Что не поделили Юрий Долгорукий и Кучка . Заговор кучковичей

Историки и археологи, опираясь на убедительные факты своих исследований, тем не менее, не имеют единого взгляда на историю возникновения города, на причины и точное время. Обратимся к легендам. Быть может, в одной из них есть здравое зерно…Легенд- меньше десяти. Некоторые из них имеют общие мотивы, схожи во многих деталях. Остановимся на них - их четыре, так сказать канонических, в параллели с Евангелиями.

Правление царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, для растущего Российского государства ХYII века было, если не благодатным, то благодарным. Царь, будучи для своего времени человеком весьма образованным, по -своему и весьма искренне, радел о своём государстве. Тщательно, по хрониками и летописям, изустным поколенческим рассказам составлялась история государства, история столицы, генеалогия знатных родов. Легенды и предания о возникновении Москвы собирали независимо друг от друга несколько человек. Царь Алексей нашел самым правдоподобным следующую, повелев вписать её в летопись.

Легенды Князе Юрии Долгоруком, боярине Степане Кучке. Видения чудища, Кучковичах

Здесь мы познакомим Вас с тремя однотипными легендами.

В лето 1158 года, суздальский князь Юрий Долгорукий со дружиной возвращался во Владимир из Киева. Дорога пролегала через болотистую местность. Князю Юрию привиделось, как и известному библейскому пророку, чудище о трёх головах и шерсть его была весьма пестрой расцветки. Чудище не было агрессивно, но огромно. Видение столь странного существа посреди болота, явившись на минуты, исчезло. Исчезло, не уйдя в болото, а как бы растаяв, « словно туман утренний». Юрий Долгорукий был весьма озадачен. В православной Руси при царях XII - н. XIII веков зодчими, толкователями подвизались греки. Толкователь - -грек объяснил это видение такими словами:«встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной говорит о том, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».

Невдалеке от болотного места на взгорье было владение боярина Степана Кучки - город Москва. Степан Кучка нашел массу весомых причин и отговорок, в том числе и перестройку хоромов, чтобы отказать усталой дружине Юрия Долгорукого в приюте. Летописец записал это так:« не почте великого князя подобающею честию». Но по мере настойчивости князя, боярин вдруг перешел от вежливого отказа к наглому вызову. Мотивом послужил тот факт, что от жесткого правления Долгорукого, из вотчин Владимир - Суздальского княжества к Кучке сбегался «беглый люд в великом множестве» и теперь Степан Кучка может стать вровень с Князем по численности дружины. То есть, « Людей под руцей бысть ровно». Дмитрий Долгорукий (прозвище он получил из-за неукротимой жажды присоединения всё новых земель соседей!) был мнителен. Кучка был им заподозрен в сговоре с новгородским князем, и дружина Юрия с боем ворвалась в город через главные ворота. Боярину Степану удалось, вырвавшись из города укрываться некоторое время с близкими друзьями в избушке отшельника Букала. Но дружинники князя, найдя, убили его. Москву князь Долгорукий присоединил к землям своего княжества.

Дети боярина были пленены. Дочь Улита стала женой сына князя - Андрея Боголюбского. (Прозвище им получено за возведение неимоверного числа церквей и храмов.) Сыновья - Петр и Яким, стали служить Долгорукому. Но, зная от Букала причину неправедной смерти отца, дети Кучковичи жаждали мести. После смерти жестокого, осторожного, мнительного Юрия, они напали на Андрея Боголюбского, во время охоты, желая убить его. Князю удалость спастись. Оказавшись один, загнав до смерти коня, Андрей Боголюбский, бродя долгие дни в лесу, нашел укрытие в каком-то деревянном строении.
Страшась его отмщения, Кучковичи снаряжают отряд для убийства князя. Улите, жене Боголюбского, пришла в голову идея отыскать сына коварного Долгорукого с помощью верного пса Андрея. Петру и Якиму с псом, отлично берущим след, и воинами удалось найти и расправиться с невинным в этом случае, князем Андреем.

Далее, легенда имеет три разные версии. По первой, Кучковичи, выданные москвичами брату Андрея Даниилу Юрьевичу Киевскому,(вымышленный персонаж), были казнены и в коробах спущены в реку. До сих дней, гласит легенда, короба всплывают в полнолуние, «ибо таковых злодеев не приемлет ни земля, ни вода». А Даниил остался править Москвой.
О дубовых коробах с останками казнённых братьев Кучковичей гласит ешё одна легенда. Но речь в ней идёт о Владимирском князе Всеволоде Большое гнездо (прозванным за большое число детей). Всплывающие на Плавучем Озере под городом Вдадимиром Кучковичи убиты за вероломство. По преданию, это происходит и в наши дни в канун дня их страшной казни.

