Основные черты социально-экономического развития. Движение за отмену рабства

Запал, как вдруг новая напасть — министр внутренних дел страны Райан Зинке пообещал, если на то будет желание администрации, ввести морскую блокаду России с помощью американского военно-морского флота.


США хотят отобрать у России Арктику

Причиной тому — все та же торговая война, которую США маскируют для формальных приличий под санкции и торговые пошлины. В Вашингтоне не смогли пережить первенство России в экспорте пшеницы. тоже — как кость в горле, а тут ещё и обозначились интересы Москвы на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива.

Уместно заметить, что в США в компетенцию министерства внутренних дел входят вопросы землепользования, охраны природы и геологоразведки, а не правоохранительные функции.

То, что прагматичные отношения России и Ирана давно тревожат звездно-полосатые души, — уже не новость. Болтовня про какие-то "режимы" — всего лишь дымовая завеса для восторженной западной публики и российских квазилибералов. Деньги — вот она главная причина. Неполученная прибыль, как известно, — убытки.

Напомню, если государство, будь оно трижды тоталитарное и не имеющее в своей системе даже намека на соблюдение прав человека, дружит всеми чреслами с США, то это — цивилизованная страна. Если же государство предпочитает быть независимым от желаний Вашингтона, то там — "диктатура", "кровавый режим" и "мальчики кровавые в глазах".

Случившийся облом с захватом сирийских месторождений совсем не прибавил радости Соединённым Штатам. То, что удалось провернуть с нефтянкой Ливии, не получилось осуществить в Сирии, как и конвертировать полученные результаты в нефтедоллары.

Россия спутала американцам карты, решив включиться в уничтожение террористов в Сирии. По ходу еще и лишила США и некоторые страны Персидского залива возможности распоряжаться территорией страны для строительства нефтепроводов в сторону средиземноморского побережья и бесцеремонно пользоваться сирийскими месторождениями углеводородов.

Для США вполне логичны телодвижения по устранению России как нежелательного конкурента в энергетической сфере. Если уже Германию нещадно прессуют за "Северный поток — 2", Турции грозят санкциями за покупку С-400 и любовь с "Газпромом", то, видимо, ощутимо задеты американские бизнес-интересы.

Репутационные и финансовые потери США на Ближнем Востоке уже стали подтачивать фундамент парадигмы американской исключительности. Тема перехода на расчеты в международной торговле с помощью национальных валют из-за шантажа США — тоже не добавляет радости Вашингтону. Американцам как-то надо на это реагировать, а не летальных инструментов остается всё меньше.

Заявление американского министра Райана Зинке о возможности морской блокады России, сделанное во время отраслевого мероприятия в Питтсбурге, вплотную обозначает перспективу помериться "Томагавками" и "Калибрами".

"У Соединенных Штатов есть такая возможность, благодаря нашим ВМС, гарантировать, …что их энергоносители не поступят на рынок", — заявил министр внутренних дел США Райан Зинке.

Случись такая попытка, это будет фактическим объявлением войны России. Не виртуальной, а со всеми вытекающими и прилетающими с небес составляющими ядерного Армагеддона.

По мнению министра, блокада должна вытеснить Россию и Иран с энергетического рынка Ближнего Востока и Европы.

Райан Зинке все-таки сделал оговорку и признал, что предпочтительнее было бы обойтись без силового сценария как в отношении Ирана, так и России. То есть "обойтись" — это "принять капитуляцию". Китай, видимо, пока ещё третий в очереди на добровольное освобождение от независимости.

Американский ультиматум России пока не озвучен, как и не началась пока силовая блокада Ирана, несмотря на громкие заявления президента США Дональда Трампа. Правда, на практике уже известно, что от твита до запуска "Томагавка" — всего один лайк.

Вроде бы, Россия уже наглядно продемонстрировала возможности своих вооружённых сил в Сирии. Министерство обороны провело масштабные учения и в Средиземном море, и на Дальнем Востоке. Более того, к маневрам присоединился и Китай, чтобы усилить представление о перспективе последствий возможного конфликта.

Ан нет. Всё не терпится американским политическим элитам потеребонькать свою исключительность. Продемонстрировать, кто, по их мнению, метрдотель на планете. Этот радикальный геополитический эксгибиционизм может очень дорого обойтись всему мировому сообществу.

Возможно, Россия Зинке представляется как-то иначе, нежели она выглядит на самом деле — с ее границами и территорией на карте мира. Не знаю. Может быть, американского министра сбивают с толку и лишают ощущения реальности внезапные заявления его эксцентричного босса — Дональда Трампа.

"Я только вернулся с Генассамблеи ООН, и, поверьте, мировые лидеры нас уважают снова!" — гордо заявил президент США. Особенно это было заметно во время реакции на начало его выступления на Генеральной ассамблее, когда зал взорвался от хохота.

В теме заявленной возможности попытаться ввести морскую блокаду России — как-то сама собой вспоминается песня Владимира Высоцкого в адаптации к текущему моменту: "Ты, Зинке, на грубость

Формирование государственности в США в 18-19вв.

  1. Формирование США. Борьба за независимость.
  2. Разработка и принятие конституции США 1787г.
  3. Государственное и политическое устройство.
  4. Гражданская война. США на рубеже 18-19вв.

Англия в отличии от других Европейских стран начала колонизацию Северной Америки. Первые английские поселения в Северной Америке появились в начале 17ст. (1607г.). В течение 17 столетия и в начале 18 столетия Англия создает в Северной Америке 13 колоний.

Первый тип колоний – это колонии созданные королевским двором.

Второй тип колоний – это колонии созданные предпринимателями.

Третий тип колоний – это колонии, в которых с самого начала сформировался республиканский строй. (все органы власти управления были выбранные.

В ходе образования колоний взаимоотношения между королевским двором и колониями развивались без особенных проблем. Но по мере развитии колоний, по мере развития в них капиталистических отношений начали возникать противоречия, которые в конечном итоге привели к национально-освободительной войне или американской революции. Первыми поселенцами в Америке являлись в основном самые несостоятельные категории населения и деклассированные элементы (преступники и т.д.). Все лица Англии, которые приехали на новые земли должны были в течение трех лет выплачивать своим хозяевам определенный процент со своего дохода. Противоречия. Которые возникли между Англией (королевским двором) и колониями привели к американской революции. Это революция имеет следующие особенности:

  1. Североамериканские колонии не знали феодализма и его пороков.
  2. Данная война носила национально-освободительный характер.
  3. После завершения войны в Южных штатах в течение 80 лет сохранялось рабство.

