Конструктивный подход к теории личности. Конструктивный подход в разрешении проблем целостности личности

    КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА - стремление психолога консультанта не столько избавить клиента от переживаний по поводу проблемы, с которой клиент столкнулся, сколько, сохранив или умножив энергию клиента, направить ее на решение данной проблемы (в конструктивное русло) … Словарь терминов по психологическому консультированию

    Одно из осн. понятий математики, совр. формальной логики и теории алгоритмов. Конструктивными наз. объекты, построение или рассмотрение к рых возможно в рамках абстракции потенциальной осуществимости при противопоставлении ее абстракции… … Философская энциклопедия

    - (англ. constructive alternativism) философская установка, сформулированная Джорджем Келли, согласно которой реальность может интерпретироваться людьми множеством разных способов на основании «конструктивных альтернатив» (то есть различных… … Википедия

    Направление методологии специально науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Философская энциклопедия

    Направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем (См. Система). С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке… …

    Аппликативный подход к написанию программы состоит в систематическом осуществлении применения одного объекта к другому. Результатом такого применения вновь является объект, который может участвовать в применениях как в роли функции, так и в роли… … Википедия

    Бихевиоральный подход в социальной работе. - В целом для всех видов бихевиоральной психотерапии, начиная с теории Скиннера, включая модели Бандуры, Бека, Эллиса, Лазаруса и др., общими являются следующие характеристики: ее цель – помочь человеку стать способным реагировать на жизненные… … Словарь-справочник по социальной работе

    Лингвистика, языковедение, наука о Языке. Объектом Я. является строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всём объёме его свойств и функций. Однако в качестве непосредственного предмета Я. в разные эпохи выдвигались … Большая советская энциклопедия

    Теория суперструн Теория … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная дыра (значения). Изображение, полученное с помощью телескопа «Хаббл»: Активная галактика M87. В ядре галактики, предположительно, находится чёрная дыра. На сни … Википедия

    CHF - (Швейцарский франк) Национальная валюта Швейцарии, история появления, развития Информация о швейцарском франке, истории появления и развитияю месте франка в современной экономике Содержание денежная единица. Швейцарский Франк - это(код по… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Etapas 7. Libro Del Alumno + Libro De Ejercicios (+ Audio CD) , Equipo Entinema. This book contains the Student Book, Workbook, and Audio CD. Etapas– курс испанского языка, отличительной чертой которого является модульность. Подходит для учебных планов любой…
  • Тотальный террор - не случайность. Это СПРУТ Уолл-стрита и пятой колонны США в России , Бобровник В.. В отличие от других стран, террор против России носит системный, тотальный характер. Книга раскрывает механизм осуществления тотального террора и его место во внешней политике и экономике…

, 161.83kb.

  • Филатов Олег Павлович, профессор, доктор физико-математических наук рабочая программа , 114.22kb.
  • Практикум по психологии , 4549.93kb.
  • Л. В. Щербакова практикум по аналитической химии барнаул 2004 министерство образования , 957.22kb.
  • Практикум: «Оценка и повышение эффективности комплекса маркетинга» Анализ и «чистка» , 62.07kb.
  • ^

    Глава 7. Конструктивный подход в системном познании личности

    §7.1. Конструктивный подход в разрешении проблем целостности личности

    Во многих научных теориях, в том числе в теории эволюции личности, необходимо в методологическом плане опираться на понятие целостности. Это понятие является неотъемлемой чертой научного мышления, хотя оно не всегда упоминается в контексте решения задач, где рассматриваются особенности взаимоотношений целого и части. Кроме того, о целостности чаще говорится применительно к сфере конкретных исследований, что, однако, не свидетельствует о разрешении проблемы целостности в методологическом отношении. Очевидно, что понятие целостности одинаково необходимо как на уровне методологическом, так и на уровне конкретных исследований.

    Главным вопросом при этом является то, какие именно объекты являются элементарными и как они соотносятся между собою в целостной структуре, представляющей все эти объекты вместе. Например при определении элементарной структуры в эволюции человеческих индивидов, с одной стороны, мы судим об этом процессе, исходя из потребностей и возможностей индивидов, но, с другой стороны, нельзя объяснить адаптацию человечества только на уровне составляющих его индивидов. Н. В. Тимофеев-Ресовский, рассматривая подобную проблему в теории биологической эволюции, отмечает, что объяснение эволюционных преобразований должно строиться на уровне такой целостности, как популяция, выступающей в форме «...совокупности индивидов, населяющих в достаточном количестве определенную территорию, в пределах которой осуществляется та или иная степень., свободного и случайного скрещивания и перемешивания» .

    С другой стороны, представители бихевиоризма абсолютизируют значение элементарной структуры «стимул-реакция», вследствие чего поведение не только отдельных людей, но и всего человечества объясняется путем сведения самых разнообразных явлений его развития к функционированию указанных структур в их различных сочетаниях. Понимая, очевидно, что такое сведение является неадекватным, Э. Толмен, представитель следующего поколения бихевиористов, уже предлагает понимать связь «стимул-реакция» не элементарно, а как сложное образование, имеющее собственную структуру. Э. Толмен фактически пытается таким образом разрешить проблему взаимоотношения части и целого, хотя и не приходит к радикальному выводу о пересмотре всей концепции бихевиоризма.

