Октябрята прилежные ребята. Молодёжные и детские организации. В честь Великой революции

Классный час «Октябрята – дружные ребята»

Здравствуйте, ребята.

С егодня я расскажу вам, кто такие "октябрята", по каким правилам они живут, почему их так называют - "октябрята".
И еще расскажу именно о объединении "октябрят", потому что скоро мы для вас организуем и проведём Праздник "Октябрятской звездочки". В торжественной, праздничной обстановке вручим октябрятскую звездочку и присвоим Вам звание "октябрёнок". Согласны?
Кто же такие "октябрята"? Это ребята 2-4-х классов, которые являются не просто школьниками, а многочисленной дружной группой маленьких граждан нашей большой страны. В какой стране мы живём? (России) И вот вы уже являетесь гражданами нашей страны.
"Октябрята" - это ребята, которые хотят узнать окружающий мир. "Октябрята" - это ребята, которые хотят научиться жить среди других людей: в семье и в школе, научиться общаться с людьми в разных жизненных ситуациях.

А сейчас, ребята, послушайте внимательно легенду об октябренке :

В далекие-далекие таинственные времена жили такие же дети как вы – храбрые, отважные и любопытные. Они жили в чудесной стране среди зеленых лесов, синих озер и рек. Одно у них было плохо – они не могли покидать свой город, потому что дорог еще не было, только редкие тропинки, которые не уходили дальше знакомого леса. И никаких знаков, которые бы вели домой, не было…

Но однажды осенью, в октябре, когда звёзды на небе самые высокие, ночное синее небо прочертила падающая звезда. Она была совсем маленькая и упала прямо в город, на одну из площадей. Любопытные и храбрые жители с удивлением рассматривали звездочку, которая сияла теплым ярким золотистым светом. Этот свет освещал весь город и ярким лучом бил в ночное небо. Прошло много времени, жители привыкли к ночному звездному свету, а звезда за это время ни чуточки не погасла.

И тогда храбрые и любопытные дети города решили отправиться в путешествие в невиданные земли. Они разбились на несколько отрядов, и пошли каждый в свою сторону света. Каждый вечер они оглядывались назад и видели над верхушками деревьев луч звездочки, которая светилась также ярко, как раньше. Их путешествия длилось много дней. Они встречали на пути опасные испытания, тайны, загадки, приключения и, конечно, новых друзей. В пути они учились узнавать мир вокруг себя через свои собственные дела. А возвращались они в свой город на свет звезды, и тогда рассказывали другим детям интересные истории о далеких странах, и новые отряды маленьких храбрецов отправлялись в чудесные экспедиции.

Много лет спустя звезда начала гаснуть. Погасшая звезда стала символом начала всех дорог, которые к тому времени проложили жители города вовсе страны мира, а храбрых отважных детей – октябрятами.

Вам понравилась эта история?

А вы бы хотели стать такими смелыми и отважными как октябрята?

Тогда я вам хочу предложить стать октябрятами

Октябренок – это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти по новым дорогам и узнавать много нового, справляться с трудностями, участвовать в приключениях. Его жизнь полна интересный встреч, добрых дел и открытий!..

Рассказ о создании групп октябрят, их правила.

А начнем мы свой рассказ с показа школьной формы советского образца, которую носили ваши родители. Показ формы. Эта форма праздничная, так как во время каких-либо праздников девочки одевали белый фартук. А каждый день носили вместо белого фартука черный. Здесь также показаны некоторые учебники того периода.

Рассказ о октябрятах

Понятие «октябрята » возникло в 1923-24 гг., когда в стали появляться первые группы октябрят, в которые принимались дети - ровесники Великой Октябрьской социалистической революции, которая произошла в 1917 г. И как раз на момент появления термина «октябрята» им исполнилось 7 лет.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве.(руководитель государства того времени в детстве) Давайте найдем эти значки на ваших столах.. Символом группы был красный октябрьский флажок (картинка ). Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. (Картинка звезды и посчитать концы .)

Сделать вывод . В звёздочки дети объединялись с учётом их пожеланий, взаимных интересов и дружеских связей. Во главе звёздочки стоял командир. Каждый октябрёнок имел постоянное поручение, которое чаще давалось на одну неделю.

Для октябрят были установлены правила: эти правила читают сами дети НАПЕЧАТАТЬ

* Октябрята - будущие пионеры.

* Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.

* Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

* Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.

* Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» - так назывались малые группы октябрят. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам, старались жить по-октябрятски.

А сами октябрята придумали такие правила: с ними вас познакомят (стихи 4 класс)

Правила октябрят

Мы веселые ребята,

Мы ребята октябрята. Мы активные ребята, Потому что октябрята!

Все привыкли мы к порядку Утром делаем зарядку И хотим всегда«10» На уроках получать.

Мы прилежные ребята, Мы ребята октябрята Только тех, кто любит труд Октябрятами зовут

Мы правдивые ребята Старших всех мы уважаем, Никогда, нигде, ни в чём Мы друзей не подведём!

Мы читаем и считаем, На луну слетать мечтаем. Будем крепко мы дружить И стране родной служить.

Мы весёлые ребята, Мы ребята октябрята Наши песни, танцы, смехДелим поровну на всех!

Скажите, а на сегодняшний день эти правила можно выполнять?

А маршем октябрят стал стих О. Высотской «Октябрята», где были перечислены все те же правила, выросшие из законов и обычаев пионеров:

Мы веселые ребята, Мы ребята-октябрята.Так прозвали нас не зря В честь победы Октября.Все привыкли мы к порядку.Утром делаем зарядку И хотим отметку «пять»На уроках получать…

Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа Виктора Голявкина «Звездочка ».

«-Видал?- Вовка распахнул пальто. На груди у него была красная звёздочка. –Ятеперь октябрёнок! По-октябрятски жить буду!- Вовка сиял от счастья.

Как это по-октябрятски жить?

Эх ты! Нужно знать октябрятские правила. Ведь я будущий пионер. Понятно? Это значит весело жить, трудиться, помогать старшим. Быть честным.

А ещё что?

-…Хорошо учиться, любить школу, быть дружным, петь, рисовать.

А мне можно по-октябрятски жить?

Видишь ли, - сказал Вовка, - как сказать… Я думаю, что, конечно, можно. Вот, например, я подмёл пол сегодня. И ты вполне можешь это сделать.

Конечно, могу.

Ну вот, - продолжал спокойно Вовка, - ты можешь, конечно, это сделать. Но ты можешь этого и не делать. А мне нельзя. Я октябрёнок.

Я завидовал Вовке. Он такой счастливый. Ещё бы! У него звёздочка! Он октябрёнок!…»

Таким образом, быть октябрёнком в первую очередь означало, быть хорошим, честным человеком, помогать людям. Этому нас учат и сейчас, только нет «звёздочек», а есть малые творческие группы. Нет атрибутики – значков, флажков; но есть другие формы: за успехи в учёбе или мероприятиях мы получаем наклейки, жетоны или что-то другое.

Скажите, а какое самое главное качество было у октябрят? Дружба. А теперь давайте споём пеню «Дружба» .

Молодцы, ребята! А кого вы можете назвать другом?

Ответы детей:

Друг – это и любимая книга.

Друг – это мама, которая всегда тебя приласкает. Родители самые верные друзья, помощники. Их нужно слушаться.

Друг – это школьный учитель, который ведёт по дорогам Знаний.

Друг – это старенький плюшевый медвежонок, который выслушивает тебя, когда бывает плохо.

Четвероногий друг

Стихотворение читают дети

«Трезор» Сергей Михалков

На дверях висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол -
С головой забрался в уголь,
Вылез черный - не узнать.
Влез в кувшин -
Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улегся на кровать
Спать...
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного.

Верная дружба бывает не только между людьми. Верным вам, ребята, может быть и ваш четвероногий друг. Ведь мы в ответе, за тех, кого приручили.

