Пожар краткое содержание

В 1985 году написал Валентин Распутин "Пожар". Краткое содержание этой повести представлено в данной статье.

Начало пожара

Иван Петрович, усталый, возвращался домой. Он еще никогда так не уставал, хотя сегодня не надрывался, обошлось даже без крика, без нервотрепки. Просто открылся "край". Иван Петрович, наконец, добрался до дому, и услышал вдруг крики: "Склады горят!", "Пожар!". Краткое содержание первой главы на этом заканчивается.

Сначала он огня не увидел, но потом заметил, что горят складские постройки. Еще не бывало столь серьезного пожара в истории поселка.

Склады так были построены, и загорелось именно в таком месте, что все сгорело без остатка. На стороны расходились здания: промышленные и продовольственные. Огонь пошел по крыше в продовольственный край, однако основное пекло было в промышленном.

Иван Петрович помогает на крыше

Когда по двору складов шел Иван Петрович, группы начали сколачиваться лишь в двух местах. Одна скатывала мотоциклы с подтоварника, другая разбирала крышу для того, чтобы прервать огонь. Главный герой полез на крышу, где командовал Афоня Бронников, который поставил его на край, выходящий на двор. Иван Петрович стал отдирать доски. Парень, посланный за ломом, вернулся и вместо лома принес новость о том, что выкатили "Урал", обгоревший мотоцикл.

Главный герой огляделся, выбив последнюю тесину. Ребятишки носились ошалело по двору, вскрикивали и метались фигуры у промтоварных складов. Но уже набегало и начальство. Подошли леспромхоза, начальник участка. Об этом рассказывается в третьей главе. Весь поселок сбежался, однако никого пока не нашлось, кто смог бы организовать его в единую разумную силу, которая способна была остановить огонь.

Встреча с Борисом Тимофеичем

Главный герой спрыгнул вниз и направился к месту, где видел только что Бориса Тимофеича, начальника участка. Он его отыскал в толпе по крику, у продовольственного склада. Тот просил открыть двери склада Валю-кладовщицу. Об этом рассказывает в пятой главе Распутин ("Пожар"). Содержание произведения представлено кратко - мы отмечаем лишь основные события. Валя не согласилась. Борис Тимофеич тогда крикнул архаровцам, чтобы те ломали двери. И они принялись с удовольствием ломать. Главный герой предложил Борису Тимофеичу поставить Мишу Хампо в воротах, чтобы тот охранял. Начальник участка так и сделал.

Воспоминания о Егоровке

Шестая глава описывает воспоминания о Егоровке, старой деревне, которые нахлынули на Ивана Петровича. Он выезжал из своей деревни надолго лишь однажды - во время войны. Главный герой воевал два года, и еще год после того, как русские победили, держал оборону Германии. Он воротился домой осенью 1946 года. И своей деревни не узнал - она ему показалась обделенной и невзрачной. Здесь все оставалось без перемен и как будто остановилось навсегда. Вскоре он встретил Алену в соседней деревне. Когда новую машину получил колхоз, оказалось, что, кроме него, за нее некого сажать. И Иван Петрович начал работать. Вскоре слегла его мать в долгой и тяжелой немочи. Младший брат главного героя отправился на стройку и спился с больших денег. Иван Петрович решил остаться в Егоровке. Когда ее затопило, в новый поселок свезли всех жителей. Сюда привезли еще шесть таких же, как его родная деревня. Утвердился здесь сразу же леспромхоз, который был назван Сосновкой.

Иван Петрович вошел в продовольственный склад

Продолжается краткое содержание. Пожар Распутин по главам описывает в произведении, прерывая его воспоминаниями главного героя и его размышлениями. Седьмая глава рассказывает нам о следующем. Когда в крайний продовольственный склад заскочил Иван Петрович, здесь уже вовсю полыхало. Страшно гудело над щелястым потолком. Возле стены сорвало несколько потолочных плах, и огонь рвался в проем. Внутри складов никогда не бывал Иван Петрович, и он поразился изобилию: немалой горой на полу были навалены пельмени. Колбасные круги валялись рядом. Масло стояло в тяжелых кубах, а красная рыба - в ящиках. Иван Петрович задумался о том, куда все это уходило. Приплясывая от жара и запахиваясь телогрейкой, главный герой выбрасывал круги колбасы к двери. Здесь, во дворе, кто-то их подхватывал и относил куда-то. Переходим к восьмой главе, описывая краткое содержание ("Пожар"). Распутин в ней описывает, как огонь становился все сильнее.

Взаимоотношения с Борисом Тимофеичем

Все нестерпимей становился жар. Похоже, никто не тушил больше - отступились. Лишь вытаскивали то, что можно было еще вынести. Главный герой подумал о том, что склады спасти нельзя, но можно отстоять магазин. Вдруг он увидел Бориса Тимофеича. Тот ругался с архаровцем. Он помешал потасовке.

Иван Петрович однажды разговаривал с начальником участка. Об этом рассказывает в девятой главе повести "Пожар" Распутин. Краткое содержание этого разговора следующее. Борис Тимофеич завел речь о плане. И тут главный герой не выдержал: "Лучше бы мы без него жили!". По его мнению, лучше было бы завести другой план - не на одни лишь кубометры, "а и на души!", то есть учитывалось бы, сколько душ при этом потеряно. С ним не согласился начальник участка. Однако главный герой по-другому был устроен. В нем как будто под ежедневным давлением сжималась пружина и доходила до такой степени упругости, что ее становилось невмоготу выдерживать. И тогда Иван Петрович начинал говорить, ненавидя себя и страшно нервничая, понимая, что все это напрасно.

Иван Петрович помогает выносить масло и муку

Продолжается пожар. Краткое содержание по главам интересующего нас произведения подошло уже к десятой главе. Полностью вытеснили огонь из первого продовольственного склада. Теперь перешли уже во второй. Когда сюда впервые заскочил Иван Петрович, здесь было уже дымно и накалено, но все-таки сносно, без огня. Было здесь и людно. Ящики с водкой передавались по цепочке. Крики Вали-кладовщицы доносились откуда-то. Она умоляла вынести из здания растительное масло, которое находилось в железной бочке. Ее повалил с трудом Иван Петрович, однако выкатить не сумел. Тогда он выхватил из цепочки кого-то, и вместе они выкатили бочку.

За второй возвратился Иван Петрович, однако напарник его вернулся в цепочку. Главный герой заметил, пытаясь его отыскать, что не только ящики передаются по цепи, но также и раскупоренные бутылки. И вновь Иван Петрович выкатил бочку с помощью кого-то, но оказалось, когда ее выкатили, что она была без пробки. Извивающийся след масла уходил в склад. Ивану Петровичу сказал Афоня Бронников, что необходимо спасать муку. В низкой постройке за третьим складом держали сахар. Здесь же была и мука, которая свалена была в бесформенную кучу. Первый попавшийся мешок взвалил на себя Иван Петрович и вынес его. Вместе с Сашкой Девятым он свалил связь забора и по откосу положил на дорогу. Так получился мост. После этого оторвали еще одну и уложили рядом. Отыскать Алену решил главный герой повести "Пожар" (Распутин). Краткое содержание произведения продолжается размышлениями главного героя о семейной жизни.

Иван Петрович думает о семье

В тринадцатой главе он вспоминает, как они с Аленой два года назад справляли 30-летие совместной жизни. Поехали по детям, взяв отпуск. В Иркутске жила старшая дочь. Она лежала в больнице, где они не задержались долго. В Хабаровске жил сын Борис. Он женился. Сын с невесткой попросили родителей переехать к ним, и Иван Петрович согласился. Совсем невмочь стало в последнем году, когда утвердилась в леспромхозе новая бригада архаровцев. Когда те разворотили перед избой палисадник, Иван Петрович решил написать заявление об увольнении. Лишь одно спасение было: уехать.