    В социальной и культурной антропологии XIX - XX веков проблема целостности также является наиболее сложной. Все основные течения этой науки: эволюционизм, функционализм и диффузионном по-разному приходили к ответу на вопрос, что есть исходная целостность. Эволюционизм исходит из того, что целым является этнографическая общность. Смена общностей представляется в таком случае простым замещением одной общности другой: от предыдущих стадии развития в новой его стадии остаются одни только несущественны элементы, так называемые «пережитки».

    Диффузионизм, наоборот, исходит из того, что развитие человечества представляет процесс распространения, диффузии отдельных культурных черт или элементарных структур. Понятно, что здесь на первом плане находится не целостность, а частности, несмотря на то, что антропологи-диффузионисты пытаются придать им объективное значение. Это достигается, по их мнению, тем, что частные признаки рассматриваются как существенные - в противопоставлении признаками случайным.

    С точки зрения функционалистов, любой элемент культуры выполняет в ней существенно важные функции, а поэтому сама культура - это единство всех ее элементов. Если функциональные потребности в сфере культуры изменяются, то возникают новые существенные функции, и механизм диффузии оказывается совершенно излишним. Концепция функционализма кажется наиболее предпочтительной, но в ней обнаруживается недостаток другого плана: целое здесь есть сумма составляющих его элементов. А такой подход вызывает вопросы в связи с тем, что на самом деле целостность вряд ли сводится к простой совокупности некоторых элементов.

    Если целое понимается суммативно, то оно не представляет собою интегративного образования, например такого, как личность человека. Личность не может пониматься как механическое соединение одинаковых по своему значению и смыслу частей. Суммативные концепции личности, построенные путем сведения целого к сумме отдельных его частей, являются абсолютно редукционистскими, поскольку вообще всякое сведение одного к другому и есть редукционизм. При этом сам по себе редукционизм не должен иметь ни положительной, ни отрицательной оценки: этот метод сведения является очень распространенным в науке и в обыденной человеческой практике.

    Но в науке, где постоянно применяется аналитический подход, требующий последовательного расчленения некоторой целостности, очень часто утрачивается интегративное понимание этой целостности. Итегративность - это характеристика целостности, выражающаяся в приобретении ею, в результате установления многозначных связей ее элементов, новых свойств, которыми ни один из этих элементов в отдельности не обладает. Значит, интегративная целостность не обладает свойством редукции: интегративная психика человека, например, не может быть понята как простое соединение составляющих ее психических образований.

    Последнее утверждение противостоит распространенному мнению о целостности как о таком образовании, которое определяется формулой: «целое больше суммы частей». По этому поводу И. В. Блауберг и Б. Г. Юдин предлагают совершенно точный ответ: «...это выражение логически уязвимо, поскольку оно указывает лишь на количественную сторону дела ("больше") и неявно исходит из предположения об аддитивности свойств целого: целостность здесь представляет своеобразный остаток от вычитания суммы частей из целого» . «Логически уязвимой» является и обратная формулировка: «целое меньше суммы частей». Но как первая, так и вторая формула одинаково часто встречаются при определении существа исходных позиций исследователей, занимающихся проблемами целостности. Важно только хорошо представлять, что эти формулы нельзя понимать буквально в количественном их смысле.
    ^

    §7.2. Дифференциация форм системного конструирования

    Процесс научно-теоретического конструирования концепций некоторых исследуемых объектов может осуществляться различными путями, на основе различных исходных формулировок. Возможно, что такое конструирование не всегда будет приводить к адекватным результатам. В целом эти результаты могут быть классифицированы следующим образом.

    1. Инструктивное следование исходной формулировке, когда результат не приносит ничего нового и не продвигает вперед научное познание исследуемого объекта. Исследователи в данном случае действуют не творчески, а инструктивно, алгоритмически, а поэтому естественно возникают сомнения по поводу продуктивности указанной формулировки.
    2. Деструктивное преувеличение смысла исходной формулировки, когда объем ее понимания неоправданно расширяется за счет привлечения все новых и новых примеров, якобы свидетельствующих в ее пользу. Таким образом, исходная формулировка приводится к абсурду: исследователи, действуя как бы из лучших побуждений, на самом деле приходят к разрушительному, деструктивному для этой формулировки финалу.
    3. Реконструктивное использование исходной научной идеи, когда она тщательнейшим образом воспроизводится, несмотря на изменившиеся условия познания развивающегося объекта. В этом случае научная идея как бы «тормозит» дальнейшее познание этого объекта, несмотря на титанические, творческие попытки «подогнать» изменяющийся объект под ранее сложившуюся концепцию.
    4. Конструктивный подход в применении исходной концепции, состоящий в том, что каждый раз, в новой ситуации исследования развивающегося объекта, рассматриваются его различные аспекты, различным образом конструируются новые представления о нем - вплоть до того, что исходная идея полностью перестраивается так, как этого требует объект познания. При этом происходит своеобразная «трансформация» исходных представлений о целостности объекта, и поэтому при конструктивном подходе никогда нельзя заранее утверждать абсолютную ценность этих представлений. Конструктивный подход базируется не на абсолютной, а на соотносительной идее целостности исследуемых объектов.
    С точки зрения конструктивного подхода, нельзя провести абсолютное разграничение между процессами развития и функционирования, поскольку нельзя заранее определить статус целого в смысле того, развивается оно или функционирует. Поэтому, например, нельзя однозначно утверждать, что личность как целостность всегда является развивающейся: личность вполне может не более чем функционировать, если она рассматривается как социальная реальность.