Послушайте стихотворение о том, как дети заботятся о животных

« Мы с приятелем» Сергей Михалков

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья -
Куда он, Туда и я!

Мы имеем по карманам:
Две резинки,
Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке,
Два тяжёлых пятачка.

Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре,
А ему - двенадцать раз.

И живут в квартире с нами
Два ужа
И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей,
Двух ежей
И двух чижей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей.

Мы с приятелем вдвоём
Просыпаемся,
Встаём,
Открываем настежь двери,
В школу с книжками бежим...
И гуляют наши звери
По квартирам по чужим.

Почему их отдали в зоопарк?

Итак какой должен быть настоящий друг? Какими качествами он должен обладать? (запись на доске: верным, отзывчивым, вежливым, добрым … и т.д.)

Есть такая притча:

Миша решил изменить мир. Но мир - такой большой, а Миша – такой маленький. Тогда Миша решил изменить свой город. Но город - такой большой, а Миша – такой маленький. Тогда Миша решил изменить свою семью. Но семья у Миши - такая большая, одних деток с десяток. Так Миша добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Вы поняли, что этой нужно сделать? Нужно заглянуть в себя, и может что- то поменять в себе и стать настоящим другом (прочитать запись на доске: верным, отзывчивым, вежливым, добрым … и т.д.)

Доброты нам часто не хватает.

Если вы будете добры к людям, они повернутся к вам лицом, захотят с вами дружить.

- А теперь я вам предлагаю поработать консультантами. Я вам предлагаю несколько ситуаций, а вы должны дать совет, как поступить в этих ситуациях.

1-я ситуация Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.

2-я ситуация Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

3-я ситуация Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия.

(3 класс зачитывают законы дружбы)

Законы дружбы:

    Помогай другу в беде.

    Умей с другом разделить радость.

    Не смейся над недостатками друга.

    Останови друга, если он делает что-то плохое.

    Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

    Не обманывай друга.

    Умей признавать свои ошибки, помириться с другом.

    Не предавай своего друга.

    Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Итак, ребята, так каких учеников мы сможем принять в октябрята

И в заключении послушайте песню октябрят, а затем на принятии в октябрята вам нужно будет самим ее спеть.

Идут октябрята по стране Октября
Музыка: С.Соснин Слова: М.Садовский

Отчего у нас так звОнко,
Отчего у нас так звОнко -
Каждый день и каждый час?
Наша дружба, октябрёнок,
Наша дружба, октябрёнок,
Вместе с нами входит в класс!

Припев:

Идут октябрята, идут октябрята,
Идут октябрята по стране Октября!

Вместе мы всегда шагаем,
Вместе мы всегда шагаем,
О мечтах своих поём -
И на Марсе побываем,
И на Марсе побываем,
И построим новый дом!

Заводилы, фантазёры,
Заводилы, фантазёры -
Наша лучшая родня.
Любим выдумки и споры,
Любим выдумки и споры -
Не прожить без них ни дня!

Улыбки, улыбки, как звёздочки, горят -
Идут октябрята по стране Октября!

Итак, ребята прежде чем _________класс будет принят в октябрята, вам нужно будет классом оформите листок добрых дел и прикрепить на стенд под названием «Наши октябрьские дела»

Итог.

О чем говорили на занятии?

Что нового узнали?

Какие правила октябрят запомнили?

Символ октябрят.

Давайте в заключение нашей беседы и в честь настоящей дружбы октябренка, которая есть в вашем маленьком коллективе проведём праздничный салют

«Красный» - хлопает 2 класс

«Жёлтый» - хлопает 3 класс.

«Зелёный» - хлопает 4 класс.

«Синий» - хлопает все.

Молодцы! Спасибо за урок!


С самого маленького возраста идеология СССР внушала, что нужно быть патриотом и высокоморальным человеком. Атрибутом философии Ленина стал октябрятский значок. И чтобы его получить, нужно было вступить в отряд октябрят. Многие помнят, каким это было ожидаемым событием в их жизни.

Немного истории

Термин октябрята возник в 1923–24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята – ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок – пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей – символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей – командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:

  • Октябрята – будущие пионеры.
  • Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16–22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы. Например, в Молдавской ССР издавался журнал «Стелуца» («Звёздочка») на молдавском и русском языках. Материалы, предназначенные для октябрят, публиковали и пионерские газеты. Ежегодно для октябрят издательством «Малыш» выпускался настольный календарь «Звёздочка». Методические материалы о работе с октябрятами регулярно печатались в журналах «Вожатый», «Начальная школа», «Воспитание школьников» и других изданиях.

Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах. Очевидно, что свое название детское объединение получило благодаря Великой Октябрьской революции, тем самым и определив возраст вступающих в этот отряд. В результате появился октябрятский значок с фото Ленина.

Особенности и разновидности октябрятских значков

Главный отличительный символ октября – значок! Октябрятский значок представлял собой звезду рубинового цвета с пятью лучами, в центре которой находилась фотография маленького Ленина.

Существовало две разновидности значка:

  • металлическая
  • пластиковая.

Первая встречалась очень часто и была самой распространенной, что неудивительно: в октябрят принимали всех младших школьников Советского Союза, а значит, нужно было изготовить достаточное число символьной атрибутики. Пластиковая была довольно редкой, и чтобы ее раздобыть, нужно было изрядно потрудиться.

Значки изготавливались из металла методом штамповки , ведь октябрятских звездочек требовалось очень много: для каждого ребенка огромной страны! Изготовлено было большое количество этих значков, так что и до сих пор можно отыскать абсолютно новые, без единой царапины, экземпляры.

Более редкая разновидность – это значок октябренка, изготовленный из пластмассы с фотопортретом вождя. Таких моделей было изготовлено намного меньше, и даже в советское время они являлись раритетом, не говоря уже о наших днях.

Церемонию принятия в октябрята дети воспринимали с большой радостью, ведь совсем недавно они были всего лишь «дошкольники», а уже сейчас они стоят перед всей школой на памятном событии! Школьникам вручались нагрудные значки октябренка. Они становились настоящим предметом гордости.

Значок октябренка был первым официальным знаком отличия, его ношение не требовало соблюдения каких-то особенных правил. Правила октябрят гласили, что надо хорошо учиться, любить школу и уважать старших. И дети, конечно же, старались оправдать столь высокое доверие, данное им со стороны взрослых.

Как уже отмечалось ранее по тексту, значками гордились, их берегли, носили, не снимая – как в школе, так и на улице, во время игр с товарищами, и даже дома, выполняя те или иные дела. Но со временем, по мере взросления, страсть к значкам несколько утихала – дети готовились к вступлению в пионерские отряды, были полны новых ожиданий и предвкушений. В третьем классе мальчики уже не часто носили значки октябрят, поскольку уже видели себя с красным галстуком, а пятиконечную ленинскую звезду считали знаком для маленьких, первоклассников. У особо активных и озорных ребят было даже свое развлечение – когда они подрастали и уже не считали себя настолько маленькими, чтобы носить октябрятский значок, но еще не годились в пионеры по возрасту, – они устраивали игры в шерифов.

Суть забавы в том, что звезду с лицевой стороны обтачивали камнем. Портрет вождя из-за этого стирался, а знак походил на орден американского шерифа. Конечно, подобное поведение не поощрялось, и таких шалунов брали на поруки, перевоспитывали на слетах октябрят. Девочки были сдержаннее в своих идейных взглядах, и продолжали носить символ октябрятского движения вплоть до принятия в пионеры.

Октябрятский значок в том виде, в котором он был распространен в СССР, был придуман Николаем Томским. Великий скульптур разработал дизайн знака. Тот внешний вид, который имел главный отличительный символ октябрят, полностью его заслуга – и пятиконечная рубиновая звезда, и фото маленького Володи Ульянова. Тираж изготовления значков достигал пять миллионов единиц в год. Каждый школьник Советского Союза обладал знаком, определяющим его коммунистическую принадлежность – первая ступень в деле воспитания товарища.

