17 апреля всемирный день науки. История и традиции празднования Дня науки. Почему спецназ ГРУ носит форму ВДВ

10 ноября отмечается Всемирный день науки за мир и развитие. Всемирный день науки за мир и развитие, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 году, является ежегодным мероприятием, которое отмечается во всем мире, чтобы напомнить об обязательствах, принятых на Всемирной конференции по науке ЮНЕСКО-МСНС (Будапешт, 1999 год).

Целью Дня является возобновление национальных, а также международных обязательств в области науки за мир и развитие и намерение подчеркнуть ответственное использование науки на благо общества. Всемирный день науки за мир и развитие также направлен на повышение уровня информированности общественности о важности науки и ликвидацию разрыва между наукой и обществом.

Тема отмечаемого в 2010 году Дня - «Наука в интересах сближения народов и культур».

«Наука не способна развиваться в изоляции. Она расцветает благодаря диалогу между людьми, взаимодействию культур и общин и соприкосновению умов. Она разрастается на почве, изобилующей разнообразием, и в климате, благоприятствующем распространению и взаимооплодотворению. Чтобы развиваться, идеи должны распространяться; чтобы их укоренять, их нужно совместно использовать, а чтобы из них можно было извлечь пользу, они должны быть доступны для всех». Из послания Генерального директора ЮНЕСКО по случаю Дня.

Основные сведения

Об организации целевого мероприятия, связанного с популяризацией науки и проблем общества, которое могло бы быть одним из позитивных итогов Всемирной конференции по науке, говорилось на ее заседаниях в Будапеште. Высказывалось мнение, что такого рода мероприятие позволит ежегодно подтверждать приверженность целям, провозглашенным в Декларации о науке и использовании научных знаний, и содействовать осуществлению рекомендаций, содержащихся в Повестке дня в области науки - Рамках действий.

Первопричиной проведения Всемирного дня науки за мир и развитие является громадное значение роли науки и ученых в создании устойчивого общества, а также необходимость информирования граждан о достижениях науки и их участия в ней. В этом смысле День позволит продемонстрировать широкой общественности актуальность науки для ее жизни и привлечь ее к обсуждению вопросов науки. Мероприятие подобного рода открывает также уникальную перспективу для поиска мира и развития в глобальном масштабе.

Первый День отмечался во всем мире под эгидой ЮНЕСКО 10 ноября 2002 года. В торжественных мероприятиях приняли участие многие партнеры, как, например, правительственные, межправительственные и неправительственные организации, национальные комиссии по делам ЮНЕСКО, научно-исследовательские институты, профессиональные ассоциации, средства массовой информации, преподаватели вузов и школ.

Международная неделя науки и мира

6 декабря 1988 года Генеральная Ассамблея постановила провозгласить Международную неделю науки и мира, которая будет проводиться ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября.

Генеральная Ассамблея настоятельно призвала государства-члены и межправительственные и неправительственные организации поощрять проведение в течение этой Недели университетами и другими высшими учебными заведениями, научными академиями и институтами, а также профессиональными ассоциациями и отдельными представителями научных кругов лекций, семинаров, специальных дискуссий и других мероприятий, способствующих изучению и распространению информации о связи между научно-техническим прогрессом и поддержанием мира и безопасности.

Международная неделя науки и мира впервые проводилась в 1986 году в контексте Международного года мира. Организация мероприятий и деятельности в рамках Недели явилась результатом инициативы на неправительственном уровне; секретариат Международного года мира был проинформирован о подготовительной работе и заключительном комплексе мероприятий, которые имели место на протяжении Недели. Организаторы стремились поощрять максимально широкое участие стран и организаций всего мира в ее проведении.

Учитывая успешное празднование Недели в 1986 году, организаторы продолжали предпринимать усилия в последующие годы. Признавая ценность этого ежегодного мероприятия, Генеральная Ассамблея в декабре 1988 года приняла резолюцию 43/61, провозглашающую Международную неделю науки и мира, которая будет проводиться ежегодно в течение недели, на которую приходится 11 ноября. Генеральная Ассамблея настоятельно призвала государства-члены содействовать международному сотрудничеству между учеными и просила Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее сорок пятой сессии доклад о деятельности и инициативах государств-членов и заинтересованных организаций в связи с Неделей.

