Кто такая пифия в мифологии. Пифия. Отрывок, характеризующий Пифия

Прорицательница и оракул
картина Роджера Пейна

Древние люди полагали, что жизнь человека определяется роком, предназначением. Даже боги были в значительной степени подвластны велениям судьбы, хотя в обязанности Зевса, главы греческого пантеона, входило следить за тем, чтобы их жизнь шла по предначертанному пути. Люди верили, что можно приподнять завесу будущего, и в случае необходимости обращались за советом к разного рода оракулам. Самым знаменитым был оракул бога предсказаний Аполлона, расположенный близ Дельф. Узнать судьбу помогали жрецы-прорицатели, истолковывающие волю божества, или знамения, например брошенные игральные кости. Особым видом гадания были ауспиции – наблюдения за полетом и криком птиц, чрезвычайно популярные в Древнем Риме. Будущее, верили его жители, мог определить жребий или вид сожженных жертвоприношений. Еще одним видом пророчеств являлись сны, посылаемые богами, иногда, правда, лишь для того, чтобы сбить людей с толку. За предсказаниями было принято обращаться к оракулам как живым, так и к уже умершим. Римляне также часто бросали жребий, пытаясь узнать свою судьбу, но весьма редко прибегали к пророчествам в вопросах политики.

Оракул (лат. oraculum) – в древности одно из средств, с помощью которых человек старался вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения оракула считались откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через известных посредников, большею частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного откровения. Все оракулы могут быть подведены под три категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов, или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех оракуле – дельфийском – одуряющие пары, выходившие из расщелины скалы, приводили пророчицу в состояние ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра. В оракуле Зевса Аммонского в Ливии – за известными явлениями на изображении божества, составленном из драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата, раскрывали сивиллины книги.

Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности откровений; во всяком случае усматривать в оракулах один лишь сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для дельфийского оракула, сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане, хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. Возникновением оракула данное место было обязано или благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала близость божества, или явлением природы (пары из горячего источника и т.п.), вызывавшим состояние экзальтации. Возникали оракулы и в местностях, где покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества; так например, в оракуле Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина и однодневного поста, должен был заснуть в храме, чтобы ему в сновидении открылась воля божества.


картина художника Джона Огастеса Нэппа

Назначение оракула состояло не в том только, чтобы раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной. К оракулам прибегали и государственные люди, когда их личный авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Поэтому для известных периодов греческой истории оракулы получают значение политических институтов. Оракулы, совета которых испрашивали во всех важных начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и т.п.

Древнейшим из всех оракулов считался оракул в Мероэ, в Египте, а за ним непосредственно следовали оракул в египетских Фивах и оракул Зевса Аммонского. В Греции величайшим авторитетом пользовался оракул в Додоне, позднее – оракул в Дельфах. Кроме того Зевс имел своих оракулов еще в Элиде, Пизе и на Крите, Аполлон – в Кларосе близ Колофона и на Делосе. Оракул Бранхидов в Милете посвящен был Аполлону и Артемиде. Оракулами героев были оракул Амфиарая в Оропосе, оракулы Трифония и Геракла – в Буре и в Ахайе. Оракулы с вызыванием духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К оракулам должны быть причислены и изречения так называемых сивилл, особенно эритрейских и (в Италии) кумейских. У римлян существовали оракулы Фавна и Фортуны в Пренесте, оракул Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским оракулам. В Греции оракулы потеряли свое значение лишь после полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда окончательно были закрыты.