Кто изображен на значке октябренка?

На этом значке изображен Владимир Ильич Ленин , вождь пролетариата и лидер молодой Советской страны, в почти младенческом возрасте. Интересна история данного изображения.

В 1874 году фотографии семьи Ульяновых были сделаны в городе Симбирске в фотоателье Закржевской. Юный Владимир отлично получился на совместной фотографии со своей сестрой Олей. Именно это фото кудрявого малыша Володи и было взято через три десятилетия советским художником Пархоменко в качестве базы для создания портрета юного В. И. Ленина. Лишние детали в виде сестренки и кресла были убраны – и появилось изображение, хорошо известное всем, кто успел застать советское время.

Деятельность октябрят

Название «Октябрятская звездочка» принадлежало не только символике. С таким названием были и группы в школьном классе. Отрядом считался целый класс, который подразделялся на звездочные звенья. То или иное звено заведовало разной деятельностью

К примеру, они занимались такими делами, как:

  1. помощь одноклассникам, отстающим в учебе;
  2. самодеятельность;
  3. посильный ремонт.

У таких ребят был свой кодекс, которому они следовали. Октябрята должны быть:

  • дружными;
  • честными;
  • трудолюбивыми;
  • справедливыми.

Эту атрибутику изготавливали способом штамповки, ведь нужно было обеспечить каждого малыша в таком огромном государстве. Значков было изготовлено так много, что и сегодня можно найти новые экземпляры. К слову, наша компания предлагает изготовление орденов и медалей на заказ.

В мои зрело-пенсионные годы писаку тянет на мемуары. И оказалось, ровесникам интересно это почитать, ибо, конечно, вспоминают своё детство и юность. Так что выкладываю для всех желающих. Здесь только текст, в рамках сайта, а для знакомых все украшено фотографиями тех времен.

1. Октябрята.
Справка:
Октябрята - в Советском Союзе учащиеся 7-9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.
Термин октябрята возник в 1923-24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята - ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.
Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.
ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:
Октябрята - будущие пионеры.
Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16-22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы
Общественная и вообще коллективная жизнь у меня начались со школой, был это 1963 год, школа номер 15 в подмосковном поселке Быково. Первый «Б» класс, в котором нас и принимали в октябрята.
Знаком принадлежности был значок на форму - красная звездочка, а в середине в кружке юный Ленин. И металлические бывали, и пластмассовые. Кажется, у меня были оба, какой-то сломался, и купили мне другой.
В моей старой коллекции сохранился металлический, но мой ли он, точно не помню.
Как принимали тоже не помню. В классе, наверное. А может в школьном актовом зале.
Правила - да, очень даже хорошо. Наверное, хором заучивали, когда готовились.
.
Насчет «хором» вспомнилась история тех времен. Почти по Драгунскому, помните Денискины рассказы» (очень я их любила) - «Папа у Васи силен в математике..», когда Мишка пел все время один куплет, а потом Дениска то же.... А я была участником подобной истории.
История про пограничника
Класс второй. Урок пения, на который пришла комиссия. Две тети сели на заднюю парту. Учительница выставила у доски наиболее лучших певцов, не всех, полкласса в два ряда. В то время мы разучивали патриотическую песню о пограничнике со словами «Лес дремучий снегами покрыт. На посту пограничник стоит»... дальше не помню, ибо на этом важном уроке дальше петь и не пришлось.

Чудо, конечно Интернет наших дней хранит эту песню, даже в исполнении детского хора. С удовольствием прослушала.
А вот слова


На посту пограничник стоит,
Ночь темна, и кругом тишина,
Спит советская наша страна.
Возле самой границы овраг,
Может, в чаще скрывается враг.
Но каких бы ни встретил врагов,
Дать отпор пограничник готов!
Чтоб всегда был спокоен народ,
Наша армия нас бережет.
Лес дремучий снегами покрыт,
На посту пограничник стоит...

А детдомовцы, которые учились с нами и были мастерами всяких проказ, про них попозже еще будет, переделали или принесли из недр своего детдома другие слова, где вместо пограничника был «черт с дубинкой» (а вот такого текста в Интернете не нашлось). Возможно, мы это распевали на переменах... Но в присутствии комиссии испуганно-взволнованные дети под аккомпанемент пианино затянули этого черта во второй строке:
Лес дремучий снегами покрыт,
На посту черт с дубинкой стоит

Конечно, учительница играть перестала, по классу пошел шум, она, строго, «Сначала».. Да то же самое.

Я вначале испуганно сидела за партой, а потом попала во второй состав, ибо первый хор вернули на место и вызвали других деток.
За окном было темно, как у того пограничника, потому что мы учились во вторую смену. В светлом классе сидели, вытаращив на нас глаза, мои, уже отпевшие и опозорившиеся, одноклассники. Хорошо были видны на задней парте две строгие и недовольные тети.
И мы затянули... Может, кто и пел правильно, но я, и далеко не одна, пели про черта с дубинкой.
Кажется, мы начали другую песню потом. Потому что эта так и не получилась.
Какой- либо казни я не припомню, ругали, наверное, просто.
Меня даже потом записали в школьный хор. Я гордилась, ибо петь любила и сейчас люблю. Мы ездили выступать куда- то, и спели правильно и хорошо. Из песен детства больше всех запомнилась любимая моя, героическая, отправляющая мои фантазии прямиком в мир Гражданской войны, где я и была этим командиром с перевязанной головой.

Музыка: Матвей Блантер
Слова: Михаил Голодный (Эпштейн)

Шёл отряд по берегу,
Шёл издалека,
Шёл под красным знаменем
Командир полка.

Голова обвязана,
Кровь на рукаве,
След кровавый стелется
По сырой траве.

"Хлопцы, чьи вы будете,
Кто вас в бой ведет?
Кто под красным знаменем
Раненый идет?"

"Мы сыны батрацкие,
Мы за новый мир,
Щорс идет под знаменем -
Красный командир.

В голоде и холоде
Жизнь его прошла,
Но недаром пролита
Кровь его была.

За кордон отбросили
Лютого врага,
Закалились смолоду,
Честь нам дорога".

