Влияние окружения на психику человека. Влияние факторов окружающей среды на человека. Внедряйте полезные привычки постепенно и систематически

Курсовая работа

по биологии

Экология человека. Человек в экстремальных условиях.

10 э/ю класс

Ученик: Жариков Юрий

Учитель: Борис Светлана Ивановна

Черноголовка, 2000.

Введение

Экология Человека

Природный ландшавт

Звук и шум

Загрязнение окружающей среды

Ионизирующее излучение

Человек в экстремальных условиях

Заключение

Список литературы

1.Введение.

Понятие “Экология” было предложено Эрнстом Геккелем в 1866 году как
название раздела биологии, изучающего вопросы взаимодействия организмов
и окружающей среды. Возникновение науки “Экология” стало возможным
благодаря накоплению достаточного количества сведений о многообразных
живых организмах и особенностях их образа жизни. Ученые стали понимать,
что взаимоотношения живых организмов с окружающей средой подчиняются
определенным закономерностям. Сейчас понятие “Экология” приобрело
широкое значение. Возникли новые направления, отражающие условия
существования и развития различных объектов, явлений, процессов.
Предметом исследования экологии человека являются все стороны
жизнедеятельности человека, вопросы сохранения и развития здоровья людей
с учетом взаимосвязи его с окружающей природной и социальной средой.
Среди естественных наук экология впервые включила в себя интересы
человека и превратилась из чисто естественной биологической в
социальнобиологическую науку.

2.Экология человека.

Возникновение и развитие человека происходило в определенной природной
среде. Она формировала малые и большие человеческие расы, культурные
типы древних людей. Человек – биосоциальное существо. Он вышел из
природы, но и остался в ней. Он рождается, мужает, стареет и умирает по
ее законам, хотя и видоизмененным социальными условиями жизни. Из
природы, или видоизменяя ее, человек получает пищу, воду, воздух, все
остальное, необходимое для его жизни. На него действуют космические
излучения, солнечный свет, климат, погода. Умирая, человек своим телом
входит в природный биологический цикл. Люди преобразуют природу и
оказываются под воздействием не только чисто природной среды, но и той,
которая создана ими самими. Этот огромный комплекс взаимосвязей человека
и окружающей его среды исследует экология человека.

Природный ландшафт. Одна из сторон использования природных ресурсов
человеком – отдых на лоне природы. Космос, погода планеты являются очень
важными факторами, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Но и
такие местные факторы, как ландшафт, картина природы, местность могут
также действовать на наше физическое и эмоциональное состояние. После
пребывания в квартире, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда
чувствуете облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто
чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое
влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но
и рельеф местности, разнообразие растительности, то есть ландшафт в
целом.

Природное окружение несет определенную информацию о его состоянии -
через форму, цвет, звук. Информация, усваиваясь, оказывает существенное
влияние на организм и поведение человека. Так, эстетически
привлекательная форма природного окружения возбуждает определенное
отношение к нему, что сопровождается сильными положительными эффектами:
радостью, удовольствием, любовью, наслаждением. Эти переживания
включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущение бодрости,
желания и потребность действовать.

Звук и шум. Человек всегда жил в мире звука. Еще в давние времена рев
зверя предупреждал нашего прародителя об опасности, шелест листьев,
журчание ручья наполняли его душу спокойствием, воинственный боевой клич
помогал устрашать неприятеля. Из всех живущих существ только человек в
полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника,
носителя звуков. Он внес в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим
помощником. Естественные природные звуки мы склонны воспринимать как
тишину. К сожалению, современный человек вносит в звуковой
ландшафт много шумов. Шум оказывает особое, отрицательное влияние на
умственную деятельность и легко может нарушить естественное течение
жизни. Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов
болезненные реакции. Звук от пролетающего реактивного самолета,
например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность
ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто
лежащие яйца птиц в гнезде. Транспортный или производственный шум
действует угнетающе на человека - утомляет, раздражает, мешает
сосредоточиться. Как только он смолкает, человек испытывает чувство
облегчения и покоя.

Уровень шума в 20-30 децибел (ЦБ) практически безвреден для
человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна
человеческая жизнь. Для “громких звуков” допустимая граница составляет
примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое
ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым. Звук в 180
децибел вызывает усталость металла, а при 190 - заклепки вырываются из
конструкций. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”.
Звон колокола медленно убивал человека.

Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон.
Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжелым нервным
расстройствам. Поэтому защите сна от шумовых раздражителей должно
уделяться большое внимание.

Загрязнение окружающей среды. До 85% всех заболеваний современного
человека связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды,
возникающими по его же вине – шум, курение, загрязнение окружающей среды
и т.д.

Большинство экологически негативных последствий деятельности людей
проявляется в изменении атмосферы - ее физического и химического
состава. Техногенные воздействия на атмосферу стали причиной таких
глобальных изменений, как “парниковый эффект”, разрушение озонового
слоя, выпадение кислотных дождей. Именно загрязнение атмосферы в
наибольшей мере истощает адаптационные возможности человеческого
организма. Атмосфера обладает мощной способностью к самоочищению от
загрязняющих веществ. Движение воздуха приводит к рассеиванию примесей.
Пылевые частицы выпадают из воздуха на земную поверхность под действием
силы тяжести и дождевых потоков. Многие газы растворяются во влаге
облаков и с дождями также достигают почвы. Воздух очищается от пыли и
газа в кронах лесных деревьев. Под воздействием солнечного света в
атмосфере погибают болезнетворные микробы. Но в настоящее время объем
ежегодно выбрасываемых в атмосферу вредных веществ в мире резко возрос и
составляет многие миллионы тонн. Это превышает пределы способности
атмосферы к самоочищению. Особенно неблагоприятно складывается
экологическая обстановка в городах, где сосредоточены крупнейшие
промышленные объекты.

