Хорошие отношения с руководителем. Как наладить отношения с начальником? Дарья Стасевич, психолог

Смена начальства, даже если с предыдущим отношения складывались не очень, - всегда стресс. Будет ли он энергичным реформатором или станет спокойно продолжать стратегию предшественника, все равно перемены неизбежны. А перемены - это беспокойство и напряжение. В такой ситуации человек, даже если он суперпрофессионал, часто воспроизводит биологические механизмы самозащиты. Их всего три. Первый (самый популярный) - прикинуться частью окружающей среды, привлекать как можно меньше внимания. Второй (довольно редкий) - напротив, дать "предупредительный залп", продемонстрировать клыки и когти. Третий (редкий, но яркий) - всячески демонстрировать свою лояльность, приносить спелые бананы или красивые ракушки, чтобы заслужить благосклонность доминантного самца (самки)...

Ничего обидного в таких ассоциациях нет - Homo sapiens не может оторваться от своей природы, сколько бы ни старался. Но биологические стратегии в этой ситуации - не самые успешные. А как же вести себя, чтобы выстроить максимально конструктивные и полезные отношения с новым начальством?

Для начала надо понять, чего хочет добиться новый начальник, каковы его цели, - считает консультант по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Вера Анисцына. - А также какова его стратегия: есть желание сменить персонал и привести "своих" людей или работать с прежним. И в любом случае работать с полной отдачей, причем важен не только результат, но и визуальные эффекты - аккуратно подшитые дела, чистый стол, грамотное ведение баз данных и т.п. Не стоит слишком "скромничать", принижать свои достижения, это произведет скорее негативное впечатление, убедив начальника в мысли, что вы не особо ценный сотрудник.

Не стоит собирать все слухи о новом начальнике, они часто бывают недостоверными и субъективными. Когда начальник захочет познакомиться с вами, он сам расскажет о своих планах

Проявите профессионализм и компетентность, - советует президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. - Если новый руководитель сразу почувствует в вас хорошего специалиста, он прислушается к вашему мнению. Но не следует пытаться выиграть за счет собственных коллег: никогда не критикуйте их, пытаясь повысить свой авторитет.

Не сравнивайте нового с предыдущим начальником. Поначалу это сравнение всегда будет не в его пользу, - открывает секреты успеха заведующий кафедрой управления персоналом Института повышения квалификации госслужащих Российской академии государственной службы при президенте РФ, доктор психологических наук Тахир Базаров. - Прежде чем высказать свое мнение, постарайтесь услышать мнение нового начальника. Придерживайтесь делового этикета: ничего личного - дело превыше всего. И, наконец, делайте все, что вы умеете, но очень хорошо, по максимуму.

Самое главное - не вступать с новым начальством в отношения конкуренции, - рекомендует старший научный сотрудник кафедры психологии МГУ кандидат психологических наук Константин Сурнов. - В ней вы заведомо проиграете, а пользы никакой не получите. Шефа надо постараться понять, а для этого - внимательно наблюдать и искренне им интересоваться. И еще: не надо его бояться, ему и самому на новом месте поначалу не слишком комфортно.

Любую ситуацию надо оборачивать в свою пользу, - считает известный коуч-тренер, директор консалтинговой компании "ММ-класс" Марина Мелия. - Смена руководства - мощный стимул к собственному развитию. Самое время навести порядок в своих делах, расстаться со старыми документами, разобрать рабочий стол, обратить внимание на свой внешний облик - возможно, пришло время изменить имидж. Не стоит собирать все слухи о новом начальнике, они часто бывают недостоверными и субъективными. Когда начальник захочет познакомиться с вами, он сам расскажет о своих планах, спросит о ваших - будьте готовы к этому.

60% руководителей – диктаторы. Именно это показали последние исследования. Поэтому ответ на вопрос «Что делать, если шеф монстр?» – «Увольняться» – будем считать неправильным. Куда податься, если направо пойдешь – тиран, налево – диктатор? Можно ли научиться ладить с таким боссом?

Можно сколько угодно доказывать, что от демократии произрастают куда более пышные цветы и результаты работы у начальников-демократов лучше. Однако, как и было сказано, некто еще не встретил кота, которого интересовало бы, что о нем думают мыши. Для нас важнее – что о нас думает босс. А если он деспот, то как выстроить с ним отношения, чтобы и достоинство не страдало, и на скандал не нарываться?

Диктаторы бывают разные: один устраивает скандалы и разносы подчиненным, другие подобно катку для укладки асфальта, давят Вас множащимися требованиями. Самое забавное, что многие из них считают себя добрейшей души людьми, на которых подчиненные просто ездят.