Лихо мчится конница,
Слышен стук копыт,
Знамя Щорса красное
На ветру шумит

Это теперь можно почитать, что и Щорс - не такой и славный командир, и смерть его не та, и вообще..
А тогда - да, хочу быть Героем. Щорсом и Чапаевым, Гагариным и разведчиком Николаем Кузнецовым. Ну, на худой конец - просто партизаном (мне, живущей среди дерев, почему то очень нравилось играть в партизана).
Для нас, октябрят, выпускался всесоюзный журнал Мурзилка. Родители оформили подписку, и вот Мурзилка читался, а потом складировался в диване, вместе с взрослым юмористическим журналом «Крокодил», пачка за год перевязывалась бечевкой, лежали там десятилетие, переехали на квартиру новую.. Но все ж когда то выбросили. А вот сейчас эти Мурзилки снова выпускают в виде больших и дорогих книжек, там все журналы по годам, и моя на поколение моложе коллега покупает своему сынишке- дошкольнику.
Сейчас, конечно, легко узнать и историю зарождения этого желтенького героя в беретке, похожей на шляпку желудя. История у него давняя, как и полагается, дореволюционная и происхождение иностранное. А для нас – вот:
В следующий раз о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал. Кому-то из основателей вспомнилось это имя и его приняли практически единогласно. Но не помещать же на обложку домового! Поэтому Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Изменились также его друзья – теперь это были пионеры, октябрята, а также их родители. Однако просуществовал щенок не долго – скоро он исчез, да и Петька впоследствии сошел со страниц журнала.
Традиционно считается, что некое пушистое существо желтого цвета родил на свет художник Аминадав Каневский по просьбе редакции в 1937 году. Однако ещё в 50-х годах Мурзилка был маленьким человечком, носящим на голове желудёвую шляпку вместо берета. Таким он предстал и в нескольких мультиках, последний из которых – «Мурзилка на спутнике» – был создан в 1960 году. Именно этот берет и стал впоследствии непременным атрибутом Мурзилки, когда тот пожелтел и оброс.
Скоро в этом журнале стали появляться и другие герои – злая волшебница Ябеда-Корябеда, говорящая кошка Шунька, Сорока-Балаболка, Спортлендик и Божья Коровка. Все эти персонажи стали ведущими основных рубрик журнала – веселых и занимательных историй, вопросов на любознательность, спортивной странички, рассказов о природе.
На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто. Самым маленьким «Мурзилка» прививал любовь к учебе с помощью ярких картинок, интересно обыгранных сюжетов и задорных стишков.
В 1977 – 1983 годах. в журнале публиковалась «Детективно-загадочная история про Ябеду-Корябеду и ее 12 агентов» (автор и художник А. Семёнов) и её продолжения. Зачастую журнал брался за далеко не детские темы. Малышам, лишь недавно научившимся читать, «Мурзилка» рассказывал о покорении космоса, стройке ДнепроГЭСа, Олимпиаде-80 и даже толковала идеологию партии – «Октябрятам о коммунистах».
Вожатый.
Октябрятам в школе был положен вожатый, иногда заходящий в класс на перемене, иногда и после уроков с учительницей и что-то организующий. У нас был мальчик класса седьмого, который казался совсем взрослым. Его сестра училась с нами. Запомнилось, что однажды по весне он зачем то выпрыгнул из окна второго этажа на задний двор школы и сломал ногу. Мы переживали, его долго не было в школе. Больше других и не помню.
История про детдомовцев.
Детдом был недалеко от школы, и в первый класс пришли несколько детей. Запомнилось два мальчика - Сережа Дозоров и Сережа Долгополов. Они никакими особыми хулиганами не были, напротив - дисциплину поддерживать могли, и учительница, выходя из класса, помнится, сажала на свое место одного из Сереж, и говорила, чтобы все сидели тихо. Мальчик рассказывал нам разные, в основном страшные истории, не слыханные не только мной, но и многими домашними детьми, из серии «ехал по городу гроб на колесиках», или в «черном-черном лесу…». Помните:
В черном-черном лесу
Стоит черный-черный дом.
В этом черном-черном доме
Есть черная-черная комната.
На черном-черном столе
Там стоит черный-черный гроб,
В этом черном-черном гробу
Лежит черный- черный скелет.
Скелет кричит:
ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!
И все сидели тихо, сложив руки перед собой, и, замерев, слушали.. И даже не кричали от страха. Боялись, наверное, и учительницу, и Сережу.
А вот классе в третьем у кого-то из детдомовцев был день рождения, и они за школой выпили пузырек одеколона.
Вот, собственно, и все про них. Детдом кстати и сейчас на месте. Он с 1943 года там, и ученики его по- прежнему учатся в той школе.
Первые учительницы.
Про них немного, ибо все это фон, картинка обстановки, в которой мы общественно взрослели.
В первом классе у нас было молоденькая, безымянная в памяти моей, учительница, практикующая чуть ли не первый год. Дети быстро раскусили ее малоопытность, баловали, шумели.
Саша Чекин проглотил на уроке копейку. Заплакал- « я копеечку проглотил». Учительница испугалась, тоже чуть не заплакала, и повела его почти бегом в медкабинет. Вернулись быстро. Там сказали – ничего страшного, сама выйдет.
Это, пожалуй, самое яркое воспоминание первого класса. Вопрос «вышла ли» классом отслеживался.
Вышла.
Ну, еще, пожалуй, запомнилось растирание между пальцами канцелярского клея на уроках труда, и засовывание катышков в нос. Класс поражало сочное громкое чихание.
Читать учили по букварю. Я лично к первому классу вроде читала по слогам отдельные слова, да и многие дети тоже. Это сейчас большинство, наверное, к первому классу читает. Моя старшая дочь читала уже книги в четыре года. Правда младшая с трудом читала по слогам к шести годам (срок отправления в «нулевой» подготовительный класс)
Почему то запомнился урок чтения уже весной первого класса, текст про комбайнеров и вспахивание земли, и ощущение легкости при чтении. Наверное, до этого было сложнее.
А уж со второго класса все были записаны в школьную библиотеку, и пошли книжки, например, одна из любимых « О смелых и умелых» - о военных подвигах и трудностях.

Во втором классе нам дали многоопытную, строгую, но справедливую Анну Георгиевну. Три года начальной школы она ловко вела наш класс по пути знаний и политического сознания.
Я ее любила. Она меня видимо тоже, потому как была строга, и требовательна, мне во благо. Помнится, вторая смена, темень, переписываем диктант, точнее осознаем ошибки. Неверно написанные слова пишем строчками. «Все напишут две строчки, а ты - четыре, потому что ты хорошо учишься, вдвойне стыдно такие ошибки делать».
Перейдя в другую школу, мы с подругами-одноклассницами еще несколько раз приезжали к ней в школу, даже домой ходили, она поила чаем, расспрашивала, как поживаем, и нам это очень нравилось.

