Как быстро и правильно делать домашнее задание? Правила выполнения домашних заданий. Задания по чтению

ГОБУ МО ЦППМС- помощи

для родителей

«Правила помощи ребенку при выполнении домашнего задания»

Эргономика рабочего места школьника

С началом учебы в школе на ребенка резко увеличивается нагрузка. Те часы, которые он изо дня в день проводит за школьной партой или рабочим столом, делая уроки, могут не лучшим образом повлиять на его развитие.

Поэтому особое внимание родители должны уделять осанке и зрению.

Организация рабочего места школьника включает несколько моментов: расположение в комнате, размеры школьной мебели, освещение рабочего места школьника и расположение канцелярских принадлежностей. В этой статье мы остановимся на каждом из них.

Расположение рабочего места школьника дома.

Продумывая расположение рабочего места школьника дома, надо учитывать источник света. Стол для ребенка нужно размещать как можно ближе к окну и ставить боком, т.к. недостаточная освещенность рабочего места может вызвать ухудшение зрения.

При этом важно учитывать правша ребенок или левша. Так, если ребенок правша, то свет должен падать на стол слева и спереди, т.к. если он будет падать справа или сзади, то тень от руки и корпуса ребенка будет ложиться на тетрадь, а если ребенок левша – то справа. Не рекомендуется ставить стол прямо. В этом случае свет, падая на рабочую поверхность, будет отражаться от нее, негативно влияя на зрение школьника.

Освещение рабочего места школьника.

Ребенок делает уроки во второй половине дня. Очень часто в это время не хватает естественного освещения, поэтому родителям необходимо задуматься о том, как грамотно организовать искусственное освещение рабочего места школьника. В соответствии с требованиями эргономики и гигиены рабочего места школьника лампу необходимо ставить с учетом право- или леворукости ребенка.

Так для левши лампа ставится справа, а для правши слева. Во время выполнения домашнего задания лучше задействовать два источника света – люстру и настольную лампу. При этом предпочтение стоит отдать не люминесцентной лампе, от которой быстро устают глаза, а обычной лампе накаливания.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

До 1 часа – в первом классе;

До 1, 5 часов – во втором;

До 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Выбор стола и стула для школьника.

Очень часто, организуя рабочее место ребенка, родители покупают ему стол «на вырост». Выполняя письменные задания за таким столом, ребенок находится в неестественной позе, быстро утомляясь и приобретая проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Лучший и наиболее бюджетный вариант в этом случае – мебель, которая «растет» вместе с ребенком. Сегодня на рынке есть большой выбор столов и стульев для школьников с регулировкой по высоте. С одной стороны это позволит сэкономить семейный бюджет, так как не надо будет покупать каждый год новую мебель, с другой вы всегда сможете отрегулировать ее под рост ребенка.

Идеальными для ребенка, особенно в начальной школе, считается стол с наклонной поверхностью 14-15 °. При этом обращайте внимание, чтобы внизу был специальный фиксатор, который не позволит тетрадям, ручкам и учебникам сползать со стола. Углы у школьной мебели должны быть закругленные, механизмы снабжены защитой от защемления пальцев. В точки зрения психологии предпочтение стоит отдавать светлым тонам окраски мебели.

Как правильно отрегулировать стол для школьника:

столешница письменного стола должна находиться на уровне солнечного сплетения, локти при опущенных вниз руках должны быть ниже поверхности стола на 5-6см, оптимальный размер столешницы – 60*120см. Что касается стула, то у него должна быть упругая спинка и немного выпуклой для обеспечения поддержки в поясничном отделе позвоночника. Сидение – вогнутое, благодаря чему вес тела ребенка и соответственно кровообращение будут распределяться равномерно по всей поверхности сидения, предотвращая онемение отдельных участков тела.

Расположение учебных принадлежностей.

В идеале все школьные принадлежности должны располагаться в одном месте. Часто столы для школьника комплектуются ящиками, куда можно сложить всю канцелярию. А учебники положить на полки, прибитые рядом со столом ребенка, или в шкафчик.

И еще. Не располагайте рядом с рабочим местом ребенка яркие предметы, которые могут отвлекать его от занятий. А после 40 минут сидячей работы делайте небольшую разминку по 5 минут, чтобы избежать гиподинамии.