Загрязнение атмосферы может принять опасный характер в течение
какого-то определенного времени на той или иной территории. Это может
произойти как в результате аварийных ситуаций, так и вследствие
изменения погодных условий. При изменении температур туман, загрязненный
дымом, прижимается к поверхности земли, образуя так называемый “смог”,
вызывающий раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных
путей, а также обострение заболеваний легких. Описаны случаи, когда это
приводило к трагическим последствиям - повышению смертности больных
детей и стариков.

Ионизирующее излучение. Ионизирующее излучение любого вида и
происхождения (не обязательно связанного с авариями атомных реакторов)
становится в наше время грозной опасностью для человечества. И чем
дальше, тем больше, т.к. уровень радиационного загрязнения биосферы хотя
и медленно, но повышается. Ионизирующие излучения - это любые
излучения, взаимодействие которых со средой приводит к образованию
положительно и отрицательно заряженных частиц, называемых ионами.
Наибольшую долю естественного фона (около 70%) ионизирующих излучений
составляют природные источники, в то время, как доля источников, которые
связаны с приборами медицинских учреждений - 29%, а всех остальных м
около 1%. Несмотря на такое соотношение, общественность волнуют именно
остальные источники. Авария на ЧАЭС не изменила фон в среднем по стране.
Но для жителей районов, непосредственно затронутых катастрофой, величины
и соотношения доз радиации от разных источников существенно отличаются
от средних по странe. Ионизирующая радиация, как и другие постоянно
действующие физические и химические факторы окружающей среды, в
определенных пределах необходимы для нормальной жизнедеятельности. Таким
благоприятным воздействием на человека обладают малые дозы ионизирующей
радиации, свойственные природному радиационному фону, к которому за
миллионы лет эволюции адаптирована жизнь на нашей планете. Известно, что
воздействие ионизирующей радиации в очень малых дозах стимулирует
развитие и рост растений. Десятки тысяч больных улучшают состояние
своего здоровья на всемирно известных курортах с источниками минеральных
вод, обладающих повышенным содержанием радона. Оздоровительный эффект
достигается путем кратковременного дозированного облучения больных
радоном и дочерними продуктами его распада на уровне повышенного
природного радиационного фона. Малые дозы вызывают активацию
восстановительных процессов, благодаря чему ускоряется выздоровление. В
нашем столетии человечество подвергается воздействию ионизирующего
излучения от искусственных источников, создаваемых для медицинских,
научных, технических и военных целей. Опасность для человека могут
представлять главным образом подобные техногенные источники. Радиация -
явление потенциально опасное, поэтому облучение человека подлежит
контролю и нормированию. Нельзя допускать необоснованного воздействия
радиации. Основной принцип радиационной защиты заключается в обеспечении
как можно более низкого, разумно достижимого уровня воздействия..
Источниками опасного для жизни излучения могут быть испытания ядерного
оружия, аварии на АЭС, некоторое специальное оборудование.

Это далеко не полный перечень тех факторов, от которых во многом зависит
жизнь и здоровье всех живущих на Земле людей. Однако, даже из
приведенных данных понятно, что на всех этапах исторического развития,
начиная с первобытнообщинного строя, от человека требовалась
исключительная выносливость и сила, чтобы справиться с теми испытаниями,
которые выпадали на его долю во взаимоотношениях с природой.

3.Человек в экстремальных условиях.

Экстремальными условиями считаются опасные условия среды, к которым
организм не имеет должных адаптаций. Человек, как и любой другой живой
организм, приспособлен к жизни в определенных условиях температуры,
освещенности, влажности, гравитации, излучений, высоты над уровнем моря
и т.д. Эти свойства выработались у него в процессе эволюционного
развития. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться
к ним до определенных пределов. Например, большинство людей на Земле
живет на высоте до 3000 м над уровнем моря. Около 15 млн. человек – на
высоте до 4800. Но на высоте выше 5500 м человек не может жить
постоянно. У него резко ухудшается здоровье, происходит стремительное
развитие болезней, что может привести к неминуемой гибели, если не
вернуться к привычным условиям жизни. Это связано с очень низким
парциальным давлением вдыхаемых и выдыхаемых газов, большим перепадом
дневных и ночных температур, повышенной солнечной радиацией, а также
высокой плотностью высокоэнергетических тяжелых частиц. Основную
проблему для человеческого организма в таких условиях представляет
перенос атмосферного кислорода к клеткам. Примером могут служить
альпинисты — покорители высокогорных вершин. 8- тысячники Гималаев
они могут покорять только в кислородных масках и находиться на такой
высоте можно не более часов.

Еще одним видом экстремальных условий является влажность. Высокая
влажность характерна для тропических лесов. Лесные заросли почти не
пропускают света, преграждая путь ультрафиолетовым лучам. Здесь жарко и
влажно, как в теплице. Средняя температура +28С (колебания в пределах
3-9С), средняя относительная влажность 95% ночью и 60-70% днем. Ветры в
лесах очень слабые. Воздух насыщен углекислым газом и полон запахов,
испарений, микроскопических волосков, чешуек и волокон. Уровень
испарений здесь в 3 раза выше средних показателей планеты в целом.
Примером адаптации к таким экстремальным условиям могут служить размеры
людей, живущих в тропических лесах. Они ниже ростом и весят меньше тех,
которые живут на открытых местах. Их средний вес 39.8 кг при росте 144
см. Для жителей саванны эти показатели равны 62.5 кг и 169 см. По
сравнению с представителями других групп населения потребление кислорода
при физической нагрузке, объем легких и частота пульса у них выше
среднего.

