Кто написал про левшу который блоху подковал. Образ и характеристика Левши из рассказа «Левша» Лескова с цитатами

© Юдин Г. Н., 2015

© ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2015

Николай Семёнович Лесков родился в 1831 году в селе Горохове Орловского уезда. Его отец – Семён Лесков, сын священника, закончил духовную семинарию, но служил в Орловской уголовной палате, славился как проницательный следователь и дослужился до чина, дававшего потомственное дворянство.

Николай Лесков не отличался таким же прилежанием и исполнительностью, как его отец. Учился он довольно плохо и получил свидетельство об окончании всего лишь двух классов. Ему была уготована другая судьба. Сначала он служил в уголовной палате, как его отец, потом перешёл в Киевскую казённую палату, и наконец, работал на предприятии своего дяди, англичанина А. Я. Скотта.

Благодаря последней службе он побывал во многих городах и сёлах России и сумел ближе познакомиться с жизнью своего народа. Именно это и помогло ему стать, по словам литературоведа Д. П. Святополка-Мирского, «самым русским из русских писателей».

Пожалуй, «самым русским» произведением Н. С. Лескова можно считать «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», которое было опубликовано в 1881 году. Эта повесть – пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем. Она рассказывает о простом тульском оружейнике по кличке Левша. Император поручил ему сделать крошечную блоху, да так, чтобы она стала лучше той, которую смастерили англичане. Язык повести полон народной этимологией, каламбурами, а за затейливым сюжетом кроется национально-патриотическая тема и чувствуется любовь автора к простому русскому народу, такому умелому, но одновременно такому бесшабашному и несчастному. В конце повести Левша держит с полшкипером пари, по которому они должны перепить друг друга, и впоследствии умирает в богом забытой больнице, хотя до этого его славили на всю Россию.

Глава первая

Когда император Александр Павлович окончил венский совет , то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов , который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем-нибудь отведет.

Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить: но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться, – Платов сказал себе:

– Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

– Так и так, завтра мы с тобою едем на их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, – говорит, – такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил, а пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки , дерябнул хороший стакан, на дорожний складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было.

Думал: утро ночи мудренее.

Глава вторая

На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную .

Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры , и посредине под валдахином стоит Аболон полведерский .

Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит, – только из усов кольца вьет.

Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли . Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию , что для него все ничего не значит.

Государь говорит:

– Как это возможно – отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

А Платов отвечает:

– Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

Государь говорит:

Платов отвечает:

– Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчать.

А англичане, видя между государя такую перемолвку, сейчас подвели его к самому Аболону полведерскому и берут у того из одной руки Мортимерово ружье , а из другой пистолю .

– Вот, – говорят, – какая у нас производительность, – и подают ружье.

Государь на Мортимерово ружье посмотрел спокойно, потому что у него такие в Царском Селе есть, а они потом дают ему пистолю и говорят:

– Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства – ее наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул.

Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

Взахался ужасно.

– Ах, ах, ах, – говорит, – как это так… как это даже можно так тонко сделать! – И к Платову по-русски оборачивается и говорит: – Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал .

Не сомневаюсь, что многие читали рассказ замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова «Левша». Ещё больше тех, кто слышал об этом рассказе, т.е., не читая рассказа, знают суть: «Это про то, что блоху подковали? Как же, наслышаны…». Но, кажется, самое большое количество тех, кто знает выражение «подковать блоху», которое означает очень тонкую искусную работу, но не знают, откуда такое выражение. Теперь – внимание! – вопрос ко всем читавшим и не читавшим рассказ «Левша»: а как звали левшу? Чур, в книгу не заглядывать. Каково имя и отчество знаменитого на всю Россию мастера? Вопрос немного провокационный, но в конце поймёте суть.

Позволю себе напомнить некоторые сюжетные линии рассказа. Русскому царю, который находится в Англии и интересуется всякими иностранными диковинками, показывают металлическую блоху, этакую мелкую соринку, которую и не ухватить-то грубыми мужскими пальцами, разве что пригласить для этой цели нежные девичьи пальчики; а если ещё блоху ключиком завести «через пузичко», то она начнёт «дансе» танцевать.

Вот так чудо! Вот какие кудесники эти английские мастера! Царь захотел купить блоху. Англичане-наглецы на голубом глазу запросили за неё миллион, да серебром! Впаривали! Казак Платов, что был при царе, белел от досады – мильон за минутную забаву, тьфу! Отговаривает царя, говорит, что на Руси чудес не меньше могут сделать русские мастера.
- Ты мне политику не порть! – отвечает царь Платову и отваливает англичанам миллион.
Это по-русски!

