Академия наук сссринститут русского языкарусская грамматика
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ
Примечание . В художественной литературе могут употребляться искусственные имена – отдельные слова (в повестях А. Грина: Ассоль , Грей , Эгль ; у Л. Кассиля: граф Уродонал Шателена , принцесса Каскара Саграда ) или сочетания слов (у Н. Асеева: мальчик Оставь Не Трогай и девочка В Ладонь Глаза ).
Семантическим своеобразием собственных имен определяется своеобразие их морфологических свойств: этим словам, служащим для индивидуализации предмета, не свойственно употребление в формах мн. ч. Формы мн. ч. здесь нормальны для обозначения разных лиц и предметов, имеющих одно и то же собственное имя: В одном классе несколько Светлан ; В детском доме было шесть Валентин . Формы мн. ч. фамилий обозначают, во-первых, лиц, находящихся между собой в семейных, родственных отношениях: братья Жемчужниковы , супруги Добрынины , купцы Морозовы , династия сталеваров Кузнецовых ; во-вторых, лиц, имеющих одну и ту же фамилию (однофамильцев): В городе проживают триста Ивановых и двести Петровых ; Оба они – мои однофамильцы : Александровы Николаи Григорьевичи (газ.).
К существительным с собирательным значением как к лексико-грамматическому (но не словообразовательному) разряду при широком понимании собирательности могут быть отнесены также слова, называющие совокупность предметов: ботва , мелюзга , хлам , мебель . Все такие слова выражают собирательность лексически, но не словообразовательно.
Примечание . Не относятся к собирательным существительные, употребляемые в формах ед. ч. в собирательном значении, например: зерно (зерно нового урожая ), перо (набить подушки пером ), неприятель (
войско противника) .Отличительным признаком всех собирательных существительных является то, что они не образуют форм мн. ч. Об исключениях из этого правила см. § .
Существительные муж. р., называющие вещества, в род. п. ед. ч. наряду с флексией -а (орфогр. также -я ) имеют флексию -у (орфогр. также -ю ): стакан чая и чаю , кусок сахара и сахару , плитка шоколада и шоколаду ; см. § .
Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: слава , смех , благо , плен , доброта , близость , ловкость , бег , движение . Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, мотивированные прилагательными и глаголами и образующиеся с помощью нулевого суффикса (горечь , хворь [прост.], вывоз , замена ), суф. -ость (орфогр. также -есть ) (красивость , свежесть , трусость ), -ств (о ) (ничтожество , большинство , первенство , хвастовство ), -щин (а )/ -чин (а ) (сдельщина , туретчина [устар.]), -изм (реализм , гуманизм ), -и |j|-/ -стви |j|- (орфогр. слова на -ие , -ствие ) (радушие , спокойствие ), -от (а ) (кислота , доброта , хрипота ), -изн (а ) (белизна , кривизна ), -ин (а ) (глубина , седина ), -ни |j|-/ -ени |j|-/ -ти |j|- (орфогр. слова на -ние , -ение , -тие ) (наказание , терпение , извлечение , развитие ), -к (а ) (плавка , голодовка , бомбежка ), -аци |j|-/ -енци |j|-/ -ици |j|-/ -ци |j|-/-и |j|- (орфогр. слова на -ация , -яция , -енция , -иция , -ция , -ия ) (стилизация , компиляция , транспозиция [спец.], конкуренция ), -аж (массаж ), -ёж (платёж ) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов. Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова: беда , ум , нрав , страх , мука , печаль , страсть , горе , уют , грусть , суть .
Отвлеченные существительные обычно не имеют форм мн. ч. Формы мн. ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действия, но и единичные их проявления: боль – боли , обман – обманы , м ука – м уки , печаль – печали , радость – радости , движение – движения .
Одушевленные существительные морфологически и словообразовательно отличаются от неодушевленных. Одушевленные существительные – наименования лиц или животных женского пола – часто бывают мотивированы словом, называющим лицо или животное без указания на его пол или (реже) называющим лицо или животное мужского пола: учитель – учительница , студент – студентка , школьник – школьница , москвич – москвичка , внук – внучка , поп – попадья , лев – львица , слон – слониха , кот – кошка , гусь – гусыня .
