Почему не обязательно и очень вредно отдавать ребёнка в нашу школу. Школа мешает социализации детей. Пол имеет значение

Современная жизнь навязывает нам высокие стандарты в том числе в обучении детей. Родители, управляемые тревогой за будущее ребенка, стремятся обеспечить ему как можно более высокий образовательный уровень, лучшую школу. Считается, что это гарантия, или во всяком случае неплохой задел для будущих успехов ребенка в жизни. Всегда ли это так? Всегда ли нужно стремиться отдать ребенка в как можно более сильную школу с высоким уровнем требований и одаренными соучениками?

Большая лягушка в маленьком пруду

В середине пошлого века американский исследователь Д. Дэвис обнаружил интересную закономерность, которую назвал "эффектом большой лягушки в маленьком пруду".

Английская пословица Better a big frog in a little puddle, than a little frog in a big puddle , означает, что лучше быть значимой фигурой в небольшом коллективе, чем посредственной в более крупном.

Русский аналог пословицы «Лучше быть первым в своей деревне, чем вторым в городе».

Ученый обнаружил, что ребята из элитных школ реже стремились попасть в такие же элитные вузы, чем ребята с тем же уровнем оценок и знаний, но из средних или даже слабых школ. Дети из более сильных школ имели гораздо более скромное мнение о своих способностях.

"Эффект большой лягушки" связан с самооценкой ученика, ее академической частью. Благодаря тому, что ребята из сильных школ имели высоко конкурентную среду и постоянно сравнивали себя с более сильными одноклассниками, их уровень самооценки был ниже, чем у ребят из обыкновенных школ (при том же уровне знаний и оценках). То есть ребенок, получавший средние баллы в сильной школе считал, что способности у него так себе, и учится он похуже многих. А ребенок из обыкновенной школы, где были собраны ученики разного уровня, получая средние баллы, считал себя способным и преуспевающим учеником.

Самооценка ученика (речь идет не о всех гранях самооценки, а только о ее академической части) - это не просто то или иное самоощущение, восприятие себя. Самооценка влияет на важные параметры:

- интерес к предмету обучения

Ученики, которые оценивают себя, как способных, больше интересуются предметом , склонны углубляться в него, более восприимчивы к информации, активно включены в процесс обучения

- уровень притязаний

Оценивание себя, как способного и успешного позволит ученику претендовать на большее в своих планах, иметь большие учебные и профессиональные амбиции, ставить высокую планку и ожидать от самого себя наилучших результатов.

Итак, «эффект большой лягушки» влияет и на сегодняшнее состояние учебных дел и на то, как будет развиваться учебная и даже профессиональная деятельность после школы.

Это открытия, более чем полувековой давности не потеряло актуальности и сегодня. Эксперименты доказали, что «эффект большой лягушки в маленьком пруду» актуален в разных странах, хотя выражен в разной степени в зависимости от культурных особенностей. Недавно «эффект большой лягушки» изучался и на материале российских школ, также подтвердив свою актуальность. У российских школьников академическая самооценка также связана с тем местом, которое ребенок занимает в классе и меньше связана с объективными результатами учебы. Самооценка влияет на то, какую тактику дальнейшего образования выберет ученик и на что он будет претендовать. Дети с высокой академической самооценкой склонны брать более сложные задачи, претендовать на более высокий уровень.

«Эффект большой лягушки» хорошо понятен на интуитивном уровне, он связан с иерархическим статусом, местом, которое ребенок занимает в классе. Самооценка ученика больше связана с его окружением, чем с реальными знаниями и оценками. Высокая самооценка соответствует высокому иерархическому уровню, тогда как более низкая – результат сравнения себя с блестящими одноклассниками.

Решая, в какую школу отдавать ребенка, нужно учитывать «эффект большой лягушки», его возможное влияние на будущее ребенка. Это, конечно, не означает, что сильных школ лучше избегать, дабы не навредить самооценке ребенка. Это скорее значит, что вопрос о школе должен решаться строго индивидуально, в зависимости от личных характеристик каждого ребенка.

Не может быть универсальных решений типа – «только самая сильная школа в городе» (чтобы обеспечить блестящий уровень знаний) или «только школа попроще, рядом с домом» (чтобы у ребенка не было стресса).

У сильных в академическом отношении школ есть много преимуществ – преподавательский состав, отношение к учебе, адекватный уровень контроля, настрой учеников на высокие результаты. Все это, безусловно, дает преимущества ученикам. Кроме того сама принадлежность к сильной школе часто дает ученику чувство сопричастности чему – то значительному, повышает его чувство собственного достоинства. Также известно влияние оценок окружающих учеников а то, насколько старательно учится каждый из них. Если оценки высокие, то старания больше, чтобы дотянуться до более высоких баллов, соответствовать общему уровню. Это хорошо знают родители, чьи дети попали в сильные классы и старались учиться, чтобы не отстать (а желательно и перегнать остальных). Это здоровая естественная конкуренция, но, доходя до очень большой интенсивности, она может начать оказывать негативное влияние на эмоциональных фон учеников.

