По одёжке встречают, или Эффект ореола в маркетинге. Эффект ореола: психология влияния в продажах

«О книге по обложке не судят» — эта старинная пословица как нельзя лучше подходит для того чтобы понять что такое эффект ореола или гало-эффект. Давно замечено, что люди очень часто складывают общее мнение о вещи, событии или человеке исходя из только одного свойства или качества. Например, людей с привлекательной внешностью считают более умными и наоборот. Как же использовать эффект ореола для достижения своих целей.

Описание и исследования эффекта ореола.

Про действие эффекта ореола давно известно и многие люди активно используют этот инструмент для достижения своих целей. Для начала нужно сказать, что действие гало-эффекта оказывает влияние в тех сферах, в которых человек не разбирается. То есть если вы разбираетесь в автомобилях, то вы никогда не переоцените стоимость авто глядя на его дизайн. Но если у вас нет таких познаний, то вас будет несложно ввести в заблуждение. Поэтому эффект ореола применять в тех ситуациях когда клиент не в состоянии самостоятельно произвести оценку.

Первым более менее серьёзным исследованием доказывающим состоятельность эффекта ореола принято считать эксперимент Нисбетта и Уолсона проведенным в 1970 году. Ранее про гало эффект просто говорили, но научных подтверждений не было. Эксперимент заключался в следующем: две группы студентов, просмотрели видео лекцию одного и того же профессора, видео записи отличались тем что в одной преподаватель старался показаться дружелюбным и мягким, в другой холодным, авторитарным. При этом преподаватель говорил и выглядел в обоих случаях одинаково. Но студенты первой группы нашли его более привлекательным физически, при этом студенты говорили, что стиль преподавания никак не повлиял на оценку преподавателя.

Последующие исследования подтверждали существование эффекта ореола, но люди не понимают, что они находятся под воздействием данного эффекта. Поэтому гало эффект активно применяется в , менеджменте и политике.

Эффект ореола в продажах и маркетинге.

Эффект ореола – это большой помощник всех кто занимается продажами, прежде всего потому что за счет этого инструмента можно существенно увеличить свою результативность. Пожалуй наибольшее распространение гало эффект получил в маркетинге и рекламе. Для наглядности рассмотрим основные примеры:

  1. За известный бренд люди готовы платить в разы больше, даже с учетом того что товар не отличается. У крупных производителей, как правило, есть несколько брендов, и цена товара отличается, но при этом товар делается на одном заводе. Например: компания владеет премиальным брендом AEG и экономичным Zanussi.
  2. Использование в рекламе известных личностей. Известный человек может изменить отношение к бренду, не зря все известные спортсмены снимаются в рекламе.
  3. Внешний вид товара значительно поднимает его стоимость. Это касается как товара, так и упаковки, например под никому не известным брендом борк (BORK) продают элитную дорогую технику. Хотя у этой фирмы нет заводов и вообще это яркий пример .
  4. Авто производители выпускают дорогие имидживые спорт кары которые становятся мечтой для многих людей только для того чтобы этот образ перекинулся на весь бренд.
  5. Качественный продукт создаёт впечатление надёжности о всей компании.

Это лишь некоторые примеры того как используется эффект ореола в продажах, если подытожить, то можно сказать что за эффектом ореола можно скрыть все недостатки продукта и компании. Ярким примером являются представители , которые всегда хорошо выглядят и просто светятся, когда рассказывают о том какой классный у них продукт. В этом опыт МЛМ компаний незаменим, он позволяет понять — .

Эффект ореола в продажах.

Своеобразный эффект ореола часто встречается среди продавцов при суждении о покупателях. Как правило, он выражен в том, что продавец оценивает покупателя по вторичным признакам и делает не правильный выбор поведения. Когда в магазин заходит пожилой человек, который ещё и плохо одет продавец, сразу делает вывод что это пенсионер, у которого нет денег и ему нет смысла предлагать что то дорогое, это далеко не всегда так. И наоборот, часто хорошо одетый человек кажется состоятельным, но по факту у него не так много финансов.

