Конспект урока синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Просмотр содержимого документа «РМ - Синтаксический и пунктуационный разбор БСП». Пунктуация конца речевой единицы

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
  • развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;
  • совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;
  • употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Оборудование:

  • компьютер, проектор;
  • презентация PowerPoint; видеоофайлы;
  • раздаточный материал – рабочие листы урока ; буклеты ;
  • схемы пунктуационного и синтаксического разборов предложений ;

карточки, учебники.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок - практикум с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Прогнозируемые результаты: учащиеся в конце урока знают: основные признаки бессоюзных сложных предложений; условия постановки тире, двоеточия, точки с запятой и запятой в БСП; учащиеся в конце урока умеют: ставить знаки в БСП, выполнять синонимическую замену ССП и СПП бессоюзными.

Ход урока

1. Организационный этап

Вступительное слово.

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

Сегодня на уроке вы будете контролировать свои знания, и оценивать самих себя. Результаты своей работы фиксируйте в “Рабочей карте”, которая у каждого на столе.

Психологический настрой.

Представьте, что в вашем сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком. Это центр покоя, центр доброты. Добро, доброта, доброта везде, доброта в тебе, доброта во мне.

Не забывайте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет, наполняясь добротой, а выдыхая, делитесь добротой.)

Вот мы и поделились добротой, потому что разделённое добро - это два счастья.

Актуализация опорных знаний

Начнём наш урок с экспресс-разминки (слайд)

1. Экспресс-опрос

  • Союзные предложения делятся на ССП и.... (СПП)
  • В ССП средством связи являются союзы.... (сочинительные)
  • В СПП части связываются при помощи каких союзов (подчинительных)
  • А в БСП части связываются при помощи смысла и... (интонации)
  • На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи... (знаков препинания)
  • Назовите основные типы (значения) интонации в БСП (перечисления, сопоставления, причины, пояснения)
  • Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между частями ставится... (точка с запятой)
  • Если вторая часть обозначает причину того, о чем говорится в первой части, то между частями БСП ставится... (двоеточие)
  • Вспомните памятку о постановке двоеточия в БСП (Причины поясните дополнительно!)
  • Если в первой части предложения содержится указание на время, то между частями БСП ставится... (тире)

2. Орфографическая работа. Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное). Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “Буквы з и сна конце приставок)

Задание: К данным словосочетаниям подберите слова-синонимы с приставками, заканчивающимися на –з (-с). Графически объясните их правописание.

  • Не имеющий жалости – безжалостный
  • Лишенный смысла – бессмысленный
  • Не имеющий вкуса - безвкусный
  • Не дающий результата – безрезультатный
  • Покрытый царапинами – исцарапанный
  • Не имеющий звука – беззвучный
  • Лишенный порядка – беспорядочный
  • Не имеющий чувств - бечувственный
  • Предложение не имеющее союзов – бессоюзное (Самопроверка)

3. Отчет экспертов о написании сжатого изложения (проверка д/з)

Сообщение темы и цели урока. Настрой на активную познавательную деятельность

1. Просмотр фрагмента мультфильма “Приключения точки и запятой” (Видеофайл № 1) Приложение 4

О чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке? (о знаках препинания)

О каких знаках препинания (о постановке запятой, тире, двоеточия и точки с запятой в БСП)

Сегодня мы подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому будем частично повторять теорию, развивать навыки синтаксического и пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать и делать выводы, и, конечно же, как на любом уроке, опираясь на уже известное, изученное, узнаём и кое-что интересное о бессоюзных сложных предложениях.

III. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

1. “Мозговой штурм”

Какие ассоциации у вас вызывает слово “Доброта” Запишите эти слова:

Благо, благодеяние, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение. А с каким цветом ассоциируется слово счастье? Добро – все положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И. Ожегова)

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Л.Н. Толстого

“Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно” (Л.Н. Толстой)

Как вы понимаете это высказывание? (слайд)

Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды, - так поется в одной детской песенке.

Стать добрым совсем не просто. Стать эталоном доброты – задача наисложнейшая.

Добрый человек – это отзывчивый человек, способный на сочувствие.

Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку.

Объясните знаки препинания.

Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией?

Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос.

(Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно)

(Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины. Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

2. Работа в группах (задание 2 группам, подготовка 5 минут)

Остальные учащиеся выполняют задание №1

Задание: УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Рассмотрите схему. Передайте содержание схемы в виде связного высказывания.