Решая в какой школе будет учиться ребенок, важно внимательно рассмотреть следующие вопросы:

  • Насколько ребенок эмоционально устойчив

Ребенку сильного, уравновешенного темперамента, оптимистично настроенному, устойчивому к неприятностям будет легко переносить конкуренцию и высокие требования. Если же ребенок подвержен эмоциональным колебаниям, склонен к подавленности или повышенной возбудимости, то ему нагрузку будет переносить сложнее. Школа с самыми высокими требованиями, возможно, не лучший вариант для него.

  • Насколько поездки в школу соответствуют общим возможностям семьи

Если отвезти ребенка в школу – это подвиг местного значения для родителей, то общая обстановка в семье перегревается, рано или поздно это скажется на ребенке. Родители склонны ожидать осязаемых бонусов за свои жертвы. Этими бонусами должны стать академические успехи ребенка или уж по крайней мере его радость и увлеченность школьной жизнью. Если ребенок этих успехов и радости не демонстрирует, то разочарование и соответственно давление на ребенка может стать чрезмерным. Это не улучшит в итоге учебных результатов, которые и были изначально главной целью.

  • Общее состояние здоровья ребенка

Дети нередко реагируют телесными болезнями на психологический дискомфорт, на повышенную учебную нагрузку или давление сверстников. Неожиданные головные боли, боли в животе, тошнота, температура неизвестного происхождения, постоянные респираторные заболевания, астма - могут быть признаками того, что ребенок плохо переносит стресс, и проблема выходит на уровень тела, минуя этап осознания этой проблемы. Так ребенок может часто болеть, но не быть в состоянии сформулировать свои психологические затруднения, которые и являются причиной этих болезней.

  • Уровень учебной мотивации ребенка

Весьма спорное решение: поместить ребенка, который не хочет учиться в сильную школу или сильный класс. «Он же способный!», восклицают родители, игнорируя тот факт, что далеко не только, и даже не столько способности отвечают за успешное обучение. Энергии и энтузиазма родителей хватает надолго, они уверены, что даже при отсутствии желания ребенка, смогут его заставить учиться («потом спасибо скажет!»). Часто это касается первенцев, старших детей, со вторым уже, наломав дров, реже пускаются в подобные авантюры.

Лошадь можно, как известно, привести к ручью, но нельзя насильно заставить ее пить. Так и родители учеников с низкой учебной мотивацией выбиваются из сил, делая с ними домашнюю работу (предварительно выяснив ежедневно, что же задали). Но они не могут насильно заставить ребенка включиться, быть активным или хотя бы элементарно внимательным на уроках или собранным на контрольных. В итоге ребенок приходит домой, не усвоив значительной части учебного материала в школе, все, что можно, прослушав, и садится вместе с родителями за уроки, которые, как знают все участники, продлятся до позднего вечера и будут похожи на маленькую войну. Слезы детей, раздражение и бессилие взрослых – не лучшая основа для завтрашнего учебного дня, и ситуация выходит на новый виток.

Те, кто побывал в подобных обстоятельствах знают, насколько непереносимой может стать жизнь в семье в результате всего лишь ежедневного домашнего задания школьника. Тем не менее, родители готовы сражаться за будущее ребенка до последнего. Однако, их ожидает неприятное открытие – власти над ребенком по мере взросления становится все меньше, а учебных задач прибавляется. То, чего можно добиться от 7 летнего ребенка уже не добьешься от 12 летнего, рычаги управления стремительно исчезают, а учебная деятельность держалась на принуждении и контроле.

В сильные классы лучше отдавать детей, в ответственности и познавательной активности которых вы уверены, так как вы не сможете учиться за ребенка (то есть вместо него ).

  • Объективный уровень знаний и способностей ребенка

Исследования показывают, что дети в сильных классах показывают наивысшие результаты и склонны стремиться к большему в том случае, если их личные результаты средние или выше средних, то есть, когда разница с наивысшими результатами в классе не слишком большая и наивысший успех представляется достижимым. В том же случае, когда разрыв с «идеалом» слишком значительный это уже не стимулирует ребенка, а наоборот вызывает у него пассивность и отказ от борьбы.

Если по каким – то причинам ребенок тяжело усваивает школьный материал, имеет объективные трудности с обучением, то сильная школа не лучший выбор. В результате сравнения себя со значительно более сильными одноклассниками, ребенок будет испытывать постоянную фрустрацию, учиться и чувствовать себя хуже. В таком случае лучше выбрать более спокойную школу, где при поддержке взрослых можно добиться во всех отношениях более позитивного результата.