Температура окружающей среды представляет собой важнейший и зачастую
ограничивающий жизненные возможности экологический фактор и вид
экстремальных условий, который практически каждый человек в течение
жизни может испытать на себе. Мы живем и комфортно себя чувствуем в
довольно узком интервале температур. В природе же температура не
постоянна и может колебаться в довольно широких пределах (+60…. – 60С).

Резкие колебания температуры – сильные морозы или зной – неблагоприятно
действуют на здоровье людей. Однако существует много приспособлений для
борьбы с охлаждением или перегревом.

Возьмем, к примеру, экстремальные условия Севера. Акклиматизация
эскимосов (а они и сейчас живут в условиях ледникового периода)
основывается на вазомоторно-нервных регуляциях. Звери на севере
приспосабливают свой организм к пониженной отдаче энергии. У некоторых
это вызывает даже необходимость зимней спячки. Люди в тех же
обстоятельствах реагируют повышенной отдачей энергии. Это требует
развития способности добывать себе достаточное количество пищи, а также
влияет на выбор еды. Она должна быть максимально полезной человеку.
Эскимосская пища для нас была бы несъедобной, поскольку она должна
содержать большое количество чистого жира. Обычный ужин, например,
происходит следующим образом: эскимос отрезает длинную полоску сырого
подкожного сала, заталкивает к себе в рот столько, сколько войдет, возле
самых губ отхватывает порцию ножом, а остальное вежливо передает
сидящему рядом. И в других случаях в Арктике, кроме мяса, не подается
ничего, а единственной зеленью у эскимосов является заквашенное
содержимое оленьих желудков, представляющее собой переваренные
лишайники.

Как показывает опыт полярных экспедиций прошлых и нынешних лет, далеко
не все из них смогли выдержать суровые условия полярного Севера (или
Антарктиды) и приспособиться к ним.

Многие погибли из-за неправильно подобранного питания и снаряжения.

Морозы, разразившиеся в одну из зим в Западной Европе,

привели к катастрофическим последствиям и сопровождались
человеческими жертвами. В те же дни в Верхоянске (полюс холода) при
температуре –57С школьники 8-9 лет ходили на занятия в школу, а табуны
чистопородных домашних лошадей, сопровождаемые пастухами, паслись как
обычно.

Невесомость - это относительно новый вид экстремальных условий,
возникший в результате освоения человеком космических пространств.
Перед первым полетом человека в космос некоторые ученые утверждали, что
он не сможет работать в состоянии невесомости и, более того, полагали,
что психика нормального человека не выдержит встречи с невесомостью.
Полет первого космонавта опроверг эти прогнозы. Проявление невесомости
начинает проявляться с нарушения деятельности вестибулярного аппарата,
внутреннего уха, зрения, кожной и мышечной чувствительности. Человек
испытывает ощущение, будто он совершает полет головой вниз. Как
выраженность, так и продолжительность этих симптом индивидуальна. По
мере увеличения срока пребывания в невесомости они ослабевают но, как
правило, вновь возникают в первые часы и дни после возвращения на Землю
в условиях земной силы тяжести. В невесомости нет гидростатического
давления крови, а поэтому начинается действие реакций, вызванных
невесомостью самой крови. Происходит перераспределение крови: из нижней
части она устремляется в верхнюю. Это приводит к сдвигам в обмене
веществ сердечной мышцы и постепенному ее ослаблению. Кроме того,
появляются симптомы, связанные с отсутствием нагрузки на костно-мышечную
систему. Развивается атрофия мышц, ответственных за организацию позы в
условиях действия силы земного тяготения. В связи с потерей солей
кальция и фосфора изменяется прочность скелета, особенно в
продолжительных полетах. И тем не менее в условиях невесомости человек
может приспособиться к отсутствию гравитации и гидростатическому
давлению крови.

Человек – существо социальное. Поэтому, кроме природных экстремальных
ситуаций, могут возникать и критические ситуации, связанные с жизнью
человека в обществе. В течение сравнительно короткого отрезка своей
истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права,
мировых войн. Условия жизни – скученность, страх, недоедание, болезни –
являются причиной серьезных, порой непереносимых страданий для многих
людей. В таких условиях возникают острые физические, психические и
социальные стрессы создающие угрозу для жизни. здоровья и благополучия
людей.

Воздействие стресса сказывается на основных физиологических реакциях
центральной нервной системы, а также на деятельности желез внутренней
секреции. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными
железами (гормоны), совместно с нервными импульсами оказывают влияние
практически на каждую клетку организма.

Однако и в стрессовых условиях у человека развиваются адаптивные
явления.






Адаптация человека – это процесс, в результате которого организм
постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к
определенным факторам окружающей среды и таким образом получает
возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать
задачи, ранее неразрешимые.

Транспортные происшествия являются катастрофической эпидемией нашего
времени. В течении 10 лет во всем мире при дорожных происшествиях
погибли 22 млн. человек. Конечно, не всегда дорожно-транспортное
происшествие можно отнести к экстремальным условиям. Но бывают случаи,
когда во время ДТП люди действительно попадают в экстремальную
ситуацию. Например, 22 июля 1970 года в Дели паводковой волной с шоссе
в ближайший овраг было смыто 25 автобусов, 5 такси и один военный
автомобиль. Лишились жизни большое количество людей, Причиной смерти
было не только само ДТП, но и паника, возникшая среди людей.