Прежде всего – не разочаровывайте босса. Если он считает себя демократом, ненавязчиво дайте ему понять, что и Вы воспринимаете его именно так. Если же ему нравится думать, что он страшный и грозный, не вредничайте, подыграйте ему и потрепещите хотя бы для вида.

Стиль поведения и работы подчиненного должен быть таким же, как у начальника. Шеф ходит на работу в белых сорочках и при галстуке – прикиньтесь щеголеватым клерком. Кстати, начальники-деспоты вообще придают большое значение формальной стороне жизни, мелочам.

Осторожно отнеситесь к попыткам шефа наладить с Вами неформальный контакт. Во-первых, не болтните лишнего. Все, что Вы ему скажете, он потом может использовать против Вас. Вам нужно найти такую грань между кажущейся открытостью (нельзя, чтобы начальник думал, что Вы от него что-то скрываете, что Вы темная лошадка) и защищающей Вас скупостью информации о себе. Во-вторых, пара вроде бы человеческих фраз, которыми Вы перебросились с шефом, не означают ни-че-го. Во всяком случае, для Вас. Смешно думать, что после этого босс начнет прислушиваться к Вашему мнению.

Не сплетничайте и не пытайтесь услужить. Шеф будет думать, что Вы «шестерка», и станет откровенно вытирать о Вас ноги. Вы должны быть не чета другим. Причем так, чтобы коллеги этого не почувствовали и не разозлились. Элегантнее, спокойнее, удачливее. Умнее и профессиональнее. У Вас должны быть респектабельные знакомые и родственники (на голубом глазу врите, что Ваша мама – потомственный архитектор и дворянка, даже если она всю жизнь мыла полы).

Не протестуйте, когда Вас отчитывают. Не скандальте. Не доказывайте, что шеф не прав. Наоборот, соглашайтесь с ним, кляните себя за ошибки, говорите, что прямо сейчас все сделаете заново. Этим Вы дезорганизуете деспота: ведь если Вы все поняли и согласны с ним, о чем еще говорить?

Если допустили серьезный ляп – не ждите вызова на ковер. Первым расскажите шефу о досадной ошибке и кройте себя на чем свет стоит. В работе ссылайтесь на его рекомендации. Деспот – апологет субординации. Никаких отношений через его голову с начальником самого деспота быть не может. Во всяком случае, на работе. Не пытайтесь подбить коллектив на восстание против деспота. Ждите, когда тиран надоест своему начальнику. А если кто-то из коллег пытается вовлечь Вас в заговор, мягко устранитесь.

Даже если Вам сейчас совершенно нечего делать на работе – займитесь хоть чем-нибудь. Разберите бумаги, сделайте нужные звонки и т.д. Деспоты с большим уважением относятся к авторитетам. Чем больше нужных деловых знакомств будет в Вашем арсенале, тем больше с Вами будет считаться шеф. Рассказывайте коллегам о своих блестящих связях. И шеф к Вам заметно потеплеет. Читайте специальную литературу и обсуждайте ее с шефом. Получится, что ваш босс как бы рецензирует умных и известных людей. И ему приятно.

Если деспот похвалил Вас за хорошую работу, знайте: Вы достигли этих высот только под его мудрым руководством. Рассказывайте гадости про других начальников – пусть деспот почувствует, как Вы его цените. Кстати, не вздумайте пугать деспота, что уволитесь, если он не станет обращаться с Вами уважительно, не пишите провоцирующих заявлений об уходе. Во-первых, из вредности подпишет, во-вторых, воспримет как предательство. Искать новое место надо незаметно для коллектива. Донесут и позавидуют. И последнее. С авторитарными начальниками лучше срабатываются женщины. Если Вы дама с характером и деловой схваткой, маскируйте эти свои достоинства нежным голосом и женственными манерами.

Мир, взаимопонимание и полная гармония - если ваши отношения с начальником можно описать этими словами, значит, вам нет необходимости читать эту статью. Однако, по данным Исследовательского центра рекрутингового портала , каждый третий экономически активный россиянин (33%) не считает своего шефа хорошим руководителем. Между тем именно от непосредственного начальника во многом зависит карьера специалиста - каким будет круг его обязанностей, будет ли он расширяться, стоит ли ожидать повышения и т.д.

Плохо складываются отношения с шефом? Прежде чем заранее сожалеть о карьерном крахе или даже сгоряча писать заявление об уходе, задумайтесь: действительно ли другого выхода нет? Ведь на новом месте вам тоже придется взаимодействовать с начальником, и не факт, что он окажется более понимающим. Может, лучше попытаться наладить отношения с нынешним руководителем?

