Кто одержал победу в троянской войне. Троянская война и ее герои - мифы и легенды. Гибель Патрокла и возвращение Ахилла

Яблоко раздора
Однажды на горе Пелион справлялась свадьба героя Пелея, внука Зевса и воспитанника кентавра Хирона, и его могучей возлюбленной, морской царицы Фетиды - будущих родителей Ахилла. Все божественные покровители молодых людей собрались на брачный пир, не была приглашена только вспыльчивая богиня раздора Эрида. И она-то придумала, как отомстить за обиду. Взяв золотое яблоко из садов Гесперид, на котором было написано только одно слово – «Прекраснейшей», она бросила его на пиршественный стол. Но кто же из богинь имеет право на титул «Прекраснейшая»? Гера, Афина и Афродита одновременно схватили яблоко и вступили в спор. Видя, какой раздор начался среди богинь, Зевс приказал Гермесу лететь на гору Иду, найти там юношу Париса, сына царя восточного города Трои Приама, который, по предсказанию Оракула, должен разрешить этот спор.

Богини принялись искушать Париса: Гера – властью, Афина – воинскими победами и почестями, но золотое яблоко получила богиня любви Афродита, которая пообещала ему в жены самую красивую женщину мира – Елену Прекрасную, дочь Леды и Зевса. С ее помощью Парис коварно похитил Елену из собственного дома, где был гостеприимно принят царем Спарты Менелаем. Под покровом ночи на своем корабле Парис отвез ее в Трою, потому что легкомысленная Елена дала согласие на новый брак с полюбившимся ей красивым юношей. Менелай не стерпел обиды и поднял греков на войну с Троей.

Звездный атлас «Уранография» Яна Гевелия, 1690 год

Жертвоприношение Агамемнона
Микенский царь Менелай попросил своего брата Агамемнона возглавить греческое войско, которое должно было отплыть в Малую Азию для осады Трои. Накануне отплытия Агамемнон, как полагалось в те времена, захотел умилостивить небесных царей: принести им богатые дары и совершить жертвоприношение. Он решил положить на жертвенник свою юную дочь Ифигению. Ее несчастная мать царица Клитемнестра, жрица богини Артемиды, со слезами бросилась к небесной покровительнице. Артемида не позволила свершиться детоубийству. Она заменила девушку на жертвеннике ланью, а Ифигению перенесла в далекую Тавриду – Крым. После долгих лет жизни на чужбине ее нашел там брат Орест. А в Крыму в местечке Кастрополь, расположенном у самого моря, есть скала, напоминающая фигурку стоящей у воды и вглядывающейся вдаль девушки, которую называют Ифигения. Так появилось на небе созвездие Жертвенник.

Осада Трои
Итак, город в Малой Азии Троя стал яблоком раздора между его жителями и приплывшими сюда греками за женой царя Менелая прекрасной Еленой, похищенной по наущению богини любви Афродиты юным Парисом. Яблоко раздора изначально разъединило богинь, и вот в этой войне сама Афродита приняла сторону троянцев, а Афина стала всячески помогать данайцам, то есть грекам. Впрочем, все боги разбились на два лагеря, стараясь помочь своим любимцам. Началась мучительная для обеих сторон война, так как боги были одинаково сильны. Она длилась многие годы. Все ее участники сражались мужественно и совершили множество подвигов.

Трою в древности называли Илион, отсюда название «Илиада» эпической поэмы Гомера, описывающей затяжную осаду города и его гибель, а также взаимоотношения богов, которые участвовали в этой войне наравне с людьми. Как греки победили троянцев, рассказано в мифе, который связан с созвездием Змееносец, посвященным троянскому врачевателю, ученику бога медицины Асклепия, Лаокоону.

Хитроумный план Одиссея
Одиссей, принимавший участие в осаде Трои, желая скорее покончить с войной, предложил грекам прибегнуть к военной хитрости. Его план был таков: нужно построить гигантского коня, в котором спрячется отряд самых храбрых воинов. Затем греки снимут лагерь, чтобы троянцы поверили: греки ушли на кораблях в открытое море. Троянцы на радостях не заметят подвоха: коня в качестве трофея введут в город, посчитав, что опасность миновала.

Однажды утром троянские стражи на крепостных стенах не обнаружили врагов, так долго осаждавших их хорошо укрепленный город. Лагерь был пуст, а вдалеке в море виднелись мачты отплывавших кораблей. Радости троянцев не было предела: все ворота Трои были открыты, и измученные долгой осадой люди высыпали за город. В греческом стане еще дымились угли ночных костров, а посредине красовался огромный деревянный конь, который из-за гигантских размеров, как подумали троянцы, не поместился на галере и был оставлен. Пастухи привели только что пойманного грека Синона, и тот заверил троянцев, что конь предназначен в дар богине Афине и может стать троянцам хорошей защитой, если они окажут ей почести. Коня ввели в город.

Но тут вперед выступил троянский врач, жрец бога Аполлона Лаокоон. «Не верьте данайцам, дары приносящим!» – пророчески воскликнул он и стал убеждать сограждан, что греки коварны и вряд ли они уплыли совсем, а конь – ловушка. Чтобы доказать свою правоту, он метнул в коня копье. Удар был так силен, что конь содрогнулся, и в его глубине отчетливо звякнуло оружие. Но Афина была начеку; она помутила рассудок троянцев, и те не услышали подозрительного бряцания и не поверили своему жрецу. Конь был введен в город и поставлен в центре у Акрополя. А из моря вдруг появились две огромные змеи, которые набросились на малолетних детей Лаокоона, резвившихся на берегу. Несчастный отец поспешил на помощь детям и мощными руками обхватил извивающихся чудовищ. Завязалась страшная борьба. Это была месть Афины: змеи душили Лаокоона и медленно убивали своим ядом.

