Кто написал произведение вий. Гоголь николай васильевич. Власть тьмы и тишины

Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835).
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Вия» по главам. Представленный пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого» .

Панночка – ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.

Сотник – богач, отец панночки-ведьмы, «уже престарелый» , около 50-ти лет.

Другие персонажи

Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.

Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.

Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.

Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.

Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском» . Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих» . Хома понял, что старуха ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев.

Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он» .

После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами» . Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу. В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга. «Гроб грянулся на середине церкви» , из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.

Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе» . «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ» – «страх загорался в нем» .

Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте» . Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания» . По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха, и все прекратилось.

Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.

Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы» , двери сорвались с петель и в церковь влетела «несметная сила чудовищ» . По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!» . Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!» , и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами» , обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги» .

Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся» .

Заключение

Повесть Н. В. Гоголя «Вий» принято относить к прозе романтизма. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При этом и сам Хома не является классическим романтическим героем – в нем много от обывателя, он не противопоставляется толпе.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 427.

Николай Гоголь

Страниц: 324

Примерное время прочтения: 4 часов

Год издания: 1835

Язык: Русский

Начали читать: 1039

Описание:

Мистическая повесть великого русского прозаика Николая Гоголя. Данное произведение напитано религиозным мировоззрением писателя. История повествует о жизни одного хутора, на котором обитала нечистая сила. Однажды туда пожаловали трое студентов киевской бурсы, которые хотели заняться репетиторством. Им было негде ночевать и их приютила старуха. Ночью, один из студентов, Хома Брут, не спал. Внезапно он заметил, как старуха, которая днем еле передвигалась, вскочила на метлу и улетела. Он почуял присутствие нечистой, схватил полено и погнался за ней. Попав в нее деревяшкой, старуха свалилась с метлы на землю и превратилась в прекрасную, а главное молодую, панночку.

По стечению странных обстоятельств, на хуторе, после этой ночи, погибла дочь богатого сотника. Несмотря на то, что Хома уехал в общежитие бурсы, после столь странных событий, его нашли и позвали отпевать дочь сотника. Три ночи подряд Хома должен был заниматься этим в местной церкови. И вот тут начала творится настоящая «чертовщина». Панночка стала оживать и превращаться в ту самую старую ведьму. Бедный Хома, что уже не делал: и молился, и крестился, и круги защитные вокруг себя очерчивал – делал все, чтобы выжить. Так, он еле-еле доживал до утра.

Н.В.Гоголь создал замечательный сборник «Миргород», который состоит из двух частей. Во вторую часть знаменитый писатель поместил повесть «Вий», которую с удовольствием читают и дети, и взрослые. Но такое название повести было выбрано не случайно, так как слово вий существует и им называли обычно демонов в славянском фольклоре. Поэтому и повесть с таким необычным названием имеет мистическое и даже фантастическое содержание.

Истоки создания повести

Стоит разобраться в том, что такой образ, как вий, относится к сказочным мистическим восточнославянским персонажам. Исследователь фольклорных традиций в литературе А.Афанасьев в своей книге утверждал, что такой образ выглядит в виде старика, но сильного и могучего, у которого выделяются огромнейшие брови и шикарные по своей длине ресницы. Кстати, дословный перевод названия произведения означает ресницы. И вот у этого огромного славянского фольклора ресницы оказались настолько густыми, что ему их поднимали настоящие силачи.

Известен был этот мистический герой и Гоголю, который взял у него лишь некоторые черты. Вий появляется по сюжету гоголевской повести в тот момент, когда он проводил возле мертвой панночкой ночь. Но при виде этого героя он сразу же падает, теряя сознание, словно замертво. Сам автор писал о том, что его мистический герой берет свое начало в народном украинском предании. Обычно слепоту имеют те персонажи, которые связаны с мистическим миром.

Сюжет повести


Студенты духовной семинарии, которая находится в Киеве, были отпущены на каникулы. Трое студентов этой бурсы решили использовать время и заняться репетиторством. Но дороге они заблудились и попали на какой-то дальний хутор. Старуха пустила Хому Брут на ночлег в свой хлев. И когда молодой человек уже готовился лечь спать, то к нему пришла хозяйка, которая неожиданно вскочила на него верхом и стала скакать на нем по полям. Хома читал божьи молитвы, пока ведьма не успокоилась. После этого Хома сам оседлал старуху. Но к утру чары рассеялись, и перед студентом уже предстала прекрасная панночка.