Англичане блоху отдали, а за футляр ещё пять тыщ запросили. Это уже по-английски. Сквалыги! Платов спорить стал, мол, футляр к вещи положен, но царь - заплатил. Тогда Платов от обиды незаметно мелкоскоп (микроскоп) притырил, (с паршивой овцы хоть шерсти клок) чтоб на блоху смотреть увеличено – вроде мелкоскоп в комплект к блохе входит.

В России блоха была благополучно забыта на много лет, это тоже по-русски, и только новый царь, разбирая вещи отца, обнаружил странную коробочку, смысла которой никто не понимал. Разыскали Платова, который в то время уже был в отставке, и тот объяснил, что в футлярчике стальная блоха, которая может танцевать, если её завести ключиком через «пузичко». Подивился новый царь искусству английских мастеров, а Платов говорит, что русские мастера могут ещё не то удивление сделать. Так пусть сделают, говорит царь, и приказывает Платову заняться этим.

Платов разыскал в славном городе Туле мастеров, которые обещались чудо сотворить и, богу помолясь, принялись за дело. Через две недели тульские мастера эту блоху, такую мелкую, что и пальцами не взять, - подковали! Причём подковали каждую лапку. И без всякого микроскопа - «...у нас так глаз пристрелявши». Да не просто подковали, а на каждой мельчайшей подковке было выгравировано имя мастера, рассмотреть которое можно только в самый мелкий мелкоскоп. А левша выковывал гвоздики для подков, что гораздо мельче самих подков.
Вот какие кудесники русские мастера!

Царь, когда узнал, что сотворили туляки, был и удивлён, и горд за своих подданных. Отправил блоху обратно в Англию, чтоб англичане увидели искусность русских и не слишком нос задирали. А заодно отправил туда левшу, чтоб объяснялангличанам, что к чему.

Англичане дивились умению русских мастеров и всё выспрашивали левшу, какие науки русские мастера изучают. А левша говорит: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем... У нас это так повсеместно».
Тоже по-русски!

Англичанам левша так понравился, что стали они его уговаривать остаться в Англии, денег много обещали, положение самое почётное сулили и англичанку хозяйственную в придачу. Но левша - ни в какую! И вера ваша не такая, говорит он англичанам, и свататься вы не умеете, и англичанки ваши не так одеваются... А наша вера полнее, и евангелие наше толще, и иконы боготворные, и гроботочивые главы и мощи... Дома всё своё, родное, привычное. И бабы наши «всякая в своих кружевцах».
- Мы, - говорит, - к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить...
Как это по-русски!

На чужбине ничто не мило! Всё не так, всё шершаво. Даже сладкий английский чай не сладок, а чай вприкуску вкуснее на наш лад. Домой, домой! Словом, «ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился», как пишет автор.

Эти кусочки текста, где описано стремление левши на родину, читаешь с немым восторгом; понимаешь мастера, одобряешь, - сам бы так поступил, - и любишь его, простодушного, умного, своего, русского.

Из уважения к мастеру англичане показывают левше и машины, и механизмы, и всякие устройства, а он всё это смотрит, разумеет да на ружья внимание обращает, палец в дуло засовывает. И тут он понимает один секрет, очень важный в военном деле, и – всё! Домой заторопился, скорее, скорее, ничем не его удержать! Секрет донести своим надо!

Отправили его пароходом из Англии в Петербург, а левша даже в каюту не спускался – всё на верхней палубе сидел да в сторону родины смотрел. За это его английский полшкипер зауважал и предложил выпить. Потом предложил пари – пить на равных... Пили, соревновались… Короче, допились два дурака, полшкипер и левша, до чертиков, только у одного черт рыжий, а у другого – серый. Это по-нашенски!

А в Петербурге медоточивая легенда кончается и начинаются свинцовые русские будни. Если пьяного англичанина в Питере повезли в посольский дом и за два дня врачи на ноги его поставили, то левшу свалили на пол в квартале, т.е. в полицейском обезьяннике, если по-современному, где полицейские (государевы люди) его ограбили, забрали все деньги, забрали часы, сняли добротное пальто и потом его, беспамятного и полуголого, возили на морозе по городу, пытаясь пристроить в больницу. Но в больницах Левшу не принимали, т.к. у него не было «тугамента» (паспорта) – «до самого утра его по всем отдалённым кривопуткам таскали и всё пересаживали так, что он весь избился» и затылок его «порат (сильно) раскололся». Короче, на родине, куда он так стремился, левшу, сердешного, замучили, живьем замучили. И даже не по злобе. Больше по раздолбайству, равнодушию и тупости.
Как это по-русски!

