Личный архитектор гитлера. Значение шпеер, альберт в энциклопедии третьего рейха. Между двумя войнами

Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница , которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).

Лилит в еврейской традиции

Еврейские источники говорят о двух Лилит:

  • Старшая Лилит - жена Самаэля , царица и мать демонов.
  • Младшая Лилит - супруга Асмодея .

При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы.

Легенды о происхождении Лилит

Три ангела застигли Лилит у Красного моря , и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант - именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей - демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) - считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца - чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы .

Лилит в каббалистической традиции

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда - демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Согласно каббалистической книге Зоар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов.

Лилит в современном сатанизме

Лилит в современной демонологии - уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля) , она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали , Умой и Парвати , Гекатой , Хель и Эрешкигаль , хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь. Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда (Luciferian Witchcraft, Michael Ford).

В этом смысле в имени Лилит скрыто значение - Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение - Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

От Адрамелека, властителя всей красоты, ослепляющей слабых, яд ярящегося хаоса потёк дальше и создал десятую антикосмическую богиню, Лилит, и восьмое остриё Разомкнутой Пентаграммы.

От Лилит, царицы тёмных измерений и княгини ярящегося хаоса, холодное семя дракона смерти потекло дальше и создало одиннадцатую антикосмическую демоницу, принцессу Нааму, и десятое остриё Разомкнутой Пентаграммы.

Методология совершения этого великого греха такова - зороастрийские и еврейские жрецы писали, что Ариман -Самаэль не имеет способности к предвидению, так что лишь через соединение с Лилит, Невестой, которая также является огнём и Тьмой, как и её близнец, может стать целостным Противником и обрести способность предвидеть, а также управлять их страстями. Этот сама суть процессов Магии, пути Yezer Ha-Ra, воплощение страстей Мага. (M.Ford, Liber HVHI.)

Лилит. В еврейском мифе первая жена Адама. Позднее жена Сатаны. Согласно многим Демонологам, Лилит управляет суккубами. О Лилит говорят, что она стремится уничтожать новорождённых младенцев. По этим причинам евреи ввели практику написания формул на дверях, предназначенных, чтобы вынудить Лилит уйти.

Лилит - княгиня (принцесса) Ада.

Я - матерь племени Демонов.
Как ночь, я являю атрибуты своей власти.
Мое немилосердное присутствие
Обескровливает Вселенную.

Необходимо отметить, что перечисленные труды относятся к различным традициям, имеющим разный взгляд на действительность.

Лилит в астрологии

Под именем Лилит в астрологии понимаются различные объекты:

  • Апогей орбиты Луны. Также этот объект называют Чёрной Луной. Немаловажно, что апогей может быть истинным или кажущимся. В современной астрологии рассматриваются оба варианта.
  • Второй фокус лунной орбиты. Также этот объект называют Чёрной Луной.
  • Неподвижная звезда Алголь .
  • Астероид N 1181.
  • Гипотетическая планета.

Гипотетическая планета . В 1898 году доктор Георг Вальтемас из Гамбурга объявил об открытии нескольких дополнительных спутников Земли. Спутник обнаружить не удалось, но по указаниям Вальтемаса астролог Сефариал рассчитал «эфемериды » этого объекта. Он утверждал, что объект настолько чёрен, что его невозможно увидеть, за исключением времени противостояния или пересечения объектом солнечного диска. Сефариал также утверждал, что Чёрная Луна имеет такую же массу, как и обычная (что невозможно, поскольку возмущения движения Земли при этом несложно было бы обнаружить).

В настоящее время эта планета не используется ни в астрономии, ни в астрологии.

На данный момент установилось исключительное соответствие имени Лилит и апогея (или второго фокуса) орбиты Луны. Эти две точки проецируются в свою очередь в одну точку натальной карты (всегда), поэтому их качества для астрологов неразличимы.

Изображается в виде неполной Луны чёрного цвета над перевёрнутым или равносторонним крестом, рога серпа смотрят при этом вправо.

Этой точке соответствует 8-й дом и знак Скорпиона , что связывает её со смертью и роком.

Существует представление, что Лилит обозначает проявления зла через ложь, обольщение злом и неправильный выбор, а также искушение.

По мнению других астрологов, она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака , где свершается предначертанное.

В более современных источниках Лилит (Чёрная Луна) часто связывается с Юнговским архетипом Тени . В данном случае она показывает скрытые, неосознаваемые стороны человека.

Также Чёрную Луну называют точкой тёмного духа. В данном случае она определяет собой ведьмовские способности рождённого. Также она показывает объекты сильного неосознаваемого (бессознательного) притяжения.

Образ Лилит в мировой культуре

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти ( -) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина , брата и убийцу Авеля .