© Елизавета Филоненко

Несоответствие рисунков теме указывает на: а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее); б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать); в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов. При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет: а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов); б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов); в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов). Анкета. Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла). Вопросы анкеты 1. Тебе нравится в школе или не очень? 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 9. У тебя в классе много друзей? 10. Тебе нравятся твои одноклассники? Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета «Хорошо ли ребёнку в школе?»

Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

3. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

4. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.

5. Очень хочется отдохнуть.

6. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

7. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.

8. Я всегда боюсь отвечать у доски.

9. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне.

10. Часто на уроках я чувствую, что устал.

11. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

12. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,

13. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

14. Я точно знаю, что мои родители любят меня.

15. Мне часто кажется, что я болен.

16. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

17. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.

18. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.

19. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.

20. Я думаю, что плохо вижу.

21. Мне интересно в школе.

22. Мне очень нравятся ребята в моем классе.

23. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

24. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.

25. Обычно я спокоен и полон сил.

Ключ к анкете

За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале З. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

Значение шкал

1 шкала - удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

2 шкала - дружеские отношения в классе,

3 шкала - тревожность, связанная с учебным процессом.

4 шкала - самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

5 шкала - самочувствие, состояние здоровья.

Психогеометрическая характеристика личности С.Делингер ( в адаптации А.А.Алексеева, Л.А.Громовой)

Цель: дать характеристику личных качеств и особенностей поведения испытуемого. Описание методики: стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают почувствовать свою форму и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: это - Я (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. Инструкция: Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - Я! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Интерпритация: Первая фигура является основной фигурой или субъективной формой испытуемого. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения испытуемого. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для итспытуемого наибольшие трудности. 1. Квадраты - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны. 2. Прямоугольники - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. 3. Треугольники - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. 4. Зигзаги - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью. 5. Круги - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие. Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.

Интерпретация оценки уровня развития познавательной деятельности : у большинства учащихся в классе высокий уровень познавательной деятельности. Многие дети не знают отчество своих родителей, кем работают родители, путают завтрак, обед и ужин. Но есть дети которые почти полностью ответили на все вопросы. Так же один учащийся со средним уровнем познавательной деятельности и один совсем никак не реагирует на вопросы (необучаемый ребенок, т.е. все дети во II четверти уже умеют писать и читать, а этот не поддается обучению).

Интерпретация уровня школьной мотивации: ответив на 10 вопросов учащиеся в основном набрали 15 баллов, что указывает на внешнюю мотивацию.

На методику «Что мне нравится в школе» некоторые дети рисуют игрушки, а некоторые то как они занимаются на уроке физкультуры. Есть и те, которые нарисовали книги. Этим они объяснили, что любят ходить в библиотеку и читать сказки. Отсюда видно, что у многих детей отсутствует школьная мотивация, заметно преобладание игровой деятельности над учебной.

Интерпретация психогеометрическая характеристика личности: первой фигурой дети выбирали круг, квадрат и треугольник. Видно, что ребята доброжелательные, трудолюбивые, усердные. Есть дети которые стремятся быть лидерами и у некоторых это получается.

Школа - новый и очень сложный этап в жизни ребенка. Ведь это одновременно и новые отношения, и новые правила, новые навыки и новые требования, которые ребенку приходится освоить в довольно сжатые сроки и все сразу. Сложность к тому же заключается в том, что эти требования и правила применяются ко всем детям одинаково, без учета уровня развития каждого отдельного ребенка. Но дети далеко не одинаковы, и многие, в силу разных причин, приходят в школу психически или физически незрелыми.

Что это за причины?

Трудности, связанные с обучением в школе, не случаются ни с того, ни с сего. Львиную долю причин школьной неуспеваемости следует искать в особенностях раннего развития ребенка, его неврологического и соматического анамнеза.

Рассказывает Даниил Андреевич Севан, клинический психолог, патопсихолог, нейрореабилитолог, ведущий нейропсихолог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

«Условно можно выделить два основных направления. Первое напрямую связано с неврологическими нарушениями, которые попадают под компетенцию врачей-неврологов.

Во втором случае речь идет о последствиях задержек психического и речевого развития в раннем детском и дошкольном возрасте. Причины таких задержек связаны с тем, что те или иные структуры коры головного мозга не смогли должным образом функционально сформироваться и обеспечить работу психических функций - моторной функции, функции слухового или зрительного восприятия, пространственной функции и т.д.

Образно это можно сравнить с компьютером. Компьютер собрали, все детали на месте, осталось установить в него программы обеспечения.

То есть что происходит? Каждая психическая функция отвечает за умение выполнять то или иное действие. Например, моторная функция отвечает за движения. Это, с одной стороны, и умение держать ложку, но, с другой стороны, это и способность рисовать карандашом. И второе действие сложнее первого. По мере взросления ребенка его деятельность должна усложняться. С возрастом ребенок должен уметь выполнять все более и более сложные задачи. Если психическая функция (в нашем примере - функция моторики) не достаточно созрела, то и выполнение более сложных действий становится ребенку не под силу. Он начинает не справляться.

