Внутриличностные конфликты: как помириться с самим собой. Примирение с самим собой

Как сложно общаться, когда между людьми – куча невысказанных обид и несколько увесистых "камней за пазухой". Вроде, и видеть друг друга не хочется, и совместное дело не спорится. Вот то же самое происходит и в наших отношениях… с самими собой, утверждает психолог Анна Сергиенко. Это только кажется, что своя рубашка ближе к телу, на самом деле мы способны так затиранить себя, как никто другой. Не можем себе простить эмоции некстати, фразу, разрушившую отношения с кем-то дорогим, забывчивость, лишний вес… да мало ли! Можно всю жизнь грызть себя за ошибки, считая, что это – голос совести, который делает нас лучше. Но этот внутренний настрой вылезает болезнями на нервной почве, потраченной впустую энергией, недостигнутыми целями. Банальное "Люби себя" и "Прости себя" не особо спасает. И рады бы, но – как? А вот как раз несколько способов наладить с собой отношения.

№1. Торжественно простить себя

Скажите себе универсальное: "Я прощаю себя за…" и перечисляйте все, что беспокоит. "Протестировать", искренни ли вы, легко: если вы простите себя от души, почувствуете, как расслабились мышцы, как отпустили телесные зажимы, которые вы могли не замечать. Каждое утро, еще не встав с постели, думайте о прощении, ищите новые и новые причины, за что же вы на себя обижены. Если в голову лезет, что вы обижены на себя за то, что давно не были на море – значит, так и есть. Может, вы таите на себя зло за то, что в детстве падали с велосипед или за веснушки?

Перебирайте варианты, пока не почувствуете результат: например, расслабятся мышцы шеи или захочется с удовольствием дрыгнуть ногой.

И - последний этап. Читайте, смотрите фильмы, общайтесь, гуляйте и наблюдайте за собой: какие темы заставляют вас опять "напрягаться". Возможно, вам стоит простить себя, что не стали балериной, не живете на Канарах или не так красивы, как подруга? Собственные желания часто кажутся нам бредовыми, но внутренний Ребенок, живущий в нашей душе, обижается, не получая все эти блага. Не беспокойтесь, открыв, что вы кому-то завидовали, это в прошлом. Когда вы все простите себе, удивитесь приливу энергии и оптимизма.

№2. Сочинить жизнь заново

Напишите небольшой рассказ о каком-то прошлом событии, которое вас беспокоит. Вы ошиблись или вам причинили вред – не важно. Просто опишите порядок событий, диалоги, как можно ближе к реальности. Обязательно пересказывайте все от первого лица, так, будто это происходит сейчас.

Теперь исправьте ошибки: нет, речь не о грамматике и запятых. Исправляйте то, что не нравится в вашей жизни. Для этого измените фразы и действия так, как хотелось бы теперь. Напишите новый финал, о котором вы бы ни стали жалеть.

№3. Разыграть "хеппи энд"

Представьте себя зрителем, который в кинотеатре видит фильм. В нем покажут сцену из прошлого, которая вас так тревожит, за которую вы не можете себя простить. В ней все происходит так, как было в реальности, но вашу роль играет актер. Смотрите на происходящее со стороны, как зритель, сделайте выводы – какой опыт можно получить. Если станет тяжело, спокойно уходите из зала. Попытайтесь досмотреть в другой раз.

№4. Поняньчить внутреннего Ребенка

Представьте себя на природе – выберите любимую погоду, время года, время суток. Полюбуйтесь красотой деревьев, посмотрите в небо. Вы встречаетесь с человеком, который при ближайшем рассмотрении оказывается ….вами. Рассмотрите себя со стороны, полюбуйтесь (даже если хочется выискивать недостатки, возьмите себя в руки и – полюбуйтесь). Представьте, как ваша фигура начинает уменьшаться и превращается в ребенка, каким вы были. Поговорите с собой – подростком, поиграйте с собой-первоклассником, возьмите на ручки себя-трехлетнего малыша. Повторяйте этому ребенку, что любите его, что он – самый близкий вам на свете человек. Это, кстати, чистая правда. Ребенок продолжает уменьшаться, становится крошечным. Поместите его в свое сердце, почувствуйте, как вы воссоединились и стали единым целым.