Это событие сильно напугало молодого человека, он решил вернуться назад в Киев. Поселившись в пустом здании бурсы, скучать Хоме не пришлось. Так как вскоре велено было ему явиться к богатому сотнику, у которого умерла единственная дочь и теперь нужно над ее телом читать молитвы. Отказаться от этого дела оказалось невозможно. Вскоре люди этого сотника заперли его в церкви, где находилось тело панночки, и Хома приступил к своим обязанностям. Но когда бурсак взглянул на лицо умершей, то тут же признал в ней ту самую ведьму, которая недавно ночью скакала на нем.

Бурсаку предстояло читать молитвы над телом умершей красавицы три ночи. Но уже в первую ночь стали происходить чудеса. Труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Ничего не оставалось молодому бурсаку, как очертить вокруг себя мелом так, чтобы он находился в кругу, и никакая нечистая и злая сила не могла к нему добраться. Но вторая ночь оказалась куда хуже первой. Так Хоме еще никогда не было страшно. Круг уже едва спасал бурсака, так как панночка, которая опять превратилась в ведьму, летая в гробу, все время хотела прорваться сквозь него. Но и в эту ночь у нее ничего не получилось. Тогда под утро, заслышав петухов, ведьма наложила на него заклятие. Когда Хома вышел из церкви, то его едва узнали, ведь он стал похож на седого старика.

Но самой ужасной и страшной оказалась третья ночь. В церкви появилось огромное количество чудовищных тварей, которые пытались найти и достать бурсака. И чтобы найти Хому привели ужасного гнома Вия, у которого были ресницы до земли и лицо из железа. Бурсак пытался не смотреть на это чудовище, но все-таки не выдержал и взглянул. И вот тогда нечисть смогла на него накинуться. Хома умирает перед тем, как зазвучал последний петушиный крик. И нечисто, которая тоже опоздала покинуть церковь, застряла в окнах.

Главные герои произведения


Действующих лиц в повести «Вий» немного, но они важны для сюжета, что дает более глубокое понимание основного содержания произведения. Итак, остановимся на них более подробно:

Хома Брут. Он философ и вчерашний выпускник бурсы из города Киева. Он как раз и станет жертвой мистического существа Вия.

Панночка, которая оказалась ведьмой, и это выяснилось после ее смерти. Она перед смертью попросила, чтобы Хома Брут читал возле нее каждую ночь святую молитву, должен был три ночи читать молитву.

Выпускник той же киевской бурсы, что и главный герой - Богослов Халява. Так происходит, что он вместе с приятелями: Тиберием и Хомой отправился в путь, но отдалился и тоже попался к ведьмочке.

Ритор Тиберий Горобець, который вместе с приятелями тоже попал к ведьме-паночке.

Фантастическое в произведении Гоголя


Жизнь и смерть Гоголя – это череда каких-то тайн и загадок. Несмотря на то, что он был верующим человеком, но он верил и в мистику. Верил автор повести и в то, что черт может водить за собой человека, который вдруг неожиданно начнет совершать злые поступки. Особенность повести заключается в том, что фантастическая сторона этого произведения родилась на основе мистики в нем. В своем произведении Николай Васильевич показывает два фантастических существа – это паночка-ведьма и колдун, которым автор дает отрицательные характеристики. Эти два персонажа не только полны злобы, но они еще и очень мстительные.

Но, несмотря на то, что в произведении много фантастических и мистических элементов, автор все же в своем повествовании переходит и на бытовой уровень. Например, обращает внимание на то, как ведет себя Богослов, набожный человек:

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав».

«Все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

«И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне».


Автор показывает реалистические картины, где выпускники духовной семинарии оказываются великими грешниками, так как они пьют, курят и дерутся. Писатель показывает, как они нарушают все божественные заповеди и, конечно же, за это должны понести наказание. И вот в повести невозможно разделить, где это лишь гоголевский вымысел, а где реальность. Автор показывает в своем произведении, что их души полостью погибли, поэтому у них может быть только такой итог, как в повести. Главный герой Хома погибает от бесовщины, которую несет в себе панночка.