Образ Лилит, реализующий «альтернативную мифологию » и противопоставляющийся привычному образу Евы , получил большую популярность у романтиков .

Литература

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

…Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

  • У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит - мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

Музыка

Кинематограф

  • Логово змея (англ. Serpent’s Lair )

Краткое содержание: Все неприятности бизнесмена Тома Беннета (Джефф Фэйи) и его жены начались с переезда в новую квартиру, где покончил жизнь самоубийством ученый-археолог. Подозрительные соседи, странная чёрная кошка и эротические сны с черноволосой незнакомкой делают жизнь Тома неспокойной. Но когда появляется сестра умершего археолога - черноволосая Лилит (Лиса Би - так указано в титрах, Лиза Барбуша - реальное имя актрисы), чтобы забрать вещи брата, - начинается настоящий кошмар.

  • в сериале «Сверхъестественное» Лилит - это невероятный по силе демон, стремящийся освободить Люцифера от его подземного заточения. Что впоследствии и происходит. Для освобождения Люцифера необходимо было снять 66 печатей (всего же их было более 600). И смерть Лилит была 66-й и обязательной печатью; снял же эту печать необходимый сосуд Люцифера(Сэм Винчестер), ради освобождения которого должна была умереть Лилит.

Интересно то, что сценаристы не отошли от мифа и сделали Лилит демоном-детоубийцей. Для того, чтобы поддерживать свою демоническую силу Лилит должна была питаться кровью детей.

  • в фильме «Чёрный свет» (2004) Лилит - демон, потерявший память, лучший агент тайного сообщества. Только она со своими невероятными способностями может найти и уничтожить ещё большее зло - демона, пришедшего в наш мир из глубины веков и принесшего с собой красную чуму, убивающую всё живое и опустошающую Землю. И для этого ей нужно только вспомнить всё.
  • в фильме «30 дней ночи: Тёмные дни » (2010) Лилит - предводительница вампиров.
  • фильм Гольфстрим под айсбергом
  • в сериале «Настоящая кровь » (2012) рассказывается, что Лилит была создана до Адама. И что она, как и Бог, была вампиром. А Адам был создан пищей для Лилит.
  • Лилит была королевой демонов в сериале Сплит: Тайна крови .

Аниме и анимационное кино

  • Лилит присутствует в японском аниме-сериале «Евангелион » как главная причина появления таинственных Ангелов на Земле, нападающих на японский город Токио-3, где расположена организация Nerv , исследующая тело Лилит.
  • Лилит также присутствует в аниме-сериале «Кровь Триединства » как одна из детей, возглавлявших колонистов на Марсе.
  • Лилит - один из главных персонажей «Yami to Boushi to Hon no Tabibito »
  • Лилит - девушка-ведьма, сестра алхимика в визуальной новелле «Animamundi: Dark Alchemist»
  • Лилит - коварная фея, дух магического зеркала в аниме/манге «Rosario + Vampire »
  • Геката (в современной демонологии отождествляется с Лилит) - одна из предводителей Маскарада в аниме «Shakugan no Shana »

Использование имени

Имя Лилит является популярным женским именем у армян. В отличие от сложившегося в мировой истории и культуре стереотипа, в Армении это имя считается дающим его обладательнице такие свойства и черты характера, как женственность, хозяйственность, плодовитость.

Источники

  • Liber Azerate, TOTBL Орден Чёрного Пламени, офиц. перевод E.T.
  • A.M.S.G., автор V.Scavr, The Black Press, 2009.
  • ISBN 978-0-9669788-6-5
  • Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
  • Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
  • Сатанинская Библия, Антон Шандор ЛаВей
  • Шарль Фоссе Ассирийская магия (с предисловием В. В. Емельянова)
  • Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.
  • Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992.
  • Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
  • Руслан Хазарзар Лилит и другие
  • Рыбалка А. «Энциклопедия еврейской демонологии»