Как правило, наибольшие по количеству жертв – железнодорожные и морские
катастрофы, связанные с крупными пассажирскими перевозками.

2 марта 1944 года в тоннеле неподалеку от Салерно в Италии остановился
поезд с солдатами, едущими в отпуск: в дыму задохнулись 526 человек.
Когда 22 октября 1949 года вблизи городка Новы Двор в Польше сошел с
рельсов скорый поезд Гданьск – Варшава, это стоило жизни двум сотням
человек. Самой крупной железнодорожной катастрофой была авария
экспресса на мосту восточнее Хайдарабада а Индии 28 сентября 1954 года:
поезд рухнул в реку, погибли 1172 человека. На утонувшем пароме
«Ускудар» в Стамбуле нашли свою смерть 238 человек. И другие факты.

В отличие от природных катастроф, транспортные происшествия – явление в
первую очередь социальное. С развитием новых современных видов
транспорта возникают и новые проблемы.

В последнее время мы стали свидетелями разительного паления осторожности
и повышенной рискованности людей. Это явление общего порядка в системе
человек – машина. Мы привыкли к эффективности техники и мало принимаем
во внимание возможность ее отказа. Кое-кто просто забывает, чем грозит
подобная беспечность и кому за нее придется расплачиваться.

То же касается опасных производств, на которых работают с высоко
токсичными микроорганизмами, с радиоактивными веществами, и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и
искусственной среде. Это процесс, в результате которого человек
постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным
факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в
условиях, ранее не совместимых с жизнью. Полная адаптация человека в
экстремальных ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной
деятельности, соответствующее ситуации поведение и продолжение рода.
Однако нужно помнить, что продолжительные, интенсивные, многократно
повторяющиеся нагрузки вызывают реакции, приводящие в конечном счете к
подрыву физического здоровья.

Список используемой литературы.

И.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. Экология (учебное пособие). 9-11 классы.

В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов. Биология.

Й.Дворжак. Земля, люди, катастрофы.

Б.Т.Величковский и др. Здоровье людей и окружающая среда (учебное
пособие).

Личность и среда. Личность -- это сочетание стабильных характеристик человека. По определениям социальных психологов, личность проявляется через характеристики отдельного человека и его: поведения, которые отражают уникальный характер приспособления конкретного человека к окружающей среде.

Традиционно психологи описывали поведение отдельного чело-; века с точки зрения отдельных свойств личности, таких, как агрессивность, честность, уверенность в собственных силах, открытость или замкнутость, решительность или нерешительность. Но теперь многие психологи утверждают, что поведение человека меняется в зависимости от ситуации. Например, многие честны в одних ситуациях и нечестны в других. Личностные факторы и внешнее окружение, действуя совместно, определяют поведение личности, причем часто ситуация имеет все же большее влияние на это поведение, чем свойства личности.

Эти выводы имеют очень большое значение, потому что они указывают на важность создания такой окружающей обстановки на работе, которая бы поддерживала тип поведения, желательный для организации.

Руководители должны совершенствовать свои способности направлять поведение работников таким образом, чтобы добиться целей организации, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи, и в то же время создать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.

Рабочая среда -- это совокупность всех внутренних факторов, которые с помощью процесса управления формируются применительно к потребностям организации. В число этих факторов входят бесчисленные потенциальные вариации каждого, при этом все факторы взаимосвязаны и меняются во времени, что делает рабочую среду в организации чрезвычайно сложной. Исследователи в области управления и психологии еще очень далеки от того, чтобы полностью объяснить и попытаться точно спрогнозировать влияние рабочей среды на отдельных работников, их поведение.

Группы и управленческое лидерство. Группы могут оказывать влияние на поведение конкретных людей. Благодаря многочисленным возможностям социального взаимодействия, группы формируются спонтанно. Сама по себе организация и ее подразделения по определению тоже являются группами. Члены группы формируют разделяемые ими установки, ценности и ожидания в вопросах, связанных с пониманием поведенческой нормы.

Нормой называются стандарты поведения, признаваемые приемлемыми в данных условиях. Чем в большей степени человек цент свою принадлежность к группе, тем в большей степени его поведение будет совпадать с групповыми нормами, которые могут способствовать или противодействовать достижению формальных целей организации. Примером нормы, способствующей достижению целей формальной организации, является высокая ценность коллективизма внутри группы, если цели группы устремлены в направлении достижения целей организации.

Лидерство. Чтобы быть эффективным менеджером, необходимо быть эффективным лидером. Лидерство -- это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. В условиях организации важен стиль лидерства, стиль руководства, который отражает ценности и взгляды менеджера, его отношение к подчиненным, самооценку и личность. Эффективность конкретного стиля зависит от ситуации, определяемой содержанием работ и индивидуальными характеристиками подчиненных.

Системная модель внутренних факторов -- это модель взаимоотношения внутренних факторов: целей, структуры, задач, технологии и людей.

Социотехничсские подсистемы в совокупности и взаимодействии составляют внутреннюю среду организации. Внутренние факторы обычно называют социотехническими подсистемами, потому что они имеют социальный компонент -- людей и технический компонент -- другие внутренние факторы. При подготовке управленческих решений необходимо рассматривать и учитывать социальную структуру одновременно с технической структурой, а также учитывать индивидуальное и групповое поведение; только так можно достичь поставленных целей.

