Модель человека в институциональной экономике современное состояние. Модели поведения человека в институциональной экономике

Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Но, как справедливо отмечал Г. Саймон, усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора в. экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа: «Неоклассическая теория исследует, по сути, не процесс выбора, а его результаты».

Внимание экономистов к проблеме и механизму экономического выбора и условий, опосредующих этот выбор, обусловило пересмотр классической модели экономического человека в рамках институционализма.

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM. Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

Информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;

Человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;

Не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведет к максимизации полезности);

Желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи. Согласно Ф. фон Хайеку, рациональным можно назвать такой тип поведения, которое «нацелено на получение строго определенных результатов». При этом отмечается, что теория рационального выбора объясняет только нормальное поведение людей. Остается лишь определить, что является нормой в экономической действительности.

В экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения:

Рациональность как таковая;

Следование своим интересам.

Согласно О. Уильямсону, существуют три основные формы раци­ональности.

1. Максимизация предполагает выбор лучшего варианта из всех име­ющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители - функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной.

2. Ограниченная рациональность - познавательная предпосылка, ко­торая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени. Даже экономисты, считающие рациональность императивной, относят ограниченную рациональность к иррациональности или нерациональности, т. е. сторонники теории трансакционных издержек еще больше размывают границы неопределенности, принятой в классической теории. Однако экономическая теория трансакционных издержек объясняет эту двойственность необходимостью объединить в одном мотиве ориентацию на экономное использование ограниченных ресурсов и стремление к изучению институтов как поведенческих шаблонов в условиях ограниченной информации. Эта теория одной из важнейших предпосылок берет такой ограниченный ресурс, как интеллект. Существует стремление сэкономить на нем, а для этого либо уменьшаются издержки в ходе самих процессов принятия решения (за счет личных способностей, владения большим количеством информации, опытом и т. д.), либо обращаются к помощи властных структур.

3. Органическая рациональность - слабая рациональность процес­са. Ее используют в эволюционном подходе Р. Нельсон, С. Уинтер, А. Алчиан, прослеживая эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм. А также представители австрийской школы К. Менгер, Ф. фон Хайек, профессор Нью-Йоркского университе­та Исраэль Меир Кирцнер (Israel Meir Kirzner, род. 1930), связывая ее с процессами более общего характера - институтами денег, рын­ков, аспектами прав собственности и т. д.

Формы органической и ограниченной рациональности дополняют друг друга, но используются порознь для достижения различных целей, хотя изучение институтов как способов сократить трансакционные издержки неоинституционалистами и выяснение жизнеспособности институтов австрийской школой тесно связаны.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина: институциональная экономика. Предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки. Основные течения современного неоинституционализма

Дисциплина институциональная экономика.. предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и причины возникновения институциональной экономики как науки
Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако их создание - сложный и длительный процесс. Они с трудом поддаются заимствованию; действие законов, эффективно ре

Старый» и новый институционализм
«Старый» институционализм как экономическое течение возник на рубеже XIX-XX веков. Он был тесно связан с историческим направлением в экономической теории, крупнейшими представителями которого были

Основные течения современного неоинституционализма
В настоящее время идеи концепции неоинституционализма (нового институционализма) лежат в основе многих отраслей экономического знания. Следует отметить, что всех представителей неоинституц

Основные концепции неоинституционализма: теория прав собственности
Ее родоначальниками являются А. Алчиан, Р. Коуз, Г. Демсец, Р. Познер, Стив Пейович (Pejovich Steve, род. 1931), О. Уильямсон, Эрик Фуруботн (Eirik Grundtvig Furubotn, род. 1923). Централь

Основные концепции неоинституционализма: теория трансакционных издержек
Основные представители - Р. Коуз и О. Уильямсон. Представители данного направления полагают, что неоклассическая теория сужает возможности своего экономического анализа из- за того, что уч

Основные концепции неоинституционализма: теория экономических организаций
Основные представители: Фрэнк Найт (Frank Knight, 1885-1972), Р. Коуз, А. Алчиан, Г. Демсец, О. Уильямсон, К. Менар. В рамках этой теории фирма рассматривается сквозь призму трансакционног

