На выполнение домашних заданий. Как выполнять домашнее задание. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

форма самостоят. работы учащихся, организуются учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового уч. материала, а иногда и для самостоят. решения посильной познават. задачи; составная часть процесса обучения.

Уже в 16 в. Д. з. становятся обязательным компонентом уч. работы. Но будучи частью уч. процесса, Д. з. в практике работы школы наряду с положит. эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механич. заучивание и пр. Д. з. на протяжении 19-20 вв. были предметом пед. дискуссий. Л. Н. Толстой, считая, что Д. з. - это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К. Д. Ушинский доказывал целесообразность применения Д. з. лишь после спец. подготовки школьников к их выполнению. В нек-рых уч. заведениях, в частности в гимназии К. И. Мая, велась работа по совершенствованию Д. з., преодолению перегрузки уч-ся.

После 1917 в условиях единой школы не было обязат. Д. з., они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы лишь с нач. 30-х гг. В 60-х гг. в связи с критикой «традиционного обучения», направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков, и акцентированием внимания на развитие творческих возможностей личности, умений самостоят. познания, сложившаяся в 30-х гг. методика Д. з. была пересмотрена. Д. з. рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоят., творческих форм познания.

Выполнение Д. з. без непосредств. наблюдения учителя - своеобразный вчд самостоят. деятельности учащихся. Работа школьника дома всецело зависит от его внутр. побудит, сил, отношения к уч. труду. Систематичность и высокое качество выполнения Д. з. обеспечиваются, как правило, познават. интересом к уч. предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положит. мотивацию к выполнению Д. з., учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в т. ч. и для самообразования.

Домашняя работа учащихся отличается от классной и содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоят. познания с использованием разнообразных источников; при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиб. рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу, поскольку им приходится ежедневно работать над 3-4 уч. предметами.

В домашних условиях можно провести такие виды работ, к-рые организовать в классе сложно: длительные наблюдения, опыты, моделирование, конструирование и т. д.

Особенность домашней работы состоит и в том, что она может быть более гибкой и вариативной, чем фронтальная работа школьников в классе, рассчитана на развитие индивидуальных способностей и склонностей школьника, на познание учеником своих возможностей. При решении этой задачи учитель может не регламентировать задание жестко, оставляя за учеником право свободного выбора содержания работы, способов выполнения, объема.

Особую значимость приобретают т. н. опережающие задания, к-рые подготавливают учащихся к восприятию нового уч. материала, возбуждают интерес. Материал Д. з. в этом случае органически входит в объяснение учителя. Виды опережающих заданий разнообразны: сбор фактов для их анализа на уроке, проведение наблюдений, поиск ответов на поставленные учителем вопросы и др. Особые возможности имеют опережающие задания, даваемые учителем на длит. срок и, как правило, рассчитанные на свободный выбор учащихся. Работа над ними перерастает в систематич. самостоят. деятельность ученика по углубленному изучению избранной темы.

Задания по усвоению и закреплению нового материала могут включать ответы на вопросы учебника, составление рассказа по данному плану и др. Их цель - включить школьника в более глубокое осмысление изученного. Среди заданий на применение знаний особую роль играют комплексные, ориентирующие учащихся на использование материала из разных уч. предметов и являющиеся одним из средств реализации межпредметных связей в обучении.

Во всех видах Д. з. наряду с репродуктивной большое место занимает творческая работа школьника. Особенно эффективны Д. з., сформулированные учителем как познават. задачи (см. Задача познавательная). Мн. учителя строят систему Д. з. на заданиях-минимум и заданиях-максимум. При этом первые из них являются обязательными для всех, вторые - добровольными. На совр. этапе развития школы распространены коллективные формы Д. з.

В условиях большей свободы и большей самостоятельности у учащихся при выполнении Д. з. особенно актуализируются проблемы, связанные с перегрузкой школьника.

Характер, объем, сложность Д. з. должны быть научно обоснованы. Необходимо также специально формировать у школьников навыки самостоятельной работы, знакомить их с научной организацией труда, предусматривать смену деятельности (см. также Гигиена учебных занятий).

В 4-8-х кл. проводится развернутый инструктаж к каждому виду заданий. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приемы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если Д. з. отличаются от работы, выполняемой в классе, учитель на отд. примере разбирает способы его выполнения; целесообразен разбор и наиб. сложных элементов отд. Д. з. Родители контролируют регулярность и тщательность выполнения Д. з., создают детям благоприятные условия для подготовки к урокам, оказывают необходимую помощь.

Для учащихся ст. возраста, обладающих опытом самостоят. работы, рекомендуется общий инструктаж перед изучением каждой темы с указанием возможных вариантов работы, анализом трудностей уч. материала, характеристикой обязат. и доп. лит-ры, определением границ минимума и максимума работы над темой. Привлекая учащихся к планированию работы над темой, учитель стимулирует формирование умений науч. организации труда школьника.

Такая система руководства домашней работой дает возможность школьнику выступать в роли организатора своей познават. деятельности (уч. и самообразоват., обязат. и добровольной), объединяя обучение и самообразование в единый процесс.

Отличит, черта контроля за выполнением Д. з. - органичное соединение объяснения нового с результатами проверки домашней работы, что способствует экономии времени, активизирует процесс обучения. В ст. классах вводятся новые виды контроля - конкурсные уроки, проводимые учителем совместно с учащимися на основе работы над опережающими заданиями. Осуществляется также косвенный контроль, когда учащимся для самостоят. выполнения на уроке предлагаются задания, аналогичные домашним.

Для развития методов самостоят. работы учащихся учителю необходимо интересоваться, какими приемами пользовался ученик при выполнении Д. з., и обсуждать наиб. рациональные способы работы. Однако контроль за домашней работой ученика предполагает не только проверку правильности выполнения Д. з., но и является одним из эффективных средств формирования ответственного отношения к учению, особенно если в проверке Д. з. участвует весь класс. При этом важно применять формы взаимоконтроля, поручая старшеклассникам проверять работу учащихся мл. классов или друг друга.

При выполнении Д. з. в школах и классах продленного дня и школах-интернатах учащиеся могут пользоваться уч. кабинетами, пособиями, провести лабораторную работу, поставить опыты и т. д. На самоподготовку здесь отводятся наиб. продуктивные для самостоят. работы часы. Воспитатель (учитель) может помочь школьнику: проконсультировать, определить готовность его к выполнению Д. з., провести хронометраж времени, затраченного учеником на подготовку задания, организовать взаимопомощь и взаимоконтроль учащихся. Но возникают и определенные трудности: ученики, как правило, готовят уроки в одном помещении, что облегчает списывание и подсказку; усложняется процесс подготовки устных заданий, т. к. затруднен их пересказ и т. д. В этих условиях особенно важно индивидуализировать задания, учитывая интересы и склонности учащихся.

