Виды чтения: что это, зачем и для кого? Классификация видов чтения. Для успешного овладения чтением необходимо

Эта заметка — небольшой фрагмент из лекций по методике, которые читали нам в МГЛУ.

Существуют различные классификации видов чтения. Здесь необходимо учитывать цель чтения и характер понимания .

Характер понимания включает в себя:

  • полноту понимания, то есть какой процент текста понят (количественная характеристика);
  • точность понимания, адекватность понимания замыслу автора (качественная характеристика);
  • глубину понимания, умение интерпретировать, высказывать свое отношение к тексту (качественная характеристика).

Классификация видов чтения (по С.К. Фоломкиной):

  • Изучающее чтение (study reading) - медленный вид чтения, целью которого является полное (100% информации) понимание содержания текста. Скорость не является существенным критерием, но желательно не меньше 50-60 слов в минуту.
  • Ознакомительное чтение (normal fast reading/average reading/survey reading). Это, например, чтение художественной литературы. Цель - ознакомление с основным содержанием текста, полнота понимания составляет около 75% (main ideas and supporting details). Быстрый вид чтения, скорость не менее 180-200 слов в минуту (для английского языка).
  • Просмотровое чтение (skimming). Цель - просмотр текста с целью определить, необходим ли он, определить, какие вопросы в нем поднимаются. Просматриваются заголовки, подзаголовки. Полнота понимания невелика, скорость около 500 слов в минуту.
  • Поисковое чтение (search reading). Цель - поиск информации о которой известно, что она в тексте есть. Скорость - более 300 слов в минуту.

Иногда также выделяют так называемое филологическое чтение (для студентов языковых вузов), то есть чтение с целью анализа филологических аспектов текста.

Существует также чтение вслух (oral reading/reading aloud) и чтение про себя (silent reading).
Целью чтения про себя является получение информации, внутреннее проговаривание при этом свернуто, скорость чтения более 180-200 слов в минуту. Это настоящее чтение как вид речевой деятельности.
Целью чтения вслух является передача информации, полученной из текста, внутреннее проговаривание при этом развернутое, скорость равна скорости говорения. Такое чтение не является видом речевой деятельности, это прием в обучении.

Умения, необходимые для развития чтения.

  • Умение перцептивной обработки (техника чтения). Техника чтения включает в себя такие аспекты, как свернутое внутреннее проговаривание, укрупнение единиц восприятия (eye span), контекстуальная догадка, вероятностное прогнозирование.
  • Понимание текста на уровне значения. Понимание фактов, которые содержатся в тексте, а именно умение выделить отдельные факты, события, мысли, умение сгруппировать и обобщить их.
  • Умения, связанные с пониманием текста на уровне смысла, когда информация не только перерабатывается, но и интерпретируется.

Упражнения для развития техники чтения.

  • Упражнения для развития гибкости узнавания и укрупнения единиц восприятия. Например, быстро выбрать в каждом ряду слово, рифмующееся с первым/слово, которое не подходит по значению к остальным/предложение, в котором говорится о... , и так далее.
  • Упражнения для свертывания внутреннего проговаривания (чтение текста с фиксированным временем).
  • Упражнения для развития догадки по контексту (типа определения контекстуальных значений одного и того же слова).
  • Упражнения, обучающие вероятностному прогнозированию (закончить предложение, расширить высказывание)

Порядок работы над текстом при ознакомительном и изучающем чтении.
1. Предтекстовые упражнения, которые снимают языковые трудности и обучают технике чтения.
2. Чтение текста.
3. Проверка понимания (вопросы, true/false statements, multiple choice).

Любое повторное чтение предполагает изменение задания.

Небольшое дополнение. Этого в лекции не было, но мне эта информация в свое время была полезной. Это список учебных пособий, которые можно использовать для развития навыков чтения. Список не исчерпывающий, это только то, с чем работала лично я.

Будьте внимательны, в обеих сериях ниже по 4 уровня:

Обучение школьников разным видам чтения.

Одним из важнейших этапов в работе по обучению школьников умению читать является ознакомление учащихся с различными видами чтения и формирование у них соответствующих коммуникативно-речевых умений.

