Образование казачества на руси. История

Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры.

Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе, как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А. Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году.

Оказывается и там встречается «Земля Касак», которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896–956 годы), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами.
Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается еще в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился.

Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере - между Доном и Донцом, и на юге – в предгорьях Кавказа. В основном, именно эти два этноса - скифы и аланы, породнившиеся с приазовскими славянами - образовали народность, получившую название Казаки. Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.

Славяно-туранские племена

Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры. Именно в это время скифы начали вести оседлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде – на восточном побережье Азовского моря.

Это время названо эпохой «внедрения сарматов в меотов», вылившееся в племена Торетов (Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников) славяно-туранского типа. В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племен ушла за Волгу и в верхне-донскую лесостепь. Те же, кто остались, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название касаков. Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла), а затем по приказу Хазарского кагана прогнали печенегов. В 965 году Земля Касак перешла под управление Mcтислава Рюриковича.

Тьмутаракань

Именно Mcтислав Рюрикович разгромил под Лиственом новгородского князя Ярослава и основал свое княжество – Тьмутаракань, которое простиралась далеко на север. Считается, что эта казачья держава недолго была на пике могущества, примерно до 1060 года, но после прихода племен половцев стала постепенно угасать.

Многие жители Тьмутаракани бежали на север – в лесостепь, и совместно с Русью бились с кочевниками. Так появились Черные Клобуки, которых в русских летописях называли казаками и черкасами. Другая часть жителей Тьмутаракани получила название подонских бродников.
Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды, впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. В XIV-XV веке о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России.

Не хазары и не готы

Существует еще одна, популярная на Западе, версия о том, что прародителями казаков были хазары. Её сторонники утверждают, что слова «хусар» и «казак» - синонимы, ибо и в первом, и во втором случае речь идет о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень «каз», означающее «сила», «война» и «свобода». Впрочем, есть и еще один смысл – это «гусь». Но и здесь поборники хазарского следа говорят о всадниках-гусарах, чью военную идеологию копировали практически все страны, даже туманный Альбион.

О хазарском этнониме казаков прямо сказано в «Конституции Пилипа Орлика», «…народ боевой старинный казацкий, который раньше назывался казарским, сперва был поднят бессмертной славой, просторными владениями и рыцарскими почестями…». Более того, говорится о том, что, казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху хазарского каганата.

В России же это версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют русское происхождение. Так, потомственный кубанский казак, академик Российской академии художеств Дмитрий Шмарин в этой связи с гневом высказался: «Автором одной из подобных версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки – это готы. Вест-готы – это германцы. А казаки – это ост-готы, то есть потомки ост-готов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же нам теперь считать себя потомками немцев?»

История развития казачества на Руси сложна и противоречива. С ним связано расширение территории страны, укрепление её границ, превращение Московского княжества в Российскую империю. Время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность, и более двух столетий в научной среде обсуждаются вопросы о происхождении российского казачества, социальной природе ранних казачьих сообществ. Эти вопросы и по сей день относятся к числу спорных тем в российской исторической науке - главным проблемным является вопрос о происхождении казачества и его раннем становлении и развитии (этногенезе).

Неисчерпанность этой дискуссионной темы связана с немногочисленностью и противоречивостью дошедших до нас исторических источников о той давней эпохе, а конкретно - начале нашей эры, первых веках от Рождества Христова. Именно в это время Приазовье и донские степи стали площадкой для активных этнических процессов различного происхождения - иранского (скифы, сарматы), славянского, германского (готы) и других. Территория постоянно подвергалась нашествиям, поэтому выявить коренной этнический элемент, существовавший до этих нашествий, не представляется возможным.

В русской истории господствовала теория славянского и русского происхождения казачества. Этой версии придерживались многие как дореволюционные историки XVIII-XIX вв., так и историки XX в. Расхождения существуют по вопросу о том, от каких именно этнических или сословных групп славян произошли казаки. Так, В.Д.Сухоруков утверждал, что «истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий существовало на Дону в VIII-XV вв.» 1

От беглых русских крестьян (так называемая теория «холопского» происхождения) вели истоки родословной казаков С.М.Соловьёв и В.О.Ключевский. Историк Н.И.Костомаров отличался от них только своеобразием интерпретации причины появления казаков. По его мнению, казачество - «это народное противодействие тому государственному строю, который удовлетворял далеко не всем народным чувствам, идеалам и потребностям. Народ русский, выбиваясь из государственных рамок, искал в казачестве нового, иного общественного строя » 2 .

Ученые, утверждающие, что казачество – это русское по происхождению население России, аргументируют свою позицию постоянством нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. В фольклоре предшественниками казаков представляются древнерусские богатыри, несшие службу на степной границе под началом «матерого казака» Ильи Муромца. Фольклорные свидетельства не всегда принимаются всерьез, но они имеют безусловную историческую ценность

Многие донские историки считали унизительным предположение о холопско-крестьянском происхождении казаков. Евграф Савельев писал по этому поводу, что «народы, призванные выполнять великие исторические задачи, не могли образоваться как-то само собой, народы и государства не падают с неба, а подготовляются к выступлению на историческое поприще многими веками, и что никогда в истории не было и не могло быть примера, чтобы из беглых, а такими в московской Руси XVI в. могли быть только преступники или бездомный, гулящий люд, поневоле покидавший свою родину, мог образоваться народ, целая демократическая республика, с своеобразными нравами и обычаями…» 3 .

Продолжение рассуждений историка, жившего в конце XIX - начале XX вв., мы видим и в современной литературе. В.Шамбаров в своей книге «Казачество: путь воинов Христовых» пишет: «Разве правдоподобно, чтобы пострадавшие и обиженные в России проявляли такую верность ей, отдавали за неё жизни? Скорее, сомкнулись бы с её врагами, как и поступали эмигранты в эпоху Ивана Грозного, некрасовцы и т.п. Наконец, попробуйте представить, возможно ли братство и общая спайка между разномастными разбойничьими бандами? А ведь у казаков это было объединяющим началом - братьями считали друг друга казаки Дона, Днепра, Яика, Терека» 4 . Ученые, утверждающие, что казачество - это русское по происхождению население России, аргументируют свою позицию постоянством нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. В пользу этой гипотезы свидетельствует также факт того, что русские верующие люди (православные и старообрядцы) численно доминировали в составе казачества, зародившегося в России. Словосочетание «русский казак» у современников не вызывало отторжения. Образ «русского казака», пришедшего воевать с Золотой Ордой, сохранился в фольклоре Северо-Восточной Сибири. В фольклоре предшественниками казаков представляются древнерусские богатыри, несшие службу на степной границе под началом «матерого казака» Ильи Муромца. Фольклорные свидетельства не всегда принимаются всерьез, но они имеют безусловную историческую ценность. Независимо от того, был ли действительно Илья Муромец «матерым казаком», фольклорный сюжет о нем фиксирует важное положение: в русском народном сознании Илья Муромец остался казаком, народным защитником. Фольклорное определение казака как народного защитника от всякой чужеродной нечисти соответствует историческим представлениям о казачестве как части русского народа, как о выдвинутом вперед народном отряде, охраняющем русские земли и приумножающем их своей военной лихостью и храбростью. Достоверно и то, что население казачьих областей было образовано выходцами из русских княжеств - тех, кто не желал мириться с тяжёлым бытом русской действительности и искал лучшей доли и более выгодных условий на окраинах Руси, в пределах Дикого поля.

