Поэтесса Белла Ахмадулина. Досье. Краткая биография беллы ахмадулиной

10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино


тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина, Bella Əxət qızı Əxmədullina — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века.
Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Она никогда не называет себя поэтессой, только — поэтом. Одна из самых ярких представительниц поколения "шестидесятников", она собирала на свои выступления огромные залы… Она выступала в Политехническом, на стадионах, площадях. Публику покоряли ее узнаваемый голос, неподражаемая манера чтения стихов и какой-то воздушный и нездешний облик. И, конечно же, сами стихи - лиричные и психологичные.

Все это — о поэтессе Белле Ахмадулиной, сумевшей создать в своих стихах особый женский внутренний мир, где каждая мелочь имеет огромное значение, а самые обыденные ситуации приобретают зыбкость и ирреальность.

Белла Ахатовна родилась 10 апреля 1937 года в Москве, на Варварке.
Семья Беллы принадлежала к советской элите. Ее отец Ахат Валеевич был крупным таможенным начальником, а мать Надежда Макаровна - майором КГБ и переводчиком. Сочетание кровей девочка получила экзотическое: по линии матери в роду были обосновавшиеся в России итальянцы, а по отцовской линии — татары.

Родители целыми днями были заняты на работе, и воспитывала будущую поэтессу в основном бабушка. Она обожала животных, и вдвоем с внучкой они подбирали бездомных собак и кошек… Позже, Белла будет заниматься этим всю жизнь, передав любовь к животным двум свои дочерям — Ане и Лизе. "Я полностью солидарна с Анастасией Ивановной Цветаевой, которая говорила: "Слово "собака" пишу большими буквами", — сказала как-то она.

Будущая поэтесса долго не говорила, а потом расцвели тюльпаны. И малышка произнесла: "Я такого не видела никогда"… Первые стихи она начала писать еще в школе. Уже в 1955 году ее произведения были опубликованы в журнале "Октябрь". Некоторые критики называли ее стихи "неактуальными", говорящими о вещах банальных и пошлых. Тем не менее, молодая поэтесса сразу завоевала у читателей большую популярность.

В 1960 году она закончила Литературный институт имени Горького, о своем пребывании в стенах которого отзывалась так: "Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Моя юность как раз пришла на то время, когда травле подвергался Пастернак, и я видела, что потом происходило в душах тех людей, которые приняли в ней участие. Они медленно изнутри самоуничтожались. Я поняла, что жизнь - это отчасти попытка отстоять суверенность души:
не поддаться ни соблазнам, ни угрозам".

Вот так разбивали сердца


Вечер в политехническом
Поэтический фрагмент фильма Марлена Хуциева Застава Ильича (или Мне двадцать лет, 1964 год). Стихи читают Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Григорий Поженян, Борис Слуцкий, Белла Ахмадулина, поёт Булат Окуджава.

"Стихотворения чудный театр..."


Такая позиция не прошла молодой поэтессе даром. В 1959 году ее исключили из института за отказ участвовать в травле Пастернака. Впрочем, через год Ахмадулину восстановили.

Позже она всегда будет идти против течения: писать письма главе КГБ Андропову с просьбой облегчить участь Параджанова, сидевшего в тюрьме, подписывать петиции в защиту попавших в опалу Синявского и Даниэля, ездить в ссылку к академику Сахарову…

"Я никогда не боялась за себя, - сказала как-то поэтесса. - Но мне знаком страх за товарищей". А поэтически выразит это так: "Свирепей дружбы нет любви!"

Вскоре после окончания института она выпустила свой первый сборник "Струна". Тогда, оценивая ее дебют, поэт Павел Антокольский написал в посвященном ей стихотворении: "Здравствуй, Чудо по имени Белла!".

А потом будут сборники "Метель" и "Уроки музыки", "Сад" и "Свеча", "Сны о Грузии" и "Тайна", "Шум тишины" и "Гряда камней", "Самые мои стихи" и "Звук указующий", "Однажды в декабре" и "Созерцание стеклянного шарика"… всего и не перечислишь. Ахмадулина делала и великолепные поэтические переводы: с грузинского, армянского, абхазского, английского, французского, итальянского, польского, чешского, сербскохорватского…

1962 год

Многие запомнили ее роль журналистки в фильме 1964 года "Живет такой парень". Кино впоследствии еще не раз всплывет в ее жизни. В частности, в виде чудесных песен на стихи Ахмадулиной: "А напоследок я скажу..." или "По улице моей", прозвучавших в столь же прекрасных отечественных фильмах "Жестокий романс" и "Ирония судьбы или с легким паром!".

Одна из дочерей поэтессы — Елизавета — продолжила дело мамы и пишет книги. Анна тоже натура творческая — она модельер.

