Пойми хоть раз тоскливое признанье анализ. Основные мотивы творчества А. А. Фета Цель урока: раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета. Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ. II. Сообщение учащегося

Цели:

  • познакомить с некоторыми эпизодами личной жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях;
  • открыть для себя этих поэтов как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы возлюбленных поэтов;
  • эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: портреты поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, музыкальные записи, свечи.

Форма проведения: гостиная.

Методические приемы: рассказ учителя, чтение стихов и комментарии к ним, сообщения учащихся, прослушивание романсов.

Эпиграф:




Слезах любви…

В. Шекспир

ХОД УРОКА

1-й ученик:

Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово!»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!

2-й ученик:

Все начинается с любви:
И озаренье,
и работа,
Глаза цветов,
Глаза ребенка –
Все начинается с любви.

1-й ученик:

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.

2-й ученик:

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг –
все начинается с любви

1-й ученик:

Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься,
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви.

Учитель: Этими замечательными строчками поэта Роберта Рождественского мы начинаем урок «Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета». Прав был великий В. Шекспир, утверждая:

На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви…

– Урок состоит из двух частей. В первой части мы расскажем о любви поэтов XIX века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Во второй – прочтем свои любимые строки о любви.

Федор Иванович Тютчев. Одной из центральных в его зрелом творчестве стала тема любви, она отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.

Звучит романс «Я встретил Вас – и все былое…»

Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию) умирает жена Тютчева. По семейному преданию «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет, началось новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.

Ученик: Любовь в лирике Тютчева – это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл», который посвящен Елене Александровне Денисьевой, последней любви поэта.

Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он передо мной везде, всегда,
Непостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…

Учитель: Тютчеву 47 лет, Денисьевой – 24, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой.

Ученик: Это была и счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского света интерес скандала; любовь, закрывшая молодой женщине из хорошей семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей; любовь, заставившая отца Денисьевой отказаться от дочери; любовь, мучившая Тютчева сознанием своей виновности.

Стихотворение «Я очи знал, – о, эти очи!..».

Ученик: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни, и в 1864 году Елена Александровна умирает от чахотки. Прожитая поэтом драма и запечатлелась в «Денисьевском цикле», одном из вершинных достижений любовно – психологической лирики в русской и мировой литературе.

Стихотворение «Как ни бесилося злоречье…».

Ученик: В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В «Денисьевском цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своём развитии оказывается зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим:
«… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело». Суд людской Тютчев назвал роковой силой.

Стихотворение «Две силы есть – две роковые силы…».

Ученик: «Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей подобия в прозаических произведениях. Замедленное, проникновенное изображение симпатии, влюблённости, предыстории любви и затем не состоявшихся любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова, Тургенева. «Роман» в стихах Тютчева сразу же начинается с очень высокой, трагически звучащей ноты.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…».

Ученик: Тютчев даёт романтическую оценку любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева. Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу, им, им, одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…».

Ученик: Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго прислушивалась к шуму дождя, осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.

Учитель: Поэзия Тютчева принадлежит к числу созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный создатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

Учитель: Афанасий Афанасьевич Фет. И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Н. Некрасов писал: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит Фет». По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

Звучит романс П. И. Чайковского на слова А. А. Фета «На заре ты ее не буди».

Ученик: Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

Стихотворение «Призыв к любимой Бетховена».

Ученик: С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С.Толстой, Е. Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна Андреевна Кузминская, сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта у себя дома, когда ей было 15–16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение. Стихотворение это – одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Стихотворение «Сияла ночь».

Ученик: Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны, – сказал он, – но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый…». Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете, стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Бернс (впоследствии по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

Ученик: Фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой окутан дымкой таинственности.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…».

Учитель: Это стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное предложение. В нем нет ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках пародий. Говорили, что его можно читать от первой до последней строчки и наоборот – смысл от этого не изменится. Это, конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский – Корсаков положили его на музыку.

Ученик: В 1849 г. Фет писал другу детства Борисову «Я встретил существо, которое люблю. Она для меня возможность для счастья и примирения с гадкой действительностью». Это о Марии Лазич, дочери многодетного мелкопоместного дворянина, отставного генерала. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. «Ничего, – писал он, имея в виду свои отношения с Лазич, не сближает так, как искусство вообще – поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия».

Стихотворение «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…».

Ученик: Но расчетливый ум берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой любви и надеявшемся на семейное счастье. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Фет убедил девушку в невозможности их брака по материальным соображениям.