За что уважать начальника?
Как это осуществить? Для начала проанализируйте: почему вашим начальником стал именно этот человек? Какие качества позволили ему подняться по карьерной лестнице? По данным Исследовательского центра рекрутингового портала , почти каждого третьего руководителя (32%) «вырастила» компания. Так что весьма вероятно, что ваш шеф не понаслышке знает обо всех особенностях и мельчайших деталях вашей работы. Но даже если ваш начальник сразу пришел в компанию на руководящую должность (как это бывает в 22% случаев), его, несомненно, есть за что уважать - за опыт, знания, настойчивость в достижении цели и т.д. Не зря же он, в конце концов, стал начальником.

Психологи советуют помнить и о том, что ваш руководитель - такой же человек, как и вы, со своими слабыми и сильными сторонами. Скорее всего, он тоже стремится сделать карьеру, его тоже ждет дома семья, рыбалка по выходным и отпуск на даче. К тому же у него наверняка тоже есть босс, который бывает недоволен подчиненными.

Чего же ожидает от вас шеф? Надежности (чтобы сотрудники не подвели и вовремя выполнили задачу), пунктуальности (чтобы генеральный директор не выговаривал ему, что постоянно видит опаздывающими сотрудников именно его отдела), профессионализма (чтобы не перепроверять за подчиненными каждую мелочь и не исправлять ошибки, отвлекаясь от своих задач) и элементарной человеческой порядочности (чтобы избежать сплетен и прочих неприятностей в коллективе).

Ответьте себе честно: всегда ли вы соответствуете всем этим требованиям?

Почему вы не ладите?
Впрочем, даже если вы профессиональны, пунктуальны и абсолютно порядочны, оснований для конфликтов с руководством может быть множество - это и разные взгляды на способы достижения цели, и разные методы и приемы работы, и личная неприязнь, и несовпадение темпераментов… Вот лишь некоторые примеры возможных причин разногласий.
Вы предпочитаете излагать суть рабочих проблем устно, а руководителю привычнее и удобнее получать письменные отчеты. Или наоборот - вы пишете начальнику длинные письма-доклады, а он предпочитает обсуждать важные темы за чашкой кофе в буфете.
Вам удобнее работать самостоятельно (получить задание, оговорить сроки и самому планировать конкретные шаги по выполнению), а шеф привык контролировать не только конечный результат, но и промежуточные итоги работы. Поэтому он без конца спрашивает вас о ходе дел. Возможна и обратная ситуация, но в любом случае в конечном итоге раздражаетесь и вы, и руководитель.
Вы выполняете работу не спеша, но вдумчиво и качественно. Шеф же ждет от вас молниеносной реакции и быстрого доклада о результатах.
Начальнику присущ демократичный стиль управления - свобода критики и контраргументов, тогда как вы привыкли к субординации и четкому разграничению ответственности между руководителем и подчиненным. Или наоборот.
Возможны и личные основания для конфликтов - их великое множество: от банальной зависти до сложных офисных интриг.

Чтобы понять, в чем причина разногласий с руководителем, иногда достаточно просто оценить, в каких ситуациях шеф нервничает, прислушаться к его словам и попробовать изменить свое поведение.

А как у коллег?
Стоит также понаблюдать за коллегами - только ли вы испытываете сложности во взаимоотношениях с руководителем? Если, к примеру, все остальные сотрудники отдела с ним отлично ладят, то, скорее всего, причина проблем кроется именно в вас.

Кроме того, не исключено, что кто-то из сослуживцев уже проходил путь налаживания отношений с боссом - опыт такого коллеги может быть чрезвычайно полезен вам. При случае поинтересуйтесь у него, как удалось укрепить сотрудничество, по возможности поделитесь своей проблемой. Советы коллеги, успешно преодолевшего сложности в отношениях с вашим руководителем, - это настоящее сокровище.

Обратная связь
Если продуктивного сотрудничества с начальником все же не получается, пожалуй, имеет смыл выбрать удобный момент и инициировать разговор с ним наедине. Деликатно спросите, что именно вы делаете не так и как это можно исправить, и очень внимательно выслушайте ответ. Такая информация - ценнейшие сведения для вашей дальнейшей карьеры. У каждого из нас есть свои недостатки или просто особенности, и получить от шефа обратную связь - значит понять, над чем именно вам нужно особенно тщательно работать. Так что вместо того, чтобы обижаться на его слова, к примеру, о вашей безответственности, вспомните, что могло заставить начальника так думать.