План: стр.

Введение

I. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение:

1.Предпосылки развития организационного поведения

1.1.Организационное поведение в системе менеджмента

2. Понятие личности в организации

2.1. Внутренняя и внешняя среда предприятия

3. Взаимодействие человека и организации

3.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения

II. Адаптация человека к организационному окружению:

4. Научение поведению в организации

4.1. Процесс сознательного научения поведению в организации

4.2. Научение поведению и модификация поведения

человека в организации

III. Исследование организационного поведения:

5.Использование социологических исследований на предприятии

5.1. Итоги исследования

Заключение

Список используемой литературы


Введение.

Любая социальная общность людей (семья, коллектив предприятия) испытывает на себе влияние внешнего мира, непосредственного окружения и своей внутренней среды. Производственное предприятие, торговая фирма постоянно анализируют изменения в непосредственном окружении (рынка сбыта, поведение конкурентов, динамику цен, надежность партнеров и поставщиков) и совершенствует систему управления своей организации. Стабильное развитие предприятия, рост его производственных и финансовых показателей позволяют повышать его экономические параметры, то есть применять наиболее желанную стратегию роста. Чаще всего приходится применять стратегию ограниченного роста – планировать медленное и острожное увеличение экономических и социальных показателей. И самые нежелательные изменения во внутренней среде предприятия происходят при стратегии «последнего средства» - положение предприятия стало столь угрожающим, что приходится сокращать численность работников. Переход к этой стратегии является симптомом возможной ликвидации фирмы. Внутренняя среда весьма изменчива, поскольку содержит различные переменные факторы: могут меняться цели деятельности организации в целом или её отдельных структурных подразделений, в этом случае часто бывает целесообразно изменить и структуру управления; новые цели потребуют изменения решаемых задач или технологий. Но главным источником изменений в любой модели управления являются люди, их взаимоотношения в процессе производства. Именно способность целенаправленно воздействовать на членов коллектива для достижения целей организации определяет талант руководителя и успешную деятельность организации.

Актуальность предоставленной темы заключается в том, что в настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.

Целью данной работы является разработка теоретико-методологических и прикладных основ исследования влияния среды на личность и поведение и организационной культуры как важнейших элементов системы управления персоналом.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

Обобщение и систематизация предлагаемых отечественными и зарубежными исследователями теоретико-методологических подходов к исследованию организационного поведения;

Обоснование целесообразности и необходимости рассмотрения проблем установления взаимодействия человека и организационного поведения;

Выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение персонала на рабочем месте под влиянием различных факторов;

Объектом исследования среды организации являются сами работники, а также факторы, влияющие на их поведение в деловом процессе.

Предметом данного исследования являются организационное поведение как взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы управления персоналом.

Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение

Предпосылки развития организационного поведения

Изучение современных теорий организационного поведения требует рассмотрения истории развития науки в целом, которая вместе с обществом прошла путь эволюции - поступательного развития и последовательного совершенствования. Именно такая естественная форма становления науки подтверждает ее жизнеспособность.

В развитии организационного поведения (ОП) следует выделить два этапа: эмпирический и научный.

Первые попытки осмыслить поведение человека возникли в глубокой древности на эмпирической основе. Фундаментальные проблемы личности были сформулированы в трудах великих древнегреческих мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля и других философов в IV - V вв. до н.э. Они впервые в истории европейской общественной мысли поставили проблему взаимоотношений личности и общества, социальной среды, соотношения индивидуализма и коллективизма.

Вопросы поведения личности в окружающей среде рассматривались в различных религиозных учениях. В частности, идея примата коллектива над личностью питала раннее христианство и вместе с православием пришла на Русь. Православию присущи особый духовный настрой, чувство сопричастности и единения, сопереживания, взаимной любви и жертвенности.

Предпосылками становления научной концепции организационного поведения можно считать идеи свободы, равенства и братства французских просветителей (Вольтер, Ж-Ж. Руссо, П.А. Гольбах), социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн) в середине ХVIII в., классовое учение (К. Маркс), психология народов (В. Вундт) в Германии в середине ХIХ в.

Многие идеи мыслителей прошлого и современности имеют прямое отношение к проблемам межличностного общения и группового взаимодействия людей.

На научной основе организационное поведение развивалось с середины ХIХ в. в рамках следующих учений.

Детерминизм - учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений. Сформировался в середине ХIХ в., имеет две формы - механистическую и биологическую.

Бихевиоризм - ведущее направление американской психологии начала ХХ в. (Дж. Уотсон, Э. Торндайк; в России связан с трудами известного физиолога ИП. Павлова).

Согласно этой концепции, анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, поэтому человек выступает как некий «черный ящик». Личность есть ни что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на определенный стимул, ситуацию.

Гештальтпсихология - одна из основных школ зарубежной психологии начала ХХ в. (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин). Использует принцип системности и приоритета целого в динамике мотивации человеческого поведения. Основана на достижениях физики в Германии в тот же период. Трактует поведение человека по типу взаимодействия частиц в поле, игнорируя сознание и психологические аспекты поведения.

Фрейдизм - психологическая концепция начала ХХ в. австрийского ученого З. Фрейда и развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации, В объяснении человеческого поведения использовалась трехуровневая модель психической структуры личности (Ид-Оно, Эго - Я и Супер-Эго - Сверх-Я), позволившая осветить проблемы психологии делового общения, конфликтов, механизмы снятия стрессового напряжения и способы психологической защиты.