Основные концепции неоинституционализма: теория экономики права
Представители: Р. Коуз, Р. Познер, Гэри Стэнли Беккер (Gary Stanley Becker, род. 1930). Направление экономики права исходит из того, что агенты ведут себя как рациональные максимизаторы пр

Основные концепции неоинституционализма: теория новой экономической истории
Представители: Д. Норт, Роберт Уильям Фогель (Robert William Fogel, род. 1926). Эта теория рассматривает исторический процесс с точки зрения эволюции институтов, теории прав собственности

Основные концепции неоинституционализма: теория эволюционного неоинституционализма
Основные представители: профессор Колумбийского университета Ричард Нельсон (Richard R. Nelson, род. 1930), профессор Университета Пенсильвании Сидней Грэхэм Уинтер (Sidney Graham Winter, род. 1935

Основные концепции неоинституционализма: теория экономики соглашений
Основные представители: французские профессора экономики Высшей школы социальных наук Лоран Тевено, Люк Болтански (Luc Boltanski, род. 1940), Оливье Фаворо (Olivier Favereau), Франсуа Эмар-Дюверне

Ситуация координации
Ситуация координации возникает в случае наличия двух равноценных равновесий по Нэшу, и трудность заключается в том, чтобы осуществить выбор из этих двух равноценных результатов, который возможен ли

Ситуация неравенства
Для того чтобы выяснить суть ситуации неравенства и институтов, возникающих в ней, представим себе некоторое аграрное общество до установления в нем прав собственности. В этом обществе живут два па

Ориентация на собственный интерес
1. Оппортунизм.Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как лож

Год защиты: 2015
Оценка: отлично
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………...……………………………...3
1 НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА ………....................................................6
1.1 Историческая эволюция модели экономического человека ……...6
1.2 Общая характеристика модели рационального максимизатора ….15
1.3 Краткая характеристика альтернативных моделей экономического человека ……………………………….18
2 МОДЕЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ………………………………………….20
2.1 Категория инстинктов Т. Веблена……………………..20
2.2 Человеческая природа по Д. Дьюи …………………...23
2.3 Сравнение неоклассической и институциональной моделей человека …………………………………………...24
3 ПРОБЛЕМА ОГРАНИЧЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОДЕЛЯХ ЧЕЛОВЕКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ……………………………..…………27
3.1 Проблема рационального поведения экономического человека………….………….... ……………………………...27
3.2 Институциональный человек в среде трансакционных издержек…………………………………………..32
3.3 Проблема оппортунистического поведения в гибридных моделях человека……………………….………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………….42
Приложение А - Историческая эволюция модели экономического человека.…………………………….. ……45
Приложение Б - Сравнение моделей экономического и институционального человека………………………………46
Приложение В - Сравнительная характеристика теоретических представлений об индивиде…………………………….. ………………47

