Духовная жизнь в 20 е. Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции. Классовой подход к культуре

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

Сообщение на тему

Духовная жизнь СССР в 20-е годы ХХ века

Выполнил Комаров Федор

Ученик 9 класса В

г.о. Тольятти 2016

Если мы снова вернемся в первые года после революции, то нужно отметить, что почти сразу на базе Министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство - наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским. Круг полномочий его был много шире прежнего министерства. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной жизни общества, все учреждения культуры.

Это ведомство сосредоточило управление дошкольным воспитанием и школой (начальной, средней и высшей), политическим «просвещением» населения и издательским делом, профессиональной подготовкой рабочих и научными учреждениями, театрами и музеями, библиотеками и клубами. Наркомпрос смело и безапелляционно вторгался даже в такую тонкую область творческой деятельности человека, как литературу и искусство.

Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство предпринимало отчаянные попытки наладить диалог с представителями старой интеллигенции - малочисленной (около 2.2% населения), но особо значимой общественной группы, главной носительницы знаний и национальных культурных традиций.

Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшение их быта, с другой - в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты. В начале 20-х гг. эта политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию. Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.

В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы («философский пароход» 1922г.), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены эмигрировать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключения в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведения некоторых авторов (Н.С. Гумилев).

Менее жестокой была борьба с «попутчиками» - представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившие о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.

Еще с октября 1917 года новая власть стремилась также подчинить себе авторитетную в народе Русскую православную церковь (как, впрочем, и другие религиозные конфессии) и последовательно, невзирая ни на что, продвигалась к поставленной цели.

На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (20 января 1918г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. Также в 1918 году было восстановлено патриаршество, патриархом стал митрополит Московский Тихон. Однако, по прямому указанию В.И. Ленина проводились конфискации (1922г.) под предлогом борьбы с голодом ценностей церкви, а также последовавший вслед за этим массовый террор против ее служителей. Начиная с 20-х годов стали появляться различные литературные издания и различные организации и союзы. Самым крупным из таких организаций стал союз «воинствующих безбожников», который к 1930 году насчитывал в своем составе 3,5 млн. человек. Многие церковные праздники заменялись советскими, прошли аресты религиозной интеллигенции.

В итоге, в 1927 году советская власть ликвидировала патриаршество, которое смогло восстановится только лишь 1943 году, после чего началось очередное массированное наступление на все религии. И если забежать немного вперед, в начало 30-х годов, то необходимо отметить, что в 1932 году был принят Декрет СНК СССР «О безбожной пятилетке», в котором ставилась задача к 1 мая 1937 года забыть «имя Бога» «На всей территории СССР».

Массовая неграмотность являлась тяжелым наследием дореволюционной России и была усугублена Гражданской войной. Но еще с 1919 года, когда был принят Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», начинается наступление на это «вековое зло». Этот Декрет обязывал всех детей и взрослых от 8 до 50 лет учится читать и писать. Начала создаваться сеть просветительских учреждений: школы грамоты, избы-читальни, кружки. В 1920 году была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а в 1923 году было создано массовое добровольное общество «Долой неграмотность!»

Таким образом, к концу 20-х гг. около 50% населения умели читать и писать (против 30% в 1917 г.). В тоже время СССР продолжал оставаться по уровню грамотности лишь на 19 месте в Европе.

Новая власть поставила задачу коренного преобразования всей системы народного образования в целях создания единой трудовой школы , важнейшими принципами которой являлись:

Связь обучения с производством;

Преемственность в воспитании и образовании;

Совместное обучение.

Первым шагом в направлении преобразований стал Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Отменялось преподавание в школах «Закона Божьего». Конституция РСФСР закрепила право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». Специальным постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» устанавливались равные права всех нерусских школ в системе просвещения.

На основе положения ВЦИКа «О единой трудовой школе» создавалась двухступенчатая школа (I ступень - 5-летнее обучение; школы IIступени создавались на базе 4-7 классов гимназий и коммерческих училищ). В конце 1920 г. Появились учебные планы и программы, включавшие обязательное изучение русского языка, физики, химии, математики и литературы. В 1925 году был принят декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения, рассчитанного на 10 лет.