Очень важно убедить школьников, что хороший (зрелый, умелый, заинтересованный) читатель проявляет гибкость в процессе чтения: он сознательно избирает определённый вид чтения в зависимости от той задачи, которая перед ним стоит.

В исследованиях по теории речевой деятельности описаны различные виды чтения – ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее (аналитическое), выборочное, быстрое, медленное и др. Представляется, что по отношению к школьной практике целесообразно говорить о двух видах чтения – ознакомительном и изучающем. Знакомство со сведениями об основных признаках названных видов чтения и освоение приёмов, с помощью которых реализуется каждый из них, позволят учащимся совершенствовать свои читательские способности, выработают у них стремление при чтении текстов различного характера действовать осознанно и целенаправленно.

Цель данного сообщения – предложить один из возможных вариантов изучения следующих тем: «Всегда ли мы читаем одинаково?» (виды чтения); «Как знакомиться с учебной книгой?» (приёмы ознакомительного чтения).

При изучении темы « Всегда ли мы читаем одинаково ?» нужно показать основные признаки ознакомительного и изучающего чтения. Известно, что использование того или иного вида чтения зависит от характера конкретной задачи, которую решает читатель. Если ему нужно отобрать книги для последующего изучения (подготовка сообщения, доклада, личная заинтересованность проблемой и т. п.) или бегло ознакомиться с характером того или иного текста (о чём в нём говорится; кому он адресован; насколько полно в нём освещена та или иная проблема; как он читается – легко или трудно), то необходимо использовать ознакомительное чтение . Если читатель знает, что именно эту книгу (статью) ему нужно прочитать или изучить, проанализировать для получения новой (ценной, интересной) информации, для осмысления каких-либо фактов, явлений, событий и т. п., он использует изучающее чтение .

Всегда ли мы читаем одинаково?

Виды чтения

Что нужно понять

Характер чтения

Ознакомительное чтение

Какая информация в ней содержится?

Для кого она написана?

Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста.

Изучающее чтение

Что нового есть для меня как читателя?

Медленное чтение всей книги или отдельных её фрагментов; максимально полный охват информации; стремление её осмыслить.

Проанализируем высказывания, данные ниже. О каких видах чтения в них говорится? Назовите слова, которые помогли вам ответить на этот вопрос.

  1. …Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чём говорится в книге и в её словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе. («Изборник Святослава», 1076г.).
  2. Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детектива Конан Дойла – страницами. (Выводы лаборатории развития образования в г.Хьюстоне).
  3. Читайте, читайте, читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. (К. Паустовский).

Учащиеся должны не просто определить вид чтения, о котором идёт речь, но и найти слова, подтверждающие их вывод.

В первом высказывании это слова подумай о том, о чём говорится в книге; трижды возвращайся к одной и той же главе (изучающее чтение).

Во втором высказывании говорится о разных видах чтения: читать по словам и строчкам, предложениями (медленное, изучающее чтение); абзацами, страницами (быстрое чтение).

В высказывании К. Паустовского почти в каждом предложении есть слова и сочетания, свидетельствующие о том, что писатель говорит о медленном, изучающем чтении художественного текста.

При изучении темы « Как знакомиться с учебной книгой ?» раскрываются некоторые особенности и приёмы ознакомительного чтения.

Чтобы понять в самом общем виде, о чём говорится в книге, какая информация в ней содержится, насколько она может быть полезна читающему, нужно прежде всего познакомиться с внешними особенностями, внешними признаками книги.

Рассмотрим схему. Какие приёмы позволяют предугадать содержание книги, сделать вывод о том, полезна (интересна) ли она для вас в данный момент?

Как знакомиться с учебной книгой?

Внешние данные книги.

книги (заголовка), (знаком или нет? хорошо

эпиграф (если есть) ли знаком?)

Книга до чтения

Знакомимся с выходными Читаем Просматриваем

данными (когда написана аннотацию и рисунки, схемы,

книга? где и когда оглавление иллюстрации и пр.

издана?)

