Характеристика волевого действия (волевые качества). Развитие воли в характере человека. Факторы появления воли

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Животное в своей жизнедеятельности тоже воздействует на внешнюю среду, но это воздействие происходит в процессе неосознаваемого приспособления.Направленная на изменение среды и приспособление ее к своим потребностям деятельность человека имеет иной, чем у животных характер: она выражается в волевых действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения этой цели.

Волевыми действиями называются такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей.

Отличительной особенностью волевых действий является их сознательная целеустремленность, что требует определенной степени сосредоточенности внимания на их выполнение. Способность к волевым действиям развилась у человека в связи с трудовой деятельностью.

Волевые действия взаимосвязаны с процессами мышления. Если без мышления не может быть настоящего сознательного волевого акта, то и само мышление правильно осуществляется только в связи с деятельностью. Оторванное от практического разрешения жизненных задач мышление становится неспособным правильно осуществлять присущую ему функцию понимания сущности и взаимной связи явлений. Только в волевых действиях оно находит свое полное и плодотворное осуществление и развитие.

Наконец важнейшей особенностью волевых действий является их связь с движениями. К чему бы человек ни стремился, на что бы ни была направлена его воля, он может достигнуть поставленной цели, только совершив определенные движения.

Сила воли

Это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

К волевых качеств, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.

Самостоятельность - это умение обходиться в своих действиях без чужой к помоги, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному почин организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведении изменения. Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.



Инициативность - это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.

Противоположными качествами является безынициативность и зависимость. Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действий, поступков, собственные решение ставит под сомнение, не уверена в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.

Традиционно волевую регуляцию поведения, все фазы сложной волевой действия связывают с особым эмоциональным состоянием, которое определяют как волевое усилие. Волевое усилие пронизывает все фазы волевого акта: осознание цели, оформление желаний, выбор мотива, плана и способов выполнения действия. Возникает волевое усилие каждый раз как состояние эмоционального напряжения, связанный с внешними или внутренними трудностями. Освободиться от него можно только либо отказавшись от преодоления препятствий, а следовательно, от цели, или же преодолев их путем волевого усилия. В результате волевого усилия удается затормозить одни мотивы и усилить действие других. Внешние препятствия вызывают волевое усилие тогда, когда они переживаются как внутренняя преграда, внутренний барьер, который надо преодолеть. Итак, волевое усилие является особой активностью, имеющий внутренний план сознания и направлена на мобилизацию всех возможностей человека. Волевое усилие - это состояние эмоционального напряжения, который мобилизует внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.д.) и создает дополнительные мотивы к действию.

воля усилие рефлекторный активность

Современное понимание волевого процесса характеризуется системностью. Эта системность обеспечивается тем, что произвольные процессы обеспечивают контроль за выполнением действия, сознательное и преднамеренное управление деятельностью. Анализ взглядов различных авторов показывает, что количество выделяемых функций несколько различается. Так, в работе С. А. Шапкина, построенной на анализе концепции воли Х. Хекхаузена и его ученика Ю. Куля, выделяются три функции волевых процессов: инициирование действия; поддерживание первоначального намерения в актуальном состоянии; преодоление препятствий, возникающих на пути реализации намерения.

В работе Е. П. Ильина выделено четыре функции: самодетерминация; самоинициация; самоконтроль; самомобилизация и самостимуляция. Легко заметить, что самоинициация соответствует инициированию действия, самоконтроль - поддерживанию актуального намерения; а самомобилизация и самостимуляция - преодолению препятствий. Только функция мотивации не находит соответствия в системе взглядов Х. Хекхаузена и Ю. Куля, поскольку, как мы уже отмечали, этими исследователями мотивация была отделена от волевого состояния сознания.

Если попытаться дать краткую характеристику теории контроля за действием Ю. Куля, то следует, прежде всего, отметить, что в отличие от традиционного понимания воли, Ю. Куль опирается на современные представления о системном строении психики человека и пытается исследовать волевую сферу личности как систему, состоящую из достаточно автономных субсистем. Реализация функций целой системы контроля над действием возможна лишь при гибком, согласованном взаимодействии субсистем, обеспечивающих удержание в активном состоянии намерений и достижение целей в ситуации, благоприятствующей этому, а также прекращение целенаправленной активности в ситуации, неблагоприятной для этого. Понятие «воля» описывает категорию взаимодействующих психических функций, которые при возникновении трудностей реализации действия опосредуют временную, пространственную, содержательную и стилевую координацию отдельных механизмов внутри и между разными субсистемами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, система активации, моторика и т.д. Эти механизмы реализуются, как правило, на неосознаваемом уровне, но могут принимать форму осознанных стратегий. Тогда речь идет о мотивационном контроле, контроле внимания, перцептивном контроле, эмоциональном контроле, контроле активации усилий, контроле кодирования и оперативной памяти, поведенческом контроле.

Таким образом, современные представления о множественности процессов, опосредующих волевую регуляцию, побудили Ю. Куля и других психологов отказаться от понятия «воля» в традиционном смысле и заменить его понятием «контроль за действием». Кроме того, Ю. Куль одним из первых сделал предположение о том, что существует альтернативная форма регуляции действия, при которой не требуется дополнительных ресурсов для преодоления препятствий, а когда регуляция осуществляется за счет перераспределения «обязанностей» между компонентами психической системы. Он говорит о двух типах волевой регуляции. О самоконтроле, который проявляется в преднамеренном внимании и поддержании усилий субъекта повысить уровень собственной активности. Этот тип соответствует традиционному пониманию воли. Другой тип волевой регуляции был назван им саморегуляция. Феноменологически это проявляется, прежде всего, в непроизвольном внимании к целевому объекту и в отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на энергетизацию своего поведения. При саморегуляции система действует по «демократическому» принципу, постоянный контроль «Я» более не нужен. Следует обратить внимание, что термины самоконтроль и саморегуляция используются Ю. Кулем в ином смысле, чем Е. П. Ильиным.

Что касается взглядов Е. П. Ильина, то он понимает произвольное управление как интегральное психофизиологическое образование, которое включает мотивы, интеллектуальную активность, нравственную сферу, т.е. психологические феномены, но, с другой стороны, базируется на свойствах нервной системы, на физиологических процессах. Рассмотрим подробнее составляющие воли в широком смысле слова. Опустим анализ мотивационного аспекта, поскольку он был подробно проанализирован нами выше. Начнем с самоинициации и самоторможения (далее просто - инициация и торможение).