№5. Написать себе – и ждать ответа

Напишите себе все хорошее, что приходит в голову. Представьте, что зачитываете пожелания на праздник дорогому вам человеку. Загадайте, каким вы станете через год в это же время – и обращайтесь к себе в будущее. Пройдитесь по всем сферам жизни, помечтайте – что может быть в ваших отношениях, что ждет вас на работе, как вы будете жить и что планировать. Письмо отправлять, конечно, некуда, но не спешите его выбрасывать – запечатайте и сохраните до следующего года. Поверьте, открыть и прочитать "привет из прошлого" очень волнительно. Тянет написать ответ? Да, в прошлое его не отправишь. Но мысли, которые вызваны этим письмом, важны – и они помогают лучше себя понять и больше себя ценить. Если вас увлечет эта затея, не пугайтесь, писать самому себе – вовсе не раздвоение личности. Да и почему бы не пообщаться с интересным человеком?

Примириться с собой

Не следует сердиться на самих себя или чувствовать себя виноватыми из-за того, что мы отрицаем что-то или кого-то. Когда мы вовлечены в глобальный процесс включения всего, что есть, в принятие вещей такими, какими они являются, мы обязательно противостоим всему, что мы еще отрицаем. Важно быть включенным в этот процесс – без сожаления, что мы еще не достигли цели; без протеста, что мы еще не там; без чувства вины из-за того, что мы еще не там. Когда мы не достигаем цели немедленно – это естественно.

С.: То есть речь идет о принятии того, что есть, и о принятии себя такими, какие мы есть…

Да, да! Иначе, если вам нужно принять кого-то или что-то внешнее и вам это не удается или удается не в полной мере, если вы отрицаете себя или часть себя, тогда вы двигаетесь в направлении, противоположном вашей работе включения. Поэтому вам нужно всегда быть осознанным в том, что если в тот момент, когда вам не удается включить кого-то или что-то из внешнего мира, вы отрицаете себя, чувствуете себя виноватым, выражаете недовольство или сердитесь – это означает, что одна ваша часть сердится на другую часть, отрицая ее.

Вернитесь к себе, именно внутри себя вам нужно совершить работу принятия вашей части, которая еще не способна включать. Хотя вы обладаете волей, чтобы включать, есть другая ваша часть, которая отказывается. Именно эту часть себя вам нужно принять, принять, что вы такой (такая), и однажды, поскольку вы приняли это состояние внутренней фрагментации, оно не только разрешится само, но даже больше: позже вы легко, непреднамеренно преуспеете в принятии внешнего мира и других людей.

Невозможно на самом деле включать других людей, мир и ситуации до тех пор, пока мы не начали принимать все наши фрагменты – и лучшие и худшие. Часто наихудшая часть в нас просит только об одной-единственной вещи: чтобы ее приняли и любили. То, что негативно в нас, – это те части, которые не любили в нашем детстве. Эти наши части не чувствовали любви в детстве, во взрослом возрасте они становятся негативными или мы считаем их негативными, в то время как они просто нуждаются в любви. Здесь опять сначала принятие, а затем оценка этих наших частей. Поймите, что это те наши части, которые не любили, и которые не имели возможности найти другие способы существования, кроме как быть негативными, потому что у них не было возможности существовать в пространстве любви.

То же самое относится к внешнему по отношению к нам: мы можем применить этот процесс к отдельным моментам или фрагментам нашей жизни, к той части, которую не любили или не принимали, как ребенка. Мы можем задать себе вопрос: «Что в нас негативно?» Посмотрите на эту часть, постарайтесь немного почувствовать ее и определите ее возраст. Очень часто мы понимаем, что она очень маленькая, очень молодая, что это ребенок. Часто это ребенок в депрессии, ребенок, который сердится, или ребенок, который боится. Что вы делаете с детьми, которые в депрессии, сердятся или боятся? Вы стараетесь поддержать их. Вы не стараетесь подавить их гнев, вы успокаиваете их.