Второй вариант предания: Месть Кучковичей была не за смерть отца, боярина Степана Кучки. Князь Андрей, якобы, решил за какой - то проступок казнить брата приближенного к нему Петра - Якима. Именно им и задумано, и организовано было убийство. Кстати, подтверждённым историческим фактом является то, что среди убийц Андрея Боголюбского упоминаются имена Петр и Яким.

Третья версия: В легендах упоминается не Москва, а город Кучков, позднее переименованный в город Москву. Теперь опять о достоверных фактах. В районе современных Сретенских ворот, Чистых Прудов и Любянской площади летописи XIV—XV вв. неоднократно упоминают московское урочище, называя его Кучковым полем. Мы склонны верить летописям, но события в летописи царя Алексея датируются, напоминаем, 1158 годом, а князь Юрий Долгорукий умер за год до описываемых событий, в 1157 году.

Видение странного и громадного чудища упоминается также в других легендах того времени.
Наконец., есть легенда о Данииле Александровиче, сыне князя Александра Невского, основавшем Москву, силой отняв её у упоминавшегося в первой легенде боярина Кучки.(как, спрашивается, можно основать город,отняв готовый?) И в ней рассказывается об убийстве Даниила братьями Петром и Якимом из справедливой мести за отца..

Всю жизнь Юрий Долгорукий бился за престол в Киеве. И чего только не натворил в своей гордыне и жестокости! Причем ради личных интересов шел на любые подлости и часто выступал вместе со смертельными врагами Руси - половцами. Русские летописи подробно описывают войны князей, в которых Юрий проявил себя человеком подлым и жестоким. И хоть до вторжения монголов еще оставалось несколько десятилетий, ясно, что при ожесточенности свар и войн внутри Руси страна, полностью разоренная и обескровленная, не смогла бы противостоять сильному врагу.


Достойным наследником Юрия Долгорукого был и его сын Андрей по прозвищу Боголюбский. Прозвище это было дано не народной памятью, а льстивыми придворными. Ведь во времена, когда не было не только телевизора, но и газет, летописи становились главным идеологическим оружием - их исправляли, подчищали, переделывали, и постепенно процент правды в них сходил к нулю. А при Иване Грозном были созданы колоссальные труды - Лицевой Летописный свод и Степенная книга, целью которых было создание истории заново в таком виде, в каком ее хотел видеть царь.

Тут на сцену выходит Степан Кучка, феодал, боярин, вассал Долгорукого, глава могучего рода, который мог поспорить богатством и знатностью с самим князем. Одно из сел Степана Кучки лежало на берегу реки Смородины и звалось Москвой. Там стояла усадьба боярина.

И вот что пишет о дальнейших событиях историк Татищев, который основывал свою «Историю» на ряде утерянных впоследствии летописей: «Юрий, хотя и имел княгиню, любви достойную, и ее любил, но при том многих жен подданных навещал и с ними более, нежели с княгинею, веселился... чем многие вельможи его оскорблялись... Между всеми полюбовницами жена тысяцкого суздальского Кучка наиболее им владела...»

Боярин Кучка решил спасти свою семью.

Времена были древние, диковатые, даже ЗАГСов еще не придумали, а местный священник, надо понимать, не привык спорить с боярами и князьями. Так что никто не стал спорить, когда Кучка посадил свою жену в домашнюю темницу, вернее всего, в чулан. Детали никому не известны. Летописи сообщают только о событиях, не о их деталях.

Но из этих скупых сведений становится ясно, что ни о каком обеде в 1147 году и речи не было. Причина, которая привела Юрия Долгорукого в московскую усадьбу Кучки, была совершенно определенной.

«Юрий, уведав о том, что Кучко жену посадил в заточение, - пишет Татищев, - оставя войско... сам с великой яростью наскоро ехал с малыми людьми на реку Москву, где Кучко жил. И, пришед, не испытуя ни о чем, Кучка тотчас убил...»

А мы с вами с этого момента отсчитываем историю нашей славной столицы. И любуемся памятником убийце.
Известно, что после смерти Кучки схватили его сыновей и отправили в Суздаль, а дочку Улиту насильно выдали замуж за сына Юрия, Андрея Боголюбского. Затем Андрей выгнал Улиту из дворца и женился вторично. А брата юной жены Андрей приказал замучить.