Основной мотив гоголевской повести - это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим. Уже само желание дочери сотника пугает Хому, он чувствует что-то недоброе, но желание получить хорошие деньги пересиливает его. И тут опять возникают вечные вопросы о жизни и смерти человека. Но юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью. Все чудовища, которые начинают возникать в церкви, описаны Н.Гоголем детально, но вот такого подробного описания он не дает панночке и вию, чтобы читатель, содрогаясь, мог сам их додумать.

Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, не услышав петушиный крик. Но если перестать верить в фантастическое, то можно причиной смерти главного героя назвать его постоянное пьянство. Известно, что Гоголь перед написанием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают. Интересен и образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота.

Оказывается, что в Украине в старину ведьмой называли ту женщину, которую свою душу черту продала. Обычно она красива и молода, но у некоторых народов, например, у русских, выглядит как старуха. Такой ее впервые и видит Хома. Дневное отличие ведьмы от простой женщины трудно отличить:

➥Есть маленький хвостик.
➥Умеет летать на каком-то предмете, ступе, метле и других.


Хома – философ, вот автор его и помещает в двух измерениях: реальная жизнь и фантастический мир. И это второе измерение позволяет герою увидеть другой и прекрасный мир, где цветут цветы и поют птицы. Теперь у главного героя начинается другая жизнь, но уже не на земле.

Мистическое и реалистическое в повести


В повести воссозданы реальные картины того времени, когда выпускники духовной семинарии вели кочевой образ жизни. Мистика же начинается у автора тогда, когда Хома заступает в свое первое ночное дежурство возле гроба с телом панночки. Известно, что именно гоголевские произведения стали расцветом реализма в русской литературе. Некоторые критики творчества выдающегося писателя относятся к его стилю как к «фантастическому реализму». Практически во всех гоголевских сюжетах есть элемент фантастики.

Основными литературными приемами, которые пользуется автор, являются гротеск, гипербола и юмор. Все критики гоголевского творчества отмечали, что автор описывал все очень детально. Все образы, которые создает автор в своих произведениях, - это глубокие и яркие символы. Писатель пытался передать при помощи главных героев национальный характер произведения. Фантастическое представлено у Н.Гоголя лишь только злом – это мир нечистой силы.

Известность мистической повести


Эта мистическая повесть была экранизирована в 1909 году, но ни эта ее экранизация, ни последующие две не сохранились. В наше время самой лучшей черно-белой экранизацией является фильм 1967 года, но в 2009 году вышел новый фильм по гоголевскому мистическому произведению. Во многих фильмах, в том числе и зарубежных, использовались отрывки из повести. Чаще всего это киноленты про ведьм.

На сегодняшний день уж по гоголевской мистической и фантастической повести созданы и компьютерные игры. Например, онлайн игра «Аллоды», но полным отражением текста все-таки стала игра Survivors Viy, которая была выпущена в 2013 году.

«Поднимите мне веки…» – эти слова, ставшие в наше время крылатым выражением, принадлежат перу известного русского писателя. Определение «русский» скорее условное, поскольку широкую известность автору принесли произведения, в которых красочно, колоритно, сочно и, наконец, мистически отображены Украина и украинцы. Но противоречие заключается не только в принадлежности писателя к той или иной национальной культуре. В литературной критике его называют великим русским писателем и в то же время – подпольным украинцем и страшным хохлом; нарекают православным христианином и, с другой стороны, чертом и даже сатаной. Языковеды укоряют его за «низкую» тематику и грубый, неправильный язык и вместе с тем восхищаются языком его произведений – «фантастическим» на интонационном и смысловом уровнях. А. С. Пушкин о произведениях писателя восторженно говорил: «Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности». В таких противоречивых определениях трудно не узнать выдающегося писателя XIX века Н. В. Гоголя.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 г. в местечке Сорочинцы (на границе Полтавского и Миргородского уездов). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Человек веселого характера, занимательный рассказчик, он писал комедии и играл в домашнем театре дальнего родственника Д. Трощинского, бывшего министра и известного вельможи. Его увлечение театром, несомненно, повлияло на воспитание в сыне будущего писателя. Внутренний мир Гоголя во многом формировался под влиянием матери – Марьи Ивановны, полтавской красавицы, происходившей из помещичьей семьи. Она дала сыну несколько необычное религиозное воспитание, в котором переплелись духовность, нравственность с суевериями, пересказанными апокалиптическими пророчествами, страхом перед преисподней и неминуемым наказанием грешников.

