История южной кореи династия чосон. История Кореи с XV по XVIII вв

КВАНДЖОН / ВАН СО / 4 КОРОЛЬ КОРЁ

Кванджон / Ван Со / Gwangjong (광종光宗) (925 - 975) был четвертым императором династии Корё, короли которой правили страной с объединения нации в 936 году до установления новой династии Чосон в 1392 году.

По некоторым сведениям Кванджон родился не в 925, а в 920 году.

Династия Корё

Первый правитель Корё Ван Гон был достаточно осторожен, чтобы расположить к себе аристократию Силла. Последнему королю этой державы он дал важный пост в своем правительстве, а так же взял в жены женщину из королевского рода Силла, чтобы узаконить свое правление. Ван Гон подготовил своим преемникам Десять предписаний, чтобы они после него продолжили укреплять государство и усиливать защиту от соседей на севере. В этих Десяти предписаниях Ван Гон предупредил потомков, что хоть власть государя и опирается на кланы, но это происходит только в военное время, а в мирное стоит ослабить влияние кланов на местах. Но при этом призвал вести осторожную политику, чтобы не провоцировать внутренний конфликт и попытки свержения власти.

Когда Ван Гон умер в 943 году, он получил посмертный титул короля Тхэджо ("Великий Прародитель"). Его преемником стал его сын Хеджон Hyejong (혜종; 惠 宗; 943-945, второй император), а затем его второй сын, Чонджон Jeongjong (정종; 定 宗; 945-949, третий император). А в 949 году трон занял Кванджон / Ван Со - третий сын.


Начало правления

Когда Ван Со, третий сын Ван Гона, пришел на престол в 949, он обнаружил, что его позиция была очень неустойчивой.

Его отец сражался вместе с Кун Е, когда тот восстал против королевы Силла, а затем завоевал Пархэ, Пэкче и Хупэкче. Главы кланов, которые поддерживали Ван Гона, считали себя почти богами на своей земле, но вместо подчинения королю соперничали между собой за влияние над правительством, а через правительство - на короля. Генералы, которые когда-то помогли Ван Гону сесть на трон и создать Корё, руководили его преемниками, соревнуясь в амбициях на трон.

Предшественник Кванджона, король Чонджон, безуспешно пытался уменьшить власть ближнего круга в правительстве, но не имея поддержки элиты, он не смог существенно укрепить трон. Не смог даже перенести столицу в Пхеньян.

Ван Со понял, что его первым приоритетом должно быть создание сильного и стабильного правительства. Признавая большое сходство между своим положением и положением Тайцзуна Тан (626 - 649), который вступил на китайский престол после того, как помогал отцу основать династию Тан, Ван Со провел тщательное изучение книги правил Тайцзуна для Императоров (Законы для правителя, Di Fan). Из этой книги он приобрел много идей о том, как создать стабильное правительство.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся Ван Со, было устранить или уменьшить силу своих соперников, многих из которых он заключен в тюрьму, сослал или казнил. Он принял ряд законов, направленных на централизацию государственного управления. Один из них, принятый в 956, был об освобождении рабов (во время конфликтов между различными воюющими кланами, многих захваченных людей перевели в ранг ноби, и они были вынуждены работать в качестве рабов на своих захватчиков. Ван Со восстановил тех, кто был несправедливо низложен, до простолюдинов, тем самым король ослабил власть поместий и увеличил налоговые поступления (рабы не должны платить, а крестьяне - да)).

В 958 Ван Со инициировал систему экзаменов для государственной службы, чтобы выбор правительственных чиновников (노비 안검 법; 奴婢 按 檢 法) происходил из числа наиболее талантливых и умных кандидатов, независимо от социального статуса или происхождения. Ранее правительственные назначения делались на основе социального статуса, семейных связей и расположения, а не по заслугам, что позволило многим некомпетентным людям занять лидирующие позиции и навязать классовую систему. Принцип экзаменов на госслужбу после этого продолжали использовать следующие 900 лет до 1894 года.

Кванджон затем выбрал корейский имя эпохи, Чунпхун (девиз), провозгласил себя императором, суверенным и независимым от любой другой страны. Это стало концом зависимых отношений с Китаем. Преемники Ван Со были также известны как Императоры.

Чхве Сынно (최승로; 崔 承 老), историк, который занимал пост премьер-министра при первых шести королях Корё, в том числе короля Тхэчжо, отца Ван Со, написал книгу, критикуя Кванджона, что тот двигал Корё к долгам, будучи слишком одержимым буддистской деятельностью, ритуалами и общественными проектами. Он заявил, что первые восемь лет правления Кванджона носили мирный характер, потому что он правил мудро и не вершить суровых наказаний, но после этого он стал тираном, щедро тратил деньги, терпел коррупцию и карал всех, кто выступал против его централизованной политики.

В конце своей жизни Кванджон начал строить многочисленные буддийские храмы. Ученые предполагают, что, возможно, он раскаялся в убийстве всех тех влиятельных людей, кто был не на его стороне, и пожелал успокоить возникшее народное возмущение.

Наследие

Ван Со взошел на трон только через тридцать лет после того, как его отец, король Тхэчжо, основал династию Корё, в то время, когда королевские кланы соперничали за политическую власть и трон постоянно находился под угрозой. Признавая необходимость создания стабильного правительства, Ван Со принял ряд законов, чтобы централизовать власть государства и ослабить власть местных феодалов. Освободить рабов и вернуть их в свободный статус простолюдина. В 958 он установил систему экзаменов для гражданской службы, чтобы на госдолжностях находились талантливые и умные люди. Она использовалась 940 лет.

Его сын и внук разработали дополнительные правила для управления страной, которые позволили Корё добиться успеха под сильным централизованным правительством, а так же привели страну в соответствие конфуцианской модели государства.

Ван Со заболел серьезной болезнью в мае 975 года и умер через несколько дней.

Он был дважды женат:
Императрица Дэемок (대목왕후), единокровная сестра Ван Со
Леди Гиеонгваганг, племянница Ван Со

И имел 5х детей от императрицы Дэемок

История Кореи, начавшись с периода правления мифического героя Тангуна, насчитывает ряд исторических эпох: период Трёх государств, Объединённое Силла, государство Корё, период правления династии Чосон, время японского колониального господства, раздел полуострова на два государства и современный этап – эпоха развития Республики Корея. Хотя в наши дни понятие «территория Кореи» ограничивается определением «Корейский полуостров и прилегающие к нему острова», в прошлом исторической авансценой для предков нынешних корейцев выступали северо-восточные земли современного Китая и обширный регион, прилегающий к Корейскому полуострову.

Миф о Тангуне и государство Древний Чосон

Отправной точкой в истории как корейской нации, так и корейской государственности следует считать миф о Тангуне. Краткое содержание мифа о Тангуне Хванун, сын Небесного владыки Хванина, задумав править миром смертных, спустился вместе с духами Ветра, Туч и Дождя под дерево Синдансу («священное дерево Тан»), что на горе Тхэбэксан (ныне – гора Мёхянсан в провинции Северная Пхёнандо в Северной Корее), и основал «священный град» Синси. Миф повествует также о том, что к Хвануну обратились с мольбой тигр и медведица, прося сделать их людьми. Хванун ответствовал: «Это будет возможно, ежели вы в течение ста дней, питаясь лишь чесноком да полынью, не будете выходить на солнечный свет». Тигр испытания не выдержал, а медведица, проявив терпеливость, обернулась женщиной Уннё (т. е. «Женщиной-медведицей»). Уннё хотела иметь детей, и тогда Хванун, приняв человеческий облик, взял её в жёны. У них родился сын, которого назвали Тангун. Тангун (полный титул – Тагун-Вангом) основал столицу в крепости Пхёнъянсон, а страну назвал Чосон. Он правил страной 1500 лет, а в возрасте 1908 лет превратился в горного духа. Так этот миф изложен в историческом сочинении XIII в. «Самгук юса» («Забытые деяния Трёх государств»). Анализ мифа о Тангуне За мифическими событиями, предшествующими появлению на свет Тангуна, кроется миграция предков современных корейцев на Корейский полуостров и занятие ими доминирующего положения по отношению к коренному населению. Свита, с которой Хванун сошёл на землю, может истолковываться как культура земледелия и другие передовые технологии, которые принесли с собой на полуостров протокорейские племена. Женщина-медведица Уннё символизирует аборигенное население, а её брачный союз с Хвануном аллегорически изображает процесс смешения пришельцев с насельниками и формирование единого этноса. Тангун выступает как предводитель этого нового этнического образования и одновременно как его символ. Поэтому у корейцев принято называть себя потомками Тангуна. Государство Древний Чосон (2333 г. до н.э. (?) – II в. до н.э) Согласно корейским летописным источникам, Тангун-Вангом основал государство на пятидесятом году царствования легендарного китайского императора Яо, в год «тигра» по традиционной хронологии. Если перевести эту дату на современное летосчисление, то получится 2333 г. до н.э. Время существования государства Древний Чосон принято относить к доисторической эпохе. Поэтому события, происходившие в тот период, можно реконструировать путём анализа мифов, опираясь на сведения, почерпнутые из древнекитайских хроник, а также на данные археологии. Изучение этимологии имени «Тангун-Вангом» позволяет сделать вывод о теократическом характере власти в ту эпоху. История Древнего Чосона подразделяется на ряд периодов: Чосон Тангуна, Чосон Кичжа (ок. 1121 – 194 гг. до н.э.) и Чосон Вимана (194 – 108 гг. до н.э.). Каждый из этих периодов ознаменован приходом к власти новых сил в лице Тангуна и выходцев из Китая – Киджа (кит. Цзи-цзы) и Вимана. Закат Древнего Чосона приходится на II до н.э., когда в борьбе за гегемонию в регионе он начал терпеть поражение от ханьского Китая.

