Памятка по когнитивным искажениям. Категории когнитивных искажений. Эффект присоединения к большинству

Когнитивные искажения – это систематические ошибки в мышлении или паттерны отклонений в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было доказано в психологических экспериментах.

Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения. Некоторые из них выполняют адапитивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсуствия соотвествующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

Искажения, связанные с поведением и принятием решений

  • Амплификация – вложение в достижение цели больше усилий, чем необходимо, попытка "убить муху кувалдой". Вариант – чрезмерно детальное планирование в условиях отсутствия в достаточном объёме исходных данных и наличия сильно влияющих на результат неопределённых или случайных факторов.
  • Иррациональное усиление – тенденция растущей привязанности к выбранному ранее направлению, схеме действий, – тенденция принимать иррациональные решения, основанные на прошлых рациональных решениях, или оправдание уже совершённых действий. Проявляется, например, на аукционах, когда цена вещи завышается, а также переговорах, при посещении врача и т. п., в ходе которых может появиться новая, требующая учета информация.
  • Неприятие потери – отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди больше огорчаются от потери какой-то вещи, чем они радовались бы её находке.

Искажения, связанные с вероятностями и стереотипами

Многие из этих когнитивных искажений часто исследуются в связи с тем, как они влияют на бизнес и как они влияют на экспериментальные исследования.
  • Иллюзия кластеризации – тенденция видеть паттерны там, где их на самом деле нет.
  • Иллюзорная корреляция – ошибочная вера во взаимосвязь определённых действий и результатов.
  • Искажение, связанное с селекцией – искажение в экспериментальных данных, которое связано с тем, каким образом данные были собраны.
  • Каскад доступной информации – самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе ("повторяйте нечто достаточно долго и это станет правдой").
  • Отклонение, связанное со вниманием – пренебрежение релевантной информацией при суждении о корреляции или ассоциации.
  • Эффект сверхуверенности – тенденция переоценивать свои собственные способности.

Социально обусловленные искажения

Большинство из этих искажений связаны с ошибками атрибуции.
  • Иллюзия асимметричной проницательности – человеку кажется, что его знание о своих близких превосходит их знание о нём.
  • Иллюзия прозрачности – люди переоценивают способность других понимать их, и они также переоценивают свою способность понимать других.
  • Искажение в оценке гомогенности членов другой группы – люди воспринимают членов своей группы как относительно более разнообразных, чем члены других групп.
  • Искажение в оценке роли субъекта действия – тенденция при объяснении поведения других людей чрезмерно подчёркивать влияние их профессиональных качеств и недооценивать влияние ситуации (см. также фундаментальная ошибка атрибуции). Однако парной к этому искажению является противоположная тенденция при оценке собственных поступков, при которой люди переоценивают влияния на них ситуации и недооценивают влияние своих собственных качеств.
  • Искажение в пользу своей группы – тенденция людей отдавать предпочтение тем, кого они считают членом своей собственной группы.
  • Искажение в связи с формулировкой закона – эта форма культурного искажения связана с тем, что запись некого закона в виде математической формулы создаёт иллюзию его реального существования.
  • Самосбывающееся пророчество – тенденция, сознательно или нет, вовлекаться в деятельность, приводящую к результатам, подтверждающим сделанные прогнозы.
  • Эффект ореола – имеет место при восприятии одного человека другим и состоит в том, что позитивные и негативные черты человека "перетекают", с точки зрения воспринимающего, из одной области личности воспринимаемого человека в другую. (см. также стереотип физической привлекательности).