Одушевленные существительные, как правило, имеют морфологическое значение муж. или жен. р. и лишь немногие – значение сред. р., при этом принадлежность существительного к тому или иному роду (кроме сред. р.) определена семантически: существительные муж. р. называют лицо или животное мужского пола, а существительные жен. р. – женского пола. Одушевленные существительные сред. р. называют живые существа безотносительно к полу. Это или название невзрослого существа (дитя ), или общие наименования типа лицо , существо , животное , насекомое , млекопитающее , травоядное (о словах дитя , существо и под. см. также § ). Неодушевленные существительные распределены между тремя морфологическими родами – мужским, женским и средним.
Парадигмы одушевленных и неодушевленных существительных во мн. ч. последовательно различаются: одушевленные существительные во мн. ч. имеют форму вин. п., совпадающую с формой род. п.; род . п.: нет братьев и сестер , нет животных ; вин. п.: увидел братьев и сестер , увидел животных . Неодушевленные существительные во мн. ч. имеют форму вин. п., совпадающую с формой им. п.; им . п.: персики , груши и яблоки лежат на столе ; вин. п.: купил персики , груши и яблоки . Формы согласуемых определений повторяют указанное различие: нет родных братьев и родных сестер , нет никаких животных , увидел родных братьев и родных сестер , увидел интересных животных и: спелые персики , сладкие груши и антоновские яблоки лежат на столе , купил спелые персики , сладкие груши и антоновские яблоки .
В парадигме ед. ч. одушевленность и неодушевленность выражена у слов муж. р. I скл., но не у слов жен. и сред. р.: в ед. ч. у одушевл. существительных муж. р. совпадают формы род. и вин. п. (нет брата , вижу брата ), а у неодушевл. – формы им. и вин. п. (нужен карандаш , купил карандаш ). Таким образом, формы вин. п. в ед. ч. у слов муж. р. последовательно различаются в зависимости от того, называет ли слово одушевленный или неодушевленный предмет. Слова жен. р. в ед. ч. сформулированному правилу выражения одушевленности/неодушевленности не следуют: нет брата и вижу брата , но нет сестры , вижу сестру ; нужен карандаш и купил карандаш , но нужна ручка , купил ручку . Слова сред. р., как и слова жен. р., в ед. ч.не имеют формального разграничения одушевленности/неодушевленности. Все существительные сред. р. (как одушевл., так и неодушевл.) формально характеризованы так же, как неодушевленные существительные муж. р., – формы им. и вин. п. у них совпадают: появилось неизвестное животное , увидел неизвестное животное .
У слов муж. р. с флексией -а в им. п., а также у слов общего рода в тех случаях, когда они называют лицо мужского пола, одушевленность выражена синтаксически – формой род.-вин. п. прилагательного, согласуемого с существительным, и не выражена падежными формами самих существительных: взял книгу у знакомого юноши ; отошел от несносного плаксы и: встретил знакомого юношу ; вспомнил несносного плаксу .
Единственным отступлением от последовательного выражения одушевленности во мн. ч. является форма вин. п., равная им. (а не род.) п. у слов – названий лиц в составе фразеологизированных конструкций типа идти в солдаты , взять (кого -н .) в курьеры , пойти в няньки (см. "Синтаксис. Подчинительные связи слов", § , ).
Примечание . В отвлечении от пола называемого существа слова общ. р. имеют тенденцию синтаксически функционировать как слова муж. р.; например, в журнальной статье рыбка, пролежавшая в пластах третичной формации 60 миллионов лет, названа: "Древнейший обжора в мире ".
Аббревиатуры с основой на гласную инициального типа, например РОНО (районный отдел народного образования), РОЭ (реакция оседания эритроцитов) и смешанного типа (ГОРОНО , сельпо ), преимущественно относятся к среднему роду.
Указания на грамматический род каждого отдельного слова-аббревиатуры следует искать в словарях.
Лексическое значение имени существительного
Номинация «Предметы гуманитарного цикла»
Нурманова Талшин Калиевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « СОШ №1 г. Ершова Саратовской области»
Урок-исследование.