Это то, что нам нужно научиться делать с собой, и в этот момент все в нас объединяется. Раз начав, мы инициируем процесс внутреннего примирения, стимулируемый внешним миром через людей или события, которые мы отвергаем. Внешний мир является стимулом, позволяющим нам войти в контакт со своими фрагментами, которые являются негативными. Когда мы делаем эту работу, мы постепенно становимся едиными внутри, и в то же время мы примиряемся с миром и другими людьми. Когда мы делаем это один раз, второй, третий, тогда процесс начинается в нас. Для других наших частей он становится гораздо проще. Но нам нужно это проделать определенное количество раз.

Вопрос психологу:

Здравствуйте. Ситуация такая. Мне 34 года. Замужем 13 лет. Мужу тоже 34. 2 детей (9 лет и 1,5 года). Проблема моя заключается в том, что я не могу заставить себя быть верной супругу. При том, что выходила замуж по огромной любви. Могу сказать, что люблю мужа и сейчас. У нас прекрасные отношения, взаимоуважение, понимание, мы оба очень добрые люди. Смотрим на жизнь, на людей, на вещи одинаково. У нас прекрасные дети. Все со стороны замечательно. Но при этом я время от времени изменяю мужу. Знаю, что многие женщины так поступают. Но внутренне я не могу сама себя простить и оправдать за такое поведение. Думаю, что это вызвано повышенным уровнем тестостерона в моем организме. Анализы всегда показывают превышение верхней границы нормы. А мужу наоборот с годами стало нужно всё меньше интима. Доходит до 1 раза в 1-2 недели. Это обусловлено заболеваниями по мужской части. Частично он их пролечил, но последствия останутся на всю жизнь.

Нехватку интима в семье я иногда компенсирую на стороне. К партнерам не испытываю никакой привязанности. Изредка - это 2-3 раза в год. Иногда могу сдерживаться годами. Но недостаток интима вносит проблемы в наши отношения, напряженность и холодность временами.

Но главная проблема для меня в том, что я не могу простить саму себя за эти измены. И одновременно понимаю, что отказаться от них я тоже не смогу. Я начала изменять мужу с первого же года брака. Тогда это нельзя было оправдать недостатком интима. Просто хотелось разнообразия. Вдобавок ко всему у меня с детства стойкая тяга к бдсм. Муж знает, но не понимает этой девиации. Так что приходилось всегда искать отдушину на стороне. Временами мне кажется, что я схожу с ума. Это как наваждение, как навязчивое состояние - я сдерживаюсь, уговариваю себя, но проходят месяцы, иногда годы - и я снова срываюсь. Ищу партнера, изменяю 1 раз. И дальше начинается чувство вины перед мужем. Бывает так, что я бы хотела повторить эти невероятные ощущения, но чувство вины отсекает все желания на месяцы и годы.

Понимаю умом, что не смогу отказаться от этих редких встреч и далее. Преодолевать себя - пробовала. Не могу. Зачем ломать саму себя, не вижу смысла. Я такая, не переделать. Консультировалась с гинекологом. Долгое время пила гормоны, подавляющие либидо. В конце-концов муж попросил меня перестать их принимать - мне не хотелось ничего, меня эта ситуация вполне устраивала: нет желаний - нет проблем. А мужа эта ситуация перестала устраивать.

Я не спрашиваю "как перестать изменять мужу"? Я одной частью себя хотела бы этого, но не верю, что смогу настолько преодолеть свои желания (если только снова пить гормоны).

С другой стороны, перестав время от времени делать это, я чувствую внутренне, что будто бы я отказываюсь от самой себя, предаю саму себя настоящую, такую какая я есть.

Поэтому я задаю сама себе последнее время только 1 вопрос: как перестать винить так сильно саму себя за эти измены?

И опять же, всегда в голове стоит огромный страх быть раскрытой. Потому что это однозначно разрушит наш брак. А я ведь люблю мужа (хотя может многие в это и не поверят). И еще я не хотела бы, чтоб из-за меня, из-за моих слабостей дети остались без такого прекрасного папы...

На вопрос отвечает психолог Игнатьева Ангелина Александровна.

Здравствуйте, Екатерина!

Читая вашу историю, у меня сложилось впечатление, что вы как будто между молотом и наковальней. Как будто разрываетесь между долгом и желанием. Я думаю, вы действительно любите и уважаете свою семью, и вам не безразличны их жизни. И одновременно с этим есть желания, которые ваш муж "не понимает".