Искажения, связанные с ошибками памяти

  • Благодетель – восприятие себя как ответственного за желательные исходы, но не ответственного за нежелательные. (Термин предложен Гринвальдом (1980), см. также Искажение самовозвеличения.)
  • Кажущееся постоянство – неправильное воспоминание чьих-либо прошлых позиций и поведения как напоминающих теперешние позиции и поведение.
  • Криптомнезия – форма неправильного установления авторства, когда воспоминание ошибочно принимается за результат воображения. Например, человеку может казаться, что он сам сочинил анекдот, в то время как в действительности он его уже слышал и просто вспомнил.
  • Эгоцентрическое искажение – воспоминание прошлого в самовозвеличивающей манере, например, воспоминание экзаменационных оценок лучшими, чем они были, а пойманной рыбы – большей, чем она была.
  • Ретроспективное искажение – фильтрация памяти о прошлых событиях сквозь теперешнее знание. При этом события выглядят более предсказуемыми, чем они были в действительности. Известно также как "эффект Я-всё-это-знал".
  • Детская амнезия – очень слабая способность взрослых людей воспроизводить воспоминания периода жизни до 2-4-х лет, может быть объяснена незрелостью мозговых структур – таких как гиппокамп и амигдалы, – отвечающих за кодирование и сохранение воспоминаний и достаточно развивающихся обыкновенно к 2-м годам.

╔═════ ▓█▓ ═════╗

╚═════ ▓█▓ ═════╝

Когнитивные искажения могут быть представлены в виде четырёх категорий: когда много информации, когда не хватает смысла, когда быстро реагируем, когда вспоминаем и запоминаем.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

В когнитивной науке под когнити́вными искаже́ниямипонимаются систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональныхубеждений, внедрённых в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. Существование большинства когнитивных искажений было описано учёными, а многие были доказаны в психологических экспериментах.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения. Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям. Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления или из-за неуместного применения навыков, бывших адаптивными в других условиях.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Разработка и применение методов коррекции когнитивных искажений, вызывающих проблемы эмоционального, личностного, социального характера, является предметом различных направлений психотерапии, в частности когнитивной психотерапии.

~Искажения, связанные с поведением и принятием решений~

Излишнее беспокойство за успех

Амплификация - вложение в достижение цели больше усилий, чем необходимо, попытка «убить муху кувалдой». Вариант - чрезмерно детальное планирование в условиях отсутствия в достаточном объёме исходных данных и наличия сильно влияющих на результат неопределённых или случайных факторов.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Ускорение - выполнение работы со скоростью большей, чем необходимо или даже допустимо. В крайнем варианте, в прямом и переносном смыслах: бег по минному полю.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Опережение - неоправданно раннее начало действий по достижению цели.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Уклон в сторону поиска информации - тенденция искать информацию даже тогда, когда она не влияет на действия.

Преувеличение вероятности частных случаев

Генерализация частных случаев - безосновательный перенос характеристик частных или даже единичных случаев на обширные их совокупности. Существует множество видов этого когнитивного искажения, классический вариант - теория заговора.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект контраста - усиление или преуменьшение значения одного предмета, когда он сравнивается с только что обнаруженным контрастным объектом. Например, человек радуется тому, что купил недорого какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как обнаруживает другой, малоизвестный магазин, в котором эта же вещь стоит в 2 раза дешевле.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Феномен Баадера-Майнхоф или иллюзия частотности - недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя непродолжительный период времени, воспринимается как необычайно часто повторяющаяся.

Переоценка значимости частных случаев

Отклонение в сторону результата - тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда они были приняты («победителей не судят»).

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Переоценка воздействия - тенденция людей переоценивать длительность или интенсивность воздействия некого события на их будущие переживания.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект фокусировки - ошибка в предсказаниях, возникающая, когда люди уделяют слишком много внимания какому-то одному аспекту явления; вызывает ошибки в правильном предсказании полезности будущего исхода. Например, концентрация внимания на том, кто виноват в возможной ядерной войне, отвлекает внимание от того, что пострадают в ней все.

Переоценка своих возможностей

Эффект сверхуверенности - тенденция переоценивать свои собственные способности.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Иллюзия контроля - тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Предпочтение нулевого риска - предпочтение контролируемой, но потенциально более вредоносной (вследствие более частого её возникновения) ситуации перед обратной по причине переоценки возможности контроля. Т. е. человек со своей стороны считает, что он полностью избавляется от риска (на самом деле не имея полного контроля), в то время как со стороны статистики это является снижением лишь одного, не самого большого риска до нуля. Например, большинство людей предпочли бы уменьшить вероятность террористических актов до нуля вместо снижения аварийности на дорогах, даже если бы второй эффект давал больше сохранённых жизней.