Перед смертью мастер успел-таки сказать доктору тот секрет, что он понял в Англии:
- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтоб и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И это по-русски! Левша до последнего думает о родине, о деле, не смотря ни на какие мерзости.

Доктор передал эти сведения от левши чиновнику, но по чиновной глупости и трусости, что равна подлости, информация так и не дошла до царя. Таковы вечные нравы русской бюрократии. А потом проиграли Крымскую войну. Ружья кирпичом чистили.

Концовку рассказа о левше невозможно читать без внутреннего содрогания. Возникает ярая ненависть к бездушию русского государства! Судите сами: мастер не прельстился заграницей, стремится к своим, на родину, да не просто стремится, а несет в себе важнейший военный секрет, а на родине полицейские (государевы люди) его грабят, мучают и фактически убивают. Так и видно, как левшу волокут за ноги по лестнице, а голова его по ступенькам бьётся. К жестокости полиции добавляется угрюмое равнодушие бюрократии, когда без какой-то дрянной бумажки нельзя спасти человека и принять в больницу умирающего. Цинизм и бездушие.

За прошедшие полтораста лет ничто принципиально не поменялось в российском государстве. Кругом всё то же равнодушие бюрократов. Никому из начальников ничего не надо, кроме собственной корысти. Чиновная жадность, лень и трусость.
И человеческая жизнь ничего не стоит.
Ты никто и звать тебя никак.
Нет имени у левши.
Нет, и никогда не было.

«Левша́» (полное название: «Сказ о ту́льском косо́м Левше́ и о стально́й блохе́ ») - повесть Николая Лескова , написанная и опубликованная в 1881 году . Автор включил повесть в свой сборник произведений «Праведники».

История создания [ | ]

Впервые напечатана в журнале «Русь», в 1881 году, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана в 1882 году. При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле , на Ижме или в Сестрорецке , но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму . Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого . Рассказчик два года тому назад был ещё в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича , жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.

Сюжет [ | ]

В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

События повести начинаются приблизительно в 1815 году . Император Александр I во время поездки по Европе посетил Англию , где в числе прочих диковинок ему продемонстрировали крошечную стальную блоху , которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол императора Николая I , блоху нашли среди вещей покойного государя и не могли понять, в чём смысл «нимфозории» . Донской казак Платов , который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил, что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле . Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

Будучи в Туле, Платов вызвал троих самых известных местных оружейников, среди которых и мастеровой по прозвищу «Левша» , показал им блоху и попросил придумать нечто такое, что превзошло бы замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона, Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург . В столице под большим увеличением «мелкоскопа » выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами .

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Государь распорядился отослать подкованную блоху обратно в Англию, чтобы продемонстрировать умение русских мастеров, и также послать Левшу. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша держал с «полшкипером» (помощником шкипера) пари , по которому они должны были перепить друг друга. По прибытии в Петербург моряка привели в чувство в богатой больнице для знати, а Левша, не получив должной медицинской помощи, умер в простонародной Обухвинской больнице , где «неведомого сословия всех умирать принимают». Перед смертью Левша передал доктору Мартын-Сольскому оружейный секрет чистки стволов: «- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся ». Но Мартын-Сольский не смог передать поручение (помешал военный министр граф Чернышёв, заявивший доктору: «Знай своё рвотное да слабительное, а не в своё дело не мешайся »), и по словам Лескова: «А доведи они левшины слова в своё время до государя, - в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был ».

Основные персонажи [ | ]

Художественные особенности [ | ]

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он якобы только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им:

Всё, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки её подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории её и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нём кто-нибудь «давно слышал», потому что, - приходится признаться, - я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

Повесть «Левша» - это пример русского сказа, традиции которого были заложены ещё Гоголем . Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор, незнакомый с иностранными словами, коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения - это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами, возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией : нимфозория , мелкоскоп , клеветон , Твердиземное море и др. Этим же приёмом стилизации под народную этимологию Лесков пользуется и в других своих произведениях: «Леон, дворецкий сын», «Полуношники», «Заячий ремиз», и др.

Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Левша в русском языке стало нарицательным именем , обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками, a выражение «подковать блоху» стало фразеологизмом .

Прототип [ | ]

Прототипом тульского Левши считается Алексей Михайлович Сурнин (1767-1811) . Он был послан в Англию для обучения и проработал на одном из лучших английских заводов несколько лет в качестве помощника владельца. По приезде домой он многое сделал для обучения рабочих, а также разработки и внедрения новых инструментов .