Период Трёх государств (I в. до н.э. – 668 г. н.э.)

В I в. до н.э. ряд племён, проживавших на территории Корейского полуострова и Манчжурии, объединившись, образовали три государства. На севере полуострова и в Манчжурии было создано государство Когурё. В западной части Корейского полуострова находилось государство Пэкче. Наконец, восточные земли занимало государство Силла. Хотя в генезисе этих трёх государств участвовало несколько этнических групп, можно утверждать, что представления о едином первопредке Тангуне были их общей чертой. △ Государство Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) Основателем государства Когурё (37 г. до н.э. – 668 г. н.э.) считается Чумон (вошедший в историю под храмовым именем Мудрого правителя Тонмёна). Государство было образовано в южной части Манчжурии племенами пуде и доминировало на всей территории Манчжурии и в северной части Корейского полуострова. Конуре стояло на пути продвижения на полуостров ханьцев (центрообразующего этноса Китая), поэтому с самого момента основания государства конфликты с Китаем были неизбежны. Китайское военно-политическое влияние на Корейском полуострове было ликвидировано с покорением когурёсцами округов Аннан (кит. Лолан) и Тэбан (кит. Дайфан), которые были образованы на полуострове Китаем после падения Древнего Чосона. А разбив в 598 г. огромную армию китайской династии Суй, Когурё самоутвердилось как сильнейшее государство в Северо-Восточной Азии. Среди трёх корейских государств Когурё также обладало самыми обширными территориями и мощной армией, что на протяжении долгого времени делало его на полуострове страшной силой. Однако в войнах с многотысячными суйскими армиями силы Когурё подрывались, и в конце концов государство пало под ударами союзных войск государства Силла и пришедшей на смену Суй династии Тан. После гибели Когурё его население подпало под власть Силла. Но часть когурёсцев, мигрировав на север и объединив там ряд народностей, создали государство Пархэ (кит. Бохай). Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) Государство Пэкче (18 г. до н.э. – 660 г. н.э.) согласно легенде было основано выходцами из Когурё – братьями Ончжо и Пирю, сыновьями Мудрого правителя Тонмёна, перебравшимися на юг. За этой мифологической версией можно разглядеть процесс основания нового государства мигрантами из Когурё, вытесненными оттуда правящим кланом. На северном направлении Пэкче сталкивалось с Когурё, которое препятствовало дальнейшему продвижению своего соседа. На западном направлении Пэкче через морской путь поддерживало отношения с различными китайскими царствами. Завоевав южную часть округа Тэбан (кит. Дайфан), оплота китайского влияния на полуострове, Пэкче укрепило своё положение, что привело к столкновениям с Когурё. Впоследствии с ростом могущества Силла Пэкче пришлось вести изнурительную борьбу и на восточном направлении. Интенсивно развивались также связи Пэкче с Японией. История государства Пэкче отмечена взлётом блистательной культуры. Но противостояние с Силла изматывало силы страны, пока, наконец, в 660 г. государство не погибло под натиском союзных войск государства Силла и китайской династии Тан. После падения Пэкче многие выходцы из этого государства, переправившись в Японию, способствовали формированию государственности и культуры в этой стране. Государство Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) Если в мифах об основателях Когурё и Пэкче прослеживается пуёский компонент, то миф об основателе государства Силла (57 г. до н.э. – 935 г. н.э., включая период Объединённого Силла) принадлежит к группе мифов, где герой рождается из яйца. Из яйца появляется на свет и мифический основатель Силла Пак Хёккосе. Миф о Пак Хёккосе скрывает в себе процесс смешения местного населения с носителями более передовой культуры, пришедшими извне, и формирования нового этноса. Время существования государства Силла, включая период Объединённого Силла, когда на протяжении 992 лет на троне сменилось 56 правителей, в Корее называют «Тысячелетним царством». Будучи зажато в юго-восточной части Корейского полуострова, государство Силла практически не имело доступа к передовой культуре, что сказалось на его замедленном развитии. Тем не менее, постепенно развиваясь, это государство развило как военный, так и культурный потенциал. А союз с танским Китаем позволил разбить поочерёдно Пэкче и Когурё и осуществить историческую задачу объединения всех трёх государств на Корейском полуострове..

Период Объединённого Силла (668 – 935)

История Силла после объединения трёх государств называется периодом Объединённого Силла (668 – 935). Это было время пышного расцвета культуры при государственном покровительстве буддизму. Избавившись после объединения страны от вмешательства Китая, Силла сумело объединить под своей властью все земли Корейского полуострова за исключением части территории на севере. К северу от Объединённого Силла находилось образованное выходцами из Когурё государство Пархэ (кит. Бохай). Таким образом, были заложены основы для формирования и развития единой нации. В поздний период Силла верхи погрязли в роскоши и развлечениях, а политическая ситуация в стране оказалась дестабилизирована. В провинции самоуправствовала местная знать, и началась эпоха междоусобной борьбы, которую в историографии также называют временем Позднего троецарствия. С повторным объединением страны под властью династии Корё Силла прекратило своё существование.

Период династии Корё (918 – 1392)

Основатель династии Корё (918 – 1392) Ван Гон (877 – 943) в качестве столицы избрал Сонак (современный город Кэсон в Северной Корее). В 935 г. он включил Силла в состав нового государства, а в 936 г. разгромил государство Хубэкче (Позднее Пэкче), завершив тем самым повторное объединение страны. При династии Корё особым почитанием пользовался буддизм, а внешняя политика ставила своей задачей продвижение на север, вследствие чего земли государства были расширены. В поздний период династии Корё страна подверглась нашествию монголов (династия Юань в Китае), и правящий дом Кореи, попав в подчинённое положение от завоевателей, едва сохранял своё автономное существование. Воспользовавшись смутой в Китае, вызванной утратой власти династией Юань и утверждением династии Мин, Корё восстановило государственный суверенитет. Однако с усилением влияния военных и появлением сильного лидера по имени Ли Сон Ге трон перешёл к нему, а династия Корё прекратила своё существование. Она правила страной 474 года, и за это время на престоле успели побывать 34 монарха

Период династии Чосон (1392 – 1910)

Династия Чосон (1392 – 1910) была основана выдвинувшимся из среды военных Ли Сон Ге (ван Тхэчжо) при поддержке опиравшегося на идеи конфуцианства (чжусианства) реформаторского крыла правящего слоя. Считается, что прежняя династия была смещена не грубой силой, а отречением от престола, причиной чему послужила утрата ваном Мандата Неба в силу своей недобродетельности. Период правления династии Чосон уникален тем, что хотя правитель и был наделён абсолютной властью, у него существовал противовес в лице конфуциански образованных чиновников и учёных. Поэтому, даже называясь монархом, он был обязан и в личных, и в государственных делах педантично следовать положениям политической философии того времени. В государстве Чосон получили широкое развитие как культура, так и техника, примером чему могут послужить создание корейского алфавита и изобретение дождемера. С другой стороны, приверженность условностям и церемониалу вкупе с излишней придирчивостью в том, что касалось теоретических выкладок, привели общество к стагнации. Следствием проводившейся в течение долгого времени политики изоляционизма явилась неспособность реагировать на вызовы эпохи в Новое время. Став жертвой соперничества великих держав, Корея в итоге подпала в 1910 г. под колониальный гнёт империалистической Японии.

Период японского колониального господства (1910 – 1945)

С началом периода японского колониального господства (1910 – 1945) в Корее было учреждено генерал-губернаторство Чосон (яп. Тёсэн). На поздних этапах был выдвинут лозунг «Нэсон ильчхе» (яп. «Найсэн – иттай»), что означает «Япония и Корея – единое целое». Политика, проводимая под данным лозунгом, ставила своей целью полную ассимиляцию корейцев, лишение их своих национальных корней. Запрещалось произносить по-корейски свои имена и фамилии, запрещалось говорить по-корейски и даже пользоваться корейским алфавитом. В период колониального порабощения не прекращалась вооружённая антияпонская борьба корейских партизанских отрядов, базировавшихся на территории Китая и России. В Китае было образовано Временное правительство в эмиграции, осуществлявшее руководство национально-освободительным движением. Первомартовское движение за независимость, развернувшееся в Корее 1 марта 1919 г., вошло в историю как всенародное движение, проходившее под лозунгом «Тоннип мансе!» («Да здравствует независимость!») и противопоставившее действиям вооружённых войск и полиции ненасильственные методы борьбы. С окончанием в 1945 г. Второй мировой войны японская армия ушла с территории страны, и период колониального господства завершился

Современный период

После освобождения страны в 1945 г. в южной части страны были размещены американские войска, а в северной – советские. В каждой из этих двух зон присутствия действовала своя военная администрация, и это стало первым зерном дальнейшего раздела страны. После проведённых в 1948 г. выборов на Юге было сформировано сепаратное правительство, и была провозглашена Республика Корея. Правительство Республики Корея было признано мировым сообществом как единственно легитимное правительство на Корейском полуострове. На Севере при поддержке СССР был создан коммунистический режим – Корейская Народно-Демократическая Республика. Со вторжения Северной Кореи на Юг началась Корейская война, длившаяся с 1950 по 1953 г. Вмешательство войск ООН и китайской армии завершилось в итоге перемирием, закрепившим раздел страны. После этого, пережив период нестабильности в 60-х гг., Республика Корея осуществила в 70-х гг. ускоренное экономическое развитие, получившее название «чуда на реке Ханган». В конце 80-х была проведена политическая демократизация, подразумевающая смену власти в стране посредством института прямых президентских выборов. Наряду с этим во взаимоотношениях с Севером произошёл отход от установок времён «холодной войны». Был произведён переход к обоюдному признанию существующих в обеих Кореях политических систем, к эре примирения и сотрудничества.

Эпоха Чосон была, в первую очередь, эпохой конфуцианской нии, точнее, неоконфуцианской. Конфуцианство создавало тот идейный фон, на котором развертывалась вся культурная и интеллектуальная жизнь страны. Практически все идеи, высказываемые И к) время, по необходимости облекались в конфуцианскую оболочку. В этом отношении конфуцианство играло на Дальнем Вос- Иікс во многом такую же роль, что и христианство в средневековой Европе или ислам на средневековом Ближнем Востоке. Конфуцианский канон в его чжусианском истолковании был основой Hi1 i*iо образования, и любой культурный кореец мыслил категориями и образами этого канона. Даже самые новаторские мысли иырижались в формах, продиктованных конфуцианской традицией, и на ханмуне, то есть на главном языке этой традиции. Хорошим примером тому является философия сирхак. Сторонники » нрхак не только писали исключительно на ханмуне, но и обо- | > нм вали свои реформаторские планы ссылками на то, что предаем ые ими институты и законы якобы существовали в классикой китайской древности. Реформа воспринималась ими не t- создание чего-то нового, а как восстановление старого, как інращение к забытым истокам (отношение, вообще обычное иі стран Восточной Азии). Важно, что интеллектуальная и культурная жизнь Кореи не протекала в изоляции. То обстоятельство, что все ученые Дальне- 1о Востока писали и читали на одном и том же языке и принадлежали к одной и той же культурной традиции, чрезвычайно уп- роиыло обмен информацией и идеями. Описывая науку той точи, трудно говорить о науке «корейской», «китайской» или ним иамской» - фактически на всем огромном пространстве И»кмочной Азии существовала единая интеллектуальная традиция. Кіс кол ее на национальные компоненты произошел много Моїжс - только в XIX в., когда начался переход на национальные тыки и освоение западных достижений. Относится это, впрочем, Иг тлько к науке, но и к литературе и к изобразительному искус- I I иу. Сосуществование «низкого» разговорного и «высокого» письменного языков было вообще характерно для доиндустриаль- н 1.1 к обществ - достаточно вспомнить о роли латыни в средневековой Европе. В культурном отношении страны конфуцианской Иоаочной Азии образовывали единую цивилизационную общность, внутри которой свободно циркулировали и идеи, и науч ные сочинения, и литературные тексты. Высокая культура, основанная на ханмунной традиции, была наднациональной (как, кстати, и в средневековой Европе). Неудивительно, что корейская философия эпохи Чосон являлась по преимуществу конфуцианской, хотя в это время продолжали работать и буддистские мыслители. Подавляющее большинство корейских ученых было сторонниками неоконфуцианства, то есть той интерпретации, которую придали конфуцианству Чжу Си и другие мыслители китайской династии Сун (Х--XIII вв.). Фактически неоконфуцианство стало государственной идеологией династии Ли, и открыто выступать против него было порою рискованно. Главной альтернативой чжусианству служили, однако, не какие-то радикально иные учения, а другие варианты конфуцианства, в первую очередь - философия Ван Янмина Главным объектом споров философов был вопрос о соотношении двух на чал - «ки» (китайское «ци») и «и» (китайское «ли»). Начало «ки» было выражением всего материального, а начало «и» означало м коны и закономерности, которым подчинялись природа и чело век. Два наиболее крупных философа той эпохи - Ли Хван (Ли Тхве Ге, 1501 - 1570) и Ли И (Ли Юль Гок, 1536-1584) были ак тивными участниками этой многолетней дискуссии, которая по степенно превращалась в споры о терминологии. Схоластическим характер споров об «и» и «ки» со временем стал причиной отход.) от неоконфуцианства у многих представителей образованной вер хушки. Одним из проявлений этого отторжения и стала филосо фия сирхак с ее подчеркнутым интересом к естественным наукам и актуальным общественным проблемам. Конфуцианство, не будучи религией в европейском или ближ невосточном смысле слова, традиционно отличалось немалой тер пимостью к другим идейным системам. Однако для корейскою буддизма эпоха Чосон была непростым временем. Реформатори конца XIV в., составлявшие окружение Ли Сон Ге, были убежден ными противниками этой религии, которую они считали собран и ем вредных суеверий. Немалую неприязнь у них вызывали такжг накопленные буддистскими храмами богатства и земельные владения (в основном конфискованные в ходе земельной реформы) Н новом государстве, которое создавали реформаторы, не было места буддистской мистике. Впрочем, первые правители династии Ли не всегда разделяли неоконфуцианский пыл своего окружения Относится это и к самому основателю династии Ли Сон Ге, кото рый ревностно исполнял буддистские ритуалы и активно жертво вал на монастыри, и к его внуку Седжону - этот рационалист и покровитель наук, оказывавший щедрую поддержку конфуциап ским ученым, сам, тем не менее, оставался верующим буддистом Впрочем, именно при Седжоне была завершена конфискация мо настырских земель и введены (в 1424 г.) жесткие ограничения їм деятельность буддистских сект. Преемник Седжона - Седжп (1455-1468) также был активным сторонником буддизма. Однакп чением времени ситуация менялась, и буддистам приходилось ікиваться со все более жесткими ограничениями своей дея- .пости. На рубеже XV и XVI вв. династия Ли окончательно шла к политике «поддержки конфуцианства, ограничения їй ша». И течение XV-XVI вв. было закрыто большинство монасты- . прекратилось проведение «монашеских экзаменов» на знание і и стского канона, были введены жесткие квоты на количество і махов. Сами монахи сталкивались со все более жесткими и, Порою, намеренно унизительными ограничениями. Настойчивая Конфуцианская пропаганда привела к тому, что в народном фольклоре постепенно сформировался негативный образ мона- ШІ обжоры, лентяя и развратника. Вдобавок, именно на мона- КОІІ падала основная тяжесть трудовой повинности: власти охотно Иі пользовали их как дармовую и подневольную рабочую силу на Мінних строительных объектах. В то же время строительство мо- мш їм рей практически прекратилось. С особой энергией политику шр."шичения буддизма проводили ваны Тхэджо (1400-1418) и Чуиджон (1506-1544). 0 прямом запрете буддизма речь, однако, никогда не шла. Ьот"с того, среди представителей корейской элиты всегда было немало тех, кто сочетал буддистские верования с конфуцианскими убеждениями, поскольку восточно-азиатские традиции с* НЦ1ИОЗНОГО синкретизма позволяли человеку исповедовать нені і.ко религий одновременно. Однако в целом в эпоху Ли?чм ш постепенно терял некогда свойственный ему интеллек- п.мый заряд, хотя, как и традиционная корейская религия мманизм»), сохранял немалую популярность среди низов обит - крестьян, ремесленников, торговцев, то есть среди тех М.ІХ «мелких людишек», к которым с презрением относилась "‘мпская элита. Другую заметную группу активных последователей буддизма ІІНШЯЛИ женщины, в том числе и из янбанских семей. Простонародье особенно привлекала магическая составляющая буддизма И шаманизма, те самые «суеверия», которые с таким пылом разоблачались и отвергались конфуцианскими рационалистами. Люди шли к монахам и шаманкам в надежде на то, что те силами магии Ііомоіут решить житейские проблемы: вылечить больного ребенка, Иіігіаиить на путь истинный загулявшего мужа или изгнать посе- ііииііктося в доме злого духа. В XVIII в. в провинциях несколько put нспыхивали волнения, спровоцированные как проповедями * іриисгиующих монахов из разнообразных еретических буддист- t кич сект, так и деятельностью шаманок (обе религии на низовом уровне все сильнее влияли друг на друга). 1 л л иной задачей корейского образования в эпоху Чосон было пПучомие древнекитайскому языку и всей связанной с ним вос- ц>чмо;ииатской письменной культуре. Начальное образование дайм"і и и сельских школах, которые именовались «содан». Учителем такой школы был обычно неслужащий янбан, который за скромную плату обучал детей основам древнекитайского языка и конфуцианской философии. Учились в сельских школах как выходцы из семей янбанов, так и дети зажиточных простолюдинов. Разумеется, к обучению допускались только мальчики. Если женщины и получали образование, то только дома. Впрочем, даже в янбан- ских семьях лишь немногие женщины имели полноценное классическое образование, в основе которого лежало владение ханму- ном. Правда, в XVII-XVIII вв. стало быстро расти количество кореянок, которые, не зная древнекитайского, умели читать и писать на родном языке. Именно они образовали благодарную аудиторию для авторов популярных корейских романов, получивших распространение именно в этот период. Следующей ступенью образования служили казенные уездные училища «хянгё», которые с большой долей условности можно сравнить с современной средней школой. Еще в начале правления династии Ли было постановлено, что каждый уезд должен имен, такое училище. Обычно в уездном училище насчитывалось не сколько десятков учеников, к услугам которых имелось даже к;і зенное общежитие. Учащиеся занимались изучением классически го конфуцианского канона и комментариев к нему, а также зна комились с классической китайской литературой и поэзиеи «Хянгё» не только являлось образовательным центром, но и отне чадо за проведение местных конфуцианских ритуалов. В Сеуле были учреждены «четыре школы» («сахак»), которые играли ту же роль, что и уездные училища на местах, являясь центром подго товки будущих чиновников. С начала XVII столетия «хянгё» стали постепенно приходить п упадок. Их образовательные функции во многом перешли к сово нам (храмам славы), при которых действовали школы, где пол ростки из янбанских семей могли готовиться к экзаменам. Впро чем, для подготовки к экзаменам - а именно это было главном целью всего корейского образования - школу можно было и і и посещать. Многие готовились к экзаменам дома, под руководи вом частных учителей или родителей. Наиболее престижным учебным заведением Кореи был Со нгюнгван - своего рода Академия государственной службы, черіч которую проходило большинство высших чиновников страны Даже наследник престола символически зачислялся в число слу шателей Сонгюнгвана, хотя реально он занятий там не посещал Слушатели Сонгюнгвана изучали конфуцианский канон, а также работы китайских историков, философов и поэтов. Чиновники старой Кореи, как и других стран Восточной Азии, были универ салами, и знание конфуцианского канона, как считалось, ломот ло решать любые проблемы, с которыми в реальной деятельности сталкивался управленец. Кроме «общеконфуцианского» образования, целью которого Гнило подготовить чиновника-универсала, существовало в Корее и специальное образование. В ряде училищ готовили переводчиков, счетоводов, врачей. Однако эти учебные заведения существенно уступали по престижу конфуцианским школам, а их выпускники на служебной лестнице находились существенно ниже «настоящих» чиновников. Хотя до самого конца XIX в. китайский язык безраздельно іосподствовал в области «высокой» культуры и книжной ученое- 1 и, эпоха династии Ли стала и временем возникновения корейской письменной традиции. Поворотным моментом в истории корейской культуры стал 1446 г., когда был опубликован трактат Хунмин чонъым» («Наставления народу о правильном произношении»), В нем содержалось описание нового корейского алфавита, работа над которым завершилась в 1443 г. Строго говоря, і г кеты на корейском языке были известны с более ранних времен. Однако существовавшая до ХУ в. система записи корейских іскстов, так называемое «письмо чиновников» («лиду»), основы- инлась на применении китайских иероглифов, которые использо- иились по сходству значения или звучания, то есть по «принципу }м-(>уса». Система эта требовала хорошего владения иероглификой, и получившаяся в результате запись скорее разгадывалась, чем чи- ішіась. Седжон потребовал от ученых разработать новую систему письменности, которая адекватно отражала бы корейскую фонемі ку, была проста, легко запоминалась и могла бы использоваться кик для записи оригинальных текстов на корейском языке, так и дня транскрипции корейского произношения китайских иерогли- фон. Вдобавок, визуально система должна была напоминать кипі Йе кую иероглифику - немаловажное условие для тех, кто с дет- сіші привык ценить традиции каллиграфического искусства. Рабо- III над алфавитом заняла много лет. Решающую роль в его создании сыграла коллегия Чипхенджон (Собрание мудрых) - своего рода научно-исследовательский институт, к работе в котором Сед- Жон привлек лучшие интеллектуальные силы страны. При разработке новой письменности учитывались все достижения дальневосточной филологии, а также опыт тех соседних народов, которое к тому времени уже имели фонетическое письмо - японцев, монголов и, особенно, тибетцев. Результат усилий Седжона, дей- Сі ііительно, оказался очень удачным. Созданный под его руководимом алфавит используется до сих пор с небольшими изменениями, отражающими те перемены, которые произошли в корейской фонетике за пять с лишним веков. На протяжении долгого времени корейский алфавит называли «хунмин чонъым» - в честь сочинения, в котором он был впервые обнародован. В последние десятилетия в Южной Корее за ним закрепилось название «хангыль» (буквально - «письмена страны Хан», в честь официального названия Южной Кореи - Хангук, «страна Хан»). В Северной Корее по-прежнему используется название «хунмин чонъым». Вообще Седжон отличался редким для монарха сочетанием качеств: с одной стороны, он был энергичным, волевым и, порою, жестким государственным деятелем, а с другой, - интеллектуалом, ученым и организатором науки. Его правление было ознаменовано целым рядом мероприятий в области науки и культуры, инициатива которых принадлежала самому вану. В частности, тогда был разработан прибор для измерения объема осадков, созданы новые, особо точные солнечные часы. По распоряжению Седжона были начаты регулярные метеорологические наблюдения. Под его руководством готовились сборники материалов по сельскому хозяйству и обширные астрономические трактаты, в которых учитывались достижения китайских и мусульманских ученых. В правление Седжона развивалось книгопечатание, которому, опять-таки, покровительствовал лично монарх. Тогда же были напечатаны первые книги, написанные на корейском языке новым алфавитом. В частности, по его личному распоряжению была составлена (параллельно на корейском и древнекитайском языках) «Ода о двух драконах, взлетающих в небо» - поэтическое сочинение, воспевающие достижения новой династии и обосновывающее ее права на престол. Активно стали пользоваться новым шрифтом и буддисты, которым сочинения на корейском языке были нужны для миссионерской деятельности среди простонародья. Наконец, многие оценили и возможности, которые новый алфавит предоставлял для изучения иероглифики - фонетические символы позволяли передавать корейское произношение иероглифов с невиданной доселе точностью. Однако со смертью Седжона и постепенным усилением идеологических позиций неоконфуцианства интерес к новому алфавиту заметно снизился. Вплоть до начала XVII в. количество текстов, написанных корейским алфавитом, было невелико, и владели этим письмом лишь немногие. Массовое распространение корейского алфавитного письма началось уже после ИмджинскоЙ войны, и во многом отражало те изменения, которые произошли в Корее в XVII-XVIII вв., когда в стране появился массовый читатель. Главными потребителями художественных произведений, написанных на корейском языке, стали женщины из янбанских семей и зажиточные простолюдины, которые плохо владели древнекитайским и в силу этого не могли читать «высокую» литературу. Среди янбанской элиты до самого конца XIX в. сохранялось пренебрежительное отношение к этим текстам: неслучайно корейский алфавит верхушка иронически именовала «бабьим письмом». Тем не менее, это презрение не мешало бурному развитию книгоиздания на корейском языке. Еще в начале XVI в. появился мерный перевод китайского романа на корейский, а к концу ЧVII столетия литература на корейском языке получила всеобщее распространение. Немалую роль в этом сыграли Хо Гюн (1569- IMS) и Ким Ман Джун (1637-1692) - блестяще образованные конфуцианские интеллектуалы, которые пошли наперекор тог- шпииим настроениям «образованной публики» и стали писать и|мму на простонародном языке. История литературы на корей- и супругой недавнюю наложницу. В этом нет ничего странною - и Хо Гюн, и Ким Ман Джун были крупными государство иными деятелями, которые сами активно участвовали в полити- ?ич кой борьбе. Однако их произведения являлись, отчасти, ис- "?"Мочениями: большинство романов на корейском языке не были и >л писаны, и имена их авторов остались неизвестными потомкам ПК были неизвестны они и большинству современников). Стро- о юиоря, во многих случаях даже не приходится говорить об ин- п1 и и дуальном авторстве: переписчики и издатели переделывали и М>лшали романы на свой вкус, так что наиболее популярные крон шедения известны во множестве отличающихся друг от друга и’р(ий. І*а іумеется, вкусы простонародной аудитории оказывали влия- ине на характер литературы. Среди книг на корейском языке прении.їдали произведения развлекательных жанров, главным образом ром;шы, сочетавшие напряженный приключенческий сюжет с ин*ментами нравоучительной дидактики. Лучший образец подобии о произведения - анонимная «Повесть о верной Чхун Хян», идамная в начале XVIII в., вероятно, на основе баллады - ічішсори. Повесть эта неоднократно переделывалась и перераба- u и,їлась, а в более поздние времена послужила основой для мно- мч г на киносценариев, оперных и балетных либретто. И поныне мпсржание «Повести о верной Чхун Хян» знает каждый кореец ISDUI, как правило, он знаком с ней в современном пересказе- работке). Речь в повести идет о любви Чхун Хян, дочери отої иной куртизанки-кисэн, и молодого янбана Ли То Рёна. Ли То I"m отправляется в столицу сдавать экзамены, а Чхун Хян тем "ргмснем упорно отвергает притязания нового начальника уезда, "ш которого она - всего лишь строптивая куртизанка. Чхун Хян? мі їм лается в тюрьме, выносит пытки, но не сдается. В конце концов Ли То Рён, успешно сдавший экзамены, появляется н! уезде в качестве специального правительственного уполномоченного, и спасает возлюбленную. Повесть оканчивается счастливым) соединением любящих сердец. При всех своих успехах проза на корейском языке восприни-! малась большинством образованных корейцев как развлекательное) чтиво для простонародья. Отношение к поэзии на родном языке было иным. Традиция составления стихов на корейском языке существовала в Корее еще со времен Трех Государств, когда появились и были записаны (методом «лиду») стихотворения в жанре хянга. Традиция эта продолжалась и во времена династии Ли, когда стихотворения на корейском языке создавались многими представителями янбанской элиты. Поэты той эпохи часто писали на двух языках - на корейском и древнекитайском. Наиболее типичными для корейской поэзии эпохи Чосон жанрами были касп и сиджо. Каса возникли как развитие народной песни и представляли из себя довольно большие произведения. Однако наибольшее распространение получили сиджо - жанр, который стал развиваться в конце эпохи Корё, но по-настоящему популярны! стал в эпоху Ли. Классические сиджо - это краткие трехстрочш стихотворения, в которых обычно 44-46 слогов. Первая стро» вводит тему, вторая ее развивает, в третьей содержится какое- неожиданное ее заключение. Среди наиболее известных авторе сиджо следует упомянуть Юн Сон До (1589-1617) и Син Хым| (1566-1628). Конец XVII в. стал временем появления нового поэтическс музыкального жанра - пхансори. Пхансори представлял собо! длинную песню-балладу, которая исполнялась певцом или пени цей под аккомпанемент барабанщика. Именно из пхансори попа ли в корейскую литературу многие сюжеты, в том числе и и сю рия о верной Чхун Хян. Параллельно с литературой на корейском языке продолжала развиваться и литература на древнекитайском, рассчитанная па более взыскательную аудиторию, Среди элиты популярностью пользовалась не столько художественная литература в нашем Hbij нешнем понимании, сколько разнообразные эссе (пристрастие этому жанру корейцы сохранили до сих пор). Впрочем, меэ «высокой» и «низкой» литературой не существовало непреодо; мых преград: китайские романы часто переводились на разгої ный корейский и издавались алфавитной письменностью, а авт ры многих произведений на ханмуне черпали образы и сюжеты народного творчества. Характерной чертой прозы на древнекитг ском стало появление многочисленных сатирических повеете авторами которых часто выступали сирхакисты, Разумеется, п| должали писать стихи на ханмуне (хан си) - ведь каждый обї зованный кореец должен был владеть сложными правилами клг сического китайского стихосложения. Встреча в Пхеньяне руководителя КНДР Ким Чен Ира и президента РК Ким Дэ Чжуна (в июне 2000 г.) к н Чешу Проз. КОРЕЙСКОЕ Іг «..«і/ ЮЖНФЕ МОРЕ Восточно-Китайское море Карта Корейского полуострова Фреска «Охота» (период Когуре) насмешек у художников традиционного направления, занятых изображением поэтичных гор, изящных хризантем и причудливых сосен. Они не понимали, почему многие молодые живописцы не интересуются этими высокими образами, а вместо этого предпочитают изображать сцены вульгарные и низкие - придорожные кабачки, подвыпивших крестьян или отправившихся на прогулку куртизанок. Основателями корейской жанровой живописи был Син Юн Бок (1758-?) и Ким Хон До (1745-1806). Другим важным новшеством рубежа XVIII и XIX вв. стало освоение корейскими художниками некоторых технических приемов западной живописи (светотень, перспектива и др.), сведения о которых проникали в страну через Китай. Продолжалось развитие архитектуры, которая находилась по влиянием как традиций эпохи Корё, так и достижений архитект. ры других стран Восточной Азии. В эпоху Чосон в Корее строш мало монастырей, но зато в XV в. в Сеуле было возведено н сколько крупных дворцовых комплексов. Все они в ТОЙ ИЛИ ИН(степени пострадали во время Имджинской войны и маньчжурски вторжений, но в XVII в. были частично восстановлены. Правление тэвонгуна ознаменовалось активным строительством, в первую очередь, реставрацией дворца Кёнбоккун, который был фактически построен заново. Сеульские дворцы представляли собой садово-парковые комплексы, их сравнительно небольшие павильоны располагались среди огромного ландшафтного парка, который отделялся от города высокой каменной стеной. Дома в Корее возводились на каменном основании, но главным материалом для них все-таки служило дерево, поэтому сохранились лишь немногие строения первых веков династии Ли. И особенности это относится к жилищам рядовых корейцев - небольшим мазанкам под соломенной крышей. В наши дни можно увидеть несколько помещичьих усадеб и официальных построек, н основном относящихся к XVIII-XIX вв. В начале XV в. был принят закон, который устанавливал максимальные размеры жилит для представителей разных социальных групп, однако после Имджинской войны этот закон перестали соблюдать. Дома зажиточных корейцев в плане представляли прямоугольник, отгороженный от внешнего мира каменной стеной. В центре прямоугольника находился большой двор, по периметру которого располагались собственно жилые помещения (часто в виде отдельных построек- павильонов). Богатая усадьба делилась на две части - мужскую и женскую, как правило, отделявшиеся друг от друга внутренней стеной. Все здания были одноэтажными, с массивными черепичными крышами, которые опирались на несущие колонны и сложную систему балок. Характерной чертой жилых помещений и н богатых, и в бедных домах был ондоль - своеобразная и очень эффективная система отопления: теплый воздух и дым от очага проходили по системе проложенных под каменным полом дымоходов, нагревая таким образом пол. В декоративно-прикладном искусстве эпохи Чосон важнейшее место по-прежнему принадлежало керамике. Правда, производство чнаменитого корёского селадона прекратилось, и ему на смену пришел его упрощенный вариант - керамика пунчхон. Однако, ирм всем сходстве, пунчхон уступала селадону и в техническом, и и к гетическом отношении. Производство пунчхон также прекра- IП"ЮСЬ к концу XVI в., ко времени Имджинской войны. С этого измени основным видом качественной керамики в Корее стал ( гний фарфор, изделия из которого часто расписывали (обычно піним кобальтом). Из других видов прикладного искусства, которые успешно развивались в эпоху Чосон, следует отметить инкрустацию перламутром и резьбу по дереву. Эпоха Чосон стала периодом крупнейших перемен в культуре корейского народа. Многие достижения мастеров художественного пита, художников, скульпторов, архитекторов пользовались сла- ио(1 не только в самой Корее, но и в соседних странах, особенно н Китае и Японии. Желтое море Унчжжн (Йнчщ)Т СЫла Саби (ТІУ%) А - »|ымс; ^ jjttt " *\эчжу Канвошр, Ханьян (Сеуч) К’СНЇ іми?Вончжу Жеттое море Члунчхондо K(1H4*V К’гнсанло Чончжу *Гну Чолладо Королевство Чосон (XV в.) Упадок буддизма привел к кризису корейской скульптуры, так і ПК основными ее заказчиками были буддийские храмы. Нес кол ь- »о пострадала и архитектура, храмовое строительство почти пре- | ршилось. Однако на развитие других изобразительных искусств.падок буддизма не повлиял. По китайскому образцу в 1392 г. в Корее была создана Академия художеств (Тохвасо), просущество - п.іншая вплоть до конца XIX в. Для того, чтобы стать ее членом, недопал о сдать специальный экзамен. Принятые в Академию ху- южники получали жалованье и официально считались чиновни- | нм и-специалистами. Юридически они находились в том же положении, что и чунъины - ниже «настоящих» янбанов, но выше простолюдинов. Художники Академии писали портреты должностных лиц, расписывали правительственные здания, изображали официальные церемонии - эти изображения тогда играли роль своего рода фотохроники. Доводилось членам Тохвасо выполнять и иные поручения, для которых требовалось мастерст- ІН) рисовальщика - например, иногда их включали в состав по- " одьств, дабы они, находясь за границей, делали зарисовки кре- ііпсіей и перевалов. Занимались они и «искусством для искус- > и*а». Художники Тохвасо считали себя продолжателями традиции живописи китайской династии Северная Сун (X-XII вв.), ни которой было характерно внимание к графике и яркому колориту. Другим направлением в корейской изобразительном искусстве iii.uia «живопись дилетантов». Многие представители интеллекту- I п.ной элиты занимались живописью для собственного удовольст- | и і и. В конце концов, живопись была очень близка к такому до- тйному занятию, как каллиграфия. Занимающиеся живописью на досуге конфуцианские бюрократы-интеллигенты сездали нема- ы интересного. Менее связанные канонами, чем профессионалы, мобители активно изучали новые стили, появлявшиеся в китай- ? мш искусстве, и способствовали их проникновению в Корею. И профессионалы, и любители занимались, в первую очередь, пысоким искусством». Большинство картин представляли собой ш-йзажи (обычно - вымышленные, условные), натюрморты с и юбражением цветов и птиц, интерьеры ученых кабинетов, і і илизованные изображения даосских святых и монахов. Заметное развитие получил в эпоху Ли портрет - и официальный, и интимный. Серьезные перемены в корейской живописи произошли в XVIII в., когда многое менялось во всем корейском обще- I тне. Начало столетия ознаменовалось появлением реалистического пейзажа. Основателем этого жанра в Корее был Чон Сон (1676- 1/59), творчество которого было посвящено горам Кымгансан. У Чон Сона нашлось немало продолжателей как среди членов Тох- иасо, так и среди художников-любителей. Конец XVIII в. был отмечен появлением и невиданным расцветом еще одного нового жанра - бытовых зарисовок. Этот жанр поначалу вызывал немало

Кочосон (Древний Чосон)

Первые поселения людей на Корейском полуострове и в окружающих его районах появились около 700 тысяч лет назад. Эпоха неолита началась примерно 8 тысяч лет назад. Следы и находки этого периода могут быть обнаружены в разных местах по всему Корейскому полуострову, в основном в приморских районах и по берегам больших рек.

Бронзовый век около 1500–2000 лет до нашей эры пришел в районы нынешней Монголии и на полуостров. По мере того как начала формироваться эта цивилизация, многочисленные племена появились в районе Ляонина в Манчжурии и в северо-западной части Корейского полуострова. Эти племена возглавляли вожди, которых Тангун, основатель корейской нации, позднее объединил, чтобы создать древнее государство Кочосон (2333 г. до н.э.).

Три государства и Кая

Города-государства постепенно объединялись в племенные союзы со сложными политическими системами, которые, в конце концов, перерастали в королевства. Когурё (37 г. до н.э.–668 г. н.э.), которое занимало территорию по среднему течению реки Амноккан (Ялуцзян), первым среди племенных союзов превратилось в королевство.

Войска Когурё, отличавшиеся агрессивностью, одно за другим покоряли соседние племена. В результате завоевательных войн, которые были предприняты Квангэтхо Великим (г. пр. 391–413) и королем Чансу (г. пр. 413–491) Когурё сумело занять огромную территорию, охватывающую Манчжурию и большие районы Корейского полуострова. Благодаря последующему учреждению политической структуры Когурё приобрело вид империи со всеми соответствующими признаками.

Другим конфедеративным королевством, похожим на Когурё, было Пэкче (18 г. до н.э.–660 г. н.э.), которое сформировалось из города-государства, расположенного к югу от реки Ханган поблизости от того района, где находится современный Сеул. В период правления вана
(короля) Кынчхого (г. пр. 346–375) Пэкче превратилось в централизованное государство.

Королевство Силла (57 г. до н.э.–935 г. н.э.) находилось в юго-восточной части полуострова, и было поначалу самым слабым и наименее развитым из трех королевств. Однако благодаря тому, что Силла географически было удалено от китайского влияния, оно было более открыто для идей и практик некитайского происхождения. Его общество было организовано на основе развитого буддийского порядка мироустройства, который отличала четко выраженная система сословного деления. В этой системе особое место принадлежало организации молодых воинов-аристократов хваран («цветущая молодежь»).

Кая (42–562) начало развиваться как вид конфедерации, сформированной в результате объединения нескольких племен, которые обитали в районе устья реки Нактонган.

Объединенное Силла и Пархэ


К середине 6 в. королевству Силла удалось взять под свой контроль все соседние города-государства, входившие в конфедерацию Кая.

Заключив союз с Танской династией Китая, королевство Силла сумело покорить Когурё в 668 г. и Пэкче в 660 г. Объединение Корейского полуострова было формально завершено, когда Силла в 676 г. нанесло поражение Танской династии.

Силла, которое в середине 8 в. достигло вершины своего расцвета и могущества, предприняло попытку построить идеальное буддийское государство. Именно во времена королевства Объединенное Силла был построен величественный монастырь Пульгукса (храм Страны Будды).

Но буддизм, как государственная религия начал терять свое влияние и приходить в упадок по мере обогащения аристократии и знати.
Кроме того, обострилась борьба между региональными лидерами, которые заявляли о своих правах на завоеванные королевства Когурё и Пэкче. В 935 г. король Силла официально выразил желание покориться новой династии Корё.

В 698 г. беженцы из Когурё основали государство Пархэ в южной и центральной Манчжурии. Население нового государства, известного как Пархэ, составляли не только выходцы из Когурё, но также большая группа людей племен мохэ.

В Пархэ была создана система государственного устройства, подобная административной структуре королевства Когурё. Высокий уровень развития культуры также был унаследован от Когурё.

Пархэ достигло наивысшего могущества в первой половине 9 в., когда государство занимало обширную территорию, которая простиралась на севере до реки Амур и на западе до района Гайюань в южной и центральной Манчжурии. Пархэ установило дипломатические отношения с Турцией и Японией. Государство просуществовало до 926 г., когда оно пало под ударами киданей. Многие представители родовой знати Пархэ, которые в основном были потомками когурёсцев, переселились на юг и стали подданными новой династии Корё.

Корё


Династия Корё (918–1392) была основана Ван Гоном, военачальником, служившим под началом Кунъе, мятежного принца королевства Силла. Избрав столицей государства свой родной город Сонак (совр. Кэсон в Северной Корее), Ван Гон поставил задачу возвратить некогда утраченные территории королевства Когурё в северо-восточном Китае.

Ван Гон назвал свою династию Корё, от имени которой и происходит современное название Корея. Хотя династии Корё не удалось вернуть утраченные земли, она достигла высокого уровня развития культуры, представленной селадонами зеленовато-голубого цвета чхончжа и расцветом буддийской традиции.

Не менее значительным было изобретение в 1234 г. первого в мире подвижного металлического шрифта, которое опередило на два столетия издание Библии, осуществленное Гуттенбергом в Германии.

Приблизительно в это же время искусные корейские мастера также завершили гигантский труд, вырезав на больших деревянных досках текст Свода буддийских сутр.

Эти деревянные печатные доски-клише, число которых составляет более 80 тысяч, были предназначены для того, чтобы призвать божественную силу Будды для отражения монгольского нашествия. Этот буддийский канон, называемый «Трипитака Кореана», в настоящее время хранится в монастыре Хэинса.

В последующие годы династия Корё была ослаблена внутренней борьбой, которую вели между собой ученые-чиновники и военные, а также конфуцианцы и буддисты. Начавшиеся в 1231 г. монгольские нашествия привели к тому, что на протяжении почти 100 лет Корё находилось под властью монголов, несмотря на мужественное сопротивление корёсцев.

Чосон


В 1392 г. генерал Ли Сон Ге основал новую династию, получившую название Чосон. Первые правители Чосона поддерживали конфуцианство в качестве господствующей идеологии, чтобы преодолеть сильное влияние буддизма, получившего широкое распространение в период Корё.

Правители Чосона управляли страной при помощи хорошо сбалансированной политической системы. Главным методом отбора чиновников на государственную службу была система специальных экзаменов. Эти экзамены служили основой для социальной мобильности и интеллектуальной деятельности в этот период. Однако в обществе, основной идеологией которого было конфуцианство, высоко ценились научные знания и ученость, в то время как к торговле и производству отношение было пренебрежительное.

В период правления короля Сечжона Великого (1418–1450), четвертого короля Чосона, культура и искусство достигли небывалого расцвета. Под руководством Сечжона Великого учеными королевской академии был создан корейский алфавит хангыль. Алфавит в то время был назван «Хунмин чоным», что означает «правильные звуки для обучения народа».

Король Сечжон проявлял глубокий интерес к астрономии. По его повелению были созданы солнечные и водяные часы, небесный глобус, карты звездного неба.

Король Сечжо (г. пр. 1455–1468), создавая в Чосоне структуру государственной власти, ввел правовую систему и положил начало составлению кодекса законов под названием «Кёнгук тэчжон». Система государственного управления династии Чосон была формально учреждена в результате последующего завершения «Кёнгук тэчжон» («Великое уложение по управлению государством») в период правления короля Сончжона (г. пр. 1469–1494).

В 1592 г. Япония напала на Корейский полуостров, чтобы проложить путь для своего вторжения в Китай. Адмирал Ли Сун Син (1545–1598), одна из наиболее почитаемых личностей в корейской истории, провел несколько блестящих операций на море против японского флота, применив в морских сражениях «кобуксоны» («корабли-черепахи»), которые считаются первыми в истории боевыми кораблями, обшитыми железными пластинами. Война была окончена в 1598 г., причинив огромный урон и корейской династии Чосон, и минскому Китаю. В годы войны огромное число корейских ремесленников и мастеров, в том числе гончаров, были насильно увезены в Японию.

С начала 17 в. широкое распространение в среде либерально настроенных ученых-чиновников получает движение сирхак, то есть «реальные науки». Ученые пропагандировали знания и науки как средство для строительства современного государства.

Они настойчиво призывали провести преобразования в сельскохозяйственном производстве и в промышленности и выступали за широкие реформы в системе распределения земли. Однако консервативное правительство аристократов было не готово на такие радикальные изменения.

Во второй половине периода правления династии Чосон усилилась борьба за влияние при дворе между группировками государственных чиновников и представителей высших слоев общества. Король Ёнчжо (г. пр. 1724–1776), чтобы поправить политическую ситуацию, в конечном итоге стал проводить политику «равноудаленности». Благодаря этой политике ему удалось укрепить королевскую власть и добиться политической стабильности.

Король Чончжо (г. пр. 1776–1800) также проводил политику «равноудаленности» между придворными группировками. Он основал королевскую библиотеку (Кючжангак) для хранения королевских указов и летописей. Король также начал осуществлять ряд других реформ в области политики и культуры. На период его правления приходится время расцвета школы сирхак. Многие выдающиеся ученые создали в это время научные труды, в которых предлагались передовые реформы в области сельского хозяйства и промышленности, но лишь некоторые из предложенных ими идей были приняты правительством.

Японская оккупация и движение за независимость Кореи

В 19 в. Корея по-прежнему оставалась «королевством-отшельником» и твердо сопротивлялась требованиям западных стран об установлении дипломатических и торговых отношений. Продолжительное время несколько азиатских и европейских стран, руководствуясь своими империалистическими притязаниями, вели борьбу друг с другом за влияние над Корейским полуостровом. Япония после побед, одержанных в войнах против Китая и России, насильно аннексировала Корею в 1910 г. и установила колониальное правление.

Колониальное правление вызвало подъем патриотических настроений среди корейцев. Представители интеллигенции были глубоко возмущены политикой ассимиляции, проводимой официально властями Японии, которая запрещала даже обучение в школах на корейском языке. Воля и стремление корейского народа к независимости воплотились в общенациональном движении 1 марта 1919 г., в котором приняли участие представители всех групп и слоев общества, включаю интеллигенцию. Японские власти жестоко подавили выступления демонстрантов и их сторонников, в результате чего погибли тысячи граждан.

Хотя Первомартовское движение за независимость потерпело поражение, оно укрепило национальное самосознание и патриотические чувства среди корейцев. Движение привело к созданию Временного правительства в китайском городе Шанхай, а также к организации вооруженного сопротивления японским колонизаторам в Манчжурии. День Движения за независимость, который корейцы отмечают 1 марта, является государственным праздником.

В период колониального господства Япония продолжала экономическую эксплуатацию Кореи. Жизнь корейцев в условиях колониального правления ухудшалась до 1945 г., когда закончилась вторая мировая война.

Образование Республики Корея

Корейцы с радостью встретили известие о поражении Японии во второй мировой войне, но их ликование было недолгим. Освобождение не принесло корейцам независимость, за которую они так упорно боролись. Вернее, оно привело к тому, что страна оказалась разделенной идеологическими различиями, которые были вызваны начинающейся «холодной войной». Усилия корейцев создать независимое государство были тщетными, поскольку войска США оккупировали южную часть полуострова, а советские войска взяли в свои руки управление его северной частью.

В ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая призывала к проведению в Корее всеобщих выборов под контролем Комиссии ООН.

Однако Советский Союз отказался выполнить Резолюцию ООН и не допустил Комиссию ООН в северную часть Кореи. Генеральная Ассамблея ООН приняла другую резолюцию, призывающую к проведению выборов в тех районах, куда Комиссия ООН получила доступ. Первые выборы в Корее состоялись 10 мая 1948 г. на территории к югу от 38-ой параллели, которая и разделила Корейский полуостров на Юг и Север.

Ли Сын Ман был избран в 1948 г. первым Президентом Республики Корея.

К северу от 38-ой параллели был установлен коммунистический режим под руководством Ким Ир Сена.

25 июня 1950 г. Северная Корея начала полномасштабное вторжение на Юг, развязав трехлетнюю войну, к участию в которой были вовлечены американские, китайские и другие иностранные войска. Весь полуостров оказался разрушенным в результате этой войны. В июле 1953 г. было подписано Соглашение о прекращении огня. Война оставила три миллиона убитых и раненых, миллионы людей лишились крова и оказались разлученными с их семьями.

Серьезные общественные беспорядки происходили в годы правления президента Ли Сын Мана. Корейская демократия в тот период времени была незрелой, и страна испытывала огромные политические и экономические трудности. Ли Сын Ман был смещен с поста президента в апреле 1960 г. в результате студенческих выступлений и демонстраций. Вторая республика была провозглашена после того, как в августе 1960 г. крупный деятель Демократической партии Чан Мён сформировал правительство.

Однако новое правительство было свергнуто 16 мая 1961 г. в результате военного переворота, который возглавил генерал-майор Пак Чжон Хи. Высший совет по реконструкции страны во главе с генералом Пак Чжон Хи взял в свои руки исполнительные, законодательные и судебные функции управления государством.

Пак Чжон Хи был избран президентом страны на выборах, которые состоялись в 1963 году. Правительство Пака осуществило быструю индустриализацию страны и добилось значительного экономического роста в 1960-е и 1970-е годы. Но правление Пак Чжон Хи сопровождалось жестким ограничением политических прав и гражданских свобод.

Убийство президента Пак Чжон Хи в октябре 1979 г. привело к введению военного положения в стране и началу переходного периода. Чхве Гю Ха, который вступил в должность президента страны, ушел в отставку в августе 1980 г., и в том же месяце Национальная конференция за объединение (коллегия выборщиков) избрала президентом Чон Ду Хвана, лидера влиятельной группы военных.

В 80-е годы по всей стране усилилось движение за демократизацию, и в 1987 г. в Конституцию были внесены поправки, восстанавливающие систему прямых всеобщих выборов президента страны. Ро Тхэ У, также бывший генерал, был избран президентом страны в соответствии с новой редакцией Конституции, но благодаря демократическим преобразованиям, осуществленным во время его правления, были созданы условия для избрания первого за 32 года президента страны, который был гражданским человеком. Ким Ён Сам, который в течение многих лет был активным деятелем движения за демократизацию страны, в 1992 г. был избран президентом, являясь кандидатом от правящей партии.

На выборах 1997 г. президентом страны был избран Ким Дэ Чжун, лидер основной оппозиционной партии Национальный конгресс за новую политику. Его администрация, которая получила название «правительство народа», была создана в результате первого в конституционной истории страны мирного перехода власти от правящей партии к оппозиционной.

Администрация Но Му Хёна, или «правительство широкого участия», начала свою деятельность в феврале 2003 г. Добровольное создание избирательных фондов и активное участие граждан в предвыборной кампании привели к победе Но Му Хёна на президентских выборах. Правительство Но Му Хёна, 16-е по счету в истории Республики Корея, поставило перед страной три цели: Демократия вместе с народом, Общество сбалансированного развития и Эпоха мира и процветания в Северо-Восточной Азии.

С 2008 г. президентом страны является Ли Мён Бак. Центральной частью плана Ли Мён Бака по восстановлению экономики является его план «Корея 7-4-7». Название плана складывается из поставленных целей. Увеличить ВВП на 7 %, поднять доход на душу населения до 40.000 долларов США и сделать Корею седьмой в списке стран с наиболее развитой экономикой. Правительство Ли Мён Бака получает распоряжение создать новую Корею, в которой «живут богатые люди, доброжелательное общество и сильное государство». Для достижения данной цели, Ли Мён Бак планирует следовать стратегии практической рыночной экономики: «Разумная рыночная экономика», «Эмпирический прагматизм» и «Демократический активизм».

Экономическое развитие Республики Корея, начиная с 1960-х годов, ориентированное на достижение роста при ведущей роли экспортных отраслей было настолько впечатляющим, что получило название «Чудо на реке Ханган» в 1970-е годы. В дальнейшем Сеул успешно провел в 1988 г. 24-е Олимпийские игры, а Республика Корея приняла Чемпионат мира по футболу по версии ФИФА в 2002 г. В 1950-е гг. Республика Корея входила в число самых бедных стран мира. Сегодня южнокорейская экономика занимает 13-е место среди крупнейших экономик мира, и страна полна решимости стать мировым экономическим лидером в новом тысячелетии.

Республика Корея неизменно шла по пути, ведущему к зрелой демократии и рыночной экономике. И даже, несмотря на то, что последствия «холодной войны» до сих пор сохраняются на Корейском полуострове, Республика Корея сегодня готова совершить новый экономический взлет. Два корейских государства прилагают усилия для установления прочного мира на Корейском полуострове и способствуют достижению общего процветания Южной и Северной Кореи через укрепление мира, примирение и сотрудничество.

Президенты Республики Корея

: "Все глобальное начинается с мелочей… " Просто заинтересовалась картиной 18 века с тигром… но это не просто произведение искусств - это знаменитое наследие династии Чосон . Она также известная как династия Ли - последняя правящая династия Кореи . Двадцать семь монархов, которые правили на Корейском полуострове на протяжении более чем 500 лет (с 1392 года до 1897) и оставили значительное наследие для современной Кореи . Основатель династии Чосон Ли Сон Ге (впоследствии известный как король Тхэчжо ) использовал влияние последователей конфуцианства для свержения династии Коре . В 1394 г. он перенес столицу из Кэсона , где все еще сильно было влияние буддизма, в Сеул , и теперь этот город является одной из старейших столиц в мире. Впоследствии конфуцианство проникло во все сферы жизни государства. Правители Чосона создали сбалансированную и развитую политическую систему, основанную на конфуцианских принципах управления государством. Для того чтобы стать государственным чиновником, необходимо было сдать экзамен государственной гражданской службы на знание китайских классических произведений. Конфуцианство также определяло жесткую социальную структуру. Общество высоко ценило научные знания, но пренебрежительно относилось к занятиям торговлей и производством. На вершине социальной пирамиды находились ученые-аристократы янбан , занимающие ключевые позиции не только в обществе, но также в правительстве и армии. Следом шли чунин , "средний класс", состоявший из служащих, в число которых входили государственные чиновники, врачи, адвокаты и художники. Еще ниже находились санин , простолюдины, составлявшие большинство населения. В основном это были крестьяне, которым давали для обработки земельные наделы, а также торговцы и ремесленники. Самый низший слой общества чонин составляли рабы, слуги и крепостные, которых считали людьми низкого происхождения. Периодом расцвета династии Чосон принято считать годы правления четвертого короля Сечжона (г. пр. 1418-1450). Небывалого расцвета достигли культура и искусство, был создан корейский алфавит хангыль. В этот же период получили развитие многие прогрессивные идеи в области государственного управления, экономики, естественных и гуманитарных наук, музыки и медицины. Однако в конце шестнадцатого столетия полчища японских захватчиков под предводительством Тоетоми Хидэеси , разорили Чосон , совершая поход на Китай . Большая часть полуострова лежала в руинах, произведения культуры и искусства были разграблены. Многие корейские ремесленники, особенно гончары, были насильственно вывезены в Японию , что в значительной степени способствовало бурному развитию японского гончарного производства. Корейские патриоты оказывали захватчикам серьезное сопротивление. Благодаря таким героям, как адмирал Ли Сун Син , им удалось перерезать каналы, по которым осуществлялось снабжение японцев. После смерти Хидэеси японские войска начали терпеть поражения и в 1598 г, война закончилась, оставив Корею разрушенной и опустошенной. В 1627 и 1636 гг. Корея вновь пережила вторжения, на этот раз манчжур, которые постепенно захватили Китай и основали династию Цин (1644-1911). В это время в среде либерально настроенных ученых-чиновников стало набирать силу движение, известное как Школа Сирхак или Шола реальных наук, ставившее своей целью создание современного национального государства. Его сторонники выступали за развитие сельского хозяйства и промышленности, а также призывали провести коренную реформу системы распределения земли. К сожалению, они не обладали реальной властью, а консервативное правительство не постаралось воспользоваться их идеями. Таким образом Корея оставалась "государством-отшельником", стойко сопротивлявшимся Западу и не принимавшим его идеи, технологии, дипломатию и торговлю. Позже, в конце века, когда Япония одержала победу над Китаем , покровителем Кореи , стране пришлось спешно перестраиваться под давлением стремительно меняющихся обстоятельств. Япония , ставшая новой индустриальной державой, аннексировала Корею и в 1910 г. превратила ее в колонию, эти события положили конец династии Чосон .

1 Флаг Чосона . 2 Герб Чосона

3 Эмблема высшего Гражданского чина с двумя журавлями. 4 Знак высшего воинского звания с двумя тиграми.