Главное в таком разговоре - правильно выбрать время и правильно задать вопрос. Когда в отделе аврал, руководителю наверняка не до выяснения отношений. Не стоит спрашивать его: «Почему вы снова повышаете на меня голос?» Лучше поинтересуйтесь: «В чем именно заключается моя ошибка?» и обязательно подчеркните, что вы готовы работать над ее исправлением. Помните – откровенная беседа с начальником спасла не одну карьеру.

Наконец, бывает и так, что наладить отношения не удается. Стоит ли в этом случае через силу ходить каждый день на работу и, скрепя сердце, выполнять поручения шефа? Решать только вам.

По мнению психологов, отношения с начальством зависят от того, мужчина является руководителем или женщина. Женщина-руководитель, в зависимости от своего психотипа, обладает рядом качеств, которые не присущи мужчинам. Поэтому отношения с начальником-женщиной не всегда складываются хорошо.

Если подчиненному дорого его рабочее место, важно научиться контактировать с новым боссом.

Особенности женского стиля управления

Главной отличительной черной управления является склонность к демократичности. Организация работы и ее выполнение направлены на применение командных сил подчиненных. Женщины более расположены к сотрудничеству. Часто зависят от эмоционального настроя. Мужчинам же присуще пользоваться командно-административным стилем, направленным на поэтапное структурированное выполнение задач.

Работа в коллективе, где руководитель мужчина, будет складываться строго по инструкции. Свойственно качественное выполнение задач в поставленные сроки. Женщины же склонны на отношения и лидерство в них. Часто они менее строги с подчиненными, но злопамятны. За любые оплошности они могут и не наказать сотрудника, но свое негативное впечатление о нем создадут.

Что делать, если отношения с начальством уже не задались: психологи советуют изучить некоторые правила, которые помогут подчиненному. Придется уделить внимание не только своим профессиональным качествам, но и внешнему виду. Женщины педантично относятся к дресс-коду.

Как строить отношения

Особенности управления зависят от психологического типа. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки:

  1. «Мужик в юбке». Жесткая как с подчиненным, так и в отношении работы.
  2. «Мамочка». Ценит дружбу с подчиненными, прислушивается к их мнению и часто поддается эмоциям.
  3. «Энтузиаст». Ставит цели и идет к их выполнению. Это трудоголик, который доверяет своим идеям и опыту, а работникам оставляет выполнение второстепенных задач.

Все эти психологические типы объединяет одно: женщины более чуткие и направлены на психологическое ориентирование. Можно ситуативно подстраиваться под требования.

Мужской стиль управления

Основная черта - скупость на эмоции. В рабочее время нет места для душевных бесед, откровений и т.д. Она авторитарна в общении и стремится быть жесткой.

Исключаются творческие идеи и свободное выражение мыслей. Слабые сотрудники уходят с должностей сами, не выдерживая строгости, или же пытаются подстраиваться. Залогом нормального отношения такого руководства будет:

  1. Умение молчать, держать себя в руках.
  2. Ведение диалога строго по работе. Любые отсылки на личное пресекаются.
  3. Умение убеждать без лишней напористости и эмоций. Все доводы должны быть построены на профессиональном опыте.

Это самый строгий и сложный психотип. Лучше попытаться наладить отношения в первые дни работы, чем показать себя с плохой стороны и лишиться из-за этого работы.

Начальница-мамочка

Главное оружие против нее - это обаяние и выражение уважения. Найти общий язык с ней не составит труда даже самым ленивым сотрудникам. Стоит сделать несколько комплиментов и выразить восхищение, взаимоотношения будут налажены. Помогут такие рекомендации:

  1. Можно обращаться с любыми проблемами.
  2. Ведение диалога по работе может проводиться без применения технических деталей. Следует выражать свои мысли в творческой эмоциональной форме.
  3. При возникновении ссоры наладить отношения можно простыми извинениями и приятными презентами.

Энтузиаст

Она идет к выполнению цели, не замечая мелких нюансов. Она трудоголик и требует от своих подчиненных того же. Из-за постоянно загрузки работой, начальница-энтузиаст может забыть о каких-то мероприятиях, необходимости сдачи отчетов и т.д. Этим с осторожностью могут воспользоваться подчиненные.

Построить деловые отношения с такой руководительницей несложно. Наиболее простой вариант - показать свое трудолюбие. Необходимо выполнять все ее требования. Беспокоить начальницу по пустякам не стоит.