Вот здесь мне не совсем понятно, он просто не понимает или это категоричное осуждение? Склоняюсь ко второму варианту, поскольку вас ситуация побуждает искать альтернативу. Если тяга к бдсм являлась и является частью вас, действительно ли получается, что ваш супруг принимает вас только частично? При том что сексуальное совпадение очень важный аспект супружеской жизни, как и когда случилось такое его "непонимание", неприятие?

Пробовали ли вы договариваться с ним в этом вопросе? Удавалось ли найти какой-то компромисс?

Я ощущаю, насколько сильна ваша боль от разъедающей вины. Кажется, она везде: вы вините себя или за измену мужу, или за измену себе. Лечебным шагом действительно будет выйти из замкнутого круга.

Для того чтобы ответить на ваш вопрос, как перестать себя винить, можно поразмыслить над тем, что такого вы получаете, находясь в этом чувстве? Считаете ли вы себя плохой... или даже ужасной? И заслуживающей наказания?

Борьба с самим собой самое сложное занятие.

Ведь силы соперников практически равны.

Внутриличностный конфликт – это наличие в человеке двух противоположных потребностей. Например, хочу поехать отдыхать и одновременно хочу остаться дома. Или хочу сменить работу, но и на этой тоже хочется остаться. Или хочу побыть в одиночестве и при этом хочу быть рядом с любимым человеком. Вариантов много, суть одна – есть два разных желания, каждое из них стремится к реализации, и человек начинает спорить сам с собой, что же именно ему делать. Этот внутренний спор – процесс болезненный, отнимает много душевных сил, истощяет и часто безрезультатный.

Как разворачивается внутренний конфликт?

В большинстве случаев, среди двух конфликтующих частей личности – одна оказывается сильнее . Например, если человек общается с начальником и старается ему понравится, и одновременно с этим присутствует злость на начальника и хочется ему досадить. Доминирующая часть (желание понравится) берет вверх, и человек ведет себя очень вежливо и хорошо. Доминирующая часть находится в сфере сознания человека, потому что он специально (сознательно) решил ее поддержать.

Но подавляемая часть никуда так просто не исчезает – она уходит в подсознание и оттуда творит свои коварные делишки. Есть миллион «случайных» способов досадить начальнику – опоздать на встречу из-за пробки, разлить на него кофе, перепутать документы. Идут в ход опечатки, оговорки и случайности.

Ситуацию отлично демонстрирует фрейдистсткий анекдот:

Встречаются два психоаналитика. Один из них говорит:

- Представляете, коллега, недавно у меня была такая интересная оговорка, прям по Фрейду. Хотел сказать жене «дорогая, подай, пожалуйста, сахар для моего кофе», а сказал «Ты мне, ссука, всю жизнь испоганила!»

Бывает и так, что обе конфликтующие части имеют равную силу – и тогда человек оказывается как будто «парализован», и вообще ничего не может сделать. Например, если юноша после школы хочет быть одновременно и капитаном дальнего плавания, и актером в театре, и оба желания одинаково сильны – тогда он просто не может выбрать что-то одно.

И последний вариант – это когда обе конфликтующие части не осознаются . Т.е. человек попросту не понимает, что у него внутренний конфликт. Тогда происходит всяческое избегание конфликтной зоны.

Например, взрослый сын на протяжении многих лет избегает общения со своей матерью. И сам толком не может объяснить, почему он избегает контакта. Но при более глубоком анализе выясняется, что у него есть потребность в материнской любви, и одновременно с этим – огромная злость и потребность в сепарации. И у него настолько много к ней чувств – что ему проще вообще эти чувства не осознавать, чем иметь с ними дело. И соответственно – избегать мать, общение с которой актуализирует его внутренний конфликт.

Как разрешить внутренний конфликт?

Основная сложность в работе с внутренним конфликтом – это субъективное ощущение непричастности к нему. Кажется, что этот конфликт как будто происходит сам по себе, без участия самого человека. Либо это участие ограничено – человек становится на одну сторону конфликта, абсолютно игнорируя вторую. Как будто эта вторая сторона – вовсе не он, а что-то чужеродное.