Тема: Лексическое значение имени существительного.
Тип урока. Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного.
Цели урока:
подвести детей к пониманию лексического богатства русского языка, развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся.
обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Имя существительное».
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Задачи урока:
Обучающая: научить различать группы существительных по их лексическому значению.
Развивающая: развивать умение анализировать и логически мыслить.
Воспитывающая: формирование навыков активного сотрудничества учащихся друг с другом и учителем в процессе познания
Урок проходит в 5 классе.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Ход урока
I. Оргмомент .
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих
Я вас приглашаю в путешествие в удивительный мир исследования. Наш класс превратился в научную лабораторию, а ученики - в учёных - исследователей, которые будут сегодня открывать тайны русского языка. В каждой лаборатории есть научный руководитель, который контролирует процесс научной работы. Поскольку в нашем классе уже давно работают три сплоченные группы, предлагаю выбрать трех главных аналитиков
II. Языковая разминка.
Сначала проведем небольшую разминку.
Запишем под диктовку предложение:
.
1. Обозначьте знакомые орфограммы в корне слова.
2. Произведите синтаксический разбор предложения, дайте характеристику предложению.
У берегов наросла стеклянная полоска льда . (Повест., невоск., простое, распрост.)
3. Обозначить части речи в предложении
III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
1. Подводящая к вопросу беседа .
Запишите в тетрадь ответы на вопросы
– О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт?
А)Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам . (Имя существительное.)
Б)То, что обозначает слово, его толкование это..(лексическое значение)
2. Прочитайте, что вы написали.(Имя существительное, лексическое значение)
3. Имя существительное, лексическое значение – это ключевые слова урока. Определите по ним тему урока (Слайд №1)
Что вы знаете об имени существительном?
Ответы учеников .
Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.)
В каких частях слова заключается его лексическое значение?
А общее значение однокоренных слов?
– Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.)
Слово аналитикам.
2. Определяем проблему урока
Рассмотрим материал для наблюдений и, работая в парах, ответим на вопросы
Слайд №2
Ребята, определим проблему урока. Прочитайте слова
Работая в парах, попробуйте дать толкование этих имен существительных. (Ответы учащихся).
Проверяем себя
Слайд №3
Сопоставив значения имен существительных, подумайте, на какие группы их можно разделить? (Ответы учащихся)
Какое противоречие вы заметили? (Существительное обозначает то же, что и прилагательное и глагол)
Как можно назвать значения во 2-й и 3-й группе
- С какими проблемами столкнулись? Что нам скажут аналитики? Какие возникли гипотезы?
(Первым двум словам столик, друг легко дать толкование лексического значения, остальным словам сложнее: зелень – чтото зелёного цвета; широта – чтото широкое; чтение – читать и т.п.)
Как же будет звучать тема нашего исследования?
В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?»
IV. Открытие новых знаний.
Слайд №4
1 . – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова» изучающим чтением.
- Какое чтение называется изучающим?
Как вы думаете, о чем будет стихотворение?
Всему название дано –
И зверю , и предмету.
Вещей вокруг полнымполно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами .
– Какие названия здесь перечислены?
Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам.
Слайд №5
2 . Итак, ребята, следующим объектом для наблюдения будет упр. 339 выполняем работу в группе самостоятельно .(Группировка имён существительных по общности лексического значения части речи.)
Как только группа закончит работу, аналитики поднимите сигнальную карточку
– Какие значения показались для вас неожиданными? Почему? (Действие, признак. Эти значения есть у глаголов и прилагательных.)
3 . Продолжаем работу в группах – упр.340. Обсудите в своих группах вопросы после упражнения. Отгадайте, о каких словах идет речь и запишите их. (Развивается умение определять слово по его лексическому значению и выяснять обобщённый характер этого значения (бег, пение, прыжок – это действия, но мыслятся как предмет).
– Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значением или частью речи?
– Что вам помогло определить часть речи у слов бег, пение, прыжок, имеющих значение действия? (Вопрос, окончание.)
– Сделайте вывод: какие лексические значения могут иметь имена существительные?
(Последний клик слайда №5)
4 . Прочитаем текст правила изучающим чтением.