Ежегодное проведение Международной недели науки и мира представляет собой важный вклад в установление мира. Неделя способствует более широкому научному обмену по теме, имеющей важное значение для всех, а также расширяет осведомленность общественности о взаимосвязи проблем науки и мира. Учитывая имеющийся на сегодняшний день опыт проведения Недели науки и мира, можно ожидать, что с каждым годом участие в ней будет расширяться, способствуя лучшему пониманию между народами и расширению возможностей сотрудничества в использовании науки для обеспечения мира на протяжении всего года.

Послание Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой по случаю Всемирного дня науки за мир и развитие. 10 ноября 2010 г.

Наука не способна развиваться в изоляции. Она расцветает благодаря диалогу между людьми, взаимодействию культур и общин и соприкосновению умов.

Она разрастается на почве, изобилующей разнообразием, и в климате, благоприятствующем распространению и взаимооплодотворению. Чтобы развиваться, идеи должны распространяться; чтобы их укоренять, их нужно совместно использовать, а чтобы из них можно было извлечь пользу, они должны быть доступны для всех.

Как нельзя более удачно выбрана тема отмечаемого в этом году Всемирного дня науки за мир и развитие – «Наука в интересах сближения народов и культур», особенно ввиду того, что на ЮНЕСКО возложена ведущая роль в рамках проводимого в 2010 г. Международного года сближения культур. Использование потенциала науки для объединения людей и культур, для извлечения максимальной пользы из огромного разнообразия человечества и для содействия мирному развитию лежит в основе мандата ЮНЕСКО.

Глобальный ландшафт науки быстро меняется. Новые центры развития науки и технологии появляются во всем мире. Развиваются инновационные формы сотрудничества, в том числе между странами Юга. Все большее внимание уделяется «зеленым» технологиям. Как показано в Докладе ЮНЕСКО о науке а 2010 г., который выпускается сегодня, арена действий становится более транспарентной и упорядоченной, благодаря революции в области информационных и коммуникационных технологий и укреплению глобальных институциональных рамок. Эти тенденции носят позитивный характер.

Однако мы этого еще в полной мере не достигли. Сохраняются глубокие различия между странами и, во все большей степени, внутри них. Количество выдаваемых патентов распределяется неравномерно. Управление развитием науки и технологии на национальном и глобальном уровнях становится гораздо более сложным. Правительства и международные организации призваны реагировать на эту ситуацию – устранять недостатки и поддерживать позитивные тенденции. ЮНЕСКО играет в этом отношении свою роль. Мы стремимся к мобилизации научных знаний и политики в интересах устойчивого развития исходя из трех целей – применение научных знаний в интересах охраны окружающей среды и управления природными ресурсами; активизация политики и создания потенциала в области науки, технологии и инноваций и содействие обеспечению готовности на случай бедствий и смягчению их последствий.

В этом году мы особенно выделяем роль науки в качестве одной из сил, способствующих единению народов и культур. В условиях быстрых перемен нам жизненно важно признать эту силу как один из факторов развития и диалога.

История может нам помочь. Ни одна из цивилизаций прошлого не существовала сама по себе. Знания всегда развивались благодаря обмену и взаимодействию. Греческие города обновлялись под влиянием африканских и азиатских культур знаний. Великая наука Багдада находилась под плодотворным влиянием Индии и Китая. История науки в Персии свидетельствует о столь же разнообразной динамике. На протяжении тысячелетий Азия и Африка служили источниками знаний и помогали формированию того мира, который мы знаем сегодня. Американские континенты доколумбовой эпохи также являются носителями богатой истории интеллектуальных и материальных достижений в таких областях, как астрономия, архитектура и инженерное дело. Таким образом, история науки не носит единообразного характера; она – многогранна.

Так обстоит дело и сегодня. Я полагаю, что нам надлежит опираться на мощь науки в качестве одной из сил для сближения народов и культур на трех уровнях. Во-первых, на глобальном уровне. Никакие народы, общины или государства не способны в одиночку противостоять изменению климата. Нам жизненно важно проявить необходимую волю для того, чтобы добиться успеха на Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата, которая завершится 10 декабря в Мексике. ЮНЕСКО будет вносить вклад в эту деятельность с помощью своей Инициативы в связи с изменением климата, основывающейся на нашем многодисциплинарном и глубоко гуманистическом подходе. Это послужит фундаментом для продуктивной работы Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, которая состоится в 2012 г. в Рио-де-Жанейро. Устойчивое развитие призвано носить «зеленый» характер и должно быть предназначено для всех, иначе оно не состоится.