Стихотворение «Долго мне снились вопли рыданий твоих…».

Ученик: Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили везде. Мария сгорела в собственном доме. Эта мысль не давала Фету покоя.

Стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…»

Ученик: После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он сам. Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю…».

Ученик: Сожжённая молнией равнодушия и расчёта любовь Фета к Лазич превратилась в какую-то волшебную скрипку, называемою поэзией. Лирические откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. В стихах о любви женский образ, по словам К. Бальмонта, лишён «временности», «он вечен». Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений Фет скажет: «…Та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей,..»

Стихотворение «ALTER EGO» («Второе я» (лат.)) .

Учитель: Большая часть лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается. Фет и Тютчев – великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:

Чужое вмиг почувствовать своим.
Шепнуть о том, пред чем язык немеет.
Усилить бой бестрепетных сердец…

– именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Тютчева и Фета.

Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…».

Учитель: Это были стихи о любви гениальных поэтов XIX века. Их лирические произведения привлекают чистотой, искренностью, глубиной чувств и убеждают в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно не любить». Мы живем в XXI веке и переживаем те же чувства. У каждого из нас есть любимые строчки о любви.

Учащиеся читают свои любимые стихи о любви.

Учитель: Мы надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие, и прочитанные сегодня стихи вам понравились. Закончить вечер хотим словами из стихотворения поэта Болата Куняева:

Стихи ни к чему недотепам и нудным.
Сердец им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди.
Я это по личному опыту знаю.

Список использованной литературы:

1. Тютчев Ф. И. Весенние воды: Лирика / Сост. и предисл. К. Пигарева; Примеч. К. Пигарева и В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. – 3-е изд., доп. – М.: Дет. лит., 1983. – 126 с., ил. – (Школьная б-ка).
2. Фет А. А. Стихотворения / Сост. и предис. Е. Винокурова; Худож. Ф,. Домогацкий. М.: Худож. лит., 1979 – 319 с. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека.)


ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Современники Фета неоднократно отмечали узость его тематики и, в зависимости от собственного понимания задач поэзии, порицали его за это или, напротив, находили естественным, законным. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин (в рецензии на сборник «Стихотворения А.Фета», 1863 г.) писал с явной иронией: «Поэтическую трапезу г. Фета, за весьма редкими исключениями, составляют: вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, утро зимнее; затем: кончик ножки, душистый локон, прекрасные плечи. Понятно, что такими кушаньями не объешься, какие бы соусы к ним ни придумывались». Но, тем не менее, стихи Фета привлекают чем-то новым, небывалым.

В чем же своеобразие, новаторство Фета в освещении вечных тем? Какие образы и имена дает он для обозначения состояний души, до него не воплощенных, не выраженных в слове? Ведь «сердце читателя волнуется от уменья поэта ловить неуловимое, давать образ тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (Дружинин А.В., «Прекрасное и вечное»).

Казалось бы, Фет пишет о том, что давно ведомо всем и каждому, к тому же явно не стремится к обновлению поэтического словаря, стихи изобилуют традиционнейшими «поэтизмами»: заря, роза, соловей, звезды. Но об обычном Фет пишет необычно (см. стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…»). В его стихах чувствуется музыкальность, тактичность, ритмическое разнообразие. Стихи Фета хорошо подтверждают родственность лирики и музыки: например, в них используются многообразные повторы (столь характерные для музыкальных композиций). «Немногие из ныне живущих служителей Аполлона до такой степени разумеют значение музыки слов, немногие умеют выбирать столь удачно размер для своих стихотворений. В этом отношении наш поэт чуток и тонок. У него есть вещи, бьющие в цель по одной только музыке» (Дружинин А.В., «Прекрасное и вечное»). Очень многие стихи Фета были положены на музыку. Так, широко известны романсы П. Булахова («Только станет смеркаться немножко…», «Молчали листья, звезды рдели…»), П.И. Чайковского («Уноси мое сердце в звенящую даль…», «Мой гений, мой ангел, мой друг…»), С.В. Рахманинова («Какое счастие: и ночь, и мы одни!…», «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной…») и другие.

Богат метрический репертуар Фета, использующего все размеры и их различные ритмические вариации. Но ямбы, хореи и трехсложники используют очень разные поэты. Почему же именно стихи Фета столь близки, столь родственны музыке?