Между тем коня на форуме увидела вещая Кассандра, дочь царя Трои Приама. Она пришла в ужас при виде этого чудища и стала убеждать троянцев немедленно увезти его в поле, потому что ей предвиделось: он принесет гибель городу. Но по велению богов люди не верили предсказаниям Кассандры, считая ее не провидицей, а сумасшедшей. Ночью же Синон открыл потайную дверцу в чреве коня и выпустил греческих воинов наружу. В городе мгновенно начались пожары. Их огонь с мачты корабля увидел Одиссей и приказал всем галерам срочно плыть к берегу. Греки не знали пощады: были перебиты все жители Трои, погиб и сам царь Приам, и все его сыновья, включая Париса. Троя была сожжена дотла.

Благодаря поэме Гомера осталась память об этом богатом городе. В настоящее время археологи раскопали Трою в Турции. Кстати, коварная красотка Елена вместе с мужем уплыла в Грецию. А на небе горят два созвездия – Змееносец и Змея.

Кто сегодня не знает знаменитую легенду о Троянской войне? В этот миф трудно поверить, но подлинность существования Трои были подтверждены при раскопках знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822-1890). Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, которые произошли в конце XIII — начале XII столетий до н. э. Открываются все новые и новые подробности о Троянской войне и связанных с ней обстоятельств.

На сегодняшний день известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), находившимся на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 годами до н. э (по другим данным, около 1240 г. до н.э.)

Первыми источниками, сообщающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позднее Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история тоже переплетается с вымыслом.

Согласно этим произведениям поводом к Троянской войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», на освобождение похищенной отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном — братом Менелая.


Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены оказалась неудачной, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера — на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес — на стороне троянцев. Троянцев было в 10 раз меньше, но Троя оставалась неприступной.

Единственным источником для нас может служить только поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечает греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта следует относиться довольно осторожно. Но нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в то время, о чем Гомер рассказал весьма подробно.

Итак, город Троя находился в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Как видно, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

Троя, на месте которой сегодня расположено турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, потому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который находился на берегу Геллеспонта. Троянцы время от времени врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Вне всякого сомнения, число судов и воинов преувеличено. Кроме этого, следует учесть, что эти корабли были попросту большими лодками, ибо их легко можно было вытаскивать на берег и довольно быстро спускать на воду. Такое судно не мог поднять 100 человек.

Скорей всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Ахейцев Гомер назвал «копьеборными», потому нет сомнений в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. У война был медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины низших иерархий были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описания Гомера возможно представить обстановку, в которой проходило единоборство. Происходило это так.

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивали в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, потом усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие вначале метали копья, потом бились на мечах (медных), которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавалось новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а после рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась с помощью копий. Принимали участие в бою и лучники, однако стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое зачастую отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, но уже начали появляться зачатки организации взаимодействие боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой длился до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря — рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая как правило из нескольких отрядов, находилась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Приблизительно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на 10-й (!) год войны начали разворачиваться основные события.

Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы стали штурмовать стену с башнями, но в скором времени были отброшены.

Позднее им все таки удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших — непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретились со свежими силами противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и отразили атаку троянцев, а контратакой — «ударами острых мечей и пик двуконечных» — смогли отбросить их.

Наконец, нападение было отбито. Но сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позднее Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, снова вступил в сражение. Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом заканчивается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позднее на помощь троянцам пришли во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Но в скором времени они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место — пятку Ахилла, другая — в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою они на смогут взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по пророчеству, попав в город, сделали бы его неприступным.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей рассказал свой авантюрный план, по которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы увидят, что ахейцы оставили побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда — последний штурм ненавистного города!

В течении трех дней стучали топоры в тщательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских судов, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, находился огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то стал советовать бросить коня в море, кто-то — сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затянуть его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» — вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон. Однако Лаокоона никто не послушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам — это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что потому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не могли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря послышался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В один миг несчастные испустили дух.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А потому следует поскорей установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам довелось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на условленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно вернулось обратно и теперь захватило город.

В результате Троя была разграблена и уничтожена.

Но почему причиной гибели Трои стал именно конь?

Этим вопросом задавались еще в древние времена. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые различные предположения: например, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что греки смогли проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противника… Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии Трои.

Под стенами города погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выжил в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, по возвращении домой найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Выходит, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не дают возможности убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Но их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-то написана.

Причины и итоги Троянской войны

Давайте обратимся, собственно, к причинам Троянской войны, которые вносят ясность и в расположение Трои и Греции того времени, и в последующие события. Нам всем известна романтическая история о том, как Менелай пытался вернуть Елену Прекрасную. История хороша разве что для поэтов, что и продемонстрировал Гомер, на поверку же она не выдерживает критики. Даже на бытовом уровне: с тем, что Елена была красивейшей женщиной на свете, были не согласны уже древние историки, указывая таковой то Кассандру, то другую дочь Приама. К слову, Елене Прекрасной к моменту окончания Троянской войны было около сорока лет, а ее муж Менелай с момента похищения выжидал целых десять лет, прежде чем отправился освобождать свою неверную супругу. Однако же Гомер и более поздние авторы основной причиной Троянской войны указывают все же именно попытку получения обратно Елены Прекрасной. Почему, если мы игнорируем мотивацию «любящего мужа»?