Продавцу очень важно не поддаваться на стереотипы и делать покупателей только исходя из их потребностей. А для этого .

Эффект ореола в менеджменте и бизнесе.

«Сначала студент работает на зачетку, потом зачетка работает на студента» — эта студенческая присказка очень хорошо отображает действительность. Человек и его имя часто накладывают отпечаток на все его дела. Известные футбольные тренера заработав имя за счет громких достижений, могут пользоваться им бесконечно долго и даже в случае провалов, всё равно будут высоко цениться. На рынке замечено, что акции российских государственных компаний, начинают расти в цене после публичных выступлений Путина.

Про это нужно помнить, когда вы принимаете человека на работу, ваше мнение может сложиться из-за каких-то незначительных моментов: внешнего вида кандидата, достижений на предыдущей работе и т.п. Всё это может привести к ошибкам. И наоборот, если вам нужно себя проявить зачастую, достаточно просто показать «красивую картинку» и за ней спрятать свои недостатки.

Не все то золото, что блестит

Замечали ли вы когда-нибудь, что если человек понравился вам при первой встрече, то вы продолжаете быть словно очарованным им в дальнейшем?

Представьте, что вы обратились за консультацией к юристу, врачу или просто заехали в магазин электроники по дороге домой.

Если адвокат, доктор, менеджер или любой другой специалист был внешне привлекателен, красиво одет, обходителен, вел себя приветливо по отношению к вам, то вам начинает казаться, что он не только умен, порядочен и честен, но и профессионал высокого уровня, который всенепременно поможет вам решить ваш вопрос.

То есть от вашего первого впечатления о специалисте будет зависеть, купите ли вы у него дорогой телевизор, доверите ли вести свое дело или лечить вас.

Это результат действия эффекта ореола.

Эффект ореола или гало-эффект – это влияние нашего первого впечатления о человеке на последующее восприятие и оценку его отдельных черт и поступков.

Само слово «ореол» (англ. halo – нимб ) означает золотой венец вокруг головы человека, символ святости, блеск, сияние.

Мы склонны распространять это сияние на весь образ человека, воспринимая внешнюю привлекательность как свидетельство внутренних достоинств. И мы склонны полагать, что красивый и «хороший» человек хорош во всем.

Гало-эффект работает и в обратном направлении. Если сложившийся образ человека является отрицательным, то это первое негативное впечатление также накладывает отпечаток в будущем. Этот эффект называют эффектом рожек или хорнс-эффектом (англ. horns – рожки ).

Интересно то, что эффект ореола прослеживается в поведении абсолютно каждого человека как последствие врожденного человеческого субъективизма.

При уже имеющемся сформированном положительном или отрицательном образе человека наше подсознание из всей поступающей информации выбирает только ту, которая подтверждает этот образ. Например, если человек нам изначально симпатичен, то мы с готовностью верим в то, что он добр, дружелюбен, любит детей и помогает животным. А вот если нам сообщат, что он неприлично себя ведет в общественных местах и грубит прохожим, то эту информацию мы будем воспринимать неохотно, возможно, даже потребуем доказательств.

Но еще интереснее то, что даже лично увидев такое неподобающее поведение человека, обладающего нимбом, мы склонны оправдывать его: «Неееет, он не может так себя вести. Наверное, у него что-то случилось. Должно быть, его кто-то вывел из себя.»

Зато если человек изначально произвел на вас плохое впечатление, то вы будете готовы без особых угрызений совести обвинить его во всех бедах мира и наделить его разнообразными недостатками, которыми он далеко не всегда обладает.

Но так продолжается не всегда. Эффект ореола действует при оценке незнакомых людей при кратковременном общении. Чем больше мы узнаем человека, тем более объективным и обоснованным становится наше мнение о нем. Эффект ореола больше не ослепляет нас, и мы видим как положительные, так и отрицательные черты.

Поэтому пользуйтесь этим чудо-явлением, пока можете. Старайтесь всегда хорошо выглядеть и улыбайтесь! Включайте свой нимб и завоевывайте расположение людей!

