Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал. Конспект нод для детей старшей группы по развитию речи "беседа о вежливых словах и вежливых поступках"

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему.

Значение бесед :

В беседах систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Известно, что беседа - активный метод умственного воспитания. характер общения побуждающий ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать.

Вместе с мышлением в беседе формируется речь: связные логические высказывания, оценочные суждения, образные выражения.

Формируется умение отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы товарищей, самому задавать вопросы.

Беседа - эффективный метод активизации словаря детей. Желательно, чтобы речевые высказывания воспитателя составляли лишь 1/4-1/3 всех высказываний, а остальное приходилось на долю детей.

Беседы имеют и воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе, трамвае нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать наших малышей?).

Беседа как метод обучения практикуется в основном в старших группах.Отдельные темы доступны детей средней группы(нескольких обобщающих занятий - бесед о временах года Гербова).

2. Тематика и содержание бесед

Содержание определяется программой ознакомления детей с окружающим: ознакомление с Бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание должно способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом свете. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие знания ребенка на более высокую ступень.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастом.

Примерные темы :

Темы, отражающие явления общественной жизни : «Наш детский сад», «Минск – столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.

-Темы труда : работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки.

-Беседы, отражающие труд самих детей : «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде».

-Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке».

-Цикл бесед на бытовые темы : об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных -принадлежностях.

-Беседы о природе : «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена -года», «Фрукты и овощи».

-Беседы на морально-этические темы : о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».(с детьми ст. возраста)

3.Классификация бесед :

Начало формыЕ. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач . Она выделила три типа бесед.

1. Беседа вводная , организующая детей на тот или иной вид деятельности. Цель:cоздать интерес к предстоящей деятельноси. Д.б краткой, эмоциональной.

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. Цель: поддержать интерес к налюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить четкие знания Проводятся в процессе прогулок, экскурсий, наблюдений.Они активизируют разные анализаторы и закрепляют представления в слове.

3. Беседа заключительная , уточняющая и расширяющая опыт детей(обобщающая, итоговая)Цель: закрепить, углубить, систематизироать знания и представления детей.Она содействует развитию диалогической речи(вопрос-ответ)

М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А.Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С точки зрения содержания можно условно выделить -беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и -этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома).

4. Подготовкиа воспитателя к беседе:

Необходимо выбрать тему, отобрать содержание и задачи с учетом возраста детей, объем словаря;

Необходимо подготовить

1) план проведения

2) вопросы к беседе

3) примерные ответы детей

Необходимо заранее подготовить необходимые для беседы материалы(картинки)

Предварительная работа к беседе, инд. подход

Систематизировать знания в беседе возможно при условии четкого, последовательного расположения материала, т. е. при правильном его структурировании.

5. Структура беседы

А )Начало беседы . Цель его - вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. Это может быть осуществлено различным образом: с помощью вопроса-напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фотографии, предмета. В начале беседы желательно также сформулировать и тему (цель) предстоящего разговора, обосновать важность ее, объяснить детям мотивы ее выбора.

Основная часть беседы может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. Вначале выявляется наиболее значимый трудный материал. Готовя беседу, воспитателю надо наметить ее этапы(микротемы), т. е. выделить существенные компоненты того понятия, которое будет анализироваться с детьми.

На этом этапе перед детьми последовательно ставят вопросы(поисковые и репродуктивные), активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания(рассматривание раздаточного материала, чтение стихов, выполнение игровых действий)

Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ).Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».

6. Методы и приемы ведения беседы:

1) Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы . Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов .

Вопросы, требующие простой констатации – называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.

Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец?

Другая группа вопросов – поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности , умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).

В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму?

Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке? Требует определенного запаса знаний детей.

В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные (наводящий или подсказывающий). В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша)

2) указания,(расскажи подробно)

3 ) обобщения,

4) объяснения,

5) обобщение

6 ) рассказ воспитателя

7) показ наглядности(кратковременный)-игрушки, предметы, картины)

Начало формы

8 ) чтение худ. литературы(загадки, пословицы)

Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность

В)Занятия - беседы

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Предварительная работа: чтение книги Н. Носова «Незнайка и его друзья»; придумывание рифм к предложенным словам; сюжетное рисование «Новогодний утренник в детском саду»; беседы с детьми старшей группы о зиме.