Дельфийская Сивилла
(Пифия), Микеланджело, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим

Пифия (Πῡθία )– прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу, по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна заместительница их; впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Пифия выбиралась независимо от социальной принадлежности. От неё требовалось преданность Аполлону и целомудрие. Первые пифии Дельфийского оракула были девственницами. Но когда одну из них соблазнил проситель, явившийся за советом, вместо девственниц стали выбирать зрелых замужних женщин, имеющих детей, или старух, чтобы в будущем избежать подобных случаев дискредитации авторитетного оракула. Пифия отказывалась давать прорицания человеку, осквернённому преступлением. Она готовилась к прорицанию трехдневным постом и омовением в Кастальском источнике; перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра. Затем она садилась на колоссальный треножник, стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен случай, когда пифия, упала с треножника без чувств и умерла. Может быть его описал Плутарх, когда был свидетелем того, как священники вынудили Пифию работать в неурочный день. Против своего желания она спустилась в адитон и вдруг пронзительно закричала, рухнула наземь, а через несколько дней умерла. В древности прорицания давались один раз в год – в день рождения Аполлона – 7 Бисия (середина февраля – середина марта), когда он возвращался от гипербореев. С VI века до нашей эры стали проводиться ежемесячно по седьмым числам, кроме трёх зимних месяцев, когда Аполлон гостил у гипербореев, а ещё позже – ежедневно, кроме нечистых дней.

Дельфийский оракул – есть прорицалище при храме Аполлона в Дельфах. Согласно греческой мифологии был основан самим Аполлоном на месте его победы на чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул, которым заведовала пифия, был одним из главных прорицалищ в эллинском мире. Расцвет Дельфийского оракула относится к VII–V векам до нашей эры, когда он выступал посредником в межполисных конфликтах. Было принято по всем важным вопросам государственной и личной жизни обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнес в подарок храму золотой трон. Крез был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидская империя Персидской империи. Но ещё во во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья. Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 году до нашей эры, а при императоре Феодосии (391 год) его окончательно закрыли.

История храма началась с того, что однажды козы, бродившие между скалами Парнаса, приблизившись к некоему отверстию, откуда выходили испарения, вдруг пришли в необыкновенное судорожное движение. Сбежавшиеся люди тоже ощутили действие этих паров: в помешательстве своего ума они стали отрывисто произносить несвязные слова. Тотчас же эти слова приняли за предсказания (оракулы), а пар, выходивший из земного отверстия – за божественное вдохновение. На этом месте и построили знаменитый храм. Изначально оракул принадлежал Гее, охранялся драконом Пифоном, или Дельфинием и место называлось Пифо (древнегречское πύθω – подвергать гниению). Первой пророчицей Геи была горная нимфа Дафна (др.-греч. ἡ δάφνη – лавр). От матери Геи Фемида получила Дельфийский оракул, который передала сестре Фебе, а та – внуку Аполлону, который, обучившись искусству прорицания у Пана, прибыл в Дельфы, где убил охранявшего вход в прорицалище дракона Пифона и овладел оракулом. Тёмные хтонические пророчества сына Земли уступили место воле Зевса, отца богов и устроителя нового, Олимпиского космического порядка, выразителем которой выступил «метатель солнечных лучей», вызывающие в земле испарения для прорицания. После поражения дракона Аполлон собрал его пепел в саркофаг и установил траурные игры в честь Пифона. Затем Аполлон отправился искать жрецов для своего храма. В море он увидел корабль идущий из Кносса, что на Крите. Обернувшись дельфином, он силой своих чар привёл корабль в Крису, где открылся морякам и поведал о их предназначении. В Крисе моряки воздвигли жертвенник Аполлону и он был назван Дельфийским, в честь образа, в котором Аполлон им явился. Из Крисы моряки отправились к Парнасу, где стали первыми жрецами храма Аполлона. Пчёлы принесли из страны гипербореев храм из воска, а все последующие храмы сооружались по его образцу.
Храм Аполлона, расположенный в живописной горной местности в Дельфах, был самым почитаемым местом в древней Греции. Горожане шли сюда за помощью, надеясь решить свои житейские проблемы, поправить здоровье; воины – за советом перед сражением; переселенцы, отправлявшиеся в Италию, Испанию или Африку, ожидали его напутствия. Оракул поддержал Ореста в намерении отомстить за убийство отца и предсказал Эдипу, что тот убьет отца и женится на своей матери.