Этой теории противостоит прямо противоположная теория - гипотеза «ордынского» происхождения казачества, которая утверждает, что казаки по происхождению ничего общего не имеют с русским народом, в прошлом принадлежали к народам, пришедшим из Арии, обрусели и приняли русский язык и религию 5 . Так, автор названной книги упоминает о генерале Ригельмане, собиравшем материалы по истории казаков, который писал, что в конце XVIII и начале XIX веков донские казаки считали, что они не русские люди, а происходящие от черкасов и других горских народов, но обрусевшие. И если кто-то назовёт их москалями, то отвечали: «Я не москаль, а русский, и то по закону и вере православной, а не по природе» 6 .

Некоторые специалисты - сторонники «ордынской» гипотезы - полагают, что тюркское происхождение слова «казак» свидетельствует и о происхождении самих казаков: они - татарского («ордынского) происхождения. В защиту гипотезы «ордынского» происхождения казачества, которая сводится к тому, что предки русских казаков были составной частью военных сил татаро-монголов, приводятся самые разные аргументы: исторические свидетельства участия казаков-татар в военных действиях, относящихся к периоду зарождения казачества; факты заимствования русскими людьми существующей в татаро-монгольской орде воинской культуры и др. Сторонники гипотезы татарского происхождения казаков указывают на участие лёгкой конницы в составн монгольских войск, которая выполняла вспомогательные задачи: несла охрану границ, вела разведку, начинала сражения, именно за ней утвердилось название «казаки». После распада Золотой Орды части этой лёгкой конницы оказались на границах русских княжеств и постепенно стали сливаться с русским народом. По мнению Р.Г. Скрынникова, первоначальные казачьи общины состояли из татар, к которым присоединялись русские элементы. У татар казаками назывались бессемейные воины, служившие авангардом при походах и передвижениях татарских орд. Они прокладывали дорогу татарским войскам, производили разведку и несли сторожевую службу. Со временем татарские казаки служили при баскаках (представителях монгольского хана в завоёванных землях, приходивших на Русь за сбором дани), а впоследствии стали поступать на службу и к русским князьям. В XV в. татарские казаки (мещерские или городецкие) поселились в Муромской земле по притокам реки Оки и несли там сторожевую службу.


Некоторые исследователи возникновения казачьей общности считали, что в её формировании участвовали не только славяне, но и различные неславянские племена: иранские ски- фы и аланы, тюркские гунны и хазары, печенеги, торки, половцы, булгары, татары, финские мещеряки, германские готы. При этом главную роль в образовании казаков играли русские

«Среди различных теорий о происхождении казаков как более достоверную можно принять ту, что казачьи поселения были образованы вне пределов России и в условиях, от неё не зависимых. Казачьи отряды - заслон на южнорусских границах. Отношения казаков с Москвой последовательно менялись: 1) совершенно независимое; 2) несли службу по договору с московскими князьями; 3) служили по присяге; 4) вошли в состав Российского государства как неотъемлемая её составная часть» 7 .

Как утверждается в книге «Российское казачество» 8 , «…возникновение казачества было обусловлено установлением границ Рязанского княжества, формированием сторожевых разъездов, караулов, устройством стоянок, превратившихся в XIV в. в пограничные укреплённые городки (на реках Хопёр, Дон, Быстрая, Тихая Сосна и др.)». Некоторые исследователи возникновения казачьей общности считали, что в её формировании участвовали не только славяне, но и различные неславянские племена: иранские скифы и аланы, тюркские гунны и хазары, печенеги, торки, половцы, булгары, татары, финские мещеряки, германские готы. При этом главную роль в образовании казаков играли русские 9 .

С древности в основе их общественной жизни была военная организация, свойственная кочевым народам. Казаки не принадлежали к кочевым народам, но их внутренний быт складывался под влиянием кочевников. Жили они на далёких окраинах русских княжеств, окружены были со всех сторон ордами кочевников и потому постоянно были готовы к войне, к защите своей земли, к отражению нападений своих соседей, алчных и падких на лёгкую добычу.

Не установлено точно время появления казачества. Одни исследователи относят его к XIV в., другие - к XVI в., третьи считают, что казаки (или сходные с ними группы) появились в гораздо более раннее время - в X в., а может быть, даже в VI в. Правда, первые сведения о казаках в летописях относятся к середине XV в.: это военные действия в 1444 г., когда рязанские казаки участвовали в битве с татарами. Во второй половине XVI в. казачество уже представляло собой силу, которая была сконцентрирована на рубежах Русского государства и осуществляла его защиту от кочевников.

Одни исследователи рассматривают казаков как обособленную часть русского народа - субэтническое образование внутри него. Другие признают их самостоятельной этнической общностью - отдельным славянским народом. Точка в этом споре пока не поставлена. Утверждать можно только то, что казачество представляло собой этносословную общность, которая сложилась у южных рубежей Российского государства и на протяжении столетий выполняла роль оборонительного щита страны 10 .

Некоторые исследователи полагают, что казаки образуют не одну, а несколько этносословных общностей (в основном соответствующих существующим казачьим войскам). Неубедительность этой точки зрения обусловлена тем, что «периодически образовывавшиеся новые казачьи войска в значительной мере создавались из казаков ранее учреждённых войск, переселявшихся на вновь осваиваемые территории. В формировании кубанских казаков приняли участие запорожские, донские и волжские казаки; оренбургских и астраханских - волжские казаки; сибирских - яицкие (уральские), донские и волжские казаки; семиреченских - уральские казаки; амурских - забайкальские, донские, кубанские, оренбургские казаки; уссурийских - амурские, донские, уральские, кубанские казаки; енисейских - сибирские и донские казаки. Таким образом, фактически все казаки в большей или меньшей степени связаны между собой единством происхождения. Тем не менее определённые, а порой даже существенные различия между казаками разных войск имеются, и, образуя единую социальную сущность, они в то же время являются отдельными субэтническими образованиями» 11 .

В качестве первоначального, оформившегося к XII в. южнорусского субэтноса принято рассматривать тмураканцев и бродников, русских жителей Приазовья - ближайших предков казаков. Во время существования Монгольского улуса и в течение его распада культура русского населения Юга испытывала влияние традиций кочевников Центральной Азии: в речь казаков вошли заимствования из монгольского и тюркских языков; были переняты некоторые обычаи.

Казачество развивалось, изменялось, приспосабливалось к новым условиям существования, каждый раз по-новому отвечая на исторический вызов. Казаки в составе Российской империи занимали особое положение: существовали казачьи области, внутренний быт которых отличался от бытовых условий населения других частей страны.