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Многообразие человеческой личности, разнообразные мотивы ее деятельности делают необходимым при научном анализе экономической жизни использоватьмодель человека. Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей. Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, то есть индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования. Она рассматривает модель человека как определенную теоретическую предпосылку, на основе которой экономисты строят свои многочисленные теории: спроса, предложения, конкуренции, прибыли, поведения потребителей и производителей.
Знание модели человека, лежащей в основе экономических теорий, раскрывает область допустимых значений, в которой применимы выводы этих теорий. Понимание экономических моделей дает возможность объяснить мировоззренческие установки людей, спрогнозировать их поведение, ознакомиться с общими представлениями ее автора о законах функционирования экономики и экономической политики в идеологическом контексте своего времени.
Актуальность темы исследования также определяется тем, что человеческий фактор является ключевым и во многом определяет эффективность деятельности фирм, предприятий, государственных организаций и национального хозяйства в целом.
В основе возникновения оппортунизма, следовании человеком своим интересам обманным путем, несоответствие целей фирмы и индивида, лежит асимметрия информации, которая существенно усложняет проблемы экономической организации . Создание эффективных механизмов снижения вероятности оппортунизма невозможно без анализа экономического поведения человека. Следовательно, построение теоретико-экономической модели поведения человека, принимающей во внимание условия окружающей его среды (в первую очередь, условия организации, в которую он включен) актуально в современных условиях российской институциональной экономики.
Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Цель работы состоит в определении сущности процесса принятия экономических решений человеком, установлении и уточнении влияния экономической институциональной среды на его поведение.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- описание основных моделей поведения человека в экономической теории;
- установление влияния экономической институциональной среды на поведение человека;
- рассмотрение представлений об экономическом человеке различными экономическими школами;
-сравнение характеристик человека экономической и институциональной моделей;
- рассмотрение методов снижения оппортунистического поведения агентов институциональной экономической теории.
Объектом исследования является модель человека в институциональной экономической теории.
Предметом исследования являются причины возникновения и решение проблемы ограниченной рациональности и оппортунистического поведения субъектов институциональной экономики.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы ведущих американских, западноевропейских и российских ученых по рассматриваемой проблематике: Т. Веблена, Р. Капелюшникова, Т. Эггертсона, В. Автономова, Й. Шумпетера, А. Белянина, А. Худокормова, А. Шаститко,С. Суркова и др.
Разработанность темы. Предпосылками в модели человека занимались многие выдающиеся экономисты, однако влияние на эти предпосылки развития смежных наук детально не изучалось. Границы человеческой рациональности изучали Г. Саймон, Х. Лейбенстайн, Р. Талер, А. Тверски, А. Белянин, Д. Канеман,В. Маевский, Р. Хайнер,Д. Чернавский и др. Роль институтов в поведении человека и в экономической системе исследовали Д. Норт, Дж. Ходжсон,Т. Эггертсон, Р. Капелюшников, А. Шаститко, А. Олейник, Л. Полищук, и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава первая раскрывает общие теоретические положения модели экономического человека, ее историческое развитие, характеристику типов данной модели,современное теоретическое представление.
Во второй главе рассмотрены теоретические положения модели институционального человека в экономической теории, представления институционалистов Т. Веблена и Д. Дьюи о влияющих факторах на поведение человека.
Третья глава содержит информацию о причинах возникновения проблемы ограниченной рациональности и оппортунистического поведения экономических субъектов, а также предлагаются пути ее решения.
В заключении подведены итоги всей проделанной работы и сделаны соответствующие выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В экономической теории существует субъект деятельности. Поведение человека анализируется с точки зрения экономической теории. В итоге получается развернутая характеристика человека и строится теоретическая модель.
Унифицированное представление о человеке, действующем в определенной системе социально-экономических отношений включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.
Неоклассическая теория исходит из предположений, что все потребители знают, чего они хотят, то есть каждый имеет свою совокупность известных ему потребностей, которые к тому же связаны функционально.
Большое значение сегодня имеет парадигма институциональной экономики. Действия агентов происходят в институциональной среде. Побудительными мотивами действий агентов являются не столько попытки обеспечения максимальной прибыли, сколько стремление к соответствию данного агента институциональным нормам и правилам, к улучшению своего положения в рамках этих институтов.
Поэтому, предметом институциональной экономики являются взаимоотношения между агентом и институтом.
В современной экономической мысли просматриваются тенденции к сближению с другими дисциплинами (теория игр, экономическая социология, психология, институционализм) , усложнение математического аппарата, описывающего потребительский выбор путем включения в анализ многоаргументальных фунций. Это приводит к образованию гибридных моделей человека: социоэкономической, комплексной, инновационной.
Оппортунистическое поведение хозяйствующих субъектов, реализующееся в различных формах, оказывает преимущественно негативное влияние на развитие системы экономических отношений. В большинстве случаев оппортунистическое поведение проявляется через использование прав собственности в противоречии с общественными институциональными интересами. Поэтому важно создать в организации систему внутреннего контроля и атмосферу доверия среди персонала, усовершенствовать кадровую политику.
Сравним характеристику теоретических представлений об индивиде (Приложение В).
Целью деятельности экономического человека является максимизация полезности, гибридного человека- минимизация трансакционных издержек. Деятельность институционального человека происходит в институциональной среде, поэтому его целью является культурная образованность.
Знания экономического человека неограниченные, так как он хозяин своих действий. Знания гибридного и институционального человека ограниченные, поэтому при поиске необходимой информации возникают трансакционные издержки.
Человеку гибридной и институциональной моделей экономической теории присуще оппортунистическое поведение. Увеличение благосостояния экономического человека возможно лишь в форме обмена, а не кражи.
Итак, население страны представляет основу экономики. Поэтому выработка поведенческой стратегии индивидов, соответствующей реалиям рынка, - одно из важнейших условий формирования рыночной экономики в России.