Формирование побуждения - это мотивационный процесс, но для того, чтобы намерение осуществилось - действие необходимо запустить. Каким образом это происходит, остается одним из самых темных вопросов психологии. Н. Н. Ланге писал, что мы чувствуем мотивы к действию, затем мы ощущаем само действие, но переход между этими двумя состояниями остается вне сознания. Психический мир: Избранные психологические труды / Н.Н. Ланге; ред. М.Г. Ярошевский. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996 , с. 331

Существует две основные точки зрения на данный вопрос. Первая - это представление об инициации, запуске произвольного действия непроизвольно, с помощью возникающих представлений и связанных с ними идеомоторных актов. Вторая - представление о запуске произвольных актов с помощью волевого усилия.

Сторонником непроизвольной инициации волевого действия был У. Джемс, который считал, что сущность волевого акта характеризуется элементом-решением «да будет». Т.Е. произвольное движение осуществляется по принципу идеомоторного акта. Идеомоторный акт - это переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (т.е. появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII веке английским врачом Хартли, а впоследствии был разработан психологом Карпентером. Предполагалось, что идеомоторный акт имеет неосознанную, непроизвольную природу. Однако дальнейшие исследования показали, что мышечные сокращения могут быть вполне осознаваемы. В настоящее время в спорте достаточно широко распространена идеомоторная тренировка, с помощью представливания определенных движений. Е. П. Ильин считает, что У. Джемс гипертрофирует роль идеомоторики, т.к. в большинстве случаев инициация осуществляется с помощью пускового импульса, а предпусковые влияния в этих случаях лишь облегчают запуск.

Аналогичные взгляды высказывал Г. Мюнстерберг, у которого воля, по существу, сведена к преднамеренной актуализации образа цели - представлению. Представление играет у него роль условного сигнала, а само действие, соответственно, носит условно-рефлекторный характер.

Под влиянием У. Джемса попытался разобраться в механизме запуска волевых действий и Н. Н. Ланге. Волевые импульсы он так же свел к идеомоторике.

Представления о сознательной инициации волевых действий связаны с мыслью о том, что их запуск всегда осуществляется с помощью волевого усилия. Однако это положение вызывает все больше сомнений, но не по поводу сознательного характера, а по поводу участия волевого усилия в этом процессе. Как следствие, предложение различать волевой импульс и волевое усилие. Под волевым усилием понимается сознательное и преднамеренное напряжение физических и интеллектуальных сил человека. Волевое усилие характеризуется внутренним напряжением, для его проявления необходимо наличие трудностей. Но запуск действия может происходить и без усилия. Таким образом, целесообразно выделять в качестве пускового механизма к действию волевой импульс, а не волевое усилие. Их функции различаются. Функция волевого импульса заключается в запуске действия и в осуществлении перехода от одного действия к другому. Идея о запуске произвольных действий с помощью волевого импульса, а не только и не столько с помощью волевого усилия, проглядывает в высказываниях многих психологов (Селиванов В. И., Калин В. К. и др.). Природа волевого усилия еще не раскрыта. Но наиболее отчетливо волевые усилия проявляются при физическом напряжении. Н. Н. Ланге указывал на три момента, с которыми связано ощущение волевого усилия:

* изменение дыхания;

* идеомоторное напряжение;

* внутренняя речь.

Таким образом, можно предположить, что одним из механизмов усиления побуждения является мышечное напряжение. Оно усиливает возбуждение центров, из которых исходит волевой импульс начала и исполнения действия. Напряжение дыхательных мышц также приводит к усилению проприоцептивной импульсации в кору. Усилия могут быть физическими и интеллектуальными, мобилизующими и организующими. Такова основная проблематика функционального блока самоинициация.

Рассмотрим блок самоконтроля. Упоминание о самоконтроле встречается еще у Аристотеля, но как научный феномен это явление стало изучаться на рубеже примерно столетие назад, хотя по отдельным вопросам работы встречаются и раньше.

Одним из первых, кто занимался этой проблемой с психологической точки зрения, был З. Фрейд. Он связывал самоконтроль с инстанцией «Я». В нашей стране самоконтроль рассматривали Н. Н. Ланге, Н. А. Белов. Но эти работы малоизвестны. Лишь в 60-х годах эти вопросы стали широко обсуждаться, чему способствовало проникновение идей кибернетики в психологию и физиологию. Идеи об обратной связи привели в итоге к созданию моделей механизмов предвидения, сличения и т.д. (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин). Основаниями для пересмотра Павловской идеи о рефлекторной дуге послужили факты, согласно которым один и тот же эффект мог достигаться разными путями. Были предложены различные схемы управления с помощью рефлекторного кольца. Большое распространение получила модель функциональной системы П. К. Анохина. Модель включает блок афферентного синтеза, блок принятия решения, акцептор результата действия и эфферентная программа самого действия, получение результатов действия и формирование обратной связи для сличения полученных результатов с запрограммированными. На протекание афферентного синтеза влияют обстановочная и пусковая афферентация, память и мотивация субъекта. Блок решения связан с уверенностью или неуверенностью человека в принимаемом решении, на что влияет наличие информации у субъекта, новизна ситуации, личностные характеристики. В программировании действия человек анализирует вероятность достижения поставленной цели, наличие или отсутствие информации. При неполной информации разрабатываются разные программы. В процессе выполнения действия и/или по его окончанию происходит контроль, сличение обратных результатов с тем, что ожидалось, при необходимости идет корректировка полученного результата.

Функции обратной связи заключаются, прежде всего, в предоставлении сведений о начале, законченности-незаконченности действия, в корректировании при помехах, в обеспечении научения. Обратная связь может быть внешней и внутренней. Внешняя обратная связь используется преимущественно для контроля за результатом, внутренняя - за характером действия. Внешнее кольцо обратной связи замкнуто только функционально, но не морфологически, внутреннее - замкнуто и функционально, и морфологически.

На начальных стадиях овладения действием высока роль внешнего (и прежде всего - зрительного) контура обратной связи. Затем повышается роль внутреннего контура. Кроме того, есть также данные о том, что на первых этапах высока роль кинестетической информации, а затем ведущей становится вербальная информация. Можно, таким образом, сделать вывод, что важен не только контур, но и вид информации.

Действие следующего блока - механизма сличения - может давать сбои, что во многом связано с лимитом времени.