Цель реформ в высшей школе состояла в формировании новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах прием в высшие учебные заведения РСФСР» предоставил каждому человеку в возрасте от 16 лет (независимо от гражданства, пола, вероисповедания) право поступления в вузы без экзаменов. Плата за обучение отменялась. Упразднялись все учебные степени и звания преподавательского состава. При приеме соблюдался классовый принцип, обеспечивающий преимущество выходцам из трудового народа.

Позднее, в 1919г. Были созданы рабфаки - факультеты рабочей молодежи для подготовки к поступлению в вуз. В 1921г. Положения «О высших учебных заведениях РСФСР» ликвидировали автономию высшей школы. Они были поставлены под бдительный надзор партийных и государственных органов. Профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись. Также были упразднены юридические, историко-филологические факультеты, а вместо них создавались факультеты общественных наук (ФОНы). Кроме того, с 1921г. Вводилось обязательное изучение марксизма-ленинизма.

Перед руководителями советской власти стояла задача восстановить научный потенциал страны и поставить его на службу социалистическому строительству.

После революции была сохранена сеть научных учреждений - Российская Академия Наук (с 1925г. - Академия наук СССР), университетские кафедры, одновременно учреждались новые научно-исследовательские институты и общества.

Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных организациях. Отечественные ученые участвовали в международных конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных злаков в 1921 году в США.

В 1920г. Около 200 ученых приняли участие в разработке плана ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России). В связи с потребностями производства началась разведка нефти в разных районах страны.

В послереволюционные годы ситуация в области российской литературы и искусства серьезно изменилась. Многие представители художественно культуры эмигрировали или подверглись репрессиям, некоторые из оставшихся продолжали работать в старом ключе, но значительная часть писателей и художников восприняла задачи культурной революции. В этом направлении развивалось творчество дореволюционного авангарда, представителям которого импонировала идея создания новой действительности средствами искусства. В 20-е гг. появилось новое поколение творческой интеллигенции, «возвращенное революцией». В условиях революционного энтузиазма, первых успехов НЭПа и определенной творческой свободы. В среде старой и новой творческой интеллигенции развернулась борьба за пути и методы строительства новой литературы и искусства.

В соответствии с концепцией революционного искусства литература была призвана «служить трудовому народу». Главным героем литературы и искусства стал «человек труда» с новыми моральными устоями.

Что касается литературных объединений и организаций, то в борьбе за пролетаризацию искусства участвовали такие организации как Пролеткульт, РАПП. Также в первые годы НЭПа были созданы такие литературно-художственные группы как «Октябрь» (1922г.), «Левый фронт искусств» (ЛЕФ,1922г.) в 1923г. Была создана Московская ассоциация пролетарских писателей(МАПП).

Однако далеко не все организации стояли на позиции формирования новой пролетарской культуры. Литературные общества «Серапионовы братья» (1921), «Перевал» и др. также искали пути к новому искусству, но занимали позицию, вызвавшую со стороны рапповцев и лефовцев их резкую критику как «попутчиков»

В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников. Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственного управления искусством и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента «конструирования психики»

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона, а в особенности картина «Допрос коммуниста». Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.

В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов - Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими планами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы.

Ведущим стилевым направлением советской архитектуры стал конструктивизм . Архитекторы, продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций. Конструктивисты выдвинули лозунг производственного общественно-полезного искусства . Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.

Декретом СНК в 1919 г. все театры страны были объявлены национальной собственностью. Театр являлся важным участком «борьбы за народное искусство» и здесь произошли самые решительные перемены. Революция способствовала развитию нового режиссерского театра.

Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета. советский интеллигенция искусство литературный

К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

В августе 1919г. была национализирована киноиндустрия, которая сыграла большую роль в развитии советской пропаганды. «Кино для нас важнейший вид искусства, пока не ликвидирована неграмотность», - подчеркивал Ленин. С.М. Эйзенштейн (автор фильмов «Броненосец Потемкин», «Октябрь») положил начало развитию революционной тематики в художественном кинематографе.

В первые годы советской власти развитие музыки было тесно связанно с песенным творчеством. Партийным и государственным гимном СССР стал «Интернационал».

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др.

20-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления «культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы.

