Идёт на встречу свинопас. Пасёт своих свиней. Пунктуационный разбор

Прочитайте 1, 2, 3, 4-е предложения из § 65.

Найдите в каждом предложении часть, из которой мы узнаём, кто говорит, кому, как и т. д.

В каких предложениях эта часть находится перед чужой речью, а в каких - после неё?

Как связаны в каждом предложении обе части: чужая речь и комментирующее высказывание?

Прочитайте стихотворение С. Маршака «Сказка про короля и солдата». Какое место занимает комментирующая часть в выделенных предложениях?

В каком из них после неё делается предупредительная пауза, которая показывает, что предложение не завершено?

В каких выделенных предложениях комментирующая часть произносится с интонацией пояснения ?

Какие знаки препинания соответствуют интонации предупреждения и интонации пояснения?

Какие глаголы использует С. Маршак для обозначения речи?

      Солдат заспорил с королём:
      Кто старше, кто важней?
      Король сказал: «Давай пойдём
      И спросим у людей!»

      Вот вышли под вечер вдвоём
      С парадного крыльца
      Солдат под ручку с королём
      Из летнего дворца.
      Идёт навстречу свинопас,
      Пасёт своих свиней.
      - Скажи, приятель, кто из нас,
      По-твоему, важней?
      «Ну, что ж, - ответил свинопас, -
      Скажу я, кто важней из вас:
      Из вас двоих важнее тот,
      Кто без другого проживёт!
      Ты проживёшь без королей?»
      Солдат сказал: «Изволь!»

      - А ты без гвардии своей?
      «Ну нет!» - сказал король.

В комментирующей части большое значение для понимания чужого высказывания имеют глаголы, обозначающие речь. Их много в русском языке.

Какие из данных ниже глаголов:

  • указывают на неожиданность, внезапность высказывания;
  • определяют окраску речи на основе её сходства со звучанием каких-либо предметов;
  • обозначают «говорить быстро и много»; указывают на громкое произношение;
  • выражают согласие или несогласие с мнением собеседника?

Для каких из них значение говорения, или речи, является переносным?

Тарахтеть, возразить, трещать, согласиться, скрипеть, спорить, подтвердить, поддержать, гудеть, отбарабанить, выпалить, поддакнуть, протестовать, брякнуть, трубить, дребезжать, греметь.

Какие слова в комментирующей части обозначают речь, а какие - действия и чувства, которые сопутствуют речи?

Засмеяться, сказать, обидеться, усмехнуться, огорчиться, подмигнуть, ответить, прищуриться, ужаснуться, потребовать, порадоваться.

402. Найдите в комментирующей части слова, обозначающие:

  • адресата, того, кому говорят или пишут;
  • где, когда, почему происходит общение;
  • свойства, качества говорящего, его характеристику;
  • манеру произнесения говорящего.
  1. Сосед был не в духе и постоянно бурчал: « - - ».
  2. Миша нарочно громко сказал брату: « - - ».
  3. « - - !» - торопясь и решая на ходу сложный вопрос, брякнула секретарша.
  4. « - - », - испуганно и удивлённо прошептал эти слова всегда отчаянно смелый альпинист.
  5. Вернувшись из своей поездки, отец попросил: « - - ».
  6. Прохожий вежливо ответил, что - - -.

403. Распространите комментирующую часть предложений с чужой речью, взяв за основу данные схемы. Запишите свой вариант этой части. Сами определите порядок слов в комментирующей части и её место (до или после чужой речи).

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Альтшулер И.Г.
доцент кафедры
"Системы управления бизнес-процессами"
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ

СКАЗКА ПРО КОРОЛЯ И СОЛДАТА

Солдат заспорил с королем:
Кто старше, кто важней?
Король сказал: - Давай пойдем
И спросим у людей!

Вот вышли под вечер вдвоем
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королем
Из летнего дворца.

Идет навстречу свинопас,
Пасет своих свиней.
- Скажи, приятель, кто из нас,
По-твоему, важней?


Скажу я, кто важней из вас:
Из вас двоих важнее тот,
Кто без другого проживет!

Ты проживешь без королей? -
Солдат сказал: - Изволь!
- А ты без гвардии своей?
- Ну нет! - сказал король.

Сам факт такого спора свидетельствует о демократизме существующего строя. При тирании подобный спор был бы просто невозможен. У кого власть, тот и важней.

…Король сказал: - Давай пойдем
И спросим у людей!

Король – явно демократ. Он апеллирует к мнению народа, в общем-то полагаясь на случайность. Мало ли кто встретится, мало ли кто как ответит на вопрос. Нет и речи о том, чтобы хитрыми маневрами обеспечить себе заведомую победу в споре.

Более того, то ли по хитрости, то ли по глупости, король не формулирует критериев. Сколько людей надо опросить, кто и как будет задавать вопросы, кто и как фиксировать и интерпретировать ответы?

Вот вышли под вечер вдвоем
С парадного крыльца
Солдат под ручку с королем
Из летнего дворца.

Очевидно, разгул демократии в этой стране приближает ее уже к полной анархии. Ведь первый же встреченный королем и солдатом человек оказывается свинопасом.

Идет навстречу свинопас,
Пасет своих свиней.

То есть – он выгуливает свиней недалеко от летнего королевского дворца. Просто свинство какое-то! Вместо того, чтобы позвать охрану и разобраться со свинопасом на ближайшие лет так 10, его еще начинают как ни в чем не бывало опрашивать.

Скажи, приятель, кто из нас,
По-твоему, важней?

Ничего себе приятели у короля и у солдата. Теперь представим себя на месте свинопаса (не очень приятно, но что делать!). Король и солдат с совершенно непонятной целью задают ему крайне непростой вопрос. Ответишь неправильно (точнее, не так, как они ждут) – можно запросто лишиться свободы, а то и головы. И мудрый свинопас начинает откровенно тянуть время, повторяя вопрос:

Ну что ж, - ответил свинопас, -
Скажу я, кто важней из вас:

А сам в это время соображает, что же делать. Ему-то не до демократии, ему-то главное – уцелеть, выбраться из этой передряги, спихнуть с себя ответственность, не принимать решения, не рисковать. И он делает весьма изящный ход. Предлагает вместо конкретного ответа некий критерий (кстати, весьма спорный), на основании которого король и солдат сами смогут ответить на свой вопрос. Еще один яркий пример того, как народ (пусть в лице свинопаса) оказывается мудрее, дальновиднее и осторожнее как правителей, так и армии.

Из вас двоих важнее тот,
Кто без другого проживет!

Поскольку возражений против такого критерия от соперников не последовало, свинопас приободряется:

Ты проживешь без королей? -
Солдат сказал: - Изволь!

Интересно, почему свинопас начал опрос именно с солдата. Может быть, его он (в силу опыта) боялся больше? И почему вопрос так общо сформулирован? Речь-то ведь не о королях вообще, а о конкретном короле? Зато следующий вопрос сформулирован очень конкретно:

А ты без гвардии своей?
- Ну нет! - сказал король.

Похоже, что свинопас, взяв на себя роль третейского судьи и сформулировав критерии, все же неявно «подсуживает» солдату.

Copyright © 2008 Альтшулер И.Г.