Храм Аполлона Пифейского
Дельфы

Описание святилища дает античный историк Павсаний в Х книге своего "Описания Эллады". В городе Дельфы протекал ручей Касталия, берущий начало из ущелья между двумя скалами – Фэдриадами, у подножия которых находилось святилище. Священный округ был наполнен статуями, всякого рода посвятительными сооружениями, доходившими иногда до размеров целых зданий и т.п. Самый храм был построен в дорическом стиле и имел богатый скульптурный убор. Весь архитрав был увешан щитами, добытыми от персов и галлов. В пронаосе были начертаны изречения семи мудрецов ("Познай самого себя", "Ничего чрез меру" и т.д.) и находилось сакральное изображение символа «Ε» в трех экземплярах: деревянном, посвященном семью мудрецами, бронзовом – афинянами и золотом – императрицей Ливией. Во внутренней части храма (адитон), недоступной для вопрошающих, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, беломраморный Омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. В самом святилище, куда никто, кроме пифии и жрецов, не допускался, находилась знаменитая расщелина в скале, из которой выходили одуряющие пары. Над ней стоял треножник, на который садилась пифия для приведения себя в экстаз под влиянием паров. Первоначально пифия выбиралась из молодых девушек, но после того, как одна из них не соблюла невинности, выбирали пожилую девушку. На краю расселины находился ключ Кассотида, воду которого пила пифия перед гаданием, и лавровое дерево, листья которого она жевала. Дерево это каким-то неизвестным способом приводилось в содрогание. Здесь же находился так называемый "пуп земли" – конусообразное возвышение из мрамора, обвитое священными повязками. Из бесчисленного количества всяких посвящений (после массового вывоза произведений искусства в Рим, при Нероне, оставалось еще до 3000 статуй) заслуживает особого упоминания колоссальный золотой треножник, посвященный греками из варварской добычи после Платейской битвы. Золотая чаша его подперта была снизу бронзовой колонной в виде трех свившихся змей. Все золотые части стали добычей фокийцев, бронзовая же колонна, на которой написаны имена всех греческих государств, сражавшихся с персами, перевезена была Константином Великим в Константинополь, где она и теперь находится. На стенах так называемой "Лесхи Книдийцев" находились знаменитейшие композиции Полигнота, изображавшие падение Трои и подземное царство. Близ Дельф, в отрогах Парнаса, также находится сталактитовый грот, посвященный в древности нимфам и Пану.

Расположенного на склоне горы Парнас .

Культ

Согласно античным описаниям, при дельфийском святилище в древние времена, когда обращались к оракулу , по-видимому, лишь один раз в год, было две пифии и одна их заместительница. Впоследствии, при более частом вопрошении оракула, была лишь одна пифия. Она готовилась к прорицанию трёхдневным постом и омовением в . Перед прорицанием надевала роскошную одежду, возлагала лавровый венок на голову, пила воду источника Кассотиды и жевала лист священного лавра . Затем она садилась на колоссальный треножник , стоявший над расселиною, и, впадая в экстаз от одуряющих паров, пророчествовала. Пары эти были вредны. Известен один случай, когда пифия, соскочив с треножника, упала в бесчувствии и умерла.

Многие учёные нового времени скептически относились к подобным описаниям.

Её прорицания разным героям неоднократно упоминаются в мифах (см. также Фемоноя).

По одному из мифов, она отказалась дать ответ Гераклу , но затем согласилась .