На самом деле «Илиада» Гомера, так же как и другие дошедшие до нас мифы и предания, дают вполне отчетливое представление об общественном устройстве греков и посредством этого мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы.

Елена Прекрасная еще до замужества в детском возрасте была похищена легендарным Тезеем. Тезей похитил ее в расчете на будущее – он хотел дождаться ее совершеннолетия и жениться на ней. В ответ на похищение братья Елены устроили войну против Тезея и освободили сестру. Почему же такой ажиотаж вокруг нее?

Елена была дочерью царя Спарты и… наследницей престола. Именно так. Вспомним древние обычаи передачи власти. В подавляющем большинстве случаев пришлый соискатель получал власть, женившись на дочери царя. Это, собственно, и отец Елены, и Эней, и тот же Менелай, и даже библейский Давид, женившийся на дочери Саула.

Именно дочери были непосредственными наследницами царской власти и земель государства. Царем же становился соискатель, победивший на турнире женихов. Эта традиция описана и в «Илиаде», и в «Одиссее» Гомера: описаны турниры за руку Елены и Пенелопы соответственно.

Некоторые истории прохождения подобных турниров в мифологии со временем были изменены. Как в случае с Ясоном и Медеей – Ясон успешно проходит испытания и, как следствие, женится на дочери царя. Но он отбывает с Крита вместе с Медеей. Такая же ситуация в случае Тезея и Ариадны, ведь прохождение лабиринта было ни чем иным, как испытанием. И он также, женившись на Ариадне, поселился в другом месте. Это указывает лишь на то, что дочери наделялись различными земельными уделами в том случае, если у царя было несколько дочерей.

А вот сыновья уделами не наделялись, и могли получить власть только в случае женитьбы. Такая система передачи власти была и в Древнем Египте. Эта традиция отражена даже в русских народных сказках, когда царь отправляет сыновей на поиски невест. И, найдя их, сыновья остаются жить в землях жен.

И даже вплоть до средних веков в Европе сохранилась традиция рыцарских турниров: вольные рыцари были соискателями руки прекрасной дамы. Для того, чтобы прославиться, они, так же как и герои древней мифологии, совершали подвиги по принципу «себя показать, людей посмотреть» и участвовали в турнирах, где, в случае победы, получали не только руку дамы, но и закрепленные за ней земли. Получается не совсем романтический образ героя и рыцаря, конечно, но он был обусловлен системой передачи власти. Хотя, судя по всему, имели место и исключения – в тех случаях, когда у правящей четы не было дочерей, наследником становился сын. Жена его, однако, обладала всеми правами царицы, как в случае с Пенелопой, женой Одиссея. При том что отец Одиссея, Лаэрт, был жив, в отсутствие Одиссея правила Итакой Пенелопа.

И после длительного отсутствия мужа обычай требовал проведения нового турнира, т. е. царица признавалась свободной. По преданиям, в некоторых странах невеста обладала правом выбора жениха из числа претендентов, в некоторых – все решало успешное прохождение испытаний. Но, как показывают истории Ясона и Тезея, невесты помогали понравившимся женихам.

Не менее важной является информация о том, что царица могла развестись с супругом, и это было нормальной практикой. По пророчеству, например, Елене Прекрасной было суждено иметь пять мужей. Кроме того, подтверждается это многочисленными браками как цариц, так и царей древности. Историки зачастую делают вывод о многоженстве, к примеру, Приама, поскольку в преданиях фигурирует несколько его жен. Но речь идет о взаимовыгодных браках, в результате которых царь, в данном случае Приам, расширял сферу своего влияния, то же самое делали и царицы. Речь идет о временных браках, закончившихся разводом.

Елена Прекрасная, покинув Спарту вместе с Парисом, расторгла свой брак с Менелаем. Но, будучи наследницей престола Спарты, она сохранила на него все права, а Менелай их лишился, и его управление Спартой являлось незаконным. Однако, поскольку новое замужество Елены не сопровождалось ритуалом выбора жениха, был нарушен обычай. Формально ее новое замужество произошло с нарушением действовавших на тот момент правил.

Что последовало за этим нарушением? Именно бывшие женихи Елены, такие как Диомед, Патрокл, Одиссей, Аякс, Схедий, Эпистроф, Филоктет, Антилох и другие, ранее принимавшие участие в борьбе за ее руку, объединились в союз против Трои с целью освобождения Елены – «союз женихов». Зачем же это было нужно бывшим женихам? История Пенелопы дает ответ на этот вопрос – в случае развода царицы нормы права требовали проведения нового турнира. И бывшие женихи решили повторить попытку реализовать свои права наряду с Менелаем. Исключение составляет Агамемнон, не бывший ранее женихом Елены, однако же, он также был заинтересованным лицом, т. к. его власть была связана с властью его брата Менелая.

Таким образом, в Троянской войне борьба действительно шла за Елену Прекрасную, но только не потому, что она была прекраснейшей из женщин, а потому что ее рука давала право на престол Спарты.