Во-вторых, мы должны действовать на региональном уровне для того, чтобы максимально использовать науку в качестве платформы для единения культур и народов. Прекрасным примером этого служит расположенный в Иордании межправительственный научный центр, именуемый СЕЗАМЕ. Этот важный международный исследовательский центр, образцом для которого послужила Европейская организация ядерных исследований в Женеве, объединяет в своем составе девять членов из этого расширенного региона, а именно: Бахрейн, Египет, Израиль, Иорданию, Иран, Кипр, Пакистан, Палестинскую администрацию и Турцию. Центр поддерживает группа из 11 стран, включая Германию, Российскую Федерацию, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Францию и Японию. Это – миростроительство посредством науки.

Наконец, мы должны действовать на местном уровне. Я убеждена в том, что системы знаний местного и коренного населения должны играть жизненно важную роль в выработке решений инклюзивного характера для общих проблем, особенно в том, что касается поощрения биологического и культурного разнообразия. Системы местных знаний служат также фундаментальными опорами для подлинного устойчивого развития.

Сегодня политика в области науки является в равной мере культурной дипломатией и политикой в сфере развития. Нынешний Всемирный день науки за мир и развитие дает прекрасную возможность признать и использовать этот фактор, неизменно руководствуясь целью формирования единой общности всего человечества на основе человеческого достоинства и культуры мира.

По материалам UNESCO, UN.

Happy World Science Day! Да, именно 10 ноября отмечается Международный день науки за мир и развитие. Обычный ноябрьский день стал праздником 15 лет назад по решению ЮНЕСКО. Истории о том, что движет учеными Университета ИТМО, о чем они мечтают и что их больше всего удивляет в их работе, — в нашей подборке.

Всемирный день науки


Владимир Виноградов , руководитель международной лаборатории «Растворная химия передовых материалов и технологий»

В науку я попал случайно. Аспирантура и кандидатская не были самоцелью — хотелось создать инновационный продукт и выйти с ним на рынок, заниматься бизнесом. Однажды пришло понимание того, что современная наука — это и есть бизнес, чуть иной, со своими правилами, но, определенно, менее жестокий и с широким спектром дополнительных преимуществ. Здесь и остался.

Меня поражает то, как мир переворачивается с ног на голову (не только в политике). Технологии меняют представление о завтрашнем дне, и это происходит у нас на глазах. Участие в этом процесе поистине восхищает.

Силы для занятий наукой мне дает работа с молодежью. Я не называю их студентами, потому что для нас это сотрудники и партнеры. Если говорить о науке глобально, то я мечтаю, чтобы наши молодые ребята все чаще становились нобелевскими лауреатами, оставались на родине, и мы наконец-то научились уважать науку.

Антон Пыркин , декан факультета систем управления и робототехники

Я с детства занимался математикой, решал много задач, воспринимая это как хобби. Мы их решали вместе с родителями. Моя бабушка была учителем математики, и по выходным мы разбирали массу головоломных задач. Потом благодаря школьным олимпиадам это увлечение встало на практически промышленные рельсы. Но в науку как в профессию я попал благодаря научному руководителю, показавшему перспективные задачи, интересные для мирового научного сообщества. И мне очень повезло: любимое дело, приносящее удовольствие, стало моей основной работой.

Очень сложные и неподъемные на первый взгляд технические задачи решаются с помощью простых и в то же время очень сильных математических решений. Понимание этого, безусловно, завораживает. Вот, например, есть робот, состоящий из большого числа деталей, тяжелый и неуклюжий, и вы ставите его на шар. С точки зрения академического программирования, удержать его стоящим на шаре в равновесии — практически не решаемая задача. Но с точки зрения математики (теории управления) решение отыскивается гораздо быстрее, и самое поразительное в этом то, что робот и в самом деле стоит на шаре. И такой подход позволяет решить массу реальных и непохожих друг на друга задач.

Самое большое везение в жизни — это когда ваша работа сочетает в себе три базовых условия: удовольствие, достаточное материальное вознаграждение и свободу в действиях. Как только не учитывается одно из условий, обязательно начнутся проблемы: придется объяснять самому себе, зачем ты вообще этим занимаешься. В моей работе есть все три составляющих, поэтому для меня это занятие, от которого я практически не устаю.