«В составе Российской империи было 12 казачьих областей, восемь из которых были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами правительства. Население их составила часть казаков, выведенных из бывших областей, пополненных служилыми людьми и охотниками. Только четыре области сложились исторически, без вмешательства государственной власти. Это области донских, гребенских (терских), яицких (после Пугачёвского бунта - уральских) и днепровских казаков. Днепровское войско прекратило своё существование при Петре I, и части его впоследствии были использованы для организации кубанского войска» 12 .

Иногда высказывается мнение, что казачество имело не этнический, а только сословный характер: к некоторым казачьим войскам приписывались представители народов, резко отличных по происхождению от основного - славянского ядра казаков - осетины, кумыки, ногайцы, калмыки, татары, башкиры, буряты, эвенки и др. Но, несмотря на некоторую примесь неславянского элемента в разных казачьих войсках, казаков, по-видимому, следует считать этносословным образованием русского и в какой-то части украинского происхождения. Видимо, следует снять противопоставление этнического и сословного в природе казачества. Действительно, казачество имеет довольно чёткие этнические и социальные характеристики, но они не противопоставляются и не взаимозаменяются, а просто в определённые периоды доминируют те или иные. Так, этничность доминировала в период формирования казачества как развивающейся системы (что и привело к формированию особого этнического характера). Сословные характеристики доминировали, когда Россия, открытая с юга, не имела там естественных границ и создавала казачьи поселения как социальную преграду от вторжения воинственных соседей и для собственного расширения - возводился своеобразный буфер.

На сословном определении казачества настаивали, прежде всего, историки советского периода. Казачество признавалось частью русского народа, сформировавшейся из беглого населения из Центральной России, а затем привлечённой государством для службы на пользу России. В процессе развития сословие становится привилегированным, отдаляется от простого народа, перестаёт выражать его интересы. Борьба с казачеством после 1917 г. основывалась именно на тезисе принадлежности казачества к сословиям-эксплуататорам, потому что казаки владели землёй и отказывались делить её с крестьянами на равных основаниях, сопротивляясь политике советской власти.

Наиболее оправданной может быть промежуточная точка зрения, в соответствии с которой казаков рассматривают как этническую общность, которая принудительно вошла в российский социум на правах военного сословия. Именно поэтому - с уравнением сословий в 1917 г. - казачество не исчезло, не растворилось, а сохранилось с особыми чертами материальной, духовной культуры и самосознанием 13 .

Преобладание этнических или сословных черт предопределялось конкретной историко-культурной обстановкой. Имела место «конвергенция самых различных этнических и социальных ингредиентов при сохраняющейся единой военно-хозяйственной организации, постоянная подпитка всё новыми и новыми группами пришельцев, этнический и социальный облик которых также весьма различен…» 14 .

Необходимо остановиться на таких теориях происхождения казачества, как автохтонная и миграционная. В советской исторической науке наибольшее распространение получила миграционная («бегло-крестьянская», «московская») гипотеза, согласно которой казаки - это беглые крепостные. Эту идею поддерживал и Г.Н.Трошев, который писал о «демократическом магнетизме», стягивавшем к казачеству беглых крестьян: «Демократические порядка (все равны: ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель»15. В миграционной теории факт бегства крестьян из Московского государства, спасающихся от крепостной зависимости, использован в качестве основного довода в пользу того, что казачество зародилось от крестьян-переселенцев, которых условия жизни в Диком поле сделали казаками. К миграционной («московской») гипотезе можно отнести и другие «региональные» версии происхождения казачества - «рязанскую» (казачество образовано выходцами из Рязанского княжества), «новгородскую» (вольный новгородский люд, прежде всего ушкуйников, промысел привел в Дикую степь, где он и стал основой формирования казачества).

Версию образования казаков из беглых крестьян многие историки отвергают. Ведь на уровне идентификации казаки противопоставляют себя крестьянам, а в «беглом» люде (по христианским соображениям) видят бунтарей, не покорных ни Богу, ни Царю, ни Отечеств. В летописях описывались конфликты между казаками и пришлыми крестьянами - казаки отказывались признавать их равными себе. В то же время другие источники подтверждают наличие среди казаков беглых людей.

«Надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки - это самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошел бы с ними весь мир»

Наполеон Бонапарт

Согласно официальной версии истории, ВО ВСЕХ войнах российского государства с16 по 20 век принимало участие казачество. Но кто такие казаки и откуда они взялись? Из энциклопедий можно узнать, что казаки — «…первоначально вольные люди, из бежавших от феодального гнета крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства».

По этой, общепринятой версии казачество окончательно сложилось в 16–17 веках. За оборону границ государства казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов.

Несмотря на бурную деятельность, о казачестве упоминается вскользь в школьных и даже ВУЗовских курсах истории. Начало истории казачества даже в разных энциклопедиях датируется то 14, то 15, то 16 веком.

Двухмесячная осада Москвы казаками Ивана Болотникова проходит как стихийные восстания крестьян на окраинах России. Поход на Москву для восстановления законного престолонаследника царевича Дмитрия называется «авантюрой Лжедмитрия» и польской интервенцией.

1. Территории

Посмотрим, где же прятались крестьяне, не желавшие гнуть спину на помещиков. В течение двух столетий сотни тысяч беглых крестьян прячутся на самых крупных, центральных реках России - по сути на торговых и политических магистралях. Это ДНЕПР, ДОН, ВОЛГА, УРАЛ и ТЕРЕК. Сложно придумать более неудачное место для того, чтобы спрятаться.

Именно здесь постоянно проходят торговые и иные караваны, так именно вдоль этих рек направлены практически все крупные военные походы того времени (Иван Грозный, Юрьев, Шереметев, Ноздреватый, Ржев, Адашев, Серебряный, Вишневецкий и др.). Здесь нет лесов, гор, непроходимых болот в которых, например, стремились прятаться староверы от никоновской реформы. Все эти области преимущественно степь, которая просматривается на многие километры вокруг и где поиск беглецов максимально упрощен.

Историки уверяют, что все эти области были незаселенной, ненужной никому окраиной, захолустьем. Но беглым крестьянам достаются из самых благодатных в климатически-географическом плане мест. Удивительно ровный теплый климат, черноземные почвы, дающие два урожая в год, обилие пресной воды. До сих пор эти области называются житницами и здравницами.

И за гораздо более скромные места на земле велись долгие кровопролитные войны. Здравый смысл подсказывает, что такие территории доставались только самым сильным и удачливым, а не беглым крестьянам и холопам.

Есть ещё одна странность в отношении главной русской реки. Как в России относятся к Волге? «Волга-матушка», «Мать родная, русская река». Но согласно учебникам традиционной истории, Волга должна была остаться в народной памяти как некий генератор бед. Своеобразные тартарары, откуда постоянно приходят орды кочевников. Отсюда приходили кипчаки и половцы, совершали опустошительные набеги неразумные хазары. Позже из-за Волги пришли дикие монголы. Здесь же они и расположились своими Сараями. Сюда, на Волгу, сотни лет со страхом в сердце отправлялись русские князья на поклон к ханам, заведомо оставляя посмертные завещания. Позже здесь разбойничали банды и шайки разных атаманов.

