Повышенная восприимчивость психических функций к внешним воздействиям. Определение сензитивности в психологии и педагогике, свойства сензитивной личности

Сензитивность

(от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека , проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью , боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. ), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. ). С возрастом С. может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная С. представляет собой одну из форм конституциональных отношений (см. , ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Сензитивность

   СЕНЗИТИВНОСТЬ (с. 538) (от лат. sensus - чувство) - особая чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям. Термин предложен итальянским педагогом М.Монтессори, которая считала дошкольное детство «сещитивным возрастом», т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизировано. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы - так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи - 1-3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма - 6-8 лет.

Сензитивные периоды - это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

Наряду с описанной - возрастной - сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую сензитивность, которая проявляется в обостренной эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определенного рода. Такая сензитивность, проявляющаяся, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой способности к сопереживанию, глубокому пониманию личностных проявлений. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на ее почве может развиться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях - и невротические нарушения.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "сензитивность" в других словарях:

    сензитивность - сущ., кол во синонимов: 2 психотип (15) чувствительность (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    СЕНЗИТИВНОСТЬ Энциклопедия социологии

    Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п. * * *… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sesibilis чувствительный) англ. sensitivity; нем. Sensitivitat. Характерологическая особенность индивида, выражающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям,… … Толковый словарь по социологии

    Повышенная чувствительность к различным воздействиям. Сензитивностъ возрастная присущий определенному возрастному периоду оптимальный характер развития определенных психических свойств и процессов … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся вповышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякогорода испытаний и т. п. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - (от лат. sensus чувство, ощущение) характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям … Педагогический словарь

    СЕНЗИТИВНОСТЬ - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    сензитивность - , социальная фобия это близкие понятия: индивид испытывает страх, очень большое волнение в определенных социальных ситуациях: если приходится выступать публично, вступить в общение с незнакомым человеком и др. Это во многом зависит от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

    Присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду С. в. обучение может оказаться недостаточно эффективным,… … Большая психологическая энциклопедия

Сензитивность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - представляет собой черту личности, которая проявляется в гипертрофированной чувствительности к происходящим событиям, что сопровождается повышенным уровнем тревожности перед будущим

Внешними выражениями сензитивности являются робость, сильная впечатлительность, пониженная самооценка и склонность к излишней самокритичности. Сензитивный человек долго переживает случившиеся события и, как правило, имеет выраженный комплекс неполноценности.

Обычно с возрастом сензитивность постепенно уменьшается, что связано с развитием самоконтроля и способности перебарывать собственную тревожность. Сензитивность может быть обусловлена как врожденными чертами, например, слабым типом нервной системы или повреждениями головного мозга во время внутриутробного развития, так и особенностями воспитания ребенка. В психологии синонимами сензитивности являются «чувствительность» и «сенситивность».

Встречается и противоположное явление, выражающееся в том, что человек практически не проявляет эмоциональных реакций на происходящие события, других людей и т. д. Выражается это в отсутствии внимания к окружающим, некоторой бестактности, а также равнодушии.

Сензитивность в психологии

Психологи понимают рассматриваемое явление как ощущение гипертрофированной восприимчивости, сопровождаемое комплексом неполноценности. Сензитивные люди нередко ощущают себя непонятыми и одинокими.

При обращении к психотерапевту такие пациенты высказывают жалобы о равнодушном отношении к себе со стороны близких, их недружелюбии, отсутствии возможности установить теплые отношения с другими людьми.

Нередко сензитивные люди полагают, что недостойны внимания и успеха. Из-за собственной скованности, неуверенности в своих силах, ранимости и чувствительности им сложно справляться с ежедневными делами и проблемами.

Сензитивность, выражающаяся в личностных особенностях человека, то есть ранимости, гиперчувствительности и совестливости, может являться постоянной характеристикой индивида или проявляться лишь от случая к случаю. К сожалению, рассматриваемое состояние может становиться серьезным препятствием социальной адаптации ведь сензитивный человек полагает, что весь мир настроен против него.

Такие люди остро ощущают собственную ущербность и неполноценность, в связи с чем боятся знакомиться с другими, испытывают ужас перед публичными выступлениями и всячески стараются избегать действий, связанных со взаимодействием с окружающими.

Вышеописанная симптоматика часто становится причиной обращения к психотерапевтам. Опытный специалист может быстро определить корень проблемы и выбрать правильные методы терапии, которые позволят облегчить состояние сензитивного пациента. Данное состояние может быть одним из симптомов невротических расстройств, перенесенного стресса, депрессии, эндогенных психических заболеваний и т. д.

Степень выраженности напрямую зависит от особенностей темперамента человека. Уровень выраженности определяется тем, влияние какой силы требуется для запуска некоторой психологической реакции. Одно и то же событие у разных людей может вызывать разную по силе реакцию. Холерики и меланхолики отличаются максимальной впечатлительностью, поэтому они чаще бывают сензитивными, чем сангвиники и флегматики, которые склонны игнорировать потенциально тревожные ситуации.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность представляет собой возникновение на определенных стадиях развития индивида восприимчивости к различным воздействиям. Исследованием данного явления занимаются психология развития и педагогика.

Знания о том, в каком возрасте человек становится максимально восприимчивым, помогает составлять программы развития определенных навыков и способностей. Например, в возрасте двух-трех лет дети восприимчивы к языкам, поэтому именно в этот момент целесообразно развивать речевые навыки.

Если проигнорировать сензитивный период, то вернуться к нему будет уже невозможно, поэтому в будущем с формированием важных способностей могут возникнуть серьезные проблемы.

Сензитивные периоды длятся в течение определенного времени и заканчиваются вне зависимости от того, успел ли человек получить новые знания и умения. При этом сознательно повлиять на наступление сензитивного периода невозможно.

Поэтому родители должны знать, в какой момент ребенок становится наиболее восприимчивым к освоению нового опыта: это позволит сделать обучение максимально успешным и продуктивным. Чтобы не пропустить наступление сензитивного периода, следует как можно внимательнее наблюдать за особенностями ребенка, замечая наступление любых изменений в его характере и поведении.

Это позволит не только сделать обучение эффективным, но и предсказать наступление следующего сензитивного периода, что даст возможность создать благоприятную развивающую среду.

Интересно, что сензитивные периоды универсальны: они не зависят от культурных особенностей, национальной принадлежности и других факторов. У всех детей мира эти периоды наступают и заканчиваются приблизительно в одно и то же время.

Конечно, наступление сензитивного периода индивидуально, поэтому идеи фронтального обучения показали свою нецелесообразность. Можно сказать, что по-настоящему эффективными являются только индивидуальные программы обучения и развития.

Немаловажное значение имеет динамика протекания сензитивного периода: у всех детей периоды наибольшей восприимчивости протекают по-разному, что важно учитывать при составлении программ обучения. Все возрастные сензитивные периоды имеют постепенное развитие и начало их не всегда легко заметить.

Проще всего наблюдать этап максимальной интенсивности сензитивного периода: в это время восприимчивость ребенка достигает пика. После этого удачный период плавно сходит на нет.

Тренинг сензитивности

Понятие сензитивности заключает в себе способность к предсказанию эмоций, мыслей и действий окружающих людей. Эта способность необходима для того, чтобы более осознанно взаимодействовать с другими. Получить навыки эффективного взаимодействия можно на специальном тренинге по развитию сензитивности.

Психолог Г. Смит выделил несколько основных типов сензитивности:

  • наблюдательская, заключающаяся в умении видеть и запоминать внешний вид и действия окружающих;
  • теоретическая: использование психологических теорий для объяснения поведения окружающих людей;
  • номотетическая, то есть понимание человека как представителя той или иной группы;
  • идеографическая сензитивность, смысл которой состоит в осознании индивидуальности и уникальности каждой человеческой личности.


Тренинг сензитивности

Основной задачей тренинга можно назвать развитие способности понимать и предсказывать действия окружающих. Имеются у тренинга и другие цели, которые делятся на две группы: непосредственные и высокоорганизованные.

Непосредственные цели:

  • повышение уровня осознанности участников тренинга, связанное с получение знаний об особенностях восприятия людьми друг друга;
  • повышение чувствительности к групповым процессам и действиям окружающих, развитие способности воспринимать коммуникативные сигналы;
  • формирование условий, которые способствуют эффективной групповой динамике;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия;
  • развитие навыков включаться в групповые и межличностные процессы.

Высокоорганизованные цели:

  • освоение нового поведенческого репертуара;
  • развитие способности к формированию аутентичных взаимоотношений с другими людьми;
  • получение знаний о личностных особенностях других людей;
  • развитие способности к сотрудничеству.

Достичь вышеперечисленных целей помогает взаимодействие между участвующими в тренинге людьми и анализ складывающихся между ними отношений. В этом плане тренинг сензитивности напоминает классические виды групповой психотерапии.

Очень часто тренинг сензитивности используется для подготовки психотерапевтов. Тренинг способствует развитию чувствительности к групповой динамике, позволяет научиться оценивать поступки участников тренинга, а также эффективно выявлять их проблемы и внутриличностные конфликты.

На тренингах развития чувствительности используются разнообразные упражнения и ролевые игры, которые можно разделить на три виды.

К первому виду относятся упражнения , участие в которых принимают все участники тренинга. Обычно это разминочные упражнения, а также игры, которые настраивают участников на последующую работу.

Второй вид упражнений позволяет создать контакт между участниками.

Эти упражнения способствуют развитию внимательности, способности понимать мысли и поведение окружающих людей.

Наконец, третий вид упражнений направлен на получение обратной связи.

Во время этих упражнений между участниками группы формируются прочные эмоциональные связи.

Эмоциональная сфера человека богата и разнообразна. Мы способны не только чувствовать, но и сочувствовать, не только переживать, но и сопереживать другим людям. Все это доступно каждому человеку, но есть среди нас такие личности, эмоциональная сфера которых необычайно чувствительна. Психологи их называют сензитивами. Впрочем, сензитивность в той или иной мере может присутствовать у многих, поэтому давайте разберемся, что это такое.

Это понятие происходит от латинского слова sensus – «чувство» и переводится как чувствительность. В психологии термин «сензитивность» имеет отношение к нескольким близким по сути явлениям. Их объединяет связь с повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям.

Чувствительность эмоциональной сферы

При определении и оценке сензитивности часто возникает недопонимание из-за двойственного смысла этого термина, точнее, из-за того, что понятие «чувства» в психологии имеет два значения. Во-первых, – это вид эмоциональных состояний, довольно устойчивые эмоциональные реакции человека на различные жизненные ситуации, объекты, других людей и самого себя. В этом плане сензитивность понимается как повышенная чувственность или сильные и часто неадекватные эмоциональные переживания. Они связаны с целым комплексом личностных особенностей, таких как:

  • частая смена настроения;
  • склонность долго переживать даже незначительные неприятности и неудачи;
  • повышенная тревожность, нередко перерастающая в фобии;
  • склонность к частой и самокопанию;
  • влюбчивость;
  • обидчивость и т. д.

Эти качества в совокупности создают образ этакого классического Пьеро - вечно страдающего и переживающего человека. Но сензитив не только все время расстраивается из-за любой ерунды, он способен чутко реагировать и на смену настроения окружающих людей и сопереживать им. Такие люди из-за проблем своих близких нередко страдают больше, чем они сами. Сензитивы, принимая груз переживаний окружающих, становятся для друзей незаменимой «жилеткой», в которую всегда можно поплакаться.

Подобные эмоциональные нагрузки и склонность винить себя во всех бедах не проходят для сензитивов бесследно. Они чаще других страдают от , у них очень ярко проявляется эффект психического .

Чувствительность сенсорной сферы

Во-вторых, понятие «чувства» в психологии употребляется для обозначения каналов восприятия сенсорной (чувственной) информации. Таких каналов пять: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание или тактильные ощущения – те самые пять чувств. В этом плане сензитивность рассматривается как повышенная чувствительность сенсоров – органов чувств. Они включают в себя как периферический отдел, например, чувствительные нервные клетки в сетчатке глаза, так и центральный отдел – соответствующий участок головного мозга.

В психологии есть понятие «порог чувствительности». Это самая малая сила раздражителя, которая вызывает ощущение, например, едва слышный звук или почти неразличимый оттенок цвета. У всех людей порог чувствительности разный. Низкий порог – это показатель сензитивности, чувствительности к данному раздражителю. Например, хороший музыкант может уловить отличие в высоте звука, незаметное людям с обычным слухом. Среднестатистический человек может видеть до 150 оттенков цвета, а сензитивы-художники 15 тысяч. Такую сензитивность еще называют субсенсорной или подпороговой чувствительностью.

Но оба эти вида сензитивности (эмоциональная и сенсорная) очень близки, часто вызываются одними и теми же причинами и проявляются нередко вместе. Поэтому талантливые художники, музыканты, поэты часто так эмоционально чувствительны и склонны к глубоким и травмирующим переживаниям.

Сензитивность как свойство темперамента

Под темпераментом понимается комплекс устойчивых индивидуальных качеств личности, которые определены особенностями высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все поведение человека. К этим особенностям в первую очередь относится сила и скорость нервных процессов, а также соотношение возбуждения и торможения. Сензитивность – одно из проявлений темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно незначительного раздражения, чтобы возникла реакция.

Четыре основных типа темперамента общеизвестны, хоть и редко встречаются в чистом виде. Так вот сензитивность, особенно высокого уровня, присуща в большей степени меланхоликам. Это самый чувствительный и одновременно самый ранимый тип.

Есть и противоположное сензитивности качество темперамента, которое называется резистентностью – это сопротивляемость, повышенная устойчивость к воздействиям, в том числе и эмоциональным. Резистентные люди встречаются чаще всего среди флегматиков и сангвиников, они не только спокойны и уравновешены, но и отличаются пробивными упрямым , и готовностью идти к своей цели даже по головам своих друзей. Их переживаний они просто не замечают.

Поэтому те и другие находятся слегка за пределами нормы, те и другие нуждаются в коррекции, но тяжелее жить, несомненно, сензитивам.

Виды сензитивности

Бывают крайние случаи, когда сензитивность проявляется во всех сферах жизни человека, но они встречаются нечасто. Обычно повышенная чувствительность связана с какой-то определенной областью или направлением психической деятельности. Выделяют 4 основных вида сензитивности:

  • эмоциональная – способность проявлять сильную эмоциональную реакцию на внешние воздействия и оценивать даже незначительные из них как значимые;
  • органическая – повышенная чувствительность сенсорно-перцептивной сферы;
  • сензитивность высшей нервной деятельности (темперамента);
  • социальная сензитивность.

Последний вид стал изучаться сравнительно недавно, когда выяснили, насколько важна сензитивность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие хотя бы элементарной чувствительности сильно затрудняет установление контактов между людьми и служит источником . В настоящее время выделяют 4 типа социальной сензитивности:

  • Теоретическая – сензитивность на рациональном уровне. Это даже не чувствительность, а понимание особенностей поведения других людей. Причем далеко не всегда человек, обладающий этим типом сензитивности, хорошо применяет свои знания на практике.
  • Наблюдательская – это уже классическая сензитивность, которая проявляется в чуткости человека к изменениям в поведении людей, к вербальным и невербальным сигналам, поступающим от человека: выражению лица, глаз, интонации и скорости речи, выразительности и т. д.
  • Идеографическая – это способность на основании часто неосознаваемых внешних характеристик создавать психологический портрет человека, выделять его особенности, уникальные качества и на основе этого разрабатывать стратегии общения.
  • Номотетическая – социальная чувствительность, связанная не только с наблюдательностью, но и со способностью обобщать полученные данные об особенностях групп людей и использовать их для прогнозирования поведения любых других аналогичных сообществ.

Из всех видов сензитивности наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей оказывают эмоциональная и социальная. Причем влияние это часто бывает прямо противоположное. Социальная чувствительность, несомненно, нужна, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия. Тогда как эмоциональная часто является источником проблем, в том числе психических.

Что такое сензитивные периоды

Понятие «сензитивность» связано с еще одним важным психическим явлением, на этот раз в возрастной психологии. Развитие человека – это прогрессивный процесс, он связан не только с физическим ростом и взрослением, но и с формированием новых психических функций, с овладением новыми видами и приемами . Наиболее ярко это проявляется в детстве.

Но, как заметили ученые, занимающиеся проблемами детской психологии, развитие хоть и поступательное, но неравномерное. Есть в нем периоды, когда психика ребенка наиболее чувствительна к воздействию окружающего мира и формированию тех или иных функций. Эти периоды в развитии и называются сензитивными или сенситивными.

  • Сензитивным периодом формирования речевых навыков является возраст от рождения до 5-6 лет. Именно от рождения, так как основы овладения речевой деятельностью закладываются у малыша с момента появления на свет (а возможно, и раньше). К 5-6 годам дети не только свободно разговаривают на языке, на котором с ними общаются родные, но и владеют правилами фонетики и грамматики, и даже начинают осваивать письменную речь.
  • 6-10 лет – сензитивный период для учебной деятельности. Дети в этом возрасте не только открыты всему новому, их мозг пластичен и восприимчив и к высшему типу мышления – абстрактно-логическому, понятийному. Младшие школьники также овладевают операциями со знаками (счет и письмо) и учатся рефлексивной деятельности.
  • Подростковый возраст – сензитивный период для самопознания, и завершается он формированием самооценки. Для этого периода также характерно развитие коммуникативных навыков и социальных функций.
  • Ранний юношеский возраст важен для формирования мировоззрения, системы жизненных и ориентиров.

Сензитивные периоды важны не только потому, что в это время формирование и развитие психических функций идет легче, но и потому, что отсутствие условий для развития в этот период может привести к серьезным психическим проблемам. Например, если у малыша в возрасте 1-4 лет отсутствует возможность овладения речью или с ним просто очень мало общаются, то у него, вероятнее всего, сформируется умственная отсталость. Если подросток лишен общества сверстников, у него будут серьезные проблемы в сфере коммуникации.

Сензитивность: лечить или развивать?

Подводя итоги, отмечу, что сензитивность – явление неоднозначное, как и многое в нашей психике. Чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и эмоциональная, необходима человеку для полноценной жизни.

А если речь идет о социальной чувствительности, то от нее зависит и качество нашей личной жизни (разве возможна любовь без ощущения партнера?), и успех профессиональной деятельности, и просто общение с друзьями и близкими. Поэтому в тренинги коммуникативных навыков обязательно включают упражнения по развитию сензитивности.

Но, с другой стороны, высокая эмоциональная чувствительность разрушительна для нашей психики, она грозит депрессиями, неврозами и паническими атаками. Поэтому отнестись к такому явлению нужно серьезно. И если у вас возникают проблемы с чрезмерными эмоциональными реакциями и повышенным чувством тревожности, то лучше обратиться к хорошему психотерапевту.

Сензитивность

Сензитивность (от лат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Сензитивным людям свойственны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию прошедших или npeдстоящих событий, чувство собственной недостаточности (см. Комплекс неполноценности ), тенденция к развитию повышенной моральной требовательности к себе и заниженного уровня притязаний (см. Акцентуация характера ). С возрастом сензитивность может сглаживаться, в частности вследствие формирования в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. Сензитивность может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью, поражениями мозга и т. п.), так и особенностями воспитания (например, эмоциональным отвержением ребенка в семье). Предельно выраженная сензитивность представляет собой одну из форм конституциональных отношений

ТРЕНИНГ СЕНЗИТИВНОСТИ

План

    Общее понятие о тренинге сензитивности.

    Тренинг сензитивности как составная часть тренинга партнерского общения.

    Упражнения на развитие сензитивности.

Понятие «тренинг сензитивности» используется очень широко и неоднозначно. Тренинг сензитивности (или тренинг межличностной чувствительности) в практике зарубежной социальной психологии сформировался к концу 50-х гг. XX в. Корни тренинга лежат в практике Т-групп. Многие зарубежные специалисты используют эти два понятия как равнозначные. К. Роджерс, предлагая одну из известных классификаций групповых форм работы, выделяет две их основные категории, или два основных типа: группы «тренинга сензитивности» и «группы организационного развития». Термин «тренинг сензитивности» обычно используют для обозначения и роджеровских «групп встреч», и так называемых Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений, возникших в русле школы групповой динамики К. Левина. Т-группы определяют как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся для исследования межличностных отношений и групповой динамики, которую они сами порождают своим взаимодействием. Отличительная особенность этого метода - стремление к максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании Т-группы. Основным средством стимуляции группового взаимодействия является отсутствие структуры. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои взаимоотношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение. Кроме того, Т-группы, развивая межличностную чувствительность, совершенствуют восприятие самого себя, осознание групповых процессов и умение конструктивно включаться в деятельность группы.

Г. Смита интересовало, развивает ли Т-группа точность предсказывания поведения других людей. Ссылаясь на результаты четырех исследований, в которых использовались объективные измерения у участников Т-групп точности предсказывания поведения 1) ведущего, 2) отдельных членов группы, 3) группы в целом, 4) отдельных людей вне группы, Г. Смит констатирует отсутствие улучшений в точности предсказываний. Хотя он отмечает, что субъективно участники воспринимали свой опыт работы в Т-группах как очень развивающий.

Существует, по крайней мере, два подхода к определению понятия “сензитивность”. Многие авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории. Американский психолог Г. Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, что мы хотим: отбирать сенситивных людей или же тренировать их. При отборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сензитивность как на общую способность, для тренинга больше подходит многокомпонентная теория, так как именно она дает ключ к тому, с чего начинать тренинг, для чего тренировать, как это делать, и, добавим для себя, - что тренировать.

В частности, Г. Смит выделяет четыре компонента сензитивности: наблюдательскую, теоретическую, номотетическую и идеографическую.

Основанием для такой классификации послужил анализ теорий и практики специалистов в области сенситивного тренинга, а также собственный опыт автора.

Итак, наблюдательская сензитивность - способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил.

При этом наблюдению подлежат:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, интенсивность, направленность, частота, продолжительность, уровень экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация, графические проявления (почерк, рисунок);

б) выразительные движения (лица и тела);

в) перемещения и позы людей, дистанция между ними, скорость и направление движений, аранжировка в межличностном пространстве;

г) тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты, толчки), передача и отнятие предметов, удержание;

д) запахи и локализация их источников;

е) сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик.

Самонаблюдение (интроспекция) также относится к наблюдательской сензитивности.

Г. Смит рассматривает наблюдение не как пассивный акт запечатления, замечая при этом, что все, что мы видим и слышим, проходит сквозь призму нашего сознания и мы получаем в результате то, что хотим получить.

Влияние установок, стереотипов, опыта приводит к субъективным искажениям образа “Я” и других людей. Желания, предположения, привычные способы восприятия могут “программировать” наблюдение, фокусируя внимание на ограниченных фрагментах поведения человека. Поэтому развитие навыков отграничения того, что мы слышим и видим, от чувств и мыслей по поводу этого относится к важным задачам тренинга сенситивности.

Следующий вид - теоретическая сен з итивность - рассматривается как способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей; другими словами, изучение различных теорий личности может улучшить наше понимание поведения окружающих и самих себя.

Ориентация в различных теоретических концепциях личности, каждая из которых обладает своей областью адекватности, безусловно, может усиливать сенситивные возможности, в частности, за счет сокращения ошибок “по невидению” и различных вариантов структурирования наблюдаемых проявлений. Однако наличие лишь теоретической сенситивности без хорошо развитой и лежащей в ее основе наблюдательской сенситивности приводит к ошибкам “по невидению”, к тому, что люди начинают с готовностью применять различные теории для объяснения поступков других, не фиксируя тех проявлений отдельного человека или группы, которые не соответствуют их предвзятому восприятию.

Номотетическая сен з итивность определяется как способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе. Такая способность улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней.

Идеографическая сен з итивность - способность понимать своеобразие каждого человека.

Комментируя этот вид сензитивности, Г. Смит обращает внимание на то, что его существенным отличием от наблюдательской и теоретической сензитивности является зависимость от времени наблюдения, степени знакомства людей. Поэтому он определяет идеографическую сензитивность как способность использовать продолжающееся знакомство и увеличивающийся объем информации о человеке для более точных предсказаний его поведения. На наш взгляд, противопоставление идеографической сензитивности другим ее видам необоснованно, например, противопоставление идеографической и номотетической сензитивности может привести к крайним формам развития идей уникальности каждого человека, к отказу от создания статистически обобщенных моделей. Целесообразнее, по-видимому, исходить из того, что идеографическая сензитивность позволяет углубить, расширить и придать своеобразие тем представлениям о другом человеке, которые сложились на основании наблюдательской, теоретической и номотетической сензитивности.

Г. В. Оллпорт описал восемь личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях:

“1. Опыт. Для того чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего необходима зрелость. Это подразумевает не только достижение определенного возраста (30 лет или около того), но и богатый запас опыта взаимодействия с человеческой природой в самых разнообразных и запутанных ее проявлениях. Юность видит людей в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юных людей заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише, вроде: „старик отстал от жизни", „нормальный парень" или „чудак".

У опытного человека для каждого из бесчисленных человеческих проявлений уже есть богатая апперцептивная цепочка тщательно проверенных интерпретаций. Даже если ассоциации и умозаключения не являются единственными умственными процессами, помогающими понимать других людей, даже если - что возможно - нам нужно отдать дань и теориям интуитивного понимания, то и для интуитивного понимания необходимы прочные опытные основания.

2. Сходство. Это требование того, чтобы человек, который пытается судить о людях, по своей природе был похож на того человека, которого он хочет понять. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой. Но корреляция здесь не абсолютная, и все обстоит не так просто: подвижность воображения одного оценщика может оказаться ценнее, чем огромные запасы неиспользованного опыта другого.

Следует заметить, что „сходство" - это особый случай „опыта". Чем больше другой человек похож на меня, тем больший опыт общения с ним я имею. Именно по этой причине члены одной и той же национальной, религиозной или профессиональной группы обычно точнее других судят друг о друге.

3. Интеллект. Экспериментальные исследования вновь и вновь подтверждают тот факт, что существует некоторая связь между высоким интеллектом и способностью точно судить о других людях. Верной обнаружил, что высокий интеллект особенно характерен для тех, кто точно оценивает самих себя и незнакомых людей, но если оценщики хорошо знакомы с теми, кого они оценивают, то опыт до определенной степени может заменить исключительный интеллект. В целом, однако, хороший интеллект необходим, и причина здесь совершенно проста. Понимание людей - это в значительной степени задача уяснения связей между прошлыми и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.

4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных тенденций, своего притворства и непоследовательности, собственных сложных мотивов обычно удерживает нас от слишком поверхностных и простых суждений о людях. Слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других. Компульсивный невроз или любая другая причуда, не понятая нами самими, обязательно будут накладываться как проекция или ценностное суждение на наши оценки других людей. В практике психоанализа давно была признана необходимость предварительного познания себя. Прежде чем аналитик может развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный.

5. Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих. Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого... Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вангера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни.

Из этого следует, что если психиатр обладает сложной натурой, то может извлекать из этого определенные преимущества, поскольку ему приходится иметь дело с исключительно сложными психическими состояниями, и даже если у него есть собственные невротические трудности, с которыми он хорошо справляется, то это будет лишь повышать его квалификацию.

6. Отстраненность. Эксперименты показали, что те, кто хорошо разбирается в других, менее общительны. Для них более характерна интроверсия, чем экстраверсия, и лучшие оценщики бывают загадочными и с трудом поддающимися чужой оценке. В среднем они не очень высоко ставят социальные ценности. У тех, кто занят социальными ценностями, не хватает времени на беспристрастное изучение других людей. Они испытывают сочувствие, жалость, любовь или восхищение и не могут отстраниться от этих эмоциональных отношений настолько, чтобы обрести непредвзятый взгляд. Человек же, который не пытается все время быть участником каких-то событий, но остается в стороне и наблюдает их, ничего не пропуская, вероятнее всего сможет сделать более ценные суждения. Часто случается и так, что хороший знаток людей (например, писатель) какое-то время почти целиком отдается участию в неких событиях, но затем выходит из них и начинает ретроспективно исследовать людей и случившееся с ним отстранение.

7. Эстетические склонности. Часто с меньшей общительностью связаны эстетические склонности. Это качество стоит выше всех остальных, особенно если мы возьмем наиболее одаренных знатоков людей... Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию, будь то нечто настолько тривиальное, как какой-нибудь орнамент, или нечто настолько значительное, как человеческое существо. Уникальность и уравновешенность структуры - вот что интересует эстетическую личность во всех случаях. Такой склад ума необходим новеллисту или биографу. При высоком своем развитии эстетический склад ума может до определенной степени возместить ограничения „опыта", „интеллекта", „глубокого понимания себя", „сходства" и „сложности". Если же эстетический склад ума сочетается с этими качествами, то это чрезвычайно высоко поднимает искусство оценки...

8. Социальный интеллект. Это качество не является обязательным. Романисты или художники часто им не обладают. С другой стороны, скажем у интервьюера, должен быть такой „солидный дар", поскольку его функция более сложна: он должен спокойно слушать и в то же время исследовать, побуждать к откровенности, но при этом никогда не казаться шокированным, быть дружественным, но сдержанным, терпеливым и одновременно побуждающим, - и при всем этом еще и никогда не выказывать скуки. Такое тонкое равновесие в поведении требует высокого уровня развития разнообразных качеств, обеспечивающих гладкость в отношениях с людьми.

Для того чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания”.

Близким по содержанию понятию сензитивности является используемое В. А. Лабунской понятие социально-перцептивной способности, под которой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.

По мнению автора, эта способность представляет собой сложную систему, совокупность способностей. При этом В.А. Лабунская разграничивает социально-перцептивные способности личности и их функциональную сторону, к которой можно отнести умение прогнозировать поведение другого человека, предвидеть свое воздействие на него. «Опорными» социально-перцептивными способностями она считает способность адекватно понимать свойства и качества личности, а также оценивать отношения других людей. Уровень развития этих способностей определяет уровень развития других способностей и в целом организует функциональные связи между ними.

Таким образом, сензитивность может рассматриваться как способность, обеспечивающая отражение и понимание, запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности.

Развитие сензитивности может осуществляться в процессе осознания человеком ее структуры и индивидуальных особенностей протекания социально-перцептивных процессов путем включения в проблемные ситуации, требующие ее актуализации.

Тренинг сензитивности - частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.

По мнению Г. Смита, развивающее влияние Т-групп на сензитивность зависит от целей сензитивности. В частности, целью может быть развитие умозрительного понимания, основанного на достижении субъективного впечатления близости, симпатии к другому человеку. Именно это и происходит, по мнению Г. Смита, в Т-группах. В то же время развитие эмпирического понимания другого, которое проявляется в том, насколько человек может предсказать его чувства, мысли и поведение, не происходит. Одна из существенных причин этого - отсутствие обратной связи, адекватной задаче развития сензитивности. Начиная тренинг своих сензитивных возможностей, человек должен знать их состояние на момент начала занятий, что определяет цель и готовность ее достигнуть. Осознанное продвижение к цели требует интенсивной и незамедлительной обратной связи о результатах тренинга, получаемой по различным каналам.

Основные цели тренинга сензитивности:

Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы;

Осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стерео-типизированными фрагментами сознания;

Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него.

Психотехнические упражнения, направленные на развитие наблюдательской сензитивности.

Данные упражнения развивают возможности улавливать и запоминать широкий спектр сигналов, которые поступают от других людей, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы.

Для тренировки наблюдательности по отношению к невербальным аспектам общения используются задания, выполнение которых требует фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции, поз, вегетативных изменений, микроэкспрессии глаз, паралингвистических компонентов звучащей речи и т.д.

Упражнения, направленные на фиксацию вербальных аспектов поведения другого, включают задания, связанные с запоминанием содержания, его изменения, установлением «авторства» мысли, идеи, своеобразия композиции высказываний и аргументации.

Для развития чувствительности к пространственно-временным характеристикам взаимодействия людей предлагаются задания, требующие фиксации дистанции взаимодействия, пространственного расположения, перемещений, ритма движений.

Тренинг сензитивности относится преимущественно к групповым формам работы, хотя некоторые его элементы могут быть использованы и индивидуально.

Называют множество различных целей, которые могут достигаться в группах тренинга сензитивности.

Ю. Н. Емельянов, подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:

1. Повышение самопонимания и понимания других.

2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.

3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Л. А. Петровская со ссылкой на зарубежную литературу выделяет два уровня целей: непосредственные и так называемые метацели, или цели более высокого уровня общности. Среди непосредственных целей наиболее соответствует нашему представлению о тренинге сензитивности обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнеров (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные факторы, дополняющие слова).

Эти цели могут достигаться в рамках индивидуальных и групповых программ сенситивного тренинга различной продолжительности. Заметим, что в сопоставлении с другими программами, например, тренинг партнерского общения или тренинг ведения переговоров, основным методическим средством сенситивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые позволяют получать обширный и одновременно детализированный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, дающую возможность каждому участнику развивать свои сенситивные способности.

Психотехнические упражнения и ролевые игры в тренинге межличностного общения разделяются на три раздела.

1. Упражнения и игры, которые преимущественно воздействуют на состояние группы как целого и/или на каждого ее участника в отдельности (упражнения на создание работоспособности в начале работы тренинговой группы, в начале дня, на поддержание и восстановление работоспособности).

2. Упражнения и игры, направленные преимущественно на содержательную сторону работы (упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятию и пониманию эмоциональных состояний партнеров, по приему и передаче информации, развитию наблюдательской интуитивности, развитию способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп и др.).

3. Упражнения и игры для получения обратной связи. Независимо от вида тренинга работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого - создать такую групповую атмосферу, такие отношения, которые позволяют перейти к содержательной части работы. Этот этап соответствует этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Основными характеристиками необходимого для работы тренинговой группы «климата отношений» являются эмоциональная свобода участников, открытость, дружелюбие, доверие друг к другу и ведущему.

Наряду с достаточно традиционными действиями, которые совершаются на этом этапе работы тренинговой группы (знакомство участников или их представление перед группой в том случае, если они уже знакомы друг с другом, высказывание ожиданий в связи с предстоящей работой, сомнений и опасений, которые могут быть у пришедших на занятия людей, обсуждение формы обращения), могут быть использованы различные психотехнические упражнения.

Задача создания работоспособности группы специфична для начала занятий и на ее решение тратится определенное время. Однако эта задача не снимается и на последующих этапах работы: в начале дня и после больших перерывов в работе выполняются упражнения на восстановление утраченной работоспособности, включенность в группу, повышение уровня внимания, эмоциональную разрядку, снижение усталости и т.д.

Проводимые в начале занятий психотехнические упражнения позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяют им успешно работать и продвигаться в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренинговой группы.

Также могут успешно использоваться психотехнические упражнения по созданию атмосферы доверия и открытости в группе, психотехнические упражнения содержательного плана по установлению контакта, восприятия и понимаяие эмоционального состояния. Данные упражнения позволяют членам группы тренинга осознать разнообразные вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при этом не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится.

Психотехнические упражнения, формирующие обратную личностную связь. Характер и формы обратной связи зависят от состояния, уровня зрелости группы. На ранних этапах развития групповой динамики, самых первых, начальных фазах тренинга, уместно предлагать упражнения, где обратная связь носит формализованный, анонимный и опосредованный характер. Иначе говоря, впечатления группы относительно конкретного участника формализуются, например, в виде десятибалльной шкалы оценки по какому-то конкретному параметру. Эти баллы участник получает от членов группы, допустим, на листах бумаги без подписи. Так соблюдается анонимность и опосредованность.

На следующих этапах развития группы следует видоизменять обратные связи. Начинать изменение лучше с постепенного усложнения, а затем и отказа от формализации, регламентации и прочих сужающих свободу выражения ограничений. Например, отказываясь от взаимных оценок в баллах, можно заменить их сначала на ассоциативную форму обратной связи, а затем отказаться от ассоциаций и использовать вид обратной связи в форме высказывания мнений.

Отказ от анонимности обратных связей правильнее будет реализовывать не тотально, а ситуативно, периодически возвращаясь к ней, помня, что право на отказ имеет каждый участник.

Позитивная обратная связь является хорошим средством стабилизации и даже повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.