Не бывает такого, чтобы я сидел и мечтал о чем-то применительно к науке. Конечно, хочется получить сильные теоретические результаты, которые могли бы принести большую пользу в реальных практических задачах. Тогда будет ощущение, что силы потрачены не зря. На мой взгляд, необходимо сосредоточенно работать над своими задачами, фокусироваться на главном, не жалеть себя и не воображать о себе слишком много. Тогда будут и результаты, и все, о чем многие только мечтают.

Даниил Волошин , инженер НИИ наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО

Мне бы хотелось рассказать увлекательную историю о том, как в раннем детстве я увидел толпу людей на улице и навсегда для себя решил: «я хочу знать, как это работает». Но в действительности мой путь в науку был менее стремительным. Поступая в вуз, я не представлял себе, что в будущем стану заниматься наукой по-настоящему — в университете, с экспериментами, публикациями и чтением лекций в перерывах. Мне было интересно приобщаться к научному знанию, но люди, которые сделали его получение своей профессией, казались мне тогда удивительными и непонятными. По мере знакомства с исследователями, увлеченными своим делом, у меня росло желание скорее начать изучать что-то самому. Мне хотелось понять, как люди оказываются столь очарованы вопросами, которые они изучают. В определенный момент я стал замечать за собой привычку с энтузиазмом рассказывать о своих научных интересах, потом — что меня окружает все больше людей, занимающихся тем же самым. Неожиданно для себя я понял, что уже не представляю себя занимающимся чем-то еще, кроме науки.

Сейчас наша лаборатория работает с несколькими направлениями исследований, каждое из которых привлекательно по-своему. Некоторые интересны благодаря их потенциальной практической значимости, другие — из-за нетривиальной постановки задачи. В последнее время мы стали все чаще заниматься исследованиями необычных, редких и малоизученных явлений. В рамках одного из направлений нам посчастливилось проводить полевые исследования в составе международной исследовательской команды во время , проводимого в Индии. Поражает, конечно же, масштаб как самого проекта, так и изучаемого явления. А очаровывает, помимо разнообразия местной культуры, еще и понимание того, что, если бы не уникальное стечение обстоятельств, мы бы наверное никогда не оказались в центре религиозного мероприятия, являющегося важнейшим для многих миллионов людей.

Силы заниматься наукой мне дают, в первую очередь, интерес и любознательность. В мире бесконечное множество разнообразных явлений, частью которых мы являемся, но мы не всегда понимаем их до конца или наивно полагаем, что знаем о них все. Во-вторых, наверное, нетерпеливость. Можно заниматься чем-то помимо науки и ждать, пока ответы на интересующие тебя вопросы даст кто-то еще. Но быть ученым — значит стремиться приблизить этот момент, искать их самому. Наконец, есть исследовательский коллектив — люди, с которыми ты разделяешь исследовательские интересы и которые в любой ситуации не позволят «вывалиться из седла».

Дмитрий Зуев , научный сотрудник

Мне сложно назвать только одну причину, по которой я пришел в науку, сработало большое количество факторов. Во-первых, я занимался тем, что мне действительно интересно. Была возможность поработать в разных сферах, но я всегда понимал, что однообразная работа — не то, что мне подходит, поэтому я всегда возвращался к научной работе. Во-вторых, детское любопытство, желание понять, а как это работает, сделать что-то новое. В-третьих, наука — это действительно творческая работа, требующая постоянного развития. Кроме того, каждая задача — это небольшой вызов, с которым хочется справиться, здесь возникает спортивный интерес.

Есть еще одна важная вещь, которая меня привлекла в науке. Научная работа — это не только сидение за компьютером или экспериментальной установкой. Это возможность встречаться с действительно интересными людьми, узнавать что-то новое и обмениваться знаниями и опытом.

Постоянно возникают новые интересные проблемы, над которыми хочется работать. Кроме того, понимаешь, зачем нужно то, что ты делаешь. Каждая решенная задача дает импульс двигаться дальше. А держаться в тонусе помогает коллектив, в котором я работаю, а также близкие люди, которые в меня верят. Я мечтаю сделать действительно что-то полезное, не абстрактную модель шарообразной лошади в вакууме, а то, что может быть применено на практике и будет приносить пользу людям в ближайшей перспективе.