2. Налоги

Беглые крестьяне освобождаются от налогов. Причём за то, что они защищали границы России от многочисленных врагов. Оба утверждения противоречат здравому смыслу – зачем беглецам защищать границы государства, из-под гнета которого они только что убежали? И откуда такая теплота, вплоть до налоговых льгот, у государства к беглецам, которых по логике нужно вернуть, а не просить их платить налоги и спать спокойно.

3. Активность

Буквально с первых дней своего существования казачество проявляет просто фантастическую активность. Бежавшие с разных мест России разрозненные группы землепашцев и голытьбы, не имея никаких средств связи и, надо полагать, оружия, моментально организовываются. И организовываются не в трудовую крестьянскую общину, а в мощнейшее войско. Причем войско не оборонительное, а ярко выраженное наступательное.

Вместо того чтобы сидеть себе тихо, возделывать огород и наслаждаться волей, как, казалось бы, должен поступить убежавший крестьянин, казаки начинают ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ во все стороны. И идут не против какой-то соседней деревни, а нападают на сильнейшие государства своего времени. Театры действий казачьих войск не знают предела. Они нападают на Турцию, Речь Посполитую, Персию. Организовывают походы в Сибирь. Их ФЛОТ свободно плавает вверх-вниз по Дону, Волге, Днепру и Каспию.

Беглые крестьяне на окраинах государства живо интересуются политическими и дворцовыми делами в столице. На протяжении всего 17 века они все время хотят что-то подправить в устройстве государства. Постоянно с фанатизмом рвутся в Москву. Причем их интересует единственный вопрос. Они хотят поставить «правильного» царя. Откуда они берут оружие, и на каких верфях строят флот? Не царское же правительство снабжало своих беглых холопов.

Мысль историков о том, что казачество не платило налоги за свою службу России, не выдерживает критики хотя бы потому, что именно России больше всего от казаков и доставалось в 16–18 веках. При этом КАЗАЧЬИ ВОЙНЫ под предводительством Хлопка, Болотникова, Разина, Пугачева, не называют крестьянскими.

Следуя этой логике, историки должны описывать исторические битвы так: «ударом с фланга беглых холопов атамана Скоропадского шведские войска были обращены в бегство» или «глубокий обходной маневр с проходом в тыл беглых холопов атамана Платова остановил наступление французских войск».

Тогда историки говорят, что есть второе определение казаков вплоть до 1920 года – военное сословие на Руси. Но когда именно беглые крестьяне превратились в ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ? Ведь военное сословие – это не просто профессиональные, но и потомственные военные.

4. Казаки-татары и казаки-басурмане

Всякий раз, когда казаки (или скажем так: жители обозначенных выше территорий) воюют на стороне России или на выгодной для нее стороне, они именуются казаками. Как только они громят романовские войска или берут русские города, они называются либо татарами, либо басурманами, либо восставшими крестьянами.

Казачьи войны 17 века против Романовых названы крестьянскими бунтами.

Казачьи атаки на Москву, Серпухов, Калугу 15-16 веков названы татарскими набегами.

Эти же «татары», воюющие на выгодной для России стороне против Речи Посполитой, против Турок или Шведов уже называются казаками.

Пока низовье Волги воюет с Москвой, там располагается нерусское и басурманское Астраханское Ханство, как только в 1556 году заключается мир и это ханство присоединяется к России здесь волшебным образом появляется Астраханское казачье войско.

На месте Большой Орды появляется надпись Донские казаки. На месте Едисанской Орды - Запорожская Сечь, на месте Ногайской Орды - Ногайские и Яицкие казаки.

Вообще у татар и казаков общие территории обитания, идентичное оружие, одежда, способ ведения боевых действий, названия орд-казачеств.

Татары принимают самое активное участие в освободительной войне украинского и белорусского народов против польской шляхты, т. е. против католиков в 1648–1654 г.г. Войска Богдана Хмельницкого полностью состоят из казачьей и татарской конницы. Никто толком не может объяснить, как уживались одновременно и на одной земле татары и казаки.

5. Происхождение слова «казак»

Считается, что слово казак или козак - это тюркское слово, означающее «удалец». Не странно ли, что православные русские крестьяне бегут от помещиков и называют себя тюркским словом «удалец»? Почему не по-китайски или не по-фински? При этом, эти беглые крестьяне 15–16 веков, предстают перед нами настоящими полиглотами. Себя назвали тюркским словом, а военачальников своих назвали гордым англосаксонским словом headman - предводитель, вождь. Так определяют происхождение слова АТАМАН энциклопедии.

6. Знаменитые казаки

Удивляет не то, что величайший полководец древней Руси Святослав Игоревич (живший, согласно традиционной истории, в Х веке) был, казаком, а то, что беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым способом узнали и решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности. Во внешности Святослава описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков - висячие усы при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе.

Прямым текстом старым КАЗАКОМ называется богатырь Илья Муромец в русских былинах, которые, по мнению самих же историков, относятся к 11–12 векам! Хотя по общепринятой хронологии до возникновения казачества еще полтысячелетия.

7. Альтернативная версия

Казачество — старинное воинское сословие. Никакого перерождения беглых холопов в воинов не было. Эти территории им достались в наследство от предков и принадлежали им издавна и по праву.

Они жили там, где им было удобнее и лучше (вдоль крупных рек, в теплых и житных краях). Ни от кого никогда не прятались. Поэтому военные походы правительственных войск вдоль Днепра, Волги, Дона и т. д. не натыкались на поселения сбежавших холопов. Эти «сбежавшие холопы» изначально и были регулярным войском страны, специально расположенным так, чтобы в течение нескольких дней собрать все курени (небольшие конные гарнизоны) в заранее оговоренном месте.

Войско никогда не платит налоги. Казаки сами жили за счет налогов и сами эти налоги собирали.

В обязанности войска, по сути регулярной армии, входит защита от внешних врагов государства.

Также войско проявляет активную политическую позицию во время бурных перемен в государстве, при смене царских династий. Армия обязана занять какую-то сторону и принять участие в боевых действиях, беглые крестьяне на это не способны.

Нет логики в том, что беглые холопы, волшебным образом превратившиеся в потомственных военных, и получающие жалование, начинают целыми полками уходить то к враждебным полякам, то к ненавистным туркам, а то и вообще идут походом на Москву, т. е. на своих благодетелей.

Однако, если предположить, что единые ранее территории без центральной власти начинают делиться по религиозному и национальному признаку, то всё встаёт на свои места.

Перестало существовать государство, которому войско служило верой и правдой испокон веков. Недавним историческим аналогом можно считать разделение единой Советской Армии на армии отдельных государств, и ситуацию на Украине в наши дни.