На этом трагедия не закончилась.

Прошло четверть века, и Андрей Боголюбский, продолжая борьбу отца за киевский престол, в 1171 году взял столицу Руси штурмом и отдал громадный город на разграбление своим дружинникам и союзникам-половцам. Летопись сообщает о страшном разорении Киева: «...И грабили... и никому не было пощады: церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен уводили в плен, насильно разлучая от мужей своих...»

Через несколько лет во дворце Андрея под Владимиром образовался заговор ненавидевших его приближенных и родственников. Ночью убийцы накинулись на князя. И нам важно сейчас узнать: кем же были его убийцы?

«Главарем же убийц, - сообщает летопись, - был Петр, зять Кучки, Анбал, осетин родом, да Яким, да Кучковичи - всего числом двадцать». А за убийцами стояла Улита, дочь Степана Кучки.

Значит, через тридцать лет после того, как Юрий Долгорукий убил владельца московской усадьбы и обесчестил его дочь, оставшиеся родные боярина во главе с Улитой жестоко отомстили сыну убийцы.

Из всего этого рассказа мы с вами можем сделать вывод. К тому времени, когда в 1147 году Юрий Долгорукий напал на Степана Кучку, Москва была достаточно крупным населенным пунктом, ведь недаром же ее выбрал себе резиденцией один из самых важных людей на Руси. Но когда она была основана на самом деле, мы пока не знаем.

Раскопки в Москве, хоть и многочисленные, никогда не были такими же плановыми и организованными, как в Новгороде. Да и почва московская не сохраняет предметы подобно новгородской. К тому же в центре Москвы, который бурно и часто перестраивался, горел, разрушался, уничтожался и строился вновь, мало что могло сохраниться. Вернее всего, первоначальная Москва и терем Кучки давно уже исчезли, тем более если стояли на месте Кремля.

Кроме того, московские власти никогда не заботились по-настоящему о сохранении старины. Раскопки ведутся спешно, а затем что можно уничтожить - уничтожается то ради торгового центра, то ради новой мостовой.

Словом, тайна основания Москвы еще не раскрыта, и неизвестно, удастся ли ее раскрыть. Но наверняка можно сказать, что Москва куда старше, чем принятый ее возраст. И второе: Юрий Долгорукий никакого отношения к основанию Москвы не имеет.

Так что на площади перед Моссоветом стоит конный памятник узурпатору и убийце.

Зато стоит отметить: за последние годы другие конные монументы уже появились. Издали от Исторического музея на Долгорукого смотрит вставший в стременах маршал Жуков, а на Кутузовском проспекте поднял позолоченную сабельку Багратион. А еще дальше, у Бородинской панорамы, уверенно восседает на коне фельдмаршал Кутузов.

КУЧКА (КУЧКО), легендарный основатель Москвы; жил в XII в. Позднейший источник — «Повесть о начале Москвы» — называет его имя и отчество — Стефан Иванович, но насколько они достоверны, неизвестно.

Рассказ о боярине Кучке сохранился лишь в поздней «Повести о зачале царствующего великого града Москвы» (памятник XVII в.), где оброс совершенно легендарными, фантастическими подробностями. Однако сам Кучка (или, вероятно, более правильно — Кучко), — личность, несомненно, вполне историческая. Его имя сохранилось в топонимике Северо-Восточной Руси: волость «Кучка» упоминается в Суздальской земле, а урочище «Кучково поле» известно в средневековой Москве, в районе позднейших Сретенских ворот. В XII веке саму Москву называли Кучково (так, например, в берестяной грамоте, найденной в Новгороде и предположительно датируемой второй половиной XII века); в Ипатьевской летописи название будущей столицы России варьируется: «Кучково, рекше Москва». Летописи известны сыновья Кучки, Яким Кучкович с братом, а также некий Петр, именуемый «Кучковым зятем».