Следует заметить, что вопрос о функциях самоконтроля достаточно сложен. Одни подразумевают под ним способность сдерживать первые низменные побуждения и подчинять их более высоким целям (например, Сэлли), другие считают, что самоконтроль предполагает умение критически отнестись к своим поступкам (Собиева Г. А.), третьи видят в нем инструмент сознательного планирования деятельности (Кувшинов В. И.). Приведенные трактовки самоконтроля отличаются достаточной широтой понимания. Существуют и более узкие интерпретации самоконтроля, которые сводят функции самоконтроля к проверке (Ительсон Л. Б. - самопроверка в деятельности; Арет А. Я. - процесс слежения за собой, проверки себя; Рувинский Л. И. - корректирование деятельности).

Является ли навык произвольным действием - вот вопрос, по которому в пределах данного функционального блока ведется много споров. Здесь нет единства мнений, но многие исследователи считают, что навык остается произвольным действием, меняется только контроль над его осуществлением. Согласно Е. П. Ильину, автоматизация - это лишь приобретенная в результате обучения возможность отключения динамического контроля за действием, не предполагающая обязательность и неизбежность такого отключения.

Блок самомобилизации практически имеет дело с волевой регуляцией, которая, согласно взглядам Е. П. Ильина, является частным видом произвольного управления. В быту это понятие часто отождествляют с силой воли, очевидно, потому что оно связано с преодолением трудностей. При этом содержание волевой регуляции понимается разными психологами по-разному: как сила мотива; как борьба мотивов; как изменение смысла действия; как включение в регуляцию эмоций. Во всех этих трактовках главным условием мобилизации энергии считается волевое усилие, хотя, как было отмечено выше, природа его до сих пор не ясна.

Некорректно определять силу воли как самостоятельное волевое качество (Корнилов К. Н., Платонов К. К.) или как некий абстрактный показатель (Немов Р. С.). Более правильно говорить о различных проявлениях силы воли, называемых волевыми качествами. В этике волевые качества считаются моральными, а их проявление зависит от нравственных черт характера. Отсюда проистекает оценочный подход к воле. Но едва ли такой подход правомерен. Морально следует оценивать поведение, а не качества.

В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Волевые состояния изучались Левитовым Н. Д. и другими исследователями. Е. П. Ильин относит к волевым состояниям состояние мобилизационной готовности, состояние сосредоточенности, состояние решимости и др.

Состояние мобилизационной готовности изучалось в основном спортивными психологами (Пуни А., Генов Ф.). Но оно проявляется не только в спортивной деятельности. Оно отражает самонастраивание на полную мобилизацию своих возможностей, причем нужных именно для данной деятельности. Мобилизации способствует четкая постановка задания. Иногда включаются эмоциональные механизмы, поддерживающие это состояние. Во многих случаях прямой зависимости между мобилизацией и ее результатами нет.

Состояние сосредоточенности связано с преднамеренной концентрацией внимания, что обеспечивает эффективность восприятия, мышления, запоминания и т.д. В качестве физиологической основы состояния сосредоточенности выступает доминанта А. А. Ухтомского. Организму выгодно ограничивать индифферентную впечатлительность.

Состояние решимости предполагает готовность к действию, готовность инициировать действие при наличии риска или неприятных последствий. Оно достаточно кратковременно и связано с самодисциплиной.

Говоря о волевой регуляции нельзя не затронуть вопроса, как она соотносится с эмоциональной регуляцией. Эти два вида регуляции связаны, но не тождественны. Очень часто они вообще проявляют себя как антагонисты. Вспомните аффект, - как правило, он подавляет волю. Оптимальным, наверное, будет такая их комбинация, когда в личности сочетается сильная воля с определенным уровнем эмоциональности.

Человек способен преднамеренно распоряжаться своими энергетическими ресурсами, чтобы добиваться успеха в своей деятельности. При встрече с трудностями это происходит с помощью волевых усилий. Волевое усилив проявляется каждый раз, когда субъект обнаруживает недостаток энергии, необходимой для достижения цели, сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с встречающимися препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха. Наблюдения и специальные эксперименты указывают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности человека.

Наука отвергает примитивное представление о волевом усилии лишь как средстве усиления психической напряженности. Ничего хорошего не получается в работе человека, когда он трудится только в изматывающем режиме. При такой "регуляции" неизбежны вредные последствия для организма (переутомление, неврозы и т.п.), резкое снижение работоспособности, появление отрицательных эмоциональных состояний.

Развита я воля пред полагает экономное расходование нервнопсихической энергии, когда сознательные импульсы направлены не только на усиление и ускорение процессов, но при необходимости - и на их ослабление или замедление. Именно волевой человек может отключиться от раздражающих помех, заставить себя в положенное время отдыхать или спать, тогда как слабовольный не умеет бороться со своей пассивностью и со своим психическим перенапряжением.

Но не всякое усилие человека является волевым. Следует различать преднамеренное и непреднамеренное усилия. Волевое усилие -это лишь преднамеренное усилие, когда субъект ясно сознает действия, видит трудности, которые препятствуют достижению этой цели, намеренно борется с ними, сознательно вызывая необходимое напряжение, направленное на регуляцию процесса деятельности (усиление - ослабление, ускорение - замедление и т. д.).

Непреднамеренное усилие может быть первичным (безусловно-рефлекторным) и вторичным (привычным, но малоосознанным, которое формируется у человека при повторении преднамеренного, т. е. волевого, усилия). Когда человек усваивает тот или иной навык, то на первых упражнениях он держит под волевым контролем все операции. Волевые усилия при этом находят выражение и во внешних реакциях - в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. По мере автоматизации навыка волевое усилие как бы свертывается и кодируется. И тогда человеку уже достаточно только одного сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, в виде мелькнувших в голове слов "это" или "надо" или даже междометия, чтобы что-то изменить в работе. При решении привычной задачи трудность может оказаться больше той, преодоление которой закреплено в стереотипах поведения. В этом случае возникает сознательная мобилизация активности, т. е. переход малоосознаваемых (вторичных) усилий в осознаваемые, волевые.

Без мотивации нет ни одного действия. С увеличением значимости и силы мотива возрастает возможность личности в мобилизации волевых усилий. Но эти понятия не следует отождествлять. Сила тех или иных мотивов чаще создает лишь общее напряжение, вызванное неудовлетворением той или иной потребности. Обнаруживается это и вне деятельности в форме, например, смутного беспокойства, тревоги, эмоций страдания и др. Волевое усилие проявляется лишь при сознательной регуляции поведения и деятельности, при выборе цепи, принятии решения, планировании, самом исполнении. О волевом усилии мы скажем: это то, посредством чего осуществляется действие в затрудненных условиях.