В этой версии становятся логичными войны западных и южных казаков, получившие названия польско-турецкие войны.

Или войны восточных казаков с южными, названные походами донских казаков в Турцию и Персию.

Поход западных казаков на Москву сейчас называется польской интервенцией и серией русско-польских войн 1632–1667 г.г. Становится понятным, почему множество русских городов не просто сдавалось без боя, а радостно встречало приход «иностранных интервентов-захватчиков». Как только стало ясно, что западные казаки все же не в состоянии довести дело до конца, взять Москву и готовы подписать мир с Романовыми в поход выступают восточные казаки под руководством Степана Тимофеевича Разина. Это сейчас называется крестьянской войной 1667–1671 г.г. После поражения Разина в войну вступила третья часть бывшего имперского войска - Турция. Началась первая русско-турецкая война 1676–1681 г.г.

В результате этих войн произошло разделение территорий западного и восточного казачеств по Днепру. Левый берег позже провозгласил воссоединение с Россией, а правый так и остался врагом Романовых на многие годы и десятилетия.

В обозримой ретроспективе корни у такого явления, как казачество однозначно скифо-сарматские, потом сильно наложился тюркский фактор, потом ордынский. В ордынский и послеордынский периоды Донские, Волжские и Яицкие казаки сильно обрусели за счёт массового притока новых бойцов с Руси. По этой же причине Днепровское казачество не только обрусело, но и сильно облитвинилось за счёт притока новых бойцов с земель Великого Княжества Литовского. Произошло такое вот своеобразное этническое переопыление. Казаки же Приаралья и с низовьев Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи не могли обрусеть по определению, по религиозным и географическим причинам, поэтому сохранились Кара-Калпаками (в переводе с тюркского Чёрными Клобуками). Они очень мало контактировали с Русью, но усердно служили Хорезму, среднеазиатским Чингизидам и Тимуридам, о чём есть множество письменных свидетельств. То же самое казаки прибалхашские, жившие по берегам озера и по рекам впадавшим в Балхаш. Они сильно омонголились за счёт притока новых бойцов с азиатских земель, усилив собой военную мощь Могулистана и создав Казакские ханства. Так история де-факто развела казачий этнос по разным этногосударственным и геополитическим квартирам. Чтобы разделить де-юре казачьи субэтносы, только в 1925 году советским указом необрусевшие центрально-азиатские казаки (называемые в царское время киргиз-кайсаками, т.е. киргизскими казаками) были переименованы в казахов. Как это ни странно, но корни у казаков и казахов одни, произносятся и пишутся латиницей (до недавнего прошлого и кириллицей) названия этих народов абсолютно одинаково, но этноисторическое опыление очень разное.

****
В XV веке роль казачества в приграничных с Русью районах резко возрастает ввиду непрекращающихся набегов кочевых племен. В 1482 году, после окончательного распада Золотой Орды, возникли Крымское, Ногайское, Казанское, Казахское, Астраханское и Сибирское ханства.

Рис. 1 Распад Золотой Орды

Эти осколки Орды находились в постоянной вражде между собой, а также с Литвой и с Московским государством. Ещё до окончательного распада Орды, в ходе внутриордынских усобиц, московиты и литвины поставили под свой контроль часть ордынских земель. Безначалие и смуты в Орде особенно замечательно было использовано литовским князем Ольгердом. Где силой, где умом и хитростью, где мздой он включил в свои владения многие русские княжества, в том числе территории днепровских казаков (бывших чёрных клобуков) и поставил себе широкие цели: покончить с Москвой и Золотой Ордой. Днепровские казаки составляли вооружённые силы до четырёх тем или 40000 хорошо обученного войска и оказались весомой поддержкой политики князя Ольгерда. И именно с 1482 года начинается новый, трёхвековой период восточноевропейской истории - период борьбы за Ордынское наследство. В ту пору мало кто мог предположить, что заштатное, хотя и динамично развивавшееся, Московское княжество в конечном итоге окажется победителем в этой титанической борьбе. Но уже спустя менее века после распада Орды, при царе Иване IV Грозном, Москва объединит вокруг себя все русские княжества и покорит значительную часть Орды. В конце XVIII в. при Екатерине II под Московской властью окажется почти вся территория Золотой Орды. Разгромив Крым и Литву, победоносные вельможи царицы-немки поставили жирную и окончательную точку в многовековом споре за Ордынское наследство. Более того, в середине XX века при Иосифе Сталине на короткое время московиты создадут протекторат над всей территорией Великой Монгольской Империи, созданной в XIII в. трудом и гением Великого Чингисхана, включая и Китай. И во всей этой послеордынской истории казаки приняли самое живое и активное участие. А великий русский писатель Л. Н. Толстой считал, что «вся история России сделана казаками». И хотя в этом высказывании, безусловно, есть преувеличение, но, окинув внимательным взглядом историю Российского государства, можно констатировать, что все значительные военные и политические события в России не обошлись без активнейшего участия казачества. Но всё это будет потом.

А в 1552 году царь Иван IV Грозный предпринимает поход на самое мощное из этих ханств - наследников Орды - Казанское. В том походе в составе русского войска участвовало до десяти тысяч донских и волжских казаков. Сообщая об этом походе, летопись отмечает, что Государь приказал идти из Нижнего Новгорода на Казань князю Петру Серебряному, «... а с ним дети боярские и стрельцы и казаки...». Из Мещеры на Волгу для перекрытия перевозов были посланы две с половиной тысячи казаков под командой Севрюги и Елки. При штурме Казани отличился со своими казаками донской атаман Миша Черкашенин. А казачье предание повествует, что во время осады Казани, молодой волжский казак Ермак Тимофеев, переодевшись татарином, проник в Казань, осмотрел крепость, и, возвратившись, указал места, наиболее выгодные для взрыва крепостных стен.

После падения Казани и присоединения к России Казанского ханства военно-политическая обстановка резко изменилась в пользу Московии. Уже в 1553 году в Москву прибыли кабардинские князья бить челом царю, чтобы он принял их в подданство и защитил против крымского хана и ногайских орд. С этим посольством прибыли в Москву и послы от гребенских казаков, живших по реке Сунже и соседствовавших с кабардинцами. В том же году Сибирский царь Едигей прислал двух чиновников в Москву с подарками и обязался платить дань московскому царю. Далее Иван Грозный поставил задачу воеводам на взятие Астрахани и покорение Астраханского ханства. Московское государство должно было укрепиться на всем протяжении Волги. Следующий 1554 год для Москвы был насыщен событиями. С помощью казаков и московских войск на трон Астраханского ханства был посажен Дервиш-Али с обязанностью платить дань Московскому государству. После Астрахани на службу московского царя перешёл с днепровскими казаками гетман Вишневецкий. Князь Вишневецкий происходил из рода Гедиминовичей и был сторонником русско-литовского сближения. За это он был репрессирован королём Сигизмундом I и бежал в Турцию. Вернувшись из Турции, с разрешения короля, он стал старостой старинных казачьих городов Канева и Черкасс. Затем прислал послов в Москву и царь принял его с «казатством» на службу, выдал охранную грамоту и послал жалованье.