В честь пифии назван астероид (432) Пифия , открытый в 1897 году.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пифия" в других словарях:

    - (греч., от pythios прозвище Аполлона дельфийского). Пророчествующая жрица Аполлона дельфийского, избиравшаяся из низшего класса и сажаемая на треножник, из которого выходили одуряющие пары. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (Пифия), (П прописное), пифии, жен. (греч. Pythia) (книжн.). В древней Греции жрица при храме Аполлона, восседавшая на треножнике над расселиной скалы, откуда поднимались одуряющие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова,… … Толковый словарь Ушакова

    ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Современная энциклопедия

    В Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Большой Энциклопедический словарь

    Жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии

    - (PuJia) прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилищев древние времена, когда обращались к оракулу, по видимому, лишь одинраз в год, было две П. и одна заместительница их; впоследствии, приболее частом вопрошении оракула, была лишь одна П … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Пифия - ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Или Pytxoness. (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, ведьма (Вебстер). Это ни верно, ни… … Религиозные термины

    В Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. * * * ПИФИЯ ПИФИЯ, в Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)) в Дельфах (см. ДЕЛЬФЫ) … Энциклопедический словарь

Книги

  • Пифия , Майк Резник. То было время гигантов. Джон Далеко - отсюда первым ступил на землю более чем пяти сотен новых миров, но так и не понял, чего он ищет. На счету Свистуна было не меньше сотни покойников. Нелли…

пифия

(П прописное), пифии, ж. (греч. Pythia) (книжн.). В древней Греции - жрица при храме Аполлона, восседавшая на треножнике над расселиной скалы, откуда поднимались одуряющие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова, к-рые в загадочной, двусмысленной форме истолковывались жрецами как прорицания, пророчества (истор.). Возвестители "нового слова" представлялись мне вроде чревовещателей, которые урчания собственной утробы принимают за прорицания Пифии. Салтыков-Щедрин.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пифия

ж. Жрица-прорицательница в храме древнегреческого бога Аполлона в Дельфах, восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их воздействием бессвязные речи, которые использовались жрецами как пророчества.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пифия

в Др. Греции жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах.

Мифологический словарь

пифия

(греч.) - жрица Дельфийского оракула, делающая прорицания.

Пифия

в Древней Греции жрица-прорицательница Дельфийского оракула при храме Аполлона в Дельфах.

Википедия

Пифия

Пи́фия (, лат. Pythia) - в Древней Греции жрица -прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона в Дельфах, расположенного на склоне горы Парнас. Именование Пифия происходит от змея Пифона, охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившего змея стрелами.

Пифия (Матрица)

Пи́фия , в оригинале Оракул - вымышленный персонаж во вселенной кинотрилогии «Матрица» . Роль Пифии в первых двух частях исполняла актриса Глория Фостер. Вторая часть трилогии стала последним фильмом в жизни Фостер. В третьей части роль Пифии исполнила Мэри Элис.

Пифия - программа, специально созданная для изучения человеческой психики. В оригинале персонажа звали Оракул, в связи с тем, что в русском языке слово Оракул мужского рода, а персонаж женский. В английском языке Оракул не имеет такой жёсткой привязки к полу. Надо отметить, что в переводах на другие языки также не всегда использовался прямой перевод слова «Оракул».

По мнению критиков, взаимоотношения Пифии и Архитектора соответствуют взаимоотношениям между концепциями «рефлективной» и «первичной» наукофикации, которые обозначил Ульрих Бек в своей работе «Общество риска» (1986). Пифия с рационально-критической позиции оценивает техно-научную цивилизацию, которая заключена в Матрице. Фактически, она пытается определить те риски, которые стоят перед этой цивилизацией, а также степень опасности этих рисков. Такой подход аналогичен действиям современных учёных, которые анализирует нашу «Матрица-подобную» массовую культуру.

Как объясняет в фильме Архитектор, он пытался создать идеальную конструкцию общества - но при этом потерпел полный провал. Мир был построен заново с учётом истории человечества и его «гротескной» , но зато не пытающийся найти именно «идеальное» решение. В итоге, к такому решению проблем этой цивилизации ближе всего подошла Пифия - программа, которая была создана для изучения некоторых аспектов человеческой психологии. «Если я - Отец Матрицы, то она, без сомнения, её Мать», - говорит Архитектор.

В то время, как целью Архитектора является реконструкция природы и общества в Матрице - Пифия старается реконфигурировать уже созданную «Матрицу» так, чтобы в ней были допустимы разнообразные варианты человеческой индивидуальности. При этом она осознаёт, что её действия оказывают значительное влияние на развитие человеческого общества внутри Матрицы.