Велико значение волевого усилия в жизни человека. Но ведь никто не действует ради него. Оно чаще всего бывает эмоционально неприятным. Волевое усилие является лишь необходимым средством реализации мотива и цели. Волевое усилие хорошо поддается упражнению. В соответствии с этим психолога часто определяют волю как умение сознательно преодолевать трудности на пути к цели. Что касается мотивов, то с их формированием и упражнением дело обстоит значительно сложнее. Для целей воспитания важно усвоить не только идею о единстве мотивации и воли, но и идею об их различии, несовпадении.

Волевое действие, его структура.

Основной формой проявления активности человека является его трудовая деятельность. В структуре трудовой и всякой иной деятельности выделяются отдельные ее "единицы" - действия.

Действие - это законченная во времени и пространстве совокупность движений и умственных операций, объединенных единой сознательно поставленной целью. Человек изготовляет вещь, сажает дерево, решает алгебраическую задачу - все это действия, в которых наглядно представлена взаимосвязь психического и материального, регуляция сознанием процесса деятельности. Действия могут быть индивидуальные и коллективные, по собственному почину и по заданию других людей. Наряду с термином "действие" в психологии употребляют и термин "поступок".

Поступком обычно называют действие, в котором выражено осознанное отношение человека к другим людям, обществу, требующее моральной или юридической оценки.

Как мы видели, не все действия относятся к волевым. Критерием отнесения одних действий к неволевым, а других - к волевым является не отсутствие или наличие сознаваемой цели, а отсутствие или наличие сознательной борьбы человека с трудностями на пути достижения цепи. В импульсивных или давно заученных, стереотипных действиях нет этой борьбы с трудностями. Человека, у которого часто наблюдаются импульсивные или аффективные действия, справедливо называют слабовольным. Назовут слабовольным и того, кто "завяз" в рутине привычных действий и уже не способен к инициативе и творчеству.

Возникновение мотива к действию, осознание его, "борьба" мотивов, постановка цепи и принятие решения - содержание первой стадии волевого процесса. Вторая стадия - это выбор средств достижения цепи, планирование определившихся возможных путей реализации этой цели. Это важное промежуточное звено между постановкой цели и исполнением. Третья стадия - исполнение - включает в себя реализацию цели и плана на практике, а также оценку полученного результата.

Все стадии волевого процесса взаимосвязаны. Мотив и цель так или иначе представлены в сознании человека на всем протяжении действия, волевое усилие является необходимым компонентом всех трех стадий волевого действия.

При выполнении задания формирование собственной цели действия индивида опосредствовано уже готовой целью, привносимой извне в виде требования, указания, рекомендации, приказа и т. д.

Система заданий приучает человека еще в детстве к волевому регулированию своего поведения. Постановка цели в инициативном действии формируется не самопроизвольно, а под воздействием обучения этому в заданных действиях.

Инициативное волевое действие всегда является избирательным актом. Это и вносит в первую стадию этих действий - постановку цели - свою специфику. Человек теперь уже должен не только осознавать следствия возможных своих действий, но осознавать и оценивать мотивы: побуждают ли они личность к активности в аспекте ведущих ее потребностей и устремлений или, напротив, подрывают их. Оценочная функция разума при действиях по заданию в какой-то степени еще может быть переложена на руководителя. При инициативном же действии человек должен от начала до конца все решать сам. Постановка цели в таких действиях сопряжена с большими внутренними трудностями, колебаниями и конфликтами между мотивами. В процессе перехода желания в категорическое хотение и намерение "буду делать это" происходит напряженная работа сознания по оценке и отбору побуждений.

Протекает ли процесс постановки цели без противоречий или при наличии борьбы мотивов, заканчивается он принятием решения. При положительном решении волевое действие развивается дальше и человек от постановки цели переходит ко второй стадии - к мысленному планированию исполнения.

Мысленное планирование всегда является раскрытием цели в конкретной совокупности знаний всех тех условий, которые обеспечивают ее реализацию в самом процессе деятельности. Это в равной мере относится ко всякому действию и поступку человека. Если ситуация хорошо известна, то обычно не возникает и никакого особого плана выполнения. Все привычные действия (умываться, позавтракать, сходить за покупками) совершаются по одному лишь побуждению, только в силу того, что условия для этих действий всегда налицо, а план их выполнения давно заучен, следовательно, необходимость в новом плане исчезает. Но как только эти условия изменяются, сразу же появляется настоятельная потребность в плане.

В объективной действительности заложены различные возможности для выполнения одного и того же действия. С ними связаны разнообразные варианты плана выполнения. Эти варианты могут вступать в противоречие между собой. В процессе этой внутренней "борьбы" вырабатывается тот окончательный план, по которому мы и действуем. При планировании коллективного действия творческое, критическое обсуждение происходит гласно. В результате коллективной работы принимается план, который наиболее полно отвечает задаче и возможностям ее решения.

Планирование в сложных действиях - это не только мыслительный, но и волевой процесс. Так, для того чтобы: 1) обдумать тот или иной план действия, необходимы волевой импульс и усилие; 2) выбрать из нескольких вариантов плана один, надо обнаружить решительность и применить усилие; 3) предотвратить поспешное принятие плана, следует проявить выдержку (равным образом необходимы волевые усилия, чтобы прекратить бесплодные колебания и медлительность); 4) не отступить от хорошего плана, нужно проявить упорство, настойчивость и т. д.

Предвидение - это не только знание, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения поставленной цели.

Постановка цели и планирование не даются человеку без борьбы с трудностями. Но на этих предварительных стадиях действия борьба с трудностями только начата. Доведение действия до успешного конца зависит от преодоления трудностей исполнения, какими бы они большими ни были. Нередко мы встречаем таких людей, которые ставят перед собой высокие цели, вырабатывают хорошие планы, но как только дело доходит до преодоления трудностей исполнения, то здесь обнаруживается их полная несостоятельность. Таких людей справедливо называют слабовольными. По умению преодолевать трудности, по исполнению намеченной цели судят о степени развития воли. Именно поэтому в характеристику воли в качестве главного признака входит умение человека преодолевать трудности и препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

Исполнение может выражаться не только в форме внешних активных поступков человека, но и в форме задержки, торможения ненужных, противоречащих цели движений. Во многих случаях исполнение в сложном волевом акте может быть выражено в форме внешнего бездействия. Нужно различать поступки активного действия и поступки воздержания от действия. Нередко торможение, задержка действий и движений требуют от человека большего напряжения воли, чем опасное активное действие. Следовательно, волевого человека характеризует не только действие, активно преодолевающее внешнее препятствие, но и выдержка, активно преодолевающая во имя цели внутренние препятствия, задерживающая ненужные или вредные мысли, чувства и движения. Задача воспитания воли и заключается в том, чтобы научить человека управлять собой в любых условиях, не терять контроля над своим поведением.