Посмотрим, что происходит в школе, если психические функции не созрели.

Если говорить о той же моторной функции, то тех навыков, которых хватало для игр, простых манипуляций с предметами или рисунков, оказывается уже недостаточно для более сложного - для письма.

Если недостаточно сформировалась слуховая функция, ребенок начинает испытывать трудности с переводом устной речи в письменную (в коре головного мозга не создается прочная связка «фонема-графема»).

Незрелость пространственной функции вызывает трудности при рисовании, усвоении счета и норм грамматики языка (ведь умение ориентироваться в понятиях конца и начала, выстраивать причинно-следственные, иерархические связи, умение делить целое на составляющие, идти от большого к малому и наоборот - это и есть умение строить слово, фразу, текст).

Недостаточность функции зрительного восприятия приводит к трудностям при письме и чтении. Ребенку тяжело различать и понимать буквы, схожие по оптическим признакам (например, «н» и «п»).

Систематическая неуспеваемость по русскому языку, например, может быть связана с функциональной незрелостью височных (отвечающих за переработку слухоречевой информации) и/или задних лобных (отвечающих за программирование и обеспечение сложных моторных координаций) отделов коры головного мозга. Такие дети имеют проблемы с почерком, путают буквы при письме, пропускают слоги и буквы, сливают несколько букв в одну, либо не дописывают элементы букв, части слов и предложений».

Маркеры потенциальной неуспеваемости

Речь идет не только о детях с явными задержками речевого или психо-речевого развития. Ведь легкие отклонения могут проявляться в виде незначительных «огрех» и оговорок в речи, легких «шалостях», несколько повышенной «живости» в поведении ребенка - чуть-чуть избалован, чуть-чуть вспыльчив, чуть-чуть ошибается в произнесении некоторых слов... Но такие «чуть-чуть» - не что иное, как элементы нарушений, и, к сожалению, в школе именно они вырастают в проблему неуспеваемости.

По каким признакам родители могут понять, готов или не готов их ребенок к школе? Придется ли ему столкнуться с трудностями усвоения школьной программы и новых навыков адаптации?

Рассказывает Наталия Михайловна Шмагина, специалист высшей квалификационной категории, нейролингвист, дефектолог-психолог, логопед-дефектолог логопедического центра «Детская академия речи»:

«В норме у ребенка к 5-5,5 годам (то есть за год-полтора до поступления в школу) должна сформироваться правильная связанная речь как на уровне звукопроизношения (исключение могут составлять звуки «л» и «р»), так и на уровне грамматики. Что должно насторожить родителей детей-дошкольников:

1. В речи ребенка присутствуют фонематические замены: «небель» вместо «мебель», «транвай» вместо «трамвай» - такие оговорки могут свидетельствовать о незрелости фонематического слуха (фонетико-фонематического недоразвития речи), когда ребенок не слышит некоторых фонем родного языка.

В норме у дошкольника уже должны быть сформированы элементарные навыки фонематического анализа. Он может определять первые и последние звуки в слове, умеет разделять слова на слоги при помощи шагов или ладошек, если взрослые ему покажут, как это делается.

2. Не сформирован навык словоизменения: «капустовый» вместо «капустный», «зайцый» вместо «заячий», «колосы» вместо «колосья», «яйцы» вместо «яйца», «кольцов» вместо «колец» - это признаки как частичного фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР), так и не до конца скорректированного общего недоразвития речи (ОНР).

В норме ребенок этого возраста умеет правильно образовывать качественные и притяжательные прилагательные и не испытывает трудностей при образовании множественного числа или родительного падежа существительных, в том числе среднего рода. Допускаются ошибки в образовании притяжательных прилагательных, т.к. это одна из самых сложных в русском языке задач словоизменения.

3. Несформированность навыков понимания временных и пространственных отношений. Ребенок путает слоговую структуру слова (меняет слоги местами при произнесении некоторых слов), затрудняется в употреблении предлогов (на, под, над, из-под, из-за и т.д.). Путается в понятиях «лево/право», «вчера/сегодня», «дни недели», «части суток», «времена года». Не всегда может правильно ответить на вопросы: «Какой день недели после вторника?», «В какое время суток мы обедаем?» и т.п. Подобные затруднения наблюдаются у детей с различного рода нарушениями пространственного восприятия.

4. Связная речь бедная, в ней отсутствуют прилагательные (кроме самых примитивных: «большой», «красный», «маленький» и т.п.). Это свидетельствует об общем недоразвитии речи (ОНР).

В норме дошкольник должен свободно использовать в речи распространенные предложения, состоящие из четырех слов, минимум, в которых обязательно присутствуют разнообразные прилагательные, в том числе притяжательные.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, насколько легко ребенок запоминает цифры и буквы. Такого рода затруднения могут также свидетельствовать о формировании функционально некачественного зрительного восприятия. При этом необходимо учитывать, что зеркальное печатанье (не в ту сторону) букв и цифр допустимо до 7, а у левшей и вовсе до 7,5 лет».