Ахмадулина всегда была объектом любви и восхищения. О своей прошлой личной жизни поэтесса распространяться не любила "Любовь и есть отсутствие былого", - написала она как-то в одном из стихотворений…

Однако ее бывшие мужья, на всю жизнь сохранившие восхищение Беллой, сами рассказали о былых отношениях в своих дневниках и воспоминаниях.

Первым мужем Ахмадулиной стал.Евгений Евтушенко. С ним она познакомилась еще в Литинтституте. "Мы часто ссорились, но быстро и мирились. Мы любили и друг друга, и стихи друг друга. Взявшись за руки, мы часами бродили по Москве, и я забегал вперед и заглядывал в ее бахчисарайские глаза, потому что сбоку была видна только одна щека, только один глаз, а мне не хотелось потерять ни кусочка любимого и потому самого прекрасного в мире лица. Прохожие оглядывались, ибо мы были похожи на то, что им самим не удалось..." - вспоминал позже поэт. Этот брак продлился три года...

Вторым мужем Ахмадулиной стал писатель Юрий Нагибин. "Я так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом номере она читала свои стихи нежно-напряженным, ломким голосом и любимое лицо ее горело. Я не отважился сесть, так и простоял у стены, чуть не падая от странной слабости в ногах, и мне счастливо было, что я ничто для всех собравшихся, что я — для нее одной", — писал Нагибин.

В то время Ахмадулина, по воспоминаниям поэтессы Риммы Казаковой, была особенно экстравагантна: в обязательной вуалетке, с мушкой на щеке "Она была красавица, богиня, ангел", — говорит Казакова об Ахмадулиной.

Ахмадулина и Нагибин прожили вместе восемь лет… Их расставание поэтесса отметит строками: "Прощай! Но сколько книг, дерев нам вверили свою сохранность, чтоб нашего прощанья гнев поверг их в смерть и бездыханность. Прощай! Мы, стало быть, — из них, кто губит души книг и леса. Претерпим гибель нас двоих без жалости и интереса".

С нынешним мужем — известным художником и скульптором Борисом Мессерером — они жили вместе более тридцати лет. Познакомились, выгуливая своих собачек, и это была любовь с первого взгляда. До их женитьбы Мессерер даже не был толком знаком с ее поэзией…

Его сразу же поразило, как легко Ахмадулина раздаривает свои произведения. И он занялся сбором этих разрозненных стихотворений — написанных порой на салфетках, на тетрадных листках… В итоге поисков Мессерера был издан целый четырехтомник.

Он стал ее своеобразным ангелом-хранителем. Борис взял на себя задачу опекать и покровительствовать и справляется с этой задачей уже многие годы. "Я рассеянный человек, - говорила о себе поэтесса. - Житейские затруднения для меня совершенно непреодолимы".

И если во время выступления она забывала строчку, муж тотчас же подсказывал. В одном из своих стихотворений она сказала о нем: "О, поводырь моей повадки робкой"… И к этому нечего добавить.

Екатерина Щеглова

"Мои товарищи"
— Пока! — товарищи прощаются со мной.
— Пока! — я говорю. — Не забывайте! —
Я говорю: — Почаще здесь бывайте! —
пока товарищи прощаются со мной.

Мои товарищи по лестнице идут,
и подымаются их голоса обратно.
Им надо долго ехать—до Арбата,
до набережной, где их дома ждут.

Я здесь живу. И памятны давно
мне все приметы этой обстановки.
Мои товарищи стоят на остановке,
и долго я смотрю на них в окно.

Им летний дождик брызжет на плащи,
и что-то занимается другое.
Закрыв окно, я говорю:
— О горе, входи сюда, бесчинствуй и пляши!

Мои товарищи уехали домой,
они сидели здесь и говорили,
еще восходит над столом дымок
— это мои товарищи курили.

Но вот приходит человек иной.
Лицо его покойно и довольно.
И я смотрю и говорю: — Довольно!
Мои товарищи так хороши собой!

Он улыбается: — Я уважаю их.
Но вряд ли им удастся отличиться.
— О, им еще удастся отличиться
от всех постылых подвигов твоих.

Удачам все завидуют твоим —
и это тоже важное искусство,
и все-таки другое есть Искусство,
— мои товарищи, оно открыто им.

И снова я прощаюсь: — Ну, всего
хорошего, во всем тебе удачи!
Моим товарищам не надобно удачи!
Мои товарищи добьются своего!

Борис Мессерер. Монолог... 1. Белла Ахмадулина

Монолог свободного художника. Фильм 1. Монолог к жене Белле. Далекое воспоминание о случайной встрече в детстве, в эвакуации... Все случилось гораздо позже, когда за плечами у обоих были и браки, и победы... Культура, 2013

Белла Ахмадулина. Монолог (2007)



Дуэт Белла Ахмадулина и Леонид Куравлев в фильме "Живет такой парень". 1964. Режиссер Василий Шукшин.