Волевые процессы.

Для того чтобы хорошо выполнять работу, нужно точно воспринимать и оценивать информацию, быть внимательным, мыслить, запоминать, припоминать и т. д.

Все психические процессы делятся на две группы - непроизвольные и произвольные. Когда требуется не просто смотреть или слушать, а всматриваться и вслушиваться, чтобы лучше понять и запомнить конкретную информацию, то во всех подобных случаях мы вынуждены мобилизовать волевые усилия, иначе успеха не добиться. Оператор на производстве не может полагаться только на свои знания и навыки, он должен быть предельно внимательным, чтобы правильно опознавать сигналы контрольных и измерительных приборов, своевременно и быстро определять причины повреждений, принимать решения по устранению неисправностей и др. Те психические процессы, которые осуществляются не только осознанно, но с достаточно выраженными усилиями личности, называются волевыми процессами.

Разумеется, что и сложная работа не выполняется без участия непроизвольных, неволевых процессов. Известно, что произвольное внимание является одной из наиболее утомляющихся психических функций. Оберегающий режим для внимания создается различными путями, в том числе интересом и внешними раздражителями, переключающими его без ущерба для дела на непроизвольное внимание. Но известно и другое: без достаточного развития произвольного, волевого внимания не может быть никакой продуктивной, тем более творческой деятельности.

Волевые состояния.

Это временные психические состояния личности, являющиеся благоприятными внутренними условиями для преодоления возникающих трудностей и достижения успеха в деятельности. К ним относятся состояния оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересованности, решимости и др. В этих состояниях особенно ярко выражена связь воли с эмоциями. Действия и поступки, выполняемые разумно, но с эмоциональным, страстным увлечением, являются наиболее успешными. Но некоторые эмоциональные состояния могут снижать, а то и блокировать волевую активность личности. К ним относятся состояния апатии и чрезмерной психической напряженности (стрессы). Стрессы возникают и в условиях трудовой деятельности (при управлении сложными агрегатами в производстве, преодолении информационных перегрузок в умственной работе и др.). Стимулируют их возникновение такие общие факторы, сопутствующие научно-техническому прогрессу, как ускорение темпа жизни, быстрые перемены в социальных условиях и др.

Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 13 - 21.

Как часто вы заставляете себя делать то, что не хочется? А может быть, вы чего-то отчаянно хотите, но не можете найти в себе сил приложить достаточно стараний, чтобы добиться желаемого результата? Волевое усилие - это то, что помогает человеку совершать невероятные вещи. О том, как нужно правильно себя мотивировать и читайте ниже.

Определение

Что такое волевое усилие? Это усилие, направленное на достижение какой-либо поставленной цели. Не всегда человек может сразу и без проблем выполнить поставленную задачу. Иногда с первого раза у него ничего не получается. Приходится делать вторую попытку, а иногда и третью. Чтобы не сбиться с выбранного пути, нужно иметь силу воли, которая поможет человеку добиваться того, чего он хочет. Волевое усилие неотрывно связано с мотивацией. Люди будут делать что-то только тогда, когда узнают, что их ждет за потраченное время и силы. Награда не всегда бывает материальной, порой хватает эстетического или морального наслаждения.

Как часто человеку приходится прилагать волевые усилия? Каждый раз, когда он сталкивается с проблемой, с которой не встречался раньше. Сложные и непонятные ситуации - это стресс, на борьбу с которым уходит много сил и порой времени.

Каждый человек рождается с разными склонностями и способностями. Но вот характер формируется под влиянием окружающего мира и воспитателей. От чего зависит развитие волевых усилий человека?

  • Привычки. Та персона, которая привыкла подчиняться родителям, учителям и старшим товарищам, не сможет принимать решения самостоятельно. У нее нет привычки, которая поможет в сложной жизненной ситуации сделать волевое усилие и добиться поставленной цели.
  • Окружающая среда. Люди растут в различном окружении. Кто-то привыкает с детства бороться за свое существование, а кому-то это просто не нужно. Чтобы выжить в мегаполисе, ребенок должен быть сильным, смелым и настойчивым. А вот в сельской местности в детях поощряется доброта, открытость и подчинение родителям.
  • Позитивное восприятие мира. Делать волевые усилия имеет смысл только тогда, когда человек рассчитывает на положительный исход событий. Если же у персоны нет уверенности в том, что все разрешится наилучшим образом, у нее не будет никакого желания действовать.
  • Скорость принятия решений. Человек, который может быстро реагировать на изменяющийся мир, добьется большего успеха, чем та персона, которая будет долго думать над сложившейся ситуацией.

Факторы появления воли

Люди - разумные существа. Они будут прилагать усилия только тогда, когда это действительно будет требоваться. Что же способствует активным действиям, которые задействуют волю?

  • Цели. Волевые усилия необходимо прикладывать для того, чтобы добиваться поставленной цели. Человек ставит перед собой задачи, порой невыполнимые и идет к ним несмотря ни на что. Благодаря такому подходу и неиссякаемому энтузиазму персона может добиться поставленной цели, причем за короткий срок.
  • Препятствия. Человек будет действовать не только тогда, когда ему этого захочется. Вторая причина, которая может его побудить к труду, - это проблемы и жизненные неурядицы. Для того чтобы удачно разрешить ту или иную ситуацию, порой приходится тратить много сил. А довести дело до конца человеку помогает сила воли.

Свойства личности

Формирование человека идет с первых месяцев жизни. Но волевые свойства личности закладываются генетически родителями. По этой причине характер каждого отдельно взятого индивида становится таким разным. Какие же бывают свойства личности?

  • Сила воли. Уже в детстве становится понятно, насколько человек будет собранным и стойким. Волевые свойства личности проявляются в терпеливости и выполнении данных обещаний. К счастью, себя всегда можно перевоспитать. Сделать это сложно, но при сильном желании на выработку силы воли уйдет всего год.
  • Настойчивость. Человек может быть упертым, а может быть рассудительным и напористым. Первое свойство не принесет персоне никаких дивидендов. А вот второе поможет человеку добиваться поставленных целей.
  • Выдержка. Человек, который поставил какую-то цель, должен обязательно ее выполнить. И в этом деле ему поможет выдержка. Та личность, которая умеет доводить все начатое до конца, обладает уникальными личными качествами, которые помогают построить отличную карьеру.

