Подводный флот ссср в войну 1941 1945. Поединки советских и немецких подводных лодок
Секреты Российского флота. Из архивов ФСБ Христофоров Василий Степанович
НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И БАЗЫ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ СССР (1941–1945 гг.). ПО ДОКУМЕНТАМ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.
НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И БАЗЫ КРИГСМАРИНЕ В АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ СССР (1941–1945 гг.).
ПО ДОКУМЕНТАМ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ.
Действия немецкого подводного флота в годы Второй мировой войны на просторах Мирового океана вызывают постоянный интерес отечественных и зарубежных историков. За последнее время появилось значительное число публикаций, связанных с боевой деятельностью германских подводников на севере СССР, а также наличием тайных баз подводных лодок противника в Арктическом бассейне (1941–1944 гг.). В своих публикациях авторы напрямую связывают активность немецких субмарин в акватории Северного Ледовитого океана в 1942–1944 гг. с наличием на Новой Земле и других островах, а также в устье Енисея оборудованных для длительной эксплуатации баз кригсмарине. В частности, в этих источниках, наряду с Новой Землей, упоминаются острова Мона и Междушарский.
Следует отметить, что действия подводных сил Германии в этом регионе, особенно в Карском море, отслеживались советскими органами госбезопасности и тщательно документировались.
В этих документах сосредоточена информация в виде докладных записок, сообщений, телеграмм, агентурных сообщений о расследовании обстоятельств гибели ряда советских конвоев, в частности, ВА-18 и БД-5, а также отдельных боевых кораблей и торговых судов, десантах немецких подводников на северные острова, борьбе с минными постановками, предпринимавшихся мерах противодействия деятельности морских сил противника.
Как видно из материалов, первое обнаружение немецких подводных лодок зафиксировано в районе Мурманска и в акватории Белого моря уже в июле 1941 г. Статистика обнаружения вражеских субмарин в этом году выглядит следующим образом: июль - 11, август - 12, сентябрь - 36, октябрь - 42, ноябрь - 10. {214} Особенно успешным для немецких подводников был август (пик летней навигации на Севере) и октябрь - ноябрь (при завершении проводки судов в Арктическом бассейне). В эти месяцы были потоплены в результате торпедных атак 6 единиц: 17 августа СКР «Жемчуг», 22 августа транспорт «Поморье», 26 августа тральщик «ТЩ-44», 18 октября транспорт «Аргунь», 6 ноября СКР-70, 15 ноября тральщик ТЩ-34. {215}
Уже с весны 1942 г. подводные лодки противника начали появляться в юго-восточной части Баренцева моря и вдоль западного побережья Новой Земли. К концу лета этого года противник обнаружил себя и на арктических коммуникациях в Карском море. Немецкими подлодками ставились мины на подходах к Югорскому и Маточкину шару, острову Диксон. Статистика обнаружения вражеских субмарин в 1942 г. выглядит следующим образом: январь - 1, февраль - 1, март - 2, апрель - 1, июль - 12, август - 8, сентябрь - 13, октябрь - 3, декабрь - I. {216}
О сложной обстановке можно судить по письму Транспортного управления НКВД СССР 21 августа 1942 г. в Управление ОО НКВД СССР: «[…] Имевшиеся, начиная с июня месяца с.г., сигналы достаточно определенно указывали на то, что немцы готовят значительные операции в районе Новой Земли, Баренцева и Карского морей. […] Однако достаточных мероприятий не последовало и активность противника, продолжая нарастать, превратилась в реальную угрозу для наших коммуникаций в районе этих морей и непосредственно для побережья.
27 июля подводная лодка противника посетила бухту Кармакуля и артиллерийским огнем уничтожила 2 самолета. […] В районе обстрела уничтожены также 3 дома и 2 склада.
17 августа с.г. в районе Матвеева острова подводная лодка противника подвергла артиллерийскому обстрелу караван судов, направлявшихся из Хабарово в Нарьян-Мар. Потоплены пароход “Комсомолец”, баржи, мотоботы и погибло 305 человек.
19 августа с.г. подводная лодка противника обстреляла рыбаков в районе Черной Губы на острове Новая Земля {217} .
1943 г. отмечается расширением зоны действия немецких подводных лодок. Начиная с июля, субмарины противника действовали не только в районе Новой Земли, их появление неоднократно зафиксировано в Енисейском заливе. К несомненному успеху немцев следует отнести разгром в сентябре 1943 г. конвоя ВА-18, когда за один день были потоплены два транспорта и боевой корабль.
12 августа 1944 г. был уничтожен конвой БД-5, в результате чего погибли транспорт и два тральщика. Вследствие торпедной атаки немцев 16 января 1945 г. погиб эсминец Северного флота «Деятельный», 20 января был торпедирован эсминец «Разъяренный», который остался на плаву и был отбуксирован в базу.
Уничтожение подводных лодок противника входило в сферу деятельности кораблей Северного флота и Беломорской военной флотилии. Контрразведчиков же волновали другие проблемы.
Во-первых, наличие у противника информации о движении наших судов, слишком уверенные действия немецких подлодок и рейдеров, хорошие знания ими трассы Севморпути, гидрологической и гидрографической обстановки в Карском море.
Во-вторых, возможное наличие у немцев в Арктике пунктов дозаправки, а также гидрометеопостов.
Истоки этих проблем уходят к летней навигации 1940 г. Тогда в результате переговоров между Германией и СССР руководство нашей страны дало согласие на проводку Севморпутем немецкого торгового судна «Комета». Как выяснилось позже, «Комета» была замаскированным немецким рейдером, который после проводки натворил много бед в Индийском океане, потопив около десяти торговых судов союзников. Следуя по трассе Севморпути, немцы проводили тщательную фотосъемку. В одном из докладов наших моряков и лоцманов, например, указывалось, что немцы «фотографировали непрерывно берега, фотографировали все объекты, которые только встречали на своем пути. Фотографировали острова, мимо которых проходили, около которых стояли, фотографировали мыс Челюскина». При малейшей возможности делали промеры глубин; высаживались на берег и фотографировали, фотографировали, фотографировали…
Нашей традиционной беспечностью веет от текста радиограммы начальника Главсевморпути И.Д. Папанина, направленной одному из лоцманов, проводивших «Комету»: «[…] Нет сомнений, что немцы посылали одно суденышко только с целью изучить трассу, покажи, так сказать, им трассу […] пусть ледокол проведет через лед» {218} .
Сведения о навигационном оборудовании Северного морского пути, полученные во время перехода «Кометы», позволили германскому морскому штабу заблаговременно развернуть систему радиометеостанций на арктических островах Северного Ледовитого океана (в том числе и на архипелаге Шпицберген в нарушение Парижского договора 1920 г.). Данные о советских полярных станциях в Арктике, организации их радиосвязи, результаты промеров глубин в проливах были обобщены немецкими специалистами и в июне 1941 г. изданы секретным приложением к «Наставлению о плавании в арктических морях».