Во втором фильме программа Пифия говорит Нео: «Меня интересует лишь одно - будущее. И поверь мне, мы [машины и люди], лишь сплотившись, доживём».

После встречи Нео и Архитектора она говорит, что встала на сторону человечества в связи с тем что, если Архитектор пытается «сбалансировать уравнение» или просто поставить четкую цикличность возрождения и уничтожения Зиона для контроля человеческой популяции из тех кто не согласен с Системой, то цель Пифии - дисбаланс, поскольку в своих наблюдениях она поняла, что люди - не машины, их нельзя запрограммировать на одну определенную цель, отчего возникает свобода выбора, которую Архитектору не понять.

Примеры употребления слова пифия в литературе.

А жрица не должна ничего знать, - говорил Белза, наставник пифий в Оракуле.

А значит, не погрешают против истины те, кто рассказывает о Форбанте, Гиакинфе и Адмете, возлюбленных Аполлона, а равно и об Ипполите Сикионском, коль скоро всякий раз, как Ипполит пускался в плавание из Сикиона в Кирру, бог, говорят, радовался, чувствуя его приближение, и Пифия среди прочих прорицаний неизменно изрекала следующий стих: Вновь Ипполит мой любимый вступает на волны морские.

Перед Входами на треножнике пифии восседал Кобленц, его брат, но не тот уже, который лежал там на смертном ложе, а другой, полный сил.

Рассказать обо всех этих событиях жрецам и расспросить пифию был послан в Дельфы Херон из Мегалополиса, один из придворных писцов.

Зажав уши, чтобы не слышать жужжанье подруг, шепотом лепечущих пройденное, Наточка изрекает, как Пифия с треножника, раскачиваясь из стороны в сторону на своей табуретке, цифры за цифрами, имена за именами.

Не богаче, чем будет наследник Норны из Фитфул-Хэда, - ответила старая пифия , - и не лучшей и не более древней крови, чем та, которая течет в твоих жилах и унаследована от матери, ибо я веду свой род от тех же ярлов и викингов, что и гордый Магнус Тройл.

Однако, обращаясь к Библии, мы, вопреки ожиданию, видим, что пророки нисколько не походили на исступленных пифий , или сомнамбул: в моменты высочайшего мистического напряжения самосознание в них не угасало.

Разумеется, Рабле не мог пройти мимо этого, не спародировав Пифию в образе чревовещательницы Якобы Рододжине, в которую вселялся нечистый дух.

Какой мудрейшею из мудрых пифий Поведан будет нам нелицемерный Рассказ об иудеянке Юдифи, О вавилонянине Олоферне?

Заря, Пальма, Платан, Пчела, Поэзия, Нарцисс, Пифия , Змея, Колонны храма, Спящая женщина, Гранаты, Гребец и т.

Надеюсь, что дух, повелевающий ветрами, не имеет такой власти над теми, кто создан по образу и подобию Божию, чтобы повалить прочный дом на наши головы только потому, что какая-то крикливая баба, - здесь она метнула дерзкий взгляд в сторону шетлендской пифии , - хвастает перед нами своим колдовством, словно мы просто псы какие и должны ползать перед ней по ее приказанию!

Всякий порядочный человек в Зените должен был принадлежать хотя бы к одному - а то и к двум-трем из бесчисленных орденов и клубов, двигавших жизнь вперед: к клубу Ротарианцев, Кивани или Толкачей, к орденам Независимых Одиночек, Оленей, Лосей, Масонов, Краснокожих, Лесовиков, Сычей, Орлов, Маккавеев, Рыцарей Пифии , Рыцарей Колумба, - словом, к одной из многочисленных тайных организаций, где процветала сердечная доброжелательность, строгая мораль и полное уважение к конституции.

Желая проверить, насколько пифии прозорливы и умеют угадывать правду, Крез отправил посланцев к разным оракулам.