История про физкультурника
Еще у нас был памятный физкультурник, Николай Андреевич, мужчина молодой, кудрявый, в синем, как бывало тогда, спортивном костюме, со свистком на шее. Саму физкультуру описывать не буду, не о том сие, а вот истории, рассказанные им иногда на занятиях, были не менее страшные, чем про черный гроб. К чему и зачем он их рассказывал, сказать не могу. Наверное, так тоже поддерживал дисциплину. Помнится, мы сидим в зале на скамеечках, зал физкультурный был пристройкой к школе, все как положено, большие окна и скамейки по бокам. Льет ливень. Почему сидим - не помню. Но мимо нас расхаживает физкультурник и вещает о том, как работал водолазом. Любимая тема, но в особо запомнившейся истории его с другом послали искать утонувшую в реке девушку.
«Вот иду по дну мутной реки, ноги вязнут в иле, кругом водоросли, темнеет - надо мной мост, забредаю ближе к берегу и вижу, как среди осоки что-то белеет... подхожу - а это утопленница, распухшая, волосы течением развеваются...» Ну и в таком роде.
Страшно нам было, и помнится, как вчера.
====================
Я девочка достаточно тихая, пугливая, из леса вышедшая. Школа была за четыре км от дома, из них два - по улицам поселка, вдоль шоссе, или переулками, мимо частных домов, и по тропке луга болотистого, если побыстрее хочется... А два километра, уже до дома - так, по всему природному. По полю, по односторонней улочке с десятком частных домов за заборами, а с другой стороны - кусты, болотце, мелкий лесок, потом сосновые поляны и конец. Дорога упирается в насыпь железной дороги. И в этом конце, метрах в ста от рельс, наши дома. Окна комнаты в моей четвертинке дома смотрели на поляну и лесок. Окна кухни - на огород и сараи. И все время слышно - тук-тук, тук-тук – поезда и электрички. Я так с этим до семи лет жила, никаких садов детских у нас не было, родители зимой работали допоздна, с одним выходным. А с весны до осени находились в геодезических экспедициях. Бабуля по хозяйству. Я в играх на природе или в комнате. Подружек четыре всего, ну у несколько ребят постарше, мы с ними мало пересекались.
А тут школа. Много детей и взрослых. Правила поведения строгие. Директора боялись. Баловаться тоже опасались, не все конечно, но я точно. И в октябрятском звене я была лишь ответственной за поливание цветов на подоконнике, и в первом пионерском отряде не выделялась, выше и не стремилась, ни о какой общественной карьере и не мечтала.
История про кружок рисования.
В третьем классе я, уже приноровившаяся к школе, осмелевшая, изучившая все пути дороги, стала ходить в близлежащий Дом пионеров, в кружок рисования. Рисовать мне нравилось, и учитель был тихий добрый пожилой мужчина, кажется Николай Александрович. Ходили рисовать одни девочки, и он любил, прохаживаясь между мольбертами, поглаживать нас по голове, спинам. Иногда приговаривал: «Как я вас всех люблю. Вот пригласил бы к себе домой, в ванночке выкупал...»
Странно, скажете? А мы дети были простые, ничего не понимали, да он действий никаких и не предпринимал более.
Но история эта имела продолжение. Переехав жить и учиться в соседний поселок, классе уже в седьмом я встретила его на местном рынке. Он обрадовался, сказал, что работает теперь в нашем доме пионеров, пригласил в кружок снова. И я пошла. Ходила почти два года, с удовольствием рисовала даже маслом, никаких непристойностей от него не слыхала. Но, будучи уже при пионерской должности, и бывая в этом Доме пионеров по всяким делам, услыхала как то, что он когда-то работал в школе и был уволен за приставание к маленьким девочкам.
Меж тем подошло время вступать в пионеры
2.Пионеры
Справка:
Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья.. Фактически, же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины - учеников одной школы.
В целом структура выглядела так:
Звено - 5-10 пионеров, руководитель - звеньевой пионер.
Отряд - 30-40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда и его флаговой - пионер, избранный отрядом.
Дружина - пионерская организация школы, 300-400 пионеров, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец, а его флаговой - пионер, избранный дружиной.
Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации - заведующий отделом райкома или третий секретарь районного комитета ВЛКСМ.
Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации - заведующий отделом обкома или третий секретарь обкома ВЛКСМ.
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - объединяла все пионерские организации СССР, возглавлял организацию Центральный Совет во главе с секретарём ЦК
Пионерские мероприятия
Дворец пионеров. Существовали в каждом городе, после роспуска 1991, перепрофилированы в Дома детского и юношеского творчества
Поскольку пионерское движение формировалось выходцами из скаутизма, то по изначальной идее пионерская жизнь должна была напоминать скаутскую, с лекциями у костра, разучиванием песен, играми и т. п. Однако по мере формализации пионерского движения и слияния его со школой, формальный характер приобретала и пионерская жизнь, часто сводившаяся к набору мероприятий «для галочки». В основном это были смотры (особенно популярны были «смотры строя и песни» со строевой муштрой), концерты, спортивные соревнования, более редко походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».
В целом пионерская практика сводилась к следующему:
Сбор макулатуры
Сбор металлолома
Смотр строя и песни
Помощь пенсионерам (тимуровское движение)
Военно-спортивная «Зарница»
Всесоюзные соревнования дворовых команд по футболу «Кожаный мяч»
Всесоюзные соревнования дворовых команд по хоккею с шайбой «Золотая шайба»
Командная игра с мячом Пионербол (упрощенный вариант волейбола)
Командная игра с мячом «Снайпер» (сходна с игрой «Вышибалы»)
Юные помощники инспекторов дорожного движения (движение «ЮИД»)
Юношеские добровольные пожарные дружины (движение «ЮДПД»)
«Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов)
Юные натуралисты
Занятия в спортивных кружках и секциях
Порядок приёма в пионерскую организацию
В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально прием осуществлялся на добровольной основе. Приём производился индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины (если она не делилась на отряды), действовавших в общеобразовательной школе и школе-интернате. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину. Отличников и хорошистов принимали на ноябрьские праздники[, а всех остальных на 22 апреля.
Торжественное обещание пионера
«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».[ Примечание. До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».
===================

Клятву же произносят один раз, при вступлении. А запомнилась на всю жизнь вот.

Принимали нас, как многих московских и подмосковных детей, в музее В.И.Ленина. Приехали на электричке, с учителями, родителями и вожатыми, и в одном из залов построились. Клялись может и хором, не очень и помнится, и нам повязывали красный галстук. Может и значок прикрепляли, не помню.
Почему- то нет фото, хотя у некоторых ровесников, уже взрослых людей, собираясь на даты окончания школы, я видела такие фото - и в музее, и на Красной площади.

Потом была экскурсия по музею, а потом нас повели в Мавзолей, посмотреть на дедушку Ленина. Спускаясь в полумраке по ступеням вниз, я споткнулась, чуть не упала, наделала небольшого шума, но стоящий рядом солдат и ухом не повел, и глазом не моргнул.
К дедушке Ленину я воспылала преданностью на долгие годы. Потом, по мере остывания политического накала - необъяснимой жалостью к лежащему неупокоенному телу. До проклятий и ненависти дело так и не дошло. Мавзолей я посещала еще несколько раз в те давние времена, водила туда заехавших периферийных родственников и знакомых. И несколько раз видела яркие сны об «оживающем» там Ленине, который то шевелил рукой, а то и показывал фигу.
Принимали нас весной, видимо ко дню рождения вождя, домой от школы я с одноклассницами и новоиспеченными пионерками возвращалась, расстегнув на полпути пальто, чтобы было видно красный галстук. Правда, мне кажется, на этом полпути никто нам и не встретился.
Зато дома теперь у бабушки, пожилой, неграмотной и не состоящей ни в чем никогда женщины, появилась фраза для моего усовестливания при различных жизненных нарушениях «Как тебе не стыдно, ты же пионерка» (в дальнейшем в фразе менялись только названия общественных ступеней, цель была той же - устыдить).
Пионерскую активность мы развили не только в школе, но и во дворе проживания, чудесном зеленом большом дворе, окруженном деревянными домишками.
Я придумала отряд для добрых дел –«Отряд красной гвоздики» - ОКГ. Я придумала его ночью, а утром вышла во двор и объявила всей небольшой компании девчонок, что теперь у нас будет свой отряд, как Тимур и его команда, по книге Гайдара. И мы по очереди выбирали командира и придумывали добрые дела. В подвале одного, самого большого дома устроили штаб. Проникали туда через узкий лаз на уровне земли, и, поскольку там было совершенно темно, соорудили самодельный фитиль из скраденного керосина в баночке, и опущенной в него тряпочки. За керосином, кстати, ну чужую террасу лазила я. Нарисовали и как-то привесили к кирпичам фундамента карту окрестных улиц, и раз в день лазили в штаб на четвереньках на сбор и разработку планов. Правда, самая младшая подруга, вылезая оттуда, была замечена взрослыми, и на вопрос, что же мы там в темноте ползаем, сказала, что там горит керосиновый фитиль. Отряд был обруган и изгнан.
Мы встречали идущих с электрички родителей после работы, и помогали им нести сумки. Мы раздобыли в большом общественном гараже металлические палки с крюками на конце, так похожие на тяпки, и под покровом вечера окучивали картошку соседской одинокой бабке Крахиной (так мы ее звали). Правда, бабка на утро ругалась. Может что-то было не так окучили, или не вовремя, но доброе дело было сделано.
А наши концерты? Старательные советские дети разучивали патриотические песни и стихи, танцевали матросский танец «Яблочко», ставили сценки из «Денискиных рассказов» - « Вы украли план секретного аэродрома? Нет, я не крал план….».
Я долго под пластинку учила песню «Ушло тепло с полей, и стаю журавлей….» - очень такая печальная песня про «…а Родина милей», а пока учила, плакала от умиления и любви к Родине.
В единственный выходной наших взрослых мы собирали всех на полянке.
Взрослые упирались, особо которые не родители. Дел у всех накапливалось, идти им не очень хотелось, мы плакали, родители наши уговаривали взрослых, и, наконец, женская часть населения двора, со своими стульями-табуретами рассаживалась на полянке.
Начинался концерт. Выступали мы по очереди, из-за сооруженного из веревки и выпрошенного старого покрывала, занавеса.. Интереснейшее занятие - и подготовка, и сам концерт. Все потом были довольны.