Белла Ахмадулина и Микаэл Таривердиев -
"По улице моей" (1993)

Друзья называли Беллу "Жанна д"Арк чистых помыслов". Голос, красота и неподкупность были неотъемлемой частью её творчества. Знаменитая мастерская сценографа и театрального художника Бориса Мессерера, мужа поэтессы, "Поварская, 20" - неформальная академия искусств, союз литературы, живописи и музыки. Не случайно именно здесь в конце 70-х годов создавался литературный альманах "Метрополь" - один из первых неподцензурных сборников в СССР, в выпуске которого принимали участие Василий Аксёнов, Андрей Битов, Фазиль Искандер, Белла Ахмадулина,
Владимир Высоцкий, Виктор Ерофеев.

Собравшиеся в мастерской друзья Беллы поделятся воспоминаниями о ней.

Ахмадулина Белла (полное имя Изабелла Ахатовна Ахмадулина), крупнейший лирический поэт советского и постсоветского периода, родилась в Москве 10 апреля 1937 года в интеллигентной семье. Отец, Ахмадулин Ахат Валеевич, был заместителем министра, а мать, Надежда Макаровна Ахмадулина, работала переводчицей. Девочка росла в творческой атмосфере, в доме часто бывали известные писатели и поэты, и маленькая Белла с недетским интересом слушала разговоры взрослых об искусстве, театральных премьерах, новых книгах, обо всем, чем жила Москва в пятидесятых годах прошлого века.

Будущая поэтесса

Поэтический дар у Беллы Ахмадулиной проявился еще в детстве, она с легкостью рифмовала все, что приходило ей в голову, а в 12 лет девочка принялась записывать свои стихи в тетрадку. Когда ей исполнилось 15 лет, стихи юной поэтессы прочел известный литературный критик Д. Быков. По его образному выражению, Белла "нащупала свою манеру стихотворчества".

После окончания школы Белла Ахмадулина, биография которой открыла тогда свою главную страницу, подала документы на факультет журналистики, но экзамен провалила. В ответ на вопрос о содержании передовой статьи последнего выпуска "Комсомольской правды" Белла пожала плечами и заявила, что газету не читает.

Звания Ахмадулиной

Жизнь Беллы Ахмадулиной была наполнена русской поэзией до краев, она выпустила множество сборников, которые читала вся страна, была членом Союза писателей РФ, участвовала в работе Русского ПЕН-центра под председательством Андрея Битова, в котором Ахмадулина была в должности вице-президента совместно с Андреем Вознесенским. Также поэтесса являлась членом общественного комитета при Музее имени А.С. Пушкина на Пречистенке. Была Почетным членом Американской академии по литературе и искусству. Является лауреатом Государственной премии РФ, а также Государственной премии Советского Союза.

Поэтесса и цензоры

Признанной поэтессой Ахмадулина Белла стала еще до окончания Литературного института (диплом она получила в 1960 году). В 18-тилетнем возрасте Белла активно участвовала в протестном движении за справедливость, ее, как и многих советских писателей и поэтов, не устраивала жесткая цензура Комитета по печати. В 1957 году Ахмадулину раскритиковали в "Комсомольской правде", на что она ответила новыми стихами. Началась конфронтация с литературными чиновниками, партийными структурами и ректоратом института, в котором училась Белла. А когда она во всеуслышание отказалась от участия в травле Бориса Пастернака, ее исключили из Литературного института (формальным поводом стал не сданный зачет по марксизму-ленинизму). Однако вскоре Ахмадулину восстановили, так как инцидент грозил выйти на международный уровень.

Сокровище русской поэзии

За год до окончания института, в 1959 году, поэтесса написала свое первое, принесшее ей мировую известность, стихотворение "По улице моей который год...". После первого успеха Ахмадулина Белла продолжала работать как обычно, создавая настоящие шедевры. Поэтесса придерживалась старомодного стиля в своих стихах, хотя темы раскрывала самые современные. Стихи Беллы Ахмадулиной яркие, запоминающиеся, пронзительные, как сказал Иосиф Бродский, Белла - "сокровище русской поэзии".

Ахмадулина не признавала слово "поэтесса", требовала, чтобы ее называли "поэт". Когда "поэт" Белла Ахмадулина побывала в Грузии, в 1970 году, она полюбила эту страну, уезжая, оставила в Тбилиси часть своей души. Позже, уже будучи известной переводчицей, переводила на русский произведения Ираклия Абашидзе, Галактиона Табидзе, поэта-романтика XIX века Николая Бараташвили.

Поэтесса писала и в прозе, ее перу принадлежит цикл эссе о поэтах-современниках, а также о Пушкине и о Лермонтове. Творчество Беллы Ахмадулиной было отражено в бестселлере "Автограф века", 2006 года, в нем ей посвящена целая глава. А за границей поэтессе посвящались тома литературных исследований.