Что в итоге получается в школе?

Если вовремя не обратить на это внимание, то в школе все перечисленные выше проблемы «всплывают» в виде дислексии (неспособности быстро и правильно распознавать слова, а, следовательно, читать и понимать прочитанное), дисграфии (нарушения письма, трудностей с правописанием, пропусков и перестановок букв при письме), дизорфографии (трудностей использования правил русского языка).

В логопедии существует множество классификаций дисграфии. Среди основных можно выделить:

  • оптическую дисграфию - ребенок путает и некорректно употребляет в письменной речи похожие буквы (м-н, с-э, ц-п, ш-щ и т.д.). Оптической дисграфии могут сопутствовать сложности с пространственно-образным мышлением: восприятие форм, размеров и цветовосприятие.
  • акустическую дисграфию , которая возникает при нарушении фонематического слуха. Ребенок в письменной речи путает местами или вовсе пропускает буквы, заменяет их на парные по звучанию (е-э, ж-ш, б-п и т.д.)
  • аграмматическую дисграфию - неумение строить предложения. Ребенок некорректно использует окончания падежей, числа, предлоги, порядок слов и т.д.;
  • артикуляторно-акустическую дисграфию - неправильное «выговаривание» звуков. Ребенок пишет слова так, как слышит, вернее, так, как сам произносит.

Как мы видим, все эти трудности школьного обучения «выплывают» из перечисленных выше дошкольных проблем.

Сложности поведения

Под проблемами обучения мы понимаем не только сложности усвоения учебной программы, но и также трудности, связанные с поведением.

Д. А. Севан : «Систематические плохие оценки за поведение могут быть следствием того же самого недостаточного функционирования подкорковых структур головного мозга, отвечающих за энергетическое обеспечение функции произвольного контроля. Из-за чего ребёнку просто «не хватает сил» себя контролировать на уроке и «хорошо себя вести». После 5-10 минут интенсивной нагрузки такой ребёнок непроизвольно возвращается к более ранним, игровым формам поведения, не уместным в ситуации занятия».

Неспособность к самоконтролю лежит в основе такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ является еще одной причиной школьной неуспеваемости, наряду с дисграфией и дислексией.

Рассказывает Елена Борисовна Новикова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии детского возраста РМАПО, невролог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

«Если говорить о неврологических причинах неуспеваемости в школе, СДВГ, пожалуй, стоит определить на первое место. Ребенок, страдающий СДВГ , не способен высидеть урок, послушать, понять, услышать, он плохо концентрирует внимание, быстро отвлекается, истощается, что приводит к гиперактивному поведению, а оно в свою очередь также мешает концентрировать внимание. Формируется замкнутый круг.

Это очень сложная, трудно решаемая проблема, требующая участия нескольких специалистов - неврологов, нейропсихологов и дефектологов.

Еще одна проблема - это головные боли у школьников . Они могут быть связаны как с переутомлением, так и с наличием у ребенка неврологического заболевания. Это требует обязательного проведения подробного обследования для выяснения причины головной боли.

Другая неврологическая проблема, затрудняющая обучение в школе - это различные проявления вегетативной дисфункции, такой диагноз звучит как «нейроциркуляторная дистония». Такие дети страдают головными болями, повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям, нарушениями сна, нарушением терморегуляции, повышенной потливостью. При нарастании школьной нагрузки их самочувствие может заметно ухудшаться, и в некоторых случаях таким детям требуется предоставление дополнительного дня отдыха в неделю.

Следующая проблема, мешающая детям учиться - это тики (навязчивые, иногда непроизвольные движения и даже насильственные звуки). Они могут быть проявлением как невротических состояний, так и иметь в своей основе органическую природу.

Детям с неврологическими заболеваниями может потребоваться домашняя форма обучения».

Что происходит, если ребенок сталкивается со школьной неуспеваемостью?

Дисбаланс требований, предъявляемых к ребенку, и его реальных возможностей приводит к трудностям в обучении - ребенок по объективным причинам оказывается неспособен усваивать наравне со всеми школьную программу, и начинает отставать. В довольно скором времени это приводит потере интереса, снижению познавательной активности школьника. Ребенок оказывается в ситуации неуспеха. И тут очень важный момент: у детей в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка и самокритика. Появляется страх быть непринятым в обществе. Школьная неуспеваемость, невозможность себя проявить, отсутствие похвалы со стороны учителя, и, наоборот, постоянная критика начинают резко ронять самооценку ребенка. Он начинает чувствовать себя неудачником.

Что нужно делать?