Материал: волшебная палочка; карты-схемы (глаз, рука, рот, ребёнок, делающий зарядку) красивый конверт, украшенный цветами, письмо, снежинка, карточки-схемы: слова: (зима, вьюга); изображения (саночки, бараночки, снеговик, ёлка, пчёлка, зайчик, сосулька, шарик, смешарик, Дед Мороз, мешок, конфеты, гирлянды, часы, шарф, букет) (приложение 2).

Задачи: , используя игры со звуками и рифмами, карты-схемы; закреплять умение регулировать силу голоса, темп речи, развивать чёткую дикцию; воспитывать умение слушать и слышать педагога и сверстников, желание заниматься детским словотворчеством.

Ход занятия

Занятие начинается с коммуникативной игры «Приветствие».

Воспитатель (В.). Ребята, мне бы хотелось, чтобы все поприветствовали друг друга.

Дети, стоя в кругу, называют свои имена: сначала девочки медленно, мальчики - быстро, затем девочки быстро, мальчики - медленно.

В. Сегодня мы будем разговаривать о зиме. А помогать нам будут карточки-схемы.

Воспитатель показывает схему с изображением глаза.

В. Карточка напоминает нам о гимнастике для глаз.

Проводится зрительная гимнастика с волшебной палочкой.

Палочка поднимается,

Медленно вращается,

Влево-вправо покачается,

Ляжет на стол и выключается.

Воспитатель показывает схему с изображением руки.

Проводится пальчиковая гимнастика (по выбору воспитателя).

Воспитатель показывает схему с изображением рта. Предлагает детям игру на формирование чёткой дикции.

Питер гуляет с одним молотком, с одним молотком, с одним молотком.

(Дети стучат кулаком правой руки по колену правой ноги.)

Питер гуляет с двумя молотками, с двумя молотками, с двумя молотками.

(Дети стучат кулаками обеих рук по коленям обеих ног).

Питер гуляет с тремя молотками, с тремя молотками, с тремя молотками.

(Дети стучат кулаками обеих рук по коленям обеих ног и топают одной ногой.)

Питер гуляет с четырьмя молотками, с четырьмя молотками, с четырьмя молотками.

(Дети стучат кулаками обеих рук по коленям обеих ног и топают обеими ногами.)

Воспитатель показывает схему с изображением конверта.

В. Нам пришло письмо, но я его нигде не вижу.

Дети ищут и находят письмо из Цветочного города с помощью карты-плана группы. В конверте лежит послание от поэта Цветика.

Я поэт, зовусь я Цветик,

От меня вам всем…снежинка!

Воспитатель достаёт из конверта снежинку.

В. По-моему, Цветик допустил ошибку. Какую?

Дети. Стихотворение получилось без рифмы.

В. А вы знаете, что такое рифма?

Дети. Схожие по звучанию слова в конце строк.

В. Придумайте рифму к словам: ёлка, саночки, сосулька, мешочек, цветик, шарик. (Важно заострить внимание детей на рифмах, которые будут звучать в стихотворении: сосулька - свистулька, ёлка - пчёлка, саночки - бараночки, шарик - смешарик.)

Воспитатель показывает схему с изображением человека, выполняющего гимнастику.

Физкультминутка.

Снежный пух, белый пух.

Всё-всё-всё в пуху вокруг.

Пух на шапках,

Пух на губках,

Пух на бровках,

Пух на шубках.

Пух обсыпал лоб и нос.

Кто так сделал?..

Дед Мороз.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Снег шёл, шёл, шёл и в поле пришёл,

(Ходьба по группе, размахивая руками вперёд-назад.)

Насыпал сугроб высотой с небоскрёб,

(Поднять руки вверх и соединить.)

(Лёгкий бег по группе.)

Снег шёл, шёл, шёл и в лес пришёл.

(Ходьба, размахивая руками.)

На ветках покачался,

(Махи руками вперёд-назад.)

С лисою повстречался,

(Наклон вперёд, руки назад.)

Намёл сугробов в чаще

(Ходьба по группе.)

В. (обращает внимание детей на то, что в конверте лежит ещё одно письмо от Цветика, читает). «Дорогие мальчики и девочки, хотел написать вам стихотворение о зиме, да заболел. Знаете ли вы “зимние” слова? »

Игра « Цепочка слов ».

Первый ребёнок называет слово «снег», второй повторяет его и называет своё слово и т.д.