Презентация к работе состоит из 17 слайдов.

Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Но, как справедливо отмечал Г. Саймон, усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора в. экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа: «Неоклассическая теория исследует, по сути, не процесс выбора, а его результаты».

Внимание экономистов к проблеме и механизму экономического выбора и условий, опосредующих этот выбор, обусловило пересмотр классической модели экономического человека в рамках институционализма.

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM. Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

Информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;

Человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;

Не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведет к максимизации полезности);

Желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи. Согласно Ф. фон Хайеку, рациональным можно назвать такой тип поведения, которое «нацелено на получение строго определенных результатов». При этом отмечается, что теория рационального выбора объясняет только нормальное поведение людей. Остается лишь определить, что является нормой в экономической действительности.

В экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения:

Рациональность как таковая;

Следование своим интересам.

Согласно О. Уильямсону, существуют три основные формы раци­ональности.

1. Максимизация предполагает выбор лучшего варианта из всех име­ющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители - функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной.

2. Ограниченная рациональность - познавательная предпосылка, ко­торая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени. Даже экономисты, считающие рациональность императивной, относят ограниченную рациональность к иррациональности или нерациональности, т. е. сторонники теории трансакционных издержек еще больше размывают границы неопределенности, принятой в классической теории. Однако экономическая теория трансакционных издержек объясняет эту двойственность необходимостью объединить в одном мотиве ориентацию на экономное использование ограниченных ресурсов и стремление к изучению институтов как поведенческих шаблонов в условиях ограниченной информации. Эта теория одной из важнейших предпосылок берет такой ограниченный ресурс, как интеллект. Существует стремление сэкономить на нем, а для этого либо уменьшаются издержки в ходе самих процессов принятия решения (за счет личных способностей, владения большим количеством информации, опытом и т. д.), либо обращаются к помощи властных структур.

3. Органическая рациональность - слабая рациональность процес­са. Ее используют в эволюционном подходе Р. Нельсон, С. Уинтер, А. Алчиан, прослеживая эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм. А также представители австрийской школы К. Менгер, Ф. фон Хайек, профессор Нью-Йоркского университе­та Исраэль Меир Кирцнер (Israel Meir Kirzner, род. 1930), связывая ее с процессами более общего характера - институтами денег, рын­ков, аспектами прав собственности и т. д.

Формы органической и ограниченной рациональности дополняют друг друга, но используются порознь для достижения различных целей, хотя изучение институтов как способов сократить трансакционные издержки неоинституционалистами и выяснение жизнеспособности институтов австрийской школой тесно связаны.

Вольчик В.В. Лекции по институциональной экономике

Модели поведения человека в институциональной экономике

1. Модель экономического и социологического человека.

2. Типологии рациональности и следования своим интересам.

3. Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме.

Литература

Основная:

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб. 1998.

2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 1.

3. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. В.М.Гальперина.- СПб.: Экономическая школа. 1999.

4. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS Вып.3. 1993.

5. Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. 1997. №7.

6. Брунер К. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS. Т.1. Вып.3. 1993.

7. Уильямсон О. Поведенческие предпосылки современного экономического анализа // THESIS. Т .1. Вып .3. 1993.

Дополнительная:

1. Уильямсон О . Экономические институты капитализма . СПб ., 1996.

2. Hodgson, Geoffrey M. The hidden persuaders: institutions and individuals in economic theory. Cambridge Journal of Economics 2003, 159-175.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1994.

1. Модель экономического и социологического человека

Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Но как справедливо отмечал Саймон, усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора в экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа: «неоклассическая теория исследует, по сути, не процесс выбора, а его результаты» .

Внимание экономистов к проблеме и механизму экономического выбора и условий, опосредующих этот выбор, обусловило пересмотр классической модели экономического человека в рамках институционализма.