Поэтому при работе с внутреличностным конфликтом, важно принять ответственность за обе свои конфликтующие части. Даже само слово «конфликтующие части» подразумевает что это не сам человек, а какая-то непонятная (т.е. отщепленная) часть. Нужно понять, что Вы сами создаете свой конфликт, и, главное – весьма активно участвуете в каждом внутреннем споре. Это не моя часть хочет мороженного, а именно я этого хочу. Точно также, как именно я хочу перестать набрасываться на холодильник ночью. И именно я воюю сама с собой.

Возможно покажется, что присвоить обе стороны конфликта не так уж и сложно – но на практике все наоборот, это не так уж и просто. Часто, после осознания своего вклада в свой собственный конфликт, человек находит новые пути реализации своих потребностей.

Главный секрет внутреннего конфликта

Есть одна маленькая, но очень важная деталь, характеризующая внутриличностный конфликт. Выше я писал, что конфликт, это столкновение двух противоположных потребностей, но на самом деле – за обеими этим потребностями стоит одна и та же потребность более высшего порядка .

За желанием понравится и досадить начальнику – стоит потребность в том, чтоб он обратил на тебя внимание, за желанием остаться в одиночестве и быть рядом с любимым – потребность в поддержке, за желанием стать капитаном и актером – потребность в профессиональной идентификации. Осознание потребности, которая стоит за внутренним конфликтом позволяет принять себя, перестать зацикливаться не неадаптивных формах поведения и найти более приятные, мирные и конструктивные формы реализации себя.

И наоборот – если по каким-то причинам главная потребность не осознается, она разделяется на более «локальные» потребности, которые могут вступать в конфликт друг с другом.

Живите в мире с самим собой!

По статистике 95 % подростков недовольны собой. Им не нравится их рост, телосложение, черты лица и т.д. Такое отношение к себе часто приводит к комплексу неполноценности, то есть молодой человек начинает ненавидеть себя, а это иногда может закончиться даже суицидом. Скажете: «Понятно, переходный возраст». Отнюдь. Оказывается, большинство взрослых тоже «заражены» нелюбовью к собственной персоне. Не верите? Тогда подойдите к зеркалу и честно ответьте на вопрос: «Если бы у меня была возможность, что бы я изменил(а) в своей внешности?». Этот «тест» особенно болезнен для женщин. Замечено, что красавицам, в основном, не нравится их внешность. Например, в Голливуде более 80 % знаменитых актеров недовольны своим телом. А королевы красоты не считают себя таковыми. По выражению одного психолога, большинство людей испытывают ненависть к самим себе, а значит, чувствуют себя несчастными. К чему это приводит? Наши взаимоотношения с людьми зависят от того, как мы воспринимаем сами себя. Несчастный человек – несчастлив во всем. К примеру, если муж не может примириться с самим собой, то ему будет психологически сложно принять свою жену. Естественно, он постоянно станет ее критиковать. Неуважающий себя не способен понять, за что его могут любить другие, и не верит, в искренность чувств даже родных. Иногда такой «товарищ» легко превращается в деспота и тирана, подозревая, что все окружающие – лжецы и подхалимы. Но самое опасное - неспособность его довериться Богу. Большинство людей не принимает себя такими, какими их создал Творец. Отвергая свой внешний вид, мы как бы отвергаем своего Создателя. Считая себя «недоделанным», юноша или девушка испытывают разрушающее чувство собственной неполноценности, обижаясь на жизнь, а значит, косвенно и на Господа.

