Впр история 11 вариант 5

ВПР Всероссийская Проверочная Работа- История 11 класс

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по истории. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной
работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по истории отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

1. Запишите термин, о котором идёт речь.
Участники массового пропагандистского движения новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Название получено от фамилии шахтёра из Донбасса, начавшего в 1935 г. борьбу за превышение производственных планов.

Cтахановцы

Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2–4.

«После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…» И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий «Север» были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население.
В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше.

При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы – это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить
и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)».

2. Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССРв этот период.

Ответ: ____________________________________________________________
__________________________________________________________________

В данном отрывке сочинения историка говорится о Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.), следовательно —

1) год – 1941 г.;
2) руководитель СССР – И.В. Сталин

3. Какие мнения, касающиеся истории этой войны, автор считает неверными и опровергает?

Укажите любые два мнения.

________________________________________________________________________________

Могут быть указаны следующие мнения:
1) о том, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его;
2) о том, что огромные потери СССР в войне сводят на нет значимость достигнутой победы;
3) о том, что потери СССР в годы войны были значительно выше реальных

4. Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам
удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

В правильном ответе должно быть указано событие, например:
1) польско-литовская интервенция в период Смутного времени, когда Семибоярщина открыла ворота Москвы полякам
2) Отечественная война 1812 г., когда Кутузов решил сдать Москву французам

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Век Событие (процесс) Участник события (процесса)
_____________(А) _______________(Б) Владимир Святой
XX в. _______________(В) _______________(Г)
XVII в. Смутное время _______________(Д)
_____________(Е) Введение опричнины _______________(Ж)
______________(З) _______________(И) Александр II

Пропущенные элементы:
1) XVI в.
2) крещение Руси
3) И.В. Сталин
4) XIX в.
5) Иван IV Грозный
6) X в.
7) отмена крепостного права в России
8) Ярослав Мудрый
9) В.И. Шуйский
10) индустриализация в СССР
11) П.С. Нахимов
12) XIV в.

Век Событие (процесс) Участник события (процесса)
6 (А) 2 (Б) Владимир Святой
XX в. 10 (В) 3 (Г)
XVII в. Смутное время 9 (Д)
1 (Е) Введение опричнины 5 (Ж)
4 (З) 7 (И) Александр II

Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7.

6. Укажите название сражения, обозначенного на схеме.

Ответ: ____________________________________________________________________

Куликовская битва

7. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ: _____________________________________________________________________

Рассмотрите изображение и выполните задания 8–10.

8. Укажите век, когда был создан данный памятник, и город, в котором он находится.

Ответ: __________________________________________________________________________

Данный памятник — «Тысячелетие России», следовательно —

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) век – XIX в.;
2) город – Новгород

9. Укажите событие, юбилею которого посвящён данный памятник.

Ответ: __________________________________________________________________________

Должно быть указано событие: начало государственности на Руси
(призвание варягов на Русь) или тысячелетие России.

10. Укажите название одного любого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя знания по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.

Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

Жители Татарстана могут указать следующие пямятники культуры:

  • Раифский монастырь
  • город Болгар
  • остров-град Свияжск
  • башня Сююмбике в городе Казани

Могут быть указаны и другие памятники культуры региона

Прочтите перечень событий (процессов) и выполните задания 11 и 12.
1) борьба Древнерусского государства с печенегами в XI в.;
2) Полтавская битва;
3) восстание на Сенатской площади;
4) проведение политики «перестройки» в СССР.

Выберите одно любое событие (процесс) из данного перечня и выполните задания 11 и 12, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).

Укажите цифру, которой обозначено выбранное Вами событие (процесс).

11. Назовите одного любого участника выбранного Вами события (процесса). Укажите один
любой его поступок (действие) в ходе участия в этом событии.

Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

1) борьба Древнерусского государства с печенегами в XI в.;

Участник — Ярослав Мудрый. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии — разгром печенегов в 1036 году, где в 1037 году на этом же месте он построил Софийский собор в Киеве.