Но вначале необходимо кратко рассмотреть предпосылки, на которых базируется неоклассическая модель экономического человека.

Необходимо отметить, что основной элемент концепции экономического человека, рациональность, является настолько сложным для научного анализа, насколько простым это понятие кажется с точки зрения обыденного сознания.

Рациональность может быть определена следующим образом: субъект (1) никогда не выберет альтернативу X , если в то же самое время (2) ему доступна альтернатива Y , которая, с его точки зрения (3) , предпочтительнее X .

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек» . Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

1) информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;

2) человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;

3) не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведёт к максимизации полезности);

4) желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи.

Подобные допущения привели к обвинениям в адрес современной ортодоксальной экономической науки в том, что она стала, по сути, «экономикой классной доски» и совершенно оторвалась от реальной жизни.

Но рациональность – это ещё далеко не всё, что определяет поведение экономического агента. Он не существует обособленно от окружающих предметов и таких же агентов как он, поэтому необходимо рассмотреть и ограничения, с которыми сталкивается человек в процессе принятия решения или осуществления выбора.

Неоклассическая теория здесь исходит из предположений, что все потребители знают, чего они хотят, то есть каждый имеет свою совокупность известных ему потребностей, которые к тому же связаны функционально. Для упрощения анализа неоклассики взяли «усредненную» функцию полезности, где не учитываются ни разнообразие возможностей максимизации при постоянной величине дохода, ни различия между субъективными стремлениями использовать имеющиеся ресурсы и объективными возможностями. Следовательно, так как предпочтения известны, то решением функции полезности будет определение неизвестных результатов индивидуального выбора.

Однако ценность теории, предсказывающей выбор потребителя или другого экономического субъекта, будет высока тогда, когда окружающая ситуация остается относительно стабильной, а потенциалы, заложенные в ней, являются доступными для принятия и переработки человеческими возможностями. Тем более, что существуют, кроме вышеперечисленных внешних, ещё и внутренние препятствия, от которых неоклассики просто абстрагируются.

Следуя неоклассикам, можно представить человека как совершенное существо, полностью владеющее собой и своими собственными поступками, то есть определяющим последние единственным критерием – собственной функцией полезности. Кроме того, он оставляет в стороне предпочтения других субъектов, которые в позитивном или негативном плане могут отразиться на его решениях, а также предполагает отсутствие взаимосвязи между целью и средством. Одно и другое берутся уже заранее известными и возможность того, что при рассмотрении цепочки последовательных действий цель может стать средством и наоборот – отсутствует.

Таким образом, можно отметить, что отсутствие каких-либо предпосылок о возможности влияния решений одних людей на решения других отрывают ортодоксальную теорию от социальности экономической науки.

Социологических моделей человека существует, по мнению Линденберга, два вида. Первый (акроним SRSM ) – социализированный человек, исполняющий роль, и человек, который может быть подвержен санкциям. Это человек, полностью контролируемый обществом. Ставится цель – полная социализация. Процесс направляется обществом – человек играет свою роль в нём. Наконец, возможность применения санкций – это контроль со стороны общества.

Вторая модель (акроним OSAM ) – человек, имеющий собственное мнение, восприимчивый, действующий. Этот человек имеет мнение относительно разных сторон окружающего его мира. Он восприимчив, но действует в соответствии со своим мнением. Но он не имеет ничего общего с экономическим человеком, т.к. у него отсутствуют изобретательность и ограничения.

Сравнивая эти две модели, можно увидеть, что экономический человек концентрирует в себе наиболее характерные черты человеческого поведения в процессе повседневной рыночной деятельности. Хотя эти черты являются далеко не единственными.

Социологический человек переносит характеристику своего поведения на свое же поведение: общество в действительности не является действующим лицом, оно представляет собой результат индивидуальных действий и взаимодействий людей. Поэтому современные науки, связанные с обществом, тяготеют к модели экономического человека, оставляя его поведение обоснованием явлений, тогда как социологическая модель не представляет ничего конкретного, опираясь на неустойчивую взаимосвязь между человеком и обществом.