В новой школе 1968-1971

И вот произошел тот самый переезд на новое место жительства, круто изменивший мою общественную жизнь.
В пятый класс мы пришли втроем с девочками, с которыми вместе росли и учились раньше. А класс в основном учился вместе уже четыре года. На собрании стали выбирать председателя совета отряда. Никто не рвался, и тогда моя подруга (до сих пор не знаю, чего это ей приспичило) встала и сказала- « Я предлагаю Свету, она хорошо учится и..», ну что-то еще может сказала наверное как добросовестно и активно участвовала в пионерской жизни (видимо цветы я поливала вовремя). Класс с облегчением проголосовал единогласно, и началась моя новая жизнь. Робкая, дисциплинированная, безотказная и достаточно политизированная девочка, верящая во все предложенные нам ценности и идеалы, стала старательным, а потом и активным председателем совета своего отряда.
Естественно, я вошла и в совет дружины, начались собрания-заседания в пионерской комнате, разные дела и мероприятия. Намечали планы, прорабатывали двоечников и баловников как внутри отряда, так и на совете дружины.
Маленькая комнатка на втором этаже школы. Три стола буквой Т, по углам возле окна, Пионерское знамя, горн, барабан. А в углу у двери притулился еще и стол зауча.
Дел хватало, жизнь кипела.

Ну, конечно, одни из массовых и интересных занятий - сборы металлолома и макулатуры. Школа была окружена с трех сторон бетонным забором, на одной боковой длинной стене (за школой еще был и сад), через равные промежутки мелом были написаны номера классов- 5А, 5Б... Под ними и складывался металлолом, собираемый по всему поселку. Здорово же было расходиться в разные стороны, кучками, с товарищами, и найти где-нибудь панцирную сетку от кровати, куски труб, старые кастрюли. Да мало ли чего валялось по кустам и помойкам. Потом приезжала машина, эти кучи как- то взвешивались и определялся лучший отряд.
Макулатуру копили дома, собирали по соседям, перевязывали бечевкой и тоже волокли в школу.

Массовым мероприятием был и регулярные смотры строя и песни. В начале - общая линейка, вынос знамени пионерской дружины, с горнистом и барабанщиком. Каждый отряд маршировал, распевая что-то патриотическое, по школьному залу, потом определялся лучший.

Неизменный выпуск стенгазет к различным датам – Дню учителя, Новому году, на 23 февраля и 8 Марта.
Я любила выпускать стенгазеты. На Новый год неизменно писалось большими буквами «С НОВЫМ ГОДОМ», надпись мазалась канцелярским клеем, и посыпалась набитыми на мелкие кусочки старыми новогодними игрушками. В нижнем правом углу номер класса.
Еще со времен начальной школы тянулась история рисования мною профиля Ленина.
Дело было так.
Совершенно сама по себе, дома, классе вот в четвертом, я села дома за наш круглый стол, положила перед собой марку с вождем, точнее с его головой, и перерисовала с нескольких попыток весьма похоже, только чуть крупнее.
Потом показала руководителю кружка по рисованию. Он не поверил сначала, прикладывал рисунок к марке, смотрел на свет, думая, что я как то перевела, но рисунок был чуть покрупнее... потом пришел в восторг, даже как то маме моей нахвалил, мама рисунок взяла, в восковочку обернула и долго хранила. Потом он все ж потерялся.
Сейчас я долго пересматривала марки в Интернете, нашла очень похожую, и год подходящий, и воспоминания оживились.

Тот удачный разок я затвердила еще, и еще, и классу к седьмому вполне могла изобразить профиль вождя в уголке газеты.
Сложность была в том, что не всем такое священнодействие дозволялось. Неча искажать светлые черты. Мои рисунки долго разглядывали учителя, завуч, но все же разрешили.
Горки Ленинские
В шестом классе, когда проводился практически традиционный апрельский конкурс стенгазет ко дню рождения вождя, выяснилось, что у одной девочки родственники живут прямо таки в Горках Ленинских, в мемориальном комплексе, месте последнего проживания и смерти дедушки Ленина (да, дедушке было всего пятьдесят четыре).
Родилась идея - поехать туда, посмотреть-послушать, записать-сфотографировать и потом этот материал - в газету.
Собралось нас человека четыре, я, девочка, чья родня, ну и пара примкнувших.
Я захватила фотоаппарат, к тому времени уже управлялась отданным отцом зеркальным фотоаппаратом Зенит-С, естественно, еще пленочным. Проявлять и печатать я тоже умела, и очень это дело любила.
Поехать решили с утра. Дома, во избежание запрета, я говорить не стала. Вроде сказала, что после уроков задержусь по делам пионерским. Оценить время мы не могли, Интернета, как и телефонов сотовых не было.
Завучу в школе мы сказали, что едем с чьей-то мамой, и нас отпустили с уроков.
Электричкой, метро добрались до Павелецкого вокзала, потом на электричке, наверное, до Ленинской, помпезной, красивущей. От платформы шли пешком, подруга провела нас в дом к родне, и дальше все было хорошо. Напоили чаем, показали теплицы, в которых кто-то из родни работал, повели в сам музей-квартиру Ленина в Горках, даже экскурсовода дали. В будний весенний день народа, т.е. экскурсий там было мало, чуть подождали, и нас поводили везде, я всё сфотографировала, записывала в блокнот рассказы... прямо как настоящие журналисты.
Меж тем смеркалось.
Обратно ехали через Герасимовку, потому что запомнилась деревянная платформа в сумерках, вроде поле рядом.
В волнении, и страхе даже, добирались до дома.
Конечно, родители уже всполошились, сходили в школу, все раскрылось. Конечно, наругали.
Но такой газеты больше ни у какого отряда не было.
Галя
Возглавляла все школьное пионерское движение Старшая пионервожатая. Откуда они брались? Потом я выяснила, что например, одна моя одноклассница, после школы поступив в вечерний педагогический институт, днем работала как раз в родной школе на этой должности.
Нашу звали Галя. В пятом классе я робела, в шестом меньше, в седьмом иногда даже заменяла ее при болезни на планерках в Доме пионеров. Был у нас в поселке такой деревянный двухэтажный домишко, как раз туда же я и ходила рисовать. Там пионерами управляла уже женщина средних лет, Рада Михайловна.
Галя мне нравилась, заниматься пионерией под ее руководством было приятно. Как- то она надолго приболела, и мы ходили ее проведывать домой, в маленький деревянный домик неподалеку. Там она давала мне всякие задания, я записывала, и была, наверное, горда возложенной ответственностью за всю пионерию школы. Потом у Гали появился молодой человек. Леша, кажется.. Конечно, мы, активисты, это меж собой обсуждали. Леша заходил в школу, они болтали у окошка холла, а как- то они закрылись в пионерской комнате во время перемены, и я стояла на страже, тоже весьма гордая собой, и не пускала рвущихся незнамо-зачем пионеров. Я думала: наверное, они там целуются.
Через полвека я иногда встречаю Галю в нашем поселке, иногда в одной электричке возвращаемся с работы, но она меня не узнает, а подойти.. не знаю, как то не решаюсь.