2) Полтавская битва;

Участник — Петр I. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии — крупнейшее генеральное сражение Северной войны, разгром шведской армии.

3) восстание на Сенатской площади;

Участник — П.Г. Каховский. Его поступок (действие) в ходе участия в этом событии — смертельно ранил генерала М.А Милорадовича.

ВПР по истории для 11 класса состоит из двенадцати заданий. В ней проверяются знания одиннадцатиклассников по всему курсу отечественной истории – от Древней Руси до начала 20 века. 8 заданий работы – базового уровня, 4 – повышенного. Для выполнения работы отводится 90 минут, то есть 2 урока. Максимально возможный балл – 21.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание проверяет то, как ученики 11 классов знают исторические термины. Приводится краткое определение, а в ответе нужно записать подходящий термин. Примеры заданий:

  • Система сбора дани, при которой киевский князь раз в год с дружиной ездил по подвластным племенам, кормился за их счет и собирал дань
  • Период международных отношений с 1940 по 1980, который характеризовался противостоянием двух блоков стран во главе со сверхдержавами США и СССР, сопровождавшийся локальными конфликтами, однако не переросший в прямое военное столкновение сверхдержав

За правильный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 2

В этом задании нужно ответить на два небольших вопроса по тексту. Как правило, вопросы здесь небольшие – например, определить год, к которому относятся описываемые события, и (для данного текста) определить, о начале какой битвы ведется речь. Если на оба вопроса даны верные ответы – ставится 2 балла, если только на один – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 3

Третье задание также предполагает работу с текстом и выделение двух каких-либо элементов – например, для приведенного выше текста необходимо написать, с какими трудностями столкнулась советская армия в начале сражения. В ответе можно просто привести две подходящие цитаты из текста. Если два элемента выделены верно – ответ оценивается в 2 балла, если только один – в 1 балл, иначе – в 0 баллов.

Задание 4

Четвертое задание тоже составлено с опорой на текст, однако для того, чтобы дать верный ответ, нужно знать основные факты и события отечественной истории. Задается один вопрос по теме, схожей с темой текста либо даже по теме текста, однако ответа в нем нет – его нужно написать, опираясь на собственные знания. Для нашего текста он звучит так: Какое название получил этап в ходе Великой Отечественной войны, который начался с описанной в воспоминаниях битвы? Если ответ верный – ученик получает 1 балл.

Задание 5

В пятом номере ВПР по истории необходимо заполнять таблицу, в которой пропущено 9 элементов. Обычно графы таблицы называются «век – событие – участник события». После таблицы приводится 12 вариантов, из которых нужно выбрать пропущенные элементы. Приводим пример:

Варианты:

  1. Андрей Боголюбский
  2. Призвание варягов
  3. Разгром Хазарского каганата
  4. Святослав Игоревич
  5. Ярослав Мудрый
  6. Александр Ярославич
  7. Битва на реке Воже
  8. Невская битва

Если все цифры вставлены верно – ученик получает 4 балла. При наличии 1 ошибки ему ставится 3 балла, 2-3 ошибок – 2 балла, 4 ошибок – 1 балл, 5 и более – 0 баллов.

Задания 6-7

В обоих заданиях приводится по одному вопросу, связанному с картой. Часто нужно определить год, в котором происходили отображенные на ней события, либо написать название события, которое она иллюстрирует. Иногда нужно определить, кто был правителем страны в это время, либо указать название реки, города, моря, полуострова или даже сражения, место которого отмечено на карте. Примеры заданий для данной карты:

  1. Укажите год событий, отображенных на карте.
  2. Напишите, как называется город, который обозначен цифрой 1 – место одного из крупнейших сражений войны, события которой отображены на карте.

Правильный ответ на каждое задание оценивается 1 баллом.