Александра Маюрова , аспирант кафедры экологии и техносферной безопасности

Наукой я занималась с детства. Самым большим кумиром для меня была и есть моя мама. Именно она стала моим первым научным руководителем, с ней я написала свою первую научную работу, выиграла первую конференцию и получила первые награды, за что ей очень благодарна по сей день. Она заложила основы, тягу к знаниям и стремление к победе.

Всю свою жизнь я посвятила экологии и защите окружающей среды. В этой науке меня больше всего очаровывает ее междисциплинарность. Мне нравится, что для того, чтобы стать действительно хорошим специалистом, нужно знать основы многих наук, таких как физика, химия, биология,математика, экономика, социология и другие. Это позволяет если не увидеть, то хотя бы мельком посмотреть на наш мир во всей его красоте и разнообразии. Понять, что нами управляют совершенно иные законы и мы лишь маленькая песчинка в жизни нашей планеты. Иногда это знание очень помогает по жизни, а иногда мне очень жаль, что многие люди не понимают важности экологии как науки. Естественно, нельзя быть специалистом во всем, необходимо выбрать специализацию, но настолько широкий выбор профилей мало где встречается.

Я мечтаю о том, чтобы наука стала интернациональной. Конечно, мы уже идем по этому пути. Сейчас существует множество способов поехать на стажировки в другие страны для обмена опытом, можно приглашать ведущих специалистов из других вузов к себе в лаборатории. Однако мне не хватает знания многих языков, чтобы я могла свободно читать любые интересные публикации по своей тематике. На английском написано много статей, однако труды на французском, немецком или китайском тоже стоит принимать во внимание.

Сергей Макаров , старший научный сотрудник кафедры нанофотоники и метаматериалов

Был вдохновлен наукой с самого детства, по мере понимания, что природа устроена гораздо сложнее чем кажется. В школе особенно впечатлила дуальность природы света, что в итоге и привело к увлечению оптикой. А в более позднем возрасте любовь к оптике подогревалась удивительной силой и красотой уравнений Максвелла, которые, объединив электричество, магнетизм и свет, дали возможность сделать грандиозный шаг в сторону объединения всей физики.

Моя текущая деятельность связана с поиском и исследований новых материалов и подходов для различных применений в нанофотонике. И скажу вам честно, что это необычайное удовольствие — открывать что-то новое и видеть, что это может быть полезно многим людям. Например, совсем недавно мы с коллегами открыли ряд новых направлений в Университете ИТМО: это лазерная фабрикация наноантенн и метаповерхностей, создание сверхбыстрых и наноразмерных оптических модуляторов, а также разработка нового принципа нанотермометрии. Сейчас меня больше всего вдохновляет использование нового класса материалов (перовскитов) для создания ряда высокотехнологичных наноструктур. В области, которой я занимаюсь, больше всего нравится то многообразие явлений, которое можно изучать. Из-за этого возникает чувство творческой свободы. Это формирует и отношение к жизни, при котором не обращаешь внимание на многие сложности и продолжаешь заниматься любимым делом, взаимодействуя с приятными и творческими людьми.

На данный момент у меня работают два иностранных студента, а также идет активная совместная научная деятельность с учеными из ведущих зарубежных университетов. Поэтому всё движется к реализации моей мечты — работе в настоящем международном коллективе на территории России по самым передовым направлениям науки и технологий. Уверен, что в скором времени мы достигнем цели, и, например, нашим рабочим языком станет английский, а сама лаборатория — комфортным местом для работы иностранцев из любых стран.

Алексей Сергушичев , программист кафедры компьютерных технологий

Не помню, чтобы у меня в детстве была какая-то конкретная мечта о том, кем я хочу стать, но в школьные годы мне нравилось программировать и решать олимпиадные задачи. Когда я выбирал университет, я ориентировался на то, что стану программистом. А потом как-то пошло-поехало: сначала на третьем курсе я и пара моих сокомандников по олимпиадному программированию, Антон Александров и Сергей Казаков , делали курсовой проект по эволюционным алгоритмам. Потом — бакалаврская работа, первые поездки на конференции и так далее.