Несмотря на измену русского ставленника Дервиша-Али, Астрахань вскоре была покорена, однако судоходство по Волге оказалось в полной власти казаков. Волжские казаки были в это время особенно многочисленны и настолько прочно “сидели” в Жигулевских горах, что практически ни один караван не проходил мимо без выкупа или не был разграблен. Сама природа, сотворив Жигулёвскую петлю на Волге, позаботилась о чрезвычайном удобстве этого места для подобного промысла. Именно в связи с этим российские летописи впервые особо отмечают именно волжских казаков - в 1560 году записано: «... Казаки вороваху по Волге... Благочестивый же Государь послал на них воевод своих со многими ратными людьми и повеле их имати и вешати...». 1560-й год волжские казаки считают годом старшинства (образования) Волжского казачьего Войска. Иван IV Грозный не мог поставить под угрозу всю восточную торговлю и, выведенный из терпения нападением казаков на своего посла, 1 октября 1577 года направляет стольника Ивана Мурашкина на Волгу с приказом «...воровских волжских казаков пытать, казнить и вешать». Во многих работах по истории казачества имеется упоминание о том, что из-за правительственных репрессий многие волжские вольные казаки ушли - одни на Терек и Дон, другие на Яик (Урал), третьи, во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем, в Чусовские городки на службу к купцам Строгановым, а оттуда в Сибирь. Основательно погромив крупнейшее Волжское казачье войско, Иван IV Грозный провёл первое в российской истории (но не последнее) масштабное расказачивание.

ВОЛЖСКИЙ АТАМАН ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ

Самым легендарным героем из казачьих атаманов XVI века, бесспорно, является Ермолай Тимофеевич Токмак (по казачьему прозвищу Ермак), покоривший Сибирское ханство и положивший начало Сибирскому казачьему Войску. Ещё до верстания в казаки, в ранней молодости этот поморский житель Ермолай сын Тимофеев за свою недюжинную силу и бойцовские качества получил своё первое и нехилое прозвище Токмак (токмак, токмач - массивная деревянная колотушка для трамбовки земли). Да и в казаках Ермак, судя по всему, также с молодых лет. Никто не знал Ермака лучше, чем его соратники - ветераны «сибирского взятия». На склоне лет те, кого пощадила смерть, жили в Сибири. Согласно есиповской летописи, составленной по воспоминаниям ещё живых соратников и противников Ермака, до сибирского похода казаки Ильин и Иванов уже знали его и служили с Ермаком в станицах не менее двадцати лет. Однако этот период жизни атамана документально не известен.

Согласно польским источникам, в июне 1581 года Ермак во главе волжской казачьей флотилии воевал в Литве против польско-литовских войск короля Стефана Батория. В это время его друг и сподвижник Иван Кольцо воевал в Заволжских степях с Ногайской Ордой. В январе 1582 г. Россия заключила Ям-Запольский мир с Польшей и Ермак получил возможность вернуться в родные края. Отряд Ермака прибывает на Волгу и в Жигулях соединяется с отрядом Ивана Кольцо и другими "воровскими Атаманами". До сего дня там есть село Ермаково. Здесь (по другим данным на Яике) их находит гонец от богатых пермских солепромышленников Строгановых с предложением идти к ним на службу. Для охраны своих владений Строгановым разрешалось строить крепости и содержать в них вооружённые отряды. Кроме того в пределах пермской земли постоянно находился отряд московских войск в крепости Чердынь. Обращение Строгановых привело к тому, что среди казаков произошел раскол. Атаман Богдан Барбоша, бывший до этoro главным помощником Ивана Кольцо, решительно отказался поступить в наём к пермским купцам. Барбоша увел с собой несколько казачьих сотен на Яик. После того как Барбоша и его сторонники покинули круг, большинство на круге перешло к Ермаку и его станицам. Зная, что за разгром царева каравана Ермак уже приговорен к четвертованию, а Кольцо к повешению, казаки принимают приглашение Строгановых идти в их Чусовские городки для защиты от набегов сибирских татар. Была и другая причина. В ту пору на Волге уже несколько лет полыхало грандиозное восстание поволжских народов. После окончания Ливонской войны с апреля 1582 г. на Волгу стали прибывать царские судовые рати для подавления восстания. Вольные казаки оказались как бы между молотом и наковальней. Они не желали участвовать в действиях против восставших, но и не приняли их сторону. Они решили покинуть Волгу. Летом 1582 года отряд Ермака и атаманов Ивана Кольцо, Матвея Мещеряка, Богдана Брязги, Ивана Александрова по прозвищу Черкас, Никиты Пана, Саввы Болдыря, Гаврилы Ильина в количестве 540 человек по Волге и Каме поднимается на стругах до Чусовских городков. Строгановы дали Ермаку кое-какое вооружение, однако оно было незначительным, поскольку вся дружина Ермака имела прекрасное вооружение.

Воспользовавшись удобным моментом, когда сибирский царевич Алей с лучшими войсками ушёл в набег на пермскую крепость Чердынь, а Сибирский хан Кучум был занят войной с ногаями, Ермак сам предпринимает дерзкое вторжение в его земли. Это был чрезвычайно дерзкий и смелый, но опасный план. Любой просчёт или случайность лишали казаков всякого шанса на возврат и спасение. Доведись им потерпеть поражение современники и потомки легко списали бы его на безумство храбрых. Но ермаковцы победили, а победителей не судят, ими восхищаются. Восхитимся и мы. Строгановские торговые суда уже давно бороздили уральские и сибирские реки, и их люди прекрасно знали режим этих водных путей. В дни осеннего паводка вода в горных реках и ручьях после сильных дождей поднималась и горные перевалы становились доступными для переволоки. В сентябре Ермак мог перевалить за Урал, но если бы он там замешкался до окончания паводков, его казаки не смогли бы перетащить свои суда через перевалы обратно. Ермак понимал, что только стремительное и внезапное нападение может привести его к победе, и потому спешил изо всех сил. Люди Ермака не раз преодолевали многоверстовую переволоку между Волгой и Доном. Но преодоление уральских горных перевалов было сопряжено с несравненно большими трудностями. С топором в руках казаки сами прокладывали себе путь, расчищали завалы, валили деревья, рубили просеку. У них не было времени и сил разровнять каменистый путь, вследствие чего они не могли волочить суда по земле, используя катки. По словам участников похода из есиповской летописи, они тащили суда в гору "на себе", иначе говоря, на руках. По Тагильским перевалам Ермак вышел из Европы и спустился с “Камня” (Уральских гор) в Азию. За 56 дней казаки преодолели более 1500 км, в т. ч. около 300 км против течения по Чусовой и Серебрянке и 1200 км по течению сибирских рек и достигли Иртыша. Это оказалось возможным благодаря железной дисциплине и твердой воинской организации. Ермак категорически запретил в пути всякие мелкие стычки с туземцами, только вперёд. Поимо атаманов казаками командовали десятники, пятидесятники, сотники и есаулы. С отрядом было три православных священника и один поп-расстрига. Ермак в походе жестко требовал соблюдения всех православных постов и праздников.