Схема «Внешние данные книги» содержит перечисление приёмов, с помощью которых читатель начинает первое знакомство с книгой. Анализ схемы связан с выполнением следующего задания, в процессе которого названные приёмы осваиваются на практике. Необходимо добиться от учащихся осознанных, полных, доказательных ответов на вопросы, сформулированные в задании.

Таким образом, знакомство с внешними данными книги, умение предварительно осознать их позволяет включить в работу механизм предугадывания, прогнозирования, заставляет читателя активно мыслить ещё до чтения текста. Только в этом случае процесс чтения будет результативным и эффективным.

Далее следует показать учащимся, что и в самом тексте имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чём в нём говорится. Это – ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соотносить их с предварительными предположениями о характере информации – первый шаг к постижению содержания текста.

Затем показываем школьникам, какую роль в понимании текста играет членение его на смысловые части.

Если это книга, то в ней, как правило, выделяются части, главы, в учебных и научных изданиях – параграфы.

Но даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф школьного учебника), в нём тоже – с помощью абзацев – выделяются смысловые части.

Начальные фразы абзацев, так же как и ключевые слова, содержат большую информацию о содержании текста. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события, подводятся ли итоги, выводы.

Начало нового абзаца обозначается в тексте с помощью абзацного отступа (красная строка).

Очевидно, что при обучении чтению (и прежде всего – ознакомительному) необходимо сформировать у учащихся умение прогнозировать по начальным фразам абзацев содержание текста, умение по характеру начальной фразы абзаца определять её роль в тексте, умение находить ошибки в членении текста на абзацы, умение правильно членить текст на абзацы при оформлении высказывания.

Умение делить текст на абзацы – одно из величайших умений, способствующих как созданию текста, так и его пониманию. Чтобы разделить текст на абзацы, необходимо определить смысловые вехи текста, те его точки, в которых обозначен переход к новой части в раскрытии темы и основной мысли высказывания. Такие смысловые вехи в анализируемом тексте легко определяются. Они являются начальными фразами абзацев.

Овладение приёмами изучающего чтения способствует формированию у школьников важнейших коммуникативных и собственно общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом. Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нём понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени действительную картину мира, изучаемую школьниками в курсе соответствующих дисциплин.

Овладение приёмами изучающего чтения представляется особенно важным потому, что эти приёмы обеспечивают глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно и более прочное запоминание. Кроме того, овладение приёмами изучающего чтения подготовит школьников к работе над такими видами вторичных текстов, как конспект, тезисы и т. п. На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, реализуются многие речевые жанры публичного выступления (доклад, сообщение), ораторского искусства (торжественная речь, речь-призыв, речь-обличение), а также такие жанры письменных высказываний, как реферат, обзор, рецензия и т. п.

Следовательно, необходимо познакомить учащихся с основными признаками изучающего чтения, научить их пользоваться приёмами, обеспечивающими достижение целей изучающего чтения в ходе выполнения соответствующих заданий.

В качестве материалов для заданий можно использовать реальные тексты из школьных учебников истории, географии, биологии, из хрестоматии по литературе, справочной литературы и т. п.

Приступая к обучению школьников приёмам изучающего чтения, учитель должен помочь им вспомнить, какие виды чтения им известны, с какой целью они используются в реальной речевой практике.

Раскрывая суть изучающего чтения, важно выделить его основные признаки, уже знакомые школьникам. Целью изучающего чтения является глубокое проникновение в содержание текста, вдумчивый анализ читаемого. Изучающее чтение позволяет понять и запомнить прочитанное, а также создать на основе прочитанного новые (вторичные) тексты (пересказ, план, аннотация, отзыв, рецензия, конспект и др.).

Активная мыслительная работа при изучающем чтении начинается на первом этапе знакомства с текстом (книгой), перед чтением.

Перед чтением текста, который предстоит изучить (проанализировать, осознать, понять), нужно:

Вдуматься в его название, осмыслить заголовок; вспомнить, в какой степени знаком тебе автор книги (текста);

Проанализировать внешние данные книги (текста);

Попытаться предугадать содержание, структуру и смысл текста.