После этого приводится изображение какого-либо памятника культуры, с которым будут связаны задания 8 и 9, например:

Задания 8-9

В этих номерах работы задаются вопросы по изображенному культурному объекту. Они могут быть самыми разными; самые распространенные – как называется и при каком правителе был возведен данный объект, в каком стиле он выстроен, кто был его архитектором, в каком городе и веке он был воздвигнут. Однако иногда задаются и такие вопросы:

  • Что призвано было символизировать данное сооружение? (к приведенной выше фотографии)
  • Какого было назначение данного архитектурного памятника при его создании, что отразилось в его названии?
  • Назовите период истории России, в котором прославились те исторические деятели, которым посвящен данный памятник.

Как правило, восьмое задание содержит в себе два небольших вопроса, поэтому за него можно максимально получить 2 балла – по одному за верный ответ на каждый из них. За правильный ответ на девятое задание также ставится 1 балл.

Задание 10

Десятое задание звучит одинаково для всех вариантов:

Укажите название одного любого памятника культуры, который расположен в вашем регионе. Используя знания по истории региона, расскажите о нем. Рассказ должен содержать как минимум 2 исторических факта. Если памятник, изображенный на фотографии, находится в вашем регионе, рассказывать о нем не следует – нужно выбрать любой другой памятник.

Ответ должен состоять из 3-6 предложений. Конечно, нужно указать год создания памятника, его авторов, по возможности – правителя страны во время его создания. Очень хорошо, если получится написать, к какому событию приурочено его создание, каково назначение памятника, что он символизирует. Ответ оценивается по двум критериям:

К1 – Указание название памятника культуры. Если название указано верно и полно – ставится 1 балл, если нет – 0.

К2 – Изложение информации о памятнике культуры. Если в тексте присутствуют 2 правильных исторических факта о выбранном памятнике при отсутствии ошибок – ставится 2 балла. Если же в ответе есть фактическая ошибка либо присутствует только 1 исторический факт – 1 балл. В других случаях ученик не получает баллы по данному критерию.

Таким образом, всего за задание под номером 10 можно получить 3 балла.

  1. Междоусобица в Московском княжестве во второй четверти 15 века
  2. Русско-турецкие войны второй половины 18 века
  3. «Контрреформы» 1880-1890 годов
  4. Заключение сепаратного мира с Германией

И 11, и 12 задание должны выполняться по одной теме; нельзя делать 11 задание по одной теме, а 12 – по другой.

Задание 11

В одиннадцатом задании нужно назвать одного человека, который принимал участие в выбранном событии, а также – один его поступок, совершенный во время участия в этом действии. Например, если выбрана тема 2, можно указать такую личность, как Александр Васильевич Суворов, а в поступках написать – «Взятие крепости Измаил в ходе войны 1787-1791». Если и участник, и поступок указаны верно – ставится 2 балла, если же правилен только один компонент – 1 балл, в иных ситуациях – 0 баллов.

Задание 12

В последнем номере ВПР по истории нужно указать, в чем заключалось влияние выбранного события на дальнейшую историю России и мировую историю. В ответе обязательно опираться на исторические факты, а не писать общие фразы вроде «Это событие было очень важным». Например, при выборе темы 2 (русско-турецкие войны второй половины 18 века) можно написать такой ответ:

Русско-турецкие войны второй половины 18 века позволили России значительно укрепить свои позиции в районе Черного моря. Согласно Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, завершившему войну 1768-1774 годов, к России присоединялись крымские земли – Еникале и Керчь (при сохранении Азова и Кинбурна); также Россия получала право иметь флот на Черном море и проходить через проливы Босфор и Дарданеллы. По Ясскому договору, подписанному после окончания войны 1787-1791, к России отошли все земли Крымского полуострова, а также земли между Днестром и Южным Бугом. Все это способствовало укреплению позиций государства на международной арене.

Необязательно писать такой длинный ответ – можно уместить основную суть в паре предложений. Если роль выбранного события при опоре на исторические факты указана верно – ученик получает 1 балл, если нет – 0 баллов.

В 2018 году проверочные работы в 11 классах проводятся во второй раз и по желанию учебной организации.