Эффект ореола или эффект обобщения

Для того чтобы было понятно, что подразумевается под этим эффектом, приведем простой пример. Очень часто наши успехи или, что хуже, неудачи в какой-либо области деятельности пролонгируются на другие области. Вот это и есть эффект ореола. Если вы преуспели, скажем, в науке, то люди почему-то склонны думать, что вы обязательно должны преуспеть и в любой другой области, скажем, в бизнесе. Что вообще говоря, совершенно не так, и в жизни полным-полно подтверждений этому. Совершенно не обязательно, что бывший успешный спортсмен станет не менее успешным бизнесменом. Более того, наблюдается скорее обратная тенденция. Так же неверно, что командир-военный сможет с таким же успехом командовать фирмой, с каким он командовал полком. Может и сможет, а может и нет. Те примеры, которые мы знаем, чаще говорят о том, что нет. И обратное, конечно, верно: глупо думать, что глава корпорации из тысячи человек сможет командовать армейской дивизией. Очень многие из нас попадаются на этот эффект на выборах, когда голосуют за известных и добившихся успеха в той или иной деятельности лиц (актеров, военных, артистов, ученых и т. д.), считая, что в Думе они будут такими же профессионалами, какими являлись по своему предыдущему месту работы. Однако, несмотря на многочисленные опровержения, эффект работает. Потому как является следствием другого эффекта, суть которого заключается в том, что люди очень не любят менять своих установок.

Примечание

Понятно почему. Дело в том, что смена установки равносильна признанию в собственной ошибке, чего, естественно, многие не любят.

И, наконец, приведем один из самых распространенных примеров эффекта ореола, с которым все наверняка сталкивались по учебе в вузе. Для того чтобы стать отличником, совершенно не нужно в прямом смысле слова "на отлично" учиться все годы. Достаточно отлично закончить первый курс. Максимум - второй. А дальше оценки будут ставиться "автоматом". И обратное, увы, тоже верно. Если вы поначалу сдавали все на троечки, то потом выскочить из амплуа "троечника" крайне сложно. Посмотрит преподаватель зачетку, а там… И ставит то же самое, независимо от знания вами предмета.

Примечание

Дорогие читатели, из тех, кто обучается в каком-либо учебном заведении! Если вы попались в такую ловушку, и пытаетесь что-то изменить, сделайте одну простую вещь. Закрепите скрепкой предыдущие листки зачетки. Преподавателю будет неудобно при вас возиться со скрепкой, чтобы посмотреть, что вам там понаставили его коллеги, и ваши шансы на объективность заметно повысятся.

Эффект ореола может распространяться не только на одного человека, но и на ту или иную группу людей. Простой пример: очень часто одни и те же школьные учителя, учившие одновременно или с промежутком во времени двух детей из одной семьи, относятся к ним одинаково. Таким образом, если, к примеру, старший брат не знал английского языка, а младший потом попал к той же учительнице, то с немалой долей вероятности она ему автоматически будет ставить плохие оценки, даже если он знает язык лучше нее. (Увы, при нашем нынешнем низком уровне школьного образования нередко встречается, когда ученик знает предмет лучше учителя.) Точно так же, если вы работали раньше в компании, о которой шла плохая слава, против вас часто априори имеется отрицательная установка по принципу "все они там такие (плохие)".

Примечание

Однажды во время разработки сайта одной из компаний мы работали в паре с коллегами из другой студии: они делали дизайн, мы программирование. Коллеги с работой не справились. А ранее в разговоре с руководством компании они упоминали, что с нами знакомы. Так руководство компании поначалу и нас отстранило от разработки программных блоков, хотя мы никаких поводов для такого решения не давали, более того, все они были уже практически готовы. Сработал эффект ореола: если эти не справились, то и их знакомые тоже не справятся. Хотя никаких логических или иных здравых соображений для таких выводов совершенно не было. К счастью, все завершилось нормально, мы и по сей день успешно сотрудничаем, а тогда я пошел к руководству и в достаточно жесткой форме объяснил, в чем они не правы. Для начала обругал на чем свет стоит ту компанию, которая "завалила" проект, сказав, что страдаю по их вине уже не первый раз. В общем, разыграл жертву.