2. Типологии рациональности и следования своим интересам

Согласно классификации О. Уильямсона, в экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения :

1) рациональность (как таковая);

2) следование своим интересам.

Рассмотрим эти модели подробнее:

1. Рациональность.

Согласно О. Уильямсону, существует 3 основные формы рациональности:

1) максимизация. Она предполагает выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив. Этого принципа придерживается неоклассическая теория. В рамках этой предпосылки фирмы представлены производственными функциями, потребители – функциями полезности, распределение ресурсов между различными сферами экономики рассматривается как данное, а оптимизация является повсеместной;

2) ограниченная рациональность – познавательная предпосылка, которая принята в экономической теории трансакционных издержек. Это полусильная форма рациональности, которая предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени .

Такое определение заключает в себе возможность различных его интерпретаций. Сами экономисты, привыкшие считать рациональность категоричной, относят ограниченную рациональность к иррациональности или нерациональности. Социологи считают такую предпосылку слишком большим отступлением от принятой в экономической теории относительной поведенческой точности.

То есть говорят, что приверженцы теории трансакционных издержек ещё больше размывают границы неопределённости, принятой в классической теории. Однако экономтеория трансакционных издержек объясняет эту двойственность необходимостью объединить в одном мотиве ориентацию на экономное использование ограниченных ресурсов и стремление к изучению институтов как поведенческих шаблонов в условиях ограниченной информации.

Эта теория одной из важнейших предпосылок берёт такой ограниченный ресурс, как интеллект. Существует стремление сэкономить на нём. А для этого либо уменьшаются издержки в ходе самих процессов принятия решения (за счет личных способностей, владения большим количеством информации, опытом и т.д.), либо обращаются к помощи властных структур.

3) Органическая рациональность – слабая рациональность процесса. Её используют в эволюционном подходе Нельсон, Уинтер, Алчиан, прослеживая эволюционный процесс в рамках одной или нескольких фирм. Такая форма рациональности изначально присуща человеку. Также представители австрийской школы К. Менгер, Ф. Хайек, И. Кирцнер, связывают её с процессами более общего характера – институтами денег, рынков, аспектами прав собственности и так далее. Такие институты «нельзя запланировать. Общая схема таких институтов не созревает в чьём-либо сознании. В самом деле, существуют такие ситуации, когда незнание «оказывается даже более «эффективным» для достижения определенных целей, нежели знание этих целей и сознательное планирование их достижения» .

Формы органической и ограниченной рациональности дополняют друг друга, но используются разными школами для достижения различных целей, хотя изучение институтов как способов сократить трансакционные издержки неоинституционалистами и выяснение жизнеспособности институтов Австрийской школой тесно связаны.

2. Ориентация на собственный интерес.

1) Оппортунизм. Под оппортунизмом в новой институциональной экономике понимают «следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post» . В общем случае речь идёт только об информации и всём, что с ней связано: искажения, сокрытие истины, запутывание партнера.

В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией – открытый доступ с обеих сторон, немедленное сообщение в случае изменения информации и т. д. Но экономические агенты, действуя оппортунистически, проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации, потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам.

Нейтрализацию оппортунизма можно осуществить такими же упреждающими действиями или, как было сказано выше, заключением такого контракта, в котором обе стороны согласовали бы все моменты, по которым они не доверяют друг другу.

2) Простое следование своим интересам – это тот вариант эгоизма, который принят в неоклассической экономтеории. Стороны вступают в процесс обмена, заранее зная исходные положения противоположной стороны. Все их действия оговариваются, все сведения об окружающей действительности, с которыми им придется сталкиваться, – известны. Контракт выполняется, так как стороны следуют своим обязательствам и правилам. Цель достигается. Не существует никаких препятствий в виде нестандартного или нерационального поведения, а также отклонения от правил.

3) Послушание. Последняя, слабая форма ориентации на собственный интерес – послушание. Адольф Лоу формулирует ее суть следующим образом: «Можно представить себе крайний случай монолитного коллективизма, где плановые задания в централизованном порядке выполняются функционерами, которые полностью идентифицируют себя с поставленными перед ними глобальными задачами» . Но в чистом виде такой тип вряд ли существует в экономике, поэтому он скорее применим к изучению эволюции социализации человека, чем к объяснению мотивов при принятии решений, так как за него решают другие.

3. Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме

Прежде всего, под большой вопрос была поставлена возможность отвлечения от системы предпочтений, которая формируется внутри человека. Это система ценностей, целевых установок, стереотипов поведения, привычек индивидов, психологического и религиозного типов, что напрямую говорит о том, что индивид осуществляет выбор сам. То есть институционалисты определяют скорее характер ситуации, в которой выбор осуществляется, а не рассматривают полученный результат в рамках взаимодействия многих людей. Поэтому такой подход предполагает подключение исторического аспекта, который просматривает эволюцию человека, привязанного к конкретной культуре, обществу, группе и существующего в определённое время.

Следующая особенность институциональной теории вытекает из предыдущей: так как предположение об экзогенности системы ограничений неверно, то, следовательно, если человек не имеет полный объём информации, необходимой для свободной ориентации в окружающем мире, то он и не в состоянии отразить в полной мере процессы индивидуальной и общественной жизни. Тогда как можно проследить процесс осуществления отбора реальности и их расшифровку как предпосылку осуществления выбора?

Для решения этих вопросов в рамках современной неоинституциональной экономики используются две поведенческие предпосылки – ограниченная рациональность и оппортунизм.

Более радикальный подход содержится в работах Герберта Саймона. Саймон предлагает заменить принцип максимизации – принципом удовлетворенности, так как в сложных ситуациях следование правилам удовлетворительного выбора выгоднее, чем попытки глобальной оптимизации.

Это положение может согласовываться с концепциями австрийской школы, в рамках которой вместо максимизации полезности используется предпосылка о сравнительной важности потребностей и о наилучшем их удовлетворении, возможно меньшим количеством благ.

Саймон отмечает, что в экономической теории понятие удовлетворённости не играет такой роли, как в психологии и теории мотивации, где оно является одним из самых важных. Согласно психологическим теориям, побуждение к действию происходит из неудовлетворенных стремлений и исчезает после их удовлетворения. Условия удовлетворённости, в свою очередь, зависят от уровня устремлений, который зависит от жизненного опыта.

Придерживаясь этой теории, можно предположить, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определённого уровня прибыли, удержание определённой доли рынка и определённого объёма продаж.

Это подтверждается статистическими данными. Это также согласуется с исследованиями Холла и Хитча (ценообразование по формуле издержки плюс стандартная надбавка), а также Сайерта и Марча (фирмы, положение которых на рынке стабильно, действуют менее энергично).

В рамках старого институционализма неоклассическая концепция экономического человека и «данных предпочтений» постоянно подвергается критике.

Во-первых, старые институционалисты говорят о том, что необходимо учитывать влияние процесса обучения на формирование поведенческих предпосылок индивидов. Обучение в самом широком смысле представляет собой нечто большее, чем просто открытие или получение информации; обучение – это преобразование индивидуальных качеств и предпочтений, что равносильно изменению отдельной личности. Сегодня нам не нравится какое-то произведение искусства, но после выставки мы можем почувствовать к нему вкус. Обучение способно преобразовать индивида. Иными словами, обучение может повлиять на предпочтения, цели, качества, умения и ценности. Строго говоря, сам акт обучения подразумевает неполноту располагаемой информации, тем самым исключая совершенную рациональность. Чтобы включить обучение в рамки концепции максимизирующего полезность, рационального агента, границы этой концепции должны быть значительно сужены. Наконец, обучение – это развитие способов и средств познания, расчёта и оценки. Если методы и критерии "оптимизации" сами являются объектом изучения, то как обучение само по себе может быть оптимальным?

Во-вторых, при анализе экономического поведения важно учитывать роль привычек. Привычки сами по себе формируются посредством повторения действия или мысли. Они обусловливаются предшествующей деятельностью и обладают устойчивыми, самоподдерживающими свойствами. Посредством привычек индивидуумы выносят оценки их собственной уникальной истории. Привычки являются основой и рефлексивного, и не рефлексивного поведения. Для человека привычки сами по себе являются средствами более глубокого обдумывания и сознательного решения.