Другой распространённый пример - ятрофобия: многие люди боятся осложнений медицинских вмешательств больше, чем заболевания и смерти в результате этих заболеваний, возникающих из-за отсутствия лечения (например антивакцинаторство).

Переоценка значимости собственного мнения/положения/выбора

Искажение в восприятии сделанного выбора - излишнее упорство, привязанность к своим выборам, воспринимание их как более правильных, чем они есть на самом деле, с дальнейшим их оправданием.

Например, попытки найти неявные плюсы в покупке и тем самым её оправдать при наличии другого, более подходящего товара, который по каким-то причинам не был приобретён.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект знакомства с объектом - тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним (патриотизм, эффект причастности к созданию предмета).

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Иррациональная эскалация - тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.Слепое пятно в отношении искажений (англ.)русск. - более лёгкое обнаружение недостатков у других людей, нежели у себя (в чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает).

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект морального доверия - человек, относительно которого известно, что у него нет предубеждений, имеет в будущем большие шансы проявить предубеждения. Иначе говоря, если все (в том числе он сам) считают человека безгрешным, то у него возникает иллюзия, что любое его действие также будет безгрешным.

Методами защиты своего мнения при таких искажениях обычно являются

ошибочность в духе меткого стрелка из Техаса - выбор или подстройка гипотезы под результаты измерений;

предвзятость подтверждения - тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции;

эффект ожидания наблюдателя - бессознательное манипулирование ходом опыта для обнаружения ожидаемого результата (см. также эффект Розенталя);

селективное восприятие - принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями.

Другие искажения

Противление - проявление ментальной инерции, невера в угрозу, продолжение прежнего курса действий в условиях настоятельной необходимости переключиться: когда откладывание перехода чревато ухудшением состояния; когда проволочка может привести к потере возможности улучшить ситуацию; при столкновении с экстренными ситуациями, неожиданными возможностями и внезапными помехами.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Приукрашивание прошлого - тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

«Проклятие знания» - затруднения у информированных людей при попытке рассматривать какую-либо проблему с точки зрения людей менее информированных.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Профессиональная деформация - психологическая дезориентация личности в ходе профессиональной деятельности. Тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект владения - завышение ценности покупки сразу после её приобретения. Его следствие - неприятие потери. - отрицательная полезность, связываемая с потерей объекта, оказывается больше, чем полезность, связанная с приобретением его. Люди, зная пользу от принадлежащей им вещи, больше огорчаются от её потери, чем они радовались бы её находке, до которой они не думали об этой вещи и соответственно не учитывали её пользу.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Потребность в завершении и предпочтение целостных предметов - потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок. Стремление к завершённости является одним из фундаментальных свойств гештальта, центрального понятия гештальтпсихологии, проявляющееся, в частности, в эффекте Зейгарник. Другой случай - эффект «меньше - лучше», при котором в отсутствие прямого сравнения предметов предпочтение отдаётся тому, который ближе к своему идеалу, несмотря на то, что его ценность меньше.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Регулирование - ловушка непрерывных приказов себе делать что-то, вместо того, чтобы иногда действовать импульсивно, спонтанно, когда это более приемлемо, при поиске чего-то нового, во время отпуска, отдыха.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Отклонение в сторону статуса кво - тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.Эффект повального увлечения, конформизм - боязнь выделяться из толпы, тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям (см., например, эффект победившей стороны).