    Подобным образом Э. Кассирер вполне конструктивно оценивает значение интуитивно очевидного, поскольку оно всегда зависимо от ситуации, оно является «интеллектуально данным», то есть такой данностью, которая выглядит непосредственной, но фактически опосредована предшествующей интеллектуальной деятельностью. Поэтому можно согласиться с мнением И. Блауберга и Б. Юдина, которые не считают необходимым противопоставление рационального и интуитивного познания: «...следует говорить о двух взаимодополняющих, предполагающих друг друга сторонах единого процесса познания, чем о двух его сферах, разделенных непроходимой перегородкой. В конечном счете мы принимаем противопоставление интуитивного и рассудочного способов познания как характеристику относительно (выделено мной. - О. Е.) обособленных этапов мыслительной деятельности...» .

    Конструктивный подход является, по существу, практическим воплощением методологического принципа «бритвы Оккама», согласно которому не следует, по словам И. Ньютона, умножать количество сущностей без необходимости, но и не следует, добавим, останавливаться перед открытием новой сущности, если это действительно становится необходимым. Точно так же, анализируя проблему целостности, нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать значения редукционистской установки, потому что эта установка может быть соответственно либо отброшена по ходу исследования, либо, наоборот, со всей тщательностью сохранена.

    Таким образом, с точки зрения конструктивного подхода к проблеме системного, целостного исследования объекта, вполне равноправно могут применяться как ирредукцнонистская, так и редукционистская установка: «...редукционизм имеет смысл и значение, поскольку он вводит процесс исследования данного объекта в контекст всей "прилегающей" науки, т. е. в некоторый ряд, в систему уже сложившегося научного знания, при этом проблема выявления специфики данного объекта как целостности приобретает большую определенность и целенаправленность. Объект выступает не как абсолютная уникальность, не имеющая предикатов, но как нечто сопоставимое с другими объектами, хотя и не тождественное какому-либо из них» . Но признание специфики научного объекта как целого только тогда становится полным, когда редукция оказывается уже несостоятельной. В этом случае выявляется регулирующее значение интуиции исследователя, содержание которой соотносится им с практикой его деятельности. Как только оказывается, что редукция себя исчерпала, исследователь немедленно, если он мыслит конструктивно, замещает редукцию ирредукцией, хотя, возможно, он попытается еще периодически их совмещать. Однако следует отметить, что в современном научном познании человека как личности все более распространяются ирредукционистские представления, включающие личность в социум и, кроме того, представляющие эту личность как целостное интегративное образование, несводимое к составляющим ее высшим психологическим функциям.

    Методы ирредукционистского исследования отрицают принцип аддитивности, согласно которому целое определяется суммой частей. Здесь вводится иной принцип - сверхаддитивности, или супераддитивности, состоящий в том, что целое больше суммы частей, хотя, с точки зрения конструктивного подхода, этот принцип нельзя считать абсолютно характеризующим ирредукционистскую установку. Он может применяться и в контексте редукции, когда, например, осуществляется генетическое исследование развития, ориентированное на установление закономерностей проявления особенностей начального состояния объекта в его последующих состояниях.

    Доминирование целого по отношению к составляющим его элементам должно быть доказано в каждом конкретном исследовании. Возможно, что в процессе доказательства это доминирование в конце концов исключается, вплоть до того, что на место супераддитивности ставится - субаддитивность, то есть принцип: «целое меньше суммы частей». В этом случае ясно, что эта целостность необъяснима на основе знаний о ее компонентах. Таким образом, конструктивный подход в понимании целостности утверждает относительную независимость ее познания от познания отдельных ее компонентов, или относительную независимость целого от частей. Нельзя однозначно утверждать, что развитие или изменение отдельных частей целого прямо свидетельствует об изменении этого целого. И наоборот, части целого относительно независимы в своих изменениях от изменений целого. Более того, например, углубленное рассмотрение компонентов структуры личности в их развитии постоянно приводит к тому, что эту целостную структуру приходится перестраивать с учетом вновь обнаруженных закономерностей изменения указанных компонентов. Или, например, отдельный человек как личность может рассматриваться как часть некоторой социальной общности. Но, с другой стороны, этот же самый человек может принадлежать одновременно еще нескольким общностям, поэтому он, этот человек, как «часть» оказывается более существенным образованием, чем указанные общности, вне его теряющие свое значение. Общность, таким образом, оказывается понятием относительно ограниченным по сравнению с личностью: на место супераддитивности, обычно имеющейся в виду социальной психологией, становится субаддитивность, характеризующая социально-психологическую общность.