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при

температуре 18-22t.

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

    Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

    Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.

    Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

    Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.

    Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

    Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

    Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.

    Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.

    Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

    Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.

    Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

    Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

    Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

    Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Памятка «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

1.Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.

2.Математика . Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.

3.Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.

4.Русский язык . При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.

5. Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

Памятка ребенку «Садимся за уроки»

    Садись за уроки всегда в одно и то же время.

    Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

    Выключи компьютер, телефон, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

    Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

    Приготовь письменные принадлежности для занятий.

    Убери со стола все лишнее.

    Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Домашняя работа - это особый вид

самостоятельной работы, он происходит без
непосредственного руководства учителя, поэтому
нуждается в создании необходимых условий для
успешного его выполнения.
На домашнюю работу учащихся возлагаются
важные функции обучения, воспитания и развития.
В расчете на какого ученика давать домашнее
задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще
мы даем домашнее задание с учетом на среднего
ученика.
Установлена закономерность 1: 6,
что означает, что если ориентироваться на слабого
или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее
задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на
сильного ученика, то слабый ученик потратит время в
6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на
занятости ученика и на его самочувствии.
Одно и то же задание для сильных может быть
легким, для слабых - трудным. Первые не тренируют
себя на трудном для них материале, вторые теряют
уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни
у других не вырабатывается ответственного
отношения к тому, что задается на дом. Домашняя
работа эффективна только тогда, когда все дети
готовы к самостоятельному ее выполнению.
Одна из
главных
подрастающего поколения
самостоятельности мышления,
творческой деятельности.
-
задач воспитания
формирование
подготовка к
Разным ученикам

Основным
требуется разное время, разный объем, разные виды
и формы работы,чтобы овладеть программным
учебным материалом.
путем
осуществления данной задачи является дифференци-
рованный подход, который состоит в том, чтобы
учитывать тем или иным образом эту разницу. Он
необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так
и в домашних условиях при выполнении домашних
работ. Любое домашнее задание должно выводить
школьника на более высокий уровень его
интеллектуального развития и самостоятельности
решений.
Дифференцированный подход к объему и
содержанию домашних заданийосуществляется с
учетом познавательных
возможностей и
особенностей учащихся.

При этом происходит закрепление знаний, умений
развитие логического мышления,
самоконтроля
и навыков,
формирование самостоятельности,
ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние
задания необходимо учитывать:
способность ребенка к учебной деятельности
(быстрое освоение учебного материала, глубину
его осмысления);
умение выражать свои мысли;
познавательную активность (проявление
интереса к знаниям);
организованность в работе (умение доводить
начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей,
задания подбираются так, что при подчинении
единой познавательной цели и одной теме они
отличаются разной степенью трудности.

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами
выбирают вариант, или каждый вариант учитель
заранее предназначает определенной группе
учеников):

1. Выполнение домашних заданий, требующих
усвоения правил в пределах образовательного
стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;

2. Выполнение домашних заданий, требующих
выхода за пределы объема, требующих усвоения
правил, выходящих за пределы образовательного
стандарта и стимулирующих более высокую оценку -
4-5;

3. Выполнение домашних заданий, требующих
самостоятельных решений,
идей,
творческого подхода и стимулирующих высокую
оценку – 5.
находок,
Для 3 уровня можно использовать такие задания,
как:
задания на выявление закономерностей;
задания на развитие логики;
рассмотрение задач с лишними или
недостающими данными;
составление обратных задач, подобных заданий;

Разгадывание ребусов, головоломок,
кроссвордов;
составление предложений и текстов;
составление схем предложений;
составление загадок;
составление вопросов к тексту;
составление плана текста;
выполнение заданий, требующих
энциклопедических знаний;
Примеры дифференцированных заданий:
Русский язык:
1 группа учащихся - задания вида ЗВ_НОК,
СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить
пропущенную согласную букву. (Это домашнее
задание связано с повторением и закреплением
правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости
от выполнения и индивидуальности ребёнка)
2 группа учащихся - предложено вставить
пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это

выполнения)

Необходимо придумать несколько слов на это
правило и составить с ними предложения на
определённую тему. (Оценивается на «5»)
Математика:
1 группа учащихся - задания вида: начертить
ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это


ребёнка)
2 группа учащихся - предложено начертить
ломаную, узнать её длину и выразить её в
миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это
задание направлено на больший объем и умение
правильно и самостоятельно подобрать проверочное
слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от
выполнения)
3 группа учащихся - должны не только выполнить
предыдущее задания, но и подойти к нему творчески.
Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с
большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)

Чтение:
1 группа учащихся – Прочитать выразительно
стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это
домашнее задание связано с повторением и
закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в
зависимости от выполнения и индивидуальности
ребёнка)
2 группа учащихся - Прочитать выразительно
стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать
рифму к словам:
- лягушка
- кошка
- мальчик
(Это задание направлено на больший объем и
умение правильно и самостоятельно подобрать
проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в
зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить
предыдущее задания, но и подойти к нему творчески:
придумать к словам рифму и сочинить с одной из
рифм короткое стихотворение (двустишие).
(Оценивается на «5»)

Эти задания способствуют развитию
способностей детей, углублению знаний. Выполняя
такие задания, учащиеся становятся субъектом
познавательной деятельности, которая воспитывает
инициативность (в данном случае выбор уровня),
самостоятельность в усвоении знаний, умений и
навыков, в развитии мышления, памяти и
творческого воображения.

удовлетворяют потребность учащихся в
тренировке, позволяют восполнить пробелы в
знаниях, дают возможность неуверенным ученикам
укрепиться в своих возможностях, сильным –
развить свои интересы до глубокой увлеченности,
тех и других учат самостоятельному познанию.

Когда же и как давать дифференцированное
домашнее задание?
Лучше всего домашнее задание давать детям до
окончания урока, когда внимание детей не так
рассеяно и силы не на пределе. Задание должно
сопровождаться чётким инструктажем учителя:
внимание может быть сосредоточено либо на
анализе его содержания, либо на анализе способа
выполнения или на его оформлении. Ученики
делают выбор и записывают задание в дневники.

за
Задача учителя активно наблюдать
обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять
тот вариант домашних заданий, которые не требуют
интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать
их мотивацию на успех, преодоление трудностей.

Ноябрь 1, 2015

Нам всем иногда не хочется выполнять свои обязанности, и наши умненькие детки – не исключение. Если ребенку чего-то не хочется, например, делать домашнее задание, то он найдет миллион причин и триллион поводов, чтоб отложить это нежелательное событие на «когда-нибудь потом». Но глобальная проблема возникает, если ребенок постоянно не старается при выполнении домашнего задания или вообще скандалит, так как не собирается его делать. Конечно, любознательным родителям со слабой нервной системой, хочется найти суть проблемы и искоренить ее, а дальновидным родителям еще хочется сделать что-то такое, чтоб ребенок ну прям сам захотел делать домашние задания регулярно, выкладываясь на максимальную мощность.

В этой статье мы займемся важным делом — выделим девять самых распространенных проблем при выполнении домашки, чтобы рассмотреть несколько возможных способов их решения.

Проблема № 1. Ребенок дает себя уговорить приступить к выполнению домашнего задания, он пытается стараться, но ему тяжело справиться с уроками. Он старается, но расстраивается, потому что снова боится ошибиться и разочароваться.

Решение. Если вы видите, что ребенку не дается какой-то определенный предмет или часть задания, вы можете ему помочь следующими действиями:

— скажите ребенку, что вы понимаете его эмоции и чувства;

— не делайте задание вместо него – он должен думать сам, иначе вы просто завуалируете проблему, не решив ее;

— не уменьшайте объем заданий, который является обязательным – так ребенок не овладеет навыками, которые ему пригодятся в дальнейшей учебе;

— вы можете упростить задание, чтоб ребенок смог поверить в свои силы. Пример упрощения – если ребенок плохо читает, то прочитайте ему параграф из учебника медленно, так чтоб он мог следить, ведя указкой или пальцем по строке. А потом поменяйтесь местами – он читает, а вы ведете его указкой по строчке. Такая методика чтения позволяет одновременно видеть и слышать, что однозначно улучшит технику чтения. А потом еще и моральное удовольствие, когда ребенок будет в роли учителя!;

— , а не просто звучными прилагательными. Не «Гений! Красавчик!», а «Смотри, как аккуратно ты всё написал. Правильно решил пример и абсолютно самостоятельно, как взрослый человек»;

— ждите ответа на все вопросы. Даже если вы слышите, что ребенок не знает ответа, дайте ему возможность сделать предположение. Это поможет работе в классе – так учитель сможет оценить уровень его знаний, а не частоту заготовленной фразы: «Я этого не понимаю»;

— поощряйте ребенка не бояться попросить о помощи у учителя или вас. Если вдруг что-то не понятно, надо просто спросить, а не ждать, что решение вопроса придет как-то само по себе;

— расскажите учителю ребенка, о проблемах, с которыми вы столкнулись дома и какими путями вы их решаете. Учитель должен знать, что пока ребенок делает что-то не так хорошо, как одноклассники, но вы уже идете на пути совершенствования данного навыка, и скоро ребенок будет все успевать на необходимом уровне. А еще учитель может дать несколько полезных советов – как-никак по своей профессии мы все знаем много нюансов;

— будьте всегда на стороне ребенка. Всегда вначале разберитесь в причине проблемы или конфликта, узнайте предположения ребенка, как это можно решить, и только потом ВМЕСТЕ определитесь, как именно вы будете бороться с этой напастью.

Проблема № 2. Ребенок постоянно не записывает домашнее задание, объясняя хроническую забывчивость проблемами с памятью.

Решение. Ребенку можно привить привычку записывать необходимую информацию. В этом вам могут помочь учителя, которых стоит попросить уделить особое внимание процессу внесения записей в дневник. Также немаловажным является и ваша поддержка – можно напомнить после окончания уроков проверить дневник, устраивать дома «мозговые штурмы», проверяя память ребенка, и чаще хвалить и вознаграждать, если домашнее задание зафиксировано письменным способом и в полном объеме.

Я, надеюсь, не шокирую вас новостью о том, что некоторые дети целенаправленно не записывают домашние задания. Их же придется потом делать! Такая ситуация складывается, когда домашнее задание не является ежедневной обязанностью, а больше похоже на нерегулярное испытание на крепость. В таких случаях дети считают это огромной трудностью, которую хочется избежать любой ценой. Если родители установят выполнение домашнего задания как обязательное ежедневное правило, дети поймут, что избежать его не удастся — всегда найдутся «добрые люди», которые расскажут правду о том, что задавали на дом. Не забывайте замечать сдвиги детей в положительном направлении, хвалите их даже за маленькие успехи, и тогда великие свершения будут уже не за горами.

Проблема №3. Ребенок часто не понимает, что конкретно ему нужно сделать в домашнем задании.

Решение. Если вы думаете, что учитель виноват в непонимании – плохо объяснил, не уделил достаточно внимания, это не всегда справедливо. Подумайте, если остальные дети все поняли, может тогда проблема не в учителе? Проблема прячется в трудностях для вашего ребенка точно и быстро записать домашнее задание, поэтому вечером, читая дневник, ребенок теряется в недоумении – чего же от него хотят? В решении этого вопроса, конечно, может помочь звонок другу. Но если это станет системой, это будет не совсем правильно. Давайте договоримся сразу – ребенок в этом не виноват. Напоминаю, родители всегда должны быть на стороне ребенка, но, не уменьшая при этом значимости учительского влияния. Хороший учитель всегда идет на контакт с родителями и может помочь в данной ситуации следующим:

— разрешить ребенку переписать домашнее задание в дневник с листа, а не с доски;

— писать задание на доске перед уроком, чтоб у детей было больше времени и они не спешили, перенося его в дневник;

— пояснять задания, которые задаются домой.

Не бойтесь озвучивать проблемы, иначе решение то же будет прятаться.

Проблема №4. Ребенок старается все выполнить качественно. Но только после ваших подробных объяснений и повторений совместно пройденного материала.

Решение. Это довольно сложная задача даже для взрослого – одновременно слушать, писать и понимать. Невнимательность на уроке можно объяснить следующим:

— ребенку шумно в классе, это отвлекает его от усвоения школьного материала;

— импульсивным детям сложно сфокусировать внимание на темах, их не интересующих;

— есть такой прекрасный тип учеников – кинестетический, это когда дети отлично усваивают материал только тогда, когда могут принять активное участие в процессе обучения; они просто «тухнут», если их заставить спокойно воспринимать информацию;

— иногда дети легко запоминают много мелких деталей и статистических данных, а общую картину им трудно собрать – тогда возникают проблемы понимания основных моментов урока;

— ребенку просто скучно слушать монотонный голос, поэтому он престает слышать;

— слабо развита кратковременная слуховая память – ребенок быстро забывает недавно услышанную информацию, но эту память можно и нужно развивать;

— усложнение рассказа учителя многочисленной терминологией;

— иногда пропустив тему предыдущего урока, или плохо ее усвоив, дети не могут осмыслить новую информацию и поэтому внимание отключается автоматически.

Есть много всевозможных методик и игр, позволяющих улучшить степень восприятия ребенком устной речи.

Проблема №5. Ребенок зачастил с просьбами о помощи при выполнении домашнего задания.

Решение. Есть большая разница – помочь понять или подсказать правильный ответ. Мы не должны думать вместо детей, как бы легко и приятно нам это не казалось. Вместо привычных объяснений попробуйте сделать следующее:

— задайте наводящие вопросы. В поисках ответа информация запоминается лучше;

— многие дети – визуалы, то есть лучше усваивают информацию не на слух. Вооружайтесь фломастерами и рисуйте постеры и диаграммы – и вам воздастся хорошей успеваемостью;

— приведите так много примеров, чтобы ребенок сам мог вывести взаимосвязь и общность полученной информации;

— скажите ребенку, глядя в глаза, что вы понимаете его растерянность и искренне хотите помочь, именно поэтому учите его быть самостоятельным;

— не ленитесь хвалить самостоятельные поступки и решения.

Проблема №6. Дети начинают жаловаться на сложность задания, даже не попробовав его сделать. Им лучше выслушать мамины нотации и сделать задание вместе, чем сделать самому и разочаровать родителей и учителей наличием недопустимых ошибок.

Решение. Попробуйте воплотить в жизнь следующие стратегии:

— у всех свои психофизические характеристики – кому-то легче дается математика, а кому-то – чистописание. Научиться можно всему, и научить тоже;

— не забывайте демонстрировать понимание к его проблемам и трудностям – так ребенок будет вам больше доверять;

— если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно – обратитесь за помощью к специалистам, например графологу или реабилитологу.

Проблема №7. Ребенок знает, чего ждут от него педагог и родители, но не хочет стараться.

Решение. Бывают такие дни, когда дети спешат или ленятся выполнить домашнюю работу качественно. В этом случае будет полезным обратить внимание на аккуратность, точность выполнения задания и общий вид работы. Скорее всего, ребенок найдет отговорки, которые будут обосновывать отсутствия старания именно поэтому предмету: «Ну не все ли равно. Каким почерком я написал задачу по геометрии? Аккуратность в математике не главное, я стремлюсь решать примеры быстро и правильно». Иногда дети даже начинают себя агрессивно вести, защищая свою точку зрения: «Откуда ты знаешь, что от нас требует учитель? Если ты никогда не работала учителем, зачем ты тогда командуешь?» Тут поможет только ваш непреклонный авторитет. На этой территории вы – взрослый, значит опытнее, поэтому здесь ваши требования являются обязательными для выполнения. Вместо споров попробуйте:

— снова и снова рассказывать о том, что вы понимаете его чувства и возмущения;

— приведите примеры, когда плохо сделанная часть работы может повлиять на конечный результат – например, из плохо замешанного теста никогда не получится вкусный хлеб;

— перед началом выполнения задания оговорите все требования к качеству и объему, а в конце совместно решите – что получилось, а что можно было сделать и лучше;

— введите новую полезную традицию – в воскресенье делать часть уроков на неделю, а не только на понедельник;

— и не забывайте подробно озвучивать каждое изменение в лучшую сторону.

Проблема №8. После обсуждений домашних заданий, ребенок может решить, что его учитель не самой высокой квалификации и его можно не слушать.

Решение. Для поддержания уважения к школьным правилам и авторитету учителя, необходимо:

— не допускать даже намеков на критику действий и слов учителя, домашних заданий. Если ребенок услышит от вас критику или увидит снисходительное отношение к школьной политике, он решит, что и ему можно так же вести себя;

— составьте ряд критических вопросов, ответы на которые вы смогли бы найти совместно с представителем школы. Решайте проблемы по мере их поступления, не пытайтесь прийти в школу со своим новым уставом;

— начинайте разговор с похвалы, тогда вас будут слушать с большим удовольствием.

Проблема №9. Из-за высокой загруженности в определенные периоды – перед подготовкой к концерту, конкурсу, соревнованиям, не хватает времени на выполнения всего домашнего задания.

Решение . Ребенок должен видеть вашу заботу о нем. Выберите наиболее важные задания, которые он должен обязательно сделать сам, обращая внимание на качество работы. Помогите ему справиться с оставшимися заданиями, ведь взаимовыручка и помощь в трудные минуты – это характерные признаки крепкой семьи.

В заключение статьи, я хочу вспомнить бородатый анекдот про Вовочку, которого учительница решила похвалить за наконец-то хорошо выполненное домашнее задание. А бедный Вовочка объяснил, что так получилось, потому что папа не смог помочь, уехал в командировку. Мы с вами взрослые люди и понимаем на примере собственной жизни, что в каждой шутке – лишь доля шутки. Давайте детям возможность быть самостоятельными, любите и хвалите – и дети станут именно такими, какими вы их называете. Умницами, взрослыми и самостоятельными.

Помощь родителей при выполнении ребёнком домашних заданий.

Неуспевающие школьники больше других детей нуждаются в такой помощи. Большинство родителей «трудных» учеников весьма низко оценивают их способности и демонстрируют это негативными отзывами. Для помощи родителям можно оформить требования к выполнению внеклассной работы в виде памятки.

    Атмосфера при выполнении домашних заданий должна отличаться от школьной атмосферы .

Так, если ребёнок устал сидеть, он может встать и подвигаться. Родителям стоит исключить из своей речи негативные оценочные высказывания. («пишешь, как курица лапой»). Такие фразы не стимулируют умственную деятельность ребёнка, зато значительно ухудшают его эмоциональное состояние.

    Родители должны выполнять домашние задания вместе с ребёнком, а не вместо него.

Стоит периодически подчёркивать, что ответственность за качество выполненной работы в любом случае остаётся на ученике, а не на взрослых. Дома можно выяснить то, о чём не удалось выяснить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

    Необходимо ограничить время на приготовление уроков в целом и время совместной работы со взрослым.

Например, можно договориться с ребёнком, что он постарается выполнить ДЗ до начала любимой телепередачи, но родители будут присутствовать только во время чтения и записи условия задачи, пересказа текста или проверки упражнения по русскому языку. Такое распределение функций позволяет приучить ребёнка к самостоятельной работе и самоконтролю.

4.Если ребёнок сделал ошибку, взрослый должен помочь найти её и исправить.

В некоторых случаях стоит воспользоваться таким приёмом, как формулировка аналогичной мини-задачи. Например, если ребёнок при сложении 27 и 15 получает 32, можно спросить его, сколько будет 17 и 15? Получив ответ 32, ребёнок наталкивается на противоречие, которое приводит его к обнаружению ошибки.

5.Выполняя домашнее задание с ребёнком, следует придерживаться удобного для него темпа.

Необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические возрастные особенности школьника. Родители должны, исходя из этого, и определять количество и длительность перерывов.

6.Не следует ставить перед ребёнком несколько разноплановых задач одновременно.

Например, требуя сидеть прямо, писать красиво, думать быстро, родитель добивается противоположного результата. Ребёнок отвлекается на многочисленные замечания и ему трудно вновь сосредоточиться. Взрослый должен выделить главную задачу в данный момент, а остальные требования предъявлять после её выполнения.

Обучение родителей основным приёмам коррекционной работы.

Для закрепления навыков, полученных школьником на занятиях в школе, необходима их регулярная тренировка и закрепление материала дома под руководством родителей. Системный подход к КРО подразумевает не только получение тех или иных знаний, но и повышение учебной мотивации ребёнка. Вот почему важно иметь партнёрские отношения с ребёнком во время выполнения ДЗ, научить их пользоваться следующими приёмами.

    Предложите родителям использовать лёгкие задания для того, чтобы ребёнок получил позитивный опыт достижения успеха. Даже небольшие удачи, отмеченные вниманием и одобрением взрослых, окрыляют школьника и порождают желания решать более сложные задачи. Стимулируем ребенка поощрением: «Какой ты молодец! Я довольна твоим успехом!»

    Необходимо уделять большое внимание чтению, особенно в начальной школе. Эффективность выполнения значительной части заданий по самым разным учебным дисциплинам связана со скоростью чтения и понимания прочитанного. Чтобы ребёнок стал считать чтение жизненно необходимым навыком, можно оставлять ему короткие записки, отправлять СМС-сообщения, составлять список покупок и т.д. Радость от узнавания написанного – прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.

    Выполнять коррекционные упражнения нужно в игровой форме и поиграть в слова или повторить наперегонки таблицу умножения. При этом родитель не должен выступать в роли проверяющего знания. Он такой же участник игры, как и ребёнок, поэтому может допускать ошибки, проигрывать, что делает соревнование захватывающим и создаёт высокую мотивацию к победе.

    Родителям важно знать, что наглядно-образное мышление является ведущим типом мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте и сохраняет своё значение даже у взрослых людей. Поэтому необходимо использовать схемы и рисунки, картинки в качестве вспомогательного средства при выполнении самых разных заданий: решения арифметических и логических задач, заучивания стихов, пересказа текстов. Если схематическое изображение не облегчает понимание содержания задания, стоит разыграть его с помощью игрушек и других предметов.

    Чтобы ребёнку было проще справляться с учебными заданиями, стоит чаще предлагать ему аналогичные повседневные, бытовые ситуации. Дети с удовольствием решают задачи, в которых оказываются в роли покупателя, например: «Сколько яблок нужно купить на 3 дня, если каждый из нас будет съедать по 1яблоку в день?». Для примеров лучше использовать эмоционально насыщенный материал – допустим, складывать игрушечных солдатиков или умножать конфеты.

    Качественное усвоение учебного материала невозможно без навыков самоконтроля. Для того чтобы научиться замечать свои ошибки, полезно потренироваться в проверке чужой работы. Так, взрослый может написать столбик примеров, в которых правильные ответы чередуются с неправильными, а ребёнок должен найти ошибки и исправить их. Использование красной ручки и других учительских атрибутов создаст атмосферу игры «в школу».

Школьная неуспеваемость нередко становится причиной ухудшения родительско - детских отношений, приводя взрослых к разочарованию, потере веры в возможности своего ребёнка и его успешное будущее. Совместное выполнение коррекционных заданий и упражнений, выполнение рекомендаций специалистов позволяют восстановить благоприятный психологический климат в семье.

Наталья Прибыткова
Правила выполнения домашних заданий

Правила выполнения домашних заданий

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях .

Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда ; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра .

Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти , внимания, звукопроизношения, развитию речи.

Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.

ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности , за которые он будет отвечать лично.

СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.

ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.

ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.

ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.

СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах.

Публикации по теме:

Анализ выполнения годовых задач в младшей группе Анализ выполнения годовых задач в младшей группе МБДОУ МО г. Краснодара «Детский сад №91» за 2015-2016 учебный год Воспитателей младшей.

Анализ выполнения плана летней оздоровительной работы Анализ выполнения плана летне-оздоровительной работы. Выполнен воспитателями Старшей группы «Радуга» МБДОУ №28 «Улыбка»: Выбиной Е. Ю. В.

Артикуляционная гимнастика. Алгоритм выполнения упражнений. При выполнении артикуляционных упражнений необходимо учитывать следование пошаговым инструкциям, способствующим постепенному, поочередному.

Картотека игр и заданий на дифференциацию звуков [С]-[Ш] 1. «Хлопни-топни» Если услышишь в слове звук С – хлопни в ладоши. А если звук Ш – топни ногой. Сова, шапка, диван, собака, гном, карандаш,.

Конспект интегрированного мероприятия и сюжетно-ролевой игры «Правила дорожного движения - правила жизни» Задачи: - расширять и закреплять знания детей о сигналах светофора, ПДД; - продолжать знакомить детей с дорожными знаками; - поощрять стремление.

Цель: выполнение подарка для мамы своими руками. задачи: - закреплять навык работы с шаблонами, ножницами. - развивать мелкую моторику рук.

Советы родителям по выполнению заданий логопеда Памятка для родителей Советы родителям по выполнению заданий логопеда Сотрудничество логопеда и семьи определяют общий успех коррекционного.