Открытая реальность что такое осознанность. Что это такое осознанность? Принятие себя настоящего

Осознанность стала модным словом, если не общим местом. Все вокруг советуют учиться «быть здесь и сейчас», появились книги, посвященные развитию этих качеств в себе. Еще никогда тема осознанности не была такой популярной. Что происходит? Почему именно осознанность, чем она помогает и как влияет на жизнь?

«Умение в любой момент времени дать самому себе ответ на четыре вопроса: кто я? куда я иду? как иду? зачем иду? - это и есть осознанность, считают супруги Екатерина Иноземцева и Дмитрий Юрченко, которые много лет сами искали путь к осознанной жизни, а теперь делятся опытом с другими. - Если всякий раз, когда сомневаетесь в том, что делаете, или когда чувствуете внутренний дисбаланс, ответить себе на эти вопросы - все встает на свои места».

«Мы с мужем придумали практику «21 инсайт» . «Инсайт» можно перевести как «озарение» или «вспышка дня»: это может быть событие, слово, цитата, разговор или собственная мысль, которые чем-то поразили вас и повлекли за собой размышления или рефлексию. «Охота за инсайтами» в течение дня очень развивает осознанность», - рассказывают Дмитрий и Екатерина.

Развитие осознанности влияет на все сферы - от здоровья и успеха в работе до взаимопонимания в семье

В результате практики повышается чувствительность к себе и любого рода отношениям, человек учится замечать важное и отбрасывать лишнее. Уходит все ненужное, жизнь становится более эффективной, вашей, настоящей.

Как измерить свою осознанность? Для начала построить собственную шкалу от 1 до 10. Единица - «я действую автоматически, не включаюсь в процесс, совершаю привычные механические движения». Десять баллов - «я четко осознаю себя и свой путь».

Екатерина и Дмитрий пришли к выводу, что осознанность бывает разной: ментальной, физической, сексуальной, поведенческой, интеллектуальной, телесной, визуальной, интуитивной и даже обонятельной. К каждому виду осознанности они на основе опыта совместных отношений и взаимного развития придумали развивающую практику или упражнение. По их мнению развитие осознанности - самый быстрый способ сделать жизнь более наполненной, яркой, осмысленной. И это влияет на все сферы - от здоровья и успеха в работе до взаимопонимания в семье.

Мы выбрали для читателей Psychologies практики для развития пяти видов осознанности. Их эффективность каждый может измерить лично для себя, наблюдая за динамикой собственного «индекса осознанности» в течение дня.

1. Вид осознанности: осознанность сна

Практика: сон в раздельных кроватях.

Что открывает: понимание важных для вас критериев здорового сна, представление о таких же критериях партнера, осознание необходимости поиска компромисса между вашими ожиданиями, формирование совместного ритуала, который значительно повлияет на качество сна и отдыха.

Как практиковать: ответить себе на следующие вопросы. В какой комнате ваш партнер любит засыпать? В прохладе или тепле? Какую он любит постель - жесткую или мягкую? Какое белье? Гладкое или мягкое? С книгой или без книги? Обратите внимание, в какой позе вы и партнер засыпаете, что вам нужнее, чтобы быстро уснуть, - объятия или свобода? Есть ли у вас/у него свой личный ритуал отхода ко сну? Общий ритуал? А пробуждения? Обсудите это, определите самое важное для вас и партнера (например, для одного из вас - холодный воздух, а для другого обязательно тихая музыка при засыпании), попробуйте один раз или сделайте это правилом на 21 день.

2. Вид осознанности: эмоциональная

Практика: в течение 7 дней в ответ на внутреннее раздражение или обиду по отношению к человеку мысленно отправлять ему 7 искренних комплиментов.

Что открывает: изменение отношений с собой и окружающим миром, принятие, понимание, навык видеть перед собой человека, а не поступок.

Как практиковать: отслеживать свои мысли из разряда: «какая ужасная юбка на ней» или «ну что за жуткий живот», не осознаваемые до сих пор. Через боль прорабатывать неоднозначные ситуации своих оценок: как не осудить мамочку, орущую на площадке на ребенка? Как не осудить коллегу, который нарушает сроки работ? Алкоголика в метро? Хамство в магазине? Как не осудить себя, если поступил не очень хорошо или совсем непорядочно? Поможет в практике первичное осознание осуждения и затем поиск искренних комплиментов с их доказательствами.

3. Вид осознанности: ментальная

Практика: планирование будущего исходя из своих реальных желаний и целей на будущее, а не прошлого опыта.

Что открывает: избавление от страха начинать что-либо, осознание различных путей для самореализации, требующих иногда даже смены жизненной траектории, избавление от «синдрома отличника».