    В современной психологии личности целое должно логически предшествовать его компонентам. Целостность личности - это та система отсчета, которая постоянно должна присутствовать в исследовании отдельных психологических образований, потому что такая ирредукционистская установка по своему смыслу более гуманистична, в то время как редукция скорее является установкой «академической». Конечно, при этом не следует каждый компонент личности рассматривать только с точки зрения его функционального значения по отношению к личности как целому. Если это ограничение не будет учитываться, то компоненты личности будут описаны как бы исчерпывающим образом, в результате чего они приобретут абсолютную телеологическую определенность. Значит, конструктивный подход к исследованию личности заключается в соблюдении определенной меры ирредукции и редукции:

    Понятие целостности при конструктивном подходе может быть использовано как методологический принцип, определяющий, каким образом должно строиться, конструироваться исследование любого объекта, особенно такого, как личность. Мера объективности и адекватности научного исследования личности, определенная на основе конструктивного понимания целостности, позволяет, с одной стороны, исключить сведение личности к ее психике или деятельности, а с другой стороны, предупредить объяснение развития личности одними только социально-культурными условиями (условиями социализации). Конструктивный подход в понимании целостности при осуществлении системных исследований личности позволяет объяснить ее развитие прежде всего на основе собственной психологической активности человека. Внешние и внутренние обстоятельства развития личности имеют смысл только лишь при условии всестороннего исследования характера активности этой личности.

    Рис. 7.1. Взаимоотношение (ир)редукции и (не)аддитивности в связи с типами системного конструирования

    Основные темы и понятия главы 7

    1. Конструктивный подход и проблема целостности.
    2. Значение понятия целостности в теории эволюции личности.
    3. Взаимоотношение целого и части.
    4. Системная характеристика эволюции личности.
    5. Понятие целостности в гештальт-психологии.
    6. Понятие целостности в бихевиоризме.
    7. Функционализм и понятие целостности.
    8. Проблема целостности в социально-культурной антропологии.
    9. Формы системного конструирования.
    10. Понятие ирредукции.
    11. Понятие редукции.
    12. Типы конструирования целостности.
    13. Конструктивный смысл взаимоотношения ирредукции и редукции.
    14. Понятия «аддитивность», «неаддитивность», «субаддитивность».
    15. Методологический принцип целостности в антропологии личности.

    Сущность новых информационных технологий , информационной индустрии, научно-информационной фазы развития сообщества большинство людей понимают осознанно, но, как правило, на качественном уровне - как состояние общества, в котором все большую, все возрастающую роль играют средства, связанные с применением компьютеров, с передачей и использованием информации в самом широком (планетарном) масштабе Более конструктивные подходы существуют в научно-технической и образовательной сфере. Однако и здесь научно-теоретический базис современных интеллектуальных информационных систем и технологий зачастую преподносится в узко-техническом варианте (что снижает эффективность как применения, так и исследования интеллектуальных информационных систем и технологий) так понятие технология привязывается в основном к материальному производству и сугубо техническим объектам.  


    Но недостаточно просто прислушаться к жалобе потребителя . Компания должна конструктивно подходить к ним.  

    Конструктивный подход к установлению партнерства включает проработку вопроса о том, как оно может развиваться вширь (например, от университетских консультаций до  

    В выделяется позитивный конструктивный подход к про-  

    Соответственно, как и во всяком научном исследовании желательно рассмотреть все за и против и выработать конструктивные подходы и решения, чтобы как до, так и после приезда тети Леи российский потребитель успешно решал не только проблемы белизны и прочности собственного белья, но и собственного душевно-телесного здоровья.  

    Глава 11 Конструктивный подход к взаимодействию 271  

    В какой мере повысится конкурентоспособность вашего предприятия и, одновременно, насколько усовершенствуется процесс ценообразования на вашу продукцию, если общее использование рабочей силы улучшится на 50% Не правда ли, ваши отделы по маркетингу и сбыту смогут осуществить более конструктивный подход к запросам покупателей, если вы пересмотрите свою ценовую политику , основываясь на более рациональном использовании рабочей силы  

    К этой проблеме можно подходить с разных сторон. Следует напомнить себе, что основная движущая сила подобных людей - стремление к разнообразию, которое может отвлекать от завершения начатых дел и постоянной сосредоточенности на производственных задачах . Можно добиться концентрации их внимания на основных направлениях , предоставляя в то же время полную свободу действий на других направлениях. Креативные устремления могут реализовываться и за пределами работы, на что организация может предоставить время и возможности можно сфокусировать их креативность и на производственных направлениях, где полезен конструктивный подход. Следует поддерживать с ними контакт, поощрять их демонстрировать результаты своей креативности, сообщив,  

    Как мы видели, далеко не во всех случаях имеются конструктивные подходы к построению детерминированных эквивалентов стохастических задач с вероятностными ограничениями . Предположение о нормальном распределении случайных параметров условий задачи,  

    Предложенные методы могут быть разделены на аналитический и конструктивный подходы.  

    Аналитический подход в первую очередь затрагивает тестирование и обоснование программ после того, как они написаны, чтобы повысить их надежность. Он включает традиционные методы отладки программ , средства доказательства правильности программ, различные средства автоматического тестирования. Конструктивный подход использует набор надежных программных средств для разработки надежного ПО, которые принято называть структурным программированием . Этот подход включает построение средств, использующих просмотр сверху вниз и формальные спецификации, и средства кодирования с применением простых управляющих структур.  