Все теоретические сведения о специфике изучающего чтения могут быть предъявлены учащимся в виде таблиц, схем, памяток. Усвоение данных сведений не является самоцелью. Главное – научить школьников пользоваться приёмами, обеспечивающими результативность чтения. В связи с этим представляется необходимым проанализировать вместе с ними их читательский опыт, чему способствует выполнение соответствующих заданий.

На основе читательского опыта ответьте на следующие вопросы:

Как вы начинаете знакомство с текстом (книгой) перед тем, как приступить к изучающему чтению (на что в первую очередь обращаете внимание: что более всего анализируете, рассматриваете и т. п.)?

Какие вопросы у вас возникают в процессе предварительного осмысления текста, который предстоит прочитать?

Что вы считаете наиболее важным при ознакомлении с внешними данными текста?

*Подготовьте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов.

В ходе беседы по этим вопросам учитель выделит главное, существенное, поможет школьникам грамотно оформить свои выказывания, обобщить свой читательский опыт.

Особенно важно обсудить два последних вопроса.

Если учащиеся не приводят своих примеров, следует показать, какие вопросы могут возникать на этапе предварительного осмысления текста:

Что мне известно о …?

Что будет рассказано о …? (Посмотреть оглавление.)

Почему так названа книга?

Где происходит действие книги?

Выделяя наиболее значимые компоненты внешних данных книги (текста), следует указать те из них, на которые школьники могут не обратить внимания: выходные данные, структура текста, наличие иллюстраций, шрифтовые выделения и т. п.

Во время чтения активная мыслительная работа продолжается и проявляется в следующем:

В умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

В умении обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

В умении выделять (подчёркивать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Умение передать содержание прочитанного в виде схем, таблиц, условных знаков, рисунков и т. п. способствует развитию умения видеть в тексте главное, существенное, осознавать взаимосвязь между фактами и явлениями, которые изучаются в рамках соответствующей учебной дисциплины, систематизировать изученный материал в нужном направлении.

Активная мыслительная работа продолжается и после чтения . На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:

- сформулировать основную мысль прочитанного;

Выделить основную информацию;

Обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста;

Выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пересказ, сообщение, ответ на уроке).

Изучающее чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного.

Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, нужно научить школьников не только представлять основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков, но и переформулировать определения, правила, выводы, (переводить прочитанное на «свои слова»).

В заключение ещё раз подчеркнём, что обучение чтению в школе предполагает ознакомление учащихся с различными видами чтения, с теми приёмами, которые помогут сформировать зрелого читателя, способного работать с книгой в самых разнообразных ситуациях, возникающих в той или иной сфере деятельности.


Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Московской области

ГОУВПО « Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Факультет повышения квалификации

«Формирование иноязычной речевой компетенции в условиях общеобразовательной школы (вариативный модуль)»

Проект на тему:

«Обучение ознакомительному чтению»


Исполнитель:


Руководитель:

г. Коломна, 2010

Введение………………………………………………………………………..

1. Виды чтения…………………………………………………………………

1.2. Ознакомительное чтение…………………………………………………

1.3. Поисковое чтение…………………………………………………………

2. Ознакомительное чтение……………………………………………………

2.1. Предтекстовый этап……………………………………………………….

2.2. Текстовый этап…………………………………………………………….

2.3. Послетекстовый этап……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы……………………………………………….

Список используемой литературы

1. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. Настольная книга преподавателя иностранного языка. МИНСК «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 2001.

2. Министерство образования Российской Федерации. Примерная программа дисциплины – иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), 2000.

3. Фоломкина С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе//из кн. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия/сост. Леонтьев А.А. М.: Рус. язык, 1991.

4. Министерство образования Российской Федерации. Примерная программа дисциплины иностранный язык (в вузах неязыковых специальностей), 2000.

Введение

Любой специалист должен уметь, как минимум, подобрать необходимую ему литературу на иностранном языке и точно понять важную для него информацию, а также быть в курсе достижений в интересующей его области. Эти самые частые случаи работы с книгой требуют видов чтения, которые получили название просмотрового, поискового и ознакомительного.

