Что такое ролевой конфликт. Типы ролевых конфликтов. Отличие между напряжением и конфликтом в рамках выполняемой роли

Любую социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между ними никогда не бывает полного и устойчивого совпадения. Наши роли обусловлены в первую очередь ожиданиями людей по отношению к носителю данного статуса. Поэтому достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время и способности. И если кто-то плохо исполняет свою роль или исполняет ее не в соответствии с нашими ожиданиями, то этот человек вступает в ролевой конфликт. С другой стороны, ролевой конфликт может быть обусловлен тем, что каждый человек в современном обществе исполняет в течение одного дня несколько ролей, требования которых противоречат друг другу. Ролевой конфликт это рассогласование между не сочетающимися требованиями различных ролей у данного индивида . Ролевые конфликты бывают

1. внутриролевые,

2. межролевые и

3. личностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтамотносятся те, при которых требования одной и той же роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, к примеру, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания. Обычным способом разрешения этого внутриролевого конфликта в семье является некоторое перераспределение функций, когда на отца возлагаются обязанности строго оценивать поведение и наказывать детей, а на мать - смягчать горечь наказания, утешать ребенка. При этом подразумевается, что родители едины в том, что наказание справедливо.

Межролевые конфликтывозникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли у данного индивида. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта. Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.


Личностно-ролевые конфликтывозникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль руководителя требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: не по Сеньке шапка.

Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная роль не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности, реализовать свои жизненные устремления. Оптимальным представляется такое соотношение между личностью и ролью, при котором на работе к человеку предъявляются высокие, но посильные требования, предлагаются сложные, но разрешимые для него задачи.

Для снижения ролевой напряженности и регулирования ролевых конфликтов используют следующие основные стратегии:

¨ рационализация – целенаправленный (иногда бессознательный) поиск неприятных сторон, аспектов желаемой, но недостижимой роли;

¨ разделение ролей – временное изъятие из практики одной из ролей и выключение ее из сознания личности;

¨ регулирование ролей – осознанное и преднамеренное поведение, с помощью которого индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им какой-либо социальной роли;

¨ непрерывная социализация – постоянная подготовка к исполнению все новых и новых социальных ролей.

Главное, что следует помнить при анализе ролевого конфликта, связано с социальными механизмами взаимодействий в группах. Все взаимоотношения между ролями регулируются нормами поведения, складывающимися в группах. НОРМЫ – это правила и стандарты поведения, регулирующие взаимодействие между ролями в группе, а также между членами групп и их ролевыми функциями. Если данный ролевой конфликт вызван несформированностью ролевых требований, то основное внимание следует уделить уточнению роли, приведению отдельных ее элементов в соответствие друг с другом (рационализация роли). Это достигается лучше всего через уточнение или дополнение групповых норм. В других случаях следует решать проблему через уточнение иерархии ролей в группе или системы ценностей и целей группы.

Множественность социальных ролей, исполняемых человеком, противоречивость ролевых требований и ожиданий - это реальность современного динамичного общества. Для успешного разрешения частных житейских проблем и серьезных конфликтов полезно разобраться в соотношении социальных ролей и личности. Ошибочными здесь являются две крайние позиции. Первая сводит личность к множеству исполняемых ею ролей, растворяет без остатка все проявления личности в ролевом поведении. Согласно другой позиции, личность - это нечто независимое от социальных ролей, то, что человек представляет сам по себе. В действительности имеет место взаимодействие роли и личности, в результате которого ролевое поведение несет более или менее значительный отпечаток личности, а исполняемые роли оказывают влияние на характер человека, на облик личности.

Индивидуальность личности проявляется в выборе социальных ролей; в своеобразном характере осуществления социальных ролей; в возможности отказа от выполнения неприемлемой роли.

Деятельность человека в определенной роли оказывает обратное влияние на его личность. Например, работа врача требует от человека помимо других качеств стремления и умения внушить пациентам уверенность в благоприятном исходе лечения, работа инженера - заботы о надежности и безопасности техники. Степень влияния роли на личность зависит от того, какую ценность она представляет для человека, насколько он идентифицирует себя с ролью. Поэтому появление речевых и мыслительных штампов можно наблюдать не только в профессиональной деятельности увлеченного педагога, но и в быту, на досуге. Одержимость своей профессией может привести к гипертрофированному развитию определенных качеств и некоторой деформации личности. Так, роль руководителя, предписывающая распоряжаться, приказывать, контролировать и наказывать, может привести к повышенному самомнению, высокомерию и другим негативным личностным свойствам.