    Именно такой конструктивный подход обеспечивает наибольший эффект воздействия руководителя на ход конфликта. Действия бригадира здесь не должны сводиться к какому-либо единичному акту. Это совокупность последовательных действий. Неоценимую роль играет при этом педагогическое чутье руководителя, его тактичность, знание сильных и слабых сторон подчиненных, особенностей их характера, темперамента. Искреннее сочувствие, ободряющее слово, дельный, ненавязчивый совет могут дать гораздо больше для урегулирования разногласий, чем формальные административные меры.  

    Демонстрируя конструктивный подход к реализации этих идей. Советский Союз и другие социалистические страны внесли на Международной конференции по взаимосвязи между разоружением и развитием в Нью-Йорке в августе 1987 г. предложение о создании международного фонда Разоружение для развития. Обосновывая эту инициативу, социалистические страны в совместном меморандуме заявили, что специальный механизм передачи части средств от разоружения развивающимся странам и на решение других глобальных проблем обеспечит необходимую институционную связь между разоружением и развитием, продемонстрирует решимость государств реализовать эту связь в своей политике, практическими делами создавать атмосферу взаимопонимания, открытости и предсказуемости в международных делах, укрепляя тем самым международный мир и безопасность.  

    Кооперативное поведение предполагает проявление определенной гибкости на переговорах, которая может быть достигнута за счет анализа реакций партнера на различные высказывания, предложения и т. п. и обмена информацией по запросам каждой из сторон, конструктивного подхода к решению вопросов, взаимных уступок без проявления грубости и эмоций. Кооперативный тип поведения наблюдается у людей наименее авторитарных, способных к детальному рассмотрению проблем, восприимчивых к новым идеям , стремящихся избежать рисков. В свою очередь у людей подозрительных, тщеславных, е высоким уровнем тревожности наблюдается менее кооперативное поведение. Использование конкурентной стратегии с настойчивыми требованиями, обязательствами и т. д. может привести к невозможности достижения совместного решения.  

    Отношение к заказчикам и конструктивный подход к взаимоотношениям.  

    До последнего времени российские предприниматели или вообще не занимались управлением рисками , или в этой работе использовали чисто русские подходы с надеждой на собственную интуицию или чей-то авторитет. За последние годы стали активнее учитывать печальный предыдущий опыт и использовать более конструктивные подходы. Значительно возросло понимание многими предпринимателями того, чтх> подходить к управлению рисками следует с научных позиций, учитывать прежде всего информационный аспект риска, шире применять в оценивании рисков математические методы . И первым шагом на пути использования научных методов является четкое знание информации для управления рисками , отличительных характеристик способов получения информации из таких источников, а также характеристик качества самой информации.  

    Конструктивный подход к исследованию и построению социально-экономических организаций является основой совершенствования и развития эффективных форм хозяйственных образований, обеспечивающих накопление и реализацию основных интеллектуально-материальных ресурсов . Они становятся определяющим условием и эффективным двигателем организационного совершенствования и развития, конкретных форм социально-экономических , и прежде всего хозяйственных, организаций. На определенном этапе развития их специфика и многообразие являются необходимым условием естественного отбора , законодательного закрепления и целенаправленного совершенствования наиболее перспективных из них.  

    Придерживаясь конструктивного подхода к решению экологических проблем, общественные организации стремятся наладить партнерские отношения с органами законодательной и исполнительной власти , ответственными за разработку и реализацию государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды . Представители природоохранного движения принимали участие в подготовке новой редакции Лесного и Водного кодексов, отстаивая интересы широких слоев населения. Однако принципиальная позиция общественности по ряду важных экологических проблем не была принята во внимание органами исполнительной власти , Государственной Думой.  

    Кроме того, по мнению исследователей данной проблемы , основа успеха кампании по лоббированию зиждется на значимости и конструктивном подходе к решению лоббируемого, вопроса (70%), заинтересованности избирателей и общественных организаций (по 15%), СМИ (10%), прочих заинтересованных в исходе дела (5%), судах (1%).  

    Развивайте здоровый коллективизм, взаимное доверие и солидарность, доброжелательность, стремление к поиску компромиссов. Не допускайте развития эмоциональной напряженности в отношениях, при возникновении конфликтных ситуаций конструктивно подходите к их разрешению.  

    Очевидно, что наиболее конструктивный подход в отношениях с окружающими - это Со мной все в порядке - с ними все в порядке. Такая позиция способствует установлению взаимопонимания и продуктивному сотрудничеству.  

    Если у вас не получается найти общий язык с окружающими, то, вероятно, вы настроены негативно по отношению к ним и ваша собственная самооценка занижена. Помните, необходимо придерживаться конструктивного подхода в межличностных отношениях. Если не придавать значения собственной линии поведения, то можно и не понять, как это повлияет на отношение окружающих к вам.  

    Особенно важны конструктивный подход заказчика к проекту (его реальная заинтересованность в результатах) и, как следствие, установление равноправного конструктивного партнерства с ним на базе постоянного и всестороннего взаимного учета интересов сторон.  