Указанные виды чтения имеют целью получение разных результатов. Так, первый из них направлен на то, чтобы составить представление о тематике статьи/книги. Для получения этой информации бывает достаточно просмотреть заголовки и подзаголовки, бегло прочитать отдельные абзацы или даже предложения, т.е. просмотреть статьи/книги. При ознакомительном чтении читающий знакомится с конкретным содержанием книги/статьи, сосредоточивая свое внимание преимущественно на основной информации, почему этот вид иногда называют чтением с общим охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в быстром темпе. Наконец, при изучающем чтении, читающий стремится максимально полно и точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслить. Обычно предполагается дальнейшее использование этой информации, поэтому уже в процессе чтения действует установка на ее длительное запоминание. Все это приводит к тому, что это чтение бывает довольно медленным, оно сопровождается остановками и перечитыванием отдельных мест.

Помимо степени полноты понимания для оценки эффективности того или иного вида чтения в практике работы используется также показатель его скорости. Соответственно, конечные требования, отражающие минимальный уровень зрелости, для указанных видов чтения можно сформулировать следующим образом:

Умение просмотреть книгу, журнал, статью и т. п., чтобы получить самое общее представление о содержании работы в целом, ее теме, основных вопросах, затрагиваемых в ней, и т. д. - и определить, представляет ли она (или отдельные разделы) интерес для читающего. В данном случае имеет место локализация содержащейся в тексте информации (определение области, к которой она относится), а затем – самая общая ее оценка: "нужно"/"не нужно". В тот момент, когда читающий приходит к отрицательному выводу, чтение соответствующего раздела (отрывка и т. п.) фактически прекращается, и читающий, часто не дочитывая отрывка, переходит к следующему. В случае положительной оценки либо меняется характер чтения, либо читающий берет соответствующий раздел на заметку, чтобы прочитать его позднее более внимательно.

Аналогичным по своему характеру будет и чтение-просмотр печатных материалов в поисках определенных данных (формулировок, цифр, определений и т.д.), о которых заведомо известно, что они содержатся в просматриваемой статье, главе книги и т. д. При таком виде чтения у читающего фактически еще нет намерения использовать содержащуюся в тексте информацию, его усилия направлены на то, чтобы определить, есть ли в нем информация, представляющая для него интерес, а отсюда и соответствующая внутренняя установка на степень полноты понимания - понять в самых общих чертах, о чем данная работа (а не что именно сообщается по тому или иному вопросу). Поскольку данный вид чтения связан с просмотром материала, с поисками нужной информации, его называют просмотровым или поисковым чтением.

1.2. Ознакомительное чтение

Умение бегло прочитать материал для общего ознакомления с содержащейся в нем информацией. Этот вид чтения является как бы чтением для себя, без специальной внутренней установки на обязательное последующее воспроизведение полученной информации. Типичным примером этого вида чтения является чтение художественной литературы для времяпрепровождения, для собственного удовольствия или при работе со специальной литературой. Зная, что та или иная книга, статья и т. д. относится к интересующей нас области, мы прочитываем ее с целью общего ознакомления с содержанием, причем нас интересует не только то, о чем данная работа, но и что именно говорится по тем или иным вопросам. Чтение при этом сопровождается оценкой получаемой информации - "новое" /"известное", "интересно" /"неинтересно", "непонятно" /"понятно" и т. п. Для вынесения такого рода оценки читающий довольствуется пониманием общей линии содержания, аргументации, доказательства и т. д., причем часто не потому, что он не может достичь полного, глубокого понимания, а потому, что оно ему не требуется в данный момент. Однако в случае оценки "новое", "интересно", "непонятно" и др. характер чтения меняется, так как изменяется отношение читающего к получаемой информации, со всеми вытекающими из этого последствиями. Рассматриваемый вид чтения называют чтением с общим охватом содержания или ознакомительным, предполагает извлечение из текста основной информации со степенью полноты понимания в пределах 70 – 75 %.