5 сентября 1774г. в Филадельфии собрался Первый Континентальный конгресс. В то время Филадельфия являлась неофициальной столицей 13 колоний. На Первом Континентальном конгрессе было решено блокировать ввоз английских товаров в колонии, не вывозить товары колоний в Англию. В апреле 1775г. между войсками колоний и Англии произошло сражение. С этого периода фактически начинается освободительная война, которая продолжалась до 1783г.

В 1783г. в Париже в Версальском дворце был подписан договор о прекращении военных действий и о признании Англии независимости США. 10 мая 1775г. состоялся Второй Континентальный конгресс. На данном конгрессе были приняты следующие решения:

  1. Была принята декларация «о необходимости взяться за оружие».
  2. Были объединены войска колоний.
  3. Главнокомандующим армии был назначен Дж. Вашингтон.

Во время военных действий принимались декларации отдельных штатов. На Третьем Континентальном конгрессе в июле 1776г. была принята Декларация Независимости США (4 июля). Автором данной Декларации являлся Томас Джефферсон. По смыслу Декларация состоит из 2 частей. В первой части говориться о том, что все люди рождаются равными и наделены творцом прирожденными и неотъемлемыми правами, к числу которых относятся: на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения данных прав людей создаются правительства, которое должно отстаивать эти права. Если не выполняет свои функции, то народ имеет права свергнуть это . Во второй части речь идет о том, что король Англии является узурпатором, облагает колонистов незаконными налогами и сборами, пытается подчинить себе судебные органы. Король поставил судебные органы выше государственных органов, дает им высокое жалование. Король, как сказано в документе: «Король прислал в колонии своих чиновников, которые грабят колонистов, нарушают законы, высасывают из народов все соки», и делается вывод о том, что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен управлять свободным народом.

10 мая 1775г. на Втором Континентальном конгрессе было рекомендовано всем штатам разработать и принять конституции и создать свои правительства. Однако процесс принятия конституции занял достаточно большой промежуток времени. Первая Штатов была принята 6 января 1775г. в Югемше. 13 июня 1784г. была принята последняя . Все конституции штатов примерно одинаковые по структуре. Образцом для конституции Штатов стала Виржинии. Когда началась война за независимость, возник вопрос о необходимости принятия документа, который регулировал бы многие вопросы координации деятельности Штатов во время войны. Таким документом стали статьи Конфедерации. Образцом конфедерации в Европе является Швейцария. 9 января 1778г. проект этих статей были утверждены в Филадельфии. И только через 3 года (1 марта 1781г.) эти стать были утверждены. Каждый год делегации от Штатов собирались в ноябре (в первый понедельник ноября) для внесения изменений и дополнений в статьи Конфедерации. Статьи конфедерации не являлись тем документом, который решал основные вопросы любого государства. Статьи Конфедерации были посвещаны главным вопросам международной деятельности и координации экономических и военных вопросов во время войны. Ничего не говорилось в этом документе о правах граждан конфедерации и т.д. От каждого штата в комиссию избиралось от 2 до 7 делегатов. При этом каждый штат имел только один голос. Если при голосовании в каком-то штате не было консенсуса (единства), этот штат лишался права голоса. Решение считалось принятым, если за него проголосовало 9 штатов. В феврале 1787г. было предложено созвать в мае того же года специальный конвент, который внес бы очередные поправки в статьи конфедерации. Однако при обсуждении и принятии статей конфедерации был принят совершенно новый документ, который вошёл в историю под названием « США 1787г.». Окончательный вариант Конституции был подписан 17 сентября 1787г. США 1787г. по объему небольшой документ. Она состоит из 7 статей, 4 из которых имеют разделы, в конституции также имеется преамбула. В Конституцию США заложен механизм, который не позволяет ни одной из ветвей власти установить свою диктатуру или абсолютную власть. В Конституции сказано, что власть США едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. С принятием данной конституции Конфедерация превратилась в федерацию.

1. Все три ветви власти имеют различные источники формирования. Законодательная власть осуществляется Конгрессом. Он состоит из двух палат, каждая из которых формируется определенным образом. Нижняя палата (Палата Представителей) избирается на всеобщих выборах. Сенат избирается Легислатурами штатов (законодательными органами штатов). является носителем исполнительной власти. Он избирается косвенным путем.

2. Высший орган судебной власти формируется президентом и парламентом. Все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на всеобщих выборах сроком на 2 года. Сенат не имеет срока давности полномочий. Формально он избирается сроком на 6 лет. Но каждые 2 года переизбирается одна треть.

Президент избирается сроком на 4 года. Верховный суд избирается пожизненно.

3. Каждый из ветвей власти может нейтрализовать попытки установить свою абсолютную власть. Конгресс имеет право отклонить любой законопроект президента. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом. Президент может быть отстранен от должности в порядке импичмента. Премьер-министра в США нет. Судьи верховного суда могут быть отстранены от должности в порядке импичмента. Президент имеет права отлагательного вето, т.е. любой , принятый палатой конгресса дается на утверждение президента. Его специалисты проверяют соответствии данного закона (в соответствии с конституцией), если команда президента установила нарушение конституции, то данный президентом отправляется на повторное обсуждение. Преодолеть президентское вето можно квалифицированным большинством (2/3 голосов). Карманное вето – на подпись президенту дается на один месяц, должен поступить президенту на подпись за месяц до окончания сессии. Но если поступает на подпись президенту менее, чем за месяц до завершения сессии парламента, то данный президент имеет право отложить и он будет рассмотрен на следующей сессии парламента. Все кандидатуры, которые рекомендуются президентом, должны быть утверждены сенатом, квалифицированным большинством. В конституции заложен принцип верховенства конституции (основной ).Каждый штат имеет свои конституции. Если при рассмотрении какого-то судебного вопроса в штатах не возможно решить этот вопрос, тогда штаты обращаются к основному закону. Если в конституции той или другой страны нет данного решения, то тогда обращаются к Международному праву, такой метод зафиксирован и в нашей конституции. Когда конституция была принята, то её текст был разослан в штаты. При обсуждении конституции в штатах возникла такая ситуация, которая могла вообще отклонить конституцию. При принятии конституции её создатели забыли включить в текст статьи о правах человека. поэтому в 1789г. были подготовлены первые 10 поправок, которые были утверждены в декабре 1791г. и вошли в историю как «Билль о правах 1791г.». 3 поправка, в которой идёт речь о постое солдат, стала анахронизмом. Вторая статья предусматривает права приобретения и хранения оружия, правила применения оружия. Все попытки отменить данную статью конституции не увенчались успехом. В четвертой статье конституции провозглашаются права и свободы граждан. Остальные статьи поправок касаются налогов и т.д.