Причины конфликтов

Самая распространенная причина ссоры с руководством - это несовпадение мнений в решении профессиональных задач. Те сотрудники, которые позволяют себе спорить с начальством, разговаривать с ним на повышенных тонах или же отказываться выполнять какие-то задачи, могут быть уволены. Начальница воспримет такие действия, как активное противостояние ее профессионализму и опыту.

Некоторые причины ссор могут касаться личной неприязни. Вариантов плохих отношений может быть много. Наиболее популярные из них:

  • возрастной фактор (когда работник старше и опытнее своего руководителя);
  • открытая неприязнь работника к стилю управления, отсутствие пунктуальности и желания работать;
  • несоблюдение сотрудником профессионального этикета.

Чтобы не потерять работу, важно научиться контактировать с руководительницей. Улучшить взаимоотношения можно разными способами: научиться контролировать свои эмоции, выполнять все требования и знать некоторые хитрости привлечения к себе внимания.

Разрешение конфликтов

Чтобы наладить отношения с руководительницей, необходимо определить свою вину в конфликте. Важно сдержать свои эмоции и найти выход из сложившейся ситуации.

Нужно правильно помириться после ссоры. В этом могут помочь знания о правилах успешности налаживания взаимоотношений с начальством.

Уважайте

Необходимо смириться с причинами конфликтов и придержать при себе свою точку зрения. Иногда это может показаться трудным делом, но, только выразив свое уважение к начальству, можно рассчитывать на нормальное его отношение.

Женщина часто эмоциональна: помириться с ней будет легче, чем это происходило бы с мужчиной. Помириться могут помочь сведения о ее увлечениях, круге общения и т.д. Найти ключ к взаимопониманию можно даже через простое извинение.

Оправдывайте ожидания

Не нужно злить своим негативным отношением к работе. Чтобы не нарываться на неприятности, необходимо помнить, что любое руководство ценит в своем сотруднике:

  • пунктуальность;
  • профессионализм;
  • надежность.

Своевременно выполняйте поставленные задачи, не опаздывайте на рабочие мероприятия. Женщины внимательны, поэтому такие качества не останутся незамеченными.

Будьте на виду

Проявлять себя необходимо только на профессиональном поприще. Активное участие в корпоративных мероприятиях, на различных встречах и тренингах покажут сотрудника с лучшей стороны.

Это отличный способ показать свою инициативность и профессиональное упорство.

Хвалите шефа

Она в меру эмоциональна и любит, когда ее ставят в пример. Необходимо найти в ней наилучшие качества и высказаться о них перед коллегами. Не стоит подхалимничать. Все должно быть в меру.

Хвалить шефа также можно и при личной встрече.

Следите за своим внешним видом

Соблюдение дресс-кода делает человека более уверенным в себе, подчеркивает его профессионализм и оставляет приятное впечатление не только у клиентов, но и у руководства.

Заключение

Начальницы менее эгоистичны в работе, более эмоциональны и стараются решать задачи коллективно. Необходимо это учитывать при налаживании отношений.

В зависимости от психотипа, а также особенностей рабочего процесса, необходимо подстраиваться под те требования, которые ставит начальство. Следует показать свой профессионализм и всегда придерживаться делового этикета.

Как ни крути, но в «дружбе» с руководством заинтересован любой подчиненный. От того, насколько грамотно вы сможете выстроить отношения с начальством, напрямую зависят ваш карьерный рост и финансовое благополучие.

Завоевать расположение шефа. Как?

Казалось бы, все просто - добросовестно выполняй свою работу, и начальство тебя оценит. Да, но только если вы четко представляете, что входит в круг ваших прямых обязанностей и чего ждет от вас руководитель. К сожалению, во многих компаниях успешность сотрудника оценивается не по конкретным результатам, а по тому, насколько он оправдал или не оправдал субъективные, нигде не прописанные ожидания начальства. Например, предположим, что вы менеджер по продажам. Руководствуясь собственным опытом и знаниями, вы активно ищете покупателей, заключаете контракты, однако в итоге выясняется, что начальник вами недоволен. Дескать, он ожидал, что количество заключенных контрактов будет гораздо больше. Или что компания не заинтересована в работе с предложенными вами мелкими оптовиками, ее интересуют только крупные фирмы. И все это, заметьте, в конце отчетного периода, когда «назад дороги нет», а значит, и бонусов вам не видать…

Чтобы избежать подобных недоразумений, HR-специалисты советуют обсуждать со своим непосредственным начальником (а возможно, и с главным боссом), что для него означает ваша успешная работа и какие долгосрочные цели он перед вами ставит. Не в общем и не в принципе, а конкретно и по пунктам. И лучше, если ваш личный план развития будет сопровождаться количественной оценкой. Увеличить объем продаж? До каких цифр и к какому сроку? Развивать дистрибьюторскую сеть? Какое количество дистрибьюторов требуется и в каких регионах? Только четко представляя, что от вас требуется, вы сможете оценить собственные силы и прогнозировать свое дальнейшее продвижение в данной компании.