    Бесспорно, для обеспечения в организации успешного управления карьерным процессом в целом и индивидуальной карьерой каждого менеджера требуется разработка специальной концепции УКП, которая бы вобрала в себя весь предшествующий положительный опыт, а также перечисленные и другие конструктивные подходы и принципы. Только при условии следования такой концепции можно в полном объеме реализовать миссию управления карьерой - достижение гармонии между интересами организации и потребностями человека (см. рис. 1).  

    Совершенствование планирования и интенсификация плановых процессов на основе использования современных методов и средств обработки информации требуют обоснования и осуществления системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на существенную трансформацию всех сторон и видов деятельности плановых органов. В соответствии с требованиями системного подхода все эти мероприятия должны иметь четкую конечную цель, быть тщательно технологически увязаны между собой и во времени, подкреплены соответствующими ресурсами и осуществляться под руководством и контролем единого центра согласно общему плану. Конструктивной формой реализации такого подхода является создание автоматизированной системы плановых расчетов Госплана СССР и Госпланов союзных республик.  

    Когда информация об оцениваемом объекте не полна, существенные признаки объекта не определены, оцениваемая система сложна и требует нетрадиционного подхода, для исчисления износа целесообразно применять метод экспертных оценок . Этот метод предполагает возможность оценки износа по отдельным конструктивным элементам объекта с последующим определением средневзвешенного процента износа.  

    Ю. М. Соболев и его сотрудники, тщательно проанализировав функциональное назначение изделия в целом, конструктивное сочетание его узлов, их эксплуатационные свойства, устойчивость, удобства использования (дизайн), эстетичность и т. д. широко используя опыт предприятий, выпускающих однотипные изделия, приходили не только к более совершенной, но и принципиально новой конструкции изделия. Наш конструктор-исследователь использовал в своей работе поначалу, следовательно,

    Конструктивный подход

    Мата было много. Они орали друг на друга больше часа. Даже успели помахать кулаками, но не до увечий несовместимых с дружбой. А потом иссякли. Сдулись, как воздушные шары, разом лишившиеся подпитки горячим воздухом. В их случае его роль играла взаимная злость и затаенная обида. Но потом стало легче. Чуть не подравшись, они протрезвели и сумели куда более осмысленно взглянуть друг другу в глаза.

    Это происходило в офисе. Все давно уже разошлись. Только Виктор Андреевич Ромский по своему обыкновению задержался на работе. Ведь, несмотря на те полгода, что он вел здесь дела, ему все еще приходилось нелегко, потому что за плечами был лишь экономический факультет Института Международных Отношений и преддипломная практика. Вот и весь опыт. Так что с самого первого дня молодому перспективному предпринимателю было непросто. Но он справлялся. И планировал и дальше следовать тому же курсу. Вот только сегодня, когда он все же собрался, наконец, вспомнить о существовании такого простого и, в большинстве своем, приятного понятия как вечер пятницы, нарисовался на его пути приличный такой кирпич, о который он, если рассматривать с точки зрения движения вперед, и споткнулся. К нему без стука зашел Анатолий Юрьевич Крачкевич - старший коллега и профессионал своего дела, отличный парень, партнер и друг. И вся беда состояла в том, что именно с этого момента выбранный Ромским курс резко вильнул в неизвестном направлении, и сейчас им обоим предстояло уже куда более спокойно во всем разобраться. Первая попытка, понятное дело, провалилась. Настала очередь второй.

    Так, давай поговорим конструктивно, - с силой растерев лицо ладонями, пробормотал Виктор и снова посмотрел на замершего в кресле напротив мужчину.

    На вид лет тридцать, подтянутый, высокий, немного угрюмый на вид, но только для тех, кто плохо его знает. На самом же деле Анатолий Юрьевич Крачкевич всегда был душой компании, и было ему уже тридцать три. Типичный пример обманчивости первого впечатления. Самому Виктору только пару недель назад исполнилось двадцать шесть. В принципе, не такая уж большая разница в возрасте. Но Виктор вполне отдавал себе отчет, что во многом своему нынешнему успеху он был обязан именно этому человеку. А ведь стоило вспомнить, как они сцепились, когда он только пришел в фирму, только пригласил к себе управленческий персонал для первого знакомства. Но им все же удалось преодолеть взаимную неприязнь. И они подружились. Бог весть как, но, однозначно, не без титанических усилий с обеих сторон. И вот теперь такая подстава. Можно сказать - нож в спину. Не ожидал.

    Именно это я и пытался сделать с самого начала, - хмыкнув, объявил Крачкевич, скрестив руки на груди.

    Ромский вздохнул, прикрыл глаза на секунду, хотел лучше подобрать слова, подумать, взвесить. Но отбросил глупую мысль за несостоятельностью. И сказал так, как думал. Уж кому бы ему точно не хотелось врать, так это Анатолию, иначе какая цена у такой дружбы?

    Отлично, - выдохнул он, выиграв совсем немного времени, но этого хватило. Вопрос сформировался в голове сам собой. - Тогда первый и, пожалуй, единственный вопрос. Ты уходишь от меня, потому что...