Миша Хампо

Событиями пятнадцатой главы продолжается краткое содержание ("Пожар" Распутина состоит из 19 глав). Главный герой стягивал мешок и относил его. Сначала было около десяти человек, выносивших муку. Но затем их осталось лишь четверо: Иван Петрович, Савелий, Афоня и какой-то малознакомый парень. Через некоторое время подстроился также Борис Тимофеич. Главный герой решил поочередно брать: то крупу, то муку. Когда не осталось сил, он остановился возле постройки, которая была баней Савелия. Он таскал в нее мешки с мукой. Еще главный герой заметил старуху, подбиравшую бутылки со двора - конечно, не пустые. Иван Петрович на середине двора увидел Мишу Хампо. Мы лишь в нескольких словах описали этого героя, составляя краткое содержание. "Пожар" Распутина - произведение, в котором этот персонаж играет далеко не последнюю роль. Он с детства был парализован и таскал плетью правую руку. Единственное, что мог выговорить этот человек: "Хампо-о!". Он жил один, похоронив давно свою жену. На Север уехал его племянник. Миша Хампо был могучей силы и привык одной левой делать все, что угодно. Этот человек был прирожденным сторожем.

Размышления Ивана Петровича

Шестнадцатая глава начинается с размышления Ивана Петровича, который стал раздумывать все дотошней и чаще, решившись на переезд: что необходимо человеку для того, чтобы спокойно жить? И решил он: работа, достаток, дом. Афоня его уговаривает остаться, однако Иван Петрович не слушает его.

Смерть Хампо и Сони

За дверь выбрасывали мешки, и он их оттаскивал к забору. Ивана Петровича позвал кто-то пьяным голосом, но он не отозвался. Об этом в 17 главе пишет Валентин Распутин ("Пожар"). Краткое содержание ее продолжается тем, что мужики начали задерживаться все чаще - для того, чтобы глотнуть воздуха. Главный герой стоял, не чувствуя при этом ни рук, ни ног.

Из последнего склада успели все вытащить. Дядя Миша заметил, как в мяч из цветных тряпок играли двое. И тут же удар обрушился на него. Это был Соня. Несколько архаровцев били его. Когда главный герой увидел, что в обнимку на снегу лежат Хампо и Соня, они были уже оба мертвы. Колотушка валялась в пяти метрах.

Финал

Две последние главы (18 и 19) завершают краткое содержание. "Пожар" Распутина заканчивается тем, что главный герой, вернувшись с пожара, даже не прилег. Он только посидел, посмотрев в окно, видя, как дым несет с берега. На следующий день главный герой покинул поселок. Ему казалось, что он входит в одиночество, что молчит земля, то ли встречая, то ли провожая его. Так завершается повесть "Пожар", краткое содержание которой было представлено в этой статье.

Григорий Ефимович Распутин

«Пожар»

Повествование от третьего лица. Много общих замечаний, рассуждений публицистического характера. Повествование также прерывается воспоминаниями.

Март месяц. Иван Петрович — водитель. Он только что вернулся с работы, устал. Его встречает жена Алёна. Вдруг он слышит, что люди кричат: пожар.

Горят ОРСовские склады. Иван Петрович суматошно думает, что взять с собой на тушение пожара. Берет с собой топор. «Русский человек и всегда-то умён был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут, когда ставился посёлок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне?»

Горят обе части склада: и продовольственная, и промышленная. Иван Петрович сразу приметил, что стихийную борьбу с огнём возглавили два надёжных человека: Афоня и Семен Кольцов. Распутин описывает огонь как живое существо, главное свойство которого — жадность, свирепость.

Собирается начальство.

Посёлок этот построен леспромхозом. Его строили не для жизни, а на время, до следующего кочевья. Он никогда не станет обжитым. В нём нет деревьев, садов.

В посёлке не ведётся строительства социальных объектов, потому что ничего никому не нужно. Пока есть работа — дерево, но через 3−4 года его не останется, рабочие будут работать в вахтенном режиме. Другой работы нет, все поля были затоплены при строительстве гидроэлектростанции.

Появляется начальник участка Борис Тимофеич Водников. Он, хоть и ругается всегда со всеми, умеет руководить, и на него можно положиться.

Алёна помогает в тушении пожара не меньше мужчин: она спасает какие-то вещи.

Архаровцы — бригада оргнабора (наёмные неместные рабочие). Они являются отрицательными персонажами повести.

Валя-кладовщица не хочет открывать склад, потому что боится, что ей предъявят претензии, если имущество разворуют в панике. Борис Тимофеевич приказывает архаровцам ломать склад. Он ищет начальника ОРСа (склада), но вспоминает, что тот на очередном совещании. Иван Петрович советует поставить сторожа и старика Хампо, чтобы предотвратить мародёрство.

Сашка Девятый, один из архаровцев, говорит главному герою, останавливая его перед огнём: «Не сюда. Не сюда, гражданин законник. Сгоришь — кто нам будет права качать?!» В этом — все их взаимоотношения. Архаровцы — носители лагерных понятий, представители города, где каждый относится к работе как к обязанности, увильнуть от которой — достойное дело. Поэтому Ивана Петровича не любят за его принципиальность. Архаровцы у Распутина — выражение мрачных сторон цивилизации, прогресса.

Ивана Петрович жил в деревне Егоровка, и фамилия его — Егоров. Воевал танкистом. Люди начали покидать деревню уже после войны — о затоплении знали заранее. Но Иван Петрович остался, хотя и тяжело было смотреть на пустеющую деревню. Он не становится горожанином ещё и потому, что женится на Алене, болеет его мать. А брат Гошка, уехав в город, спился. В конце концов, пришлось ему переехать в новый посёлок — Сосновку (где и происходят события повести). Иван Петрович думает, что придётся переезжать и сейчас, хотя совсем не хочется.

Иван Петрович врывается в один из продовольственных складов. Обильные запасы продовольствия, постепенно разрушаемые хаосом паники и жаром, описаны угрожающе, враждебно. Иван Петрович ловит себя на усмешке: ведь еды во всех леспромхозах всегда не хватает, откуда же её столько здесь? «Плакали промтоварные склады, плакали японские кофточки и родные сковородки — разве столько в сравнении с вынесенным останется там, в этом пекле?! Но продовольственные склады, попустившись правым, ещё и теперь можно бы спасти, будь машина и будь побольше порядка. Но „пожарку“, единственную на весь леспромхоз, ещё года два назад разнесли на запчасти, она только числится на вооружении…»

Автор (или герой?) рассуждает о том, с какого момента жизнь пошла наперекос. Всё изменилось, когда начали рубить лес. Это работа, не требующая души, это разрушение не только леса, но и человека. Сосновка начиналась как нормальная деревня: была взаимопомощь, люди общались между собой. Но всё больше и больше стало приходить «лёгких» людей, которые не хотели обзаводиться хозяйством, а работали только ради отдыха, еды и выпивки. Если раньше пили, стесняясь этого, то сейчас появились целые «бригады» со своими лидерами. Ухудшается социальная обстановка, растёт преступность. Директор школы Юрий Андреевич посчитал: за войну погибло столько же сельчан, сколько погибло не своей смертью в молодой Сосновке.

В Сосновке не любят добросовестных людей. Лесничий Андрей Солодов однажды оштрафовал леспромхоз за слишком высокие пни, из-за чего сильно задержали зарплату. После этого у него сгорела баня и пропала лошадь. Аналогичное отношение к Ивану Петровичу. Он пытался доказать начальнику участка, что дело не в плане, а в людях, в природных ресурсах. Но у начальника — свои заботы и свои начальники. Поэтому ему приходится поить водкой рабочих за свой счёт, чтобы они делали план.

Иван Петрович живёт в мире абсолютных ценностей и готов отстаивать их активно. Но представлена и другая жизненная позиция. Афоня Бронников, тоже из Егоровки, тоже честный мужик, говорит: «Я так считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — и хватит. Наше дело — жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару. От палки толку не будет». Очевидно, Распутин с такой позицией не согласен. Устами Ивана Петровича он говорит: «Да ведь опоздали, опоздали с примером-то! Поздно!»

Когда огонь подобрался к водке, местные жители и архаровцы проявляют чудеса организованности: они передают бутылки по цепочке, спасая их и по ходу распивая. Иван Петрович в одиночку спасает растительное масло. Афоня тащит его спасать муку. Кто-то кричит, только проснувшись: «Гориииим!»

Распутин описывает психологическую драму в душе Ивана Петровича. Жизнь изменилась. Ценности героя перестали осознаваться обществом как абсолютные. Но он не может от них отказаться и не может понять современность.

Иван Петрович продолжает спасать муку и сахар. Он понимает, что спасти все не удастся, а помощников нет. Он начинает ломать забор. И тут ему на помощь приходит, как ни странно, Сашка Девятый.