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Затягивание (прокрастинация) - систематическое неоправданное откладывание, оттягивание начала неизбежной работы.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Недооценка бездействия - предпочтение большего вреда из-за бездействия, чем вреда из-за действия, вследствие непризнания вины в бездействии.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект фрейминга - наличие зависимости выбора варианта решения от формы представления исходной информации. Так, изменение вида формулировки вопроса, с семантически идентичным содержанием, может вызывать изменение процента положительных (отрицательных) ответов с 20 % до 80 % и более. Существенную часть формы представления информации может образовывать отбор слов. Для любой формулировки системы цен со скидками, для некоторых категорий покупателей, существует финансово эквивалентное представление цен с наценками, для дополнительных категорий покупателей, однако её использование может привести к значительному падению выручки и потому не применяется.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Эффект псевдоуверенности - тенденция принимать решения, направленные на то, чтобы избежать риска, если ожидаемый результат позитивный, однако принимать рискованные решения, чтобы избежать негативного исхода (проявляется как часть эффекта фрейминга) .Разделение - попытка выполнять одновременно два и более дела, требующих сознательного внимания, которое принципиально неделимо.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Формулирование - беспрерывное проговаривание своих мыслей о том, что кажется истинным.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Реверсия - систематический возврат к мыслям о гипотетических действиях в прошлом по предотвращению потерь, являющихся результатом произошедших необратимых событий, исправлению неисправимого, изменению необратимого прошлого. Формами реверсии являются вина и стыд.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Предвзятость относительно экономии времени (англ. time-saving bias) - человеческая склонность к ошибочной оценке времени, которое может быть сэкономлено (или потеряно) в результате увеличения (или снижения) скорости.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Ошибка планирования - тенденция недооценивать время выполнения задач, стоимость и длительность реализации проектов, особенно новых, сложных, больших, уникальных.Частный случай ошибки планирования нашел выражение в законе Мёрфи: «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Сопротивление - потребность человека делать нечто противоположное тому, что некто побуждает его делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить свободу выбора.Потребность в противостоянии - попытки специально найти собеседника иного мнения для того, чтобы доказать ему своё.

〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓〓

Систематическая ошибка согласованности (Congruence bias) - тенденция проверять гипотезы исключительно путём прямого тестирования, пренебрегая косвенным или отвергая его.

(Завтра будет 2-я часть ^^)

Восприятие человека напрямую связано с тем, как он мыслит и какие суждения выносит по поводу того или иного факта или события. И далеко не всегда мышление и суждения человека отражают объективную действительность – в них могут наблюдаться систематические ошибки и отклонения. Именно в таких ситуациях следует говорить о когнитивных искажениях.

Что такое когнитивные искажения?

Когнитивными искажениями называют различного рода систематические ошибки в мышлении человека, а также шаблонные отклонения, происходящие в определённых ситуациях и основой которых служат искажённые убеждения. Каждый человек склонен к созданию собственной субъективной реальности, зависящей от его восприятия. И эта реальность, в свою очередь, определяет поведение человека в обществе. Из этого следует, что когнитивные искажения нередко являются причиной неверных или неточных суждений, искажённых интерпретаций и иррационального поведения.

В особых случаях когнитивные искажения могут быть катализатором более эффективного функционирования личности в определённых условиях, например, позволяют человеку гораздо быстрее принимать решения или адаптироваться к ситуациям. Некоторые другие когнитивные искажения представляют собой прямое следствие ограниченности возможностей человека в плане обработки информации или же отсутствия необходимых психических механизмов. Для когнитивистики (научной области, исследующей разум и интеллект), и некоторых смежных наук изучение когнитивных искажений делает возможным выявлять психологические процессы, на которых зиждется восприятие и принятие человеком решений.

Причинами возникновения когнитивных искажений могут быть:

  • Влияние социума
  • Моральные и эмоциональные факторы
  • Ограниченные возможности человеческого мозга в плане обработки информации
  • Нарушения в обработке информации
  • Неконтролируемый поток всевозможных мыслей в сознании (ментальный шум)

Возникновение когнитивных искажений

Впервые термин «когнитивные искажения» был употреблён в 1972 году пионером когнитивистики Амосом Тверски и психологом Даниелем Канеманом в процессе их исследований числовой грамотности людей. Учёные воспроизвели несколько поведенческих шаблонов, где принимаемые людьми решения отличались от рациональных, а также провели несколько экспериментов, в ходе которых было выявлено влияние на мышление людей и принятие ими решений навязанных стереотипов. Со временем изыскания Тверски и Канемана получили широкое развитие, став настоящими исследовательскими программами и выйдя за границы во многие другие дисциплины, среди которых присутствуют даже политология и медицина. Сами же когнитивные искажения в процессе исследований был разделены на категории.