Гуманистическая психология - ведущее направление современной психологии. Сформировалось в 1960-е гг. в США (Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, Г. Олпорт и др.). Одной из основ концепции стал экзистенциализм - ориентация на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Отстаивает право человека быть самим собой, сохранять свою целостность, уникальность и неповторимость.

Управленческая психология - ведущая отрасль современного знания, (отражающая междисциплинарное научно-практическое направление, целью которого является психологическое обеспечение решения проблем управленческой деятельности. Управленческая психология изучает личность работника в организации и влияние организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива.

Каждое научное направление имело свои ограничения, но в целому способствовало формированию современной концепции организационного поведения.

Организационное поведение в системе менеджмента .

Развитие теорий организационного поведения в системе менеджмента началось в США с 1930-х гг. в рамках школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф Ротлисбергер, М. П. Фоллет и др).

Основные положения школы человеческих отношений состоят вследующем:

· сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение человека в организации;

· все проблемы управления должны рассматриваться через призму человеческих отношений с учетом социально-психологических факторов;

· воздействие на работника с целью повышения производительности труда должно быть направлено на удовлетворение его социальных и психологических потребностей, а не создание физиологических условий труда;

· деятельность работника мотивируется преимущественно сложившимися групповыми нормами поведения, а также чувствами и настроениями индивида;

· жесткая иерархичность организации несовместима с природой человека и его свободой.

Важнейшими элементами теории человеческих отношений является: система взаимных связей и информации, система бесед-исповедей с рабочими, участие в принятии решений, организация неформальных групп и управление ими.

Главный вывод школы человеческих отношений состоял в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое повеление.

Начало 20 в. - Г.Зиммель использовал для описания города термин «перенасыщенная среда », отмечая, что городская среда затрудняет восприятие людьми новых импульсов, поскольку они растрачивают свою энергию на решение мелких, частных проблем среды.

Теоретические концепции жизни в городе

n Город с позиции теории «места поведения» Р.Баркера (эффекты сверхукомплектования / перенаселенности)

n Город с позиции теории ограничения поведения (эффекты выученной беспомощности) (Прохански и соавт., 1970)

n Город с позиции теории перегрузки (С.Милграм)

n Город как источник стресса

n Эклектическая модель городской среды (П.Бэлл и соавт., 2001):

Психологические механизмы , позволяющие адаптироваться к перегрузкам в городской среде (Милграм):

  1. Каждой входящей единице информации отводится меньше времени, в результате чего контакты с окружающими минимизируются или же пресекаются.
  2. Пренебрежение информацией, не являющейся первоочередной. При этом «несущественность» информации оценивается априорно, в результате чего может быть пропущена и релевантная информация.
  3. При социальных операциях ответственность может перекладываться на других участников. Латане и Дарли (1969) экспериментально подтвердили – чем больше число наблюдателей, тем меньше вероятность, что кто-то из них вмешается в происходящее.
  4. Система блокирует доступ информации на самом входе. В качестве системы выступает сам субъект, поведение которого затрудняет для окружающих взаимодействие с ним.
  5. Интенсивность входной информации снижается с помощью фильтрующих устройств (допускаются поверхностные формы участия во взаимодействиях).

Милграм обращает внимание на еще два момента:

1) в городе больше уважения к праву других на уединение – в силу того, что добиться физического уединения трудно,

2) потребность в оказании помощи в большом городе возникает слишком часто, поэтому неучастие становится нормой.

Исследование, проведенное Альтманом с соавторами, показало, что в маленьких городках незнакомцам разрешают зайти в дом позвонить гораздо чаще, чем в большом городе (в одном городке – в 5 раз чаще, в трех других – более чем в 2 раза). При этом везде женщин пускали более часто, чем мужчин. Объяснение, которое дает Виллена таким результатам, опирается на феномен социальной идентичности, в данном случае – городской идентичности. Для жителя большого города преступление в его собственном городе – более частое явление, чем для жителя маленького городка, то есть дело не в расстоянии, на котором произошел инцидент, а в принадлежности к одной социальной группе с пострадавшими.

Город представляет собой саморазвивающуюся систему, относительно стабильное функционирование которой обеспечивается действием социальных норм. Наряду с юридически оформленными и закрепленными нормами жизнь горожанина регулируется так называемыми «резидуальными правилами » (Шефф, 1960). Это нормы, регулирующие рутинную жизнь человека, но остающиеся некодифицированными и неэксплицированными. При этом:

1) большинство людей согласны с этими правилами,

2) правила незаметны, пока не происходит их нарушение.

Отталкиваясь от последнего положения, Гарфинкель предложил методический прием для изучения резидуальных норм – через их нарушение. Этот прием был успешно реализован в ряде исследований, в частности – Милграмом для анализа норм поведения в метро, Манном и Тэйлором для исследования такого социально-психологического феномена, как очередь.

В ходе естественного эксперимента, проведенного в вагонах метро, экспериментаторы-студенты просили сидящих пассажиров уступить им свое место. Результаты оказались неожиданными – более чем в половине случаев место уступали без всяких возражений. Даже когда обращение звучало следующим образом: "Извините, не уступите ли мне местечко, мне неудобно читать стоя" – почти в 42% случаев просьба выполнялась. Наибольшее сопротивление в ходе эксперимента возникало у самих экспериментаторов – им было до такой степени сложно обращаться к сидящим людям с необоснованной просьбой, что у них возникали вегетативные расстройства: головокружения, тошнота, слабость и т.п.