Как практиковать: договариваться с собой перед стартом любого нового проекта, что беретесь за новую для себя деятельность, называя ее экспериментом (а не «делом на всю жизнь, которое любой ценой нужно непременно выполнить на пять с плюсом»). Проговорить несколько раз, что это всего лишь опыт, который нужно получить, не обязательно показывая определенный результат.

4. Вид осознанности: интуитивная

Практика: дедигитализация (на 36 часов отключить любые электронные средства связи, не использовать телефон, интернет и телевизор, свести к минимуму общение с внешним миром).

Что открывает: способность обратить внимание на себя, перевести фокус внимания с внешних источников на внутренние, увидеть себя изнутри, в отрыве от привычных внешних реакций. На место раздражительности, постоянному недовольству и борьбе с собой приходит уверенность в себе и в собственных силах.

Как практиковать: отключите все возможные каналы связи, по возможности ничего не планируйте на этот день, а если встречи уже запланированы - учитесь действовать без привычных средств общения, полагаясь на предварительные договоренности и интуицию.

5. Вид осознанности: физическая и телесная

Практика: определить и найти ортопедическую обувь, которая подходит именно вашим стопам. Провести вдумчивый самомассаж одного участка тела, можно начать со стоп.

Что открывает: понимание реальных потребностей тела не в общем, а конкретной его части, узнавание себя «по частям» с пониманием, что делает жизнь наполненной приятными ощущениями, понимание о том, что радость - в деталях, а счастье - путь к нему.

Как практиковать: когда делаете массаж, слушайте свои ощущения, а потом опишите их на бумаге, сравните физические ощущения с привычкой анализировать разумом.

Осознанность

Осознанность - это состояние или способность воспринимать, чувствовать или осознавать события, объекты и чувственные установки. На этом уровне определения осознанности чувственные данные могут подтверждаться наблюдателем, не требуя понимания . В более широком смысле, это состояние или качество осознавания чего-либо. В биологической психологии осознанность определяется как способность человека или животного воспринимать и познавать состояния или события.

Концепция

Осознанность - относительное понятие . Животные могут частично осознавать, подсознательно осознавать или совсем не осознавать события. Осознанность может быть направлена на внутренние состояния, такие как внутренне чутье (интуиция) или чувственное восприятие внешних событий. Осознанность - это исходный материал, из которого животные продуцируют квалиа или субъективные представления о собственном опыте.

Также для различения степени чувственного восприятия используется слово «осознание». Когда однажды кто-то почувствовал осознанность, его озаряет осознание.

Самосознание

Популярная концепция сознания предполагает феномен сознавания своей осознанности или самосознание . Попытки описать сознание в неврологических терминах сосредотачиваются на описании нервных клеток головного мозга, которые создают осознавание квалиа, продуцированных другими нервными клетками.

Неврология

Данная теория говорит о том, что познание - это процесс присущий органическому уровню жизни вообще, что мы обычно не принимаем во внимание. Говоря о взаимоотношении таких понятий как осознанность, познание и сознание, эта теория поднимает интересную перспективу с точки зрения диалога философии и науки об осознанности и теории живых систем.

Скрытая осознанность или Ложная слепота

Скрытая осознанность - это знание о чём-либо без понимания этого. Например, некоторые пациенты со специфическими повреждениями коры головного мозга не могут сказать, карандаш находится в вертикальном или горизонтальном положении. И все же они способны схватить карандаш, используя правильное положение руки и запястья. Этот опыт показывает, что некоторые знания, которыми обладает мозг, проходят через каналы альтернативные сознательному намерению.

Другие применения

Осознанность - базовое понятие в теории и практике Гештальт терапии .

«Осознанность» также относится к общим знаниям и пониманию по социальным, научным или политическим вопросам. Отсюда происходит частое употребление слова «осознанность» в аспекте повышения осведомленности. Например, в вопросах борьбы со СПИДом или межкультурного общения.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Осознанность" в других словарях:

    Зрячесть, сознательность, осмысленность, разумность Словарь русских синонимов. осознанность см. разумность 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    ОСОЗНАННЫЙ, ая, ое; ан, анна. Вполне сознательный, осмысленный. О. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. осознанный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Осознанность, осознанности, осознанности, осознанностей, осознанности, осознанностям, осознанность, осознанности, осознанностью, осознанностями, осознанности, осознанностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    осознанность - ос ознанность, и … Русский орфографический словарь

    осознанность - (3 ж), Р., Д., Пр. осо/знанности … Орфографический словарь русского языка

    осознанность - см. осознанный; и; ж. Осо/знанность цели, действий … Словарь многих выражений

    осознанность - о/созна/нн/ость/ … Морфемно-орфографический словарь

    Знание о душевном переживании как таковом (см. Акт). Осознанность действия, как правило, отсутствует в переживании, если последнее пассивно. Но когда человек, напр., прислушивается к бою часов, то осознает также и сам этот процесс слушания.… … Философская энциклопедия

    Действия осознанность - знание о душевном переживании как таковом. Осознанность действия, как правило, отсутствует в переживании, если последнее пассивно. Но когда человек, например, прислушивается к бою часов, то осознаёт также и сам этот процесс слушания. Каждое… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

В последнее время весь мир говорит о практике осознанности. И это прекрасно, потому что сейчас нам особенно не хватает некоего неуловимого, но важного элемента нашей жизни.