Характер

Родители формируют из ребенка то, что хотят и могут, лет до 8. Дальше у личности появляется свое сознание, и чадо начинает самостоятельно обдумывать свои действия и решения. Характер - это совокупность различных ценностей, личных качеств и склонностей человека. А что такое волевой характер, и из чего он складывается?

  • Решительность. Человек должен уметь самостоятельно делать выбор и нести за него ответственность. Сегодня с этим пунктом у многих людей есть большие проблемы. Принять решение люди могут, а вот отвечать за него хочется далеко не каждому.
  • Уверенность в себе. Волевой характер может сформироваться только у той персоны, которая обладает хорошей самооценкой. Человек должен точно знать свои сильные и слабые стороны.
  • Формирование воли. Ставя цели и достигая их, человек формирует характер. Благодаря успеху у человека поднимается настроение, самооценка и кажется, что в жизни все легко и просто. Только личность может формировать то, что называется волей.

Жизненная позиция, влияющая на волю

Люди ведут разный образ жизни. Кто-то предпочитает отдыхать перед телевизором, но зато в рабочие часы заниматься активным физическим трудом. А кто-то работает головой, а в свободное время занимается экстремальными видами спорта. Но это идеальный баланс, который встречается нечасто. Какие же существуют жизненные позиции, влияющие на волевые усилия человека?

  • Активная. Человек может принимать решения и отвечать за свой выбор. Личность ставит цели и добивается поставленных задач. Чередование активной физической нагрузки с мозговой активностью помогает находить гармонию. Активная жизненная позиция заставляет человека участвовать в различных мероприятиях, демонстрациях и социальных проектах.
  • Пассивная. Эмоционально-волевая сфера развита у некоторых персон очень слабо. Человек может и будет ставить себе задачи, но не сможет их выполнить, так как не найдет в себе внутренней мотивации, чтобы начать действовать. Желание что-то получить будет менее выраженное, чем лень.

Процесс развития воли

Эмоционально-волевая сфера развития помогает сосредоточиться на главном. Человек отбрасывает в сторону все второстепенное. Как же поэтапно проходит процесс развития волевого усилия?

  • Формирование задачи. Прежде чем какая-то цель осуществится, ее нужно придумать. Цели бывают глобальными, а бывают совсем небольшими, проходными. Некоторые свои задумки человек может считать осуществимыми, а другие он будет воспринимать как что-то фантазийное.
  • Обдумывание пути. Когда цель сформирована, человек продумывает то, как он будет осуществлять свой проект. Это может быть пошаговая проработка плана или же набросок того, с какой стороны лучше подойти к поставленной задаче.
  • Реализация идеи. Когда решение выполнить проект принято, человеку ничего не остается, кроме как начать действовать.

Развитие волевых качеств

Хотите добиваться поставленных задач и не сворачивать с выбранного пути? Как должно проходить развитие волевых качеств личности? Вам нужно выбрать какую-то небольшую цель с видимым результатом. Например, похудеть на 3 кг за неделю. Продумайте путь к поставленной цели. Вы можете начать бегать по утрам или же ежедневно заниматься физкультурой. Возможно, стоит пересмотреть свое питание или же сесть на какую-нибудь диету. Ежедневно отмечайте в тетрадке свой прогресс. Когда через неделю вы достигнете поставленной цели, мотивация от этого первого шага даст вам возможность выполнить более сложный проект. На этот раз придумайте цель, на реализацию которой потребуется месяц. После этого можете придумать проект, который можно будет выполнить за полгода. Постепенно ставьте себя более крупные цели. Достигая их, вы будете тренировать силу воли.

Тест

Хотите проверить свою силу воли? Тогда пройдите этот тест на выносливость. Он был составлен для солдат армии США. С виду все может показаться очень легко. Отжимания, приседания, все как в школе. Но сделать 4 подхода за 4 минуты удается не каждому. А за сколько удастся сделать упражнения вам? Тест на выносливость:

    10 отжиманий.

    10 прыжков из упора лежа. После выполнения перевернитесь на спину.

    10 подъемов туловища из положения лежа на спине.

    10 приседаний.

Вы успешно прошли тест? Какой результат? Уложиться за 4 минуты получается не у всех, и это даже с тем учетом, что 4 минуты - это не лучшее время. Желательно делать 4 подхода за 3 минуты 30 секунд. Занимайтесь каждый день, сокращайте время и развивайте силу воли.

Само представление о силе, по мнению Ф.Энгельса , возникает у человека потому, что он обладает средствами, необходимыми для выполнения движения. "Средства эти могут, в известных пределах, быть приведены в действие нашей волей…". .

Представление волевых усилий как признак любого волевого действия, считая, что "следует резко отличать волевой процесс с его центральным фактором, волевым усилием, от более общего понятия психической активности, которое входит во все без исключения душевные процессы". .

Ряд авторов (А.Г.Ковалёв, В.А.Крутецкий, С.В.Корж, и др.) проявление волевых усилий связывают с сознательной мобилизацией возможностей человека (актуализацией психофизиологических ресурсов организма). Волевые усилия рассматриваются в основном лишь как фактор, обусловливающий реализацию возможностей человека в физических видах деятельности, упуская при этом анализ их организующей, регулирующей функции. Другие психологи (А.П.Колиснык, А.С.Зобов, Н.Е.Малков) проявление волевых усилий связывают с активной саморегуляцией личности в плане эффективного самоуправления, выбора оптимальных мотивов. При этом, анализируя в основном лишь организующую функцию волевых усилий, они недооценивают их функцию мобилизации и реализации возможностей человека.

Таким образом можно предполагать, что волевые усилия - это резервный энергетический и высший регуляторный фактор в любой сфере деятельности человека, и в спорте в частности. .

Основной волевых усилий являются осознанные мотивы выполняемой деятельности, которые выполняют содержательную, направляющую, симулирующую функцию. Сами же волевые усилия выполняют организующую, управляющую, реализующую функцию. Осознанные мотивы не всегда обусловливают проявление волевых усилий. Это зависит от уровня развития у человека соответствующих волевых способностей и осознания необходимости выполнить определённую деятельность, связанную с преодолением трудностей. При этом важное значение имеют наличие соответствующих навыков практической деятельности, развитие способности к самостимулированию с применением различных приёмов самовнушения, самоубеждения, самоприказов. Мотивационной детерминации волевых усилий благоприятствуют определённые эмоциональные состояния - уверенности, готовности, мобилизованности, возбуждения и др., возникающие на основе актуализации соответствующих мотивов достижения и притязаний личности.