      Поисковое чтение

Умение максимально полно и точно извлечь из иностранного текста содержащуюся в нем информацию. Читающий предполагает, что ему придется впоследствии воспроизводить или использовать в той или иной форме полученную информацию, а это связано с осмыслением информации, ее интерпретацией, установкой на длительное запоминание (всей или части информации) уже в процессе чтения. Так обычно читается литература, представляющая специальный интерес, необходимая для дальнейшей деятельности человека. Этот вид чтения можно назвать изучающим чтением.

Для того чтобы специалист мог пользоваться умением читать на иностранном языке в своей работе, задачей обучения является развитие тех видов чтения, которые соответствуют его потенциальным потребностям.

Достижение перечисленных требований обеспечивает возможность практического применения приобретенного умения читать.

Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов дает возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей.

    Ознакомительное чтение

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Упражнения с использованием ознакомительного чтения имеет смысл основывать на текстовых элементах и на целых текстах. Отработка того или иного умения на элементах текста позволяет сократить время работы и выполнить большее количество обучающих упражнений. В самом общем плане алгоритм обучения ознакомительному чтению может быть представлен следующим образом:

1. Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить его основную тему, используя английскую лексику.

2. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, которые несут главную информацию, постарайтесь их сформулировать на английском языке, обращая внимание на предложения, в которых содержится дополняющая, второстепенная информация.

3. Определите степень важности абзацев, отметьте обзацы, которые содержат более важную информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению информацию.

4. Постарайтесь сформулировать на английском языке используя Вашу активную лексику основные тезисы текста.

5. Обобщите информацию, выраженную в абзацах, в одно целое. Сформулируйте на английском языке, используя ваш лексический запас, основной тезис текста.

2.1. Предтекстовый этап

    Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;

    Выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;

    Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;

    Назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;

    Прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;

    Разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);

    Попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);

    Скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.

2.2. Текстовый этап

    Прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;

    Назовите основные проблемы, затронутые в тексте;

    Озаглавьте главные смысловые части текста;

    Найдите главные факты текста;

    Перечислите последовательно всех действующих лиц;

    Расположите следующие предложения текста в логической последовательности;

    Составьте список вопросов к тексту;

    Подготовьте план пересказа текста;

    Подтвердите достоверность суждений о …;

    Поясните главную мысль текста своими словами;

2.3. Послетекстовый этап

    Прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;

    Ответьте на вопросы по тексту;

    Перескажите текст на родном языке;

    Выразите свое отношение к прочитанному;

    Скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.

Заключение

Указанные виды чтения имеют целью получение разных результатов. Так, первый из них направлен на то, чтобы составить представление о тематике статьи/книги. Для получения этой информации бывает достаточно просмотреть заголовки и подзаголовки, бегло прочитать отдельные абзацы или даже предложения, т.е. просмотреть статьи/книги.

При ознакомительном чтении читающий знакомится с конкретным содержанием книги/статьи, сосредоточивая свое внимание преимущественно на основной информации, почему этот вид иногда называют чтением с общим охватом содержания. Это беглое чтение, протекающее в быстром темпе.

При изучающем чтении, читающий стремится максимально полно и точно понять информацию, содержащуюся в тексте, критически ее осмыслить. Обычно предполагается дальнейшее использование этой информации, поэтому уже в процессе чтения действует установка на ее длительное запоминание. Все это приводит к тому, что это чтение бывает довольно медленным, оно сопровождается остановками и перечитыванием отдельных мест.

Поскольку в разных источниках выделяют разные этапы обучения чтению, то мы постараемся совместить их и вывести этапы обучения именно ознакомительному чтению.

А.П.Старков выделяет 3 этапа в обучении чтению.

Первый этап обучения заключается в постановке механизма чтения про себя на английском языке. Обучение чтению и формирование механизма чтения проходит на том лексико-грамматическом материале, который был предварительно усвоен учащимися в устной форме. При этом переход от устной речи к чтению про себя осуществляется через чтение вслух.