Примечания

  1. Charles Alexander Moffat. The Fear of Lilith. Examining the Lilith Myth and the Male Fear of Dominant Women
  2. Крамер С. Н. «История начинается в Шумере»
  3. Judit M. Blair De-Demonising the Old Testament - An Investigation of Azazel, Lilith, Deber, Qeteb and Reshef in the Hebrew Bible. Forschungen zum Alten Testament 2 Reihe, Mohr Siebeck 2009 ISBN 3-16-150131-4
  4. Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ), том 4, кол. 846-848
  5. Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский - М.:"Советская энциклопедия", 1990 г.- 672 с.
  6. Лилит, Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. - 2-е изд. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
  7. Либер Азерате, Храм Черного Пламени (Liber Azerate, TOTBL), офиц. перевод E.T.
  8. Люциферианское Ведьмовство, Форд М, Суккубус Паблишинг (Luciferian Witchcraft, Succubus Publishing, Michael Ford), MMV
  9. Официальный сайт Храма Лилит
  10. Книга Десяти Воззваний (Codex Decium), на англ. и лат. языках опубликовано в издании «A.M.S.G.», V.Scavr, русская официальная публикация
  11. The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
  12. Inferion, Vox Inferni Press, 2008
  13. Гёте. Фауст. Перевод: Борис Пастернак, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.
  14. Анатоль Франс. Дочь Лилит. Опубликовано: Анатоль Франс. Собрание сочинений в восьми томах, том 2-й. - М.: Гос.изд-во Художественной литературы, 1958. - 880 с. Стр.37-49. Перевод Н. Н. Соколовой
  15. Д.Л. Андреев, "Роза Мира", Книги X глава 4 : "Он (В.С.Соловьев) знал, и хорошо знал о существовании Великой Блудницы и о возможных страшных подменах, подстерегающих всякое недостаточно четкое, недостаточно окрепшее сознание, уловившее зов Вечно Женственного сквозь замутняющие слои страстных, противоречивых эмоций. Но существование великой стихиали человечества - Лилит, ваятельницы и блюстительницы плоти народов, осталось, по-видимому, для него неясным. Он употребляет раза два или три выражение "Простонародная Афродита", но, очевидно, разумеет при этом неопределенное смешение двух начал: стихиального и сатанинского".
  16. Д.Л. Андреев, "Роза Мира", Книги V глава 2 , Книги XII глава 4
  17. Марина Цветаева. «Просто - сердце…». Домашняя библиотека поэзии, Москва: Эксмо-Пресс, 1998
  18. Владимир Набоков: Лилит
  19. Набоков В. Собрание сочинений русского периода в 5 т. Т.5. СПб, 2000. С.436-438 и комм. на с.753
  20. Уитли Стрибер «Сон Лилит» (роман)
  21. Michael Byrnes. The Genesis Plague. - Reader’s Digest Select Editions. Sydney & Singapore, 2011
  22. Lord Belial , Kiss the Goat , май 1995, выпущено No Fashion Records.
  23. Дело № 39 на Filmz.Ru
  24. Фильм «Ангел зла» на Horrorland.Ru

Ссылки

Все знают, что Первая Женщина была сделана из ребра Первого Человека, и что звали ее Ева (на иврите Хава). Была ли эта часть ребром или какой другой частью Адама, мы разбирать не будем, для нашей темы это значения не имеет. Ребро так ребро, для простоты, хотя в еврейской традиции ребро не упоминается.

Нас интересует вот что: Адам был усыплен, когда из него делали Еву, а когда он проснулся и увидел ее, сказал: «На этот раз это кость от костей моих и плоть от плоти моей, и так далее» .

Из слов «на этот раз» видно, что это не первый раз. Простой смысл стиха в том, что человек пытался найти себе пару среди животных, которые уже существовали на тот момент, но никто из них ему не подошел , они ему ни в чем не соответствовали. И вот, когда напарник для него был сделан «кость от кости и плоть от плоти», т. е. из него самого, то он получился удачным, в полном ему соответствии . В этом смысл слов «на сей раз».

Это простой смысл, но мидраш видит в этом нечто более глубокое. Мидраш говорит, что в первый раз Б-г создал для Адама женщину, но она не подошла ему, ибо не была сделана из ребра Адама, как во второй («сей») раз, а была сделана из праха земного, как и сам Адам .

Она не хотела уступать Адаму ни в чем, включая интимные отношения: это мидраш описывает так, что в постели она не хотела лежать снизу. Конечно, это образ, смысл которого в том, что если один из супругов не уступает ни в чем, брака не получится. Брак это пара, а не двое, которые не могут ни о чем договорится, ибо никто не хочет ни в чем уступить . Пара, это когда один правый, другой левый, один идет в бой, другой прикрывает его с тыла, они играют в пас, словами мидраша «один сверху, другой снизу» – это образ.

Но если оба сверху, оба гоняют по полю мяч, не давая его другому, то это не пара, и это не брак, это – тупик, ни единства, ни детей.

Интимной близости у Адама с Лилит (так звали эту женщину) не получилось, она так и не стала его женой, она от него попросту улетела. Лилит – это образ женщины, которая не смогла стать женой. Не материализовалась в полноценного человека, а стала демоном . Демоном, не имеющим потомства . «И нарек Адам имя жене своей Ева (Хава), ибо она стала матерью всех живущих» . А Лилит потомства не произвела.