По рассказу «Повести о начале Москвы», князь Юрий Владимирович Долгорукий († 1157), направляясь из Киева во Владимир к своему сыну Андрею, будущему Боголюбскому, «прииде на место, иде же ныне царьствующий град Москва, обо полы Москвы реки села красныя, сими же селы владающу тогда болярину некоему богату сущу, имянем Кучку Стефану Иванову». «Зело возгордившись», Кучко «не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ему к тому жь». В ответ Юрий Долгорукий, «не стерпя хулы его той, повелеваеть того болярина ухватити и смерти предати». После боярина Кучки остались два сына, «млады суще и лепы зело». Летописец именует их Петром и Акимом, однако первое имя, скорее всего, — ошибка, ибо Петром, по летописи, звали не сына, а зятя боярина. Кроме того, у Кучки осталась дочь, «такова же благообразна и лепа суща, именем Улита». Обоих сыновей и дочь князь отослал во Владимир к сыну; дочь стала женой Андрея Боголюбского, а сыновья превратились в его «ближних» бояр. «Сам же князь великий Юрьи Владимирович взыде на гору и обозрев с нее очима своими семо и овамо по обе страны Москвы реки и за Неглинною, и возлюби села оныя и повелевает на месте том вскоре соделати мал древян град и прозва его званием реки тоя — Москва град по имени реки, текущия под ним… и заповеда сыну своему князю Андрею Боголюбскому град Москву людьми населити и распространити…»

Так в «Повести…» рассказывается о начале Москвы. Вся эта история обозначена здесь заведомо недостоверным 6666 годом от Сотворения мира, т. е. 1158-м от Рождества Христова (в действительности к этому времени Юрия уже не было в живых). Известно, однако, что в апреле 1147 г. Юрий встречался в Москве со своим союзником, новгород-северским князем Святославом Ольговичем, — очевидно, что к этому времени Москва стала уже его городом, а значит, расправа над Кучкой должна относиться к более раннему времени.

Сыновья Кучки упоминаются в древнерусских летописных источниках неоднократно. По сведениям новгородской статьи «А се князи русские», именно они, Кучковичи, «подъяли» князя Андрея Юрьевича в 1155 г. покинуть отца и уйти из Киевской земли во Владимир. Одного из двух братьев, Якима Кучковича, летописец называет «возлюбленным слугой» князя; тут же, правда, сообщается, что брат его был казнен по приказу князя. Казнь Кучковича стала одной из причин организации заговора на жизнь князя Андрея Юрьевича в 1174 г., увенчавшегося злодейским убийством князя, причем главными организаторами заговора оказались Яким Кучкович и Петр, «Кучков зять».

Рассказ об убийстве Андрея Боголюбского стал одним из сюжетов легендарной «Повести о начале Москвы», но здесь в числе убийц названа также Кучковна, жена князя. О вероятном участии княгини в этом злодеянии может свидетельствовать и одна из миниатюр Радзивиловской летописи (XV в.), на которой в сцене убийства изображена княгиня, держащая отрубленную руку князя.

Источники еще более позднего времени, восходящие к «Повети о начале Москвы», сообщают и другие подробности о боярине Кучке, уже полностью легендарные и ни в коей мере не претендующие на какую-либо достоверность. В одном из вариантов «Повести…» Кучка был отправлен Юрием Долгоруким из Киева к князю Андрею Боголюбскому, бывшему тогда больным. На обратном пути Кучка пришел на берега Москвы-реки, и эти места так понравились ему, что он выпросил их у Юрия. В «Истории Российской» В. Н. Татищева (XVIII в.) история вражды князя Юрия и Кучки осложнена авантюрным, любовным сюжетом. Юрий будто бы взял себе на ложе жену суздальского тысяцкого Кучки и так полюбил ее, что «все по ея хотению делал». Когда же около 1146/47 г. Юрий выступил в поход к Торжку, «Кучко, не могши поношения от людей терпеть… не пошел со Юрием и отъехал в свое село, взяв жену с собою, где ее посадя в заключение», намереваясь покинуть Юрия и уйти к его врагу киевскому князю Изяславу Мстиславичу. Узнав об этом, Юрий оставил войско, а «сам с великою яростию наскоро ехал с малыми людьми на реку Москву, где Кучко жил. И, пришед, не испытуя ни о чем, Кучка тотчас убил, а дочь его выдал за сына своего Андрея...» Еще в одном варианте рассказа о начале Москвы — «Сказании об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы» — история Кучки перенесена в XIII век: он сделан современником московского князя Даниила Александровича и его брата суздальского князя Андрея Александровича, а его казнь (в данной версии — Андреем Суздальским) датируется 17 марта 1289 (!)

Мы привыкли считать, что основателем Москвы является князь Юрий Долгорукий. Но есть и другие версии. Так, во времена царя Алексея Михайловича была записана легенда, согласно которой Долгорукий выступает вовсе не градостроителем, а захватчиком чужих земель.