У Фета немало стихотворений, где он продолжает любимую тему романтиков – невозможность выразить свою душу в слове (вспомним Жуковского, его «Невыразимое»). Таковы, в частности, стихотворения «Как мошки зарею…», «Поделись живыми снами…», «Какие-то носятся звуки…», «Я тебе ничего не скажу…». Уже столь частое обращение поэта к теме «невыразимого» подчеркивает важность для него стиха как звучащей и мелодичной речи («Поделись живыми снами, / Говори душе моей; / Что не выскажешь словами - / Звуком на душу навей» ).

У Фета есть и стихотворения, непосредственно посвященные музыке и пению. Одно из них – «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Раскрытый рояль, дрожащие струны, раскрытые сердца – метафорическое значение слов явно вытесняет номинативное, рояль тоже имеет душу, сердце.

Литература, и даже ее лирический род, не может непосредственно передать пение, музыку, у нее другой «язык». Но то, как воздействуют музыка и пение на слушателя, именно литература и может передать.

СТИХИ


  • «Только станет смеркаться немножко…»

Только станет смеркаться немножко,

Буду ждать, не дрогнет ли звонок,

Приходи, моя милая крошка,

Приходи посидеть вечерок.
Потушу перед зеркалом свечи, -

От камина светло и тепло;

Стану слушать веселые речи,

Чтобы вновь на душе отлегло.


Стану слушать те детские грезы,

Для которых - всё блеск впереди;

Каждый раз благодарные слезы

У меня закипают в груди.


До зари осторожной рукою

Вновь платок твой узлом завяжу,

И вдоль стен, озаренных луною,

Я тебя до ворот провожу.


  • «Молчали листья, звезды рдели…»

Молчали листья, звезды рдели.


И в этот час
С тобой на звезды мы глядели,
Они - на нас.

Когда всё небо так глядится


В живую грудь,
Как в этой груди затаится
Хоть что-нибудь?

Всё, что хранит и будит силу


Во всем живом,
Всё, что уносится в могилу
От всех тайком,

Что чище звезд, пугливей ночи,


Страшнее тьмы,
Тогда, взглянув друг другу в очи,
Сказали мы.

  • Певице («Уноси мое сердце в звенящую даль…»)

Уноси мое сердце в звенящую даль,


Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом...

Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,
И всё выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.


  • «Мой гений, мой ангел, мой друг…»

Не здесь ли ты легкою тенью,


Мой гений, мой ангел, мой друг,
Беседуешь тихо со мною
И тихо летаешь вокруг?

И робким даришь вдохновеньем,


И сладкий врачуешь недуг,
И тихим даришь сновиденьем,
Мой гений, мой ангел, мой друг...

  • «Какое счастие: и ночь, и мы одни!…»

Какое счастие: и ночь, и мы одни!


Река - как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то... голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблен; но, мучась и любя -
О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя -
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!


  • «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной…»
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,

Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,

Перстам послушную волос густую прядь

Из мыслей изгонять и снова призывать;


Дыша порывисто, один, никем не зримый,

Досады и стыда румянами палимый,

Искать хотя одной загадочной черты

В словах, которые произносила ты;


Шептать и поправлять былые выраженья

Речей моих с тобой, исполненных смущенья,

И в опьянении, наперекор уму,

Заветным именем будить ночную мглу.


  • «Как мошки зарею…»

Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся;

С любимой мечтою

Не хочется сердцу расстаться.
Но цвет вдохновенья

Печален средь будничных терний;

Былое стремленье

Далеко, как выстрел вечерний.


Но память былого

Все крадется в сердце тревожно...

О, если б без слова

Сказаться душой было можно!


  • «Поделись живыми снами…»

Говори душе моей;
Что не выскажешь словами -
Звуком нà душу навей.

  • «Какие-то носятся звуки…»

Какие-то носятся звуки


И льнут к моему изголовью
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью...

Казалось бы, что ж? Отзвучала


Последняя нежная ласка,
По улице пыль пробежала,
Почтовая скрылась коляска...

И только... Но песня разлуки


Несбыточной дразнит любовью,
И носятся светлые звуки,
И льнут к моему изголовью...

  • «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.


И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.


Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!


  • «Я тебе ничего не скажу…»

Я тебе ничего не скажу


И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,


Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы,


И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь


Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
  • Шарманщик

К окну я в потемках приник -

Ну, право, нельзя неуместней:

Опять в переулке старик

С своей неотвязною песней!
Те звуки свистят и поют

Нескладно – тоскливо - неловки...