Современные феминистки видят в ней первую феминистку, борца за равноправие женщин. Однако, уж если искать параллели в современной культуре, то это скорее проститутка, нежели феминистка, и вот почему. Проститутка живет тем, что провоцирует мужчин изливать свое семя впустую. Если мужчины не будут ходить налево, ей нечего будет кушать, простыми словами, она умрет .

Вот и Лилит приходит к мужчинам во сне высасывать их энергию. Она навевает сны сексуального характера, фантазии, которые мужчина не может позволить себе наяву, и высвободившуюся энергию забирает себе в мир нечистоты.

Лилит, как и все демоны и другие силы зла, созданы Б-гом для того, чтобы у человека была свобода выбора. Они получают энергии жизни лишь самый минимум, лишь столько, чтобы они не умерли, не перестали существовать, не исчезли вовсе. Всю остальную энергию они добывают себе сами из грехов человека. Поэтому они так заинтересованы его соблазнить. Если они не будут сосать жизненные силы из святости, они умрут, как умер бы человек, если бы не ел. Вот они и стараются совратить человека. Не только потому, что они ненавидят все святое, но – и это главное – потому, что от этого зависит их жизнь. Они совращает человека, а потом сами же приходят в Небесный суд в качестве обвинителя: обвиняют его и требуют себе его жизнь сначала в духовном смысле, а потом и в буквальном.

Но вернемся к Лилит. В человеке есть четыре уровня: физический, эмоциональный, интеллектуальный и Б-жественный – дыхание Б-га, которое в нем: «И сделал Г-сподь Б-г человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни» . Это дыхание Б-га, которое Б-г вдохнул в человека, не только исторический факт. Это уровень души, он дает жизнь разуму, разум эмоциям, а эмоции оживляют тело: действия человека, его слова и мысли.

Когда человек что-то делает, говорит или думает, то активно действует один из этих уровней, но все остальные уровни оказываются задействованы тоже. Человек – цельное существо, разделение на уровни чисто умозрительно. Поэтому когда человек вступает в запрещенные Б-гом половые связи или просто фантазирует на эту тему наяву или во сне, то и дыхание Б-га, которое в нем, участвует в этом против своей воли. Человек отдает его Лилит, образно выражаясь, отдает в рабство. Часть человека оказывается в плену в мире нечистоты, на чем этот мир и держится, обитатели его набираются сил, жиреют и готовятся к новым захватам.

Вообще говоря, даже в области святости, когда на физическом уровне происходит соитие между супругами, то соитие происходит и на всех остальных уровнях тоже, эмоции соединяются с эмоциями, интеллект с интеллектом, Б-жественное с Б-жественным – если соитие было разрешенным и чистым. От этого рождаются духовные сущности, в каббале именуемые ѓевель, а в простонародье ангелы (даже когда не происходит зачатия плода). Ѓевель – духовная сущность, она духовная даже по отношению к душе человека, она соединяет все уровни в человеке в единое целое.

Но если соитие было запрещенным, как-то : с матерью, мачехой, любой замужней женщиной, с сестрой по матери (сестра по отцу для ноахидов не запрещена), любым мужчиной, любым животным[ , или соитие было разрешенным, но нечистым, как-то: во время близости муж думал о другой женщине, был пьян, сердит или обижен (также и в обратную сторону: к женщинам это относится так же, как и к мужчинам), или требовал секса против ее желания, то образующийся ѓевель уходит к Лилит. Она с его помощью порождает новых демонов (не забываем, что все это происходит внутри души человека, а не где-то там в каких-то там далеких мирах).

Поэтому так важно не просто избегать запрещенных действий, но и просто сексуального возбуждения от людей, секс с которыми запрещен (почему-то большинство это за грех не считает). Нельзя их целовать, трогать их тело, тем более спать на одной кровати даже в том случае, когда каждый одет в свою одежду . Следует избегать всякой совместной деятельности, которая возбуждает и может привести к сексуальным отношениям. Не флиртовать, не заигрывать, не разглядывать, ибо все это может привести к плохому, а мы назовём это эмоциональным сексом – это секс на уровне эмоций и мыслей. Нельзя сознательно вызвать у себя фантазии сексуального характера, смотреть фильмы, где есть разврат, читать книги и газетные статьи на эту тему. Ограничимся этим.

Б-г заложил в человека стремление к сексу, особенно к запрещенному . Такова животная натура человека, которая и называется «Лилит». Лилит это женская ипостась Сатаны, ибо человека тянет к сексу, он ведомый, а не ведущий – женское начало. Все мужчины, которым кажется, что они проявляют свою мужественность тем, что соблазняют или насилуют женщин, на самом деле по отношению к Сатане оказываются слабаками, которых Сатана соблазнил и изнасиловал.