Так как же правильно относиться к своим телесным недостаткам? Хочу сразу оговориться: если дефект можно исправить, то, конечно, нельзя упускать эту возможность. Но, а если - нет, что тогда делать? Необходимо свои «минусы» превратить в «плюсы». Как говорят на Востоке, «моя сила – в моей слабости» (прим. - этот принцип заложен даже в некоторых видах боевых искусств). Важно то, какое значение мы придаем собственной «ущербности». Однако, для такого отношения к себе нужна мудрость, т.е. умение видеть жизнь с Божьей точки зрения, с позиции вечности. Хороший пример нам показывает Апостол Павел. Трижды он молил Господа, чтобы Он убрал «жало» из его плоти. Но Бог сказал ему: «...сила Моя совершается в немощи». Какова же была реакция Апостола? «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова», - говорит муж Божий. Поэтому, если Господь не хочет избавить верующего от какого-либо телесного дефекта, то ему надо, как Апостолу Павлу смириться и радоваться. Кое-кто может сказать: «Ну, смириться - это еще понятно: безвыходное положение, а радоваться-то зачем?». Затем, что такое «жало во плоти» человеку нужно использовать в качестве преимущества, считая данную «отметину» знаком принадлежности ко Христу (о Котором «нормальные» люди частенько забывают). Ведь смысл жизни христианина - в воспитании у себя характера Спасителя. С благодарностью принимая дефект как знак Божий, человек растет духовно, ибо постоянно помнит, какого он «рода». Божественный свет в его душе становится важнее того, как он выглядит снаружи. И происходит чудо! Такой верующий преображается, становясь даже внешне красивее. И наоборот. Вы, наверное, замечали: в состоянии гнева выражение лица у симпатичной женщины становится неприятным, отталкивающим. Если же человек красив внутренне, он привлекателен и внешне. Показателен Евангельский эпизод, когда Христос спустился с горы Преображения, где «просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет». То, что Он застал, вернувшись, можно выразить двумя словами: суета сует. «Пришед к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними». Весь «сыр бор» произошел, вероятно, из-за отрока, которого Апостолы не смогли исцелить. Несложно представить, какой там был шум, гам, сколько эмоций. Образно говоря, этакий восточный базар. Ведь известно: в «теплых» странах народ «горячий». И вдруг: мгновенная тишина и изумление! «Тотчас, увидев Его, весь народ изумился...». Почему? Да потому, что на Господе был еще отблиск Божьей Славы. Вот этот внутренний Свет и должен быть в каждом истинно верующем. И потом, если христианин за все благодарит Бога, то Господь начинает «работать» с таким человеком, преображая его в образ совершенной красоты. В этом смысле чадо Божие - еще недописанная икона и надо позволить Творцу закончить Свой труд.

Итак, первый шаг – осознать: Бог любит и верит в нас. Как сказал митр. А. Сурожский, «Бог принес Своего Сына за нас в жертву, чтобы жить с нами в вечности». Во-вторых, нам необходимо иметь мудрость, т.е. уметь видеть жизнь с Божьей точки зрения, «вглядываться в жизнь и ее воспринимать так, как ее видит Господь». «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иак. 1:5). В-третьих. Понять: внешняя красота не свидетельствует о внутренней гармонии и покое. Апостол Павел говорил: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:3,4). Часто люди грешат незнанием своей ценности и достоинства во Христе: «…гибнет Мой народ из-за недостатка ведения» (Ос. 6), - говорил Господь. Если бы с детства родители объясняли девочке, как ее любит Бог и насколько она для Него дорога; что в благодарность за это ей надо стремиться к чистоте своей души, то такой ребенок, когда вырастет, заниматься проституцией уже не будет. «Божественный масштаб человека в том, что всякий человек призван стать причастником Божественной природы. Вот эту веру – не только в Бога, но и в человека, мы должны принести в мир». Верующему необходимо жить со всей глубиной и полнотой, на которую он только способен как чадо Божие. «Кто во Христе, тот новое творение, древнее прошло, теперь все новое». Каждого из нас Бог создал с определенной целью. Важно понять свое предназначение, призвание и на этом строить свои отношения с ближними и самим собой. Нашей целью должно стать формирование в нас характера Иисуса Христа, с помощью Духа Святого. В-четвертых, благодарность Богу за дар жизни приносит человеку примирение с собственным «я», а, значит, внутреннюю свободу. И тогда Спаситель каждому из нас даст «… вместо пепла… украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славную одежду…» (см. Ис. 61:3).