КИД
В нашей школе, а может и во всех, был организован Клуб Интернациональной Дружбы. Куда писали дети соцстран сначала - сказать не могу, может на главный Дворец Пионеров, письма растекались по городам и весям, добирались и до нашей школы., может по линии пионерии, может по лини РОНО и учителей. Кажется наша, в то время молодая, и вот только сошедшая с поста учительница-«немка» Анна Давыдовна что-то там возглавляла. В общем, мне была выдана пачка писем для раздачи своему отряду. Отряд упирался, и остаток конечно достался мне. Девочка из Братиславы Люба Квасничкова, мальчик Янек из Варшавы, кто то еще был. Они писали на русском, ибо все там его учили. Они тоже, под руководством, наверное, хотели дружить и переписываться. С мальчиком через несколько писем все заглохло, а вот с Любой переписка продолжалась довольно долго. О чем писали- о школьной жизни. прочитанных книгах, кино.. В то время, скажем, по телевидению шел советско- польский фильм замечательный фильм «Четыре танкиста и собака», шел во всех странах содружества, можно было поговорить о нем, обменяться открытками, вырезками из газет.
Вот об этом замечательном фильме:
«Четы;ре танки;ста и соба;ка» (польск. Czterej pancerni i pies) - польский чёрно-белый телевизионный сериал, снятый по одноимённой повести Януша Пшимановского. Сериал относится к военно-приключенческому жанру и повествует о боевых буднях экипажа танка «Рыжий» и пса по кличке Шарик во время Второй мировой войны.
Выпуск сериала состоялся в 20:00 (по польскому времени) 9 мая 1966 года. Сериал состоит из трёх сезонов, которые были сняты и показаны по польскому телевидению в 1966, 1969 и 1970 годах. Полностью сериал, рассчитанный на детскую и молодёжную аудиторию, ежегодно демонстрировался в Польше вплоть до 1989 года.
В СССР сериал был впервые показан 25 сентября 1968 года.
Во время показа в Польше сериал имел грандиозный успех. Без преувеличения можно говорить о том, что на нём выросло и было воспитано целое поколение польской молодёжи: по мотивам сериала в школах проводились уроки, в театрах ставились спектакли, организовывались так называемые Клубы танкистов.
Не меньшую популярность сериал приобрёл в СССР под названием «Четыре танкиста и собака», в ГДР под названием «Vier Panzerfahrer und ein Hund», а также в других странах советского блока.

Люба из Словакии, в то время республики в ЧССР.. У Любы был папа - Ян Квасничка, какая-то партийная величина. Иногда он приезжал в Москву, и привозил мне, да и моей семье посылочку. Созванивался с моей мамой, работающей в Москве, недалеко от ГУМА, там, у фонтана и встречались, мама тоже доставала коробочку конфет, еще что-нибудь в ответ.
С Любой мы переписывались до окончания школы, еще и в институтах, потом конечно, как-то все заглохло.
Но один раз мы виделись лично. Мы уже учились в институтах, и Люба с туристической группой приехала к нам, причем не в Москву, ее посещали проездом, кажется, были в Ленинграде, точно, потому что договорилась она, я ее встретила на Ленинградском вокзале и повезла к себе домой, на электричке. Мы проезжали, помню, Люберцы, там завод вдоль железной дороги, почти закрывшийся в ту пору, со старыми, наверное дореволюционными корпусами полуразрушенными. Она изумленно спросила – это с войны разрушено?. Ага - охотно подтвердила я. Привела к себе домой, бабушка накормила нас, посидели в моей комнате, потом прогулялись по парку, и поехали назад, «сдала» ее возле ВДНХ. Теперь думаю - может ей интереснее было бы Москву посмотреть, но повидаться она сама захотела.

Зарница
Военно-патриотическая игра «Зарница» проводилась тоже во всех школах, и между школами. Одно из ярких воспоминаний моей пионерии. Особая радость была в том, что военные фантазии и игры преследовали меня с детства. И в классе седьмом, восьмом, я еще продолжала иногда покупать пистолеты в магазине игрушек, металлические, похожие на настоящие, одни где-то к кладовке лежит до сих пор.
А тут - межшкольная Зарница, зимой. В этот день были сокращенные уроки, все пришли уже в «боевой» форме, чтобы воевать в зимнем лесу на краю поселка. А мне, как председателю совета дружины (это было классе в восьмом уже) и соответственно главнокомандующему школьной армией, положено было придти в военной рубашке, при погонах. За этим пришлось ехать в Москву, в знаменитый Военторг напротив метро Арбатская, этот магазин пригодился и потом, когда в институте была военная кафедра, в нем приобретались зеленые рубашки.
Брюки, рубашка, погоны (уж не помню, что там было со звездочками), прихваченный в сумку для собственной радости пистолет – совершенно замечательно я себя чувствовала. Строем, отрядами прошлись по поселку до зимнего леса, заняли свою позицию. Мне пришлось отсиживаться в штабе, принимать донесения разведчиков, выдавать команды.. Был штурм крепости, захват знамени. Конечно, игрой кто-то руководил, не помню особо ни цели, ни кто победил.

Пост номер....
Был в стране пост номер один - у Мавзолея Ленина.
А пионеры занимали пост или у Вечного огня на 9 мая, или у памятника Ленину, в день его рождения. У нас в поселке такой памятник стоял возле завода, рядом с Домом культуры. Около памятника были клумбы, елочки посажены голубые, за спиной вождя на стене-фотографии передовиков производства.
Нашей школе было доверено постоять на посту у памятника часа два, кажется. Штаб «постовых» был в ДК, оттуда по два пионера с разводящим торжественно вышагивали до памятника, меняли караул и шагали обратно. Стоять нужно было, как положено - замерев, руки по швам, минут двадцать, думаю. Мимо шли люди, никто не удивлялся, а лично у меня на душе было чувства гордости и ответственности. Я и сама постояла, и разводами руководила.

Тем временем выросли мы до новой ступени.

Елена Журавлева
Детский проект «Октябрята - кто они?»

На одном из уроков внеклассного чтения Елена Владимировна познакомила нас с произведением Юрия Ермолаева «С чем пришла, с тем и ушла» . После того как она нам его прочитала у меня сразу возник вопрос «Почему детей первоклашек называли октябрятами С таким вопросом я пришёл домой и решил узнать сам всё об октябрятах и рассказать об этом своим одноклассникам.

Помимо устных рассказов моей учительницы, своей мамы, я прочитал произведение Г. Юрмина «Сколько звёздочек на небе» , «Октябрята » , сходил в музей, где мне показали, как выглядит октябрятская звёздочка . В данной работе я изучаю кто такие октябрята , чем они занимались, какого возраста были, есть ли отличительные знаки, могли бы мы сейчас быть, называться октябрятами .

Объектом моего исследования являются октябрята .

Целью моей работы является поиск ответа на вопрос «Кто такие октябрята

Задачи моей работы :

Изучить литературу по этому вопросу.

Познакомиться с историей октябрят .

Проанализировать и обобщить полученную информацию.

Провести опрос людей разного возраста, что они знают об октябрятах .

Гипотеза : предполагаем, что октябрята – это группы детей 7-9 лет, живущих по определённым правилам, которые похожи на правила нашей жизни в школе.

В библиотеках «Карагайской средней школы №1» и центральной мною были найдены книги об октябрятах . Сведения о них содержатся как в справочной, так и в учебно –методической литературе. Мне было интересно прочитать и детскую художественную литературу, например «Звёздочка» , «Октябрятская неделя » .

1.1. Кто такие октябрята ?

Итак по данным энциклопедии, толкового словаря, а также проанализировав полученную мной информацию, я выяснил, что октябрята - это школьники 7-9 лет, объединяемые на добровольных началах в группы. Группа октябрят имела несколько подразделений, называемых «звёздочками» , каждая из которых включала 5 октябрят ,- символ пятиконечной звезды.

В звёздочке был свой командир, цветовод, санитар, библиотекарь, физкультурник. Такие группы создаются в 1 классе и существуют до пионерского отряда. При вступлении в ряды октябрят детям выдаётся нагрудный значок –пятиконечная звёздочка рубинового цвета с портретом В. И. Ленина в детстве . На левой стороне груди ребята носили октябрятскую звёздочку . Значок октябрёнка был первый законный знак отличия, знак принадлежности к особой группе. Я тоже видел такой значок,он находится в музее.