И происходит вот что: когда голова человека не заполнена положительным содержанием, она как пустая яма, в которой поселяются змеи и скорпионы. Один из древних комментаторов Талмуда так и пишет: «Ясно мне, что все демоны и черти — это лишь образ для описания ложных идей и психологических установок» .

Ведь вложив в человека стремление к запрещенному, Б-г также дал ему силы победить собственную природу, подняться над ней, наполнить ум и сердце Б-жественным светом и навести порядок и гармонию в окружающем его мире.

Примечания

Берешит, 2:23.
Раши на этот стих и Сифтей хахамим на Раши.
Смысл последних слов стиха 2:20.
Мидраш Альфа бета Бен Сиры.
Берешит Раба 18:5 объясняет по-другому, но это не относится к нашей теме.
Это можно связать с простым смыслом стиха: звери созданы из земли, рыбы и птицы из воды (рыбы у Раши не упоминается). Возможно, в этом причина, почему они не подошли человеку. Интересно над этим подумать.
Мидраш там же.
Еще ее назыают женой Сатаны, т. е. женской его ипостасью, в терминах каббалы нуква де клипа. По поводу нуква де клипа см. например Зоѓар, гл. Пинхас, стр. 231:2; Ор ѓа-Хаим на стих гл. Ваехи, 49:11, со слов «бней атоно»). Обратим внимание на то, что рабби — автор Ор ѓа-Хаим тоже ее не одолел, как и Адам (требует выяснения).
Мидраш говорит, что каждый день она порождает демоническое потомство, но часть его убивает, чем оплачивает свою независимость от Адама.
Берешит, 3:20.
Необязательно в буквальном смысле. В переносном смысле она умрет как проститутка, ей придется заняться другими делами.
Берешит, 2:7.
Все примеры взяты из книги Шева мицвот Ѓашем раввина Моше Вайнера, да продлит Б-г дни его жизни. Подробные ссылки указывать не будем, книга переводится на русский язык, и, когда выйдет в свет, каждый сам сможет ее прочитать.
Следует из написанного: «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, прилепится к жене своей, и будут одной плотью». «Отца и мать своих» – тут все понятно; «к жене своей» – а не к чужой; «к жене» – а не к мужчине; «будут одной плотью» – это дети, в которых плоть отца и матери сливаются в сплошное единство, этим исключаются все животные и птицы, с которыми у человека не может быть потомства.
По поводу родителей с детьми и братьев с сестрами см. в книге.
Шева мицвот Ѓашем, часть 6, §11.
Меири на Брахот 5:1 (сказал рав Ицхак: «Каждый, кто читает Шма, и так далее»).

Это довольно интересный персонаж, с древнейшим происхождением, является демонической женщиной или . Сначала, так назывались духи или демоны. Они появлялись при наступлении ночи и плохо влияли на человека, когда он спал. В переводе с еврейского, Лилит означает ”ночная”, ”ночь” так же ”дух”, ”воздух”. Поэтому, в разных сочетаниях и понятий, и интерпретаций, под этим названием миру известны различные призрачные и демоноподобные существа, которые ”охотились” ночью.

Интересно ещё то, что женщин-призраков упоминали вместе с призраками мужского пола, которые назывались ”Лилу”. Оба эти вида осуществляли нападения на людей во сне, с целью совершения сексуальных связей. В результате после таких связей, появлялись демоны, или дети, которые, имели какое - то физическое или психическое отклонение.

Лилит первая жена Адама

Во время когда был каббалистический период времени, впоследствии того как римская армия разрушила Иерусалимский храм, миф о Лилит получает новую трактовку. В ней она рассматривается как первая женщина Адама. Но как оказалось позже, она была слишком с непокорным и строптивым характером. Отказывала в подчинении Адаму, и Бог за это изгнал её из Рая, а вместо неё создал вторую женщину, Еву. Из-за своей гордыни, потому, что противоречила мужу и Богу, Всевышний превратил её в демона и проклял.

Отсюда и произошел, этот древнейший мифологический персонаж, в еврейском фольклоре в средние века, в котором находит своё отражение аккадское, вавилонское и шумерское представление о Лилит. Она становится, по кабалистическим традициям, угрозой для новорожденных и похищает детей, а также являлась угрозой для беременных женщин. По этому, появилось и начало развиваться отдельное направление в магии. Было придумано множество специальных защитных амулетов, на которых писали имена ангелов. Появился обычай, завязывать на запястье ребёнку при рождении, . Считается, что таким образом это отводит злых духов, потому что они страшатся красного цвета.

Совместно с основным мифом у евреев, во времена всемирного рассеяния, появляется, дополнительный, который впоследствии активно подхватили сатанисты. В котором говорится, что пережив ”развод” с Адамом и изгнание из рая, став демоном, она становится женой сатаны. Ангела по имени Самаэль, который восстал против Господа.