Тот факт, что троянцы так долго отстаивали Елену и отказывались от компромиссов, указывает на то, что троянцам очень была нужна Спарта, они очень хотели ее получить. Почему Спарта интересовала стольких соискателей, что из-за нее разгорелась Троянская война?

Вероятно, интерес к Спарте обосновывался ее географическим положением. Несмотря на то, что Греция времен Троянской войны располагалась на Апеннинском полуострове, расположение Спарты неясно. В греческом городе Сиракузы на Сицилии сохранилось весьма любопытное предание: в древности здесь располагался источник пресной воды Аретуза, который под дном моря соединялся со спартанским Алфеем. Понятно, что Спарта в этом случае не могла располагаться на Балканском полуострове – слишком далеко, и полуостров древний Пелопоннес, на котором располагалась Спарта, мог быть, собственно, Сицилией или южной оконечностью итальянского сапога. Стоит отметить, что на Пелопоннесе существовал город Сикион, упомянутый как часть территорий Агамемнона, а на острове Сицилия с древних времен существовали два народа: сикулы и сиканы, собственно и давшие название острову Сикела (Сицилия) – сравните с Сикион.

Географически это место интересно тем, что между Сицилией и Италией протекает Мессинский пролив – короткая дорога из западного в восточное Средиземноморье, поэтому, конечно, пролив в древности был важным местом с точки зрения взаимосвязи между западом и востоком, и за него вполне могла быть борьба между разными народами. Пелопоннес, располагаемый на Балканах, такого интереса не представляет. Однако где бы ни располагалась Древняя Спарта, именно она была «яблоком раздора», послужившим причиной Троянской войны.

Кто же получил ее в итоге? Об этом сохранились противоречивые данные, но вот то, что Елена не вернулась в Спарту, из мифологии следует достаточно очевидно. То есть ахейцы не добились желаемого результата в Троянской войне.

Более того, практически все герои-ахейцы если и возвращались домой, то совсем не победителями. Патрокл, Схедий, Медонт, Антилох погибли еще при Трое. Главный полководец Агамемнон, так же как и Одиссей, вернулся в страну, где уже не имел прав – его жена явно произвела процедуру формального развода, и он был убит. Филоктет тоже не был принят дома и искал счастье в Италии. Неоптолем, убийца Приама, во время войны также потерял права на власть и мигрировал, его друг Феникс погиб по дороге из Трои.

Ахиллес, главный воин ахейцев, был убит после попытки сватовства к дочери Приама. Любопытно, не правда ли, что уже в конце войны Ахиллес совершил попытку захвата троянского престола таким способом. Разумеется, эта перспектива не радовала троянцев. Аякс Великий, один из предводителей ахейцев, покончил с собой. Аякс Малый, жених Елены, погиб по дороге домой.

Мы не видим картины возвращения победителей с трофеями домой, но это и не была война за трофеи. Ахейцы либо бесславно возвращались домой, как правило, в район Апеннинского полуострова, либо даже были изгнаны из дома и искали счастье все в той же Италии или поблизости. Конечно, ахейцы не выиграли Троянскую войну – никто из женихов не получил руку Елены и вместе с ней спартанский престол.

Но и троянцы не победили в войне. Даже если в итоге Спарта на какое-то время оказалась в их руках, но была разрушена их столица, Троя. Впрочем, столица – это еще не вся страна, о войне же ахейцев с Троадой нет никаких упоминаний в истории. Предполагать же, что Троада состояла только из одного города, довольно неразумно.

Кто же стал преемником царской власти Троады? У Приама было несколько дочерей, за которыми, соответственно, были закреплены различные территории. Поликсена, на которой хотел жениться Ахиллес, была убита, так же как и Кассандра, вывезенная Агамемноном. Надо сказать, что согласие невесты было важной составляющей обряда выбора жениха, так, окончательный выбор Еленой Прекрасной был осуществлен самостоятельно. В этом свете смерть Поликсены и Кассандры понятны, ведь они были наследницами и ахейцы не захотели оставить им право свободного выбора.

Лаодика была женой сына Антенора, погибла после смерти сына. Однако же могли остаться и ее дочери, что обуславливало права рода Антенора на часть троянских территорий. Это вполне объясняет его роль в более поздней истории «основания» им городов в Италии.

Вторым претендентом является, конечно, Эней, первой женой которого была дочь Приама Креуса. Согласно Гомеру, народ троянцев остался, и наследником царской власти стал Эней и его потомки:

Выведем, боги, Энея из смерти. И сам Громовержец

Будет навряд ли доволен, я думаю, если Энея

Сын Пелея убьет. Спастись суждено ему роком,

Чтоб без потомства, следа не оставив, порода Дардана

Не прекратилась. Он был наиболее мил Громовержцу

Между его сыновей, от смертных родившихся женщин.

Род же Приама царя Крониду уж стал ненавистен.

Будет править отныне троянцами сила Энея,

Также и дети детей, которые позже родятся.

Страбон приводит еще более точный перевод:

Род бо Приама владыки давно ненавидит Кронион.

Будет отныне Эней над троянами царствовать мощно,

Он и сыны от сынов, имущие поздно родиться.

(Илиада, XX, 306)

И над какими троянцами богами был оставлен управлять Эней, так же как Антенор? Над сотней людей, переплывших половину Средиземного моря? Нет, конечно же, речь идет об управлении оставшимися жителями страны Троады. А Эней, как известно, вместе с частью троянцев, расселялся на Апеннинском полуострове.