- Какие действия по ходу чтения вы будете выполнять?
Дети читают тест правила.
- Какие вопросы вы можете поставить к тексту правила?
- Подберите другие примеры существительных со значением действия и признака.
– Какими значениями вы могли бы дополнить предложенный в тексте список? (Растения, животные, события.)
Слайд №6
5. Ребята, работая в группах, составьте схемуопору текста в рамке .
-Как будет называться наша схема?
– Сколько групп слов вы выделите?
Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. презентацию).
- Расскажите по схеме о лексическом значении имени существительного.
V. Развитие учебно
языковых и речевых умений.
1. Упр. 341 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение действия у отвлечённых существительных ( движение ), грамотно оформлять текст на письме.( Работа у доски )
2.Упр. 343 – развивается умение выявлять обобщённое лексическое значение имён существительных и группировать слова в соответствии с их значением. ( Самостоятельно с последующей взаимопроверкой)
Слайд №7
3.Самостоятельная работа (выдаются бланкилисточки для работы на каждого ученика).
a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие.
Д Д
Шёпот, робкое дыханье,
П П
Трели соловья.
Пр Д
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Д П
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
П Д
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
(Самопроверка по презентации)
VI. Итог урока.
Чему мы хотели научиться в своей научной лаборатории? (Определять лексическое значение существительных)
_ Научились?
– К какому выводу пришли мы по результатам исследования?
- Были ли трудности? Что было интересно на уроке?
– Оцените свою работу на уроке . Перед вами своеобразная лестница успеха. Выберите ту фразу, которая показывает, насколько вы поняли тему нашего исследования.
Знаю и объясню другому;
– знаю;
– сомневаюсь, что знаю;
– не знаю.
(Рефлексия деятельности: ученик должен задуматься над такими вопросами: «Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось нерешенным?»
VII. Домашнее задание.
1. По § 37: подобрать примеры к схеме «Лексическое значение имён существительных» ( Для слабых )
2.Упр. 345 (без последнего задания: составить самостоятельно аналогичные задания).( Для сильных )
Литература:
Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х книгах. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева. – М. :Баласс, 2012.
Русский язык 5 класс. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова – М. : Баласс, 2012.
Сайт «Школа 2100»
Методы и приемы, использованные на уроке.
Приемы:
Перевоплощение – превращение класса в исследовательскую лабораторию (1 этап урока)
Создание ситуации успеха – языковая разминка по пройденным орфограммам (2 этап урока)
Методы:
Подводящая к проблеме беседа (3 этап урока)
Создание проблемной ситуации (3 этап урока)
Наблюдение (3 этап урока)
Самостоятельная работа (4 этап урока)
Упражнение – организованное выполнение различных действий с целью закрепления и формирования навыков (5 этап урока)
Самостоятельная работа по усвоению знаний (5 этап урока)
Рефлексия деятельности.(6 этап урока)
Использование презентации на уроке (3,4 этап,
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме формируются следующие УУД
Личностные: принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Познавательные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему урока и его цель.
Коммуникативные: умение работать в парах, строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других.