Опыт ледового плавания «Кометы», доскональное изучение навигационных условий Севморпути помогли немецким подводным лодкам в 1941–1945 гг. пиратствовать в наших северных водах.
Из справки ОКР «Смерш» СФ от 15 октября 1943 г.: «Есть основания предполагать, что противник имеет достаточно разведывательных данных (как ледовых, так и войсковых) по западному сектору Арктики. В частности, противнику в этом также помогло появление в открытой печати (газета “Известия” № 129/7815 от 04.06.42 г.) данных о подготовке наших действий в Арктике и ряд корреспонденции в одной из радиопередач из г. Архангельска, а также открытые переговоры судов ГУСМП как между собой, так и полярными станциями» {219} . Кроме того, в ходе расследований обстоятельств гибели наших конвоев контрразведчики установили, что «немцы точно знали, по какому фарватеру пойдут корабли, несмотря на то что шли по этому фарватеру впервые» {220} .
Наличие баз подтверждается множеством данных, обобщенных в документах ОКР «Смерш» СФ справкой о деятельности немецких подводных лодок, подготовленной в октябре 1943 г.:«[…] Дает возможность предположить об использовании противником о. Междушарского как пункта наблюдения и связи для действующих в районах Новой Земли подлодок и самолетов противника. 13–14 октября 1942 г. на о. Междушарском пролетавшим самолетом БВФ был обнаружен самолет противника, который при снижении нашего самолета обстрелял его. Организованным десантом для захвата самолета противника на место его приземления были обнаружены следы бывшей здесь радиостанции противника. Самолета не оказалось» {221} .
10 августа 1944 г. в бухте Полынья Енисейского залива была отмечена высадка десанта. Из докладной записки ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии: «10.08.44 г., около 10 часов утра, в непосредственной близости от берега в бухте Полынья Енисейского залива Красноярского края в надводном положении была обнаружена вражеская подводная лодка. […] Подойдя к берегу на расстояние четверть километра, подлодка по направлению мыса Полынья стала давать флажками сигналы. Одновременно к берегу от подлодки направлялась резиновая шлюпка, которая в скором времени возвратилась обратно и была поднята на борт. Пробыв в бухте около часа, подлодка ушла курсом на восток. […] Таким образом, факт обнаружения подлодки противника в бухте Полынья 10.08.44 г. в надводном положении под военно-морским флагом Германии и попытки команды указанной лодки быть на берегу дает все основания предполагать о том, что данная подлодка могла идти с целью высадки или приемки разведывательно-диверсионной группы, созданной из числа выселенных в Енисейский залив немцев, но ошиблась районом» {222} . Проанализировав действия противника против наших судов за 1944 г., контрразведчики сделали вывод, что, «как правило, немецкие подводные лодки, находящиеся в данное время на Севере, действуют на фарватерах, указанных в нашей лоции военного времени. Это обстоятельство дает полное основание считать, что противник об этом хорошо осведомлен» {223} .
25 сентября 1944 г. высаженный с двух подводных лодок десант разгромил станцию Главсевморпути на мысе Стерлегова (Карское море), уничтожив три жилых дома, радиостанцию, метеопост, машинное отделение и три склада с продовольствием. Но главной удачей немцев стали захваченные ими секретные документы, в том числе переговорные коды и таблицы с ключами, сигнальные книги. Из семи человек, находившихся на станции, немцами были захвачены и перевезены на лодках пять человек.
В спецсообщении ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии о захвате метеопоста на мысе Стерлегова приводятся показания бежавшего от немцев сотрудника поста Г.В. Бухтиярова, который допрашивался немецкими подводниками: «В процессе этого разговора Бухтияров в окно заметил, что подлодка снялась с якоря и ушла в море, якобы спросил переводчика, куда ушла лодка, на что последний ответил: “На заправку к нашей базе”. Где находится эта база, переводчик не сказал. Предположительно можно считать возможность создания немцами таких баз на островах Мона» {224} .
В докладной записке от 18 января 1945 г., направленной на имя начальника УКР «Смерш» НКВМФ П.А. Гладкова, начальник ОКР «Смерш» СФ И.И. Гончаров отмечал: «Оперирование подлодок противника малого водоизмещения в Карском море, вдали от своих баз в Норвегии (Нарвик, Тромсе, Тронхейм), дает основание предполагать, что подводный флот противника имеет свои базы в Карском море. В 1944 г. […] на о. Подкова были обнаружены неизвестно кому принадлежащие запасы горючего, масел и продовольствия. [….] Нам известно, что в том же 1944 г. немецкие подлодки всплывали в различных бухтах северо-восточного побережья Карского моря и брали на борт людей из становищ. В поселке Ошмарино (устье р. Енисей) ОКР “Смерш” Карской военно-морской базы была обнаружена подпольная радиостанция. В районе о. Диксон весной 1944 г. имел место случай, когда всплывшая немецкая подводная лодка высадила на кромку льда неизвестного человека, след которого вел по направлению к о. Диксон. Высадку обнаружили местные жители, организовавшие поиск, который, однако, положительных результатов не дал. Не исключена также возможность насаждения противником своей агентуры на островах Карского моря, где для этого имеется достаточная почва. […] Оперативное обслуживание населения побережья и островов Карского моря возложено на органы НКВД и НКГБ, однако, как видно из приведенных фактов, это обслуживание фактически отсутствует, что, в свою очередь, облегчает разведке противника проводить свою деятельность на наших северных морских коммуникациях» {225} .
Вместе с тем 7 октября 1943 г. ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии докладывал в Москву: «[…] за последнее время работа радиостанции острова Диксон перебивается другой неизвестной радиостанцией, работающей на той же волне. По данным берегового радиопоста острова Диксон, указанная радиостанция работает якобы с подлодки противника, однако не исключено, что эта радиостанция может быть установлена в одном из пунктов побережья Карского моря по заданию германской разведки» {226} .
Следует отметить и тот факт, что подозрительные действия подводных лодок противника у нашего побережья отмечены и в начале 1945 г. Из справки 2-го отдела УКР «Смерш» НКВМФ от 20 февраля 1945 г.: «18 января 1945 г. 19 сигнально-наблюдательных постов СНИС Териберкского участка отметили подозрительные действия подлодки противника вблизи берега в районе восточнее Териберки.
В первом случае лодка выходила из Уединенной губы побережья, во втором случае лодка маневрировала в районе поста в надводном положении и передавала в сторону берега 5–6 бело-зеленых световых сигналов. Предполагается возможность высадки агентурных групп противника на нашем побережье. […] ОКР “Смерш” СФ направляет свою оперативную] группу для организации розыска и поимки разведывательно-диверсионных групп противника» {227} .
Не исключено, что немецкие подводники для пополнения запасов продовольствия и горючего использовали подготовленные еще до войны Главсевморпутем зимовки. Из справки ОКР «Смерш» Беломорской военной флотилии от 13 октября 1943 г.: «[…] Установлено: на восточном побережье о. Новой Земли в течение ряда лет ГУСМП организовывались зимовки: завозились продукты, строились дома и т.д.