Иван Петрович наталкивается на Алёну. Они в ужасе наблюдают, как грабят остатки промтоварного склада.

С Алёной они живут 32 года. 2 года назад, на 30-летие свадьбы, они решили навестить детей, двух дочерей и сына. Одна дочь — учительница в каком-то посёлке. Вторая дочь — в Иркутске. Сын — лётчик, в посёлке Сырники под Хабаровском. Больше всего понравилось Ивану Петровичу у сына: сын следит за домом, выращивает яблоки, дружит с соседями, родственниками жены. Поэтому когда он предложил родителям переехать к нему, Иван Петрович согласился.

Сосновку уже не спасти. Всё началось с приезда последней бригады архаровцев год назад. Они очень сплочённые, настроены агрессивно. Иван Петрович пытался поставить их на место, но чуть не был убит (хотели подстроить несчастный случай).

Алёна работала в библиотеке. Иван Петрович сам не заметил когда, но жена стала неотъемлемой частью его собственной личности. Распутин идеализирует их отношения: полное взаимопонимание. И по вопросу отъезда у неё было то же самое мнение: уезжать надо, но как-то не охота.

Ивану Петровичу помогают таскать муку. Но вдруг помощники исчезают. Изредка появляются пьяные архаровцы, но они уже ни на что не способны. Работают Иван Петрович и Афоня, а также Пантелеев. Вскоре уже не остаётся времени отнести мешки подальше, бросают сразу у склада. У Ивана Петровича темнеет в глазах.

Дядя Миша Хампо парализован с детства. У него не работала рука, была нарушена речь. Но «чтобы понимать друг друга, много слов не надо. Много надо — чтобы не понимать». Хампо все любили. Он был трудолюбив. Жена давно умерла, жил один. Работал он всегда сторожем, почти бесплатно — Распутин вкладывает в это символический смысл: Хампо — хранитель ценностей. Когда воровство утвердилось, даже ему, самому совестливому, пришлось привыкать.

Жизнь Ивана Петровича в Сосновке теряет смысл. Он не может работать только для достатка. Работа для него — это творение чего-то вечного. Разрушены нравственные основы, всё смешалось: добро и зло. Однажды Афоня спросил Ивана Петровича, зачем тот уезжает. Иван Петрович ответил, что устал. Афоня сожалеет: кто же останется, как же Егоровка? Иван Петрович хотел ответить, что Егоровка — в каждом из нас. Но Афоня имел в виду всего лишь свою причудливую затею поставить памятник Егоровке на поверхности водохранилища.

Чем сильнее огонь, тем больше помощников. Муку удаётся спасти, хотя почти все участники перепились. Валя-ключница орёт про то, что много украдено, и ей отвечать. Иван Петрович уже теряет сознание, ему надо отдохнуть. В пьяном угаре архаровцы колотушкой убивают Хампо, но Хампо успевает задавить одного из них (Соню). Лежат два трупа.

Наступает утро. Теперь будет много комиссий, опустевшее пепелище оцеплено. Иван Петрович идёт к Афоне с вопросом: что теперь делать? Афоня говорит: жить будем. Иван Петрович соглашается.

Иван Петрович идёт в весенний лес, чтобы отдохнуть там и успокоиться. Он чувствует пробуждение земли и всей природы. И он ждёт, что земля укажет, куда идти ему, заблудившемуся человеку. Пересказал Алексей Боровиков

Главный герой - Иван Петрович Егоров только что вернулся с работы, собирался отдохнуть, но услышал страшное слово "Пожар!". Горели промышленные и продовольственные склады. Прибежала куча народа, но Валя, кладовщица, опасаясь воровства, не открывала дверь склада. Егоров заставил ее это сделать и поставил немого сторожа Хампо охранять склады от мародерства.

Людей много, но большинство из них просто бегают в панике. Действительно, спасают продукты от пожара только Егоров, его жена Алена, начальник участка Водников. Архаровцы, молодые наемные рабочие, только и ждут, когда откроют комнату с водкой, чтобы все разворовать.

Вынося продукты, Егоров недоумевает, когда же все так изменилось в этом мире, люди стали работать ради еды и водки, а трудолюбие стало позором, а не достижением. Он понимает, что этот поселок, Сосновка, уже давно изжил себя, а такие вот архаровцы заполонили всю страну. Раньше люди пили алкоголь тайком, а теперь стали этим даже бравировать. Его мыли прерывает странная картина: архаровцы передают бутылки водки по цепочке и отпивают из каждой бутылки по глотку. Водка спасена, а вот спасать муку и сахар желающих нет. Только один архаровец – Сашка Девятый – помог Егорову вытаскивать мешки, был он уже в стельку пьян.

Иван Петрович ищет взглядом Алена, она вытаскивает бутыли с маслом. Уже давно они решили, что здесь, посреди всеобщего пьянства, жить невозможно, что нужно переезжать к сыну в Иркутск. Решить-то решили, а вот с переездом тянут. Егоров понимал, что существовать эту поселку осталось ровно столько, сколько будет возможно рубить деревья. Закончится лес - умрет и Сосновка.

Ивана Петровича в Сосновке не любили, потому что порядочным был и ответственным, работал за совесть, а вовсе не за деньги. Однажды хотел приструнить архаровцев и чудом избежал гибели. Отсюда нужно было бежать, а он спасал продукты. Еще один факт его очень удивлял: продуктов было очень много, но в поселковой столовой или магазине этого изобилия не ощущалось. Рядом кладовщица Валя причитала, что склад разворовали, а ей отвечать. В одном из углов склада разгорается драка, архаровцы убивают Хампо, но тот перед своей гибелью успевает нанести смертельный удар Сане Девятому.

Повест-во-вание от третьего лица. Много общих заме-чаний, рассуж-дений публи-ци-сти-че-ского харак-тера. Повест-во-вание также преры-ва-ется воспо-ми-на-ниями.

Март месяц. Иван Петрович — води-тель. Он только что вернулся с работы, устал. Его встре-чает жена Алёна. Вдруг он слышит, что люди кричат: пожар.

Горят ОРСовские склады. Иван Петрович сума-тошно думает, что взять с собой на тушение пожара. Берет с собой топор. «Русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устра-и-вался он так, чтоб удобно было жить и поль-зо-ваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут, когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размыш-ляли: спасаясь от воды, кто думает об огне?»

Горят обе части склада: и продо-воль-ственная, и промыш-ленная. Иван Петрович сразу приметил, что стихийную борьбу с огнем возгла-вили два надежных чело-века: Афоня и Семен Кольцов. Распутин описы-вает огонь как живое суще-ство, главное свой-ство кото-рого — жадность, свире-пость.

Соби-ра-ется началь-ство.

Поселок этот построен леспром-хозом. Его строили не для жизни, а на время, до следу-ю-щего кочевья. Он никогда не станет обжитым. В нём нет дере-вьев, садов.

В поселке не ведется стро-и-тель-ства соци-альных объектов, потому что ничего никому не нужно. Пока есть работа — дерево, но через 3-4 года его не оста-нется, рабочие будут рабо-тать в вахтенном режиме. Другой работы нет, все поля были затоп-лены при стро-и-тель-стве гидро-элек-тро-станции.

Появ-ля-ется начальник участка Борис Тимо-феич Водников. Он, хоть и руга-ется всегда со всеми, умеет руко-во-дить, и на него можно поло-житься.

Алёна помо-гает в тушении пожара не меньше мужчин: она спасает какие-то вещи.

Арха-ровцы — бригада оргна-бора (наёмные неместные рабочие). Они явля-ются отри-ца-тель-ными персо-на-жами повести.

Валя-кладов-щица не хочет откры-вать склад, потому что боится, что ей предъ-явят претензии, если имуще-ство разво-руют в панике. Борис Тимо-фе-евич прика-зы-вает арха-ровцам ломать склад. Он ищет началь-ника ОРСа (склада), но вспо-ми-нает, что тот на очередном сове-щании. Иван Петрович сове-тует поста-вить сторожа и старика Хампо, чтобы предот-вра-тить маро-дёр-ство.