Порой мы начинаем догадываться, что не хватает нам самих себя – нашей готовности или умения присутствовать в собственной жизни и проживать ее так, будто она действительно что-то значит, в тот единственный момент, который у нас когда-либо будет, то есть здесь и сейчас, – и что мы достойны и способны прожить свою жизнь именно так.

Это очень смелая и чрезвычайно важная мысль, и она могла бы изменить мир. По крайней мере она изменит жизнь тех, кто решится сделать шаг в этом направлении и поможет этим людям оценить и ощутить полноту жизни.


Итак, несколько определений осознанности:

2. Осознанность (awareness) определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые (acceptance), тем самым осознанность включается в более общее понятие внимательности (mindfulness). (Взято из Википедии).

3. Осознанность — это не ум. Осознанность — это не умственная осведомленность. Осознанность — это непосредственное знание, полученное напрямую и не подвергнутое умственным интерпретациям и искажениям. Осознанность и ум — совершенно разные вещи. Осознанность, если она проявлена, существует сама по себе, независимо от ума. Осознанность - это величина Вашего внимания, с которой Вы совершаете определенные действия. Это могут быть любые действия, включая как механический характер работы, так и умственный труд.

4. Осознанность как способ жизни - способность,умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни. Осознанность - результат включения сознания на происходящее. Осознанное - освещенное светом сознания, то, на что обратили достаточное внимание: внимание, достаточное для нужных различений и, возможно, решений и выводов. Осознанное - то, что мы видим и позже можем вспомнить, описать как увиденное.

5. Осознанное - альтернатива тому, в чем мы не отдаем себе отчета: неосознанному. Неосознанное - происходящее без участия сознания. Неосознанные психические процессы - то, что в человеке или с человеком происходит само собой, естественно, без сознательного контроля и не требующее дополнительных сознательных усилий.

Когда человек «не видит, не понимает, не соображает, отвлекся, увлекся, действует безотчетно» - это все описание неосознанного поведения. Возразил - но не заметил этого. Повысил голос - и удивился, когда ему на это указали. Занялся одним, через какое-то время понял, что занимается уже совсем другим…Большинство людей большую часть времени своей жизни проводят в неосознанном состоянии. Живут, не приходя в сознание.

Самая главная проблема определения заключается в том, что это практика, а не теория. Практика эта, будучи именно практикой, а не теорией, нечто такое, что легче пережить, чем объяснить. Как секс, например, или еда. Определения плохо помогают понять её.

Однако тут встаёт закономерный вопрос: как вас заставить её практиковать, если вы ничего не будете о ней знать? Ведь даже перед едой мы стараемся сначала хотя бы прочитать меню, прежде чем набрасываться на нечто бесформенное, пристально глядящее на нас из тарелки. Про секс я уж и не говорю – всегда полезно установить как минимум пол и возраст потенциального партнёра.

Так что придётся мне долго и нудно объяснять, что такое Практика Осознанности. А что делать? Даже Будда Гаутама после своего прославившего его на весь свет пробуждения под деревом, сидел в нерешительности целую неделю под этим самым деревом и думал:

– Ну куда я, к чёрту, пойду? Ведь не поймут меня люди.

Но думал он так не потому, что люди идиоты, а потому что объяснить трудно. Однако потом всё же, собрав свои немногочисленные манатки, повлёкся он учить. Сорок пять лет его было не остановить – всё учил и учил.

Хорошо, хватит предисловий. Что мы видим в этом словосочетании?

Видим мы тут четыре слова: практика, осознанность, внимательность и mindfulness. С первым легче всего.

Практика, в нашем контексте, – это то, что мы сознательно, намеренно и регулярно делаем.

Три других слова, опять же в нашем контексте, обозначают одно и то же свойство человеческого сознания. И на объяснение этого свойства у меня уйдёт некоторое время.

В древнем и уже порядочно мёртвом языке пали имеется буддийский термин сати; чаще всего на русский его переводят каквнимательность или памятование (вспоминание), однако то, что мы обычно понимаем под этими словами в нашей обыденной жизни, не даёт нам исчерпывающего представления об этом термине.

Англичане перевели его как mindfulness, и это уже, на мой взгляд, несколько ближе к телу, то есть, дословно получается некая полнота внимания.