Лит.: Рабунский Е. С. Индивидуализация домашних заданий - необходимое условие успешного обучения, Калининград, 1962; Водейко Р. И., Домашнее задание старшеклассника, Минск, 1974; Поспелов H. H., Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий, М., 1979; Шабалина 3. П., Домашняя уч. работа школьников, М., 1982; Г p о м ц с в а А. К., Домашняя уч. работа как средство сближения обучения и самообразования, в ее кн.: Формирование у школьников готовности к самообразованию, М., 1983. А. К. Громцева.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Не зная, как приучить ребенка делать уроки, родители обречены на ежедневное противостояние. Многие дети ни за что не хотят делать домашнее задание, объясняя это усталостью, скукой, непониманием материала, желанием играть, а не корпеть над школьными учебниками, в общем, находят множество отговорок – лишь бы не усаживаться за рабочий стол. И победить в этом извечном упорном противостоянии можно лишь при помощи разумных доводов и личного примера, конечно же, запасшись изрядной долей терпения.

Единственно верный вариант работы над ошибками демонстрируют нам годовалые малыши, которые только приступают к освоению нового для себя навыка - ходьбы. Вспомните, что делает ребенок после неудачи, если, конечно, это не сопровождается травмой? Он не плачет, не расстраивается, он пытается вновь встать на ноги, и вновь, и вновь. Это происходит до тех пор, пока результат его не удовлетворит. Освоившись на новом уровне своих возможностей, он доводит свои умения до совершенства и продвигается дальше. Трудно даже представить, научились бы дети ходить, если бы мы ругали их за неудачу или не давали возможности повторить попытку.

Когда малыш начинает переворачиваться, его перестают оставлять одного на пеленальном столике. Когда он постоянно падает, пытаясь научиться стоять, ему помогают найти опору. А неуклюжие попытки заговорить всячески помогают претворить в связную речь. Однако никто даже и подумать не может, чтобы запретить ребенку вставать, дабы он не ударился, запретить садиться, дабы он не упал, не разрешить лепетать несуразные слоги, пока не начнет говорить правильно.

Но к учебе, как ни печально, многие родители подходят именно так - ругают и выказывают неудовольствие различных степеней и окрасок по поводу ошибок и недочетов. Это происходит и при выполнении домашнего задания ребенка, и при просмотре прописей, а в дальнейшем - и дневника. Неудивительно, что вскоре уговорить ребенка делать уроки, как показывает практика, будет получаться только с боем, после многочисленных уговоров или окриков, а школьная учеба перестанет приносить удовольствие, и это при том, что познавательная деятельность у детей 6-7 лет является ведущей!

Помогать ли детям делать уроки, или с первых дней заставлять школьников заниматься дома самостоятельно? Как научить ребенка делать домашнее задание быстро? В этом вам помогут представленные ниже советы опытных педагогов и психологов.

Как выучить уроки, и почему детям нужна помощь

Ведущая деятельность означает приоритетная, приносящая удовольствие, та, которая легко удерживает внимание ребенка и позволяет ему долго оставаться включенным в работу. Согласитесь, завидный список качеств, особенно если отнести его к подготовке ребенком домашнего задания. Конечно, от ироничной улыбки трудно удержаться, но как практикующий специалист я настаиваю на правдивости всевозможных психологических трудов, утверждающих, что потребность приобретать знания максимальна именно у детей 6-7 лет.

Справедливость родительских вздохов при словах «домашнее задание» и «школа» также можно понять. А что делать с этими двумя правдами - наличием познавательной потребности и слезами при выполнении домашнего задания, как мотивировать ребенка делать уроки, предстоит разобраться.

Занимаясь работой над ошибками и поиском конструктивного способа этой работы, не стоит возвращаться к вопросу выбора школы и учителя: будем считать, что с этим вы удачно справились, и школа, как и педагог, подходят вашему ребенку. Теперь важно не испортить хороший старт. И поскольку основными атрибутами школьной жизни, благодаря которым мы соприкасаемся с учебной деятельностью нашего ребенка, являются оценки и домашнее задание, мы сначала обсудим проблемы, возникающие при выполнении последнего.

Почему же на начальном этапе обучения детям нужна помощь с уроками? Школьная атмосфера для первоклассника еще в новинку. Маленькому школьнику приходится решать массу новых и сложных задач: от необходимости продолжительное время усидеть за партой до поиска своего места в новом коллективе. И в таком, достаточно стрессовом, состоянии ребенку сложно оставаться собранным и сосредоточенным. Ворох эмоций необходимо переработать, осмыслить и пережить. Именно поэтому основное требование Министерства образования к работе учителя начальных классов - не заставлять детей выполнять домашние задания на первых этапах школьной жизни. К сожалению, это требование не выполняется повсеместно, хотя, по мнению психологов, оно невероятно полезно и важно.

Как показывает практика, выучить уроки ребенку не так-то просто. Наличие домашнего задания обостряет и без того наэлектризованные отношения между родителями и детьми. Ведь вся семья старается соответствовать новому статусу и требованиям. Для ребенка даже сбор школьного портфеля может стать невыполнимой задачей, что уж говорить о самостоятельном выполнении уроков. Будет логичным и естественным, если вы поможете своему ребенку, а не бросите его одного в бурный водоворот новых заданий, правил, обязанностей, а также незнакомых предметов, вещей и одежды. Согласитесь, ему есть от чего растеряться. Поэтому на первых порах помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, как говорят психологи, можно и нужно.

Советы, как правильно приучать ребенка делать уроки самостоятельно

Если вы попали к учителю, которому сложно придерживаться «попустительских» рекомендаций Министерства образования, и домашнее задание стали задавать уже в сентябре, желательно ежедневно помогать ребенку. Чтобы делать уроки с ребенком правильно, как советуют опытные педагоги, нужно поддерживать, вдохновлять, поощрять и контролировать. Именно в таком порядке. Дети до 12 лет могут менять и трансформировать свое поведение, ориентируясь только на положительные стимулы.

Если вам повезло, и домашнее задание стали задавать позже, схема действий все равно останется такой же, только вы получите большее удовольствие от процесса и ваши отношения с ребенком не подвергнутся испытаниям на прочность уже с первого сентября. Можно лишь позавидовать.

Сразу нужно предостеречь пытливых и добросовестных мам и пап от иллюзии, что хороший родитель всегда знает ответы на все вопросы. Это утопия и знакомый все перфекционизм. Далеко не всегда учителя остаются спокойными и сдержанными.

Внимательно прислушайтесь к себе: достаточно ли вы отдохнули, готовы ли к освоению нового для себя дела - выполнению домашнего задания с ребенком, да еще с учетом такого вороха всевозможных психологических рекомендаций! Да и хорошо ли вы знаете о том, как приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

С другой стороны, следует помнить о том, что не существует нормы для хорошего ребенка. Невозможно сказать, что «нормальные» дети - это смелые, уверенные, никогда не сомневающиеся в себе или, наоборот, ласковые, послушные, старательные и застенчивые. И поскольку никакой нормы нет, для помощи конкретно вашему сыну или дочке понадобится найти уникальный рецепт. Одним детям, чтобы помочь делать домашнее задание, как показывает практика, необходимо больше поддержки, другим - больше самостоятельности. Предложенные рекомендации призваны облегчить взаимопонимание, а не подвести всех детей к одному знаменателю. И еще раз нужно подчеркнуть: воспитание - это именно процесс, так как ваши отношения с ребенком строятся здесь и сейчас, а не с расчетом на то время, когда он уже будет все знать, уметь и являть собой конечный продукт воспитания.