В этом амплуа, она становится так же матерью множества демонов, а так же их царицей. Некоторые сатанинские секты, которых сейчас насчитывается примерно несколько десятков, стали культивировать разнообразные версии собственных мифологий, и роль Лилит в каждом поклонении, существенно разнятся. В некоторых новых мифах она предстаёт всего лишь, приближённой к сатане. Демон Лилит женского рода, и как одна из всего его многочисленного «гарема».

Или, например, в роли «законной» жены падшего ангела Самаэля, и непосредственно, повелевающая всеми призраками и демонами женского происхождения и сущностей. А так же то, что Лилит, это могущественная сила, в каком-то роде, тёмная половина всего зла, как воплощение природной чувственности и первозданной тьмы.

В некоторых, существующих современных радикальных феминистских сатанинских культах, существует, хотя и не очень распространено, отождествление Лилит с дьяволом, и приписывание ему женскую природу. Их точка зрения заключается в следующем - женщины, несомненно, считаются высшими существами по сравнению с мужской половиной, и обязана стать не просто получит равноправие во всём, а управлять и руководить мужчинами.

Валентина – женщина-начальник. Ей 32 года, она работает в крупной фирме, у нее в подчинении более полутора сотен человек. Валентина умна, образована, интеллигентна, хороша собой. Но в коллективе ее не очень любят – и мужчины, и женщины.

Как-то на корпоративной вечеринке ее зам решил проявить галантность и сделать комплимент: «Вы, Валентина Петровна, не женщина, Вы – настоящий мужчина!» Валентина расстроилась, но виду не подала. Тем более что подруги ей регулярно сообщают, что не годится женщине ТАК много работать и СТОЛЬКО зарабатывать. Никакой мужчина рядом не удержится.

Валентине нравится ее работа, она долго шла к ней. Три высших образования, одно из которых получено за границей, приглашения на симпозиумы и конференции, признание зарубежных коллег – все это в активе. А что не так? Нет мужа, нет уверенности в своей женственности.

Начинаем разбираться – и выясняется, что «женственность» для Валентины ассоциируется с домом, пирожками, детьми. Вот такое узкое понимание. И оказывается, что сама Валентина себя к женскому полу причисляет весьма условно. Такая вот печальная история. Все есть для счастья – но для этого надо чувствовать себя женщиной. А с этим как раз проблема.

Удивительно то, что мы живем в XXI веке и обладаем сознанием, заполненным дремучими стереотипами. Согласно этим стереотипам, женщина должна быть пассивной, робкой, эмоциональной, чувствительной, зависимой. Такие же качества, как активность, целеустремленность, уверенность, высокий интеллект приписываются мужчине.

Хотя различия между мужчинами и женщинами сильно преувеличены, многие люди считают, что раз так было на протяжении веков – значит, так должно быть вечно.

Стереотипы меняются медленно. Но вот комбайны, микроволновые печи, кулинарии и кафе заменили женщин на кухне, детский сад и школа взяли на себя часть традиционной нагрузки по воспитанию.

Сегодня браки заключаются в более позднем возрасте, и у большинства женщин 1-2 ребенка. Времени реально больше – того времени, которое женщина может потратить на себя, на свое образование, уход за внешностью, занятия спортом, на хобби. Но стереотипы сильны – и такая женщина часто подвергается осуждению.

А иногда на нее просто ставят клеймо – «ты не женщина». Поэтому так важно понять, как заботится о себе, реализовывать свой жизненный замысел и чувствовать себя женщиной, а не мужчиной в юбке.

Я предлагаю порассуждать о разных типах женщин, и начать с самого начала – с истории сотворения человека. Неважно, верите вы в Бога или нет – вы обязательно слышали о книге Бытия. В первых двух главах книги Бытия излагаются две разные истории сотворения человека.

Так, согласно первому варианту, Господь создает из праха мужчину и женщину. Во второй главе рассказывается совершенно отличная от первой история о появлении человека. Согласно этой версии, Адам был создан из праха, а женщина – из его ребра.

Многие ученые, теологи и просто верующие люди пытались понять и истолковать эти тексты. Воображение порождало множество легенд и мифов. Наиболее ранняя и самая известная версия изложена в апокрифическом еврейском сочинении Алфавит Бен-Сира:

«После создания Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: Нехорошо, чтобы Адам был один (Быт 2:18) Он создал женщину, тоже из праха, и назвал ее Лилит.

Они немедленно побранились. Она сказала: Я никогда не лягу под тебя!


Он сказал: Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя.

Она отвечала: Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли). Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь.

Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря «Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней».

Всевышний сказал Адаму: Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно.