Сын Энея Асканий, согласно Николаю Дамасскому, основал город Асканию в Троаде. И как бы он мог это сделать, если бы Троада после проигрыша находилась на территории хеттов, современной Турции? При том что сам Асканий находился на Апеннинском полуострове, где основал город Альба-Лонга.

В Троаде же сын Гектора Скамандрий и сын Энея Асканий основали город Скепсис, и эти два рода долго правили в Скепсисе. Страбон указывает, что Скепсис еще ранее Эней сделал своей столицей. Соответственно, ряд древних авторов указывал, что Троада осталась как страна после Троянской войны и управлялась

Энеем. В то же время Эней после Троянской войны связан с территорией Италии, как южной, так и северной, и, как мы полагаем, с юго-восточной Францией, в отношении которой мифы и легенды после зачисток инквизиции практически не сохранились.

Таким образом, обоснованным является вывод о том, что Троада и первоначально располагалась на западе Европы, и после Троянской войны, расширившись на Апеннинском полуострове на земли греков. Этрусские же территории на Апеннинском полуострове были частью Троады.

Факт расселения народов и персонажей, принимавших участие в Троянской войне, на территории Западной Европы нельзя рассматривать как многочисленные совпадения. Большая часть городов, основание которых приписывается тем или иным персонажам Троянской войны, причем с обеих сторон, археологически подтверждается временами не позже Троянской войны. Почему же не ранее или не во время? Почему большинством исследователей предпочтительной представляется версия массового переселения и троянцев, и их врагов с востока на запад? Воевали-то за Трою, стало быть, в ее области и должны были расселяться. Но почему-то, согласно общепринятой точке зрения, после войны на востоке все ушли на запад…

Переселение троянцев-то не имеет разумного объяснения, поскольку фактически они расселились в различных местах Западной Европы, и само переселение получается массовым, а не единичными примерами Энея и Антенора. Но с греками ситуация еще хуже, т. к. имеет место полное отсутствие мотивации такого переселения, при том, что существование Великой Греции, равно как и Троады, изначально на западе ставит все на свои места.

События, следующие за Троянской войной в регионе самой Троады и Греции, должны были быть с ней взаимосвязаны. Ни Троада, ни Греция в результате войны разрушены не были. Соответственно, территории, на которых они располагались, должны были сохранить географические названия, указанные в мифах и древних текстах. Оба народа должны были сохранить сходные между собой:

– язык и культуру;

– предания о событиях Троянской войны;

– религию – богов, чьи имена фигурируют в мифах о Троянской войне.

Немаловажным является и внешний облик обоих народов – у Гомера и других авторов как троянцы, так и греки неоднократно указаны как русоволосые представители европейской расы.

Все это сохранялось длительное время в Западной Европе, что является прямым доказательством расположения Трои и Греции именно в этом регионе.

Но необходимо рассмотреть последующую историю и региона, где традиционно располагают Троаду и Грецию.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. 2. Исход Троянской войны В XIII веке исход Троянской войны еще не определен – в одних битвах побеждал Запад, в других – Восток.Но в целом победа склоняется в пользу Востока. Волны русско-турецко-отоманского, – то есть казацко-атаманского, – нашествия вновь и вновь

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4. Причина Троянской войны Похищение Елены в Троянской войне - это похищение царской власти, «Елеонской горы», в Иерусалиме Причина Троянской войны, согласно многочисленным мифам и сказаниям, такова. Троянец Парис похитил Елену, жену греческого царя Менелая. Греки

автора Носовский Глеб Владимирович

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое .#41b. ГОТСКО - ТАРКВЙНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

21.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

автора

14. Начало Троянской войны 41а. Троянская война. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются ее вернуть. Тогда греки объявляют войну Трое . 41b. Готско-тарквинийская война. ГРЕЧЕСКАЯ РОМЕЙСКАЯ

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

20. Конец Троянской войны 86а. Троянская война. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 5.71. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

21. Остальные легенды Троянской войны Мы исчерпали ВСЕ ОСНОВНЫЕ ЛЕГЕНДЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИСТОРИЮ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ. Однако остались более мелкие фрагменты, которые, оказывается, также являются фантомными отражениями средневековых событий.90а. Троянская война. БЕГСТВО-ИСХОД

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.5. Скалигеровская датировка Троянской войны Наложение Троянской войны якобы 1225 года до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э., закончившуюся якобы в 552 году н. э., является одним из самых ярких последствий ЖЕСТКОГО 1800-летнего, или 1780-летнего, хронологического сдвига. В

автора Автор неизвестен

68. ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В начале XX в. на международной арене обострялись противоречия между различными государствами, что в конечном счете привело к развязыванию в 1914 г. мировой войны. Основными соперниками были ведущие европейские государства – Англия

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

74. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Гражданская война – это наиболее острая форма разрешения социальных противоречий внутри страны; противоборство различных общностей и групп за реализацию своих коренных интересов, которое вызывается попытками захватить

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

81. ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НЭПА И ЕГО ИТОГИ Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики стало носить противоречивый, а порой и кризисный характер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по

автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое . 41b. ГОТСКО-ТАРКВИНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

17. Конец Троянской войны 86а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 59. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой -

Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды, ещё не родившемуся сыну которой Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд Парису.

Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги царя Менелая Елены. Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом. Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея. Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену. По пути они посетили Сидон.

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев.