Попробуем сочинить стихотворение, ребята? Рассмотрим карточки, присланные Цветиком.

Дети объясняют, почему это слово выбрано Цветиком для зимнего стихотворения. На карточках «зима», «вьюга» написаны буквами, дети их читают.

В. Почему на схеме изображён зайчик?

Дети. Его зимняя шубка белая, как снег.

В. Откуда зимой появилась пчёлка?

Дети. На новогоднем утреннике Юля была в костюме пчёлки.

В. Часы – это «зимнее» слово?

Дети. Когда часы бьют двенадцать раз, наступает Новый год.

В. Нужен ли нам зимой шарф?

Дети. Шарф – это часть зимней одежды.

В. На карточках сосулька-свистулька, шарик-смешарик – просто весёлые рифмы, мы постараемся их использовать.

Когда все карточки рассмотрены и разобраны, воспитатель начинает читать написанное заранее стихотворение, одновременно водя указкой по картинкам подходящим по смыслу так, чтобы дети поняли: это они сочиняют стихотворение. Использовав все слова-карточки, совместно с детьми зачитывает полученное произведение.

Белая, пушистая к нам пришла зима.

И много сюрпризов принесла она.

С горки едут саночки и везут бараночки,

Это снеговик так шутить привык.

А под зелёной ёлкой появилась пчёлка.

Это Юля нарядилась, в танец с вьюгою пустилась.

Танцевала тут сосулька, танцевал и шарик,

Громко свистнула свистулька, закричал смешарик:

Где наш Дедушка Мороз? Где его мешочек?

Расскажи-ка это нам, снеговик-дружочек.

А в мешочке всем конфеты, и гирлянды, и часы,

Не забудьте зимой этой в шарфик спрятать все носы.

Для тебя стихи весёлые написали, Цветик.

Летом в гости приходи, приноси букетик.

В. Я думаю, у нас получилось замечательное стихотворение. Мы нарисуем «зимние» рисунки и отправим Цветику, пусть радуется и поправляется.

Воспитатель хвалит детей и благодарит за старания.

Елена Лукьянова
Занятие-беседа «Развитие диалогической речи» (подготовительная группа)

Цели и задачи :

Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей . Учить поддерживать беседу,правильно по форме и содержанию,отвечать на вопросы,уметь рассуждать при ответе и доказывать. Формировать сравнительную и обобщённую оценку героев. Формировать у детей представления о нравственных формах отношений с окружающим-честности и правдивости. Уточнить представления о хороших и плохих поступках. Воспитывать культуру общения.

Ребята,сегодня у нас с вами будет очень интересное путешествие,мы отправимся в путешествие по маршруту добрых поступков,а вот эти книги и иллюстрации помогут нам путешествовать. Маршрут имеет остановку. Вот и у нас будет много остановок. Первая остановка-"Будь вежливым". Вспомните и скажите, какое произведение мы с вами читали о вежливости (дети называют произведение В. Осеевой "Волшебное слово") Задаю вопросы :Как можно оценить поведение Павлика? Кто помог ему стать вежливым? Как помогло Павлику волшебное слово? Перечислите ,какие вы ещё знаете вежливые слова? Можно ли перебивать разговор взрослых?А теперь посмотрите на эту книгу. Как она называется и кто её написал (В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо") Скажите, о чем говорится в этой книге? Назовите хорошие поступки в этой книге. Дети читают два хороших поступка из книги наизусть. Молодцы. Дети,а какие вы добрые поступки совершаете или можете совершить? Выслушиваю ответы детей (помочь малышам сделать игрушки,подклеить книги,кормить птиц,ухаживать за кошкой,помочь маме убрать постель или принести сумку и т. д.). Ребята,может вы нам расскажите о том,как кто-то из вас совершил хороший поступок,доброе дело,помог маме,бабушке,товарищу или малышу,кому-то из животных. Выслушиваю рассказы детей из личного опыта. Хорошо,теперь мы с вами знаем как нужно себя вести со взрослыми,вежливо и поступать только хорошо, совершать добрые поступки,но ни в коем случае плохие.