Однако привычка не означает поведение. Существует склонность к определённому типу поведения в ситуациях определённого рода. Безусловно, у нас могут иметься привычки, которые в течение долгого времени не проявлялись. Привычка может существовать, даже если она никак не проявляется в поведении. Привычки – это скрытый репертуар потенциального поведения; они могут быть вызваны соответствующим стимулом или ситуацией.

Приобретение и видоизменение привычек – центральный момент существования отдельного человека. Скажем, в значительной степени мышление зависит от приобретённых языковых привычек, к тому же становясь при этом более красочным. Кроме того, чтобы осознать сущность мира, нам нужно приобрести привычку к классификации и к нахождению обычно связываемых значений. Важно то, что все действия и размышления зависят от первичных привычек, которые мы приобретаем в процессе индивидуального развития. Следовательно, привычки во временном аспекте и онтологически первичны по отношению к намерениям и мышлению. Как мы убедились, действие преобразующей нисходящей причинной связи выражается в создании и формировании привычек. Привычка – ключевое скрытое звено в причинной цепочке.

Соответственно, поскольку мы можем объяснить, как институциональные структуры порождают новые или изменяют существующие привычки, то мы располагаем приемлемым механизмом преобразующей нисходящей причинной связи. Не удаётся, напротив, выделить какой-либо причинный механизм, который опосредовал бы прямое влияние институтов на преобразование целей и убеждений.

В-третьих, важность привычек реализуется при принятии предпосылки о нисходящей причинной связи. Понятие «нисходящей причинной связи» впервые появилось в психологии, в работе лауреата Нобелевской премии, психолога и биолога Роджера Сперри. Наряду с другими учёными, этой теме уделял внимание К. Поппер. В этой литературе понятие «нисходящей причинной связи» имеет слабую и сильную формы. Относительно слабая форма проявляется в действии эволюционных законов на популяции. Все процессы на низших уровнях онтологической иерархии действуют в соответствии с законами высших уровней и сдерживаются ими. Другими словами, если системе присущи определённые свойства и тенденции развития, то отдельные компоненты системы функционируют в соответствии с ними. К примеру, распространение организмов, образующих популяцию, сдерживается процессами естественного отбора.

Более широкое понятие нисходящей причинной связи - «преобразующая нисходящая причинная связь» (по Ходжсону) – охватывает и индивидов, и население, не только ограниченных определёнными факторами, но также изменившихся в результате действия сил причинных связей, связанных с высшими уровнями .

Представитель старого институционализма Дж. Дьюзенберри разработал модель потребительского поведения, основанную на эффектах привычек и обучения. В соответствии с этой моделью, с ростом доходов у индивидов появлялись новые привычки потребления, которые сохранялись даже после того, как доходы через некоторое время снижались. Их вкусы и предпочтения изменялись, как только они начинали вести новый образ жизни. Эта модель совокупного поведения потребителя успешно прошла несколько эконометрических проверок. Тем не менее, модель Дьюзенберри не получила признания, не потому что не прошла статистической проверки, а потому, что она не основывалась на мэйнстримовской идее рационального, максимизирующего полезность потребителя.

Как справедливо заметил Дж Ходжсон, акт размышления в пределах запутанной совокупности наслаивающихся друг на друга привычек, в конечном счёте, предполагает не большую свободу индивида, чем та, которой обладает максимизирующий полезность робот в экономике мэйнстрима. В самом деле, это миф, что индивид, запрограммированный на максимизацию своей полезности согласно какой-то заданной функции предпочтения, свободен. Экономика мэйнстрима стремится объединить обе вещи: идеологию индивидуальной свободы с моделью прогнозируемого человеческого выбора. Традиционные институционалисты, напротив, утверждают, что, с одной стороны, выбор есть в значительной степени непредсказуемый результат функционирования сложной нервной системы человека, на которую оказывает влияние комплексная, открытая и изменяющаяся окружающая среда. С другой стороны, на наш выбор влияет наследственность, воспитание и обстоятельства. Человеческое поведение не является ни беспричинным (необусловленным), ни абсолютно предсказуемым.

Geoffrey M. Hodgson, The hidden persuaders: institutions and individuals in economic theory. Cambridge Journal of Economics 2003, 159-175.