Задание: Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передает смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

Добро не лихо, бродит в мире тихо. (В. И. Даль)

Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели... (И. Тургенев)

Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов)

Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.

Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)

Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов )

Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро.

Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

У каждого времени своя жестокость - доброта одна на все времена. (А.Лиханов.)

Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А.Захарову.)

Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А.Чехов)

Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи.

1. ЗАДАНИЕ . Прочитайте высказывания. О чем они? Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. Объясните постановку знаков препинания в БСП. Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой и проверкой по шаблону) (Рабочая карта урока)

Исходный вариант Перестроенное предложение
1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена. (А.Лиханов.) 1. У каждого времени своя жестокость- доброта одна на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление
2.Когда творить добро желаешь ты от-дельным людям иль всему народу, не от-ступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) 2. Творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу- не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) тире-время
3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) 3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие
4.Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб-роту. (А. Швейцер.) 4. Доброта... постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.) двоеточие-причина
5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов) 5. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время
6. Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов) 6. Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов) двоеточие-изъяснение

3. Просмотр видеоурока (5 минут)

4. Работа в парах. Раздаточный материал: (схема синтаксического и пунктуационного анализа БСП)

Задание: Познакомьтесь с планом и образцом синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения и прокомментируйте логику этого анализа, объясняя, почему разбор предлагает именно такую последовательность действий. (схема разбора БСП)

Выполнить синтаксический и пунктуационный разбор 1 предложения. (карточки)

5. Работа с текстом (текст на экране)

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)

Задание к тексту:

1. Определите тему текста (о добрых чувствах).

2. Определите его основную мысль.

3. Определите тип и стиль текста (тип речи – рассуждение; стиль – публицистический).

4. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.(чувства доброты)

5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “подлинно человеческое” (предложение 3 ) (примыкание)

6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое. Укажите его тип. (средоточие, составное именное)

7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное обобщенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)

8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения (обособленное приложение)

9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами . Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). (1,3)

10. Найдите СПП с придаточным причины .Напишите номер этого предложения (3)

6. Игра “Аукцион пословиц”

Выиграл тот, кто последний вспомнит пословицу о добре.

Добра на худо не меняют
Добро творить - себя веселить
Делать добро спеши
Все любят добро, да не всех любит оно.
От добра до худа один шаг
Худо тому, кто добра не делает никому
Кто добро творит, тому Бог отплатит
Никакое худо до добра не доведет
Вранье не ведет в добро
В добре жить хорошо
Молодость рыщет – от добра добра ищет.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое добро”, взяв в качестве тезиса, данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. (объем сочинения – не менее 70 слов)

V. Рефлексия.Заполнить карту успешности(раздаточный материал)

Заключительное слово учителя: Мы целый урок говорили о добре, составляли формулы доброты, и как итог нашего урока - напишите синквейн на тему добро.

Чтение синквейнов.

Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: “У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена”. На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир.

Человек, который любит мир вокруг себя, совершает добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог... А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.

Вспоминаются слова А.П. Чехова: “Жизнь дана на добрые дела... Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доброты человек начинается!”

Подведение итогов.

И закончить урок хочется словами мудреца.

Добрый человек, привет!
Будь со мною много лет,
Охраняй меня от зла,
Чтобы в жизни все смогла.

Чтобы все преодолела
И от бед не заболела.
Будь со мной везде и всюду!
- Хорошо, конечно, буду! (хором)


А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове СИДЕЛИ все согласные звуки мягкие. 2) В слове ЧУВСТВОВАЛИ согласный звук в не произносится. 3) В слове СУДЬЁЙ количество звуков и букв совпадает. 4) В слове ВСЛУХ первый согласный звук в. А5. В каком слове пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) в…лейбол2) возр…ст3) св…сток4) р…шение А6. В каком слове приставка ПРИ- имеет значение неполноты действия? 1) приседали3) приближающийся 2) приучила4) прийти


Порядок разбора 1) Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. 2) Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. 3) Средства связи простых предложений в сложном. 4) Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; особенности интонации. 5), 6), 7) Разбор простых предложений в сложном.


Задание: произведите синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений. 1) Солнце быстро встаёт – буд…т день горячий. 2) Земля наша щедра и пл…дородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных р…стений. 3) На (железно)дорожном переезде был опущен шлагбаум: со станци… шёл курьерский поезд.




1) Простые предложения в составе сложных соединяются без помощи союзов и союзных слов. 2) По значению они близки к союзным сложным предложениям. 3) Имеют характерную интонацию. 4) Простые предложения в их составе разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире.



Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветви берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. С. Тургенев) Задание: сделайте интонационно-смысловой анализ текста. Докажите, почему поставлена запятая и точка с запятой в БСП.


Задание: преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, понаблюдайте за интонацией. Будьте внимательны при расстановке знаков препинания. 1) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 2) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 3) Одна сторона улицы была залита лунным светом, а другая чернела от теней. Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение, понаблюдайте за интонацией. Объясните знаки препинания. 1) Мы спали на сеновале. В избе было душно. 2) Раздался выстрел. Браконьеры бросились бежать.


1. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены). А) Звёзды то мигали слабым светом то исчезали. Б) Мне вечная неволя угрожала за мной гнались я духом не смутился и дерзостью неволи избежал. В) Туча пролилась ушла и солнце снова засияло над нашим садом. Г) Видно было что его одолевает внутренняя борьба. 2. Какой знак следует поставить между частями БСП Сдадите работу в срок отпуск вам обеспечен? А) двоеточие.Б) тире.В) запятую.. Г) точку с запятой. 3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. А) Любишь кататься – люби и саночки возить. Б) Косили версту: выкосили грош. В) Ползти было неудобно: с непривычки болели колени и локти. Г) Пробовал бежать: ноги от страха не слушались. 4. Какую часть следует добавить в БСП со значением причины? … трудно усидеть дома. А) Из-за хорошего настроения… Б) Когда солнцу весело… В) Летом тяжело готовиться к экзаменам… Г) Со двора доносится весёлый гомон детей…




Порядок разбора
    1. Выделить грамматические основы, указать количество частей.
    2. Определить смысловые отношения между частями (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения и т.д.). Указать основное средство связи частей предложения. Объяснить постановку знаков препинания.
    3. Построить схему предложения.
    4. Разобрать каждую часть как простое предложение.
Образец разбора
ц Я верю: 2) новый век взойдёт средь всех несчастных поколений. (А. Блок)
1. Грамматические основы две: 1) я верю; 2) век взойдёт.
      1. Вторая часть раскрывает содержание первой, поэтому после первой части ставится двоеточие. Основное средство связи - интонация.
      2. : .
№ 241.
      1. Каждая часть разбирается как простое предложение.
I. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Сделайте синтаксический разбор бессоюзных сложных предложений.
II. Выберите предложение, в котором наиболее точно сформулирована основная проблема текста:
        1. Общее и различное у реалиста Бунина и представителей различных поэтических школ начала XX века.
        2. Бунин - продолжатель пушкинского направления в поэзии начала XX века.
        3. Своеобразие стихотворений Бунина.
Рядом с творчеством дек..дентов с..мв..листов акм..истов разв..- рачивалась поэтическая деятельность Ивана Алексеевича Бунина (1870-1953). Он с..знательно прот..востоял м..дернизму и ав..нгар- ду а по..же советской литературе он был прод..лжателем (П, п)уш- кинского направления в поэзии ХХ века. И всё же у реалиста Бунина и пр..дставителей различных поэтических школ начала века было общее. (Не)трудно догадаться что время и желание изменить жизнь России. Только каждый выр..жал это стремление (по)своему. С..мв..листы через противопоставление земного и небесного акмеисты через утверждение земного. Футуристы через поиски новых форм реалисты наоборот через клас(?)ические традиции. Именно по к..нтрасту с поэтикой м..дернизма и авангарда можно ощутить своеобразие стихотворений Бунина каждое из них ценно той клас(?)ической традицией которая за ними стояла где стихотворные формы несут ор..ол лирики ХІХ века:
И цветы и шмели и трава и к..лосья И л..зурь и полуден(?)ый зной... Срок настанет - Господь сына блудного спросит Был ли счас(?)лив ты в жизни земной? И забуду я всё - вспомню только вот эти Полевые пути меж к..лосьев и трав - И от сладос(?)ных слёз не успею ответить К мил..сердным к..леням припав.
(По В. Баевскому)

Вопросы и задания

          1. Какие смысловые отношения возможны между частями бессоюзного сложного предложения?
          2. Перечислите основные случаи употребления тире в простом и сложном предложении.
          3. Перечислите основные случаи употребления двоеточия в простом и сложном предложении.
§ 99

Еще по теме Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения:

  1. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения
  2. 43. Бессоюзные сложные предложения. Синтаксическая форма бессоюзного предложения. Семантические отношения между частями бессоюзного предложения.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.