А теперь наше путешествие продолжается. Мы приехали в "Царство сказок". Посмотрите на эту картинку. Вы наверное узнали эту сказку,как она называется("Золушка") Задаю вопросы :Кто злой на ваш взгляд в сказке? Кто добрый? Почему? Какую работу выполняла Золушка? Кто помог Золушке? Что можно сказать о Фее? Какая она? Чем закончилась сказка? Добро победило зло. Почему вы так думаете?Сейчас я вам прочту отрывок из сказки,а вы отгадаете как она называется :"Дочери только и знали что у ворот сидеть и на улицу глядеть,а Крошечка-Хаврошечка на них работала,их обшивала,для них пряла,ткала-и слова доброго никогда не слыхала". Узнали из какой сказки этот отрывок?Правильно,из р. н. сказки "Хаврошечка". Вопросы к детям :Кто злой в этой сказке? Кто добрый?Чем похожи между собой мачеха Золушки с мачехой Хаврошечки? Чем похожи между собой Хаврошечка и Золушка?Как описана их внешность? Как добро победило зло? Мы сейчас говорили с вами о добре и зле. Надо быть добрым и делать добро людям и тогда к вам будут относится по доброму. А какие вы знаете пословицы о добре и зле7 (Худо тому, кто не делает добра никому) .

А теперь следующая остановка,называется она :"Дружба и товарищество".Посмотрите на эти картинки. Давайте рассмотрим первую картинку :

1)Дети увидели качели,всем захотелось на них покататься. Первой села Таня,а Валя стала её раскачивать. Подошёл Вова он тоже хочет покататься.

Как нужно играть?

2)Мальчик сидит на качелях,девочки его раскачивают. Всем весело.

Вопросы :Как играют дети?Какое у них выражение лица?Почему вы решили что дети играют дружно?

3)Одна девочка держит качели руками,другая прогоняет мальчика. Он

опустил голову,огорчён.

Вопросы :Как вы считаете что здесь происходит?Правильно ли поступают девочки?Какие лица у девочек7Приятно ли такое отношение Вове?Почему вы думаете ему обидно?

Ребята,а как вы поступили бы в этой ситуации? Покажите такую картинку. Вот и хорошо,настоящий друг и товарищ должен поступать так же -делиться игрушками,играть вместе,друзья должны всем помогать,не оставлять в беде,дружно и мирно играть. Дружбу надо беречь,если дружите,то и в школу пойдёте,всё равно надо друг друга не забывать и помогать. А какие вы знаете пословицы о дружбе и товариществе("Друга ищи,а найдёшь цени","Верный друг-самое большое богатство")

На этом наше путешествие по добрым поступкам закончилось. Мы с вами ещё раз напомним себе что нужно быть вежливым,добрым,совершать только хорошие поступки,а так же быть дружными и внимательными по отношению друг к дугу и ко взролслым.

Публикации по теме:

«Давайте поиграем!» - интегрированное итоговое занятие (математика, грамота, развитие речи) - подготовительная группа ЗАДАЧИ: - Учить анализировать свой результат работы (смайлики – символы). - Способствовать формированию интереса к обучению в школе, как.

Беседа «Дети войны» (подготовительная группа) Программные задачи: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ,.

Беседа «Наша родная Армия» (подготовительная группа) Цель: уточнить представления детей о Российской Армии, охраняющей границы нашей Родины, объяснить смысл выражения Армия родная. Ход беседы.

Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Беседа о хлебе (старшая, подготовительная группа). Программное содержание: Закрепить знания о том, что хлеб - ценнейший продукт питания,.

Игра-беседа «Загадки леса» (подготовительная группа) Загадки: Стоит столб до небес, А на нем шатёр - навес. Красной меди столб точёный, А навес сквозной, зелёный. (Сосна) Кудри в речку опустила.

Интегрированное занятие для подготовительной группы с элементами развитие речи Тема: «Лето» Интегрированное занятие изобразительная деятельность с элементами развитие речи на тему «Лето» (подготовительная группа) Программное содержание:.

    Специфика разговоров с детьми второго и третьего года жизни. Содержание разговоров с детьми на наглядной основе и на основе личного опыта детей.

    Виды бесед и их цель. Требования к содержанию бесед для детей разных возрастных групп. Структура беседы. Характеристика вопросов как основных приемов беседы.

1. Разговор и беседа как два способа речевого общения людей являются важнейшими методами развития связной речи детей от диалога к монологу.