Детство Н. Гоголя проходило в родном имении Васильевке. Вместе с родителями мальчик посещал окрестные селения Полтавщины: Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. Кочубею, Обуховку, где жил писатель В. Капнист, но чаще всего они бывали в Кибинцах, имении Д. Трощинского, где была большая библиотека.

Литературные способности у Гоголя проявились очень рано. В детские годы он начал писать стихи, которые одобрил В. Капнист, пророчески заметив о художественном даровании будущего писателя: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина».

С 1818 по 1819 г. Гоголь учится в Полтавском уездном училище, в 1821 г. Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук. В гимназическом театре он проявил себя как талантливый актер, исполняющий комические роли. Вскоре в Полтаве открывается театр, которым руководит Иван Котляревский – основоположник украинской драматургии. И художественный вкус Н. Гоголя формируется и воспитывается на драматическом творчестве И. Котляревского. Вместе с Гоголем в гимназии учились Нестор Кукольник и Евген Гребенка.

К этому же времени относятся первые творческие опыты писателя: сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась), стихи и проза. Он пишет поэму «Ганц Кюхельгартен», во многом незрелую, наследованную, которая была встречена жесткой и даже убийственной критикой. Гоголь сразу же скупает почти весь тираж книги и сжигает его (через много лет история повторится, когда он, уже известный писатель, сожжет 2-й том «Мертвых душ» и уничтожит незаконченную трагедию о запорожцах).

Окончив гимназию, Гоголь переезжает в Петербург, однако не получает там места, на которое надеялся, и внезапно уезжает в Германию. Возвратившись в Россию, Гоголь путано объяснял эту поездку (якобы Бог велел ему ехать в чужую землю) или же ссылался на проблемы в личной жизни. В действительности же он бежал от самого себя, от расхождения своих представлений о жизни с самой жизнью. В это время в творческой деятельности Гоголя появляются новые горизонты. Он письменно просит мать выслать сведения об украинских обычаях, преданиях, традициях, суевериях. Все это впоследствии послужило материалом для повестей из малороссийского быта, ставших началом литературной славы Гоголя: «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь». В 1831 и 1832 гг. выходят 1-я и 2-я части сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». После выхода книги Гоголь – знаменитый писатель. Огромное значение для творческой карьеры Гоголя имел восторженно-положительный отзыв Пушкина о «Вечерах…». Один из литературных критиков сказал об этом просто: «Гений благословил гения». В дальнейшем Н. Гоголь создает книги «Миргород», «Арабески», пьесу «Ревизор», петербургские повести, поэму «Мертвые души».

Уставший от усиленной работы над своими последними произведениями и душевных тревог, Гоголь в 1836 г. снова меняет обстановку – едет отдохнуть за границу. Поездка, с одной стороны, укрепила его, но, с другой стороны, с этого момента в его жизни наблюдаются странно-фатальные явления: сплин, уход в себя, отчужденность. Он усиленно работает над «Мертвыми душами», возвращается в Россию и снова уезжает за границу. О писателе (возможно, из-за его душевного состояния) ходили различные слухи: в Риме он будто вскакивал среди ночи и начинал вдруг плясать гопак; прогуливаясь в одном из парков, Гоголь раздраженно давил ящериц, бегавших по дорожкам; как-то ночью ему пришла в голову мысль, что он не исполнил предназначенного ему Богом, – он вынул из портфеля свои записи и бросил их в камин, хотя утром пришел к выводу, что сделал это под влиянием злого духа. Говорят также, что врачи определяли у Гоголя наличие душевной болезни.

Свое впечатление от посещения святых мест – Иерусалима, Палестины, Назарета, Гроба Господня – Гоголь сам называл «сонным». Святые места не улучшили его настроения, наоборот – он еще острее почувствовал в сердце пустоту и холод. 1848–1852 годы психологически были наиболее тяжелыми в его жизни. Им неожиданно овладел страх смерти, он оставил литературно-творческие занятия и углубился в религиозные размышления. Своего духовника – отца Матфея – Гоголь постоянно просил молиться о нем. Однажды ночью он отчетливо услышал голоса, говорившие, что он вскоре умрет. Депрессия все больше усиливалась. И 21 февраля 1852 г. писатель умер в глубочайшем душевном кризисе. О его смерти также ходит немало легенд: говорят, что он вовсе не умер, а уснул летаргическим сном и был похоронен заживо, затем при перезахоронении (1931 г.) оказалось, что тело перевернуто и крышка гроба поцарапана.