Поэтому признаками зрелой личности являются не только самостоятельный, осознанный выбор социальных ролей, их добросовестное и творческое осуществление, но и определенная автономия, социальная дистанция между ролью и личностью. Она оставляет человеку возможность взглянуть на свое ролевое поведение со стороны, оценить его с точки зрения личных, групповых и общественных интересов и внести необходимые уточнения, а в крайних случаях отказаться от недостойной роли.

Ролевые конфликты - это ситуации, в которых индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ролевых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами: степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две ооли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут зызватъ; степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. По мнению У. Гуда, для этого надо прежде всего освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от: а) значимости данной роли для индивида; б) тех положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; в) реакции окружающих на отказ от определенных ролей. Как видно из рассуждений Гуда, они основываются главным образом на здравом смысле, причем все сводится лишь к субъективным оценкам и восприятиям роли, без попытки связать эти факторы с объективной значимостью той или иной роли для данного общества или группы.

Когда речь идет о межролевых конфликтах, связанных с несовместимостью требований, предъявляемых различными ролями из-за противоречивости и даже противоположности их требований, то в качестве примера такого рода конфликтов чаще всего приводится маргинальная личность. В состоянии межролевого конфликта маргинальная личность оказывается в том случае, когда группы, к которым она одновременно принадлежит, состоят в конфликтных отношениях, а маргинальный человек не может сделать решительного выбора и прочно идентифицировать себя с одной из враждующих групп. В положении маргинальной личности часто оказываются люди, произошедшие от смешанных межнациональных или социальных браков, и др. Весьма много социально-психологических исследований посвящено межролевым конфликтам такой маргинальной личности, как мастер на производстве, который с точки зрения западной социальной психологии занимает промежуточное положение между рядовыми рабочими и администрацией. Большая часть этих исследований преследует манипуляторские цели, так как они направлены на нахождение для мастера таких способов поведения при исполнении его роли, которые создавали бы у подчиненных иллюзию того, что он идентифицирует себя с ними, а на самом деле позволяли бы ему идентифицировать себя с администрацией.

Анализ внутриролевого конфликта также занимает значительное место в социально-психологических исследованиях. Он выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Классическим в данной области считается исследование М. Комаровекой, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе студенток, так как в этом случае они зачастую рассматривали их как своих конкурентов. Для них роль студентки связывалась с ожиданиями весьма средних успехов в учебе, в том числе и из-за существующих стереотипов.

Т. Ньюком, говоря о многочисленности ролей, которые приходится выполнять одному лицу, отмечает: «Поразительно, как большинству из нас удается выполнять столь много различных ролей при минимуме конфликтов». Он объясняет это прежде всего тем, что несовместимые роли, заключающие возможность возникновения ролевого конфликта, «не пересекаются», т.е. выполняются в разное время и в разных условиях. Однако, вопреки утверждениям Ньюкома, как свидетельствует повседневная практика и многочисленные исследования, ролевые конфликты являются весьма частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда. Ролевые конфликты, по мнению большинства исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций, «теория ролевой напряженности» Гуда, уже рассматривалась выше. Сходный подход можно обнаружить и в работе Н. Гросса, У. Мэйсона и А. МакИчерна. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов. Первая группа факторов связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя (т.е. насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли, насколько он считает их справедливыми). Вторая группа факторов включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли. К третьей группе факторов вышеуказанные авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию. Исходя из анализа этих факторов, полагают авторы, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли. В конечном итоге предусматривается альтернатива: индивид, ориентированный на моральные ценности, при решении ролевого конфликта будет исходить из своего морального отношения к требованиям роли; прагматически ориентированные лица будут руководствоваться теми ожидаемыми санкциями, которые могут последовать в результате того или иного исполнения ими данной роли. Как и многие другие ролевые концепции, рассуждения Гросса, Мэйсона и МакИчерна опираются на соображения здравого смысла.