Важно быть уверенными, что ребенок к школе и физически, и психологически готов. Специалисты рекомендуют еще за год до школы пройти диагностику - у психолога (на предмет психологической зрелости), нейропсихолога (с точки зрения зрелости психических функций) и логопеда (чтобы оценить не только звукопроизношение, но и всю структуру речи, дать четкие рекомендации по дальнейшему формированию и развитию навыков устной речи). И конечно, первый помощник - это невролог. Даже если родителям кажется, что никаких предпосылок для беспокойства нет, это не всегда так. Зачастую близкие люди этих предпосылок просто не замечают, и лишь сторонний специалист может адекватно оценить возможности и навыки ребенка.

Фото - фотобанк Лори

Если ваш малыш родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумывались, в каком возрасте отдать его в - в 6 или почти в 8 лет. Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год - расскажем в этом материале. А также узнаем, что по этому поводу думают эксперты.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

Согласно букве закона

Закон трактует мучающий многих родителей вопрос однозначно - согласно ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8. Т. е. если к 1 сентября ребенку меньше шести с половиной лет, то, каким бы умным и развитым он ни был, со школой придется повременить. Если же возраст ребенка укладывается в допустимые законом рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.

«Школьная зрелость»

Пол имеет значение

Как правило, девочки-шестилетки быстрее и успешнее , чем их ровесники-мальчишки. Кроме того, девочки быстрее развиваются, им становится неинтересно учиться в окружении «малышни», если в классе они самые старшие. Поэтому, если вернуться к «законному» диапазону возраста первоклассника - от 6,5 до 8 лет - то девочек рекомендуется отдавать в школу ближе к его нижней границе, а мальчиков - к верхней. Но, разумеется, все дети разные и решение в каждом случае принимается индивидуально.

Если все же сомневаетесь

Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:

воспитатели в детском саду - более «взрослых» детей они часто определяют еще в средней группе и, как правило, рекомендуют перевестись в группу постарше минимум за год до выпуска;
педагоги в «подготовишке» - - оптимальный вариант, если вы хотите посмотреть, как ваш пяти-шестилетка справляется с обучением. По итогам подготовительных занятий с родителями беседует школьный , который помогает принять правильное решение.

Важно!

Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.

Наталья Волошина

Комментарии специалистов

Ольга Веденеева , психолог

Каждый ребенок индивидуален, но, если обобщать, то лучше отдать ребенка в школу в 8 лет, чем в 6. Идеального возраста для поступления в целом нет, т.к. каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому и говорят про психологическую готовность к школе. Психологическая готовность школе складывается из двух аспектов. Во-первых, личностной готовности, т.е. ребенок должен хотеть ходить в школу, приобрести новый социальный статус. И, во-вторых, из интеллектуальной готовности. В 6 лет ведущей деятельностью пока еще остается игровая, а не учебная, поэтому познавательная мотивации пока еще неустойчива. В возрасте 6 лет преобладает непроизвольная память, концентрировать внимание ребенок может максимум 10-15 минут, поэтому возможны проблемы с заучиванием материала и усидчивостью. Кроме того, примерно до 7 лет ребенок воспринимает оценки как характеристику всей его личности, а не просто оценку за какое-то конкретное задание. Поэтому в 1 классе ставить оценки нельзя, но учителя не всегда следуют этому правилу.

Светлана Левченко , учитель начальных классов первой категории

В вопросе решения дилеммы «когда отдавать ребенка в школу» решающим фактором, все-таки, должен быть именно аспект психической и эмоциональной готовности. На мой взгляд, даже сформированности первоначальных предметных умений («счет в пределах 10» или «слоговое чтение») родители часто уделяют незаслуженно больше внимания. Помимо этого, в моей практике были случаи, когда родители ориентировались на совершенно посторонние вещи, например, на то, что именно у желаемого учителя в этом году набор, или на то, что все одногруппники с детского сада идут в один класс, и им непременно надо попасть к ним. Я считаю, родители в этом вопросе должны проявить особую чуткость и ответственность, ведь именно от первых лет в школе зависит познавательная активность ребенка, которая пройдет с ним через всю жизнь. Универсального совета тут не может быть. Если ребенок в 6 лет в должной степени осознает свою новую социальную роль «ученик», если он понимает, что такое школа, если у него сформирован интерес к процессу обучения - нет смысла тянуть еще год, жалея его детство. Потому что со временем интерес может угаснуть, еще один год с бабушкой или в садике затормозит его естественное развитие. Однако если время, казалось бы, подошло, но у малыша, пусть даже в 7 лет, нет эмоциональной готовности, он еще не перешел эту психологическую границу, то без работы со специалистами приводить такого ребенка в школу - это насилие над его личностью, которое впоследствии даст негативные плоды в старших классах. Не нужно рассчитывать на то, что за лето ребенок «подтянется», или, тем более, что он «втянется» в процессе. Такие дети, независимо от их возраста, тяжело адаптируются, плохо концентрируются, как следствие - у них формируется «ситуация неуспеха», снижается самооценка. Сейчас при детских садах есть кабинеты психолога и логопеда, в которых проводятся диагностики. Родители могут обратиться к ним или в многочисленные детские центры за консультацией, если сомневаются в том, что их ребенок готов к школе. Предметные знания можно будет подтянуть, если есть главное - психологическая и эмоциональная готовность. Именно этот фактор, а не возраст будущего ученика, должен оставаться главным.