ВПР по истории 11 класс образец (задания с ответами) 2018 год

Каждое из заданий 1, 5, 6, 7 считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр или слово (словосочетание). Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 6 и 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 4 баллами; выполнение задания с одной ошибкой – 3 баллами; выполнение задания с двумя-тремя ошибками – 2 баллами; выполнение задания с четырьмя ошибками – 1 баллом, за пять и более ошибок или полное отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

ВПР содержит задания по истории России с древнейших времён до наших дней и истории родного края. Знания по всеобщей истории проверяются в работе только в контексте истории России.

Всероссийская проверочная работа нацелена на выявление уровня овладения выпускниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. ВПР также проверяет знание выпускниками истории, культуры родного края.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Решу ВПР по истории 11 класс, 2 задание «Поиск информации в тексте» Выполнила: Белозерова Марина Васильевна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ пос. Санболи

2 слайд

Описание слайда:

Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССР в этот период. «После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: "Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землёй…" И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий "Север" были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население. В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше. При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы - это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими. Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)».

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период? Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции «XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису... Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

5 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) проблема экономического и социально-политического кризиса в стране; 2) вторая половина 1980-х гг.; 3) М. С. Горбачёв

6 слайд

Описание слайда:

Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Кто был царём в этот период? «Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами. <...> Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. <...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражён переменой настроения жителей столицы. Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно - царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны. ...Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту. Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несёт за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путём организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства...» Из воспоминаний Родзянко.

7 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) война - Первая мировая война 2) годы - 1914-1918 гг. 3) царь - Николай II

8 слайд

Описание слайда:

К какому времени относится появление этого документа? Какими событиями общественно-политической жизни России было обусловлено его создание? Какое название получил этот проект? Укажите в общей сложности не менее трёх положений. Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым: «Призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятия есть именно то средство, какой и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою... Следует остановиться на учреждении в С.-Петербурге временных подготовительных комиссий... Составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председательством особо назначенного высочайшей волею (царем) лица из представителей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний...а так же от некоторых значительных городов. Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссией законопроекты подлежали бы внесению в Государственный совет, с заключением по оным министра. Работа не только подготовительных, но и общей комиссии должна бы иметь значение исключительно совещательное... Самый состав общей комиссии будет предуказываем высочайшей волей (царем)».

9 слайд

Описание слайда:

Проверим - появление документа относится к началу 1881 г. (или к началу 80-х гг.) Создание документа был обусловлено: - политическим кризисом на рубеже 70-80-х гг. - активизацией общественно-политического движения, в том числе земско-либерального - деятельностью народнической организации «Народная воля», развернувшей тактику террора - проект получил название «Конституция Лорис-Меликова»

10 слайд

Описание слайда:

О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано? «Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои - выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».

11 слайд

Описание слайда:

Проверим - речь идёт об избрании нового царя, которое должно было состояться на Земском соборе. - событие относится к 1613 г. - оно было обусловлено необходимостью восстановления государственности и обретения новой династии.

12 слайд

Описание слайда:

Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы? Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С. 3. Гйнзбурга: «Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. <...> Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. <...> Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь. ...Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. <...> И вся их „техника" состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. <...> С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: ,Догнать и перегнать американские темпы в строительстве". Вот тут и началось социалистическое соревнование. На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки - не могли смириться с нарушением „завета отцов"».

13 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) описанный в тексте процесс - индустриализация 2) руководитель страны - И. В. Сталин

14 слайд

Описание слайда:

Приведите на­зва­ние документа и имя его автора. К ка­ко­му времени от­но­сит­ся создание этого документа? «В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор,- в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

15 слайд

Описание слайда:

Проверим Летопись «Повесть вре­мен­ных лет»; - автор монах Киево-Печерского мо­на­сты­ря Нестор; - начало XII века.

16 слайд

Описание слайда:

Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится. Из работы Н. М. Карамзина «История государства Российского». «Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец - и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти. Варяги... правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для парода. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье... и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые - так говорит предание - советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».