Культурное развитие данного периода очень неоднозначно, что оставляет вопросы для размышления и по сей день:

С одной стороны, революция сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко раскрылись для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда пришли необычные зрители и слушатели: - рабочие и крестьяне, красногвардейцы и матросы. Были также достигнуты определенные успехи в повышении всеобщего интеллектуального уровня.

С другой стороны, Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

Хотя партия установили полный контроль над духовной жизнью общества, ее целью было поднимать в народных массах дух культуры, пробуждать тягу к искусству, в то же время не выпуская из под контроля. В.И.Ленин говорил: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ особенностей внешней политики СССР в 40-50 годы ХХ века. Исследование взаимоотношений между СССР, социалистическими и развивающимися странами в данный период. Выявление основ отношений с США; начало "Холодной войны", гонка вооружений и её итоги.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Период истории органов внутренних дел России и реформирование государственного строя советского государства, изменение нормативно-правовой основы организации и деятельности системы правоохранительных органов. Образование нового государства - СССР.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Экономический и политический кризисы 1920 -1921 гг. Переход новой экономической политике. Образование СССР. Результаты НЭПа, причины его свертывания. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы. Становление тоталитарного режима в 30-е годы.

    реферат , добавлен 07.06.2008

    Основные черты политики "военного коммунизма" в годы гражданской войны и ее социально-экономические и политические последствия. Продовольственная диктатура и продразверстка. Особенности введения новой экономической политики (НЭПа) и ее основные реформы.

    конспект урока , добавлен 10.11.2010

    Принятие новой Конституции СССР 1936 года, ее отличительные черты и нововведения. Экономика советского государства в 30-е годы, ее директивный характер. Социально-классовая структура населения и политическая система СССР в те годы, последствия репрессий.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2010

    Попытка установление межгосударственных отношений с Россией со стороны ведущих западных стран. Основные векторы внешней политики Советской России. Отношения Советского государства с европейскими странами. Политика СССР в отношении азиатских стран.

    реферат , добавлен 30.01.2008

    Особенности карательной уголовной политики в СССР в 30-е годы XX века: начало и предпосылки массовых репрессий, влияние партийного аппарата на их организацию и осуществление. Правовое обеспечение деятельности карательного аппарата СССР и Германии.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2012

    Исторический обзор существования деятельности иностранных шпионов на службе у СССР, оценка их роли в социально-политических успехах Советского Союза. Система вербовки иностранных агентов. Анализ деятельности разведгрупп СССР в 80-е и 90-е годы XX века.

    реферат , добавлен 24.09.2014

    События послевоенной внешней политики Советского Союза. Начало "холодной войны" между СССР и США и причины ее возникновения. Создание блока социалистических стран с целью окружения территории СССР дружественными странами. Создание систем союзов в Европе.

    презентация , добавлен 01.09.2011

    Складывание однопартийной системы и трансформация советского общества с 1917 по 1920 годы. Формирование тоталитарного политического режима и развитие общества с конца 1920-го по 1950-й годы. Характеристика общества в период "застоя" и "перестройки".

После окончания Гражданской войны, большевикам удалось полностью подчинить тотальному государственному контролю все сферы жизни советского общества, включая его духовное развитие.

С началом становления административно-командной системы, отдельные отрасли науки и искусства регулировались специально созданными комитетами.

Основной задачей большевиков было полное искоренение с духовной жизни общества буржуазной идеологии и внедрение социалистических и пролетарских мотивов, которые заключались в утверждении марксизма в сознании народа.

Искусство, по сути, стало инструментом, который использовали большевики в процессе строения пролетарской диктатуры и воплощения мировой социалистической революции. В культурной жизни прочно укрепился соцреализм направление в искусстве, активно пропагандирующее превосходство социалистического режима

В полное подчинение партийного руководства вошли и СМИ понятие свободы слова было полностью истреблено. Антирелигиозная борьба. В середине 20-х годов большевики развернули масштабную программу по борьбе с религией в СССР.

Атеистические идеи в догматику коммунистов были внесены Лениным, который считал религиозные верования основой буржуазного общества и главным средством манипуляции пролетариатом.

Если до 1919 года в государстве проводилась только атеистическая пропаганда, то с 1921г. большевики начали проводить первые репрессии духовенства и верующих различных конфессий, которые в своем большинстве были приверженцами монархии.