Ангелы пошли за ней и достигли ее в море, в мощных водах, где суждено было пропасть египтянам. Ангелы сказали ей Божье слово, но она не захотела вернуться.» (Алфавит Бен-Сира, 23 а-b).

Согласно легендам, Лилит губит и крадет младенцев. Лилит искушает и истощает мужчин во сне, крадет их сперму для создания демонических детей взамен собственных. Авива Кантор, автор классической работы «Вопрос Лилит», отмечает, что качества, приписываемые Лилит, отражают извечную мужскую боязнь импотенции и потери мужской силы, тревогу перед потерей женской поддержки в семье и страх перед угрозой выживания всего народа.

Таким образом, перед нами предстают две ипостаси женщины:

Лилит – активная, энергичная, борющаяся за свои права, достигающая своих целей при помощи собственных сил. Своим требованием равенства Лилит ослабляет и разрушает Адама. Такая женщина может отказать мужу, чем несет угрозу самому существованию патриархального общества. Эта женская роль рассматривается как негативная, неправильная и не принимается обществом.

Яркой характеристикой Лилит является стремление к полной, неограниченной свободе. Она выдвигает жестокие требования по отношению к мужчине, хочет видеть в нем «демона» через проявления с его стороны мужества, смелости, безрассудства, ярко выраженной сексуальности.

Все, что ей нужно от мужчины – это сексуальное удовольствие. Лилит отрицает радость материнства, она не дает мужчине выполнить главную роль в жизни женщины – стать отцом ее ребенка.

Ева – покорная, покладистая, послушная, соглашающаяся со своим мужем. Она – символ связанности с мужчиной, она подчинена ему, потому что рождена из ребра и является «плотью от плоти его». Ева – опора для семьи, для своего мужа, и поэтому данная роль рассматривается как позитивная модель поведения для женщины.

Анализируя этот миф, психоаналитик Виктория Потапова отмечает, что он уникален, потому что не известна другая история, в которой бы женщина восстала против мужчины ради равноправия. Этот миф несет женщине следующее послание: «Если ты захочешь равных со мной прав, если будешь требовательной, настойчивой, свободной, независимой, если будешь иметь собственные сексуальные желания – или нежелания – то ты плохо закончишь: ты станешь ведьмой, нимфоманкой, у тебя не будет детей!»

Вот так женский образ оказывается разделенным на две части. Одна часть, которую можно обозначить как Лилит, является привлекательной для мужчин. Не зря многие женщины в сердцах говорят: мужчины любят стерв. Однако эта часть женщины одновременно пугает – ведь она непредсказуема, она запросто может вступить в конкуренцию – и выиграть ее, может настоять на своем.

Кроме того, эту женщину невозможно контролировать в сексуальной сфере – ведь она знает, чего хочет, и добивается этого! Нежелание Лилит ложиться под Адама символизирует ее стремление к равенству, что пугает мужчину. Это извечный страх мальчика перед всемогущей матерью, который заставляет мужчин оставаться пассивными. Поэтому мужчины ищут и одновременно боятся Лилит.

Вторую часть женского Я символизирует Ева. Ева, хранительница очага, мать и жена, послушная и понимающая, готовая бесконечно приносить себя в жертву ради мужа и семьи. Она надежна, предсказуема, удобна и привычна.

Ева не спорит с мужчиной – она по-хитрому, осторожно внушает ему свои идеи. Именно Ева может всю жизнь оставаться в тени своего мужа, даже если она написала за него докторскую диссертацию, «выбила» продвижение по службе, заработала основную часть семейного бюджета. Главное для Евы – чтобы дома все было хорошо.

Мужчины с трудом принимают проявления Лилит в собственных женах. Лилит – это любовница, компаньонка, соратница, но в качестве жены она слишком пугающая, слишком сложная, требует слишком большого напряжения от мужчины. Ведь она – равная.

Елена вышла замуж за Александра в 24 года. Они были однокурсниками и хорошо понимали друг друга. Родился сын, потом второй. Муж работал в строительной фирме, и после выхода из декрета Елена устроилась туда же. Конечно, было непросто – дети требовали внимания, и первые несколько лет Елена летела после работы домой.

Но вот сыновья подросли, и Елена обнаружила огромный интерес к работе. Стала делать проекты, которые высоко оценили заказчики. Через некоторое время Елене предложили возглавить творческую группу, потом – отдел.

Елена стала замечать, что муж от нее отдаляется. Все попытки поговорить и прояснить отношения наталкивались на стену агрессии. Подруга объяснила все просто – завидует. Александр менее талантлив, и, действительно, еще в университетские годы проигрывал жене.

Елена поняла, что нужно решать серьезную проблему – как сохранить и работу, и семью. Много говорила с мужем, объясняла ему, как ценит их отношения. Но муж куксился и дулся. Один раз проговорился – дескать, сослуживцы подшучивают: кто у вас дома командует, тоже, небось, жена?