Второй этап обучения чтению посвящен развитию чтения про себя на базе сформированного механизма чтения. В это время совершенствуется техника чтения про себя. Обучение чтению осуществляется путем целенаправленного обильного чтения текстов, а само чтение носит учебный характер. Вместе с этим учебное чтение текстов имеет и познавательную ценность, их содержание служит решению образовательных и воспитательных задач.

Третий этап завершает школьный курс обучения чтению. Работа над чтением заключается в освоении чтения текстов различных функциональных стилей с разным объемом информации. Чтение про себя приобретает черты собственно чтения, оно становится средством получения новой информации в познавательной деятельности учащихся.

В опорных схемах Л.М.Ивановой по методике обучения иностранному языку обучение чтению делится на 5 этапов:

I этап . Обучение технике чтения, овладение компонентами чтения . Целью данного этапа выступает развитие умений, связанных с восприятием знакомого языкового материала. Здесь развиваются навыки узнавания, соотнесения графического образа языковой единицы с его слухоречемоторным образом; целостного узнавания зрительных образов слов, словосочетаний их понимание; правильного интонационного оформления предложений (чтение вслух) и др. На данном этапе проводится подготовка к чтению как к речевой деятельности.

II этап . Развитие умений смысловой переработки информации . Целью данного этапа является развитие навыков и умений быстрого узнавания изучаемых слов в любом окружении и соотнесение их значений с контекстом предложений, умение установить смысловые связи между различными составляющими текста, восприятие предложения как смыслового целого, а также умений, связанных с восприятием незнакомого языкового материала (определение значения неизвестных слов с помощью языковой догадки, умение пользоваться двуязычным словарем и др.). Таким образом, на втором этапе учащиеся овладевают способами осуществления речевой деятельности-чтения.

III этап . Развитие умений, связанных с пониманием содержания текста (его фактической информации). Здесь развиваются умения обеспечивающие извлечение содержательной информации и понимание ее на уровне значения (выделение в тексте «смысловых вех» и наиболее существенных фактов, обобщение (синтезирование) фактов, соотнесение отдельных частей текста (смысловых кусков) друг с другом).

IV этап . Развитие умений, связанных с пониманием текста на уровне смысла . Здесь развиваются умения, обеспечивающие переработку извлеченной фактической информации, понимание на уровне смысла (умения вывести суждение/сделать вывод на основе фактов текста; умения оценить изложенные факты, содержание в целом, характер авторского замысла; умения интерпретировать, понять подтекст). Эти умения обеспечивают также глубину понимания.

V этап . Развитие умений различных видов чтения. На данном завершающем этапе обучения чтения развиваются конкретные умения в конкретных видах чтения: ознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом. Также совершенствуются навыки, приобретенные на предыдущих этапах.

В процессе обучения именно ознакомительному чтению ставится конкретная задача понять основное содержание текста. Работа над текстом в данном случае строится по трем этапам: предтекстовый, текстовый и послетекстовый (Пассов Е.И.).

В отношении ознакомительного чтения на предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Здесь необходимо соблюдать одно очень важное правило: предварительная работа над текстом не должна касаться его конкретного содержания, иначе учащимся будет неинтересно его читать, ввиду того, что ничего нового они в тексте не встретят.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, поэтому он самый продолжительный во времени и может включать в себя самые разнообразные задания. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). Для работа над ознакомительным чтением наиболее подходящими являются аутентичные художественные тексты или тексты информационного характера. На данном этапе должно действовать следующее правило: не нужно многократно читать один и тот же текст, поскольку если содержание уже известно, то его повторное прочтение уже выходит за рамки ознакомительного чтения и приобретает характер изучающего.

Послетекстовый этап. Целью данного этапа является интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

На наш взгляд обучение ознакомительному чтению на средней ступени обучения иностранному языку наиболее целесообразно проводить по трем этапам, предложенным профессором Е.И.Пассовым, поскольку именно его классификация наиболее точно направлена на достижение результата в конкретном виде чтения, в том числе и в ознакомительном. Учитывая специфику работы над чтением в 9 классе, когда у учащихся уже имеется некоторый достаточный словарный запас, развито большинство основных навыком чтения, необходимо заметить, что работа над техникой чтения не имеет такого значения, как, например, на начальном этапе обучения языку, а основной упор делается на достижении уровня чтения на иностранном языке на уровне зрелого чтеца.