Сашка Девятый, один из арха-ровцев, говорит глав-ному герою, оста-нав-ливая его перед огнём: «Не сюда. Не сюда, граж-данин законник. Сгоришь — кто нам будет права качать?!» В этом — все их взаи-мо-от-но-шения. Арха-ровцы — носи-тели лагерных понятий, пред-ста-ви-тели города, где каждый отно-сится к работе как к обязан-ности, увиль-нуть от которой — достойное дело. Поэтому Ивана Петро-вича не любят за его прин-ци-пи-аль-ность. Арха-ровцы у Распу-тина — выра-жение мрачных сторон циви-ли-зации, прогресса.

Ивана Петрович жил в деревне Егоровка, и фамилия его — Егоров. Воевал танки-стом. Люди начали поки-дать деревню уже после войны — о затоп-лении знали заранее. Но Иван Петрович остался, хотя и тяжело было смот-реть на пусте-ющую деревню. Он не стано-вится горо-жа-нином ещё и потому, что женится на Алене, болеет его мать. А брат Гошка, уехав в город, спился. В конце концов, пришлось ему пере-ехать в новый поселок — Сосновку (где и проис-ходят события повести). Иван Петрович думает, что придётся пере-ез-жать и сейчас, хотя совсем не хочется.

Иван Петрович врыва-ется в один из продо-воль-ственных складов. Обильные запасы продо-воль-ствия, посте-пенно разру-ша-емые хаосом паники и жаром, описаны угро-жающе, враж-дебно. Иван Петрович ловит себя на усмешке: ведь еды во всех леспром-хозах всегда не хватает, откуда же её столько здесь? «Плакали пром-то-варные склады, плакали япон-ские кофточки и родные сково-родки — разве столько в срав-нении с выне-сенным оста-нется там, в этом пекле?! Но продо-воль-ственные склады, попустив-шись правым, еще и теперь можно бы спасти, будь машина и будь побольше порядка. Но „пожарку“, един-ственную на весь леспромхоз, еще года два назад разнесли на запчасти, она только числится на воору-жении...»

Автор (или герой?) рассуж-дает о том, с какого момента жизнь пошла напе-рекос. Всё изме-ни-лось, когда начали рубить лес. Это работа, не требу-ющая души, это разру-шение не только леса, но и чело-века. Сосновка начи-на-лась как нормальная деревня: была взаи-мо-по-мощь, люди обща-лись между собой. Но всё больше и больше стало прихо-дить «легких» людей, которые не хотели обза-во-диться хозяй-ством, а рабо-тали только ради отдыха, еды и выпивки. Если раньше пили, стес-няясь этого, то сейчас появи-лись целые «бригады» со своими лиде-рами. Ухуд-ша-ется соци-альная обста-новка, растёт преступ-ность. Директор школы Юрий Андре-евич посчитал: за войну погибло столько же сельчан, сколько погибло не своей смертью в молодой Сосновке.

В Сосновке не любят добро-со-вестных людей. Лесничий Андрей Солодов однажды оштра-фовал леспромхоз за слишком высокие пни, из-за чего сильно задер-жали зарплату. После этого у него сгорела баня и пропала лошадь. Анало-гичное отно-шение к Ивану Петро-вичу. Он пытался дока-зать началь-нику участка, что дело не в плане, а в людях, в природных ресурсах. Но у началь-ника — свои заботы и свои началь-ники. Поэтому ему прихо-дится поить водкой рабочих за свой счёт, чтобы они делали план.

Иван Петрович живёт в мире абсо-лютных ценно-стей и готов отста-и-вать их активно. Но пред-став-лена и другая жизненная позиция. Афоня Брон-ников, тоже из Егоровки, тоже честный мужик, говорит: «Я так считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — и хватит. Наше дело — жить правильно, пример жизнью пода-вать, а не заго-нять палкой в свою отару. От палки толку не будет». Очевидно, Распутин с такой пози-цией не согласен. Устами Ивана Петро-вича он говорит: «Да ведь опоз-дали, опоз-дали с примером-то! Поздно!»

Когда огонь подо-брался к водке, местные жители и арха-ровцы прояв-ляют чудеса орга-ни-зо-ван-ности: они пере-дают бутылки по цепочке, спасая их и по ходу распивая. Иван Петрович в одиночку спасает расти-тельное масло. Афоня тащит его спасать муку. Кто-то кричит, только проснув-шись: «Гори-ииим!»

Распутин описы-вает психо-ло-ги-че-скую драму в душе Ивана Петро-вича. Жизнь изме-ни-лась. Ценности героя пере-стали осозна-ваться обще-ством как абсо-лютные. Но он не может от них отка-заться и не может понять совре-мен-ность.

Иван Петрович продол-жает спасать муку и сахар. Он пони-мает, что спасти все не удастся, а помощ-ников нет. Он начи-нает ломать забор. И тут ему на помощь приходит, как ни странно, Сашка Девятый.

Иван Петрович натал-ки-ва-ется на Алёну. Они в ужасе наблю-дают, как грабят остатки пром-то-вар-ного склада.

С Алёной они живут 32 года. 2 года назад, на 30-летие свадьбы, они решили наве-стить детей, двух дочерей и сына. Одна дочь — учитель-ница в каком-то поселке. Вторая дочь — в Иркутске. Сын — летчик, в поселке Сырники под Хаба-ров-ском. Больше всего понра-ви-лось Ивану Петро-вичу у сына: сын следит за домом, выра-щи-вает яблоки, дружит с сосе-дями, родствен-ни-ками жены. Поэтому когда он пред-ложил роди-телям пере-ехать к нему, Иван Петрович согла-сился.

Сосновку уже не спасти. Всё нача-лось с приезда последней бригады арха-ровцев год назад. Они очень спло-ченные, настроены агрес-сивно. Иван Петрович пытался поста-вить их на место, но чуть не был убит (хотели подстроить несчастный случай).

Алёна рабо-тала в библио-теке. Иван Петрович сам не заметил когда, но жена стала неотъ-ем-лемой частью его собственной личности. Распутин идеа-ли-зи-рует их отно-шения: полное взаи-мо-по-ни-мание. И по вопросу отъезда у неё было то же самое мнение: уезжать надо, но как-то не охота.

Ивану Петро-вичу помо-гают таскать муку. Но вдруг помощ-ники исче-зают. Изредка появ-ля-ются пьяные арха-ровцы, но они уже ни на что не способны. Рабо-тают Иван Петрович и Афоня, а также Панте-леев. Вскоре уже не оста-ется времени отнести мешки подальше, бросают сразу у склада. У Ивана Петро-вича темнеет в глазах.

Дядя Миша Хампо пара-ли-зован с детства. У него не рабо-тала рука, была нару-шена речь. Но «чтобы пони-мать друг друга, много слов не надо. Много надо — чтобы не пони-мать». Хампо все любили. Он был трудо-любив. Жена давно умерла, жил один. Работал он всегда сторожем, почти бесплатно — Распутин вкла-ды-вает в это симво-ли-че-ский смысл: Хампо — храни-тель ценно-стей. Когда воров-ство утвер-ди-лось, даже ему, самому совест-ли-вому, пришлось привы-кать.

Жизнь Ивана Петро-вича в Сосновке теряет смысл. Он не может рабо-тать только для достатка. Работа для него — это творение чего-то вечного. Разру-шены нрав-ственные основы, всё смеша-лось: добро и зло. Однажды Афоня спросил Ивана Петро-вича, зачем тот уезжает. Иван Петрович ответил, что устал. Афоня сожа-леет: кто же оста-нется, как же Егоровка? Иван Петрович хотел отве-тить, что Егоровка — в каждом из нас. Но Афоня имел в виду всего лишь свою причуд-ливую затею поста-вить памятник Егоровке на поверх-ности водо-хра-ни-лища.

Чем сильнее огонь, тем больше помощ-ников. Муку удаётся спасти, хотя почти все участ-ники пере-пи-лись. Валя-ключ-ница орёт про то, что много укра-дено, и ей отве-чать. Иван Петрович уже теряет сознание, ему надо отдох-нуть. В пьяном угаре арха-ровцы коло-тушкой убивают Хампо, но Хампо успе-вает зада-вить одного из них (Соню). Лежат два трупа.

Насту-пает утро. Теперь будет много комиссий, опустевшее пепе-лище оцеп-лено. Иван Петрович идет к Афоне с вопросом: что теперь делать? Афоня говорит: жить будем. Иван Петрович согла-ша-ется.