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

Эффект стимуляции Приведенный выше пример показывает, как перекраивается карта мозга, когда в организме происходят структурные изменения, например какая-либо функция прекращает свою работу и мозг перестает получать информацию от того или иного органа. Другой тип

Из книги Перезагрузка. Как переписать свою историю и начать жить на полную мощность автора Лоэр Джим

13. Эффект Флинна Как уже упоминалось ранее, новозеландский профессор Джеймс Флинн обнаружил, что на протяжении всего XX века результаты интеллектуальных тестов значительно улучшались. Если в 1932 году средний результат был равен 100 баллам, то в 1990 году он составил 120

Из книги Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн автора Хьюмс Джеймс

Тренировочный эффект и эффект истории Чем больше сгибаний рук с гантелями вы сделаете, тем больше вырастет ваш бицепс. Увеличьте количество повторений или вес, и бицепс увеличится в размерах и силе. Это не сверхпремудрость. Просто это тренировочный эффект.Когда вы

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Эффект эха Эхо - это повторение слова или фразы. Самая частая цитата из Кеннеди - фраза из его инаугурационной речи. Поэтому, дорогие американцы, не спрашивайте, что страна может сделать для вас, - спросите, что вы можете сделать для своей страны. Самая известная фраза

Из книги Здравый смысл врет [Почему не надо слушать свой внутренний голос] автора Уоттс Дункан

Эффект петуха Петух - похотливая особь и может совокупляться с курицами до 60 раз единовременно. Однако он не спаривается с одной и той же курицей более пяти раз в день. После пяти раз петух совершенно теряет к ней интерес и не может добиться эрекции, но, будучи допущен к

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Эффект ореола Такая проблема связана с тем, что специалист по менеджменту Фил Розенцвейг определяет как «эффект ореола». Так в социальной психологии называется склонность распространять оценку одной черты человека (скажем, высокий рост или миловидность) на суждения о

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Эффект Медузы У женщины-Афины есть способность запугивать других и лишать спонтанности, живости и созидательной силы людей, которым она не нравится. Иначе говоря, она обладает способностями Медузы.Богиня Афина носила символ своей власти - эгиду, украшенную

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Эффект Пигмалиона Я думаю, что тот, кто поддерживает мечту, помогая человеку расцветать и развивать свои таланты, - психотерапевт, наставник, учитель или один из родителей, - вызывает «эффект Пигмалиона», названный так ученым-психологом Робертом Розенталем в честь

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Почему первое впечатление обманчиво Позиционный эффект и эффект недавности Позвольте представить вам двух мужчин: Ален и Бен. Определитесь без долгих раздумий, кто из них вам больше нравится. Ален умен, прилежен, импульсивен, критичен, упрям, завистлив. Бен, напротив,

Из книги Мастер острого словца [Какой дать ответ на подколку, наезд, неудобный вопрос] автора Канашкин Артем

Преувеличенная эмоциональная когерентность (эффект ореола) Если вам нравится политика президента, вам, вероятно, также нравятся его внешность и голос. Склонность хорошо (или плохо) воспринимать в человеке все, включая то, чего вы не видели, называется эффектом ореола.

Из книги Иллюзия «Я», или Игры, в которые играет с нами мозг автора Худ Брюс

Эффект бабочки Несложно себе представить, как действие человека, нажавшего кнопку, чтобы сбросить ядерный боезаряд, повлияет на реальность многих других людей; не стоит говорить, что такие поступки могут стать причиной разительных перемен на всем земном шаре. Вы

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Эффект оценки Любой человек, которого негативно оценивают по каким-либо параметрам его внешности, поступкам, одежде, социальному положению или другим вещам, связанным с ним, начинает смущаться, отшучиваться, оправдываться и стараться показать себя с лучшей стороны. Это