Например, в заливе Благополучия обнаружена зимовка без людей, поставлен домик, оставлены большие запасы продуктов и много горючего.
Такие же освоенные места имеются севернее залива Благополучия и на южной стороне о. Новая Земля.
Есть также склады с горючим, но месторасположение их до сих пор неизвестно. […]
Высказывается предположение, что противник пользуется этими базами. Особенно это предположение подтверждается тем, что в навигацию 1943 г. немецкие подлодки несколько раз были отмечены в заливе Благополучия, избрав его для стоянки, а может быть, и пополнения из запасов продуктов и горючего» {228} .
Таким образом, имеющиеся документы подтверждают возможность наличия если не баз немецких подводных лодок, то временных гидрометеорологических постов и пунктов наблюдения и связи на островах Карского моря.
Из книги 1941. Победный парад Гитлера [Правда об Уманском побоище] автора Рунов Валентин АлександровичПриложение 18 Материалы из следственного дела Военной коллегии Верховного суда СССР от февраля 1956 года о пересмотре обвинительного заключения на Кириллова Николая Кузьмича, вынесенного Военной коллегией Верховного суда СССР 25 августа 1950 года По приговору суда, Кириллов
Из книги Техника и вооружение 2000 05-06 автораОПЫТНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И ЛОДКИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Проект 664В 50-х годах в СССР велись работы по созданию подводных минных заградителей с дизель-электрической силовой установкой (проекты 632 и 648). Кроме постановки минных заграждений эти лодки предполагалось
Из книги Техника и вооружение 2000 09 автора Журнал «Техника и вооружение»Подводные миноносцы: боевой дебют (Русские подводные лодки в войне 1904 – 1905 гг.) Русско-японская война стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки – новый тип корабля. Отдельные попытки использовать подводные аппараты в военных целях
Из книги «Смерть шпионам!» [Военная контрразведка СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны] автора Север АлександрГлава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР Военная контрразведка секретным постановлением Совнаркома от 19 апреля 1943 года была передана в наркоматы обороны и военно-морского флота, при которых учреждались управления контрразведки «Смерш»
Из книги Тайны подводной войны, 1914–1945 автора Махов Сергей ПетровичКадры для военной контрразведки Уже в первые месяцы войны резко возросла потребность в военных контрразведчиках. Для решения этой задачи при Высшей школе НКВД СССР 26 июля 1941 года были организованы Курсы подготовки оперативных работников для Особых отделов (приказ НКВД
Из книги Японские тяжелые крейсера типа «Миоко» автора Иванов С. В.Недостроенные немецкие подводные лодки, захваченные в конце войны на верфях Советской армией на Балтике были захвачены два судостроительных завода, занимавшихся к концу войны постройкой подводных лодок.1. Завод «Шихау» в Данциге: с ноября 1943 по сентябрь 1944 года здесь
Из книги Война в Арктике. 1941-1945 автора Корякин Владислав СергеевичДальнейшие действия «Начи» в арктических водах 11 мая американские войска начали высадку на Атту. В тот же день из Йокосуки вышел «Начи» и взял курс на север. Через четыре дня крейсер прибыл на Парамушир, где оставался в готовности до 10 июля. В этот день тяжелые крейсера
Из книги Сверхмалые субмарины и человеко-торпеды. Часть 3 автора Иванов С. В. Из книги «Умылись кровью»? Ложь и правда о потерях в Великой Отечественной войне автора Земсков Виктор НиколаевичНемецкие сверхмалые подводные лодки и человеко-ториеды Германия, одна из главных стран-участниц Второй Мировой войны, сравнительно поздно заинтересовалась миниатюрными подводными лодками и проведением подводных спецопераций. В первый период войны, несмотря на ряд
Из книги Великая Отечественная: Правда против мифов автора Ильинский Игорь Михайлович5.2 Немецкие сверхмалые подводные лодки Уже в 1918 г. в Германии начались проектно-исследовательские работы над малыми подводными лодками с экипажем в 3–5 человек. Например, экспериментальная подводная лодка VB-80 имела турбину Вальтера мощностью 2000 л.с., позволявшей лодке
Из книги СМЕРШ [Битвы под грифом секретно] автора Север Александр15. Определение общей убыли ВС СССР за 1941–1945 гг Приступим к определению утрат военнослужащих ВС СССР в целом за весь период войны. Предварительно необходимо сказать о том, что состав ВС СССР определялся по общей численности личного состава, входившего в РККА, РКВМФ, НКВД
Из книги Иностранные подводные лодки в составе ВМФ СССР автора Бойко Владимир НиколаевичПриложение 5. ПЕРЕЧЕНЬ ДОНЕСЕНИЙ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ О ПОДГОТОВКЕ ГЕРМАНИИ К ВОЙНЕ ПРОТИВ СССР (ЯНВАРЬ - ИЮНЬ 1941 г.), Конец июня 1941 г. № п/ п Кто источник Когда поступило сообщение Начало нападения Содержание донесения 1 Макс 2.11.40 г. После победы над Англией Удар
Из книги автораГлава 2 Главное управление контрразведки «Смерш» НКО СССР и НКВМФ СССР Военная контрразведка секретным постановлением Совнаркома от 19 апреля 1943 года была передана в наркоматы обороны и военно?морского флота, при которых учреждались управления контрразведки
Из книги автораИностранные подводные лодки предвоенного периода в РККФ СССР К началу Великой Отечественной войны в состав РККФ входили пять подводных лодок, ранее служивших на флотах других государств. Первым трофеем советского флота стала английская подводная лодка L55, которая
Из книги автораИностранные подводные лодки периода второй мировой войны в ВМФ СССР 26 июля 1944 года со стоянки под кодовым названием «Гранд-Отель» с острова Нуокко в финских шхерах вышла в свой первый Боевой поход германская подводная лодка U250. Подводной лодке предстояло действовать в
В годы Второй мировой войны поединки, дуэли велись не только на суше и в воздухе, но и на море. И что примечательно – участниками дуэлей выступали также подводные лодки. Хотя основная масса немецкого ВМС была задействована в сражениях на Атлантике, весомая доля поединков между субмаринами состоялась на советско-германском фронте – в Балтийском, Баренцевом и Карском морях…
Третий рейх вступил во Вторую мировую войну, имея не самый многочисленный подводный флот в мире – всего 57 подводных лодок. Гораздо больше подводных лодок имелось в строю у Советского Союза (211 единиц), США (92 единицы), Франции (77 единиц). Самые большие морские сражения Второй мировой войны, в которых участвовали ВМС Германии (кригсмарине), происходили в Атлантическом океане, где главным противником немецких войск выступала мощнейшая группировка ВМС западных союзников СССР. Тем не менее, ожесточённое противостояние происходило и между советским и немецкими флотами – на Балтике, на Чёрном и Северном морях. Активное участие в этих боях приняли подводные лодки. И советские, и немецкие подводники проявили колоссальное мастерство в уничтожении транспортных и боевых судов противника. Эффективность использования подводного флота быстро оценили руководители Третьего рейха. В 1939–1945 гг. судостроительные верфи Германии сумели спустить на воду 1100 новых подводных лодок – это больше, чем смогла выпустить за годы войны любая страна-участница конфликта – да, впрочем, и все государства, которые входили в Антигитлеровскую коалицию.