С этого периода коммунистическими активистами начинаются массово разрушаться религиозные культовые сооружения, которые несли в себе многовековое культурное наследие русского народа. Уцелевшие церкви часто использовались в качестве складов, мастерских и даже библиотек.

Интересным является тот факт, что на официальном уровне антирелигиозная политика была рекомендационной, а не принудительной религиозные проповедники, монашество и духовенство осуждалось за антигосударственные действия.

Внедряя атеистическое мировоззрение в сознание народных масс, большевики создавали нового бога Сталина и новое вероисповедование коммунизм, что значительно облегчило становление тоталитаризма в государстве.

Русское зарубежье

В период Гражданской войны численность населения, которое покинуло Россию, достигало 2.5 млн. человек. Большинство эмигрантов составляли культурные, научные деятели и дворянство, которые оказалось под преследованиями новой власти.

Несмотря на то, что эти люди были вынуждены покинуть родину, они продолжали активно вести свою деятельность за пределами государства. В Европе было открыто множество русских изданий огромным тиражом выходили произведения И. Бунина, Г. Иванова, В. Ходасевича.

Среди эмигрантов оказались и выдающиеся русские философы Л. Карсавин и Н. Трубецкой, вместе с иностранными экономистами они пытались проанализировать причины социально - экономического кризиса, который привел к падению русской династии, что стало основой гениального труда «Исход к Востоку», который обрел большую популярность в Европе и США.

Слайд 2

Главные задачи культурной революции:

ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры. ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.

Слайд 3

«Долой неграмотность!»

В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.

Слайд 4

Народное образование.

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В основу положен принцип бесплатного обучения. Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена

Слайд 5

Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.

С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др За границей оказались: Понижение духовно-интеллектуального уровня

Слайд 6

«Интеллигенция всегда была революционна. Декреты большевиков - это символы интеллигенции. Брошенные лозунги, требующие разработки. Земля Божия... разве это не символ передовой интеллигенции? Правда, большевики не произносят слова "Божья", они больше чертыхаются, но ведь из песни слова не выкинешь. Озлобление интеллигенции против большевиков на поверхности. Оно, кажется, уже проходит. Человек думает иначе, чем высказывается. Наступает примиренность, примиренность музыкальная...»

Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)

Слайд 7

Остались на Родине

В.И.Вернадский К.Э.Циолковский Н.Е.Жуковский И.П.Павлов Н.И.Вавилов В.М.Бехтерев К.А.Тимирязев Н.Д.Зелинский

Слайд 8

М. Волошин А. Ахматова Н. Гумилев В. Маяковский М. Булгаков В. Мейерхольд и др.

Слайд 9

«Сменовеховство»

идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.

Слайд 10

«Сменовеховство» (результаты)

А.Н.Толстой С.С.Прокофьев М.Горький М.Цветаева А.И.Куприн Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти. Возвратились на Родину: Отношение большевиков:

Слайд 11

Классовой подход к культуре

Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества. 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры). 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов. 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).

Слайд 12

Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б)"О политике партии в области художественной литературы"18 июня 1925 г.

Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе

Слайд 13

Большевики и церковь.

11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский. 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.

Слайд 14

Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций. Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.

Слайд 15

На Церковь обрушивались все новые и новые запреты

Повсеместное закрытие храмов; Конфискация имущества церкви для революционных нужд; Аресты священнослужителей; Лишение их избирательных прав; Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.

Слайд 16

http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796 http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007 http://www.xumuk.ru/bse/993.html http://literra.ru/2006/10/ http://mp3slovo.com/list2_13_5.html http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253 http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века М., «Просвещение», 2008г. Интернет- ресурсы:

Посмотреть все слайды

Вопросы:1. Борьба с неграмотностью
2. Власть и интеллигенция
3. Партийный контроль над духовной
жизнью
4. «Сменовеховство»
5. Большевики и церковь
6. Начало «нового искусства»

1. Борьба с неграмотностью
Еще в 1913 году Ленин писал:
“Такой дикой страны, в которой массы
народа настолько были ограблены в смысле
образования, света и знания, - такой страны
в Европе не осталось ни одной, кроме
России”.
В канун Октябрьской революции около
68% взрослого населения не умели читать и
писать. Особенно безотрадным было
положение деревни, где неграмотные
составляли около 80%, а в национальных
районах доля неграмотных достигала 99,5%.