Ошибка : самостоятельно, без согласования с начальником, определять круг своих обязанностей или апеллировать к тому, какие функции и в каких объемах вы выполняли на аналогичной должности на прежнем месте работы.

На одной волне

Эффективные отношения с руководителем всегда предполагают совместимость стилей работы. Понаблюдайте за коллегами, у которых сложились хорошие отношения с руководством: их опыт поможет вам наладить сотрудничество с шефом и избежать конфликтов. Понаблюдайте и за самим начальником: что для него значимо, какие методы он использует в работе, как предпочитает получать информацию, - и попробуйте работать с ним на одной волне. К примеру, ваш начальник любит с самого начала контролировать весь процесс, лично участвовать в решении любых проблем - тогда с ним лучше почаще советоваться в процессе работы. Другие же, наоборот, терпеть не могут, когда их дергают «по пустякам», - к таким следует обращаться только по самым сложным вопросам. Если ваш начальник по типу личности «слушатель» и личные контакты для него - оптимальный способ общения, значит, постарайтесь всю важную информацию доводить до него в устной форме. И наоборот, если начальник привык работать с письменными докладами и отчетами, доказывать ему, что вы пришли сюда продавать (чертить, строить…), а не совершенствоваться в эпистолярном жанре, - бесполезно. Лучше поучитесь излагать свои мысли письменно.

Разумеется, речь не идет о том, что надо слепо подстраиваться под все манеры шефа. Напротив, если вы поймете, что его методы работы совершенно не соответствуют вашим ценностям и представлениям о рабочем процессе, подумайте, что для вас дороже - карьера в данной компании или ваше «я», которое вы рискуете утратить во внутриличностном конфликте.

Есть контакт!

Конечно, начальники бывают разные. И ситуации тоже разные. Но если присмотреться, все наши отношения с боссом развиваются по нескольким довольно распространенным сценариям.

Уроки дипломатии, или как попросить больше

Вопрос денег был и всегда будет актуальным в отношениях между работником и руководителем. Никакой работодатель не будет платить больше, если может платить меньше. Это аксиома бизнеса. Однако любой человек вправе получать столько, сколько его труд стоит на самом деле. И если вы стали оценивать себя дороже или у вас увеличился объем работы, получить прибавку вполне реально, нужно только найти умелый подход. Прежде всего подумайте над аргументами в пользу повышения оплаты труда. За последнее время вы привлекли в компанию новых клиентов? Предложили оригинальные идеи, которые оказались полезными в работе? Стали выполнять больше обязанностей?

Структурируйте ваши доводы, подкрепив слова непреложными фактами, цифрами, заключенными контрактами.

Ошибка : в разговоре о повышении зарплаты выдвигать в качестве аргумента личные или сторонние обстоятельства, не имеющие отношения к работе (семья большая, надо выплачивать кредит, инфляция…). Чаще всего для босса это знак: других аргументов у сотрудника нет.

Заранее подумайте о том, на какую сумму, по вашему мнению, должна увеличиться заработная плата. Изучите предложения на рынке труда, уточните свою рыночную стоимость - сколько за аналогичный объем работы платят компании схожего профиля и размера - и просите ту сумму, которой реально будете удовлетворены (специалисты не советуют просить прибавку более чем на 10-15%).

Ошибка : требовать слишком большой прибавки, надеясь на то, что потом можно будет поторговаться.

Ведите разговор в конструктивном и доброжелательном тоне. Старайтесь выступать в роли не просителя, а партнера. Демонстрируйте заинтересованность в результатах работы компании, подчеркивайте, что ощущаете себя ее частью: говоря о рабочем процессе, употребляйте местоимение «мы», о других подразделениях компании - «наш» (наш отдел маркетинга, наша бухгалтерия). Только не перегните палку, изображая преданность на грани самоотречения: начальники-идиоты, которым лихой подчиненный без труда запудрит мозги, в природе, конечно, встречаются, но все же гораздо реже, чем в офисных анекдотах.

Ошибка : начинать разговор о повышении сразу после того, как руководитель отметил вашу работу и похвалил вас. Велика вероятность того, что в будущем он хвалить вас поостережется: вдруг вы каждый раз начнете просить прибавку?