Жизненный путь и мировоззрение Н. Гоголя ярко отобразились в его творчестве. Произведения, вошедшие в этот сборник, наилучшим образом демонстрируют сплетение различных образов и сфер действительности – как материальной, реальной (этого мира), так и духовной, потусторонней (того мира). Здесь раскрывается величайший талант писателя: он предстает перед нами как мистик, фантаст, историк, религиовед, знаток демонологии и фольклора.

Выбор места действия в произведениях не случаен: Украина – край, чрезвычайно интересный в этнокультурном, историческом и даже социально-бытовом планах, окутанный легендами, мифами, богатый мистическими преданиями.

Сюжеты произведений, вошедших в сборник, похожи и строятся на неожиданном вмешательстве сверхъестественных темных сил в жизнь людей, а что таинственно и непонятно, то вызывает страх, – страх иррациональный, ничем не объяснимый, переходящий в мистический ужас. Гоголь черпает сюжеты в фольклоре, народной демонологии: это и ночь накануне Ивана Купала, запроданная душа, заколдованное место, родовое проклятие, черт, изгнанный из пекла, – при этом перерабатывает в своей неповторимой манере, иногда ужимая целый сюжет до нескольких строк, а иногда строя на нем полноценную повесть.







Жанр, в котором Николай Васильевич Гоголь написал произведение, он сам определил как повесть. Хотя современным языком хочется именовать этот рассказ книгой остросюжетных мистических ужасов. Писательский труд был готов в 1835 году и сразу увидел свет в цикле «Миргород». Известно о двух редакциях этой повести, так как без цензуры здесь, как и во всех других произведениях, не обошлось.

Все события происходят в XVIII веке. Этому есть два объяснения.

Во-первых, в тексте упоминается Киевская семинария, ставшая так называться с 1817 года. До этого времени заведения именовалось Киевской академией и существовало с 1615 года. Но в Киевской семинарии не было отдела грамматики, такой отдел был в академии начиная с XVIII века.

Во-вторых, отец панночки, сотник, является территориальной единицей - так было в XVIII веке, в XIX веке сотник стал человеком военным.

Смещение во времени характерно для всего цикла «Миргород», и «Вий» не стал исключением.

Сюжетная композиция

По утрам разноликая толпа семинаристов отправлялась в семинарию. Дорога шла через рынок, но там семинаристов не любили, потому что они всё пробовали, ухватывая целой горстью, а покупать не покупали - денег нет.

В учебном заведении все расходились по классам, а вся семинария гудела как пчелиный улей. Между учащимися частенько проходили битвы, где инициаторами были грамматики. Оттого лица имели следы былых баталий.

По праздникам и торжественным дням бурсаки могли разъезжаться. Самые длительные каникулы начинались в июне месяце, когда все распускались по домам. Толпы грамматиков, риторов и богословов тянулись по дорогам.

Однажды во время подобного странствования три бурсака своротили с большой дороги: Богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець.

Вечерело, но вокруг не было никакой деревни. Нестерпимо хотелось есть, но философ не привык спать с пустым брюхом, и путники не останавливались. Пришла ночь. Парни поняли, что они заблудились.

Однако, к своей радости, бурсаки увидели впереди огонёк. Это был небольшой хутор. Семинаристам пришлось долго стучать, пока старуха в нагольном тулупе открыла им. Друзья по несчастью попросились на ночлег, но старуха отказывала им, объясняя отказ большим числом постояльцев. Всё же договорились, но на довольно странных условиях. Бабка расселила всех друзей по разным местам. Философу Хоме достался пустой овечий хлев.

Только бурсак расположился на ночлег, низенькая дверь отворилась и в хлев вошла старуха. Её глаза сверкали непривычным блеском. Она растопырила руки и стала ловить юношу. Хома испугался и пытался отбиться от бабки, но та ловко вскочила ему на спину, ударила по боку метлой и философ во всю прыть понёс её на своих плечах. Только ветер засвистел в ушах да трава замелькала.