В результате, когда началась Троянская война, троянцев поддерживала Афродита, их противников, прибывших возвращать Елену законному мужу - Гера и Афина. И вообще, все боги разделились на 2 лагеря. Так что неприятности из-за Пандоры все-таки случились...

Задание 1. Часть 2. Фразеологизмы

1. Авгиевы конюшни – отсылка к шестому подвигу Геракла. Очистка скотного двора Авгия за один день стала одним из подвигов Геракла - Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым и означает «сильный беспорядок, запущенность в делах».

2. Дойти до геркулесовых столпов – греческие мифы, позднее заимствованные римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона. В ходе своего путешествия на запад Геракл отметил самую дальнюю точку своего маршрута. Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле «геркулесовы столбы» - это край света, предел мира и выражение «дойти до геркулесовых столбов» означает «дойти до предела».



3. Гомерический хохот – неудержимый, громкий хохот. Часто используется для обозначения смеха над чем-нибудь крайне несуразным или глупым. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эпитет «гомерический» употребляется также в значении: обильный, огромный.

4. Дары данайцев – символ коварства, обмана, хитрости, лицемерия и лести. Отсылка к троянскому коню.

5. Двуликий Янус – символ двуличия, лицемерия и лжи. Янус - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца, а также бог времени. Изображался двуликий янус всегда с двумя лицами – как правило молодым и старым, смотрящими в противоположные стороны.

6. Колесо Фортуны – случай, слепое счастье. Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей в одной руке руль, а в другой – рог изобилия. Руль указывал на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо подчеркивали ее постоянную изменчивость.

7. Кануть в Лету – исчезнуть из памяти, забыть. Лета – это название мифической реки забвения у древних греков.

8. Клятва Гиппократа – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род.

9. Нить Ариадны – путеводная нить, средство выйти из затруднения. Этот известный фразеологизм пришел к нам из древнегреческого мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр после победы над этим чудовищем.

10. Прокрустово ложе – желание подогнать что-либо под жёсткие рамки или искусственную мерку, иногда, жертвуя ради этого что-нибудь существенное.Прокруст - персонаж мифов Древней Греции, разбойник, подстерегавший путников на дороге между Мегарой и Афинами. Он обманом заманивал в свой дом путников. Потом он укладывал их на свое ложе, и тем, кому оно было коротко, обрубал ноги, а кому было велико, вытягивал ноги - по длине этого ложа. Пришлось на это ложе лечь и самому Прокрусту: герой древнегреческих мифов Тесей, победив Прокруста, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленниками. Впервые рассказ о Прокрусте встречается у древнегреческого историка Диодора Сицилийского.

11. Ски́лла и Хари́бда - морские чудища из древнегреческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе - олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины. В Одиссее Харибда изображается как морское божество, обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием Сциллы.

12. Сизифов труд – бесконечный и бесплодный труд. Сизиф - в древнегреческой мифологии строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз.

13. Узы Гименея – брачные узы.

14. Ящик Пандоры – то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий. Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье... Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда.

15. Яблоко раздора – причина споров и распрей. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахил­леса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся страшный спор между тремя богинями: супругой Зевса - Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной боги­ней любви и красоты Афродитой. «Судьей между ними был избран юноша Парис, сын тро­янского царя Приама. Парис присудил яблоко богине кра­соты. Благодарная Афродита помогла Парису похитить жену греческого царя Менелая, прекрасную Елену. Чтобы ото­мстить за такую обиду, греки пошли войной на Трою. Как ви­дите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.

16. Загадка Сфинкса – трудная задача, которую непросто решить. Отсылка к мифу об Эдипе.

17. Золотой дождь – внезапное и легко доставшееся богатство. В виде золотого дождя Зевс проник к Данае, находящейся в заточении, и оплодотворил ее.

18. Метать громы и молнии – эмоционально выговаривать, отчитывать кого-то, неистовствовать, разъяренно громить.

19. Седлать Пегаса – воспарить мыслью, вдохновиться/заговорить стихами. Как рассказывает греческий миф, из крови обезглавленной Персеем Медузы возник крылатый конь Пегас. На нем герой Беллерофонт победил морское чудовище, сражался с Химерой и амазонками, а когда гора Геликон, заслушавшись дивного пения муз, готова была подняться к небу, Пегас ударом копыта удержал гору от подъема и одновременно выбил из нее волшебный ключ - Гиппокрену. Каждый, кто напьется воды Гиппокрены, начинает вдруг говорить стихами.

20. Рог изобилия – достаток, богатство. Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Кронос не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним, Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться все, чего бы они ни пожелали.

Задание 1. Часть 3. Термины

2. Гекзаметр – в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров. В более распространенном понимании - стих из пяти дактилей или спондеев, и одного спондея или хорея в последней стопе. Один из трех главных размеров классической античной квантитативной метрики, самый употребительный размер античной поэзии.

3. Дифирамб - жанр древнегреческой хоровой лирики. Дифирамбы - народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы и вина Диониса (само слово «дифирамб» - один из эпитетов этого бога). В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по-видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия. В V веке до н. э., например у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора.

4. Идиллия - «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος - «вид», «картина») - первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом идиллия пользовались схолиасты, толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита. В историко-литературном отношении значение термина «идиллия» в значительной мере пересекается с «пасторалью» и «буколиками»; различие проявляется в том, что «идиллией» называют отдельное стихотворное произведение пасторального жанра, не ограничивающееся жизнеописанием лишь пастушеского быта. В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики» Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.