Разговор с детьми на первом году жизни способствует развитию подражания (в форме лепета) и понимания речи (выработке связи между предметом, действием и словом). Для развития подражания в разговоре с детьми следует повторять одинаковые или похожие слоги (мама, тетя), хорошо использовать прием переклички с ребенком, напевное произношение слов. Развитие понимания речи связано у детей с возникновением первичной ориентировки в окружающей обстановке, с умением выполнять некоторые простые действия в процессе разговора со взрослым (покажи, дай, на, сядь, сделай ладушки). Наиболее распространенный прием развития понимания речи – обращение к ребенку с вопросом: «Где то-то?». В ответ дети к концу первого года жизни могут показать 6-8 предметов. Речью взрослый сопровождает все действия и игры ребенка: умывание, кормление, одевание, игры с игрушками, народные игры-потешки «Ладушки», «Сорока» и др.

Второй год жизни ребенка – период интенсивного формирования всех сторон речи. Развитие понимания речи (от понимания отдельных слов и фраз до понимания сюжета небольшого рассказа или сказки) основано на ознакомлении с окружающими предметами. Поэтому в разговоре с детьми второго года жизни следует обращать внимание на качества, состояние, назначение предметов: «У меня маленькая машина, а у тебя большая», «Яблоко красное, сладкое». Совершенствованию понимания речи способствует усложнение ориентировочной деятельности детей, которую развивают в разговоре: «Покажи матрешку», «Найди куклу», «А где петушок?». Сначала дети отвечают на вопросы взрослого действием или звукоподражанием: «Скажи маме спасибо» (ребенок кивает головой), «Какой ты вырастешь большой?» (ребенок встает на носочки и поднимает руки вверх), «Позови кошку» (кис-кис). Чтобы научить ребенка отвечать на вопросы, надо, задавая их, вначале ответить самому взрослому: «Что кушает Катя? Кашу?». Такие вопросы с последующим ответом задают ребенку в течении дня: при одевании, укладывании спать, в играх. Сначала ребенок может повторить ответ за взрослым, а затем сможет ответить сам в знакомой ему ситуации.

Особое внимание следует уделить развитию у детей понимания слов-поручений: скажи, повтори. В разговоре со взрослыми дети с удовольствием повторяют отдельные слова и фразы. Однако здесь могут возникнуть трудности, если ребенок привык к сопровождению разговора показом игрушек или картинок. Поэтому надо, спокойным тоном повторяя слова «скажи, повтори», добиться, чтобы ребенок сосредоточил свое внимание на лице взрослого, прислушался и ответил. Важно учить детей второго года жизни в разговоре со взрослыми выражать свои желания различными словами «дай», «можно», «пить», «иди» и др.

На третьем году жизни дети начинают общаться друг с другом, поэтому в разговоре со взрослыми они усваивают те формы общения, которые затем переносят на ситуации общения со сверстниками. В разговоре со взрослыми начинает складываться планирующая функция речи: «Я нарисую домик», «Я буду мама, а ты моя дочка».

Дети третьего года жизни активно знакомятся с качествами и свойствами окружающих предметов и явлений. В разговоре с детьми изо дня в день следует избегать употребления однообразных слов и выражений. Например, вместо обычного слова «горячо», можно сказать: «Чай горячий, подожди, пока остынет». Необходимо выражать одни и те же мысли по-разному, это не только способствует обогащению словаря детей, но и расширению, углублению представлений их об окружающем мире. Дети начинают сравнивать, сопоставлять различные предметы и явления, устанавливать связи между ними. Поэтому любое требование, указание надо ребенку объяснять: «Надень варежки, потому что холодно». Так приучают ребенка мотивировать свои просьбы и желания: «Сначала немножко поиграю, потом – кушать».

У детей третьего года жизни значительно возрастает потребность в разговоре со взрослыми. В разговоре со взрослым ребенок лучше всего воспринимает индивидуальное обращение: «Катя, иди мыть руки», «Таня и Света, помогите Пете собрать игрушки». На фразы типа: «Дети, идите мыть руки» или «Давайте вместе соберем игрушки» малыши могут не обратить внимания.

Дети часто используют речь как средство общения друг с другом в играх парами или с небольшим числом участников. Но не всегда дети могут договориться и распределить роли и игровые обязанности. Поэтому необходимо прямое или косвенное участие взрослого.

Таким образом, разговор ребенка со взрослыми и сверстниками способствует развитию функций речи (коммуникативной, регулятивной, познавательной) и формированию различных речевых умений и навыков (ответ на вопрос, обозначение словом предметов, действий, признаков, построение фраз и простых предложений).