Аналогичные затруднения испытывали люди, получившие задание вторгнуться в очередь (иногда им требовалось около получаса на «моральную подготовку»), хотя в самой очереди на такое вторжение реагировали фактически один-два человека из тех, перед которыми «внедрялся» в очередь экспериментатор, и происходило это реже, чем в половине случаев. Реакции «пострадавших» редко включали физическое воздействие (в 10% ситуаций вторжения), в основном это было словесное или мимическое выражение недовольства.

Таким образом, резидуальные нормы регулируют пространственное поведение горожан, обеспечивая их «естественные права» в пределах публичных территорий.

Образ города.

Автором одной из первых работ, анализирующих пространственные представления о городе и те процессы, через которые человек познает среду и ориентируется в ней, был С. Троубридж (1913). Его исследование показало, что плохая ориентация некоторых людей в окружающем их городском пространстве связана с грубыми нарушениями локализации объектов в “умственных образных картах”. Тем самым было доказано безусловное влияние пространственных представлений на повседневное поведение человека.

Исследование структурной организации образа города впервые было предпринято американским архитектором К.Линчем в 1960 г. Для того, чтобы экстериоризовать ментальный образ города, вывести его из сферы субъективного опыта, Линч использовал рисуночный метод. Своих респондентов он просил нарисовать город, так, чтобы этот рисунок мог помочь другому человеку составить себе представление: о городе в целом – в одном случае, об отдельных маршрутах – в другом.

В результате проведенного исследования Линч выявил основные элементы образа города :

  • Пути – коммуникации, по которым осуществляется перемещение из одной точки городского пространства в другую. Это линейные элементы, примером которых служат улицы, тропинки, переходы, линии метрополитена, речные пути, фуникулеры и т.п.
  • Узлы – локальные элементы, пересечения путей; места, в которых происходит изменение направления движения. Это перекрестки, транспортные развязки, станции пересадки в метрополитене, станции метро при переходе от наземного к подземному транспорту и наоборот и т.д.
  • Районы – протяженные пространственные элементы образа города; места, имеющие однородную структуру, отличающую их от окружения. Районы могут различаться по своим размерам, значению, степени структурированности. Районы как элементы образа города не совпадают с административным районированием, поскольку задаются не формальными, а субъективными критериями.
  • Границы – линейные элементы, основная функция которых – ограничение одних районов от других. В качестве границ могут выступать улицы, реки, ограждения и т.д.

· Ориентиры – точечные элементы образа города, позволяющие субъекту определить свое местонахождение. Линч рассматривает два вида ориентиров: локальные – позволяют сориентироваться в рамках незначительного замкнутого пространства, дистантные – заметные на значительном расстоянии. К локальным ориентирам могут быть отнесены небольшие строения, вывески и т.п., к дистантным – преимущественно высотные сооружения, такие как колокольни, маяки, телебашни и др.

Исследования К.Линча показали, что первейшим условием комфортабельной и приятной для жизни городской среды является высокая степень ее представимости. В основном это обеспечивается наличием безошибочно узнаваемых опорных пунктов.

С. Милграм провел исследование психологических карт Парижа, Бостона, Нью-Йорка. При изучении визуального образа Нью-Йорка Милграм демонстрировал респондентам фотографии, сделанные в разных точках города, и просил опознать точный район, точный микрорайон, дать точное название улицы. Оказалось, что ядром наглядно-визуально образа Нью-Йорка является Манхэттен – он чаще других районов правильно идентифицировался (даже в сравнении с районом проживания респондентов), редко путался с другими районами. Милграм отмечает, что возведение в микрорайонах легко узнаваемых монументов, украшение зданий запоминающимися декоративными элементами, использование различной окраски домов – все эти приемы помогают улучшить узнаваемость городской среды и, тем самым, повысить степень ее комфортабельности.

Теория защищающего пространства (О.Ньюман и соавт.)
Защищающее пространство:

n должно иметь четко обозначенные и ясно опознаваемые границы

n не должно быть проходной зоной

n должно предоставлять владельцам возможность вести неформальное наблюдение за происходящими в нем событиями

n будет способствовать формированию локальных социальных связей среди жителей

Территориальные признаки защищающего пространства (Р.Тэйлор и соавт., 1980)

n Признаки защиты (символические и реальные барьеры)

n Признаки принадлежности (территориальные маркеры, сообщающие о «занятости» места)

n Признаки децивилизации (физические и социальные признаки ухудшения состояния места)


Опорный конспект к лекции 8-9. Экосберегающее поведение

n Психология экосохранения: основные задачи и проблемы/направления исследований

n Понятие экологически значимого поведения

n Теории экологически значимого поведения

Основные практические задачи психологии экосохранения:

n Способствовать поддержанию психологической связи человека с природным окружением

n Продвигать идеи экологически устойчивого развития

n Продвигать экосберегающее поведение



Экологический след человечества - отражает потребление человечеством ресурсов биосферы.

Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов

Несущая способность экосистемы –

предельная численность популяции, которая может поддерживаться в рамках данной экосистемы на протяжении неопределено большого числа поколений (У. Каттон)

Экологический след субъекта – мера воздействия субъекта на среду обитания ,

Экологически значимое поведение – термины-синонимы:

n экологически значимое поведение (environmentally significant behavior)

n экологически дружественное поведение (environmentally friendly behavior)

n экологически ответственное поведение (environmentally responsible behavior) или экологически ответственные действия (responsible environmental action)

n проэкологическое поведение (proenvironmental behavior)

n поведение сохранения(conservation behavior)

n экологически устойчивое (жизнеспособное) поведение (environmentally sustainable behavior)

n экологически ориентированные формы поведения

n экологически целесообразное поведение

n экологически релевантное поведение

П.Стерн с коллегами (P. C. Stern, T. Dietz, T. Abel, G. A. Guagnano, L. Kalof)

Критерии экологически значимого поведения:

объективный (объективные последствия: «степень, в которой оно изменяет доступность сырья или энергии, получаемых из окружающей среды, или изменяет структуру и динамику экосистем или биосферы как таковой»)

субъективный (проэкологические намерения субъекта)

Влияние окружающей среды на поведение

Некоторые формы поведения проявляются только на определенных стадиях развития. Иногда такое поведение развивается, по-видимому, без какой бы то ни


было заметной тренировки. Например, голуби в определенном возрасте начинают махать крыльями и неуверенно летать, но с практикой их летательные способности улучшаются. Однако Громан (Grohmann, 1939) в ставшем теперь классическим эксперименте выращивал группу голубей в трубах, в которых они не могли двигать крыльями. Другая группа такого же возраста развивалась без ограничений. Когда эти развивавшиеся на свободе голуби достигли стадии, на которой они могли удовлетворительно летать, были освобождены голуби из труб. Оказалось, что они также способны летать сразу же после освобождения. У мутантных цыплят, лишенных оперения, развиваются нормальные вестибулярные рефлексы, проявляющиеся в движениях крыльев, хотя эти рефлексы совершенно бесполезны (Provine, 1981). На первый взгляд кажется очевидным, что поведение не зависит от средовых факторов, но не следует считать, что способность к полету развивается независимо от онтогенетических возможностей. Вероятнее все же, способность к полету зависит от некоторых существенных условий, хотя наши знания о них фрагментарны (Ham, Veomett, 1980). Сходный пример - вокализация у голубей и домашних кур, которая весьма стереотипна и проявляется на определенных стадиях развития. Она зависит не от слухового опыта, а от определенного гормонального состояния, являющегося частью общего созревания.

Многие типы движений развиваются при очевидном отсутствии тренировок или примера (Hinde, 1970). Однако результаты изучения некоторых форм поведения в эмбриогенезе позволили предположить, что в них фрагментарно и неполно включены движения, которые, возможно, влияют на процесс развития (например, Кио, 1932, 1967; Kraijt, 1964; Anthoney, 1968). В качестве примера мы рассмотрим работу Куо (Кио, 1932) по развитию поведения у куриных зародышей. Куо делал окна в скорлупе яйца и непосредственно наблюдал за поведением зародыша (рис. 3.2). Он обнаружил, что зародыш постоянно подвергается воздействию различных сигналов, возникающих как внутри яйца в результате его собственной активности, так и поступающих снаружи. Можно было наблюдать различные движения, в том числе начальные пассивные движения головы, вызванные сокращениями сердца. Активные движения головы развиваются в течение нескольких дней и сопровождаются открыванием и закрыванием клюва. К семнадцатому дню наблюдаются движения, похожие на клевание. Некоторые исследователи полагают, что таким образом цыпленок учится клевать (например, Lehrman, 1953; Schneirla, 1965). Другие (например, Thorpe, 1963; Lorenz, 1965) поднимают эту идею на смех. Независимо от того, имеет место научение или нет, не приходится сомневаться в том, что развивающийся зародыш отвечает на различные сигналы, поступающие как изнутри яйца, так и из внешней среды, и что эти сигналы влияют на эмбриональное развитие. Так, Маргарет Винс (Margaret Vince, 1969) показала, что сигналы, исходящие от зародыша, могут влиять на развитие других яиц в гнезде, синхронизируя вылупление. Готтлиб (Gottlieb, 1971) обнаружил, что утиные зародыши начинают реагировать на сигналы матери за пять дней до вылупления и что такой опыт может влиять на последующее поведение утят. Однако другие исследователи (например, Hamburger, 1963) получили данные, свидетельствующие о том, что движения у куриных за-


родышей развиваются при отсутствии сенсорной стимуляции, и что на типы движений, которые проявляются позднее в онтогенезе, не обязательно оказывают влияние движения раннего зародыша (см. Gottlieb, 1970).

Читатели, должно быть, помнят, что потомство разных видов развивается разными путями. Если утята и козлята способны бегать сразу же после появления на свет, то птенцы черного дрозда и котята в этом возрасте беспомощны. Нас не удивляет утверждение о том, что на постна-тальное развитие последних влияет опыт. Так должны ли мы удивляться тому, что животное, находящееся в яйце или в утробе матери и проходящее такие же стадии общего развития, подвергается воздействию определенных сигналов. По-видимому, нет принципиальной разницы между защитными приспособлениями, окружающими утенка в яйце, и защитой молодых черных дроздов в гнезде. Точно так же, по-видимому, невелики принципиальные различия между влиянием среды в том и в другом случае. Для нормального развития потомства каждого вида важны определенные типы жизненного опыта. Например, взрослая кошка не будет обладать нормальным зрением, если в течение первых месяцев жизни у нее возникают какие-либо нарушения в координации зрения двумя глазами, например, при искусственном косоглазии или при выключении каждого глаза поочередно (через день), так чтобы оба глаза не функционировали вместе (Hubel, Wiesel, 1965). Опыт, который необходим для нормального развития животного, различен у разных видов.