ОДНА ИЗ ПРИЧИН БОЛЕЗНИ

Это непрощение как других, так и самого себя. Кто-то может сказать: “Да, ближних надо прощать. Спаситель предупреждал: “Если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф.6). Но где написано, что нужно прощать себя, ведь “мы все много согрешаем”? Не приведет ли такое “сюсюканье” с собой к потворству греху и безответственности?”. Конечно, со своим небогоугодным поведением следует бороться, причем решительно. Однако в каком-то смысле неуважение и невидение в себе Божественного Начала – тоже грех... Не зря Господь заповедовал: “Возлюби ближнего, как самого себя”. Ибо, если ты не желаешь ничего плохого себе, то никогда ничего подобного не пожелаешь и другому*. Невольно возникает вопрос: “Что может пожелать ближнему человек, ненавидящий сам себя?”. К сожалению, таких людей с израненными душами немало. (В 90% случаев низкая самооценка способствует развитию алкоголизма. По рассказам бывших нарко- и алкозависимых они до болезни чувствовали себя отвергнутыми неудачниками, ненужным хламом. Когда читаешь их истории выздоровления, волосы дыбом встают от того, насколько сильно эти индивидуумы себя проклинали). Воистину, «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог... а этот храм - вы»(1 Кор. 17). Получается, что Создатель любит нас, а мы, в основном, себя – нет. Нередко человек недоволен даже собственной внешностью, то есть по сути даром Божьим, чем выражает непочтение Творцу. К примеру, более половины всех ведущих актеров Голливуда терпеть не могут свое тело. Хотя Слово учит: “Тело… для Господа, и Господь для тела” (1 Кор. 6), а также “за все благодарите...“. Христианину необходимо ценить в себе Божественный Первообраз. Ибо когда верующий с помощью благодати соделается храмом Духа Святого, он достигнет гармонии во всем, а значит и с самим собой...

Сию необъятную тему хотелось бы закончить словами преподобного Серафима Саровского: “Должно снисходить и душе своей в ее немощах и несовершенствах, и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не облениться и непрестанно побуждать себя к лучшему”.

Рецензии

Цитирую Вас: "К примеру, если муж не может примириться с самим собой, то ему будет психологически сложно принять свою жену. Естественно, он постоянно станет ее критиковать."

А теперь вот Вам пример из реальной жизни:

Жил да был один человек (живёт и сейчас, слава Богу), у которого были очень трудные (мягко говоря) родители.

Мать - страстная, неуравновешенная, в гневе буйная, властная. Её мать (т.е. бабушка моего героя), тоже властная и фанатичная в своих убеждениях, в детстве дубасила свою дочку поленом и нередко приговаривала: "Да лучше б я ещё пятерых сыновей родила, чем одну тебя". У неё, кстати, были сыновья от одного мужа, а дочь - от другого, которого она не любила, считала ничтожеством, и это презрение привила своей дочери. Когда сын спрашивал мать про своего деда, которого никогда не видел, та отвечала, что она его не знала и знать не хочет.

Отец - из тех, про которых говорят "добрый, но слабый". Уже в молодости стал алкоголиком. Его мать (т.е. другая бабушка моего героя) имела старшего сына от первого брака - тоже, к слову, алкоголика, сидевшего в тюрьме и ничего путного в этой жизни не сделавшего, однако именно в нём она души не чаяла (а он этим и пользовался, тянул из неё всё, что можно); младшего же своего сына от второго брака - талантливого инженера, тонкого человека, способного быть нежным и внимательным, не переваривала, и как-то в порыве недоброй откровенности выпалила ему в лицо: "Вытравливала я тебя, когда забеременела, да не до конца вытравила!"

Правда, отец отца (сиречь дед героя) был по рассказам всей многочисленной родни благороднейшим человеком незаурядного ума и сильного характера, которого любили и уважали все - не только родные, но и соседи, и сослуживцы... однако как раз дед повлиять на нашего героя не успел: умер от третьего инфаркта, когда ему было всего 54 года, а внуку, которого он горячо любил (может, даже был единственным человеком, кто действительно любил его) не исполнилось и трёх. А по обрывкам младенческих воспоминаний образец для подражания не составить.

Мать с самого рождения моего героя заявила на него исключительные права, отведя отцу лишь роль обслуживающего персонала. Даже когда отец брал младенца на руки не для того, чтобы поменять пелёнки, а просто чтобы подержать сына - она буквально вырывала его из отцовских рук.

"Воспитывала" сына, конечно, мать. Мерой наказания было исключительно битьё - от одиночной (но всегда сильной) пощёчины до затяжного избиения чем-нибудь очень хлёстким. Спросите моего героя, какая у него первая эмоциональная ассоциация возникает при этом таком священном, таком родном слове "мама" - он, уже взрослый человек, не задумываясь ответит: страх. Животный страх.