2. Беседа – это целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений. Беседа является активным методом обучения детей при ознакомлении с окружающим миром и одним из самых эффективных словесных методов в развитии речи детей. Обоснование беседы как метода дали еще в древней Греции Сократ и Платон для обучения юношей риторики и логики. Впервые применение бесед в дошкольном воспитании предложили Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци. Большое значение беседе придавала Е.И. Тихеева. Она подразумевала под беседой организованное планомерно проводимое речевое занятие, цель которого – углубить, систематизировать представления и знания детей.

Беседа для детей дошкольного возраста является средством систематизации и уточнения знаний детей. В процессе беседы взрослый своими вопросами направляет мысли детей, подводя их к сравнениям, обобщениям, умозаключениям. Ценность беседы именно в том, что ребенка учат логически мыслить, рассуждать, а это необходимо для дальнейшего обучения в школе. С развитием мышления тесно связано и развитие навыков связной речи. В беседе ребенка учат ясно выражать свои мысли в слове, развивают умение слушать собеседника.

Содержание беседы должно быть близко и доступно детям. Ошибкой педагога является стремление дать детям в беседе как можно больше нового и сложного материала, который дети не могут осознать и усвоить, поэтому они отвлекаются и отклоняются от обсуждения вопросов. Наиболее эффективен прием дробления информации: новая информация дается небольшими частями – «сегментами» – в процессе беседы с опорой на личный опыт детей. Прием «сегментации речи» позволяет проводить беседы живо и непринужденно, добиваться активности детей.

Чем младше ребенок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. Со старшими дошкольниками необходимо в беседе выходить за рамки непосредственно личного опыта, но знания должны быть элементарными и способствовать активной мыслительной деятельности ребенка.

Большое значение в организации и проведении бесед имеют наглядные материалы (предметы, игрушки, картины, модели и т.п.). Воспитателю необходимо продумывать логику последовательного рассматривания наглядного материала, а также вопросов, объяснений, заданий для детей.

Структура беседы традиционно включает три части. В первой (вводной) части детям необходимо предоставитьживой образ , поэтому начать беседу можно с рассматривания наглядного материала или воспоминаний о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Во второй части (основной) следуетанализ обсуждаемых явлений и фактов с выделением наиболее существенных признаков, на основе которых необходимо подвести детей квыводам . Третья часть (заключительная) направлена наобобщение , систематизирующее представления детей, способствующее выработке у детей необходимого отношения к обсуждаемым явлениям и должного поведения.

Основным приемом беседы являются вопросы . Для успеха важна последовательность вопросов и их формулировка. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Чаще всего воспитатель использует вопросы, требующие простого называния предметов, описания их свойств, действий с ними. При этом ребенок констатирует известные ему факты – называет и описывает материал, который воспринимает непосредственно. Вопросы типа «Что это?», «Какой?», «Что делает?» можно задавать, чтобы пробудить воспоминания детей о ранее увиденных объектах или событиях; они стимулируют мыслительную деятельность и активизируют речь ребенка.

Наиболее сложные вопросы для детей те, которые предполагают установление причинно-следственных связей («когда?», «почему?»). Иногда дети не могут ответить на такой вопрос, потому что он очень общий, тогда следует конкретизировать формулировку вопроса. Например: «Когда прилетают птицы?» – вопрос не четкий, как правило, дети молчат, при уточнении: «Когда прилетают птицы – весной или осенью?» дети отвечают: «Весной». Главная задача вопросов – побудить детей к самостоятельным логическим рассуждениям, которые выражены фразами и развернутыми предложениями.

Особое внимание следует уделять также вопросам, которые задают сами дети. К сожалению, на практике часто беседа превращается в монолог-рассказ педагога или односторонний опрос детей. Тем не менее, очень важно побуждать детей к вопросам, вызывать живой обмен мнениями, подводить детей к правильным выводам и к умозаключениям. Так, в ходе беседы дети учатся выслушивать мнение других, придерживаться общей темы беседы, задавать уточняющие вопросы, тем самым совершенствуют навыки эффективного общения.

Таким образом, беседа как метод активного познания окружающего мира способствует развитию всех сторон речи ребенка: лексической, грамматической, фонетической, а также связной речи.