Выводы

    Чтение представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания. Различают два плана чтения как деятельности содержательный и процессуальный. Основным характеристиками понимания текста являются полнота, точность и глубина.

    Учащиеся по окончании базового курса (9 класс) должны уметь в области чтения: понять основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов, выделяя основную мысль (идею) текста и существенные факты, опуская второстепенную информацию; понять полностью учебные и несложные аутентичные тексты (инструкции, рецепты); просмотреть несложный аутентичный текст типа меню, программы радио- и телепередач, расписания и т.п., а также несколько текстов, например, из газеты и извлечь нужную информацию.

    На данный момент из существующего многообразия видов чтения в рамки школьного курса по иностранному языку в качестве цели обучения включают чтение вслух и про себя (по форме чтения), ознакомительное, изучающее и поисковое чтение (по характеру понимания).

    Обучение ознакомительному чтению на средней ступени обучения проходит по трем этапам: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. На предтекстовом этапе походит подготовка к чтению, снятие языковых трудностей, повышение мотивации учащихся, познавательного интереса, прогнозирование содержания и др. На текстовом проводится само чтение с постановкой конкретной коммуникативной задачи. На послетекстовом этапе интеграция чтения с продуктивными видами речевой деятельности – говорением и письмом.

Ознакомительное чтение

При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации (приблизительно 70%), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому, частично восполняется смысл текста. Для ознакомительного чтения подбираются большие по объему тексты и тогда вступает в силу языковая избыточность. Навыки, приобретенные при изучающем чтении, используются при ознакомительном чтении.

Просмотровое чтение

Просмотровое чтение, в результате которого читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. К просмотровому чтению прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни, например при чтении газет и т. д. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам, большую скорость восприятия. В школьном курсе чтения на иностранном языке просмотровое чтение используется лишь как предварительная фаза изучающего и ознакомительного видов чтения для определения общей темы и уменьшения тем самым меры неопределенности. К просмотровому чтению учащихся следует приобщать при чтении газет. Кузьменко О.Д., Рогова Г.В. «Учебное чтение, его содержание и формы. Общая методика обучения иностранным языкам», М. - 1991.

Итак, все три вида чтения практикуются в средней школе, но их удельный вес различен. Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение, в этом проявляется общий принцип аппроксимации, предполагающий необходимые компромиссы и «снисходительность», вытекающие из реальных условий обучения иностранному языку. Изучающее чтение и просмотровое чтение также развиваются, хотя и занимают подчиненное место в системе обучения чтению, они в основном поддерживают и «питают» ознакомительное чтение.

В опыт учащихся виды чтения вводятся при помощи соответствующих заданий. При обучении чтению текст сам по себе лишь некая потенция; овладеть его содержанием с необходимой степенью полноты, точности и глубины помогают учащимся задания, преобразующие этот текст в конкретное упражнение. При этом задания не только нацеливают внимание читающего на получение конечного результата (например: «Прочти и выяви главную мысль»), но и предопределяют характер протекания чтения. Таким образом, задания являются существенным рычагом управления чтением, стимулирующим и контролирующим понимание, они обусловливают также вид чтения. Поэтому формулировка задний к тексту - ответственный момент. Они должны быть построены с учетом характера чтения как вида речевой длительности, венцом которой является понимание.

Формы чтения

Помимо видов чтение имеет две формы: оно осуществляется про себя (внутреннее чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение про себя - основная форма чтения - имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой; чтение вслух - вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.

Все частные умения, виды и формы чтения шлифуются по мере взросления человека, приобретения им грамоты, развития его общей культуры, т. е. превращения его в «человека читающего»; приобретя эти умения, человек уже с ними не расстается, поэтому они могут стать основой переноса на другой язык. Как подчеркивает С.К. Фоломкина, зрелое чтение на разных языках имеет одинаковую структуру. Фоломкина С.К. «Обучение чтению на иностранном языке», М. - 1980.