Декрет СНК от 2 августа 1918 г. :
─ преимущественное право поступления в
вузы получили рабочие и крестьянская
беднота.
─ при университетах и институтах были
созданы рабочие факультеты (рабфаки)

30 сентября 1918 г.
ВЦИК утвердил
«Положение о
единой трудовой
школе РСФСР».
Поощрялось
педагогическое
новаторство,
уважение к личности
ребенка, внедрялись
элементы
самоуправления и
принцип бесплатного обучения.

Декрет СНК 26 декабря 1919 г. «О
ликвидации неграмотности среди
населения России». (стр. 163)
1. все граждане в возрасте от 8 до 50 лет
были обязаны научиться читать и писать.
В городах и селах создавались пункты
ликвидации неграмотности – ликбезы.

В середине
1920-х гг. лишь
половина
населения
СССР в
возрасте
старше 9 лет
владели
грамотой.

Сельская школа для взрослых.

2. Власть и интеллигенция

События 1917-1922 гг. разделили
деятелей культуры.
1. Одни занимали критическую позицию по
отношению к большевистской власти и
выехали за границу. Они избрали удел
эмигрантов
2. Другие ушли в глубокую духовную
оппозицию
3. Многие стали продолжателями
революционных традиций русской
культуры

Большевики стремились привлечь к
сотрудничеству ученых, тех, кто
способствовал укреплению обороны и
экономики страны или имел мировое
признание. Им обеспечивались более
сносные условия жизни и работы. Многие
известные ученые искренне работали на
благо Родины, хотя не разделяли
воззрений большевиков.
Это Н.Е.Жуковский, В.И.Вернадский,
Н.Д.Зелинский, А.Н.Бах, К.Э.Циолковский,
И.П.Павлов, И.В.Мичурин.

3. Партийный контроль над духовной жизнью

Начался с 1921 г. или после гражданской
войны.
Август 1921 г. – процесс над
Петроградской боевой организацией.
Некоторые ученые и деятели культуры
были расстреляны.
Август 1922 г. из страны были
выдворены 160 ученых и философов.
В 1922 г. был учрежден Главлит –
цензурный комитет. В 1923 г. –
Главрепертком.

До 1925 г. до укрепления позиций
Сталина культура развивалась в условиях
относительной духовной свободы.
В 1925 г. была принята резолюция ЦК
ВКП(б) «О политике партии в области
художественной литературы». Началось
упразднение художественного
разномыслия. Утверждались
идеологические установки.

4. «Сменовеховство»

В июле 1921 г. в Праге вышел сборник
статей «Смена вех». (объясните название)
Часть русских эмигрантов считали,
что большевикам удалось вогнать анархию
(революции) в государственное русло и
начать восстановление русской державы.
Необходимо прекратить борьбу с
советской властью. Она неизбежно придет
к восстановлению буржуазнодемократических порядков. НЭП
подтверждал правильность их выводов.
Сравнение советской власти с редиской.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История России XX век 9 класс Урок №26 Духовная жизнь в СССР в 1920-х годах.

1.Борьба с неграмотностью. 2.Власть и интеллигенция. 3.Партия и духовная жизнь. 4.Государство и церковь. 5.«Новое искусство». План урока.

Выделите выделите основные тенденции развития духовной жизни советского общества в 20-е гг? Задание на урок.

Ленин одной из главных задач построения социализ-ма в стране считал борьбу с неграмотностью. В 1918 г.было утверждено «Положение о единой тру-довой школе РСФСР»-школа провозглашалась бес платной, она управлялась на основе самоуправле-ния, поощрялось педагогическое новаторство, ува-жение к личности ребенка.Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону-отменялись уроки, парты, домашние задания,отметки и т.д. 1.Борьба с неграмотностью. Курсы Ликбеза.

При поступлении в ВУЗы преимуществом пользо-валась беднота.Для того чтобы рабочие и колхоз-ники могли учиться в ВУЗах при них создава-лись рабочие факульте-ты.Государство обеспе-чивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. В 1919г.совнарком принял декрет о борьбе с безгра-мотностью.Все люди воз-расте от 8 до 50 лет долж ны были обучиться гра-моте на родном, или рус ском языке,для этого по всей стране были созда- ны специальные школы. 1.Борьба с неграмотностью. Б.Иогансон. Рабфак идет!