Литература

1. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие / Г.М. Лямина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 96 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003 . – 144 с.

Тема : Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону».

Цель : учить детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.

Ход занятия

Ребята, у кого дома есть телефон?

Кому вы звоните? (Бабушке, дедушке, соседям, друзьям и т.д.)

Телефон - замечательная вещь. Набираешь номер и можешь разговаривать, с кем захочешь. Наверное, трудно было его придумать - попробуй спрятать человеческий голос в тоненький провод! Как он только в нем помещается... Да еще так быстро бегает по проводу...

(Габе «Телефон»)

Действительно, телефон - это так удобно. Не можешь встретиться с другом - позвони по телефону. Соскучился по бабушке - возьми трубку и скажи ей, что ты ее любишь. Заболел кто-то - вызови по телефону врача.

Для чего еще в доме необходим телефон? (Ответы детей. Дети высказываются, в каких случаях они и их родители пользуются телефоном).

Ребята, знакома ли вам такая ситуация, как в стихотворении Е. Руженцевой «Телефон»?

Телефон у нас висит,

Телефон весь день звонит.

На носочки я встаю,

Телефон не достаю.

Я залез на табурет,

Говорю, что папы нет.

А вы, ребята, умеете вежливо разговаривать по телефону? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям обыграть некоторые ситуации.

Надя звонит Вале, выясняет, какой сегодня будут показывать мультфильм. С чего начать разговор? Как лучше его закончить? Какие «вежливые» слова должны прозвучать в этом разговоре?

Катя звонит маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор? Какие слова извинения следует сказать, ведь вы отрываете людей от работы.

Много интересных ситуаций можно придумать, а темы для разговора - самые разнообразные.

Каждый из вас должен выбрать себе пару, друга, с которым вы желали бы поговорить. (Дети выбирают друг друга.)

Каждой паре воспитатель раздает карточки, на которых предложены различные темы, кому что достанется.

Посмотрите внимательно на картинку, придумайте телефонный разговор по теме, изображенной на картинке. (Праздничный салют. Поход за грибами. В цирке. Мы на рыбалке. Мама купила игрушку и т. д.)

Дети самостоятельно разыгрывают предложенные темы, воспитатель помогает им принимать правильные решения.

А сейчас, ребята, послушайте отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон».

Мы с Мишкой купили замечательную игрушку - телефон. Пришли из магазина домой с коробкой. Один телефон у меня поставили, другой - у Мишки. И соединили их через окно проводами.

- Ну, - говорит Мишка, - будем разговаривать. Беги наверх и слушай.

Я побежал к себе, взял трубку и слушаю, а трубка уже кричит Мишкиным голосом:

- Алло! Алло!

И я кричу:

- Алло!

- Ты слышишь что-нибудь? - кричит Мишка .

- Слышу. А ты?

- Слышу. Вот здорово! Ты хорошо слышишь?

- Хорошо. А ты?

- И я хорошо! Ха-ха-ха! Слышишь, как смеюсь?

- Слышу.

- Послушай, я сейчас к тебе приду.

Мишка прибежал ко мне, и мы стали обниматься от радости.

- Хорошо, что купили телефон! Правда? - говорит Мишка.

- Конечно, — говорю, — хорошо...

И вот какие разговоры стали вести мальчики:

- Алло!

- Алло!

- Давай разговаривать?

- Давай, - говорю. - А о чем разговаривать?

- Ну, о чем... о чем-нибудь...

- Чего же ты не разговариваешь?

- А ты почему не разговариваешь?

- Да я не знаю, о чем разговаривать, - говорит Мишка.

- Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так ты не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так ты разговариваешь и разговариваешь...

- Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.

- Ладно.

Я повесил трубку и стал думать. Вдруг звонок. Я взял трубку.

- Ну, придумал? - спрашивает Мишка.

- Нет еще, не придумал.

- Зачем же ты звонишь, раз не придумал?

- А я думал, что ты придумал.

- Я сам бы тогда позвонил.

- А я думал, что ты не догадаешься.

- Ну, ладно, до свидания!

- До свидания!

Ребята, как вы думаете, мальчики придумали, о чем им поговорить? Как вы думаете, это были интересные темы?

Придумайте, о чем могли поговорить друзья, и поиграйте по парам в игру «Алло! Алло!»

Дети самостоятельно по парам придумывают тему разговора, обыгрывают ее.