Ролевой конфликт - это ситуация, в которой один индивид сталкивается с требованиями к выполнению разных, противоречащих друг другу, ролей или одной, но которая при реализации вызывает трудности. Буквально воспринимая это понятие, несложно определить явление, которое оно означает. И «конфликт» здесь ключевое слово: выполняя несколько ролей, человек сталкивается с противоречием интересов или требований к нему. Например, существуют ситуации, когда студент, женившись и обзаведясь потомством, вынужден совмещать роль мужа, отца и учащегося. И если первые две роли между собой хорошо сочетаются, то третья выступает в качестве конфликтной: как муж и отец, он должен зарабатывать деньги, и участвовать в решении бытовых вопросов, но, будучи учащимся, он одновременно должен посвящать все свое свободное время обретению новых знаний.

Определение ролевого конфликта

Изучением этого явления занимается наука конфликтология. Для начала следует определить природу конфликта, которая даст ясное представление о ролевом противоречии.

Итак, конфликт может быть внутриличностным и межличностным. Для него характерно наличие противоборствующих позиций, мотивов, суждений, которые всегда противоположно направлены.

Особенностью внутриличностного противоречия выступают равные по силе, но противоположно направленные интересы, потребности, желания. Человек сталкивается с выбором между желаниями и возможностями, необходимостью следовать определенным нормам и одновременным нежеланием делать это. Следствием этого зачастую выступает стресс и неконтролируемое поведение перед выбором.

При межличностном противоречии всегда есть несколько участников, интересы и представления которых не совпадают.

Ролевой конфликт - это разновидность внутриличностного, когда человек сталкивается с необходимостью выполнить одновременно несколько своих ролей, которые противоречат друг другу. Например, семьянин, который является начальником, сталкивается с ситуацией ролевого конфликта в тот момент, когда ему необходимо отвезти заболевшего ребенка в больницу и при этом выполнить массу работы. Уехать в больницу - значит поступить непрофессионально, а остаться на работе - значит проявить халатность в отношении к здоровью собственного ребенка.

Классификация ролевых конфликтов

Предлагаем рассмотреть несколько видов этого явления:

  • Статусно-ролевой конфликт

Это психологическое явление, связанное прежде всего с которую выполняет человек. Конфликт возникает, когда индивид не может общества от той роли, которую он должен выполнять. В организациях статусно-ролевые разногласия порождают межличностные. Например, человек, который не отвечает требованиям занимаемой должности, не может качественно выполнить работу, и это заставляет окружающих считать его некомпетентным и сталкиваться с профессиональными трудностями, если

  • Ролевой конфликт и Я-концепция

Конфликт, основанный на противоречии собственных представлений и ожиданий общества от роли, которую выполняет индивид. Это часто бывает, когда человек выбирает профессию, к которой у него слабые способности. На работе в этом случае у него не получается реализовать себя, он выглядит в коллективе «белой вороной», которая занимает неподходящую должность. Индивид понимает свои недостатки, но, тем не менее, продолжает работать в этом направлении, т.к. за это ему платят ту заработную плату, которая соответствует его представлениям о нормальной оплате труда. Здесь налицо противоречие между способностями и желаниями.

  • Ролевой конфликт и неоднозначные условия

Этот тип внутриличностного противоречия возникает, когда к человеку предъявляют в рамках одной роли разные требования: например, отсутствие правил техники выполнения работы на предприятии, в то время когда она осуществима на 100% исключительно с помощью следования правилам. Неоднозначность задач погружает человека в стрессовую ситуацию, когда он сталкивается с двумя разными требованиями.

  • Ролевой конфликт на основе недостаточности ресурсов

В этой ситуации человек сталкивается с необходимостью выполнить поставленные задачи, но не может сделать этого из-за отсутствия мотивации, времени или любых других ресурсов, которые нужны для реализации цели.

Всем привет! Ролевой конфликт – это столкновение двух и более социальных ролей, совершенно несовместимых в данный момент или вообще. И сегодня мы рассмотрим подробно, почему он возникает и как с ним справляться.