Стиль Ахмадулиной

Стихи Беллы Ахмадулиной изобилуют метафорами, которые, подобно бриллиантовой россыпи, украшают и облагораживают строки. Самое обычное повествование поэтесса переводит в причудливое переплетение аллегорий, и фразы приобретают оттенок архаичности, а простые словосочетания становятся перлами изящной стилистики. Такова Белла Ахмадулина, поэт.

Белла входила в кружок "шестидесятников", она вращалась среди самых известных поэтов того времени: Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского. Их выступления в Московском университете, Политехническом музее, Лужниках собирали огромные аудитории. В то время люди были не просто открыты новым впечатлениям, они были "распахнуты" для свежего ветра перемен, ждали изменений к лучшему, надеялись. Поэтому стихи поэтов и не в последнюю очередь Беллы Ахмадулиной становились подспудной критикой тоталитарного строя.

Публичные выступления

Белла Ахмадулина, биографиякоторой вызывала вопросы у партийных руководителей, стала первой советской поэтессой, которая говорила о простых вещах высоким поэтическим слогом. Ее выступления на сцене становились импровизацией мастера. Непередаваемая манера чтения, доверительные интонации, артистизм Беллы действовали на публику завораживающе. В зале стояла звенящая тишина, и только проникновенный голос поэтессы читал стихи, написанные высоким "штилем", который, тем не менее, понимали все. Напряжение было полуобморочным, позже Белла говорила: "...словно иду по острию каната..."

Выбор

Белла инстинктивно отстранялась от обыденности, бежала от современности, искала уединения в своем творчестве. Первый сборник поэтессы, под названием "Струна", вышел в 1962 году. В книге просматривается желание Ахмадулиной найти себя в русской поэзии. Она напряжена, дорог много, но хочется обрести единственно верный, свой путь. И Белла его нашла, именно в середине 60-х она перестала быть "витязем на распутье", и тогда сформировался тот высокий поэтический стиль, манера и музыка стиха, отличающие все творчество Беллы Ахмадулиной.

Возвышенная лирика, точность метафоры, свобода в построении стиха - все это стало "поэзией Ахмадулиной". В ее творчестве прослеживается одна интересная особенность: поэтесса общается с душой предмета. Дождь, деревья в саду, свеча на столе, чей-то портрет - все имеет душевные признаки в поэзии Беллы Ахмадулиной. Чувствуется ее стремление дать имя предмету и вступить с ним в диалог.

Прошлое и настоящее в творчестве Ахмадулиной

Стихотворения Беллы Ахмадулиной как бы ведут игру со временем, поэтесса пытается подчинить себе пространство, уходит мыслями в XIX столетие, эпоху рыцарства и благородства, аристократизма и великодушия. Там, в прошлом, Белла находит свое место, живет утраченными ценностями и жаждет вернуть их в свою современность. Пример тому - "Приключение в антикварном магазине", "Дачный роман", "Моя родословная".

Всю свою жизнь Белла Ахмадулина следовала принципу "дружественности", ей было важно "воздать благодарение", воспеть самую малость, ибо не существует этой малости - все велико. Поэтому Белла Ахмадулина о любви говорила так, словно ее слышал любовник, а на самом деле она обращалась к прохожему, читателю или самому обыкновенному человеку. Ее лирика пронизана участием, состраданием и любовью к несчастным людям, убогим, сирым существам в человеческом обличье.

Поэтесса Ахмадулина испытывала на себе действие критики по двум направлениям: официальной, которая ставила ей в вину манерность и трюкачество, и критики либеральной, допускающей "художества" в стихотворчестве. И те и другие доброхоты были порождением системы, и Белла их игнорировала. Вместе с тем поэтесса никогда не писала стихов на темы, имеющие общественное значение и социальный подтекст. Ее лирика была лиричной и никак не иначе, хотя лиричной можно было сделать ткачиху или доярку. И сделала бы, если б не соцсоревнование между ними, на котором настаивали партийные органы.

Личная жизнь

О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно, в нее влюблялись все, кто пообщался с ней хоть пять минут. Мужчины чувствовали ее недосягаемость, и это только разжигало страсть. Первым законным мужем Беллы был с которым она училась в Литинституте. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами. Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года.

Вторым супругом поэтессы стал писатель. Влюбленность Нагибина была такой, что во время выступления Беллы на сцене он не мог сидеть, вставал у стены и держался, чтобы не упасть от необъяснимой слабости в ногах. В то время Белла была на пике своей экстравагантности. "Ангел, красавица, богиня", - так отзывалась о своей подруге Ахмадулиной. Брак с Нагибиным продолжался восемь лет. Прощание было болезненным, Белла даже написала стихи по этому поводу.

Были у Ахмадулиной и романы, она встречалась с Василием Шукшиным, даже снялась в его фильме "Живет такой парень", сыграв журналистку. Какое-то время жила с Эльдаром Кулиевым, сыном известного писателя Кайсына Кулиева. Брак был гражданским, но тем не менее у пары в 1973 году родилась дочь Лиза.