Категории когнитивных искажений

Категории когнитивных искажений различают по разным принципам. Есть когнитивные искажения, которые в большей степени характерны для социальных групп, а есть те, что проявляются на личностном уровне. Одни искажения оказывают влияние на принятие решений, когда имеет место быть приоритетность выбора, другие проявляются благодаря неким причинно-следственным связям, третьи вообще связаны со свойствами человека. Определённые когнитивные искажения могут отражать человека. Существуют также искажения, связанные с индивидуальными особенностями мозга в плане восприятия, вспоминания и способности делать выводы.

По причине того, что определённые когнитивные искажения представляют собой отражение мотивации человека, поддаются объяснению многие стереотипы и шаблоны массового сознания, а также конкретные групповые поведенческие паттерны. А посредством специальных опытов было доказано и существование когнитивных искажений, связанных с обострёнными реакциями людей на определённые раздражители. В действительности когнитивных искажений великое множество и ниже мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми наиболее распространёнными и изучаемыми из них.

Самые распространённые когнитивные искажения

  • Эффект повального увлечения – повторение действий или вера в то, что делают или во что верят многие люди
  • Искажение в восприятии личного выбора – стремление помнить свои прошлые выборы в более положительном ключе, чем они были в действительности
  • Ошибка, связанная с подтверждением – стремление к поиску и интерпретации информации для подтверждения уже имеющихся данных
  • Эффект узких рамок – применение слишком узкого подхода в описании проблемы или ситуации
  • Иллюзия контроля – вера человека в то, что он способен контролировать или оказывать влияние на результаты событий, когда на самом деле это не так
  • Эффект знакомства – стремление человека необоснованно симпатизировать кому-то только по той причине, что он с ним знаком
  • Рационализация покупки – стремление искать рациональные аргументы, чтобы убедить себя, что покупка была сделана не зря
  • Ошибки в – недооценка времени, требуемого на выполнение поставленных задач
  • Сопротивление – желание человека делать что-то, противоположное тому, к чему его кто-то принуждает, как потребность противостоять мнимому ограничению свободы выбора
  • Ошибка атрибуции – стремление объяснять поведение другого человека его личностными качествами, пренебрегая ситуативными особенностями, и одновременное преувеличение влияния ситуативных особенностей на собственное поведение, недооценивая влияние личных качеств
  • Уклон в пользу положительного исхода – стремление к преувеличению и переоценке при предсказании благоприятных событий
  • Предвзятость подтверждения – стремление оценивать логику аргументации, зависимо от убеждённости в ложности или истинности заключения
  • Ретроспективное искажение – пропуск памяти о произошедших событиях сквозь призму нынешнего знания. Причём, события в настоящем выглядят более предсказуемыми, нежели были на самом деле

Среди множества других когнитивных искажений можно выделить , эффект первого впечатления, эффект контраста, профессиональную деформацию, ошибки согласованности, ошибки различения, переоценку воздействия, иррациональное усиление, отвращение к потере, потребность в завершении, потребность в противоречии, недооценку бездействия, селективное восприятие, эффект привязки, каскад доступной информации, иллюзию кластеризации, ошибку игрока, ошибку совпадений, стереотипизацию, стадный инстинкт, иллюзию прозрачности, оправдание системы и многие-многие другие.

Практическое значение когнитивных искажений

В настоящее время во многих социальных институтах бытует мнение о том, что люди склонны принимать рациональные решения. Так, например, инвестиционными организациями предполагается, что инвесторы будут действовать рационально, однако сами инвесторы опираются в действиях на когнитивные искажения, такие как эмоциональные эффекты, стереотипы, предубеждения и т.п. Примерно та же ситуация наблюдается в судах присяжных, банках, государственных структурах, производственных предприятиях, семьях и т.д. Ко всему прочему, когнитивные искажения также выражаются в том, что в общественном сознании людей сохраняются различного рода суеверия, что препятствует привитию научного взгляда на мир, которое отличается от паттернов массового сознания. Есть и случаи, где ситуация проявляется с точностью до наоборот.