Что же это за полнота такая?

Джон Кабат-Зинн (один из пионеров внедрения этого термина в западную науку, а также в обиход рядовых американцев и прочего англоязычного люда), 30 лет назад создавший эффективный метод снижения стресса (Stress Reduction) на основе Практики Осознанности (Mindfulness),так определяет этот термин:

Mindfulness means paying attention in a particular way: on purpose, in the present moment, and nonjudgmentally.

Практика Осознанности означает направление внимания определённым образом: намеренно, в настоящем моменте и безоценочно.

Иногда он добавляет:

with open hearted compassion

с сострадательной открытостью сердца)

Я не переводчик, поэтому не судите строго – перевожу, как понимаю, а русский язык, как известно, более громоздкий, чем английский.

Mindfulness is simply observing things as they are and learning from that.

Практиковать Осознанность – это просто наблюдать вещи такими, как они есть, и учиться из этого опыта.

И пожалуй, вот ещё одно определение тхераведийского монаха Bodhipaksa:

Mindfulness is the gentle effort to be continuously present with experience.

Практика Осознанности – это мягкое усилие, направленное на то, чтобы быть непрерывно присутствующим в своём опыте.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что:

Практика Осознанности это процесс, происходящий от момента к моменту. И процесс этот подразумевает открытость, чувствительность (восприимчивость) и любопытство (интерес) к данному мгновению жизни.

Например, сейчас мне может быть скучно, но “скучно” – это слово, оценка некоего опыта, и оценка эта обычно блокирует мою восприимчивость.

Если же я в этот момент “скуки” вспомню об осознанности и просто, так сказать, побуду с этим опытом, почувствую, что реально происходит в моём теле, в моих мыслях, включая и это оценочное суждение “мне скучно”, то:

во-первых , я могу обнаружить что эта “скука” не такая уж и скучная, потому что в реальности прямо сейчас со мною много чего происходит;

во-вторых , никакой скуки уже и нет, потому что – смотри “во-первых”;

в-третьих , всё уже многократно изменилось.

Поэтому я предлагаю проделать маленький эксперимент:

Прямо сейчас, пока вы читаете этот текст, начните прислушиваться к звукам, которые доносятся до вас. То есть одним глазком читайте, а другим ухом слушайте. Любые звуки, всё что угодно: тихий шум компьютера, тиканье часов, храп вашего коллеги по работе – все звуки которые есть. Уж не знаю, что у вас там происходит в данный момент.

А когда дочитаете до конца этого абзаца, вообще перестаньте читать и только слушайте. Смотрите в правый нижний угол компьютера – у вас там должны быть часы – и следующую минуту только слушайте. Осознавайте громкость каждого звука, его продолжительность, высоту, тональность, обращайте также внимание на прерывание звуков, на моменты тишины, паузы, слушайте эту тишину.

……………………………………………………

Всё, минута прошла, и если вы не делали упражнение, сами виноваты.

Если вы всё же сделали его, то:

· Если всю эту бесконечно долгую минуту вы были полностью в контакте со своим опытом слушания, то вы были осознанны и получаете зачёт и первый приз – возьмите что-нибудь вкусное из буфета.

· Если всё время вы думали об этом опыте, или о своей бабушке, или о президенте Путине, или о том, какой я идиот, или ещё о чём-то – вы были неосознанны, и за это вам выговор.

· Если вы потратили это время на суждения о ценности для вас и всей последующей вашей жизни, этого опыта, то вы опять провалились в неосознанность и за это вам строгий выговор.

· Если вы подумали что этот эксперимент дурацкая трата времени, то вы получаете строгий выговор с занесением в личное тело.

· Но… У нас всегда в запасе имеется это спасительное «Но»! Если вы, слушая звуки, думали, оценивали, судили, рядили, матерились, но при этом замечали эти свои мысли, оценки, суждения и мат, в тот же самый момент, когда они проносились через вашу бедную голову, или с небольшим запаздыванием – welcome aboard again! Вам присвается звание почётного осознавателя и вы получаете суперприз – можете съесть все содержимое вашего буфета, сам буфет и буфетчицу.

В дополнение к призу из буфета немного поэзии от нас с Мацуо Басё:

Долгий путь пройден,

За далеким облаком

Сяду отдохнуть

Старая как небо метафора, относящаяся к практике осознанности – это наблюдать за содержанием текущего опыта (за всем, что попадает в поле внимания), как за текущими в небе облаками.

Разумеется, осознанность как неотъемлемое человеческое качество развилось у нас давно. Очень давно. Так давно, что уже никто и не помнит когда.

Но вот идея практиковать осознанность, пестовать её и культивировать была впервые зафиксирована 2500 лет назад. Продвигал эту идею в то время человек по имени Сиддхартха Гаутама Шакьямуни.