Затем, в 1974 году, Белла встретила театрального художника, который стал ее третьим и последним мужем, с ним поэтесса прожила более тридцати пяти лет. Как-то так само собой получилось, что практичный Борис Мессерер взялся вести дела рассеянной супруги. Он приводил в порядок ее стихи, написанные на чем попало, в том числе и на салфетках. Белла была благодарна мужу за это. Жизнь и творчество Беллы Ахмадулиной оказались под надежной защитой. Супруг поэтессы охранял сокровище и свое, и всей русской земли.

Смерть Ахмадулиной

В октябре 2010 года Ахмадулина Белла почувствовала себя плохо, обострилось онкологическое заболевание. Поэтессу госпитализировали в Боткинскую больницу, где она была прооперирована. Наступило улучшение, и Ахмадулину выписали домой. Однако через четыре дня она скончалась.

Отпевание прошло в храме Святых Козьмы и Дамиана, в присутствии родных и близких. Затем в Центральном Доме литераторов с поэтессой простились все те, кого она при жизни называла "досточтимые мои читатели", а это многие тысячи людей. Похоронили Беллу Ахмадулину на Новодевичьем кладбище.

Ахмадулина Белла Ахатовна, (р. 1937) русская советская поэтесса

Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахматовна родилась 10 апреля 1937 г. Окончила московскую школу. Писать стихи начала еще в школьные годы. В 1960 г. окончила Литературный институт. Первый сборник стихотворений молодой поэтессы «Струна», изданный в 1962 г., привлек внимание любителей и знатоков поэзии. Затем последовали поэтические сборники «Озноб» (1968 г.), «Уроки музыки» (1969 г.), «Стихи» (1975 г.), «Метель» (1977 г.).

Евгений Евтушенко писал о ней: «Родилась в Москве. В числе предков с материнской стороны – итальянцы, осевшие в России, и среди них революционер Стопани, чьим именем был назван переулок в Москве. С отцовской стороны – татары. Когда в 1955 году первые стихи Ахмадулиной появились в журнале «Октябрь», сразу стало понятно, что пришел настоящий поэт. Поступив в этом же году в Литинститут, она была там королевой, и в нее были влюблены все молодые поэты, включая и составителя этой антологии, который стал ее первым мужем. Ее талантом восхищались и поэты старшего поколения – Антокольский, Светлов, Луговской. Хрупкая, нежная рука Ахмадулиной подписала все письма, которые только можно припомнить, в защиту диссидентов и многих других, попадавших в беду людей. Ахмадулина ездила в ссылку к Сахарову, найдя мужество пробиться сквозь полицейский кордон. Ахмадулина пишет элегантную прозу, выше сюжета ставя тонкость языка, как, впрочем, и в поэзии. В 1989 году ей, убежденно антиполитическому поэту, присуждена Еосударственная премия СССР. Ахмадулина – почетный член американской Академии искусств».

В начале 1980-х на приеме в честь советских писателей, прилетевших в Америку, президент США Рональд Рейган спросил ее, кто из ныне живущих в России поэтов лучший, она ответила: «Наш лучший живет у вас – Иосиф Бродский».

Она всегда делала то, что нельзя было делать в советское время: печаталась в запрещенных журналах, просила Андропова облегчить участь сидевшего за решеткой режиссера Параджанова, отказывалась осуждать Пастернака, вступалась за Солженицына, ездила в ссылку к Сахарову…
Евтушенко писал: «.когда вижу ее, мне хочется плакать».

Поэтесса Римма Казакова говорила об Ахмадулиной: «Она была богиня, ангел».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «сокровищем русской поэзии», а представляя на страницах журнала Vogue американскому читателю, сравнивал ее поэзию с розой: «.сказанное подразумевает не благоухание, не цвет, но плотность лепестков и их закрученное, упругое распускание.».

Борис Асафович Мессерер – муж Беллы Ахмадулиной – говорил о ней: «Мне больше всего нравится образ Беллы теперешней. Все возрасты замечательны в человеке, мы любуемся друг другом во все времена, но я очень люблю ее сегодняшний расцвет».

Белла была исключительным человеком и поэтом. Она и сама была произведением искусства.
Зоя Богуславская, вдова поэта Андрея Вознесенского

Я помню ее совсем юной на литературных вечерах, как она, вскидывая голову, читала свои стихи. В них было столько музыки, столько вдохновения, обаяния и женской души. Это было явление, равное по уровню Анне Ахматовой и Марине Цветаевой.
Андрей Дементьев, поэт

Бе́лла (Изабе́лла ) Аха́товна Ахмаду́лина (тат. Белла Әхәт кызы Әхмәдуллина, Bella Əxət qızı Əxmədullina; 10 апреля 1937, Москва - 29 ноября 2010, Переделкино) - русский поэт, писатель, переводчик, один из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР.

Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец - Ахат Валеевич Ахмадулин (1902-1979), татарин по национальности, комсомольский и партийный работник, в годы Великой Отечественной войны гвардии майор, заместитель по политчасти командира 31-го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, в дальнейшем крупный ответственный работник Государственного таможенного комитета СССР (начальник управления кадров, заместитель председателя). Мать Надежда Макаровна Лазарева работала переводчицей в органах госбезопасности и была по матери племянницей революционера Александра Стопани.

Белла начала писать стихи ещё в школьные годы, свою манеру, по оценке литературоведа Д. Быкова, «нащупала лет в пятнадцать». Первым её поэтический дар отметил П. Антокольский.

В 1957 году подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 году. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака (официально - за несданный экзамен по марксизму-ленинизму), потом была восстановлена.

В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала одно из своих известнейших стихотворений «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил эти стихи на музыку, и романс в исполнении Аллы Пугачёвой прозвучал в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».

Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 году. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

В 1970-х годах посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.

В 1979 году Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «МетрОполь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку советских диссидентов - Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк Таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».

Могила Б. А. Ахмадулиной на Новодевичьем кладбище Москвы

Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988).

В 1993 году подписала «Письмо сорока двух».

В 2001 году подписала письмо в защиту телеканала НТВ.

Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.

В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь, почти ничего не писала.

Белла Ахмадулина скончалась на 74-м году жизни 29 ноября 2010 года на даче в Переделкине. По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого криза. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы.

Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Семья

С 1957 по 1958 Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко.

С 1959 по 1 ноября 1968 года - пятой женой Юрия Нагибина. Этот брак разрушился, по свидетельствам самого Нагибина в его опубликованном «Дневнике» и беллетризованных мемуаров Василия Аксёнова «Таинственная страсть», из-за смелых сексуальных экспериментов поэтессы. В 1968 году, разводясь с Нагибиным, Ахмадулина взяла на воспитание приёмную дочь Анну.

От сына балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдара Кулиева (1951-2017), в 1973 году Ахмадулина родила дочь Елизавету.

В 1974 году вышла замуж в четвёртый и последний раз - за театрального художника Бориса Мессерера, оставив детей со своей матерью и домработницей.

Первая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора. Дочь Елизавета, как и её мать, окончила Литературный институт.

В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем.

Творчество

Поэзия для Ахмадулиной - самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё - даже любая мелочь - может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.

Вольфганг Казак.

Однако, при всей своей изысканной, велеречивой устаревшей лексике, Ахмадулина была и остаётся абсолютно современным поэтом - конца XX и начала XXI веков. Каким образом она этого добивалась? Примет нового времени, аббревиатур и сленга в её стихах практически нет, просторечных слов - совсем немного, хотя они предельно выразительны (пестрядь, стыдобина, деньга, сопрут, кладби́щ), модные англицизмы - всего в нескольких стихотворениях.

И, наконец, главное: Ахмадулина проявила себя как подлинный реформатор стиха, прежде всего, рифмы, а рифма - это, безусловно, важнейшая часть формы в силлабо-тоническом стихотворении. У Ахмадулиной практически нет банальных рифм. Все рифмы - неожиданные, новые, не повторяющиеся, почти не встречающиеся у других поэтов.

Евгений Степанов

Литературовед И. Снеговая, присутствовавшая в 2008 году на Ахматовском вечере с участием Ахмадулиной, отмечает её стихотворения, посвящённые Репино и Комарово, написанные в этих местах. Ощущение прошедшего времени, очарование обликом старых дач и размышления о судьбе их обитателей составляют содержание этих произведений. «Её присутствие на Ахматовском вечере было так уместно и радостно для слушателей. Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим изысканным обликом и слогом продолжает классическую традицию, и в её стихах, обращённых к Ахматовой, живут восхищение и спор, без которых нет преемственности».

Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».

Сплошную и сознательную размытость поэзии Ахмадулиной, сходную с импрессионизмом в живописи, отмечает Дмитрий Быков. Указывая, что усложнённые лабиринтом ассоциативных ходов, трудно запоминающиеся стихи тем не менее оставляют у читателя «ощущение цельного и прекрасного образа, бескорыстного, сочетающего достоинство с застенчивостью, знание жизни - с беспомощностью, забитость - с победительностью». Сквозной темой творчества Ахмадулиной, указывает литературовед, был стыд , который «сопровождал её всю жизнь и диктовался во многом той неупорядоченной, слишком бурной жизнью, какую ей приходилось вести». В этой доминантной теме, полагает Быков, сказывался «всё тот же недостаток творческой воли, заставлявший её иногда длить стихи дальше положенного предела, вступать в лишние отношения, выпивать с ненужными людьми». По мнению биографа, Ахмадулина с присущей ей мучительной греховностью и горьким самоосуждением продолжает поэтическую традицию Бориса Пастернака: обоих лирических поэтов и в жизни, и в стихах роднила высокопарность, выспренность, многословие, учтивость, застенчивость; эти качества, удивляя окружающих в обыденности, были «человеческими чертами среди бесчеловечности, глотком тепла среди ледяного мира».

9 февраля 2013 года, выступая на первом Съезде родителей, президент РФ В. В. Путин призвал включить стихи Ахмадулиной в обязательную школьную программу по литературе.

Библиография

  • «Струна» (М., Советский писатель, 1962)
  • «Озноб» (Франкфурт, 1968)
  • «Уроки музыки» (1969)
  • «Стихи» (1975)
  • «Свеча» (1977)
  • «Сны о Грузии» (1977, 1979)
  • «Метель» (1977)
  • альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
  • «Тайна» (1983)
  • «Сад» (1987)
  • «Стихотворения» (1988)
  • «Избранное» (1988)
  • «Стихи» (1988)
  • «Побережье» (1991)
  • «Ларец и ключ» (1994)
  • «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
  • «Гряда камней» (1995)
  • «Самые мои стихи» (1995)
  • «Звук указующий» (1995)
  • «Однажды в декабре» (1996)
  • «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
  • «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
  • «Миг бытия» (1997)
  • «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996-1999)
  • «Возле ёлки» (1999)
  • «Влечет меня старинный слог» (2000)
  • «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
  • «Стихотворения. Эссе» (2000)
  • «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
  • «Озябший гиацинт» (2008)
  • «Пуговица в китайской чашке» (2009)
  • «Избранное» (стихотворения, поэмы, эссе, переводы, 2009)
  • «Ни слова о любви» (2010)
  • «Нечаяние» (2011)

Фильмография

Актёрские работы

  • 1964 - Живёт такой парень
  • 1970 - Спорт, спорт, спорт

Сценарист

  • 1965 - Чистые пруды
  • 1968 - Стюардесса

Использование стихов

  • 1964 - Застава Ильича
  • 1973 - Друзья мои… (киноальманах)
  • 1975 - Ирония судьбы, или С лёгким паром!
    • «По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачёва)
  • 1976 - Ключ без права передачи - сама автор читает стихи
  • 1978 - Служебный роман
    • «Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева
  • 1978 - Старомодная комедия
  • 1984 - Пришла и говорю
    • «Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачёва
  • 1984 - Жестокий романс
    • «А напоследок я скажу», исполняет Валентина Пономарёва
    • «Романс о романсе», исполняет Валентина Пономарёва
    • «Снегурочка», исполняет Валентина Пономарёва
  • 1997 - «Исчерпана до дна пытливыми глазами» (из музыкального фильма «Пришла и говорю») - 10-серийный телефильм «Зал ожидания», читает героиня Инны Алексеевой

Награды и премии

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность .
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 года) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы .
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2004 года (6 июня 2005 года) - за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии .
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года).
  • Премия имени Булата Окуджавы 2003 года (14 февраля 2004 года).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Лауреат Государственной премии СССР (1989).
  • Лауреат премии фонда «Знамя» (1993).
  • Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994).
  • Лауреат премии «Триумф» (1994).
  • Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994).
  • Лауреат журнала «Дружба народов» (2000).
  • Почётный член Российской академии художеств.

Память

  • В мае 2012 года в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов в возрасте от 18 до 35 лет. Присуждать премию будут за стихотворения на русском и итальянском языках, а также в номинации «Литературно-критическое или биографическое эссе о современной поэзии». Уникальность премии в том, что получить её можно не за книгу стихов, а за отдельное стихотворение или поэтическое произведение. Жюри у премии будет два: русское и итальянское. Вознаграждение победителей составит 3000 евро. Церемония награждения будет проходить ежегодно в России и Италии в апреле - месяце рождения Ахмадулиной.
  • Памятник в городе Тарусе. Открыт в сентябре 2013 года
  • Памятник в городе Москве. Открыт в ноябре 2014 года

П ервые стихотворения Беллы Ахмадулиной были опубликованы, когда поэтессе было восемнадцать. Спустя всего несколько лет ее творческие вечера уже проходили с аншлагом, а тексты становились шлягерами. Белла Ахмадулина выпустила 33 поэтических сборника, писала эссе и очерки, переводила стихотворения на русский со множества языков.

Юная поэтесса с гражданской позицией

Белла Ахмадулина родилась в Москве в 1937 году. Испанское имя Изабелла для нее выбрала бабушка. «Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла» , - рассказывала поэтесса.

Первые стихи Ахмадулиной напечатал в 1955 году журнал «Октябрь». Она тогда училась в десятом классе, занималась в литературном кружке Евгения Винокурова при заводе имени Лихачева.

После школы Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. Приемной комиссии юная поэтесса читала собственные стихи. На первом курсе она была уже достаточно известным автором. В 22 года Ахмадулина написала стихотворение «По улице моей который год...», которое стало известным романсом.

Отрывок из кинофильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Спустя еще три года поэтесса выпустила первую книгу стихотворений - «Струна», о которой Евгений Евтушенко писал: «Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна»: в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. <...> Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам» .

Выступления Ахмадулиной собирали полные залы, площади, стадионы. Особенным был не только голос поэтессы, но и ее художественный стиль. Белла Ахмадулина использовала в текстах интересные метафоры, писала слогом золотого века.

«Лирическая моя героиня, она происхождения более раннего даже, чем двадцатый век».

Белла Ахмадулина

В 1958 году студентов Литинститута - в их числе была и Белла Ахмадулина - принуждали подписывать коллективное письмо с требованием выслать из страны Бориса Пастернака. В то время в разгаре была травля писателя, связанная с его Нобелевской премией. Поэтесса подписывать письмо отказалась. И вскоре ее отчислили, официально - за проваленный экзамен по марксизму-ленинизму. Однако позже Ахмадулину восстановили, и она окончила Литинститут с отличием.

«Если меня чему-то и научил Литературный институт, так это тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь - это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам».

Белла Ахмадулина

Актриса, переводчица, защитница диссидентов

Белла Ахмадулина. Фотография: pinterest.com

Леонид Куравлёв, Василий Шукшин и Белла Ахмадулина на съёмках картины «Живёт такой парень». Фотография: prosodia.ru

Белла Ахмадулина. Фотография: art-notes.ru

В 1960-х годах Белла Ахмадулина снималась в кино. Фильм Василия Шукшина «Живет такой парень», где поэтесса сыграла журналистку, получил приз «Лев святого Марка» на Венецианском фестивале в 1964 году. В фильме «Спорт, спорт, спорт» за кадром Ахмадулина читала собственные стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».

Поэтесса не писала на острые социальные и политические темы, однако в политической жизни Советского Союза участвовала. Она поддерживала движение диссидентов, защищала опальных Андрея Сахарова, Льва Копелева, Александра Солженицына. Писала официальные обращения, бывала в местах ссылок, выступала в зарубежных газетах, на «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Долгое время репрессии Беллы Ахмадулиной не касались: она была известна, авторитетна и любима публикой, ее стихи переводили на все европейские языки. Однако в 1969 году во Франкфурте вышел сборник Ахмадулиной «Озноб». Печататься за рубежом было очень рискованно. После этого поэтессу раскритиковали в советской прессе, а ее новые сборники подверглись жесткой цензуре. Выступления Ахмадулиной запрещали до самой перестройки.

В эти годы поэтесса занималась переводами. Она много путешествовала по Советскому Союзу и особенно любила Грузию. Ахмадулина переводила на русский язык грузинскую поэзию - стихи Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Ираклия Абашидзе.

«Вероятно, у каждого человека есть на земле тайное и любимое пространство, которое он редко навещает, но помнит всегда и часто видит во сне. Так я думаю о Грузии, и по ночам мне снится грузинская речь».

Белла Ахмадулина

Кроме грузинских авторов Белла Ахмадулина переводила произведения поэтов Армении и Польши, Венгрии и Болгарии, Италии и Франции. В 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов», Американская академия искусств и литературы избрала поэтессу своим почетным членом. Создавала Ахмадулина и очерки о поэтах-современниках, написанные, как говорил Евтушенко, «элегантной прозой».

Белла Ахмадулина и Борис Мессерер

Белла Ахмадулина и Евгений Евтушенко. Фотография: pravmir.ru

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: nastroenie.tv

Борис Мессерер и Белла Ахмадулина. Фотография: alamy.com

Белла Ахмадулина была замужем четыре раза: за Евгением Евтушенко, Юрием Нагибиным и Эльдаром Кулиевым. В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз - за скульптора Бориса Мессерера.

Об их знакомстве он позже вспоминал: «Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная. От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце. Говорим о собаках. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда» .

Белла Ахмадулина «раздаривала» автографы и стихи, писала их на салфетках и клочках тетрадных листов. Мессерер делал копии и оставлял их себе. Разговоры с женой он записывал на диктофон. Так появились четыре тома ее произведений.

Борис Мессерер сопровождал супругу на творческих вечерах, Ахмадулина писала о нем: «О, поводырь моей повадки робкой!..» Еще в годы гонений Мессерер предложил ей переехать в Тарусу. Этому городу, который Белла Ахмадулина часто называла своей музой, она посвятила одноименный сборник с акварелями своего мужа.

Всего при жизни поэтессы вышли 33 сборника ее стихотворений. Последние годы Ахмадулина и Борис Мессерер жили в Переделкино. Она продолжала участвовать в творческих вечерах, однако писала мало: мешало заболевание глаз. В 2010 году Беллы Ахмадулиной не стало. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище. После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.