Наталья Гриценко , врач-педиатр детской поликлиники «Клиники доктора Кравченко»

Существует понятие «школьная зрелость» - физиологическая и психологическая. И именно она, а не паспортный возраст ребенка должна определять готовность малыша к школьному обучению. Например, ребенок родившийся глубоко недоношенным, физиологически может быть не готов к школе. Но чаще оказывается так, что недозревает к школе только нервная система. Это так называемая минимальная мозговая дисфункция, когда неврологический диагноз у ребенка снят, но полностью функции зрелой нервной системы он выполнять еще не может. Это встречается у детей, перенесших в родах острую гипоксию мозга, родовые травмы, имеющих нарушения мозгового кровообращения на первом году жизни. Мозг такого ребенка будет быстрее утомляться во время урока, нуждаться в более длительном периоде отдыха, к 3-4 уроку способность концентрировать внимание будет резко падать. Есть дети психологически неготовые к школе. При этом ребенок может прекрасно читать и считать, но не понимать, что такое школьная дисциплина, не выполнять просьбы учителя, ходить по классу во время урока, носить в школу игрушки. Очень важно отправить в школу зрелого ребенка, как физиологически, так и психологически. Потому что при сниженной работоспособности мозга, малыш будет чувствовать себя менее успешным, он не будет соответствовать ожиданиям учителя, чаще будет слышать негативные оценки в свой адрес. Вследствие чего его школьная мотивация будет падать. То есть новоиспеченный школьник смирится с тем, что у него не получается хорошо учиться, соответствовать ожиданиям родителей и учителя, и он просто опустит руки, желание стараться, чтобы получать хорошие оценки пропадет. Очень важно получить перед школой серьезную консультацию невролога и детского психолога. И при необходимости дать ребенку возможность созреть для школы, чтобы в дальнейшем он мог чувствовать себя успешным!

Странный вопрос… У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему.

Да, конечно, в прошлые века в деревнях Учитель был намного более развит и материально обеспечен, имел более высокое общественное положение и уровень культуры, чем родители детей. А сейчас?

Дворяне и тогда не отдавали своих детей в школы, организовывали обучение на дому…

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Школа детей ничему не учит

Теперь разберем популярные общественные мифы, заставляющие родителей бездумно калечить собственных детей.

Миф первый: ШКОЛА УЧИТ (даёт ребенку знания, образование)

Современные городские дети идут в школу, уже умея читать, писать и считать. Никакие другие знания, приобретенные в школе, во взрослой жизни не используются. Школьная программа состоит из бессистемного набора фактов для заучивания. Зачем их помнить? На любые вопросы намного лучше ответит Яндекс. Те из детей, которые выберут соответствующую специализацию, будут изучать физику или химию заново. Остальные после окончания школы не могут вспомнить, чему же их учили все эти тоскливые годы.

Учитывая то, что школьная программа не менялась много десятилетий, и в ней намного важнее почерк ребенка, чем слепая десятипальцевая печать на клавиатуре компьютера, никаких по-настоящему полезных знаний и навыков для дальнейшего успеха во взрослой жизни школа ребенку не даёт. Даже если предположить, что именно этот набор фактов для заучивания по школьному предмету действительно ребенку так необходим, его можно дать в десять раз быстрее.

Чем с успехом занимаются репетиторы, за сто часов обучая ребенка тому, чему учительница не научила за 10 лет и тысячу часов.

Вообще это очень странная система, когда тысяча часов растягивается на несколько лет. Уже в институте каждый предмет дают более крупными блоками за полгода или год. И очень странный метод обучения, когда дети вынуждены сидеть неподвижно и что-то слушать.

Опыт многочисленных родителей абитуриентов показывает, что несколько лет обучения предмету - свыше тысячи часов в школе плюс домашние задания - не помогают ученику знать предмет в объеме, достаточном для поступления в хороший ВУЗ. В последние два школьных года нанимается репетитор и заново обучает ребенка этому предмету - как правило, ста часов достаточно, чтобы оказаться в числе лучших в классе.

Я считаю, что репетитора (или компьютерные программы, интересные учебники с живым текстом, обучающие фильмы, специализированные кружки и курсы) можно взять с самого начала, в 5-6-7 классе, не мучая ребенка, предварительно этой тысячей часов:) А в освободившееся время ребенок может найти занятие по душе, ВМЕСТО ШКОЛЫ.