Балтика занимала особое место в военно-политических планах Третьего рейха. Прежде всего, это был жизненно важный канал поставок сырьевых материалов в Германию из Швеции (железо, различные руды) и Финляндии (лесоматериалы, сельскохозяйственные продукты). Одна только Швеция на 75% удовлетворяла потребности промышленности Германии в руде. В акватории Балтийского моря кригсмарине расположили много военно-морских баз, а шхерный район Финского залива имел большое изобилие удобных стоянок и глубоководных фарватеров. Это создавало подводному флоту Германии прекрасные условия для активных боевых действий на Балтике. Советские подводники приступили к выполнению боевых задач уже летом 1941 г. До конца 1941 г. им удалось отправить на дно 18 немецких транспортных судов. Но и подводники платили громадную цену – в 1941 г. Балтийский ВМФ потерял 27 подлодок.
В книге эксперта по истории ВМФ Геннадия Дрожжина «Асы и пропаганда. Мифы подводной войны» есть любопытные данные. Согласно историку из всех девяти немецких подводных лодок, действовавших на всех морях и потопленных подводными лодками союзников, четыре лодки потоплены советскими подводниками. В то же время немецкие подводные асы смогли уничтожить 26 подводных лодок противника (в том числе три советских). Данные из книги Дрожжина свидетельствуют о том, что в годы Второй мировой войны происходили дуэли между подводными судами. Поединки между подлодками СССР и Германии закончились с результатом 4:3 в пользу советских моряков. Как утверждает Дрожжин, в поединках с немецкими подводными лодками участвовали исключительно советские машины типа М – «Малютка».
«Малютка» – малая подводная лодка длиной 45 м (ширина – 3,5 м) и подводным водоизмещением в 258 тонн. Экипаж подводного судна состоял из 36 человек. «Малютка» могла погружаться на граничную глубину в 60 метров и находиться в море без пополнения запасов питьевой и технической воды, провианта и расходных материалов в течении 7–10 суток. Вооружение подлодки типа «М» включало в себя два носовых торпедных аппарата и 45-мм орудие в ограждении рубки. Лодки имели системы быстрого погружения. При умелом использовании «Малютка», несмотря на свои незначительные габариты, могла уничтожить любую подлодку Третьего рейха.
Схема подводной лодки тип «М» XII серии
Первую победу в дуэлях между субмаринами СССР и Германии одержали военнослужащие кригсмарине. Случилось это 23 июня 1941 г., когда немецкая подлодка U-144 под командованием обер-лейтенанта Фридриха фон Хиппеля смогла отправить на дно Балтийского моря советскую подводную лодку М-78 (под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко). Уже 11 июля U-144 обнаружила и попыталась уничтожить другую советскую подлодку – М-97. Эта попытка окончилась неудачей. U-144 относилась, как и «Малютка», к малым подводным лодкам и была спущена на воду 10 января 1940 г. Немецкая подлодка была тяжелее советского аналога (подводное водоизмещение в 364 т) и могла погружаться на глубину более 120 метров.
Подводная лодка типа «М» XII серии М-104 «Ярославский комсомолец», Северный флот
В этой дуэли представителей «лёгкого веса» победу одержала немецкая субмарина. Но U-144 не удалось увеличить свой боевой список. 10 августа 1941 г. немецкое судно было обнаружено советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 «Щука» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова) в районе о. Даго в проливе Соэлозунд (Балтика). «Щука» имела гораздо более мощное торпедное вооружение (10 торпед 533 мм и 6 торпедных аппаратов – четыре на носу и два на корме), чем её немецкий противник. «Щука» произвела двухторпедный залп. Обе торпеды точно попали в цель, и U-144 вместе со всем экипажем (28 человек) была уничтожена. Дрожжин утверждает, что немецкую субмарину уничтожила советская подлодка М-94 под командованием старшего лейтенанта Николая Дьякова. Но на самом деле лодка Дьякова стала жертвой ещё одной немецкой субмарины – U-140. Случилось это в ночь на 21 июля 1941 г. у острова Утё. М-94 вместе с ещё одной подлодкой М-98 патрулировали у острова. Сначала подлодки шли в сопровождении трёх катеров-тральщиков. Но позже, в 03:00, эскорт оставил субмарины, и они продолжили ход самостоятельно: М-94, стремясь быстрее зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, а М-98 направилась под берегом. У маяка Кыпу подлодка М-94 получила попадание в корму. Это была торпеда, выпущенная с немецкой субмарины U-140 (комадир Ю. Хелльригель). Торпедированая советская подлодка упёрлась в грунт, нос и надстройка субмарины возвышались над водой.
Расположение советской подлодки М-94 после попадания в неё немецких торпед
Источник – http://ww2history.ru
Экипаж подлодки М-98 решил, что «напарница» подорвалась на мине, и занялся спасением М-94 – стал спускать на воду резиновую лодку. В этот момент с М-94 заметили перископ вражеской субмарины. Командир отделения рулевых С. Компаниец кусками тельняшки стал семафорить на М-98, предупреждая об атаке немецкой субмарины. М-98 сумела вовремя уклониться от торпеды. Экипаж U-140 не стал повторно атаковать советскую подлодку, и немецкая субмарина скрылась. М-94 вскоре затонула. Погибло 8 членов экипажа «Малютки». Остальных спас экипаж М-98. Ещё одной «Малюткой», которая погибла в столкновении с немецкими субмаринами, стала подлодка М-99 под командованием старшего лейтенанта Попова Бориса Михайловича. М-99 была уничтожена во время боевого дежурства у острова Утё немецкой субмариной U-149 (командир капитан-лейтенант Хорст Хёльтринг), двумя торпедами атаковавшей советскую подводную лодку. Случилось это 27 июня 1941 года.
Кроме балтийских подводников яростно сражались с немецкими войсками и их коллеги из Северного флота. Первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из боевого похода Великой Отечественной войны, стала субмарина М-175 под командованием капитан-лейтенанта Мамонта Лукича Мелкадзе. М-175 стала жертвой немецкого судна U-584 (командир капитан-лейтенант Иоахим Декке). Произошло это 10 января 1942 г. в районе к северу от полуострова Рыбачий. Акустик немецкого судна с дистанции 1000 метров обнаружил шум дизелей советской подлодки. Немецкая субмарина начала преследование подлодки Мелкадзе. М-175 следовала зигзагом в надводном положении, осуществляя зарядку аккумуляторов. Немецкая машина двигалась под водой. U-584 обогнала советское судно и атаковала его, выпустив 4 торпеды, две из которых попали в цель. М-175 потонула, унеся с собой в морские глубины 21 члена экипажа. Примечательно, что М-175 уже однажды становилась мишенью для немецкой подлодки. 7 августа 1941 г. недалеко от полуострова Рыбачий М-175 была торпедирована немецкой субмариной U-81 (командир капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер). Немецкая торпеда попала в борт советского судна, но на торпеде не сработал взрыватель. Как выяснилось позже, немецкая подлодка с дистанции 500 метров выпустила по противнику четыре торпеды: две из них не попали в цель, на третьей не сработал взрыватель, а четвертая взорвалась на предельной дистанции хода.
Германская подводная лодка U-81
Удачной для советских подводников стала атака советской средней подводной лодки С-101 немецкой субмарины U-639, проведённая 28 августа 1943 г. в Карском море. С-101 под командованием капитан-лейтенанта Е. Трофимова представляла собой довольно мощную боевую машину. Субмарина имела длину 77,7 м, подводное водоизмещение в 1090 т и могла находиться в автономном плаванье в течении 30 суток. Подлодка несла мощное вооружение – 6 торпедных аппаратов (12–533-мм торпед) и два орудия – калибром 100 мм и 45 мм. Немецкая подводная лодка U-639 обер-лейтенанта Вихмана несла боевую задачу – установку мин в Обской губе. Немецкая субмарина двигалась в надводном положении. Трофимов приказал атаковать вражеское судно. С-101 выпустила три торпеды и U-639 затонула мгновенно. В этой атаке погибло 47 немецких подводников.
Поединки между немецкими и советскими подлодками были немногочисленными, можно сказать, даже единичными, и происходили, как правило, в тех зонах, где действовали Балтийский и Северный ВМФ СССР. Жертвами немецких подводников становились «Малютки». Дуэли между немецкими и советскими подводниками не повлияли на общую картину противостояние военно-морских сил Германии и Советского Союза. В поединке между субмаринами побеждал тот, кто быстрее вычислил местонахождение противника и смог нанести точные торпедные удары.
Героические "Щуки" времен Великой Отечественной войны
В 1936 году была заложена подлодка С-56 – самая результативная советская подлодка во время Великой Отечественной войны. Также эта лодка знаменита тем, что первой из советских подводных кораблей совершила кругосветное плавание.
«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...» - так отзывался о своей лодке С-56 капитан Георгий Иванович Щедрин, Герой Советского Союза.
«С» в названии означает «Средняя». Это советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка – переделанный немецкий проект фирмы DeSchiMAG («Немецкая корабле- и машиностроительная компания»), который советские конструкторы основательно переработали под советскую производственную базу. Поменяли дизели, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… Соловом, в советских «эсках» не было ни одного болта зарубежного производства. В итоге получился маневренный и быстрый корабль, отличавшийся рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами.
Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Эски» эффективным оружием - большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин.
Причины неудач лежат в тактике применения «Эсок» - подводным крейсерам, созданным для океанских просторов, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 20 - 30 метров 77-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала бы на поверхности.
Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте, где и прославилась лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина.
С-56 и сторожевой корабль типа «Ураган».
Итак, С_56 была заложена в 1936 году на судостроительном заводе имени Андре Марти (ныне это «Адмиралтейские верфи») в Ленинграде. Затем ее разобрали на части и по железной дороге секциями доставили через всю страну - во Владивосток, на завод № 202 («Дальзавод» имени К. Ворошилова), где вновь сварили в единое целое. И спустили на воду в декабре 1939 года.
Командир подводной лодки C-56 капитан 2-го ранга Григорий Иванович Щедрин.
Капитан Щедрин позже вспоминал: «Члены приёмочной комиссии одновременно пускают секундомеры. Моё же дело - управление кораблём… Продуваем цистерну быстрого погружения, задерживаемся на заданной глубине… Заданный конструкторами норматив выдержан и перекрыт… Нам предстоит погрузиться на предельную глубину. Погружаемся «этажеркой», то есть задерживаемся на глубинах вначале через каждые двадцать, а затем десять метров. Всё идёт как нельзя лучше - герметичность лодки полная, лишь изредка приходится поджимать тот или иной сальник, чтобы устранить капельное просачивание воды. Люди ведут себя прекрасно. Большинство из них на такой глубине впервые, и всё же ни на одном лице я не видел следов волнения - такова сила уверенности в своей технике. На грунт легли на глубине, на пять метров превышающей официальный предел. Испытали помпы, забортную арматуру - всё работает нормально. Прочный корпус, его набор, листы обшивки - эти стальные мускулы корабля, как их часто называют, не издали ни единого «стона». Хорошую сталь сварили рабочие!»
Рулевые-сигнальщики Д.С. Подковырин и В.И Легченков на рубке подводной лодки С-56.
Уже в октябре 1942 года С-56 под командованием капитана Щедрина вышла в трансокеанский переход по маршруту: Владивосток - Сан-Франциско (США) - Панамский канал - Галифакс (Канада) - Розайт (Шотландия) - Полярный (СССР). Поход занял 67 суток. За время которой подволники пережилди одну атаку японской подлодки и две атаки немецких кригсмарине, дважды попадала в аварии по собственной неосторожности. В итоге подводники, пройдя 16632 морских миль (в том числе 113 морских миль под водой), вошли в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. То есть, подводники по сути совершили кругосветное путешествие – и все для того, что бы лодка, сделанная в Ленинграде, добралась бы до базы под Мурманском.
Встреча экипажа подводной лодки С-56 в Полярном.
В годы Великой Отечественной войны С-56 самой результативной советской подводной лодкой. Подводники С-56 совершили 8 боевых походов, произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 4 корабля (2 боевых корабля и 2 транспорта) и повредив один. В 1944 году за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени. 23 февраля 1945 года субмарина удостоена Гвардейского звания. За время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей.
Для сравнения: Отто Кречмер из Кригсмарине, командир U-23, самый результативный подводник Второй мировой войны, потопил 44 корабля, в том числе 1 эсминец. ВпрочемЮ это сравнение говорит не столько о слабой подготовке советских моряков, сколько о томЮ что им противостояла самые профессиональные армия и флот мира.
Но советские моряки выстояли благодаря своей живучести: за время Великой Отечественной войны С-56 19 раз объявлялась погибшей.
Капитан 2 ранга И.Ф. Кучеренко вручает командиру «С-56» капитану 3 ранга Г.И. Щедрину медаль «За оборону Заполярья». Также за успешное командование подводной лодкой и проявленные при этом личное мужество и героизм, капитану 2-го ранга Щедрину Г. И. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Подводная лодка С-56 31 марта 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а 23 февраля 1945 года удостоена гвардейского звания.
После Второй мировой войны С-56 продолжила службу на Северном флоте. В 1954 году лодка совершила еще один трансокеанский переход - по Северному морскому, из Мурманска во Владивосток.
В 1955 году лодку вывели из боевого состава, разоружили и переделали в плавучую зарядовую станцию – для зарядки аккумуляторов других лодок.
Лишь через 20 лет, в 1975 году, вспомнили о героической лодке. В честь 30-летия Победы лодку вытащили на берег и снова разрезали на части. Затем части лодки установили на фундамент на Корабельной набережной, рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог.
Части состыковали и соединили – уже в качестве корабля-музея.
25 июля 1982 года в День Военно-морского флота подводная лодка С-56 вошла в общий ансамбль Мемориала славы Тихоокеанского флота.
Кают-компания С-56. Сегодня единственная в мире уцелевшая подлодка-"эска" входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота».
Внутренние помещения переоборудованы в музей.
Пост управления.
Рубка акустика.
Каюта капитана
Каюта моряков.
Торпедные аппараты.
Торпеды и койки для моряков.
Летом 1975 года, в ходе плановых гидрографических работ Черноморского флота, в советских территориальных водах юго-западнее острова Змеиный (Фидоноси), в точке с координатами 45°10"с.ш. и 30°08"в.д., на глубине 36 метров и возвышением над грунтом 6 метров была обнаружена подводная лодка типа "Щ" X серии аквалангистами клуба "Садко" из Николаева. До этого она числилась как каменная гряда и на нее погружались как профессионалы, так и любители-аквалангисты.
Согласно версии считалось, что данная подводная лодка – это Щ-208. С нее сняли орудие, пытаясь по номеру узнать принадлежность к подводной лодке, но коррозия сделала это невозможным. Согласно повреждениям, было установлено, что подводная лодка подорвалась на якорной мине. В результате длительной поисковой работы в архивах удалось установить, что румынскими минными заградителями "Мурджеску" и "Дакия" 29 октября 1942 года выставлено минное заграждение "S-44", состоящее из якорных мин EMC (вес ВВ - 275 кг). Этот факт показал, что обнаруженная подводная лодка не является Щ-208. Согласно официальной версии о гибели Щ-212 подводная лодка потоплена 19 декабря 1942 года авиацией к северу от м. Синоп при возвращении в базу после боевого похода, но данных, подтверждающих это со стороны противника после войны обнаружено не было. С 4 по 10 мая 1976 года подводную лодку обследовали на дне водолазы со спасательного буксира ЧФ "Орион". В результате этого обследования было установлено, что "…подводная лодка подорвалась на мине, взрыв которой произошел в районе второго шпангоута по палубе надстройки. Носовая часть взрывом полностью отделена по второму отсеку и отброшена к левому борту".
Корпус лодки обследовали в 2003 г. аквалангисты одесского клуба "Посейдон". По их описанию у подводной лодки, лежащей на ровном киле, оторвана носовая часть, на длину около 15 метров, которая лежит на небольшом удалении. Рубка повреждена, вероятнее всего взрывом, все люки открыты. На месте отрыва носовой части, образовалась дыра диаметром в ширину лодки, после очистки от обрывков кабелей и трубопроводов аквалангистам удалось проникнуть во внутрь ПЛ. Внутри обнаружен полный хаос и полуметровый слой ила, в некоторых местах были видны останки экипажа. В 2006 году была организованна еще одна экспедиция на место обнаружения ПЛ. При обследовании останков лодки, на носовой части, был обнаружен сетепрорыватель "Сом", который мог находиться только на подводной лодке Щ-212.
По данным водолазного обследования в мае 1976 года в войсковой части 60233 ЧФ был разработан "Предполагаемый метод подъема подводной лодки", сопровожденный предварительными расчетами. Согласно этому документу, в результате всех судоподъемных работ, запланированных на Щ-212, "…извлекаются останки экипажа, и подводная лодка подготавливается к буксировке на понтонах в Севастополь для постановки в плавающий ДОК и последующего изучения и разделки на металл".
Этот план не был выполнен, скорее всего, из-за опасения взрыва торпед в кормовых торпедных аппаратах. Водолазный бот Черноморского Флота ВМ-159 в августе 1976 года снял с ПЛ носовое 45-мм орудие, которые сейчас находится на демонстрационной площадке музея героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе. Также с корпуса подводной лодки был демонтирован кормовой пулемет ДШК, следы которого теряются в Феодосии, на которую постоянно базировался ВМ-159. Информация, что после того, как с ПЛ сняли орудие, пытаясь по его номеру выяснить принадлежность к ПЛ "…из-за коррозии оказалось невозможным…", неверна: и сейчас выбитые на казенной части орудия друг под другом "№-21" и "1939" ясно читаются.
Объединенная команда аквалангистов "Картеша" и севастопольского технического дайв-клуба "Black Sea Wreck Club" работала в составе научной экспедиции департамента подводных исследований Института археологии Академии наук Украины.
Команда украинских и российских исследователей выполнила научно-поисковую программу по обследованию затонувших судов ХIX-XX веков у берегов Крыма, Одесского залива и острова Змеиный. В связи с обширностью районов погружений и их удаленностью друг от друга было принято решение параллельно проводить работу двумя отрядами. Один из них выполнял программу в Крыму, пользуясь обеспечением и наработками севастопольского технического дайв-клуба "Black Sea Wreck Club". Здесь команда глубоководников совершила сложные погружения к обнаруженным совсем недавно останкам немецкой подводной лодки времен Первой Мировой войны – UB-7. Удалось произвести дополнительные замеры и исследования, выполнить фото- и видеосъемку этого интереснейшего, уникального по конструкции и истории объекта.
Другой отряд работал в прибрежной акватории Одессы и сделал разведовательный выход к приграничному с Румынией острову Змеиный. В районе Одессы дайверами были изучены корабли, погибшие в годы Великой Отечественной войны – румынское военно-транспортное судно "Sulinа", торпедированное советской подводной лодкой А-3 (бывшая А-25) в 1942 году, советский военный транспорт "Брянск", погибший в результате двух атак с воздуха немецкой авиации в 1941 году. В сложных условиях крайне низкой видимости, обусловленной низкой прозрачностью воды, удалось провести ряд исследовательских работ и документальную фото- и видеосъемку. У острова Змеиный, напротив устья Дуная, дайверы - экспедиционеры провели погружения к корпусу советской подводной лодки Щ-212, подорвавшейся на морской мине и на которой погибло 42 черноморских подводника. В результате внешнего воздействия на подводной лодке детонировали запасные торпеды – оторванная носовая оконечность подводной лодки находится рядом с кораблем.
В ходе контрольного траления обследуемого района были обнаружены и подорваны на месте два боевых зарядных отделения торпед, выброшенных в море при взрыве, а так же донная неконтактная мина немецкого образца. Несмотря на кратковременность нахождения в этом районе, команде удалось зафиксировать затонувшую подводную лодку приборами, провести визуальный осмотр, сфотографировать и снять ее на видео.
Ассоциация моряков-подводников им. А.И.Маринеско г.Одессы и Одесской области и член Правления Морского Собрания г.Севстополя ветеран-подводник ВМФ В.Бойко к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне вместе с одесскими драйверами установили на месте гибели подводной лодки Щ-212 плиту с имена погибших членов экипажа ПЛ.
Подводная лодка X серии Щ-212
Заложена 18 ноября 1934 года под стапельным номером 1036 на заводе № 200 в Николаеве. 29 декабря 1936 года подводная лодка спущена на воду, 31 октября 1938 года вступила в строй и 15 декабря 1938 года под командованием Израилевича Иосифа Семеновича вошла в состав Черноморского флота.22 июня 1941 года Щ-212 встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Бурнашёва Ибрагима Касьяновича в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ находясь в текущем ремонте в Севастополе. Наскоро закончив ремонт, в начале июля подводная лодка вступила в строй. В августе – сентябре 1941 года подводная лодка привлекается к несению дозора у мыса Сарыч и в районе юго-западнее мыса Тарханкут, но встреч с кораблями противника не имела. Первый же выход на коммуникации противника чуть не стал для Щ-212 последним. Вечером 17 октября она вышла в район Варны. В 17.05. 25 октября в 3,2 милях юго-западнее мыса Калиакра при покладке на грунт в носовой части подводной лодки прогремел взрыв. Подводной лодке повезло, так как детонация боевого заряда мины "UMA" румынского заграждения "S-13" было вызвано не касанием корпуса, а прикосновением мины к кронштейну минного охранителя "Краб", который в момент взрыва был выключен. На подводной лодке получили повреждения носовые горизонтальные рули, обшивка цистерн главного балласта правого борта и носовые торпедные аппараты, в прочном корпусе возникли деформации, нарушилась герметичность 15 аккумуляторных баков. Получив столь значительные повреждения, Щ-212 направилась в Севастополь, куда прибыла 27 октября в сопровождении эсминца "Бойкий". Подводная лодка встала на аварийный ремонт, который проводился сначала в Туапсе, затем в Поти. Только 26 мая 1942 года Щ-212 вновь вступила в строй.
С середины июня субмарина привлекается к снабжению Севастополя. За два транспортных рейса субмарина доставила в осажденную крепость 54 тонны боеприпасов, 6 тонн продовольствия, 27 тонн бензина. На Кавказ было эвакуировано 117 человек, в основном раненых. Если первый транспортный рейс Щ-212 прошел без особых приключений, то во втором подводной лодке пришлось убедиться в усилении вражеской блокады. Днем 23 июня Щ-212 пришлось артиллерией отбивать атаку вражеского торпедного катера, а вечером 26, когда субмарина возвращалась на Кавказ, она подверглась двухчасовому преследованию сторожевых катеров, а после всплытия была атакована большой группой бомбардировщиков.
Вечером 30 июня Щ-212 вышла в третий транспортный рейс, но прорвать блокаду не удалось. Подводная лодка находилась у входа на фарватер главной базы почти трое суток (с ночи 2-го июля до вечера 4-го), но постоянный обстрел, бомбардировки и отсутствие навигационных ориентиров не позволили доставить в город 28 тонн боеприпасов, 2,5 тонны продовольствия и 30 тонн бензина. Впрочем, к этому моменту организованное сопротивление защитников Севастополя было сломлено. Вечером 4 июля, выбросив груз в море, Щ-212 начала возвращение в Туапсе.
Следующие два похода Щ-212 прошли у мыса Куру-бурну и в районе Босфора, но ни в первом ни во втором походах перехватов кораблей противника не состоялось, хотя возможности этого были. Подводная лодка держалась в достаточном удалении от берега, к тому же ее действия серьезно осложнялись плохим состоянием аккумуляторной батареи. В сентябрьском походе, когда субмарина действовала у Босфора, из-за ошибки штурмана она вообще находилась в 10 – 20 милях восточнее указанного района. Командир ПЛ И.К.Бурнашев держался на позиции пассивно и в результате командование предпочло сменить командира подводной лодки – капитан 3 ранга Бурнашев был назначен командовать плавбазой "Эльбрус", а 23 октября командиром Щ-212 назначен капитан-лейтенант Кукуй Григорий Аронович, ранее командовавший А-5, которая в этот момент находилась в аварийном ремонте в результате подрыва на мине 25 июля 1942 года.
Кукуй Григорий Аронович (25 ноября 1908 – декабрь 1942)
Еврей, член ВКП(б) с 1928 года. В ВМФ с 1932 года. Капитан-лейтенант (29 июня 1942).Образование: ВМУ им. Фрунзе (1937), отделение помощников командиров ПЛ Высших специальных курсов командного состава при Учебном отряде подводного плавания им. Кирова (1940). Карьера: командир БЧ-3 ПЛ "Щ-202" (сентябрь 1937 – январь 1939), помощник командира "Щ-201" (январь – декабрь 1939), командир "А-1" (октябрь 1940 – июнь 1941). Начало Великой Отечественной войны встретил в должности командира ПЛ "А-5", старший лейтенант. Командовал "А-5" в 9 боевых походах. Произвел 1 торпедную атаку, в результате которой тяжело повреждено румынское судно "Ардял" в 5695 брт, (выбросилось на отмель, впоследствии введено в строй). С октября 1942 года назначен командиром "Щ-212". В первом же боевом выходе в новом качестве погиб вместе со своим кораблем. Награжден орденом Красного Знамени (1942).2 декабря Щ-212 с новым командиром направилась в район мыс Олинька – Портицкое гирло Дуная, туда, где раннее пропали без вести Щ-208 и Щ-213. Обеспечивать поход в море вышел командир 2-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Г.Ю. Кузьмин. 11 декабря Щ-212 дала квитанцию о получении приказа отойти к Тендровской косе, так как в районе действия подводной лодки планировалась набеговая операция базовых тральщиков "Т-406" ("Искатель"), "Т-407" ("Мина"), "Т-408" ("Якорь") и "Т-412" под обеспечением эсминца "Сообразительный". Больше подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась. Возвращения Щ-212 на базу продолжали ждать до 29 декабря 1942 года, когда истекла отведенная ей на этот поход автономность.
Щ-212 совершила 9 боевых походов, за все время боевых действий не израсходовала ни одной торпеды.
Ассоциация моряков-подводников им.А.И. Маринеско г.Одессы и Одесской области и член Правления Морского Собрания г.Севастополя ветеран-подводник ВМФ В.Бойко совместно с одесскими подводными археологами весной этого года находились в поисках затонувшей в Черном море вблизи Одессы советской подводной лодки М-118 и других кораблей, которые погибли в годы Великой Отечественной войны.