Конституция США вступила в силу 4 марта 1789г. Не было в стране армии. Было только 672 офицеров и солдат. 1932г. в Советском Союзе было 530 000 человек в армии. На кануне Второй мировой войны в СССР было около 4 000 000 солдат. После завершения Второй мировой войны в армии СССР имелось примерно 11 000 человек. Советское руководство во главе со Сталиным планировала совершить блиц-крик (марш бросок) до Переней. 30 апреля 1789г. первым президентом стал Дж. Вашингтон. Было создано 3 департамента: военный, финансовый и государственный. Была утверждена должность атторнея – главный чиновник, который является главным советником президента по правовым вопросам, он же является министром юстиций, он же выполняет функции прокурора. В сентябре 1789г. конгрессом был принят закон о судоустройстве. По данному закону верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей. Но с 1869г. структура судебных органов состоит из 9 судей в том числа и главный . Страна разбита на 13 судебных районов и 3 округа. В конце 18 в начале 19ст. были применены 11 и 12 поправки. В 1795г. была принята 11 поправка, которая установила иммунитет штатов от судебного преследования со стороны других штатов. Если какой-то гражданин совершил преступление в одном штате, а сам он является гражданином другого штата, то он не может быть судим по законом штата, в котором совершено преступление. 1784г. – поправка 12. Она установила раздельные голосования за кандидатов в президенты и вице-президенты (возглавляет сенат). Выборы президента всегда происходят в високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября. Когда были созданы США, то в стране не было никаких политических партий. Но в 1793г. в конгрессе произошли серьёзные разногласия между руководителем казначейства Гамильтоном и государственным секретарем Томасом Джефферсоном. С этого времени начинает формироваться многопартийная система США.

Английские колонисты впервые высадились в Северной Америке в 20-х гг. XVII в., здесь стали создаваться английские колонии, к середине XVIII в. их число достигло 13. Они были разнообразны по территории, культуре, этническому составу, характеру управления.

Существовали корпоративные колонии (Род-Айленд, Массачусетс), колонии с феодальным началом (Мэриленд). Все колонии находились под властью английской (британской) короны. В колониях были созданы представительные органы (легислатуры) Принимаемые ими законодательные акты подлежали утверждению губернаторами колоний. В колониях были хорошо развиты начала местного самоуправления.

Американцы активно протестовали против введения налогов с них английским парламентом (в Лондоне), ведь в нем не было представителей североамериканских колоний. Англия нещадно эксплуатировала свои колонии, в частности, в годы Семилетней войны. Был усилен пресс косвенного налогообложения (например, установлен сбор за гербовую бумагу). Колонисты начали бурные акции протеста (например, знаменитое «Бостонское чаепитие») и добились отмены некоторых косвенных налогов (например, сбора за гербовую бумагу).

В 1774 г. английское правительство ввело в колонии войска, а в 1775 г. начались военные действия против восставших колонистов. Началась первая гражданская война, она же война за независимость, иногда именуемая американской буржуазной революцией (1775–1783). При поддержке европейских держав (Франции, России, Испании, Голландии) мятеж североамериканских колоний увенчался успехом. В 1783 г. в Версале был подписан англо-американский мирный договор.

Независимость колоний была провозглашена еще в 1776 г. Вторым континентальным конгрессом, который 4 июля 1776 г. в Филадельфии принял знаменитую Декларацию независимости США. Текст Декларации был написан Т. Джефферсоном, третьим Президентом США. Сейчас 4 июля является государственным праздником США – Днем независимости.

По Декларации независимости США в Северной Америке создавались 13 независимых государств (штатов) со своими собственными конституционными актами. Вместе с тем штаты под воздействием внешних обстоятельств (прежде всего военной угрозы со стороны Великобритании) все теснее объединялись, образовав сначала конфедерацию, а затем и федеративное государство.

В 1777 г. Континентальным конгрессом были приняты Статьи конфедерации и вечного союза. Этот документ вступил в силу только в 1781 г. после ратификации всеми 13 штатами. Большинство исследователей считают Статьи конфедерации и вечного союза международным договором, а некоторые объявляют их первой американской Конституцией Ведь Статьи не предусматривали права сецессии и нуллификации для членов конфедерации, предполагая «вечный союз» между ними.



В 1787 г. в Филадельфии был созван Конвент, который первоначально должен был обсудить поправки к Статьям конфедерации и вечного союза. Председателем Конвента был Дж. Вашингтон, первый Президент США, секретарем – Дж. Мэдисон, четвертый Президент США, среди членов Конвента были Б. Франклин и другие отцы-основатели США. На Конвенте присутствовали представители 12 североамериканских штатов.

На Филадельфийском конвенте, получившем позднее наименование Конституционного, было решено не вносить поправки в Статьи конфедерации и вечного союза 1777 г., а выработать новый конституционный документ. Конвент работал летом 1787 г. за закрытыми дверями. Всего в работе Конвента принимало участие не более 50 человек, не велось даже протокола заседаний. Конституционный конвент в Филадельфии разработал проект Конституции США. первой конституции в современном мире.

Проект Конституции США был отправлен Конвентом в Конгресс, который переправил проект в легислатуры штатов на ратификацию. В 1788 г. Конституция США была ратифицирована девяти штатами и вступила в действие. Последним из североамериканских штатов Конституцию США ратифицировал Род-Айленд в 1790 г.

Сами американцы датируют свою Конституцию 1789 г., именно в этом году был сформирован Конгресс США, избран Президент США (им стал Дж. Вашингтон), начал работу Верховный суд США.

Конституция США 1787 г. состоит из преамбулы и семи статей. Статья I посвящена законодательной власти, ст. II – исполнительной власти, ст. Ill – судебной власти, ст. IV–V поясняли компетенцию федерации, ст. VI – внесение поправок в Конституцию США, ст. VII – порядок введения Конституции США в действие.



Текст Конституции США был краток и во многом не ясен, что свидетельствует о его компромиссном характере.

Как и было решено на Конституционном конвенте в Филадельфии, первый созыв Конгресса США уже в 1789 г. принял ряд поправок к Конституции США. посвященных правам человека (Билль о правах).

Проект Билля о правах был разработан Конгрессом США и специальной комиссией под председательством Дж. Мэдисона.

Билль о правах состоял из 12 статей, он был разработан и принят в 1789 г. и ратифицирован к 1791 г. (за исключением ст. I–II), составив поправки 1-Х к Конституции США.