Пифия ответила так: - Если Крез предпримет войну, то он сокрушит обширное царство.

Пифия имела в виду, что он физически водит руками: Мима натирал мазью все ее тело, даже самые интимные места.

ПИФИЯ или Pytxoness . (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также "любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, - ведьма" (Вебстер). Это ни верно, ни справедливо, ни правильно. Пифия, по авторитетным утверждениям Ямблиха , Плутарха и других, была жрицей, избранной среди сенситивов беднейших слоев и помещенной в храм, где развивались ее пророческие способности. Там она имела комнату, уединенную от всех, за исключением верховного Иерофанта и Провидца, и, однажды принятая, была, подобно монахине, потеряна для мира. Она сидела на треножнике из желтой меди над расселиной в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая во весь ее организм, вызывали пророческую манию, и в этом анормальном состоянии она изрекала предсказания. Аристофан в "Vaestas", I, reg. 28, называет Пифию ventrilogus vatas или "чревовещательной прорицательницей", из-за ее чрево-вещания. Древние считали, что душа человека (низший Манас), или его личное самосознание, помещается в пупе. В четвертом стихе второго гимна "Набханедишта" браминов мы читаем: "Внимайте, о сыновья богов, тому, кто говорит через свой пуп (набха), ибо он приветствует вас в ваших жилищах!" Это есть сомнамбулический феномен современности. В древности пуп рассматривали как "круг солнца", местопребывание божественного внутреннего света. Поэтому оракул Аполлона находился в Дельфах, городе Delphus, что означает утроба или живот - тогда как место где находился храм, назывался omphelos, пуп. Как известно, многие загипнотизированные субъекты могут читать, слышать, осязать и видеть через это место своего тела. В Индии по сей день существует верование (а также у парсов), что в пупах у адептов имеется пламя, которое освещает им всю тьму и раскрывает духовный мир. Зороастрийцы называют это лампой Дештура или "верховного Жреца"; а индусы - светом или излучением Дикшита (посвященного).

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

ПИФИИ или ПИФОНЕСЫ – Словарь Уэбстера отделывается от этого слова очень кратко, сообщая, что так называли тех, кто изрекали предсказания, служили оракулами в Дельфийском храме, а также «любую женщину, в которой предполагается дар предсказательницы – ведьму», что ни лестно, ни точно, ни справедливо. Пифия, по авторитетным словам Плутарха , Ямвлиха , Ламприаса и других, была нервным сенситивом; ее выбирали среди беднейших классов, молодую и чистую. Прикрепленная к храму, в пределах которого она имела комнату, удаленную от всех других и в которую кроме священнослужителя или прозорливца никто не допускался, она вела более строгую и аскетическую жизнь, чем католическая монахиня. Она сидела на треножнике из желтой меди над щелью в почве, через которую поднимались опьяняющие испарения; эти подземные испарения, проникая в ее организм, производили пророческую манию. В этом ненормальном состоянии она произносила оракульские изречения. Иногда ее называли ventriloqua vates, чревовещательная пророчица.

Древние считали, что астральная душа человека, ψυχη, или его самосознание помещается в пупе. Брахманы разделяли это верование вместе с Платоном и другими философами. Также мы находим в четвертом стихе второго гимна Набханедишта следующие слова:

«Внимайте, о, сыновья богов (духи), человеку, который говорит через свой пуп (набха) ибо он приветствует вас в ваших обиталищах!»