Но можно ли каким-либо образом нейтрализовать или скорректировать когнитивные искажения? Следует сказать несколько слов и об этом.

Коррекция когнитивных искажений

По мнению некоторых учёных (Хезелтона, Гигеренцера и других) направление и содержание когнитивных искажений поддаётся контролю. Для этого применяются специальные методики, сокращающие имеющиеся искажения, стимулирующие человека применять особые контролируемые маневры, сходные с неконтролируемыми. Также к методикам коррекции когнитивных искажений относятся методы их модификации, а сам процесс коррекции можно отнести к области психологической терапии по снижению разнообразных зависимостей, депрессивных и тревожных состояний. Эту терапию называют «Cognitive Bias Modification Therapy» (CBMT) или «Applied Cognitive Processing Therapies» (ACPT). Применяемые в ней методы подразумевают использование новейших компьютерных технологий, как при непосредственном участии психотерапевта, так и без его участия. Базовыми концепциями, на которых основывается CBMT, являются когнитивная модель внимания, когнитивная модель тревоги и некоторые другие разработки нейронауки.

Таковы основные особенности когнитивных искажений. Если у вас появилось желание разобраться в данной теме более детально, вы можете поискать нужную информацию на страницах Интернета – сегодня этой теме посвящено множество специализированных ресурсов.

В продолжение изучения темы, связанной с особенностями восприятия и мышления человека, вы можете ознакомиться с представленным на нашем ресурсе материалом о .

Способности человеческого мозга до сих пор выше, чем у многих современных компьютеров. При этом простейший калькулятор справится с вычислениями гораздо лучше и быстрее любого из нас. А все потому, что мы склонны попадаться в ловушки собственного сознания, которые то и дело заставляют нас принимать сомнительные решения и делать ложные выводы.

Вы не виноваты в своей нерациональности.

Все становится хуже

Замечали, что с каждым годом все вокруг становится все хуже и хуже? Так нас заставляет думать эффект негативности.

Дело в том, что мы склонны обращать внимание на плохие новости и не замечать хорошие. Учёные считают, что мы подсознательно воспринимаем плохое как более важное.

Именно поэтому мы думаем, что ситуация на планете усугубляется день ото дня. Хотя, например, писатель и психолог Стивен Пинкер в своей книге доказывает, что преступлений, жестокости и войн постепенно становится всё меньше и меньше.

Машиной безопаснее

Практически каждый знает, что самолет — самый безопасный транспорт на свете, в отличие от автомобиля. Статистически шанс погибнуть в автокатастрофе в десятки раз выше, чем в самолёте. Но наш мозг отказывается воспринимать эту связь, и мы продолжаем с полной уверенностью садиться за руль, но трепетать как осиновый лист на борту самолета. Феномен пренебрежения вероятностью заставляет нас бояться погибнуть от рук террористов и не думать о гораздо более реальной опасности — упасть с лестницы или случайно отравиться, например.

Я всегда прав

Мы любим соглашаться с людьми, которые соглашаются с нами. Именно поэтому мы выбираем людей со схожими взглядами, суждениями и предпочтениями.

Нам неприятны отдельные личности, группы людей или сайты, которые заставляют нас сомневаться в собственной правоте. Психолог Б. Скиннер называл это явление «когнитивным диссонансом».

Эта избирательность и приводит к предвзятости подтверждения — мы воспринимаем только ту информацию, которая подтверждает наши суждения. Одновременно с этим мы игнорируем или отвергаем всё, что конфликтует с нашей правдой и угрожает разрушить привычный для нас образ мира. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.

Орел или решка

Мы часто уверены, что события из прошлого могут каким-то образом повлиять на наше настоящее. Это явление называется ошибка игрока. Простой пример — подбрасывание монетки. Если пять раз подряд выпадает решка, наш мозг уверен, что в следующий раз обязательно выпадет орел. На самом деле, шансы по-прежнему остаются 50/50.