Владимир Ильич Ленин – лидер партии большевиков, которая пришла к власти после революции в октябре 1917 года . Ленин возглавил первое советское правительство. Им были разработаны первые законы, которые определили жизнь нашей страны на несколько десятилетий. Партия большевиков была названа коммунистической, и была единственной в стране, поэтому создавались. Начиная с детского возраста , различные организации : в том числе и октябрятская . Первые группы октябрят возникли в 1923-1924 годах в Москве при отрядах пионеров.

1.2. Правила октябрят

Познакомившись поближе с историей октябрят , я понял, что для тысячи мальчиков и девочек октябрятское движение было увлекательной игрой, в ходе которой воспитываются те же человеческие качества, что и сейчас.

У октябрят было 5 своих правил

5. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут .

Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» - так назывались малые группы. Поэтому ребята ответственно относились к этим правилам, старались жить по –октябрятски .

Смысл этих слов мне стал понятен, когда я прочитал книгу «Звёздочка» М. С. Васильев В. М. Федосенко.

Мы с ребятами в классе тоже составили правила, по которым живём :

Быть честным.

Хорошо учиться.

Любить школу и уважать своих одноклассников.

Быть дружным.

Уважать и помогать младшим и старшим.

Они похожи на правила октябрят . А ещё есть поручения. Все наши ребята поделены на группы. Есть командир класса, ответственные за учёбу, которые проверяют готовность одноклассников к урокам, есть

спортивный сектор, они отвечают за уроки физкультуры, проверяют,

чтобы все ребята были в спортивной форме, так же есть группа ребят, которые отвечают за чистоту в классе - санитары, группа ребят –цветоводы, в их обязанности входит : ухаживать за цветами, поливать их, а ещё есть ребята, которые готовят праздники, устраивают вечеринки– эту группу ребят называют культмассовики, группа ребят, которая выпускает стенгазеты, рисует иллюстрации к разным мероприятиям их группа называется- редакторы. Я возглавляю спортивную группу, мне очень нравится, быть ответственным, все поручения мы с ребятами с удовольствием выполняем.

1.3. Результаты анкетирования

В начале работы мной было проведено анкетирование людей разных возрастов. Им были предложены следующие вопросы :

1. Знаете ли вы, кто такие октябрята ?

2. Какого возраста были октябрята ?

3. Чем занимались октябрята ?

Взрослых было опрошено 27 человек. Это были родители, бабушки. дедушки моих одноклассников. Их анкета состояла из следующих вопросов :

1. Вы знаете кто такие октябрята ?

2. какой возраст был у октябрят ?

3. Чем занимались октябрята ?

4. А вы были октябрятами ?

5. Какой отличительный знак был у октябрят ?

Положительно ответить на все вопросы анкеты смогли люди старше 35 лет, потому что их детство приходилось на время существования октябрятского движения .

Меня же больше интересовало мнение моих сверстников, ребят 2-4 классов.

Было опрошено 116 детей. Из них 39 ребят знают кто такие октябрята , 67детей не знают кто это; 35 детей знают какого возраста были октябрята ,81 ребёнок не знает, 30 человек знают, чем они занимались,86 ребят не знает, чем они занимались.

Эти данные ещё раз доказывают актуальность поставленного мной вопроса. Ведь октябрята пусть и в прошлом , это часть нашей истории. А как известно, без прошлого нет будущего.

Заключение

Наша гипотеза подтвердилась, цель достигнута.

Теперь я знаю кто такие октябрята , их назвали в честь Октябрьской революции . Мои родители и родители моих одноклассников были октябрятами . Мы тоже можем называться октябрятами .

Потому что, быть октябрёнком в первую очередь означало быть честными, трудолюбивыми, дружными, помогать людям, любить свою Родину. Этому нас учат и сейчас, только нет «звёздочек» , а есть малые

творческие группы. Нет атрибутики –значков, но есть другие формы; за

успехи в учёбе или мероприятиях мы получаем наклейки, грамоты, дипломы и сертификаты.

Жизнь октябрят мало , чем отличалась от нашей жизни в школе. Их учили тому же, чему и нас.

Библиографический список

1. Зебзеева А. Азбука пионерской жизни «Будь готов!» , г. Пермь 1972 г.

2. Орлеанская С. В. ,Путилина В. В. «Круглый год» , издательство «Детская литература » , г. Москва, 1972 г.

3. Юрмин Г. «Про тетрадь и карту, карандаш и парту» г. Москва «Детская литература » 1983 г.

4. Энциклопедия «Что такое Кто такой» т. II Академия педагогических наук СССР, издательство «Педагогика» г. Москва, 1976г.

Пионеры занимались в технических кружках, ходили в походы, в экспедиции по изучению природы, участвовали в сборе металлолома и макулатуры, помогали младшим товарищам, участвовали в военно-спортивных играх, главной из которых была «Зарница». У пионеров были свои традиции и праздники, символы пионерской организации: знамя, флаг, галстук, эмблема, девиз, пионерский салют. Ребята знали, что быть пионером значит быть лучшим в учебе, труде и спорте, что пионер — это честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя заявления достойным. Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и, главное, ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

В годы войны в СССР было более 10 млн комсомольцев. Около 1 млн членов ВЛКСМ перед войной стали «Ворошиловскими стрелками», более 5 млн — во-енными специалистами разных направленностей. Три с половиной тысячи комсомольцев стали Героями Советского Союза, три с половиной миллиона награждены орденами и медалями. «Прошу направить… Готов выполнить любое задание Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи…». Тысячи молодых добровольцев, как клятву, писали эти слова, готовые по комсомольскому призыву влиться в ряды строителей своей страны, продолжая подвиги старших поколений и открывая новые страницы в истории комсомола.

Комсомольские стройки, целинные земли, сколько городов и объектов было построено благодаря энтузиазму и самоотверженному труду молодых сердец! Дальний Восток, Сибирь, Южная и Центральная часть России… Страна развивалась, застраивалась, осваивала новые места и восстанавливалась после разрушений прошедшей Великой Отечественной войны. Более трех миллионов юношей и девушек направил комсомол на важнейшие участки строительства: Донбасс, Днепрогэс, Волжская, Куйбышевская, Братская, Днепродзержинская гидроэлектростанции, Казахстанская Магнитка, железная дорога Абакан-Тайшет, нефтепровод «Дружба», Байкало-Амурская магистраль... Вовлеченная в преобразования молодежь стала символом подъема страны.

Теперь октябрята, пионеры и комсомольцы в прошлом, не только в прошлом старшего поколения, а в нашем общем, когда строилась и развивалась наша страна, когда дрожали от нашего единства враги. Мы должны с благодарностью помнить о тех, кто шел вперед, мечтал, творил, преодолевая трудности, не боясь преград, гордиться ими, равняться на них.

В единстве наша сила, в единстве наше будущее.

Дорогие ребята, вступайте в ряды детско-юношеской всероссийской общественной организации «Юнармия», наследницы лучших традиций общественных организаций Советского Союза. Уже сейчас «Юнармия» объединяет 16 школьников и студентов нашего района, уже сейчас в их копилке немало добрых дел: военно-патриотические игры «Солдат», «Зарница», «Зарничка», торжественная церемония принятия в организацию первых юнармейцев. Вы наверняка читали о них в газете «Трибуна» и видели репортажи на областном телевидении.

Первичные организации создаются на базе образовательных учреждений. Координирует деятельность организации штаб под руководством главы Руднянского муниципального района М. Н. Битюцкого. Двери организации открыты для всех, кто не собирается отсиживаться за чужими спинами, кто верит в себя, кто видит личное счастье в счастье своей Отчизны.

Е. В. Куликова , директор МКУДО «Руднянский ЦДТ».