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Эффект владения Наша привязанность к вещам может иметь меньше отношения к личному выбору, чем мы предполагаем. Ричард Талер провел исследование в области экономического поведения, которое мы сейчас считаем классическим. В эксперименте участвовали старшекурсники

Из книги автора

Эффект Люцифера Вы считаете себя злым? Вы можете причинить боль и страдания другому человеческому существу или беззащитному животному? Подумайте, насколько вероятно, что вы совершите что-либо из следующего. Убьете насмерть электрическим током себе

Из книги автора

Эффект ореола Предубеждения могут также основываться на «эффекте ореола». Когда человек обладает одной выдающейся чертой, мы предполагаем, что и в остальном он будет столь же незаурядным.Лизе А., региональному менеджеру, очень понравилась Марджори М., кандидат на

Формулировка «закон предшествования» появилась в 1925 году. Тогда известный психолог из США М. Лундт выявил, что люди больше всего подвержены влиянию первого сообщения или новости. Последующие сообщения о каком-либо событии уже меньше воздействуют на человека. В принципе, этот закон многим известен. Ведь существует поговорка «Встречают по одежке». Законом предшествования активно пользуются студенты, которые на первых курсах стараются получить хорошие оценки. Это будет помогать им в дальнейшей учебе, преподаватели часто смотрят на предыдущие успехи. Закон работает и в средствах массовой информации. Обычно в новостях сначала выдвигается версия канала, чтобы в большей степени повлиять на зрителей.

Мы часто встречаемся с эффектом первого впечатления в обычной жизни. Во время первой встречи с человеком, с каким-то явлением или вещью мы формируем свое отношение. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение. С помощью эффекта первого впечатления можно быстро сформировать все свои мысли в отношении объекта. Не всегда речь идет о непроизвольном впечатлении, иногда мы выносим вердикт намеренно. Огромное влияние на первое впечатление оказывает внешность и поведение. Но наши собственные личностные особенности тоже играют важную роль. От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или отрицательным, будем ли мы оценивать отдельные качества или объект целиком и т.д.

Противоположностью эффекта первого впечатления является эффект ореола . Его также называют эффектом нимба или галла-эффектом. Он уже рассматривает сформировавшееся мнение об объекте, человеке или явлении после знакомства с ним. Если мы видим положительную репутацию, то будем приписывать и другие хорошие качества. Необязательно, что эти качества потом проявятся, но эффект ореола будет делать свою работу. Причем если о человеке сложилось негативное мнение, то приписываться будут отрицательные качества, а положительные будут игнорироваться.

Эффект ореола – это один из излюбленных приемов мошенников. Причем о некоторых из них мы могли читать в художественной литературе. Классический пример – это «Ревизор». Хлестаков изначально предстал перед другими героями картины как ревизор, важный и уважаемый человек. Даже если главный герой впоследствии проявлял свою некомпетентность, показывал незнание своей работы, то другие персонажи вовсе этого не замечали. Как и не замечали того, что Хлестаков совершенно не выглядит как ревизор.

Существует несколько условий, которые вызывают эффект ореола в психологии:

  • недостаток времени. У человека нет времени полностью ознакомиться с объектом, тщательно взвесить все за и против, подробно рассмотреть особенности характера и черты личности другого человека.
  • поток информации. Часто у людей просто нет возможности разбираться с каждым, особенно при больших потоках информации, частых знакомствах.
  • отсутствие значимости. Не всегда люди придают большое значение окружающим. Поэтому мнение может быть смутным, больше походить на ореол.
  • стереотипное мнение. Если большая группа людей одинаково высказывается о другом человеке, то мнение может быть навязано их отношением, а не реальным впечатлением и собственными доводами.
  • яркость отдельной черты. Это может быть черта внешности или характера, но если она является неординарной, то будет оказывать влияние на общее впечатление. Обычно яркой чертой является не личность, а внешность.

Мы обладаем одной особенностью – мыслим ложными аналогиями. Это и есть психологическая основа эффекта ореола. Существуют примеры эффекта ореола , с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Они могут часто привести к заблуждениям.