Школа мешает социализации детей

Миф второй: ШКОЛА НУЖНА для социализации ребенка

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. (Википедия)

Что можно считать успехом в обществе? Кого мы считаем успешными людьми? Как правило, состоявшихся профессионалов, хорошо зарабатывающих своим ремеслом. Уважаемых людей, делающих свою работу очень качественно и получающих за нее достойные деньги.

В любой сфере. Возможно, предпринимателей - собственников бизнеса.

Топ-менеджеров. Крупных государственных чиновников. Видных общественных деятелей. Популярных спортсменов, артистов, писателей.

Этих людей отличает в первую очередь умение добиваться своих целей . Скорость мышления. Умение действовать. Активность. Сила воли. Упорство. И, как правило, они прилагают много усилий до достижения результата. Умеют не бросать дело на полпути. Отличные коммуникативные навыки - переговоры, продажи, публичные выступления, эффективные социальные связи. Навык мгновенно принимать решения и делать сразу же. Стрессоустойчивость. Быстрая качественная работа с информацией. Умение концентрироваться на одном, отбросив все остальное. Наблюдательность. Интуиция. Чувствительность. Лидерские качества. Способность делать выбор и нести за него ответственность. Искренняя увлеченность своим делом. И не только своим делом - интерес к жизни и познавательная активность у них часто не хуже, чем у дошкольников. Умеют отказаться от ненужного.

Умеют найти хороших учителей (наставников) и быстро обучиться важному для их развития и карьеры.

Мыслят системно и легко занимают метапозицию.

Учит ли этим качествам школа?

Скорее, наоборот…

Все годы школы, очевидно, что ни о какой искренней увлеченности речь не идет - даже если ученику удаётся увлечься парой предметов, их нельзя выбрать, отказавшись от неинтересного. Их нельзя в рамках школы изучить глубоко. Чаще всего ими увлекаются вне школы.

Достижение результата никого не интересует - прозвенел звонок, и ты обязан бросить то, что не доделал, и идти на следующий урок.

Все 11 лет ребенка учат, что результат не нужен и не важен.

Любое дело должно быть брошено на полпути по звонку.

Скорость мышления? При ориентации на середнячков или слабых учеников? При обучении устаревшими неэффективными методами? При полной интеллектуальной зависимости от учителя, когда разрешается только бездумное повторение ранее озвученных фактов? Ученику с высокой скоростью мышления на уроках просто неинтересно. В лучшем случае учитель просто не мешает ему читать под партой.

Сила воли? Активность? Система приложит все усилия, чтобы сделать ребенка послушным. «Будь как все. Не высовывайся», - это та жизненная мудрость, которая нужна для взрослого успеха в обществе?

Качественной работе с информацией в школе не учат - большинство средних учеников тупо не понимают прочитанный текст, не могут проанализировать и сформулировать основную мысль.

Ответственность за выбор? Так ученикам выбора не дают.

Переговоры и публичные выступления? Развитие интуиции и чувствительности?

Лидерские качества? Умение действовать? Вообще не включены в программу.

Умение отказаться от ненужного требуют заменить на противоположное умение годами терпеть ненужное и бесполезное.

Вместо внутренней референции у детей вырабатывается эмоциональная зависимость от часто предвзятого мнения окружающих в лице учителя. Это происходит на фоне полной подконтрольности ученика. У ребенка нет права безнаказанно выражать собственное мнение.

Про поголовно хороших учителей в школе, увы, приходится только мечтать. Чаще всего мало кто из городских родителей менее образован и успешен в обществе, чем учителя, чтобы предпочесть учительницу, как пример для подражания. С современными учителями происходит так называемый «двойной отрицательный отбор»: сначала в педвузы поступают те, кто не смог набрать баллы в более престижный ВУЗ, а потом только самые малоинициативные из выпускников остаются работать в школе, остальные находят более высокооплачиваемую и престижную работу.

Вообще единственное общество, которое похоже на школьное во взрослой жизни, это тюрьма. Но там заключенным полегче, чем детям: они разного возраста, с разными интересами, их не заставляют заниматься неинтересным делом. Там они понимают, за что наказаны. Освободятся они раньше, чем через 11 лет, если не получили срок за убийство.

Школьный класс - модель взрослого общества? Это неправда - лично я не живу в мире, где все люди одного возраста… Где у них нет общих интересов. Где я вынуждена подчиняться малооплачиваемой неудачнице. Где как бы я ни увлеклась делом, мне через 45 минут по звонку надо было бы бросить его без достижения результата и бежать в другое помещение.

У взрослых людей есть выбор: чем заниматься (и всегда можно поменять работу и начальника), с кем общаться, что считать результатом, какие иметь интересы.

В современном мире воспитание, обучение и социализация ребенка - это ответственность родителей. Отдавая ребенка в школу, мы просто устраиваемся, чтобы он нам не мешал. Улучшаем свою жизнь сейчас за счёт его будущей карьеры и счастья.