    Вообще-то, не от тебя, - сморщившись, как от лимона без соли и сахара, и даже, что огорчительней, без текилы, произнес старший мужчина, - а из фирмы.

    Я - гендиректор, - парировал на это Виктор холодным тоном исполняющего обязанности главы компании. - Ты - мой первый зам. И все то время, что фирмой руководил отец, тебе здесь работать нравилось. И потом, когда он временно передал её мне, тоже. По крайней мере, какое-то время.

    Разонравилось? - с едва уловимой насмешкой, уточнил заместитель генерального директора, но не смог сбить начальника с мысли.

    Ври кому-нибудь другому, - отрезал Виктор, и был награжден потускневшей улыбкой.

    Да, к шутке все свести не удалось. Он и не надеялся, если честно. Просто попытался сберечь, сохранить хотя бы чисто на память, хоть что-то светлое из того, что их связывало эти полгода. Не получилось. Виктор сам напросился. Жаль. Анатолий предпочел бы не отвечать. Но вопрос был задан прямо, честно, в лицо. А врать тем, кого уважал и ценил, он не любил. Да и не хотелось ему врать в глаза парню, которого честно все это время пытался считать в первую очередь другом.

    Ну, хорошо, - положив руки на подлокотники кресла, произнес он, внимательно всматриваясь в лицо парня напротив.

    Виктор был молод, особенно, для их сферы бизнеса, но у него был более чем состоятельный и прозорливый отец. Сыну он спуску не давал. Поэтому золотым мальчиком Виктора было назвать трудно. Если бы он не доказал, что достоин, отец бы его к креслу генерального и на пушечный выстрел не подпустил бы. Но мальчишка был хорош. В чем-то даже очень. И он был прав. Врожденная проницательность, чтоб её! Анатолию нравилось с ним работать. Даже больше, чем с его отцом. Было в стиле Виктора некое изящество. Он умел как блеснуть на важный деловых переговорах, так и прикинуться не ограненным еще, неприметным камешком, чтобы до поры до времени не выдать себя. Его отец в делах был куда грубее, предпочитал брать все нахрапом и не терпел возражений. Никогда. Но не Анатолию было его судить. В конечном итоге, не будь он таким, каким был, они оба здесь бы сейчас не работали и вряд ли бы когда-нибудь в этой жизни были знакомы.

    Я ухожу, потому что не могу рядом с тобой нормально работать, - обтекаемо произнес Анатолий, честно попытавшись пощадить чувства парня, который был моложе и во многом менее циничен, чем он сам, несмотря на общую сферу профессиональных интересов. Жизнь Виктора еще не успела обломать, как следует. Возможно, оно и к лучшему. Приятно, порой, осознавать, что даже в среде деляг и бизнесменов все еще встречаются такие, как он.

    Конкретнее, - потребовал Виктор, подавшись вперед.

    Анатолий улыбнулся. Такой порывистый. И это в двадцать шесть. Ему бы хотелось узнать, каким был Виктор, когда ему было, к примеру, пятнадцать или двадцать. Но он отогнал от себя непрошенные мысли. Сейчас ему предстояло отвечать. Точнее просто говорить. Рассказывать. Да-да, всю подноготную, мысли и чувства, и это напрягало. Но не настолько, чтобы подтолкнуть ко лжи. Друзьям не лгут, из них и так рядом с ним выживают лишь сильнейшие и самые лучшие. Виктор, как ни странно, выжил и даже, можно сказать, укрепиться успел. Пустил корни, завоевав свой клочок его души. Жить стало сложнее, но, определенно, интереснее. Правда, очень скоро, вот прямо сейчас, всему этому, особенно, дружбе, придет конец. Жаль-жаль. Но жизнь - она такая штука, как одарит, так и отберет.

    Я хочу переспать с тобой. Трахнуть, отыметь. И меня уже задолбал зверь-стояк, обыкновенный, не проходящий.

    Повисла тишина. Анатолий смотрел на Виктора. Тот смотрел на него. Оба молчали. Лицо молодого начальника застыло на несколько долгих мгновений, а потом неожиданно расслабилось. Парень моргнул, медленно откинулся на спинку кресла, побарабанил пальцами по подлокотнику и осторожно уточнил.

    Основные темы и понятия главы 6

    1. Понятия эволюции и развития личности с точки зрения ее активности.

    2. Основные принципы конструирования структуры личности.

    3. Методы познания развивающейся личности: диалектико-логический и феноменологический.

    4. Понятия сознания и самосознания как формы активности развивающейся личности.

    5. Основные элементы логической структуры развивающейся личности.

    6. Структура темперамента в логике эволюции личности.

    7. Структура характера.

    8. Структура способностей.

    9. Структура мотивации.

    10. Активно-реактивный смысл понятия «общность» в логической структуре эволюции личности.

    11. Психология саморазвития личности: новорожденность и младенчество.

    12. Детство в эволюции личности: эгоцентризм и децентрация.

    13. Отрочество и юность в эволюции личности: активность самоактуализации и аккультурации.

    14. Взаимоотношение понятий «развивающаяся общность» и «активность» в эволюции личности.