Помочь ребенку с уроками как можно эффективнее можно лишь в том случае, если вы будете соизмерять возможности малыша и свои амбиции «хорошего родителя» при составлении графика кружков и секций. Если ваш первоклассник посещает после уроков еще пару-тройку внешкольных занятий и приходит домой с продленки, то, скорее всего, к вечеру его познавательные потребности уже иссякли, а актуальными становятся потребности базовые: в питье, еде, сне и безопасности, что и призвано давать человеку его жилище.

Никакого урона развитию таланта это не принесет, как и не принесет вреда самоопределению. Сознательный выбор кружков и первая заявка на дело всей своей жизни происходят намного позже, в подростковом возрасте. Поэтому вы никуда не опоздаете, а вот подорвать психику и здоровье ребенка можете запросто.

Точно так же и ваш первоклассник, придя домой, может делать все вразвалочку, не слышать просьб и замечаний, долго бегать в одном носке и никак не хотеть делать уроки. У ребенка должно быть время для самого себя. Чтобы научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно, как показывает практика, нужно дать ему насладится атмосферой дома, поделать какое-то время то, что малышу хочется. Необходимым условием плодотворной работы над уроками является наличие у ребенка сил на этот процесс. Если он сыт, погулял, не хочет спать, скорее всего, ему будет интересно или, как минимум, он будет готов выполнить свои обязанности ученика без лишних скандалов.

Под отдыхом не подразумевается время перед телевизором или компьютером. Виртуальная реальность делает мозг пассивным, настраивает его на получение яркого стимулирующего материала в виде картинок. Она не требует анализа и творческого подхода. После подобного «отдыха» в реальность, где ребенку необходимо делать домашнее задание, причем как можно лучше, вернуться очень сложно - и это верно практически для всех детей. Таким образом, отдых за компьютером или телевизором оставьте на потом. Для успешной разгрузки лучше подойдут разговоры с вами, прогулка, возможность повозиться на кухне с мамой, помочь папе, порисовать, поскучать и придумать игру. Итак, перед тем как заниматься с ребенком уроками, воздержитесь от телевизора или компьютерных игр.

Приготовление домашних заданий: как родителям помочь ребенку делать уроки

Следующий шаг на пути того, как научить ребенка делать уроки, - это принятие решения о количестве и качестве вашего участия в этом процессе. Некоторые родители решают вовсе не вмешиваться, оставив «школьное» школьникам. Другая часть приходит к выводу о необходимости сидеть над уроками вместе. Как же быть - помочь ребенку выполнить домашнее задание или отстраниться? Правда всегда находится посередине.

Любая помощь ребенку в новой деятельности схожа с обучением езде на велосипеде. Рассмотрим несколько способов обучения.

Вначале мы все время поддерживаем ребенка, подсказываем, стараемся быть рядом. Спустя какое-то время ребенок уже делает первые кратковременные самостоятельные заезды, затем больше, дальше. Наша помощь нужна все меньше и меньше, только для того, чтобы поддержать или утешить после падений. На следующем этапе ребенку просто спокойно, когда мы наблюдаем за его катанием, и приятно, что мы присутствуем при его успехах. Спустя еще какое-то время детям уже неважно наше присутствие, они просто получают удовольствие от процесса, с его сложностями и радостями.

Этот алгоритм действий подходит практически для любой новой деятельности, где ребенку нужна помощь взрослых. В том числе и в таком вопросе, как помочь ребенку в выполнении домашних заданий А пример с велосипедом показывает, с какой интенсивностью и как долго предлагать родительскую помощь.

Можно, в качестве примера, лихо продемонстрировать собственную езду на велосипеде: как вы здорово держите равновесие, можете отталкиваться, мастерски объезжаете препятствия - результатом может быть полное нежелание у ребенка вообще садиться за руль. Сложно радоваться своим скромным успехам, когда рядом такой виртуоз, к тому же кататься и учиться необходимо не вам, а ребенку, поэтому триумфальная демонстрация собственных навыков - изначально затея бесполезная.

Вывод: новое дело должен осваивать сам ребенок, а не взрослый вместо него, и активная демонстрация собственных доблестей, а на детском языке «хвастовство», успеху подопечного способствовать не будет.

Как заниматься с ребенком, чтобы научить быстро делать уроки

Другой способ обучения - делать уроки с ребенком, но так, как будто вас нет рядом, то есть использовать тактику невмешательства.

Вот велосипед, вот дорога. Вперед! Нельзя сказать, что так ребенок ни в коем случае не научится кататься. Многие освоили железного коня и без помощи родителей. Самая большая неприятность при таком способе обучения - высокая вероятность травм разной сложности и тяжести. И в этом причина того, что часть детей после подобных неудач попросту бросили все попытки освоить езду.

Вывод: для более мягкого, бережного и безопасного вхождения в новую сферу деятельности ребенка лучше поддержать.

Есть и такой способ обучения: вместо того чтобы дать ребенку в руки чудо механики под названием велосипед, вы будете долго и много про него рассказывать. Это никак не будет способствовать уверенной езде вашего ребенка.

Это касается и того, как научить ребенка быстро делать уроки: комментариев должно быть меньше, практики больше.

А теперь представьте, что при общении с новым механическим другом все действия ребенка будут оговариваться, направляться, усовершенствоваться и предвосхищаться нависающим над ним - в буквальном смысле - мудрым руководителем. При такой расстановке сил ученик или разозлится, так как личного пространства для мыслей и действий нет, или полностью подчинится воле руководителя.

Вывод: оставьте пространство для мыслей и действий малыша. В процессе того как делать уроки с детьми, родители и ни буквально, ни фигурально не должны «нависать» над его домашним заданием. Этим вы дадите ему возможность сформировать личный опыт и сделаете важное психологическое послание ребенку: «С тобой все в порядке, родители уверены в твоих силах!»

А бывает и так: бегущий за велосипедом взрослый старательно, крепко и настойчиво держит хорошо освоившего езду ребенка. Ситуация комичная, но нередкая. При этом скорость езды значительно замедляется, а тревога по поводу отрыва от спасительных родительских рук только увеличивается.

Вывод: отпускать надо вовремя.

Эти примеры достаточно наглядно иллюстрируют все возможные варианты крайних родительских позиций: полный контроль над деятельностью ребенка и полное невмешательство.

Из сказанного просится очевидный вывод: чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, так, как того требуют учителя, и для того чтобы обучение происходило легко, новая деятельность вначале должна осваиваться совместно с родителями, а затем постепенно взрослым нужно отходить на второй план, уступая школьнику главную партию.