5. Катарсис - понятие в античной философии;

Термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. - Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

7. Котурн – высокий открытый сапог из мягкой кожи на высокой подошве.

Как повседневная обувь котурны были по средствам только обеспеченным людям. Котурны использовались актёрами при исполнении трагических ролей - они зрительно увеличивали рост актёра, делали его поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий. В Древнем Риме ботинки-котурны надевали актёры трагедии, изображающие богов, а иногда и императоры, равнявшие себя с божествами.

8. Ода - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою или отдельное произведение такого жанра. Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода - хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний.

9. Орхестра - в античном театре - круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов. Первоначальное и этимологическое значение - «место для плясок».

Первая круглая орхестра появилась у подножия афинского Акрополя. На ней выступали хоры - пели и танцевали дифирамбы в честь бога Диониса. Когда дифирамб трансформировался в трагедию, театр унаследовал орхестру как сценическую площадку для актёров и хора.

10. Парод - в древнегреческом театре (трагедии и комедии) хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру. Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра. Парод и стасим были важными элементами структуры не только трагедии, но и комедии. Куаленовский трактат (который считается кратким конспектом второй, утраченной части «Поэтики») не содержит термин «парод», но упоминает о «выходе хора» как о важном водоразделе в структуре комедии.

Драматургическое значение парода состояло в том, чтобы дать слушателям первые сведения о дальнейшей фабуле и настроить публику в целом на соответствующий повествованию лад. Наиболее ранние трагедии (из тех, что дошли до нас) не содержат пародов. Парод, как предполагается, был монодическим и исполнялся хором в унисон. Поскольку полных нотных образцов пародов (впрочем, как и других жанров хоровой театральной музыки) не сохранилось, говорить о более частных композиционно-технических их особенностях (например, о музыкальной ритмике и гармонии) затруднительно.

11. Рапсоды - профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл - символ права выступать на собрании).

Рапсодика относится уже к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня импровизировалась аэдом, певцом, сопровождавшим свое пение игрой на лире. На рапсодической стадии исполнение уже отделилось от творчества, хотя отдельные рапсоды могли быть одновременно и поэтами (Гесиод). В историческую эпоху большие поэмы исполнялись обычно на празднествах в форме состязания рапсодов. Гомеровские поэмы рассчитаны уже на рапсодическое исполнение, хотя в самих поэмах, действие которых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Рапсоды, иногда объединённые в целые школы, сыграли, по-видимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла себе Гомера рапсодом, а гомеровская критика приписывала рапсодам создание гомеровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос.

12. Скена - в ней складывалась театральная бутафория, и из нее первые драматурги-актеры, надев театральные костюмы, выходили на площадку орхестры, чтобы исполнять свои роли. Позднее, когда драматические представления стали регулярными, эта временная палатка была заменена прочным зданием - сначала деревянным, а потом и каменным, мраморным. Но первоначальное название «скены» это здание сохранило за собой навсегда. Из этого получилось и современное слово «сцена» (позднелатинская форма произношения этого слова) в смысле возвышения или подмостков, на которых играют актеры. Однако в греческом театре классической поры такого возвышения не было - по крайней мере, никаких следов его не сохранилось.

13. Эксод – в античной драме заключительный выход хора в представлении

14. Элегия - лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием - гекзаметр-пентаметр. Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии - Каллимах.

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий - Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл.

15. Эпос – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

16. Ямб – 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий слог + долгий слог (U-); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) - безударный слог + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров; 3) жанр лирики

Задание 1. Часть 4. Общие вопросы

Структура и характер гомеровского повествования о войне греков с троянцами таковы, что на первом плане находятся не военные действия и стоящие за ними политические причины, а деяния отдельных личностей. Герои Троянской войны являются движущей силой описываемых событий, их гнев, радость, отвага, доблесть и прочие чувства и качества в сочетании с интригами олимпийских богов.

Гомер упоминает огромное количество персонажей в первую очередь со стороны греков (хотя и троянцы не обделены вниманием), они взаимосвязаны между собой хитросплетением мотивов и действий.

Ахиллес – самый могучий, знаменитый и пользующийся наибольшей симпатией автора и читателей греческий герой. Согласно мифологии, является сыном Пелея, царя мирмидонян, и морской богини Фетиды. Мать пыталась в раннем детстве сделать сына бессмертным, окунув его в волшебную реку Стикс, отделяющую мир живых от мира мёртвых. Но при этом Фетида держала новорожденного сына за пятку, тем самым оставив на его теле единственное уязвимое для оружия место.

В юности Ахилл не творил громких подвигов, однако его репутация как грозного воина была высока. Хитростью греки убедили его присоединиться к походу против Трои (его мать была против, зная пророчество о его гибели), в ходе которого он совершил множество подвигов. На десятом году осады Трои он повздорил с Агамемноном из-за захваченной пленницы Брисеиды. После того, как девушка была уведена к Агамемнону, Ахилл разгневался и отказался продолжать воевать. Вернулся в строй лишь после того, как Гектором был убит его лучший друг Патрокл.

Ахилл убил Гектора под стенами Трои, но и сам пал незадолго до захвата города. Его поразил стрелой в пятку Парис, брат Гектора; по другой версии, стрелу Париса направлял бог солнца Аполлон.