«Обед силен…»

Официальной датой основания российской столицы является 4 апреля 1147 года, когда, согласно Ипатьевской летописи, состоялась встреча Юрия Долгорукого и его троюродного брата, северского князя Святослава Ольговича, в «Москове», в честь которой был дан «обед силен».

Однако археологические находки свидетельствуют о том, что Москва как укрепленный город существовала как минимум за сто лет до этого летописного упоминания. Так, еще при строительстве Кремля находили остатки деревянных укреплений XI века.

Встреча со зверем

Итак, вот легенда, записанная в XVII столетии. Если верить ей, то во времена Юрия Долгорукого на месте будущего града Москва находилось поселение, которым владел боярин Степан Кучка. В 1158 году (как видите, даже дата не совпадает с официальной датой основания Москвы!), князь Долгорукий направлялся из Киева во Владимир и по пути посреди болота увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов...»

Греческий мудрец, к которому князь по обычаю той эпохи обратился за толкованием видения, предрек, что в том месте, где явился зверь, «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племен и народов».

Далее Долгорукий прибыл во владения Степана Кучки, но тот отказался впустить гостя и не оказал ему почета. Тогда разгневанный князь вместе со своей дружиной решил вступить в бой с боярином. Силы оказались неравными. Княжеская рать ворвалась в крепость через главные ворота, а разбитое наголову войско Кучки во главе с воеводой Букалом покинуло ее через малые ворота. Однако в лесу на них вновь напали княжеские дружинники. Кучка и его самые верные соратники были убиты, и князь присоединил Москву к своим землям.

Легенды о Кучковичах

Больше Юрий Долгорукий, правда, не зверствовал. По преданию, он даже женил своего сына Андрея Боголюбского на дочери Степана Кучки – Улите. Сыновей же Кучки - Якима и Петра – взял к себе на службу.

Поскольку на момент смерти отца Улита, Яким и Петр были еще детьми, они долго не подозревали о том, кто виноват в их сиротстве. Но как-то раз Улита повстречала в лесу воеводу Букала – ему единственному из боярской дружины удалось уцелеть. Тот рассказал ей, что случилось с ее отцом на самом деле. После того как Улита передала рассказ старика братьям, они решили отомстить Долгорукому, убив его сына и по совместительству мужа Улиты Андрея Боголюбского.

Замысел удался. Но верный слуга Андрея Давыд донес обо всем второму сыну Долгорукого – киевскому князю Даниилу. Тот явился с дружиной в Москву и потребовал выдать ему убийц брата. Всех троих Кучковичей не просто казнили: будто бы их тела не захоронили должным образом, а положили в берестяные короба и спустили на дно озера. Иногда по ночам короба с их останками всплывали на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят». Что же до князя Даниила Юрьевича, то он сам стал править Москвой.

Вот какую кашу якобы заварил Юрий Долгорукий! Тем не менее, легенда косвенно подтверждается некоторыми историческими фактами. Прежде всего, Андрея Боголюбского, согласно летописным источникам, действительно убили, и среди убийц встречаются имена Якима и Петра Кучковичей. Также источники упоминают о том, что братья Кучковичи были казнены за предательство великим князем Всеволодом Большое Гнездо, а их останки положены в дубовые короба и пущены в Плавучее озеро под Владимиром.

Наконец, в летописях встречается информация о том, что древнее название Москвы было Кучково: «До Кучкова, рекше до Москвы». А в XIV-XV столетиях одно из московских урочищ, расположенное в самом центре столицы, в районе нынешних Сретенки, Чистых прудов и Лубянки, называли Кучковым полем!

Но имеются и «несостыковки». Например, те же летописные источники утверждают, что Юрий Долгорукий скончался в 1157 году. Как же он тогда мог захватить Москву в 1158 году?! Также, если верить летописям, Андрея Боголюбского Кучковичи убили вовсе не из мести за убийство своего отца, а за его намерение казнить за что-то Петра Кучковича.

Косвенной реабилитацией Долгорукого могут послужить и альтернативные предания о том, что град Москва был отобран у все того же Степана Кучки князем Даниилом, сыном Александра Невского, который затем был убит сыновьями боярина. В некоторых легендах отчество князя Даниила упоминается не как Александрович, а как Иванович.

Существует и еще один источник, где приведена сцена убийства князя, якобы по наущению неверной жены. Там говорится, что убийцы были захвачены в плен и казнены братом убитого, который затем «около красных сел по Москве-реке» основал город Москву... Никакие конкретные имена в тексте не упоминаются.