Как усадить ребенка за уроки, если он не хочет делать домашнее задание

Многие родители, желая помочь ребенку делать уроки и не зная, как реализовать этот план, сталкиваются с тем, что во время выполнения домашних заданий малыш не желает слушать их рекомендаций. Дело в том, что на фоне смены основной потребности с игровой на учебную главный авторитетный взрослый также меняется. Им становится учитель, или даже учитель с большой буквы. По этой причине от детей можно часто слышать фразы: «Нас так не учили!», «А Наталья Викторовна объясняла не так!». Сделать здесь ничего нельзя, да и нет необходимости. Это естественный процесс, который вначале проявляется достаточно ярко, но спустя какое-то время блекнет и теряет остроту. Ребенок начнет подвергать сомнению и слова учителя, впрочем, это не означает, что он начнет вновь слепо доверять вам. Взросление - это непрерывный процесс отделения, начиная с разрезания пуповины и заканчивая уходом в самостоятельное плавание по волнам идей, мировоззрений и жизненных позиций. Постарайтесь относиться с уважением к новым кумирам вашего ребенка. Не волнуйтесь, очень скоро они сойдут со своих пьедесталов и станут просто значимыми людьми.

Но даже если вы методом проб и ошибок на собственном опыте уже поняли, как усадить ребенка за уроки, может возникнуть другая проблема – выполнив работу неправильно, малыш не хочет исправлять ошибки. Поскольку избежать промахов нет никакой возможности, то, следовательно, эмоционально подкреплять необходимо не сами ошибки, а их исправление. Для начала предложите ребенку самостоятельно находить свои ошибки. Это, с одной стороны, снизит тревогу, а с другой - повысит самоконтроль.

Самым важным моментом в освоении любого навыка является его многократное повторение и исправление ошибок.

Сначала малыш учится переворачиваться, чуть позже осваивает речь, за ней - письмо и , но алгоритм освоения всех этих умений остается неизменным. Меняется только выражение лиц взрослых: после очередного приземления на попу маленького карапуза, пытающегося сделать первые шаги, мы умилительно улыбались, а теперь, заметив очередное исправление в тетрадке с домашним заданием, хмурим брови.

Как маме без крика уговорить ребенка делать уроки

Безусловно, папе и маме надо знать, как делать с детьми уроки, но не менее важно в процессе выполнения домашних заданий формировать у ребенка уверенность. А для этого необходимо предоставлять школьнику самостоятельность. Естественно, пытаясь научиться чему-либо, ребенок будет совершать ошибки (как тогда, когда учился ходить) и исправлять их. Именно поэтому в тетрадках появляются жирные наводки правильных букв и цифр, подтирки, зачеркивания, затирания пальцами. Эти яркие результаты самостоятельной работы настойчиво бросаются в глаза. Чтоб делать уроки с ребенком без крика, как показывает практика, нужно постараться не вмешиваться, не ругать, не сердиться. Своим невмешательством вы сообщите ребенку о своей уверенности в его силах и продемонстрируете готовность принять его несовершенство.

Использование черновиков предполагает выполнение работы дважды, а это дополнительная нагрузка на неокрепшую мелкую моторику ребенка, на его рассеянное внимание и ваши отношения. При старте на такой важной трассе, как школьная жизнь, аккуратность - не тот приз, за который стоит бороться с самого начала. Со временем ребенку самому захочется получать удовольствие от порядка в тетради. Как правило, это происходит во втором полугодии, когда у многих адаптация уже завершилась, внимание стало более устойчивым и появилось желание оттачивать приобретенные навыки.

Разрывая неопрятные тетради, заставляя переписывать по нескольку раз до получения идеального результата, переходя на крик из-за исправлений и затертостей, вы действуете вразрез с психофизическими возможностями шестилетнего ребенка. И что еще более важно - уводите его от любви к учебе в раздражение, усталость и неуверенность.

Затраченные усилия во время выполнения задания и работы по его исправлению

«Результат как желанная и единственная цель» - подобный настрой часто является у родителей основным. С другой стороны, результативность труда - это главная цена любой работы. Когда вы отдаете в ремонт фен, вы вправе требовать получение исправного электроприбора - это и будет результатом, заказываете копию ключа - ожидаете, что он откроет дверь, шьете платье - хотите, чтобы оно сидело отменно. К сожалению, или к счастью, в обучении и воспитании невозможно получить результат четко запланированный, так как объект ваших трансформаций имеет свои чувства, потребности и права, это не безмолвный фен или платье.

В процессе воспитания и обучения возникает огромное количество нестыковок, ошибок, непонимания, поисков договоренностей и компромиссов, объяснений. В этом и заключается взаимодействие и общение с ребенком. И если из всего этого многообразия оставить только результат, то выходит, что ребенок нами любим только при условии хороших оценок и полного послушания. Это - прямой путь к неврозам, и некоторые семьи проходят его до конца.

Если взрослые ценят только достижение ребенком результатов, игнорируя при этом неудачные попытки как потраченные впустую время и усилия, то через некоторое время ребенок, вполне вероятно, будет испытывать трудности при выборе того или иного способа действия. Заданный идеальный результат ему известен, но как найти путь, чтобы достичь его, избежав ошибок и исправлений, а значит, неудовольствия взрослых?

Советы психологов касательно того, как помогать ребенку в приготовлении уроков:

  • При неудачах констатируйте лишь факт их существования, избегайте эмоционального подкрепления, тем более негативного и яркого.
  • Эмоционально поддерживайте усердие и старание ребенка. Подмечайте, когда он сам решил что-то исправить, переделать. Подбодрите его словами: «Какой ты упорный, усердный…»

Статья прочитана 3 306 раз(a).

Рождаясь, ребенок часто попадает сразу в университет. И этот университет – его родители, которые с пеленок начинают растить гения. Вспомним хотя бы методику обучения чтению Глена Домана, которую можно тестировать на годовалом малыше. Стараясь обогнать время и воплотить в детях свои несбывшиеся надежды и амбиции, родители создают условия вечной гонки для ребенка, который часто совсем к этому не готов. И часто, как следствие, к школьному возрасту семилетке становится в лучшем случае неинтересно учиться, в худшем - нервные расстройства из-за умственной нагрузки просто не дают ему это делать. А ведь из школы ребенок приносит домой не просто знания, но и много домашних заданий для закрепления пройденного материала, моральных сил на выполнение которых уже не хватает. Ведь решение математических примеров или заучивание исторических дат не может сравниться с игрой в футбол во дворе или катанию на велосипеде. Когда родители не знают, как мотивировать ребенка в выполнении домашней работы, борьба за знания становится мучительной для обеих сторон. Предлагаем 10 способов мотивации школьника, который с трудом приступает к выполнению домашнего задания.

Способ № 1: Позитивный настрой

Если говорить ребенку примерно следующие слова: «Я знаю, что "домашка" это не совсем то, что тебе охотно хочется делать, но придется, потому что НАДО», то это будет самый верный путь демотивировать ребенка.