Билль о правах провозглашает некоторые социальные и политические права и свободы (поправки I–III), способы их процессуальной защиты (поправки IV–VIII), определяет соотношение властей штатов, федерации и народа (поправки IX–X).

I поправка устанавливает свободы вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций. II поправка устанавливает право американских граждан на ношение оружия. Ill поправка устанавливает запрет на постой войск в домах в мирное время. IV поправка защищает право на охрану личности, жилища, бумаг, имущества от необоснованных обысков и (или) арестов. V поправка защищает право собственности и устанавливает назначение наказания только судом присяжных. VI поправка определяет, что потерпевший имеет право на быстрое рассмотрение его дела судом того штата, где было совершено преступление. VIII поправка устанавливает запрет на чрезмерные залоги и штрафы, а также изощренные наказания.

Статья II Билля о правах, не ратифицированная сразу, была ратифицирована лишь в 1992 г., став XXVII поправкой к Конституции США. Она устанавливает, что действующий конгрессмен не может повышать себе жалованье.

Билль о правах 1789 г. (поправки 1-Х к Конституции США) – фундаментальная идеологическая ценность американской демократии.

В 1820 г. между промышленными северными штатами и рабовладельческими южными был достигнут Миссурийский компромисс, сущность которого сводилась к тому, что впредь рабовладельческие штаты не могли создаваться к северу от 36 градусов 30 минут северной широты. Географическое ограничение рабства не устранило противоречий, а лишь отсрочило столкновение Севера и Юга. С начала 30-х гг. XIX в. в США развернулось массовое общенациональное движение аболиционистов – движение за немедленную отмену рабства. В 1860 г. президентом США был избран аболиционист А. Линкольн. В конце 1860 – начале 1861 г. одиннадцать рабовладельческих штатов объявили о своей сецессии – отделении южных штатов и образовании самостоятельного государства («Конфедерации штатов Америки») со столицей в Ричмонде. 11 марта 1861 г. была принята конституция «Конфедеративных штатов Америки», которая провозгласила институт рабства «признанным и защищенным». В апреле 1861 г. конфедераты развязали Гражданскую войну. На первом этапе войны (1861–1862 гг.) северяне потерпели ряд тяжелых поражений, но к лету 1865 г. южане были разгромлены, и Конфедеративные штаты Америки прекратили свое существование. Гражданская война 1861–1865 гг. и последовавший за ней период Реконструкции Юга 1865–1877 гг. привели к завершению буржуазно-демократических преобразований в стране.

Правовыми последствиями Гражданской войны было принятие XIII–XV поправок к Конституции США. XIII поправка вступила в силу в 1865 г. и устанавливала, что в США не будет ни рабства, ни подневольной службы, «за исключением тех случаев, когда такое состояние является наказанием за преступления». XIV поправка вступила в силу в 1868 г. и устанавливала, что все лица, рожденные или натурализованные в США, являются равноправными гражданами США и того штата, где они живут. XV поправка вступила в силу в 1870 г. и гласила, что граждане США не могут быть лишены или ограничены в правах на участие в выборах в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве.

В конце XVIII–XIX вв. неуклонно шел процесс расширения территории американского государства. США распространяли свой суверенитет на новые территории разными способами:
1) путем покупки земель; 2) путем завоевания у соседних стран; 3) путем колонизации западных земель и вытеснения аборигенов. Путем покупки в состав США вошли: французская колония Луизиана, проданная первым консулом Бонапартом в 1803 г. (за $15 млн); долина р. Джилы, приобретенная у Мексики в 1853 г. (за $10 млн); Аляска, проданная русским императором Александром II в 1867 г. (за $7,2 млн). Путем агрессии были захвачены: Флорида у Испании
(по договору 1819 г.); Техас, Новая Мексика и Калифорния (в результате войны с Мексикой, по договору 1848 г.). Великобритания также признала собственность США на область штата Мэн
(1842 г.) и Орегон (1846 г.). Кроме того, в результате войны с Испанией в 1898 г. были захвачены Пуэрто-Рико, о. Гуам и Филиппины, тогда же были присоединены Гавайские острова, чем было положено начало колониальному господству США.

На присоединяемых землях создавались новые штаты. Порядок их создания был закреплен Северо-Западным ордонансом 1787 г. Сначала на месте будущего штата создавалась автономия с ограниченными правами, так называемая территория . Органами власти в территории являлись губернатор и законодательное собрание, избираемое по достижении численности населения в 5 тыс. человек. После достижения численности населения в 60 тыс. выбирался конвент, который составлял конституцию нового штата. Далее Конгресс США решал вопрос о приеме штата в состав союза. Помимо такого порядка в практике использовались самоопределение или отделение от другого штата. Всего за период 1791–1900 гг. возникло 32 новых штата (таким образом, в составе США в конце XIX в. – 45 штатов).

Противостояние Севера и Юга США в первой половине XIX в. Колонизация западных земель осуществлялась как из свободного Севера, так и из рабовладельческого Юга. Север распространял наемный труд, промышленность, урбанизацию, Юг – рабовладение и отсталый аграрный строй. Хотя в 1808 г. был установлен запрет на ввоз в США рабов, однако рабовладение продолжало играть ведущую роль в хозяйстве южных плантаций.

Рост численности населения на Севере привел к явному преобладанию его представителей в нижней палате Конгресса. Когда же число южных и северных штатов и, соответственно, количество сенаторов от них в верхней палате сравнялось, южане потребовали сохранить этот баланс на будущее. Поэтому в 1820 г. был введен Миссурийский компромисс . Тогда в состав США были приняты два новых штата Миссури и Мэн, один должен был стать рабовладельческим, другой – свободным. Компромисс также установил границу распространения рабства. К северу от нее и к западу от Миссури могли располагаться только свободные штаты (сам штат Миссури составил исключение). Таким образом, южане сохранили баланс в Сенате Конгресса США. На время компромисс ослабил противоречия Севера и Юга. Но к середине XIX в. конфликт снова обострился, начались раздоры из-за строительства железных дорог (на северо-западном направлении или южном), из-за таможенных тарифов (Север настаивал на протекционистской политике), из-за протестов фермеров, требовавших ликвидации крупных плантаций и распределения земель среди мелких собственников. Граница распространения рабства неоднократно нарушалась и в 1854 г. была окончательно ликвидирована. А в 1857 г. Верховный суд США вообще признал Миссурийский компромисс противоречащим Конституции США, как нарушающий право собственности (оно не может ограничиваться в зависимости от ее местонахождения, а раб является такой же собственностью хозяина, как и любая другая вещь). Перевес южан был достигнут благодаря тому, что они занимали господствующие позиции в высших органах власти: в Сенате и Верховном суде США. Долгое время южанам также удавалось удерживать пост президента США. Противостояние Севера и Юга выражалось в борьбе двух партий, претендовавших на лидерство в американской политической жизни.