Встают предо мною, встают

За рамой две светлых головки.


Над ними поверхность стекла

При месяце ярко - кристальна.

Одна так резво - весела,

Другая так томно - печальна.


И - старая песня! - с тоской

Мы прошлое нежно лелеем,

И жаль мне и той и другой,

И рад я сердечно обеим.


Меж них в промежутке видна

Еще голова молодая, -

И всё он хорош, как одна,

И всё он грустит, как другая.


Он предан навеки одной

И грусти терзаем приманкой...

Уйдешь ли ты, гаер седой,

С твоей неотвязной шарманкой?..


  • Anruf an die Geliebte Бетховена

Пойми хоть раз тоскливое признанье,

Хоть раз услышь души молящей стон!

Я пред тобой, прекрасное созданье,

Безвестных сил дыханьем окрылен.

Я образ твой ловлю перед разлукой,

Я, полон им, и млею, и дрожу,

И, без тебя томясь предсмертной мукой,

Своей тоской, как счастьем, дорожу.

Ее пою, во прах упасть готовой.

Ты предо мной стоишь как божество -

И я блажен; я в каждой муке новой

Современники Фета неоднократно отмечали узость его тематики и, в зависимости от собственного понимания задач поэзии, порицали его за это или, напротив, находили естественным, законным. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин (в рецензии на сборник «Стихотворения А.Фета», 1863 г.) писал с явной иронией: «Поэтическую трапезу г. Фета, за весьма редкими исключениями, составляют: вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, утро зимнее; затем: кончик ножки, душистый локон, прекрасные плечи. Понятно, что такими кушаньями не объешься, какие бы соусы к ним ни придумывались». Но, тем не менее, стихи Фета привлекают чем-то новым, небывалым.

В чем же своеобразие, новаторство Фета в освещении вечных тем? Какие образы и имена дает он для обозначения состояний души, до него не воплощенных, не выраженных в слове? Ведь «сердце читателя волнуется от уменья поэта ловить неуловимое, давать образ тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (Дружинин А.В. «Прекрасное и вечное»).

Казалось бы, Фет пишет о том, что давно ведомо всем и каждому, к тому же явно не стремится к обновлению поэтического словаря, стихи изобилуют традиционнейшими «поэтизмами»: заря, роза, соловей, звезды. Но об обычном Фет пишет необычно (см. стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…»). В его стихах чувствуется музыкальность, тактичность, ритмическое разнообразие. Стихи Фета хорошо подтверждают родственность лирики и музыки: например, в них используются многообразные повторы (столь характерные для музыкальных композиций). «Немногие из ныне живущих служителей Аполлона до такой степени разумеют значение музыки слов, немногие умеют выбирать столь удачно размер для своих стихотворений. В этом отношении наш поэт чуток и тонок. У него есть вещи, бьющие в цель по одной только музыке» (Дружинин А.В. «Прекрасное и вечное»). Очень многие стихи Фета были положены на музыку. Так, широко известны романсы П. Булахова («Только станет смеркаться немножко…», «Молчали листья, звезды рдели…»), П.И. Чайковского («Уноси мое сердце в звенящую даль…», «Мой гений, мой ангел, мой друг…»), С.В. Рахманинова («Какое счастие: и ночь, и мы одни!…», «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной…») и другие.

Богат метрический репертуар Фета, использующего все размеры и их различные ритмические вариации. Но ямбы, хореи и трехсложники используют очень разные поэты. Почему же именно стихи Фета столь близки, столь родственны музыке?

У Фета немало стихотворений, где он продолжает любимую тему романтиков – невозможность выразить свою душу в слове (вспомним Жуковского, его «Невыразимое»). Таковы, в частности, стихотворения «Как мошки зарею…», «Поделись живыми снами…», «Какие-то носятся звуки…», «Я тебе ничего не скажу…». Уже столь частое обращение поэта к теме «невыразимого» подчеркивает важность для него стиха как звучащей и мелодичной речи («Поделись живыми снами, / Говори душе моей; / Что не выскажешь словами - / Звуком на душу навей» ).

У Фета есть и стихотворения, непосредственно посвященные музыке и пению. Одно из них – «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Раскрытый рояль, дрожащие струны, раскрытые сердца – метафорическое значение слов явно вытесняет номинативное, рояль тоже имеет душу, сердце.

Литература, и даже ее лирический род, не может непосредственно передать пение, музыку, у нее другой «язык». Но то, как воздействуют музыка и пение на слушателя, именно литература и может передать.

Только станет смеркаться немножко,

Буду ждать, не дрогнет ли звонок,

Приходи, моя милая крошка,

Приходи посидеть вечерок.
Потушу перед зеркалом свечи, -

От камина светло и тепло;

Стану слушать веселые речи,

Чтобы вновь на душе отлегло.

Стану слушать те детские грезы,

Для которых - всё блеск впереди;

Каждый раз благодарные слезы

У меня закипают в груди.

До зари осторожной рукою

Вновь платок твой узлом завяжу,

И вдоль стен, озаренных луною,

Я тебя до ворот провожу.

Молчали листья, звезды рдели.

И в этот час
С тобой на звезды мы глядели,
Они - на нас.

Когда всё небо так глядится

В живую грудь,
Как в этой груди затаится
Хоть что-нибудь?

Всё, что хранит и будит силу

Во всем живом,
Всё, что уносится в могилу
От всех тайком,

Что чище звезд, пугливей ночи,

Страшнее тьмы,
Тогда, взглянув друг другу в очи,
Сказали мы.

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,
И всё выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.

Не здесь ли ты легкою тенью,

Мой гений, мой ангел, мой друг,
Беседуешь тихо со мною
И тихо летаешь вокруг?

И робким даришь вдохновеньем,

И сладкий врачуешь недуг,
И тихим даришь сновиденьем,
Мой гений, мой ангел, мой друг.

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река - как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то. голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблен; но, мучась и любя -
О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя -
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!


  • «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной…»
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,

Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,

Перстам послушную волос густую прядь

Из мыслей изгонять и снова призывать;

Дыша порывисто, один, никем не зримый,

Досады и стыда румянами палимый,

Искать хотя одной загадочной черты

В словах, которые произносила ты;

Шептать и поправлять былые выраженья

Речей моих с тобой, исполненных смущенья,

И в опьянении, наперекор уму,

Заветным именем будить ночную мглу.

Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся;

С любимой мечтою

Не хочется сердцу расстаться.
Но цвет вдохновенья

Печален средь будничных терний;

Далеко, как выстрел вечерний.

Но память былого

Все крадется в сердце тревожно.

О, если б без слова

Говори душе моей;
Что не выскажешь словами -
Звуком нà душу навей.

Какие-то носятся звуки

И льнут к моему изголовью
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.

Казалось бы, что ж? Отзвучала

Последняя нежная ласка,
По улице пыль пробежала,
Почтовая скрылась коляска.

И только. Но песня разлуки


Несбыточной дразнит любовью,
И носятся светлые звуки,
И льнут к моему изголовью.

  • «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Я тебе ничего не скажу

И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

К окну я в потемках приник -

Ну, право, нельзя неуместней:

Опять в переулке старик

С своей неотвязною песней!
Те звуки свистят и поют

Нескладно – тоскливо - неловки.

Встают предо мною, встают

За рамой две светлых головки.

Над ними поверхность стекла

При месяце ярко - кристальна.

Одна так резво - весела,

Другая так томно - печальна.

И - старая песня! - с тоской

Мы прошлое нежно лелеем,

И жаль мне и той и другой,

И рад я сердечно обеим.

Меж них в промежутке видна

Еще голова молодая, -

И всё он хорош, как одна,

И всё он грустит, как другая.

Он предан навеки одной

И грусти терзаем приманкой.

Уйдешь ли ты, гаер седой,

С твоей неотвязной шарманкой.

Я, полон им, и млею, и дрожу,

Сборник «Стихотворения А. Фета»

Картины родной природы в стихотворениях А. А. Фета

Дидактические материалы для лингвистического анализа текста в 10 классе Выразительно прочитайте стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

Поэзия афанасия афанасьевича фета

«Трепет жизни» в творчестве А. А. Фета

Схема анализа стихотворения

Соковых Надежда Николаевна школа №250 г. Санкт Петербурга

Основные мотивы в поэзии А. А. Фета

План анализа лирического стихотворения

Конспект урока «Я помню чудное мгновенье…» Любовная лирика А. А. Фета

Философская лирика Пушкина

Любовь в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Литература, 10-й класс

Цели:
  • познакомить с некоторыми эпизодами личной жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях;
  • открыть для себя этих поэтов как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы возлюбленных поэтов;
  • эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: портреты поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, музыкальные записи, свечи.

Форма проведения: гостиная.

Методические приемы: рассказ учителя, чтение стихов и комментарии к ним, сообщения учащихся, прослушивание романсов.



Слезах любви…

Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово!»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!

Все начинается с любви:
И озаренье,
и работа,
Глаза цветов,
Глаза ребенка –
Все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг –
все начинается с любви

Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься,
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви.

Учитель: Этими замечательными строчками поэта Роберта Рождественского мы начинаем урок «Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета». Прав был великий В. Шекспир, утверждая:

На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви…

– Урок состоит из двух частей. В первой части мы расскажем о любви поэтов XIX века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Во второй – прочтем свои любимые строки о любви.

Федор Иванович Тютчев. Одной из центральных в его зрелом творчестве стала тема любви, она отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.

Звучит романс «Я встретил Вас – и все былое…»

Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию) умирает жена Тютчева. По семейному преданию «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет, началось новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.

Ученик: Любовь в лирике Тютчева – это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл», который посвящен Елене Александровне Денисьевой, последней любви поэта.

Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он передо мной везде, всегда,
Непостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…

Учитель: Тютчеву 47 лет, Денисьевой – 24, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой.

Ученик: Это была и счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского света интерес скандала; любовь, закрывшая молодой женщине из хорошей семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей; любовь, заставившая отца Денисьевой отказаться от дочери; любовь, мучившая Тютчева сознанием своей виновности.

Стихотворение «Я очи знал, – о, эти очи. ».

Ученик: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни, и в 1864 году Елена Александровна умирает от чахотки. Прожитая поэтом драма и запечатлелась в «Денисьевском цикле», одном из вершинных достижений любовно – психологической лирики в русской и мировой литературе.

Стихотворение «Как ни бесилося злоречье…».

Ученик: В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В «Денисьевском цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своём развитии оказывается зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим:
«… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело». Суд людской Тютчев назвал роковой силой.

Стихотворение «Две силы есть – две роковые силы…».

Ученик: «Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей подобия в прозаических произведениях. Замедленное, проникновенное изображение симпатии, влюблённости, предыстории любви и затем не состоявшихся любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова, Тургенева. «Роман» в стихах Тютчева сразу же начинается с очень высокой, трагически звучащей ноты.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…».

Ученик: Тютчев даёт романтическую оценку любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева. Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу, им, им, одним живу я –
Но эта жизнь. О, как горька она!

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…».

Ученик: Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго прислушивалась к шуму дождя, осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.

Учитель: Поэзия Тютчева принадлежит к числу созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный создатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

Учитель: Афанасий Афанасьевич Фет. И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Н. Некрасов писал: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит Фет». По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

Звучит романс П. И. Чайковского на слова А. А. Фета «На заре ты ее не буди».

Ученик: Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

Стихотворение «Призыв к любимой Бетховена».

Ученик: С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С.Толстой, Е. Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна Андреевна Кузминская, сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта у себя дома, когда ей было 15–16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение. Стихотворение это – одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Стихотворение «Сияла ночь».

Ученик: Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны, – сказал он, – но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый…». Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете, стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Бернс (впоследствии по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

Ученик: Фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой окутан дымкой таинственности.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…».

Учитель: Это стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное предложение. В нем нет ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках пародий. Говорили, что его можно читать от первой до последней строчки и наоборот – смысл от этого не изменится. Это, конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский – Корсаков положили его на музыку.

Ученик: В 1849 г. Фет писал другу детства Борисову «Я встретил существо, которое люблю. Она для меня возможность для счастья и примирения с гадкой действительностью». Это о Марии Лазич, дочери многодетного мелкопоместного дворянина, отставного генерала. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. «Ничего, – писал он, имея в виду свои отношения с Лазич, не сближает так, как искусство вообще – поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия».

Стихотворение «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…».

Ученик: Но расчетливый ум берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой любви и надеявшемся на семейное счастье. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Фет убедил девушку в невозможности их брака по материальным соображениям.

Стихотворение «Долго мне снились вопли рыданий твоих…».

Ученик: Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили везде. Мария сгорела в собственном доме. Эта мысль не давала Фету покоя.

Стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…»

Ученик: После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он сам. Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю…».

Ученик: Сожжённая молнией равнодушия и расчёта любовь Фета к Лазич превратилась в какую-то волшебную скрипку, называемою поэзией. Лирические откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. В стихах о любви женский образ, по словам К. Бальмонта, лишён «временности», «он вечен». Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений Фет скажет: «…Та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей. »

Стихотворение «ALTER EGO» («Второе я» (лат.)) .

Учитель: Большая часть лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается. Фет и Тютчев – великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:

Чужое вмиг почувствовать своим.
Шепнуть о том, пред чем язык немеет.
Усилить бой бестрепетных сердец…

– именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Тютчева и Фета.

Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…».

Учитель: Это были стихи о любви гениальных поэтов XIX века. Их лирические произведения привлекают чистотой, искренностью, глубиной чувств и убеждают в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно не любить». Мы живем в XXI веке и переживаем те же чувства. У каждого из нас есть любимые строчки о любви.

Учащиеся читают свои любимые стихи о любви.

Учитель: Мы надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие, и прочитанные сегодня стихи вам понравились. Закончить вечер хотим словами из стихотворения поэта Болата Куняева:

Стихи ни к чему недотепам и нудным.
Сердец им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди.
Я это по личному опыту знаю.

Список использованной литературы:

1. Тютчев Ф. И. Весенние воды: Лирика / Сост. и предисл. К. Пигарева; Примеч. К. Пигарева и В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. – 3-е изд. доп. – М. Дет. лит. 1983. – 126 с. ил. – (Школьная б-ка).
2. Фет А. А. Стихотворения / Сост. и предис. Е. Винокурова; Худож. Ф. Домогацкий. М. Худож. лит. 1979 – 319 с. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека.)

Стихотворение Фета А.А.
«Anruf an die geliebte Бетховена»

"Anruf an die geliebte Бетховена"

Пойми хоть раз тоскливое признанье,
Хоть раз услышь души молящей стон!
Я пред тобой, прекрасное созданье,
Безвестных сил дыханьем окрылен.

Я образ твой ловлю перед разлукой,
Я, полон им, и млею, и дрожу,
И, без тебя томясь предсмертной мукой,
Своей тоской, как счастьем, дорожу.

Ее пою, во прах упасть готовой.
Ты предо мной стоишь как божество -
И я блажен; я в каждой муке новой
Твоей красы предвижу торжество.

* Призыв к любимой (нем.)

Стихотворение Фета А.А. - Anruf an die geliebte Бетховена

См. также Афанасий Фет - стихи (Фет А. А.) :

Ave Maria
Ave Maria - лампада тиха, В сердце готовы четыре стиха: Чистая дева.

M. H. К-ной
Явись, явись ко мне, больному! Вот исцеленье! Кто скорей Развеет грус.

Урок 2. Основные мотивы творчества А.А. Фета

Цель урока: раскрыть основные темы и мотивы лирики А.А. Фета.

Метод: рассказ преподавателя, сообщение обучающихся с чтением стихов.

Оформление тетрадей (тема, план урока).

3. Тема любви в лирике Фета.

I. Слово преподавателя.

Биография поэта — его творчество. В стихах Фета современники «вычитывали» человеческие откровения и тайны. В Фете, как и в Тютчеве, они видели поэта, «осмеливающегося заглянуть в глубь души». Поэзии Фета посвящено очень много статей.

Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Основные мотивы творчества А.А. Фета»

Урок 2. Основные мотивы творчества А.А. Фета

Цель урока: раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета.

Метод: рассказ учителя, сообщение обучающихся с чтением стихов.

Оформление тетрадей (тема, план урока).

1. Как понимает Фет назначение поэзии? (Сообщение обучающегося по материалам учебника).

2. Мотивы природы в поэзии Фета.

3. Тема любви в лирике Фета.

I. Слово учителя.

Биография поэта - его творчество. В стихах Фета современники «вычитывали» человеческие откровения и тайны. В Фете, как и в Тютчеве, они видели поэта, «осмеливающегося заглянуть в глубь души». Поэзии Фета посвящено очень много статей.

Так В. Брюсов посвятил специальную статью «А. А. Фет. Искусство или жизнь» (1903). Эпиграфом к ней были слова Фета: «Стану буйства я жизни живым отголоском». По словам Брюсова, Фет прославляет величие человека: «Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу». Поэт действительно слагал восторженные гимны личности.

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя.

Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли о «вечных проблемах» человеческого бытия.

Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии.

II. Сообщение учащегося.

Звучит стихотворение «Я пришел кебе с приветом…» Стихотворение необычное, очень близкое каждому из нас.

Любовь и природа - любимые темы А. Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.

Для поэта природа - источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

(«Еще майская ночь»)

Если сравнить его пейзажные зарисовки с картинами импрессионистов, то обнаружим много общего: то же стремление художника обыкновенное показать необычно и ту же субъективность мировосприятия и формы выражения. У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Поэт видит в природе то, что не замечали другие: он благоговеет перед печальной березой, любуется беспредельными просторами, восторгается снегом, вслушивается в тишину.

Строки стихотворений «Печальная береза. », «Чудная картина. », «Осень», «Я пришел к тебе с приветом. » убеждают читателей в этом. (Подготовленные заранее учащиеся эти стихи).

Вероятно, что Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений. Ведь, как мы знаем, ему пришлось потратить много лет, чтобы вернуть себе дворянский титул и фамилию отца, достичь материального благополучия, добиться признания в литературных кругах. Но он остался верен своей Музе - изящной по форме, восторженной по чувству, философской по смыслу. Верность природе как источнику поэтического вдохновения приветствовал Ф. И. Тютчев в стихотворении, адресованном А.А. Фету:

Иным достался от природы

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной

Великой матерью любимой,

Стократ завиден твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел.

В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создает целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье - чувство единства с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца - символ духовного соединения с природой. Характерное состояние героя Фета - это состояние эстетической восторженности:

Как нежно содрогнулась грудь

Над этой тенью золотой!

Как к этим призракам прильнуть

Хочу мгновенною душой!

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия.

Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение: «Учись у них - у дуба, у березы»:

Кругом зима, жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Человек глядится в природу и познает свои законы и возможности. Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник.

О возвышающей человека правде бытия природы, о возможности через природу понять вечные тайны жизни - стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила. »

Есть ночи зимней блеск и сила,

Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

Вся степь - и кровли, и леса.

Это стихотворение в большей степени о природе, но оно и о человеке тоже. О высокой и таинственной близости человека и природы, о посвященности человека в тайное тайных всемирного бытия.

III. Слово учителя.

По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом:

Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделенный,

Стучусь у сердца твоего.

Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена»:

(Подготовленный учащийся читает стихотворение).

С опорой на эту фотографию красоты Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С. А. Толстой, Е. Хомутовой, Н. Сологуб и многим другим женщинам.

Так С. Толстая была ценима Фетом не только как женщина, как жена Л. Толстого, но и как идеальная читательница его стихов. Она воспринимала их сердцем, иногда вопреки своему строгому контролеру-разуму. 22 мая 1891 года она записала в дневнике: «Был Фет с женой, читал стихи, - все любовь и любовь. Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Но пусть несвоевременно, но все же хорошо и невинно». Стихи Фета приходили Софье Андреевне на память по самым разным поводам. «Люблю весну», - записала она в дневнике 14 апреля 1905. И тут же привела стихи Фета о весне: «ты нежная, ты счастье мне сулила на этой суетной земле».

Фет был знаком и с сестрой Софьи Андреевны, Т. А. Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи еще - уже со взрослой женщиной. Встречи эти, вероятно, были очень памятны. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение «Сияла ночь».

Стихотворение это - одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Прочтем его (учитель или один из учеников читает).

Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны, сказал он, - но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый. ».

Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Берс (впоследствии, по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит в большой человеческий мир. Стихотворение «Сияла ночь. » в восприятии читателя оказывается одновременно и восполнением поэта, и собственным читательским воспоминанием. Каждое слово стихотворения говорит нам, читателям, о знакомом и близком прекрасными, будто неведомыми словами.

Что является темой стихотворения?

(В стихотворении две основные темы - любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В этой лирической пьесе темы слиты воедино. Любовь для Фета - самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Значит, стихотворение о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте).

Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

(Картина, которой открывается стихотворение, ощутима чувствами и незабываема. Живо представляется затемненная гостиная, а за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали. За этим образом мы не только видим сам рояль но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать без прямых словесных обозначений).

Кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

(Такое понимание было бы не полным и, значит, не совсем верным. У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это - явления прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное-высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода - многозначные, музыкальные - не могут восприниматься слишком прямолинейно. Они нуждаются не в бытовом, а в поэтическом восприятии. При этом смысловой единицей поэтического текста Фета является не отдельное слово и даже не отдельные слова и выражения, а весь ближний и дальний контекст.)

1. Подготовиться к проверочной работе по анализу стихов А. Фета. Выучить понравившееся стихотворение.

2. На основе анализа 2-3 стихотворений Фета ответьте на вопрос: Каковы характерные особенности лирики А. Фета?

3. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Каким я представляю себе А. А. Фета».