В советской психологии имеется ряд работ, раскрывающих положительное влияние сильной мотивации на эффективность выполнения различных действий человека (А.Н.Поварницын, Ю.Ю,Палайма, и др.). Но проблема влияния различной силы мотивации на эффективность волевых усилий, к сожалению, ещё не разработана. Учитывая, что навыки преодоления трудностей в привычных видах деятельности у человека обычно хорошо развиты, можно лишь предположить следующее: преодолении человеком трудностей, соответствующих основным трудностям его профессиональной деятельности, между силой мотивации и эффективностью волевых усилий может существовать прямая зависимость.

Таким образом, можно считать, что влияние мотивов на эффективность волевых усилий зависит от силы мотивации и значимости выполняемого действия. По Н.Ф.Добрынину, "усилия обуславливаются значимостью для личности принимаемого решения, проявляясь в волевых действиях. Степень волевого усилия поэтому зависит от степени трудности данного действия. Степень волевого усилия поэтому зависит от степени трудности данного действия, степени значимости его для личности в данное время". Поэтому о способности человека к проявлению волевых усилий следует судить на основании его способности реализовывать значимые мотивы.

Если считать, что воля является свойством личности, то можно ожидать зависимость волевых проявлений от индивидуальных особенностей человека, и в первую очередь от самосознания (от особенностей самооценки). Поэтому можно предположить, что проявление волевых усилий зависит от индивидуальных особенностей человека (темперамента, возраста, профессиональной направленности, уровня профессионального мастерства и т.д.), от адекватности его самооценки.

Свойства той или иной личности проявляются в её деятельности. Причём в зависимости от видов выполняемой деятельности одни и те же свойства могут проявляться по-разному. В связи с этим можно ожидать, что проявление волевых усилий зависит от особенностей выполняемой деятельности.

В психологии на сегодня почти не разработана концепция, характеризующая механизмы возникновения волевых усилий спортсменов и их функцию в общей структуре спортивной деятельности. Поэтому можно лишь предположить, что возникновение волевых усилий у спортсменов связано с осознанием необходимости успешного выполнения соревновательной деятельности, с повышенной активизацией их сознания, с применением различных приёмов самостимулирования (самоприказы, самоубеждение, самовнушение), способствующих организации и выполнению действий, направленных на преодоление трудностей. .

Волевые усилия - это фактор, обеспечивающий управление психическими процессами в экстремальных условиях соревнований. Кроме того, волевые усилия поэтапно участвуют в организации (формировании) различных аспектов спортивной деятельности. На первом этапе организации такой деятельности волевые усилия способствуют активизации мотивационной сферы личности. Они, организуя активный анализ различных мотивов, способствуют выбору из них наиболее значимых и утверждению их в сознании. Волевые усилия дополнительно активизируют, усиливают значимые мотивы и на их основе формируют устойчивую мотивацию спортивной деятельности. В соответствии с этой мотивацией они участвуют в формировании динамической установки, которая в дальнейшем способствуем коррекции волевых действий.

Важную функцию при актуализации содержательных аспектов волевой мотивационной установки выполняет самооценка спортсмена. Волевые усилия, способствуя соотнесению мотивации, самооценки, установки, притязаний, возможностей, чувств и активизируя психические процессы (особенно внимание и мышление), обеспечивают постановку или выбор целей (для волевых действий характера постановка реально достижимых целей).

Постановка целей и их реализация связаны с проявлением соответствующих эмоций. Волевые усилия осуществляют над ними контроль и их необходимую регуляцию.

После постановки конкретных целей волевые усилия обеспечивают организацию наиболее сложных процессов планирования предстоящих соревнований, подбор наиболее эффективных тактических средств и методов и т.п. Перед тем как приступить к реализации намеченных целей, волевые усилия способствуют предварительной мобилизации, формируя волевую готовность к предстоящей экстремальной деятельности. Затем они организуют начало и выполнение этой деятельности, поддерживая необходимый уровень мобилизации и осуществляя соответствующий самоконтроль и коррекцию сложных операций волевых действий. В то же время при возникновении препятствий (для их преодоления) волевые усилия осуществляют функцию стимуляции деятельности с помощью самоприказов, самоубеждения, самовнушения, постановки промежуточных целей.

В зависимости от специфики трудностей, препятствующих реализации той или иной цели в спорте, волевые усилия приобретают те или иные особенности. Так, можно предположить, что в процессе выполнения сложных интеллектуальных тактических действий волевые усилия направлены преимущественно на оптимизацию мотивационной сферы, на выбор из иерархической системы мотивов, целей, задач, решений, позиций, наиболее оптимальных и значимых в основном за счёт включения дополнительных регуляторных процессов. При выполнении физических волевых действий волевые усилия направлены преимущественно на реализацию значимых мотивов, целей, решений за счёт включения дополнительных мобилизационных процессов. .

Для проявления волевых усилий необходима информация о ходе спортивной борьбы и состоянии организма спортсмена. На базе этой информации осуществляется волевой самоконтроль, характеризующийся постоянным сличением сложных аспектов волевых действий с выработанной программой и на основе этого сличения - осуществлением соответствующей коррекции.

Волевые усилия, активизируя интеллектуальные процессы на анализ поступающей информации в соответствии с целями деятельности, способствуют формированию оптимальных алгоритмов и программ волевых действий. Планирование таких действий связано с максимальной актуализацией психических процессов, особенно мыслительных, творческих, а часто и интуитивных.

В целом проявление волевых усилий связано с высоким уровнем внимания. Адекватное быстрое переключение внимания - важное условие волевой регуляции.

Для достижения высокого уровня волевой мобилизационной готовности необходимо устойчивое интенсивное внимание, способствующее возникновению необходимых образов и представлений, мысленному осуществлению предстоящих действий и благоприятствующие формированию соответствующих стенических эмоциональных состояний. Можно в определённой мере утверждать, что волевые усилия проявляются через внимание.

Развитие волевых усилий сопряжено также с формированием способности подчинять свои действия необходимости, с самовоспитанием высокого уровня самоконтроля. Высшая степень развития волевых усилий проявляется в возникновении потребности в волевой деятельности, в преодолении трудностей в спорте.

Этому сопутствуют мотивы самоутверждения, самовыражения, самореализации, познания своих возможностей.