Наоборот, мыслите позитивно, основываясь на трех главных китах - целях домашнего задания:

    «Закрепи то, что вы прошли в школе. К тому же, ты узнаешь еще что-то новое и интересное. Это легко и полезно»;

    «Как хорошо, что, делая домашнее задание, ты учишься заниматься самостоятельно, отдельно от класса. Это поможет тебе в жизни»;

    «Как хорошо, что ты учишься планировать свое время, это пригодится тебе в дальнейшей жизни».

Известно, что дети копируют взрослых. Отличный вариант мотивировать ребенка делать домашнее задание, это делать в это время свое. Например, читать литературу, необходимую вам в работе, заполнять счета, убираться в доме, мыть посуду. Дайте ребенку понять, что в каждом возрасте есть своя ответственность и свои обязанности. Если мама/папа не выполняли бы свои обязанности, то не получали бы деньги за работу, в квартире отключили бы свет, воду, газ, дом поглотила бы грязь и мусор, а горы немытой посуды заполонили бы кухню. Чтобы двигаться вперед и жить в социуме достойно, нужно трудиться. Помните, как говорила Мэри Поппинс: «Только тот, кто делает, свершает».

Удобным с точки зрения правильной посадки и наличия необходимых для учебы принадлежностей. Место расположения ребенка зависит от рода занятий, которые он выполняет. Так, для письменных работ самым подходящим местом является специальная парта или письменный стол. Профессор С. М. Громбах, внесший огромный вклад в теоретические основы гигиены и здоровья детей и подростков, указывает, что «наличие достаточного числа точек опоры и есть первое условие правильной посадки».

Правильная посадка включает в себя:

  • постановку ступней на пол или подножку, ноги при этом образуют в коленных и тазобедренных суставах прямые углы или углы в 100-110 градусов;
  • расположение 2/3 - 3/4 длины бедра на посадочном месте;
  • опору поясницы на спинку стула;
  • нахождение обеих рук с опорой на локти на столе, плечи при этом находятся на одинаковом уровне;
  • наклон туловища и головы строго вперед (не в бок) не более, чем на 15-20 градусов;
  • расстояние от глаз до рабочего места примерно 30 см;
  • наличие свободного расстояния между грудью и рабочим столом. Для чтения книг дети могут выбрать более удобные места: кресло, диван, ковер на полу. Но это зона вашего повышенного внимания за осанкой ребенка и расстоянием от его глаз до книги. В любом случае обеспечьте ребенку достаточно света над рабочей поверхностью. Лучше всего, если письменный стол стоит у окна. Дневной или искусственный свет должен падать либо прямо, либо со стороны, противоположной от пишущей руки. Если общее искусственное освещение в комнате имеет желтый или белый свет, то и настольная лампа должна ему вторить.

На время работы выключите музыку, телевизор, не отвлекайте его своими телефонными разговорами. Некоторые дети и взрослые уверяют, что музыка помогает им выполнять задания. Может быть, в некоторых случаях и для некоторых школьников это уместно, но чаще всего шумовой фон позволяет правильно выполнять простые задания. Более сложные упражнения требуют значительной концентрации в отсутствии «бэк вокала».

Не играйте роль учителя, ее уже выполнил настоящий учитель в школе. Ваша задача – лишь помочь ребенку самому сделать упражнения. Подруга моей мамы прошла вместе с сыном не только школу, но и институт, делая вместе с ним (а может, вместо него) рефераты, доклады, курсовую. Я удивилась, что на работу сын пошел без нее и неплохо, надо сказать, справлялся с задачами, но вот к бытовой жизни он оказался не приспособленным: взрослый молодой человек не может сам пойти в продуктовый магазин, купить себе одежду, не хочет обзавестись автомобилем. Если на работе он выполняет поручения, находясь под руководством начальника, то в личной бытовой жизни не может принимать решения самостоятельно, потому что не знает, как ей управлять без чьего-либо руководства, как сделать правильный выбор.

Поэтому не только цените, но и воспитывайте в детях стремление к здоровой самостоятельности даже с дошкольного возраста. Каждый день интересуйтесь домашними заданиями, полученными ребенком в школе, говорите с ним о них, узнавая, как он собирается их выполнять и когда. Направляйте ребенка в правильное русло и лишь слегка подталкивайте, задав нужный курс. Достигнув точки назначения, ребенок должен получить похвалу и одобрение с вашей стороны, ведь это подтолкнет его к новым победам.

Роль домашнего задания заключается не только в том, чтобы помочь ребенку лучше запомнить пройденное, но и в том, чтобы научить планировать свое время и научить самоорганизации. Распланируйте и составьте с ребенком расписание на день и на неделю, в которое будут включены временные отрезки на выполнение как быстрых, так и долгосрочных домашних заданий, а также мероприятия досуга, свободного от школьных дел (см. Таблица 1). Полезно (если это возможно) чередовать выполнение простых и сложных заданий.

Таблица 1

Примерный распорядок на день и на неделю

| план на сегодняшний день | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | | 8.00-13.00 - школа
14.30- обед
15.00-16.00 -отдых
16.00-18.00 -домашнее задание

  • выучить стихотворение; - решить 3 задачи по математике;
  • повторить параграф по английскому языку.
    18.00-18.30 Ужин
    19.30 Музыкальное занятие: гитара
    | 1. Подготовка реферата
  1. Подготовка к тесту по истории
  2. Бассейн | 1. тест по истории!
  3. Подготовка реферата | 1. Реферат по географии
  4. Подготовка к контрольной по математике
  5. Баскетбол | 1. Подготовка к контрольной по математике
    | 1. Контрольная по математике
  6. Поход в кино
    |

Если составленного расписания занятий не достаточно для активации процесса самоорганизации, то попробуйте составить вместе с ребенком целевую таблицу (см. Таблица 2). Эта стратегия может оказаться очень полезной для улучшения успеваемости и развития навыков самостоятельности. Выполняя домашнее задание и отмечая результаты достижений в таблице, ребенок видит немедленные результаты своей деятельности, а значит, может самостоятельно оценить свои труды. Повышение самооценки и улучшение результативности труда станет для него сильным стимулом в дальнейшей работе.

Для этого вам понадобится:

    разделить домашнее задание на части. Каждая часть не должна иметь совсем простую, но вполне достижимую цель. Определите время, требующееся для ее выполнения и допустимое количество ошибок. Например, 10 примеров должны быть решены за 10 минут с 2-мя допустимыми ошибками;

    кухонный таймер или будильник для контроля временного периода, отведенного для каждой части. Главное, чтобы ребенок сам мог контролировать оставшееся время на решение задачи (для младших школьников достаточно будет вашего контроля над временем);

    для приучения ребенка к самостоятельности определить количество допустимых обращений ребенка за вашей помощью;

    заносить результаты в таблицу не только ежедневно, но и выводить общий показатель в конце недели. Таким образом, вы сможете вместе с ребенком устанавливать новые цели на следующую неделю, направленные на улучшение показателей. Главное изначально поставить достижимую для ребенка цель, постепенно усложняя задачу, иначе, не достигнув цели в начале пути, ребенок потеряет интерес к игре.