Иван Петрович идёт в весенний лес, чтобы отдох-нуть там и успо-ко-иться. Он чувствует пробуж-дение земли и всей природы. И он ждёт, что земля укажет, куда идти ему, заблу-див-ше-муся чело-веку.

В поселке загорелись склады.

Герой повести - Иван Петрович - бежит на пожар. Как человек опытный - не с пустыми руками, а с топором. От складов может загореться и улица.

Склады были построены без учета возможности огня: «русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись ».

Начали сколачиваться группы спасателей. «Разобрали крышу - огонь споткнулся о пустоту ».

Обычный российский беспорядок на пожаре проявляется особенно отчетливо: «бабы с ведрами понабежали, а водовозку найти не могут. С Ангары на коромысле таскают. На такой ад - на коромысле! Да это ж все одно, что встать в ряд и чихать на него. Из огнетушителя - один пшик. Ни пены, ни гангрены».

«Народу было густо, сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, кто сумел бы организовать его в одну разумную твердую силу, способную остановить огонь».

Поселок выстроили при леспромхозе.

«Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей». Но воспринимался поселок «как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься».

Улицы были прямые и широкие, линию соблюдали строго. Но тяжелая техника разбила их, летом лесовозы и трактора намешивали в ненастье грязь, которая потом засыхала, превращаясь в каменные гряды, а для стариков - в неодолимые горы. «Каждый год поссовет собирал по рублю со двора на тротуары, каждый год их настилали, но наступала весна, когда надо подвозить дрова, и от тротуаров, по которым волочили и на которые накатывали кряжи, оставались одни щепки» .

Деревьев у домов почти нет. «Те же самые люди, которые в своих старых деревнях, откуда они сюда съехались, и жизни не могли представить себе без зелени под окнами, здесь и палисадники не выставляли. И улица ревела и смотрела в стекла без всякой запинки».

«Одно слово: леспромхоз - промышленные заготовки леса. Лес вырубать - не хлеб сеять».

Уничтожили лес - и снимайся на новое место. Лес уничтожают дочиста. Техника пошла такая, что никакого подроста после себя не оставит. О том, что будет дальше, никто и не думает.

На пожаре возникают споры. Вот, вытащили со склада мотоцикл «Урал» . А говорили - нету!

Начальник ругается с кладовщицей Валей, которая отказывается отпирать свой склад: растащат!

Сгори-ит! - надрывался начальник.

Тушите. А открывать, чтоб растащили, я не обязана. Тушите.

Двери склада решили ломать. А на страже добра поставить ответственного дядю Мишу Хампо.

Егоров из Егоровки, Иван Петрович, все время вспоминает свою родную деревню. Жийы в нем моральные устои крестьянства, поэтому и местные «архаровцы» (искатели легкой наживы) зовут его законником.

В родную деревню возле Ангары и тайги много лет назад вернулся бравый сержант Егоров с войны.

Разглядел в соседней деревне Алену, «которая так неумело и бесхитростно таращила на него свои и без того огромные зенки и так испугалась, когда он впервые взял ее под руку, что он не стал больше никого искать». Стал шоферить на новой машине. В семье появились дети.

«Иван Петрович остался в Егоровне, ужился и успокоился, нисколько не страдая от глухомани, которая с годами помаленьку просветлялась: провели электричество, чаще стали притыкаться к егоровскому берегу белые пароходы...»

И тут решили государственные мужи затопить Егоровку под водохранилище. Пришлось перебираться в леспромхозовский поселок Со-сновка. Автор посвящает нас во внутренний мир и прошлое героя, а тем временем на пожаре открыли уже продуктовый склад. Много там всякого добра: и колбаса, и красная рыба. Народ этого добра не видит - ни в поселке, ни на лесоповале. Все начальству отправляют - «неробам».

Горько Ивану Петровичу, но он продолжает спасать добро - выкидывать продукты из горящего склада.

Огонь разгорался, пора было отступать. Один из «архаровцев» вытащил увлекшегося Ивана Петровича из склада:

Сгоришь, законник!

Промтоварные склады не спасти, а продовольственные можно бы, будь машина и будь побольше порядка. Но «пожарку», единственную на весь леспромхоз, еще года два назад разнесли на запчасти, она только числится на вооружении...

Ищет взглядом Иван Петрович на пожарище свою Алену - она тоже где-то при деле. Ищет - не находит. «Архаровцы» взялись за разграбление бутылок со спиртным.

Как прокралось в быт и в души беззаконие? Не сразу, исподволь. Иначе и быть не могло, если «жизнь состоит в том, чтоб рубить».

Все больше в поселке «легких людей», признающих только гульбу и водку. Директор школы «взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью - это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая».

«Иван Петрович размышлял: свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались?»

Ради плана лесозаготовок разрушаются не только леса и земли, гибнут людские души.

Пожар продолжается. Ребятишки и бабы тянут со склада какие-то маленькие баночки и коробочки. «Архаровцы» хлещут и растаскивают вино и водку. Кладовщица кричит, чтоб спасали растительное масло - больше не подвезут. Наш герой внял ее крикам и ринулся на спасение масла.

«Иван Петрович искал растительное масло в бутылках, а оно оказалось в железной бочке. Он с трудом, обжигая руки, повалил ее, огромную, с раздутыми боками, побывавшую не в одной переделке, но выкатить не мог, под его усилиями она только раскачивалась. Он заторопился к цепочке и, не вглядываясь и не выбирая, выхватил из нее первое попавшееся звено. Оно оборотилось тем самым парнем, вместе с которым сбивали крышу и который принес наверх известие о найденном мотоцикле «Урал». От парня пахнуло кипяченой водкой; ничего не понимая, но и не сопротивляясь, он запрыгал вслед за Иваном Петровичем. Вдвоем, где руками, где ногами, они выкатили бочку».

Нужно было спасать муку.

«В последнем, мучном складе не одна только была мука и не с одними только крупами, хранили еще и сахар. Средь муки и крупы он держался по-барски: они, сваленные как попало в мешках на пол, оплыли серой пылью, для сахара же с левой стороны устроили настил и подстелили брезент. И кули, в каких он был, отличались чистотой и доброшивом, и уложены они были аккуратно. Будто не свои же мужики таскали и укладывали, а вызывали бригаду из-за границы. По.привычке хвататься прежде за тяжелое, ноги понесли Ивана Петровича к сахару. Но Афоня Бронников придержал:

Давай, Иван Петрович, за муку».

Однако мешки с мукой уложены в два человеческих роста - не перетаскать вдвоем. Разыскивая подмогу, Иван Петрович видит Алену.

Ты смотри, - не тащи себе ничего, как другие, - предупреждает законник жену.

Она обижается:

Много я себе за жизнь натаскала?

Тридцать лет прожили Иван да Алена. На тридцатилетие свадьбы объехали они своих выросших детей: двух дочек и сына. «Городские удобства» дочери в Иркутске ужасно расстроили Егорова: удобства - девятый этаж. А лифт не работает! Дочь надорвалась, лежит в больнице.

Сын Борька в Хабаровске работает техником в небольшом аэропорту. Красивый и богатый поселок, весь в зелени и уборе. Борис с женой жил своим домом,при доме - сад.

Порадовался отец за Борьку. Сын зовет отца с матерью переезжать к нему. Ивану Петровичу жаль покидать Сосновку - хоть и неуютная она, но полжизни ей отдано. Однако учащаются конфликты с «архаровцами », Иван Петрович не спускает им хулиганства, безответственности, нарушений дисциплины. И его противники подстраивают так, что его чуть не придавило лесиной.

Палисадник перед его избой разворотили...

«Спасение было одно: уехать».

Уехать - и увезти Алену. За тридцать лет совместной жизни муж и жена сроднились необычайно. В дороге Иван Петрович всегда говорит в воображении со своей Аленой - и всегда знает, что она скажет нужное слово. Герой считает, что мужик, который женского голоса не слышит, - пустое существо.

«Алена для Ивана Петровича была больше чем жена. В этой маленькой расторопной фигуре, как во всеединой троице, сошлось все, чем может быть женщина».

«Давным-давно, еще жили в Егоровке, возился как-то Иван Петрович под машиной с невыключенным раскрытым мотором. Машина была старая, ЗИС-150. Он только после отыскал, где подтекало, а до того и не знал - мотор вдруг вспыхнул. Распластанный на земле и растерявшийся, Иван Петрович обмер. И выскочил он, когда на него чем-то сыпануло. В углу стоял короб с песком. Алена одним махом подхватила его и ухнула на огонь. Потом, когда короб снова наполнили, Иван Петрович с великим трудом едва отодрал его от земли. Алене нечего было и пытаться.

Это не я и была, - простодушно решила она. - Это кто-то, чтоб спасти тебя, мои руки подхватил да свою силу подставил. А я ниче и не помню. И тяжели вроде никакой не было.

И сколько такого случалось, что кто-то ее руками подымал и подымал непосильные тяжели».

Таскает и таскает Иван Петрович мешки с мукой, уже подобрались помощники - человек десять. Руки работают, спина уже от тяжести трещит, а мысли текут: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Захромает какая - весь свет внаклон ».

Старинный друг, земляк и единомышленник Афоня спрашивает Ивана, вправду ли тот собрался уезжать. Вправду.

Ты уедешь, я уеду - кто останется?

Кто-нибудь останется.

Кто? Кто - кто-нибудь, Иван Петрович? - на последнем голосовом дожиме не сказал - простонал Афоня. - Эх!.. Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате - берите, кому не лень!

На пожаре берут, кому не лень. Иван Петрович с Афоней спасают мешки с мукой из огня, а кто-то из «архаровцев» уже тянет их в сторону и прячет неподалеку.

Дядя Миша Хампо (он наполовину парализован и может выговорить только: «Хамп-о-о-о...»), человек необыкновенной честности, «сто-рож-самостав», пытается отбить у «архаровцев» какой-то мешок «с цветными тряпками» - и те насмерть забивают его колотушкой.

После того как отшумел пожар, отправляется Иван Петрович пройтись в сторону кладбища. Мрачные мысли одолевают его с новой силой: «Уехать? Остаться?»

«Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?»

В. Распутин "Пожар"

ПЛАН:
1. Краткие сведения о творчестве писателя.
2. История создания произведения.
3. Идейный замысел, проблемы произведения.
4. Краткое содержание произведения.
5. Характеристики главных героев.
6. Художественные особенности произведения.
7. Оценка произведения критикой.
8. Моё мнение.
Список литературы.

Краткие сведения о творчестве писателя
Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживёт и заговорит
в книгах. В большой автобиографическом очерке одной поездки “Вниз и вверх по течению” , опубликованном в 1972 году, Распутин опишет своё детство,
большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами – тому, что считает определяющим при формировании души ребёнка и его
характера. Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учебы в университете, хотя само по себе занятие
журналистикой, перешедшее затем в самостоятельное литературное творчество, сам писатель не считал предопределённым. Когда однажды он оказался
без денег, ему предложили поработать, не порывая с учебой, в газете “Советская молодёжь” . Тридцатого марта 1957 года на её страницах появился
первый материал Распутина. Журналистика увлекла его. В альманахе “Ангара” стали появляться его очерки. В 1966 году Восточно-Сибирским книжным
издательством была выпущена книга “Край возле самого неба” . В том же году в Красноярске выходит и книга очерк “Костровые новых городов” .
Сотрудничал в газете “Красноярский комсомолец” , писал статьи о строительстве железной дороги Абакан – Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.
Первый рассказ, написанный Валентином Распутиным, назывался “Я забыл спросить у Лешки…” . Он был опубликован в 1961 году в альманахе “Ангара”
.
Весной 1967 года Распутин получил членский билет Союза писателей СССР. Одно из замечательных произведений Валентина Распутина
“Василий и Василиса” . Рассказ этот впервые появился в еженедельнике “Литературная Россия” в самом начале 1967 года. С этого рассказа начинается
новый период в творчестве Валентина Распутина. Он стал самостоятельным писателем, прозаиком – со своим стилем, своим взглядом на мир. Летом
того же года появляется повесть “Деньги для Марии” . Она была опубликована в альманахе “Ангара” , через месяц в журнале “Сибирские огни” , а в
следующем году вышла отдельной книгой в столичном издательстве “Молодая гвардия” . Затем, когда появятся “Последний срок” , “Живи и пони” ,
“Прощание с Матёрой” , “Пожар” , первая повесть словно бы растворится в свете славы “младших сестёр” и в спорах, возникших вокруг них.
Повесть “Последний срок” , над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале “Наш
современник” , в номерах 7,8 за 1970 год. Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности – в первую очередь
традиции Толстого и Достоевского, – но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы. Пьесу “Последний срок” поставили во
МХАТе и Болгарии.
Повесть “Живи и помни” впервые была опубликована в номерах 10,11 журнала “Наш современник” за 1974 год. В 1977 году Валентин Распутин
удостоен за неё Государственной премии СССР. Спустя ровно два года, в октябре – ноябре 1976-го, наряду с поистине триумфальным шествием повести
“Живи и помни” стало приобретать широкую известность новое произведение Распутина – повесть “Прощание с Матёрой” .
История создания произведения
Ассоциации, вызванные последней по времени повестью Валентина Распутина “Пожар” , впервые опубликованной в журнале “Наш современник”
, №7 за 1985 год, не случайно уводят к более раннему произведению – “Прощанию с Матёрой” . Автор и сам подчеркивает эту преемственность: в
“Пожаре” мы встречаем наживающуюся на беде Клавку Стригунову – она и на Матёре была такой же, и первой бежала с острова; почти немой,
наделённый богатырской силой дядя Миша Хампо удивительно напоминает старого Богодула; да и сама Сосновка, в которой происходит действие, – тот
самый новый посёлок, в который переезжали жители Матёры. Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть: что же сталось с героями былой его
повести, каковы они, как повлиял на них перемена условий жизни, рода занятий, окружения.
Пусть об этом скажет сам Валентин Распутин, тем более что вопрос, в своё время заданный ему, так и звучал: “Как создавалась эта повесть? Как вы
нашли своего героя – Ивана Петровича?” “Здесь прежде всего надо вспомнить повесть "Прощание с Матёрой", – отвечает писатель. – Я сам из
"утопленников" – так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду… Не миновала этой судьбы и моя
родная деревня Аталанка, которой, как и Матёре, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были – рубить лес…
С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов – все тревожней за человека… Как нашел героя повести? Его и искать не пришлось, это
мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. Когда-то, в рассказе "Уроки французского", я упоминал его, – там это шофёр, как оно и было в
действительности… И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был. Только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском” .
Идейный замысел, проблемы произведения
Сюжет повести, как всегда у Распутина, прост: в поселке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Люди пытаются хоть что-то спасти
от огня. Кто эти люди, как они ведут себя в этой ситуации, почему они совершают тот или иной поступок? Писателя интересует именно это, т.е. человек
и все, что с ним происходит, – а это не может не волновать и всех нас. Ведь с человеком что-то творится, если душа его не находит покоя, мечется, болит,
стонет. Что же с ним происходит, и кто тому виною, и каковы причины? Все эти вопросы словно витают над пропахшей дымом пожара Сосновкой,
требуя ответа.
Иван Петрович услышал крики: “Пожар! Склады горят!” И не случайно почудилось шофёру, “будто крики идут из него” , – душа тоже горела. Так и
пройдут они через всю повесть – два пожара, связанные один с другим внутренней логикой.
Почему мы такие? – задаётся вопросом писатель. – Почему человек, имеющий высокий потенциал, думающий не только о себе, но и о людях, о
будущем, стал мешать? В одиннадцатой главе, почти композиционном центре повести, Распутин, словно соединившись с героем, высказывает всё, что
наболело, что не даёт покоя и чему он посвятил многие публицистические статьи. Эти размышления героя о душе, совести и правде, этот апогей его
внутреннего пожара и есть та нравственная призма, сквозь которую мы более оголенно видим происходящее в Сосновке, и с Егоровым.
В финальной главе повести, где мы видим героя наедине с природой, отчётливо звучит мысль, что “никакая земля не бывает безродной” , что это
зависит от человека, от того, каков он. Всё дальше и дальше уходя из охваченного послепожарной суетой и возбужденностью поселка, наблюдая гору, лес,
залив, небо, Егоров чувствует, как “легко, освобождённо и ровно шагается ему, будто вынесло его, наконец, на верную дорогу” . Вернётся ли он? Уйдёт ли
навсегда из Сосновки?
Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задаёт сама жизнь. Кроме нас, никто на него не ответит. Время
идёт, земля ждёт, её суд приближается..
Краткое содержание произведения
Усталый Иван Петрович возвращался домой. Ещё ни когда он так не уставал. “И с чего так устал? Не надрывался сегодня, обошлось даже без
нервотрёпки, без крика. Просто край открылся, край – дальше некуда” . Добрался, наконец, до дому, и вдруг он услышал крики: “Пожар! Склады горят!” .
Сначала Иван Петрович не увидел огня, но потом он увидел, что горят складские постройки. Столь серьёзного пожара, с тех пор как стоит посёлок, ещё
не бывало.
Склады были построены так, и загорелось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Склады расходились на стороны:
продовольственные и промышленные. В продовольственный край огонь пошёл по крыше, но самое пекло было в промышленном краю.
Когда Иван Петрович шёл по двору складов, только в двух местах начали сколачиваться группы: одна скатывала с подтоварника мотоциклы,
вторая разбирала крышу – чтобы прервать огонь. Иван Петрович полез на крышу, там командовал Афоня Бронников. Он поставил Ивана Петровича на
край, выходящий на двор, и тот принялся отдирать доски. Вернулся посланный за ломом парень и принёс вместо лома новость: выкатили обгоревший
мотоцикл “Урал” .
Выбив последнюю тесину Иван Петрович огляделся. По двору ошалело носились ребятишки, у промтоварных складов метались и вскрикивали
фигуры. Но набегало уже и начальство. Пришли начальник участка, главный инженер леспромхоза. Сбежался весь посёлок, но не нашлось пока никого,
кто сумел бы организовать его в одну разумную силу, способную остановить огонь.
Иван Петрович спрыгнул вниз и побежал к тому месту, где только что видел начальника участка Бориса Тимофеича. Он отыскал его по крику в
толпе у продовольственного склада. Борис Тимофеич просил Вялю-кладовщицу открыть двери склада. Она не согласилась, и тогда он крикнул
архаровцам, чтоб ломали двери. И они с удовольствием принялись ломать. Иван Петрович предложил начальнику участка поставить в воротах дядю
Мишу Хампо, чтоб тот охранял. Так Борис Тимофеич и сделал.
На Ивана Петровича нахлынули воспоминания о старой деревне Егоровке. Из своей деревни он выезжал на долго только однажды – в войну. Два
года воевал, и год ещё после победы держал оборону Германии. Осенью 46-го воротился домой. И не узнал своей деревни, она показалась ему
невзрачной и обделённой. Здесь всё оставалось и словно навсегда остановилось, без перемен. Вскоре в соседней деревне встретил Алёну. Когда колхоз
получил новую машину, оказалось, что за неё сажать некого кроме него. Он стал работать. Вскоре в тяжёлой и долгой немочи слегла мать. Его младший
брат уехал на стройку и с больших денег спился. Иван Петрович остался в Егоровке. Когда Егоровку затопило, всех её жителей свезли в новый посёлок, в
который привезли ещё шесть таких же, как Егоровка. Здесь сразу утвердился леспромхоз, назвали его Сосновкой.
Когда Иван Петрович заскочил в крайний продовольственный склад, там полыхало вовсю. Над щелястым потолком гудело страшно; несколько
потолочных плах возле стены сорвало, и в проём рвался огонь. Иван Петрович не бывал внутри складов, он поразился изобилию всего: на полу немалой
горой были навалены пельмени, рядом валялись колбасные круги, в тяжёлых кубах стояло масло, там же в ящиках стояла красная рыба. Куда же это всё
уходило подумал Иван Петрович. Запахиваясь телогрейкой и приплясывая от жара, Иван Петрович выбрасывал к двери круги колбасы. Там, во дворе,
кто-то подхватывал их и куда-то относил.
Жар становился всё нестерпимей. Никто, похоже, больше не тушил – отступились, а только вытаскивали, что ещё можно было вынести. Иван
Петрович подумал, склады не спасти, но магазин отстоять можно. Вдруг Иван Петрович увидел, Бориса Тимофеича, который ругался с архаровцем. Но он
помешал этой потасовке.
Как-то раз Иван Петрович разговаривал с Борисом Тимофеевичем. Борис Тимофеевич заговорил о плане и тут Иван Петрович взорвался: “План,
говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили!.. Лучше б мы другой план завели – не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько
душ потеряно…” Борис Тимофеевич с ним не согласился. Но Иван Петрович был устроен по-другому, под ежедневным давлением в нём словно бы
сжималась какая-то пружина и доходила до такой упругости, что выдерживать её становилась невмоготу. И Иван Петрович поднимался и, страшно
нервничая и ненавидя себя, начинал говорить, понимая, что напрасно.
Из первого продовольственного склада огонь вытеснили полностью. Перешли во второй. Когда Иван Петрович в первый раз заскочил сюда, тут
уже было накалёно и дымно, но всё-таки без огня сносно. Здесь было людно. По цепочке передавались ящики с водкой. Откуда-то доносились крики
Вали-кладовщицы, умоляющей вынести растительное масло. Оно стояло в железной бочке, Иван Петрович с трудом повалил её, но выкатить не смог.
Тогда он выхватил кого-то из цепочки, и они вместе выкатили бочку. Иван Петрович возвратился за второй бочкой, но его напарник вернулся в цепочку.
Пытаясь отыскать его он заметил, что по цепи передаются не только ящики, но и раскупоренные бутылки. И опять Иван Петрович уронил бочку с маслом,
кто-то помог ему, но когда выкатили, оказалось, что бочка была без пробки, а в склад уходил извивающийся след масла. Афоня Бронников сказал Ивану
Петровичу, что нужно спасать муку. За третьим складом в низкой постройке держали муку и сахар. Мука была свалена в бесформенную кучу. Иван
Петрович взвалил на себя первый попавшийся мешок и вынес его. Свалил, вместе с Сашкой Девятым, связь забора и положили по откосу на дорогу,
получился мост. Затем оторвали ещё одну и положили рядом. Иван Петрович решил найти Алёну.
Иван Петрович вспоминает, как справляли два года назад тридцатилетие совместной жизни. Взяли отпуск и поехали по своим детям. Старшая
дочь жила в Иркутске, она лежала в больнице и они долго там не задержались. Сын Борис жил в Хабаровске, женился. Борис с невесткой просили
переезжать к ним. А когда вернулись, продолжали работать и жить. В последнем году стало совсем невмочь – с тех пор как утвердилась новая бригада
архаровцев. А когда они палисадник перед избой разворотили, тогда Иван Петрович написал заявление об увольнении. Спасение было одно: уехать.
Теперь только таскай и таскай. Иван Петрович стягивал мешок и уносил его. Поначалу, выносивших муку было человек десять. Но потом их стало
четверо: Афоня, Савелий, Иван Петрович, да кокой-то полузнакомый парень. Потом подстроился Борис Тимофеич. Иван Петрович решил брать
поочерёдно: раз мука, раз крупа. Когда сил не осталось он остановился у постройки. Это была баня Савелия, в неё он таскал мешки с мукой, ещё он увидел
старуху, которая подбирала со двора бутылки – и уж, конечно не пустые. На середине двора Иван Петрович увидел Мишу Хампо. Он был парализован с
детства и плетью таскал правую руку. “Хампо-о! Хампо-о-о!” единственное, что он мог сказать. Миша Хампо жил один. Жену свою похоронил давно,
племянник уехал на Север. Силы он был могучей и одной левой привык делать всё, что угодно. Хампо был прирождённый сторож.
Всё чаще и дотошней, решившись на переезд, стал раздумывать Иван Петрович: что надо человеку, чтобы жить спокойно? И он решил: достаток,
работа и нужно быть дома. Афоня уговаривает Ивана Петровича остаться, но он его не слушает Выбрасывали мешки за дверь, а Иван Петрович
оттаскивал их к забору. Кто-то пьяным голосом позвал его, но он не откликнулся. Всё чаще стали задерживаться мужики – чтоб хватануть воздуха. Иван
Петрович стоял ни рук, ни ног не чувствуя.
Успели всё из последнего склада вытащить. Дядя Миша увидел, как двое играли в мяч из цветных тряпок. И только он это увидел, как на него
обрушился удар, это был Соня. Его били несколько архаровцев. Когда Иван Петрович увидел, что на снегу в обнимку лежат Соня и Хампо, они оба были
уже мёртвы, а в пяти метрах валялась колотушка.
Воротившись с пожара, Иван Петрович даже не прилёг. Он посидел, посмотрел в окно, как несёт с берега дым. На следующий день Иван Петрович
ушёл из посёлка.
И ему казалось, что он вступает в одиночество. И что молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Характеристики главных героев
Центральный персонаж повести – шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную
землю, на которой стоит Сосновка, и бестолковую, временную, а потому изначально обреченную Сосновку, и самого Егорова как неотъемлемую часть
этого посёлка, этой земли – тоже страдающего, сомневающегося, ищущего ответ.
Он устал от неверия, он понял вдруг, что ничего не сможет изменить: видит, что все идёт не так, что рушатся основы, и не может спасти,
поддержать. Больше двадцати лет прошло с тех пор, как приехал Егоров сюда, в Сосновку, из родной своей затопленной Егоровки которую вспоминает
теперь каждый день. За эти годы на его глазах, как никогда ранее, развивалось пьянство, почти распались былые общинные связи, люди стали, словно
чужими друг другу, озлобились. Пытался Иван Петрович противостоять этому – сам едва жизни не лишился. И вот подал заявление об уходе с работы,
решил уехать из этих мест, чтоб не травить душу, не омрачать ежедневным огорчением оставшиеся годы.
Огонь мог перекинуться на избы и выжечь посёлок; об этом в первую очередь подумал Егоров, бросившись к складам. Но в других головах были и
другие мысли. Скажи кто о них Ивану Петровичу полтора десятка лет назад – не поверил бы. Не уложилось бы в его сознании, что люди на беде могут
нажиться, не боясь потерять себя, своё лицо. Он и сейчас не хотел в это верить. Но уже – мог. Потому что всё к этому шло. Сама Сосновка, ничем уже не
похожая на старую Егоровку, располагала к тому.
Продовольственный склад горел вовсю, “сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну
разумную твёрдую силу, способную остановить огонь” . Словно бы и впрямь совсем никому ничего не надо. Иван Петрович, да его приятель ещё по
Егоровке Афоня Бронников, да тракторист Семён Кольцов – вот и все почти, кто прибежал тушить. Остальные – как бы тушить, а больше помогали
именно пожару, ибо тоже разрушали, находя в этом свое удовольствие и свою корысть.
Внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, который уничтожает склады. Одежду, продукты,
драгоценности, прочие товары можно затем восполнить, воспроизвести, но вряд ли когда-либо оживут угасшие надежды, начнут вновь плодоносить с
такой же щедростью выжженные поля былой доброты и справедливости.
Иван Петрович чувствует в себе страшное разорение потому, что не смог реализовать данную ему созидательную энергию, – в ней, вопреки логике,
не было потребности, она наталкивалась на глухую стену, оказывавшуюся её принимать. Поэтому и одолевает его разрушительный раздор с самим собой,
что душа возжаждала определённости, а он не смог ей ответить, что для него теперь – правда, что – совесть, ибо и сам он, помимо своей воли
выдернутый, вырванный с корнем из микромира Егоровки.
Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы первым делом набросились на водку. Кто-то пробежал в новых
валенках, взятых на складе, кто-то натягивал на себя новую одежду; Клавка Стригунова ворует драгоценности.
“Что ж это делается-то, Иван?! Что делается?! Всё тащат!” – в испуге восклицает жена Егорова, Алёна, не понимающая, как вместе с пожаром могут
дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б только архаровцы волокли всё, что на глаза попадётся, но
ведь и свои, сосновские, тоже: “Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки – и, уж конечно не
пустые” ; однорукий Савелий таскал мешки с мукой прямиком в собственную баню.
Что ж это делается? Мы почему такие-то? – вслед за Алёной мог бы воскликнуть, если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Он словно перешёл в
“Пожар” из “Прощания с Матёрой” , – там его звали Богодулом. Не зря автор подчёркивает это, называя старика “духом егоровским” . Он так же, как и
Богодул, почти не говорил, был так же бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирождённым сторожем – не потому, что любил работу, а
просто “так он выкроился, такой из сотни сотен уставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь” . Увы, даже дяде Мише, который
как самую большую беду воспринимал воровство, пришлось смириться: сторожил он один, а тащили почти все. В поединке с архаровцами дядя Миша
удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой.
Алёна, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир
теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни
разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, – она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей
самых красивых речей.
Образ Алёны – один из второстепенных образов “Пожара” , и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей
Распутина именно женщины – главные героини (Анна в “Прощании с Матёрой” , Настёна в “Живи и помни”) . Но и в “Пожаре” героине отводится целая
глава, содержащая своего рода мини-свод философских воззрений прозаика на предмет исследования.
Художественные особенности произведения
В “Пожаре” ландшафт не играет столь же значительной роли, как в предыдущих повестях Распутина, хотя и здесь чувствуется стремление писателя
ввести его в мир героев, а героев показать через природу. Но в том-то и дело, что природа на глазах исчезает: леса вырубаются под корень, – и в душах
героев происходит такое же опустошение.
Эта повесть, как никакая другая у Распутина, публицистична, и это объяснимо тревогой писателя не только за судьбу природных богатств Сибири,
но и, прежде всего, за судьбу человека, здесь живущего, утрачивающего свой корни. Валентин Распутин говорит о “Пожаре” так: “Повесть по размеру
небольшая, а вместить хотелось много… Но я не считал себя вправе растягивать повествование, его должно было хватить на столько, сколько горя склады.
Для меня это имеет значение – соотносимость длительности рассказа с длительностью события” . Тем самым писатель признаёт следование
определённым законам именно публицистических жанров. Но формальный подход в данном случае ничего не даёт, ибо перед нами прежде всего
художественно завершённое произведение, и лишь потом – с элементами публицистичности, в свою очередь продиктованной временем, авторской
болью, которая должна была немедленно, именно в то время, вылиться в предупреждение, предостережение.
В “Пожаре” Распутин впервые выделил в самостоятельную линию супружеские отношения, придавая им тем особое внимание. В это же время
тема современной семьи, воспитания детей, ответственности друг перед другом звучит и в его газетных публикациях. Однако уже самим фактом
единственности Алёны как положительного женского образа в повести Распутин говорит о затухании в современных хранительницах очага женских
начал, без которых жизнь теряет гармонию, в душе убывает крепость.
Крепкая связь, теснейшее переплетение биографии и творчества, конкретных реалий и художественных образов. Это характерно для Распутина,
точно так же как и то, что художественная ткань, настолько плотна, ситуация настолько драматична и психологична, что кажется – возьми он просто факт
из жизни, всё было бы тусклее.
Распутин от главы к главе будет заставлять читателя переводить тревожный взгляд с одного пожара (в душе Егорова) на другой (на складах) и до
последней страницы, до завершающей строки не даст передыху, не снизит напряжения, ибо всё важно.
Оценка произведения критикой
Ко времени появления “Пожара” в печати разве только “Печальный детектив” Виктора Астафьева из современных произведений вызвал такую
лавину статей, споров, дискуссий, обсуждений. Причина такой заинтересованности кроется, прежде всего, в том, что Распутин одним из первых поднял
именно в художественном произведении поднял современнейшие, архиважные проблемы, на которые много лет подряд в порыве розового оптимизма
закрывали глаза.
Моё мнение
По моему мнению, Валентин Распутин написал нужное произведение. Оно показывает, что люди по своей натуре двулики. В обычной жизни они
ведут себя нормально, но как только подворачивается случай, они открываются всем. И под час то, что открывается, не всегда является хорошим. В своём
произведении Распутин показал жителей Сосновки в экстремальной ситуации, и они показывают свою сущность. Кто-то пытается что-то сделать, а кто-то
пытается обогатиться. Даже те, за кем раньше такого не водилось, тащили всё, что могли унести. Распутин попытался раскрыть сущность человека и мне
кажется, что это ему удалось.

Список литературы
1. Панкеев И. А. Валентин Распутин: По станицам произведений. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с., 16 л. ил.
2. Распутин В. Г. Век живи – век люби. Повести. Рассказы. – М.: Известия, 1985. – 576 с., ил.