Примерно так же работает ловушка «позитивного ожидания», свойственная игроманам. Им кажется, что после нескольких проигрышей удача просто должна повернуться к ним лицом, и уже следующая игра принесёт им огромный куш.

Оно того стоило

Каждый может припомнить ситуацию, когда совершал неоправданно дорогую или ненужную покупку. И вместо того, чтобы нести ее обратно, вы уговорили себя, что «оно того стоило».

Так работает пост-шопинговая рационализация — мозг запрограммирован на утешения, когда вы совершаете какую-нибудь явную глупость. В конце концов, вы начинаете думать, что риски были оправданы, и вы бы поступили так и во второй раз.

Чужой, поэтому плохой

Наша врождённая потребность — чувствовать себя частью коллектива.

Все дело в окситоциноме — так называемой «молекуле любви». С одной стороны этот гормон помогает нам создавать тесные связи друг с другом, с другой — заставляет отталкивать всех, кто остался вне нашего «круга». Он делает нас подозрительными, внушает страх и даже высокомерие по отношению к чужакам.

В конце концов, мы переоцениваем людей нашей собственной группы и недооцениваем тех, о ком мы, в сущности, не имеем никакого представления. Это — эффект внутригрупповой пристрастности.

Почему все вокруг беременные?

Часто случается так, что мы внезапно начинаем повсюду замечать нечто для нас новое. Нам кажется, что это «нечто» с определённого момента стало нас преследовать, в то время как в действительности мы просто не обращали на это внимание. Это эффект выборочности наблюдения.

Пример: вы покупаете новую машину и с этого момента начинаете видеть такие же автомобили кругом и всюду. Или женщина, которая узнала о беременности, вдруг начинает замечать вокруг себя большое количество беременных. Это может быть все, что угодно: какая-нибудь песня или редко употребляемое выражение.

Стадное чувство

Мы обожаем двигаться вместе с толпой, хотя можем этого и не осознавать. Когда люди вокруг нас выбирают любимчика — будь то спортивная команда или певец, то наша индивидуальность отключается. Мы впадаем в состояние своеобразного «группового мышления», которое порождается эффектом повального увлечения.

Например, вещь, которую ваши коллеги посчитают «крутой», скорее всего покажется «крутой» и для вас. Ну или в спорте — если большинство из вашего окружения болеет за какую-нибудь команду, очень сложно не поддаться всеобщему увлечению.

Молчание — знак согласия

С этим эффектом связан похожий — эффект ложного консенсуса — необоснованная уверенность, что окружающие по умолчанию с нами согласны.

Со скидкой — значит дешево

Мы обращаем внимание на разницу между числами, но не на их величину. Это называется «эффектом якоря» или «ловушкой сравнения». Этим фокусом активно пользуются продавцы.

Классический пример — товар на распродаже. Мы видим на бирке две цены и оцениваем разницу между ними, не сами цены. Если скидка значительна, это производит на нас впечатление, даже если товар на самом деле слишком дорогой даже со скидкой.

Этим приёмом пользуются и рестораны — они включают в меню непомерно дорогие блюда, чтобы цена на другие казалась вполне разумной. По этой же причине мы чаще всего выбираем нечто среднее — не слишком дорогое, но и не самое дешёвое.

Подумаю об этом завтра

В 1998 году провели исследование на тему эффекта текущего момента. 74% покупателей, выбирая еду на неделю, предпочли полезные фрукты. А когда их попросили сделать выбор на текущий день, то 70% участников эксперимента потянулись к шоколаду.

Часто мы ведем себя легкомысленно сегодня, не думая о завтрашнем дне. Дело в том, что подсознательно мы перекидываем ответственность на кого-то, кем мы будем завтра. И нам трудно понять, что это опять будем мы же.