Таблица 2

|
| цель

| желаемое время | реальное время | допустимое кол-во ошибок | реальное кол-во ошибок | возможное кол-во обращений | реальное кол-во обращений | цель достигнута | | 1. | решить 10 математических примеров | 10 мин | 15 мин | 2 | 4 | 1 | 1 | нет | | 2. | написать диктант по русскому языку | 15 мин | 15 мин | 1 | 0 | 1 | 0 | да | | 3. | прочитать две главы в учебнике истории | 25 мин | 15 мин | - | - | - | - | да | | 4. | выучить стихотворение на английском языке | 30 мин | 25 мин | - | - | - | - | да |

Общее количество поставленных целей: 4
Количество достигнутых целей: 3
Кол-во достигнутых целей в процентах (достигнутые цели, поделенные на поставленные): 75%.

К числу удобных или даже необходимых для работы принадлежностей, помимо стандартного набора (ручки, карандаши, линейки и т.п.) можно добавить такие как:

  • мягкая накладка на письменную зону рабочего стола;
  • подставка для учебника или книги;
  • стикеры для пометок в учебнике;
  • степлер;
  • дырокол;
  • магнитная баночка со скрепками;
  • точилка;
  • закладка.

Имея удобную во всех отношения рабочую зону, ребенку будет не только приятно выполнять домашнее задание, но и делать это без вреда для своего здоровья.

Для младших школьников процесс проверки превратиться в ожидаемое и интересное представление, где их любимый плюшевый мишка найдет ошибки и попросит их исправить. Для школьников постарше можно лишь обозначить количество ошибок и предложить их найти самим.

Опять же вспомним Мэри Поппинс, которая говорила, что «Ложка сахара делает пилюлю слаще». Проверив домашнее задание, первым делом не акцентируйте внимание на сделанных ошибках. Скажите, с какой хорошей интонацией ребенок прочитал стих, как быстро он запомнил столицы стран, как аккуратно он написал диктант, и лишь затем обозначьте ошибки. Простую словесную похвалу за правильно (вовремя, самостоятельно, без принуждения…) выполненное домашнее задание (или за достижение дневных/недельных целей) чередуйте с обещаниями (и обязательным выполнением с вашей стороны) вместе поиграть, сходить в кино или устроить мастер-класс по выпечке воздушного печенья. Но не перебарщивайте, ребенок должен не только знать и чувствовать, что вы цените его труд, но и понять, что он трудится, прежде всего, для своего будущего благополучия, а значит, ради себя.

Дайте ребенку понять, что домашнее задание – это его задание. Импульсивные родители, борющиеся с ребенком за выполнение домашнего задания, часто ведут себя назидательно. При этом сильно расстраиваются и паникуют, если ребенок неверно выполнил задание или не хочет его выполнять, и часто выполняют задание вместо ребенка. Помните пункт №5? Так вот, в дополнение к воспитанию самостоятельности, донесите до ребенка мысль о том, что вы не расстроитесь, если он не выучит стих. Доля расстройства и разочарования в себе самом коснется именно ребенка, если он окажется единственным в классе с несделанным домашним заданием. Младшие школьники более восприимчивы к такому роду ситуации, чем старшеклассники. Но, если соблюдать правильный подход к организации учебной деятельности ребенка с раннего возраста, то в старших классах такая ситуация вряд ли возникнет.

Источники:

www.huffingtonpost.com
www.parenting-ed.org
www.redingroe.com

С раннего возраста человек проходит все этапы становления личности: детский сад, школа, колледж, университет. Самые яркие впечатления и воспоминания начинаются с первого класса. Первая учительница, яркие книги, исписанные еще неумелыми ручками прописи. Время пролетает в один миг. И вот последний звонок, получение аттестата о среднем образовании, выпускной. Впереди светлое будущее.

Но перед этим нужно пройти через все трудности, связанные с учебой: выполнение домашних заданий, сочинения, изложения. Секции, кружки, репетиторство также входят в расписание школьника. Главный вопрос, который встает перед родителями и школьниками, - это как сделать домашнее задание быстро, правильно и вовремя.

Система воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок начинает учиться общаться с окружающими людьми. Навыки взаимодействия со сверстниками приобретаются в коллективе. Детский сад - прекрасное место для приобретения таких умений. Но поначалу обстановка у ребенка оставляет не самые приятные впечатления. Незнакомое место, чужие люди - все это действует на малыша угнетающе. Опытный и квалифицированный воспитатель должен придерживаться такой системы воспитания и обучения, при которой адаптация к детскому саду пройдет наименее болезненно, ребенку будет интересно, он с удовольствием принимает участие в воспитательном процессе. В детском саду малыш учится:

  1. Правильно выражать свои желания.
  2. Отстаивать свою точку зрения.
  3. Прислушиваться к мнению других и уважать его.
  4. Взаимодействовать со сверстниками.

Помимо этого, малыш развивается умственно, физически, эстетически. Предлагаются разнообразные занятия: музыка, танцы, физкультура, рисование и т.д. Это дает возможность реализоваться каждому воспитаннику.

Поощряется участие детей в конкурсах по разным направленностям. Для малыша это возможность раскрыть свои таланты, и он с увлечением берется за дело. Конечно, взрослые принимают в этом активное участие.

Вопрос, как сделать домашнее задание, у родителей встает еще перед школой, когда детей учат навыкам чтения и письма, тем самым подготавливая их к новому этапу их жизни - к школе. Это прописи, стихи, чтение книг и т.д.

В детском саду процесс обучения новым навыкам и умениям проходит естественным образом - через игру, тем самым ребенок изучает общество и свою роль в нем.

Школа: система образования, учебный процесс

Настало время, и с детских стульчиков ребенок пересаживается за парту. Первый класс - это всегда волнующий момент. Многое еще непонятно и неизвестно. Но постепенно у малыша складывается общее представление о самом процессе, ведь большую часть жизни он проводит в школе.

Российская система образования включает в себя несколько ступеней:

  1. Начальная школа (до четвертого класса). В этот период даются базовые и элементарные знания по письму, чтению, математике, необходимые в повседневной жизни. Помимо этого, преподаются дополнительные предметы: окружающий мир, музыка, рисование, физкультура и т.д.
  2. Основное обучение (до девятого класса). В это время ученики получают знания по разным дисциплинам. Каждый предмет преподается в отдельном кабинете. После окончания обучения при положительной сдаче итоговых экзаменов выдается аттестат об основном среднем образовании. При желании ученики могут продолжить обучение, перейдя в старшие классы или в другие учебные заведения: лицей, гимназия, колледж, училище и т.д.
  3. Старшие классы (десятый и одиннадцатый). В это время ученики усиленно готовятся к поступлению в высшие учебные заведения. По окончании сдается Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и выдается аттестат о полном среднем образовании.