Партии в США. Еще в конце XVIII в. в США возникли две партии: федералистов
и республиканцев-демократов и были заложены традиции двухпартийной политической системы. Первую партию возглавил А. Гамильтон, министр финансов в правительстве Дж. Вашингтона, вторую – Т. Джефферсон, государственный секретарь. Руководители партий по-разному видели будущее развитие США. Гамильтон выступал за создание мануфактур и промышленный прогресс, его социальную опору составляли финансовые и торгово-промышленные круги Америки. Джефферсон ратовал за создание аграрного государства. Его идеалом была фермерская демократия, поэтому он имел более широкую социальную опору, чем его оппонент Гамильтон. В начале XIX в., когда у власти находились президенты от Республиканско-демократической партии, партия федералистов была вытеснена и прекратила свое существование. Часть сторонников гамильтоновского курса была введена в состав республиканцев-демократов, что вызвало раскол в этой партии. В результате возникли две новых партии: вигов и демократов . Партия вигов стояла на недемократических позициях, ее поддерживали как финансисты и промышленники Севера, так и плантаторы Юга. Традиции же Т. Джефферсона продолжила Демократическая партия , официально оформившаяся в 1828 г. Она опиралась на массовую поддержку низших слоев населения. Обострение политической борьбы в середине XIX в. привело к размежеванию внутри партий. Демократическая партия поменяла свою «окраску»: она превратилась в консервативную силу, выступавшую за сохранение рабовладения и выражавшую интересы плантаторов Юга. Большинство вигов и демократы Севера, соединившись с партией Free Soil («Свободная Земля»; состояла из умеренных аболиционистов – противников рабства), составили в 1854 г. Республиканскую партию . (С ее созданием партия вигов была фактически ликвидирована как национальная политическая сила). Новую партию возглавил адвокат Авраам Линкольн (1809–1865), последовательный сторонник демократии. Как и многие другие республиканцы, поначалу Линкольн не выступал за полную отмену рабства и предоставление неграм равных прав с белыми, но был против распространения рабовладения на новые территории и предполагал заблокировать его на юге страны.

Гражданская война Севера и Юга США. В 1860 г. А. Линкольн одержал победу на президентских выборах в США, что вызвало резко негативную реакцию в южных штатах. Южане, опасаясь демократических преобразований и ограничений рабовладения, решились на сецессию – выход из состава США. Первым союз покинул штат Южная Каролина, его примеру последовали еще десять штатов (всего – 11). В союзе осталось 23. Мятежные штаты в феврале 1861 г. провозгласили создание Конфедеративных Штатов Америки (Confederate States of America). Они приняли 11 марта 1861 г. конституцию южной Конфедерации, составленную на основе Конституции 1787 г.
и Билля о правах (из преамбулы и 7 статей). В ряде положений она сильно отличалась от федеральной: предусматривала ответственность правительства перед парламентом, выборы президента на 6 лет без права переизбрания на новый срок; закрепляла рабство на территории страны. Покинуть состав Конфедерации штаты не могли. Столицей ее стал г. Ричмонд (Виргиния), а президентом – Джефферсон Дэвис.

Сецессия южных штатов спровоцировала Гражданскую войну Севера и Юга1861–1865 гг. Важную роль в достижении победы над мятежниками призваны были сыграть два законодательных акта, принятых в федерации в 1862 г. Первый – Гомстед-акт (homestead – «место для дома», для поселения), дававший возможность приобрести участок земли на льготных условиях и создававший в США массу средних и мелких земельных собственников. Второй – Прокламация об отмене рабства в мятежных штатах , она предполагала освобождение рабов на отделившейся территории без всякого выкупа, начиная с 1 января 1863 г. (закон не касался рабовладельческих штатов, оставшихся в федерации). Первый акт обеспечивал Северу поддержку белого населения, второй – черного. Был объявлен призыв негров в армию США (к концу войны в ней было уже 186 тыс. негров). Благодаря этому северяне смогли одержать победу. В апреле 1865 г. южные штаты капитулировали. Конец Гражданской войны ознаменовался важным конституционным изменением: 31 января 1865 г. была принята XIII поправка к Конституции США (ратифицирована в декабре), которая запрещала рабство на всей территории страны. Таким образом, под воздействием участия негров в войне лидеры Республиканской партии встали на позиции радикального аболиционизма. Южане не захотели простить президенту США своего поражения и ликвидации рабства: 14 апреля 1865 г. А. Линкольн был смертельно ранен на представлении в вашингтонском театре.

Реконструкция Юга 1865–1877 гг. Помимо свободы неграм необходимо было предоставить политические и гражданские права. Для этой цели было решено провести реформы в южных штатах, получившие название Реконструкции Юга . Реконструкция прошла две фазы: 1) период «мягкой», или «президентской» Реконструкции 1865–1867 гг.; 2) период «жесткой» Реконструкции 1867–1877 гг. На первом этапе новый президент Э. Джонсон попытался осуществить «мягкий» вариант реформ. Он предполагал введение широкой амнистии для сторонников Конфедерации и осуществление южными штатами ряда требований: ратификации XIII поправки, запрета рабства в конституциях штатов, осуждения сецессии и отказа от выплат военных долгов. Реализация такого проекта привела к возрождению сил рабовладельцев. Они вновь заняли должности в администрациях штатов и направили своих представителей в Конгресс США. Бывшим же рабам было отказано в предоставлении политических и гражданских прав. Были введены так называемые «черные кодексы», которые ставили негров в невыносимое положение. Им запрещалось заниматься ремеслом и торговлей, а безработные негры причислялись к бродягам и в принудительном порядке направлялись на плантации. Молодые негры, не достигшие 18 лет, обязаны были находиться у бывших хозяев «для обучения». В связи с этим «мягкий» план Реконструкции подвергся резкой критике со стороны радикальных республиканцев в Конгрессе. Депутаты из южных штатов не были допущены в законодательный орган федерации, а Конгресс США стал осуществлять свой план Реконструкции независимо от президента. В 1866 г. была выпущена XIV поправка к Конституции (вступила в силу в 1868 г. ). Она предоставляла равные права гражданства всем лицам, родившимся или натурали-зованным в США: они признавались гражданами США и тех штатов, где проживали. Отныне штаты не могли принимать законы, которые ограничивали привилегии и свободы граждан страны. Штат не мог лишить кого-либо жизни, свободы или собственности без должной правовой процедуры (в Билле о правах – на федеральном уровне); штат не мог отказывать в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.