С другой стороны, еще в школе я любил читать научную фантастику. К тому же учеба в лицее с соответствующей атмосферой, когда нас в классе было всего 15 человек и долгое время был один класс на параллель, наверное, тоже способствовала этому пути. Еще я помню, что перед поступлением в университет, когда мне звонили с кафедры Компьютерных технологий, я зачем-то поинтересовался, занимаются ли на кафедре наукой. Не то, чтобы ответ на этот вопрос мог как-то повлиять на мой выбор, но, видимо, мысли о занятии наукой были у меня и тогда.

Сейчас я занимаюсь вычислительной биологией, то есть использованием вычислительных методов для решения биологических задач. И если то, что придумывать алгоритмы — это интересно, я знал давно, то интерес к биологии я открыл для себя только к концу обучения в университете. В итоге получается следующее. Во-первых, я занимаюсь интересными и важными биологическими задачами, например, исследованием процессов в раковых клетках. А во-вторых, для их решения необходимо решать еще и сложные алгоритмические задачи. По-моему, круто, что это работает и позволяет развивать обе области.

Моя ближайшая мечта — написать статью в Nature первым автором: если исключить политику, то это означает, что ты сделал что-то очень важное и полезное, и оно будет ассоциировано с твоей фамилией. Мне очень интересно то, чем я занимаюсь. Есть надежда, что помогаешь человечеству двигаться к «светлому будущему». Важно и то, что результаты твоей работы могут оценить многие, и это не только другие ученые, которые прочтут статью или воспользоваться твоим методом. Это, например, друзья, которые «лайкнут» пост в социальных сетях о выходе твоей статьи, или просто множество людей, которые прочитают про твои исследования в новостях. Привет нашему

Еще с древних веков людей интересовало, как устроен мир и все, что их окружает. Проявляющийся интерес способствовал развитию знаний и науки. С усовершенствованием данных направлений улучшалась жизнь человечества и расширялись его возможности. Для людей, которые способствовали и способствуют развитию науки, посвящен праздник – Всемирный день науки.

Его празднуют профессоры, исследователи, доценты и другие научные деятели по всему миру. Также этот праздник считают своим и с размахом отмечают студенты, лаборанты и преподаватели.

История

Впервые вопрос о введении Дня науки был поднят в 1999 году на Международной научной конференции, которая проходила в Будапеште. Официально праздник был утвержден организацией ЮНЕСКО спустя два года на очередной конференции. Главной задачей данного праздника является – объединение научного общества и улучшение продуктивности его работы на благо человечества.

В настоящий момент наука играет одну из самых главных ролей в мире ведь, по сути, от нее зависит комфортное и совершенное существование общества в целом. Развитие этого направления улучшает и облегчает жизнь людей. Новые технологии, изобретения, коммуникации все это создано, благодаря науке.

Главными функциями, которые осуществляет наука по отношению к обществу, является:

  • когнитивная функция (развитие знаний об окружающей среде, социуме и людях);
  • практическая функция (внедрение новых технологий в производительной сфере общества);
  • обучающая функция (разработка новых технологий в образовании);
  • идеологическая функция (классификация знаний об окружающем мире, обществе и человечестве).

Наука помогает усовершенствовать знания и все глубже понимать все то, что происходит вокруг. Именно за счет нее общество не деградирует, а развивается, а это, как известно, залог успеха.

Традиции

Традиционно 10 ноября в день, посвященный научной деятельности, по всему миру проходит множество мероприятий.

Накануне праздника в вузах проводят конференции и презентации, на которых молодые ученые и исследователи представляют свои работы. Обсуждаются проблемы и новшества отрасли. Студенты поздравляют преподавателей концертами и творческими номерами. В честь данного праздника также организовывают интеллектуальные игры, в которых может принять участие любой желающий.

В Международный день науки поздравления для научных деятелей звучат не только от родных и близки, а еще и от влияющих чиновников. Отличившимся представителям отрасли вручают дипломы, грамоты, звания и подарки.

Празднования проходят в кругу коллектива или же за праздничными семейными столами. Под звон бокалов для виновников торжества звучат самые искреннее и добрые пожелания от друзей и родных.

Всемирный день науки – праздник ученых всего мира. Полное его название – «Всемирный день науки за мир и развитие» (World Science Day for Peace and Development).

Праздник призван популяризировать достижения науки, содействовать ее развитию в разных странах мира.