Экранизации [ | ]

Опера [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Биография Н. С. Лескова. Архивная копия от 25 апреля 2012 на Wayback Machine (Проверено 7 июня 2009)
  2. Н. С. Лесков. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 7. Предисловие Бухштаб Б. Я. (Проверено 7 июня 2009)

История создания

Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, №№ 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году.

Краткое содержание

В сюжете произведения смешаны выдуманные и реальные исторические события.

События повести начинаются приблизительно в 1815 году. Император Александр I во время своего европейского турне посетил Англию, где, в числе прочих диковинок, ему продемонстрировали крошечную стальную блоху , которая могла танцевать. Император приобрёл блоху и привёз её домой в Петербург.

Спустя несколько лет, после смерти Александра I и восшествия на престол Николая I , блоху нашли среди вещей покойного государя и долго не могли понять в чём смысл «нимфозории» . Атаман Платов , который сопровождал Александра I в поездке по Европе, появился во дворце и объяснил, что это образец искусства английских механиков, но тут же заметил что русские мастера своё дело знают не хуже.

Государь Николай Павлович, который был уверен в превосходстве русских, поручил Платову осуществить дипломатическую поездку на Дон и заодно посетить проездом заводы в Туле . Среди местных умельцев можно было найти тех, кто мог бы достойно ответить на вызов англичан.

Будучи в Туле Платов вызвал троих самых известных местных оружейников во главе с мастеровым по кличке «Левша» , показал им блоху и попросил придумать нечто такое, чтобы превзошло замысел англичан. Возвращаясь на обратном пути с Дона Платов снова заглянул в Тулу, где троица всё продолжала работать над заказом. Забрав Левшу с неоконченной, как считал недовольный Платов, работой, он отправился прямиком в Петербург . В столице, под большим увеличением микроскопа выяснилось, что туляки превзошли англичан, подковав блоху на все ноги крошечными подковами .

Государь и весь двор были восхищены, Левша получил награду. Через некоторое время история стала известна англичанам и они пригласили Левшу посетить свою страну. В Англии Левше продемонстрировали местные заводы, организацию работы и предложили остаться в Европе, но он отказался.

На обратном пути в Россию Левша простудился и уже будучи в Петербурге скончался, не получив вовремя квалифицированную медицинскую помощь.

Основные персонажи

  • Левша - талантливый русский мастеровой, оружейник.
  • Атаман Платов - казачий атаман, генерал от кавалерии.
  • Александр I - русский царь.
  • Николай I - русский царь.

Художественные особенности

Критики первых изданий посчитали, что вклад Лескова в создание повести минимален и что он де только пересказал легенду, которая ходила среди тульских мастеров. Лесков с этим мнением спорил и объяснял, что произведение практически полностью выдумано им:

Все, что есть чисто народного в «сказе о тульском левше и стальной блохе», заключается в следующей шутке или прибаутке: «англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали». Более ничего нет «о блохе», а о «левше», как о герое всей истории ее и о выразителе русского народа, нет никаких народных сказов, и я считаю невозможным, что об нем кто-нибудь «давно слышал», потому что, - приходится признаться, - я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и левша есть лицо мною выдуманное.

Повесть «Левша» это пример русского сказа, традиции которого была заложена ещё Гоголем . Повествование выглядит как устный рассказ, в котором автор незнакомый с иностранными словами коверкает их самым неожиданным образом. Настоящее богатство произведения это особый язык повести, который пересыпан каламбурами и словами возникшими в фантазии писателя, своеобразной народной этимологией: нимфозория , мелкоскоп , клеветон и другие.

Критики отмечали, что при всей внешней лубочности и гротеске , в произведении Лескова отчётливо проступает национально-патриотическая тема, призыв к осознанию роли отдельно взятого человека в делах государственного масштаба. В своих последних словах умирающий Левша обращается к царю: «…у англичан ружья кирпичом не чистят. Пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Левша в русском языке стало нарицательным именем , обозначающим талантливого выходца из народа, мастера с золотыми руками.