Ошибка : ставить ультиматум: «Если я не получу повышение, мне придется искать другое место». Даже если босс готов повысить вам зарплату, такой шантаж автоматически настроит его против вас. Если все же начальник говорит: «Возможно, позже…», уточните, когда вы можете вернуться к этому вопросу.

Реакция снизу на критику сверху

Шеф пригласил вас к себе, и, судя по его хмурому виду, разговор предстоит не из приятных. Постарайтесь сохранять спокойствие и держаться уверенно. Если критика справедлива, признайтесь в своих промахах: «Да, я упустил этого клиента, потому что не успел вовремя отправить предложение. В следующий раз постараюсь быть внимательнее». Соглашаясь с критическими замечаниями шефа, вы можете запросто его обезоружить. Ведь чаще всего он ждет, что провинившийся начнет оправдываться или все отрицать. Кстати, об оправданиях. Если вы считаете, что какая-то часть критики необоснованна, приведите веские аргументы в свою защиту. Объясните, что причина отчасти кроется в не зависящих от вас обстоятельствах. Перечислите, в каких именно. Расскажите, как планируете действовать в будущем, чтобы не допустить повторения неблагоприятной ситуации. Признайте, что не учли каких-то обстоятельств, возможно, неправильно рассчитали время, и заверьте, что сделали необходимые выводы.

Ошибка : слишком явно «переводить стрелки». Если в сложившейся ситуации виноват другой сотрудник, объясните боссу, как развивались события, но не указывайте пальцем на истинного виновника слишком настойчиво. Если вы внятно изложите факты, начальник, вероятнее всего, сам сделает соответствующие выводы (если, конечно, он не персонаж из офисного анекдота; ну а если вам выпал именно такой случай, может, стоит подумать о смене работы?). Если руководитель не говорит ничего конкретного, а просто кричит: «Я вами недоволен! Вы отвратительно работаете!», поинтересуйтесь, в чем именно заключаются его претензии. Задавайте уточняющие вопросы: «Где я совершил ошибку?», «Кого я подвел?». Подобные вопросы позволят вам узнать о своих промахах и не допускать их в будущем. В то же время соглашайтесь с критикой, но не с оскорблениями. Если шеф награждает вас эпитетами типа «у вас совсем нет мозгов» или «так работают только идиоты», выразите свое возмущение. Скажите, что готовы исправить свою ошибку, но не позволите так с собой разговаривать.

Острожно, конфликт!

Шеф опять попросил вас поработать внеурочно, подкинул обязанностей, завалил чужой работой, отправил в незапланированную командировку - в общем, недовольство зреет и грозит перерасти в конфликт. Главное - не паниковать и не бежать в кабинет шефа по принципу «вот я сейчас пойду, все ему скажу, и пусть он меня хоть уволит» (не исключено, что он так и поступит). Также не стоит молча копить обиду в себе, демонстрируя всем своим видом недовольство в надежде на то, что босс сам обо всем догадается и разрулит ситуацию. Лучше вызовите его на откровенный разговор и обсудите сложившееся положение.

Четко сформулируйте свои интересы и спокойным, доброжелательным тоном доведите их до сведения начальства. Например, так: «Из десяти сотрудников нашего отдела на рабочие летучки и конференции вы отправляете только меня. Я согласен принимать в них участие, но давайте составим график занятости, чтобы в этих мероприятиях были задействованы и другие сотрудники». Или: «Я готов выручить компанию в экстренных случаях, но в последнее время мне слишком часто приходится работать по выходным».

Тем самым вы обозначите свою готовность идти навстречу, но в то же время дадите понять, что не позволите ущемлять свои интересы. И помните: в конфликтах не побеждают, их улаживают. Вам нужно найти компромиссное решение, устраивающее обе стороны.

Как настоять на своем

Вам знакома ситуация: руководитель предлагает идею или решение, а для вас, опытного профессионала, очевидно, что это решение заведомо неправильное и поступить следует иначе? Как настоять на своей точке зрения?

Во-первых, постарайтесь выступить со своим контрпредложением еще на этапе принятия решения, так как оспаривать и критиковать уже принятое решение - занятие чаще всего бесперспективное. Во-вторых, помогите шефу увидеть проблему вашими глазами. Повторите то, что он сказал, его же словами, чтобы показать, как вы поняли его указания. Есть высокая вероятность того, что, услышав из ваших уст свое предложение, несговорчивый руководитель поймет, что оно неверно, и прислушается к вашему мнению.

На встрече с руководителем будьте экспертом-профессионалом. У вас на руках должны быть нужные расчеты, графики или схемы, иллюстрирующие ваши выводы. Если для начальника главное - микроклимат в коллективе, покажите, как его решение может отразиться на членах команды.

