Кацва леонид александрович

Учебник отличается oт предшествующих тем, что он не нормативен: фактического материала в нем больше, чем требуется для запоминания. Aвтopы ставили перед собой задачу - создать учебник разноуровневый, пpигодный для изучения истории и в "обычной школе", и в специализированной гуманитарного уклона. Помимо этого, учебник имеет справочный характер и может быть использован абитуриентами для подготовки к поступлению в вузы. Работая с таким пособием, учитель получает большую творческую свободу, ибо теперь он будет решать, каким должен быть нормативный уровень знаний его учеников.

Киевская Русь в X в.
Несмотря на укоренившееся имущественное расслоение, Древнерусское государство конца IX-X вв. во многом сохраняло черты «союза союзов племен». Киевский князь господствовал над славянами, прежде всего, как глава сильнейшего племени - полян. Важнейшим источником доходов князя и дружины являлась теперь дань (полюдье), выплачиваемая покоренными племенами. Взималась дань двумя способами: либо данники сами привозили ее в Киев, либо князь с дружиной собирали ее, объезжая подвластные земли. О том, как собиралась дань, повествует трактат византийского императора Константина Багрянородного «О народах», написанный в середине X в.

С наступлением ноября князь с дружиной выезжал из Киева и отправлялся в земли древлян, дреговичей, кривичей и других славян, плативших ему дань. Поездка на полюдье продолжалась до весны. В апреле, когда реки освобождались из-подо льда, князь возвращался в Киев. Тем временем славяне-данники рубили лес, делали из цельных стволов долбленые лодки-однодеревки и сплавляли их притоками Днепра к Киеву, где и продавали вернувшейся с полюдья дружине. В июне лодки, нагруженные медом, воском, мехами, отправлялись вниз по Днепру, а затем - морем к Царьграду. К княжескому каравану присоединялись купцы из различных русских городов, опасавшиеся в одиночку пускаться в многотрудное плавание. Киев, судя по этому описанию, был своеобразными воротами, открывавшими путь из Русской земли в Византию. Возможно, именно такое географическое положение и превратило его в «матерь городов русских», средоточие хозяйственных связей Руси.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История России VIII XV веков, 7 класс, Кацва Л.А., Юрганов А.Л., 1995 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • История России XVI-XVIII веков, 8 класс, Кацва Л.А., Юрганов А.Л., 1994
  • История Татарстана и татарского народа, Вторая половина XVI XVII веков, 7 класс, Гилязов И.А., Пискарев В.И., 2017

Следующие учебники и книги.

(1957-11-26 ) (61 год)

Леони́д Алекса́ндрович Ка́цва (род. 26 ноября 1957 года , Москва) - российский историк, автор учебников и пособий по истории России. В настоящее время работает в московской Гимназии на Юго-Западе № 1543 .

Биография

Леонид Александрович Кацва родился 26 ноября 1957 года в семье Александра Михайловича Кацва и Нины Азриелевны Уриссон, он единственный ребёнок в семье. Отец - потомок выходцев из черты оседлости , жил в Орле , кандидат политических наук, занимался исследованием советского общества; мать родом из польских евреев, выселенных во время Первой мировой войны из прифронтовой полосы.

…надо сказать, что любовь к истории у меня формировал не только отец, но и оба деда. Потому что историей они оба увлекались, книг по истории было всегда дома очень много. Наверное, на мое решение пойти в эту сферу повлияло ещё одно обстоятельство, очень смешное. Я не умею рисовать, и никогда не умел, вообще не понимаю, как это делается, но всё своё детство лепил из пластилина. А лепил я тех героев, о которых читал в книжках. И чем больше я этих героев лепил, тем больше я увлекался историей…

Выступает на радиостанции «Эхо Москвы ».

Отзывы других учителей

Леонид Александрович, конечно, абсолютно гениальный преподаватель. Я могу говорить о нём скорее как ученица. Это самая светлая голова из историков, которых я встречала, удивительно последовательный, удивительно четко, ясно мыслящий и очень добрый человек. Эти качества способствуют тому, что то, что он рассказывает, запоминается. Ни разу в жизни - ни когда я училась на истфаке, ни когда занималась наукой - мне не приходилось сталкиваться с тем, чтобы то, что говорил Леонид Александрович, подвергалось сомнению со стороны других историков

Первое, что я могу сказать, это то, что Леонид Александрович - редчайший пример учителя, который в такой степени глубоко знает материал. По некоторым курсам Отечественной истории, я думаю, его знания шире большинства вузовских преподавателей. Ну и второе, конечно, то, что он ещё в советское время умел давать не какую-то положенную для экзамена догму, а противоречивый материал, который заставляет людей думать. Я знаю, что многие выпускники Леонида Александровича ценят его именно за то, что он давал им разноцветную картинку, а не натаскивал на экзамены и контрольные. И как его коллега могу сказать, что мне всегда приятно с ним общаться на профессиональные темы, потому что справку можно получить практически сразу по любому поводу. Школьный учитель всегда достаточно сложный человек. В силу определенных профессиональных особенностей у нас у всех, или почти всех, наступает профессиональная деформация, и школьные учителя, как правило, назидательны, догматичны, не очень умеют слышать чужое мнение, но у Леонида Александровича это проявилось в легкой форме. Для человека, работавшего в школе больше 30 лет, он сохранил способность общаться с учениками не сверху вниз. Вот это очень приятно. Я мало работал по учебникам Леонида Александровича, но его Справочник по подготовке в ВУЗ, на мой взгляд, абсолютно непревзойденный образец в этом жанре. Особенность его учебников в том, что они оставляют место для размышления. Может, именно поэтому, они и не встречают горячий прием со стороны нашего министерства.

  • Кацва утверждает, что «продвижение славян представляло собой мирную колонизацию, а не завоевание». Лукин и Пчелов возражают, что неизвестно насколько мирным было расселение славян в древности и не было ли у них конфликтов с финно-угорскими племенами;
  • Кацва утверждает, что «большинство исследователей» сходятся на том, что у славян не было главного бога. Лукин и Пчелов ответили (со ссылками на литературу), что большинство исследователей признают главным славянским богом Перуна ;
  • Лукин и Пчелов считали ошибочным утверждение Кацвы, «что отношения славян и Византии походили на отношения варваров III-V вв. с Римской империей ». Лукин и Пчелов утверждали, что Киевская Русь («держава Рюриковичей») должна сопоставляться не с германскими варварскими племенными структурами, а с современными ей странами (Польшей Пястов , Чехией Пржемысловичей и Венгрией Арпадов);
  • Кацва утверждает, что повешенный князем Олегом щит на вратах Царьграда - символ примирения, а не победы. Лукин и Пчелов (отмечая, что рассказ о щите легендарен) со ссылкой на летописи указывают, что щит был повешен как символ победы;
  • Лучин и Пчелов отвергают утверждение Кацвы, что с помощью полюдья «данникам регулярно демонстрировалась мощь княжеского войска». При этом историки указывают, что в исторических источниках нигде не сказано, что полюдье проводилось для демонстрации мощи;
  • Лучин и Пчелов посчитали оценку походов Святослава как «бесполезных» для Руси (такую оценку дал Кацва) упрощенной и отметили, что Святослав несмотря на византийское финансирование преследовал на Дунае собственные интересы;
  • Кацва говорит о существовании в Новгороде «ганзейского и Готландского торгового дворов». Лукин и Пчелов отмечают, что таких дворов в Новгороде не было;
  • Кацва настаивал, что говорить о действиях половцев в битве на реке Калке - значит «посеять рознь между школьниками славянского и тюркского происхождения». Лукин и Пчелов возражали против этого, задав Кацве риторический вопрос - много ли он видел в российских школах половцев;
  • Кацва упрекает Лукина и Пчелова, что в рассказе о Ледовом побоище они использовали сочинение А. И. Козаченко. Оттуда мол Лукин и Пчелов взяли утверждение о важной роли лучников в этой битве. Однако это утверждение авторы взяли из Старшей Ливонской Рифмованной хроники;
  • Кацва ошибочно трактует захват Ливонским орденом Пскова как союз. Исторические источники (в том числе немецкие) указывают, что был именно захват города;
  • Кацва безосновательно считает, что до введения Судебника 1497 года были разные ограничительные сроки перехода крестьян от одного владельца к другому;
  • Кацва в стиле советских историков преувеличивает значение русских ересей рубежа XV-XVI веков и утверждает, что эти ереси были популярны среди «низшего духовенства» и горожан, а также своим рационализмом походили на европейские ереси. Лукин и Пчелов отмечают, что о русских ересях есть только отрывочные сведения из церковных обличений (причем эти сведения весьма тенденциозны и стереотипны).

Библиография

На данный момент Леонид Александрович Кацва выпустил свыше десяти различных учебников, рабочих тетрадей и пособий по истории России. Ниже приведены некоторые из его книг.

  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов . История России VIII-XV вв.. - М. : Русич, 1996 год . - 240 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-88590-395-6 .
  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов . История России XVI-XVIII вв. Учебник для VIII класса средних учебных заведений. - М. : Вентана-Граф, 1996 год . - 424 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-88717-013-1 .
  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов . История России VIII - XV вв.: Учебник для VII класса средних учебных заведений. - М. : Мирос, 1998 год . - 240 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-7804-0061-X .
  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов . История России VIII-XV вв.. - М. : Аргус,

Леонид Александрович Кацва (род. 26 ноября 1957 года, Москва) - российский историк, автор учебников и пособий по истории России. В настоящее время работает в московской Гимназии на Юго-Западе № 1543.

Биография

Леонид Александрович Кацва родился 26 ноября 1957 года в семье Александра Михайловича Кацва и Нины Азриелевны Уриссон, он единственный ребёнок в семье. Отец - потомок выходцев из черты оседлости, жил в Орле, кандидат политических наук, занимался исследованием советского общества; мать родом из польских евреев, выселенных во время Первой мировой войны из прифронтовой полосы.

…надо сказать, что любовь к истории у меня формировал не только отец, но и оба деда. Потому что историей они оба увлекались, книг по истории было всегда дома очень много. Наверное, на мое решение пойти в эту сферу повлияло ещё одно обстоятельство, очень смешное. Я не умею рисовать, и никогда не умел, вообще не понимаю, как это делается, но всё своё детство лепил из пластилина. А лепил я тех героев, о которых читал в книжках. И чем больше я этих героев лепил, тем больше я увлекался историей…

В 1975 году закончил спецшколу № 38 и поступил на исторический факультет МПГУ, где его учителем стал Кобрин, Владимир Борисович. По окончании факультета в 1981 году устроился учителем в Среднюю школу № 43 в Юго-Западном районе, где заменил другого учителя истории - А. М. Бека.

С 2002 по 2003 годы работал параллельно в двух школах: в московской гимназии № 1543 и в «лицейском» классе другой московской школы.

С 1990 года начал выпускать собственные учебники и пособия. В написании первого учебника Леониду Александровичу Кацве помог В. Б. Кобрин.

Выступает на радиостанции «Эхо Москвы».

    Леонид Кацва

    В Карелии, 1979 год

Отзывы коллег

Леонид Александрович, конечно, абсолютно гениальный преподаватель. Я могу говорить о нём скорее как ученица. Это самая светлая голова из историков, которых я встречала, удивительно последовательный, удивительно четко, ясно мыслящий и очень добрый человек. Эти качества способствуют тому, что то, что он рассказывает, запоминается. Ни разу в жизни - ни когда я училась на истфаке, ни когда занималась наукой - мне не приходилось сталкиваться с тем, чтобы то, что говорил Леонид Александрович, подвергалось сомнению со стороны других историков

Богданова, Елизавета Сергеевна, ученица Л. А. Кацва, выпускница истфака МГУ, преподаватель в гимназии 1543

Первое, что я могу сказать, это то, что Леонид Александрович - редчайший пример учителя, который в такой степени глубоко знает материал. По некоторым курсам Отечественной истории, я думаю, его знания шире большинства вузовских преподавателей. Ну и второе, конечно, то, что он ещё в советское время умел давать не какую-то положенную для экзамена догму, а противоречивый материал, который заставляет людей думать. Я знаю, что многие выпускники Леонида Александровича ценят его именно за то, что он давал им разноцветную картинку, а не натаскивал на экзамены и контрольные. И как его коллега могу сказать, что мне всегда приятно с ним общаться на профессиональные темы, потому что справку можно получить практически сразу по любому поводу. Школьный учитель всегда достаточно сложный человек. В силу определенных профессиональных особенностей у нас у всех, или почти всех, наступает профессиональная деформация, и школьные учителя, как правило, назидательны, догматичны, не очень умеют слышать чужое мнение, но у Леонида Александровича это проявилось в легкой форме. Для человека, работавшего в школе больше 30 лет, он сохранил способность общаться с учениками не сверху вниз. Вот это очень приятно. Я мало работал по учебникам Леонида Александровича, но его Справочник по подготовке в ВУЗ, на мой взгляд, абсолютно непревзойденный образец в этом жанре. Особенность его учебников в том, что они оставляют место для размышления. Может, именно поэтому, они и не встречают горячий прием со стороны нашего министерства.

Кузнецов, Алексей Валерьевич, историк, преподаватель истории и обществознания в гимназии 1543, частый гость радиостанции «Эхо Москвы»

Библиография

На данный момент Леонид Александрович Кацва выпустил свыше десяти различных учебников, рабочих тетрадей и пособий по истории России. Ниже приведены некоторые из его книг.

  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России VIII-XV вв.. - М.: Русич, 1996 год. - 240 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-88590-395-6.
  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России XVI-XVIII вв. Учебник для VIII класса средних учебных заведений. - М.: Вентана-Граф, 1996 год. - 424 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-88717-013-1.
  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России VIII - XV вв.: Учебник для VII класса средних учебных заведений. - М.: Мирос, 1998 год. - 240 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-7804-0061-X.
  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России VIII-XV вв.. - М.: Аргус, 1998 год. - 272 с. - 500 000 экз. - ISBN 5-85549-071-8.
  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России XVI-XVIII вв.. - М.: Мирос, 2001 год. - 544 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-7804-0125-X.
  • Л. А. Кацва. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы / Ред. В. Лещинер. - М.: АСТ-Пресс, 2001 год. - 848 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-7805-0673-6.
  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М.: Просвещение, 2007 год. - 304 с. - 10 000 экз. - ISBN 978-5-09-017849-5.
  • Л. А. Кацва, А. Л. Юрганов. История России, конец XVI-XVIII век. 7 класс. - М.: Просвещение, 2009 год. - 288 с. - 10 000 экз. - ISBN 978-5-09-015923-4.
  • Л. А. Кацва, Л. В. Жукова. История России в датах. Справочник. - М.: Проспект, 2013 год. - 320 с. - 2 000 экз. - ISBN 978-5-392-09543-8.