И вот уже тридцать казацких стругов плывут по Иртышу. На переднем ветер полощет казачье знамя: синее с широкой кумачовой каймою. Кумач расшит узорами, по углам знамени - причудливые розетки. В центре на синем поле - две белые фигуры, стоящие друг против друга на задних лапах, лев и ингор-конь с рогом на лбу, олицетворение “благоразумия, чистоты и строгости”. С этим знаменем воевал Ермак против Стефана Батория на Западе, с ним пришел и в Сибирь. В это же самое время лучшая сибирская рать во главе с царевичем Алеем безуспешно штурмовала русскую крепость Чердынь в Пермском крае. Появление на Иртыше казачьей флотилии Ермака было для Кучума полной неожиданностью. Он поспешил собрать на защиту своей столицы татар из ближних улусов, а также мансийских и хантских князьков с отрядами. Татары наскоро устроили укрепления (засеку) на Иртыше у Чувашева мыса и расставили множество пеших и конных воинов вдоль всего берега. 26 октября на Чувашовом мысу, на берегу Иртыша, разгорелся грандиозный бой, которым с противной стороны руководил сам Кучум. В этом бою казаки с успехом использовали старый и любимый приём «ладейной рати». Часть казаков с устроенными из хвороста чучелами, одетыми в казачье платье, плыла на стругах хорошо видимых с берега и непрерывно вела перестрелку с берегом, а основной отряд незаметно высадился на берег и в пешем строю стремительно атаковал с тыла конное и пешее воинство Кучума и опрокинул его. Хантские князьки, напуганные залпами, первыми покинули поле боя. Их примеру последовали мансийские воины, укрывшиеся после отступления в непроходимых Яскалбинских болотах. В этом бою войска Кучума были наголову разбиты, Маметкул ранен и чудом избежал плена, сам Кучум бежал, а его столицу Кашлык занял Ермак.

Рис. 2 Покорение Сибирского ханства

Вскоре казаки заняли городки Епанчин, Чинги-Туру и Искер, приведя в покорность местных князьков и царьков. Местные ханты-мансийские племена, тяготившиеся властью Кучума, проявили миролюбие по отношению к русским. Уже через четыре дня после битвы первый князек Бояр с единоплеменниками явился в Кашлык и привез с собой много припасов. Татары, бежавшие из окрестностей Кашлыка, стали вместе с семьями возвращаться в свои юрты. Лихой набег удался. В руки казаков попала богатая добыча. Однако торжествовать победу было преждевременно. На исходе осени казаки уже не могли выступить в обратный путь. Началась суровая сибирская зима. Лед сковал реки, служившие единственными путями сообщения. Казакам пришлось вытащить струги на берег. Началось их первое трудное зимовье.

Кучум тщательно готовился к тому, чтобы нанести казакам смертельный удар и освободить свою столицу. Однако ему волей-неволей пришлось дать казакам более чем месячную передышку: надо было дождаться возвращения отрядов Алея из-за Уральского хребта. Вопрос шел о существовании Сибирского ханства. Поэтому во все концы обширного "царства" поскакали гонцы с приказом о сборе воинских сил. Под ханские знамена были призваны все, кто способен был носить оружие. Кучум вновь поручил командование своему племяннику Маметкулу, не раз имевшему дело с русскими. Маметкул отправился освобождать Кашлык, имея в своем распоряжении более 10 тысяч воинов. Казаки могли обороняться от татар, засев в Кашлыке. Но они предпочли обороне наступление. Ермак 5 декабря атаковал наступавшее татарское войско в 15 верстах к югу от Кашлыка в районе озера Абалак. Сражение было трудным и кровопролитным. Много татар полегло на поле боя, но и казаки понесли тяжелые потери. С наступлением ночной темноты бой прекратился сам собой. Несметное татарское войско отступило. В отличие от первого сражения у Чувашева мыса на этот раз не было панического бегства противника в разгар боя. Не было речи и о пленении их главнокомандующего. Тем не менее, Ермак одержал самую славную из своих побед над объединенными силами всего Кучумова царства. Воды сибирских рек были покрыты льдом и непроходимыми снегами. Казачьи струги давно были вытащены на берег. Все пути к отступлению были отрезаны. Казаки яростно дрались с врагом, сознавая, что их ждет либо победа, либо смерть. На каждого из казаков приходилось более двадцати неприятелей. Эта битва показала героизм и моральное превосходство казаков, она означала полное и окончательное завоевание Сибирского ханства.

Для извещения царя о покорении сибирского царства весной 1583 года Ермак посылает к Ивану IV Грозному отряд казаков в 25 человек во главе с Иваном Кольцо. Это был не случайный выбор. По мнению казачьего историка А.А. Гордеева, Иван Кольцо - это бежавший на Волгу племянник опального митрополита Филиппа и бывший царский окольничий Иван Колычев, отпрыск многочисленного, но опального боярского рода Колычевых. С посольством были отправлены подарки, ясак, знатные пленники и челобитная, в которой Ермак просил прощения за свои прежние вины и просил прислать в Сибирь на помощь воеводу с отрядом войск. Москва в ту пору тяжело переживала неудачи Ливонской войны. Военные поражения следовали одно за другим. Успех горстки казаков, разгромивших Сибирское царство, блеснул как молния во тьме, поразив воображение современников. Посольство Ермака во главе с Иваном Кольцо было принято в Москве очень торжественно. По сведениям современников, в Москве не было такой радости со времени покорения Казани. «Ермаку с его товарищи и всем казакам царём были прощены все их прежние вины, царь одарил Ивана Кольцо и прибывших с ним казаков подарками. Ермаку была пожалована шуба с царского плеча, боевые доспехи и грамота на его имя, в которой царь жаловал атамана Ермака писать Сибирским князем…». Иван Грозный приказал направить в подмогу казакам отряд стрельцов количеством 300 человек во главе с князем Семеном Болховским. Одновременно с отрядом Кольцо, Ермак отправил на Дон и Волгу атамана Александра Черкаса с казаками для набора добровольцев. После посещения станиц Черкас также оказался в Москве, где долго и упорно хлопотал и добивался отправки подмоги в Сибирь. Но Черкас вернулся в Сибирь с новым большим отрядом, когда уже ни Ермака, ни Кольцо, вернувшегося в Сибирь раньше, не было в живых. Дело в том, что весной 1584 г. в Москве произошли большие перемены - Иван IV умер в своём кремлёвском дворце, в Москве произошли волнения. В общей сумятице о сибирской экспедиции на время забыли. Прошло почти два года, прежде чем вольные казаки получили помощь из Москвы. Что же позволило им удержаться в Сибири при небольших силах и ресурсах в течение столь длительного времени?