Немного общей информации

Само понятие возникло благодаря Роберту Мертону в 1957 году. Он считал, что каждому индивиду приходится примерять на себя сразу несколько социальных ролей. То есть необходимо выполнять требования согласно занимаемой должности, например: быть сыном, отцом, мужем и начальником.

Процесс изучения этих должностей происходит ещё в детстве, когда маленькая девочка играется в куклы, готовя им завтрак и укладывая спать. Так она учится быть мамой и хозяйкой домашнего очага.

Мальчишки в основном предпочитают солдатиков, машинки, рабочую технику, поезда, приобщаясь к мужскому миру. Затем, постепенно социализируясь, то есть, социально развиваясь, общаясь с другими людьми и пока незнакомыми для себя ролями, они перенимают опыт и знания. Эти знания помогут в дальнейшем быть устойчивым в любой позиции.

Основные характеристики социальных ролей

1. Масштаб

Могут быть ограниченными и, соответственно, размытыми, или, как ещё называют – широкими по диапазону. Ограниченные – это когда между участниками взаимодействия существует определённая цель. Для её удовлетворения они нуждаются в определённых услугах друг друга.

Чтобы было понятнее, приведу примеры: вы пришли в магазин за хлебом, находясь в роли клиента. Вы обращаетесь к продавцу не с просьбой послушать, какой был тяжелый день, и как вам надоел начальник, а подсказать, какой хлеб наиболее свежий и сколько стоит. Потому что формально, ваше взаимодействие должно быть в рамках предлагаемых магазином услуг.

А вот между мужем и женой широкий диапазон, так сказать, услуг. Они имеют право претендовать на знания о различных сферах друг друга, они имеют определённые обязанности по отношению друг к другу и права.

2. По способу получения

Делятся на такие виды, как предписанные и завоёванные. То есть, когда мы рождаемся, роль ребёнка, сына или дочери, получаем автоматически, по умолчанию. Так же, вырастая, становимся то мужчиной, то женщиной, потом бабушкой или дедушкой.

А вот над завоёванными приходится потрудиться, приложить усилия, потому что они характеризуют профессию или сферу деятельности, достижения. Например, чтобы стать хирургом, необходимо для начала окончить медицинский университет и интернатуру. Затем какое-то время стажироваться и только потом получить право оперировать.

3. По степени формализации

Если вы нарушили правила дорожного движения, сотрудник ГИБДД будет общаться с вами совсем не как родители или близкие друзья. Сложность проявляется в том, что иногда люди теряют свою профессиональную позицию, и воспринимают какую-либо критику лично.

Допустим, в магазине клиент выругался на продавца относительно качества товара, а тот поранился, посчитав, что оскорбления относятся непосредственно к нему. Порой случается, что формальные отношения перерастают в неформальные, то есть в более близкие.

Так происходит, когда люди часто соприкасаются в деятельности, и начинают испытывать какие-либо чувства к жизненным историям друг друга и вообще, общению. Их поведение меняется, расширяются границы обсуждаемых тем и прочее.

4. По виду мотивации


Каждый удовлетворяет определённую потребность, исполняя какую-то обязанность, функцию. Допустим, родитель заботится о жизни и здоровье малыша из чувств любви и желания обеспечить безопасность своему чаду для продолжения своего рода, чтобы ощущать, что он хороший отец.

А вот на посту начальника он преследует совсем другие цели – желание выиграть конкуренцию с другими компаниями и завоевать потребителей. Выполнить поставленные перед ним задачи или вообще, просто трудиться на благое дело.

Типы ролевых конфликтов

1. Межролевой

Он происходит по причине того, что одному человеку приходится выполнять одновременно несколько функций. Они совершенно противоположны по смыслу и требованиям. Думаю, многим будет знакома ситуация, когда человек пытается совмещать построение успешной карьеры и создание счастливой семьи.

Невозможно везде успевать. Чтобы получить ожидаемые результаты в сфере бизнеса, необходимо проводить достаточно времени на работе, а не отдыхать с детьми и женой. И, соответственно, чтобы сохранить брак, нужно уделять достаточно внимания членам семьи, отчего его меньше будет рабочим нюансам.

И, разрываясь между двух огней, человек может изрядно себя измотать, и даже довести до нервного истощения и депрессии. Ведь, получая нагоняи от руководства или клиентов, личность параллельно выслушивает обвинения от супруги. Напряжение от постоянного выбора, в конце концов, даёт о себе знать, рушится здоровье или даже какая-то ценная сфера жизни.