Когнитивные предубеждения - это склонность делать неоправданные выводы основываясь на недостаточном количестве данных.

v Предубеждение относительно результата – это склонность оценивать решение по его результатам, а не по сути самого решения в момент его принятия. Жизнь состоит из неопределенностей. На многие вопросы, связанные с риском и неуверенностью, просто нет правильного ответа. По этой причине человек может принять решение, которое кажется ему рациональным и, скорее всего, правильным, но затем, вследствие непредвиденных и непредсказуемых обстоятельств, это решение не приводит к желаемому результату.

Недовольство результатом заставляет людей оценивать лишь вызвавшие его реалии, а не качество принятого решения. В трейдинге даже правильный подход может привести к убыточной сделке, а может быть, и к целому ряду убыточных сделок. Эти потери заставляют трейдеров сомневаться в себе и своей способности к принятию решений, поэтому они начинают негативно оценивать собственный подход – только потому, что его результат был негативным. Повторная ситуация еще более обостряет проблему.

v Предубеждение относительно новизны – склонность расценивать последние данные или опыт как наиболее важные. Сделка, проведенная накануне, значит для людей гораздо больше, чем сделка прошлой недели или прошлого года. Два последних месяца неудачных сделок столь же значимы, сколь предыдущие шесть месяцев успеха. Таким образом, результат серии недавних сделок может заставить большинство трейдеров сомневаться в своем методе и процессе принятия решений.

v Привязывание – склонность привязываться к уже известной информации в случае принятия решений в условиях неопределенности. Игроки могут привязываться к последнему уровню цены и принимать решения в зависимости от соотношения текущей цены с этим уровнем

v Эффект снежного кома (также называемый стадным чувством) заключается в том, что человек верит во что-то только потому, что в это верят многие другие. Эффект снежного кома является одной из причин непрекращающегося роста цен в конце «мыльного пузыря».

v Люди, попадающие под воздействие закона малых чисел , верят, что небольшая выборка в точности соответствует характеристикам генеральной совокупности, из которой она была выбрана. Этот термин взят из статистического закона больших чисел, говорящего о том, что большая выборка из совокупности действительно сходна по характеристикам с самой совокупностью. Этот закон является основой выборного процесса. Выборка из пятисот человек, сделанная случайным образом, достаточно точно укажет характеристики 200 миллионов людей во всей совокупности.

Напротив, малые числа немногое скажут обо всей популяции. Например, если стратегия работает в четырех случаях из шести, большинство сочтут такую стратегию хорошей. Однако со статистической точки зрения этой информации недостаточно для того, чтобы сделать сколько-нибудь достоверное заключение. Вера в закон малых чисел заставляет людей слишком быстро воодушевляться и отчаиваться. А вкупе с эффектами предубеждения относительно результата и новизны эта вера часто приводит к тому, что трейдеры отказываются от прежнего подхода за минуту до того, как этот подход начинает работать.

Когнитивные предубеждения оказывают большое влияние на трейдеров, но каждое отсутствующее предубеждение представляет для них возможность заработать.

Это лишь немного запутанный пример с трейдерами, он также тесно будет связан с многими сферами роботы, бизнеса, ведение дел и азартных игр...

Эффект предубеждение относительно результата (на примере покера)

Предположим, у меня карманная пара АА (два туза). С точки зрения рациональности и теории вероятности, у меня самая сильная рука за столом, и вероятность того что я выиграю этот стол выше 50%. Следовательно мне нужно поднимать ставку, вести агрессивный стиль игры, т.е. на момент принятия решения я делаю правильно все. Но потом оказывается, что я проигрываю какой-то 9-ке (флэш)

И после того как я не выиграл, я делаю ложную оценку того что решения принятое мной об агрессивном стиле розыгрыша было неверное, хотя на тот момент оно было верное. И делаю я это только потому что результат не оправдал мои ожидания, вот это и есть эффект предубеждения относительно результата.

Хотя с точки зрения статистики и вероятности, я делаю все правильно, даже если 5 раз подряд моя рука проигрывает, с таким же успехом она может начать выигрывать, когда я перестану увеличивать банк и вести агрессивную игру. Просто мне немного не везет...