Многие из санскритских ученых согласны в том, что это верование является одним из наиболее древних в Индии. Современные факиры так же как и древние гимнософы соединяются со своим Атманом и божеством, становясь недвижимыми в созерцании и в сосредоточении всей своей мысли на своем пупе. Как и в современных сомнамбулистических феноменах, пуп рассматривается как «круг солнца», местопребывание внутреннего божественного света. Должен ли тот факт, что многие современные сомнамбулы обладают способностью читать письма, слышать, обонять и видеть через эту часть тела, – должен ли этот факт опять рассматриваться, как простое «совпадение», или же мы должны допустить, что древние мудрецы знали чего-то больше о физиологических и психологических тайнах, чем наши современные академики? В современной Персии, когда в случаях покраж и в других трудных случаях обращаются к магу (часто просто месмеризатору) за советом, последний совершает свои манипуляции над пупом своего живота, чем приводит себя в состояние ясновидения. Среди современных парсов, говорит переводчик «Ригведы», до нынешнего времени держится верование, что их адепты имеют пламя в своих пупах, которое освещает им всю темноту и раскрывает духовный мир так же, как все невидимое или на далеких расстояниях. Они называют это лампой Дештура, или верховного жреца; также называют это лампой Дикшита (посвященного) и многими другими именами.

ПИФИЯ

ПИФИЯ

(греч., от pythios - прозвище Аполлона дельфийского). Пророчествующая жрица Аполлона дельфийского, избиравшаяся из низшего класса и сажаемая на треножник, из которого выходили одуряющие пары.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПИФИЯ

греч. pythia , от Pythios , прозвище Аполлона дельфийского. Жрица Аполлона в Дельфийском храме, предвещавшая будущность.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ПИФИЯ

жрица Аполлона, прорицательница в дельфийском храме (дельф. оракул). Для этого она садилась близ храма на треножник, поставленный над расщелиной, из которой выделялись одуряющие испарения, и под влиянием последних произносила бессвязные слова, которые и толковались жрецами. Отсюда выражение «говорит как пифия» - знач. говорить темно, двусмысленно.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПИФИЯ

жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах; она садилась на треножнике над расщелиной скалы и, одуренная выходящими оттуда испарениями, произносила бессвязные слова, которые переставлялись и толковались жрецами и передавались затем в неясных, туманных или двусмысленных выражениях вопрошавшим оракула.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Пи́фия

(гр. pythia) Др. Греции - жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах, восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова, которые истолковывались жрецами как прорицания, пророчества.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Пифия

[П прописное ], пифии, ж. [греч. Pythia ] (книжн.). В древней Греции – жрица при храме Аполлона, восседавшая над расселиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова, которые истолковывались жрецами как прорицания, пророчества.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Пифия

и, ж. , одуш. , с прописной буквы (греч. Pythia).
В Др. Греции: жрица-прорицательница в храме Аполлон а в Дельфах, восседавшая над расщелиной скалы, откуда поднимались одурманивающие испарения, и произносившая подих воздействием бессвязные речи, которые исполковывались жрецами как прорицания, пророчества.
|| Ср. Кассандра , оракул , Сивилла .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПИФИЯ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    - (Пифия), (П прописное), пифии, жен. (греч. Pythia) (книжн.). В древней Греции жрица при храме Аполлона, восседавшая на треножнике над расселиной скалы, откуда поднимались одуряющие испарения, и произносившая под их влиянием бессвязные слова,… … Толковый словарь Ушакова

    ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Современная энциклопедия

    В Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах … Большой Энциклопедический словарь

    Жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. (Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь справочник.» EdwART, 2009.) … Энциклопедия мифологии

    - (PuJia) прорицательница в Дельфах. При дельфийском святилищев древние времена, когда обращались к оракулу, по видимому, лишь одинраз в год, было две П. и одна заместительница их; впоследствии, приболее частом вопрошении оракула, была лишь одна П … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Пифия - ПИФИЯ, в Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пифия (значения). Пифия, Джон Кольер … Википедия

    Или Pytxoness. (Греч.) Современные словари поясняют, что этот термин означает ту, которая изрекала предсказания в Дельфийском храме, а также любая женщина, которая считается обладающей даром предсказания, ведьма (Вебстер). Это ни верно, ни… … Религиозные термины

    В Древней Греции жрица прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. * * * ПИФИЯ ПИФИЯ, в Др. Греции жрица прорицательница в храме Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)) в Дельфах (см. ДЕЛЬФЫ) … Энциклопедический словарь