Эффект зачётки

Как уже говорилось выше, студенты часто работают на зачетку, чтобы потом преподаватели завышали им оценки. Реальная работа ведется только на первом-втором курсе, потом студент начинает меньше внимания уделять учебе и даже пропускать занятия. Но эффект ореола означает, что преподаватели будут оценивать таких учеников выше. Если студент прилежно занимался у одного преподавателя на протяжении года, то он будет неосознанно завышать ему оценку, даже если реальные знания не на высоте. Более того, многие преподаватели стараются вытянуть в прошлом хороших учеников, если те показывают крайне низкий уровень знаний. С хорошей зачеткой можно получить «отлично», даже если ответ не тянет и на тройку.

Рядом и вместе

Этот феномен объясняет, почему многие люди любят фотографироваться в чужих дорогих автомобилях или в чужих роскошных загородных домах. Считается, что они перетягивают на себя часть положительных впечатлений и богатства этих объектов. Также многие политики часто появляются в компании знаменитостей – талантливых певцов и актеров. Так они стараются получить немного больше любви и признания публики, которым обладают звезды. Если обычному человеку удалось сфотографироваться с видными деятелями, то фотография станет предметом гордости. Они будто перенимают успех у других. Но стоит помнить, что «рядом» - это еще не означает «вместе».

Успех во всем

Если человек отличается особыми успехами в одной области, то это не значит, то он будет добиваться высот и в других сферах. Хотя многие люди подвержены этому заблуждению. Стоит помнить, что мы не можем быть успешными во всех сферах. Некоторые области требуют прямо противоположных достижений. Например, суровое отношение и жесткость на работе не может соотноситься с мягкостью и нежностью в семье. Хотя многие люди стараются показать свою успешность во всех областях. Например, Арнольд Шварценеггер, будучи успешным актером, решил попробовать себя на политическом поприще. Кстати, этот стереотип чаще всего появляется в политической сфере.

Влияние первого слова

Первооткрывателем этого эффекта называли Йозефа Геббельса. Он утверждал, что человек, который сказал первое слово, всегда будет считаться правым. Этот феномен был подтвержден многими психологами. Они выяснили, что если кандидат во время предвыборной гонки сможет убедительно сказать электорату, что он победит, он действительно в большинстве случаев побеждает. Все дело в завоевании массового сознания. Исследования проводились учеными Йельского университета, а также это открытие сделали К. Ховланд, Н. Джанис и Л.Доуб. По их мнению, если человек первым смог донести свою позицию до людей, обойдя соперников, то его деятельность будет более успешной. Феномен объясняется невозможностью проверить полученную информацию. Если мы слышим от разных политиков определенные обещания, то поверим скорее первому, чем последующим. И такое мнение будет нелегко изменить.

Эффект часто используется для снижения репутации конкурентов. Если на противника польются нелицеприятные факты, то люди могут навязать ему несуществующие грехи. Их аргументация будет непробиваемой: «Оправдывается – значит, виноват». Даже если обвинение было доказано всего на 10%, а опровержение доказано на 100%, люди все равно будут верить первому. Эти слова историки приписывают Гитлеру. Более того, человек, выставляющий обвинения, всегда будет немного выше в сознании людей, чем его жертва.

Как воздействовать на эффект ореола?

Ответ на этот вопрос дает Фил Розенцвейг, которому принадлежит книга «Эффект ореола» . Он утверждает, что с этой психологической особенностью можно бороться и даже разрушить неверное впечатление или мнение. Автор представляет множество примеров, которые являются доказательством его слов. Хотя эти примеры показывают, что так называемый человек с нимбом, который создает вокруг себя эффект ореола, не способен повлиять на ситуацию. Изменения происходит из-за психологического состояния субъекта.

Ураган Катрина, нанесший огромный урон экономике США, унесший множество жизней, стал причиной падения популярности Джорджа Буша. Критике также подверглась и его экономическая политика. Но после 11 сентября популярность выросла, вместе с удовлетворением экономической политикой. После терактов американцы стали видеть в Буше защитника, отсюда повышение репутации. Но люди не могут оценивать ситуацию с разных аспектов. Для них не бывает полумер, президент может быть только плохим или только хорошим.