17 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) в документе нашёл отражение факт призвания на Русь варягов; 2) это событие нередко рассматривалось как начало формирования Древнерусского государства; 3) это событие относится к IX в.

18 слайд

Описание слайда:

Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа? Из отчёта херсонского губернатора от 1904 г. «Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить своё хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая. Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается. Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

19 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) председатель Совета министров - П. А. Столыпин; 2) реформа началась в 1906 г.

20 слайд

Описание слайда:

Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике. Приведите название военной операции. Из сочинения историка. «Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для "фальшивого движения". Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск. Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать... Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр - одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом. В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением <...> и всеми видами снабжения».

21 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) название войны - Отечественная; 2) дата войны - 1812 г.; 3) название операции - Тарутинский марш-манёвр.

22 слайд

Описание слайда:

Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования. Из статьи историка В. Г. Чернухи. «Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии... Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования. Из труда С. М. Соловьева. «До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними. Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами. (Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

25 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) речь идёт об императрице Елизавете Петровне; 2) годы её царствования - 1741-1761 гг.

26 слайд

Описание слайда:

Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте. Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева. «11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК. На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка. При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

27 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) период - перестройка; 2) фамилия Генерального секретаря - М. С. Горбачёв.

28 слайд

Описание слайда:

О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошёл в историю этот период? «Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории» чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»... Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов. ...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов... Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей - максимально способствовать развитию и совершенствованию того "регулярного" государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий. ...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основной российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница». Из сочинения современного историка Е. В. Анисимова.

29 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) хронологические рамки периода 1762-1796 гг.; 2) период вошёл в историю под названием «золотого века дворянства» (или периода просвещённого абсолютизма)

30 слайд

Описание слайда:

О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события? «К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. ...Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России... Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый. ...То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них - убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом». Из воспоминаний государственного деятеля.

31 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) событие - Февральская революция (свержение монархии); 2) год - 1917 г.; 3) органы власти: - Временное правительство; - Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов)

32 слайд

Описание слайда:

Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа? Из исторического источника. «В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси... Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и произошли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля».

33 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) название документа - «Повесть временных лет»; 2) автор документа - летописец Нестор; 3) время создания документа - начало XII в.

34 слайд

Описание слайда:

Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание. Из воспоминаний историка Е. В. Гутновой. «Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, левыразимая радость заливала меня... слёзы радости текли из глаз... Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что... выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы... бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов... В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

35 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) война - Великая Отечественная война; 2) битва - Московская; 3) воспоминания относятся к декабрю 1941 г.

36 слайд

Описание слайда:

К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его воцарения? «В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов… Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому… он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу. Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил ее во мнении Европы, то не он ли ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного – предал в добычу ляхам и бродягам, назвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли наконец, более содействовал уничтожению престола, воссев на нем святоубийцею?»

37 слайд

Описание слайда:

Проверим - царствование Бориса Годунова относится к Смутному времени; - он царствовал в 1598-1605 гг.; - Борис Годунов впервые в истории России был избранным на царство.

38 слайд

Описание слайда:

В чем главный смысл обращения автора письма? Укажите имя и годы царствования императора, к которому обращены слова автора письма. «Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола! (…) Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет (…). Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян (…). Дайте право приобретать землю кому угодно (…). Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».

39 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) необходимость проведения в России коренных преобразований; 2) Александр II; 3) 1855–1881 гг.

40 слайд

Описание слайда:

Назовите автора письма, событие и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор. Из письма государственного деятеля начала XX в. «Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

41 слайд

Описание слайда:

42 слайд

Описание слайда:

Укажите название войны, её хронологические рамки. Напишите название города, пропущенное в тексте. «Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова вступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Привидением казался мне Малахов курган…Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. …Давно ли здесь повсюду были видны русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся гостями». «С каждым часом делается всё труднее и труднее видеть ежеминутно перед собой страдания людей… Но досаднее всего то, что на каждый наш выстрел неприятель отвечал десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести неприятелю хоть какой-то вред; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем на пароходах, на которых неприятель доставляет всё, что ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии. Грустно было оставлять [город], так долго нами защищаемый…»

43 слайд

Описание слайда:

Проверим - название войны - Крымская (Восточная); - хронологические рамки - 1853-1856 гг.; - город - Севастополь.