Ермак выстоял потому, что за плечами у казаков и атаманов были опыт длительных войн как с самой передовой европейской армией той поры Стефана Батория, так и с кочевниками в "диком поле". Их станы и зимовья со всех сторон на протяжении многих лет всегда окружали шляхта или ордынцы. Казаки научились одолевать их, невзирая на численный перевес неприятеля. Важной причиной успеха экспедиции Ермака явилась внутренняя непрочность Сибирского ханства. С тех пор, как Кучум убил хана Едигея и завладел его троном, прошло много лет, заполненных беспрерывными кровавыми войнами. Где силой, где хитростью и коварством Кучум смирил непокорных татарских мурз (князей) и обложил данью ханты-мансийские племена. Вначале Кучум, также как Едигей, платил дань Москве, но войдя в силу и получив известия о неудачах московских войск на западном фронте, занял враждебную позицию и стал нападать на пермские земли, принадлежавшие Строгановым. Окружив себя гвардией из ногайцев и киргизов, он упрочил свою власть. Но первые же военные неудачи немедленно привели к возобновлению междоусобной борьбы среди татарской знати. Сын убитого Едигея Сеид-хан, скрывавшийся в Бухаре, вернулся в Сибирь и стал угрожать Кучуму местью. С его помощью Ермак восстановил прежнее торговое сообщение Сибири с Юрджентом, столицей Белой Орды, расположенной на берегу Аральского моря. Ближний мурза Кучума Сеинбахта Тагин выдал Ермаку местопребывание Маметкула, самого выдающегося из татарских военачальников. Пленение Маметкула лишило Кучума надежного меча. Знать, боявшаяся Маметкула, стала покидать ханский двор. Карачи - главный сановник Кучума, принадлежавший к могущественному татарскому роду, перестал повиноваться хану и откочевал со своими воинами в верховья Иртыша. Сибирское царство разваливалось на глазах. Власть Кучума перестали признавать многие местные мансийские и хантские князьки и старейшины. Некоторые из них стали оказывать помощь Ермаку продовольствием. В числе союзников атамана были Алачей, князек крупнейшего хантского княжества в Приобье, хантский князек Бояр, мансийские князьки Ишбердей и Суклем из Яскалбинских мест. Их помощь имела для казаков неоценимое значение.

Рис. 3,4 Ермак Тимофеевич и присяга ему сибирских царьков

После долгих проволочек в Сибирь с большим запозданием прибыл воевода С. Болховский с отрядом в 300 стрельцов. Ермак, тяготившийся новыми знатными пленниками во главе с Маметкулом, поспешил их немедленно, несмотря на наступающую зиму, отправить в Москву со стрелецким головой Киреевым. Пополнение мало обрадовало казаков. Стрельцы были плохо обучены, в пути расстратили свои припасы, а впереди их ждали тяжкие испытания. Зима 1584-1585 гг. в Сибири была очень суровой и для русских была особенно тяжела, кончились припасы, начался голод. К весне от голода и холода умерли все стрельцы вместе с князем Болховским и значительная часть казаков. Весной 1585 года сановник Кучума - мурза Карача обманным путем завлек на пир отряд казаков во главе с Иваном Кольцо, а ночью, напав на них, сонных перерезал всех до единого. Многочисленные отряды Карачи держали Кашлык в кольце, рассчитывая уморить казаков голодом. Ермак терпеливо выждал момент для нанесения удара. Под покровом ночи, посланные им казаки во главе с Матвеем Мещеряком, скрытно пробрались к ставке Карачи и разгромили ее. В бою были убиты два сына Карачи, сам он едва избежал гибели, а его армия в тот же день бежала прочь от Кашлыка. Ермак одержал еще одну блистательную победу над многочисленными врагами. Вскоре к Ермаку прибыли гонцы от бухарских купцов с просьбой защитить их от произвола Кучума. Ермак с остатком войска - около ста человек - двинулся в поход. Конец первой сибирской экспедиции окутан плотной пеленой легенд. На берегу Иртыша близ устья реки Вагай, где заночевал отряд Ермака, на них во время страшной бури и грозы напал Кучум. Ермак оценил обстановку и приказал садиться в струги. Меж тем татары уже ворвались в лагерь. Ермак отходил последним, прикрывая казаков. Тучу стрел выпустили татарские лучники. Стрелы пронзили широкую грудь Ермака Тимофеевича. Стремительные ледяные воды Иртыша поглотили его навсегда...

Три года длилась эта сибирская экспедиция. Голод и лишения, суровые морозы, бои и потери - ничто не могло остановить вольных казаков, сломить их волю к победе. Три года дружина Ермака не знала поражений от многочисленных неприятелей. В последней ночной стычке поредевший отряд отступил, понеся небольшие потери. Но он лишился испытанного вождя. Без него экспедиция продолжаться не могла. Прибыв в Кашлык, Матвей Мещеряк собрал Круг, на котором казаки решили идти на Волгу за подмогой. Ермак привел в Сибирь 540 бойцов, а уцелело только 90 казаков. С атаманом Матвеем Мещеряком они вернулись на Русь. Уже в 1586 году другой отряд казаков с Волги приходит в Сибирь и основывает там первый русский город - Тюмень, что послужило основой будущего Сибирского казачьего Войска и началом невероятно жертвенной и героической Сибирской казачьей эпопеи. А через тринадцать лет после гибели Ермака царские воеводы окончательно разгромили Кучума.

История сибирской экспедиции была богата многими невероятными событиями. Судьбы людей претерпевали мгновенные и невероятные перемены, а зигзаги и выкрутасы московской политики не устают удивлять даже сегодня. История царевича Маметкула может служить ярким тому примером. После смерти Грозного знать перестала считаться с распоряжениями слабоумного царя Федора. Бояре и столичные дворяне по любому поводу затевали местнические споры. Всякий требовал себе высших постов, ссылаясь на «породу» и службу своих предков. Борис Годунов и Андрей Щелкалов в конце концов нашли средство образумить знать. По их распоряжению Разрядный приказ объявил о назначении на высшие военные посты служилых татар. По случаю ожидавшейся войны со шведами была составлена роспись полков. По этой росписи Симеон Бекбулатович занял пост первого воеводы большого полка - главнокомандующего полевой армией. Командиром полка левой руки стал … «царевич Маметкул сибирский». Дважды битый и разгромленный Ермаком, пленённый и посаженный казаками в яму, Маметкул был обласкан при царском дворе и назначен на один из высших постов в русской армии.

Упражнение 6. Переключение внимания . Педагог подает команды:

· зрительное внимание - объект далеко (дверь),

КАЗАЧЕСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ, РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИИ.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.

Происхождение казачества

Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро - монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.

Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов - кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

История казачества

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое - «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью - дуваном.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны - на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний - Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское - в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 - казачьих) войск Военного министерства, с 1910 - в подчинение Главного штаба.

Роль казачества в истории России

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» - гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

Казачество в 20 веке

В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).