В итоге Елена не выдержала – уволилась с работы, пошла в другую фирму, потеряла в зарплате. С мужем отношения наладились, и на новой работе потихоньку завоевывает авторитет, но как-то очень ей от этого грустно.

В этой истории все очевидно – Ева победила Лилит, поскольку было сложно найти компромисс между карьерой и семьей. Мужчины отрицают женское в себе и не допускают проявлений у женщины того, что они считают «мужским».

Поэтому активная, умная женщина будет пугать многих мужчин – неуверенных в себе, слабых, не признающих собственную женскую часть, боящихся женской власти, завистливых, эмоционально незрелых. Эти мужчины предпочитают домашнюю Еву – хотя их все время тянет к Лилит.

Женщина становится женщиной с Другим – мужчиной. Это сложный и тонкий процесс, включающий ее естественные желания – и его ответы на них, ее самовыражения – и его принятие разных аспектов женственности.

Но патриархальная культура, отказывающая женщине в праве быть собой – разной собой, а не только послушной девочкой в руках у мужчины – не дает возможности развивать все свои сильные стороны.

И поэтому зачастую девочки-школьницы не гордятся своими успехами в математике и физике, а стыдятся их – ведь умной женщине сложнее стать объектом поклонения и восхищения. Да и родители частенько подливают масла в огонь: «Моя дочка уже на пятом курсе учится, одни девятки и десятки. Лучше бы мужа себе поискала».

Обесценивание всего, что не относится к «женской» епархии – работы, карьеры, увлечений, характерно для патриархальной культуры. Мужчины будут одобрять вышивание жены крестиком - и завистливо следить за успехами теннисисток, сестер Вильямс, у которых скорость подачи мяча такая же, как у мужчин. Они одобрят даже просмотр сериалов – только не конкурируйте с ними в профессиональной сфере.

Как женщине стать собой? Как не ограничить «женское» ролью матери, жены, сестры и дочери, а также домработницы, посудомойки, повара? Как ей обходиться со своими смелыми мечтами, с желанием экспериментировать, с поисками себя?

В наше время мы видим много примеров талантливых и мудрых женщин – женщин-политиков, женщин-ученых, женщин-профессионалов. Каждый раз, когда я встречаю такую женщину, я задаю себе вопрос: есть ли рядом с ней мужчина? И очень радуюсь, когда понимаю, что в мире все больше умных, теплых, поддерживающих мужчин, которые гордятся успехами своих жен и создают им условия для самореализации.

Потому что в каждой женщине в разных пропорциях смешаны Ева и Лилит, и если давить, удерживать или игнорировать одну из частей своего Я, невозможно стать собой. Представьте – если вы согнете одну ногу – как вы будете передвигаться? Наверняка не очень быстро, да и неудобств много. Если завяжете правый глаз – хорошо ли будет смотреть на мир только левым?

А если вы «подавите» часть своего Я, вы не сможете использовать все свои силы, весь потенциал для того, чтобы прожить свою единственную, но такую важную жизнь. Если вы «давите» Еву – вы обрекаете себя на одиночество, зависть и женщин, и мужчин. Если «давите» Лилит – вы ограничиваете свое личностное развитие и сексуальность.

Только признание и принятие всех аспектов своего Я делает каждого из нас гармоничной личностью. А Ева и Лилит – это метафоры, позволяющие описать два типа женской жизни и женского выбора.

Лилит и Ева существуют одновременно и вместе. Если они борются и побеждает одна из них – женщина фиксируется на одном из полюсов: либо на полюсе абсолютной свободы, либо на полюсе абсолютной связанности с мужчиной. А истина, как известно, находится посредине.

Кстати, Валентина, о которой я писала в самом начале, смогла встретиться и со своей Лилит – она назвала ее «карьеристка», и с Евой, которая получила имя «домашняя наседка». Оказалось, что они способны мирно сосуществовать и даже дружить! Валентина изменилась и внутренне, и внешне.

В гардеробе наряду с брючными костюмами появились сексуальные наряды. А год назад она встретила своего суженного – мужчину из европейского государства, который влюбился в нее и после полугода ухаживаний, переписок, звонков и встреч сделал ей предложение. Он говорит, что его очаровало в Валентине сочетание ума и женственности – до этого он встречал либо красивых, но неглубоких женщин, либо умных, но чересчур холодных и деловых. А в Валентине он нашел все, что так долго искал.

Счастье возможно, и самое главное условие для этого – найти себя.

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной...

Лилит была первой женой Адама

В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети... А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания.

Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.


«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана Богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - Lady Lilith , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

...Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева...