che Forschungen", I т., 1864, стр. 122). Несмотря на уменьшение политических преимуществ, П. до конца республики сохранили гордость чистокровного происхождения от отдаленных предков. Цезарь и Август, а за ними императоры первых трех веков после Р. Х., желая поднять сословие П., свободно принимали в его состав новые роды и новых членов. О П. после Константина Великого см. Патрициат.

Литература. Mommsen, "Rö misches Staatsrecht"; его же, "R ö mische Forschungen" (1864, I т., ст. "Die R ömischen Patriciergeschlech ter" и "Der Patriziersenat der Republik"); Виллемс, "Римское государственное право"; Willems, "Le s énat de la Ré publique romaine" (1878-83, Лувен); Lange, "R ömische Altertü mer"; Lange, "De patrum auctoritate" (1877, Лейпциг); Mispoulet, "Les institutions politiques des Romains" (1882); Reuter, "De patrum patriciorumque apud antiquissimos Romanos significatione" (1849, Вюрцбург); Christensen, "Die urspr ü ngliche Bedeutung d. Patricii" (1876, Гузум); B ü dinger, "Cicero und der Patriciat" (1881, Вена); Азаревич, "П. и плебеи в Риме" (СПб., 1875).

Н. О.

Словари русского языка

Патри́ций или (лат. patricius, от pater - отец).

  1. В Древнем Риме - лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.
  2. В средние века в германских городах - лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в городском самоуправлении.

Античная эпоха

В Древнем Риме патриции первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium ) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая земельная аристократия , предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.

После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с патрициями (к началу III века до н. э.) верхушка патрициата и плебса , слившись, образовали нобилитет .

Средневековая Германия

См. также

Напишите отзыв о статье "Патриции"

Литература

  • Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Готлиб А. Г. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Никулина Т. С. Проблемы патрициата ганзейских городов в немецкой историографии. / В кн: Вопросы историографии внутренней и внешней политики зарубежных стран. Межвузовский сборник научных статей. - Самара, 1991. - С. 3-29.

Отрывок, характеризующий Патриции

– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.

Патриции

Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто имел за­конных отцов и сам, в свою очередь, мог иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и за­конными родственными связями являются только связи по отцу. Действи­тельно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархаль­ного типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это правом жизни и смерти (ius vitae necisque). Патрицианские роды (gentes, традиция насчитывает их 300) име­ли общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев, как правило, было три: личное имя (praenomen, собственно, «предимя»), родовое имя (nomen) и семейное имя (cognomen), например Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь и т. п.

У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требо­вавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетель­ствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего со­хранялась эта общность по отношению к земле. Традиция гласит, что у патрицианских семей царского периода в частной собственности находи­лось только по 2 югера (0,5 га) земли. По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и проч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения (ius possessions), а не частной собственности.

Из других признаков родового строя у патрициев можно отметить сле­ды общего родового культа и общие родовые кладбища. В традиции сохра­нились намеки на то, что патрицианские роды практиковали разные спо­собы погребения. Так, Цицерон говорит, что еще на его памяти в роде Корнелиев был обычай не сжигать своих покойников, а целиком предавать их земле. Роды патрициев были экзогамны, т. е. членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак.

Согласно некоторым нашим источникам, патриции делились на три три­бы: Рамнов, Тициев и Люцеров. Уже древние толковали их как три пле­менных элемента: латинов, сабинов и этрусков. Такая точка зрения долго держалась в науке, но теперь она почти оставлена: если в коренном рим­ском гражданстве можно установить присутствие двух этнических образо­ваний - латинского и сабинского, то этрусский элемент как нечто целое и компактное, по-видимому, отсутствовал. Поэтому в настоящее время склонны рассматривать три римские трибы как первичное деление одного племени. Такое же тройное деление мы находим у других италийских пле­мен: умбров, сабинов. Аналогичное положение встречается в Греции у дорян (три филы) и ионян (четыре филы).

Каждая триба делилась на десять курий, каждая курия - на десять ро­дов, каждый род - на десять семейств. Таким образом, всего было 30 ку­рий, 300 родов и 3 тыс. семейств. Такое правильное числовое соотноше­ние заставляет думать, что первичному родовому делению впоследствии была придана некоторая искусственность, быть может, ради военных це­лей.

Наиболее прочно в наших источниках засвидетельствованы курии (их присутствие, в частности, отражено в древнейшем римском календаре). Судя по немногим сохранившимся названиям курий, они имели террито­риальный характер, что, конечно, не исключает того, что в основе это были родовые деления. Каждая курия возглавлялась своим старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении. Функции собраний по куриям не вполне ясны. Во всяком случае, первоначально это были единственные правомочные собрания римского народа, в которых он выражал свою волю (ниже мы еще вернемся к этому вопросу).

Происхождение триб и курий уже для самих римлян представлялось загадочным. Чаще всего деление общины на трибы и курии припи­сывалось воле основателя Рима. Полагают, что Ромул провел эту реформу после объединения с сабинами: «Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех - самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин. Без сомнения, их было гораздо больше тридца­ти, и по старшинству ли были выбраны из них те, кто передал кури­ям свои имена, по достоинству ли, собственному либо мужей, или по жребию, об этом преданье молчит. В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции - по Титу Тацию, и Луцеры, чье имя, как и происхождение, остается темным» (Ливий, I, 13, пер. В. М. Смирина). Похожий рассказ со­держится у Плутарха (Ромул, 20): «Когда население города таким образом удвоилось, к прежним патрициям добавилось сто новых - из числа сабинян, а в легионах стало по шести тысяч пехотинцев и по шестисот всадников. Цари разделили граждан на три филы и на­звали одну Рамны - в честь Ромула, вторую - Татии, в честь Татия, а третью - Лукеры, по роще, в которой многие укрывались, пользу­ясь правом убежища, чтобы затем получить права гражданства (роща по-латыни «лукос» ). Что фил было три, явствует из самого слова, которым обозначается у римлян фила: они и сейчас зовут филы трибами, а главу филы трибуном. Каждая триба состояла из десяти курий, названных, как утверждают некоторые, по именам похищен­ных женщин, но мне кажется, это неверно: многие из них именуют­ся по различным местностям» (пер. С. П. Маркиша).

Из книги Римская республика [От семи царей до республиканского правления] автора Азимов Айзек

Патриции и плебеи Конец царской власти привел к тому, что Римом стала править олигархия, то есть «немногие», в данном случае патриции. Только они могли становиться сенаторами, только они могли быть консулами, преторами и квесторами.Патриции полагали, что лишь их можно

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Юные годы Вечного города: патриции и плебеи В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорбленными гражданами. Ромул стал царем

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Сословия, патриции и знать Важная - возможно, самая важная - черта римского общества состояла в том, что оно было сословным, а не классовым в том смысле, как это обычно понимается: иерархия лиц определялась их юридическим статусом, определенными законом правами,

Из книги Повседневная жизнь в Венеции во времена Гольдони автора Декруазетт Франсуаза

«Трепещите, неправедные патриции!» «Роскошь, разврат и испорченные нравы» - пессимизм Нани был обоснован. В Венеции шла крупная игра, и не только в загородных домах. Играли в казини, играли в ридотти. Играли даже на баржах. Так, в юности, плывя на лодке в Феррару, Гольдони

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Патриции Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто