Как правильно написать планы на будущее. Планирование в жизни — что, как и зачем? Другие виды планов

Составление списка целей на год - это, пожалуй, давняя традиция у многих людей, которой они следуют в канун самого масштабного праздника страны. Наряжают елку, закупают мандарины и шампанское, планируют жизненные перемены. Это волнительно и отнюдь не бесполезно.

Смысл списка

Во-первых, речь идет не просто о каком-то перечне задач на грядущий год, а о составлении личного годового плана. Формирование такого списка - первый шаг при переходе на новый уровень саморазвития. И вот почему:

  • Человек основательно подходит к делу. Он задает себе вопросы - что ему нужно в будущем году? К чему он бы хотел стремиться? Что бы желал обрести? Где оказаться, и чего добиться? После чего дает себе ответы, пропуская вопросы через призму личностных ценностей, и формирует цель.
  • Записывая ее на бумагу, он еще раз осмысливает свою задачу и визуализирует ее. Закрепляет в письменном виде, можно сказать, делает себе памятку, что служит в дальнейшем дополнительным стимулом.
  • Человек думает, как ему стать лучше. Ведь цель - это итоговый результат стремления. А оно невозможно без желания совершенствовать себя или свою жизнь. Составляя список целей на целый год, человек лишний раз оценивает свои возможности, ресурсы, способности и думает, как и над чем ему придется поработать ради результата.

Такой план - это средство, ведущее его составителя к достижению желаемого, которое также позволяет расти и расширять границы действительности. Как минимум, такой список целей, находящийся на виду, будет «толкать» в спину и напоминать о желании к чему-то стремиться, когда его будет пересиливать тяга к прокрастинации и лени.

Правила составления

Первое, что нужно усвоить - список целей на целый год должен быть структурированным, аккуратным, четким и упорядоченным. И лучше выписать задачи не единым «полотном», разделенным лишь пунктиками, а поделить их на блоки. Желательно, чтобы в каждом из них было еще распределение задач по месяцам. Например, блок будет называться «Финансы». И внутри: «Январь - открыть в банке накопительный вклад под проценты. Начать вести учет расходов и доходов. Февраль - изучить все современные методы заработка и варианты бизнеса». И так далее.

И, конечно, руководствоваться нужно системой постановок целей SMART. Согласно ей, любая задача должна быть:

  • Specific - конкретной.
  • Measurable - измеримой.
  • Attainable - достижимой.
  • Relevant - актуальной.
  • Time-bound - ограниченной по времени.

Соблюдение этих принципов позволяет поставить максимально ясную цель, а также заставляет основательно задуматься о своих возможностях. SMART - это уже отдельная тема, и о ней можно говорить долго. Но факт такой: составляя список по ней, человек задаст себе огромное количество вопросов и яснее представит, чего он хочет. Он не просто включит в перечень «Купить машину», а будет знать - какую именно, когда, за сколько и как он на нее заработает.

Личные цели

Выше было сказано, что лучше разграничивать перечень по блокам. Это удобно. Одним из основных должен стать блок «Личные цели». Каждый впишет в него что-то свое. Но вот те, которыми большинство людей мира задаются чаще всего:

  • Похудеть.
  • Начать писать книгу.
  • Перестать прокрастинировать - откладывать дела и мечты на потом.
  • Полюбить.
  • Обрести истинное счастье.
  • Сделать татуировку.
  • Спонтанно рвануть в путешествие, решив это буквально в одну секунду.
  • Начать вести блог или дневник.
  • Научиться экономить.
  • Читать много книг.
  • Интересно и активно жить.

В общем, список целей на год личного характера включает в себя задачи, не только имеющие особую ценность для человека, но и в большинстве случаев требующие от него каких-то усилий и работы над собой. А еще в него входят мечты и надежды.

Духовность

Как многим известно, данным термином обозначается высший уровень саморегуляции и развития зрелой, цельной личности. Многие хотят стать более высоко духовными, но это требует капитальной работы над собой, своим характером и взглядами, так что может быть сформировано в цели списка на год. Вот примеры:

  • Научиться быть спокойным и невозмутимым в любой ситуации.
  • Попробовать медитировать.
  • Научиться мыслить холодно, быстро и трезво в особо напряженных и эмоциональных ситуациях.
  • Поупражняться в благодарности.
  • Помочь кому-то безвозмездно.
  • Отказаться от стереотипов и клише, научиться понимать и принимать другие ценности, уважать их.
  • Преодолеть три своих страха.
  • Найти ответы на важные вопросы: «Кем я являюсь в этом мире? Какова моя роль? В чем смысл моей жизни?».

Также в этот блок списка целей на целый год можно включить прочтение тематических книг, практику различных медитаций и состояний, просмотр развивающих лекций и передач.

Деньги и работа

Этот блок тоже обязательно нужно включить в список целей на следующий год. Здесь, кстати, особенно важна конкретика. Благо дело, ее можно выразить в цифрах, и в дальнейшем к ним стремиться. Вот, как это может выглядеть:

  • Ежемесячно откладывать с зарплаты 15 000 рублей на отпуск.
  • Купить новый мощный ноутбук за ~70 000 руб.
  • Отправиться летом на 10 дней в Грецию, цена путевки и учет расходов - ~70 000 руб.
  • Повысить свой доход как минимум на 20%.
  • Найти новую сферу перспективной деятельности и попробовать себя в ней.
  • Начать смотреть блоги успешных людей, читать книги о таковых.
  • Заняться тайм-менеджментом.
  • Улучшить продуктивность.

Составляя финансовый список целей на год, не нужно пренебрегать цифрами. В этом же блоке можно выделить несколько дополнительных «окошек», чтобы наглядно просчитать в них суммы, необходимые для зарабатывания и накопления, которые потом уйдут на покупки.

Личностный рост

Каждый день нужно становиться лучше. Это один из самых правильных Выполнив пункты блока «Личностный рост», человек по завершении грядущего года должен с удовлетворением отметить - он сделал все, что хотел. Он стал лучше. Вот какие цели в список на новый год можно включить:

  • Начать учить иностранный язык, к концу следующего декабря овладеть им на бытовом разговорном уровне.
  • Прочитать 12 книг научного характера.
  • Найти интересное, но не развлекательное хобби. Например, начать изучать химию.
  • Записаться на какие-нибудь курсы.
  • Отучиться делать «эмоциональные» покупки. Речь идет о приобретении тех вещей, которые хочется в данный момент, но спустя две недели у человека возникает вопрос, о том зачем он их брал?
  • Развить свой словарный запас. В день заучивать по одному новому термину и запоминать его значение.
  • Освоить мнемотехнику.

В этот блок можно включить как образовательные цели, так и те, которые связаны с сугубо личностным самосовершенствованием.

Здоровье

Тоже очень важный блок. Вот пример списка целей на год, связанных со здоровьем:

  • Полностью отказаться от белого сахара.
  • Начать правильно питаться, сбалансировать свой рацион.
  • Отказаться от беспричинного употребления алкоголя, а-ля «Да я только бутылочку пива вечером».
  • Записаться в фитнес-клуб и нанять персонального тренера.
  • Пойти в бассейн.
  • Привить себе привычку каждый день выпивать по 1,5-2,5 литра чистой воды.
  • Начать бегать на дорожке. За год увеличить скорость с минимальной до максимальной.

Здесь тоже могут иметь место цифры. Особенно актуально это для девушек - в список целей на год многие из них включают похудение и тщательно расписывают, от какого количества килограммов они желают избавиться за месяц.

Отношения

Всем известно, что над ними нужно работать. И если уж возник вопрос о том, как составить список целей на год и что в него включить, то нужно не забыть и о теме отношений. Здесь перечень может быть таким:

  • Научиться слушать и слышать своего партнера.
  • Принимать людей такими, какими они являются. Понять, что попытки «перекроить» их - неуважение, ибо так человек словно говорит, что ему плевать на их истинную, искреннюю сущность.
  • Научиться находить правильные, нужные собеседнику в конкретный момент слова поддержки, которые реально могли бы его утешить.
  • Сделать приятные подарки друзьям и близким просто так.
  • Найти новое совместное хобби вместе со второй половинкой. Заняться чем-то необычным, привнести новизну в отношения.
  • Больше экспериментировать в интиме.
  • Научиться давать конструктивные советы.
  • Привить привычку ставить себя на место других людей, чтобы лучше их понимать.

Что ж, целей можно сформировать еще очень много. Но в данном случае важно не только количество, а еще и качество. В список надо вносить лишь то, что действительно важно и имеет ценность. А потом, составив его и красиво оформив, можно закрепить на видном месте. Или даже вставить в рамочку - будет лучше смотреться и дополнительно вдохновлять.

В мире окружающих нас людей есть более успешные и менее успешные. Есть те, кто реализовал себя во многих сферах, и понимает, чего он хочет добиться в будущем. А есть те, кто . И все это - наш собственный выбор.

Между тем, научиться управлять своей судьбой можно. Для этого надо овладеть искусством правильно расставлять приоритеты и реализовывать себя во всех областях жизни, которые нужны нам для счастья и движения вперед. Как же научиться этому?

Секрет первый: универсальных рецептов, подходящих всем, не существует! Но это не значит, что нельзя использовать опыт, накопленный и опробованный другими людьми. Наоборот, начинать нужно именно с этого. А откорректировать и приспособить для своих нужд советы коучей, бизнес-тренеров и психологов можно и потом.

Главные и второстепенные цели

Есть ли у вас самая главная, основная цель в жизни? А самая первая по значимости цель в этом году? Удивительно, но английское слово Priority, возникшее в XV веке, более пятисот лет своего существования не имело множественного числа! Людям казалось правильным и нормальным иметь единственную, самую важную цель. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХХ века. Сейчас же в любой компании и на любом совещании перед сотрудниками ставят десять и более приоритетных задач только на текущий день.

Если этот принцип впустить в свою жизнь, то ощущение себя белкой, бегущей в колесе, останется с вами до пенсии. Учитесь уменьшать количество приоритетов и четко понимать, какова ваша главная задача - для начала хотя бы на сегодня.

При этом сразу попробуйте понять, ваша ли это цель, или навязанная вам извне – друзьями, родственниками, руководством и так далее. В нашем обществе так велик объем контактов с другими людьми, что трудно отличить то, что хотим сделать мы сами, от того, что нам навязывает социум. Поэтому часто больше половины времени тратится на дела, не важные для нас самих, но срочные и важные для других.

Это не значит, что надо отказаться от помощи другим людям. Но важно сознавать, что это не ваши задачи, и вы занимаетесь ими, по доброй воле откладывая свои собственные дела на потом.

Пять шагов для управления своим временем

Необычайно популярны сейчас принципы тайм-менеджмента, которые позволяют сделать жизнь более осмысленной, организованной и гармоничной. О тайм-менеджменте написаны тома, и все равно огромное количество психологов и коучей продолжают учить людей, как правильно управлять своим временем.

Учтите, гораздо важнее не говорить об этом, а начать претворять в свою собственную жизнь хотя бы отдельные принципы тайм-менеджмента, и вы сами поймете, какие приемы подходят вам, а какие нет. Принципы эти довольно простые, но важно планомерно их внедрять.

Первое , что нужно сделать – это выделить те самые приоритеты, о которых уже шла речь. На практике это трудно, поэтому надо составить список самых важных, глобальных целей. А затем отфильтровать его по степени важности и степени срочности. Сделать это необходимо. Вот что сказала об этом корреспонденту «Мир 24» психолог-консультант Виктория Тимофеева:

«Если вы не планируете свое будущее, если у вас нет цели или плана, то вы похожи на лодку, которая бесцельно дрейфует в океане, надеясь оказаться где-нибудь в хорошем месте. Согласитесь, глупо ждать этого. Точно так же, как GPS направляет вас к месту назначения, вы нуждаетесь в собственном внутреннем GPS, который будет вести вас».

Второй шаг состоит в том, чтобы разделить большие объемные планы на список более мелких задач, которые можно реально выполнить. Не откладывайте начало большой работы! Когда замысел объемный, он пугает вас, но стоит только начать делать первый из пунктов, и путь к финалу представляется уже как список вполне посильных задач.

Третий шаг - это отказ от выполнения второстепенных вещей. Сосредоточьтесь только на главном! Это называется принципом Парето. Он гласит, что 80% положительных результатов мы получаем, прикладывая лишь 20% усилий. А все остальные наши силы уходят на выполнение оставшегося небольшого списка дел. Поэтому выполнять надо только то, в чем мы можем быть эффективными. А то, что останется, лучше отдать на аутсорсинг, перепоручить, или вообще отмести, как не самое важное.

Четвертое - непременно доводите до конца выполнение одного-двух отложенных дел в день.

И, наконец, пятое - оценивайте свою эффективность, все время повышайте ее. Не бросайте долгосрочные дела на полпути, а доводите до логического конца их выполнение и намечайте новые цели.

Вот и все. Хотя каждый из пунктов можно развернуть в несколько лекций. Но вместо того, чтобы без конца изучать теорию, лучше берите методики, придуманные другими людьми, и пытайтесь их применять самостоятельно. Вы быстро поймете, что вам подходит, а что нет. В конце концов, управление своим временем - это просто навык. Но он делает нашу жизнь намного более осмысленной и структурированной.

Планы на год, на неделю, на месяц

Параллельно с долгосрочным планированием, до которого еще нужно дозреть, стоит начать создавать более понятные и реальные планы на день и на неделю. В идеале у вас должны возникнуть связанные друг с другом планы на год, на месяц, на неделю, на день.

Планы на будущий год лучше всего писать в конце предыдущего, но и в январе об этом задуматься, конечно, еще не поздно. Сперва сформулируйте главные цели и отметьте главные события. Когда они произойдут? Теперь начните планирование отдыха! Впишите в годовой план отпуск и где вы его проведете, а также все каникулы, поездки и путешествия. Теперь решите, когда вы должны заняться их организацией, чтобы купить самые удачные и недорогие билеты и забронировать отели.

В ваш годовой план должно попасть также то новое, чем вы планируете заняться, будь то изучение языка, похудание или тренинги, смена работы или ремонт квартиры. Обозначьте важные даты, и не только связанные с работой или учебой, но и с увлечениями, и с личной жизнью.

Планы на месяц пишутся также, но с более детальной проработкой сроков. Писать их надо в конце предыдущего месяца, а потом можно корректировать, как, впрочем, и годовые планы - это нормально!

Проследите, чтобы в первом же плане на месяц отражались те глобальные цели, которые есть в годовом. Чем раньше вы начнете их реализовывать, тем лучше! Лучше сразу оценить «масштаб бедствия» и понять, что собой представляет примерно десятая часть, которую нужно успеть сделать за первый же месяц. Именно десятая, а не двенадцатая, поскольку будут еще отпуска и каникулы, во время которых вы будете заняты отдыхом, а не делами.

Не забудьте дни рождения друзей, поездки к родственникам и другие визиты. Все планы записывайте в календарь. Выясните, какими приложениями для планирования вам удобно пользоваться. Попробуйте несколько электронных и бумажных органайзеров или других инструментов для планирования.

Планы на неделю составляются в воскресенье вечером, или, если вам так удобнее, то в пятницу. Вот тут надо уже четко отфильтровать неважные дела! Чем заполнить вашу неделю – не вопрос. А вот как найти время для главного? Поэтому с главного и начинайте. Пишите в план то, что подвигает вас к тем приоритетным целям, что были вами сформулированы в годовом плане.

Решительно вписывайте в недельный план и то, что вы собирались начать, но откладывали или боялись. Хотели заниматься спортом три раза в неделю? Пора назначить дни и время тренировок!

Лучше уже в недельном плане отразить все, что потребует ваших временных и душевных ресурсов, чтобы правильно распределить их и отсеять все ненужное или необязательное. Не забывайте оставить в плане время для общения с детьми и семьей, для встреч с друзьями, удовольствий и отдыха!

Ежедневное планирование - самое ответственное. Ведь именно из дней и складывается наша жизнь. Значит, именно на этом этапе мы проектируем все свои будущие успехи и неудачи. Планировать свой день лучше всего вечером предыдущего дня. Так вы уже заранее даете себе установку, что со всем справитесь и все намеченное успеете, и просыпаетесь сразу с этим знанием.

Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир»)

Задачи в списке располагайте в порядке приоритетности и делайте сперва только самое срочное и важное. Если оставлять самое трудное на потом, то это будет погружать вас в состояние стресса. Лучше побыстрее справиться со всем сложным или неприятным и выдохнуть.

Правда, некоторые психологи утверждают, что такая стратегия подходит не всем. Ведь надо брать в расчет и собственные биоритмы тоже. Если вы «сова» и пик вашей активности приходится на вторую половину дня, то, возможно, для вас окажется эффективнее тактика постепенного наращивания сложности выполняемых задач. Так или иначе, список ваших дел на день должен всегда быть у вас под рукой. Если в конце дня вычеркнутыми оказались все дела, значит, ваша эффективность была на высоте!

SMART - методика, творящая чудеса?

Своими секретами с читателями «Мир 24» делится Life-коуч из Ростова-на-Дону Дана Доронина. Одной из самых эффективных, и вместе с тем простых, в своем практическом применении она считает методику SMART, которая применяется в менеджменте, целеполагании и, конечно же, в планировании. Вот в чем она состоит: начав контролировать свое время и расставлять приоритеты, очень важно следить за соблюдением пяти аспектов, которые прячутся за аббревиатурой SMART.

S (Specific) – конкретность . Составляя планы, вы должны четко представлять как будет выглядеть конечный результат, к которому вы хотите прийти. К примеру, цель «похудеть в этом месяце» - это размытая цель. Более правильная формулировка - «похудеть в этом месяце на 5 кг».

M (Measurable) – измеримость . Вы должны обозначить для себя критерии, по которым вы будете судить о реализации вашего плана. Дополнительно вы можете обозначить для себя нижнюю и верхнюю планки – показатели минимум (ниже которого вы не можете опуститься в выполнении плана) и максимум (ваш самый лучший результат).

А (Attainable)- достижимость . На этапе определения достижимости необходимо ответить на вопрос: «Реальна ли для меня поставленная задача?». Если вы, к примеру, страдаете от избыточного веса и поставили себе цель похудеть за месяц на 20 кг. – то это цель относится к разряду недостижимых. В таком случае необходимо провести ее корректировку и заменить на более достижимую и реалистичную. К примеру, похудеть на 8 кг.

Прорабатывая пункт достижимости цели, нужно также обозначить те инструменты и способы, с помощью которых вы можете достичь этой цели. В примере с похудением это могут быть следующие варианты: посетить диетолога, начать бегать по утрам, поменять питание, принимать определенные препараты, записаться на массаж. Ваша задача – оценить все ресурсы, которые теоретически вы можете задействовать для достижения цели. После того как вы проанализируете их, вам нужно будет выбрать те, которые вы реально сможете применить на практике.

R (Relevant) - значимость . Определяя значимость цели, спросите себя: «Действительно ли я хочу получить этот результат?». Может быть, это не ваша цель и вы только впустую потратите силы и время. Проанализируйте также, насколько эта цель согласуется с другими вашими планами, теми, которые были поставлены раньше. Не входит ли она с ними в противоречие, не нарушит ли она душевный комфорт ваших близких?

T (Time-bound) - временной показатель. Отличие проекта от мечты и простого желания состоит в том, что проект имеет четко обозначенный период времени, в который вы будете его реализовывать. А значит надо прописать дату начала работы над проектом и дату ее завершения.

По утверждению Life-коуча Даны Дорониной, ее клиенты, которые применяли эту методику, в короткие сроки получали результаты, которые выводили их на новый виток личностного роста.

Татьяна Рублева

Этой публикацией я хотел бы открыть цикл из 4 постов, посвященных планированию жизни . В ней я изложу свой практический опыт перехода в состояние полного контроля над собственной жизнью, который занял у меня чуть меньше года.

Для начала поясню, с чего все началось. Сейчас мне 36 лет, я вполне успешный руководитель небольшой компании. С момента моего выхода во взрослую жизнь в конце 90-х до начала четвертого десятка я проживал вполне себе обычную жизнь, мало чем отличающуюся от жизни многих других людей моего поколения. Важной особенностью этой жизни было то, что на 90% она проходила в неуправляемом режиме : не были ясны ее долгосрочные и среднесрочные цели, ежедневная деятельность осуществлялась в реактивном режиме , аналогичным образом принимались решения, связанные с карьерой, деньгами, личной жизнью, здоровьем и т.д. Конечно, как и многие другие, я прочитал всю классику от «7 навыков » до «Тайм-драйва », но все знания, почерпнутые из этих источников, не сделали из меня человека, который мог бы гордиться тем, что контролирует свою жизнь.

Несколько лет назад я, можно сказать, случайно, добился видимых результатов в области самосовершенствования, таких как расставание с курением, похудение на 13 килограмм или изучение иностранного языка с почти нулевого уровня. Все это, а также появление семьи и ребенка, окончательно подвело меня к мысли, что жизнь нужно проживать в режиме «управляемого драйва» или, как это называет Дэвид Ален , круиз-контроля. Лучше поздно, чем никогда! Задавшись целью спланировать жизнь и взять ее под контроль, я начал изучать общеизвестные книги и публикации на эту тему и столкнулся с удивительным фактом: несмотря на многообразие источников по этой теме, мне не удалось найти ни одной пошаговой методики . Т.е. не было ни одной, скажем так, «методички», которая бы четко говорила, что и в какой последовательности нужно делать, чтобы достичь того состояния, когда я проживаю жизнь не «как получится», а «как мне хочется».

Итак, для начала я хотел бы обратить внимание на то, что контроль над жизнью подразумевает наличие ответа на два фундаментальных вопроса: «куда я хочу попасть» (цели жизни) и «как быть уверенным в том, что я двигаюсь именно туда» (ежедневная деятельность, приближающая нас к достижению наших жизненных целей).

Существуют классические симптомы, которые демонстрируют отсутствие ответов на эти вопросы. Вот они.
Касательно целей жизни:

  • отсутствие видения/смысла/целей всей жизни;
  • отсутствие четкого описания личных ценностей;
  • проживание года за годом по течению;
  • отсутствие «драйва», «путеводной звезды» или икигама;
  • чувство надвигающегося так называемого «кризиса среднего возраста».
Касательно ежедневной деятельности:
  • отсутствие прямой связи между пусть и не оформленными жизненными целями и ежедневной деятельностью;
  • постоянное беспокойство о невыполненных задачах или о том, что выполняемые задачи не являются важными в контексте всей жизни;
  • наличие «червяков», которые точат наш разум, каждый день;
  • непреходящее ощущение перекоса в work-life balance;
  • отсутствие движения в некоторых сферах жизни и работы;
  • непрерывная работа над срочными делами вместо важных;
  • регулярный time wasting и прокрастинация;
Идея, изложенная во многих источниках, очень проста: сформулировать главную цель жизни и декомпозировать ее на ежедневные действия . Однако на поверку она оказалась не так легко достижимой. Дело в том, что «непрокаченному» человеку, который только что вступил на путь взятия свой жизни под контроль, очень и очень тяжело сформулировать многие постулаты, которые лежат наверху пирамиды жизненных целей: личная миссия, ценности, глобальные цели всей жизни по областям и так далее. Книги говорят: «размышляйте и формулируйте». Необходимо размышлять? Как можно размышлять о таких высокоуровневых вещах, если любой среднестатистический человек попросту не готов к этому? Таким образом, по моему мнению, рекомендации 90% книжек в стиле “цели на жизнь - цели на десятилетие - цели на год – цели на день” не работают и только демотивируют и отдаляют нас от построения системы управления собственной жизнью .

Здесь мы подходим к первой практической рекомендации любому человеку, решившему встать на этот нелегкий путь: «начать с середины» :-) Что имеется в виду? Речь идет о том, чтобы спланировать первый год своей новой жизни просто по наитию, используя только интуицию и включить в этот план цели, необходимые для создания полной системы управления жизнью. Преимущества такого подхода: 1) легко начать, 2) нет шансов вечно планировать, 3) быстрый переход к использованию хоть какой-то системы, 4) наличие достаточного времени (год) на формирование всех компонентов жизненного плана.

Возьмем для примера простейший способ планирования года: 101 задача на год. Несмотря на критику этого подхода , я считаю его вполне работающим. Включаем в этот план все, что придет в голову, систематизируя задачи по областям. У каждого они могут быть разными. У меня, например, это было:

  • Саморазвитие;
  • Бизнес, деньги;
  • Здоровье и красота;
  • Самоорганизация;
  • Друзья;
  • Обучение, образование;
  • Семья;
  • Культура, искусство, религия;
  • Отдых;
В разделе «Саморазвитие» кроме того, что может вам просто прийти в голову, мы пишем такие задачи как «Сформулировать личную миссию», «Определить личные ценности», «Определить сферы моих долгосрочных интересов», «Создать описание моих дней через 10, 20, 30 лет» и, что самое главное, «Создать план на жизнь».

У меня формирование первого в моей жизни «плана 101» заняло 2-3 недели, плюс к этому в течение первых двух месяцев план дописывался и корректировался.

Затем в течение года необходимо, используя любой приглянувшийся вам инструмент (у меня это был GTD), поступательно двигаться по этим задачам. Особенности и практические приемы, которые я обнаружил в использовании GTD, я опишу в одном из следующих постов.

В заключение первой публикации я хотел бы описать несколько рекомендаций, касающихся формирования вашего первого «списка 101».

Первое. Доверяйте интуиции. Отпустите мысли о том, что у вас нет долгосрочных целей, которые дали бы вам надежные ориентиры относительно того, что нужно делать в этом самом первом году. Жизнь долгая, и вы еще придете к тому, когда все цели на год будут четко связаны с вашим жизненным планом.

Второе. Примите во внимание, что существует пять типов целей, которые вы можете перед собой ставить :
Одномоментные. Цели, которые вы можете достигнуть в любой момент времени в течение года. Например, прыгнуть с парашютом. Для того чтобы достигнуть эту или подобную цель вам нужно просто решить, когда именно вы хотите сделать это и… сделать это. Все просто.

  1. Одномоментные, требующие мониторинга. Цели этого типа похожи на предыдущие с одним лишь уточнением, что вам необходимо будет в течение года, а может быть и всей жизни осуществлять мониторинг, что эта цель по-прежнему находится в статусе «достигнута». Например, просыпаться рано. Вы можете с завтрашнего дня начать вставать в 6 утра, и цель будет таким образом достигнута, но вам необходимо контролировать, что вы не вернулись к своей старой привычке валяться в постели сколько душе угодно.
  2. Цели, требующие времени. Для того чтобы достигнуть этой цели нужно предпринять несколько шагов, которые могут занять недели или даже месяцы. Мой опыт показывает, что здесь кроется подводный камень, который заключается в том, что необходимо заблаговременно определить, сколько времени вам нужно, чтобы достичь этой цели и определить временной промежуток внутри года, когда бы будете над ней работать. Пример такой задачи из приведенного выше скриншота ― «Пройти курс в западном университете или аналоге». Чтобы достичь этой цели необходимо выбрать курс, записаться на него и потратить несколько недель на то, чтобы его успешно закончить. Как только это случается ― цель достигнута.
  3. Цели, требующие времени и мониторинга. Эти цели аналогичны предыдущей группе, плюс добавляем мониторинг, о котором говорилось во второй группе целей. Пример такой цели - подтягиваться 20 раз. Необходимо не только потратить время, чтобы научиться подтягиваться, но и сохранять этот навык в течение длительного времени.
  4. Последняя группа целей ― это цели, достижение или недостижение которых мы сможем определить только по прошествии всего года. Простейший пример такой цели - получить X рублей пассивного дохода по результатам года.
Третье. Много про целеполагание , поэтому просто выделю те, рекомендации, которые именно мне показались наиболее полезными:
  1. Цели должны быть именно вашими. Не позволяйте стереотипам или внешнему мнению определять, что важно, а что не важно для вас.
  2. Цели должны быть интересными и перспективными.
  3. Цели должны быть реалистичными осмысленными, измеримыми и конкретными. На это я хотел бы особенно обратить внимание, потому что, когда первый раз составляешь план на достаточно долгий срок, есть достаточно большие шансы сформулировать нереалистичную, неизмеримую (как я пойму, что цель достигнута?) и не конкретную цель (пример такой цели ― «быть хорошим другом»).
  4. Цели должны быть гибкими. Не надевайте на себя железные кандалы. Если к середине года вы поймете, что план выполнен на 10%, уровень мотивации упадет настолько низко, что, скорее всего, год вы закончите с показателем 20% выполнения. Я рекомендую добавить в план несколько совсем не сложных целей, которые вам будет легко достичь. Это позволит вам увидеть динамику и удовлетворение от того, что движение по плану происходит.
  5. Цели должны быть сбалансированными. Убедитесь в том, что в каждой сфере вашей жизни есть несколько целей, и нет перекосов в ту или иную сторону.
  6. Цели требуют усилий. Как вы понимаете, заниматься самообманом, делая абсолютно все цели излишне легкими, ― последнее дело, на которое должен идти человек, решивший изменить свою жизнь.
На этом все. В следующей публикации я расскажу, какие приемы можно использовать для того, чтобы достичь цели «Сформулировать управляемый и дающий ориентиры план на жизнь».

Как не крути, жизнь – это такая штука, всех нюансов которой просто учесть нереально. Но все же можно попытаться составлять какие-то планы и постепенно их реализовывать. Это вполне полезно для развития человека, как личности. Составление планов на будущее и установка перед собой четких целей – это то, что помогает достичь успеха. Планирование на неделю или месяц – прекрасная практика.

Если человек знает, что ему хочется или необходимо сделать, то он делает четкие шаги к своей цели, а вот неопределенность ничего хорошего не предвещает. Именно поэтому стоит научиться планировать свою жизнь, понимая, что разные нюансы все же могут случаться и это вполне нормально.

Правильное планирование на каждый день – это залог будущего успеха. Если человек не будет планировать своей жизнь, рассчитывать только на какие-то счастливые случаи или что-то подобное, то просто потеряет свое время зря и ничего конкретного не сможет достичь . Жизнь без смысла и четких целей – это все равно, что существование неодушевленного предмета, поэтому нужно ставить перед собой конкретные задачи и делать все для того, чтобы с ними справиться.

Умение планировать собственную жизнь может пригодиться человеку, который хочет достигнуть следующих целей:

  • создать крепкую и счастливую семью;
  • значительно вырасти на карьерной лестнице;
  • не потерять зря ни одну минуту;
  • как можно больше узнать и увидеть;
  • научиться быть ответственным и целеустремленным.

Если человек не строит планов на свою жизнь – это ненормально. Отсутствие интереса к чему-либо и конкретных целей говорит о том, что человек прекратил свое развитие, как личность и существует просто так. Пустая трата времени – это совсем не то, чем должен заниматься человек в современном мире, его задача достигать определенных целей, решать конкретные задачи и двигаться вперед.

Польза составления плана

Планирование жизни – это не какой-то, запрограммированный на успех, ритуал, а вполне полезное действие. Процесс составления плана на день, месяц или неделю имеет свою пользу, она является следующей:

  • можно разложить все дела по полочкам и расставить их в правильном порядке;
  • четкая планировка позволяет выполнить вовремя поставленные задачи;
  • благодаря наличию конкретного плана, можно не просто успеть сделать запланированное, но и хорошо отдохнуть;
  • развивая в себе такие организаторские способности, человек учится быть более ответственным и тактичным;
  • подобная практика приносит просто огромную пользу тем, кто ничего не успевает.

Умеете ли Вы планировать время?

Да Нет

Имея перед собой четкий план, человек не будет по пару часов теряться в догадках, что ему делать и за что взяться. Такая неопределенность только крадет у личности время и не позволяет выполнить поставленных задач. Кроме того, человеку, которые четко не знает чего хочет, что и когда с этим делать, успех не светит.

Совет! Чтобы понять пользу составления плана, нужно один день прожить за привычным графиком, а другой за составленным планом. Потом стоит сравнить результаты, что и поможет понять, почему лучше жить по плану.

Метод мозгового штурма

Чтобы правильно, личность может пользоваться разными методиками, которые советуют специалисты. Это позволит быстрее достичь поставленной цели, ведь переломать себя за один день фактически нереально. Отличным методом для того, чтобы начать планировать собственную жизнь правильно, является мозговой штурм. Этот метод позволяет достичь следующих целей:

  • повышение результативности действий, которые выполняет человек;
  • улучшение психоэмоционального состояния личности;
  • зарождение новых идей для постройки планов на будущее;
  • возможность научиться фокусироваться на конкретных предметах или целях, не отвлекаясь по пустякам.

Мозговой штурм активно используется не только в системе образования, но и является полезной практикой для людей, которые еще не определились со своими жизненными целями и не научились строить конкретных планов.

Уровни планирования

Чтобы понять, как научиться планировать свой день или целую жизнь, нужно рассмотреть этот процесс на разных уровнях. Можно составлять планы на день, неделю или месяц, записывая все в тетрадку или создав для этого электронную таблицу.

На месяц

Планировать свою жизнь на месяц вперед умеют далеко не все. Чтобы это сделать, нужно поставить перед собой конкретные цели и рассчитать шаги, которые потребуются для их достижения. К примеру, если человек планирует заработать за месяц 30 тысяч рублей, ему нужно планировать этот период следующим образом:

  • подумать, какой вид деятельности принесет такой доход;
  • рассчитать, сколько в часах требуется времени, чтобы выполнить задачу;
  • разделить время на каждый день, оставив небольшой его запас для выходных и разных нюансов;
  • посмотреть, какие дела нужно сделать кроме работы и как сочетать трудовую деятельность с домашними обязанностями;
  • все тщательно расписать по дням и часам;
  • начать выполнять поставленные задачи шаг за шагом.

Да, еще раз стоит повториться на счет того, что от нюансов никто не застрахован, но по плану намного проще жить, чем не представляя, с чего должен начинаться следующий день.

На неделю

Составить план на неделю значительно легче, чем на месяц. Да и определиться с тем, что делать следующие 7 дней можно довольно быстро.

Составлять план нужно по такому же принципу, как и на месяц, только список дел и задач значительно легче.

Совет! Составляя план, не стоит слишком увлекаться тратой абсолютно всего времени на работу или какие-то другие дела. Всегда нужно оставлять достаточно времени для отдыха, чтобы восстановиться и набраться новых сил.

На день

Распланировать полностью один день – это проще простого. Именно с этой задачи и необходимо начинать, постепенно составляя планы на более длительный период. Жить за графиком довольно легко и удобно, главное, к нему привыкнуть.

Небольшой вывод

Научиться планировать свою жизнь правильно необходимо каждому человеку. Это значительно облегчает процесс выполнения даже самых сложных задач, позволяет все успевать и радоваться каждому дню. Жить по плану – это не означает заключать себя в тесные рамки, а наоборот открывать для себя новые двери, учиться относиться ко всему ответственно. Стоит просто попробовать все распланировать и можно убедиться, что это действительно хорошая практика.

“Знает чего хочет, целеустремленный, упорно идет к цели, невзирая на трудности” . Кто не желал бы услышать в свой адрес подобную характеристику! Согласитесь, жизнь неимоверно скучна, если сидеть сложа руки, и ждать милостей от капризной Фортуны.

Цели наполняют нашу жизнь смыслом, делают ее более содержательной. Чем значительнее цель, которую мы перед собой ставим, тем большее удовлетворение мы испытываем, достигая ее. Напомню, что есть отличные , которые можно применить уже сейчас.

Изменить, наконец, жизнь и достичь вполне определенных результатов помогает грамотно составленный Личный план развития , состоящий из трех простых шагов. Все этапы при составлении плана записывайте на бумаге.

Шаг первый: расставание с прошлым

Заключается он в анализе прошлых достижений и . От вас потребуется без долгих размышлений ответить на следующие вопросы максимально честно. Первое, о чем вы подумаете, прочитав вопрос, и будет наиболее верным ответом.

1. Что вам доставило радость в прошлом году?

2. Что разочаровало?

3. Какие из ваших целей остались нереализованными или не до конца выполненными?

4. Что, напротив, получилось исключительно хорошо?

5. В какой момент вы чувствовали себя счастливым?

6. Из всего, что не удалось сделать в прошлом году, к чему вы не хотели бы возвращаться и пытаться снова достичь желаемого результата?

8. Из всего, что вам удалось, чего вы достигли, что сделало вас счастливым, что вы хотели бы взять с собой в новый год?

9. Таким образом, что вы должны изменить?

Ответы на эти вопросы помогают разобраться в себе и сделать не просто определенные выводы, а подвести черту под прошлым.

Шаг второй: взгляд в будущее

Теперь настало время определить цели и пути их достижения. Принимая во внимание различные сферы вашей жизни, упомянутые ниже, напишите на листе бумаги одну важную для вас цель и действия, которые помогут ее достичь, с обязательным указанием времени выполнения.

Например, «Внешний вид: выделить 1 час в день для себя» или «Финансы: повысить доход на 20% в сентябре, сменив работу». Потратьте еще какое-то время и напишите подробно, что именно нужно сделать, чтобы сменить работу к назначенному времени. Возможно моя навеет вам какие-либо умные мысли.

Также личный план должен включать мотивирующее утверждение или короткую ключевую фразу для каждой цели. Мотивация поможет не сбиться с курса и будет подпитывать вашу настойчивость и упорство. Например, если ваша цель перейти к здоровому питанию, то фраза «выбирай овощи и фрукты» станет мотивирующей.

Итак, начните ставить личные цели с предложения: В конце года я хочу… Впишите всё в таблицу.

Таблица для плана личного развития:

Шаг третий: заключительный

Последний шаг – расстановка приоритетов. Все, вышеперечисленные сферы, пронумеруйте в зависимости от их значимости ДЛЯ ВАС. Кстати, перечень сфер можно сокращать или дополнять, если вы считаете это нужным.

В заключении сформулируйте мотивирующее годовое утверждение, своего рода девиз, который будет вести вас вперед на протяжении года. Он должен отвечать двум требованиям: быть коротким и быть как . Например: «Я всегда достигаю то, чего хочу», « Я получаю намного больше, чем заслуживаю», «Если я хочу, значит – могу» или «Всегда нахожу подтверждение тому, что я на правильном пути».

Таким образом, если вы еще не составили личный план, сделайте это прямо сейчас, не откладывая. Однако помните, ничего не изменится, если вы, засучив рукава, не воплотите его в жизнь. !