В истории русской культу-ры революция приш-лась на расцвет «сереб-рянного века».Многие мастера культуры ценя свободу творчества ока-зались за границей.М Го рький уехал в Италию, И. Бунин, А.Куприн, Ф. Шаляпин и др.-во Фран-цию.Часть деятелей ку- льтуры осталась в стра-не но ушла в глухую оп-позицию(А.Ахматова,М.Булгаков,М.Волошин и др.).В тоже время В.Мая ковский,А.Блок, Б.Кусто диев К.Петров-Водкин и др.восприняли идеи ре-волюции. 2.Власть и интеллигенция. Академик И.Павлов

Большевики стремились привлечь к сотрудничес-тву знаменитых ученых, т.к. От их деятельности зависела обороноспособ-ность страны. Этим лю-дям создавались условия для нормальной жизни и исследований.Многие ученые считали,что рабо тать надо на благо Роди-ны и поэтому не разделя-ли идеологию большеви-ков.В 20-е гг.продолжи-лась научная деятель-ность И.Павлова Н.Жу-ковского,К.Циолковско-го,Н.Зелинского,И. Ми-чурина В. Вернадского и др. 2.Власть и интеллигенция. К.Циолковский

После Кронштадтского мя-тежа большевики усили-ли контроль над духов-ной сферой жизни обще- ства.В августе 1921 г.бы -ла «разоблачена» Пет-роградская боевая орга-низация.По обвинению в принадлежности к ней были расстрелянв Н.Гу-милев,М.Тихвинский и др.деятели науки и куль-туры.В 1922 г.из страны выдворили 160 ученых- Н.Бердяева,С.Булгакова, А.Кизеветтера,П.Сороки на и др. 3.Партия и духовная жизнь. Н.Бердяев

В 1922г.был учрежден Глав лит, осуществлявший цензуруза всей печатной продукцией.В 1923 г.соз-дается Главрепетком с теми же функциями.Но до 1925 г. В культуре сох ранялась относительная духовная свобода. Пар-тийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии.С возвышением Сталина ситуация изме-нилась-началась идеоло-гизация художественно-го творчества. 3.Партия и духовная жизнь. Партийная цензура.

Борьба с религией была вызвана аттеистически-ми воззрениями партий-ных лидеров и стремле-нием убрать конкурента из духовной сферы.В н. 1918 г.школа была отде-лена от церкви, а цер -ковь -от государства.На- чалось цакрытие храмов и монастырей и конфис-кация их имущества.В к. 1917 г.Ленин восстано-вил патриаршество,но Тихон занял антисоветс-кую позицию,что обост-рило отношения церкви и государства. 4.Государство и церковь. Патриарх Тихон

В 1922 г.-имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом.Это привело к выступлени- ям верующих.В ответ власть перешла в наступле-ние.Весной 1922 г.в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены,а Тихон посажен в тюрьму.В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены.Петр,взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки. 4.Государство и церковь. Взрыв Храма Христа Спасителя

В 20-е г.в начала складываться «пролетерская куль-тура».Пролеткульт охватил ок.400000человек и ставил задачу сформировать новую культуру. В 1920 г.возникает Театр рабочей молодежи(С.Эйзен штейн,И.Пырьев,М.Штраух,Э.Гарин).В 1925г.-соз- дается Российская ассоциация пролетарских писа-телей.Ей передали ряд цензорских функций.Поя-вилась плеяда талантивых писателей-М.Шолохов, К.Тренев,И.Бабель и др.В живописи на первый план вышло искусство агитационного плаката (В. Дени,Д.Моор) 5.«Новое искусство». С.Эйзенштейн, И.Пырьев, М.Штраух, Э.Гарин.

Ассоциация художников революционной России ста-вила задачу отображения «революционных буд-ней».Студия М.Грекова работает над военной тема тикой,А.Герасимов,И.Бродский-уделяли внимание «будням великих строек».И.Шадр,А.Матвеев тво-рили в жанре революционной романтики.В.Татлин спроектировав«Башню III Интернационала», зало-жил основы современного индустриального дизай-на. 5.«Новое искусство». Д.Шостакович, В.Маяковский, В.Мейерхольд работают над пьесой «Клоп».