2. Ситуационный

Возникает, когда человеку приходится соответствовать ожиданиям, к которым он по каким-либо причинам не в состоянии соответствовать. Чаще всего, потому что какие-то функции для него новые, либо же психологически он к ним не готов, нет опыта или осознания.

Допустим, в некоторых странах принято выдавать замуж несовершеннолетних девочек, которые порой ещё совсем дети. Так вот, они не в состоянии выполнять обязанности женщины по банальной причине – потому что ещё не завершился процесс созревания. Отчего, рожая детей, они не справляются с материнскими хлопотами и ответственностью, вплоть до того, что новорожденные умирают.


Также частые причины возникновения этого вида сложности – длительное время выполнения какой-то работы или нахождение в одних и тех же условиях. Вследствие этого формируется определённая привычка. Например, говорить громко дома и в общественном месте, потому, что человек трудился много лет на заводе, где очень шумно.

3. Внутриролевой

Когда наслаиваются совершенно разные понимания по отношению к одной и той же роли. Вот рождается в семье ребенок, и женщина становится матерью. В её понимании, хорошая мама заботится о малыше, то есть он здоров, накормлен и чистый.

А вот муж немного иначе себе представляет эту картинку, ему важно, чтоб дитё было послушным, хорошо училось и не баловалось. В то время как самому ребёнку нужно, чтобы мама просто обняла его и поиграла во что-то. И периодически в такой семье возникают скандалы. Представления у каждого разные, отчего и претензии у каждой стороны имеются.

4. Внутриличностный

Суть в том, что требования социума и представления о себе и собственной личности совершенно не совпадают. Человеку приходится находиться в тревожно-напряженном состоянии выбора, то ли остаться верным собственным убеждениям, то ли согласиться соответствовать ожиданиям других. Выбор на самом деле сложный, особенно, если от него зависит, будут ли удовлетворены потребности.


Адвокат, попадая в престижную компанию, где может продвинуться по карьерной лестнице и достичь высот, о которых мечтал, узнаёт, что обязан подделывать документы и совершать прочие махинации, защищая преступников, иначе ему грозит увольнение. И как быть, если он с детства мечтал стать адвокатом, чтобы бороться за справедливость? Да и вырос достаточно честным и искренним человеком?

Вот в этот момент и назревает внутренний дискомфорт, тревога. Потому что сложно предать себя, но и сложно отказаться от своих желаний и мечтаний.

Что делать?

1. Прежде всего, важно научиться нести ответственность за свои решения, как и принимать их.

Пускать на самотёк ситуацию – отказаться от возможности управлять своей жизнью.

А делать выборы и принимать решения следует каждый день, так что выход из зоны комфорта неминуем.

Допустим, как порой бывает, мужчина женится и приводит в родительский дом женщину, которая его отцу или матери категорически не нравится. Они высказывают своё недовольство касательно её умения готовить. Отчего несчастный становится заложником ситуации, то защищая любимую, то впоследствии «срываясь» на ней.

Единственным выходом будет – уход из дома на вольные хлеба, чтобы распоряжаться своей жизнью свободно. Только вот придётся выложиться, найти дополнительный источник заработка, откладывать деньги, и даже в чём-то начать себе отказывать.

2. Расправиться порой с конфликтом можно только «разрушив» ситуацию, которая его создала. То есть, если это конечно возможно, уйти из какой-то группы, покинуть или изменить окружение. Это кардинальный метод, но, в некоторых случаях, единственный вариант, особенно, если личность приняла решение изменить качество жизни, улучшив её.

3. Также можно попробовать изменить ожидания, как личные, так и партнёров, группы. Сделать это не просто, поэтому будет вам в помощь.

4. Займитесь творчеством, даже если не умеете рисовать или писать стихи. Давать выход накопившимся эмоциям очень важно, иначе есть риск того, что возникнут какие-либо психосоматические заболевания, вплоть до депрессии и апатии.


Также немаловажно заниматься спортом. Бег или йога отлично восстанавливают душевное равновесие, помогая определиться с выбором и найти решение проблемам. Можете про медитацию, чтобы практиковать самостоятельно в удобное время.