Экранизации

  • «Левша» - фильм режиссёра Сергея Овчарова ()
  • «Левша» - мультипликационный фильм режиссёра Ивана Иванова-Вано ()

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Левша (повесть)" в других словарях:

    Левша (от левый): Левша человек, преимущественно пользующийся левой рукой. «Левша» повесть Николая Лескова («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») Балет «Левша» на музыку Бориса Александрова, по повести Николая Лескова,… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Левша (значения). Левша Жанр: сказ

    У этого термина существуют и другие значения, см. Левша (значения). Левша (леворукий) человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть… … Википедия

    Запечатленный ангел Жанр: повесть Автор: Лесков, Николай Семёнович Язык оригинала: русский Год написания: июль декабрь 1872 года Публикация: 17 января 1873 года, «Русский вестник» «Запечатленный ангел» повесть Николая Лескова, написанная в 1872… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Леди Макбет Мценского уезда. Леди Макбет Мценского уезда … Википедия

    Основная статья: Механика Точная механика научная и инженерная дисциплина, занимающаяся разработкой теории, проектированием, изготовлением и применением приборов точной механики, отличающихся от прочих механизмов, предназначенных для… … Википедия


Мастер оружейного дела Левша – главный персонаж рассказа Н.Лескова. Интересный сказ, ставший сюжетом мультипликационных и художественных фильмов, театральных постановок, передает суть жизни русского таланта.

Образ и характеристика Левши в рассказе «Левша» помогают проникнуться событиями истории Руси, понять, как и чем жил простой тульский оружейник.

Внешность Левши

Мастер оружейник Левша остался для всех известным только по прозвищу. Никто не знает его настоящего имени. Прозвище дано за умелое владение левой рукой. Даже креститься мастеру удобней левой. Эта способность удивила англичан. Заморские инженеры даже не представляли себе, что можно стать искусным мастером, владея не правой рукой.

Левша страдает от косоглазия. Эта характеристика еще больше поражает. Как сумел косой человек выковать мельчайшие детали для миниатюрной блохи? Какова острота его зрения, что он работает без всяких микроскопов и сложных увеличительных приборов? Причем выполняет самую тонкую часть изделия.

Другие особые приметы:

  • пятнышко на лице;
  • отсутствие на висках «волосьев».

\"...один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...\"

Драл за космы паренька учитель, значит, умудрился парень быть не особо старательным и прилежным учеником.

Одевается крестьянин из-за бедности скромно:

  • обувь крестьянина (опорочки) стоптанная;
  • казакин на крючках.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.


Паренек не стесняется своего внешнего вида. Привык к нему. В рассказе не присутствует ощущение неудобства, когда паренька переодевают, то есть одежда для него ничего не значит. Страшно читать страницы, где его раздевают в больнице и оставляют практически нагишом на холодном полу. Кому-то его новый костюм очень понравился.

Образ таланта из глубинки

Левша живет в городе Тула в маленьком домике. Тесная хоромина – так характеризует его рассказчик. Приехавшие с Платовым курьеры попытались проникнуть в избушку, но не сумели. Двери были настолько прочными, что остались стоять, выдержав многочисленные удары богатырской силы. Крышу дома сняли быстрее, по бревну. Теснота доказывается спертостью воздуха, которая, когда крыша была снята, так поднялась над домом, что всем вокруг не хватило воздуха. Бедный крестьянин любит своих родителей. Когда его просят остаться в Англии первая причина, почему он отказывается от новых условий жизни, – старенькие родители. Отца он ласково называет тятенькой, мать – старушкой. У Левши еще нет своей семьи, он не женат.

Я еще в холостом звании.

Характер героя из народа

Левша – один из трех самых искусных умельцев города оружейников Тулы. Это значит, что среди всех оружейников старинного города выбрали только тех, кто очень талантлив. Даже представить сложно, сколько настоящих мастеровых живет в городе оружейного производства. На Левшу и его друзей, по мнению рассказчика, надеется вся русская нация. Задача, которая стоит перед мастерами, – доказать, что русские искусники могут делать все лучше других, в данном рассказе, лучше англичан.

Мастера трудолюбивы и упорны. Работу они не отдали раньше завершения, не боясь гнева атамана, довели все до конца.

Особые качества личности

У главного героя много своих индивидуальных характеристик, но в то же время его качества личности делают Левшу символом всего русского народа, доброго и талантливого.

Образованность. Оружейник не обучен грамоте, не образован, как практически все крестьянство на Руси в те годы. Его школа состояла из двух учебников: «Псалтирь» и «Полусонник». Талант живет в мастере от природы. Он сумел его раскрыть.

Хитрость. Простой умелец не выдает задумок, которые возникли у трех оружейников насчет английской поделки. Молчит в Англии, не доверяя свои мысли заморским инженерам. Хитрит по-доброму, без зла и умысла.

Вера в Бога. К делу мастера не приступили без благословения высших божественных сил. Они отправились к иконе Николая чудотворца. Оружейники надеются на себя и на помощь свыше.

Решительность и смелость. Мастер не боится встречаться с русским императором. Не смущают рваные одежды. Он знает, что вместе с друзьями выполнил его приказ, готов ответить за работу. Смело говорит царю, что выгравировали на подковках свои имена, в чем заключалась его работа.