44 слайд

Описание слайда:

После ка­ко­го события и в каком году про­изо­шла встреча царя с народом, о ко­то­рой рассказывается в документе? О каком царе идет речь? «Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни. Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но тем не менее не может счесть его виновным во всем решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он еще ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и все доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности государственного советника, то он сложит ее с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».

45 слайд

Описание слайда:

46 слайд

Описание слайда:

О какой войне говорит выступающий? К какому году относится речь? Какую проблему армии отметил оратор? «Какая, господа, разница, теперь, на 27-м месяце войны, разница, которую особенно замечаю я, проведший несколько месяцев этого времени за границей. Мы теперь перед новыми трудностями, и трудности эти не менее сложны и серьёзны, не менее глубоки, чем те, перед которыми мы стояли весной прошлого года. Правительству понадобились героические средства для того, чтобы бороться с общим расстройством народного хозяйства. Мы сами те же, что прежде. Мы те же на 27-м месяце войны, какими были на 10-м и какими были на первом. Мы по-прежнему стремимся к полной победе, по-прежнему готовы нести необходимые жертвы и по-прежнему хотим поддерживать национальное единение. Но я скажу открыто: есть разница в положении. Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе... (голоса: "Верно"), ибо по отношению к этой власти и попытки исправления, и попытки улучшения, которые мы тут предпринимали, не оказались удачными. Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у вас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге, и, таким образом, вы ещё раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, – как вы назовете это: глупостью или изменой? (голоса слева: "Одно и то же"). Когда, вопреки нашим неоднократным настаиваниям (…) намеренно тормозится дело, и попытка умного и честного министра решить, хотя бы в последнюю минуту, вопрос в благоприятном смысле кончается уходом этого министра и новой отсрочкой, а враг наш, наконец, пользуется нашим промедлением, – то это: глупость или измена? (голоса слева: "Измена"). Выбирайте любое. Последствия те же». Из политической речи.

47 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) Первая мировая война; 2) 1916 г.; 3) продовольственный кризис и кризис снабжения армии.

48 слайд

Описание слайда:

Кому предъявляются обвинения? От кого из правителей России исходили обвинения и вопросы? О каких событиях идёт речь в документе? Из документа 1741 г. «Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен. Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы… И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить: 1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами? 2. Что он сам взял казанного… и в которое время? 3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время? 4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?».

49 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) Э. И. Бирон; 2) Анна Леопольдовна, правительница России; 3) деятельность Э. И. Бирона во время царствования Анны Иоанновны и проведение суда над ним.

50 слайд

Описание слайда:

Укажите, кем и в ходе каких событий был принят этот документ. Какое название в истории получил этот документ? «Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная - его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли: 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей. Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

51 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) император Николай II; 2) революция 1905-1907 гг. (первая русская революция); 3) Манифест 17 октября.

52 слайд

Описание слайда:

Как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки. Из сочинения историка В.О. Ключевского «С половины XII в. становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселённая, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. <...> В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка её экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. <...> Отлив населения из Поднепровья шёл в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. <... > Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII в.; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

Описание слайда:

Назовите имя императора, упоминаемого в отрывке. Укажите годы начала и окончания его царствования. Каковы были обстоятельства вступления императора на трон? «В тяжёлую и скорбную годину император <...> вступил на прародительский трон. Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово. «Посреди великой Нашей скорби, - говорилось в высочайшем манифесте, - глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений». Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразованиях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей. Заботясь о сохранении в народе его исконного православно народного духа, держась твёрдо правила «Россия для русских», император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место. Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов. Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое и с нею все считались. Государь ясно понимал значение железнодорожных путей для укрепления связи коренной России с дальними окраинами, и, несмотря на громадные трудности сооружения железной дороги через песчаные, безводные пустыни, по его повелению была построена Закаспийская железная дорога, соединившая наши среднеазиатские владения, в том числе и Мерв, с берегом Каспийского моря. Другой чрезвычайно важный железнодорожный путь, задуманный императором и начатый при нём, - великая Сибирская железная дорога - соединил Европейскую Россию с Дальним Востоком, прорезав и оживив всю Сибирь вплоть до Великого океана.»

55 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) имя императора - Александр III; 2) годы его царствования - 1881-1894; 3) Александр III вступил на трон после убийства народовольцами императора Александра II.

56 слайд

Описание слайда:

Укажите время (с точностью до четверти века), когда появился данный документ. Какой царь его издал? Какой новый орган управления городами этот документ вводил? «Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими магистраты объявить обер-президентом, и чтоб он ведал всех купецких людей судом и о их делах доносил сенату. ...Магистрату граждане надлежат, и в двух гильдиях состоят такие: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными многими товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рещики, токари и сим подобные из которых первой гильдии или первостатейные состоят, и от другого подлого гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны; яко банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют... И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет... Понеже магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то оного должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам, куда от камор-коллегии будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство)города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребные предложения до главного магистрата: того ради [оные] магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) позывать; но надлежит на такого (мещанина) в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать. Також никакому коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.»

57 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) время - первая четверть XVIII в. 2) царь - Петр I. 3) орган - главный магистрат.

58 слайд

Описание слайда:

Что было целью данного постановления? В каком десятилетии оно было принято? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период? «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства. Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и...искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства. В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству. Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы. Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет: 1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП); 2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем; 3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций)...»

Описание слайда:

Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны. Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции. «XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

61 слайд

Описание слайда:

Проверим 1) десятилетие – 1980-е гг.; 2) руководитель страны – М.С. Горбачёв; 3) название периода – «перестройка»

62 слайд

Описание слайда:

Задание 1

Запишите термин, о котором идет речь.

Общественно-политическое течение середины XIX в., представители которого отстаивали своеобразие исторического развития России, идеализировали славянскую культуру и, в отличие от западников, отрицали возможность развития России по образцу западноевропейских капиталистических стран.

Ответ

Обратите внимание на ключевые слова вопроса — «идеализировали славянскую культуру» — прямой намёк на славянофильство . Оно сформировалось в 40-х годах XIX века.

Прочтите отрывок из сочинения историка и выполните задания 2-4

«Язычество в традиционном виде не смогло решить задачи, поставленные историей перед Киевским государством. Хотя сперва князь Владимир предпринял попытку реформировать устои родового общества в угоду сложившейся к тому времени политической ситуации. На первое место был выдвинут культ дружинного бога Перуна, что не нашло понимания у основных масс языческого населения, приоритетно чтивших других богов. В итоге реформа окончилась неудачей. Владимир и его окружение активно искали выход из сложившейся ситуации и нашли его, по примеру многих государств того времени, в замене религии. По ряду политических причин киевская знать остановила свой выбор на византийской системе христианства. В тоже время, с учётом географических и экономических причин, это был наиболее выгодный выбор для Руси.

Киевская Русь и Византийская империя заключили союзный договор о взаимопомощ, скрепить который, по обычаям того времени, планировалось династическим браком между Владимиром и византийской принцессой Анной» .

Задание 2

Укажите век, когда произошли описываемые в отрывке события. Назовите имя первого представителя княжеской династии, принявшего христианство.