Заключение

Материал подготовила Журавина Алина.

Введение…………………………………………………………….……...3

1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4

1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9

1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…13

1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…14

Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….16

2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….16

2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….21

Заключение………………………………………………………………..24

Список источников литературы………………………………………...25


Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.

Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.

Обычно конфликт в социально-трудовой сфере воспринимается как ненормальное явление: сбой в работе, препятствие для реализации стратегических целей.

Отрицательное восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения конфликта сопровождается увольнением части сотрудников. Однако, отсутствие конфликтов следует считать свидетельством застоя, стагнации. Конфликт - это показатель развития, фактор динамической стабильности организации.

Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.

Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного.

Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.

Глава 1. Понятие ролевого конфликта

1.1. Конфликт и его виды

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.

Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.

Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.

Выделяют различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и межличностные (рис.1).

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может израсходовать много сил и времени, а значит, стремительно возрастает эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может быть неконтролируемым.

Типы конфликтов

Рисунок 1

Примерами являются конфликты "плюс-плюс", "плюс-минус", "минус-минус".

Конфликты "плюс-плюс" предполагают выбор одного из двух благоприятных вариантов. Например, куда поехать отдыхать или что купить (машину какой марки). Следует отметить: выбор происходит из двух благоприятных вариантов, однако необходимость выбора может быть настолько сложной и мучительной, что будет сопровождаться стрессовыми ситуациями.

Конфликты "плюс-минус" - это конфликты притягивания и отталкивания, принятия решения, когда каждый из вариантов может иметь и положительные, и отрицательные следствия, а выбрать надо один, с учетом решения общей задачи.

Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнение

подчиненного возникает для руководителя как альтернатива: увольнения невыгодного подчиненного (положительный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, работника для выполнения поставленной задачи (отрицательный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то следствия такого решения могут в скором времени отрицательно сказаться на результатах, тогда конфликт из внутриличностного перерастет в конфликт из подчиненным, то есть в межличностный.

Любой конфликт выполняет как положительные (конструктивные), так и отрицательные (деструктивные) функции. Несмотря на довольно четкое их деление в теоретическом плане, на практике бывает нелегко провести границу между конструктивностью и деструктивностью конкретного конфликта. Это обусловлено такими причинами:

Тяжело вообразить обобщенную оценку положительных и отрицательных следствий конфликтного взаимодействия;

Степень конструктивности и деструктивности конфликта может изменяться на разных стадиях его развития;

Конфликт может оцениваться как конструктивный для одной из сторон-конфликта, и как отрицательный - для другой стороны;

Конструктивность и деструктивность конфликта можно рассматривать как относительно основных участников, так и относительно социального окружения.

Положительным, функционально полезным результатом конфликта считается решения той проблемы, которая породила разногласия и вызвала столкновенье, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к преимуществу.

Конфликт есть способом выявления и фиксации разногласий, а также проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти разногласия уже достигли наивысшего предела, и потому необходимо принять немедленные меры относительно их устранения. Таким образом, любой конфликт выполняет информационную функцию, то есть предоставляет дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

Конфликт есть формой решения разногласий. Его развитие оказывает содействие устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к его возникновению.

Конфликт оказывает содействие снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает "выпустить пар", разрядить обстановку.

К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта принадлежат неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения назревших проблем, нарастания враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, послабление сплоченности коллектива и т.п..

Социальное деструктивное влияние конфликта оказывается на разных уровнях социальной системы и выражается в конкретных следствиях. Кроме непосредственных участников, в конфликте могут пострадать и те, кто их окружает.

Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития предприятия и его персонала. Больше того, он может вызвать стагнацию и кризис развития.

Конфликт может сопровождаться нарастанием в организации расположений духа пессимизма.

Одной из разновидностей внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что выполнять.

Также ролевой конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников организации.

Например: мастеру производственного участка прислано указание от начальника цеха наращивать выпуск продукции, а руководитель службы качества настаивает на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Мастеру давались противоречивые указания, причем одновременно.

Данный конфликт в результате может быть сведен к конфликту "минус-минус", поскольку мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чье указание выполнять, за счет чего это делать.