Экспедицию провели совместно с департаментом подводного наследия Института археологии Национальной академии Украины в рамках проекта "Конвой". Подводные археологи в период с 1 по 10 мая исследовали район Черного моря возле Днестровского лимана, мысов Будаки и Бурнас. Район исследований согласован с Госпогранслужбой. Во время экспедиции водолазы погрузились к затопленным транспортам "Каварна", "Горделия", "Зальцбург", "Теодорих", неизвестному паровому транспорту, и шаланде "Анкара". Их местоположение известно.
Собирались также отыскать на дне советскую подводную лодку М-118, история которой, как и история Щ-212, является малоизвестной страницей Великой Отечественной войны, но не удалось из-за нехватки времени.
Подводная лодка XII серии М-118
Заложена 29 октября 1940 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком под стапельным номером 288. 12 февраля 1941 года подводная лодка спущена на воду. Вскоре подводная лодка погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод № 198 в Николаев, для достройки и ввода в строй, где встретила начало Великой Отечественной войны. М-118 находилась под командованием старшего лейтенанта (затем капитан-лейтенанта) Савина Сергея Степановича в составе Отдельного дивизиона ПЛ ЧФ. 30 июня М-118 вторично спущена на воду. На 1 июля 1941 года техническая готовность корабля составляла 93%. 7 августа 1941 года подводная лодка перешла в Севастополь, а 1 октября в Очемчири. 28 октября "М-118" вступила в строй, и 8 ноября 1941 года вошла в состав Черноморского флота.21 февраля 1942 года, окончив курс боевой подготовки, М-118 вышла в свой первый боевой поход с задачей разведки в районе Ялты. На борту субмарины в качестве обеспечивающего находился командир 8-го дивизиона ПЛ ЧФ капитан 3 ранга Л.П. Хияйнен. Утром 26 февраля у мыса Айтодор подводная лодка обнаружила шхуну и открыла по ней артиллерийский огонь, но после того как через три минуты субмарина подверглась обстрелу с береговой батареи, она была вынуждена погрузиться. В середине марта М-118 снова вела разведку у Ялты. На этот раз, обнаружив 12 марта одиночную шхуну, командир субмарины от атаки отказался из-за малой ценности цели. В середине апреля и начале мая М-118 дважды выходила на патрулирование района у острова Фидониси, но противника не встретила.
С середины июня подводную лодку привлекают к снабжению осаженного Севастополя, куда М-118 сделала три рейса, доставив в город 18,5 (по другим данным 22,8) тонн боеприпасов, 6 тонн бензина и 4 тонны продовольствия, эвакуировав на Кавказ 18 человек и 800 кг груза. В первом транспортном рейсе утром 19 июня, когда подводная лодка возвращалась в Новороссийск, на нее спикировали 2 бомбардировщика "Ju-88".
Разрывы 32 сброшенных бомб вывели из строя гирокомпас, на подводной лодке погасло освещение. В третьем транспортном походе М-118 утром 28 июня спасла мичмана с эсминца "Безупречный", потопленного вечером 26 июня вражеской авиацией в 40 милях от мыса Аю-Даг. Вместе с эсминцем погибло две с половиной сотни членов экипажа корабля и до четырех сотен бойцов и командиров из состава 142-й морской бригады. Спасено было только три человека.
После навигационного ремонта, проведенного в Очамчири, М-118 4 августа вышла в район острова Фидониси, где в точке 45°38" с.ш. и 29°58" в.д. атаковала судно из состава конвоя. На подводной лодке слышали взрыв торпеды, которая взорвалась при ударе о дно. Сопровождавшие конвой румынские канонерские лодки "Думитреску" и "Гикулеску" в ответ сбросили в месте предполагаемого нахождения субмарины 18 глубинных бомб. Израсходовав боезапас, субмарина направилась в базу и утром 10 августа прибыла в Поти. В свой последний боевой поход М-118 вышла 22 сентября 1942 года. Подводной лодке предстояло действовать в районе мыса Бурнас. На связь она не выходила и в базу не вернулась. По данным противника днем 1 октября в бухте Жебрияны, юго-восточнее озера Шаганы подводной лодкой атакован конвой (болгарский пароход "Царь Фердинанд", немецкий транспорт "Зальцбург" под эскортом румынских канонерских лодок "Стихи" и "Гикулеску" и немецкого катера-тральщика "MR-7", прикрытие с воздуха осуществлял румынский гидросамолет "Cant-501-Z"), следовавший из Бугаза в Сулину. Торпеды поразили германский транспорт "Зальцбург" (1742 брт, по другим данным 1442 или 2257 брт), в трюмах которого перевозили 840 тонн марганцевой руды, груз пустых бочек, а так же порядка 2300 советских военнопленных и гражданских лиц. Согласно советским источникам на борту судна были войска, техника и имущество из оккупированной Одессы.
Транспорт затонул в точке 45°53,36" с.ш./30°19,36" в.д. (по другим данным 45°52,7" с.ш./30°18,5" в.д., 45°39,9" с.ш./30°19,5" в.д. или северо-восточнее бухты Жебрияны на траверзе маяка Будаки) на глубине 14 метров. Вместе с "Зальцбургом" погибло по разным оценкам от 1.200 до 2080 человек. Всего было спасено по разным данным 16-19 немцев, 26-47 румын и 132 советских военнопленных. Часть погибших похоронена местными жителями села Николаевка. В настоящее время на месте могилы заброшенный пустырь, памятника нет. Через 2,5 часа после атаки подводная лодка была обнаружена германским гидросамолетом, который сбросил на субмарину две авиабомбы.
По его наведению подлодка была атакована румынскими канонерскими лодками "Стихи" и "Гикулеску", которые, сбросив 9 глубинных бомб (в 16.35-16.40), наблюдали затем масляное пятно и всплывшее обмундирование – характерные признаки гибели субмарины (по другим источникам явных признаков гибели субмарины не наблюдалось). Возможно, М-118 пережила эту атаку и погибла несколько позже и в другом месте, так как нет достоверных сведений, что субмарина найдена на дне, хотя район ее предполагаемой гибели обследован несколькими экспедициями.
По словам местных жителей недалеко от берега в районе мыса Бурнас (в 25 км от гибели "Зальцбурга") они видели на мелководье фрагмент подводной лодки (корма и винты). Если это так, то М-118 стала жертвой немецкого гидросамолета "BV-138" из состава 3/SAGr.125, который атаковал и потопил подводную лодку утром 2 октября 1942 года. Вместе с М-118 погиб 21 член экипажа.
9 боевых походов, 2 торпедных атаки, потоплен 1 транспорт - 01.10.1942 ТР "Зальцбург".
24 июня 1996 года на здании пограничной заставы на мысе Бурнас были торжественно открыты 3 мемориальные доски. На центральной доске текст: "Экипажу подводной лодки М-118 погибшей 1.10.42 близ м.Бурнас", на находящихся ниже, правее и левее от первой указаны воинские звания, фамилия и инициалы всех черноморских подводников, погибших на борту М-118 в ее последнем боевом походе.