Отец пил всё больше. Ребёнок рано стал свидетелем безобразных родительских скандалов и драк. Мать постоянно унижала отца, что естественно: её научили ненавидеть и унижать мужчин. А отца научили терпеть унижение от женщин.

Хуже того - мальчик, когда подрос, присоединился к этим унижениям. Он с энтузиазмом подхватывал язвительные материнские замечания в адрес отца, быстро придумывал ещё более язвительные (при мамином одобрении) - наивный, он думал, что таким образом можно "перевоспитать" папу, заставить его бросить пить.

Ещё хуже - когда "мальчик" стал большим и жил вдвоём с отцом (родители к тому времени давно развелись, ребёнка, разумеется, забрала мать, но когда ребёнок достиг совершеннолетия, он "почему-то" жить с мамой не захотел) - так вот, сын продолжил "воспитание" пьющего отца с помощью рук. Однажды так заехал ему в глаз (ибо занимался интеллектуальным видом спорта - боксом), что повредил его. Глаз не ослеп, но лопнули кровеносные сосуды, с тех пор стал плохо видеть. Отец плакал и говорил: "За что?" Моему герою было стыдно и жаль отца, но прощения он так и не попросил, будучи уверен в свой правоте.

Отец продолжал спиваться и деградировать. Мать к тому времени поменяла несколько мужей и в общем жила неплохо, только жаловалась на недостаток внимания и заботы сына, жаловалась требовательно, практически вымогала. Сыну было стыдно, что он не любит мать, а только боится и, может быть, чуть-чуть жалеет; он и рад бы проявить свою любовь, да - НЕ МОГ.

Женился сын поздно, уже после смерти отца. Сообщил матери о своём решении так, будто попросил у неё разрешения. Мама разрешила - всё-таки сыночку было уже под 40, пора бы...

Медовый месяц пролетел быстро. Очень скоро мой герой стал замечать, что в отношениях с женой он либо лебезит, унижается, либо занимается тупым самоутверждением, подчас пытаясь унизить её (то, что Вы в своей статье обозначили милым словом "критиковать"). Он прекрасно понимает всю ненормальность таких отношений, однако практически ничего поделать с собой не может. Просто посидеть вечером на кухне, поговорить с женой для него - мука, физическая мука. Он стремится поскорее отделаться общими фразами и уйти заниматься своими делами. Он очень хочет "принять свою жену", но - не может. Ибо в него на уровне спинного мозга вбили совсем другое отношение к женщине-матери. А ведь она не только его жена, но и мать их сына.

Кстати, когда сын родился, мой герой резко охладел к жене, перенеся все свои самые тёплые чувства на сына. Но вскоре у ребёнка проявилось серьёзное психическое заболевание, и отца раздавило чудовищное чувство вины. Он ещё более замкнулся в себе, по возможности избегает контактов с женой и ребёнком, а когда деваться некуда, заставляет себя идти на контакт напряжённым усилием. Надо ли говорить о том, как он "любит" себя?..

И теперь скажите на милость, какая ему польза от всего этого Вашего лепета? Извините, сударь, но я, ознакомившись с несколькими Вашими работами, пришёл к выводу, что Вы - наивный, не знающий жизни, милый болтун, этакий церковный "хороший мальчик", прилежно конспектирующий святоотеческие брошюрки и по благословению батюшки кропающий гладенькие "правильные" статейки. Реально помочь ни Вы, ни Ваши опусы никому не могут. Они бесполезны, пустая дидактика.

И в самом деле, что Вы посоветуете человеку с такой судьбой? Реально посоветуете, каков метод? Лживыми устами (потому что по-честному это сделать невозможно) возблагодарить "сладчайшего Иисуса" за то пожизненное издевательство, которое было запрограммировано ещё до рождения моего героя, и пятьсот раз отталдычить умилительный канон Богородице? И сразу резко всё изменится, и возлюбит мать, и примет жену и ребёнка, а заодно и себя?

Нет, сударь, тут нужна большая внутренняя работа по осознанию и переплавке многих моментов, и Ваша казённая православная демагогия здесь не помощник, скорее - помеха, пустая трата времени и введение в заблуждение, а также бессмысленное раздражение тем, кто мыслит самостоятельно. Вот так.

Советую Вашему знакомому обратиться к нему, в их общине таким людям помогают.
С уважением, Андрей

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.