Всё случилось так быстро, что юноша ничего не успел сообразить. Он скакал с непонятным всадником на спине и чувствовал какое-то томительное, неприятное и сладкое чувство, подступавшее к сердцу. Изнемогая, парень стал вспоминать молитвы, какие только знал. Он вспоминал все заклятья против духов и понял, что ведьма ослабла на его спине.

Тогда Брут стал произносить заклятия вслух. Наконец изловчился, выпрыгнул из-под старухи и сам вскочил ей на спину. Бабка мелким дробным шагом побежала так быстро, что всё замелькало перед глазами и Хома едва мог перевести дух. Он схватил лежавшее на дороге палено и начал им изо всех сил колотить бабку. Дикие вопли издавала ведьма, страшные и угрожающие. Потом вопли ослабли и зазвучали как колокольчики.

«Точно ли это старуха», - подумал Хома. «Ох не могу больше», - простонала ведьма и упала в изнеможении. Бурсак посмотрел на старуху, но перед ним лежала красавица с растрёпанною роскошною косой, с длинными ресницами. Она стонала. Страшно стало Хоме и пустился он бежать со всех ног. Философ поспешил вернуться в Киев, раздумывая о необыкновенном происшествии.

Между тем распространился слух, что дочь одного из богатейших сотников возвратилась с прогулки вся избитая и находится при смерти. Она изъявила желание, чтобы отходную по ней после смерти читал киевский семинарист Хома Брут.

Юноша сопротивлялся, не хотел ехать обратно. Но поехать пришлось. Его попросту доставили к сотнику под охраной. Сотник, опечаленный кончиной дочери, желал выполнить её последнюю волю.

В светлице, куда сотник привёл философа горели высокие восковые свечи, а в углу под образами на высоком столе лежало тело умершей. Отец девушки указал Хоме место в головах умершей, где стоял небольшой налой, на котором лежали книги.

Богослов приблизился и начал читать, не решаясь взглянуть в лицо умершей. Сотник ушёл. Воцарилась глубокая тишина. Медленно повернул голову Брут, чтобы взглянуть на усопшую. Перед ним, словно живая, лежала чудная красавица, прекрасная и нежная. Но в её чертах читалось что-то пронзительное.
И тут он узнал ведьму. Это он убил её.

Вечером гроб понесли в церковь. Неумолимо приближалась ночь и философу было всё страшнее. Хому заперли в церкви и он совсем оробел. Осмотрелся. Посередине стоит чёрный гроб, свечи теплятся перед образами, но освещают только иконостас и середину церкви. Всё мрачно, а в гробу страшная сверкающая красота. Ничего мёртвого в этом лице усопшей, оно как живое. Казалось, панночка смотрит на него через опущенные веки. И вдруг из глаза покатилась слеза, превратившаяся в каплю крови.

Хома начал читать молитвы. Ведьма подняла голову, встала и раскинув руки пошла к философу. В ужасе он очертил вокруг себя круг и стал усиленно читать молитвы и заклинания. Ведьма оказалась у самой черты круга, но не смела его переступить. В гневе она погрозила пальцем и улеглась в гроб. Гроб сорвался со своего места и стал летать по храму.

Сердце у бурсака еле билось, пот катил градом… Но вот спасительные петухи! Крышка гроба захлопнулась. Брута пришёл сменить местный дьячок.

Вечером другого дня под конвоем снова отвели философа в церковь. Он сразу очертил себя кругом и стал читать молитвы, уверяя себя, что больше не поднимет глаз. Но через час не выдержал и повернул голову в сторону гроба. Труп уже стоял перед самой чертой. Снова ведьма стала искать Хому, размахивая руками и выкрикивая страшные слова. Парень понял, что это заклинания. По церкви пошёл ветер. Всё заскрипело, зацарапало в стёклах, засвистало, завизжало. Наконец послышались петухи.

За эту ночь Хома полностью поседел. Отказаться от третьей ночи не получилось. Перекрестившись богослов начал громко петь. Тут и хлопнула крышка гроба и мёртвая панночка встала. Губы дёргаются, рот перекошен и из него вылетают заклинания. С петель сорвались двери. Церковь наполнилась всякой нечистью. Все искали Хому. Но окружённый таинственным кругом, Брут для них был невидим.

«Приведите Вия!» - приказала панночка. Послышалось волчье завывание, раздались тяжёлые шаги. Парень увидел краем глаза, что ведут какое-то приземистое, косолапое чудовище. Его длинные веки опущены до самой земли, а лицо у него железное. Подземным голосом чудище приказало поднять ему веки и все кинулись выполнять его приказ.

Внутренний голос подсказывал Хоме, что не стоит глядеть в ту сторону, но он не сдержался. И тут же Вий указал на него своим железным пальцем. Вся нечисть кинулась на философа, а он бездыханно упал на землю. Тут же прозвучал петушиный крик, но спасать уж был некого.

Друзья Хомы помянул своего товарища и заключили, что умер он от собственного страха.

Главный герой

Эстетический принцип классической русской литературы в XIX веке составил неписаное правило, раздавать литературным героям имена с дополнительной смысловой нагрузкой, отражающей характерные черты персонажа. Гоголь разделял и придерживался этого принципа.

Имя главного героя - это полное противоречие двух начал. Хома Брут!

Несмотря на то что Гоголь заменил одну букву в имени своего героя, все с лёгкостью проводят параллель с библейским учеником Иисуса - апостолом Фомой. Этот апостол чаще всего вспоминается, когда речь заходит о неверии. Именно этот последователь Христа усомнился в воскрешении своего учителя, потому что отсутствовал, когда это событие произошло. Уверовал он, однако, когда господь пришёл вторично к своим ученикам.

Мораль очевидна - этому ученику не хватало веры. Сказанное ему верными приверженцами Христова учения Фоме недостаточно, он хочет фактов.

Из Евангельского повествования, выражение «Фома неверующий» перешло в речь многих народов и стало нарицательным.

Брут - эта фамилия тоже всем известна, прежде всего как убийцы Цезаря. Внучатый племянник Цезаря, усыновлённый и воспитанный им в лучших традициях, стал в истории культуры символом отступничества и предательства. Предательства, губящего все ценности, включая духовные.

Что касается гоголевского героя, то Хома - это бурсак, который имеет статус философа. Такая престижная репутация позволяет ему на каникулах заниматься репетиторством. Это же звание позволяет парню носить усы, пить и курить. Несмотря на молодость и социальный статус, бурсак с удовольствием пользуется этими привилегиями, все стрессы снимая горилкой.

Место, в котором Брут проживает и учится нельзя назвать показательным. Писатель выявил и показал всю порочность заведения, где и преподаватели, и ученики занимаются небогоугодными делами: чревоугодничают, подворовывают, устраивают кулачные бои. Вся дисциплина поддерживается только благодаря телесным наказаниям. Отправляя Хому, не желающего отпевать панночку, ректор так и говорит: «прикажу тебя по спине и по прочему так отстегать молодым березняком...»

Хома парень равнодушный и ленивый. Это такой флегматик, плывущий по течению и думающий: «Чему быть, тому не миновать». Но, конечно, постепенное нарастание страха, в теченее трёх ночей, которые пришлось проводить с блуждающим по церкви трупом, изрядно вывели его из привычного равновесия.

Брут не был готов к борьбе. Он впустил в свою душу разную нечисть ещё до знакомства с панночкой. Разве будущий духовный служитель не должен совершенствоваться, веровать всем сердцем и быть примером окружающим. Разве интересы богослова должны сводиться к желаниям поесть, поспать и выпить горилки.

Хома не самый добропорядочный христианин. С его губ постоянно слетают ругательства: «Вишь, чертов сын!», «Спичка тебе в язык, проклятый кнур!», «И мерзкую рожу твою … побил бы дубовым бревном».

Но богослов не совсем ещё отвернулся от веры. В сцене с напавшей на него старухой, именно молитвы помогают ему справиться с ведьмой, иначе она могла заездить его до смерти. Но этот урок не пошёл на пользу. Философ, приставленный читать молитвы, начинает смешивать их с заклинаниями, а после совсем опускается до язычества, чертит круг. Он не верит в силу молитвы, в богозаступничество - это его и погубило.

Смерть Брута - это необходимость в изложенном рассказе.

Интересен тот факт, что писатель не дал имени красавице, способной общаться с нечистой силой и самой являющейся частью этого сообщества. Он словно не стал марать ни одно женское имя.

Чего только не приписано этой ведьме. Она и кровь пьёт, и оборачивается то в собаку, то в старуху, да ещё призывает к себе другие сущности.

Панночка была небывалой красавицей: нежное белое чело, как снег, как серебро; чёрные брови - ровные, тонкие; ресницы, что стрелы; пылавшие жаром щёки; уста - рубины.

Казаки, стоявшие при сотнике, знали, что девушка была ведьмой. Дорош прямо заявляет во время ужина: «Да она на мне самом ездила! Ей-Богу, ездила!» Рассказывает историю и Спирид, о том как панночка заездила до смерти парня Микиту, катаючись на нём. А к казаку Шептуну ворвалась ночью в дом, чтоб напиться младенческой крови да искусать до смерти его жену.

Не известно сколько жизней погубила бы панночка, если бы Брут не остановил её, поплатившись за это собственной жизнью.

Религиозный аспект

Церковь - это центральное место, где встречаются все главные герои. Именно здесь происходит сюжетная развязка.

Странности с божьим храмом видны ещё до основных действий. То строение, которое всегда бывает центром села, и часто является гордостью местных властей, украшает местность и производит радостное впечатление, на хуторе выглядит очень уныло. Даже купола у этой церкви какие-то неблагополучные, неправильной формы. Ветхость и запущение - вот что бросается путникам в глаза.

В этом храме даже многочисленные свечи не могут рассеять мрак. Чёрный, в цветовой символике христиан не только цвет колдовства и магии - это цвет смерти, и смертью пропитано всё пространство храма.

Кроме полной власти тьмы в церкви властвует жуткая тишина. Ни одно живое существо не издаёт звука, нет даже сверчка. Нарушают тишину только звуки, способные усилить чувства страха: скрежет ногтей, стук зубов, волчий вой. А, может быть, это вовсе не волки, а разгулявшиеся демоны.

Вий

В своё произведение писатель «привёл» совершенно неизвестное, читателям XIX века, чудовище. Научные изыскания схожих персонажей подтвердили, что в совокупности мифологических воззрений славянских народов, действительно такой гном упоминался.

Это был достаточно опасный персонаж, поскольку убивал одним своим взглядом. Благо поднять веки сам он не мог.

Трудно представить как глубоко зашёл Гоголь, занырнув в самые глубины языческого славянства, вытащив оттуда Вия.

Но есть и другие версии. Некоторые изыскатели настаивают, что всё гораздо проще, и имя Вий - это просто производная от украинского слова «вія» (ресница). Ведь автор хорошо знал и говорил на украинском языке, всегда щедро добавляя украинские слова в свои труды.

А некоторые литературоведы вовсе смеются над всеми, потому что уверены, писатель придумал этого гнома. И все изыскания - это не что иное, как притянутые за уши сомнительные факты.

Но так или иначе, интерфейс чудища состоялся. С одной стороны гном этот совсем недееспособный. Сам он не может ходить, сам он не может смотреть. С другой стороны - это чудовище убивает.

В собственноручном примечании к своей работе Николай Васильевич объясняет, что Вий, этакий глава гномов, есть колоссальное создание простонародного воображения.

Анализ

Пожалуй «Вий» - это самое загадочное произведений Николая Васильевича, где с самого начала всё странно и непонятно. Почему в хуторе церковь в запустении? Стоит где-то на окраине. Где же люди крестят детей, венчаются, отпевают покойников? Неужто на соседних хуторах?

Красной нитью Гоголь показал, что храм оставленный и покинутый, может превратиться в языческое капище. Церковь становится обителью нечистой силы, потому что она запустела.

С самого начала истории всё в ней окутано мраком и таинственностью: тёмная ночь, люди, сбившиеся с пути, мрачные окрестности церкви. Всё имеет символический подтекст. Темнота, пустота, чернота вытесняет из человеческой души веру, чему и поддался Хома.

Хоме словно дано три попытки проявить свою искреннюю веру и повернуться к богу лицом. Но увы, философ не воспользовался этим правом.

В русской литературе не было ничего ужаснее, чем кошмар, описанный в «Вие». До развития кинематографа оставалось ещё около 70 лет, фильмов не было, и такие книги, которые можно было читать и перечитывать производили на публику колоссальное впечатление. Необузданная фантазия рассказчика погружала читателя в мир страшной мистической фантазии. Сверхъестественные силы, злобно объединившееся против человека, по сути, объединились против веры.

И хотя в повести «Вий» зло восторжествовало над добром, всем понятно, что шанс победить это самое зло есть у каждого. Только нужно верить! Верить всей душой и всем сердцем!