Для формирования волевых усилий не менее важно регулярное следование требованиям необходимости. Но это подчинение не должно быть всегда жёстким, ибо частое насилие над собой может привести к срыву воли. Чтобы этого не произошло, спортсмену необходимо научиться своевременно расслабляться, снимать напряжённость.

Но следует отметить, что в умении расслабиться, снять напряжённость проявляется своеобразная регуляторная сторона воли. .

Высокий уровень развития способности к проявлению волевых усилий характеризуется оптимальной организацией основных сторон волевой спортивной деятельности. Для волевых действий в спорте характерны высокая эффективность, экономичность проявления психической и физической энергии. В таких действиях волевые усилия, как правило, не обеспечивают регуляцию всех её элементов, а лишь тех из них, выполнение которых требует сознательного напряжения, преодоления трудностей.

Для проявления волевых усилий важно сознательное предвидение спортсменом реальности достижения намеченных результатов. Волевые усилия лишь тогда достигают высокой эффективности, когда они подчинены целям различного уровня и значения.

При этом перспективные цели (стать чемпионом России, Европы, мира и т.п.) определяют устойчивость проявления волевых усилий, а ближайшие цели (выполнить очередной разряд, норматив и т.д.) стимулируют их интенсивность. Сюда же помимо наличия целей и сильных осознанных мотивов необходимо отнести и наличие волевой установки, готовности к проявлению волевых усилий.

Установка на проявление волевых усилий способствует необходимой коррекции волевых действий, поддержанию готовности к преодолению трудностей, способствует принятию оптимальных интуитивных решений в экстремальных условиях соревнований.

Волевая установка формируется на основе объективной оценки спортсменов своих возможностей адекватно требованиям предстоящих соревнований и в соответствии с её оценкой. Формированию волевой установки предшествует познавательно-прогностическая деятельность спортсмена с анализом эмоционально-ценностных отношений к спорту.

Важный фактор формирования установки на проявление волевых усилий является самовнушение.

С его помощью спортсмен способен программировать своё сознание на проявление воли. Для осуществления волевого самовнушения необходимо достичь состояния уверенности в своих силах, сознательно актуализировать и усилить мотивацию достижения, представить намеченный результат, мысленно выполнить основные действия, повторить с помощью внутренней речи несколько раз необходимые установки.

Самовнушению предшествуют самоубеждение и самоприказы. Так, самоубеждение характеризует акт обоснования необходимости выполнения определённых произвольных (волевых) действий.

Осуществляется самоубеждение на основе актуализации определённых намерений и стремлений. Оно способствует формированию необходимого уровня готовности к достижению намеченной цели

Потенциальное состояние волевой готовности переходит в волевые действия с помощью соответствующих самоприказов, т.е. прямой вербальной, жесткой самостимуляции усилий, соответствующей уровню трудностей интенсивности, основанной на осознании их необходимости.

Проявление волевых усилий - это момент наиболее активного деятельного состояния сознания, характеризующийся диалектическим единством побудительной и исполнительной сторон действия. Определяющим условием проявления волевых усилий является повышенная активность сознания.

На основе опыта волевой деятельности и формирования дополнительных побудительных явлений, возникающих в процессе этой деятельности, происходят определённые позитивные изменения в структуре самосознания: повышается адекватность оценки своих способностей, возрастает устойчивость эмоционально-ценностных отношений, потенциально усиливаются регуляторные механизмы самосознания.

Волевые усилия обеспечивают творческую сторону спортивной деятельности, способствуют формированию таких мотивов, которые связаны с самоусовершенствованием спортсмена, его развитием, с преобразованием себя и окружающей действительности.

Волевые усилия спортсмена, направленные на реализацию морально-этических мотивов, соотносясь с самооценкой, нравственными притязаниями и установками, способствуют формированию и актуализации таких свойств его личности, как гордость, самоуважение, совесть, чувство собственного достоинства, чувство долга, ответственности и т.п.

Волевые усилия проявляются на основе самопознания, изучения своих возможностей, способов осуществления волевой деятельности.

Они могут выступать как процесс самореализации спортсмена, как процесс самореализации спортсмена, как ведущее средство, способствующее устойчивости его характера и развитию его лучших качеств.

Стабильное проявление волевых усилий ведёт к гармоничному развитию всех сторон самосознания: мотивационно-эмоциональной, интеллектуально-прогностической, нормативной (моральной) и регуляторной. Если же эта гармония нарушается, можно наблюдать некоторую неустойчивость волевой регуляции поведения. .

В зависимости от устойчивой направленности и особенностей готовности к проявлению волевых усилий можно судить о сформированности различных волевых качеств спортсменов. Установка на проявление волевых усилий, способствующих формированию, поддержанию и реализации смыслообразующих перспективных целей, характеризует такое волевое качество, как целеустремлённость, ведущей стороны которого является волевая направленность.

Готовность к устойчивому проявлению волевых усилий, способствующих реализации принятых решений в соответствии со значимыми мотивами в условиях преодоления разнообразных препятствий, характеризует такое волевое качество, как настойчивость.

Потенциальная возможность устойчивого проявления волевых усилий, способствующих преодолению трудностей, препятствующих реализации ближайших целей, характеризует ещё одно волевое качество - упорство.

Направленность на проявление волевых усилий, способствующих принятию объективных ответственных решений, несмотря на риск и опасность, связана с таким волевым качеством, как решительность.

Установка на проявление волевых усилий, способствующих принятию ответственных решений и их реализации в действиях, сопряженных с риском и опасностью, характеризует волевое качество смелость.

Способность к проявлению волевых усилий, способствующих поддержанию психических и психомоторных процессов на необходимом

уровне в экстремальных условиях в соответствии с поставленной целью, характеризует такое волевое качество, как выдержка.

Готовность к волевым усилиям, способствующим эффективному управлению побуждениями, эмоциями и действиями в экстремальных условиях в соответствии с необходимостью, выступает как характеристика волевого качества самообладание.

Направленность на волевые усилия, способствующие выработке оригинальных, оптимальных, своевременных решений и способов их осуществления в трудных условиях, характеризует волевое качество инициативность.

Готовность к волевым усилиям, способствующим самостоятельной постановке целей, принятию решений и их реализации в экстремальных условиях, связана с таким волевым качеством, как самостоятельность.

Таким образом, волевые качества не только проявляются, но и формируются через волевые усилия.

Проявление волевых усилий в соответствии с особенностями преодолеваемых трудностей экстремальной деятельности способствует формированию соответствующих навыков волевой активности, а также формированию волевой направленности. .