Патрокл

Патрокл – дальний родственник и друг детства Ахилла, который воспитывался вместе с ним. Любопытно, что в западной культуре сложилось восприятие Патрокла как младшего друга Ахилла, что нашло отражение и в голливудской картине «Троя» (2004). На самом деле из греческой мифологии следует, что Патрокл был старше Ахилла, и довольно существенно.

В ходе войны Патрокл всегда был верным соратником Ахилла и сопровождал его во всех битвах, даже если это грозило ему смертью. После ссоры Ахилла с Агамемноном Патрокл из солидарности также отказался сражаться, но в критический момент вступил в бой, облачившись в доспехи друга. Ободрённые им греки почти победили, но в этот момент Гектор поразил Патрокла.

Одиссей – царь острова Итака, один из основных героев «Илиады» и главный персонаж «Одиссеи». Не будучи самым могучим воином греков, но обладая выдающейся хитростью, тактическим и стратегическим мышлением, сыграл решающую роль в победе над Троей . Первоначально не желал отправляться на войну, так как получил предсказание, что вернётся в родной дом к любимой жене и новорождённому сыну лишь 20 лет спустя. Притворялся безумным, но был вынужден сознаться в своей дееспособностью перед угрозой жизни сына.

В «Илиаде» постоянно предстаёт самым хитрым и даже коварным из греков, чьи уловки сослужили им большую службу. Так, греки не решались высаживаться на берег Троады из-за предсказания неминуемой смерти первого ступившего на азиатскую землю. Одиссей спрыгнул с корабля, чтобы увлечь остальных, но перед этим бросил себе под ноги щит. Таким образом, вместо него первым коснулся азиатского берега другой воин. Именно Одиссей придумал Троянского коня – уловку, позволившую грекам захватить Трою.

Аякс Большой (Теламонид) и Аякс Малый (Оилид) – два греческих героя, бывших неразлучными друзьями, выражение «два Аякса» в дальнейшем стало синонимом крепкой мужской дружбы. Аякс Теламонид был самым искусным и отважным воином греков после Ахиллеса, описывается как могучий высокий человек, фактически непобедимый в бою. При этом был в высшей степени тщеславным человеком: после того, как доспехи погибшего Ахиллеса были присуждены Одиссею, впал в бешенство, истребил стадо баранов, которых в гневе принял за оскорбивших его предводителей греков, а затем покончил с собой.

Аякс Малый, получивший своё прозвище из-за более скромных по сравнению с Теламонидом габаритов, был виртуозным копьеметателем и бегуном, и при этом также отличался буйным нравом. Во время штурма Трои настиг в храме Кассандру, искавшую защиту у статуи Афины, и изнасиловал её. За это был умерщвлён богами во время морского возвращения на родину.

Агамемнон – царь Микен, предводитель греков в Троянской войне. Был первым, кто поддержал брата, спартанского царя Менелая, в стремлении идти на Трою и уничтожить её. Во главе ста кораблей был самым могущественным из военных вождей греков. Интересно, что у этого персонажа есть реальный исторический прототип: хеттские источники XIV столетия до нашей эры упоминают о царе Акаганусе из страны Ахийява.

Судьба Агамемнона сложилась трагически: по возвращении из троянского похода с Кассандрой в качестве добычи был убит своей женой Клитемнестрой и её любовником, захватившими власть. В конце позапрошлого века археолог-дилетант Генрих Шлиман при раскопках Микен обнаружил царские захоронения с золотыми погребальными масками, одну из которых он поспешил торжественно объявить маской Агамемнона. На самом деле эти маски относятся к более ранней исторической эпохе и с Агамемноном из гомеровского эпоса не связаны.

Менелай – царь Спарты, один из важнейших персонажей не только гомеровского эпоса, но и всей древнегреческой мифологии. В современной трактовке находится на втором плане и играет подчинённую роль по отношению к более ярким персонажам – Агамемнону, Ахиллу и прочим. По большому счёту, низведён до типажа обманутого мужа – именно измена его жены Елены Прекрасной с троянским царевичем Парисом стало формальной причиной всей войны.

Менелай с Одиссеем сначала отправились в Трою мирным посольством с требованием вернуть Елену, однако были осмеяны. Собрал войско вместе с Агамемноном и играл активную роль в осаде Трои. В античные времена был куда более важным персонажем, так как тогда была популярна не сохранившаяся до наших дней поэма о десятилетних скитаниях Менелая после войны по Востоку и Египту. Это была эпохальная история долгого и опасного возвращения домой, построенная по типу «Одиссеи». После долгожданного возвращения в Спарту правил вместе с Еленой, возвращённой из Трои, и умер своей смертью.

Нестор

Нестор – пожалуй, наиболее благополучный из всех первостепенных греческих героев Троянской войны. Царь Пилоса, отличавшийся храбростью на поле боя, личной доблестью (в молодости был одним из участников легендарного похода Ясона за золотым руном), рассудительностью и мудростью (наиболее дальновидный из греческих вождей наряду с Одиссеем), а также пользовавшийся общим уважением и авторитетом. По благословению богов отличался долголетием и прожил три «стандартных» жизни.

Несмотря на то, что участвовал в Троянской войне в преклонном возрасте, лично участвовал в битвах, а также в соревнованиях по бегу во время церемониальных погребальных игр во время осады. Единственный из лидеров греческого похода, чьё возвращение домой было спокойным, а последующая жизнь безоблачной.

Александр Бабицкий