Основные предметы в школе и ежедневная подготовка к ним

Основные дисциплины в школе:

  1. Русский язык.
  2. Литература.
  3. Математика.
  4. Английский язык.
  5. История.
  6. Физика.
  7. Химия.
  8. География.
  9. Биология.

Процесс обучения проходит следующим образом: разбирается тема по определенному предмету и для усвоения пройденного материала нужно выполнить домашнее задание. И вот тут возникают трудности. Ребенок с неохотой его выполняет, отвлекается на другие занятия, не связанные с учебой. Перед родителями и учениками встает вопрос, как правильно сделать домашнее задание, не допустить ошибок и полноценно усвоить пройденный материал.

Основные причины, по которым ребенок не хочет выполнять домашнее задание:

  1. Усталость после уроков вследствие большой нагрузки в школе.
  2. Недостаток внимания со стороны родителей. Своим нежеланием учиться ребенок старается привлечь к себе внимание.
  3. Некоторые предметы сложны в понимании или неинтересны.
  4. Боязнь перед трудностями. Иными словами, ребенок боится, что не справится с поставленными перед ним задачами.

Родители должны помочь справиться с возникающими трудностями, поощрять успехи, не сладостями и не играми на планшете или компьютере, а, например, выделить дополнительное время для прогулок на свежем воздухе.

  1. Регулярно соблюдать установленный режим дня. Ребенок быстрее втянется в процесс, тогда учеба и выполнение домашних заданий не будет казаться непосильной задачей.
  2. Ученик должен выполнять домашнее задание самостоятельно. Помощь родителей - рассказать, показать, объяснить. Иначе в дальнейшем это сильно скажется на результате.
  3. При выполнении домашних заданий делать перерыв на десять минут. Это даст возможность ребенку легче усвоить полученную информацию.

Работа над ошибками

Русский язык - один из важнейших предметов в школе. Ребенок должен научиться грамотно и без ошибок писать, уметь выражать свои мысли. Орфография, пунктуация, стилистика - основные направления в русском языке и их знание обязательно. Важно не просто заучить наизусть правило, но и для чего оно нужно и как правильно применить его.

Вот несколько советов, как сделать домашнее :

  1. Для начала подготовить рабочее место, убрать лишние предметы (листы, тетради, не относящиеся к заданному предмету).
  2. Повторить пройденный материал. Выучить и повторить правила, подобрать примеры к ним.
  3. Внимательно прочитать задания или упражнения. Если для их выполнения требуются определенные правила или определения, найти и выучить их.
  4. Переписывая задания, проговаривать написанное вслух и обязательно проверять написание трудных слов. С этим прекрасно справится орфографический словарь.
  5. Если задание - переписать текст, для начала нужно внимательно прочитать предложение и разобрать непонятные слова. Словарь в таком случае прекрасный помощник. Затем аккуратно переписать упражнение.
  6. Проверить выполненную работу. Если есть ошибки, указать на них и предложить аккуратно их исправить.

Эти советы очень просты в выполнении. Придерживайтесь их, и русский язык будет прост и доступен в изучении.

Математика

Математика - не менее важный и, пожалуй, самый сложный в понимании предмет. Сложение, вычитание, деление, умножение-все это встречается в повседневной жизни. Поэтому для ученика базовые знания по этому предмету необходимы.

Указания, как сделать домашнее задание по математике:

  1. Приготовить все необходимое для выполнения этого предмета (тетрадь, учебник, ручка, карандаш и т.д.).
  2. Повторить пройденный на уроке материал.
  3. Внимательно прочитать задания. Приступить к выполнению с самой трудной задачи.
  4. Сделать все расчеты в черновике.
  5. Проверить выполненное задание и, если есть в этом необходимость, исправить ошибки.
  6. Аккуратно переписать в тетрадь.

Изучение иностранных языков в школе

Английский язык в школе изучают уже со второго класса, а некоторые и с первого. Не всем дается легко этот предмет. Тут важным фактором является усидчивость, терпение. Впрочем, это относится ко всем предметам, изучаемым в школе.

Несколько простых правил, как сделать домашнее задание по английскому:

  1. Подготовка рабочего места, достать все необходимое для этого предмета.
  2. Если задание - чтение текста, то необходим словарь. Незнакомые слова переводить по отдельности и записывать в отдельную тетрадь. Таким образом, слова лучше запоминаются.
  3. Пересказ на английском языке - сложное задание, но вполне выполнимое. Достаточно сделать пересказ на родном языке, а потом составить на английском. Это учит выражать свои мысли и эмоции, что очень важно в изучении данной дисциплины.
  4. Грамматические упражнения - неотъемлемая часть в изучении иностранного языка. При регулярном выполнении это даст возможность правильно говорить и писать. Для этого нужно внимательно прочитать задание и выполнить его при помощи словаря, таблиц.
  5. Исправить ошибки, если есть в этом необходимость.

Природа и общество

В качестве дополнительного школьникам преподают окружающий мир. Этот предмет помогает:

  1. Понять значение природы и общества в целом.
  2. Значение природы в жизни человека, охрана природы.
  3. Изучить некоторые природные объекты и явления.
  1. Внимательно прочитать задание. Если для его выполнения требуется найти и выучить определения, сделать это, прибегнув к помощи пройденного материала или теоретической части учебника.
  2. Если в задании требуется работа с такими принадлежностями, как клей, ножницы, карандаши, выполнять все нужно аккуратно, не торопясь.
  3. Проверить выполненные упражнения. Исправить ошибки, если это необходимо.

Освоение пройденного материала, самостоятельная работа

Каждый школьник решает задания понятными для себя способами. В выполнении упражнений проявляются его творческие, интеллектуальные способности.

Домашнее задание должно быть интересным. Учитель при правильном подходе обязательно заинтересует ученика, и тогда вопрос, как сделать домашнее задание по тому или иному предмету, будет решаться без особых усилий.

Начались школьные будни. Каждый день вы встречаете своего первоклассника и спрашиваете: «Ну, что нового? Чем порадуешь?» и т.п.

Выполнение домашнего задания

Какую помощь могут оказать родители? Главная задача родителей в выполнении заданий сводится к тому, чтобы использовать правильные приемы учебной работы. Именно помочь, потому что найти такие приемы научит школа. Дело в том, что часто встречаются случаи, когда дети при помощи родителей находят приемы работы над заданиями, которые не совпадают с требованиями учителя. Результат в этом случае может быть правильный, но способ, который был использован, если не вредный, то, по крайней мере, идет в разрез с требованиями школьного учителя.

Если приходится помогать, то родители должны конкретно знать само задание и требования педагога. Только в этом случае занятия с детьми по выполнению уроков принесут пользу.

Цель выполнения домашних заданий

  • Дать детям понять, что уроки и их выполнение находятся на одном уровне с самыми серьезными делами.
  • Первоклассник должен сразу же усвоить, что, не выучив урок, он не будет знать то, что должен знать. Кроме того, ему трудно будет усваивать дальнейшие темы данного предмета и, что немало важно, он будет мешать работе всего класса, так как, если учитель его спросит, он не сможет ответить. А время на уроке проходит очень быстро, и учитель не сможет сделать то, что запланировал.