Одобрение большинством населения мятежного штата XIV поправки стало условием возвращения штата в союз. Но принятие поправки было добровольным, поэтому 10 южных штатов (кроме Теннесси) ее отклонили. Тогда в марте 1867 г. был введен Акт о Реконструкции, который устанавливал на Юге военную диктатуру. Десять мятежных штатов были разделены на 5 военных округов, во главе каждого был поставлен федеральный генерал. Сопротивлявшийся политике Конгресса президент Э. Джонсон в 1868 г. был подвергнут суду в порядке импичмента, и только одного голоса в Сенате не хватило, чтобы импичмент вступил в силу. Впрочем, Джонсон проиграл новые президентские выборы, его сменил генерал У. Грант, сторонник политики Конгресса. В 1870 г. вступила в силу XV поправка к Конституции США, которая запрещала лишать или ограничивать избирательные права граждан «под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния». Однако, несмотря на принятые меры, политика Реконструкции зашла в тупик. Когда в 1877 г. на президентских выборах впервые после войны мог одержать победу кандидат от Демократической партии, республиканцы предпочли пойти на компромисс с демократами. Результаты выборов были подтасованы в пользу республиканца Р. Хейса в обмен на вывод войск из южных штатов – Реконструкция на этом заканчивалась (до этого в 1868 г. были восстановлены в правах семь южных штатов, в 1870 г. – еще три). Демократам также предоставлялся контроль над распределением федеральных должностей на Юге, выделялись дополнительные средства для развития южных штатов. В результате позиции Демократической партии на Юге были реставрированы. Здесь были приняты меры по дискриминации негров. Согласно XV поправке, лишить их напрямую избирательных прав было нельзя, поэтому были установлены другие избирательные ограничения: введены особые избирательные налоги, цензы грамотности и родства. Негры в подавляющем большинстве были неимущими, неграмотными и не могли доказать, что избирательным правом обладали их деды (так называемый «дедушкин закон»). Поскольку указанные ограничения не относились к цвету кожи, Верховный суд США признал все подобные законы соответствующими Конституции. В южных штатах вводились и другие законы, закреплявшие расовую сегрегацию:
о раздельном обучении, раздельном пользовании общественными местами, общественным транспортом. Они также признавались Верховным судом США вполне соответствующими Конституции страны, поскольку создают «раздельные, но равные возможности». Заключение брака между белыми и черными было запрещено и вызывало уголовное преследование. На Юге активно действовали тайные расистские организации «Ку-клукс-клан», «Рыцари белой камелии», «Белое братство» и др. Они чинили террор и насилие в отношении негритянского населения, в практику широко вошли самосуды – суды Линча над черными.

В эпоху Реконструкции происходят и другие изменения, касавшиеся избирательного права.
В США в 1872 г. было введено тайное голосование (по законам 1871 и 1872 гг. для федеральных выборов). Был открыт путь к предоставлению избирательных прав женщинам. Впервые они получили равные с мужчинами права на территории Вайоминг в 1869 г. Во время избирательных кампаний начинает играть важную роль боссизм («босс» – по-голландски «хозяин», «патрон»). Боссами называли партийных деятелей, которые организовывали выборы в представительные органы власти. Они действовали по указанию крупных компаний и аккумулировали средства на проведение выборов, подбирали удобных кандидатов в депутаты, занимались подкупом и шантажом избирателей и чиновников. Боссы могли держать под своим контролем целый штат и даже несколько штатов одновременно. Первым боссом считают демократа У.М. Твида в Нью-Йорке в 1860–1870-х годов.

Органы государственной власти и управления в конце XVIII–XIX вв. Конгресс США. Рост законотворчества в Конгрессе США приводит к развитию комитетской системы. Предварительное рассмотрение законопроектов возлагалось на комитеты и комиссии Конгресса. Комитеты имелись у обеих палат. Начиная с 1889 г., комитеты нижней палаты стали формироваться спикером единолично. В Сенате же председателями комитетов традиционно становились сенаторы, имевшие самый большой срок пребывания в палате (правило старшинства). Остальной состав комитетов формировался путем выборов или назначением по собственной инициативе. Комитетская система способствовала ускорению работы законодательного органа, но с другой стороны, она действовала в качестве фильтра: часть биллей вообще не попадала на обсуждение в палатах, что открывало много возможностей для злоупотреблений. Для рассмотрения биллей в комитеты приглашались особые эксперты, которые обычно представляли интересы крупных бизнесменов и монополий. Такие эксперты (лоббисты ) старались протолкнуть выгодный билль через Конгресс, не брезгуя никакими методами. Со временем число лоббистов настолько выросло, что их даже стали называть «третьей» палатой Конгресса. Парламентская процедура в некоторых случаях позволяла принимать билли без обсуждения. Так, если до окончания сессии оставалось 10 дней, Палата представителей могла утвердить уже подготовленные билли без прений. Таким путем обычно старались проводить через палату законопроекты, непопулярные у населения. А вот для провала билля в Сенате широко применялось флибустьерство . Это вид обструкции, попытки срыва заседания палаты путем намеренного затягивания времени обсуждения вопроса. Поскольку по обычаю время выступления сенатора не было ограничено, сенатор-«флибустьер» намеренно отводил внимание слушателей от темы и затягивал время (при этом он мог читать Библию или медицинские справочники). Уставшие сенаторы вынуждены были идти на уступки меньшинству.

Органы исполнительной власти. Хотя в отдельные периоды времени, особенно в эпоху Реконструкции и первые годы после нее, имело место преобладание Конгресса США над президентом, в целом для XIX в. была характерна тенденция к возрастанию роли и влияния главы государства. Обладая значительными полномочиями, президент США подчас не прибегал к одобрению своих действий Конгрессом и даже к узурпации его власти. Например, в 1898 г. президент У. Мак-Кинли фактически сам объявил войну Испании, а затем поставил в известность Конгресс (объявление войны – его прерогатива). Президенты наращивают свое влияние в законодательной сфере: они издают массу исполнительных указов, которые, по сути, получают силу нормативных актов Конгресса. Широко используется и президентское право вето. Например, Г. Кливленд (президент в 1885–1889 гг.) применял его более 100 раз, но лишь однажды Конгресс США отверг вето президента.