    Глава 7. Конструктивный подход в системном познании личности

    Во многих научных теориях, в том числе в теории эволюции личности, необходимо в методологическом плане опираться на понятие целостности. Это понятие является неотъемлемой чертой научного мышления, хотя оно не всегда упоминается в контексте решения задач, где рассматриваются особенности взаимоотношений целого и части. Кроме того, о целостности чаще говорится применительно к сфере конкретных исследований, что, однако, не свидетельствует о разрешении проблемы целостности в методологическом отношении. Очевидно, что понятие целостности одинаково необходимо как на уровне методологическом, так и на уровне конкретных исследований.

    Главным вопросом при этом является то, какие именно объекты являются элементарными и как они соотносятся между собою в целостной структуре, представляющей все эти объекты вместе. Например при определении элементарной структуры в эволюции человеческих индивидов, с одной стороны, мы судим об этом процессе, исходя из потребностей и возможностей индивидов, но, с другой стороны, нельзя объяснить адаптацию человечества только на уровне составляющих его индивидов. Н. В. Тимофеев-Ресовский, рассматривая подобную проблему в теории биологической эволюции, отмечает, что объяснение эволюционных преобразований должно строиться на уровне такой целостности, как популяция, выступающей в форме «...совокупности индивидов, населяющих в достаточном количестве определенную территорию, в пределах которой осуществляется та или иная степень., свободного и случайного скрещивания и перемешивания» .

    С другой стороны, представители бихевиоризма абсолютизируют значение элементарной структуры «стимул-реакция», вследствие чего поведение не только отдельных людей, но и всего человечества объясняется путем сведения самых разнообразных явлений его развития к функционированию указанных структур в их различных сочетаниях. Понимая, очевидно, что такое сведение является неадекватным, Э. Толмен, представитель следующего поколения бихевиористов, уже предлагает понимать связь «стимул-реакция» не элементарно, а как сложное образование, имеющее собственную структуру. Э. Толмен фактически пытается таким образом разрешить проблему взаимоотношения части и целого, хотя и не приходит к радикальному выводу о пересмотре всей концепции бихевиоризма.

    В социальной и культурной антропологии XIX - XX веков проблема целостности также является наиболее сложной. Все основные течения этой науки: эволюционизм, функционализм и диффузионном по-разному приходили к ответу на вопрос, что есть исходная целостность. Эволюционизм исходит из того, что целым является этнографическая общность. Смена общностей представляется в таком случае простым замещением одной общности другой: от предыдущих стадии развития в новой его стадии остаются одни только несущественны элементы, так называемые «пережитки».

    Диффузионизм, наоборот, исходит из того, что развитие человечества представляет процесс распространения, диффузии отдельных культурных черт или элементарных структур. Понятно, что здесь на первом плане находится не целостность, а частности, несмотря на то, что антропологи-диффузионисты пытаются придать им объективное значение. Это достигается, по их мнению, тем, что частные признаки рассматриваются как существенные - в противопоставлении признаками случайным.

    С точки зрения функционалистов, любой элемент культуры выполняет в ней существенно важные функции, а поэтому сама культура - это единство всех ее элементов. Если функциональные потребности в сфере культуры изменяются, то возникают новые существенные функции, и механизм диффузии оказывается совершенно излишним. Концепция функционализма кажется наиболее предпочтительной, но в ней обнаруживается недостаток другого плана: целое здесь есть сумма составляющих его элементов. А такой подход вызывает вопросы в связи с тем, что на самом деле целостность вряд ли сводится к простой совокупности некоторых элементов.

    Если целое понимается суммативно, то оно не представляет собою интегративного образования, например такого, как личность человека. Личность не может пониматься как механическое соединение одинаковых по своему значению и смыслу частей. Суммативные концепции личности, построенные путем сведения целого к сумме отдельных его частей, являются абсолютно редукционистскими, поскольку вообще всякое сведение одного к другому и есть редукционизм. При этом сам по себе редукционизм не должен иметь ни положительной, ни отрицательной оценки: этот метод сведения является очень распространенным в науке и в обыденной человеческой практике.

    Но в науке, где постоянно применяется аналитический подход, требующий последовательного расчленения некоторой целостности, очень часто утрачивается интегративное понимание этой целостности. Итегративность - это характеристика целостности, выражающаяся в приобретении ею, в результате установления многозначных связей ее элементов, новых свойств, которыми ни один из этих элементов в отдельности не обладает. Значит, интегративная целостность не обладает свойством редукции: интегративная психика человека, например, не может быть понята как простое соединение составляющих ее психических образований.

    Последнее утверждение противостоит распространенному мнению о целостности как о таком образовании, которое определяется формулой: «целое больше суммы частей». По этому поводу И. В. Блауберг и Б. Г. Юдин предлагают совершенно точный ответ: «...это выражение логически уязвимо, поскольку оно указывает лишь на количественную сторону дела ("больше") и неявно исходит из предположения об аддитивности свойств целого: целостность здесь представляет своеобразный остаток от вычитания суммы частей из целого» . «Логически уязвимой» является и обратная формулировка: «целое меньше суммы частей». Но как первая, так и вторая формула одинаково часто встречаются при определении существа исходных позиций исследователей, занимающихся проблемами целостности. Важно только хорошо представлять, что эти формулы нельзя понимать буквально в количественном их смысле.