Ответ

  • В отрывке говорится о князе Владимире и о смене религии на Руси с языческой на христианскую. Таким образом понимаем, что речь идет о Князе Владимире I Святославиче (внуке великой княгине Ольги), правившем на рубеже Х-ХI веков. Именно князь Владимир был инициатором Крещения Руси, произошедшим в 988 году — т.е. в Х веке .
  • Первым представителем княжеской династии (или правителем на Руси), принявшем крещение, была великая княгиня Ольга . В 944 году она приняла христианство византийского образца в Царьграде.

Задание 3

Какие причины смены религии, предпринятой Владимиром,указывает автор? Назовите две причины.

Ответ

Причины указаны четко, просто переписываем:

  1. Язычество в традиционном виде не смогло решить задачи, поставленные историей перед Киевским государством.
  2. Попытка реформирования язычества закончилась неудачей
  3. Владимир и его окружение решили действовать по примеру многих государств того времени. то есть сменить религию

Задание 4

Укажите одно событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда христианская церковь сыграла консолидирующую роль и способствовала успешной борьбе с иностранными завоевателями.

Ответ

Например, Куликовская битва и борьба с ордынской зависимостью

О значимости церкви в Куликовской битве и борьбе с ордынской зависимостью написано очень много. Достаточно вспомнить, что перед битвой Сергею Радонежскому (основателю подмосковного Троице-Сергиева монастыря) «во сне явилась Богородица и обещала заботу и покровительство русской земле». Уже только это событие повлияло на настроение и состояние духа людей, их патриотические чувства. Трудно переоценить значение благословления от Сергея Радонежского, полученного Дмитрием Донским накануне Куликовской битвы.

Влияние церкви было неоспоримым — именно Преподобный Сергий предостерёг Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды, а позже настоял на браке дочери Дмитрия Донского на сыне Олега Федоре, что привело к снятию проблем в отношениях Москвы и Рязани на долгие годы.

Второй пример — Польско-литовская интервенция в период Смутного времени.

Задание 5

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

  1. Владимир Мономах
  2. Н.С. Хрущёв
  3. XVII в.
  4. XVIII в.
  5. XIII в.
  6. съед князей в Любиче
  7. XX в.
  8. Венский конгресс
  9. Северная война
  10. М.И. Кутузов
  11. М.Ф. Фрунзе
  12. Бородинская битва

Ответ

Здесь ничего не остаётся, как заучивать даты наизусть!

Рассмотрите схему и выполните задания 6 и 7

Задание 6

Укажите название периода, события которого обозначены на схеме, под которым он вошёл в историю России.

Ответ

Смута (Смутное время)

На карте угадывается поход Лжедмитрия I (он вторгся в Чернигов (а это явно указано на карте), затем войско подошло к Новогород-Северскому, который ему взять не удалось и далее Рыльск, Севск, Белгород, Курск, Кромы, Ливны, Елец, Воронеж)


Смутное время. Народные волнения в начале XVII в.

Задание 7

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1» .

Ответ

Однозначно Москва

Рассмотрите изображение и выполните задания 8 — 10

Задание 8

Назовите город, с которым связаны события, увековеченные данным памятником. Укажите название озера, на берегу которого находится изображённый памятник.

Ответ

Город — Ленинград

Озеро — Ладожское

Задание 9

Укажите событие, которому посвящён данный памятник.

Ответ

Прорыв блокады Ленинграда.

Мемориал называется «Разорванное Кольцо», расположен на западном берегу Ладожского озера. Символизирует кольцо (окружение), в котором был Ленинград в годы ВОВ, а разрыв между арками символизирует «Дорогу Жизни» по Ладожскому озеру.

Памятник стоит на том месте, откуда 22 ноября 1941 года ушла первая колона из 60 «полуторок» с драгоценным грузом — мукой (33 тонны продовольствия)

Задание 10

Укажите название одного любимого памятника культуры, находящегося в Вашем регионе. Используя название по истории своего региона, расскажите об этом памятнике. В Вашем рассказе должно быть указано не менее двух исторических фактов.

Примечание: Если памятник, изображённый на фотографии, находится в Вашем регионе, то его указывать не следует, нужно указать другой памятник.