В 1886 г. был принят закон о преемственности президентской власти. Он устанавливал порядок замещения президента разными должностными лицами в случае необходимости: поочередно вице-президентом, государственным секретарем, министром финансов, военным министром, министром юстиции и т.д. Долгое время в Белом доме отсутствовал аппарат президента США. Даже секретаря до 1857 г. президент должен был нанимать за свой счет. Для США вообще было характерно замедленное развитие бюрократии. Многих центральных ведомств долгое время не было. Первоначально возникли три департамента (министерства): государственный (иностранных дел), военных дел, финансов. В 1798 г. к ним прибавился военно-морской, в 1849 г. – внутренних дел. Создаются министерства юстиции (1870 г.), почтовое (1872 г.), сельского хозяйства (1889 г.).

При замещении должностей в центральных ведомствах действовала система добычи (spoils system). Победа на выборах президента от другой партии приводила к смене всей бывшей администрации. При этом президент стремился вознаградить высокими должностями тех, кто оказывал ему поддержку во время избирательной кампании. В 1872 г. была предпринята попытка ограничить такую практику и был издан первый закон о гражданской службе. Закон предусматривал введение конкурсных экзаменов на замещение государственных должностей, однако не получил практического применения. В 1883 г. был введен новый закон о гражданской службе (Закон Пэндлтона ). В соответствии с ним был составлен классификационный список тех должностей, которые должны были отныне замещаться по конкурсу (система заслуг ), Комиссия гражданской службы стала проводить конкурсные экзамены для кандидатов на должность. Остальные должности, не вошедшие в классификационный список (среди них – наиболее важные), могли замещаться по старому правилу «добыча победителю».

Местное управление. По форме государственного устройства США являлись федерацией, в качестве ее субъектов выступали штаты. Законодательную власть в штате осуществляло законодательное собрание штата, как правило, двухпалатное. Исполнительная власть принадлежала губернатору штата. Штаты, в свою очередь, делились на графства, в некоторых штатах они еще подразделялись на тауны – самоуправляющиеся общины в составе графств (такое деление было характерно для штатов Новой Англии, на северо-востоке США). На особом положении находился федеральный округ Колумбия , где расположена столица – г. Вашингтон (с 1800 г.; до этого первой столицей федерации был Нью-Йорк, в 1790–1800 гг. Филадельфия). Федеральный округ находился в ведении специального комитета Конгресса и уполномоченных лиц президента США. Отдельные города также имели свое управление, осуществляемое городскими советами и мэрами (либо малыми советами без мэров). Все должности местного управления обычно являлись выборными, сменяемыми, срочными. Часть должностей замещалась на безвозмездной основе.

Судебная система имела двойной характер и включала в себя федеральные суды и суды штатов. Основы федеральной судебной организации были заложены Законом о судоустройстве США 1789 г. В соответствии с этим законом создавались федеральные суды трех уровней. На первом находились районные суды в 13 районах (границы не совпадали с границами штатов) в составе одного судьи. Такие суды могли присуждать к наказанию не более чем 30 ударов кнутом, либо к штрафу не свыше $100, либо к тюремному заключению на срок не более 6 месяцев. На втором уровне – окружные суды в трех округах, охватывавших по несколько судебных районов, в составе одного районного судьи и двух судей Верховного суда (разъездных судей). В 1891 г. они были преобразованы в окружные апелляционные суды с различным составом судей: они могли рассматривать дела как единолично, так и коллегиально. Тогда в их юрисдикции находилось 11 округов. На третьем уровне находился Верховный суд США . По закону 1789 г. он состоял из главного судьи и пяти ассоциированных судей. В дальнейшем состав Верховного суда менялся, но с 1869 г. он был установлен точно: 9 судей. Суд являлся высшей апелляционной инстанцией для всей страны и судом первой инстанции по некоторым делам (см. раздел, посвященный Конституции 1787 г.). Федеральный округ Колумбия имел свой собственный суд. Кроме того, в систему федеральных судов входили и специальные суды: военные, налоговые, таможенные. Действовал Претензионный суд – по искам к казне США. Федеральные судьи назначались президентом США
и могли занимать свой пост пожизненно (при «безупречном поведении»).

В каждом штате имелась своя судебная система, обычно трех или четырех уровней. На первом уровне – низшие суды (предварительной юрисдикции): суды мэрии, полицейские, мирового судьи. Они рассматривали незначительные уголовные и гражданские дела. На втором – суды первой инстанции: окружные суды, суды графства и пр. Они разбирали основную массу уголовных и гражданских дел. На третьем уровне – апелляционные суды. На четвертом – Верховный суд штата, который выступал апелляционным судом от нижестоящих судов (обычно рассматривал дела, в которых одной из сторон являлся штат). Большинство судей штатов избиралось первоначально законодательными собраниями, затем населением. Судьи апелляционных судов и Верховного суда штата назначались губернатором.

Конституционный контроль в США. Конституция 1787 г. и Закон о судоустройстве 1789 г. заложили основы для судебного конституционного контроля в США. Ст. 25 Закона предоставляла Верховному суду США право нуллификации (признания ничтожным) любого закона, противоречащего нормам и принципам Конституции США. Конституционный контроль в США не является абстрактным и всегда связан с каким-либо конкретным делом, возбуждаемым в Верховном суде. Вне такого судебного разбирательства Верховный суд не может выносить своих суждений относительно конституционности того или иного билля, обсуждаемого и принимаемого в Конгрессе США, или уже действующего закона. Порядок ведения конституционного контроля закрепился в самой практике работы Верховного суда США. Первый прецедент применения права нуллификации судом – дело «W. Marbury v. J. Madison» 1803 г. Фактически с этого момента ведет свое начало судебный конституционный контроль в США.

США возникли в итоге войны 1775-1783 гᴦ. североамериканских английских колоний за независимость, первые их которых были основаны в начале XVII в. Верховная власть в колониях (штатах - "государствах") принадлежала королю и парламенту, исполнительная власть - губернатору, из тринадцати штатов в восьми он назначался, в трех - утверждался королем и только в двух - избирался колонистами. Колонисты могли принимать любые законы, в случае если они не противоречили законам метрополии. Законодательная власть принадлежала двум палатам - цензовой нижней и верхней - фактический совет при губернаторе. Судей назначал король непосредственно или по представлению губернатора.

Основная масса переселœенцев была протестантами, среди которых процветал культ трудолюбия и предприимчивости. Им, привыкшим полагаться на самих себя, особенно импонировали труды представителœей естественно-договорной школы: Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.

Борьба колоний за свою независимость началась с 60-х годов XVIII в. В то время теоретическое обоснование ее было в русле уравнивания прав колоний с метрополией, но уже в начале 70-х годов требования радикализуются. Основываясь на идеях Просвещения, идеях естественно-правовой доктрины, которые к тому времени проникают и в колонии Северной Америки, колонисты заявляют, что их "права и свободы" не бывают отняты или ограничены без их согласия (Декларация I Континœентального конгресса 1774 ᴦ.).