Также можно взять пример с 2008 года. Тогда во всех странах бушевал финансовый кризис. И многие крупные компании получали письма с негативными отзывами о своей продукции. Отзывы были написаны старыми и проверенными клиентами, которые долгое время пользовались услугами компаний. Это связано со стрессовой ситуацией. Из-за кризиса люди стали замечать мелочи и более остро их воспринимали. Эта реакция описана в социальной психологии. Она является настолько мощной, что повлиять и изменить ее нельзя.

перво http://constructorus.ru

Эффект ореола (по-другому гало-эффект) — является результатом влияния общего впечатления о человеке на суждение о его каких-либо частных особенностях либо личностный характеристиках. Впервые в истории психологии исследовал и провел эксперименты для доказательства данного феномена известный ученый Эдвард Торндайк (Edward Lee Thorndike). Иногда этот феноменом также называют эффектом первичности или новизны.

Гало-эффект является практическим научным объяснением того, почему мы склонны выстраивать определенные стереотипы относительно окружающих нас людей и почему от этих ярлыков так трудно избавиться. В условиях недостатка информации, когда вы знаете человека поверхностно, опираетесь на сложившуюся в обществе репутацию или знакомы только с одной стороной его личности эффект ореола может проявиться достаточно ярко и хрестоматийно.

Простейшим и классическим примером данного феномена можно назвать мнение о том, что красивые люди должны отличаться незаурядным умом и добротой (на основании внешних характеристик заключается мнение об интеллектуальных особенностях и личных качествах человека).

Гало-эффект может быть 2-х типов: Положительный или Отрицательный. Таким образом, совершенно не имеет значения ярлык какого типа мы вешаем на другого человека, первое мнение является определяющим и во многом задает тон дальнейшему субъективному восприятию личности.

Эффект ореола имеет место не только при личном взаимодействии с новым знакомым, феномен может проявляться и в отношении звезд, политических деятелей и даже касаемо торговых марок.

Например, попробовав впервые в жизни продукт от некой фирмы и положительно оценив его, вы неосознанно выдаете этой компании некий «кредит доверия». После чего в сознании закрепляется мнение, что и другие товары этой фирмы высочайшего качества, их реклама всегда красочна и увлекательна, а логотип является верхом искусства — все эти умозаключения совершаются мимолетно и без подробного разбора ситуации, просто потому, что человеку легче следовать готовому ярлыку.

Гало-эффект часто используется различными аферистами и мошенниками, которые пытаются выдавать себя за других особ. Например, произведя впечатление знаменитого художника, мошеннику могут быть впоследствии прощены узкие познания в искусстве или даже в собственной биографии (окружающие все равно будут видеть в нем великую личность, а все несоответствия списывать на забывчивость и творческий характер).

Возникновению эффекта ореола способствуют:

  • Нехватка времени. В ситуации, когда у человека нет достаточно времени, чтобы качественно познакомиться с другой личностью. Это означает, что он вынужден в сжатые сроки обдумать ситуацию и по нескольким разрозненным фактам составить целостное впечатление о человеке.
  • Загруженность информацией. Человек имеет множество социальных контактов и большое число знакомств, поэтому у него нет возможности детально обдумать каждого и глубоко погрузиться в общение.
  • Незначительность другого человека. Ситуация, когда новому знакомству не придается особое значение, человек не видит в нем особой пользы и перспектив в общении. Стереотипное мнение, которое может возникнуть на основе принадлежности нового знакомого к какой-то большой и известной группе лиц. То есть вывод о личности делается на основании, например, национальности, профессии или вероисповеданию.
  • Самобытность и неординарность личности. Когда некая яркая особенность или черта человека занимает весь первый план и полностью оттесняет другие особенности как малозначимые. Исследователи установили, что именно такой особенностью зачастую является внешняя привлекательность человека.