Как и когда отмечается День науки в 2019 году?

Как проходит празднование? Программа мероприятий включает конференции, семинары, круглые столы, выставки.

Во Всемирный день науки во многих странах принимаются программы в поддержку научных инициатив, утверждаются новые научно-технические проекты, которые разрабатываются совместно с научными организациями и вузами. Государственные и частные фонды выделяют финансирование на проведение изыскательских работ.

В День науки также вручаются награды, происходит присвоение званий ученым. Сотрудники ЮНЕСКО проводят лекции в школах и семинары для граждан, распространяют тематические плакаты и постеры.

История и традиции празднования Дня науки

Расскажем об истории и других традициях праздника. Проведение Международного дня науки было рекомендовано в 1999 году на Всемирной научной конференции (World Conference on Science), которая проходила в Будапеште.

На этом мероприятии шла речь о необходимости более тесного взаимодействия между учеными и общественностью.

Всемирный день науки был официально установлен ЮНЕСКО в 2001 году и начал отмечаться с 2002 года. Каждый год мероприятия этого международного праздника посвящены определенным темам.

В настоящее время в нашей стране действуют около 3,5 тысяч организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники определены Указом Президента Российской Федерации, принятым в 2011 году.

Это безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, перспективные виды вооружения, транспортные и космические системы, энергосбережение и др.

Российская наука сохраняет многие достигнутые ранее позиции в некоторых областях научной деятельности, но отставание от развитых стран – в реализации результатов, технологическом развитии – в последние годы растет, что во многом определяется неэффективной государственной научной и инновационной политикой.

Существуют и другие праздники, которые отмечают ученые. В их числе –День российской науки, дата празднования которого приходится 8 февраля. В этот день в 1724 году по распоряжению Петра Первого была основана Российская академия наук.

10 ноября отмечается Всемирный День Науки. Наука в наше время обладает огромным авторитетом - и это, совершенно заслуженно. Благодаря усилиям ученых побеждены многие болезни, наша жизнь стала более долгой и комфортной, для нас открылись возможности, о которых наши еще недавние предки не могли и помышлять.

В науке соединяются два благороднейших устремления - стремление к знанию и стремление послужить человечеству. Наука требует добродетели - усердия, честности, и глубокого смирения перед истиной, когда ученый должен отложить даже самую дорогую ему гипотезу, когда ее опровергают данные, и признать правоту коллеги в научном споре.

Научный поиск исходит из как определенных этических, так и мировоззренческих предпосылок - и поэтому научная революция произошла именно в христианском мире. Мир знал великие цивилизации вне христианской Европы - Китай, Индия, исламский мир. Люди за пределами Европы были ничуть не глупее - а созданные ими культуры в определенные периоды, несомненно, превосходили европейскую. Там были какие-то зачатки науки - но научная революция произошла именно в христианской Европе. Почему? Посмотрим на людей, создавших европейскую науку, людей из школьных учебников физики и химии. Бойль, Ньютон, Декарт, Паскаль, Коперник, Галилей, Браге, Кеплер, Максвелл, Фарадей - что их объединяло? Все эти люди верили в Бога - причем не просто принадлежали к христианской культуре; обычно они были более религиозны, чем в среднем по стране.

Бойль вкладывал личные сбережения в перевод Библии и финансирование миссий; Ньютон написал больше толкований к Писанию, чем трудов по физике; Паскаль известен как глубокий религиозный мыслитель; Максвелл и Фарадей по воскресеньям проповедовали в Церкви. Все они видели свои научные занятия как путь прославления Бога.

И это никоим образом не случайность. Естественные науки занимаются поисками законов, регулярностей в материальном мире. Для этого нужно верить в то, что мир разумно упорядочен и эта упорядоченность постижима для человеческого разума. Это вытекало из веры в то, что за порядком в мироздании стоит божественный Разум, Логос, и что Он создал нас по Своему образу.

Как отмечает К.С.Льюис, люди искали в природе законов, потому, что они верили в Законодателя. Эйнштейн - которого нельзя назвать верующим в сколько-нибудь ортодоксальном смысле - признавал, что «Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берет начало из области религии. Оттуда же – вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего ученого без крепкой веры в это. Образно ситуацию можно описать так: наука без религии – хрома, а религия без науки – слепа»