Конфликт между колониями и метрополией назревал постепенно. Камнем преткновения стали расхождения по аграрному вопросу и налогообложению. И если колониальная администрация находила общий язык с законосовещательными собраниями колоний, то по-иному обстояло дело с массовыми сходками посœелœенцев. На них порой принимались весьма радикальные резолюции, к примеру, "Никаких налогов без представительства в парламенте!". Попытки правительства Англии сдерживать стремление колоний к полной независимости, к ликвидации господства метрополии наталкивались на решительное сопротивление американского народа.

Начало открытому столкновению между колонистами и метрополией положило так называемое "Бостонское чаепитие" 1773 ᴦ., когда возмущенные английскими пошлинами на чай бостонцы, переодетые индейцами, выбросили тонны чая в воду. В ответ Лондон принял карательные меры, а колонисты стали формировать вооруженные отряды для борьбы за независимость. Религиозная и этническая разобщенность привела к тому, что страна раскололась на два лагеря: противников и сторонников английского короля. 19 апреля 1775 ᴦ. между колонистами и английскими войсками начались открытые военные действия. 10 мая в Филадельфии открылся II Континœентальный конгресс, который в силу чрезвычайных обстоятельств превратился из консультативного органа в полномочное собрание представителœей всœех колоний и стал выполнять функции федерального представительства. Полковник Дж. Вашингтон был назначен главнокомандующим. В июне было объявлено о создании регулярной армии. В ответ на это король объявил колонии в состоянии мятежа.

Самым важным в работе II Континœентального конгресса стало принятие 4 июля 1776 ᴦ. Декларации независимости США, выразившей коренные чаяния американского народа о свободе и демократии:

Мы считаем самоочевидными истинами, что всœе люди равны по рождению, что они наделœены Творцом определœенными и неотчуждаемыми правами, в частности правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, облекаемые справедливой властью с согласия управляемых...

Декларация независимости знаменовала рождение нового государства. В 1775-1783 гᴦ. были приняты конституции штатов. Важным конституционным актом Континœентального конгресса 1777 ᴦ. стали "Статьи Конфедерации" - фактически первая конституция Соединœенных Штатов, вступившая в силу 1 марта 1781 ᴦ. По существу это договор о союзе и сотрудничестве между 13 независимыми государствами (штатами), в котором каждый из штатов сохранял свой суверенитет. Общие вопросы союза предполагалось решать ежегодно созываемым однопалатным конгрессом, где каждый штат имел один голос.

17 сентября 1787ᴦ. Конвент одобрил проект Конституции и после ее ратификации тремя четвертями штатов конституция США вступила в силу.

После окончания Семилетней войны в 1763 ᴦ. Англия прибегла к прямому налогообложению североамериканских колоний, которые воспротивились этому и выдвинули ряд аргументов конституционно-правового характера. В обоснование своих прав и свобод американцы использовали естественно-правовые идеи С. Пуфен-дорфа и Дж. Локка.

Аргумент о том, что жители колоний наделœены всœеми "врожденными правами и свободами англичан" и потому вправе иметь своих представителœей в законодательных собраниях, первым выдвинул Дж. Дикинсон. Позднее эти идеи развил Т. Джефферсон. Своеобразную позицию занял Б. Франклин, который на базе концепции гомруля (самоуправления) доказывал, что эмиграция англичан в Америку означала их полный разрыв с законами и конституцией Англии и, следовательно, колонисты уже не могли считаться британскими подданными и потому не должны подчиняться решениям британского парламента.

Апелляция к "естественным и неотчуждаемым правам человека" усилилась в Америке с 1744 ᴦ., когда стало очевидным нежелание английского парламента пойти на уступки. В 1776 ᴦ. с появлением "Вирджинского билля о правах" ситуация о понимании свободы резко меняется. В случае если ранее предоставление прав и свобод происходило сверху от наследного правителя и они не включались в контекст правосознания общества, то теперь они были приняты "представителями доброго народа Вирджинии", ᴛ.ᴇ. были обязаны своим существованием суверенному народу и гарантированы каждому человеку. В результате идея прав человека одержала убедительную победу, по крайней мере на уровне конституций.

Декларация независимости, принятая единогласно всœеми 13 штатами, также воспроизводит логику и аргументацию естественных и неотчуждаемых прав человека и на этой базе формулирует и провозглашает конституционный принцип народного суверенитета и права народа на политическое самоопределœение и независимое существование.

При этом впоследствии лагерь революционеров раскололся на федералистов и республиканцеВ. Основным проводником просветительских идей в колониальной Америке XVIII в. были газеты. Первая американская газета вышла в 1704 ᴦ. в Бостоне. Вторая газета стала издаваться в начале 20-х годов в Филадельфии. К началу революции в колониях издавалось уже около пятидесяти газет. Наряду с газетами популярной литературой светского характера (основной книгой для семейного чтения оставалась Библия) являлись альманахи и календари, которые также использовались американскими просветителями для пропаганды новых идей.

В XVIII в. в Америке возникают университеты. К серединœе века их уже насчитывалось восœемь, в т.ч. Гарвардский (близ Бостона, основан в 1636 ᴦ.), Йельский (в Нью-Хэвене, штат Массачусетс, основан в 1701 ᴦ.), Филадельфийский (основанный Франклином в 1740 ᴦ.), Принстонский (в штате Нью-Джерси, основан в 1746 ᴦ.), Колумбийский (в штате Нью-Йорк, основан в 1754 ᴦ.).

Американское Просвещение имело возможность опереться на опыт, накопленный передовой мыслью колоний XVII в.,- на труды Хукера, Роджера Уильямса и Уайза. Вместе с тем, просветительская мысль в США питалась идеями европейского Просвещения. В колониях читали Локка и Шефтсбери, Дефо и Свифта͵ сюда проникали труды Монтескье и Вольтера.

Американским просветителям, подобно их европейским собратьям, приходилось вести ожесточенную борьбу против церкви. Американские просветители вели пропаганду рационализма и деизма. Деизм становится характерной чертой мировоззрения просветителœей США, которые в отдельных случаях (Томас Пейн) выходили за рамки деизма, приближаясь к атеизму.

Но главной задачей американского Просвещения была проповедь республиканских идей, решительное осуждение монархии, защита народного суверенитета. При этом в отличие от европейских просветителœей, которым было дано лишь подготовить умы к революции, деятели американского Просвещения смогли принять непосредственное участие в революции - они стали ее идеологами, ее политическими вождями.