Если такие достаточно широкие мотивы будут формироваться с детства, то вашему школьнику будет легче адаптироваться к школьной жизни.

Качество выполнения домашних заданий

Зависит от развития интереса к учебе. Источником этого интереса
является, прежде всего, желание узнать что-то новое, т.е.желание учиться.

Начинающий ученик так же хочет видеть заинтересованность взрослых в его успехах.

Главное обратить внимание на то, чтобы научить ребенка учиться — помочь сыну или дочери найти правильные способы, помогающие им в учебе. Привычка заниматься, должна стать второй натурой растущего человека.

Вполне понятно и надо быть готовым к тому, что ваш малыш будет учиться с различной степенью успешности по разным предметам, будет испытывать трудности, но всё это преодолимо.

Организация выполнения домашнего задания

Итак, формировать привычку заниматься — дело первостепенной важности. Что это значит? Соня выполняет уроки. Мама предлагает ей прервать это занятие и сбегать в магазин за хлебом. А папа однажды предложил ей отложить выполнение уроков и посмотреть по телевизору интересную передачу. Он считает, что она полезна для её умственного развития. И мама, и папа не посчитались с тем, что девочка занята самой главной, на данном этапе её жизни, работой.

  1. Создайте в семье атмосферу уважения к труду вашего ребенка.
  2. Соблюдение режима дня обеспечивает чередование работы и отдыха, организует детей, способствует воспитанию дисциплинированности, ответственности. Приучите своего ребенка выполнять уроки в одно и то же время.
  3. Отведите ребенку определенное место, где он будет постоянно заниматься. Научите его готовить свое рабочее место перед тем, как садится выполнять задание. Запомните: постоянное место мобилизует и ориентирует детей сразу же на выполнение заданий только тогда, когда он там не занимается другими делами.
  4. Следите, чтобы комната, где выполняет малыш свою работу, проветривалась перед началом её.
  5. Приучите своего ребенка: перед тем, как начать работать, пусть уточнит расписание и приготовит все необходимое для выполнения задания.
  6. Помните, что первокласснику заниматься непрерывным выполнением заданий рекомендуется не более 15 минут.

Систематическое выполнение домашних заданий

Способствуют привыканию работать интенсивно, концентрироваться на задании.

Есть немало ребят, сочинения которых умны и блещут воображением. А когда они выхолодят к доске, речь их становится бесцветной, слов не хватает, выражения тусклые, скучные, наступает период молчания, смущающий и самого ученика и других присутствующих.

Как избавиться от таких пауз? Как помочь ребенку отвечать «устные уроки» без запинок?

Хорошо отвечают те дети, которые привыкли много разговаривать дома, рассказывать увиденное своим родителям для них потребность.

Толина мама всегда просила рассказывать о том, что происходит в его жизни интересного в детском саду. И не только просила, она спрашивала воспитателя о событиях в детском саду. И когда мальчик рассказывал, внимательно слушала его, если он чего-то не сказал или упустил, мама обязательно спросит: «А ты видел, какую красивую полянку нарисовал Витя на занятии?» и тому подобное. Толя вспоминает, и рассказ продолжается. Здесь просматривается живой интерес мамы ко всему происходящему в жизни сына. Мальчик это чувствует и ему вдвойне интересно беседовать с мамой.

Беседа о выполнении домашнего задания

Проводится примерно таким же образом, как это делала Толина мама. Вы можете возразить, что на скупость бесед с детьми влияет недостаток времени. Кстати, Толина мама приучила себя и мальчика вести беседу, попутно занимаясь некоторыми делами.

Допускаем, что пока ребенок был мал, обстоятельства сложились так, что вы не могли уделять ему много внимания, и привычка рассказывать у него не сложилась. Ну что же, это упущение придется наверстывать во время школьного обучения.

Самостоятельность младших школьников

Когда ребенок станет постарше, научите его самого определять, какие уроки делать вначале своей работы: устные или письменные. Для начала пусть он сам определит для себя последовательность в работе, а после её окончания, пусть посмотрит — согласен ли он с тем порядком работы, который определил для себя. Возможно этот порядок будет меняться.

Папа Вовы после проверки заданий спросил сына:»Чему ты сегодня научился, чего не знал?» Мальчик с ответом затруднился, но папа дал ему подсказку:»Ты умел складывать слова и записывать их в тетрадь?». Ответ предсказуемый. В следующий раз Вова встретил папу радостными словами, что он научился складывать и вычитать числа и показал сам папе тетрадь по математике.

Полезно каждый раз или, хотя бы 2-3 раза в неделю спросить своего сына или дочь, чему они научились сегодня новому при выполнении уроков. Примерно так вы подведете своего ученика к понятию, что он обязательно чему-то должен научиться. Как это вы будете делать невозможно предсказать, но основная ваша задача сводится к тому, чтобы ребенок понял, что он, делая работу по выполнению заданий, чему-нибудь всегда научится новому. И это новое всегда интересно и должно быть понятно.

Контроль родителей за выполнением домашнего задания

Контроль за выполнением домашнего задания следует направить на то, чтобы ребенок вкладывал в любую работу свою душу. Следует ему объяснить, что главное не отметка, а тот труд, который стоит за работой. На первых порах все-таки ученик нуждается в вашей помощи, пусть даже просто посидеть с ним рядом, пока он делает уроки.

Мама Славы, вернувшись с работы, всегда проверяла у него все задания без исключения. Не жалея времени, просила мальчика достать тетради и проверяла письменные работы. Если была необходимость, Слава исправлял ошибки. По устным предметам мальчик пересказывал маме содержание текстов. Такая не очень сложная проверка приучила ребенка к приходу мамы делать все уроки самостоятельно, а так же приучила и к навыкам самоконтроля за порученными делами.

Научим ребенка самоконтролю

Контролировать, правильно ли выполнено устное задание ребенок может сам. Например, пересказать тесты другим членам семьи.

Необходимо помнить, что разобраться в заданном ребенок должен сам. Родительская опека хороша тогда, когда мама и папа помогают не только в выполнении заданий, но и в посильном труде, игре и т.д.


Опека родителей

Бывает, что родители проявляют излишнюю опеку над первоклассниками и через чур активно участвуют в выполнении домашних заданий, не дают ребенку подумать, а иногда просто дают готовое решение задачи и т.п. В » я приводила пример, как папа Феди среагировал на задание: написать сочинение.

Излишняя родительская опека

При выполнении заданий не дает окрепнуть воле ученика, тормозит развитию интереса, убивает этот интерес и охоту к учению.

И все-таки, если вы видите, что вашему ребенку трудно — помогите ему. Пойдите ему на встречу и замените трудный для него путь выполнения заданий на более легкий. Ребенок испытает к вам настоящее чувство благодарности за то, что вы пришли ему на выручку.

И заметьте, что если ваш ребенок мало читает, то подготовиться к урокам по истории, географии, физике, химии и другим предметам в старших классах ему будет очень трудно.