УРОК 81 Тема: Лексическое значение имени существительного. Имя существительное как часть речи. Тип урока. Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного. Цели как деятельность учеников. М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 6ЛР: анализировать и характеризовать общеграмматическое значение «предмет» (в том числе значения «действие» как предмет и «признак» как предмет), выявлять морфологические признаки имени существительного. Этапы урока I. Оргмомент. II. Языковая разминка. III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока. ООО «Баласс», 2012 Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. – Записать под диктовку предложение: У берегов наросла стеклянная полоска льда. (К. Паустовский) – Обозначьте орфограммы в корне слова. Это один или разные виды орфограмм? – Произведите синтаксический разбор предложения, составьте схему. – Разберите слово льда по составу, подберите к нему однокоренные слова разных частей речи. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учитель может использовать материал предметного диска (см. prezent_rus_5kl_ur81) или использовать предложенный ниже материал. 1. Подводящая к вопросу беседа. – О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт? Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам. (Имя существительное.) Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Страница 1 – Что вы знаете об имени существительном? Ответы учеников. – Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название § 37. – Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.) – Прочитайте вопросы после параграфа, обсудите их в парах и ответьте на вопрос: – Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.) – Назовите ключевые слова урока. (Имя существительное, лексическое значение.) 2. Формулировка основного вопроса урока. Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». Среди предложенных для наблюдения слов представлены слова как с конкретным предметным значением, так и с отвлечённым. Важно зафиксировать это различие на уровне толкований: показать, что если первым двум словам столик, друг легко дать толкование лексического значения, то остальным словам сложнее: зелень – что-то зелёного цвета; широта – что-то широкое; чтение – читать и т.п. В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?» IV. Открытие новых знаний. ООО «Баласс», 2012 1. – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Послушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и Страница 2 слова». личностную рефлексию. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И всё, что в памяти у нас, – Означено словами. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать. 2. Извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). – Какие названия здесь перечислены? Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам. 2. Упр. 339 – группировка имён существительных по общности лексического значения части речи. Ученики выполняют самостоятельно, проверка коллективная. Запись имён существительных группами. – Какие значения показались для вас неожиданными? Почему? (Действие, признак. Эти значения есть у глаголов и прилагательных.) 3. Упр. 340 – развивается умение определять слово по его лексическому значению и выяснять обобщённый характер этого значения (бег, пение, прыжок – это действия, но мыслятся как предмет). – Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значением или частью речи? – Что вам помогло определить часть речи у слов бег, пение, прыжок, имеющих значение действия? (Вопрос, окончание.) – Сделайте вывод: какие лексические значения могут иметь имена ООО «Баласс», 2012 Страница 3 существительные? 4. Чтение текста в рамке после упр. 340. – Какими значениями вы могли бы дополнить предложенный в тексте список? (Растения, животные, события.) – Составьте схему-опору текста в рамке. – Сколько групп слов вы выделите? Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. материал предметного диска – схему-опору «Лексическое значение имён существительных» к п. 37). V. Углубление и обобщение изученного. ООО «Баласс», 2012 1. Актуализация изученного. – Вспомните, какими ещё признаками кроме значения характеризуются части речи. Ответы учеников. а) Беседа по вопросам § 38 после рубрики «Вспоминаем то, что знаем». Ученики задают вопросы друг другу (первый ряд – второму, второй – третьему, третий – первому). б) Упр. 342 – наблюдение над признаками имён существительных. – Какое лексическое значение имеют выделенные в тексте имена существительные? (Конкретные предметы, животные, птицы.) – А какие ещё возможны значения у имён существительных как части речи? (Действие, признак.) – Назовите морфологические признаки выделенных слов, функцию их в предложении. 2. Чтение текста-определения имени существительного в рамке после упр. 342. – Что нового в определении имени существительного вы обнаружили? (Значение «предмет в грамматике».) – Покажите на примере, когда значения «предмет в грамматике» и Познавательные УУД 1. Ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). Страница 4 «предмет в жизни» расходятся. – Как можно классифицировать морфологические признаки имён существительных? (Постоянные, непостоянные.) – Оформите содержащиеся в тексте сведения об имени существительном в виде таблицы (см. материал предметного диска – таблицу «Имя существительное как часть речи» к п. 38). Имя существительное Грамматическое Вопрос Морфологические значение признаки Роль в предложении постоянные непостоянные Предмет Кто это? Что это? Род Число, падеж Подлежащее, дополнение – Прочитайте ключевые слова темы. Конкретизируйте понятие «общее грамматическое значение». VI. Развитие учебно- языковых и речевых умений. ООО «Баласс», 2012 Упр. 341 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение действия у отвлечённых существительных (движение), грамотно оформлять текст на письме. Упр. 343 – развивается умение выявлять обобщённое лексическое значение имён существительных и группировать слова в соответствии с их значением. Ученики на основе выполненной работы делают вывод об общем грамматическом значении «предмет у всех слов» и лексическом Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Страница 5 значении «предмет у одной из групп слов». Выполняется самостоятельно, результаты обсуждаются коллективно. Упр. 344 – развивается умение выявлять сходство и различие в признаках имён существительных, определять морфологические признаки имён существительных. – По какому признаку оказались лишними слова в каждом ряду? (В 1-м и 2-м рядах – по значению, в 3-м – по принадлежности к части речи.) – Над какими признаками существительных вы работали в этом упражнении? (Над морфологическими признаками.) Выполняется в парах, проверка с помощью доски (на закрывающихся частях доски работают два человека, 3-й пример – взаимопроверка между парами). Дополнительно. Самостоятельная работа (выдаются бланки-листочки для работы на каждого ученика). a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие. Д Д Шёпот, робкое дыханье, П П Трели соловья. Пр Д Серебро и колыханье П Сонного ручья. Д П Свет ночной. Ночные тени, П Тени без конца. ООО «Баласс», 2012 Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Страница 6 П Д Ряд волшебных изменений П Милого лица. б) – Выписать из стихотворения по одному существительному, соответствующему морфологическим признакам: 1) существительное неодушевлённое, женского рода, 3-го склонения, во множественном числе, именительном падеже; 2) существительное одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, родительном падеже. VII. Итог урока. – Ответьте на основной вопрос урока: «Какие значения могут быть у имён существительных?» – Какое общее грамматическое значение их всех объединяет? (Предмет.) – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? Что было интересно на уроке? – Оцените свою работу на уроке. – По каким критериям будете оценивать себя? VIII. Домашнее задание. ООО «Баласс», 2012 Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ 1. По § 38: подобрать примеры к схеме «Лексическое значение имён существительных», рассказать по таблице об имени существительном как части речи. 2. Н. Упр. 345 (без последнего задания: составить самостоятельно аналогичные задания). П. Упр. 345 – выполнить последнее задание. Страница 7 ООО «Баласс», 2012 Страница 8
Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение
Основной семантический признак имени существительного предметность. Но предметность не всегда сводится к конкретности: стол, дерево, человек - эти имена существительные имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, терпение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не воспринимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первоначальное знакомство с именами существительными происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем существительным как частью речи.
В механизме этого осознания велика роль вопросов кто? что?. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - кого? чего? и т.д. Позже механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.
Однако А.М. Пешковский обратил внимание на то, что, ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже каким-то внутренним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опирается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, или языковой интуиции.
Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это умение требует, как минимум, знакомства с главными его членами. А это уже вторая ступень осознания отличительных признаков части речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и сказуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию имени существительного в речевой конструкции, передающей мысль говорящего.
Третья ступень связана с постоянными свойствами существительного: это, в частности, грамматический род существительных -признак, который в русском языке не всегда обоснован денотативно. Дочь и сын - род этих существительных не вызывает у детей никаких сомнений, но им трудно понять, почему потолок мужского рода, стена - женского, эти признаки носят грамматический характер, выражаются окончаниями: нулевым и -а. А вот случай еще более сложный: слово мышь обозначает и самку, и самца. Не случайно появляются попытки ввести слово мыш: Однажды кот поймал мыта (С. Михалков).
Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Изменение по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти -- предлоги с падежными формами.
Усвоению склонения способствуют падежные вопросы и особенно включение падежной формы в предложение, хотя бы небольшое: Чего у нас нет? У нас нет воды.
Все эти четыре ступени - лишь подготовительные, ибо формирование понятия «имя существительное как часть речи» продолжается, понятие обогащается новыми признаками. И все же к концу начального этапа обучения многие типы имен существительных еще не включаются в систему грамматической работы: существительные общего рода, несклоняемые, существительные на -мя, на -ия, -ий, субстантивированные прилагательные типа столовая, учащийся, отглагольные существительные типа ускорение, зависимость и пр. Склонение существительных во множественном числе вводится лишь в усложненных программах.
Тема «Род имен существительных»
К этой теме учащиеся начальных классов обращаются дважды: при введении общего понятия о роде, как о грамматической категории, и при разграничении типов склонения - 1-го, 2-го и 3-го. А также позднее, при изучении имен прилагательных, так как родовая форма прилагательных зависит от рода существительного, к которому прилагательное относится, с которым согласуется.
Как уже отмечалось, род существительных слабо связан с понятиями «мужской/женский». Следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: тот, та, то (мой, моя, мое). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с темп детьми, для которых русский язык-родной, или с ранними билингвами.
Следовательно, семантическая основа для работы над родом имен существительных малоэффективна; работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими признаками: имена существительные мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в именительном падеже единственного числа, среднего рода - окончания -о, -е, -ё, женского - окончания -а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.
Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род существительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).
В работе над родовыми признаками существительных, помимо языкового анализа и определения рода существительных в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):
а) образование пар имен существительных мужского и женского рода по типу хозяин - хозяйка, ткач - ткачиха, англичанин -англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, когда пары не получаются: шофер, космонавт;
б)составление словосочетаний типа согласования «существительное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;
в) составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;
г) составление предложений и небольших текстов на антонимической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;
д) исследовательское задание: доказать, какого рода имена существительные: степь, Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;
е) исследовательское задание: проследить, для каких частей речи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?
На примере рода имен существительных формируется понятие языковой (лексико-грамматической) категории, так как признак рода имеет место во всех знаменательных частях речи, кроме наречия.
Тема «Число имен существительных»
Вотличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи разных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.
Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, осторожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают невозможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся.
Практические упражнения в образовании форм множественного числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропедевтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.
Во II классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоретического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множественного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.
Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации существительных во множественном числе в ходе языкового анализа:
а) образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемыми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;
б) образование единственного числа от формы множественного числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисунки, падежи и пр.;
в) составление словосочетаний в единственном и во множественном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие предложения: Мальчики ловили рыбу в речке Мальчик ловил...;
г) построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания вызванным изменением числа: Мальчик... принес двух окуньков; Мальчики... принесли целое ведро карасей;
д) исследовательские задания: подбор слов к именам существительным, которые не имеют единственною числа - только множественное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.
Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV класса, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.
Тема «Склонение имен существительных»
Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскрываются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.
Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоретическую основу для проверки правописания безударных падежных окончаний.
Склонение имен существительных можно было бы дать учащимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделением падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.
Уже в начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.
В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого падежа).
Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, чтобы дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и безударные».
К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, ОТ предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на основе языковой интуиции - безошибочны.
На основе анализа текста строится таблица падежей:
Имена существительные склоняются и вне текста: таким образом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам.
Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи.
Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети называют окончания разных падежей. В записи окончания выделяются или обозначаются условным значком - .
На этом этапе начинается орфографическая работа: безударные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонематический способ: слабая позиция фонем проверяется сильной позицией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть проверены безударные окончания существительных того же типа книга. груша, рубашка.
В теме «Склонение имен существительных» главная трудность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы в начальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окончаниям падежных форм в именительном падеже единственного числа.
Таблица родовых окончаний имен существительных школьникам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основе, средний род окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -мы, -мя в начальных классах традиционного уровня не даются).
Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обучения и по готовности учащихся: исследовательский или догматический.
В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окончания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, в которых нет безударных окончаний.
Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:
Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют отклонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми ocновами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязательно давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы.
Достоинство исследовательского варианта в том, что склонение существительных сразу предстает перед учащимися как система.
Догматический метод тоже имеет свои преимущества, поскольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окончаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетрудно заметить также исследовательские моменты, наблюдения, выводы, обобщения.
После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:
Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяснения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясняются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания -о и -ё - это одно окончание: [акно], . С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: родительный падеж: чего или кого нет, чего мы не видим, чего не знаем? - Нет стены: мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска...
Роль предлогов в образовании падежных форм может быть исследована школьниками методом лингвистического эксперимента: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. Почему?- Без книги. Без тебя...
Винительный падеж: что видим, кого позвали? Видим лec вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема -сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении.
Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный падеж потому и называется предложным, что форма этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на).
Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных.
Углубление темы «Склонение имен существительных» возможно через введение осложняющих систему вариантов: несклоняемых имен существительных типа кофе, пальто; склонения существительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся; типа чудо - чудеса и мн. др.
Теоретическая работа:
обобщение всех грамматических изменений имен существительных;
Соотнесение формального и семантического в системе формоизменений существительных;
связи форм склонения и синтаксических связей в словосочетании и предложении.
Важнейшие виды упражнений учащихся