Ошибка : начинать свой ответ со слова «нет». Скажите: «Да, вы правы, но…» и дальше излагайте свои возражения.

Ошибка : пытаться «ткнуть носом» руководителя в его прошлые ошибки. Вот этого делать не следует: можете запросто остаться без работы.

Не ждите, что босс сразу согласится с вашей точкой зрения, ведь над своей собственной он думал наверняка не меньше вас. Кстати, часто жесткое «нет» переводится как «мне нужно больше информации», поэтому спустя какое-то время попробуйте вернуться к обсуждению этого вопроса еще раз. Но если и после второй вашей попытки его решение не изменится, не пытайтесь прошибить стену лбом, отступите. В конце концов, любая организация держится не на правильных решениях, а на решениях в одной логике. Поблагодарите шефа за то, что он выслушал ваше мнение. Если вы действовали в интересах команды, поверьте, он обязательно это оценит.

Формула успешного диалога

1. Не лебезите. Но и не проявляйте агрессии.

2. В разговоре оперируйте фактами и аргументами, а не эмоциями!

3. Говорите коротко и ясно.

4. Не торопитесь! Быстрый темп речи выдает нервозность и испуг.

5. Старайтесь не перебивать. Если не получается - прикусите язык. В прямом смысле.

Важные правила в общении с начальником

1. Ожидайте хорошего! Если вы заранее ждете уважительного отношения, вы его получите. Если вы внутренне готовы к скандалу, он обязательно случится.

2. Проявляйте инициативу. Вносите предложения по улучшению рабочего процесса и внедряйте их. Любой руководитель, ориентированный на результат, оценит это.

3. Используйте каждую удобную возможность заявить о себе. Посчастливилось присутствовать на собрании или совещании? Будьте активны и не стесняйтесь проявлять себя. Выполнили работу, выгодно отличающую вас от других сотрудников? Расскажите ненавязчиво (!) шефу о своих достижениях.

4. Будьте собранны. В любой момент вы должны быть готовы ответить на вопрос шефа, в чем заключается ваша работа в данный момент и какой результат вы планируете получить.

5. Не прыгайте через голову своего непосредственного начальника. Служебная иерархия для того и придумана, чтобы каждый вопрос решался на своем уровне.

6 ошибок. Самые типичные заблуждения подчиненных

1. «Инициативность - прежде всего!» Безусловно, проявлять лидерские качества и инициативность важно, но, если, выслушав вас, босс принял другое решение, дело подчиненного - подчиняться. Не зря американцы говорят: работать надо либо НА начальника, либо БЕЗ начальника.

2. «Сверхурочная работа - наилучший показатель трудолюбия». Сидите допоздна на работе, накрывшись с головой отчетами, дабы шеф оценил ваше самопожертвование? А зря. Современного руководителя не впечатлить длительным трудовым днем и усталым видом. Начальники ценят горящие глаза сотрудников, их энергичность и умение справляться со своими обязанностями в основное время.

3. «Корпоративные мероприятия - это мое личное дело». В общем-то, да. Но если хотите узнать руководителя поближе и наладить с ним непринужденный контакт, не пренебрегайте участием в корпоративных слетах.

4. «Иногда свои успехи можно и приукрасить». Если сотрудник не успел выполнить какое-то задание или выполнил его неправильно - это меньшее «преступление», чем дать ложную информацию о состоянии дел.

5. «Начальник всегда прав». Главная задача руководителя - видеть рабочий процесс широко, а специалиста - глубоко. Грамотный руководитель это понимает и ценит сотрудников, обладающих умением выражать свое мнение, даже если оно идет вразрез с его собственным.

6. «При появлении начальника надо всегда изображать жуткую занятость». Во-первых, значение имеют результаты, а не имитация бурной деятельности. А во-вторых, любой начальник и так знает, чего стоит его сотрудник.


Консультанты
: Анна Карташова, психолог, коуч, бизнес-консультант, руководитель Психологического центра на Волхонке; Инга Назарова, специалист в области карьерного консультирования

Личный опыт

Алиса, бухгалтер : При моей работе очень важно давать мозгам и глазам хоть немного отдыха. Раз в 1,5-2 часа я обязательно должна выпить чашечку кофе или чая и хотя бы на 5-10 минут отвлечься от рабочих дел. Но вот шеф… Стоит мне подойти к чайнику, разложить пасьянс или достать журнальчик - так он обязательно возникает на пороге. Очень боюсь, что выгляжу в его глазах лентяйкой. Хотя, надо признаться, никаких штрафных санкций он не применял.